Сдать ЕГЭ по математике в 2022 году будет сложнее, чем раньше

ЕГЭ

Английский язык

  • В экзаменационную работу 2022 года были внесены изменения в разделы 4 («Письменная речь») и 5 («Говорение»).
  • В задании 39 раздела 4 необходимо написать электронное письмо личного характера в ответ на письмо-стимул зарубежного друга по переписке. В связи с изменением вида письменного сообщения были внесены изменения в критерии оценивания задания.
  • В следующем задании 40 необходимо создать развернутое письменное высказывание с элементами рассуждения на основе таблицы/диаграммы и выразить свое мнение по теме проекта. Задание 40 является альтернативным заданием: экзаменуемый выбирает один из предложенных вариантов задания и выполняет его. В связи с изменением вида письменной работы были внесены изменения в критерии оценивания задания.

В заданиях из раздела «Говорение» внесены следующие изменения:

  • В задании 2 (условный диалог-расспрос) сокращено количество вопросов, которые должен задать участник экзамена, с 5 до 4.
  • В задании 3 (условный диалог-интервью) необходимо ответить на 5 вопросов интервьюера на актуальную тему. Каждый ответ на вопрос интервьюера оценивается от 0 до 1 балла.
  • В задании 4 предлагается оставить голосовое сообщение другу, вместе с которым выполняется проектная работа. В этом сообщении надо кратко описать две фотографии-иллюстрации к теме проекта, обосновать выбор фотографии-иллюстрации и выразить свое мнение по теме проектной работы. Соответствующие изменения были внесены в критерии оценивания выполнения задания.
  • Незначительно увеличено время на выполнение экзамена.

Экзамен по английскому языку все больше адаптируется к меняющейся реальности, где люди все чаще общаются друг с другом в мессенджерах, социальных сетях. Поощряется умение работать в новых форматах.

Биология

  • Исключено задание на дополнение схемы (задание 1); вместо него включено задание, проверяющие умение прогнозировать результаты эксперимента, построенное на знаниях из области физиологии клеток и организмов разных царств живой природы.
  • Задания, проверяющие знания и умения по темам «Клетка как биологическая система» и «Организм как биологическая система», объединены в единый модуль (задания 5–8), при этом в рамках блока всегда два задания проверяют знания и умения по теме «Клетка как биологическая система», а два — по теме «Организм как биологическая система».
  • В части 2 практико-ориентированные задания (задание 22) видоизменены таким образом, что они проверяют знания и умения в рамках планирования, проведения и анализа результата эксперимента задания оцениваются 3 баллами вместо 2 баллов как в 2021 году.
  • Итоговый балл за экзамен увеличился на один, до 59.

Будет ли егэ по базовой математике: планы властей

Недавно на своем канале в «Дзен» мы писали, что ЕГЭ по базовой математике в 2022 году снова вернется в школы. Это правда: единые государственные на 2022 год назначены в старом формате и со старым набором предметов. Базовую математику не отменили, ее придется сдавать.

В Роспотребнадзоре рассказали, что если в России не будет масштабных волн коронавируса, ЕГЭ пройдет в старом, всем знакомом традиционном формате.

«Если не будет очередных волн [COVID-19], если ситуация стабилизируется, тогда мы в тех же рамках, может быть, в том формате, который был раньше, в привычном [формате проведем ЕГЭ]», — сказал он.

Егэ по базовой математике в 2022 году: реальность

Решение властей относительно ЕГЭ по базовой математике означает две важные вещи:

  1. ЕГЭ по базовой математике все равно вернется в школы. Это может произойти в 2022 или в 2023 году, но экзамен насовсем никто не отменял. Базовую математику выпускники не сдавали в 2020 и 2021 из-за коронавируса.
  2. Аттестаты просто так никому давать не будут. Будем честны: каждый выпуск, начиная с 2020 года, на это надеется. Ведь тогда выпускникам, не планировавшим поступать в вузы, разрешили просто забрать свои аттестаты за 11 класс, чтобы снизить количество сдающих и подверженных заражению. В 2021 такого уже не было: на этот раз аттестат можно было получить, сдав ГВЭ вместо ЕГЭ (это более легкий экзамен, рассчитанный прежде всего на школьников с ограничениями по здоровью). Однако в 2022 году такого пока не предвидится.

