Задание 21 ЕГЭ по русскому языку 2022 — теория и практика.

Задание 21 ЕГЭ по русскому языку 2022 - теория и практика. ЕГЭ

Алгоритм выполнения задания и образец рассуждения

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру (-ы), на месте которо(ых) в предложениях должна(ы) стоять запятая(ые).

Туманные громады поднимались по ночному небу (1) и (2) когда поглощён был последний звёздный просвет (3) слепой ветер низко пронёсся вдоль опустевшей улицы (4) после чего взлетел на крыши домов.

1. Внимательно прочитайте предложение с пропущенными запятыми.

2. Выделите грамматические основы и тем самым установите границы простых предложений, входящих в состав сложного.

3. Расставьте знаки препинания.

4. Выясните, что в вашем примере соединяет союз И: два простых предложения в составе сложного, или однородные члены предложения, или однородные придаточные предложения. Соответственно – в первом случает запятую ставим, а во втором-третьем — нет.

5. Примените правило постановки запятой на стыке союзов. (если есть во второй части ТО НО ТАК, запятую на стыке союзов не ставим).

6. Запишите ответ. (Не забудьте перенести цифры в бланк №1)

[ Туманные громады поднимались по ночному небу] , и , ( когда поглощён был последний звёздный просвет ) , [ слепой ветер низко пронёсся вдоль опустевшей улицы , после чего взлетел на крыши домов ].


Выполняя задание, рассуждаем примерно так:

Это сложноподчиненное предложение, в нём три грамматические основы. Союз И соединяет два простых предложения, перед союзом И ставится запятая. На стыке двух союзов И КОГДА также запятая ставится, так как в последующем предложении отсутствует один из союзов НО ТО ТАК.

Союз когда?
начинает придаточное предложение времени, которое с двух сторон выделяется запятыми. К придаточному от главного можем задать вопрос: слепой ветер низко пронёсся вдоль опустевшей улицы … КОГДА? когда поглощён был последний звёздный просвет. Два однородных сказуемых ПРОНЕССЯ и ВЗЛЕТЕЛ связаны бессоюзной связью, между ними ставится запятая.

Ответ: 1, 2, 3, 4

Бессоюзное сложное предложение

Бессоюзное сложное предложение — это предложение, в котором простые предложения объединены между собой только по смыслу и интонационно: Наступила весна, на землю пришло тепло.

В сложных бессоюзных предложениях менее четко выражены смысловые отношения между простыми предложениями, но именно смысл диктует в письменной речи знаки препинания.

Смысловые отношения между предложениями, входящими в состав бессоюзного сложного предложения, и знаки препинания в нем отражает следующая таблица’:

Смысловые отношения между предложениями

Знаки препинания

Примеры

Схемы

Перечисление

Запятая

1) Одето небо черной мглою,

2) в тумане месяц чуть блестит. (М. Лермонтов)

1- , -2

Перечисление, но внутри частей сложного предложения есть другие знаки препинания

Точка с запятой

1) Дорога вилась передо мной между густыми кустами орешника, уже залитыми мраком;

2) я продвигался вперед с трудом. (И. Тургенев)

1- ; -2

Причина (вторая часть указывает на причину того,о чем говорится в первой)

Двоеточие

1) Я не мог заснуть: 2) передо мной во мраке все вертелся мальчик с белыми глазами. (М. Лермонтов)

1- : (потому что) -2

Разъяснение смысла первой части

Двоеточие

1) Об одном вас прошу:

2) стреляйте скорее. (М. Лермонтов)

1- : (а именно) -2

Пояснение сказуемого первой части

Двоеточие

1) Я знаю:

2) в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. (А. Пушкин)

1- : (что) -2

Время, условие

Тире

1) Ехал сюда —

2) Рожь начинала желтеть. (М.Пришвин)

1) Поработаешь до поту —

2) поешь в охоту. (Пословица)

1 (когда)- – -2.

