Русский язык. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ (Марина Марковна Баронова) fb2, epub, pdf, txt скачать бесплатно

Русский язык. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ (Марина Марковна Баронова) fb2, epub, pdf, txt скачать  бесплатно ЕГЭ

Предложение. грамматическая (предикативная) основа предложения. подлежащее и сказуемое как главные члены предложения

Предложение – синтаксическая единица, которая состоит из предикативно оформленного слова или сочетания слов. Оно служит для сообщения, вопроса или побуждения к действию.

Предикативность – это утверждение или отрицание чего-либо, передаваемое грамматическими формами главных членов и интонацией завершенности, то есть интонационной смысловой законченностью.

В конце предложения могут стоять следующие знаки препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак.

Главный признак предложения – наличие грамматической основы (подлежащего и сказуемого или одного из главных членов): К утру цветы распустились. Утро. Похолодало.

Подлежащее – главный член предложения, который отвечает на вопросы кто? что? (Все пришли вовремя).

Морфологические способы выражения подлежащего

1. Имя существительное или другая часть речи, выраженная в значении существительного: Собрание началось вовремя.

2. Местоимение в именительном падеже: Я обязательно прочитаю эту книгу.

3. Неопределенная форма глагола: Жить – Родине служить (Пословица).

4. Фразеологизмы: В поле вышли от мала до велика.

5. Цельные словосочетания: Прохор с Григорием запрягли лошадей (М. Шолохов).

Сказуемое – главный член предложения, который отвечает на вопросы что делать? что сделать? и связан с подлежащим.

Простое глагольное сказуемоевыражено глаголом в форме одного из наклонений. Лексическое и грамматическое значение в нем заключено в одном слове: Весна пришла неожиданно (изъявительное наклонение).

Простое глагольное сказуемое согласуется с подлежащим в числе и лице в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения и в повелительном наклонении (Сделай уроки побыстрее), в числе – в прошедшем времени изъявительного наклонения и в условном наклонении (Внезапно он замолчал).

Составнымназывается такое сказуемое, в котором лексическое и грамматическое значения выражаются в разных словах. Составное сказуемое может быть именным и глагольным.

Составное глагольноесостоит из вспомогательного глагола, выражающего грамматическое значение, и неопределенной формы глагола: Он начал рассказывать.

Значения вспомогательного глагола’,начало, конец или продолжение действия (Девочка продолжила рассказывать); возможность или желательность действия (Он собирался ждать).

Составное именное сказуемоесостоит из глагола-связки, выражающего грамматическое значение, и именной части, выражающей лексическое значение. В роли связок могут быть глаголы, имеющие значение движения, состояния: прийти, вернуться, приехать: Мы возвратились с моря отдохнувшими.

В состав именного сказуемого могут входить частицы это, словно, будто, не: Бедность не порок.

Именная часть составного именного сказуемого может быть выражена:

– существительным (Москва – город-герой);

– прилагательным (Ночь была лунная);

– кратким страдательным причастием (Вся комната янтарным блеском озарена. А. Пушкин);

– именем числительным (Три и два будет пять);

– местоимением (Тетрадь была моя);

– наречием (Ему сапоги пришлись впору);

– синтаксически неделимым словосочетанием (Ее платье было красного цвета).

ТЕСТ

1. Укажите предложения, в которых сказуемое составное глагольное.

а) С двух сторон бушует вокруг Григория ночная тайга (В. Липатов).

б) К Ильинскому омуту надо спускаться по отлогому берегу (К. Паустовский).

в) Зима начала хозяйничать над землей (К. Паустовский).

г) Все вокруг покажется ему необыкновенным (К. Паустовский).

2. Укажите предложения с простым глагольным сказуемым.

а) Он шел один, затерянный среди лесных полей (В. Лидин).

б) Вчера он не сумел осознать сказанного (Ю. Бондарев).

в) Стол осел еще глубже (Ф. Абрамов).

г) Не нужно было никого подгонять (Л. Пантелеев).

3. Укажите предложения с составным именным сказуемым.

а) В горенке окна были закрыты день и ночь (М. Шолохов).

б) И каждая даль была выдержана в своем свете (К. Паустовский).

в) Море было такое же величавое, бесконечное и неприветливое, как и семь лет назад (А. Чехов).

г) Ученики платили Левитану ответной любовью (К. Паустовский).

4. В каких предложениях неверно выделены грамматические основы? (Знаки препинания не расставлены.)

а) Стал накрапывать дождик (С. Бородин).

б) Лошадь, почуяв ночлег, бежала крупной рысью (С. Бородин).

в) Шорох стоял по всей реке от лопавшихся то и дело пушистых клочьев пены (В. Короленко).

г) Местами просека была вся залита водой (И. Тургенев).

5. В каких предложениях инфинитив употребляется в роли второстепенного члена предложения?

а) При возможности потерять ее навек, Вера стала для него дороже всего на свете (М. Лермонтов).

б) Во всякое время года приходилось мне ездить на станцию из своего села (В. Солоухин).

в) Командир дивизии полковник Марченко… после перевязки прилег отдохнуть (М. Шолохов).

г) Я велел кучеру ехать потише (С. Бородин).

Группы слов по происхождению и употреблению

По происхождению все слова в русском языке делятся на заимствованные и исконно русские.

Исконно русские – это слова, которые возникли в русском языке (ладья, жизнь).

Заимствованные слова – это слова, которые пришли в русский язык из других языков (башмак, кухня, лекция).

