Все темы итогового сочинения 2021 11 класс

Все темы итогового сочинения 2021 11 класс ЕГЭ

План сочинения егэ-2021 и пример сочинения

План сочинения ЕГЭ-2021.

Примерный вариант готового сочинения 2021 с комментариями к каждому структурному элементу по тексту Б.Л.Пастернака (исходный текст см. ниже).

Слово «война» в нашем сознании всегда ассоциируется с бедой, общенациональной трагедией. А гражданская война – это вообще нечто противоестественное и противоречащее здравому смыслу. В сознании человека трудно укладываются такие ужасы как братоубийство, сыноубийство и т.п. Именно гражданской войне посвящен данный отрывок из произведения Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго». Автор в тексте ставит проблему бессмысленности гражданской войны. (Вступление и формулировка проблемы. Проблема может быть сформулирована в виде вопроса, например, есть или вообще возможен ли смысл в этом кровопролитии?)

Этот вопрос Пастернак раскрывает через мысли, взгляд на происходящие события своего героя, врача Юрия Андреевича. Военные врачи не имеют права участвовать в боевых действиях, но Юрию Андреевичу пришлось однажды отстреливаться, так как шёл бой. Сочувствие доктора «было на стороне героически гибнувших белогвардейских детей». Он очень жалел их, но ничего поделать не мог, лишь не стрелял в них. После сражения Юрий Андреевич обходит поле боя в надежде найти живых и помочь. Сначала доктор подходит к телефонисту из рядов красноармейцев, но он уже мёртв. Внимание Живаго привлекает ладанка, висевшая на шее убитого. В ладанке была зашита бумажка с извлечениями из девяностого псалма. Текст, считающийся чудодейственным и оберегающим от пуль, был переписан по-русски. (Пример из текста) Из этого примера мы видим, что телефонист – жертва никому не нужной войны. Он простой человек, которому хотелось жить, который верил в чудодейственность молитв и хотел избежать смерти. Но жестокая война не щадит никого. (Пояснение)

От телефониста доктор подошёл к телу убитого белогвардейца. Удивлению врача не было предела, когда он увидел на груди белогвардейца футлярчик, в котором была бумажка всё с тем же девяностым псалмом. «На красивом лице юноши были написаны черты невинности и всё простившего страдания». «Зачем?» — задаёт мысленно вопрос герой текста. (Пример) А ответа нет, потому что нет цели, нет смысла в этой смерти. Этим риторическим вопросом Юрия Андреевича автор подчёркивает бессмысленность и ненужность гражданской войны. Пастернак показывает читателю, что перед лицом смерти все равны. Не важно, за кого они воевали, главное, что люди потеряли самую важную ценность — жизнь. (Пояснение)

Автор текста намеренно сравнивает эти два примера, чтобы лучше раскрыть проблему, донести её до читателя. (Указание смысловой связи) Сравнивая двух убитых «противников», Б.Л.Пастернак показывает нам не врагов, а людей одной нации, одной веры, братьев по духу. Очевидно, что гражданская война бесчеловечна и бесцельна. (Пояснение смысловой связи)

Позиция автора предельно ясна. Гражданская война – это бессмысленное уничтожение людей, близких по духу, вере, а зачастую и родных по крови. Геройство этих молодых людей, их жертвы, смерти никому не нужны. (Авторская позиция)

Я полностью согласна с позицией автора. Гражданская война не приемлема в человеческом обществе. Это безумие, которому нет объяснения. Ужасы этой войны представлены в «Донских рассказах» М.Шолохова. Например, в рассказе «Родинка» отец, не узнав в красноармейце своего сына, убивает его. Увидев на ноге мертвого родинку с голубиное яйцо, атаман понял, что совершил, и застрелился. Это яркий пример бесцельного кровопролития, бесчеловечной трагедии в истории нашей Родины. (Собственная позиция обоснование)

Таким образом, данный текст помогает понять, что такое гражданская война, осознать бесчеловечность, бессмысленность кровопролития. Осознание этого важно для общества, будущего поколения. Это тот урок, который нельзя пропустить или забыть. (Заключение)

Исходный текст

(1)По международной конвенции о Красном Кресте военные, врачи и служащие санитарных частей не имеют права вооружённо участвовать в боевых действиях воюющих. (2)Но однажды доктору против воли пришлось нарушить это правило.

(4)Белые шли, наступая. (5)Доктор хорошо их видел, каждого в лицо. (6)Это были мальчики и юноши из невоенных слоёв столичного общества и люди более пожилые, мобилизованные из запаса. (7)Но тон задавали первые, молодёжь, студенты-первокурсники и гимназисты-восьмиклассники, недавно записавшиеся в добровольцы.

(8) Их выразительные, привлекательные физиономии казались близкими, своими.

(9) Служение долгу, как они его понимали, одушевляло их восторженным молодечеством, ненужным, вызывающим. (10)Они шли рассыпным редким строем, выпрямившись во весь рост, превосходя выправкой кадровых гвардейцев, и, бравируя опасностью, не прибегали к перебежке и залеганию на поле, хотя на поляне были неровности, бугорки и кочки, за которыми можно было укрыться. (11)Пули партизан почти поголовно выкашивали их.

(12)Доктор лежал без оружия в траве и наблюдал за ходом боя. (13)Всё его сочувствие было на стороне героически гибнувших белогвардейских детей. (14)Он от души желал им удачи. (15)Это были отпрыски семейств, вероятно, близких ему по духу, его воспитания, его нравственного склада, его понятий.