1 (если)- — -2.

Причина (первая часть указывает на причину того, о чем говорится во второй части, а вторая часть указывает на следствие того, о чем говорится в первой)

Тире

1) Распахнули окна

2) запах сосен вступил на веранду. (В.Кочетов)

1 (так как)- – -2 (поэтому)

Противопоставление

Тире

1) Лето присыпает

2) зима поедает. (Пословица)

1- (а, но) -2

Быстрая смена событий

Тире

1) Сыр выпал — 

2) с ним была плутов-ка такова. (И. Крылов)

1- – -2

Задание 21 егэ по русскому языку 2022. пунктуационный анализ. теория и практика.

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Юрий Александрович Бычков – спецкор газеты «Советская культура», общественный деятель в области сохранения культурного наследия. (2)В 1967 году он оказался в Суздале. (3)Цель командировки – подготовить материал о том, как живут старинные российские города. (4)Когда материал был собран, Юрий Александрович решил вернуться в Москву не той дорогой, по которой ехал в Суздаль, а окружным путём – по ярославской трассе. (5)Владимир, Суздаль, Ярославль, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Сергиев Посад, Кострому и Иваново – эти города посетил во время поездки Бычков. (6)По итогам командировки в газете «Советская культура» журналист Ю.А. Бычков опубликовал не единственную статью о Суздале, как планировалось изначально, а серию очерков под общим названием «Золотое кольцо», где каждому из городов посвятил отдельный материал. (7)В Москве он увидел, как блестят на солнце купола в Кремле, вспомнил очертания маршрута, по которому проехал, и о том, как блестела рожь вдоль дорог, – так и родилось сочетание «Золотое кольцо».

1. Внимательно прочитайте задание, вам будет необходимо найти предложения, в которых один из знаков препинания (ТИРЕ, или ДВОЕТОЧИЕ, или ЗАПЯТАЯ) ставится в соответствии с одним и тем же правилом.

2. Выпишите номера предложений, в которых есть искомый знак препинания.

3. Напротив каждого предложения напишите в черновике, каким правилом объясняется этот знак.

Например, 1-между подлеж. и сказ. 2 — приложение и т.д.

4. Запишите номера предложений, в которых пунктуационное правило одинаковое.

Будьте внимательны! могут быть разные вариации ответов.

Найдите предложения, в которых 

ТИРЕ

ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. 

(1) Хатангский тракт — торговый путь на северо-западе полуострова Таймыр, проложенный русскими купцами в XVII веке. (2)В XIX столетии здесь сформировался отдельный этнос — долганы, самый молодой из малочисленных народов Таймыра, впитавший традиции эвенков, якутов и других северных народностей. (3) На картах XIX века Хатангский тракт выглядит как пунктирная линия, вытянутая от современной Дудинки в сторону моря Лаптевых. (4)К северу от тракта простирается тундра, к югу — неприступное плато Путорана. (5) Каждая точка линии — обустроенное жилище (зимовье), где можно было переждать непогоду и холода. (6) Большинство зимовий закладывалось русскими первопроходцами, поэтому Хатангский тракт часто называли «большой русской дорогой». (7) По Хатангскому тракту ездили купцы, ученые и проповедники. (8) Путешественникам доставались пушнина и надежные проводники по тундре. (9) Коренным жителям — медная посуда, соль, порох, язык и религия. 

Про ЕГЭ:  Минимальные баллы ЕГЭ 2022 | LANCMAN SCHOOL

В качестве ответа можно указать 15

ИЛИ

49. Не нужно записывать все цифры, только те, предложения, в которых постановка объясняется одним и тем же правилом.

!!!!не путать с дефисом!!!! 

Дефис (графически короче тире) разделяет части слова, а тире ставится между словами в предложении, поэтому дефис – орфографический знак, а тире – пунктуационный. 

