- Баллы ЕГЭ по английскому языку
- Экзамен — всего лишь схема
- Экзамен не оценивает разговорные навыки
- Чтобы хорошо сдать, нужно зубрить, а не понимать
- Баллы ничего не значат без регулярной практики
- Стобалльная система не отражает реальный уровень
- Язык меняется быстрее, чем экзаменационные задания
- Но ЕГЭ всё равно нужно сдавать. Что делать?
- Опубликована статистика баллов ЕГЭ 2022
- На что нужно обратить внимание при подготовке к ЕГЭ. Советы эксперта
- Устная часть
- Статистика стобалльников ЕГЭ 2022
- Письмо
- Основные ошибки
- Аудирование
- Сколько школьников писало ЕГЭ в 2022 году?
- В каких регионах больше всего стобалльников ЕГЭ в 2021?
- Чтение
- Грамматика
- О чем говорят
- Между тем
- Сколько людей удалили с ЕГЭ за нарушения
- Структура экзамена
- Какие города показали лучшие результаты ЕГЭ
- Факторы региональных различий результатов ЕГЭ
- Региональные различия
- Выводы
- Результаты школьников и региональное неравенство
Баллы ЕГЭ по английскому языку
Задания 3–9, 12–38, 41 — 1 балл.
Задание 42 — 5 баллов.
Задания 1, 11, 39 — 6 баллов.
Задания 2, 10, 43, 44 — 7 баллов.
Задание 40 — 14 баллов.
заведующая кафедрой английского языка домашней школы «Фоксфорда»,
преподаватель Foxford Talks
Многие, кто сдал ЕГЭ по английскому на высокий балл, потом не могут применить на практике свои знания. Всегда ли результат экзамена отражает реальность — или это просто «пропуск» в вуз? Объясняем, почему не стоит относиться к ЕГЭ как к объективной оценке.
Экзамен — всего лишь схема
Государственный экзамен — это прежде всего хорошо отработанная система, и для отличного результата достаточно хорошо её изучить. ЕГЭ не проверка уровня владения языком, а скорее схема, ставящая всех учеников в одинаковые условия. Экзамен необходим только для поступления, а балл — всего лишь цифра, не отражающая настоящих способностей.
Минимальный запас лексики, попадающий в рамки экзамена — залог успеха на ЕГЭ, но не оценка разговорных навыков. Можно знать только выражения, подходящие под критерии, или выучить все возможные варианты словосочетаний и правил словообразования, которые встречаются в тестовой части экзамена: список есть на сайте ФИПИ. Но знание базовых фраз мало говорит о знании языка.
Не тратьте все силы на решение типовых задач, оставляйте время на самообразование: читайте книги на английском, анализируйте структуру языка и полюбите предмет, к которому готовитесь. Старайтесь изучать новое, выходя за рамки критериев.
Экзамен не оценивает разговорные навыки
Языковая практика — ключевой момент в изучении иностранного языка. Без диалогов и общения трудно поддерживать уровень знаний, без устной речи забываются «живые» выражения.
ЕГЭ же прежде всего о письме и грамматических правилах — это совсем не то, что нужно для поддержания общего уровня. Устная часть экзамена — продуманный сценарий, выученные фразы-клише: по ним нельзя судить о способности выражать мысли.
Чтобы действительно знать язык, нужно не только практиковаться в тестовых заданиях, но и учиться говорить
Без разговорного английского не применить знания в повседневной жизни. Не бойтесь говорить и слушать иностранную речь: новое узнаётся не только из школьных учебников.
К тому же богатая лексика — большой бонус на экзамене. Если запас слов появился у вас задолго до сдачи ЕГЭ, и вы можете легко им воспользоваться — оценка будет на высоте.
Чтобы хорошо сдать, нужно зубрить, а не понимать
У экзамена есть постоянная структура, зная которую, легко получить высший балл. ЕГЭ — это прежде всего заучивание и бесконечные тренировки, а настоящее знание иностранного языка гораздо сложнее. Чувство языка невозможно выучить или запомнить, оно приходит с опытом. Набить руку на экзаменационные задания всегда проще, чем научиться подбирать слова в разговоре на любую тему.