Музаев, конечно, призвал «посмотреть, что будет осенью, какая ситуация» установится с коронавирусом в России.

«В прошлом году мы также принимали решение [согласно эпидемиологическим рекомендациям и ситуации с коронавирусом]», — напомнил он.

Информатика

  • Увеличено количество практико-ориентированных заданий.
  • В нынешней структуре экзамена содержатся задания только с кратким ответом базового, повышенного и высокого уровней сложности.
  • Задание 3 теперь посвящено умению работы с базами данных и направлено на проверку умения выполнять поиск информации в реляционной базе.
  • В задании 9 теперь будет необходимо формулировать сложные логические условия, которые содержат логические операции «и» и «или» одновременно, а также применять основные математические правила.
  • В задании 17 теперь необходимо будет работать с файлом, который содержит целочисленную последовательность. Ее нужно будет обработать с использованием массива.

ЕГЭ по информатике постепенно меняется в сторону все большей практикоориентированности, а все большую роль в успешном его решении начинает играть умение работать с различными языками программирования.

История

  • Существенно изменился порядок заданий и количество заданий первой части.
  • Из задания по работе с таблицей (бывший № 11 ЕГЭ, текущий № 4 ЕГЭ) была исключена всемирная история: теперь там встретятся только факты из истории России.
  • В заданиях по работе с исторической картой появилось задание 10, в котором необходимо прочитать фрагмент источника и соотнести его с изображенным на карте.
  • Во второй части появились задания, направленные на работу с изображениями и памятниками культуры — 14 и 15. В 14 необходимо опознать, что изображено на картинке и пояснить, как вы это поняли.
  • 16 задание второй части ЕГЭ направлено на проверку знаний по Второй мировой войне. В нем необходимо понять, какая военная кампания или битва описывается в двух представленных фрагментах источника.
  • В ЕГЭ было добавлено задание 18, которое направлено на проверку знаний терминов. В этом задании нужно дать определение термину и сообщить какой-то факт о данном термине.
  • В ЕГЭ было добавлено задание 19, включающее в себя работу с аргументами по отечественной и всемирной истории.
  • Сократилось количество заданий с 25 до 19, что привело к сокращению количества первичных баллов с 56 до 38 и к уменьшению времени экзамена с 3 часов 55 минут до 3 часов**.**

Теперь экзамен по истории лучше проверяет знания учащихся по всемирной истории и качественнее оценивает аналитические навыки выпускников. Для успешной сдачи экзамена необходимо уметь работать со всеми видами исторических источников.

Как было в прошлые годы

В 2020 и 2021 году власти также до последнего тянули время и надеялись, что ЕГЭ получится провести полноценно. В первый раз, когда катастрофа с вирусом только начала разворачиваться и никто еще не знал, как на нее реагировать и как долго это все продлится, ЕГЭ по базовой математике отменили во второй половине мая 2020 года. Экзамены в тот год несколько раз переносили, и для выпускников это был огромный стресс.

В этом году то, насколько печальная картина складывается в России с эпидемией, стало понятно после второй волны коронавируса, которая оказалась намного сильнее первой.

А третья оказалась гораздо сильнее второй, потому что в страну пришел индийский вариант вируса, который по сути является совершенно новой, гораздо более жестокой боленью. Власти это в какой-то мере предвидели, поэтому в середине января 2021 вновь отменили базовую математику.

Из всего этого можно сделать вывод, что потенциальная отмена базовой математики зависит от эпидемии. А тут картина не то чтобы радужная. В Москве с началом учебного года сразу начал расти уровень госпитализаций:

вместо 400 человек в больницы ежедневно попадают больше 600 и даже 650 человек. В России пока гораздо меньше привитых людей, чем в некоторых странах Европы. Немало тех, чьи сертификаты о прививке на самом деле поддельные.

Кроме того, люди массово перестали соблюдать масочный режим и другие меры предосторожности: этим рекомендациям следуют единицы. Поэтому новые волны эпидемии в России неизбежны.