(16) Однако созерцать и пребывать в бездействии среди кипевшей кругом борьбы не на жизнь, а на смерть было немыслимо и выше человеческих сил. (17)Шёл бой. (18) Надо было отстреливаться.

(19) И когда телефонист рядом с ним в цепи забился в судорогах и потом замер, Юрий Андреевич ползком подтянулся к нему, взял его винтовку и, вернувшись на прежнее место, стал разряжать её выстрел за выстрелом.

(20) Жалость не позволяла ему целиться в молодых людей, которыми он любовался и которым сочувствовал. (21)И, выбирая минуты, когда между ним и его мишенью не становился никто из нападающих, он стал стрелять в цель по обгорелому дереву.

(22) Наконец белое командование, убедившись в бесполезности попытки, отдало приказ отступить.

(23) Фельдшер привёл на опушку двух санитаров с носилками. (24)Доктор велел им заняться ранеными, а сам подошёл к лежавшему без движения телефонисту. (25)Он смутно надеялся, что тот, может быть, ещё дышит и его можно будет вернуть к жизни. (26)Юрий Андреевич расстегнул на груди у него рубашку и стал слушать его сердце. (27)Оно не работало.

(28) На шее у убитого висела ладанка на шнурке. (29)Юрий Андреевич снял её.

(30) В ней оказалась зашитая в тряпицу, истлевшая и стёршаяся по краям сгибов бумажка. (31)Она содержала извлечения из девяностого псалма с теми изменениями и отклонениями, которые вносит народ в молитвы, постепенно удаляющиеся от подлинника. (32)Отрывки церковнославянского текста были переписаны в грамотке по-русски.

(33)В псалме говорится: «Живый в помощи Вышнего». (34)В грамотке это стало заглавием заговора: «Живые помощи». (35)Стих псалма: «Не убоишися… от стрелы летящия во дни» — превратился в слова ободрения: «Не бойся стрелы летящей войны». (36)«С ним есмь в скорби, изму его…» стало в грамотке «Скоро в зиму его».

(37)Текст псалма считался чудодейственным, оберегающим от пуль.

(38)От телефониста Юрий Андреевич перешёл на поляну к телу убитого молодого белогвардейца. (39)На красивом лице юноши были написаны черты невинности и всё простившего страдания. (40)«Зачем?» — подумал доктор.

(41) Он расстегнул шинель убитого и широко раскинул её полы.

(42) Сквозь пройму рубашки вывалились вон и свесились на цепочке наружу крестик, медальон и ещё какой-то плоский золотой футлярчик. (43)Футлярчик был полураскрыт. (44)Из него вывалилась сложенная бумажка. (45)Доктор развернул её и глазам своим не поверил. (46)Это был тот же девяностый псалом, но в печатном виде и во всей своей славянской подлинности.

(По Б. Л. Пастернаку*)

* Борис Леонидович Пастернак (1890-1960) — русский поэт, писатель, переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе за роман «Доктор Живаго».

Сочинение №12 — 16 баллов

Какие изменения в общественном строе повысят нравственную сущность человека? Влияние сложившихся устоев на человека является частой темой в художественных произведениях, и предложенный для анализа текст А.П. Чехова не является исключением. В данном отрывке поднимается проблема о нахождении способа прекращения духовного упадка в обществе.

Данный вопрос раскрывается в диалоге двух персонажей: рассказчика и Лиды. Первый высказывает пространное мнение о том, что всё, сделанное для повышения благосостояния человека, только усугубляет жизнь из-за увеличения за счёт этого потребностей и требования наличия для их использования денег, которые зарабатываются непосильным трудом.

Этот пример показывает, что рассказчик скептически относится к увеличению такого вида возможностей. Размышляя над проблемой, автор противопоставляет данной точке зрения взгляд Лиды на эту проблему. Она считает, что сидеть сложа руки тоже нельзя и надо стремиться улучшать жизнь окружающих, а мнение рассказчика считает несостоятельным и ничтожным. Этим автор показывает другую точку зрения на данную проблему.

Позиция А.П. Чехова не является чётко выраженной в данном отрывке, поэтому можно предположить, что он разделяет оба мнения в той или иной степени.

Я считаю, что эти две точки зрения имеют место быть, особенно в дореволюционной России, но они обе не доведены до конца. Рассказчик говорит об увеличении потребности к услугам во время массового упадка благосостояния людей, о наличии на них неподъёмной цены, но не говорит как это можно побороть. Лида же, на первый взгляд, говорит как с этим справиться, но умалчивает, смогут ли потом простые люди себе это позволить.

Существование данной проблемы в России того времени подтверждает пьеса Максима Горького “На дне”, которую сначала пытались даже запретить в некоторых театрах страны. В данном произведении ярко показана жизнь простых людей и подчёркнуто, что они не могут начать жить по-другому из-за отсутствия к этому условий, которые должно было предоставить государство.

Обсуждаемая проблема также отчасти является актуальной и по сей день. По ней продолжают выходить фильмы и книги, так как наше общество не является совершенным и вряд ли таким в ближайшем будущем станет. Нам остаётся только стараться приближать его к такому состоянию, ища к этому пути и пытаясь их реализовать.