Не старайтесь запомнить как можно больше отдельных слов или правил, попробуйте понять и почувствовать эти выражения и их значение, попытайтесь составить с ними собственные предложения.
Баллы ничего не значат без регулярной практики
Можно сдать ЕГЭ на 80+ и через полгода растерять способность общаться и понимать иностранную речь. Высокий балл — ещё не показатель владения языком на хорошем уровне. Упражнения, тесты и перевод важны, но чтобы говорить по-английски, нужна регулярная практика.
Стобалльная система не отражает реальный уровень
Даже со средним уровнем языка В1, который позволяет свободно общаться элементарными конструкциями, можно сдать ЕГЭ на 80+: экзамен — лотерея.
Чтобы оценить реальный уровень языка, лучше сдать международный экзамен. Это, например, Кембриджские экзамены (KET, PET, FCE, CAE, CPE) или IELTS — экзамен для академического английского, который признаётся большинством мировых вузов. Опыт международных экзаменов также станет отличной практикой и подготовкой к ЕГЭ. Узнать подробнее о международных сертификатах на сайте школы ILS.
Язык меняется быстрее, чем экзаменационные задания
Даже носители языка не всегда могут написать ЕГЭ без ошибок: шаблонные экзаменационные задания часто не отражают живой английский: фразы и выражения из тестов звучат формально. Школьные учебники учат базе, механическому знанию, и многие выражения из них носители уже не используют. Вместо известного всем слова pupil давно говорят student, а устаревшее supper вытеснено современным dinner.
Язык — живая и постоянно меняющаяся, а не статично записанная в школьных книжках структура
Отходите от однообразных пособий по подготовке к ЕГЭ и классических учебников — готовьтесь по более сложным материалам, которые соответствуют современному языку.
Но ЕГЭ всё равно нужно сдавать. Что делать?
Курс подготовки к ОГЭ и ЕГЭ
Опубликована статистика баллов ЕГЭ 2022
Закончился основной период сдачи Государственной итоговой аттестации для учеников 11 классов. Рособрнадзор начал публиковать статистику баллов ЕГЭ 2022.
На что нужно обратить внимание при подготовке к ЕГЭ. Советы эксперта
Личный опыт: как сдать математику на 100 баллов
— Нельзя успешно подготовиться к экзамену, только решая пробные варианты экзамена. Важно расширять свой словарный запас и общие знания по темам, анализировать и учиться избегать типичных ошибок в разных заданиях, понимать свои сильные и слабые стороны.
— Работайте над стратегиями выполнения разных форматов заданий. Это снизит не только вероятность ошибок, но и время выполнения заданий на экзамене.
— Слушайте английские подкасты, аудиокниги, каналы на ютьюбе как можно чаще. Перечень тем в кодификаторе поможет подобрать материалы правильной тематики. Выбираем не то, что сложнее, — это не поможет сдать экзамен, а то, что «по теме».
— Разбирайте свои ошибки. Это даёт понять именно те детали и мелочи, на которых вас могут подловить во время экзамена.
Устная часть
Время: 17 минут на выполнение раздела. Задание 41. Чтение текста вслух.
Несмотря на то, что задание относится к базовому уровню сложности, в нём существует несколько подвохов. Чаще всего допускаются следующие ошибки:— необоснованные паузы, особенно перед названиями и числительными;— неправильное чтение числительных, географических названий, названий планет;— неверная интонация при перечислении и в конце предложений.
Задание 42. Задать вопросы.
В задании требуется задать несколько (четыре вместо пяти) прямых вопросов с опорой на данные в задании слова. Как ни странно, именно с формой вопроса и связана основная ошибка выпускников прошлых лет: ребята задавали косвенные и альтернативные вопросы или забывали структуру вопросительного предложения.
Вторая распространённая ошибка связана с тем, что ребята сразу же меняли название отеля, клуба, школы или типа отдыха на местоимение it, что делало первый вопрос бессмысленным. Такие вопросы не засчитываются экзаменатором.
Задание 43. Ответить на вопросы телефонного звонка по конкретной теме.
Важный критерий успешного выполнения задания — полный и развёрнутый ответ из двух-трёх предложений.