Получай информацию где тебе удобно

Литература

  • Обогащен литературный материал: шире представлена поэзия второй половины ХIХ–ХХ веков, отечественная литература ХХI века; включена зарубежная литература. В заданиях 7–11 произведения зарубежной лирики могут привлекаться в качестве опорного текста для формулирования заданий разных видов с кратким и развернутым ответами; в ряде случаев при выполнении заданий 6 и 11 допускается выбор примера для контекстного сопоставления не только из отечественной, но и из зарубежной литературы.
  • Изменены требования к выполнению заданий 6 (ранее — 9) и 11 (ранее — 16): требуется подобрать не два, а одно произведение для сопоставления с предложенным текстом; уточнены критерии оценки данных заданий.
  • Увеличено количество заданий на выбор в части 1 (5.1/5.2, 10.1/10.2) и в части 2 (добавлена пятая тема сочинения с опорой на «диалог искусств» (музыка/театр/кинематограф/изобразительное искусство) — сочинение 12.5).
  • Повышены требования к объему сочинения (минимальное количество слов — 200) и изменены критерии его оценивания.
  • Экзаменационный балл работы понижен до 53 за счет сокращения количества заданий «базового уровня» сложности.

Математика (базовый уровень)

  • Удалено задание 2, которое проверяет умение выполнять вычисления и преобразования.
  • Добавлены задания 5, связанное с работой с геометрическими фигурами, и задание 20, направленное на умение строить и исследовать простейшие математические модели.
  • Максимальный балл за выполнение работы также вырос до 21.

Базовый и профильный экзамены по математике тяготеют к усложнению, профильный при этом старается все дальше уходить от проверки элементарных навыков учащихся.

Математика (профильный уровень)

  • Исключены задания 1–3, проверяющие способность использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни и умение выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами. Однако за аналогичные задания повышенной сложности было увеличено количество максимальных баллов в заданиях 13 и 15.
  • Добавлено задание 9, направленное на проверку умений работать с функциями.
  • Добавлено задание 10, проверяющие знания учащихся в теории вероятности и статистике.
  • Изменился и максимальный балл за работу, теперь он равен 31.

Новые задания в варианте базового уровня

В этом году в контрольные измерительные материалы базового уровня добавилась текстовая задача. В задании требуется дать краткий ответ — только число, а не развернутое решение, как в подобном задании экзаменационной работы 9-го класса.

О заданиях математики профильного уровня

Контрольные измерительные материалы профильного экзамена по математике в этом году изменились. Экзамен стал сложнее: нет практико-ориентированных заданий базового уровня, которые стояли на первых трех позициях.

Первое задание варианта профильного экзамена — тригонометрическое, логарифмическое, показательное, иррациональное, рациональное или дробно-рациональное уравнение базового уровня сложности.

Выполнение этого задания позволит настроиться на экзамен: проверить правильность записи условия в черновик, решить достаточно простое уравнение, сделать проверку, подставив полученное значение в условие, записать ответ в бланк.

Второе задание — это задача базового уровня сложности на нахождение вероятности события (из курса теории вероятностей). В большинстве случаев в нем достаточно применить основную формулу для нахождения вероятности события или нахождения вероятности противоположного события.

Новое задание под номером 10 также относится к задачам курса теории вероятностей, но оно повышенного уровня сложности. Для решения этой задачи знания формулы «отношение числа благоприятных событий к общему числу событий» уже недостаточно. Для выполнения данного задания сначала нужно разобраться, о каких событиях идет речь: возможно, придется построить дерево вероятностей.

Новое задание, проверяющее умение выполнять действия с функциями, — это задание 9. По графику функции, проходящему через заданные точки, нужно найти значение функции в точке с определенной абсциссой. Функция задана в общем виде и может быть квадратичной, обратной пропорциональности, логарифмической, показательной, тригонометрической, линейной, кусочно-линейной.