Дефис делит части составных слов (шкаф-купе, жар-птица, юго-запад), используется при присоединении некоторых приставок или частиц (скажи-ка, по-английски, кто-то), используется при переносе слова и при сокращении (д-р доктор, о-во общество). 

Между подлежащим и сказуемым, если:

  • Сущ Им. – Сущ.Им. 
    Если подлежащее и сказуемое выражены существительным в именительном падеже БЕЗ связки. 

Примеры: Биология – система наук, объектами изучения которой являются живые существа и их взаимодействие с окружающей средой) 

  • – это Перед словами «вот», «это», «значит», «это значит», «это есть». 

Примеры: Все прошедшее, настоящее и будущее – это мы, а не слепая сила стихии. 

  • Инф. – инф. 
    Инф. – сущ. Им. 
    Сущ. Им. – инф. 

Если и подлежащее, и сказуемое выражены неопределенной формой глагола 

ИЛИ

один из главных членов предложения выражен неопределенной формой глагола, а другой – существительным в именительном падеже. 

Примеры: Курить – здоровью вредить. Ждать – большое искусство. Наш долг – защищать крепость до последнего издыхания. 

  • Числ. Им. – числ Им. 
    Сущ. Им. — числ. Им. 
    Числ. Им – сущ. Им 

  • Оба главных члена предложения выражены количественными числительными (или словосочетанием с числительным), а также если числительным выражен только один из главных членов предложения. 

Семью семь – сорок девять. Большая медведица – семь ярких звезд.

  • Перед сказуемым, выраженным фразеологизмом. 

Пример: Мой друг – семи пядей во лбу. 

  • Если подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое — существительным в Им.п. ТОЛЬКО при: 
    — противопоставлении (Пример: Ты – старый ребенок, теоретик, а я – молодой старик и практик…) 
    — логическом подчеркивании сказуемого ( Пример: Я – страница твоему перу.) 
    В остальных случаях тире НЕ ставится. 

  • Инф. – предикативное наречие на –О 
    Если сказуемое выражено наречием на –О, если между главными членами предложения содержится ярко выраженная ПАУЗА. (Примеры: Уступить – позорно. Готовиться к экзаменам – не так просто.) 

Неполное предложение 

— это предложения, в которых пропущен любой член предложения, необходимый для полноты строения и значения данного предложения. 

!!!

Не путайте неполные предложения с односоставными: в односоставных отсутствует подлежащее или сказуемое, но смысл предложения при этом понятен. 

Когда пропущен член предложения, но его можно восстановить ЛОГИЧЕСКИ или из предыдущих частей предложения/ предложений. 

Примеры: А ты любишь пироги с зеленым луком? Я — страсть как! 

Они стояли друг против друга: Олег – растерянный и смущенный, Нина – с выражением вызова на лице. И по всему небу – облака, как розовые перышки. 

  • Если предложение состоит из существительных в Дат. и Вин. падежах без грамматической основы. 

Пример: Каждому молодому человеку – среднее образование. 

  • Тире ставится между словами, обозначающими пределы (от….до) 
    Пространственные ( Поезд Москва – Санкт-Петербург) 
    Временные (Крестовые походы XI-XIII веков) 
    Количественные ( Запасы будут исчерпаны через десять — пятнадцать лет) 
    Между двумя именами собственными, обозначающими одно явление, учение, наименование и т.д. (закон Бойля – Мариотта, матч Каспаров – Карпов.) 

  • если события в предложениях происходят последовательно или одновременно (можно подставить И) 
  • если части БСП отдалены друг от друга по смыслу и предложение можно разбить на несколько простых: У ворот увидел я старую чугунную пушку; улицы были тесны и кривы; избы низки и большей частью покрыты соломой. 

