Третий стал лишним – Газета Коммерсантъ № 134 (6855) от 30.07.2020

Третий стал лишним – Газета Коммерсантъ № 134 (6855) от 30.07.2020 ЕГЭ

Задание 2 устной части

Для тех, у кого возникали трудности с вопросами, у меня хорошие новости! Теперь во втором задании устной части нужно задать не 5 вопросов, а 4. Соответственно, максимальный балл за это задание теперь тоже 4.

Задание 3 устной части

Хорошие новости и для тех, кому не нравилось описывать картинку, — этого задания больше нет. Новое задание 3 представляет собой диалог-интервью. Ученику предлагается дать интервью на актуальную тему, развернуто ответив на пять вопросов. Для записи каждого ответа есть 40 секунд.

Задание 3, устная часть, ФИПИ, ЕГЭ по английскому 2022

Задание 39 письменной части

В задании 39, где в 2021 году нужно было написать письмо своему другу по переписке, теперь появилась более современная установка — нужно написать имейл. Это сделали, чтобы задание было приближенным к реальной жизни. Даже если это изменение кажется несущественным, от него одни плюсы:

  • ура, больше не нужно указывать дату и адрес, давать ссылку на предыдущие контакты;
  • можно использовать разговорные грамматические формы типа gonna и wanna и даже аббревиатуры вроде ASAP.

Нет, это не сон, подробнее об этом можно почитать здесь. При этом не забывайте, что все еще необходимо соблюдать основные правила письменного общения и нормы вежливости.

Задание 4 устной части

Это задание высокого уровня сложности. Оно объединило в себе элементы описания и сравнения картинок, прибавив к ним элемент рассуждения. Теперь участник экзамена находится в следующей коммуникативной ситуации: он вместе с другом выполняет проектную работу и нашел две фотографии по теме проекта, которые можно использовать как иллюстрации.

Как видите, это задание также постарались сделать более приближенным к реальной жизни.

Задание 4, устная часть, ФИПИ, ЕГЭ по английскому 2022

Задание 40 письменной части

Более серьезные изменения претерпело задание 40, в рамках которого с 2009 по 2021 гг. одиннадцатиклассники писали эссе с элементами рассуждения «Мое мнение». Теперь это задание представляет собой письменное высказывание с элементами рассуждения на основе таблицы или диаграммы.

Если вы уже успели накрутить себя, что теперь придется описывать страшные-ужасные графики, прямо как в IELTS, то сразу говорю: нет, не придется. Нет, это не графики. Нет, это вообще не как в IELTS (можете поверить мне на слово: я из Вышки и писала миллион описаний графиков). Так что отставить панику! 

Задание 40, ФИПИ, ЕГЭ по английскому 2022

Это задание также встроено в определенную коммуникативную ситуацию:

  • ученик выполняет проектную работу на указанную тему;
  • он нашел статистические данные по теме;
  • их надо прокомментировать, выразив свое мнение;
  • и привести свои рассуждения по теме проекта.

Что не изменилось, так это возможность выбора. Ученикам по-прежнему предлагается два варианта задания. Выбрать можно любое, но я советую выбирать то, где вы сможете показать свой запас крутой лексики и грамматических конструкций во всей красе.

Однако все-таки у этого задания есть одно «но»: задание 40 в его настоящем виде — задание высокого уровня сложности, предназначенное для обучавшихся по программе углубленного уровня. То есть эксперты ФИПИ позиционируют его как дифференцирующее: ученики с уровнем А2 или В1 не должны иметь начальные навыки делового общения на иностранном языке (что включает в себя понимание таблиц и диаграмм). А вот те, кто претендует на уровень В2, уже должны. Только они и смогут справиться с этим заданием на высокий балл.