Остальные задания сохранились, поменяв порядок расположения. Так, например, блок заданий с развернутым ответом (часть 2) остался прежним по содержанию, но нумерация стала иной. Также внесены изменения в систему оценивания. Стереометрическая задача — задание № 13 — в этом году оценивается из 3 баллов. Экономическая задача № 15 — из 2 баллов.

Обществознание

  • В тестовой части: пропали задание на таблицу 1, на определение обобщающего понятия 2, на подстановку слов в пропуски в тексте 20.
  • Бывшее задание 10 из тестовой части перемещено во вторую часть и становится заданием 21, оцениваемым достаточно высоко — максимум в 3 балла. В этом задании необходимо работать с графиком спроса и предложения и писать развернутый ответ.
  • В второй части введено обязательное задание 23 по Конституции РФ.
  • Задание 25, оцениваемое ранее в 4 балла, на определение термина и составление предложений, убрано. Но определение нужно теперь давать в 18 задании по тексту.
  • Было добавлено задание 25 нового типа во вторую часть, заменяющее собой сочинение-эссе, которое требует ответа на конкретные, поставленные авторами экзамена вопросы.
  • Время на работу с экзаменом уменьшено, изменился и максимальный итоговый балл.

В 2022 году изменившийся ЕГЭ все больше усложняется и отражает реальность, а значит остается действительно объективным и прозрачным механизмом получения школьного аттестата и отбора абитуриентов в вузы. Ежегодные слухи об отмене ЕГЭ остаются слухами все 10 лет моей практики в этой сфере.

Обязательна ли математика на егэ 2022?

Скорее всего, да. Но речь идет только о базовой математике. Профильную по-прежнему надо сдавать, если вы планируете поступать в технические или IT-вузы. Об этом заявили в Рособрнадзоре:

Наша позиция — вернуть базовую математику как обязательный предмет для тех, кто получает аттестат и не выбрал его для поступления в вуз.

Анзор Музаев, глава Рособрнадзора

Однако пока это всего лишь предположение Рособрнадзора. Все будет зависеть от того, как будет складываться ситуация с коронавирусом в стране. Следите за обновлениями на нашем сайте!

Особенности экзамена по математике базового уровня в 2022 году

Экзамен базового уровня в этом году будет проводиться 28 марта (в досрочный период), 3 июня — в основной период, и 27 июня будет резервный день основного периода. Кроме того, резервный день для сдачи экзамена по всем предметам, в том числе и по математике базового уровня, запланирован на 2 июля.

На выполнение экзаменационной работы выпускникам дается 180 минут.

Шкала перевода баллов, набранных на экзамене, в пятибалльную шкалу станет известна одновременно с результатами экзамена. Для того чтобы просто сдать экзамен базового уровня (получить положительный балл), в прошлом году нужно было правильно решить не менее 7 заданий.

Для сдающих экзамен на базовом уровне перед текстом каждого варианта размещены справочные материалы. Это достаточно большой блок формул курса математики средней школы. Крайне желательно изучить данный блок уже сейчас, чтобы понимать, какие еще формулы нужно повторить и запомнить из-за отсутствия таковых в справочных материалах.

В варианте базового уровня — 21 задание, 8 из которых — практико-ориентированного характера — жизненная ситуация с математическим решением. А вот остальные задачи уже требуют знаний из различных разделов математики: определений основных понятий, их свойств, умения решать уравнения и неравенства — логарифмические, показательные, тригонометрические, рациональные, иррациональные; владения основными понятиями геометрии и их свойствами, умения применять их на практике.

Особенности экзамена профильного уровня по математике в 2022 году

Экзамен по математике профильного уровня в этом году состоится 28 марта в досрочный период, 2 июня — в основной период, и 27 июня — в резервный день основного периода. Резервный день для сдачи экзамена по всем предметам, в том числе и по математике профильного уровня, запланирован на 2 июля.

На выполнение экзаменационной работы участникам дается 3 часа 55 минут.

Шкала перевода первичных баллов в тестовые станет известна одновременно с результатами экзамена. В прошлом году для того, чтобы сдать экзамен, нужно было набрать не менее шести первичных баллов (27 тестовых), а для того, чтобы участвовать в конкурсе на поступление в вузы, нужно было набрать не менее 39 тестовых баллов, что соответствовало восьми первичным баллам.

