(1)Дискуссии о состоянии русского языка ведутся ещё со времён могучих витий веков прошлых: А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Ф.М. Достоевского. (2)Ныне для нас их споры, размышления о судьбе родного языка являются высокими уроками русской литературы, человеческой мысли.(3)А что до «деградации», «ослабления», а то и непременной «гибели» русского языка, литературы – это не более чем гипербола, основанная довольно часто на искренней, естественной и понятной тревоге за судьбы своего народа, особенно во времена перемен, потрясений.(4)Нынешние потрясения и глубокие перемены в России происходят, на мой взгляд, скорее в умах и душах людей. (5)Для русского же языка они мне представляются не очень значительными, если вспомнить такие испытания, как «монгольское нашествие» или петровское «окно в Европу».(6)«Восточный ветер» да «западный ветер» приходят и уходят, не в силах пошатнуть укоренённое в веках и на широких просторах могучее древо русского языка, лишь освежая его, а значит, усиливая.(7)В подобных случаях, испытаниях могучий океан великого языка  (и не только русского) своей несравнимой с пришельцами массой, мощью, энергией, мерной и неустанной работой огранит, отшлифует чужие слова, пристраивая их к собственным нуждам, окропит живыми ключами родной земли, принимая в народную речь, письменность, художественную литературу. (8)Так было. (9)Видимо, так и будет. (10)Двести тысяч слов одного лишь словаря В.И. Даля – разве не океан? (11)Чужое перетрёт, перемелет, а грязное с пеною выбросит. (12)Рядовой, нынешний, орфографический словарь, и тот – сто тысяч слов, каждое из которых – не старая плесень, а живая речь, которая, конечно, богаче любых словарей, недаром из неё черпают щедро, но дна, слава Богу, не видно. (13)Русский язык не только живёт, но животворит!(14)Одно из химических производств свои, конечно же ядовитые, отходы давно и поныне закачивает в глубокие земные пласты, губя воды живые. (15)Укорам да упрёкам не внемлют. (16)Главное для них – прибыль.(17)На этой же земле, сохраняя воды живые, ребятишки-школьники хуторов Малоголубинского, Пятницкого и других, конечно же с учителями, земные родники да ключи берегут, чистят их. (18)Каждому – своё.(19)То же – в нашей литературе, журналистике, которые, конечно же, влияют на состояние русского языка. (20)Тут дело в совести и, главное, в таланте. (21)Толстой, Тургенев, Шолохов, Шукшин не ставили себе задачей охранение русского языка. (22)У них это получалось естественно, потому что они были рождены русской землёй, от которой приняли великий дар и достойно им распорядились. (23)Вот и всё объяснение. (24)Для меня лично оно основательно. (25)В меру сил и возможностей следую ему, понимая малую свою силу.(26)Но ведь на хуторе Малоголубинском родники расчищают вовсе малые ребятишки, из начальной школы. (27)Эти родники да ключи текут помаленьку, оживляя речки Малую Голубую, Ростошь, Еруслань, а далее –Дон, его могучие воды.(По Б.П. Екимову*)*Борис Петрович Екимов (род. в 1938 г.) – российский прозаик и публицист.

