Теория по заданиям ЕГЭ по русскому языку

Теория по заданиям ЕГЭ по русскому языку ЕГЭ

Правописание не с частями речи (не с глаголами, деепричастиями, прилагательными, наречиями, существительными, причастиями, местоимениями, числительными, союзами, предлогами, частицами)

РАЗДЕЛЬНО

СЛИТНО

С любой частью речи

С любой частью речи, кроме глаголов, если есть или подразумевается противопоставление с союзом «А».
Это не осторожность, а трусость.
Проблема не простая, а сложная.
Отношения не враждебные.

С любой частью речи, если не употребляется без «не»
Ненавидеть, невежда, негодуя, небрежно.

С глаголами и деепричастиями

С глаголами и деепричастиями в большинстве случаев.
Не любить, не думая.

С глаголами и деепричастиями с приставкой НЕДО в значении недостаточности действия, несоответствия норме.
Недобрать тетрадей, недоварить картофель, недовернуть гайку, и все производные слова (недосол, недовес и т.д)

!!! Не доехать – здесь значение не закончить действие, пишем раздельно.

С существительными, прилагательными и наречиями

С существительными, прилагательными, наречиями, если они не могут образовывать новое слово с НЕ.
Сюда относятся также относительные прилагательные в роли сказуемого, качественные прилагательные (обозначающие цвета).
Но!!! Если прилагательное является определением, то пишем слитно.
Не стол, не деревянный, не синий.
Туфелька не хрустальная.
Краска не синяя, переплет не желтый, оттенок не серый.
Но!!! Логика не женская – девушка рассуждала
с неженской логикой.

С существительными, прилагательными, наречиями на -о,-е,
(полными и краткими) (есть исключения, см.в «раздельно»),
если можно заменить синонимом без «не» и если они образуют новые слова с «не»
Неглупый (умный), негромко (тихо), недруг (враг).

С прилагательными, наречиями на -о при наличии отрицательных местоимений и наречий (начинающихся с ни) или ДАЛЕКО НЕ, ВОВСЕ НЕ, ОТНЮДЬ НЕ

Никому не известный адрес, ни в чем не повинные люди,
нисколько не понятное выражение, ничуть не вредный напиток,
далеко не простое решение, вовсе не бесплодные поиски,
отнюдь не новый сюжет

С прилагательными, наречиями, причастиями при наличии слов меры и степени (см. далее список)

Но!! Если помимо таких наречий при причастии имеются еще другие пояснительные слова, то пишем раздельно.

Очень неинтересная книга; совсем непроверенные данные; чрезвычайно нелегко; совершенно не подготовленная к набору рукопись, совсем не решенная до сих пор проблема.

С существительными, прилагательными и наречиями в вопросительном предложении, если отрицание логически подчеркивается.
Не ясно ли это положение без всяких доказательств?
Кому не известны имена наших космонавтов?

С существительными, обозначающими лиц (недемократ, нерусский, неспециалист).
Метафорами широко пользуются литераторы и нелитераторы.

С краткими прилагательными, которые в полной форме имеют другое значение или не существуют.

Не готов к отъезду, не должен так поступать, не намерен молчать, не обязан помогать, не рад встрече, не склонен верить, не расположен к беседе.

С отглагольными прилагательными на –емый, -имый (есть исключения, см. далее)
Невидимый, невменяемый, необитаемый, невоспламеняемый, негасимый, недвижимый, неделимый, незабываемый, незримый, неизменяемый, нелюбимый, немыслимый, необлагаемый, неотчуждаемый, непереводимый, непередаваемый, непознаваемый,
независимый, непромокаемый, несгораемый, неисправимый, неосуществимый, неразрушимый.

Со сравнительной степенью прилагательных, наречий в большинстве случаев.

Не ниже, не выше, не лучше, не хуже, не ближе, не беднее.

Со сравнительной степенью прилагательных, наречий на -о, если при форме сравнительной степени прилагательных и наречий имеются уточняющие наречия.
Ещё неинтереснее, гораздо некрасивее, намного неприятнее, всё недоступнее, чуточку непонятнее, а также если форма сравнительной степени употребляется в отрицательных конструкциях типа: нет ничего неудачнее, чем…или в конструкции с союзами 
чем… тем, напр.: чем незамысловатее, тем лучше; чем дальше, тем неутешительнее.

С предикативными наречиями, обстоятельственными наречиями.

Не надо, не время, не жаль.
Не сегодня, не всегда.
Но: недосуг, неохота и др.

С существительными, прилагательными, наречиями на -о, если перед существительным есть определение или предлог.

Все портит постоянная нерешительность.
Уволен за невыполнение обязанностей. Всему виной моё невезение.

С наречиями, образованными от существительных.

Не в зачет, не в меру, не в пример, не к добру, не к спеху, не по вкусу, не под силу, не по нутру, не с руки

С причастиями

С причастиями, если есть зависимые слова.


Не законченная вовремя книга.

С причастиями без зависимых слов (или со словами меры и степени).

Нерешенная задача.

С краткими причастиями.

Рукопись не отредактирована, цитаты не проверены, работа не выполнена.

С субстантивированными причастиями (ставшими существительными).

Число неуспевающих по русскому языку.

С местоимениями, числительными, союзами, предлогами, частицами

С местоимениями (кроме отрицательных и неопределенных).


Не я и не ты, не себе, не каждый, живет в не нашем доме.


Примечание. Пишется через дефис философский термин не-я.

С отрицательными и неопределенными наречиями и местоимениями без предлога.

Негде, некуда, неоткуда, незачем, невдалеке, невдомек, невзначай, невмоготу, невмочь, невпопад, невтерпеж, некстати, неспроста; нехотя.

С числительными всегда раздельно.

Не два, не трое, пятые и не пятые классы, здесь проходит не нулевой меридиан.

С отрицательными местоимениями с предлогом.

Не с кем, не в чем, не о ком.

С частицами, союзами, предлогами всегда раздельно.
Не то… не то, не над, не без интереса. 

Правописание сложных слов

СЛИТНО:Сущ. с соединительными гласными «о» и «е»: пароход. 

Сущ. с элементами борт- и -метр: бортпроводник. 

Сущ. и прил. с иноязычными элементами: анти-, авиа-, авто-, био-, вело-, гелио-, гидро-, зоо-, интер-, контр-, макро-, микро-, моно-, мото-, нео-, радио-, стерео-, теле-, ультра-, фото-, экстра-: антивирус, зоолог, велопрокат и т.д. 

Но! Контр-адмирал 

Сложные сущ., первая часть которых является глаголом в повелительном наклонении на -и: скопидом, сорвиголова. 

Но! Перекати-поле 

Сложносокращенные слова и аббревиатуры: вуз, США, спецкор. 

Названия жителей, народностей, племен, людей по роду их занятий, интересам, принадлежности к организации: мексиканец, яхтклубовец. 

Сложные сущ., прил., нар. наречия, первой частью которых является числительное в родительном падеже: пятитомник, двукратный. 

