Задания ЕГЭ по русскому языку: советы по подготовке и выполнению

Задания ЕГЭ по русскому языку: советы по подготовке и выполнению ЕГЭ

17-21

Все эти номера проверяют знание пунктуации. Здесь придется учить определенные правила и постоянно тренироваться. Повторять надо постановку и запятых в простых и сложных предложениях, и тире, и двоеточия. Чтобы все это запомнить, можно рисовать схемы предложений карандашом в любимых книгах, а также объяснять себе, почему в тексте стоит та или иная запятая. Подобные занятия не так уж сложны и скучны, зато более эффективны, чем обычная зубрежка.

17 вопрос проверяет знания правил выделения на письме причастных и деепричастных оборотов. Главный совет: деепричастия выделяются всегда, а в причастиях нужно смотреть за местонахождением определяемого слова.

18 задание – написание обращений. Они всегда выделяются запятыми, но могут включать не одно слово, а несколько сразу, нужно не наставить запятых внутри обращения.

19 номер – знаки препинания в сложном предложении (чаще всего, со словом «который»). Сложность задания в том, что союз «который» здесь употребляется не в своей начальной форме, поэтому многие не видят необходимости запятой. В этом поможет рисование схемы, которая покажет границы простых предложений в составе сложного.

20 задание проверяет умение ставить запятые в сложных предложениях, здесь обязательно есть сочетание союзов. Для правильного выделения границ предложений следует начинать с двух правил: 1. Нарисованная схема поможет все наглядно представить; 2. Если между союзами нужна запятая, то союза «то» на границе этого предложения не будет.

21 вопрос потребует от вас теоретических знаний пунктуации. Нужно выбрать варианты, которые подчиняются одному правилу, для этого придется знать все варианты постановки знаков препинания.

22-26

Эти задания связаны с текстом, который также будет использоваться для сочинения, поэтому его сразу же стоит читать внимательно. Тем более, что эти задания в большей степени связаны с содержанием. Они оцениваются 1 баллом, кроме номера 26, за который можно получить сразу 4.

22 вопрос проверяет внимательность выпускников. Нужно выбрать варианты, которые отражают содержание текста. В этом Вам опять-таки поможет регулярное и осознанное чтение. Не надо брать классику или газеты, если они Вам не нравятся, но СМИ сейчас огромное множество, и выбрать свое может каждый.

23 номер проверяет знаний типов речи (описание – изображение чего-либо, повествование – действия, рассуждение – мысли о чем-то, не связанные с действиями), также здесь нужно искать логические связи внутри текста. Определять тексты очень легко, обратите внимание на то, как автор излагает мысль.

24 задание проверяет знание синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов, прямых и переносных значений слов. Эта теория несложная, легко запоминается, а при большом количестве практики без труда закрепляется в памяти. У некоторых возникают проблемы с пониманием фразеологизмов.

25 вопрос направлен на поиск связей между предложениями. Здесь требуется найти союз, местоимение, с помощью которого предложения соединяются друг с другом. Это тоже приходит с опытом взаимодействия с литературой.

26 номер проверяет знание средств выразительности, выраженных и грамматически (однородные члены, восклицательные и вопросительные предложения, цитирование), и лексически (эпитеты, метафоры, олицетворения, синонимы, антонимы). Запомнить все это тоже поможет таблица с примерами, которые помогут Вам быстро сориентироваться.

Вторая часть

Во второй части ЕГЭ по русскому – всего одно задание. Оно проверяет умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста. По форме это классическое школьное сочинение.

Среди одиннадцатиклассников бытует мнение, что вторая часть необязательна, относится к профильному уровню, и главное – выполнить первую. Действительно, если задания №1-26 сделаны идеально, они принесут гарантированную четверку за экзамен. Однако заработать пятерку без него фактически невозможно.

Итак, что должно быть в сочинении? Самую весомую часть в оценке занимает способность выразить собственное отношение к проблеме и проиллюстрировать его уместными примерами. При этом нужно иметь в виду:

  • сочинение короче 70 слов не засчитывается, а высший балл можно получить только за текст длиннее 150 слов;
  • переписывать исходный текст нельзя, допустимы только короткие цитаты.

Среди важных требований – умение понять, какая проблема вообще затронута в тексте, как автор сам к ней относится, и оценить его позицию – согласиться с ней или нет. Свою роль играют соблюдение этических норм и фактологическая точность, связность и цельность текста, точность выражения мысли, а также отсутствие грамматических ошибок, соблюдение речевых норм, пунктуационная и орфографическая грамотность.

Задание №6

Здесь требуется прочитать предложение и найти в нём лексическую ошибку. При подготовке можно использовать шпаргалку, приведенную на рисунке.

Задание №7

Это задание – на умение образовывать формы множественного числа и склонять их. Объективно оно не слишком сложное. Для его выполнения нужно повторить правила склонения существительных, местоимений и числительных. Полезно также регулярно заниматься разбором аналогичных заданий ЕГЭ по русскому языку из открытого банка ФИПИ.

Задание №8

Оно считается очень сложным, пугает многих одиннадцатиклассников, зато «ценится» выше всех остальных в первой части. Его суть в том, чтобы прочитать предложения и определить, какие виды грамматических ошибок в них допущены. В самом задании таких видов будет 5, но чтобы хорошо подготовиться к экзамену, нужно разобрать 10.

