«Я понимаю — каждый хотел бы оказаться на моём месте»

«Я понимаю — каждый
хотел бы оказаться
на моём месте» ЕГЭ

Информатика открывает путь к профессиям будущего, и ЕГЭ по этому предмету популярен у абитуриентов. В 2022 году его сдали 101 тысяча человек, причём каждый пятый получил 80 баллов и более (по данным Рособрнадзора). Как видим, высокий результат реален, но конкуренция высока: надо готовиться. Учитель информатики онлайн-школы «Синергия» Александр Громов рассказал Synergy Times, какие знания требуют от одиннадцатиклассников на ЕГЭ в 2023 году и как получить 100 баллов.

Из этой статьи вы узнаете

Как пройдёт ЕГЭ по информатике

Что изменилось в 2023 году

Как справиться с самыми сложными заданиями и темами

Хватит ли школьных знаний для сдачи

Как готовиться к ЕГЭ по информатике

Сколько баллов нужно набрать, чтобы поступить

Содержание
  1. Как пройдёт ЕГЭ по информатике в 2023 году
  2. Что изменилось в ЕГЭ по информатике в 2023 году
  3. Хватит ли школьных знаний для сдачи ЕГЭ по информатике
  4. Как готовиться к ЕГЭ по информатике
  5. Сколько баллов нужно набрать на ЕГЭ по информатике, чтобы поступить
  6. В чем особенности ЕГЭ по информатике в этом году?
  7. Какие ошибки чаще всего допускают на ЕГЭ по информатике?
  8. А какие рекомендации на будущее можете дать учителям?
  9. Что из себя представляют эти задания сейчас
  10. 5 самых сложных задач
  11. Задание № 25 «Обработка целочисленной информации»
  12. Как подготовиться к ЕГЭ на 100 баллов?
  13. Расскажи о своём подходе к подготовке
  14. Почему ты решил заниматься дополнительно?
  15. На каких курсах ты учился?
  16. Как ты чувствовал себя перед экзаменом?
  17. Какие три совета ты можешь дать выпускникам?
  18. Что нужно знать о ЕГЭ по информатике
  19. Как готовиться к решению задач из первой части
  20. Как рассчитывать время на экзамене
  21. Языки программирования — какой выбрать
  22. Полезно знать
  23. Как сдать ЕГЭ на 100 баллов
  24. Основные подводные камни ЕГЭ
  25. Места для олимпиадников и 303 балла
  26. За что получают дополнительные баллы
  27. «Я понимаю — каждый хотел бы оказаться на моём месте»

Как пройдёт ЕГЭ по информатике в 2023 году

Экзамен в 2023 году будет состоять из 27 заданий разных уровней сложности: базового (11), повышенного (11), высокого (5). На решение дадут 235 минут. Громов рекомендует распределить их следующим образом:

Тематические разделы экзамена:

Критерии оценивания. Задания первой части (1–25) оцениваются в один первичный балл. За правильные ответы на задания 26 и 27 даётся два первичных балла. Максимум — 29 первичных баллов. Они же равны 100 баллам ЕГЭ.

ЕГЭ на 100 баллов по всем предметам: гид по подготовке к экзаменам

«Я понимаю — каждый
хотел бы оказаться
на моём месте»

Что изменилось в ЕГЭ по информатике в 2023 году

Кардинально изменились два задания: 6 и 22. Раньше нужно было просто читать программы, а теперь учащиеся должны показать знания программирования и аналитики.

«Я понимаю — каждый
хотел бы оказаться
на моём месте»

Пример задания 6, fipi.ru

В шестом задании требуют проанализировать алгоритмы, а в двадцать втором — таблицу и зависимость процессов. Таблица даётся в виде файла, приложенного к заданию.

«Я понимаю — каждый
хотел бы оказаться
на моём месте»

Пример задания 22, fipi.ru

Система оценивания не изменилась, но задания усложнились. Чтобы сдать экзамен на высокие баллы, не обойтись без хороших знаний библиотек, умения обрабатывать числовые последовательности и навыков сортировки данных.

Запишись на онлайн-курсы по информатике и сдай ЕГЭ на 100 баллов

Большинство заданий по информатике решается через программирование, и если базовые задачи с несложными алгоритмами даются ученикам легко, то с заданиями по обработке больших данных и упражнениями на методы сортировки они справляются гораздо хуже.

Больше всего трудностей у школьников вызывают темы, связанные с глубоким знанием программирования (задания 22–27). Самая сложная задача – 27, её решают лишь 60–70% учеников, потому что она не типовая. Каждый год сдающих ждёт эксклюзив от создателей ЕГЭ, который вряд ли встретится при подготовке.

Вот несколько лайфхаков, которые помогут справиться с трудностями:

7 полезных ресурсов, которые помогут подготовиться к ЕГЭ самостоятельно

«Я понимаю — каждый
хотел бы оказаться
на моём месте»

Хватит ли школьных знаний для сдачи ЕГЭ по информатике

Школы бывают разные, но, как правило, без дополнительной подготовки хватает знаний, чтобы набрать 40–50 баллов. Это связано с тем, что на уроках отводится недостаточно времени сложным задачам на программирование. Можно разбираться в них самому с помощью книг и YouTube, но без серьёзной базы знания будут казаться разрозненными и непонятными. Намного эффективнее и проще вникать в предмет с репетитором или на специальных курсах.

При подготовке школьники изучают языки программирования (С++, Java, C#, Pascal, Python), работают с инструментами анализа данных и даже пишут собственный код. Кроме того, учащиеся осваивают теорию игр и работу с таблицами Excel.