Сочинение №3 — 18 баллов

Антон Павлович Чехов принадлежит к тем неравнодушным людям, которых волнуют общечеловеческие проблемы, одной из которых является проявление сострадания к тяжелой судьбе русского народа.

Про ЕГЭ:  Аргументы на тему "Семья, детство, взросление" к итоговому сочинению и сочинению ЕГЭ. » Рустьюторс

Размышляя над данной проблемой, автор иллюстрирует нам диалог между рассказчиком и девушкой Лидой. Рассказчик считает, что «народ опутан цепью»: с утра до вчера люди работают изо всех сил и заботятся о своей семье. А самое худшее то, что для низшего слоя общества главной целью является выживание: «миллиарды людей живут хуже животных — только ради куска хлеба, испытывая постоянный страх».

Рассказчик подводит нас к мысли о том, что, находясь в постоянном страхе и думая о том, как спастись от голода и холода, люди забывают о духовных ценностях и саморазвитии. Таким образом, народ теряет ту исключительную особенность, которая отличает человека от животного.

Лида же имела другую точку зрения. В отличие от рассказчика девушка думала, что «нельзя сидеть сложа руки», поэтому строительство медицинских пунктов и аптек необходимо для людей. Лида считает, что нужно делать все возможное для улучшения жизни народа, даже если это не поможем всему человечеству: «правда, мы не спасаем человечества и, быть может, во многом ошибаемся, но мы делаем то, что можем, и мы правы». В этом выражается сострадание Лиды к народу.

Несмотря на то, что оба приведенных примера противопоставлены друг другу, они показывают небезразличное отношение к тяжелой жизни русского человека.

Позиция автора заключается в словах Лиды: нужно не просто искать причины сложной судьбы русского народа, а необходимо делать все возможное для облегчения жизни людей, даже если это будет совсем небольшой вклад.

Нельзя не согласится с мнением автора в том, что вклад каждого человека имеет огромный вес. Нужно быть внимательным к нелегкой жизни других, ведь «самая высокая и святая задача культурного человека — это служить ближним».

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод. Умение помочь людям будет актуально в любое время, поэтому каждый человек должен обладать этим навыком, который по-настоящему нас украшает.

Сочинение №7 — 8 баллов :((((

В чём смысл жизни? Именно над этой проблемой размышляет А. П.Чехов в предложенном тексте. Вовсе не случайно, размышляя над этим вопросом, автор повествует о споре двух героев о способах улучшения жизни народа. Мужчина отмечает, что бедственность русского народа возникает из-за того, что «им некогда о душе подумать, некогда вспомнить о своём образе и подобии».

Действительно, голод, страх, непосильный труд приводит к невозможности даже подумать о духовной деятельности, которая и «отличает человека от животного и составляет единственное, ради чего стоит жить». Далее, чтобы глубже раскрыть проблему, автор обращает внимание читателей на слова женщины Лиды, которая считает, что смысл жизни заключается в умении помочь людям.

Чехов особенно заостряет внимание на её фразе, которая является ключевой: «Самая высокая и святая задача культурного человека — это служить ближним». Действительно, именно эта цель часто является для многих составляющей счастливой жизни. Оба примера, дополняя друг друга, приводят к мысли о том, что смысл жизни заключается не в материальных благах, в умении помочь ближним.

В качестве аргумента своей точки зрения приведу аргумент из литературы. В рассказе Шолохова «Судьба человека» автор повествует о нелёгкой судьбе Андрея Соколова, оставшегося без семьи из-за войны. Мужчина, казалось бы, переживший такое горе мог «сломаться» и поникнуть в себе.

Но он, несмотря на все тяжёлые испытания, смог найти в себе силы не только жить дальше, но и приютить мальчика-сироту, который также, как и главный герой, остался без родных. Этот пример иллюстрирует то, что именно такие люди, как Андрей Соколов, нужны обществу.

Главный герой понял и осознал, что истинный смысл его жизни заключается в стремлении помочь мальчику. Таким образом, Антон Павлович Чехов поднимает проблему, важную для каждого из нас. Он призывает задуматься об истинном предназначении людей. Невозможно стать счастливым только посредством материальных благ. Важно обогащаться и духовно, видеть смысл жизни в стремлении помогать людям.

Сочинение №8 — 13 баллов

 Какой должна быть настоящая помощь? Именно этот вопрос является лейтмотивом в тексте великого русского прозаика А.П. Чехова.

В центре внимания автора спор между двумя героями о том, каким образом необходимо помогать крестьянству, как можно облегчить их положение и помочь преодолеть оковы невежества и беспомощности. Для подчеркивания убеждённости в необходимости деятельной помощи одной из участниц диалога, дворянки Лиды, писатель употребляет такие словосочетания, как «самая святая», «самая высокая задача».

С помощью этих по-настоящему сильных эпитетов Чехов вкладывает в позицию девушки твердую убеждённость и веру в их правое дело. Цель Лиды-трудиться на благо людям, помогать обездоленным, пусть даже и малыми шажками. Рассказчик, по совместительству и собеседник девушки, считает абсолютно иначе.

В его представлении всё, о чём говорит Лида-лишь полумеры, не решающие главную проблему. Он говорит о том, что крестьянам некогда подумать о душе, «душевной деятельности». Через эти высказывания автор подчеркивает его кардинально другие жизненные принципы.

