- На месте каких цифр и почему в предложении должны стоять запятые? живя у раевских в крыму (1) пушкин увлекся произведениями байрона (2)влияние которого на пушкина (3) постепенно угасает (4) и окончательно преодолевается в "евгении онегине". 1. 1,2;2.
- Варианты 51 — 100 — задание 19 — егэ по русскому языку — каталог статей — сайт банахевич елены анатольевны
- Задание 19 по русскому языку
- Задание 19. егэ по русскому языку. знаки препинания в сложноподчиненном предложении — презентация онлайн
- Практика по пунктуации. задания 16-21 — 4егэ
На месте каких цифр и почему в предложении должны стоять запятые? живя у раевских в крыму (1) пушкин увлекся произведениями байрона (2)влияние которого на пушкина (3) постепенно угасает (4) и окончательно преодолевается в "евгении онегине". 1. 1,2;2.
Вопрос по русскому языку:
На месте каких цифр и почему в предложении должны стоять запятые?
Живя у Раевских в Крыму (1) Пушкин увлекся произведениями Байрона (2)влияние которого на Пушкина (3) постепенно угасает (4) и окончательно преодолевается в «Евгении Онегине».
1. 1,2;2.
Варианты 51 — 100 — задание 19 — егэ по русскому языку — каталог статей — сайт банахевич елены анатольевны
Ищем, где заканчивается одно предложение и начинается другое!
[ ], ( )
[ ,( ), ]
- Каждый писатель является психологом (1) в задачи (2) которого (3) входит понимание мотивов поступков героя и раскрытие его души.
- Одним из самых капризных растений считается камелия (1) бутоны (2) которой (3) могут опасть в любой момент.
- В XVIII столетии при европейских императорских дворцах (1) существовали оркестровые и хоровые капеллы (2) для руководства (3) которыми (4) приглашались выдающиеся музыканты.
- Вездесущий Загорецкий (1) рад разнести слухи о сумасшествии Чацкого (2) всё поведение (3) которого (4) вносит в общество москвичей нервозность.
- Персонажи ранних рассказов Чехова (1) емкие образы (2) которых (3) выстроены автором посредством ряда ярких художественных деталей (4) одновременно и реалистичны, и карикатурны.
- Социальное пространство (1) в незримом круге (2) которого осуществляется (3) жизнедеятельность человека (4) является важным фактором развития личности.
- Побеседовать с инженером (1) конструкторские разработки (2) которого (3) стали основой плана переоборудования предприятия (4) мне удалось лишь перед отъездом.
- Рядом с месторождением (1) на котором (2) добывается практически весь российский никель (3) около шестидесяти лет назад (4) был построен город Норильск.
- Имя неизвестного поклонника (1) дорогие подарки (2) от которого (3) продолжали приходить на имя Светы в редакцию (4) по-прежнему оставалось для нас тайной.
- Воображение оживляет работу (1) создателей спектакля (2) творчество (3) которых воплощают на сцене актёры (4) и помогает зрителям отозваться на увиденное живым чувством.
- В последние 10-15 лет в мире всё настойчивее дают о себе знать (1) проблемы (2) эффективное решение (3) которых (4) невозможно в рамках традиционных подходов.
- Позже (1) Раскольников сталкивается с Лужиным (2) крайний эгоизм (3) которого (4) не останавливается перед разрушением чужой жизни.
- Чувствительной героине (1) роль (2) которой (3) играет дочь Фамусова (4) нужен мечтательный и робкий собеседник.
- Есть в Подмосковье деревня Жостово (1) жители (2) которой (3) уже более полутора веков (4) славятся мастерством украшения всего одной вещи – подноса.
- С каждым новым прочтением поэмы А. Блока «Двенадцать» (1) обнаруживаются всё новые и новые вопросы (2) дать ответы (3) на которые (4) может только время.
- Леголенд (1) при строительстве (2) которого (3) было использовано почти 33 миллиона деталей конструктора «лего» (4) производит впечатление даже на взрослых.
- В некоторых тестах животным предлагают задачи (1) решение (2) которых (3) у человека (4) связано с работой второй сигнальной системы.
- В одной из бухт Тихого океана (1) был обнаружен гигантский кальмар (2) диаметр глаза (3) которого (4) равен четверти метра.
- Уже в Париже М. Цветаева написала (1) знаменитую миниатюру в прозе – «Страховка жизни» (2) действие (3) которой (4) происходит не в прошлом, а в настоящем, и не в России, а во Франции.