Бонус в том, что весь этот набор знаний и навыков нужен не только для того, чтобы успешно сдать ЕГЭ по информатике. Он может послужить хорошим стартом для обучения IT-профессии.

Месяц до ЕГЭ: 7 советов, как организовать подготовку к экзаменам и сдать их на отлично

«Я понимаю — каждый
хотел бы оказаться
на моём месте»

Как готовиться к ЕГЭ по информатике

Александр Громов даёт следующие рекомендации:

Начинайте готовиться минимум за два года

Одного года может хватить тем, у кого уже есть хорошая база (например, сдача ОГЭ по информатике или курсы по программированию).

Прокачивайте знания в дискретной математике

80% ЕГЭ по информатике строится на её базе. Изучайте книгу «Грокаем алгоритмы» Адитья Бхаргава. Она написана простым понятным языком и помогает отрабатывать навыки по математическим процессам. В обычных учебниках эти темы затрагиваются достаточно поверхностно.

Учитесь перестраивать ход рассуждений

с обычного языка на «компьютерный», на котором строятся алгоритмы. Нужно уметь давать чёткие команды, чтобы программа их поняла и выполнила. Например, в обычной жизни мы говорим: «Не захватишь хлеб в магазине, если не трудно?». На языке программирования это звучало бы так: «Купи белый хлеб. Принеси его домой».

В одиннадцатом классе тренируйтесь решать экзамен

минимум четыре часа в неделю. Базовые тренажёры для решения актуальных вариантов ЕГЭ, доступные каждому пользователю:

Что нужно знать, чтобы сдать ЕГЭ по физике на 80+ баллов

«Я понимаю — каждый
хотел бы оказаться
на моём месте»

Сколько баллов нужно набрать на ЕГЭ по информатике, чтобы поступить

Согласно приказу Минобрнауки, минимальный балл ЕГЭ по информатике в 2023 году — 44. С меньшим показателем поступить не получится даже на платное обучение.

Если претендуете на бюджет в престижном вузе, боритесь за каждый балл. Так, на факультете информатики в Бауманке в 2022 году проходные баллы были — 257–291 за три экзамена (русский язык, математика, информатика или физика).

На факультете ВМК МГУ в 2022 году проходили на бюджет абитуриенты с результатами 402–405 баллов за пять экзаменов (русский язык, математика, информатика, физика, дополнительный внутренний экзамен по математике). Причём минимум по информатике в МГУ — 65 баллов, даже на договорной основе.

В МФТИ в 2022 году требовалось набрать 245–294 балла за три экзамена, 378 баллов за четыре экзамена.

Запишись на онлайн-курсы по информатике и сдай ЕГЭ на 100 баллов

Занятия проходят дважды в неделю по 1,5 часа. Вы получите полноценную подготовку с написанием пробников, а также поддержку наставников, психолога и тьютора.

Менеджер онлайн-маркетплейса для поиска репетиторов Preply Виктория Жукова рассказала, что нужно делать, чтобы получить высокий балл на главном экзамене по информатике.

Сегодня ЕГЭ по информатике является обязательным для поступления в более чем 60 российских ВУЗов. Предмет сдают выпускники, которые собираются учиться на таких специальностях, как ракетные комплексы и космонавтика, информационная безопасность, нанотехнологии, системный анализ и управление.

Спрос на эти специальности растет. Успехи таких личностей, как Илон Маск, Марк Цукерберг и другие гении современности, показывает, что мир нуждается в технических специалистах. Вместе с бурным развитием технологий приходит и понимание, что владение компьютером на высоком уровне открывает ряд перспектив. Искусственный интеллект, кибербезопасность, программирование — сферы, в которых можно сделать головокружительную карьеру. Но успешная карьера начинается с поступления в университет и сдачи экзаменов. Расскажу, из чего состоит ЕГЭ по информатике, на что обратить внимание, а еще поделюсь секретами, как получить высший балл.

За каждое выполненное задание выпускнику начисляется так называемый «первичный балл». Чем сложнее задание, тем больше баллов за него можно получить. За правильно выполненное задание дается от одного до четырех баллов.

В конце проверки экзаменационной работы все первичные баллы суммируются и переводятся в тестовый балл. Он и указывается в сертификате ЕГЭ. Минимальный проходной балл для поступления — 40, но стремиться, разумеется, следует к совсем другому результату. На технологических специальностях, для которых требуется сдавать экзамен по информатике, большой конкурс. Кстати, по тестовому баллу можно определить оценку по пятибалльной шкале, которую получил бы школьник: 0-34 балла — «2», 40-55 — «3», 57-72 — «4» и 73-100 — «5».

Из всех существующих тестирований на ЕГЭ информатика — один из самых продолжительных: он длится четыре часа (столько же времени занимают ЕГЭ по литературе и математике). В 2018 году тестирование по информатике состоит из двух частей, всего в нем 27 заданий.

Первая часть — задания 1-23 (часть В) — требует лаконичного ответа. По традиции это либо число, либо последовательность букв или цифр. Вторая часть — задания 24-27 (часть С) — тесты, на которых нужно дать развернутый ответ. Часть С включает в себя четыре задачи: написание программы, запись алгоритма, поиск ошибки в программном коде и составление выигрышной стратегии. На втором бланке ответов записывается полное решение этих четырех заданий.

Про ЕГЭ:  Сочинение в формате экзамена Мастер и Маргарита и В первом издании Мастера и Маргариты встреча московских писателей с зарубежным специалистом по белой и черной магии изображена не совсем так, как в версии, используемой для чтения

Состав экзамена таков: 20% — теория, 30% — информационные технологии, 50% — программирование и алгоритмизация. Обычно сложность вызывает часть С, и не в последнюю очередь виной тому становится стресс. Поэтому лучше выдохнуть, и спокойно решать задание. И главное — после перепроверить.

