Задание 3 ЕГЭ по русскому языку 2023: теория и практика

Задача 1

(1)Людей всегда мучают разнообразные сожаления — большие и малые, серьёзные и смешные. (2)Самое сильное сожаление вызывает у нас чрезмерная и ничем не оправданная стремительность времени. (3)<…> не успеешь оглянуться, как уже вянет лето; не успеешь опомниться, как уже блекнет молодость и тускнеют глаза, а между тем ты ещё не увидел и сотой доли того очарования, какое жизнь разбросала вокруг.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СИЛЬНЫЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СИ́ЛЬНЫЙ, -ая, -ое; силён и си́лен, сильна́, си́льно, си́льны и сильны́.

  1. Обладающий большой физической силой, мощный. С. человек. С. удар. Сильная машина. Сильная армия.
  2. Очень основательный, убедительный. Сильные доводы. Сильная речь.
  3. Обладающий твёрдой волей, стойкий. С. характер. Сильная натура.
  4. Значительный (по величине, степени). С. ветер. Сильная боль. Сильное впечатление. Сильное горе.
  5. Сведущий, талантливый. С. специалист. С. ученик. Силён в математике кто-н.
  6. Силён на что и с неопред. Горазд на что-н., ловок в чём-н. (прост.). Силён врать.

Задача 10

(1)Давно утвердилось мнение, что жара экваториальных районов планеты, тем более прямые солнечные лучи, совершенно непереносима для европейцев. (2)Англичане, колонизировавшие в позапрошлом веке огромные территории, лежащие между тропиками Рака и Козерога, были твёрдо убеждены, что без защитного пробкового шлема находиться днём на открытом воздухе ни в коем случае нельзя. (3)<…> огромное количество животных сумело приспособиться к условиям тропиков и, видимо, чувствует себя в этих краях неплохо.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова УСЛОВИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

УСЛО́ВИЕ, -я; ср.

  1. Обстоятельство, от к‑рого что-н. зависит. Требовательность к себе — у. успеха.
  2. Требование, предъявляемое одной из договаривающихся сторон. Назовите ваши условия. Условия перемирия.
  3. Устное или письменное соглашение о чём-н., договорённость (устар.). Заключить, нарушить у.
  4. мн., чего. Правила, установленные в какой-н. области жизни, деятельности. На льготных условиях. Условия проживания в общежитии.
  5. мн. Обстановка, в к‑рой происходит, осуществляется что-н. Хорошие условия для работы. Природные условия. Жилищные условия. Действовать в благоприятных условиях.
  6. обычно мн. Данные, требования, из к‑рых следует исходить. Условия задачи.

Задача 11

(1)Человек и зверь: какие разные и, казалось бы, какие антагонистические представления! (2)Предчеловек, ещё очень слабый, ещё очень несовершенный, мало чем отличался от зверя и даже позже, на более высоких ступенях своего развития, оставался намного слабее животных, отступал перед ними. (3)<…> у нашего далёкого предка уже было оружие — самое могучее из всех существовавших и существующих на Земле — разум, который и стал решающей силой в борьбе за существование.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СИЛА. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СИ́ЛА, -ы; ж.

  1. Величина, являющаяся мерой механического взаимодействия тел, вызывающего их ускорение или деформацию; характеристика интенсивности физических процессов (спец.). Единица силы. Центробежная с. С. тяжести. С. тока. С. света. С. инерции. С. ветра. Землетрясение силой в шесть баллов.
  2. Способность живых существ напряжением мышц производить физические действия, движения. Большая с. в руках. Толкнуть с силой. Лишиться сил. Выбиться из сил. Собраться с силами. Приняться за работу со свежими силами.
  3. обычно мн. Материальное или духовное начало как источник энергии, деятельности. Силы природы. Творческие силы народа.
  4. чего. Способность проявления какой-н. деятельности, состояния, отличающаяся определённой степенью напряжённости, устремлённости. С. воли. С. воображения.
  5. Сущность, смысл (разг.). Вся с. в том, что он знает это лучше меня.