- Для ловли протоптеров жители Судана используют специальный барабан (1) с помощью (2) которого (3) издаются звуки (4) падающих дождевых капель.
- Ситуативные неполные предложения не имеют в своём составе тех членов (1) словесное оформление (2) которых (3) является излишним: их содержание подсказывается ситуацией.
- Образ повелителя зла (1) первые наброски (2) которого (3) не раз возникают в более ранних замыслах Булгакова (4) во всей полноте раскрывается только в последнем романе писателя.
- В отличие от «Людмилы» (1) сюжет (2) которой (3) мрачен и печален (4) «Светлана» – радостная баллада.
- Вспоминается (1) другая молодая женщина (2) душевная слепота (3) которой (4) превратила её в «попрыгунью».
- Учёные отмечают положительную роль конфликтов (1) эффективное управление (2) которыми (3) позволяет учесть (4) интересы всех сторон.
- Килиманджаро – бывший вулкан (1) кратер (2) которого (3) почти целиком (4) заполнен вечными льдами и снегами.
- Нам посчастливилось увидеть (1) древнеегипетскую ладью (2) серповидные вёсла (3) которой (4) берут начало от папирусных лодок.
- Поиски «японского золота» (1) легенды (2) о котором (3) рассказывают на Филиппинах и Тайване (4) до сих пор интенсивно ведутся в Юго-Восточной Азии.
- На Новый год с мешком подарков (1) появляются Дед Мороз и Снегурочка – традиционные герои новогоднего праздника (2) главным атрибутом (3) которого (4) у многих народов стала ёлка.
- В печати не раз появлялись статьи (1) авторы (2) которых (3) пробуют объяснить загадки древней истории (4) с помощью гипотезы о космических пришельцах.
- В письме брату Николаю (1) Чехов изложил те требования (2) исполнение (3) которых (4) считал обязательным для воспитанного человека.
- Нужно беречь драгоценные слова (1) и музыку наших великих предшественников (2) за творения (3) которых (4) нас уважают во всём мире.
- Идея единого европейского пространства (1) поклонником (2)которой (3) был первый директор Царскосельского лицея Малиновский (4) обрела множество сторонников.
- Группа альпинистов поднялась (1) до нижней границы высокогорного ледника (2) общая площадь (3) которого (4) составляла несколько сотен квадратных метров.
- Сегодня в охране природы активно развивается (1) направление (2) основой (3) которого (4) является экология – наука о взаимоотношении организмов со средой обитания.
- Знаменитый медный рудник около Нижнего Тагила – это единственное по своему богатству и мощности месторождение малахита, за исключением Гумешевского рудника (1) запасы (2) малахита (3) в котором (4) уже давно исчрпаны.
- Картины художника Кипренского (1) величайший дар импровизации (2) которого (3) покорял и восхищал современников (4) продолжают волновать и сегодня.
- Возвратившись из победоносного похода против волжских булгар, Андрей Боголюбский (1) скорбел об убитом врагами сыне (2) в память (3) о котором (4) он и построил храм Покрова на Нерли.
- Во время южной ссылки Пушкин служил в Кишинёве под начальством генерала Инзова (1) в гостеприимном доме (2) которого (3) жил орёл (4) прикованный к крыльцу длинной цепью.
- Живя у Раевских в Крыму (1) Пушкин увлёкся произведениями Байрона (2) влияние которого на Пушкина (3) постепенно угасает (4) и окончательно преодолевается в «Евгении Онегине».
- Валериана лекарственная (1) лечебные свойства (2) которой (3) давно известны людям (4) прекрасно успокаивает нервы.
- Банковский кредит – выдаваемая на какой-либо срок ссуда (1) в пределах (2) которой (3) возможен расход (4) на определённую потребность.
- В 1895 году Сергей Васильевич Рахманинов сочинил первую симфонию (1) премьера (2) которой состоялась (3) два года спустя под управлением российского композитора, дирижёра Александра Константиновича Глазунова.
- У аквилегий (1) очень красивы ажурные листья (2) благодаря (3) которым (4) растения привлекательны в течение всего сезона.
- Высаживают шалфей (1) на лёгких почвах (2) к питательности (3) которых (4) растение нетребовательно.
- Океанская яхта (1) не относится к товарам (2) для приобретения (3) которых (4) мы можем предоставить беспроцентный кредит.
