Задание 5 егэ по русскому языку 2022. паронимы егэ. теория и практика.
проверяет умение увидеть лексическую ошибку, а именно смешение паронимов.
Из демоверсии ЕГЭ по русскому языку:
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово
Паронимы (от греч. para – возле, onyma – имя) — слова, схожие по звучанию, но разные или частично совпадающие по значению.
Однокоренные паронимы в большинстве своем близки по значению, но различаются тонкими смысловыми оттенками.
Паронимы могут совпадать не во всех, а лишь в некоторых значениях, по этому признаку их делят на: полные и неполные.
При подготовке к ЕГЭ, а именно к заданию 5, мы будем классифицировать паронимы по морфеме, в которой происходит различение, поэтому делим паронимы на:
1) Корневые
2) Суффиксальные
3) Приставочные
Приставочные и суффиксальные
паронимы отличаются приставками и суффиксами. У каждой приставки и суффикса в русском языке есть значение. При образовании новых слов при помощи суффиксов и приставок слово получает какое-то обобщенное значение.
Суффиксальные паронимы — паронимы, которые отличаются в написании суффиксов или буквенных сочетаний в суффиксах.
Прилагательные
ИЧЕСК (ЕСК)-ЧН
АРТИСТИЧЕСКИЙ – АРТИСТИЧНЫЙ
ГАРМОНИЧЕСКИЙ – ГАРМОНИЧНЫЙ
ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ – ГУМАНИТАРНЫЙ – ГУМАННЫЙ
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ — ДЕМОКРАТИЧНЫЙ
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ – ДИПЛОМАТИЧНЫЙ
ДРАМАТИЧЕСКИЙ – ДРАМАТИЧНЫЙ
ИРОНИЧЕСКИЙ – ИРОНИЧНЫЙ
МИКРОСКОПИЧЕСКИЙ – МИКРОСКОПИЧНЫЙ
ОРГАНИЧЕСКИЙ – ОРГАНИЧНЫЙ
ПРАКТИЧЕСКИЙ – ПРАКТИЧНЫЙ
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ – ПУБЛИЦИСТИЧНЫЙ
РИТМИЧЕСКИЙ -РИТМИЧНЫЙ
РОМАНТИЧЕСКИЙ — РОМАНТИЧНЫЙ
СЦЕНИЧЕСКИЙ – СЦЕНИЧНЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ — ТЕХНИЧНЫЙ
ФАКТИЧЕСКИЙ – ФАКТИЧНЫЙ
ХИЩНИЧЕСКИЙ – ХИЩНЫЙ
ЭСТЕТИЧЕСКИЙ — ЭСТЕТИЧНЫЙ
ЭТИЧЕСКИЙ – ЭТИЧНЫЙ
Чередования суффиксов (2 и более)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ — ЭКОНОМИЧНЫЙ – ЭКОНОМНЫЙ
ДЕЛЯЧЕСКИЙ — ДЕЛОВИТЫЙ — ДЕЛОВОЙ — ДЕЛЬНЫЙ
ТЕЛЬН – ТЕЛЬ СК, Н, НН, ИМ, ЧИВ
ЗРИТЕЛЬНЫЙ — ЗРИТЕЛЬСКИЙ
ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЫЙ — ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИЙ
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ — ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ
ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ — ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИЙ
ПОЧТИТЕЛЬНЫЙ – ПОЧТЕННЫЙ – ПОЧЁТНЫЙ
УНИЗИТЕЛЬНЫЙ — УНИЖЕННЫЙ
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ – ПРОСВЕЩЁННЫЙ
ПРИЗНАТЕЛЬНЫЙ – ПРИЗНАННЫЙ
ОБВИНИТЕЛЬНЫЙ – ОБВИНЁННЫЙ
ЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ – ЖЕЛАННЫЙ
ДЛИТЕЛЬНЫЙ — ДЛИННЫЙ
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ – СРАВНИМЫЙ
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ — БЛАГОТВОРНЫЙ
ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ —ДОВЕРЧИВЫЙ
ПОКУПАТЕЛЬНЫЙ — ПОКУПАТЕЛЬСКИЙ — ПОКУПНОЙ
ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ – ДЕЙСТВЕННЫЙ – ДЕЙСТВУЮЩИЙ
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЙ – ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ
АБЕЛЬН — значение пригодности
КОМФОРТАБЕЛЬНЫЙ – КОМФОРТНЫЙ
Существительны с с суффиксами ТЕЛЬ, АБЕЛЬ
РАЗДРАЖЕНИЕ – РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ – ПРОИЗВОДСТВО
ЗАЧИНАТЕЛЬ – ЗАЧИНЩИК
СТВЕНН – Н/СК/ЮЩ
БЕДНЫЙ – БЕДСТВЕННЫЙ
БЕЗОТВЕТНЫЙ — БЕЗОТВЕТСТВЕННЫЙ
БЛАГОДАРНЫЙ — БЛАГОДАРСТВЕННЫЙ
ВЕЛИКИЙ — ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ
ДВОИЧНЫЙ — ДВОЙНОЙ — ДВОЙСТВЕННЫЙ — ДВОЯКИЙ – СДВОЕННЫЙ – УДВОЕННЫЙ
ДРУЖЕСКИЙ – ДРУЖЕСТВЕННЫЙ – ДРУЖНЫЙ
ЕДИНИЧНЫЙ – ЕДИНСТВЕННЫЙ
ИСКУСНЫЙ — ИСКУССТВЕННЫЙ
ЦАРСКИЙ – ЦАРСТВЕННЫЙ – ЦАРСТВУЮЩИЙ
ЕСК(СК) – Н, НН
ВРАЖЕСКИЙ — ВРАЖДЕБНЫЙ
ЖИТЕЙСКИЙ – ЖИЗНЕННЫЙ
ЗВЕРСКИЙ – ЗВЕРИНЫЙ
КОНСКИЙ – КОННЫЙ
ПОПУЛИСТСКИЙ – ПОПУЛЯРНЫЙ