И напоследок…

От английского нужно получать удовольствие, поэтому не превращайте подготовку в пытку. Любое взаимодействие с языком, даже вне подготовки к экзамену, будет полезно. Поэтому в свободное время смотреть сериалы на английском не возбраняется. А если еще и без субтитров (ну, или хотя бы не с русскими), то вообще красота! И слушайте музыку, конечно же 😉

Мнение аналитиков и населения

Несмотря на недовольство самих учащихся и их родителей, многие аналитики и простые граждане понимают важность введения ЕГЭ именно по иностранным языкам. По сути экзамен по английскому языку вынудит и учителей, и детей уделять время этой дисциплине, не такой уж и сложной для изучения.

https://www.youtube.com/watch?v=X3gnmupXJ1c

Поэтому введение обязательной сдачи дисциплины все же точно произойдет, вопрос лишь в том с какого года его запустят для школьной сдачи. Пилотные экзамены уже проведены. Дети сдавали иностранный язык в тестовом формате, при котором результаты тестов не влияли на полученную оценку. Выводы не самые утешительные, но все же школьникам дали время подготовиться перед тем, как экзамен станет обязательным.

При этом многие специалисты, педагоги и просто общественность отмечают недостаточность мер, организованных для привлечения в школы хороших специалистов по преподаванию иностранных языков. По факту экзамен уже сделали обязательным, немного отодвинув по срокам, но качественно учить детей не начали еще в большинстве образовательных учреждений.

Будет ли ЕГЭ по английскому языку обязательным предметом в 2022 году пока остается вопросом, волнующим многих школьников. В планах чиновников внедрить безвариативную сдачу иностранных языков именно в этом году, но как будут обстоять дела на практике покажет лишь время.

Немного статистики о егэ по английскому

С каждым годом число участников ЕГЭ по английскому языку неуклонно растет. Например, в 2020 году экзамен сдавало 83 175 человек. А в 2021 эта цифра выросла до 89 804! Наверняка по результатам ЕГЭ 2022 мы узнаем, что в нем участвовало более 90 000 одиннадцатиклассников.

Вопрос в том, какие результаты получают участники экзамена. Средний балл в 2021 году составил 72,4. Лучше всего одиннадцатиклассники справляются с заданиями аудирования. Чуть хуже, но примерно одинаково, с чтением и заданиями на лексику и грамматику. Значительно тянут вниз задания письма и устной части:

Средние баллы, ФИПИ, ЕГЭ по английскому 2021

Кстати, больше 90% учеников нашего образовательного центра сдают ЕГЭ на 80 . Это на 8-10 баллов выше среднего по стране!

Хотите оказаться среди этих счастливчиков и поступить в вуз мечты? Приходите к нам на курсы подготовке к ЕГЭ, и мы сделаем все, чтобы вы получили максимальный балл.

Особенности егэ 2022 по другим иностранным языкам

Английский — не единственный иностранный язык, по которому можно сдать ЕГЭ. Есть также ЕГЭ по немецкому, французскому, испанскому и китайскому.

Экзамены по всем языкам, кроме китайского, идентичны экзамену по английскому: от частей, блоков и заданий до максимального количества баллов за каждый блок, ровно как и общего. 

Интереснее выглядит ЕГЭ по китайскому. Блоки «Аудирование» и «Чтение» точно такие же, как и в ЕГЭ по английскому, только вопросов поменьше. Совсем другой вид имеет блок «Грамматика и лексика»: в нем учитывается специфика языка, поэтому каждое задание — это отдельный вопрос.

Например, в блоке «Грамматика и лексика» в ЕГЭ по китайскому спрашивают, какое сочетание тонов соответствует сочетанию тонов в данном слове, какое числительное представлено в иероглифической записи и т.д.

Ребята, сдающие китайский, точно так же пишут письмо другу. А вот эссе у них значительно проще: нужно ответить на вопрос и привести три причины для своего мнения. В устной части нет задания на чтение текста, но остались вопросы и описание картинки. А вот обновленное 4 задание в ЕГЭ 2022 по иностранным языкам перекочевало и сюда.