(1)Дискуссии о состоянии русского языка ведутся ещё со времён могучих витий веков прошлых: А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Ф.М. Достоевского. (2)Ныне для нас их споры, размышления о судьбе родного языка являются высокими уроками русской литературы, человеческой мысли.(3)А что до «деградации», «ослабления», а то и непременной «гибели» русского языка, литературы – это не более чем гипербола, основанная довольно часто на искренней, естественной и понятной тревоге за судьбы своего народа, особенно во времена перемен, потрясений.(4)Нынешние потрясения и глубокие перемены в России происходят, на мой взгляд, скорее в умах и душах людей. (5)Для русского же языка они мне представляются не очень значительными, если вспомнить такие испытания, как «монгольское нашествие» или петровское «окно в Европу».(6)«Восточный ветер» да «западный ветер» приходят и уходят, не в силах пошатнуть укоренённое в веках и на широких просторах могучее древо русского языка, лишь освежая его, а значит, усиливая.(7)В подобных случаях, испытаниях могучий океан великого языка  (и не только русского) своей несравнимой с пришельцами массой, мощью, энергией, мерной и неустанной работой огранит, отшлифует чужие слова, пристраивая их к собственным нуждам, окропит живыми ключами родной земли, принимая в народную речь, письменность, художественную литературу. (8)Так было. (9)Видимо, так и будет. (10)Двести тысяч слов одного лишь словаря В.И. Даля – разве не океан? (11)Чужое перетрёт, перемелет, а грязное с пеною выбросит. (12)Рядовой, нынешний, орфографический словарь, и тот – сто тысяч слов, каждое из которых – не старая плесень, а живая речь, которая, конечно, богаче любых словарей, недаром из неё черпают щедро, но дна, слава Богу, не видно. (13)Русский язык не только живёт, но животворит!(14)Одно из химических производств свои, конечно же ядовитые, отходы давно и поныне закачивает в глубокие земные пласты, губя воды живые. (15)Укорам да упрёкам не внемлют. (16)Главное для них – прибыль.(17)На этой же земле, сохраняя воды живые, ребятишки-школьники хуторов Малоголубинского, Пятницкого и других, конечно же с учителями, земные родники да ключи берегут, чистят их. (18)Каждому – своё.(19)То же – в нашей литературе, журналистике, которые, конечно же, влияют на состояние русского языка. (20)Тут дело в совести и, главное, в таланте. (21)Толстой, Тургенев, Шолохов, Шукшин не ставили себе задачей охранение русского языка. (22)У них это получалось естественно, потому что они были рождены русской землёй, от которой приняли великий дар и достойно им распорядились. (23)Вот и всё объяснение. (24)Для меня лично оно основательно. (25)В меру сил и возможностей следую ему, понимая малую свою силу.(26)Но ведь на хуторе Малоголубинском родники расчищают вовсе малые ребятишки, из начальной школы. (27)Эти родники да ключи текут помаленьку, оживляя речки Малую Голубую, Ростошь, Еруслань, а далее –Дон, его могучие воды.(По Б.П. Екимову*)*Борис Петрович Екимов (род. в 1938 г.) – российский прозаик и публицист. ЕГЭ

Сичинение по тексту б.екимова

Текст

      (1)Дискуссии о состоянии русского языка ведутся ещё со времён могучих витий веков прошлых: А.С. Пушкина, Ф.И.
Тютчева, А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Ф.М. Достоевского. (2)Ныне для нас их
споры, размышления о судьбе родного языка являются высокими уроками русской
литературы, человеческой мысли.
(3)А что до «деградации»,
«ослабления», а то и непременной «гибели» русского языка,
литературы – это не более чем гипербола, основанная довольно часто на
искренней, естественной и понятной тревоге за судьбы своего народа, особенно во
времена перемен, потрясений.
     (4)Нынешние потрясения и
глубокие перемены в России происходят, на мой взгляд, скорее в умах и душах
людей. (5)Для русского же языка они мне представляются не очень значительными,
если вспомнить такие испытания, как «монгольское нашествие» или петровское «окно
в Европу».
    (6)«Восточный ветер» да
«западный ветер» приходят и уходят, не в силах пошатнуть укоренённое в веках и
на широких просторах могучее древо русского языка, лишь освежая его, а значит,
усиливая.
    (7)В подобных случаях,
испытаниях могучий океан великого языка (и не только русского) своей
несравнимой с пришельцами массой, мощью, энергией, мерной и неустанной работой
огранит, отшлифует чужие слова, пристраивая их к собственным нуждам, окропит
живыми ключами родной земли, принимая в народную речь, письменность,
художественную литературу. (8)Так было. (9)Видимо, так и будет. (10)Двести
тысяч слов одного лишь словаря В.И. Даля – разве не океан? (11)Чужое
перетрёт, перемелет, а грязное с пеною выбросит. (12)Рядовой, нынешний,
орфографический словарь, и тот – сто тысяч слов, каждое из которых – не
старая плесень, а живая речь, которая, конечно, богаче любых словарей, недаром
из неё черпают щедро, но дна, слава Богу, не видно. (13)Русский язык не только
живёт, но животворит!
    (14)Одно из химических
производств свои, конечно же ядовитые, отходы давно и поныне закачивает в
глубокие земные пласты, губя воды живые. (15)Укорам да упрёкам не внемлют.
(16)Главное для них – прибыль.
(17)На этой же земле,
сохраняя воды живые, ребятишки-школьники хуторов Малоголубинского, Пятницкого и
других, конечно же с учителями, земные родники да ключи берегут, чистят их.
(18)Каждому – своё.
    (19)То же – в нашей
литературе, журналистике, которые, конечно же, влияют на состояние русского
языка. (20)Тут дело в совести и, главное, в таланте. (21)Толстой, Тургенев,
Шолохов, Шукшин не ставили себе задачей охранение русского языка. (22)У них это
получалось естественно, потому что они были рождены русской землёй, от которой
приняли великий дар и достойно им распорядились. (23)Вот и всё объяснение.
(24)Для меня лично оно основательно. (25)В меру сил и возможностей следую ему,
понимая малую свою силу.