Источниками лексических заимствований для русского языка были тюркские языки (амбар, аркан, деньги, ватага), греческий (алфавит, ангел), латинский (администрация, планета, синтаксис), немецкий (масштаб, штурман, кухня), английский (вагон, спорт, экспресс), французский (бульвар, гарнизон, ресторан, шедевр).

Слова, вышедшие из активного употребления, называются устаревшими (урядник, чело).

Среди устаревших слов выделяют:

– историзмы – слова, обозначающие названия предметов и явлений, которые вышли из обихода (кольчуга, ликбез)’,

– архаизмы – слова, которые вышли из употребления, потому что были заменены новыми (лоб – чело).

Среди архаизмов выделяют следующие группы:

– лексико-фонетические (врата – ворота);

– лексико-словообразовательные (рыбарь – рыбак);

– лексико-семантические (слова с устаревшим лексическим значением: любовник в значении «любимый»).

Устаревшие слова могут служить средством придания речи торжественного характера («град Петра») и в то же время употребляются как средство иронии, насмешки: «Тернии славы сейчас же впились в благородные лбы спутников» (И. Ильф и Е. Петров).

Новые слова, возникающие в языке, называются неологизмами (кибернетика, алгоритм). Они появляются в результате необходимости дать названия новым предметам и явлениям, входящим в жизнь в связи с развитием науки, техники, искусства, общественных отношений.

Неологизмы могут быть авторскими (легкомыслая головенка (В. Маяковский)).

Некоторые неологизмы утрачивают оттенок новизны и становятся общеупотребительными: космонавт, светофор.

По сфере употребления слова в русском языке делятся на общеупотребительные и необщеупотребительные.

Общеупотребительные – это слова, которые употребляются всеми людьми, независимо от профессии и места жительства (дочь, хороший).

К необщеупотребительным словам относятся:

– диалектизмы – слова, употребляемые жителями той или иной местности (бульба – картошка, буряк – свекла);

– профессионализмы – слова, употребляемые людьми той или иной профессии (найтов – крепление на судах шлюпок для предохранения от срыва с места);

– арго (жаргон) – экспрессивно окрашенные слова, которыми обозначаются общеизвестные понятия в узком, социально ограниченном кругу людей (усекать – понимать (молодежное арго)).

В зависимости от стиля речи слова могут быть книжными и разговорными:

– поэтизмы (обаяние);

– просторечные (ишь);

– экзотизмы (аул);

– варваризмы (трепло);

– термины (морфология);

– разговорно-литературные (красотища).

ТЕСТ

1. Укажите слова, которые являются заимствованными.

а) ассигновать

б) подарить

в) пассаж

г) жилет

2. Укажите слова, которые являются исконно русскими.

а) голова

б) этюд

в) горох

г) веретено

3. Укажите слова, которые являются архаизмами.

а) ботфорты

б) ланиты

в) городничий

г) уста

4. Укажите слова, которые являются историзмами.

а) октябрята

б) верста

в) аршин

г) оный

5. Укажите предложения, в которых встречаются диалектизмы.

а) Дорогому гостю подали рушник и хлеб-соль (С. Антонов)

б) Крепость наша стояла на высоком месте, и вид с вала был прекрасный: с одной стороны широкая поляна, изрытая несколькими балками, оканчивалась лесом, который тянулся до самого хребта гор… (М. Ю. Лермонтов)

в) Оставалось только преодолеть овраг.

г) Ей подали полотенце, расшитое петухами (Л. Уварова).

6. Укажите предложения, в которых встречаются профессионализмы.

а) Художник долгие часы проводил за мольбертом.

б) Скальпель в руках опытного хирурга может творить чудеса.

в) Недавно я прочитала книгу А. Рыбакова «Кортик, или Бронзовая птица».

г) Летом мы решили отправиться путешествовать на теплоходе.

7. Укажите слово, которое соответствует лексическому значению: изъян, недостаток, недочет.

а) дефект

б) деформация

в) констатация

г) трансплантация

8. Укажите лексические значения данных слов:

1) пигмей

2) аферист

3) пионер

4) повинность

А проходимец

Б ничтожный человек, ничтожество

В человек, который положил начало чему-нибудь новому

Г общественная или государственная обязанность населения

9. В каком предложении нужно употребить слово понятливый вместо слова понятный?

а) Инструкция была написана понятным и доступным языком.

б) Данное требование кажется мне вполне понятным.

в) Ученик оказался понятным.

г) Твои сомнения и колебания оказались понятными для меня.

10. Укажите предложения, в которых допущены лексические ошибки.

а) Земельный пол холодил ноги.

б) Я специально вязала свитер большего размера, чтобы он получился более объемистым.

в) Он всегда играл первую скрипку на званых вечерах.

г) Земельный надел был выгодно продан.

11. Укажите ряды, в которых все слова являются многозначными.

а) весомый, весна, выметать

б) жажда, змея, консервы

в) лента, лидер, пламя

г) отбивать, печать, полномочный

12. Укажите, в каком ряду все слова употреблены в прямом значении.

а) плести венок, лететь самолетом, раскрыть чемодан

б) серебряный голос, надежды разлетелись, пахать на хозяина

в) втереться в доверие, лететь сломя голову, взорвать обстановку

г) искать подход, вразумительный ответ, дорожка к сердцу

13. Укажите, в каком ряду не все слова являются синонимами.

а) храбрый, отважный, смелый

б) прилежный, усердный, старательный

в) аккуратный, чистоплотный, опрятный

г) тщетный, напрасный, отдаленный

14. Укажите, какие слова являются антонимами к слову хлипкий.

а) болезненный

б) рослый

в) здоровый

г) неказистый

15. Укажите, в каких случаях лексическое значение фразеологизмов определено верно.