Особенности егэ по английскому 2022

Если вы уже слышали об изменениях в ЕГЭ 2022 по английскому и успели испугаться, то сейчас я буду рассеивать ваши страхи – ничего ужасного не случилось. Обновились только задания в блоке «Письмо» и в устной части.

Письменная часть

Письменная часть делится на четыре блока:

  • «Аудирование»;
  • «Чтение»;
  • «Грамматика и лексика»;
  • «Письменная речь».

Каждый блок стоит 20 баллов. Получается, всего за письменную часть можно получить 80.

Сейчас вы наверняка начинаете осознавать, что английский — самый замечательный экзамен, потому что в нем первичные баллы равны вторичным. То есть вы сразу знаете свой результат! Ну, так и есть 😎

В каждом блоке (кроме «Письменной речи») — три задания, которые идут по нарастанию уровня сложности от базового к повышенному и затем к высокому. Задания базового уровня проверяют знания языка на уровне А2, повышенного — B1, высокого — B2. В блоке «Письменная речь» два задания базового и высокого уровней сложности соответственно.

Планы на внедрение нескольких новых экзаменов

После того, как госпожа Васильева выразилась относительно недостаточности двух обязательных дисциплин, принимаемых в рамках ЕГЭ, было решено определить дополнительные предметы без права выбора. По итогам разнообразных опросов и последующих обсуждений приняли решение сдавать английский или иной иностранный язык, преподаваемой в конкретном образовательном учреждении.

Иностранные языки и ранее были сдаваемыми в рамках ЕГЭ, но на добровольной основе. Вот только статистические данные по этой дисциплине довольно специфичны — выбор иняза в качестве допэкзамена во многих регионах был крайне редким. В среднем за исключением крупных городов и обеих столиц английский и иные языки сдавало не более 6% школьников.

В сентябре 2022 года Рособрнадзор проводил оценочную работу уровня знаний различных дисциплин. Аналитический сред данных по 5-8 классам продемонстрировал крайне низкий уровень владения иностранными языками. При этом тогда не стоял вопрос обязательно или нет сдавать экзамен по английскому.

Предположительно школьники осознанно игнорируют изучение этой дисциплины, считая необязательным овладение ненужным на их взгляд предметом. Было решено внедрить ЕГЭ по инязу на обязательной основе, так же, как и безвариативную сдачу истории. Подготовительные работы в этом направлении начались сразу же.

Предполагаемые сроки внедрения егэ по иностранным языкам

После принятия решения о том, что сдача английского или другого иняза должна стать обязательной, определения сроков внедрения стало сложной задачей. Изначальные слухи про экзамен в 2022-2022 году были лишь «страшилкой» для детей и родителей. Некоторые школьники даже передумали заканчивать 11 класс, хотя вскоре ситуация прояснилась.

Чиновники понимали, что форсированное внедрение ЕГЭ по иностранному языку лишь приведет к низким результатам учащихся и большому количеству проваленных экзаменов. Итогом стал перенос сроков внедрения обязательной сдачи. При этом сейчас уже оговорены сроки, когда введут безвариативную аттестацию для всех школьников.

Пока предварительно речь идет об учебном годе 2022-2023. По сути размышление чиновников верное — за отведенный срок в несколько лет даже ленивое изучение языка уже может принести положительную оценку на экзамене. Если хотя бы прилагать небольшую толику стараний, то даже при плохом педагоге с учетом текущего содержания КИМов, ЕГЭ можно сдать на хорошую или даже отличную отметку.

Впрочем, вопрос добавят ли еще времени перед введением обязательного экзамена, остается открытым. Также сейчас чиновники по-прежнему пытаются найти пути привлечения учителей иностранных языков в школы. Пока же родителям стоит тщательней следить за тем, чтобы их дети пытались запомнить и выучить хотя бы то, что сейчас могут дать им педагоги. Ведь если экзамен не перенесут на 2022, то времени на изучение языка остается не так уж и много.