СОСЕДСКИЙ – СОСЕДНИЙ
ИСТ
БОЛОТИСТЫЙ – БОЛОТНЫЙ
ГЛИНИСТЫЙ – ГЛИНЯНЫЙ
КАМЕНИСТЫЙ — КАМЕННЫЙ
ЛЕСИСТЫЙ – ЛЕСНОЙ
Прилагательные, образованные при помощи суффиксов ЛИВ, ЧИВ, ИВ, (Т)ИВН
ДОЖДЛИВЫЙ — ДОЖДЕВОЙ
НЕУДАЧЛИВЫЙ – НЕУДАЧНЫЙ
ПАМЯТЛИВЫЙ — ПАМЯТНЫЙ
ПУГЛИВЫЙ – ПУГАНЫЙ
УДАЧЛИВЫЙ — УДАЧНЫЙ
НЕТЕРПЕЛИВЫЙ – НЕСТЕРПИМЫЙ – НЕТЕРПИМЫЙ
ИНФОРМАТИВНЫЙ — ИНФОРМАЦИОННЫЙ
ПРОДУКТИВНЫЙ – ПРОДУКТОВЫЙ
ЭФФЕКТИВНЫЙ – ЭФФЕКТНЫЙ
ЧН – ОВ, Н,
ВЕЧНЫЙ – ВЕКОВОЙ
ЗВУЧНЫЙ – ЗВУКОВОЙ
ГОДИЧНЫЙ – ГОДОВОЙ – ГОДОВАЛЫЙ
ОТБОРОЧНЫЙ — ОТБОРНЫЙ
ОСТ – Н
ЛИЧНОСТНЫЙ – ЛИЧНЫЙ
ЦЕЛОСТНЫЙ — ЦЕЛЬНЫЙ — ЦЕЛЫЙ
Образовано при помощи суффиксов ОТ Н
ВЫСОКИЙ – ВЫСОТНЫЙ
ДОБРЫЙ – ДОБРОТНЫЙ
ЯН
КОСТЯНОЙ — КОСТНЫЙ
ЛЕДЯНОЙ – ЛЕДОВЫЙ
Отглагольные прилагательные и причастия
МОРОЖЕНЫЙ – МОРОЗИЛЬНЫЙ – МОРОЗНЫЙ
КРАШЕНЫЙ – КРАСОЧНЫЙ – КРАСЯЩИЙ
ИСХОДЯЩИЙ – ИСХОДНЫЙ
СКРЫТЫЙ – СКРЫТНЫЙ
ГАРАНТИРОВАННЫЙ – ГАРАНТИЙНЫЙ
ЛАКИРОВАННЫЙ – ЛАКОВЫЙ
Л
БЫЛОЙ – БЫВШИЙ
ЖИЛОЙ – ЖИЛИЩНЫЙ
Паронимы-существительные
АБОНЕМЕНТ — АБОНЕНТ.
НЕВЕЖА — НЕВЕЖДА
Суффикс АНТ
ДИКТАНТ — ДИКТАТ
ДИПЛОМАНТ — ДИПЛОМАТ
Существительные на ОСТЬ
Суффикс ОСТЬ образует существительные со значением абстрактного признака, свойства или состояния (свежесть, бледность, жалость, смелость).
НАЛИЧНОСТЬ — НАЛИЧИЕ
ВЫГОДНОСТЬ – ВЫГОДА
ГОРДОСТЬ – ГОРДЫНЯ
ИНФОРМИРОВАННОСТЬ – ИНФОРМАЦИЯ
ГУМАННОСТЬ – ГУМАНИЗМ
СОПРОТИВЛЯЕМОСТЬ — СОПРОТИВЛЕНИЕ
ЭФФЕКТИВНОСТЬ — ЭФФЕКТНОСТЬ
Суффикс
ИЧЕСК
при добавлении к основе имен существительных образует имена прилагательные со значением свойственности тому, характерности для того или связанности с тем, что названо мотивирующим словом, в качестве которого выступают нарицательные имена существительные, обозначающие область науки, искусства, литературы, а также отвлеченные понятия
◆ символ → символический ◆ артист → артистический ◆ гигиена → гигиенический ◆ идеалист → идеалистический ◆ куб → кубический ◆ нерв → нервический ◆ педант → педантический ◆ сцена → сценический ◆ логика → логический
Суффикс —ЕСК-
в безударной позиции при добавлении к основе существительных образует прилагательные со значением свойственности тому, характерности для того или связанности с тем, что названо мотивирующим словом
◆ друг → дружеский ◆ творец → творческий
В безударной позиции при добавлении к основе существительных, обозначающих материал, образует прилагательные со значением сделанный из этого материала.
Суффикс -ТЕЛЬН— образует прилагательные со значением: 1) производящий или способный произвести действие (наблюдательный, удовлетворительный); 2) являющийся объектом действия или способный им стать ( желательный, осязательный); 3) предназначенный для выполнения действия ( плавательный, летательный);
Суффикс —СК- обозначает принадлежность.
Суффикс -ИСТ- образует прилагательные со значением:
1) похожий на что-то (серебристый, бархатистый);
2) обладающий чем-то в большом количестве (голосистый, ветвистый);
3) имеющий склонность к какому-нибудь действию (задиристый, отрывистый, порывистый)
Суффиксы -ИСТ, -АСТ, -АТ- (особенно -ИСТ-) являются продуктивными для образования прилагательных в русском языке. Их можно признать синонимичными и имеющими значение: обладающий чем-то или каким-то качеством, содержащий что-то. Например, сноровистый (обладающий сноровкой), железистый (содержащий железо), йодистый (содержащий йод), очкастый (обладающий очками), клыкастый (обладающий клыками), горбатый (обладающий горбом), косматый (обладающий космами), крылатый (обладающий крыльями).
Суффикс -ЛИВ- образует прилагательные, обозначающие 1) состояние, действие, свойство; 2) склонность к чему-нибудь; 3) или обладание каким-нибудь качеством (молчаливый, счастливый, крикливый).
Суффикс -ИВ- образует прилагательные со значением: 1) постоянного свойства, качества, склонности к чему-нибудь; 2) обладания каким-нибудь качеством в большой степени (ленивый, лживый, красивый, игривый).