Задание 44. Оставить голосовое сообщение для друга, в котором важно представить две иллюстрации для совместного проекта.
При выполнении этого задания нужно обратиться к другу, объяснить цель звонка, а дальше по плану рассказать о фотографиях. Обязательно связать этот рассказ с темой проекта. По сути, этот рассказ должен быть обоснованием выбора данных иллюстраций для проектной работы.
Самая большая трудность — найти по одному плюсу и одному недостатку для каждой из активностей, изображённых на картинках. Иногда сложность вызывает и формулирование двух отличий между активностями.
Статистика стобалльников ЕГЭ 2022
В 2022 году 100 баллов на ЕГЭ получили 6 544 человека. Напомню, что в прошлом году стобалльников было больше — 7 769. При этом 300 баллов на ЕГЭ набрали 16 человек, как и в прошлом году. За два предмета 100 баллов получили 381 человек против 409 в 2021 году.
Письмо
Время: 90 минут на выполнение раздела.
Задание 39. Электронное письмо.
Электронное письмо предполагает отсутствие адреса, даты и деталей, которые были важны для дружеского письма в предыдущих версиях ЕГЭ. У этого типа сообщения более неформальный стиль, поэтому можно начать с письмо с «Hi», позволить себе восклицания, фразовые глаголы и одно-два неполных предложения, последние — только не в ответах на вопросы. В задании важно соблюсти нормы вежливости: поблагодарить за письмо, выразить надежду на продолжение общения и правильно подобрать завершающую фразу. Важно также дать полный и развёрнутый ответ на вопросы друга по переписке.
Основные ошибки
— Обычно в задании три вопроса, но может быть и четвёртый, особенно когда необходимо объяснить причины своего выбора или отношения к чему-то.
— Ещё один аспект, с которым часто связаны ошибки, заключается в том, что ребята задавали неточные вопросы к теме, обозначенной в задании. Например, если задание требует: «Ask 3 questions about his plans to travel», то вопрос «Have you been to Europe?» не будет засчитан экзаменатором.
Задание 40. Эссе с описанием статистических данных, представлением проблемы и решения и выражением собственного мнения.
В этом задании два варианта вопроса, между которыми можно выбрать. В 2022 году статистика для описания будет представлена в виде таблицы или гистограммы, что делает подготовку проще. Итак, согласно тексту задания, вы пишете о своём проекте. В ходе работы над проектом вы нашли результаты некоего опроса, которые и хотите описать.
Предметы ЕГЭ по выбору: 4 способа выбрать предметы для сдачи в 11 классе
В первом абзаце вы представляете проект, перефразируя его название из задания, и указываете цель проекта. Далее переходите к данным, опишите самые яркие показатели. Например, наибольшее количество опрошенных предпочитают конкретный жанр фильмов, а на втором месте с незначительным отрывом упоминается другой жанр. В третьем абзаце мы сравниваем данные из таблицы. В четвёртом абзаце вам предстоит выделить некую проблему, связанную с темой, которую вы изучаете. Например, reading — сейчас люди мало читают, internet — отнимает много времени. Далее мы предлагаем логичное решение для подобной проблемы.
Небольшую трудность будет представлять собой последний абзац, заключение. В нём нужно выразить своё мнение о роли или важности того явления, которому посвящён ваш проект, но при этом не уйти в рассуждения и не сказать ничего лишнего, так как общая стилистика этого эссе предполагает соблюдение правил академического письма.
Аудирование
Время: 30 минут на выполнение раздела. Все тексты звучат по два раза.
Задание 1. Соотнесение высказывания с говорящим на основании прослушанного текста. Проверяет умение воспринимать на слух, понимать основное содержание высказывания, содержащего некоторые не изученные языковые явления, и соотносить его с кратким утверждением.
Задание 2. Определение лживой, правдивой или не упомянутой информации в утверждениях на основе прослушанного диалога. Проверяет умение воспринимать на слух и понимать запрашиваемую информацию в тексте, содержащем некоторые не изученные языковые явления, определяя соответствие или несоответствие предложенного утверждения тексту или отсутствие в тексте данной информации.