Тренировку лучше разбавлять другими ресурсами:

Заданиям под номерами 16, 18 и 23 в школьной программе уделяется слишком мало внимания, а иногда они вообще не рассматриваются. Номера 16 и 18 — это задания повышенного уровня, они для тех, кто претендует на 100 баллов. Задание 16 имеет отношение к разделу «Системы счисления», для него характерны вычислительные ошибки. Задача 18 — преобразование логических выражений. Здесь главное не ошибиться в технике выполнения.

Есть три секрета наивысшего балла. Первый секрет — это труд: нужно много работать, и лучше начать заблаговременно. Второй — обязательное выполнение работы над ошибками, это рекомендация опытных преподавателей. И третий секрет: перед тем, как начать выполнять задание, нужно внимательно прочесть вопрос полностью и несколько раз. Ошибки, допущенные по невнимательности, это очень обидно, особенно если выпускник готов. Поэтому нужно запастись терпением, усидчивостью — и заветные 100 баллов будут ваши.

С каждым годом число выпускников, сдающих информатику, растет. Насколько сложен экзамен по этому предмету? Какие самые распространенные ошибки допускают школьники и как их избежать? Рассказывает председатель предметной комиссии по информатике и ИКТ города Москвы Вячеслав Лещинер.

В чем особенности ЕГЭ по информатике в этом году?

Модель ЕГЭ по информатике в течение последних лет остается неизменной. Не будет исключением и экзамен 2020 года. Структура экзаменационной работы, количество заданий и первичных баллов, тематика заданий — такие же, как в минувшие годы. Технология проверки работ тоже не изменилась: все участники пишут ответы на специальных бланках, развернутые ответы проверяются экспертами. На этапе выполнения заданий и записи ответов компьютеры не используются.

В этом году из-за переноса экзаменов у абитуриентов появился дополнительный месяц на углубленную подготовку к ЕГЭ. Последний звонок прозвучал, оценки в аттестат выставлены, можно спокойно заниматься. Тем более что в этом году появилось много дополнительных ресурсов: программа Московского образовательного телеканала «Я сдам ЕГЭ!», специальный раздел «В помощь выпускнику — 2020» на портале «Школа большого города», вебинары и онлайн-диагностики Московского центра качества образования и другие многочисленные тренировочные материалы в открытом доступе на разных специализированных сайтах, а также онлайн-консультации для выпускников в школах.

Как эффективнее всего готовиться к экзамену и получить высокий балл?

Залог успешной сдачи экзамена на высокий балл — правильная подготовка и хорошее знание структуры экзаменационной работы.

В контрольных измерительных материалах по информатике 27 заданий, из них 23 — с кратким ответом и четыре — с развернутым. Каждое задание с кратким ответом приносит участникам экзамена один первичный балл. Задание с развернутым ответом — от 2 до 4 баллов. Всего за все задания второй части можно получить до 12 баллов. А за всю работу — максимум 35 первичных баллов. Из этого следует два вывода: без выполнения заданий второй части высокого балла за всю работу не получить, но и задания базового уровня сложности тоже нужно выполнить.

В первой части заданий базового уровня 12, они дают в сумме 12 баллов — столько же, сколько задания с развернутым ответом. Кстати, у одного задания с кратким ответом — № 23 — высокий уровень сложности, оно объективно сложнее отдельных заданий второй части.

Одновременно важно понимать, что первичные баллы переводятся в тестовые по 100-балльной шкале не линейно, а по специальной формуле. Сначала тестовые баллы растут очень быстро (шесть первичных баллов превращаются в 40 тестовых), а потом их рост резко замедляется. Ближе к заветной отметке в 100 баллов ценность каждого первичного балла снова возрастает. То есть, чтобы получить высокий балл, следует минимизировать потери, максимально выполняя задания всех типов из обеих частей.

К сожалению, нередко встречаются работы, где выпускник правильно решает сложные задания, но делает ошибки в элементарных задачах

Надо хорошо знать структуру работы и быть уверенным в правильности своих решений во всех заданиях. Это возможно только в том случае, если готовиться к экзамену правильно.

Нужно обратить внимание на два документа. Один из них всем выпускникам хорошо известен: демонстрационный вариант ЕГЭ текущего года. Но важен и второй, опубликованный на сайте ФИПИ, — спецификация экзаменационной работы. В ней очень подробно раскрываются все параметры — содержание отдельных заданий, их сложность, необходимое, по мнению авторов, время на выполнение. Важно понимать, что в конкретном варианте, который достанется вам на экзамене, задача по сюжету может отличаться от приведенной в демоверсии, а по тематике, сложности и новизне будет точно соответствовать спецификации. Открытый банк заданий и различные справочники могут дать представление о том, какого типа задания были в предыдущие годы.

Какие ошибки чаще всего допускают на ЕГЭ по информатике?

Ошибки часто бывают по невнимательности, оттого что участник экзамена не дочитал задание до конца или перепутал что-то при решении. Каждый год комиссия проверяет задание № 26, где нужно обосновать стратегию игры, и видит абсолютно правильные решения, но для другой системы ходов (например, в задании допустимые ходы — «прибавить 2» или «умножить на 3», а решение написано для ходов «прибавить 3», «умножить на 2»). Иногда на апелляциях выпускники даже просят конфликтную комиссию показать им их персональный вариант, чтобы убедиться, действительно ли они прочли задание неправильно.