     (26)Но ведь на хуторе Малоголубинском родники расчищают вовсе малые
ребятишки, из начальной школы. (27)Эти родники да ключи текут помаленьку, оживляя
речки Малую Голубую, Ростошь, Еруслань, а далее –Дон, его могучие воды. 

Сочинение
        В каком
состоянии русский язык сегодня? Наш язык живёт или умирает?
Именно над проблемой состояния русского языка заставляет задуматься в своём тексте Б.Екимов.

Про ЕГЭ:  Примерный круг проблем. И. П. Цыбулько. 2020. 36 вариантов - Разное - Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ

               Рассуждая над этой важной
проблемой, автор утверждает, что дискуссии о
состоянии русского языка ведутся с 19 века и не стихают в современном мире.
Б.Екимов показывает два взгляда на отношение к изменениям в языке: одни
считают, что язык на грани «деградации», другие, как и автор, не сомневаются:
«могучее древо русского языка» не в силах пошатнуть никакие «ветра».

               Писатель считает, что любые испытания может выдержать «могучий
океан великого языка». Величие языка, по мысли автора, подтверждает один лишь
словарь В.Даля (двести тысяч слов).

              Размышляя над проблемой состояния 
русского языка, Б.Екимов проводит параллель с родниками земными, о
которых заботятся простые школьники. Также автор вспоминает русских писателей,
которые сохраняли русский язык, так как «были рождены русской землёй».
На их
примерах автор призывает учиться беречь русский язык.

              Позиция автора ясна: нет «упадка» и «деградации» языка.
Перемены происходят в самих людях. Состояние и судьба языка зависят от каждого
человека, от его отношения к языку.

              Нельзя не согласиться с автором в том, что русский язык
«не только живёт, но и животворит». И его будущее состояние зависит каждого из
нас. Справедливость
высказанной автором мысли доказывают многие произведения литературы. Большое
значение имеет языковая среда для становления личности.
Например, в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»
главный герой
Митрофан часто
слышит, как его мать бранит крепостных, называет их «воровской
харей, скотом,
бестией». Языковая среда, в которой растёт герой, формирует его характер и
грубое отношение к своей няньке – «старая
хрычовка». Речь
героев комедии свидетельствует об их необразованности, невежестве.

Про ЕГЭ:  Как влияют баллы ЕГЭ на получение золотой медали в 2022 году – Учительская газета

              Другой пример отношения к русскому языку можно
привести из произведения Д.С.Лихачёва «Письма о добром и прекрасном». По мысли
автора, язык свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему
миру, к самому себе. Также наша речь — важнейшая часть не только нашего
поведения, но и нашей личности, души, ума, способности не поддаваться влияниям
среды.

              Итак, текст Б. Екимова обращён к каждому
человеку и позволяет задуматься о том, насколько важно сохранять чистоту
родного языка.

Оцените статью
ЕГЭ Live