На первый взгляд противопоставляя позицию девушки и мнение другого героя, Чехов сталкивает эти диаметрально противоположные взгляды на жизнь и проблему необходимости помощи ближнему. Однако автор дополняет их убеждения, потому что настоящая помощь-это и слово, и дело.

Позиция автора состоит в том, что несмотря на все различия мнений героев, их совместными усилиями всё же можно изменить очень многое. Помогать без настоящего понимания, для чего это делается-неразумно. Но лишь разглагольствовать тоже бессмысленно, так как «без дел вера мертва». Главное-не быть равнодушным.

Я полностью согласна с мнением автора. Действительно, помощь должна быть не только словом, но и делом. Мне вспоминается произведение Льва Толстого «Война и мир». Главная героиня Наташа Ростова уговорила своих родителей отдать подводы семьи раненым в момент, когда все бегут из Москвы.

Она не могла не помочь несчастным. А примером того, как невероятно может воздействовать чья-то позиция на людей, являются знаменитые речи борца за права чернокожих людей Мартина Лютера Кинга. Его слова изменили отношение к неграм во всем мире, он смог зажечь сердца очень многих.

Таким образом, настоящая помощь-это сочувствие и неравнодушие.

Темы итогового сочинения 2020-2021 ко всем направлениям. примерные формулировки тем.

1. Чем опасно забвение? 

2. Почему необходимо помнить историю? 

3. Что, по вашему мнению, не подлежит забвению? 

4. Что дают человеку уроки прошлого? 

5. Что значит «историческая память»? 

6. Каковы источники формирования исторической памяти? 

7. Как связаны понятия «забвение» и «ответственность»? 

8. Кого можно назвать великим учителем человечества? 

9. Какие люди остаются в истории? 

10. Можно ли утверждать, что памятники культуры – это основа цивилизации? 

11. К чему может привести утрата исторических и культурных связей и ценностей? 

12. Что означает «связь поколений»? 

13. Почему так важно сохранять связь между поколениями? 

14. Что означает выражение «предать забвению»? 

15. Почему важно сохранять памятники? 

16. Согласны ли вы с утверждением: «В забвении есть измена, предание вечности потоку времени». 

17. Как вы понимаете пословицу: «только те по-настоящему мертвы, о ком полностью забыли». 

18. Согласны ли вы с тем, что народ, забывший прошлое, не будет понимать настоящее? 

19. Чем можно и нужно гордиться? 

20. Почему важно чтить память о героях Великой Отечественной войны? 

21. Какие подвиги никогда не забудутся? 

22. О каких людях говорят: «они изменили мир»? 

23. Как связано забвение с утратой ценностей? 

24. Чем опасно забвение традиций? 

25. Для чего нужно хранить обычаи и традиции? 

26. Как вы понимаете словосочетание «народная память»? 

27. Какие дни в истории человечества можно назвать «памятными»? 

28. Может ли один человек повлиять на ход истории? 

29. Согласны ли вы с тем, что помнить нужно только хорошее? 

30. Согласны ли вы с тем, что забвение прошлого не сулит ничего хорошего в будущем? 

31. Как связаны понятия «бессмертие и память»? 

32. Что означает словосочетание «короткая память»? 

33. Что означает «духовная память» и «духовный опыт человека»? 

34. Какую роль играют писатели и поэты в сохранении исторической памяти? 

35. Какую роль играет искусство в сохранении исторической памяти? 

36. Для чего необходимо сохранять культурное наследие? 

37. Можно ли утверждать, что отношение к памятникам – это показатель культуры? 

38. Правда ли, что память помогает человечеству преодолевать время? 

39. Согласны ли вы с утверждением, что беспамятство разрушительно, а память созидательна? 

40. Как вы понимаете словосочетание «преемственность поколений»? 

41. Как связаны патриотизм и историческая память? 

42. Чем опасно забвение исторических периодов или деятелей? 

43. Чем опасно отрицание прошлого? 

44. Как культурно-просветительская работа помогают сохранению наследия? 

45. Какую роль играют музеи в сохранении исторического наследия? 

46. Важно ли сохранять исторический облик города? 

47. Какую функцию несет классическая литература? 

48. Согласны ли вы с высказыванием Д.С. Лихачева: «Память – одно из важнейших свойств бытия»? 

49. Как связана память и благодарность? 

50. Согласны ли вы с выражением «ничто на земле не проходит бесследно»? 

51. Согласны ли вы с тем, что без памяти нет совести? 

52. Почему некоторые люди сознательно игнорируют прошлое? 

53. Согласны ли вы с тем, что культура – это память человечества? 

54. Как обращение к прошлому обогащает современность? 

55. Почему важно помнить не только о славных страницах истории, но и о горьких уроках прошлого? 

56. Согласны ли вы с тем, что хранить память – это наш долг перед потомками? 

57. Что такое забвение? 

58. Почему нужно оберегать историю? 

59. Есть ли будущее у народа, лишенного истории? 

60. Согласны ли вы с утверждением: «Отношение к прошлому формирует собственный национальный облик»? 

61. Какова роль исторической памяти в жизни человека? 

62. Согласны ли вы с тем, что можно отнять у человека все, кроме памяти? 

63. Как вы понимаете мысль: «исторические города населяют великие люди прошлого, память о которых не может умереть» 

64. Когда отдельные судьбы людей становятся достоянием многих? 

65. Можно ли узнать свое будущее, заглядывая в прошлое? 