Случается, что в самом простом первом задании участники допускают ошибки: подсчитывают количество нулей вместо количества единиц в двоичной записи, делают арифметические ошибки при вычитании и так далее. Иногда эти ошибки связаны с тем, что формулу выпускник помнит, а при подстановке значений ошибается: 34 равно 81, а 43 равно 64, числа разные. Это происходит от того, что смысл формулы не усвоен, просто заучил выражение и понадеялся на память.

В 25-м задании в критериях оценивания четко написано, что инициализация значений переменных для подсчета ответа обязательна, за её отсутствие снимается один первичный балл — и каждый год несколько участников экзамена пытаются доказать на апелляции, что в некоторых версиях систем программирования происходит автоматическая инициализация и можно обойтись без записи оператора присваивания. Если бы при подготовке выпускники обратили внимание на это требование, если бы послушали учителя, который наверняка говорил про него, не было бы потери такого (критически нужного зачастую) балла.

В 26-м задании точно написано, что именно требуется записать в решении каждой из трёх задач, из которых оно состоит. И каждый год теряется определенное число баллов из-за пропущенного элемента ответа.

Еще одна тактическая ошибка сдающих экзамен — неверный выбор языка программирования для 27-го задания

Оно не требует знания каких-то особых «приемчиков» программирования на экзотических языках и может быть решено самыми простыми средствами. Несколько лет назад в критериях оценивания в демоверсии комиссия разработчиков специально писала все решения на школьном алгоритмическом языке, чтобы показать, что никаких специальных средств или библиотечных функций профессиональных языков программирования для решения этих задач не требуется.

Но всё равно часть выпускников каждый год пытается написать решение с использованием профессиональных языков, созданных для решения совсем другого типа задач. Это возможно, но зачастую более трудоемко, чем предполагалось.

Нестандартный язык программирования, скорее всего, выпускник изучал самостоятельно, из-за чего вероятность ошибки гораздо выше. При этом формально задание № 27 допускает использование любого языка программирования и любых возможностей или стандартных функций выбранной версии языка. Предметная комиссия имеет ресурсы для проверки любого решения на любом языке программирования.

Что вы можете посоветовать родителям выпускников, сдающих информатику?

Любой родитель может дать ребенку необходимую психологическую и эмоциональную поддержку, окружить заботой, вниманием, сформировать правильную мотивацию. А родителям, знакомым с информатикой, я бы посоветовал встать на позицию выпускника и хорошенечко разобраться, что ребенку необходимо делать на ЕГЭ. Для этого и спецификация, и демоверсия будут очень полезны.

Родители могут сориентировать ребенка, посоветовать что-то, разъяснить трудные или непонятные места. С другой стороны, экзамен сдают выпускники, которые должны пройти это испытание самостоятельно. Окончание школы — важный рубеж взросления.

А какие рекомендации на будущее можете дать учителям?

Очень важно, во-первых, понять, какой класс заданий учащийся решает уверенно, какие знания усвоены, какие умения сформированы. После этого надо сосредоточиться на заданиях, где у него есть пробелы, где нет стабильности результатов.

Важно проверить, сформированы ли у школьника базовые знания и умения. Например, насколько легко он может записать натуральное число в двоичной системе

Понимает ли, как по двоичной записи определить, число четное или нечетное. Знает ли таблицу истинности конъюнкции и дизъюнкции двух переменных и так далее. Причиной ошибок в выполнении заданий могут быть именно пробелы в подготовке.

И еще — я бы не стал злоупотреблять решением тренировочных вариантов. В каждом из них есть задания разного уровня трудности. Учащийся среднего уровня подготовки одни задания выполняет с легкостью, а за другие просто не берется. Надо стараться работать в зоне ближайшего развития школьника, давая ему определенные задачи, которые он еще не освоил, но должен освоить в результате конкретного занятия.

В ЕГЭ по информатике 27 заданий разного уровня: и ряд из них требует особого подхода. Преподаватель Московской школы программистов (МШП) Кирилл Ситнов рассказывает о самых сложных заданиях 2023 года — и дает подсказки, как с ними справиться.

Последние пару лет ЕГЭ по информатике проходит в компьютерной форме (так называемом КЕГЭ). В первый год использования формата было найдено много лазеек, которые позволяли упростить решение некоторых задач. Это, например, задания № 6 и № 22, где нужно было проанализировать код в бланке задания и написать, что программа выведет в результате (либо какая ошибка допущена в этом коде). Тогда многие переписали эту программу в компилятор, увидели результат и получили за это 2 балла.

После подобных «взломов экзамена» ФИПИ стали ежегодно вносить массу изменений в КЕГЭ, чтобы избавиться от шаблонности решения задач.

Что из себя представляют эти задания сейчас

Вот формулировка ФИПИ:

«Я понимаю — каждый
хотел бы оказаться
на моём месте»

Теперь в задании 6 (согласно демоверсии экзамена) нужно проанализировать работу исполнителя на примере «черепашки». Кто сдавал ОГЭ, могут это вспомнить. А вот задание 22 требует анализировать информацию, представленную в электронных таблицах.

Также стоит ожидать усложнения еще ряда заданий.

Например, задание № 14. Ранее требовалось только знать, как производится перевод чисел в различные системы счисления либо как проводить операции сложения и вычитания. Теперь же от учащегося требуют найти недостающую цифру числа.

Про ЕГЭ:  ЕГЭ Русский язык. Экспресс-подготовка. Задание № 8. Синтаксические нормы. Предложения с однородными членами.

