Вторая часть
Здесь разница в результатах между слабыми и сильными учениками еще заметнее.
В заданиях № 12 и 14 важно обратить особое внимание на поиск области допустимых значений, именно в нем кроется половина успеха при выполнении. Для решения задачи № 14 также важны фундаментальные знания по методу интервалов. Часто подростки, даже понимая его суть, не могут грамотно описать последовательность действий. Они повторяют решение по памяти или по аналогии с другими примерами, выполненными ранее, однако это провоцирует ошибки.
Сложности есть и с выполнением задания № 15 — экономической задачи. В нем встречаются два типа ошибок: неправильно составленная экономическая модель и неточности в вычислениях. Причем в последние годы вычислительных ошибок гораздо больше. При подготовке следует доделывать задачу до конца, даже если есть полная уверенность в правильности модели.
Математика
С этим предметом все сложнее, чем с русским. Средний балл по нему ниже, а подготовка требует большей основательности. При подсчете результатов в прошлом году в ФИПИ условно разделили учеников на сильную и слабую группы. В первую вошли чуть больше 30 процентов школьников, во второй оказались остальные 70 процентов. Задачи в первой части ЕГЭ могут выполнить почти все, задания из второй части экзамена некоторые даже не начинают.
Первая часть
Задание № 4 — единственное в ЕГЭ по математике, к которому даются формулы из тригонометрии. Но даже видя их, выпускники делают ошибки. «Слабые» ученики чаще всего не умеют их применять, что можно исправить постоянной практикой. У сильных с заданием обычно сложностей нет, но иногда есть неточности в вычислениях.
Еще одно непростое задание — № 6 на понимание производной. Из года в год подростки невнимательно читают задачу и путают функцию с ее производной.
Также есть сложности с заданием № 8 — текстовой задачей. В сильной группе она под силу почти всем — 94 процентам, а в слабой — всего 4,7 процента. Сначала нужно составить уравнение, а затем правильно интерпретировать результат: записать в ответ именно то, что требовалось узнать в условии, а не полученное в уравнении.
Русский язык
Ошибки участились в одном из самых легких заданий (№ 22) — в нем требуется прочитать текст и ответить на вопрос. В 2021 году с ним справились только 63 процента школьников, и главная причина неудачи была в невнимательности. Эксперты советуют не торопясь читать текст и обращать внимание на отдельные части.
Еще одно сложное задание — № 23, где надо указать тип текста (повествование, описание или рассуждение). Как показывает практика, сложнее всего школьникам определить рассуждение, особенно если в отрывке нет четко выраженного тезиса и доказательств.
«Опасным» оказалось и задание № 12, в котором нужно написать окончание глагола и суффикс причастия или деепричастия (например, «борющийся», «тающий», «дышащий»). Чтобы не допустить ошибку, следует определить начальную форму глагола и его спряжение. В прошлом году с заданием справились меньше половины школьников.
Также из года в год школьники «попадаются» на правописании -н- и -нн- и не (ни), и сложности, в том числе, возникают из-за путаницы между полной и краткой формами.
Самые «коварные» моменты на егэ по русскому языку: как не повторять ошибки
В то же время массово допускаются ошибки в развернутом ответе по следующим критериям: К2 («Комментарий проблемы исходного текста»), К5 («Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения»), К8 («Соблюдение пунктуационных норм»), К9 («Соблюдение грамматических норм»), К10 («Соблюдение речевых норм»).
Причины ошибок ребят при комментировании проблемы исходного текста (критерий К2) заключаются в следующем:
• в комментарии приводятся примеры, не относящиеся к заявленной проблеме;
• в комментарии допускаются грубые фактические ошибки, связанные с пониманием текста;
• смысловая связь между примерами и ее анализ носят формальный характер («Оба примера дополняют друг друга, и мы понимаем, насколько важна дружба людям»);
• смысловая связь, установленная между примерами, не проанализирована (Между примерами причинно-следственная связь. Первый пример описывает случай, произошедший с рассказчицей, а второй – влияние на ее отношение).
Перейдем к критерию К5 («Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения») – это не только логичное, мотивированное деление текста сочинения на абзацы, но и соблюдение логической связи внутри абзацев.
Сочинение
Каждый год эксперты замечают ошибки с употреблением «то, что». В конструкциях «сказать, что», «подумать, что» лишнее «то» писать не нужно. Между тем одна из самых распространенных фраз в сочинении — «автор хочет нам донести то, что…». Правильнее написать: «автор говорит, что» или «автор пишет, что».
Заметны сложности в предложениях с однородными членами и с падежами. Например, предложение «Только внутренне сильный человек сможет постоять за свою родину, гордиться и беспокоиться за неё» неверно и должно быть построено так: «Только внутренне сильный человек может постоять за свою родину, гордиться ей и беспокоиться за нее.»
Употребление деепричастных оборотов — еще одна область, где ошибки крайне часты. Всем известна хрестоматийная фраза «подъезжая к станции, с меня слетела шляпа», однако часто школьники не могут увидеть такое же неверное построение в своей работе.
Эксперты перечислили типичные ошибки на егэ по русскому языку
Через неделю в России стартуют ЕГЭ — выпускные экзамены для большинства одиннадцатиклассников будут проходить в период с 31 мая по 2 июля. В преддверии ЕГЭ по русскому языку — 3 июня — эксперты Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) рассказали о типичных ошибках, основываясь на результатах экзаменов 2020 года.
По словам экспертов, большая часть ошибок связана с программой 6-7-х классов. С правописанием -Н- и -НН- не справляются около 35% выпускников: ошибки в словах «тканый», «растрёпанный» и «лиственница» повторяются из года в год.
Также среди распространённых ошибок — слова на чередующиеся безударные гласные в корне слова: рос/ращ, гар/гор, клан/клон, бер/бир и т. д.
Одной из самых сложных тем стало правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий: «сутулЯщийся», «светИтся», «колЕтся». С этим заданием не справились примерно 60% выпускников.
Только 50% школьников смогли верно определить тип речи текста в одном из заданий: повествование, описание или рассуждение.
Множество ошибок встретилось в образовании множественного числа существительных: «профессора», «директора» и т. д.
Ещё одно препятствие — правописание суффиксов и приставок. Некоторым выпускникам было сложно определить некоторые части речи.
Зачастую выпускники смешивают приставки с- с приставками, оканчивающимися на -з//-с. Объединяя их в одно правило, они пишут букву «з» перед парными звонкими согласными (зделать, збить).
Школьники нередко не различают прилагательные, наречия и причастия, а также путаются в запятых, тире и двоеточиях, пишет изание «Мел».
Расписание ЕГЭ-2021:
31 мая — география, литература и химия;
3 и 4 июня — русский язык;
7 июня — математика профильного уровня;
11 июня — история и физика;
15 июня — обществознание;
18 июня — биология и письменный экзамен по иностранному языку;
21 и 22 июня — устный экзамен по иностранному языку;
24 и 25 июня — информатика;
28, 29 июня и 2 июля — резервные дни.