66. Какова бывает цена ошибки в истории? 

Про ЕГЭ:  Досрочный ЕГЭ по русскому языку 2020. Вариант 1

67. Когда произведения искусства становятся бессмертными? 

68. Для чего человеку нужно «знать свои корни»? 

69. Какие воспоминания человек хранит всю жизнь? 

70. Почему важно не забывать «заветы отцов»? 

71. Как вы понимаете мысль Ф. Абрамова: «Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю» 

72. Как вы понимаете словосочетание «культурная память»? 

73. Может ли знание истории уберечь от ошибок? 

74. Почему в мирное время не угасает память о военном прошлом? 

75. Память о войне – ответственность перед прошлым и будущим. 

76. Какие исторические события и даты называют значимыми? 

77. Почему нужно гордиться историей своего народа? 

78. Какой опыт даёт человеку война? 

79. В чем заключается горечь и величие военной победы? 

80. Согласны ли вы со словами А.С. Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно…»? 

81. Как судьба человека связана с историей народа? 

82. Что человек стремится забыть, а что старается удержать в памяти? 

83. Хорош ли принцип «живи сегодняшним днём»? 

84. Какая историческая эпоха вам особенно интересна и почему? 

85. История и современность: нужен ли взгляд назад? 

86. Что нужно, чтобы стать героем времени? 

87. Что такое «связь времён»? 

88. Забвение прошлого губительно для человека? 

89. Временное и вечное в нашей жизни. 

90. Влияет ли прошлое на настоящее? 

91. Как сохранить и передать потомкам опыт предков? 

92. В чем ценность исторического опыта?

 

1. Можно ли до конца понять другого человека?

 2. Что значит понять другого человека?

 3. Как найти компромисс?

 4. Важно ли находить компромисс в споре?

 5. В чем причины межличностных конфликтов?

 6. Почему важно жить в мире с окружающими?

 7. Чем опасны конфликты?

 8. Что объединяет людей?

 9. Существуют ли непреодолимые противоречия между людьми?

 10. Как вы понимаете словосочетание «диалог культур»?

 11. Может ли человек существовать вне общества? 

 12. Чем опасен эгоизм?

 13. Согласны ли вы с тем, что в других нас возмущает прежде всего то, что есть в нас самих?

 14. Почему важно руководствоваться моралью, живя в обществе?

 15. В чем причины одиночества?

 16. Почему человек не может жить вне общества?

 17. Согласны ли вы с выражением: «чтобы никому не завидовать, надо быть личностью»?

 18. Почему для человека важно, чтобы его понимали другие?

 19. Какова роль дружбы в жизни человека?

 20. Какова роль любви в жизни человека?

 21. Что значит быть «лишним человеком»?

 22. Почему человек нередко становится источником несчастий других людей?

 23. Что мешает человеку быть счастливым?

 24. В чем причины вражды между людьми?

 25. Как связана любовь к себе с любовью к окружающим?

 26. Личность и общество: возможна ли гармония?

 27. Как связаны между собой эгоизм и одиночество?

 28. Легко ли обрести подлинного друга?

 29. Почему наши представления о другом человеке не всегда соответствуют реальности?

 30. Что означает «душевная близость»?

 31. Согласны ли вы с тем, что взаимоотношения с окружающим миром отражают наше отношение к себе?

 32. Согласны ли вы с утверждением: «Терпимость означает понимание собственного несовершенства»?

 33. Как вы понимаете значение слов: «Человек становится человеком только среди людей»

 34. Является ли разница характеров препятствием для дружбы?

 35. Когда непонимание между людьми приводит к вражде?

 36. Согласны ли вы с тем, что в душе каждого человека есть потребность любить?

 37. Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Если между двумя людьми есть вражда, то виноваты оба»?

 38. Какова природа нетерпимости?

 39. Какую роль сильная личность может сыграть в жизни общества?

 40. Когда человек может чувствовать себя одиноким в обществе?

 41. Может ли один человек противостоять толпе?

 42. Что значит быть независимым от общественного мнения?

 43. к чему приводит завышенная самооценка?

 44. В чём причины дисгармонии между личностью и обществом?

 45. Согласны ли Вы с пословицей «один в поле не воин»?

 46. Может ли один человек изменить общество?

 47. Когда человек становится личностью?

 48. Какого человека можно назвать личностью?

 49. Хорош или плох жизненный принцип «быть как все»?

 50. Почему человек, живущий в обществе, не может быть свободным от него?

 51. Согласны ли Вы с утверждением Ф.М. Достоевского: «Каждый человек несёт ответственность перед всеми людьми за всех людей и за всё»?

 52. Может ли общество подавить в человеке индивидуальность?

 53. К каким последствиям могут привести общественные конфликты?

 54. Как семья влияет на формирование личности?

 55. Как общество влияет на формирование личности?

 56. Согласны ли вы с тем, что «мы несем ответственность за чужую жизнь»?

 57. Какова роль взаимоуважения в отношениях между людьми?

 58. Согласны ли вы с тем, что «любить человека – главный принцип гуманизма»?

 59. Чем опасно слепое следование общественному мнению?

 60. Как наши поступки отражаются на жизнях других людей?

 61. К чему может привести ложь во взаимоотношениях между людьми?

 62. Согласны ли вы с тем, что «никому не дано проникнуть в закоулки чужой души»?

 63. Почему люди переживают по поводу чужого мнения?