Прил., образованные от сложных существительных, пишущихся без дефиса: лакокрасочный (лакокраска). 

Прил., одна из частей которых самостоятельно не употребляется: всеядный. 

Прил., образованные от двух слов, одно из которых независимое, а другое – подчиненное: сельскохозяйственные (сельское хозяйство). 

Прил., образованные сочетанием «наречие прилагательное (причастие): вечнозеленый. 

НО! пишется раздельно сочетание наречия и прилагательного (причастия), 

-если первая часть отвечает на вопрос как? каким образом?, а также 

-если наречие оканчивается на-ски: легко поддающийся, дружески нацеленный. 

Прил., первая часть которых – числительное: тридцатиградусный, сорокаминутный. 

Слова с полу-: полумесяц. 

Слова с пол- согласной, кроме л: полвека, полдня

ЧЕРЕЗ ДЕФИС:

Сущ. состоящие из двух слов без соединительных гласных: царь-колокол, премьер-министр. 

Сущ. с иноязычными элементами: вице-, лейб-, обер-, унтер-, штаб-, экс-: вице-президент, экс-муж. 

Названия промежуточных сторон света: северо-запад, юго-восток. 

Названия растений с союзом и или глаголом: мать-и-мачеха. 

Прил., образованные от сложных существительных, пишущихся через дефис: юго-западный. 

Прил., образованные из равноправных слов: русско-английский (русский и английский). 

Прил., обозначающие цвета: серо-голубой, желто-зеленый. 

Прил., обозначающие качество с дополнительным оттенком: кисло-сладкий. 

Слова с пол- перед гласным, прописной буквой или согласным л: пол-азбуки, пол-Африки, пол-лимона

№ 15 Н/НН

Причастия и прилагательные. Признаки и различия. Примеры.Важно знать о прилагательных и причастиях!

Прилагательное:

Причастие:

Действительные причастия (действие производится предметом) отвечают на вопрос: что делающий, что делавший?

Например: читающий человек (человек сам читает) Страдательные причастия (действие производится над предметом) отвечают на вопросы: что делаемый, что сделанный.

Например: прочитанная книга (кто-то прочитал книгу, т.е. над книгой совершается действие.)

Как отличить отглагольное прилагательное от причастия:

Отглагольные прилагательные — это прилагательные, образованные от глагольной основы суффиксальным способом, сохраняющие только генетическую связь с глаголами (можно заменить прилагательным синонимом).

Примеры: 

Дубильный, копировальный (с суффиксом -льн-ый). 

Восклицательный, гадательный (с суффиксом -тельн-ый). 

Бывалый, вялый, горелый (с суффиксом -л-ый, восходят к древнерусским причастиям). 

Висячий, горючий, гремучий, -уч- (-юч-), восходят к древнерусским причастиям.

Отпричастные образования, (тоже относим к прилагательным) т.е. причастия, утратившие видовременное и залоговое значения, а также глагольное управление (адъективированные причастия). 

Вареный, граненый, дареный, драный, жареный.

Причастия

1) сохраняют свою глагольность (можно заменить на конструкцию с глаголом);

2) могут образовываться от глаголов совершенного вида;

3) могут иметь зависимые слова.  

  Н, НН в суффиксах прилагательных и причастий

Н

НН

1. В отыменных прилагательных (образованы от существительных), в основе которых нет н, и в непроизводных прилагательных.

Юбилей-юбилейный
Синий, зеленый

2. В отыменных прилагательных с суффиксами -ан-, -ян-, -ин-:

Песок-песчаный
Кожа-кожаный

Искл: оловянный, стеклянный, деревянный

1. В отыменных прилагательных с основой на -н.

Сон – сонный
Длина – длинный

2. В отыменных прилагательных с суффиксами -енн- , -онн-

Искусство-искусственный,
Лекция-лекционный
Утро-утренний

3. В прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида, без приставок, кроме не-) и зависимых слов

Красить (гл НВ без приставки) — крашеный
Пугать – пуганый
Звать-званый
Не меняется их написание в составе сложных слов (гладкокрашеный, свежемороженый, но гладкоокрашенный, т.к. есть приставка о)

Искл: желанный, деланный, невиданный, неслыханный, нечаянный, нежданный, негаданный, священный, жеманный, медленный, долгожданный, недреманный, окаянный

3. В причастиях, образованных от глаголов совершенного вида, с приставками (кроме не-) и/или с зависимыми словами:

Выкрашенный (но: некрашеный), крашенный (чем?) масляной краской; разношенный (но: неношеный), ношенный (кем?) братом костюм.

Искл: названый брат, посажёный отец, смышленый ребенок, приданое невесты, прощеное воскресенье, конченый человек
В некоторых бесприставочных причастиях, образованных от глаголов совершенного вида:

Данный, брошенный, купленный, решенный, лишенный

4. В кратких причастиях:

Засеянный -засеян(а,о,ы)
Отраженный — отражен(а,о,ы)

4. В полных причастиях (прилагательных) на -ованный, -ёванный:
Балованный, циклеванный

Искл: кованый, жёваный

5. В кратких прилагательных, если в полных было одно -н-

Юная девушка – девушка юна
Зеленые деревья – деревья зелены

5. В кратких прилагательных, если в полных было -нн-

Ценная вещь – вещь ценна
Длинная дорога – дорога длинна


Запомните. В существительных и наречиях, образованных от причастий и отглагольных прилагательных пишется столько же -н-, сколько было в слове, от которого они образовались:

Воспитать – воспитанник – воспитанно; путать – путаный след, путаник, путано отвечал; запутать – запутанных, запутанность, запутанно объяснил.


Масленый (=пропитанный маслом) блин, каша, но замасленная ткань
Масляный (=на масле) насос, двигатель
Ветреный (=с ветром) день, человек, но обветренный, безветренный
Ветряной (=приводимый в движение ветром) двигатель
Раненый солдат
Раненный в ногу солдат

Про ЕГЭ:  5 способов, как получить дополнительные баллы к ЕГЭ | Мел

Правописание Н и НН в существительных  

№ 24 лексическое значение слова. синонимы. антонимы. омонимы. фразеологические обороты. группы слов по происхождению и употреблению

Для выполнения задания 24 нужно знать следующие определения: 

  • прямое/переносное значение слова (метафора, метонимия, синекдоха) 
  • синонимы (контекстный синоним) 
  • антонимы (контекстный антоним) 
  • омонимы 
  • фразеологизмы 
  • заимствованные слова
  • лексика пассивного запаса (историзмы, архаизмы, неологизмы) 
  • ограниченная в употреблении лексика (профессионализмы, просторечная лексика, жаргонизмы, диалектизмы) 
  • стилистически нейтральная, книжная, разговорная лексика 

Лексическое значение слова

Лексическое значение слова — это исторически закрепленное «содержание» слова. Слова могут иметь: 

  • Прямое значение – первоначальное, исходное значение слова. 
  • Переносное значение – вторичное значение, возникающее на основе первого. (Он повесил картину на стену. Слово повесил имеет прямое значение. – На него повесили много работы «Повесили» использовано в переносном значении). 
  • Перенос по какому-либо сходству (цвет, форма, функция) называется метафорой. (Глазное яблоко – сходство по форме; он не сдал экзамен, и теперь у него хвост – сходство на основе функции). 
  • Перенос названия с одного предмета на другой на основе смежности этих предметов называется метонимией. (Золото на пальце, хрусталь на полках, Пушкин в сумке, съел тарелку). 
  • Одной из разновидностей метонимии является синекдоха. Это перенос названия целого на его часть или наоборот. (Эй шляпа, куда идешь? Лишний рот в семье). 

Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, заимствованные слова 

  • Синонимы — это слова, обычно принадлежащие к одной и той же части речи, разные по звучанию и написанию, но одинаковые по значению. (Путь – дорога, думать — размышлять).
  • Контекстные синонимы – слова, имеющие сходное значение только в пределах предложенного текста. За пределами контекста такие слова не являются синонимами. (Контекстные синонимы глагола говорить. Марья Кирилловна сыпала про близких, он молчал. Деду никто не верил. Даже сердитые старухи шамкали, что у чертей отродясь не было клювов (Пауст.))
  • Антонимы — это слова, обычно принадлежащие к одной и той же части речи, разные по звучанию и написанию, но противоположные по значению. (Белый-черный, говорить-молчать, добро-зло).
  • Контекстные антонимы — слова, находящиеся в антонимических отношениях только в условиях определенного контекста. Они могут иметь разные грамматические формы и относиться к разным частям речи. (Я глупая, а ты умен, живой, а я остолбенелая (М. Цветаева)) 
  • Омонимы — это слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. Не всегда принадлежат одной части речи. Омонимы бывают полными и частичными. Полные омонимы — это слова одной части речи, у которых совпадают все грамматические формы. Например: ключ (которым открываем дверь) и ключ ( источник воды). Частичные омонимы — это слова, у которых не все грамматически формы одинаковы.   
  • Фразеологизмы  — это устойчивые, неделимые, несвободные словосочетания, которые сохраняются в памяти и используются вместе всегда в одном определенном значении. Как правило, значение фразеологизмов не лежит на поверхности. Фразеологизм — это не сумма значений слов, а одно значение для нескольких слов, объединенных в словосочетание. 
  • Заимствованные слова — это слова, пришедшие в русский язык из других языков. 
  • Примеры: математика (из греческого), жемчуг (из тюркских языков), сельдь (из скандинавских языков), галстук (из немецкого), матрос (из голландского), футбол (из английского), бульон (из французского), соната (из итальянского), гитара (из испанского), пельмени (из финского), хутор (из венгерского). 

Лексика пассивного запаса (устаревшая или еще недостаточно известная) 

Историзмы — устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением реалий действительности, которые они обозначали. (Пример: бурмистр, боярин и т.д.)

Ограниченная в употреблении лексика 

Диалектизмы — это слова, используемые только на определенных территориях.

  • Примеры: жОна вместо жена, векша — белка (северный диалект). 
  • Профессионализмы — слова, которые используют в устной речи в разных профессиональных средах. Например: чайник — у программистов человек, плохо разбирающийся в компьютерах, новичок. 
  • Жаргонная лексика — слова, которые использую в своей речи определенные социальные слои населения. Примеры: беспредел (уголовное арго) клёвый (молодежь) 
  • Сленг — чаще понимается как «молодежный». 
  • Арго — диалект, созданный группой с целью обособления (первоначально обозначал воровской язык). 
  • Просторечная лексика — слова со стилистически сниженным, грубым, вульгарным оттенком. К числу этих слов относятся и матерные слова. Например, «свистнуть» — в значении «украсть», «харя, морда» — в значении «лицо» и т.д. 

Стилистически-нейтральная, книжная, разговорная лексика 

Запятая между однородными членами: теория для задания 16 егэ

ЗАПЯТАЯ СТАВИТСЯ

ЗАПЯТАЯ НЕ СТАВИТСЯ

Запятая ставится между однородными членами, не соединенными союзами.
( ), ( ), ( ), ( )

Пример:
Здесь уже все смешалось, закружилось, зашумело (С. Кошечкин).
В доме разместились сельсовет, школа, изба-читальня, квартира учителя (В. Панова).

Если в ряду однородных членов последний однородный член присоединяется союзами и, да (=и), или, либо, то запятая перед союзом не ставится.
( ), ( ), ( ) и ( )

Пример: 
Райский смотрел на комнаты, на портреты, на мебель и на весело глядевшую в комнаты из сада зелень… (Гончаров)

Запятая ставится между однородными членами, соединенными союзами а, но, зато, однако, да (=но), впрочем, а также, а то и, хотя.
( ), а ( )

Примеры:
Ибрагим проводил дни однообразные, но деятельные…(Пушкин)
Ври, да меру знай (пословица) (да=но)
Одета она была в опрятное, хоть и полинялое ситцевое платье…(Тургенев)

Запятая не ставится между однородными членами, соединенными соединительными и, да (=и) или разделительными союзами (или, либо)
( ) и ( )

Примеры:
День был ясный и теплый (В. Крюков)
Сведения об успехе или неудаче быстро разносились (Д. Фурманов)
Хлеб да вода – крестьянская еда (поговорка). (да=и)

!!! Не путайте соединительные союзы И, ДА с присоединительным союзом ДА И, перед которым должна ставиться запятая

Пример:
Мы охотились исключительно за белыми, да и у тех отрезали одни шляпки (В. Солоухин)

Запятая ставится между однородными членами, соединенными повторяющимися союзами (и… и… и, да… да… да, ни… ни… ни, или… или… или, ли… ли… ли, ли… или… или, либо… либо… либо, то… то… то, не то… не то… не то, то ли… то ли… то ли). Перед первым повторяющимся союзом запятая не ставится.
И ( ), и ( ), и (  )

Примеры:
Овсяников разъезжал либо на беговых дрожках, либо в небольшой красивой тележке с кожаным верхов. (Тургенев)
Брала она понемножку то материи, то шелку, то зонтик… (Чехов)

Если однородных членов больше двух и перед первым однородным членом отсутствует союз И, запятая ставится так же, как и в случае, если бы этот союз присутствовал.
( ), и ( ), и ( ), и ( )

Примеры:
Весенне солнце отражалось на стеклах машин, и на окнах многоэтажек, и в глазах проходящих девушек.
Немецкий мост был солон от океанской воды, и от рыбного рассола, и от пролитой в кулачных боях крови. (Федин)

Если однородные члены соединены союзами ли…или (они не должны быть повторяющимися), то запятая перед или не ставится.

Пример:
Мечтал ли он об этом или не мечтал – трудно сейчас сказать (И. Яблонская).

Если два однородных члена предложения соединены повторяющимися союзами и…и, то запятая ставится, если есть обобщающее слово или зависимые слова при однородных членах.