Проведенные изменения в рамках подготовки к внедрению нового егэ

Первое, что отметили специалисты сферы образования — это низкий уровень профессиональных компетенций преподавателей на местах, а иногда и полное отсутствие педагогов по нужной дисциплине. Вторым моментом, влияющим на освоение иностранных языков, являлось полное нежелание большинства учащихся прилагать усилия для изучения дисциплины. Также было отмечено среднее качество тестовых материалов КИМов для ОГЭ и ЕГЭ по иностранным языкам.

С последним моментом уже все ясно — поправки в структуру и содержание экзаменационных материалов вносятся регулярно, приближая их к оптимальному варианту. С нерадивыми школьниками тоже просто бороться — введение дисциплины в перечень обязательных для сдачи сразу же повышает стремление к овладению любыми навыками и знаниями.

Наиболее сложной для решения проблемой оказался кадровый вопрос. Хорошие специалисты отказываются работать в муниципальных школах из-за низкой оплаты труда и не самых комфортных условий. Более того, в небольших населенных пунктах, особенно в сельской местности, нет вообще каких-либо учителей иностранного языка.

По этой причине для учителей иностранных языков во многих школах создаются особые условия не только оплаты труда, но и рабочего графика. Во многих регионах местные власти вводят дополнительные стимулирующие выплаты для сельских учителей, разрабатывают программы поощрения и т.п.

Впрочем, этих мер пока недостаточно, но процесс изменений хоть как-то стал заметен. К тому же школьникам дали время, позволяющее даже при отсутствии нормального педагога изучить язык при помощи самостоятельных занятий или различных онлайн-курсов, не требующих оплаты.

Советы по подготовке

В кодификаторе указаны лексические блоки и грамматические темы, которые должны быть освоены одиннадцатиклассниками, поэтому вам в первую очередь сюда. 

Слова лучше учить не списком, а в контексте. Например, придумывать с ними свои предложения. Чтобы запомнить их, выполняйте упражнения на подстановку в контекст. Еще очень эффективно учить слова с помощью карточек. Самое главное: не забывайте использовать выученную лексику в заданиях письменного блока и устной части.

Перед тем, как начать осваивать грамматику:

  • распечатайте список тем из кодификатора;
  • отметьте, какие вы помните хорошо, в каких сомневаетесь и какие совсем не знаете.

После этого идите от простого к сложному: не стоит бросаться в пассивный залог, если у вас есть проблемы с настоящим временем.

На курсах подготовки к ЕГЭ по английскому в MAXIMUM Education я помогаю своим ученикам осваивать все грамматические и лексические темы в полном соответствии с кодификатором и рекомендациями ФИПИ. Наш Департамент исследований и разработки ежегодно готовит обновленные учебные пособия, так что я использую лучшие методики обучения.

Структура егэ по английскому 2022

Экзамен состоит из двух частей: письменной и устной. По сути, это два отдельных экзамена (да, вы можете не пойти на устную часть, но я так делать не советую).

В этом году изменилась длительность экзамена: ФИПИ увеличил время экзамена до 207 минут. 3 часа 10 минут идут на письменную часть и 17 минут — на устную.

Третий стал лишним

В России сворачивают одну из последних «медведевских» образовательных инициатив: Министерство просвещения отказалось от идеи обязательного ЕГЭ по иностранному языку. Выпускники должны были сдавать третий общий госэкзамен с 2022 года, но теперь его признали «нецелесообразным». Такое решение было принято министерством по просьбе Национального родительского комитета. Эта общественная организация заявляла, что обязательный ЕГЭ по иностранному языку противоречит Стратегии национальной безопасности РФ. Впрочем, реальная причина, возможно, и не имеет отношения к политике: по словам экспертов, слишком многие российские школы просто не готовы качественно учить детей иностранным языкам.

Вчера Минпросвещения опубликовало проект поправок в федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) среднего образования. Приказом министра Сергея Кравцова иностранный язык исключен из списка обязательных ЕГЭ, теперь в нем останутся только русский язык и базовая математика.