а) Лясы точить – болтать.

б) Навострить лыжи – сбежать.

в) Не в бровь, а в глаз – очень точно.

г) Где раки зимуют – близко.

16. Укажите предложения, в которых допущены ошибки при употреблении заимствованных слов.

а) Его выступление на собрании – сплошная демагогия.

б) Необходимо было прибегнуть к импровизации.

в) Мы не ведали, когда откроется магазин.

г) Раздался звучный глас Петра (А. Пушкин).

17. Укажите предложения, в которых употребляются неологизмы.

а) Я планов наших люблю громадье (В. Маяковский).

б) В начале 60-ых возник интерес к бионике.

в) Эти работы могут выполнить только высотники.

г) Винегреция, Нерыдания, Досвишвеция, Досвидания (А. Дольский).

18. Укажите, в каких рядах не все слова являются книжными.

а) прикинь, благополучие, соревнование

б) газировка, околпачит, франт

в) доброжелательный, любопытство, интерес

г) трепаться (о чем-либо), цыкать, диета

19. Укажите ошибки в определении терминов. Дактиль – это

а) двухсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге

б) двухсложный стихотворный размер с ударением на втором слоге

в) трехсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге

г) трехсложный стихотворный размер с ударением на втором слоге

20. Укажите лексическое значение слова прагматизм.

а) расчетливость

б) рационализм

в) закономерность

г) высокомерие

Егэ — русский язык — полный справочник — баронова м.м.

Название

: ЕГЭ — Русский язык — Полный справочник.

Автор: Баронова М.М.

2022.

Справочник содержит весь теоретический материал по курсу русского языка, необходимый для сдачи ЕГЭ. Он включает в себя все элементы содержания, проверяемые контрольно-измерительными материалами, и помогает обобщить и систематизировать знания и умения за курс средней (полной) школы.

Материал изложен в краткой, доступной форме. Каждый раздел сопровождается практическими тестовыми заданиями.

В конце книги даны ответы к тестам.

ЕГЭ - Русский язык - Полный справочник - Баронова М.М.

Материал изложен в краткой, доступной форме. Каждый раздел сопровождается практическими тестовыми заданиями, позволяющими проверить уровень сформированности навыков. Задания соответствуют формату ЕГЭ. В конце пособия приводятся ключи к тестам, что позволяет школьникам и абитуриентам проверить себя и восполнить имеющиеся пробелы.

Пособие предназначено для школьников, абитуриентов и учителей.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 7
Фонетика и графика (A 1) 9
Звуки и буквы 9
Лексика и фразеология (А12, A31) 16
Лексическое значение слова 16
Синонимы. Антонимы. Омонимы 18
Фразеологические обороты 21
Группы слов по происхождению и употреблению 23
Морфемика и словообразование (А13, В1) 29
Значимые части слова (морфемы) 29
Основные способы словообразования 33
Морфология (В2) 36
Самостоятельные части речи 36
Самостоятельные именные части речи 36
Имя существительное 39
Имя прилагательное 41
Имя числительное 42
Местоимение 43
Спрягаемые части речи. Глагол и его формы (причастие и деепричастие) 45
Глагол 46
Причастие 49
Деепричастие 51
Наречие 51
Служебные части речи 56
Предлог 56
Союз 57
Частица 58
Междометие 59
Синтаксис (А9, А10, ВЗ, В4, В5, В6) 64
Словосочетание 64
Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения 67
Второстепенные члены предложения 70
Двусоставные и односоставные предложения.. 72
Распространенные и нераспространенные предложения 75
Полные и неполные предложения 76
Осложненное простое предложение 78
Сложное предложение 86
Сложные бессоюзные предложения. Смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения 94
Сложные предложения с разными видами связи между частями 96
Способы передачи чужой речи 99
Орфография (А14 — А17, AJ9, А20) 103
Употребление гласных букв И/Ы, А/Я, У/Ю после шипящих и Ц 103
Употребление гласных букв О/Е (Ё) после шипящих и Ц 104
Употребление Ь и Ъ 106
Правописание корней 109
Правописание приставок 116
Правописание суффиксов различных частей
речи (кроме Н/НН) 120
Правописание -Н- (-НН-) в разных частях речи 126
Правописание падежных и родовых окончаний 131
Правописание личных окончаний глаголов 134
Прописная и строчная буква 138
Слитное, раздельное написание НЕ с различными частями речи 142
Правописание отрицательных местоимений и наречий 145
Правописание НЕ и НИ 146
Правописание служебных слов 148
Правописание словарных слов 155
Слитное, дефисное и раздельное написание. . . 156
Пунктуация (А21 — А27) 164
Знаки препинания между подлежащим и сказуемым 164
Тире в неполном предложении 166
Знаки препинания в простом осложненном предложении 167
Тире при однородных членах предложения 168
Обобщающие слова при однородных членах предложения 168
Знаки препинания при обособленных определениях 170
Знаки препинания при обособленных приложениях 173
Знаки препинания при обособленных обстоятельствах 177
Знаки препинания при обособленных дополнениях 180
Знаки препинания при сравнительных оборотах .. 182
Знаки препинания при конструкциях с КАК 183
Знаки препинания при уточняющих членах предложения 185
Присоединительные члены предложения 186
Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Вводные слова и предложения 188
Запятые при словах и сочетаниях например, однако, наконец, значит, главным образом, вообще, во всяком случае, в свою очередь 190
Обращение 193
Знаки препинания при прямой речи, цитировании 196
Знаки препинания в сложносочиненном предложении 198
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении 201
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи 203
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении 204
Знаки препинания в предложениях с союзной и бессоюзной связью 206
Тире в простом и сложном предложении 208
Двоеточие в простом и сложном предложении 209
Пунктуация в простом и сложном предложении (обобщение) 210
Речь, текст (А7, А8, А29, АЗО, В7) 215
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста 215
Средства связи предложений в тексте 216
Стили и функционально-смысловые типы речи. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения 220
Анализ текста 227
Языковые нормы (А2 — А6) 230
Орфоэпические нормы 230
Лексические нормы 231
Грамматические нормы (морфологические) 233
Грамматические нормы (синтаксические) 234
Выразительность русской речи (В8) 237
Выразительные средства русской фонетики 237
Выразительные средства словообразования . 242
Выразительные средства лексики и фразеологии 244
Выразительные средства грамматики (морфологические и синтаксические) . 249
Анализ средств выразительности 254
Ключи к тестам 256
Обобщающий тест 277
Ключи к обобщающему тесту 286