Суффикс -ЧИВ- образует прилагательные со значением: способный, склонный что-нибудь делать, проявлять какое-нибудь свойство (находчивый, сговорчивый, устойчивый).
Суффикс -ЕВ-
1) принадлежности предмета лицу или животному (дедов, слесарев, волч[j а], собач[j а]);
2) сделанный из чего-либо, относящийся к кому-либо, чему-либо (грушевый, садовый).
Суффикс -Н- (-ШН) образует прилагательные со значением:
1) признака или свойства, относящегося к предмету, явлению, действию, месту, времени или числу, названному исходным словом (весенний, дальний, вчерашний, домашний, тысячный);
2) подверженности какому-нибудь действию или результата какого-либо действия, которое названо исходным словом (отглагольные прилагательные (рваный, читаный, званый, драный).
Суффикс ИМ/ЕМ – при помощи такого суффикса образуются отглагольные прилагательные и причастия (движимый, необитаемый)
Суффикс АНТ имеет значение ЛИЦА:
лицо по производимому действию или по роду деятельности (адресант, диверсант, квартирант, симулянт и т.п.);
лицо по объекту занятий или владения (дипломант, диссертант, музыкант, фабрикант и т.п.);
лицо — объект действия (арестант);
лицо — участник совместного действия (дуэлянт, конкурсант, концертант, экскурсант и т.п.);
лицо по отношению к месту работы или учебы (курсант, лаборант и т.п.);
лицо — член коллектива (оркестрант, сектант и т.п.);
лицо по отношению к тому, кем оно готовится стать (докторант, магистрант и т.п.).
Имеет значение ДЕЙСТВИЯ или результата действия: вариант, диктант
СЛОВАРНЫЙ – СЛОВЕСНЫЙ
ЖЕСТОКИЙ — ЖЕСТКИЙ
КОРЕНАСТЫЙ – КОРЕННОЙ – КОРНЕВОЙ
Приставочные паронимы (однокоренные паронимы с разными приставками)
Поскольку каждая приставка имеет свое значение, то при образовании слов с теми же корнями, но новыми приставками, меняется и значение слова.
ВДОХ – ВЗДОХ
ВЫБИРАЯ — ИЗБИРАЯ
ВЫДАЧА — ОТДАЧА — ПЕРЕДАЧА – РАЗДАЧА
ВЫПЛАТА — ОПЛАТА — ПЛАТА — УПЛАТА
ВЫПЛАТИТЬ — ЗАПЛАТИТЬ — ОПЛАТИТЬ — ОТПЛАТИТЬ – УПЛАТИТЬ
ВЫРАСТИТЬ — НАРАСТИТЬ — ОТРАСТИТЬ
ВЫРАЩИВАНИЕ — НАРАЩИВАНИЕ — ОТРАЩИВАНИЕ
ВОСПОЛНИТЬ — ДОПОЛНИТЬ — ЗАПОЛНИТЬ — НАПОЛНИТЬ — ПЕРЕПОЛНИТЬ — ПОПОЛНИТЬ;
ЗАПОЛНЕН — НАПОЛНЕН – ПЕРЕПОЛНЕН
ЗАГОРОДИТЬ – ОГОРОДИТЬ – ОГРАДИТЬ – ОТГОРОДИТЬ – ПЕРЕГОРОДИТЬ
ЗАНИЗИТЬ – ПОНИЗИТЬ – СНИЗИТЬ
НАДЕТЬ — ОДЕТЬ
НАПОМИНАНИЕ — УПОМИНАНИЕ
ОБРЫВОК – ОТРЫВОК
ОБХВАТИТЬ – ОХВАТИТЬ
ОГРАНИЧИТЬ — ОТГРАНИЧИТЬ – РАЗГРАНИЧИТЬ
ОТКЛОНЕНИЕ – УКЛОНЕНИЕ (ОТКЛОНИТЬСЯ – УКЛОНИТЬСЯ)
ОТЛИЧАТЬ(-СЯ) — РАЗЛИЧАТЬ(-СЯ)
ОТЛИЧИЕ – РАЗЛИЧИЕ
ОКЛИК – ОТКЛИК
ПЕРЕТЕРПЕТЬ – ПРЕТЕРПЕТЬ
ПРЕДОСТАВИТЬ – ПРЕДСТАВИТЬ
Значение самых частотных приставок, которые мы встречаем в словаре паронимов:
Приставка
ВЫ-
употребляется при образовании глаголов и обозначает:
а) направленность движения изнутри наружу (выбежать, выпрыгнуть);
б) доведение действия до нужного предела (вылечить);
в) доведение действия до естественного предела (вырасти);
г) изъятие, извлечение, удаление какой-либо части предмета или одного предмета из другого (выломать);
д) достижение чего-либо посредством действия (выпросить, выстоять).
Приставка О- (ОБ-, ОБО-) употребляется при образовании глаголов и обозначает:
а) направленность действия, движения по окружности вокруг предмета, рапространение действия на всю поверхность предмета, на все его стороны (облететь);
б) направленность движения мимо предмета, обход его стороной (обойти, объехать);
в) произведение действия до нужного предела (обыскать);
г) доведение действия до излишнего предела (обкормить);
д) доведение действия до естественного предела (обеднеть);
е) распространение действия на ряд лиц, предметов, охват действием многих лиц, предметов (одарить);
ж) направленность действия во все стороны, на всю поверхность предмета или вокруг предмета (оклеить, обжарить).
Приставка
ЗА-
употребляется при образовании:
1. Существительных и прилагательных со значением: нахождение по ту сторону или за пределами того, что названо исходным словом (Заполярье, заоблачный).
2. Глаголов и обозначает:
а) начало действия (заблестеть, заговорить);
б) достижение результата действия, состояния (завоевать);
в) чрезмерность действия (замучить, заморозить);
г) направленность действия, движения за какие-либо пределы, куда-либо далеко (завести);
д) направленность внутрь (закатить);
е) попутное действие (зайти, занести);
ж) распространение действия на всю поверхность предмета (засеять);
з) совершение действия заранее (засолить, заготовить);
и) ограничение пространства чем-либо (завязать).