«Я понимаю — каждый
хотел бы оказаться
на моём месте»

Задание 16 «Рекурсия». Это задание лишилось простого решения, где ответ можно было получить обычным перебором, используя граф. Теперь из-за больших величин аргументов стоит опираться в первую очередь на аналитическое мышление. А также понимать, что именно считает функция.

«Я понимаю — каждый
хотел бы оказаться
на моём месте»

5 самых сложных задач

Задание № 15 «Преобразование логических выражений»

Первый тип этой категории — «побитовая конъюнкция». Задание не вызовет серьезных проблем, если ребенок разбирается в программировании. Для решения нужно знать, как записывать логические выражения на языке программирования, а также понимать структуру циклов перебора и алгоритма ветвления.

Вторая категория — «числовые отрезки». Основную трудность вызывает применение законов алгебры логики для упрощения выражений. Ученики либо не видят способ применения того или иного закона, либо просто забывают о них. Поэтому в этом задании нужно как можно больше практики. Стоит потренироваться на большом объеме задач, которые можно найти на «Решу ЕГЭ» или сайте Константина Полякова.

Третий тип — «координатная плоскость». Задания логичнее решать программированием, поскольку это экономит время. Здесь всё опирается на понимание циклов и условных операторов.

«Я понимаю — каждый
хотел бы оказаться
на моём месте»

Задание № 24 «Обработка символьных строк»

Ученику предстоит написать программу для обработки символьных данных, записанных в файле. Ручной перебор здесь исключен из-за большого массива данных. Воспользоваться альтернативными способами решения, не прибегая к программированию, также затруднительно.

«Я понимаю — каждый
хотел бы оказаться
на моём месте»

Задание № 25 «Обработка целочисленной информации»

Задача проверяет, умеет ли ученик оптимизировать код. Диапазон значений, на которых выпускнику необходимо проверить ряд условий, достаточно большой, и программа будет долго выполнять перебор. Условия в задаче примерно следующие:

— найти количество чисел из диапазона, у которых только два делителя

— проверить числа из диапазона на «простоту» и т. д.

«Я понимаю — каждый
хотел бы оказаться
на моём месте»

Задание № 26 «Обработка массива данных из файла»

Необходимо перебрать данные из файла и отобрать их по определенному признаку, который заявлен в условии задачи. Задачу необходимо решить оптимально, выполняя сортировку либо по возрастанию, либо по убыванию.

«Я понимаю — каждый
хотел бы оказаться
на моём месте»

Задание № 27 Самое сложное

По некоторым данным, за последние пару лет с заданием справились всего около 14% выпускников.

Зачастую, если ученик не претендует на 100 баллов, учителя и репетиторы предлагают не тратить время на задание. Поскольку решение в среднем займет около 40 минут.

Вот только часть необходимых знаний и умений, чтобы успешно справиться с заданием:

Кроме того, задачи имеют достаточно большую вариативность и с ними не получится вызубрить несколько алгоритмов решений. Поэтому нужен максимум усилий и практики.

«Я понимаю — каждый
хотел бы оказаться
на моём месте»

«Я понимаю — каждый
хотел бы оказаться
на моём месте»

Фото на обложке: jannoon028 / Shutterstock / Fotodom

«Я понимаю — каждый
хотел бы оказаться
на моём месте»

Никита Бородавко, сдал ЕГЭ по математике и информатике на 100 баллов

Как подготовиться к ЕГЭ на 100 баллов?

Я готовился и к ЕГЭ, и к олимпиадам. Это полезно, потому что ты учишься решать сложные задачи, которые попадаются на экзамене.

К тому же призёры и победители олимпиад получают приятные бонусы: от дополнительных баллов до поступления без экзаменов. Это меня мотивировало весь учебный год.

Расскажи о своём подходе к подготовке

Важный лайфхак для любого предмета — идеально понимать теоретическую базу. Тогда никакие ловушки и сложные задачи не будут страшны. Также поможет организация своего времени — только так вы сможете всё успевать.

У меня свободного времени было довольно мало. Но это не было проблемой, потому что решать задачи под любимую музыку — сплошное удовольствие!

Почему ты решил заниматься дополнительно?

Хотя я и учился в ИТ-классе в физмат-лицее, где подготовка к ЕГЭ была на очень высоком уровне, мне захотелось взять курсы «Фоксфорда».

Мне было важно закрепить все знания и узнать от преподавателей тонкости и хитрости, которые нельзя найти в открытом доступе. Формат курсов был наиболее удобен, потому что так я мог легче распределить своё время.

На каких курсах ты учился?

Я проходил четыре курса подготовки к ЕГЭ.

Курс Елены Леонидовны Шкляевой помог мне перестать бояться экзамена и систематизировать все правила и исключения русского языка, научил грамотно и красиво писать сочинения.

Профильная математика Бориса Викторовича Трушина помогла мне находить наиболее оптимальные и хитрые пути решения задач второй части.

Михаил Александрович Пенкин на своём курсе по физике дал мне крепкую теоретическую базу. Это придало мне огромную уверенность на экзамене.

Информатика Алексея Ивановича Пасхина освежила полученные в лицее знания и показала, как избегать частых обидных ошибок.

Готовьтесь к ЕГЭ вместе с «Фоксфордом»Все курсы — на одной странице!

Как ты чувствовал себя перед экзаменом?

В ночь перед ЕГЭ, конечно, у меня было паническое желание всё повторить и пересмотреть, но я говорил сам себе: «Никита, спокойно. Весь этот год ты усердно занимался, изучил все возможные ловушки. Любые задачи будут тебе по силам. Нужно только сконцентрироваться и получить сотку».

Какие три совета ты можешь дать выпускникам?