Количество заданий в работе стало 18, максимально за выполнение работы можно получить 31 первичный балл, т. к. заданий с кратким ответом, каждое из которых оценивается одним баллом, теперь 11, а суммарный балл за задания с развернутым ответом остается прежним — 20 баллов.

Справочные материалы, прилагающиеся к контрольным измерительным материалам, содержат только пять тригонометрических формул.

Полезные ресурсы для подготовки к экзамену

При подготовке к экзамену рекомендуем выпускникам воспользоваться следующими информационными источниками:

Изображение на обложке: SofiaV / shutterstock

Русский язык

  • Вместо заданий 1–3 с поиском основной информации в тексте было добавлено задание, направленное на стилистический анализ текста.
  • Увеличилось количество правил на пунктуационный анализ, проверяемых в задании 19.
  • Поменялось и задание 16. Последние годы в этом задании было только два верных ответа, для которых предлагались две клеточки, и оценивалось оно двумя баллами. Теперь в задании 16 может быть как два, так и более правильных ответов.
  • Были незначительно изменены критерии оценивания сочинений.

Очевидна тенденция постепенного усложнения экзамена: большее внимание уделяется пунктуации, которая традиционно вызывает много сложностей для выпускников, исчезают простые задания, требующие две-три минуты для ответа.

Сдать егэ по математике в 2022 году будет сложнее, чем раньше

В 2022 году сдать единый госэкзамен по математике в России будет сложнее, чем в прошлые годы. Как изменятся базовый и профильный ЕГЭ по этому предмету, почему лайфхаки не помогут почти никому, что можно зазубрить и сколько минут нужно потратить на решение первой части, чтобы набрать максимальное количество баллов — URA.RU рассказали учителя.

Что нужно знать о базовом ЕГЭ по математике

Из-за пандемии базовый ЕГЭ по математике в России не проводился в 2020—2021 годах. В 2022 году его предполагается вернуть. Согласно планируемым изменениям в экзамене, будет удалена задача, проверяющая умение выполнять вычисления и преобразования. Добавят также два упражнения — на выполнение действий с геометрическими фигурами и на построение и исследование простейших математических моделей.

Кандидат физико-математических наук, преподаватель, эксперт предметной комиссии по математике по Республике Татарстан Давид Кац напоминает, что базовый экзамен не поможет при поступлении в университет. Поэтому школьнику стоит заранее наметить, к примеру, хотя бы 10 заданий, которые ему будет проще всего сдать.

Как изменился профильный уровень ЕГЭ

А вот профильный уровень ЕГЭ по математике изменился гораздо серьезнее базового и стал значительно сложнее. В частности, ушли задания, которые можно было решить за 7 секунд. В 2022 году школьники не встретят три первых задания из экзамена 2021 года: проверяющие умение использовать знания в практической и повседневной жизни, а также выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами. Ранее с такими задачами справлялись более 90% школьников. «Профильный уровень станет сложнее для людей в нижней половине списка [по количеству набранных баллов за экзамен], потому что убрали три простых задачи», — подмечает Кац.

При этом добавлено задание по теории вероятностей. Раньше такое было одно. И на экзамене могло достаться как что-то элементарное, так и очень сложное по теме. «Многие школьники и не готовили теорию вероятностей, потому что понимали, что это лотерея», — добавляет Кац. Сейчас одна из двух имеющихся задач, вероятно, будет достаточно легкой. Если школьник не очень сильный, то он может подготовиться хотя бы к простейшей.

В 2022 году также вместо задания на простое прочтение информации по графику составители ЕГЭ дадут школьникам задачу на исследование уравнений функций. И это уже то, к чему нужно прицельно готовиться.

Кроме того, в ЕГЭ-2022 изменили оценку двух заданий — по стереометрии и экономике. За первое раньше давали два балла, за второе — три, а теперь наоборот. «Это основное новшество для тех школьников, которое сдают профильный ЕГЭ по математике. И это правильно, потому что экономическая задача проще», — убежден член федеральной группы разработчиков ЕГЭ по математике, директор и учитель Президентского физико-математического лицея №239 Максим Пратусевич.