3. Наречий с обстоятельным значением (задаром, заранее).
Приставка У- употребляется при образовании глаголов и обозначает:
а) направленность действия, движения от чего-либо, удаление, устранение, исчезновение чего-либо (убежать);
б) полноту действия, распространение действия на всю поверхность предмета (уложить);
в) совершение действия, несмотря на трудности, неблагоприятные условия (уберечь);
г) уменьшение количества чего-либо (ушить);
д) сделать предмет или лицо каким-либо, чем-либо, кем-либо (улучшить);
е) доведение действия до нужного предела (упаковать);
ж) доведение действия до естественного предела (увидеть).
Приставки РАЗ- (РАЗО-, РАС-), РОЗ- (РОС-) употребляется при образовании:
1.Существительных и прилагательных и обозначает высшую степень проявления какого-либо качества, свойства (разум, разудалый).
2. Глаголов и обозначает:
а) раздробление, разделение на части (разорвать);
б) аннулирование результата предшествующего действия (разоружить);
в) распространение действия в разные стороны (разбросать);
г) распространение действия на всю поверхность (разрисовать).
Приставка ПЕРЕ— употребляется при образовании:
1. Существительных со значением повторного действия или явления (перевыборы, перерасчет).
2. Глаголов и обозначает:
а) направленность действия или движения через какое-либо пространство или предмет (перешагнуть);
б) направленность действия или движения из одного места в другое (передвинуть, передача);
в) совершение действия вновь (переделать, перешить);
г) распространение действия на ряд предметов (переложить);
д) доведение действия до нужного предела (перезимовать);
е) доведение действия до излишнего предела (перекормить)
Приставка В- (ВО-) употребляется при образовании:
1. Глаголов со значением:
а) направленности движения или действия внутрь (вбежать, ворваться);
б) доведения действия до нужного предела (влезть).
2. Наречий, имеющих обстоятельственное значение места, времени (вблизи, впоследствии).
Приставка ОТ- (ОТО-) употребляется при образовании:
1. Существительных и обозначает:
а) явление, подобное тому, что названо исходным словом, но происходящее после него (отголосок);
б) частичное проявление признака (оттепель).
2. Глаголов и обозначает:
а) удаление, отдаление, отстранение от кого-либо, чего-либо (отбежать, отодвинуть);
б) удаление, отделение от предмета его части или же от другого предмета, тесно связанного (отпилить);
в) завершение и прекращение действия (отработать, отцвести);
г) доведение действия до излишнего предела (отлежать, отдавить).
Приставка
НА-
употребляется при образовании:
1. Существительных со значением: нахождение на поверхности (настенный, нагрудный).
2. Глаголов и обозначает:
а) направленность действия на поверхность извне (наклеить);
б) направленность внутрь (налить);
в) действие в большом количестве (наварить);
г) доведение действия до естественного предела (намусорить);
д) доведение действия до нужного предела (написать).
3. Наречий со значением:
а) высшей меры, предельной степени какого-либо признака (накрепко);
б) обстоятельства времени, направления и образа действия (наверх, назавтра, напрокат).
Приставка ДО- употребляется при образовании:
1. Прилагательных со значением: предшествовавший, совершавшийся прежде того, что обозначено основой (доисторический, довоенный).
2. Глаголов со значением:
а) доведения действия до его завершения, конца (добежать, дотащить);
б) совершения недостающего действия (доплатить);
в) совершения действия дополнительно (догрузить)
Приставка ВОЗ- (ВОС-) употребляется при образовании глаголов и обозначает:
а) направленность движения или действия вверх (возвести, воспарить);
б) совершение действия вновь, заново (воссоздать);
в) доведение действия до нужного предела (востребовать, возмужать);
г) начало действия (воссиять, возликовать).
Приставка ВЗ- (ВЗО-, ВС-) употребляется при образовании
1. Глаголов со значением:
а) направленности движения или действия внутрь (вбежать, ворваться);
б) доведения действия до нужного предела (влезть).
2. Наречий, имеющих обстоятельственное значение места, времени (вблизи, впоследствии).
Приставка ИЗ- (ИЗО-, ИС-) употребляется при образовании:
1. Глаголов и обозначает:
а) направление действия, движения, изнутри наружу (извлечь);
б) распространение движения по всем направлениям (изъездить);
в) доведение действия до нужного предела (изготовить);
г) доведение действия до излишнего предела (износить);
д) доведение действия до естественного предела (измучить);
е) выделение, удаление откуда-либо (изгнать, излить);
ж) распространение действия на всю поверхность предмета (исписать).
2. Наречий с обстоятельным значением (издали, искоса).
Приставка С- (СО-) употребляется при образовании:
1. Существительных и прилагательных и обозначает:
а) совместность, общность, взаимосвязь (содружество, созвучие);
б) явление или состояние, характеризующиеся соединением одинаковых предметов (созвездие, соцветие).
2. Глаголов и обозначает:
а) движение сверху вниз (сбросить);
б) удаление с какой-либо поверхности, какого-либо места (сгрузить);
в) сближение, соединение, скрепление чего-либо (связать);
г) воспроизведение чего-либо (срисовать);
д) ненаправленность действия, движение туда и обратно (съездить);
е) совместность чувств, действий, помощи (содействовать);
ж) доведение действия до естественного предела (стемнеть);
з) доведение действия до нужного предела (сыграть).
3. Наречий с обстоятельственным значением места, образа действия и времени (свыше, сгоряча, смолоду).
Линия заданий 5, тесты егэ по русскому языку
Мать расправила складки шёлкового платья, посмотрелась в ЦЕЛЬНОЕ венецианское зеркало в стене и начала неторопливо подниматься по лестнице.
Дальше — богатый подъезд, возле тротуара перед ним чернеет сквозь белые хлопья ЛАКОВЫЙ кузов кареты, видны шины больших задних колёс, погружённых в старый снег, мягко засыпаемый новым.