Купить — Книгу — ЕГЭ — Русский язык — Полный справочник — Баронова М.М. .com

Купить — Книгу — ЕГЭ — Русский язык — Полный справочник — Баронова М.М. .net

По кнопкам выше и ниже «Купить бумажную книгу» и по ссылке «Купить» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.

По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес», и потом ее скачать на сайте Литреса.

По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно найти похожие материалы на других сайтах.

On the buttons above and below you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.

Дата публикации: 12.05.2022 10:43 UTC

Теги:скачать книгу по русскому языку бесплатно :: ЕГЭ :: справочник :: Баронова


Следующие учебники и книги:

Предыдущие статьи:


Значимые части слова (морфемы)

Морфемика – это раздел русского языка, который изучает строение слова.

Слова состоят из значимых частей, которые называются морфемами: приставки, корня, суффикса и окончания.

Среди морфем выделяются словообразовательные (приставка, суффикс), служащие для образования новых слов, и словоизменительные (окончание, суффикс прошедшего времени глаголов – Л, суффиксы – ЕЕ, – ЕЙ, -ШЕ, при помощи которых образуется простая превосходная степень прилагательных и наречий), служащие для образования форм слова.

Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении и словосочетании.

Чтобы выделить окончание, надо изменить слово: доска – доски, красивый – красивого, лечу – летит.

Окончание выражает разные грамматические значения:

– рода, числа и падежа – у существительных и прилагательных;

– лица и числа – у глагола в настоящем и будущем времени;

– рода и числа – у глаголов в прошедшем времени.

При помощи окончания новые слова не образуются,

образуются формы слова.

Окончание может быть нулевым, то есть не выраженным звуками (врач, дом); оно обнаруживается при сравнении форм слова.

Не имеют окончаний неизменяемые слова:

– наречия (быстро);

– деепричастия (разговаривая);

– прилагательные в сравнительной степени (красивее);

– несклоняемые существительные (депо).

Различайте слова с нулевым окончанием и неизменяемые слова, в которых выделяется только основа (говоря, завтра, длиннее).

Часть изменяемого слова без окончания называется основой слова. Она выражает лексическое значение слова.

Виды основ:

– непроизводная (нет приставки, суффикса: дом);

– производная (образована от других слов: домик);

– производящая (от нее образуется другая основа: дом – домик).

Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.

В слове может быть один корень (цветной) и несколько (цвето’вод’), такие слова называются сложными.

Слова, имеющие одинаковый корень, называются однокоренными (водный, подводный, вода, за’водь, ‘водянистый, под’водник).

Существуют слова, которые имеют один и тот же корень, но разные лексические значения (гора, горный, угореть, загореть, перегореть), они не являются однокоренными.

Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов (вода, подводный).

Приставки вносят дополнительное значение в слова.

Кроме исконно русских приставок (о-, от-, под-, над-, пере-) существуют и иноязычные (контр-, су б-, ад-, ин-, кон-, об-).

В слове может быть несколько приставок: безвыходный.

Среди приставок есть синонимичные (выгнать – изгнать) и антонимичные (влететь – вылететь).

Во многих словах приставки срослись с корнем и как самостоятельные части слова не выделяются: восторгаться.

Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов (тонкость, тонковатый; гонимый, гонящий; водянкой, водянистый).

В слове может быть один суффикс (водяной) или несколько (водянистый).

Многие суффиксы свойственны определенным частям речи:

– ость, – онк, – тель, – щик – существительным;

– ущ, – ющ, -ащ, – ящ, -им, – ом, -ем – причастиям; – ыва, – ива, – ова, – ева – глаголам.

Постфикс – это часть слова, которая стоит после окончания: – сь и – ся.

ТЕСТ

1. Укажите, в каком ряду все слова имеют окончание.

а) заяц, солнцем, верхом (скакать)

б) белым, касается, подошли

в) увидел, справа, второй

г) заточил, (о) переезде, дважды

2. Укажите, в каком ряду все слова имеют нулевое окончание.

а) овощ, плащ, речь

б) Ростов, вперед, настежь

в) рассказ, полночь, вишь

г) плеть, (с) плеч, вскачь

3. Укажите, в каком ряду все слова состоят из приставки, корня, одного суффикса и окончания.

а) поражение, забияка, заведенный

б) загашенный, инициатива, кавалерия

в) застелил, остановка, разгрузка

г) осязание, племенной, заговорщик

4. Укажите, в каком ряду все слова имеют несколько суффиксов.

а) попадание, заболевание, породниться

б) бахрома, встрепенуться, изыскание

в) капитуляция, лотерея, официальный

г) поведение, рассредоточенный, скомканный

5. Укажите, в каком ряду все слова имеют 2 приставки.