Задания 3–9. Выбор правильного ответа из предложенных вариантов на основании прослушанного интервью. Проверяют умение воспринимать на слух и полностью понимать содержание звучащих текстов, содержащих некоторые не изученные языковые явления.
— В задании 1, как правило, все высказывания объединены одной темой, поэтому разбираться бывает трудновато. Довольно легко спутать отношение спикера к теме или вместо главной мысли говорящего выбрать одну из упомянутых деталей.
— В задании 2 основную трудность вызывает разница между ответами «неправда» и «не сказано». В первом случае в варианте предложения находится явная ошибка, в диалоге была высказана другая мысль. Например, в диалоге прозвучало: «I am going to take my exams in June», а в ответах формулировка «He has to do his exams in spring». В такой формулировке это «неправда». Что тогда будет вариантом «не сказано»? Например, «He has to do his exams at the end of the academic year». Если в диалоге нет информации, что June — это конец учебного года, то нужно отмечать вариант «не сказано».
— Варианты ответов в задании 2 важно записать цифрами 1, 2, 3, — это для многих непривычно, поэтому стоит натренироваться и запомнить требование.
— В задании 3 стоит выбирать ответы на основании главной мысли, а не опираясь на одинаковые слова или фразы. Часть выпускников прошлых лет также отмечали, что данное задание может оказаться сложным из-за лексики и скорости речи, но если научиться быстро читать вопросы и варианты ответов, пока звучит инструкция к заданию, и подчеркнуть в вопросах и вариантах ответов важные слова, то справиться с выполнением будет проще.
Сколько школьников писало ЕГЭ в 2022 году?
Количество участников ЕГЭ почти по всем предметам выросло по сравнению с предыдущим годом. При этом у школьников меняются предпочтения. Так, физику стали выбирать реже, а биологию и информатику — значительно чаще.
Количество участников ЕГЭ 2021 и 2022 годов
В каких регионах больше всего стобалльников ЕГЭ в 2021?
Рособрнадзор обнародовал результаты экзаменов
В Рособрнадзоре рассказали, что результаты экзаменов сопоставимы с результатами ЕГЭ прошлого года. В этом году экзамены сдали более 680 тысяч выпускников (в том числе — выпускники прошлых лет). Снижения результатов не произошло, средние тестовые баллы остались на прошлогоднем уровне: глава ведомства Анзор Музаев назвал это большой заслугой всех учителей.
Чаще всего среди ЕГЭ по выбору сдавали математику профильного уровня и обществознание. Также гораздо больше стало выпускников, сдающих информатику и ИКТ — эксперты считают, что это связано с повышением популярности IT-профессий.
100 баллов за экзамен ЕГЭ смогли набрать 8 000 человек по всей стране. Сразу по двум предметам получили высший балл 409 человек, 16 человек смогли сдать на 100 баллов экзамены по трем предметам сразу. А девушка из Ростова-на-Дону смогла получить 100 баллов за каждый из четырех сданных экзаменов.
Чаще всего на 100 баллов сдавали ЕГЭ по русскому языку и литературе. Чаще всего стобалльники по этим предметам появлялись в Москве и МО, Санкт-Петербурге, Нижегородской области, Татарстане, Краснодарском крае.
В этом году чуть больше стало тех, кого удалили с экзамена. Так, аннулированы были результаты 939 выпускников — пересдать экзамен они смогут только в следующем году.
Средние баллы ЕГЭ по многим предметам в этом году упали. Самый высокий средний балл по английскому языку, а самый низкий — по биологии.
Средние баллы ЕГЭ за 2021 и 2022 годы
Вероятно, снижение средних баллов на ЕГЭ произошло из-за усложнения КИМов. Вот, как эту ситуацию комментирует глава Рособрнадзора Анзор Музаев:
Значительного роста или снижения результатов ЕГЭ в условиях обновления контрольно-измерительных материалов (КИМ) на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в 2022 году не зафиксировано.
Чтение
Пошаговый план подготовки к ЕГЭ-2022
Задание 10. Установление соответствия между текстами и заголовками. Предлагает выбрать из восьми вариантов правильный заголовок для абзаца.