Примеры:
Всё напоминало об осени: и желтые листья, и туманы по утрам.
Если два однородных члена соединены другими повторяющимися союзами (кроме И…И), то запятая ставится во всех случаях (за исключением фразеологических сочетаний)

Если два однородных члена, соединенных повторяющимися союзами, составляют тесное смысловое единство (в том числе фразеологизмы), то запятая между ними не ставится (и день и ночь, и стар и млад, и смех и горе, и там и сям, и то и се, и туда и сюда, ни два ни полтора, ни дать ни взять, ни сват ни брат, ни взад ни вперед, ни дна ни покрышки, ни то ни се, ни стать ни сесть, ни жив ни мертв, ни да ни нет, ни слуху ни духу, ни себе ни людям, ни рыба ни мясо, ни так ни сяк, ни пава ни ворона, ни шатко ни валко, ни тот ни этот и др)

Примеры:
На другой день ни свет ни заря Лиза проснулась (А. Пушкин).
А дубы и подавно ни живы ни мертвы… (В. Хлиманов)

Если однородные члены объединяются при помощи союза И в пары, то запятая ставится между парами однородных членов. 
( ) и ( ), ( ) и ( )

Пример:
Книги по географии и туристские справочники, друзья и случайные знакомые твердили нам, что Ропотамо — один из самых красивых и диких уголков Болгарии.

Запятая не ставится между разными рядами однородных членов.
( ) и ( )  ( ) и ( )

Пример:
Она говорила быстро и громко и во время рассказа улыбалась мягко и добродушно (С. Разов).
Быстро и громко
Говорила и улыбалась
Мягко и добродушно

Каждый ряд однородных членов рассматривается отдельно.

Запятая ставится между однородными членами, соединенными двойным и союзами как… так и, не только… но и, не столько… сколько, насколько… настолько, хотя и… но, если не… то, не то что… но, не то чтобы… а, не только не… а, скорее… чем

Примеры:
Мама не то что сердилась, но все-таки была недовольна.
Санин ощущал во всем существе своем если не удовлетворение, то некоторую легкость (И. Тургенев).
Краски и свет в природе надо не столько наблюдать, сколько ими попросту жить. (Паустовский)
Заря бывает не только утренняя, но и вечерняя (К. Паустовский).

Про ЕГЭ:  ЕГЭ 2020 математика Профильный уровень, решение вариантов с ответами

Однородные определения (запятая нужна).

Примеры:

Это была холодная, снежная, скучная пора.
Перед ним открылись новые, неведомые горизонты.
А среди дня и река и леса играли множеством солнечных пятен – золотых, синих, зеленых и радужных (К. Паустовский).

 Неоднородные определения (запятая не нужна).

Характеризуют предмет с разных сторон, обычно выражаются сочетанием качественных и относительных прилагательных.
Неоднородными являются и такие определения, когда одно из них выражено местоимение или числительным, а другое – прилагательным. (твоя новая шляпа; эта деревянная шкатулка; порядковым числительным и прилагательным: второй каменный дом).

Примеры:

Был солнечный апрельский день (И. Волынский).
Жесткая сухая земля сыпалась из-под ладоней и колен (И. Ефремов)

И вот наконец бурной дождливой ночью облака иссякли (М. Горький).

Не являются однородными членами, не разделяются запятой:
1. Два глагола в одинаковой форме, обозначающие действие и его цель (пойду поищу, пойду посмотрю) 
2. Глаголы со значением движения, положения (Сижу читаю; пойду посмотрю; иди садись)
3. Сочетания двух глаголов при помощи союзов да и, и, да, частиц не, так (возьму да и скажу; взял и пожаловался; спит не спит; смотри не смотри)
Примеры:
Жду не дождусь, когда вернется отец с охоты (М. Красин).
Лежу смотрю телевизор. 
Пойду погляжу на детей. 
Идем разговариваем с другом по улице.

Значения приставок вы, о, об, за, у, раз, пере, в, от, на, до, воз, из, с

Значение самых частотных приставок, которые мы встречаем в словаре паронимов:Приставка ВЫ- употребляется при образовании глаголов и обозначает: а) направленность движения изнутри наружу (выбежать, выпрыгнуть); б) доведение действия до нужного предела (вылечить); в) доведение действия до естественного предела (вырасти); г) изъятие, извлечение, удаление какой-либо части предмета или одного предмета из другого (выломать); д) достижение чего-либо посредством действия (выпросить, выстоять).

Приставка О- (ОБ-, ОБО-) употребляется при образовании глаголов и обозначает: а) направленность действия, движения по окружности вокруг предмета, рапространение действия на всю поверхность предмета, на все его стороны (облететь); б) направленность движения мимо предмета, обход его стороной (обойти, объехать); в) произведение  действия до нужного предела (обыскать); г) доведение действия до излишнего предела (обкормить); д) доведение действия до естественного предела (обеднеть); е) распространение действия на ряд лиц, предметов, охват действием многих лиц, предметов (одарить); ж) направленность действия во все стороны, на всю поверхность предмета или вокруг предмета (оклеить, обжарить)

Приставка ЗА- употребляется при образовании:1. Существительных и прилагательных со значением: нахождение по ту сторону или за пределами того, что названо исходным словом (Заполярье, заоблачный).2.

Глаголов и обозначает: а) начало действия (заблестеть, заговорить); б) достижение результата действия, состояния (завоевать); в) чрезмерность действия (замучить, заморозить); г) направленность действия, движения за какие-либо пределы, куда-либо далеко (завести); д) направленность внутрь (закатить); е) попутное действие (зайти, занести); ж) распространение действия на всю поверхность предмета (засеять); з) совершение действия заранее (засолить, заготовить); и) ограничение пространства чем-либо (завязать).3. Наречий с обстоятельным значением (задаром, заранее).

Приставка У- употребляется при образовании глаголов и обозначает: а) направленность действия, движения от чего-либо, удаление, устранение, исчезновение чего-либо (убежать); б) полноту действия, распространение действия на всю поверхность предмета (уложить); в) совершение действия, несмотря на трудности, неблагоприятные условия (уберечь); г) уменьшение количества чего-либо (ушить); д) сделать предмет или лицо каким-либо, чем-либо, кем-либо (улучшить); е) доведение действия до нужного предела (упаковать); ж) доведение действия до естественного предела (увидеть).

Приставки РАЗ- (РАЗО-, РАС-), РОЗ- (РОС-) употребляется при образовании:1.Существительных и прилагательных и обозначает высшую степень проявления какого-либо качества, свойства (разум, разудалый).2.

Глаголов и обозначает: а) раздробление, разделение на части (разорвать);  б) аннулирование результата предшествующего действия (разоружить); в) распространение действия в разные стороны (разбросать); г) распространение действия на всю поверхность (разрисовать).

Приставка ПЕРЕ- употребляется при образовании:1. Существительных со значением повторного действия или явления (перевыборы, перерасчет).2.