- Известно (1) древнеримское предание (2) согласно (3) которому (4) искусный целитель Пеон (5) излечил от ран бога Плутона после сражения с Геркулесом.
- В средней полосе России (1) найдётся немало цветоводов-любителей (2) коллекциям пионов (3) которых (4) можно только позавидовать.
- В русской речи существует богатый выбор этикетных формул (1) многие из (2) которых (3) позволяют смягчить категоричность собственных утверждений и выразить согласие или несогласие с мнением оппонента.
- Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве (1)основателем (2) которого (3) был отец великой поэтессы Иван Владимирович Цветаев (4) является хранителем уникальных произведений мирового искусства от эпохи Ренессанса до наших дней.
Задание 19 по русскому языку
→ z9rus.pdf
→ Практика
Формулировка задания 19 ЕГЭ:
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
В сокровищнице русского искусства (1) одно из самых почётных мест принадлежит НИ. Шишкину (2) с именем (3) которого (4) связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия.
Задание 19 проверяет ваши знания по теме
→ Знаки препинания в СПП
→ с одним придаточным,
→ с несколькими придаточными,
→ с однородными придаточными.
Алгоритм выполнения задания 19
1. Прочитайте внимательно задание и предложение, выделите грамматические основы.
2. Найдите главное предложение и определите, каким образом связаны с ним придаточное/ые.
3. Если СПП с одним придаточным предложением, необходимо поставить запятую на границе предложений.
-Если придаточная стоит до или после главной части, то необходима одна запятая.
-Если придаточная часть «разрывает» главное предложение, то необходимо поставить две запятые.
4. Если в СПП больше одного придаточного предложения, то лучше нарисовать схему, чтобы точно узнать тип подчинения (однородное, последовательное или параллельное). От этого зависит количество запятых.
Не забывайте о том, что придаточные предложения тоже могут быть однородными, могут быть связаны союзом или нет.
5. В соответствии с правилами расставьте запятые и проверьте еще раз схему предложения.
6. Внесите ответ в бланк.
Задание 19. егэ по русскому языку. знаки препинания в сложноподчиненном предложении — презентация онлайн
Задание 19 ЕГЭ по
русскому языку 2022.
Знаки препинания в
сложноподчиненном
предложении
• Задание 19 проверяет
ваши знания по теме:
Знаки препинания в СПП
с одним придаточным,
с несколькими
придаточными,
с однородными
придаточными.
• Алгоритм выполнения задания 19
1. Прочитайте внимательно задание и предложение, выделите
грамматические основы.
• 2. Найдите главное предложение и определите, каким образом
связаны с ним придаточное/ые.
• 3. Если СПП с одним придаточным предложением, необходимо
поставить запятую на границе предложений.
• Если придаточная стоит до или после главной части, то необходима
одна запятая.
• Если придаточная часть «разрывает» главное предложение, то
необходимо поставить две запятые.
• 4. Если в СПП больше одного придаточного предложения, то лучше
нарисовать схему, чтобы точно узнать тип подчинения (однородное,
последовательное или параллельное). От этого зависит количество
запятых.
• Не забывайте о том, что придаточные предложения тоже могут быть
однородными, могут быть связаны союзом или нет.
• 5. В соответствии с правилами расставьте запятые и проверьте еще
раз схему предложения.
• Формулировка задания 19 ЕГЭ:
Расставьте знаки препинания: укажите
цифру(-ы), на месте которой(-ых) в
предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
В сокровищнице русского искусства (1) одно из
самых почётных мест принадлежит
И.И.Шишкину (2) с именем (3) которого (4)
связана история отечественного пейзажа
второй половины XIX столетия
Знаки препинания в СПП с одним
придаточным
• 1) Придаточное предложение может стоять ПОСЛЕ главного.
• [ ], ( )
• Природа находилась еще в том состоянии покоя, когда все
дремлет и наслаждается предрассветным отдыхом (В. Арсеньев).
• 2) Придаточное предложение может стоять ПЕРЕД главным.
• ( ), [ ]
• Пока наездники о чем-то говорили, обе лошади шли некоторое
время рядом (А. Куприн).
• 3) Придаточное предложение может РАЗРЫВАТЬ главное.
• [ ,( ), ]
• Лошади хорошо знали, что сейчас будут засыпать овес, и от
нетерпения негромко покряхтывали у решеток (А. Куприн).