Задание 11. Заполнение пропусков в тексте из предложенных вариантов. Представляет из себя текст с пропущенными отрезками предложений. Как правило, это придаточные предложения, которым нужно найти правильное место в тексте. В данном задании проверяется понимание правил употребления различных союзов и союзных слов.
Задания 12–18. Выбор ответов на вопросы по информационному или художественному тексту из предложенных вариантов.
— Путаница деталей и основных мыслей. Важно читать тексты внимательно, чтобы замечать синонимы, детали, отрицания, находить ключевые слова и грамматические конструкции-подсказки. — В последнем задании раздела подвохом являются вопросы с отрицанием и вопросы, предлагающие выделить главную идею абзаца или текста в целом. При подготовке обращайте на них особое внимание.
Грамматика
Время: 40 минут на выполнение раздела.
Задания 19–25. Преобразование пропущенных слов в связанном тексте согласно грамматическим нормам. Важно помнить, что в этом задании нельзя менять часть речи приведённого слова. Самый обидный тип ошибок в этом задании — пожалуй, орфографические, когда ребята забывают правила правописания при добавлении суффиксов или неверно пишут неправильную форму глагола.
Задания 26–31. Преобразование пропущенных слов в связанном тексте согласно лексическим нормам. В этих заданиях, в отличие от предыдущих, часть речи меняется. Исключение могут составлять прилагательные, к которым прибавляется отрицательная приставка.
Задания 32–38. Выбор правильного варианта из предложенных в связанном тексте согласно лексико-грамматическим нормам.
— Трудность в заданиях 19–25 представляют формы глаголов. Ряд ошибок связан с неправильным выбором формы глагола из-за неверного определения его роли в предложении: сказуемое или второстепенный член предложения.
— В этих же заданиях ещё одна частая ошибка связана с неверным определением залога: активный или пассивный. Для выбора правильной формы важно ориентироваться в словах и фразах, сообщающих о времени и длительности действия.
— В заданиях 26–31 могут возникнуть трудности с отрицательными приставками и суффиксами, особенно прилагательных и существительных.
— Вопросы 32–38 часто проверяют знание предлогов, устойчивых выражений, разницу в значении между близкими по смыслу словами или грамматических конструкций, например в использовании герундия и инфинитива. При подготовке стоит уделять этим темам достаточно времени, чтобы точно не ошибиться.
О чем говорят
В некоторых СМИ появились сообщения о том, что дочь известного певца Дмитрия Маликова могла списать на ЕГЭ и получить незаслуженно высокие отметки.
«Рособрнадзор пересмотрел видеозаписи и не обнаружил нарушений в пункте, где единый государственный экзамен сдавала Стефания Маликова и ее одноклассники. Все выпускники сдавали ЕГЭ в соответствии с процедурой и получили заслуженные оценки», – пояснили в Рособрнадзоре.
Ранее сам Дмитрий Маликов признавался, что потратил большие суммы на репетиторов для дочки. Она учит три иностранных языка, углубленно изучает историю и литературу.
Между тем
Верховный суд России дал подробные разъяснения, как разбирать экзаменационные споры. Например, под строгим запретом оказались так называемые умные часы, фактически заменяющие телефон. Из-за них школьника обязательно удалят с экзамена без права пересдачи в этом году. Отговориться, что только смотрел время, не получится.
На руке у участника экзамена могут быть только механические часы, кварцевые или электронные, но без каких-либо дополнительных функций, например, калькулятора.
За шпаргалки положено удалять, даже если школьник ими не пользовался. Зато ученику разрешено приносить с собой еду и лекарства, если необходимо.
Как показывает практика, в судах оспаривают не сами отметки, а решения комиссий об удалении ученика. Это принципиальный момент. Суд не будет разбираться с тем, правильно ли школьник умножил два на два и сколько должно быть в ответе. Но если экзаменатор несправедливо указал на дверь школьнику (например, потому что экзаменатору померещились шпаргалки или гаджеты в руках ученика), суд обязательно защитит ученика.
В прошлом году суды рассмотрели 55 исков, связанных с ЕГЭ. При этом 87 процентов вынесенных судами первой инстанции решений не обжаловались. Значит, с первого раза все было решено верно.