Задача 12

(1)Если взглянуть на карту распределения растительности, станет очевидно, что самыми распространёнными у нас являются таёжные ландшафты. (2)Севернее всего таёжные массивы расположены на самом западе страны. (3)Здесь тайга начинается у Пскова на 58‑м градусе северной широты, а на Кольском полуострове и на севере Скандинавии, <…> тёплому дыханию Баренцева моря, перехлёстывает за Полярный круг.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова КАРТА. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

КА́РТА, -ы; ж.

  1. Чертёж поверхности Земли, небесного тела или звёздного неба. Масштаб карты. Политическая к. Европы. Этнографическая к. мира. К. Луны. Астрономическая к.
  2. Один из плотных листков колоды, различающихся по мастям (во 2 знач.), а также по фигурам или очкам. Игральные карты. Колода карт. Сдавать карты. Раскрыть свои карты (также перен.: обнаружить свой замысел).
  3. мн. Игра при помощи колоды таких листков. Играть в карты. Карты — азартная игра.
  4. Бланк для заполнения какими-н. сведениями. Санаторно-курортная к.
  5. Плотный листок бумаги, картона с каким-н. текстом, изображением. К. меню. К. лото.

Задача 13

(1)С помощью телефонных разговоров деловые люди обмениваются необходимой информацией, договариваются о чём-либо (о встрече, совместных мероприятиях, дальнейшем сотрудничестве и т. д.), консультируются по различным вопросам, наводят необходимые справки. (2)

Про ЕГЭ:  План написания сочинения. ЕГЭ-2022 по русскому языку. | Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (11 класс): | Образовательная социальная сеть

По телефону можно выразить просьбу, отдать приказ или распоряжение, проконтролировать чью-то деятельность, поздравить в связи с достигнутыми успехами, праздниками, памятными датами и др.; телефон даёт возможность устанавливать и поддерживать контакты с нужными людьми. (3)<…>, телефон сегодня становится незаменимым средством в работе.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова КОНТАКТ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

КОНТА́КТ, -а; м.

  1. Соприкосновение, соединение (спец.). Электрический к. Тектонический к. (в земной коре).
  2. Деловая связь, согласованность в действиях. Торгово‑экономические контакты. Войти в к. с кем-н. Действовать в контакте с кем-н.
  3. Непосредственное общение, соприкосновение с кем-н. К. с больным.
  4. Деталь, обеспечивающая соприкосновение проводов электрической цепи (спец.).

Задача 14

(1)Многие диалектные слова относятся к специфическим сельским реалиям (предметам окружающего нас мира), которые связаны с сельским хозяйством, деревенским домашним обиходом, устройством крестьянского дома. (2)< …> не все диалектные слова обозначают какие-то особые сельские реалии. (3)

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова УСТРОЙСТВО. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

УСТРО́ЙСТВО, -а, ср.

  1. Расположение, соотношение частей, конструкция чего-н. Удобное у. помещения. Прибор сложного устройства.
  2. Установленный порядок, строй. Государственное у. Общественное у.
  3. Техническое сооружение, механизм, машина, прибор. Решающее у. Регулирующее у.

Задача 15

Заметить жабу — рогатую чесночницу — способен далеко не всякий. Она не только окрашена под цвет лесной подстилки, но и формой рожек-выростов над глазами напоминает опавший лист. Именно окраска некоторых жаб подсказала военным, <…> должно быть расположение цветовых пятен на камуфляжной униформе.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЗАМЕТИТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ЗАМЕ́ТИТЬ, -е́чу, -е́тишь; -е́ченный; сов.

  1. кого (что) и с союзом «что». Увидеть, обнаружить. З. парус на горизонте. З., что слушатели устали. З. за учеником склонность ко лжи.
  2. кого (что). Отметив в уме, запомнить, обратить внимание на кого-что-н. З. дорогу. З. нужное место.
  3. Сказать что-н., вставить в разговор. Остроумно з.

Задача 16

(1)Музыка окружает человека с детства, и с ранних лет он привыкает связывать музыкальные впечатления с определёнными явлениями действительности. (2)Колыбельная песня связывается с представлением о ночной тишине и покое, марш — с шествием, парадом, танец — с весёлым праздником. (3)<…> закрепляются в нашем сознании первые, самые элементарные музыкальные образы.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБРАЗ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

О́БРАЗ, -а, мн. -ы, -ов, м.