«Позиция основана на многочисленных оценках экспертов о нецелесообразности введения обязательной сдачи экзамена по иностранному языку»,— говорится в пояснительной записке.

В Рособрнадзоре (отвечает за проведение ЕГЭ) сообщили, что с ними этот документ не обсуждался.

Напомним, что принципиальное решение о введении третьего обязательного выпускного экзамена — по иностранному языку — было принято в 2022-х годах, при президенте Дмитрии Медведеве. Руководитель группы по разработке школьных стандартов Александр Кондаков заявлял в 2022 году «Российской газете», что «это не сделано случайно, а по итогам многочисленных дискуссий». Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов тогда же заявлял “Ъ”, что это было сделано из-за «низкого уровня владения языками в нашей стране». В 2022 году министр Андрей Фурсенко утвердил ФГОС с третьим обязательным ЕГЭ. Предполагалось, что его начнут сдавать с 2020 года, но в 2022 году министр Дмитрий Ливанов перенес старт на 2022 год, чтобы школы могли лучше подготовиться. Его преемник, министр Ольга Васильева подтвердила эти планы в мае 2022 года.

Публично третий обязательный ЕГЭ никто не собирался отменять — напротив, чиновники неоднократно подчеркивали, что школьная программа позволяет пройти такую аттестацию. Но в конце 2022 года отменить третий «иностранный» экзамен потребовала консервативная общественная организация «Национальный родительский комитет» (НРК).

Ее руководитель Ирина Волынец выступает за выведение абортов из системы ОМС, требует уголовной ответственности «за пропаганду гомосексуализма» и протестует против «принудительной вакцинации». НРК направил в Министерство просвещения письмо о том, что сдача ЕГЭ по иностранному языку должна проходить добровольно, «так как Россия является великой независимой страной, а не колонией». Также в организации заявили, что введение такого обязательного экзамена по иностранному языку противоречит Стратегии национальной безопасности РФ. В декабре 2022 года НРК участвовал в совещании с московской Общественной палатой и «Единой Россией», участники которого заявили о неготовности системы образования к третьему экзамену. Из пояснительной записки к приказу Минпросвещения следует, что изменения во ФГОС «инициированы» участниками этого обсуждения. «Мы победили,— заявила вчера “Ъ” Ирина Волынец.— Обязательный ЕГЭ по иностранному — излишняя мера, поскольку у нас не укомплектован штат учителей в регионах, не всем выпускникам он потом вообще нужен. Это был бы лишний источник стресса для родителей и детей, а также дополнительная финансовая нагрузка».

Впрочем, министр просвещения Сергей Кравцов назвал “Ъ” другую причину отмены третьего ЕГЭ. «Обязательные госэкзамены устанавливаются скорее для поступления в вузы, и не всем нужен для этого иностранный язык,— пояснил господин Кравцов.—

Когда в 2022-х принимался ФГОС, у нас был только один инструмент оценки знаний выпускников — ЕГЭ. А сейчас у нас действует система всероссийских проверочных работ. По сути, это тот же экзамен — он и заменит обязательный ЕГЭ по иностранному».

«В принципе в большинстве стран мира иностранный язык является обязательным на экзаменах. В любой стране жители говорят не только на родном языке, за исключением, наверное, США,— говорит один из «отцов» ЕГЭ, академик РАО Виктор Болотов.— И в этом плане третий ЕГЭ как способ усилить внимание граждан к изучению иностранных языков, к коммуникативным навыкам был бы полезен. Но тут возникает другой вопрос: готовы ли школы России к этому экзамену?». По его мнению, крупные города вполне могли бы уже сейчас перейти к сдаче обязательного ЕГЭ по иностранному, прежде всего — по английскому. «А вот сельская местность — нет. И здесь обязательный ЕГЭ может лишить аттестатов значительное число школьников»,— говорит господин Болотов. Сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий назвал решение об отмене обязательного ЕГЭ по иностранному языку «правильным и разумным»: «Нельзя массово подготовить детей к сдаче языка в условиях нехватки учителей».