Сколько людей удалили с ЕГЭ за нарушения
В 2022 году с экзамена удалили 739 человек. Это меньше, чем в 2021 году, когда с ЕГЭ удалили 939 школьников. Нарушителей ловили за использованием телефонов и шпаргалок. Кроме того, среди школьников наметился интересный тренд: рукописные шпаргалки встречаются все чаще. В этом году только за бумажные подсказки с экзамена удалили 346 человек.
Больше материалов по теме:
Структура экзамена
ЕГЭ по английскому языку проводится в два дня. В первый день проходит письменная часть, то есть аудирование, чтение, лексика и грамматика, а также письмо. Устная часть проводится в другой день.
Общая длительность экзамена: 3 часа 27 минут.
Аудирование. 3 задания
Чтение. 3 задания
Грамматика и лексика. 3 задания
Письменная речь. 2 задания
Устная часть. 4 задания
Какие города показали лучшие результаты ЕГЭ
Самые умные выпускники живут в Санкт-Петербурге, Пензе, Перми, Кургане.В школах закончилась основная волна ЕГЭ. Сдавали тесты в этом году около 620 тысяч человек. По данным Рособрнадзора, в этом году ученики справились с Единым госэкзаменом успешнее, чем в 2016 году.
Двоечников по всем дисциплинам стало гораздо меньше. А тем, кто все же не набрал минимального балла по одному обязательному предмету, разрешили пересдать экзамен в резервный день. Математику базового уровня в резервный срок пошли сдавать 13 тысяч человек, из них почти 12 тысяч – выпускники текущего года.
На математику профильного уровня в резервный день записались более 27 тысяч человек, в том числе более 2 тысяч выпускников текущего года. Откуда еще 25 тысяч? Это выпускники прошлых лет, которые решили поступать в технические вузы и на математические факультеты, где нужна профильная математика.
В прошлом году двойки на базовой математике получили 4,6 процента выпускников. В этом году таких 3,4 процента. Напомним, аттестат дадут только тому, кто сдал «базу» хотя бы на три и получил по русскому языку минимальные 24 балла.
– Средний балл по русскому языку сопоставим с прежним. Но тех, кто не набрал нужного для аттестата минимума, стало в два раза меньше, – пояснили в Рособрнадзоре.
Русский язык сдавали 617 тысяч человек. В прошлом году 1 процент выпускников завалили ЕГЭ по этому предмету, а сейчас только 0,5 процента, около 30 тысяч.
В регионах довольно много стобалльников по русскому языку. Например, в Вологодской области таких 27 человек, в Красноярском крае – 61, в Челябинской области – 76, в Новосибирской – 89.
По предварительным итогам вырос средний тестовый балл на ЕГЭ по английскому языку. Его сдавали в этом году 64,5 тысячи человек. Число учеников, которым не удалось набрать минимум в 22 балла, сократилось на четверть. «ЕГЭ по немецкому языку сдавали около 1,5 тысячи, по французскому языку около 1 тысячи, по испанскому языку – 163 человека. Результаты экзаменов также сопоставимы с результатами прошлого года», – сообщили в Рособрнадзоре.
Стало меньше двоечников на биологии.
Если судить по итогам ЕГЭ, лучше всего наши выпускники знают обществознание и физику. По этим предметам очень резко сократилось количество двоечников. Особенно выделяется обществознание – «неудов» стало меньше почти на 4 процента!
А самые умные выпускники, которые сумели набрать на трех ЕГЭ по 100 баллов, живут в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Пензе, Перми, Кургане.
В Екатеринбурге сразу два выпускника специализированного учебно-научного центра при университете (СУНЦ) сдали три ЕГЭ на 100 баллов. Директор центра надеется, что ребята выберут Уральский федеральный университет, таким студентам в регионе обещана стипендия 40 тысяч рублей.
Пензенский вундеркинд из школы № 57 тоже сдал три ЕГЭ на 100 баллов и уже получил приглашение в один из ведущих вузов страны. Но говорит, что собирается поступать в Пензенский госуниверситет на специальности, связанные с электроникой и наноэлектроникой. А вот курганский выпускник со своими тремя сотнями баллов хочет поехать в столичный вуз.