• Запятая НЕ ВСЕГДА ставится перед союзом,
союзу или союзному слову могут
предшествовать другие слова. Чаще всего это
касается СПП с придаточным
определительным.
Примеры:
Две обозначенные в траве колеи вели к
полосатому шлагбауму, около которого
прохаживался часовой в голубой форме. (С.
Ястребов)
Самым заметным сооружением в местечке
была древняя церковь, купола которой были
видны издалёка. (В. Быков)
• Если перед подчинительными союзами в СПП стоят
усилительно-ограничительные слова (частицы, союзы
или их сочетания, вводные слова) особенно, даже, в
частности, в том числе, в особенности, а именно, а
также, как раз, лишь, исключительно, только, то между
союзами и этими словами запятая не ставится.
Примеры:
Некоторые голоса слышны хорошо, особенно когда
там говорят сердито. (Ю. Трифонов)
Человек, как правило, остро реагирует на
хамство, даже если оно обличено в корректную
форму. (И. Грекова)
Шахматные баталии приобретают смысл и
интерес, лишь когда силы партнеров примерно
одинаковы. (Д. Саврасов)
Запятая при сложных союзах
• Особую трудность вызывает постановка запятых в СПП
с составными союзами. Такие союзы могут
расчленяться, тогда запятая будет стоять между
частями союза.
Соловей заливается не потому, что ему весело.
Покупка делается не оттого, что хочется, а для
того, чтобы больше не хотеть.
Ваши показания имеют цену только потому, что мы
сами попросили вас помочь нам.
Пляж этот и сейчас так называется, может быть,
потому, что там строго-настрого запрещают
купать собак, а может быть, потому, что собак
там всё-таки купают.
Было немного неловко оттого, что накануне учитель
хорошо накормил их ужином.
• Не расчленяются (то есть запятая ставится перед
ними) сложные союзы ТОГДА КАК, КАК ЕСЛИ БЫ,
СЛОВНО КАК, МЕЖДУ ТЕМ КАК:
Примеры:
Я говорил о имени вашего мужа, о награде за
свою преданность, тогда как разумел другое.
Начмед не любил, к слову сказать, почти всех
животных, как если бы все они так или иначе
происходили от ненавистных ему мышей.
Придёт, словно как тучка, прольётся, свежо
так, хорошо станет, а что такое было ― не
поймёшь!
Я один горьким насильством судьбы вынужден
ехать в эту зимнюю, морозную ночь, между
тем как все мысли так естественно и так
неудержимо стремятся к тёплому углу…
Не ставится запятая в сложном предложении
ПОСЛЕ главной части:
• 1) если придаточное = одно союзное слово
(относительное местоимение или наречие):
• Меня упрекают, но не знаю в чем
• [ ], но [ ] (в чем).
• 2) если перед ним слова особенно, в частности, а
именно, то есть, а также. Запятая будет стоять
перед этими словами:
• Экспедицию придется закончить досрочно при
неблагоприятных условиях, а именно если
начнется сезон дождей.
• [ ], а именно (если ).
• 3) если перед ними стоит отрицание не:
• Я пришел НЕ чтобы помешать вам, а чтобы
помочь.
• [ ] (не чтобы), а (чтобы )
• 4) если придаточные предложения
соединяются с помощью союзов и, или, либо,
ни (обычно повторяющихся):
• Студент не мог вспомнить ни как
называется произведение, ни кто его автор.
• [ ] (ни как ), (ни кто )
Если перед подчинительным
союзом или союзным словом есть
сочинительный союз, например:
• [Не было меня при ней] (и когда она
умерла, в мае 1939 года) (В.
Набоков).
Знаки препинания в СПП с
несколькими придаточными
СПП с несколькими придаточными имеют
следующие типы подчинения:
• 1) Однородное подчинение придаточных
• 2) Неоднородное (параллельное подчинение
придаточных)
• 3) Последовательным подчинение
придаточных
• При параллельном и последовательном
подчинении придаточных запятой
отделяется каждая придаточная часть.
• При однородном подчинении придаточные
части отделяются друг от друга в
соответствии с правилами постановки знаков
препинания при однородных членах
простого предложения.
• Если между однородными придаточными нет
сочинительных союзов, то между ними ставятся
запятые.
• Я не могу передать того, что думаю, что чувствую,
но это все не то!
• Если два однородных придаточных соединены
союзом И, ЛИБО, ИЛИ, ДА=И, между придаточными
запятая не ставится.