Управляющий партнер онлайн-школы обучения английскому языку Skyeng Александр Ларьяновский уточнил в беседе с “Ъ”, что скептически относится к существующему формату ЕГЭ, который, по его мнению, предусматривает «натаскивание». Тем не менее, он не согласен с решением Минпросвещения. «Знание английского языка существенно улучшает качество жизни людей, помогает им в карьере. Хотелось бы, чтобы наши граждане умели читать на английском языке, свободно общаться на нем, находить зарубежные решения, которые можно было бы применить внутри страны и тем самым развивать экономику,— говорит господин Ларьяновский.— И решение министерства об отмене обязательного экзамена скорее отодвигает нас от этой цели, чем приближает к ней».

«То, что обязательный ЕГЭ по иностранному могут отменить, не очень хорошо, так как знание языка очень важно»,— согласен доцент кафедры политических и общественных коммуникаций РАНХиГС Николай Кульбака. Вместе с тем, он признает наличие «языкового неравенства» в образовательной системе: уровень преподавания этого предмета в сельских, городских и столичных школах отличается.

Директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина считает преждевременным введение обязательного ЕГЭ по иностранному языку. По ее мнению, этот шаг обернулся бы профанацией, особенно в отдаленных и сельских школах, где нет нужного количества преподавателей и курсов. «Задача не в том, чтобы просто обучать детей грамматике и синтаксису: необходимы практика и возможность использовать язык как средство обучения. Например, спецшколы в советское время добивались успеха, потому что некоторые предметы шли у них на иностранном языке. А для этого надо очень серьезно перестраивать образовательные программы»,— говорит госпожа Абанкина. Сейчас, по ее словам, нет ни подготовленных для этого педагогов, ни хороших программ, которые бы позволяли таким образом изучать язык в средней школе, ни даже свободного места в школьной программе. «Надо продвигать и знание языка, и общение на нем, но не через систему госэкзамена»,— заключила она.

Сейчас решение этой проблемы вынуждены искать вузы.

Завкафедрой иностранных языков и коммуникативных технологий НИТУ МИСиС Лилия Бондарева рассказала “Ъ”, что ведущие российские университеты занимаются языковой подготовкой уже с первого курса. Для этого и МИСиС, и ряд других университетов сознательно вводят англоязычные образовательные программы несмотря на то, что в такой группе могут учиться одни россияне. Конечная цель — чтобы выпускник российского университета мог полноценно работать в международной команде, либо продолжил заниматься наукой на мировом уровне. «Чтобы занять достойное место на рынке международного образования, необходимо создать двуязычную академическую среду, вводить англоязычные магистерские программы, приглашать ведущих иностранных ученых,— говорит госпожа Бондарева.— А в аспирантуре сейчас без свободного английского языка делать вообще нечего — все конференции, все научные публикации ведутся на нем».

При этом многие российские школьники до сих пор не понимают важности владения иностранными языками, отмечает Лилия Бондарева: «Если в школе или семье считается, что им не нужно заниматься — они и не занимаются. И лишь когда ребята попадают в вуз и видят перспективы, которые перед ними открываются, они начинают учить язык». По ее мнению, обязательный ЕГЭ по иностранному языку был бы «безусловно полезен» для системы российского образования: «Есть такой эффект — ты начинаешь внимательнее относиться к тому, что проверяется. И если бы ввели еще один обязательный экзамен, это стало бы сигналом о важности знания языка. И ученики, и родители, и школа — все поняли бы, что этому предмету нужно уделять внимание».

Устная часть

Устная часть добавляет нам последние 20 баллов до заветных 100. Она состоит из 4 заданий, которые также идут по повышению сложности.

Оцените статью
ЕГЭ Live