Это было старое, запущенное палаццо с лепными плафонами и фресками на стенах, с мозаичными полами, с тяжёлыми штофными гардинами на ВЫСОТНЫХ окнах, вазами на консолях и каминах, с резными дверями и с мрачными залами, увешанными картинами.
Строгий и чуть ИРОНИЧНЫЙ, Лебедев беседовал с каждым сотрудником, и, хотя никого не торопил и не понукал, все чувствовали, как горит в нём желание быстрее завершить опыты.
Володина высокая фигура в чёрном фраке, бледное выразительное лицо и, как всегда, грациозные и уверенные движения были чрезвычайно ЭФФЕКТНЫМИ.
§
Выбравшись на весеннее солнце и совершив первый свой облёт, ПАМЯТЛИВЫЕ пчёлы могут направиться туда, где они находились в прошлом году, — на прежнюю пасеку.
Для покупки диска можно оформить заказ в интернет-магазине, скачать квитанцию, ЗАПОЛНИТЬ её с учётом стоимости доставки и оплатить в Сбербанке.
ОТБОРОЧНЫЕ деревья шли на строительство кораблей первого российского флота, на сваях из старорусских дубов вырастали и многие первые здания Санкт-Петербурга.
Процесс построения в сознании человека ЦЕЛОСТНЫХ образов предметов, ситуаций, событий, людей и их взаимоотношений, действующих в данный момент на его органы чувств, квалифицируют как восприятие.
Вопрос о том, как правильно построить ДЕЛОВЫЕ отношения с партнёрами, возникает ещё на этапе выбора бизнеса, которым предприниматель собирается заниматься.
§
Трудности, связанные с решением рассматриваемой проблемы, носят ДВОЯКИЙ характер: во-первых, это трудности терминологического порядка, а во-вторых, трудности собственно предметного характера.
Вече ИЗБИРАЛО своих старост и определяло круг их полномочий.
Монарх повелел ОДЕТЬ армию в тесные мундиры прусского образца и перейти на прусский строевой шаг, сразу же прозванный «гусиным».
К заветному роднику ведёт ЕДИНИЧНЫЙ путь, пролегающий через ущелье, которое наполнено густым дымом, поднимающимся из серных источников.
Мой попутчик оказался бывшим лесником, он жил с женой в ДОБРОТНОМ доме у дороги, а мне предложил пожить в своём стареньком домике на окраине деревни.
Решу егэ
АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ.
Целью задания является определение средств выразительности, использованных в рецензии путём установления соответствия между пропусками, обозначенными буквами в тексте рецензии, и цифрами с определениями. Записывать соответствия нужно только в том порядке, в каком идут буквы в тексте. Если Вы не знаете, что скрывается под той или иной буквой, необходимо поставить «0» на месте этой цифры. За задание можно получить от 1 до 4 баллов.
При выполнении задания 26 следует помнить, что Вы заполняете места пропусков в рецензии, т.е. восстанавливаете текст, а с ним и смысловую, и грамматическую связь. Поэтому часто дополнительной подсказкой может служить анализ самой рецензии: различные прилагательные в том или ином роде, согласующиеся с пропусками сказуемые и т.д. Облегчит выполнение задания и разделение списка терминов на две группы: первая включает термины на основе значения слова, вторая – строение предложения. Это деление Вы сможете провести, зная, что все средства делят на ДВЕ большие группы: в первую включаются лексические (неспециальные средства) и тропы; во вторую фигуры речи (часть из них называют синтаксическими).
26.1 ТРОП—СЛОВО ИЛИ ВЫРАЖЕНИЕ, УПОТРЕБЛЯЕМОЕ В ПЕРЕНОСНОМ ЗНАЧЕНИИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА И ДОСТИЖЕНИЯ БОЛЬШЕЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ. К тропам относятся такие приемы, как эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, метонимия, иногда к ним относят гиперболы и литоты.
Примечание: В задании, как правило, указано, что это ТРОПЫ.
В рецензии примеры тропов указываются в скобках, как словосочетание.
1.Эпитет (в пер. с греч. — приложение, прибавление) — это образное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении. От простого определения эпитет отличается художественной выразительностью и образностью. В основе эпитета лежит скрытое сравнение.
К эпитетам относятся все «красочные» определения, которые чаще всего выражаются прилагательными:
грустно-сиротеющая земля (Ф.И.Тютчев), седой туман, лимонный свет, немой покой (И. А. Бунин).
Эпитеты могут также выражаться:
—существительными, выступающими в качестве приложений или сказуемых, дающих образную характеристику предмета: волшебница-зима; мать — сыра земля; Поэт — это лира, а не только няня своей души (М. Горький);
—наречиями, выступающими в роли обстоятельств: На севере диком стоит одиноко…(М. Ю. Лермонтов); Листья были напряженно вытянуты по ветру (К. Г. Паустовский);
—деепричастиями: волны несутся гремя и сверкая;
—местоимениями, выражающими превосходную степень того или иного состояния человеческой души:
Ведь были схватки боевые, Да, говорят, еще какие! (М. Ю. Лермонтов);
—причастиями и причастными оборотами: Соловьи словословьем грохочущим оглашают лесные пределы (Б. Л. Пастернак); Допускаю также появление… борзописцев, которые не могут доказать, где они вчера ночевали, и у которых нет других слов на языке, кроме слов, не помнящих родства (М. Е. Салтыков-Щедрин).
2. Сравнение — это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим. В отличие от метафоры сравнение всегда двучленно: в нем называются оба сопоставляемых предмета (явления, признака, действия).
Горят аулы, нет у них защиты.