Тип ошибкиПример ошибкиИсправление
Нарушение в построение предложений с причастными оборотами«Поражающий парк в Павловске своей красотой привлекает внимание туристов»«Парк в Павловске, поражающий своей красотой, привлекает внимание туристов»
Нарушение в построении предложений с деепричастными оборотами«Проезжая мимо станции, с меня слетела шляпа»«Проезжая мимо станции, я потерял шляпу»
Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом«По истечению восьми секунд после свистка мяч передаётся другой команде»«По истечении восьми секунд после свистка мяч передаётся другой команде»
Ошибка в построении сложного предложения«Учитель объяснил то, как важно писать грамотно»«Учитель объяснил, как важно писать грамотно»
Неверное употребление числительных«Двое тигров охотились на антилоп»«Два тигра охотились на антилоп»
Неверное построение предложений с косвенной речью«Пушкин говорил про себя, что я великий поэт»«Пушкин говорил про себя, что он великий поэт»
Неправильное построение предложений с однородными членами«Наука опирается и изучает законы природы»«Наука опирается на законы природы и изучает их»
Неправильное построение предложений с несогласованным приложениемЯ читаю книгу «Войну и мир»Я читаю «Войну и мир»
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым«Те, кто умеют ждать, достигают цели»«Те, кто умеет ждать, достигает цели»
Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм«Он берёт косу и пошёл на луг»«Он берёт косу и идёт на луг»

Задания №1–3

Вопросы с 1 по 3 очень просты и привязаны к одному небольшому тексту. Последовательность выполнения этой группы заданий – на рисунке ниже.

Задания №16–21

Эта категория вопросов – на знание правил пунктуации. При подготовке, помимо обычных разборов заданий и тренировок, есть смысл использовать такой лайфхак:

  • взять любую книгу, газету или журнал, открыть на любой странице;
  • произвольно выбрать предложение или целый абзац;
  • прямо в тексте карандашом сделать схемы выбранных предложений.

Как ни странно, именно построение схем, которое практикуется в начальной школе, а дальше будто бы забывается, лучше всего помогает выпускникам при разборе заданий ЕГЭ на пунктуацию.

Задания №22–26

Эта группа вопросов привязана к довольно объемному отрывку текста. Во второй части по нему же будет писаться сочинение. Для выполнения заданий №22–26 можно воспользоваться алгоритмами, которые показаны на рисунках ниже.

Задания №4-5

Они настолько элементарны, что некоторые выпускники вообще не считают их заданиями. В №4 требуется исправить ударение, а в №5 – найти лексическую ошибку и подобрать пароним к выделенному слову. Для подготовки достаточно заучить несколько страниц из орфоэпического словника и словарика паронимов, которые прилагаются к контрольно-измерительным материалам.

В заданиях №4-5 экзамена по русскому языку используется только лексика, опубликованная в словниках ФИПИ. Однако пользоваться этими материалами на испытании не разрешается. Поэтому их содержимое нужно выучить наизусть.

Задания №9–15

Все вопросы с 9 по 15 касаются орфографии и редко вызывают серьезные затруднения. Для подготовки необходимо повторить следующие темы:

  • чередование безударных гласных в корне;
  • правописание приставок и суффиксов;
  • спряжение глаголов;
  • слитное и раздельное написание «НЕ»;
  • приставки и предлоги в наречиях;
  • правописание -Н- и -НН- в частях речи.

Изменения за последние 3 года

ЕГЭ в целом не меняет ни своей формы, ни содержания. Но корректировка мелких нюансов все же происходит регулярно, поэтому нужно пользоваться только актуальной литературой для подготовки.

Так, с 2022 по 2020 год в ЕГЭ по русскому языку добавлены два задания и скорректированы правила написания сочинения. Разберем эти перемены по порядку.

В 2022 году появилась проверка знания лексических норм (теперь это №6 в первой части). В 2022 году в первую часть ввели задание на так называемый «пунктуационный анализ». Тогда же внесены корректировки в блок тестовых вопросов по орфографии: если раньше на одно задание давали список из 5–10 слов, теперь их по 10–15.

С этого же времени изменились требования к сочинению. Теперь надо не только приводить примеры, которые иллюстрируют проблему, но и объяснять их значение и смысловую связь между ними. С 2020 года за это можно получить дополнительный балл.

При подготовке к ЕГЭ по русскому языку есть смысл уделить больше времени демоверсиям, спецификации, кодификатору и словарям паронимов и ударений. Также важно больше читать, тренироваться писать сочинения. Все эти меры в совокупности помогут получить максимально высокую оценку.

Официальный источник

Контрольно-измерительные материалы (КИМ) для ЕГЭ разрабатываются Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ). На его официальном сайте опубликовано три главных документа: демоверсия экзамена, кодификатор и спецификация. Они невелики по объему, каждый занимает всего 3-5 страниц, но в них содержатся все основные моменты:

  • перечень тем (пунктуация, орфография, языковые нормы и т.д.);
  • количество вопросов по каждой теме и баллы, которые можно за них получить;
  • образцы бланков и заданий;
  • требования к базовому и профильному уровню подготовки;
  • регламент экзамена и проверки.

Первая часть

Вся первая часть экзамена – это 26 вопросов с коротким ответом. Они делятся на 3 типа:

  1. несколько вариантов ответа, и только один правильный;
  2. несколько вариантов ответа, и несколько из них – правильные;
  3. вариантов ответа нет, нужно написать его самостоятельно.

Все задания первой части, кроме последних двух, – базового уровня сложности. Они охватывают следующие разделы: орфография, пунктуация, языковые нормы, выразительность речи, а также речь и текст, лексика, фразеология.

Разбор заданий, алгоритмы выполнения, шпаргалки

Чтобы получить наглядное представление о заданиях ЕГЭ по русскому языку, можно посмотреть демонстрационный вариант. Разбор предложенных в нем вопросов и выработка алгоритмов решений поможет уверенней чувствовать себя на экзамене.

Оцените статью
ЕГЭ Live