В прошлом году ЕГЭ на 300 баллов сдали только три ученика. Михаил Чеканов из Оленегорска Мурманской области сдал на самый высокий балл физику, профильную математику и информатику. Выпускница из Кемерова Елизавета Шабанова получила 100 баллов на ЕГЭ по русскому языку, истории, обществознанию. Был такой вундеркинд и в Кирове – выпускник знаменитого физико-математического лицея Александр Артемьев. Он сдал на 100 баллов физику, информатику и математику и поступил в Физтех.
По информации Рособрнадзора, серьезных нарушений на ЕГЭ в этом году не было, однако происходили технические неполадки. К примеру, из-за аварийного отключения электроэнергии в Екатеринбурге и паводка в Ставрополье сдача экзаменов для некоторых школ была перенесена на резервные дни.
Количество попыток списать или пронести телефон на экзамен в этом году в среднем уменьшилось на 25 процентов. В одном из регионов за попытку помочь ученикам на экзамене уволен директор школы. В другом – учителя уволили за то, что он пришел на ЕГЭ с мобильным телефоном.
В следующем году наказание за нарушения на ЕГЭ может стать строже. Сейчас если выпускник попался на экзамене со шпаргалкой или сотовым телефоном, его работа аннулируется, а пересдача возможна только в следующем году. Материалы направляются в судебные органы, и, как правило, с родителей взыскивается штраф от 3 до 5 тысяч рублей.
Рассматривается предложение допускать таких выпускников к пересдаче только через два года. Есть эксперты, которые предлагают не допускать до экзамена пять лет и значительно увеличить размер штрафов на нарушения на ЕГЭ. Например, до 40–50 тысяч рублей или больше.
Факторы региональных различий результатов ЕГЭ
Чтобы понять, чем объясняются результаты ЕГЭ по математике и по русскому языку в 2009 — 2014 годах, мы проанализировали их связь с рядом региональных характеристик. В центре внимания была, во-первых, роль ресурсного обеспечения школ, во-вторых, роль ресурсов семей.
Ресурсы школ во многом определяются размером государственного финансирования. Если скорректировать объемы подушевого финансирования школ на инфляцию и различия между регионами в стоимости жизни, то рост этого показателя с 2006 по 2013 годы составил около 40 процентов. При этом максимальный разрыв в подушевом финансировании за этот же период немного сократился — с 6 до 5 раз. Наибольший рост финансирования школ произошел в 2012 году, когда были приняты “майские указы Президента”.
Доцент департамента прикладной экономики
По нашим оценкам, уровень зарплат учителей относительно средней зарплаты по региону положительно связан с региональными результатами ЕГЭ и по русскому языку, и по математике. От оплаты труда зависит, какие учителя придут в школы и с каким настроем они будут работать. Например, данные опроса директоров школ в исследовании PISA 2012 года показывают, что в регионах с более высокой относительной зарплатой у учителей выше мотивация, энтузиазм и стремление к достижениям.
Помимо государства, в образование детей инвестируют семьи. Ресурсы семей определяются их доходами. Наш анализ показывает, что в регионах с высоким уровнем бедности (долей людей с доходами ниже прожиточного минимума) результаты ЕГЭ ниже. Высокий уровень неравенства доходов внутри региона также негативно сказывается на средних баллах ЕГЭ (при равном уровне бюджетного финансирования школ и ряда других региональных характеристик).
Иными словами, для повышения образовательных достижений школьников важны и семейные ресурсы. При этом в субъектах РФ с низкими доходами населения в среднем ниже и ресурсы региональных бюджетов, а значит и финансирование школ.
В целом, на данном этапе выравнивания уровня бюджетного финансирования школ между регионами недостаточно для того, чтобы выровнять баллы детей.
2015 год
Если говорить о результатах 2015 года, то разрыв между регионами с минимальным и максимальным средним баллом ЕГЭ может составлять 28 баллов по русскому языку и 16 по математике. Социально-экономические характеристики субъектов РФ (валовый региональный продукт, финансирование школ на одного учащегося, доля населения с высшим образованием, а также доля городского населения) на 25 процентов объясняют средний балл ЕГЭ по математике и на 34 процента — средний балл ЕГЭ по русскому языку. У детей из менее благополучных регионов меньше шансов получить высокие баллы на экзамене, чем у тех, кто живет в более экономически развитой части страны. Причем по русскому языку этот разрыв несколько больше, чем по математике.