 64. Как общество влияет на формирование самосознания?

 65. Кто влияет на формирование мировоззрения человека?

 66. В чем причины зависти?

 67. Какие люди повлияли на вас?

 68. Можно ли учиться на ошибках других людей?

 69. Согласны ли вы с высказыванием: «Горе нужно пережить в одиночестве, но радость — чтобы познать в полной мере — нужно разделить с другим человеком»

 70. Как вы понимаете слова: «Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для человека…»?

 71. Согласны ли вы с мнением: разобщение ведет к одичанию?

 72. Согласны ли вы с тем, что нужно жить для другого, если хочешь жить для себя?

 

1. В чем причины изменений, происходящих в душе человека?

 2. Почему люди боятся перемен?

 3. Что мешает человеку принять перемены?

 4. Может ли человек жить без перемен?

 5. Перед каким выбором оказывается человек в эпоху перемен?

 6. Перед каким выбором оказывается человек в период формирования мировоззрения?

 7. Как связаны между собой внутренние и внешние перемены в жизни человека?

 8. Всегда ли перемены к лучшему?

 9. Какими бывают последствия перемен?

 10. Как исторические перемены влияют на искусство?

 11. Согласны ли вы с тем, что «в мире нет ничего постоянного»?

 12. Почему, по вашему мнению, старшее поколение больше боится перемен?

 13. Можно ли остаться прежним в эпоху перемен?

 14. Как человек принимает перемены?

 15. Все меняется или повторяется в этом мире?

 16. Когда заканчивается детство?

 17. Может ли один человек изменить мир?

 18. Какое влияние оказывает на человека историческая эпоха?

 19. Существует ли что-то, неподвластное переменам?

 20. К чему может привести человека нежелание менять свою жизнь?

 21. Как вы понимаете словосочетание «время перемен»?

 22. Возможно ли развитие цивилизации без перемен?

 23. К каким изменениям приводит технологических прогресс?

 24. Согласны ли вы с тем, что перемены дают человеку новые возможности?

 25. Как меняется человек, когда влюблен?

 26. Что важнее: внутренние или внешние изменения в жизни человека?

 27. Согласны ли вы с высказыванием: «Перемены – основной закон вселенной»?

 28. Как нас меняют люди, которых мы встречаем?

 29. Согласны ли вы с тем, что для перемен необходима смелость?

 30. Как связана надежда с переменами?

 31. Согласны ли вы с тем, что любой человек может изменить свою жизнь?

 32. Могут ли культурные изменения происходит внезапно?

 33. Согласны ли вы с мыслью: «Обстоятельства переменчивы, принципы никогда»?

 34. Может ли человек изменить себя?

 35. Что безвозвратно меняет человека?

 36. Какие потрясения могут повлиять на мировоззрение человека?

 37. Согласны ли вы с тем, что человек не в силах противостоять изменениям, которые приносит время?

 38. Люди жаждут перемен или боятся их?

 39. Согласны ли вы с тем, что всякая перемена сопряжена с неудобствами?

 40. Согласны ли вы с тем, что «выживает не самый сильный и умный, а тот, кто лучше всех приспосабливается к изменениям»?

 41. Можно ли меняться, оставаясь собой?

 42. Почему люди не всегда замечают перемены в окружающих?

 43. Почему люди часто не принимают и не понимают тех, кто стремится изменить мир?

 44. Справедливо ли высказывание: «если хочешь изменить мир, начни с себя»?

 45. Как искусство может повлиять на человека?

 46. Что значит «жить прошлым»?

 47. Что лучше: эволюция или революция?

 48. Согласны ли вы с пословицей: «Пусть будет хуже, лишь бы перемены»?

 49. Как вы понимаете высказывание: «Все имеют право меняться, даже художники»

 50. Согласны ли вы с утверждением: «Никому не дано изменить свое вчера, но мы можем изменить свое завтра»?

 51. Согласны ли вы с тем, что «главную опасность в этой жизни представляют люди, которые желают изменить всё — или не изменять ничего»?

 52. Как вы понимаете словосочетание «ветер перемен»?

 53. Согласны ли вы с тем, что никогда не поздно изменить свою жизнь?

 54. Согласны ли вы с утверждением: «Изменяя природу, человек сам изменяется»?

 55. Согласны ли вы с утверждением: «Каждый мечтает изменить мир, но никто не ставит целью изменить самого себя»?

 56. Согласны ли вы с утверждением: «Когда мы слишком многое хотим изменить, мы слишком многому изменяем»?

 57. В чем причины перемен во взаимоотношениях людей?

 58. Какие исторические события меняют судьбы людей?

 59. Как книга может повлиять на человека?

 60. Что значит увидеть мир «новыми глазами»?

 61. Можно ли заставить человека измениться?

 62. Как вы понимаете словосочетание «глобальные изменения»?

 63. Когда в обществе возникает необходимость перемен?

 64. Согласны ли вы с высказыванием: «Действие даже самого крохотного существа приводит к изменениям во всей вселенной»?

 65. Какие люди способны изменить мир?

 66. Какие перемены наступают в жизни человека с возрастом?

 67. Правда ли то, что перемены свойственный только юности?

Про ЕГЭ:  Пошаговое руководство по сдаче экзамена

 

1. Что значит быть самим собой?

 2. В чем состоит опасность душевного разлада?

 3. К чему приводит душевный разлад?