• Там, где из расщелин в каменьях сочилась вода и где
раньше её не было видно, теперь образовались
большие ледяные натёки (В. Арсеньев).
Часто в таких предложениях бывает пропущен второй
подчинительный союз. Его отсутствие не влияет на
пунктуацию.
• Когда дождик прошел и (КОГДА)всё вокруг засверкало,
мы по тропе, пробитой ногами прохожих, вышли из
леса.
1.Живя у Раевских в Крыму (1) Пушкин увлекся
произведениями Байрона (2) влияние которого на
Пушкина впоследствии (3) постепенно угасает (4) и
окончательно преодолевается в «Евгении Онегине».
2. Ощущение героизма русских воинов и смертельной
тоски на картине Васнецова «После побоища Игоря
Святославича с половцами» усиливается изображением
широкого поля (1) среди густой травы (2) которого (3)
видны поникшие полевые колокольчики и смятые
васильки.
3. «Папоротники в лесу» И.И. Шишкина исполнены с
лёгкой живописной непринуждённостью (1) и свободой
(2) в основе которой (3) лежит абсолютное знание
художником всех форм растительного мира (4)
поражающего своим разнообразием.
4.30 октября 1855 года родился Николай Иванович
Поздеев — один из самых ярких архитекторов
Ярославля (1) творения которого (2) известны
каждому жителю города (3) и вызывают
восхищение всякого (4) кто оказывается там
впервые.
5. Во время южной ссылки Пушкин служил в
Кишинёве под начальством генерала Инзова (1)
в гостеприимном доме (2) которого (3) жил орёл
(4) прикованный к крыльцу длинной цепью.
6. Дуэль, представляющая целостное театральное
действо (1) цель (2) которого (3) —
жертвоприношение ради чести (4) обладает
жёстким сценарием.
7.Солдаты в блестящих портупеях провели меня
вверх по лестнице и длинному коридору к столу
(1) возле (2) которого (3) трое дежурных в
штатском зарегистрировали меня (4) и впустили
через громадную дубовую дверь в зал с
длинным столом и множеством стульев.
8. В письме брату Николаю (1) Чехов изложил те
требования (2) исполнение (3) которых (4) считал
обязательным для воспитанного человека.
9. С тех пор каждый раз (1) когда мы где-нибудь
сталкиваемся с композитором (2) он без смеха
не может вспомнить этот случай (3) невольными
свидетелями которого (4) мы стали.
10.Мысли о неуклонном расширении Вселенной
(1) высказаны в работах некоторых
астрофизиков (2) исследования которых (3)
представляют несомненный интерес для всех
ученых мира.
11. Козетте не потребовалось много времени (1)
чтобы (2) разобраться (3) что (4) к чему.
12. Он чувствовал (1) что за его вызволение из
этого ада (2) была заплачена неимоверно
высокая цена (3) на которую (4) он бы никогда
не согласился.
13.Служба (1) о которой за минуту думал я (2) с
таким восторгом (3) показалась (4) мне
тяжким несчастием.
14. У Козетты (1) все оборвалось внутри (2) хотя
с самого начала (3) она знала (4) что именно
так все и кончится (5) что за этим она сюда
шла.
15. Долг требовал (1) чтобы я явился туда (2) где
служба моя (3) могла еще быть полезна
отечеству (4) в настоящих затруднительных
обстоятельствах.
16. Куинджи продолжал писать, изредка показывая свои
картины ученикам, и преподавать в пейзажном классе
(1) из стен (2) которого (3) вышли многие выдающиеся
мастера.
17. Салтыков-Щедрин (1) острая сатира которого (2) не
нравилась многим его современникам (3) считал (4)
что колонизация азиатских народов приводила к
распространению крепостного права на эти народы.
18. Огромное значение для развития древнерусского
государства имели походы на Константинополь (1)
результатом которых (2) явилось установление
равноправных экономических (3) и культурных связей
с Византией (4) и принятие христианства.
ОТВЕТЫ
1) 12
2)1
3)24
4)14
5)14
6)14
7)1
8)2
9)123
10)2
11)13
12)13
13)13
14)245
15)12
16)1
17)134
18)1
Практика по пунктуации. задания 16-21 — 4егэ
16-21.doc
1(16). Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Женька танцевала на вечерах цыганочку и матчиш пела под гитару и крутила романы с затянутыми в рюмочку лейтенантами.
2) Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь.