а) поодаль, безудержный, неодаренный

б) понаслышке, бесчувственный, неразговорчивый

в) понемногу, несдержанный, нездешний

г) вдвойне, нераспечатанный, небезынтересный

6. Укажите, какое из данных слов не является однокоренным.

а) пригорелый

б) гореть

в) горный

г) угарный (газ)

7. Укажите слова, которые состоят из 5 морфем.

а) напоминать

б) напряженность

в) судоходство

г) пробрался

8. Укажите ошибки, допущенные при морфемном разборе слов.

а) план-ир-ов-а-ть

б) кастрюл-я

в) магнет-изм

г) от-тир-а-ть

9. Укажите, в каких случаях морфемный разбор слов выполнен верно.

а) аук-ци-он

б) вел-ич-ин-а

в) де-кабрь

г) кремн-ий

10. Укажите слова, морфемный состав которых соответствует схеме «корень окончание».

а) порода

б) жуткий

в) забота

г) касторка

11. Укажите слова, в которых основа равна корню.

а) помидор

б) архаизм

в) анализ

г) барометр

Междометие

Ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи не относится междометие – особая часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства, побуждения (ах, ой, ура).

ТЕСТ

1. Укажите, в каком ряду все предлоги являются производными.

а) в течение, в продолжение, вокруг

б) на, в заключение, из-за

в) из-под, насчет, вместо

г) по-за, в отличие, ввиду

2. Укажите, в каком ряду все предлоги являются непроизводными.

а) после, до, на

б) спустя, при, от

в) по, за, из-за

г) благодаря, согласно, между

3. Укажите предложения, в которых встречается предлог вокруг.

а) Мы гуляли вокруг дома.

б) Ничего не было видно вокруг.

в) Куда ни взглянешь – вокруг непроходимые леса.

г) Не хотелось смотреть вокруг.

4. Укажите ряды, в которых перечислены только подчинительные союзы (союзные слова).

а) потому что, когда, какой

б) не только… но и, разве, как

в) как… так и, когда, с тех пор как

г) оттого что, едва, так как

5. Укажите ряды, в которых перечислены только сочинительные союзы.

а) и, но, либо

б) зато, однако, хотя

в) то… то, же, раз

г) не только… но и, но, однако

6. Укажите предложение, в котором ЧТО является союзом.

а) Я знаю, что меня ожидает.

б) «Что за выстрелы!» – в испуге закричал Горелов (Н. Трунов).

в) Я знаю, что мне не на что надеяться.

г) Мы подходили к дому, что виднелся из-за деревьев.

7. Укажите предложения, в которых ПРИТОМ является союзом.

а) Шел дождь, притом еще дул сильный ветер.

б) При том доме культуры было много интересных секций.

в) Он привлекательный внешне, притом еще и интересный внутренне.

г) Он прекрасный музыкант и притом талантливый художник.

8. Укажите предложения, в которых Аявляется частицей.

а) А вот ты где!

б) А как мы ждали твоего возвращения!

в) Этот человек не высокий, а низкий.

г) Это было не спонтанное, а продуманное решение.

9. Укажите, в каком ряду встречаются только модальные частицы.

а) бы, не, все-таки

б) давай, пускай, ли

в) же, только, неужели

г) вон, как раз, ни

10. Укажите предложения, в которых ЖЕ является частицей.

а) Что (же) молчит мой озлобленный ум? (Н. Некрасов)

б) Ты то (же) не захочешь остаться дома.

в) Я то (же) сдала экзамены.

г) Делай (же), что тебе говорят.

11. Укажите ошибки, допущенные при морфологической характеристике служебных частей речи.

а) Однако – союз сочинительный, противительный

б) В течение – предлог непроизводный

в) Ли – частица модальная

г) И – союз сочинительный, соединительный

12. Укажите, в каких рядах все части речи являются служебными.

а) иной, когда, причем

б) неужели, разве, в продолжение

в) несмотря на, у, пускай

г) давай, в заключение, или

13. Какая морфологическая характеристика выделенного слова является правильной?

Выполнить данное поручение оказалось легче, чем нам казалось.

а) прилагательное в простой сравнительной степени

б) наречие в простой сравнительной степени

в) деепричастие

г) глагол

14. Какая морфологическая характеристика выделенного слова является неверной?

Все стало вокруг голубым и зеленым.

а) наречие

б) краткое прилагательное

в) причастие

г) производный предлог

15. В каких примерах допущены ошибки в определении морфологических признаков слова?

а) мой – притяжательное местоимение

б) увлекающийся – имя прилагательное

в) в течение – производный предлог

г) но – сочинительный союз

16. Какая морфологическая характеристика предложения является неверной?

Холодно и ярко сияло на севере над свинцовыми тяжелыми тучами жидкое голубое небо, а из-за этих туч медленно выплывали хребты снеговых гор-облаков (И. Бунин).

а) в предложении 3 наречия

б) в предложении 4 относительных прилагательных

в) в предложении 2 глагола несовершенного вида

г) в предложении части соединены при помощи сочинительного противительного союза

17. Какая морфологическая характеристика предложения является верной?

И вот добрый и мудрый хозяин посетил владельцев луга и в числе других поручений, которые он давал им, сказал и о том, что не надо косить сорную траву, так как она только больше размножается от этого, а надо вырвать ее с корнем (Л. Толстой).

а) в предложении 3 прилагательных

б) в предложении 10 местоимений

в) в предложении 3 подчинительных союза

г) в предложении 5 сочинительных союзов

18. Укажите предложения, в которых употребляются производные предлоги.