 4. Что означает душевный разлад?

 5. Каковы причины душевных разладов?

 6. Что значит «разговор с собой»?

 7. Как вы понимаете словосочетание «внутренний голос»?

 8. Важно ли быть в гармонии с собой?

 9. Что означат «быть в согласии с собой»?

 10. Для чего человеку нужна совесть?

 11. Что помогает человеку найти свой путь?

 12. Как происходит процесс самопознания?

 13. Для чего необходимо самовоспитание?

 14. Какова роль самоконтроля в жизни человека?

 15. Что помогает человеку лучше понять себя?

 16. Может ли литература помочь человеку понять себя?

 17. Как осмысление опыта других помогает понять себя, свои мотивы?

 18. Какие вопросы задает человек самому себе?

 19. Когда просыпается внутренний голос?

 20. Что помогает человеку совершенствоваться?

 21. Что значит быть честным с самим собой?

 22. Согласны ли вы с тем, что каждый человек уникален?

 23. Что значит быть самодостаточным человеком?

 24. Какого человека можно назвать личностью?

 25. Трудно ли быть самим собой?

 26. Чем отличаются понятия «самодостаточность» и «одиночество»?

 27. Что значить «внутренняя свобода»?

 28. Согласны ли вы с утверждением: «Чем больше человек доволен собой, тем меньше в нем того, чем можно быть довольным»?

 29. Как вы понимаете слово «совесть»?

 30. Ради чего стоит жизнь?

 31. Можно ли жить без цели?

 32. Как Вы понимаете утверждение Н.А. Заболоцкого: «Душа обязана трудиться»?

 33. Согласны ли Вы с тем, что жизнь – это постоянный выбор?

 34. Нужно ли стремиться к познанию самого себя?

 35. Важно ли человеку самому выбрать жизненный путь?

 36. Помогает ли любовь лучше понять себя?

 37. Почему важно осмысление собственной жизни?

 38. Как искусство помогает человеку понять себя?

 39. Что помогает человеку поступать правильно?

 40. Согласны ли вы с утверждением, что постижение самого себя – счастье?

 41. Что значит идти путём самосовершенствования?

 42. Согласны ли вы с утверждением: «Познать себя можно только через большие испытания, большое горе, большую любовь»?

 43. Что значит уважать себя?

 44. Что в большей степени управляет человеком: разум или чувства?

 45. Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?

 46. Что важно победить в самом себе?

 47. Чем опасно бессмысленное существование?

 48. Важно ли оставаться самим собой в минуты тяжелых испытаний?

 49. Как узнать о сильных и слабых сторонах собственной личности?

 50. В чем состоит уникальность каждого человека?

 51. Какие ценности можно назвать самыми важными в жизни человека?

 52. В чем заключается противоречивость человеческой натуры?

 53. Почему важно правильно оценивать себя и свои поступки?

 54. В чем заключается индивидуальность человека?

 1. Почему старшее поколение так редко бывает довольно молодёжью?

 2. «Век нынешний» и «век минувший»: возможно ли согласие?

 3. Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?

 4. Как влияет время на выбор профессии?

 5. Какую книгу вы бы хотели экранизировать?

 6. Какого человека называют «человеком мира»?

 7. Может ли кино вытеснить литературу?

 8. Книга, которую я прочту своим детям.

 9. Кто из современных писателей вам особенно близок?

 10. Какие проблемы, поднимаемые писателями, вы считаете актуальными?

 11. Актуальна ли классическая литература в наши дни?

 12. Литература и кино: соперничество или сотрудничество?

 13. Согласны ли вы с выражением: «каждое поколение считает себя более умным, чем предыдущее, и более мудрым, чем последующее»?

 14. Каков он: портрет современного человека?

 15. На кого равняется современная молодежь?

 16. Герои и антигерои в современной литературе.

 17. Какие вызовы ставит перед молодежью 21 век?

 18. Как технологии влияют на жизнь современного поколения?

 19. Как изменится образование в будущем?

 20. Согласны ли вы с утверждением: «молодежь смотрит на мир глазами своих кумиров»?

 21. Какая профессия является престижной в 21 веке?

 22. Каковы отличительные черты человека 21 века?

 23. Чем живет современный подросток?

 24. Как меняется язык в 21 веке?

 25. Чем опасен переизбыток информации?

 26. Почему говорят, что в 21 веке время течет быстрее?

 27. Что можно назвать угрозами 21 века?

 28. Согласны ли вы с тем, что современный человек утрачивает связь с природой?

 29. Почему современная молодежь стремится жить в мегаполисах?

 30. Изменились ли ценности в 21 веке?

 31. Как изменились жизненные приоритеты в 21 веке?

 32. В чем плюсы и минусы интернета?

 33. Согласны ли вы с тем, что у нынешней молодежи больше возможностей, чем у их предшественников?

 34. Как влияет массовая культура на формирование ценностей современной молодежи?

 35. Согласны ли вы с выражением: «Во всякой стране молодое поколение – всегда иностранцы»?

 36. Как реклама влияет на предпочтения современного человека?

 37. Кто такой — «герой 21 века»?

 38. Как влияют научные открытия на жизнь человека 21 века?

 39. Согласны ли вы с тем, что у каждой эпохи свои герои?

 40. Какова роль информации в 21 веке?

 41. Можно ли представить жизнь современного человека без смартфона?