  • между частями БСП при осложнении одной из частей или обеих частей (однородные члены, причастные, деепричастные обороты, уточнения, сравнительные обороты и т.д.)
    Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас тёмно-синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, ещё сохраняющем последний отблеск зари 

  • причинные (потому что)

  • пояснительные (а именно) 

  • дополнительные (что) 

если между частями БСП противительные(а, но), временные (когда), условные (если), сравнительные отношения (как, будто), если происходит быстрая смена событий или вторая часть является следствием (выводом) (так что). Лес рубят – щепки летят. 

Слова автора предшествуют прямой речи 

А: «П!» А: «П?» А: «П…» А: «П». 

Прямая речь предшествует словам автора: 
«П», — а. «П?» — а. «П!» — а. “П…” – а. 

Авторские слова (а) внутри прямой речи (П/п) 
“П, – а, – п”. “Я подумаю об этом, – сказал отец, – но не сегодня”. 
“П, – а. – П”. “Я подумаю об этом, – сказал отец. – Позвоните мне завтра”. 
“П? – а. – П”. “Почему так поздно? – спросил отец. – Ты обещал быть раньше”. 
“П! – а. – П”. “Лентяй! – воскликнул отец. — Надо лучше заниматься”. 
“П… – а. – П”. “Ну что ж… – проговорил отец. — Надо подумать”. 
“П, – а: – П”. “Это плохо, – сказал отец и добавил: – Не ходи туда”. 

Прямая речь (П) внутри авторских слов (А/а) 
А: “П”, – а. Отец сказал: “Я подумаю об этом”, – и вышел из комнаты. 
А: “П!” – а. Воскликнув: “Ты лентяй!” – отец схватился за ремень. 
А: “П?” – а. Отец спросил: “Почему так поздно?” – и ушел, не дожидаясь ответа. 

Цитаты заключаются в кавычки, если оформляется как прямая речь, то есть сопровождается словами автора. Белинский писал: «…». 

Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается многоточием, которое может быть как перед цитатой, так и в середине или после нее. 

Если после цитаты указывается фамилия автора или источник цитаты в И.п., то возможно следующее оформление: 
«Значение Белинского в истории русской общественной мысли огромно» (Луначарский). 
«Дети должны быть очень снисходительны к взрослым» (из аллегорической сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»). 
Эпиграфы, как правило, не выделяются ни кавычками, ни скобками 
Береги честь смолоду. 
Пословица. 

  • Двоеточие ставится после обобщающего слова перед рядом однородных членов. 
Про ЕГЭ:  Расписание ЕГЭ в 2013 году

На столе лежали фрукты: апельсины, бананы, яблоки. 

  • Двоеточие ставится если после обобщающего слова есть слова: «как то», «а именно», «то есть», «например», «как например». Перед этими словами ставится запятая. 

Во дворе росли цветы, а именно: ромашки, васильки, одуванчики. 

!!!После уточняющих слов такие как (со сравнительным оттенком значения) двоеточие не ставится: Первыми после зимы расцветают цветы, такие как крокусы, тюльпаны !!!! 

  • Тире ставится, если обобщающее слово стоит после ряда однородных членов. 

Яблоки, груши, сливы – все фрукты лежали на столе. 

Задание формата егэ

Для пунктуационного разбора выпускникам дано сложное предложение с различными видами связи: бессоюзной, сочинительной и подчинительной. На месте пропусков стоят цифры. Необходимо расставить знаки препинания и записать в графу ответ цифры, на месте которых стоят запятые. Успешное выполнение задания дает 1 балла.

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру (-ы), на месте которо(ых) в предложениях должна(ы) стоять запятая(ые).

Туманные громады поднимались по ночному небу (1) и (2) когда поглощён был последний звёздный просвет (3) слепой ветер низко пронёсся вдоль опустевшей улицы (4) после чего взлетел на крыши домов.

Ответ: ____________

Запятые в сложном предложении на стыке двух союзов


Очень важное правило для ЕГЭ по русскому языку. Примеры на это правило встречаются в каждом втором варианте задания №20.