а) Мы работали над этим проектом в течение года.

б) Миша вышел на работу вместо заболевшего напарника.

в) Мы вовремя прибыли в место расположения лагеря.

г) Он был вежлив со всеми.

19. Какой частью речи является в данных предложениях слово ЧТО?

1. Я знаю, что ты мне хочешь сказать.

2. Я решила, что поездку придется отложить.

а) 1-ое предложение – относительное местоимение, 2-ое предложение – подчинительный союз

б) 1-ое и 2-ое предложения – подчинительные союзы

в) 1-ое и 2-ое предложения – относительные местоимения

г) 1-ое предложение – подчинительный союз, 2-ое предложение – относительное местоимение

20. В каких предложениях существительное в форме Р.п. употреблено при переходном глаголе?

а) Он явно не читал этой статьи.

б) Чего ты хочешь от меня?

в) Лодка отчалила от берега.

г) Я знаю, что он не писал этого письма.

21. Укажите предложения, в которых встречаются причастия.

а) Мама купила в магазине свежемороженую рыбу.

б) Поджаренная в масле картошка оказалась необыкновенно вкусной.

в) В первую очередь эвакуировали раненых.

г) На столе лежало незапечатанное письмо.

22. Укажите случаи нарушения морфологических норм.

а) много народу

б) у мамина платья

в) у обоих студенток

г) пара носков

Читать

Данное пособие адресовано школьникам, которым предстоит государственная итоговая аттестация в 9 классе, а также преподавателям. Творчески используя содержащийся в нем материал, можно не только ликвидировать имеющиеся пробелы, потренироваться в выполнении заданий, но и преодолеть психологический барьер, существующий у многих учащихся и их родителей по отношению к ГИА в новой форме.

ГИА состоит из трех частей: 1 часть – сжатое изложение, 2 часть – задания на основе прочитанного текста, 3 часть – сочинение-рассуждение.

Вторая часть ГИА состоит из 7 заданий с выбором ответа (А1–А7) и 14 заданий, требующих краткого ответа (В1–В14), каждое из которых оценивается одним баллом.

В книге в полном объеме содержится материал, который включен во все части ГИА, он позволяет проверить сформированность знаний, умений и навыков по основным разделам русского языка, в том числе умение проанализировать текст, уровень владения понятийным аппаратом.

В справочнике выделяются следующие разделы: фонетика, лексика и фразеология (А4–А6, В1, В3), морфемика и словообразование (В2–В4), морфология, синтаксис (В2–В4, В8–В14), орфография (В2–В4), пунктуация (В5–В7); речь и текст (А1–А7, С1, С2), языковые нормы; изобразительно-выразительные средства (А7). Они соответствуют кодификатору элементов содержания курса, на основе которого строятся контрольно-измерительные материалы, и помогают систематизировать и обобщить знания и умения по русскому языку.

Следует отметить, что задания по некоторым разделам (фонетика, языковые нормы) присутствуют только в одном задании в новом варианте ГИА, но для того чтобы выполнить, например, задания по орфографии, надо опираться на знания по фонетике, а владение языковыми нормами является залогом успеха при выполнении всех заданий без исключения.

Теоретический материал в справочнике изложен в сжатой и доступной форме, что позволяет ликвидировать имеющиеся пробелы, а также повторить и обобщить изученное.

Наряду с теоретическим материалом, в пособие включены тестовые задания по каждому разделу и типовые тестовые задания для подготовки к ГИА, являющиеся аналогом тех, которые встретятся на экзаменах.

В конце справочника даются ключи ко всем тестовым заданиям, чтобы школьники могли проверить себя и подготовиться к ГИА самостоятельно.

Хочется надеяться, что, работая по этому справочному пособию, вы придете к выводу: барьер ГИА может быть преодолен успешно, все в ваших руках.

Фонетика – раздел русского языка, который изучает звуки и буквы.

Звуки речи – наименьшие звуковые единицы, которые мы слышим и произносим.

Буквы – условные графические знаки, которые выражают звуки речи на письме.

Гласными называются звуки, при образовании которых воздух свободно проходит через полость рта, не встречая какой-либо преграды.

Гласных звуков – 6: [а], [о], [э], [и], [ы], [у]. Буквы е, ё, ю, я звуками не являются.

Все гласные звуки делятся на:

– ударные;

– безударные.

Согласными называются звуки, при образовании которых воздух встречает в полости рта какую-нибудь преграду.

Согласных звуков – 37: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [з], [з’], [п], [п’], [ф], [ф’], [к], [к’], [т], [т’], [с], [с’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [х], [х’], [ж], [ш], [щ’], [ч’], [ц], [й’].

Все согласные звуки делятся на группы:

1) звонкие – глухие (деление по участию голоса и шума);

парные согласные по звонкости – глухости:

[б] [в] [г] [д] [ж] [з]

[п] [ф] [к] [т] [ш] [с]

Непарные звонкие согласные: [р], [л], [м], [н], [й’].

Непарные глухие согласные: [х], [ц], [ч’], [щ’].

2) твердые – мягкие (различаются положением языка при произношении). Твердые и мягкие согласные могут различать слова: удар – ударь.

Большинство согласных звуков имеют пары по твердости – мягкости: [б] – [б’], [в] – [в’], [г] – [г’], [д] – [д’], [з] – [з’], [к] – [к’], [л] – [л’], [м] – [м’], [н] – [н’], [п] – [п’], [р] – [р’], [с] – [с’], [т] – [т’], [ф] – [ф’], [х] – [х’].

Непарные твердые согласные: [ж], [ш], [ц].