Расскажем, как подготовиться к ЕГЭ по математике и русскому. Вас ждут два чек-листа по основным предметам!

«Я понимаю — каждый
хотел бы оказаться
на моём месте»

Ой! Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз

Разные вузы требуют разные вступительные экзамены по IT-направлениям. Где-то нужно сдавать физику, где-то — информатику. К какому экзамену готовиться — решать вам, но стоит иметь в виду, что конкурс на специальности, где надо сдавать физику, обычно ниже, чем на специальности, где требуется ЕГЭ по информатике, т. е. вероятность поступить «через физику» больше.

Зачем тогда сдавать ЕГЭ по информатике?

Что нужно знать о ЕГЭ по информатике

ЕГЭ по информатике, или, по-другому, КЕГЭ (компьютерный ЕГЭ), проходит только с использованием компьютера. Всего 27 заданий с одним кратким ответом. 11 заданий базового уровня сложности, 11 заданий повышенного уровня и 5 заданий высокого уровня сложности. Задания с 1-го по 25-е позволяют набрать по 1 первичному баллу. Задания 26, 27 позволяют набрать по 2 первичных балла каждый. Таким образом, максимум первичных баллов, которые можно получить за решение всех заданий, — 29.

Запишитесь на бесплатную индивидуальную консультацию от «Фоксфорда»‍Расскажем, что будет на ЕГЭ-2023 и как повысить шансы попасть на бюджет

‍Первичные баллы переводятся в тестовые, которые и являются результатом ЕГЭ. 29 первичных баллов равны 100 тестовым баллам за экзамен. Таблица перевода первичного балла в тестовый неравномерна. Чем больше ваш итоговый балл, тем меньше будет давать и первичный: например, 2 первичных балла соответствуют 14 тестовым, начиная с нуля, а 26–28 первичных дают в итоге 93–98 баллов соответственно.

Это значит, что при выполнении ЕГЭ по информатике необходимо сделать как можно больше заданий. Начинать с самых простых, так как по тестовому весу они не будут сильно уступать сложным заданиям. Иногда выгоднее решить две простые задачи, чем решать одну сложную. Главное, решить их правильно. Так как вы часто используете различное программное обеспечение, то и ответ является результатом работы программ. Необходимо постоянно проверять на промежуточных результатах правильность работы вашего алгоритма или другой программы. Цена ошибки во время выполнения тестовых заданий выше — потеря каждого первичного балла чревата тем, что вы не пройдёте по конкурсу, ведь 3–4 итоговых балла за ЕГЭ при высокой конкуренции на IT-специальности могут стать решающими. Компьютер доступен на протяжении всего экзамена, и одно и то же задание можно решить разными способами и сравнить полученные ответы.

Как готовиться к решению задач из первой части

24-я задача — на работу с символами и строками.

25-я задача требует составления программы с использованием стандартных алгоритмов.

26-я задача — на работу с большим количеством чисел из файла.

27-я задача — необходимо написать сложную и эффективную по времени программу.

‍Основную трудность на экзамене представляет 27-я задача. Её решает только 60–70% пишущих ЕГЭ по информатике. Её особенность в том, что к ней невозможно подготовиться заранее. Каждый год на экзамен выносится принципиально новая задача. В задаче есть 2 файла для тестирования вашей программы. При решении задачи № 27 нельзя допустить ни одной смысловой ошибки. Но можно написать неэффективную программу и получить один первичный балл, чем сразу пытаться написать алгоритм на два балла.

Как рассчитывать время на экзамене

Ориентируйтесь на данные, которые приведены в спецификации контрольных измерительных материалов для проведения ЕГЭ по информатике. В ней указано примерное время, отведённое на выполнение заданий. Распределить время на решение заданий можно следующим образом:

• Базовый уровень: 43 минуты.

• Повышенный уровень: 68 минут.

• Высокий уровень: 124 минуты.

Из них 43 минуты отводится на решение задач 1–10 и 19 базового уровня. . В среднем на каждую задачу из первой части уходит от 3 до 6 минут. Повышенный уровень требует от 3 до 14 минут на задачу.

Остаётся 124 минуты на решение заданий высокого уровня сложности, при этом для решения последней задачи № 27 понадобится не менее 40 минут, а для № 26 — 35 минут. Эти расчёты выполнены специалистами Федерального института педагогических измерений и основаны на результатах экзаменов прошлых лет, поэтому к ним следует отнестись серьёзно и использовать в качестве ориентира на экзамене.

Языки программирования — какой выбрать

В ЕГЭ 2023 года нет заданий с разными языками программирования, так что можно использовать любой язык программирования для решений. Всё равно вы будете вписывать получившийся ответ, а на каком языке он получен — дело удобства использования инструмента.‍

Про ЕГЭ:  Баллы ЕГЭ по физике 2022 / Блог / Справочник :: Бингоскул

Полезно знать

ЕГЭ прошел — можно подводить итоги и праздновать, если удалось получить максимальный результат. Но действительно ли 100 баллов — доказательство отличных знаний по предмету и гарантия поступления в вуз мечты?

Как сдать ЕГЭ на 100 баллов

«Я понимаю — каждый
хотел бы оказаться
на моём месте»

Система ЕГЭ неподкупна, а на любом экзамене остается место и для ошибок, и для случайностей. Гарантировать себе 100 баллов не сможет ни один экзаменуемый. Другой вопрос в том, как максимально увеличить свои шансы на лучший результат.

Все стобалльники, когда-либо дававшие интервью «Мелу», говорят, что практически ежедневно работали с типовыми заданиями на сайте «Решу ЕГЭ», где публикуются тренировочные экзаменационные варианты. Еще им помогали подготовительные курсы и открытый банк ФИПИ — в итоге настоящий экзамен выглядел как просто еще один проверочный тест.