По мнению составителя ЕГЭ, школьник ищет оптимальную стратегию, которая поможет ему набрать больше баллов меньшими усилиями. А нововведения способствуют тому, что люди начнут учить теорию по той же геометрии. ЕГЭ, надеется Пратусевич, станет более приближен тому уровню, который можно считать профильным.

Кандидат технических наук, репетитор по математике, известный также тем, что в 2020 году публиковал в TikTok видео с танцами и объяснением формул в стихах, Николай Милованов напоминает, что профильный уровень сдают ребята, которые, как правило, имеют планы учиться в технических вузах. «Если они не знают элементарных вещей, то у них будут потом проблемы. Ничего трагического там [в ЕГЭ] не произошло», — категорично указывает педагог.

Какие лайфхаки советуют учителя

По мнению учителей математики, лайфхаки для ЕГЭ по математике мало кто сможет применить. «С помощью каких-то хитростей можно научиться решать задания по шаблону, не углубляясь в их суть, — признает репетитор по математике на ЕГЭ, подготовивший нескольких стобалльников, Эрик Ковалев. — Но при малейшем изменении условий задач школьники не смогут понять, поможет ли им этот шаблон».

При этом Ковалев уверен, что лайфхаки могут быть полезны только тем ребятам, которые хорошо понимают математику, прошли всю теорию и отработали ее — из-за экономии времени. Они есть, в частности, в заданиях на преобразования и функции.

Вместо запоминания какого-то одного лайфхака-шаблона Ковалев советует учителям и школьникам рассматривать разные методы решений для каждого задания: «Один из них ученик сможет понять, запомнить и применить. Это касается не только простых задач, но и самых сложных».

Прорешивание множества пробных вариантов профильного ЕГЭ тоже мало поможет без понимания основ предмета. Их стоит проходить время от времени (раз в три дня, неделю или месяц), чтобы понимать, есть ли прогресс.

«Хорошая стратегия — если человек прорешал один-два пробника и понял, какие задания — проблемные. Можно подтянуть теорию по ним. А можно отказаться от них в пользу более понятных, если этого достаточно для желаемых баллов», — предлагает Кац.

Ориентироваться на желаемый результат советует и Пратусевич. Если вы хотите получить 100 баллов, подготовка должна быть основательная. Если вы хотите 80 баллов, то, условно, если вы не знаете геометрию, то и не надо. Если 60 баллов, то подготовка третья: возможно, безошибочное решение простых задач. «Не надо пытаться объять необъятное», — говорит учитель.

Пратусевич советует готовиться по темам — отдельно по тригонометрии, функциям, уравнениям и т. д. После освоения одного — переходить к следующему.

Кроме того, многим школьникам целесообразно будет зазубрить некоторые формулы. «Если ученик не относится к тем, кто уже в начале 11 класса решает пробники под 100 баллов, это будет хорошей идеей. Сильные же школьники чаще всего запоминают, как эти формулы выводятся», — объясняет Кац.

Важная часть сдачи ЕГЭ по математике — распределение времени. По наблюдениям Ковалева, если ученик хочет сдать экзамен на 90 баллов, то первую часть он должен научиться решать за 10-15 минут. Незнакомых задач для него не должно там быть. Если хочет получить 70-80 баллов, то он может потратить 20-30 минут. Это в том случае, если школьник не собирается решать все сложные задачи из второй части. Ведь есть задания, на которые рекомендуется уделять по 40 минут времени экзамена.

Самая большая проблема — невнимательность. «Есть статистически высокий процент ошибок в простых заданиях, где люди явно на ходу решали», — сожалеет Кац. Ковалев дополняет, что самая большая проблема у ребят в первой части, где надо дать только ответ, — невнимательность либо во время решения, либо при прочтении вопроса.