  1. В философии: результат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека.
  2. Вид, облик. Создать что-н. по своему образу и подобию (т. е. похожим на себя; книжн.). Потерять о. человеческий (то же, что потерять облик человеческий). В образе кого-н. (в виде кого-н.).
  3. Живое, наглядное представление о ком-чём-н. Светлый о. матери.
  4. В искусстве: обобщённое художественное отражение действительности, облечённое в форму конкретного, индивидуального явления. Поэт мыслит образами.
  5. В художественном произведении: тип, характер. Плюшкин — о. скупца. Артист вошёл в о. (вжился в роль).
  6. только ед. Порядок, направление чего-н., способ. О. жизни. О. мыслей. О. действий.

Задача 2

(1)Благодаря способности совершенствоваться и видоизменяться, приспосабливаться к различным, иногда очень суровым условиям, живые организмы сумели обжить самые отдалённые и труднодоступные районы планеты, создав на ней сплошную оболочку жизни. (2)Однако сегодня поверхность Земли уже перестала быть природным образованием: люди создали новую, искусственную оболочку планеты — ноосферу. (3)<…> сами они являются частью биосферы, с каждым годом деятельность людей оказывает на неё всё большее влияние, и это влияние далеко не всегда положительно.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СУРОВЫЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СУРО́ВЫЙ, -ая, -ое; -о́в.

  1. Холодный, неблагоприятный для жизни. С. климат. Суровая зима.
  2. Очень тяжёлый, трудный, тяжкий. Суровые дни войны. Суровое испытание.
  3. Угрюмый, сердитый. С. взгляд.
  4. Очень строгий, серьёзный. С. приговор. Подвергнуть суровой критике.
  5. полн. О ткани: грубый, небелёный. Суровое полотно. Суровая скатерть.

Задача 3

(1)«Посеешь поступок — пожнёшь привычку; посеешь привычку — пожнёшь характер; посеешь характер — пожнёшь судьбу». (2)Так говорили древние, и в этой фразе заложен глубокий смысл. (3)<…> состояние организма, здоровье человека, его работоспособность, а в конечном счёте и судьба зависят от множества мелочей, которые окружают нас дома и на работе, в семье и в производственном коллективе.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СУДЬБА. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

Про ЕГЭ:  Проблема человеческих отношений. По В. Солоухину - Сочинения ЕГЭ - Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ

СУДЬБА́, -ы́, мн. су́дьбы, су́деб и (устар.) суде́б, су́дьбам; ж.

  1. Доля, участь. Счастливая с. Узнать о судьбе родных.
  2. История существования кого-чего-н. У этой рукописи интересная с.
  3. Будущее, то, что случится, произойдёт (книжн.). Судьбы человечества.

Задача 4

(1)Южный полярный материк — Антарктида — по форме напоминает Северный Ледовитый океан, чьи воды плещутся вокруг Северного полюса Земли. (2)Это единственный из материков, где тёплый воздух не поднимается от поверхности вверх, в атмосферу, как это происходит повсюду, а <…> — движется из атмосферы к ледниковому покрову. (3)Поэтому нижние слои воздуха оказываются самыми холодными, а с высотой температура возрастает.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ФОРМА. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ФО́РМА, -ы; ж.

  1. Способ существования содержания (во 2 знач.), неотделимый от него и служащий его выражением. Единство формы и содержания.
  2. Внешнее очертание, наружный вид предмета. Земля имеет форму шара. Квадратная ф. Предмет изогнутой формы.
  3. Совокупность приёмов и изобразительных средств художественного произведения. Повествовательная ф. Ф. стиха.
  4. В языкознании: материальное выражение грамматического значения. Формы слова. Формы словоизменения.
  5. (перен.) Внешний вид, видимость (как нечто противоречащее внутреннему содержанию, действительности). Удобная ф. для прикрытия чего-н. По форме только правильно.
  6. Приспособление для придания чему-н. тех или иных очертаний. Литейная ф. Ветчина в форме (спрессованная в таком приспособлении).

Задача 5

(1)Новые слова, или неологизмы, появляются в языке, чтобы обозначить какое-то новое явление в жизни. (2)Очень часто для них используют старые слова (в науке главным образом древнегреческие и латинские), придавая им новый смысл. (3)Так, <…>, слово «резина» существовало задолго до того, как мы узнали о каучуконосах и научились пользоваться их соком: «резина» по-гречески и по-латыни значило просто «смола, камедь», а сейчас у нас означает не смолу вообще, а только определённого рода.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СМЫСЛ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СМЫСЛ, -а; м.