 42. Чем опасна зависимость от социальных сетей?

 43. Как формируются нравственные ориентиры современного человека?

 44. Как изменились культурные предпочтения людей 21 века?

 45. О чем мечтает мое поколение?

 46. Как современный человек меняет мир?

 47. Могут ли социальные сети заменить реальное общение?

 48. Какова роль образования в 21 веке?

 49. Какова роль самообразования в 21 веке?

 50. Справедливо ли мнение о том, что культура и искусство в 21 веке деградируют?

 51. Чем объясняется многообразие субкультур в 21 веке?

 52. Что сближает молодежь разных эпох?

 53. Какую роль играют материальные ценности в 21 веке?

 54. Как вы понимаете словосочетание «массовая литература»?

 55. Какие книги читают мои ровесники?

 56. Можно ли сказать, что у человека 21 века больше свободы в выборе?

 57. Чем опасна потеря связи с реальным миром?

 58. Сложно ли найти свой путь в 21 веке?

 59. Согласны ли вы с тем, что «потребительство – одна из главных проблем человека 21 века»?

 60. Почему особенно важно сохранять связь поколений в 21 веке?

 61. Для чего современному подростку необходимо знать историю?

 62. Можно ли сказать, что представление о счастье изменилось у человека 21 века?

 63. Какие идеи близки молодежи 21 века?

Темы итогового сочинения 2020-2021

Подборка тем к новым направлениям 2020/21 учебного года.

→ Все темы основного периода ИС (15 апреля) по ссылке здесь.
→ Новые темы на 2021-2022 учебный год здесь.

Забвению не подлежит (исторические события, общественные явления, произведения искусства, память о которых не имеет срока давности).

1) Почему важно сохранять памятники культуры, созданные нашими предками?
2) Согласны ли вы с высказыванием древнеримского философа Цицерона: «Жизнь мёртвых продолжается в памяти живых»?
3) Как исторические события влияют на судьбу человека?
4) Почему нельзя забывать историю своего народа?
5) Как произведения искусства становятся бессмертными?
6) Согласны ли вы с тем, что забвение прошлого грозит его повторением?
7) К чему может привести утрата памяти о Великой Отечественной войне?
8) Какие личности остаются в истории?
9) Как вы понимаете выражение «искусство без срока давности»?
10) «Беспамятный» человек – неблагодарный или невежественный?

Я и другие (человек среди людей; проблема конфликта, понимания, что значит «быть собой»).

1) Как вы понимаете выражение «быть самим собой»?
2) Почему важно быть толерантным?
3) Всегда ли нужно избегать конфликтов?
4) Может ли человек выжить без общения?
5) Почему люди не понимают друг друга?
6) Согласны ли вы с высказыванием Александра Радищева: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом»?
7) Что важно изменить в самом себе, чтобы лучше понимать других?
8) Почему многие люди зависят от мнения окружающих?
9) Всегда ли нужно стремиться к полному взаимопониманию с близкими людьми?
10) Почему общество не принимает некоторых людей?

Между прошлым и будущим: портрет моего поколения (культурные запросы, литературные пристрастия, жизненные оценки, отношения с семьей и обществом).

1) Можно ли утверждать, что современная молодёжь в чём-то ориентируется на поколения прошлых лет?
2) Почему конфликт отцов и детей неизбежен?
3) Нужно ли читать книги в XXI веке?
4) Можно ли назвать поколение Z потерянным?
5) Согласны ли вы с высказыванием А.С. Пушкина: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности»?
6) Почему в современном обществе снижается уровень речевой культуры?
7) Важно ли сохранять связь между поколениями?
8) Могут ли материальные ценности вытеснить духовные?
9) Для чего нужно передавать жизненный опыт из поколения в поколение?
10) Можно ли говорить о деградации современного поколения?

Время перемен (тема изменений, открытий, вызовов, стоящих перед человеком и человечеством).

1) Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу?
2) Как современные технологии влияют на жизнь общества
?
3) Согласны ли вы с высказыванием А.П. Чехова: «Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека»?
4) К чему могут привести научные открытия, лишённые гуманности?
5) Сложно ли жить в эпоху перемен?
6) Как изменился человек благодаря техническому прогрессу?
7) Почему многие люди боятся перемен?
8) Влияют ли культурные изменения в обществе на мировоззрение человека?
9) Как меняется человеческое мышление в эпоху инноваций?
10) Всегда ли жизненные перемены ведут к лучшему?

Разговор с собой (внутреннее пространство человека и словесные способы его исследования – вопросы, которые человек задает себе; внутренние переживания; тема совести).

1) Что значит быть совестливым человеком?
2) Бывают ли обстоятельства, когда человеку можно пойти против совести?
3) Почему появляются «умные ненужности» («лишние люди»)?
4) Согласны ли вы с утверждением Л.Н. Толстого о том, что «человек текуч», а люди похожи на реки?
5) Каждый ли человек ищет смысл жизни?
6) Герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» дал себе такую характеристику: «Ум с сердцем не в ладу». В чём опасность внутреннего разлада с собой?
7) Всегда ли внутренний мир соответствует внешнему облику?
8) Что происходит с человеком, который не хочет развиваться?
9) Что влияет на формирование внутреннего мира человека?
10) «Положительно прекрасный» человек – вымысел или реальность?

В комментариях можете предложить свои темы.

Оцените статью
ЕГЭ Live