> В сложноподчиненном предложении, если рядом оказываются два союза, между ними НЕ СТАВИТСЯ запятая при условии, что имеется вторая часть союза НО, ТО, ТАК.

НО ТО ТАК отменяет запятую между союзами. (Школьная мудрость: в запятую НОТОТАК не влюбляется никак.)

> Но запятая ставится, если в последующем предложении НО, ТО, ТАК отсутствует.


ПРИМЕР 1

[ К вечеру погода сильно испортилась] , и (хотя как-то сразу стало на душе неуютно), но [ мы все равно продолжили путь ]. 

[……..] , и( хотя…), но [……..] .

После союза Истоит подчинительный союз ХОТЯ. Последующее предложение но мы всё равно продолжили путь начинается союзомНО. Поэтому запятая на стыке союзов И ХОТЯ не ставится.Если убрать НО, запятую необходимо поставить.

К вечеру погода сильно испортилась, и,хотя
как-то сразу стало на душе неуютно, мы все равно продолжили путь. 

[……..] , и, ( хотя…), [……..] .

ПРИМЕР 2

[ Оленька зашла в аудиторию] , и (когда она улыбнулась), то [ у Сергея поднялось настроение ]. 

[……..] , и(когда…), то [……..] .


После союза Истоит подчинительный союз КОГДА. Последующее предложение то у Сергея поднялось настроение начинается союзом ТО.
Поэтому запятая на стыке союзов И КОГДА не ставится.Если убрать ТО, запятую необходимо поставить.

Оленька зашла в аудиторию, и,когда она улыбнулась, у Сергея поднялось настроение. 

[……..] , и , (когда…), [……..] .


ПРИМЕР 3

[ Время лечит от одиночества ], и (когда я навсегда перебрался в деревню) , то [убедился в этом окончательно и не роптал на судьбу]. 

[……..] , и(когда…), [то…..] .

После союза Истоит подчинительный союз КОГДА. Последующее предложение то убедился в этом окончательно и не роптал на судьбу начинается союзом ТО. Поэтому запятая на стыке союзов И КОГДА не ставится.Если убрать ТО, запятую необходимо поставить.

Время лечит от одиночества, и ,когда я навсегда перебрался в деревню, убедился в этом окончательно и не роптал на судьбу. 

[……..] , и , (когда…), [……..] .

ПРИМЕР 4

Замечательный был человек Беляев, икогда он пришел преподавать в наш университет, то за ним тянулась слава маститого ученого и хорошего человека, к которому всегда можно обратиться за помощью.

[……..] , и(когда…), [то…..] , (к которому..…)


После союза Истоит подчинительный союз КОГДА. Последующее предложение то за ним тянулась слава … начинается союзом ТО.
Поэтому запятая на стыке союзов И КОГДА не ставится.Если убрать ТО, запятую необходимо поставить.

Замечательный был человек Беляев, и ,когда он пришел преподавать в наш университет, за ним тянулась слава маститого ученого и хорошего человека, к которому всегда можно обратиться за помощью.

[……..] , и ,(когда…), [..…..] , (к которому..…)

ПРИМЕР 5

По приморскому бульвару гулял холодный ветер , ихотя шторм не ослабевал, но
было видно, что небо разглаживается и вот-вот распогодится.

[……..] , и( хотя…), но [……..], ( что…) и( ……)

После союза Истоит подчинительный союз ХОТЯ. Последующее предложение но было видно начинается союзомНО. Поэтому запятая на стыке союзов И ХОТЯ не ставится.Если убрать НО, запятую необходимо поставить.


Также в этом предложении второй союз И соединяет два однородных придаточных что небо разглаживается и вот-вот распогодится. Запятая перед И по правилам не ставится.

По приморскому бульвару гулял холодный ветер, и,хотя
шторм не ослабевал, было видно, что небо разглаживается и вот-вот распогодится. 

[……..] , и , ( хотя…), [……..], ( что…) и( ……)

Остается вариант 2.