  1. Содержание, сущность, суть, значение чего-н. Понять с. происходящего. С. сло́ва, высказывания.
  2. Цель, разумное основание чего-н. В этом поступке нет смысла. Жизнь получила новый с.
  3. В нек-рых сочетаниях: разум, разумность. Здравый с. Действовать со смыслом. Нет смысла (не вижу смысла) в таком решении.

Задача 6

(1)Наши далёкие предки пользовались языком орнамента задолго до появления письменности. (2)Человек вырезал на плоской доске дугу или просто вогнутую линию, и все понимали, что это символическое обозначение радуги. (3)Она, <…>, означала союз, мост между матерью-землёй и небом: от дружеского согласия последних зависела жизнь человека, урожай, благоденствие стад.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СОЮЗ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СОЮ́З, -а; м.

  1. Тесное единение, связь классов, групп, отдельных лиц. С. демократических сил.
  2. Объединение, соглашение для каких-н. совместных целей. Военный с. Заключить с.
  3. Государственное объединение. Австралийский с. С. кантонов (в Швейцарии до 1848 г.).
  4. Общественное объединение, организация. Профессиональный с. С. писателей.

Задача 7

Существует много цветов, которые живут по законам смены дня и ночи, восхода и захода солнца. <…> есть такой чудо-цветок, который весь день поворачивает головку вслед солнцу, словно оно притягивает невидимым магнитом его золотые лепестки. В русском языке для такого удивительного цветка есть и необычное название — подсолнечник.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЗАКОН. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ЗАКО́Н, -а; м.

  1. Не зависящая ни от чьей воли, объективно наличествующая непреложность, заданность, сложившаяся в процессе существования данного явления, его связей и отношений с окружающим миром. Законы природы. Законы движения планет. З. общественного развития. Законы рынка.
  2. Постановление государственной власти, нормативный акт, принятый государственной властью; установленные государственной властью общеобязательные правила. Конституция — основной з. государства. Соблюдать законы.
  3. Общеобязательное и непреложное правило. Законы нравственности. Неписаные законы (сложившиеся нравственные устои, нормы).
  4. Общее название основных принципов и идей религиозного вероучения, свод правил какой-н. религии. З. Божий (род. Закона Божия; православное вероучение; также такой предмет).

Задача 8

(1)Звуковая сторона устной речи играет не менее важную роль, чем её содержательная часть. (2)Известно, что блестящая по содержанию речь во многом проигрывает, если она произнесена вяло и невыразительно, с запинками и речевыми ошибками. (3)<…> малосодержательная речь, произнесённая фонетически безупречно, может произвести благоприятное впечатление.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СОДЕРЖАНИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СОДЕРЖА́НИЕ, -я; ср.

  1. Обеспечивание кого-н. средствами к жизни. С. семьи.
  2. Единство всех основных элементов целого, его свойств и связей, существующее и выражаемое в форме (в 1 знач.) и неотделимое от неё. Единство формы и содержания.
  3. Основная суть изложения; фабула. Пересказать с. доклада. Книга с интересным содержанием.
  4. Перечень разделов в начале или в конце книги, оглавление. С. в конце книги.
  5. Количество чего-н., находящегося в чём-н. другом. С. витаминов в чёрной смородине.
  6. Заработная плата, жалованье (офиц.). Отпуск с сохранением содержания.
Про ЕГЭ:  Какова продолжительность экзаменов по предметам? | Школа и право

Задача 9

(1)Альтруизм изначально присущ человеческой натуре. (2)Не глуши его — и он явится источником истинного счастья, с которым не может сравниться то эфемерное, которое под красивой оболочкой таит постоянную утрату доброты и человечности, так как благополучие часто приобретается путём лжи и обмана. (3)

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова НАТУРА. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

НАТУ́РА, -ы; ж.