Врагом сыны отечества разбиты,
И зарево, как вечный метеор,
Играя в облаках, пугает взор. (М. Ю. Лермонтов)
Сравнения выражаются различными способами:
— формой творительного падежа существительных:
Соловьем залетным Юность пролетела,
Волной в непогоду Радость отшумела (А. В. Кольцов)
— формой сравнительной степени прилагательного или наречия: Эти глаза зеленее моря и кипарисов наших темнее (А. Ахматова);
— сравнительными оборотами с союзами как, словно, будто, как будто и др.:
Как хищный зверь, в смиренную обитель
Врывается штыками победитель… (М. Ю. Лермонтов);
— при помощи слов подобный, похожий, это:
На глаза осторожной кошки
Похожи твои глаза (А. Ахматова);
— при помощи сравнительных придаточных предложений:
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Точно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду
.(С. А. Есенин)
3.Метафора (в пер. с греч. — перенос) — это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку. В отличие от сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только второе, что создает компактность и образность употребления слова. В основу метафоры может быть положено сходство предметов по форме, цвету, объему, назначению, ощущениям и т. п.: водопад звезд, лавина писем, стена огня, бездна горя, жемчужина поэзии, искра любви и др.
Все метафоры делятся на две группы:
1) общеязыковые («стертые»): золотые руки, буря в стакане воды, горы своротить, струны души, любовь угасла;
2) художественные (индивидуально-авторские, поэтические):
И меркнет звезд алмазный трепет
В безбольном холоде зари (М. Волошин);
Пустых небес прозрачное стекло (A. Ахматова);
И очи синие, бездонные
Цветут
на дальнем берегу. (А. А. Блок)
Метафора бывает не только одиночной: она может развиваться в тексте, образуя целые цепочки образных выражений, в во многих случаях — охватывать, как бы пронизывать весь текст. Это развернутая, сложная метафора, цельный художественный образ.
4. Олицетворение — это разновидность метафоры, основанная на переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия. Чаще всего олицетворения используются при описании природы:
Катясь чрез сонные долины, Туманы сонные легли, И только топот лошадиный, Звуча, теряется вдали. Погас, бледнея, день осенний, Свернув душистые листы, Вкушают сон без сновидений Полузавядшие цветы. (М. Ю. Лермонтов)
5. Метонимия (в пер. с греч. — переименование) — это перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности. Смежность может быть проявлением связи:
— между содержанием и содержащим: Я три тарелки съел (И. А. Крылов);
— между автором и произведением: Бранил Гомера, Феокрита, Зато читал Адама Смита (А. С. Пушкин);
— между действием и орудием действия: Их села и нивы за буйный набег Обрек он мечам и пожарам (А. С. Пушкин);
— между предметом и материалом, из которого сделан предмет: …не то на серебре, — на золоте едал (А. С. Грибоедов);
— между местом и людьми, находящимися в этом месте: Город шумел, трещали флаги, мокрые розы сыпались из мисок цветочниц… (Ю. К. Олеша)
6. Синекдоха (в пер. с греч. — соотнесение) — это разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. Чаще всего перенос происходит:
— с меньшего на большее: К нему и птица не летит, И тигр нейдет… (А. С. Пушкин);
— с части на целое: Борода, что ты все молчишь? (А. П. Чехов)
7. Перифраз, или перифраза (в пер. с греч. — описательное выражение), — это оборот, который употребляется вместо какого-либо слова или словосочетания. Например, Петербург в стихах
А. С.Пушкина — «Петра творенье», «Полнощных стран краса и диво», «град Петров»; А. А. Блок в стихах М. И. Цветаевой — «рыцарь без укоризны», «голубоглазый снеговой певец», «снежный лебедь», «вседержитель моей души».
8.Гипербола (в пер. с греч. — преувеличение) — это образное выражение, содержащее непомерное преувеличение какого-либо признака предмета, явления, действия: Редкая птица долетит до середины Днепра (Н. В. Гоголь)
И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры… можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров! (Н.В. Гоголь).
9. Литота (в пер. с греч. — малость, умеренность) — это образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо признака предмета, явления, действия: Какие крохотные коровки! Есть, право, менее булавочной головки. (И. А. Крылов)
И шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведет под уздцы мужичок В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах… а сам с ноготок! (Н.А. Некрасов)
10. Ирония (в пер. с греч. — притворство) — это употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому. Ирония представляет собой вид иносказания, при котором за внешне положительной оценкой скрывается насмешка: Отколе, умная, бредешь ты, голова? (И. А. Крылов)
26.2 «НЕСПЕЦИАЛЬНЫЕ» ЛЕКСИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
Примечание: В заданиях иногда указано, что это лексическое средство. Обычно в рецензии задания 24 пример лексического средства дается в скобках либо одним словом, либо словосочетанием, в котором одно из слов выделено курсивом. Обратите внимание: именно эти средства чаще всего необходимо найти в задании 22!
11. Синонимы, т. е. слова одной части речи, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению и отличающиеся друг от друга или оттенками значения, или стилистической окраской (смелый —отважный, бежать — мчаться,глаза (нейтр.) — очи (поэт.)), обладают большой выразительной силой.
Синонимы могут быть контекстными.
12. Антонимы, т. е. слова одной и той же части речи, противоположные по значению (истина — ложь, добро — зло, отвратительно — замечательно), также обладают большими выразительными возможностями.
Антонимы могут быть контекстными, т. е становится антонимами только в данном контексте.
Ложь бывает доброй или злой,
Сердобольной или беспощадной,
Ложь бывает ловкой и нескладной,
Осмотрительной и безоглядной,
Упоительной и безотрадной
.
13. Фразеологизмы как средства языковой выразительности
Фразеологизмы (фразеологические выражения, идиомы), т. е. воспроизводимые в готовом виде словосочетания и предложения, в которых целостное значение доминирует над значениями составляющих их компонентов и не является простой суммой таких значений (попасть впросак, быть на седьмом небе, яблоко раздора), обладают большими выразительными возможностями. Выразительность фразеологизмов определяется:
1) их яркой образностью, в том числе мифологической (кот наплакал, как белка в колесе, нить Ариадны, дамоклов меч, ахиллесова пята);
2) отнесенностью многих из них: а) к разряду высоких (глас вопиющего в пустыне, кануть в Лету) или сниженных (разговорных, просторечных: как рыба в воде, ни сном ни духом, водить за нос, намылить шею, развесить уши); б) к разряду языковых средств с положительной эмоционально-экспрессивной окраской (хранить как зеницу ока — торж.) или с отрицательной эмоционально-экспрессивной окраской (безцаря в голове — неодобр., мелкая сошка — пренебрежит., грош цена — презр.).