Глаголов и обозначает: а) направленность действия или движения через какое-либо пространство или предмет (перешагнуть); б) направленность действия или движения из одного места в другое (передвинуть, передача); в) совершение действия вновь (переделать, перешить); г) распространение действия на ряд предметов (переложить); д) доведение действия до нужного предела (перезимовать); е) доведение действия до излишнего предела (перекормить)

Приставка В- (ВО-) употребляется при образовании:1. Глаголов со значением: а) направленности движения или действия внутрь (вбежать, ворваться); б) доведения действия до нужного предела (влезть).2. Наречий, имеющих обстоятельственное значение места, времени (вблизи, впоследствии).

Приставка ОТ- (ОТО-) употребляется при образовании:1. Существительных и обозначает: а) явление, подобное тому, что названо исходным словом, но происходящее после него (отголосок); б) частичное проявление признака (оттепель).2.

Глаголов и обозначает: а) удаление, отдаление, отстранение от кого-либо, чего-либо (отбежать, отодвинуть); б) удаление, отделение от предмета его части или же от другого предмета, тесно связанного (отпилить); в) завершение и прекращение действия (отработать, отцвести); г) доведение действия до излишнего предела (отлежать, отдавить).

Приставка НА- употребляется при образовании:1. Существительных со значением: нахождение на поверхности (настенный, нагрудный).2.

Глаголов и обозначает: а) направленность действия на поверхность извне (наклеить); б) направленность внутрь (налить);  в) действие в большом количестве (наварить); г) доведение действия до естественного предела (намусорить); д) доведение действия до нужного предела (написать).3.

Наречий со значением: а) высшей меры, предельной степени какого-либо признака (накрепко); б) обстоятельства времени, направления и образа действия  (наверх, назавтра, напрокат).

Приставка ДО- употребляется при образовании:1. Прилагательных со значением: предшествовавший, совершавшийся прежде того, что обозначено основой (доисторический, довоенный).2.

Глаголов со значением: а) доведения действия до его завершения, конца (добежать, дотащить); б) совершения недостающего действия (доплатить); в) совершения  действия дополнительно (догрузить)

Приставка ВОЗ- (ВОС-) употребляется при образовании глаголов и обозначает: а) направленность движения  или действия вверх (возвести, воспарить); б) совершение действия вновь, заново (воссоздать); в) доведение действия до нужного предела (востребовать, возмужать); г) начало действия (воссиять, возликовать).

Приставка ВЗ- (ВЗО-, ВС-) употребляется при образовании1. Глаголов со значением: а) направленности движения или действия внутрь (вбежать, ворваться); б) доведения действия до нужного предела (влезть).2. Наречий, имеющих обстоятельственное значение места, времени  (вблизи, впоследствии).

Приставка ИЗ- (ИЗО-, ИС-) употребляется при образовании:1. Глаголов и обозначает: а) направление действия, движения, изнутри наружу (извлечь); б) распространение движения по всем направлениям (изъездить); в) доведение действия до нужного предела (изготовить); г) доведение действия до излишнего предела (износить); д) доведение действия до естественного предела (измучить); е) выделение, удаление откуда-либо (изгнать, излить); ж) распространение действия на всю поверхность предмета (исписать).2. Наречий с обстоятельным значением (издали, искоса).

Приставка С- (СО-) употребляется при образовании:1. Существительных и прилагательных  и  обозначает: а) совместность, общность, взаимосвязь (содружество, созвучие); б) явление или состояние, характеризующиеся соединением одинаковых предметов (созвездие, соцветие).2.

Глаголов и обозначает: а) движение сверху вниз (сбросить); б) удаление с какой-либо поверхности, какого-либо места (сгрузить); в) сближение, соединение, скрепление чего-либо (связать); г) воспроизведение чего-либо (срисовать); д) ненаправленность действия, движение туда и обратно (съездить); е) совместность чувств, действий, помощи (содействовать); ж) доведение действия до естественного предела (стемнеть); з) доведение действия до нужного предела (сыграть).3. Наречий с обстоятельственным значением места, образа действия и времени (свыше, сгоряча, смолоду).

№ 6 Лексические нормы

Лексические нормы (или нормы словоупотребления) – это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке. 

Тип ошибки

Примеры

Плеоназм

Главная суть, предчувствовать заранее, необычный феномен, первая премьера.

Тавтология

Проливной ливень, редактор редактирует, писатель пишет, спросить вопрос.

Нарушение лексической сочетаемости

Он выполнил подвиг (совершил подвиг). Пьеса играет большое значение (имеет значение или играет роль). После выхода книги он заслужил известность (приобрел известность/заслужил уважение).

Ошибки в употреблении фразеологизмов (устойчивых выражений)

Антон любит мастерить, у него серебряные руки (устойчивое выражение — золотые руки). 

Неправильное употребление иноязычных слов, неологизмов, устаревших слов.

Этот аппарат своей конструкцией не был похож ни на один доселе известный самолёт (до сих пор). 

Алогизм (соединение несовместимых понятий)

Новый спектакль обречен на успех (обречен на провал). Он мой заклятый друг (заклятый враг/лучший друг). Из-за хорошей погоды мы пошли гулять в парк (благодаря хорошей погоде).

Неточный подбор синонима

Теннис культивируется в нашем городе с конца прошлого века (развивается в городе). 

Употребление паронимов

Каменистые ступеньки (каменные), высотная гора (высокая). 

Ошибки в употреблении фразеологизмов

Фразеологизм – лексически неделимое, устойчивое словосочетание (манна небесная, зарубить на носу).

Фразеологические ошибки — это искажение формы фразеологизма или употребление их в несвойственном им значении.

Типичными ошибками в использовании фразеологизмов являются:

Примеры ошибок: Он вставлял ему прутья (палки) в колеса; Она держит его в ежовых варежках (рукавицах); Иванушка рос не по дням, а по ночам (по часам); Ему досталась львиная часть (доля); Довели меня до белого колена (каления);

Пока суть (суд) да дело … ; Пора тебе взяться за свой ум (взяться за ум); Вы обратились не по правильному адресу (по адресу); Эта работа выеденного гроша не стоит (выеденного яйца или ломаного гроша); Нельзя все делать сложа рукава (спустя рукава или сложа руки);

 Неправильное употребление иноязычных слов, неологизмов, устаревших слов, употребление слов иной стилевой окраски, просторечий. 

Устаревшие слова в зависимости от причин устаревания делятся на две группы:

Историзмы — это слова, обозначающие исчезнувшие из современной жизни предметы, явления, ставшие неактуальными понятия (кольчуга, треуголка, барщина и т.д)

Архаизмы – слова, устаревшие по языковой причине, вышли из употребления, так как были заменены синонимами (ланиты – щёки, очи – глаза, лицедей — актер).

***Историзмы и архаизмы употребляются в текстах, в которых речь идет о прошлом (художественная литература, исторические исследования).

Неологизмы – новые слова, ещё не занявшие место в активной лексике. Неологизмы появляются в языке вместе с обозначаемыми реалиями (спутник, ноутбук).

Диалектизм — лексическая единица, употребление которой ограничено определенной территорией.