Непарные мягкие согласные: [ч’], [щ’], [й’].

Мягкость согласных на письме обозначается двумя

способами: – с помощью мягкого знака (конь, борьба); – с помощью букв е, ё, ю, я [л’ э с].

Тест

1. В каком ряду во всех словах есть ударный гласный [О]?

а) легкий, сонный, желтый

б) черствый, дремота, простыня

в) печем, избалованный, огниво

г) четкий, донельзя, емкость

2. В каком ряду во всех словах есть гласный звук [А]?

а) мяч, лентяй, рьяный

б) святой, поклон, мята

в) клянусь, ляжет, тянет

г) ледяной, дятел, прогон

3. В каком ряду во всех словах произносится звук [Ы]?

а) цинк, мыльный, жидкий

б) чинный, цикл, демонстрация

в) жестяной, жильцы, циркуль

г) чиновник, крыльцо, дышит

4. Укажите, в каком слове все согласные звуки твердые.

а) живой

б) желтизна

в) широта

г) жернова

5. Укажите, в каком слове все согласные мягкие.

а) щуриться

б) чистить

в) мелкий

г) щетина

6. В каком ряду располагаются слова, в которых все согласные звонкие?

а) роль, йод, дружба

б) май, браво, драже

в) огород, гурьба, ноль

г) яма, бриз, боль

7. В каком ряду располагаются слова, где все согласные глухие?

а) щука, торопиться, чек

б) цыц, стог, косить

в) шаг, пакет, ход

г) пес, крот, тоска

8. В каком ряду во всех словах есть звук [Г]?

а) стог, город, горох

б) герб, герань, рог

в) голова, гамак, дорога

г) глушь, ворог, грузчик

9. В каком ряду во всех словах есть звук [Д’]?

а) дьяк, дюжина, падь

б) дышать, ходить, федерация

в) деятельность, дивизия, диалог

г) диплом, полдень, трудиться

Звуки речи – наименьшие звуковые единицы, которые мы слышим и произносим.

Буквы – условные графические знаки, которые выражают звуки речи на письме.

Гласные звуки под ударением произносятся отчетливо и ясно, в безударных словах неясно, поэтому в безударных слогах гласные буквы и звуки могут не совпадать:

тОвар – т[А]вар.

Йотированные буквы е, ё, ю, я не являются звуками. Эти йотированные буквы обозначают:

– один звук после мягкого согласного: [э] ([м’эл]); [о] ([л’от]); [у] ([л’ук]); [а] ([м’ач’]);

– два звука:

а) в начале слова ([й’ама]);

б) после ь и ъ ([п’й’ут]); в) после гласного звука ([пай’ут]).

Звучание и написание звонких и глухих согласных совпадает в сильной позиции:

– перед гласными: борода;

– перед звонкими согласными: смола.

В слабой позиции парные звонкие и глухие согласные оглушаются или озвончаются.

Звонкие и глухие согласные могут оглушаться и озвончаться.

Оглушение происходит:

– на конце слова: лоб [лоп];

– перед глухими согласными: лодка [лотка].

Озвончение наблюдается перед звонкими согласными: молотьба [малад’ба].

Запомните:

– ь и ъ не являются звуками;

– удвоенные согласные произносятся как один долгий звук (касса [к а с а]);

– сочетание тс дает звук [ц] (нравится [нрав’ица]);

– буквенное сочетание сч дает звук [щ’] (считать [щ’итат’]).

§

– В русском языке в некоторых сочетаниях согласных (стн, здн, стл, лнц, рдц) происходит выпадение звука, такие выпадающие звуки называются непроизносимыми согласными.

Различайте:

блеснуть – блестеть

косные (взгляды) – костный (бульон)

участвовать – чувствовать

яства (ясти – есть) – явственный (явь)

шествовать (по улице) – шефствовать (над кем-то)

ровесник – сверстник

искусный (умелый) – искусственный

лестница – но: лесенка

Тест

1. В каком ряду во всех словах произносится звук [С]?

а) образ, глаз, матрас

б) здоровье, косьба, трасса

в) массовый, корыстный, сделать

г) сбросить, вывоз, дрозд

2. В каком ряду во всех словах произносится звук [Т]?

а) огород, склад, брод

б) местный, демократия, тонус

в) опасный, тревожный, разъезд

г) трогательный, теннисный, проезд

3. Укажите, в каком ряду во всех словах встречаются непроизносимые согласные.

а) лестница, явственный, лестный

б) костный (бульон), поздний, праздник

в) яства, блеснуть, бессловесный

г) искусный, страстный, чествовать

4. Укажите, в каком ряду во всех словах происходит озвончение.

а) женитьба, сбежать, сделать

б) сделка, сбрить, съезжать

в) здесь, кувшин, ловкий

г) сдобный, сберкасса, сброшюровать

5. Укажите, в каком ряду во всех словах происходит оглушение.

а) много дров, гадкий, робкий

б) порог, сладкий, ландшафт

в) берег, дворняжка, рентген

г) флаг, стружки, блюдце

6. Укажите, в каком ряду е, ё, ю, я обозначают один звук.

а) люк, каюта, яма

б) яркий, поёт, съёмка

в) ключ, лещ, песня

г) щавель, пьеса, консьержка

7. В каком ряду во всех словах есть ударный гласный [О]?

а) елка, поем, кует

б) добела, съемный, увлечен

в) дожить, перченый, льет

г) чопорный, освещенный, взбалмошный

8. В каком ряду во всех словах встречается звук [Ц]?

а) цапля, увлекаться, прислоняться

б) куцый, цилиндр, сердце

в) рассердиться, жаловаться, циновка

г) цельный, консультация, цитировать

9. Укажите слова, в которых звуков больше, чем букв.