В 2022 году сдать единый госэкзамен по математике в России будет сложнее, чем в прошлые годы. Как изменятся базовый и профильный ЕГЭ по этому предмету, почему лайфхаки не помогут почти никому, что можно зазубрить и сколько минут нужно потратить на решение первой части, чтобы набрать максимальное количество баллов — URA.RU рассказали учителя. Что нужно знать о базовом ЕГЭ по математике Из-за пандемии базовый ЕГЭ по математике в России не проводился в 2020—2021 годах. В 2022 году его предполагается вернуть. Согласно планируемым изменениям в экзамене, будет удалена задача, проверяющая умение выполнять вычисления и преобразования. Добавят также два упражнения — на выполнение действий с геометрическими фигурами и на построение и исследование простейших математических моделей. Кандидат физико-математических наук, преподаватель, эксперт предметной комиссии по математике по Республике Татарстан Давид Кац напоминает, что базовый экзамен не поможет при поступлении в университет. Поэтому школьнику стоит заранее наметить, к примеру, хотя бы 10 заданий, которые ему будет проще всего сдать. Как изменился профильный уровень ЕГЭ А вот профильный уровень ЕГЭ по математике изменился гораздо серьезнее базового и стал значительно сложнее. В частности, ушли задания, которые можно было решить за 7 секунд. В 2022 году школьники не встретят три первых задания из экзамена 2021 года: проверяющие умение использовать знания в практической и повседневной жизни, а также выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами. Ранее с такими задачами справлялись более 90% школьников. «Профильный уровень станет сложнее для людей в нижней половине списка [по количеству набранных баллов за экзамен], потому что убрали три простых задачи», — подмечает Кац. При этом добавлено задание по теории вероятностей. Раньше такое было одно. И на экзамене могло достаться как что-то элементарное, так и очень сложное по теме. «Многие школьники и не готовили теорию вероятностей, потому что понимали, что это лотерея», — добавляет Кац. Сейчас одна из двух имеющихся задач, вероятно, будет достаточно легкой. Если школьник не очень сильный, то он может подготовиться хотя бы к простейшей. В 2022 году также вместо задания на простое прочтение информации по графику составители ЕГЭ дадут школьникам задачу на исследование уравнений функций. И это уже то, к чему нужно прицельно готовиться. Кроме того, в ЕГЭ-2022 изменили оценку двух заданий — по стереометрии и экономике. За первое раньше давали два балла, за второе — три, а теперь наоборот. «Это основное новшество для тех школьников, которое сдают профильный ЕГЭ по математике. И это правильно, потому что экономическая задача проще», — убежден член федеральной группы разработчиков ЕГЭ по математике, директор и учитель Президентского физико-математического лицея №239 Максим Пратусевич. По мнению составителя ЕГЭ, школьник ищет оптимальную стратегию, которая поможет ему набрать больше баллов меньшими усилиями. А нововведения способствуют тому, что люди начнут учить теорию по той же геометрии. ЕГЭ, надеется Пратусевич, станет более приближен тому уровню, который можно считать профильным. Кандидат технических наук, репетитор по математике, известный также тем, что в 2020 году публиковал в TikTok видео с танцами и объяснением формул в стихах, Николай Милованов напоминает, что профильный уровень сдают ребята, которые, как правило, имеют планы учиться в технических вузах. «Если они не знают элементарных вещей, то у них будут потом проблемы. Ничего трагического там [в ЕГЭ] не произошло», — категорично указывает педагог. Какие лайфхаки советуют учителя По мнению учителей математики, лайфхаки для ЕГЭ по математике мало кто сможет применить. «С помощью каких-то хитростей можно научиться решать задания по шаблону, не углубляясь в их суть, — признает репетитор по математике на ЕГЭ, подготовивший нескольких стобалльников, Эрик Ковалев. — Но при малейшем изменении условий задач школьники не смогут понять, поможет ли им этот шаблон». При этом Ковалев уверен, что лайфхаки могут быть полезны только тем ребятам, которые хорошо понимают математику, прошли всю теорию и отработали ее — из-за экономии времени. Они есть, в частности, в заданиях на преобразования и функции. Вместо запоминания какого-то одного лайфхака-шаблона Ковалев советует учителям и школьникам рассматривать разные методы решений для каждого задания: «Один из них ученик сможет понять, запомнить и применить. Это касается не только простых задач, но и самых сложных». Прорешивание множества пробных вариантов профильного ЕГЭ тоже мало поможет без понимания основ предмета. Их стоит проходить время от времени (раз в три дня, неделю или месяц), чтобы понимать, есть ли прогресс. «Хорошая стратегия — если человек прорешал один-два пробника и понял, какие задания — проблемные. Можно подтянуть теорию по ним. А можно отказаться от них в пользу более понятных, если этого достаточно для желаемых баллов», — предлагает Кац. Ориентироваться на желаемый результат советует и Пратусевич. Если вы хотите получить 100 баллов, подготовка должна быть основательная. Если вы хотите 80 баллов, то, условно, если вы не знаете геометрию, то и не надо. Если 60 баллов, то подготовка третья: возможно, безошибочное решение простых задач. «Не надо пытаться объять необъятное», — говорит учитель. Пратусевич советует готовиться по темам — отдельно по тригонометрии, функциям, уравнениям и т. д. После освоения одного — переходить к следующему. Кроме того, многим школьникам целесообразно будет зазубрить некоторые формулы. «Если ученик не относится к тем, кто уже в начале 11 класса решает пробники под 100 баллов, это будет хорошей идеей. Сильные же школьники чаще всего запоминают, как эти формулы выводятся», — объясняет Кац. Важная часть сдачи ЕГЭ по математике — распределение времени. По наблюдениям Ковалева, если ученик хочет сдать экзамен на 90 баллов, то первую часть он должен научиться решать за 10-15 минут. Незнакомых задач для него не должно там быть. Если хочет получить 70-80 баллов, то он может потратить 20-30 минут. Это в том случае, если школьник не собирается решать все сложные задачи из второй части. Ведь есть задания, на которые рекомендуется уделять по 40 минут времени экзамена. Самая большая проблема — невнимательность. «Есть статистически высокий процент ошибок в простых заданиях, где люди явно на ходу решали», — сожалеет Кац. Ковалев дополняет, что самая большая проблема у ребят в первой части, где надо дать только ответ, — невнимательность либо во время решения, либо при прочтении вопроса.