Заимствованные слова – слова, пришедшие в язык из других языков.

Примеры ошибок: Она пошла к врачу, потому что у нее более очи (вместо глаза); Лиза была домработницей (служанкой) у Фамусова;

Практиканты, облаченные в средства защиты, приступили к работе (одетые); Покоряет человеческая теплота, заботливая внимательность, с которыми здесь привечают друзей (встречают); Чичиков за свои махинации был сокращен с работы. Чичиков сумел всех объегорить (обмануть).

«Тихий Дон» — интересная книжица (книга). Учёные научно-исследовательского института в ближайшее время должны покумекать над новыми машинами для расфасовки чая (подумать). После окончания лицея Пушкин был принят на работу в Коллегию иностранных дел (поступил на службу).

В сочинении мне охота написать о любимом герое; Своевременная и качественная прополка бураков способствует хорошему урожаю (свеклы); Его представили этаким полиглотом: он и физик, и математик, и поэт. (Полиглот – человек, владеющий многими языками — Лексическая ошибка связана с непониманием значения заимствованного слова «полиглот».

Алогизмы

Алогизм — тип логической (речевой) ошибки, состоящей из нарушений логических связей в тексте, сочетание противоречащих друг другу понятий.

Примеры алогизмов: Благодаря плохой погоде мы не поехали на экскурсию (из-за плохой погоды). Клюв лесного рябчика по цвету не отличается от обыкновенного рябчика. (Клюв лесного рябчика по цвету не отличается от клюва обыкновенного рябчика);

Будучи под давлением своих товарищей, герой стал активным членом общества и добровольно участвовал в сходках (нельзя под давлением добровольно участвовать).*В литературных произведениях алогизмы часто используются в качестве художественного приема.

 Употребление паронимов

Паронимы – слова, сходные по звучанию, но не совпадающие по значению (длинный и длительный, горный и гористый, водный и водяной, эффектный и эффективный)

Про ЕГЭ:  Как получить результаты егэ за 2021 год

№ 7 Грамматические нормы

Задание 7 проверяет:    1) Формы существительных ( И.п. множественного числа и Р.п. множественного числа, а также род некоторых существительных. 2)

Степени сравнения прилагательных (сравнительная и превосходная степень). 3) Склонение всех разрядов числительных (сложных, составных, дробных, собирательных, порядковых) по падежам. 4)

Склонение местоимений по падежам. 5) Формы глаголов (повелительное наклонение, форма будущего времени, прошедшего времени и настоящего времени). 6)

Формы имен существительных. Именительный падеж множественного числа

Формы имен существительных. Родительный падеж множественного числа.

Формы имени прилагательных. Сравнительная и превосходная степень.

Превосходная степень

Внимание! Нельзя смешивать простую и составную степени сравнения.

Например: Более интереснее, самый интереснейший – НЕПРАВИЛЬНО. Интереснее или более интересный, интереснейший или самый интересный – ПРАВИЛЬНО.

Формы числительных (склонение количественных, порядковых, сложных, составных, дробных, собирательных числительных)

1) Склонение количественных числительных (отвечают на вопрос Сколько?) 

Как склоняются  

Примеры 

5-20, 
30 

Склоняются как существительное степь 

Р.п. чего? Пяти 
Д.п чему? десяти 
В.п. что? двадцать 
Т.п. чем? Одиннадцатью 
П.п. о чем? Тридцати 

40, 90, 
100 

Имеют только две падежные формы: 
И.п. = В.п 
Р.п, Д.п., Т.п., П.п. окончание А 

И. сорок, девяносто, сто 
Р. Сорока, девяноста, ста 
Д. Сорока, девяноста, ста 
В. сорок, девяносто, сто 
Т. Сорока, девяноста, ста 
П. Сорока, девяноста, ста 

50, 60, 
70, 
80 

Меняются обе части, 
как существительное 3 склонения (как существительное степь) 

И. пятьдесят 
Р. пятидесяти 
Д. пятидесяти 
В. пятьдесят 
Т. пятьюдесятью 
П. пятидесяти 

200, 
300, 
400 

Меняются обе части. 
Первая часть как два, три, четыре. 
Вторая часть как слово «ноты» во мн.ч. 

И. двести 
Р. Двухсот (нот) 
Д. двумстам (нотам) 
В. двести 
Т. Двумястами (нотами) 
П. двухстах (нотах) 

500-900 

Меняются обе части. 
Первая часть — как степь. 
Вторая часть — как ноты во мн.ч 

И. пятьсот 
Р. пятисот 
Д. пятистам 
В. пятьсот 
Т. пятьюстами 
П. пятистах 

2) Склонение числительных полтора, полторы, полторастаПолтора, полторы и полтораста в И.п и В.п. имеют одинаковые формы, а в остальных падежах имеют формы полутора и полутораста. 

3) Числительные тысяча и миллионЧислительное тысяча склоняется как существительное 1-го склонения (тысяча, тысячи, тысяче, тысячу, тысячей, о тысяче)

Числительное миллион склоняется как существительное 2-го склонения (миллион, миллиона, миллиону, миллион, миллионом, о миллионе) 

4) Склонение дробных числительныхВ дробных числительных числитель склоняется как целое число, а знаменатель – как порядковое числительное Пять четвертых – И.п. Пяти четвертых – Р.п. Пяти четвертым – Д.п.

5) Склонение порядковых числительныхПри изменении порядковых числительных (отвечают на вопрос какой по порядку?) меняется только окончание последнего слова.И.п. две тысячи семнадцатый Р.п две тысячи семнадцатого Д.п. две тысячи семнадцатому В.п. две тысячи семнадцатый Т.п две тысячи семнадцатым П.п. две тысячи семнадцатом

6) Употребление собирательных числительных (двое, трое, пятеро)

Сложность в употреблении собирательных числительных заключается в том, что они сочетаются только с некоторыми группами существительных:А) с существительными, обозначающими лиц мужского пола (с лицами женского пола употребляем количественные числительные). Двое мужчин, четверо мальчиков, но две девушки, четыре женщиныБ) с детенышами животных (со взрослыми животными употребляем количественные числительные). Семеро козлят, трое тигрят, но три тиграВ) с существительными, употребляющимися только во множественном числе Трое саней, двое ножницГ) с парными предметами Двое сапог, четверо ботинокД) с личными местоимениями Их было трое, нас четверо

7) Числительные оба обеЧислительное оба употребляется только с существительными мужского и среднего рода. Оба человека, оба другаЧислительное обе употребляется с существительными женского рода. По обеим сторонам, обе девушки Формы глагола. Повелительное наклонение, форма прошедшего, настоящего, будущего времени.

1) Образование повелительного наклонения

2) Одеть – надеть

Одеть кого-то (одеть ребенка в школу) Надеть что-нибудь на себя (надеть пальто)

3) Образование формы прошедшего времени

4) Образование формы будущего времениГлаголы победить, переубедить, убедить, разубедить, затмить дерзить, очутиться, ощутить, пылесосить не имеют простой формы будущего времени, т.е. нельзя сказать: победю, убедю и т.д. Для образования будущего времени таким словами необходимы дополнительные слова или синонимы.