Международная лаборатория анализа образовательной политики: Стажер-исследователь
Таким образом, наш анализ показывает, насколько у учеников из разных регионов не равны шансы на высокие баллы ЕГЭ. К слову, средние результаты московских школьников на ЕГЭ на 13 баллов по профильной математике и на 5 баллов по русскому языку выше, чем у школьников из республики Бурятия.
В целом, экономические и образовательные характеристики регионов определяют баллы ЕГЭ на 64 процента по русскому языку и на 53 процента — по математике. При этом, эти факторы находятся вне сферы влияния самих педагогов и школ, поэтому оценивать их по этому результату некорректно.
Региональные различия
Если посмотреть на карту, то видно, что наиболее высокие средние баллы и по русскому языку, и по математике показывают регионы Центрального федерального округа. В 2015 году в числе лидеров по русскому языку были Оренбургская и Самарская области, а также Пермский край, по профильной математике — республика Калмыкия, Пермский край и Удмуртия. Самые же низкие результаты, вопреки стереотипам, наблюдаются не в северокавказских регионах, а на дальнем Востоке.
Отдельный интерес представляет динамика результатов ЕГЭ в регионах. Сравнивать баллы по годам напрямую некорректно — за эти годы экзамен пережил немало изменений. Например, в 2013 г., во время массовых утечек ответов, баллы участников в целом в стране оказались выше, а в 2014 г., после ужесточения мер безопасности, упали. Учитывая это, мы смотрели на положение регионов относительно среднего балла в России и использовали стандартизированные z-значения. Иначе говоря, мы сравнили динамику регионов относительно среднего по стране. Сопоставлялись результаты регионов в 2010 и 2014 гг., так как в этот период содержание и структура экзамена были наиболее стабильны.
В целом, значительный (больше одного стандартного отклонения) рост за эти пять лет по математике продемонстрировали 16, а по русскому языку — 11 субъектов РФ. В основном, это те регионы, которые в 2010 году показывали результат ниже среднего. Серьезное снижение баллов произошло по математике в 6, а по русскому языку в 3 регионах — там, где в 2010 были достаточно высокие баллы. В субъектах РФ со средними результатами существенных изменений в баллах не произошло.
Как менялся экзамен и баллы — читайте в нашем предыдущем исследовании.
Выводы
Как показывает наш анализ, в России достаточно большие региональные различия в образовательных результатах школьников. Эти различия могут определить дальнейшую судьбу детей, в том числе, повлиять на поступление в вузы.
В многом эта разница связана с тем, насколько школьники обеспечены образовательными ресурсами. Неравенство ресурсов есть как на уровне семей, так и на уровне государственного финансирования школ. Часто одно сопровождает другое.
Заведующий Международной лабораторией анализа образовательной политики
ЕГЭ как объективный инструмент оценивания выпускников школ показал наличие проблемы с неравенством в образовании. Нельзя возлагать всю ответственность за решение этой проблемы на сам экзамен или учителей. Выравнивание образовательных возможностей — это задача государственной политики.
Магистратура Института образования ВШЭ — уникальная возможность для профессионального развития и карьерного роста.
Очные магистерские программы для будущих исследователей, аналитиков, разработчиков «Доказательная образовательная политика» и «Измерения в психологии и образовании». Прием документов с 1 июня по 20 июля 2017г. Иногородним студентам предоставляется общежитие.
Очно-заочные магистерские программы для учителей и директоров школ, специалистов органов управления образованием, руководителей и экспертов-аналитиков высшего образования. Прием документов с 1 июня по 13 сентября 2017г. Подробнее тут.
Результаты школьников и региональное неравенство
Представленные здесь данные собраны из открытых источников. Результаты ЕГЭ получены с региональных сайтов образовательных ведомств и центров оценки качества образования. Другие показатели собраны на сайтах Министерства образования и науки РФ, Росстата, Федерального казначейства.