Проверим его: между частями предложения можно вставить союз потому что, следовательно, вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части. Ответ найден!

Разные виды связи в сложном предложении

1) Сочинительная и подчинительная связь

Катер набирал скорость, и соленый морской ветер дул в лицо, которое я, счастливый, подставлял ласковому крымскому солнцу. 

[…….] , и […….] , (которое …..).

2) Бессоюзная и сочинительная связь

В сумерках стало тихо, зажглись звезды, но идти по извилистой горной тропинке было всё так же, как и раньше, нелегко. 

[…….] , […….] , но […….] .

3) Бессоюзная и подчинительная связь

В горном ущелье мы наконец остановились отдохнуть, староста возвёл большую палатку, которая
в последние дни часто спасала нас от проливных дождей.  

[…….] , […….] , (которая …..).   

4) Бессоюзная, сочинительная и подчинительная связь

Костя с большим вниманием слушал лекции, он тщательно конспектировал понравившиеся тезисы, и юноша твёрдо верил, что через два десятка лет сделает важное открытие, которое внесет огромный вклад в развитие экономики большой станы.

[…….] , […….] , и […….] , (что …..) , (которое …..). 

Решу егэ

1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


11


12


13


14


15


16


17


18


19


20


21


22


23

Про ЕГЭ:  Советы эксперта: Как сдать ЕГЭ по информатике — Учёба.ру

24


25


26


27


28


29


30


31


32

Завершить тестирование, свериться с ответами, увидеть решения.

Сложное бессоюзное предложение (сбп)

Сложные бессоюзные предложения состоят из двух или нескольких простых, соединенных бессоюзной связью и с помощью интонации. Между простыми предложениями в составе сложного бессоюзного устанавливаются равноправные отношения.

> На письме сложные бессоюзные предложения разделяются запятыми. Между простыми предложениями в составе бессоюзных сложных также при определенных условиях ставится тире и двоеточие: […….] , […….] , […….].

[ Солнце медленно катилось за горизонт] , [последние порывы ветра утихли] , [собаки перестали переругиваться ].

Между простыми предложениями в составе бессоюзных сложных также при определенных условиях ставится тире и двоеточие.

Сложноподчинённые предложении (спп)

Сложноподчиненные предложения состоят из двух или несколько простых. При этом одно предложение является главным, а другое (другие) придаточным (подчиненным). Отношения в таких предложениях неравноправные. Придаточное присоединяется к главному с помощью подчинительного союза или союзного слова. От главного предложения к придаточному всегда можно задать вопрос.

> Запятая в сложноподчинённом предложении ставится после главного предложения перед придаточным: […….] , (союз …..).

[Ты выстроишь хорошие и ровные отношения с приятелями] , (если не будешь эгоистом). От главного к придаточному задаём вопрос при каком условии? Это придаточное условия.

[…….] , (если…..).

> Если после главного предложения стоят два однородных придаточных, соединенных неповторяющимся сочинительным союзом, то запятая между придаточными не ставится: […….] , (союз …..) и (союз …..).

[ Мы видели ], (что прилетают грачи) и (что они начинают устраивать гнёзда).


В этом предложении несколько видов связи: подчинительная и сочинительная. Подчинительная связь устанавливается между главным предложением и однородными придаточными. Сочинительная связь – между однородными придаточными.

Отсутствие подчинительного союза во втором придаточном предложении не влияет на знаки препинания. Запятая перед И не ставится: […….] , (союз …..) и (……..).

[ Мы видели ], (что прилетают грачи) и (они начинают устраивать гнёзда).

> Запятая в сложноподчинённом предложении ставится после придаточного предложения перед главным:(союз…..) , [……..].

(Когда
из-за облаков выглянуло солнышко) , [ мы вышли на прогулку и долго бродили вокруг озера ]. От главного к придаточному задаём вопрос когда? Это придаточное времени.