  1. То же, что природа (в 1 знач.) (стар.)
  2. Характер человека, темперамент. Пылкая н. По натуре он не зол. Привычка — вторая н. (посл.).
  3. То, что существует в действительности, настоящая, естественная обстановка, условия в отличие от изображённого. Познакомиться с чем-н. в натуре. Рисовать с натуры и натуру. Киногруппа снимает натуру.
  4. То же, что натурщик (спец.).
  5. Товары, продукты как платёжное средство. Расплачиваться натурой.

Тренировочные варианты егэ 2022 по русскому языку

Подборка тренировочных вариантов ЕГЭ 2022 по русскому языку с ответами.

 Тренировочные варианты ЕГЭ 2022 по русскому языку

Изменения в КИМ ЕГЭ 2022 года в сравнении с КИМ 2021 года

Все основные характеристики экзаменационной работы сохранены. В работу внесены следующие изменения.

1. Из части 1 экзаменационной работы исключено составное задание (1– 3), проверяющее умение сжато передавать главную информацию прочитанного текста. Вместо него в экзаменационную работу включено составное задание, проверяющее умение выполнять стилистический анализ текста.

2. Изменены формулировка, оценивание и спектр предъявляемого языкового материала задания 16.

3. Расширен языковой материал, предъявляемый для пунктуационного анализа в задании 19.

4. Уточнены нормы оценивания сочинения объёмом от 70 до 150 слов.

5. Изменён первичный балл за выполнение работы с 59 до 58.

Пример заданий в формате ЕГЭ 2022

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

Помните монолог героини Татьяны Дорониной в кинофильме «Старшая сестра»: «Театр!… Вы любите театр? Я хочу спросить: вы любите театр, как люблю его я, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного?» Никогда не думала, что эти первые строки смогут так впечатлить меня, тогда ещё восьмилетнего ребёнка, а страстный взгляд актрисы сможет так заворожить и напитать детскую душу, что спустя много лет я почувствую острую тягу признаться в любви. Кому? Чему?.. Балету.

Итак, любите ли вы балет так, как его люблю я? Пожалуй, следует признать, что балет является самым изящным видом искусства. Разве что огранка редких и прекрасных драгоценных камней и создание тончайшей работы ювелирных изделий может сравниться с аристократичностью и гармонией движений в балете. Достаточно посмотреть балет Джорджа Баланчина «Драгоценности» (George Balanchine, Jewels), чтобы это сравнение не показалось случайным или чрезмерным. Рекомендую смотреть эту постановку в театре с ярусов, <…> именно сверху открывается наилучший вид на ювелирно выверенные узоры построений грациозных танцовщиц. Музыкальное повествование при этом ведётся об изумрудах, рубинах и бриллиантах. Роскошь!

1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Функцию специальных средств, указывающих на развитие мысли автора текста, выполняют слова то есть, тогда, итак, именно.

2) Основной функционально-смысловой тип речи текста – повествование, так как изображаемые явления даются не в одновременности, а в их хронологической последовательности (тогда, спустя много лет).

3) Воздействие на читателя достигается путём использования в тексте слов и выражений, передающих чувства автора (заворожить, признаться в любви, роскошь).

4) В тексте используются глаголы в форме повелительного наклонения (помните, любите), что позволяет создать ощущение живого диалога с читателем.

5) Текст относится к публицистическому стилю речи, так как отличается эмоциональностью, высокой степенью воздействия на читателя.

Ответ: __________

2. Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в пятом предложении второго абзаца. Запишите этот подчинительный союз.

Ответ: __________

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в третьем предложении второго абзаца текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. РАБОТА, -ы, ж.

1) Процесс превращения одного вида энергии в другой (спец.); вообще нахождение в действии. Единица работы (джоуль). Бесперебойная р. машины. Р. сердца. Р. мысли.

2) Занятие, труд, деятельность. Физическая, умственная р. Ответственная р. Срочная р. Общественная р. Р. по специальности. Провести большую работу.

3) Служба, занятие как источник заработка. Постоянная, временная р. Выйти на работу. Снять с работы. Поступить на работу.

4) Производственная деятельность по созданию, обработке чего-н. Сельскохозяйственные работы. Ремонтные работы.

5) Продукт труда, готовое изделие. Печатные работы. Выставка работ художника.

6) Качество, способ исполнения. Топорная р. Вещь превосходной работы.

Ответ: ____________

Связанные страницы:

Оцените статью
ЕГЭ Live