Такое впечатление подтверждалось и самими заданиями экзаменов: «Мне попались те же задания, что были в базе ФИПИ, просто сформулированные другими словами», — рассказала десятиклассница Ника, сдавшая ЕГЭ по географии на 100 баллов.

В истории ЕГЭ был только один случай, когда задания экзамена вызвали массовое недовольство даже у хорошо подготовленных школьников: варианты по химии в 2020 году оказались слишком сложными. Задания первой части были сформулированы не так, как в тестовых вариантах ФИПИ, и предполагали, что в школе ученики занимались в том числе и экспериментами. Тем не менее в Рособрнадзоре на более чем 80 тысяч жалоб ответили, что задания не выходят за рамки школьной программы и «строго соответствуют документам».

Основные подводные камни ЕГЭ

«Я понимаю — каждый
хотел бы оказаться
на моём месте»

Кодификатор — это документ, где указываются все темы, которые могут попасться в том или ином задании экзамена. Человек, претендующий на максимальный результат, обязан их знать. Хорошая новость: этого действительно достаточно.

Получить 100 баллов по естественно-научным дисциплинам проще: задания и первой, и второй части решаются по алгоритмам и с помощью материалов, упомянутых в кодификаторе. А вот сдающие ЕГЭ по русскому, литературе, обществознанию и истории часто совершают одну и ту же ошибку — нестрого следуют формату задания. В работах по литературе, например, проверяющие хотят видеть не классическое школьное сочинение о конкретном произведении, а четкий ответ на поставленный вопрос.

«Идеального» ответа не существует: задания второй части проверяют люди, а потому окончательные баллы экзаменуемого определяются мнением

Стобалльница, сдававшая историю и обществознание, считает, что прогнозировать результат по гуманитарным предметам просто невозможно.

При сдаче ЕГЭ школьникам может пригодиться опыт решения олимпиад: темы экзамена пересекаются с теми, что встречаются на Всеросе и других перечневых олимпиадах. Впрочем, олимпиадник будет либо все равно перестраиваться под строгий и «скучный» формат ЕГЭ, либо вовсе не станет волноваться о результатах — в последнем случае речь идет о дипломантах, которым просто нужно набрать выше 75 баллов по предмету олимпиады и подтвердить диплом.

Места для олимпиадников и 303 балла

«Я понимаю — каждый
хотел бы оказаться
на моём месте»

В 2021/22 учебном году в списке перечневых олимпиад, который Минобразования РФ ежегодно дополняет и публикует заново, было 86 олимпиад от разных вузов. В одной олимпиаде может быть сразу несколько дисциплин, так что общее число соревнований, которые могли облегчить школьникам поступление, порядка трехсот. При этом каждый вуз самостоятельно принимает решение о ценности того или иного диплома.

Школьник, у которого есть хотя бы один диплом призера или победителя олимпиады (а может, двух или трех), получает возможность либо засчитать 100 баллов по профильному предмету ЕГЭ, либо быть зачисленным в вуз без вступительных испытаний или учета результатов экзаменов соответственно. Иными словами, дипломант гарантированно попадает на бюджетное место в любой вуз, который засчитывает его олимпиаду.

Оригинал олимпиадного диплома, как и аттестат, можно заявить только в одно образовательное учреждение, но олимпиадники все равно участвуют в общем конкурсе и создают видимость тотального недостатка бюджетных мест для тех, кто поступает по ЕГЭ.

Специальных мест для олимпиадников прием не предусматривает. И именно отсутствие отдельного «олимпиадного» набора в вузы стало причиной еще одной массовой неудачи 2020 года. Из-за коронавируса заключительные этапы Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ) отменили, но чтобы не огорчать тех, кто дошел до финала, организаторы решили выдать дипломы призеров всем участникам. Никакой девальвации их ценности не произошло: дипломанты Всероса 2020 года ничем не отличались от тех, кто завоевал дипломы годом раньше.

В итоге призерские льготы получили 2874 человека. Не менее трети из них уже имели дипломы Всероса

Некоторые стобалльники, набравшие максимум даже по нескольким предметам, оказались за бортом бюджетного набора. Так, проходной балл прошлого года в НИУ ВШЭ на программы «Иностранные языки и межкультурная коммуникация» и «Прикладная математика и информатика» составлял 303 балла. Набрать его нужно было по результатам трех экзаменов или одной олимпиады. Вышка выделяет до 25% дополнительных бюджетных мест от КЦП для поступающих по ЕГЭ. Но такая практика есть не во всех вузах, в которые идут олимпиадники.

Всерос не единственная олимпиада, которая дает максимальную привилегию при поступлении в вуз. Примерно на одном уровне с ней проводятся «Высшая проба», «Ломоносов», «Покори Воробьевы горы!», «Ломоносовский турнир» и несколько других состязаний. Суммарное число победителей и призеров перечневых олимпиад неизвестно, но допустим, что по каждому направлению есть минимум 5 призеров. Мы уже получим условные полторы тысячи дипломов — а на практике их окажется еще больше.

Еще до того, как все участники заключительного этапа Всероса получили свои дипломы, число бюджетных мест увеличили на 33 тысячи. В 2021 году в вузы поступит 542 тысячи бюджетников. Олимпиадники займут пару процентов от общего числа поступающих в Москве и Санкт-Петербурге — городах, на которые традиционно обращено самое большое внимание абитуриентов.