5) Образование формы настоящего времени

№ 8 Грамматические нормы

Суффиксальные паронимы

Суффиксальные паронимы — паронимы, которые отличаются в написании суффиксов или буквенных сочетаний в суффиксах.

ПрилагательныеИЧЕСК (ЕСК)-ЧНАРТИСТИЧЕСКИЙ – АРТИСТИЧНЫЙ ГАРМОНИЧЕСКИЙ – ГАРМОНИЧНЫЙ ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ – ГУМАНИТАРНЫЙ – ГУМАННЫЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ — ДЕМОКРАТИЧНЫЙ ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ – ДИПЛОМАТИЧНЫЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ – ДРАМАТИЧНЫЙ ИРОНИЧЕСКИЙ – ИРОНИЧНЫЙ МИКРОСКОПИЧЕСКИЙ – МИКРОСКОПИЧНЫЙ ОРГАНИЧЕСКИЙ – ОРГАНИЧНЫЙ ПРАКТИЧЕСКИЙ – ПРАКТИЧНЫЙ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ – ПУБЛИЦИСТИЧНЫЙ РИТМИЧЕСКИЙ -РИТМИЧНЫЙРОМАНТИЧЕСКИЙ — РОМАНТИЧНЫЙСЦЕНИЧЕСКИЙ – СЦЕНИЧНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ — ТЕХНИЧНЫЙФАКТИЧЕСКИЙ – ФАКТИЧНЫЙХИЩНИЧЕСКИЙ – ХИЩНЫЙ ЭСТЕТИЧЕСКИЙ — ЭСТЕТИЧНЫЙЭТИЧЕСКИЙ – ЭТИЧНЫЙ

Чередования суффиксов (2 и более)ЭКОНОМИЧЕСКИЙ — ЭКОНОМИЧНЫЙ – ЭКОНОМНЫЙДЕЛЯЧЕСКИЙ — ДЕЛОВИТЫЙ — ДЕЛОВОЙ — ДЕЛЬНЫЙ

ТЕЛЬН – ТЕЛЬ СК, Н, НН, ИМ, ЧИВЗРИТЕЛЬНЫЙ — ЗРИТЕЛЬСКИЙИЗОБРЕТАТЕЛЬНЫЙ — ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИЙИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ — ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ — ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИЙПОЧТИТЕЛЬНЫЙ – ПОЧТЕННЫЙ – ПОЧЁТНЫЙУНИЗИТЕЛЬНЫЙ — УНИЖЕННЫЙПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ – ПРОСВЕЩЁННЫЙПРИЗНАТЕЛЬНЫЙ – ПРИЗНАННЫЙОБВИНИТЕЛЬНЫЙ – ОБВИНЁННЫЙЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ – ЖЕЛАННЫЙ  ДЛИТЕЛЬНЫЙ — ДЛИННЫЙ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ – СРАВНИМЫЙБЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ — БЛАГОТВОРНЫЙДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ —ДОВЕРЧИВЫЙПОКУПАТЕЛЬНЫЙ — ПОКУПАТЕЛЬСКИЙ — ПОКУПНОЙДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ – ДЕЙСТВЕННЫЙ  – ДЕЙСТВУЮЩИЙПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЙ  – ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ

АБЕЛЬН  — значение пригодностиКОМФОРТАБЕЛЬНЫЙ – КОМФОРТНЫЙ

Существительны с с суффиксами ТЕЛЬ, АБЕЛЬРАЗДРАЖЕНИЕ – РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ – ПРОИЗВОДСТВОЗАЧИНАТЕЛЬ – ЗАЧИНЩИК

СТВЕНН – Н/СК/ЮЩБЕДНЫЙ – БЕДСТВЕННЫЙ БЕЗОТВЕТНЫЙ — БЕЗОТВЕТСТВЕННЫЙБЛАГОДАРНЫЙ — БЛАГОДАРСТВЕННЫЙВЕЛИКИЙ — ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙДВОИЧНЫЙ — ДВОЙНОЙ — ДВОЙСТВЕННЫЙ — ДВОЯКИЙ – СДВОЕННЫЙ – УДВОЕННЫЙДРУЖЕСКИЙ – ДРУЖЕСТВЕННЫЙ – ДРУЖНЫЙЕДИНИЧНЫЙ – ЕДИНСТВЕННЫЙИСКУСНЫЙ — ИСКУССТВЕННЫЙЦАРСКИЙ – ЦАРСТВЕННЫЙ – ЦАРСТВУЮЩИЙ

ЕСК(СК) – Н, ННВРАЖЕСКИЙ — ВРАЖДЕБНЫЙЖИТЕЙСКИЙ – ЖИЗНЕННЫЙЗВЕРСКИЙ – ЗВЕРИНЫЙ КОНСКИЙ – КОННЫЙПОПУЛИСТСКИЙ – ПОПУЛЯРНЫЙСОСЕДСКИЙ – СОСЕДНИЙ

ИСТБОЛОТИСТЫЙ – БОЛОТНЫЙГЛИНИСТЫЙ – ГЛИНЯНЫЙКАМЕНИСТЫЙ — КАМЕННЫЙЛЕСИСТЫЙ – ЛЕСНОЙ Прилагательные, образованные при помощи суффиксов ЛИВ, ЧИВ, ИВ, (Т)

ИВНДОЖДЛИВЫЙ — ДОЖДЕВОЙ НЕУДАЧЛИВЫЙ – НЕУДАЧНЫЙПАМЯТЛИВЫЙ — ПАМЯТНЫЙПУГЛИВЫЙ – ПУГАНЫЙУДАЧЛИВЫЙ — УДАЧНЫЙНЕТЕРПЕЛИВЫЙ – НЕСТЕРПИМЫЙ – НЕТЕРПИМЫЙИНФОРМАТИВНЫЙ — ИНФОРМАЦИОННЫЙПРОДУКТИВНЫЙ – ПРОДУКТОВЫЙЭФФЕКТИВНЫЙ – ЭФФЕКТНЫЙ 

ЧН – ОВ, Н,ВЕЧНЫЙ – ВЕКОВОЙ  ЗВУЧНЫЙ – ЗВУКОВОЙ  ГОДИЧНЫЙ – ГОДОВОЙ – ГОДОВАЛЫЙОТБОРОЧНЫЙ — ОТБОРНЫЙ

ОСТ – НЛИЧНОСТНЫЙ – ЛИЧНЫЙЦЕЛОСТНЫЙ — ЦЕЛЬНЫЙ — ЦЕЛЫЙ

Образовано при помощи суффиксов ОТ НВЫСОКИЙ – ВЫСОТНЫЙДОБРЫЙ – ДОБРОТНЫЙ

ЯНКОСТЯНОЙ — КОСТНЫЙЛЕДЯНОЙ – ЛЕДОВЫЙ Отглагольные прилагательные и причастия МОРОЖЕНЫЙ – МОРОЗИЛЬНЫЙ – МОРОЗНЫЙ КРАШЕНЫЙ – КРАСОЧНЫЙ – КРАСЯЩИЙ   ИСХОДЯЩИЙ – ИСХОДНЫЙСКРЫТЫЙ – СКРЫТНЫЙГАРАНТИРОВАННЫЙ – ГАРАНТИЙНЫЙЛАКИРОВАННЫЙ – ЛАКОВЫЙЛБЫЛОЙ – БЫВШИЙЖИЛОЙ – ЖИЛИЩНЫЙ