3) Особые восковые краски применяли как в Южной Америке так и в Древнем Египте.
4) Грушницкий ударил по столу кулаком и стал ходить взад и вперёд по комнате.
5) Кирюха и Вася бродили поодаль и собирали для костра бурьян и бересту.
2(16). Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Писательский талант равно проявит себя как в книгах для взрослых так и в детской литературе.
2) Крылов и Даль и Гончаров были чиновниками и не утратили из-за этого своих дарований.
3) Василий Петрович неохотно и почти неучтиво слушал пожилую посетительницу и даже выказал нетерпение.
4) Кругом них лес по обе стороны от воды начинался и для форсирования водной преграды лучшего места не было.
5) Федот Евграфыч снова нырнул в чащобу и стал пробираться в обход гряды к побережью Легонтова озера.
3(17). Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Экологическое движение (1) с каждым годом набирающее силу (2) и (3) неуклонно крепнущее (4) объединяет взрослых и детей (5) помогающих России сохранить её заповедные природные территории.
4(17).Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Но вот (1) выбрав момент (2) сержант рывком вскочил на ноги (3) и (4) что-то прокричав (5) головой вперёд бросился через рельсы (6) сразу исчезнув на той стороне однопутки.
5(18). Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Нина (1) как я сейчас понимаю (2) обладала всеми достоинствами и недостатками богачей. Она была мужественной, решительной, целеустремлённой и (3) к тому же (4) холодной, заносчивой и аристократически наивной. Например (5) она считала деньги тяжким бременем.
6(18). Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Мне (1) к счастью (2) пришлось играть в пьесах Чехова одну роль по несколько сот раз, но я (3) вряд ли (4) вспомню спектакль, во время которого не вскрылись бы в моей душе новые ощущения, а в самом произведении — новые глубины или тонкости, которые (5) представьте себе (6) не были мною раньше замечены.
7(19). Расставьте знаки препинания: укажите все цифры (-у), на месте которых (-ой) в предложении должны (-а) стоять запятые (-ая).
Жители блокадного Ленинграда (1) о подвиге (2) которых знает весь мир (3) стали символом несгибаемой стойкости (4) и героизма.
8(19). Расставьте знаки препинания: укажите все цифры (-у), на месте которых (-ой) в предложении должны (-а) стоять запятые (-ая).
В XVII веке Оружейная палата (1) в которой (2) кроме иконописцев (3) ещё в XVII веке числились живописцы (4) была первой Академией художеств (5) ученики (6) которой были востребованы с началом реформ Петра.
9(20). Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Иногда кажется (1) что (2) если разбежаться с высокой горы (3) раскинув руки (4) то можно легко взлететь.
10(20) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Астрономы считают (7) что (2) хотя кометы (3) астероиды (4) и метеориты стороной облетают нашу Землю (5) никак нельзя утверждать (6) что когда-нибудь столкновения не произойдёт.
11(21). Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)С древних времен человек стремился познать тайны своего существования и окружающей его природы. (2)Возникновение жизни, происхождение человека, устройство человеческого тела, секрет долголетия — подобные вопросы много столетий волнуют нас. (3)Самые первые научные представления о строении и жизни человеческого организма появились в древности. (4)Потребовалось почти 23 столетия упорного труда ученых, чтобы познать основные законы человеческого тела. (5)Человек — самое сложное явление живой природы. (6) Но и сегодня мы знаем далеко не все об организме человека. (7)Здоровье человека — самое ценное его достояние. (8) Слишком часто люди растрачивают его и разрушают, наносят ему непоправимый вред. (9) Здоровье уже подорвано — начинают думать о нём.
12(21). Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Всю ночь шел теплый дождь. (2) Он начался как-то очень тихо: дождь был без ветра, без грозы, без наползающих черных туч. (3) Простое небо слегка потускнело, а после захода солнца звездочки не зажглись. (4) Потянуло лесом: сыростью, запахом еловой смолки. (5)По ветвям деревьев застучали крупные редкие капли. (6) Так всегда начинается ничем не приметный, обыкновенный дождь. (7) Однако все: тихий, убаюкивающий стук падающих на землю капель, мягкий шелест травы, окружавшей палатку, — казалось недобрым. (По С. Сартакову)
Ответы
1 — 13
2 — 14
3 — 145
4 — 12456
5 — 125
6 — 1256
7 — 13
8 — 145
9 — 134
10 — 12356
11 — 56
12 — 47.