В начале учебного года министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков говорил, что чиновники «задумались над тем, чтобы предоставить части вузов возможность оценивать интеллектуальные возможности в рамках олимпиад через другое количество баллов». Иными словами, министр предполагал изменение правил приема олимпиадников. Этого не произошло.

За что получают дополнительные баллы

«Я понимаю — каждый
хотел бы оказаться
на моём месте»

Последний фактор, который может стать решающим в борьбе за бюджетное место, — индивидуальные достижения, которые дают максимум 10 очков к общей сумме баллов. Их абитуриент может получить за определенные успехи, список которых устанавливается каждым вузом. В основном дополнительные баллы даются за следующее:

Дополнительные баллы редко оказываются решающими в соревновании стобалльников и олимпиадников: последние и так борются на самых высоких уровнях, часто имеют олимпиадные дипломы. А вот тем, кто поступает с высокими, но не высочайшими баллами по ЕГЭ, индивидуальные достижения пригодятся, чтобы укрепить позиции в списках поступающих. Да и набрать те самые 303 балла без значка ГТО или красного аттестата просто невозможно.

Иллюстрации: Shutterstock / Vectorium

«Я понимаю — каждый
хотел бы оказаться
на моём месте»

Интервью с выпускницей, сдавшей все
три экзамена ЕГЭ на 100 баллов

Школьники, сдавшие ЕГЭ на 100 баллов, есть почти в каждом классе. Но какими суперспособностями нужно обладать, чтобы получить стопроцентный результат по всем предметам? Одним из немногих выпускников, сдавшим три экзамена — по русскому языку, истории и обществознанию — на 100 баллов, стала Елизавета Шабанова из классического лицея Кемерова. «Мел» расспросил её о секретах успеха, пользе олимпиад и планах на будущее.

Полагаю, что в душе о 100 баллах мечтают многие выпускники. Может быть, даже все. Конечно, я стремилась к этому: позади целый олимпиадный марафон. Я была уверена в своих знаниях, но всё равно такой результат сразу по трём предметам стал неожиданностью. О таком и мечтать нельзя!

Очень рада была 100 баллам по русскому. Тут же заскринила страничку личного кабинета и отправила маме, которая была в этот момент на собрании по выпускному вечеру. Кроме меня ещё пять человек из моего лицея (выпуск — 126 человек) сдали на высший балл русский.

Я очень волновалась за обществознание. Знала, что справилась, была довольна собой после экзамена, но переживала, что перемудрила и очень много написала. В день, когда должны были появиться результаты, я проверяла личный кабинет каждые полчаса. Когда увидела 100, в первую секунду подумала, что это за русский. Вчиталась и даже вскрикнула от счастья!

По истории я написала настолько большую творческую часть, что забрала чуть ли не все дополнительные бланки в аудитории. Потом переживала, что зря: ведь это же ЕГЭ, а не олимпиада. На этот раз результат о 100 баллах мы узнали от директора. Я счастлива, родители счастливы.

К ЕГЭ я готовилась в течение всех лет учёбы в школе, особенно в старших классах. Всегда любила те предметы, по которым у меня сейчас 100 баллов. Много читала. Казалось бы, и не совсем нужной и полезной именно для ЕГЭ литературы: вузовские учебники, монографии, журналы. По сборникам, рекомендованным ФИПИ, тоже работала, но уже в мае, накануне ЕГЭ. Это помогло, ведь олимпиадный формат отличается от ЕГЭ. И всё же мои обширные знания пригодились, ведь в ЕГЭ по гуманитарным дисциплинам много заданий на размышление.

Практически всю весну я участвовала в олимпиадах. Побывала в Москве, Курске, Смоленске, Барнауле. В основном писала историю. Это закалило меня, но и сильно утомило. Понимала, что обязана написать ЕГЭ достойно: я же олимпиадница! После сдачи всех экзаменов о результате предпочитала не думать. По гуманитарным предметам точно прогнозировать результат просто невозможно.

«Я понимаю — каждый
хотел бы оказаться
на моём месте»

Больше всех за меня радовались родители. Возможно, потому, что они оба работают учителями, и мой успех стал отчасти и их профессиональным достижением. Учителя лицея с радостью и теплотой реагировали на мои результаты, и каждый раз как бы в шутку ожидали следующей «сотки». Я знаю, что они верили в меня. Первой меня всегда поздравляла классный руководитель Вероника Викторовна Шершнева. Близкие друзья-одноклассники тоже радовались за меня. Но я понимаю, что каждый из 24 учеников нашего гуманитарного класса хотел бы оказаться на моём месте. О чём думают сейчас ребята мне сказать сложно. Но всё же многие мои одноклассники сдали ЕГЭ хорошо.

Я никогда не была классической отличницей. Не плакала из-за оценок, училась в своё удовольствие, много времени уделяла гуманитарным предметам, серьёзно готовилась к олимпиадам. Но осознавала, что по всем предметам школьной программы так качественно работать невозможно: просто времени не хватит. На одни пятёрки я училась до седьмого класса, затем вернулась в ряды отличников только в одиннадцатом. На выпуске получила федеральную медаль.

Планирую поступать в один из вузов Москвы, где ещё предстоит пройти через дополнительные вступительные испытания. Решила остановиться на юридической специальности. С детства мечтала стать адвокатом. Во-первых, я всегда стремилась общаться с людьми, быть в центре событий. А потом появилось и желание помогать людям. Иметь возможность оказывать квалифицированную помощь с опорой на букву закона. Кроме того, одни из моих любимых фильмов — «Адвокат дьявола » и «Линкольн для адвоката». Наверное, это тоже повлияло на мой выбор.

Оцените статью
ЕГЭ Live