Паронимы-существительныеАБОНЕМЕНТ — АБОНЕНТ. НЕВЕЖА — НЕВЕЖДА

Суффикс АНТДИКТАНТ — ДИКТАТДИПЛОМАНТ — ДИПЛОМАТ

Существительные на ОСТЬСуффикс ОСТЬ  образует существительные со значением абстрактного признака, свойства или состояния (свежесть, бледность, жалость, смелость).НАЛИЧНОСТЬ — НАЛИЧИЕВЫГОДНОСТЬ – ВЫГОДАГОРДОСТЬ – ГОРДЫНЯИНФОРМИРОВАННОСТЬ – ИНФОРМАЦИЯГУМАННОСТЬ – ГУМАНИЗМСОПРОТИВЛЯЕМОСТЬ — СОПРОТИВЛЕНИЕЭФФЕКТИВНОСТЬ — ЭФФЕКТНОСТЬ

Тропы (эпитет, гипербола, литота, метафора, метонимия, олицетворение, синекдоха, сравнение, ирония, аллегория, символ).

ЭПИТЕТ — эмоционально-красочное определение, несущее особую эмоциональную и смысловую нагрузку. Чаще всего эпитет выражен прилагательным, реже — наречием.

Примеры: Добрый ветер; живительная влага; робкое дыхание; горящие глаза; дорожная тоска; Гордо реет буревестник (М. Горький)Лесов таинственная сень / С печальным шумом обнажалась… (А. С. Пушкин).

ГИПЕРБОЛА — преувеличение размеров или свойств предмета, человека, явления.

Примеры:Сто лет не виделись.Волны вставали горами.Я говорил это тысячу раз.Это длилось целую вечность.Шаровары шириной в Черное море. (Н.Гоголь)

ЛИТОТА – преуменьшение размеров или свойств предмета, человека, явления.

Примеры:Жизнь человека – один миг.Небо с овчинку.Мальчик с пальчик.Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка…Таракан, таракан, таракашечка, / Жидконогая козявочка-букашечка.

МЕТАФОРА — скрытое сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков.

Примеры:Пчела из кельи восковой / Летит за данью полевой. (Пушкин)В крови горит огонь желанья.  (Пушкин)Грустя, и плача, и смеясь, Звенят ручьи моих стихов. (Блок)»мечты кипят» (А. С. Пушкин).

МЕТОНИМИЯ — замена одного слова или выражения другим на основе близости значений.

Примеры:Тарелку съел;У него бойкое перо;Весь дом ушел;Выпить целый самовар;Янтарь на трубках Цареграда, /Фарфор и бронза на столе…Вдруг из-за двери в бале зальной/ Фагот и флейта раздались.

СИНЕКДОХА — вид метонимии, название части вместо целого или наоборот.

Примеры:«…и слышно было до рассвета, как ликовал француз…» (Лермонтов).Все флаги в гости будут к нам. (Пушкин)Слезу пролить над ранней урной. (Пушкин)Быть может, в Лете не потонет/ Строфа, слагаемая мной.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ — наделение неодушевленных предметов свойствами одушевленного.

Примеры:О чем ты воешь, ветр ночной, О чем так сетуешь безумно? (Тютчев)…Нева всю ночь/ рвалася к морю против бури, /не одолев их буйной дури…/и спорить стало ей не в мочь.. (Пушкин)

СРАВНЕНИЕ — уподобление одной ситуации другой, одного явления другому. Сравнение может быть выражено: 1) Сравнительным оборотом с союзами как, точно, словно, будто, как будто; 2) сравнительной конструкцией со словами похожий, подобный, вроде; 3) существительным в творительным падеже; 4) Сравнительной степенью прилагательного или наречия;

Примеры:Глаза, как океаны;Мои стихи бегут, как ручьи;Лентой бархатной чернеет / Груда вспаханной земли.Разливы рек ее, подобные морям… (Лермонтов)Луна «как-то добродушно, во все глаза смотрела на деревни и поле и очень походила на медный вычищенный таз». (Гончаров)Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит. (Пушкин)И только замолкли — в дали голубой / Столбом уж крутился песок золотой… (Пушкин)Зелеными облаками и неправильными трепетолистными куполами лежали на небесном горизонте соединенные вершины разросшихся на свободе дерев. (Гоголь)Девичьи лица ярче роз.. (Пушкин)…Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни…(Лермонтов)

ИРОНИЯ — явно-притворное изображение отрицательного явления в положительном виде (под видом похвалы скрывается насмешка, за большим и значительным угадывается умаление).

Примеры:Едва ли кто польстится на такую красавицу.Откуда, умная, бредешь ты, голова? Крылов. (слова лисицы ослу)

СИМВОЛ — многозначное иносказание, изображающее отвлеченное понятие или явление через похожий конкретный образ.

Примеры:Черный вран, свистя крылом,/ Вьется над санями; /Ворон каркает: печаль! (Черный ворон — фольклорная аллегория несчастья)(Жуковский)В творчестве Л.Н.

Толстого присутствует множество символов, например, знамя — символ подвига, небо — символ вечности, дуб — символ медленно возрождающейся жизни, комета — символ грозящих бедствий и жизненных изменений. Символические сны графа Пьера Безухова в Можайске (после Бородинского сражения), в Шамшеве (в плену) и Николеньки Болконского (эпилог) («Война и мир»).

АЛЛЕГОРИЯ —  однозначное (в отличие от символа), легко узнаваемое иносказание, закрепленное традицией, условно изображающее отвлеченное понятие или явление через похожий конкретный образ.  

Примеры:Чаще всего аллегория встречается в баснях, притчах, сказках. Так, лиса в басне воплощает хитрость, волк — жестокость,жадность или глупость, заяц — трусость и т. д.И прежний сняв венок — они венец терновый, / Увитый лаврами, надели на него:

/ Но иглы тайные сурово / Язвили славное чело…(лавровый венок — аллегория славы, терновый венок — аллегория страдания, мук) (Лермонтов)»Он однажды подарил ей кольцо с вырезанным на камне сфинксом. — Что это? — спросила она. — Сфинкс?

— Да, — ответил он, — и этот сфинкс — вы» (Сфинкс — аллегория роковой загадки) (Тургенев)«Если только можно, Авва Отче, Чашу эту мимо пронеси» (Чаша — аллегория страдания) (Пастернак) 

Оцените статью
ЕГЭ Live