14. Стилистически окрашенная лексика
Для усиления выразительности в тексте могут использоваться все разряды стилистически окрашенной лексики:
1) эмоционально-экспрессивная (оценочная) лексика, в том числе:
а) слова с положительной эмоционально-экспрессивной оценкой: торжественные, возвышенные (в том числе старославянизмы): вдохновение, грядущий, отечество, чаяния, сокровенный, незыблемый; возвышенно-поэтические: безмятежный, лучезарный, чары, лазурный; одобрительные: благородный, выдающийся, изумительный, отважный; ласкательные: солнышко, голубчик, доченька
б) слова с отрицательной эмоционально-экспрессивной оценкой: неодобрительные: домысел, препираться, околесица; пренебрежительные: выскочка, деляга; презрительные: балбес, зубрила, писанина; бранные/
2) функционально-стилистически окрашенная лексика, в том числе:
а) книжная: научная (термины: аллитерация, косинус, интерференция); официально-деловая: нижеподписавшиеся, докладная; публицистическая: репортаж, интервью; художественно-поэтическая: лазурный, очи, ланиты
б) разговорная (обиходно-бытовая): папа, мальчонка, хвастунишка, здоровущий
15. Лексика ограниченного употребления
Для усиления выразительности в тексте могут использоваться также все разряды лексики ограниченного употребления, в том числе:
— лексика диалектная (слова, которые употребляются жителями какой-либо местности: кочет — петух, векша — белка);
— лексика просторечная (слова с ярко выраженной сниженной стилистической окраской: фамильярной, грубой, пренебрежительной,бранной, находящиеся на границе или за пределами литературной нормы: голодранец, забулдыга, затрещина, трепач);
— лексика профессиональная (слова, которые употребляются в профессиональной речи и не входят в систему общелитературного языка: камбуз — в речи моряков, утка — в речи журналистов, окно — в речи преподавателей);
— лексика жаргонная (слова, свойственные жаргонам — молодежному: тусовка, навороты, крутой; компьютерному: мозги — память компьютера, клава — клавиатура; солдатскому: дембель, черпак, духи; жаргону преступников: братва, малина);
— лексика устаревшая (историзмы — слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением обозначаемых ими предметов или явлений: боярин, опричнина, конка; архаизмы — устаревшие слова, называющие предметы и понятия, для которых в языке появились новые наименования: чело — лоб, ветрило — парус); — лексика новая (неологизмы — слова, недавно вошедшие в язык и не потерявшие еще своей новизны: блог, слоган, тинейджер).
26.3 ФИГУРАМИ (РИТОРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ, СТИЛИСТИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ, ФИГУРАМИ РЕЧИ) НАЗЫВАЮТСЯ СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ, основанные на особых сочетаниях слов, выходящих за рамки обычного практического употребления, и имеющие целью усиление выразительности и изобразительности текста. К основным фигурам речи относятся: риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, повтор, синтаксический параллелизм, многосоюзие, бессоюзие, эллипсис, инверсия, парцелляция, антитеза, градация, оксюморон. В отличие от лексических средств— это уровень предложения или нескольких предложений.
Примечание: В заданиях нет чёткого формата определения, указывающего на эти средства: их называют и синтаксическими средствами, и приёмом, и просто средством выразительности, и фигурой. В задании 24 на фигуру речи указывает номер предложения, данный в скобках.
16.Риторический вопрос — это фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение. Риторический вопрос не требует ответа, он используется, чтобы усилить эмоциональность, выразительность речи, привлечь внимание читателя к тому или иному явлению:
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным, Зачем поверил он словам и ласкам ложным, Он, с юных лет постигнувший людей?.. (M. Ю. Лермонтов);
17.Риторическое восклицание — это фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение. Риторические восклицания усиливают в сообщении выражение тех или иных чувств; они обычно отличаются не только особой эмоциональностью, но и торжественностью и приподнятостью:
То было в утро наших лет — О счастие! о слезы! О лес! о жизнь! о солнца свет! О свежий дух березы. (А. К. Толстой);
Увы! пред властию чужой Склонилась гордая страна. (М. Ю. Лермонтов)
18.Риторическое обращение — это стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи. Оно служит не столько для называния адресата речи, сколько для выражения отношения к тому, о чем говорится в тексте. Риторические обращения могут создавать торжественность и патетичность речи, выражать радость, сожаление и другие оттенки настроения и эмоционального состояния:
Друзья мои! Прекрасен наш союз. Он, как душа, неудержим и вечен (А. С. Пушкин);
О, глубокая ночь! О, холодная осень! Немая! (К. Д. Бальмонт)
19.Повтор (позиционно-лексический повтор, лексический повтор) — это стилистическая фигура, состоящая в повторении какого-либо члена предложения (слова), части предложения или целого предложения, нескольких предложений, строфы с целью привлечь к ним особое внимание.
Разновидностями повтора являются анафора, эпифора и подхват.
Анафора (в пер. с греч. — восхождение, подъем), или единоначатие, — это повторение слова или группы слов в начале строк, строф или предложений:
Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река.
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака (Ф. И. Тютчев);
Эпифора (в пер. с греч. — добавка, конечное предложение периода) — это повторение слов или группы слов в конце строк, строф или предложений:
Хоть не вечен человек,
То, что вечно, — человечно.
Что такое день иль век
Перед тем, что бесконечно?
Хоть не вечен человек,
То, что вечно, — человечно (А. А. Фет);
Досталась им буханка светлого хлеба — радость!
Сегодня фильм хороший в клубе — радость!