(Когда…..) , [……..]

 > Если перед главным предложением стоят два однородных придаточных, соединенных неповторяющимся сочинительным союзом, то запятая между придаточными не ставится: (союз ….) и (союз …..) , […….] .

(Когда
солнце потухло ) и (когда ночная мгла окутала землю) , [ мы наконец-то добрались до ночлега ].

(Когда…..) и (когда…..) , [……..]

> Отсутствие подчинительного союза во втором придаточном предложении не влияет на знаки препинания. Запятая перед И не ставится:(союз …..) и (……..) , […….] .

(Когда
солнце потухло ) и (ночная мгла окутала землю) , [ мы наконец-то добрались до ночлега ].

(Когда…..) и (…..) , [……..]

> Запятая в сложноподчинённом предложении ставится, если придаточное предложение стоит внутри главного. Тогда оно выделятся с двух сторон запятыми:       [….. , (союз…..) , …..].

[Старинный дворец , (который является украшением парка) , с удовольствием посещают как жители, так и гости города]. От слова дворец в главном предложении задаём к придаточному вопрос какой? Это определительное придаточное предложение.

  [….. , (который…..) , …..].

> Запятая в сложноподчинённом предложении ставится между однородными придаточными предложениями, которые НЕ соединены сочинительным союзом (бессоюзная связь): 

а) […….] , (союз …..) , (союз…..). 

б) (союз …..) , (союз…..) , […….] .

а) [ Мы долго наблюдали ] , (как солнце медленно садилось в море) , (как успокаивалась морская стихия).

[…….] , (как …..) , (как…..)

б) (Когда ты с пользой для дела проводишь время) , (когда ты осознаешь свою нужность людям) , [ совесть лишь иногда беспокоит тебя по пустякам ].

(Когда …..) , (когда…..) , […….] .

> Запятая в сложноподчинённом предложении ставится между однородными придаточными предложениями, которые соединены
повторяющимися союзами И… И…, ИЛИ… ИЛИ…, ТО… ТО…

[ Я часто любуюсь океаном] , и (когда он тих и спокоен) , и (когда он громко ревёт, как бешеный зверь).

[…….] , и (когда …..) , и (когда…..).

Сложносочинённые предложения (ссп)

Сложносочиненные предложения состоят из двух или нескольких простых предложений, соединенных сочинительными союзами: И, А, НО, ДА и другие. Между предложениями с сочинительной связью устанавливаются равноправные отношения. Подробно пунктуация в сложносочиненных предложениях рассматривается в задании № 18.

> Между простыми предложениями, входящим в состав сложносочиненного, как правило, ставятся запятые: […….] , и […….].

[Громко пели неизвестные мне птахи] , и [порхали, перелетая с цветка на цветок, диковинные бабочки].

> Запятые в сложносочиненных предложениях не ставятся, если они имеют общий второстепенный член, общую придаточную часть, общее вводное слово и общий обособленный член предложения: 

Вдалеке [замелькали дома деревеньки] и
[крестьянин устало шёл за плугом, время от времени погоняя тощую клячу]. Два простых предложения, соединенных сочинительным союзом И, имеют общий второстепенный член предложения обстоятельство места вдалеке. Запятая перед союзом И не ставится. 

Вдалеке ,[…….] и […….]. 

(Когда наступили холода) , [птицы засобирались в теплые страны] и [ лес сбросил красивый наряд]. Два простых предложения, соединенных сочинительным союзом И, имеют общую придаточную часть когда наступили холода. Поэтому запятая перед союзом И не ставится. 

(Когда….) ,[…….] и […….].

Видимо, [погода испортится] и [к вечеру пойдёт дождь]. Два простых предложения, соединенных сочинительным союзом И, имеют общее вводное слово видимо. Запятая перед союзом И не ставится. 

Видимо ,[…….] и […….]. 

Оцените статью
ЕГЭ Live