а) восторженный

б) успокоиться

в) путешествие

г) объедение

10. Укажите слова, в которых букв больше, чем звуков.

а) девятьсот

б) премьера

в) неуместный

г) улыбаться

При фонетическом анализе слова:

– выделяются слоги и указывается ударение;

– дается транскрипция слова;

– характеризуются гласные звуки (ударные, безударные);

– согласные (твердые и мягкие парные и непарные; звонкие и глухие парные и непарные);

– подсчитывается количество букв и звуков в слове.

Количество слогов в слове совпадает с количеством гласных букв.

Тест

1. Укажите слова, в которых букв больше, чем звуков.

а) выдающийся

б) восемьсот

в) пьедестал

г) укрываться

2. Укажите слова, в которых звуков больше, чем букв.

а) расписание

б) необъятный

в) просьба

г) проезжающий

3. Укажите слова, в которых количество букв и звуков совпадает.

а) колье

б) портьера

в) прилетать

г) указание

4. Укажите, где допущены ошибки в фонетическом разборе.

а) сеять– 2 слога, 1-ый ударный

с [с’] – согласный, глухой, мягкий

е [э] – гласный, ударный

я [й’] – согласный, твердый, мягкий

[и] – гласный, безударный

т [т’] – согласный, глухой,

мягкий ь []

5 букв, 5 звуков

б) настроение– 5 слогов, 3-ий ударный

н [н] – согласный, звонкий, твердый

а [а] – гласный, безударный

с [с] – согласный, твердый, глухой

т [т] – согласный, твердый, глухой

р [р] – согласный, звонкий, твердый

о [а] – гласный, безударный

е [й’] – согласный, звонкий, мягкий

[э] – гласный, ударный

н [н’] – согласный, звонкий, мягкий

и [и] – гласный, безударный

е [й’] – согласный, мягкий, звонкий

[э] – гласный, безударный

10 букв, 12 звуков

в) образ – 2 слога, 1-ый ударный

о [о] – гласный, ударный

б [б] – согласный, твердый, звонкий

р [р] – согласный, твердый, звонкий

а [а] – гласный, безударный

з [с] – согласный, твердый, глухой

5 букв, 5 звуков

г) вправо – 2 слога, 1-ый ударный

в [ф] – согласный, твердый, глухой

п [п] – согласный, твердый, глухой

р [р] – согласный, твердый, звонкий

а [а] – гласный, ударный

в [в] – согласный, твердый, звонкий

о [а] – гласный, безударный

6 букв, 6 звуков

5. Укажите неверные характеристики звуков.

а) [c] – согласный, твердый, парный, глухой, парный

б) [ш] – согласный, твердый, парный, глухой, парный

в) [ч’] – согласный, мягкий, парный, звонкий, парный

г) [й’] – согласный, мягкий, непарный, звонкий, непарный

6. Укажите, в каком ряду во всех словах встречаются непроизносимые согласные.

а) чувствовать, сверстник, радостный

б) местность, безжизненный, безжалостный

в) ровесник, ужасный, молотьба

г) опасный, изморось, ресницы

7. Укажите, в каком ряду во всех словах происходит озвончение.

а) просьба, косьба, сжал

б) свадьба, жуткий, грозди

в) вокзал, гербарий, позже г) футбол, брызжут, сожженное

8. Укажите, в каком ряду во всех словах происходит оглушение.

а) столб, низкий, ров

б) друг, испуг, вязкий

в) вперед, дрожь, шефствовать

г) огород, веревка, сердце

9. Укажите случаи, в которых написание и произношение совпадают.

а) поле

б) расплата

в) подписаться

г) обаяние

10. Укажите, в каком ряду все слова состоят из 5 звуков.

а) полет, пьесы, пальто

б) сапог, вожжи, драться

в) язык, съемка, ветер

г) польза, сатин, больше

11. В каком ряду во всех словах встречаются парные звонкие согласные?

а) дуга, газ, беда

б) горе, здание, грива

в) мина, реле, бледный

г) нора, нервы, база

12. В каком ряду во всех словах встречаются только непарные звонкие согласные?

а) мир, рама, милый

б) нрав, варенье, бидон

в) замер, минерал, город

г) модернизм, губы, бурый

13. В каком ряду во всех словах встречаются непарные мягкие согласные?

а) чаща, чай, щучий

б) чертог, жук, шов

в) четкий, щуплый, черепаха

г) подзуживать, расчертить, подъехать

14. В каком ряду во всех словах встречаются непарные твердые согласные?

а) жадный, цепкий, широкий

б) пощечина, ужасный, крыжовник

в) кучевые (облака), прижаться, шорник

г) пришить, прибежать, оценить

15. Укажите неверную характеристику звука [Й’].

а) согласный мягкий

б) парный по твердости-мягкости (парный – [Й])

в) согласный звонкий

г) непарный по звонкости-глухости

16. Назовите слова, которые соответствуют следующим фонетическим признакам:

– 2 слога, 1-ый ударный;

– 6 букв, 6 звуков;

– все согласные звонкие;

– 4 согласных звука, 2 – гласных.

а) желудь

б) жизнью

в) второй

г) бугров

17. Укажите, в каком ряду все слова имеют 3 слога.

а) аптека, вяленый, ёжиться

б) армия, единица, жалюзи

в) аттестат, жалоба, ябеда

г) аукаться, жилище, крапива

Раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка, называется лексикологией.

То, что обозначает слово, называется его лексическим значением.

Оцените статью
ЕГЭ Live