Двухтомник Паустовского в книжный магазин привезли— радость! (А. И. Солженицын)
Подхват — это повтор какого-либо отрезка речи (предложения, стихотворной строки) в начале следующего за ним соответствующего отрезка речи:
Повалился он на холодный снег,
На холодный снег
, будто сосенка,
Будто сосенка во сыром бору (М. Ю. Лермонтов);
20. Параллелизм (синтаксический параллелизм) (в пер. с греч. — идущий рядом) — тождественное или сходное построение смежных частей текста: рядом стоящих предложений, стихотворных строк, строф, которые, соотносясь, создают единый образ:
Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской.
.. (М. Ю. Лермонтов);
Я был вам звенящей струной,
Я был вам цветущей весной,
Но вы не хотели цветов,
И вы не расслышали слов? (К. Д. Бальмонт)
Часто с использованием антитезы: Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? (М. Лермонтов); Не страна – для бизнеса, а бизнес – для страны (из газеты).
21. Инверсия (в пер. с греч. — перестановка, переворачивание) — это изменение обычного порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости какого-либо элемента текста (слова, предложения), придания фразе особой стилистической окрашенности: торжественного, высокого звучания или, наоборот, разговорной, несколько сниженной характеристики. Инверсированными в русском языке считаются следующие сочетания:
— согласованное определение стоит после определяемого слова: Сижу за решеткой в темнице сырой (М. Ю. Лермонтов); Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая (И. С. Тургенев);
— дополнения и обстоятельства, выраженные существительными, стоят перед словом, к которому относятся: Часов однообразный бой (однообразный бой часов);
22.Парцелляция (в пер. с франц. — частица) — стилистический прием, заключающийся в расчленении единой синтаксической структуры предложения на несколько интонационно-смысловых единиц — фраз. На месте расчленения предложения могут использоваться точка, восклицательный и вопросительный знаки, многоточие. Утром, ярким, как лубок. Страшным. Долгим. Ратным. Был разбит стрелковый полк. Наш. В бою неравном (Р. Рождественский); Почему никто не возмущается? Образование и здравоохранение! Важнейшие сферы жизни общества! Не упомянуты в этом документе вообще (Из газет); Нужно, чтобы государство помнило главное: его граждане — не физические лица. А люди. (Из газет)
23.Бессоюзие и многосоюзие — синтаксические фигуры, основанные на намеренном пропуске, или, наоборот, сознательном повторении союзов. В первом случае, при опущении союзов, речь становится сжатой, компактной, динамичной. Изображаемые действия и события здесь быстро, мгновенно развертываются, сменяют друг друга:
Швед, русский — колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет.
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон. (А.С. Пушкин)
В случае многосоюзия речь, напротив, замедляется, паузы и повторяющийся союз выделяют слова, экспрессивно подчеркивая их смысловую значимость:
Зато и внук,и правнук, и праправнук
Растут во мне, пока я сам расту… (П.Г. Антокольский)
24.Период – длинное, многочленное предложение или сильно распространённое простое предложение, которое отличается законченностью, единством темы и интонационным распадением на две части. В первой части синтаксический повтор однотипных придаточных (или членов предложения)идёт с нарастающим повышением интонации, затем – разделяющая значительная пауза, и во второй части, где дается вывод, тон голоса заметно понижается. Такое интонационное оформление образует своего рода круг:
Когда бы жизнь домашним кругом я ограничить захотел,/Когда мне быть отцом, супругом приятный жребий повелел,/ Когда б семейственной картиной пленился я хоть миг единый, — то, верно б, кроме вас одной невесты не искал иной. (А.С. Пушкин)
25.Антитеза, или противопоставление (в пер. с греч. — противоположение) — это оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия, положения, образы. Для создания антитезы обычно используются антонимы — общеязыковые и контекстуальные:
Ты богат, я очень беден, Ты — прозаик, я — поэт (А. С. Пушкин);
Вчера еще в глаза глядел,
А ныне — все косится в сторону,
Вчера еще до птиц сидел,
Все жаворонки нынче — вороны!
Я глупая, а ты умен,
Живой, а я остолбенелая.
О вопль женщин всех времен:
«Мой милый, что тебе я сделала?» (М. И. Цветаева)
26.Градация (в пер. с лат. — постепенное повышение, усиление) — прием, состоящий в последовательном расположении слов, выражений, тропов (эпитетов, метафор, сравнений) в порядке усиления (возрастания) или ослабления (убывания) признака. Возрастающая градация обычно используется для усиления образности, эмоциональной выразительности и воздействующей силы текста:
Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла (А. А. Блок);
Светились, горели, сияли огромные голубые глаза. (В. А. Солоухин)
Нисходящая градация используется реже и служит обычно для усиления смыслового содержания текста и создания образности:
Принес он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами
. (А. С. Пушкин)
27.Оксюморон (в пер. с греч. — остроумно-глупое) — это стилистическая фигура, в которой соединяются обычно несовместимые понятия, как правило, противоречащие друг другу (горькая радость, звонкая тишина и т. п.); при этом получается новый смысл, а речь приобретает особую выразительность: С того часу начались для Ильи сладостные мученья, светло опаляющие душу (И. С. Шмелев);
Есть тоска веселая в алостях зари (С. А. Есенин);
Но красоты их безобразной Я скоро таинство постиг. (М. Ю. Лермонтов)
28.Аллегория – иносказание, передача отвлеченного понятия через конкретный образ: Должны победить лисы и волки (хитрость, злоба, жадность).
29.Умолчание – намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается о невысказанном: Но я хотел… Быть может, Вы…
Кроме вышеперечисленных синтаксических средств выразительности в тестах встречаются и следующие:
—восклицательные предложения;
— диалог, скрытый диалог;
—вопросно-ответная форма изложения такая форма изложения, при которой чередуются вопросы и ответы на вопросы;
—ряды однородных членов;
—цитирование;
—вводные слова и конструкции
—Неполные предложения – предложения, в которых пропущен какой-либо член, необходимый для полноты строения и значения. Отсутствующие члены предложения могут быть восстановлены и контекста.
В том числе эллипсис, то есть пропуск сказуемого.
Эти понятия рассматриваются в школьном курсе синтаксиса. Именно поэтому, наверное, эти средств выразительности чаще всего в рецензии называют синтаксическими.