Физика

  • В части 1 работы введены две новые линии заданий (линия 1 и линия 2) базового уровня сложности, которые имеют интегрированный характер и включают в себя элементы не менее чем из трех разделов курса физики.
  • Из заданий 6, 12, 17 было убрано уточнение о количестве правильных ответов, теперь учащемуся необходимо выбрать «все верные ответы» из пяти предложенных.
  • Исключено задание, проверяющее знание астрофизики.
  • В части 2 увеличено количество заданий с развернутым ответом и исключены расчетные задачи повышенного уровня сложности с кратким ответом. Теперь дополнительно к решению необходимо представить обоснование использования законов и формул для условия задачи.
  • Общее количество баллов увеличилось до 54.

Интересно изменение, требующее пояснения для использования тех или иных физических законов, которое не позволяет учащимся просто зазубрить алгоритмы решения задач. Теперь экзамен качественнее проверяет именно понимание предмета, а не способности к заучиванию последовательности решения.

Химия

  • В экзамене некоторые задания были объединены друг с другом, если они имели близкую тематическую принадлежность или проверяли схожие умения. Например, задания 13 и 14 предыдущего года были объединены в задание 12, а задание 6 исключено как повторяющееся.
  • Изменен формат предъявления условий задания 5, проверяющего умение классифицировать неорганические вещества, и задания 21 (в 2021 году — задание 23), проверяющего умение определять среду водных растворов. Теперь потребуется не только определить среду раствора, но и расставить вещества в порядке уменьшения/увеличения кислотности среды (рН).
  • Включено задание 23, ориентированное на проверку умения проводить расчеты на основе данных таблицы, отражающих изменения концентрации веществ.
  • Изменена шкала оценивания некоторых заданий в связи с уточнением уровня их сложности и количеством мыслительных операций при их выполнении. В результате этого максимальный балл за выполнение работы в целом составит 56 баллов.

Экзамен по химии движется по пути оптимизации и устранения повторяющихся заданий или нелогичного распределения номеров.

Оцените статью
ЕГЭ Live