Русский язык, задание 8. Карточка

Русский язык, задание 8. Карточка ЕГЭ
Содержание
  1. Задание 8 ЕГЭ по русскому языку (часть 1)
  2. За это задание вы можете получить 5 баллов!!!
  3. Теория к заданию 8
  4. Несогласованное приложение. Приложение – это определение, выраженное существительным, название газет, журналов, картин, книг, географических объектов и т
  5. Несогласованное приложение правильно
  6. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
  7. Потренируемся! 1 ) В картине (п
  8. Потренируемся! Найдите предложения с ошибкой
  9. Предложения с причастным оборотом
  10. Алгоритм выполнения 1. Определяем причастие по суффиксам (-ущ-/-ющ-, -ащ-/-ящ-, -вш-/-ш-, -ом-/-ем-/ -им-, -енн-/-нн-, -т-)
  11. Тренируемся! 1. В «Василии Тёркине» автор восхищается подвигом русского солдата, сохраняющим верность долгу и отчизне
  12. Проверяем! 1. В «Василии Тёркине» автор восхищается подвигом русского солдата, сохраняющ его верность долгу и отчизне
  13. Предложения с деепричастным оборотом
  14. Алгоритм выполнения 1. Определяем деепричастие (суффиксы -а, -я, -в,-вши-; отвечают на вопросы что делая?
  15. Тренируемся! Используя примеры, мной овладели сомнения
  16. Связь между подлежащим и сказуемым
  17. Алгоритм выполнения 1. Находим предложения с конструкциями
  18. Тренируемся! Кто, как не сама природа, научила будущего скульптора пристальнее вглядываться в формы предметов?
  19. Проверяем! Кто, как не сама природа, научил будущего скульптора пристальнее вглядываться в формы предметов?
  20. Предложения с косвенной речью.
  21. Предложения с однородными членами
  22. Алгоритм выполнения 1. Находим предложение с косвенной речью
  23. Тренируемся! 1. Отец рассказывал, что мы и через 20 лет после окончания института каждый год ездим на встречу выпускников
  24. Проверяем! Отец рассказывал, что и через двадцать лет после окончания института каждый год ездит на встречу выпускников
  25. Тренинг Задание 8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены
  26. Презентация «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Задание 8. Синтаксические нормы»
  27. Суть задания 8 в ЕГЭ по русскому языку 2023
  28. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
  29. Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
  30. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
  31. Ошибка в построении сложного предложения
  32. Неправильное употребление имени числительного
  33. ​Неправильное построение предложения с косвенной речью
  34. Ошибка в построении предложения с однородными членами
  35. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм
  36. Сравним три предложения
  37. Неправильное употребление падежной формы имени существительного с производными предлогами
  38. Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом
  39. Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
  40. Подлежащее и сказуемое должны быть согласованы.
  41. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
  42. Нарушение в построении предложения с однородными членами
  43. Ошибка в употреблении имени числительного
  44. Неправильное построение сложного предложения.

Задание 8 ЕГЭ по русскому языку (часть 1)

Русский язык, задание 8. Карточка

Задание 8 ЕГЭ по русскому языку (часть 1)

Синтаксические нормы: нормы согласования и управления.

Власова Елена Андреевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Константиновская школа» Симферопольского района Республики Крым

Чтобы решить задание 8 ЕГЭ по русскому языку, необходимо знать следующие темы:- нарушения построения предложения с несогласованным приложением- нарушения построения предложения с причастным оборотом- нарушение построения предложения с деепричастным оборотом- нарушение связи между подлежащим и сказуемым- неправильное построение предложения с косвенной речью- нарушение построения предложения с однородными членами- нарушение построения сложного предложения- неправильное употребление падежной формы существительного и местоимения с предлогом- нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм- нарушение управления

За это задание вы можете получить 5 баллов!!!

За это задание вы можете получить 5 баллов!!!

Теория к заданию 8

Теория к заданию 8

Несогласованное приложение. Приложение – это определение, выраженное существительным, название газет, журналов, картин, книг, географических объектов и т

1. Несогласованное приложение.Приложение – это определение, выраженное существительным, название газет, журналов, картин, книг, географических объектов и т.д. Озеро (какое?) Байкал. Определяемое слово (от него задается вопрос к приложению) и приложение дают разные обозначения одного и того же предмета.

Что нужно помнить:Несогласованное приложение стоит в именительном падеже независимо от того, в каком падеже определяемое слово (Озеро (И.П.) Байкал (И.П.), озера (Р.П.) Байкал (И.П.), озеру (Д.П.) Байкал (И.П.)

Несогласованное приложение правильно

Мы встретились, отъехав от города Сочи несколько километров.

Мы встретились, отъехав от города Сочей несколько километров.

Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Предложение с ошибкой:

О своём отношении к музыке В.П. Астафьев написал в очерке «Постскриптуме».

Определяемое слово Приложение

: Постскриптуме (в очерке каком?). Нужно поставить приложение в И.п. (очерке «Постскриптум») либо убрать определяемое слово, и тогда форма слова «Постскриптум» будет зависеть от глагола «написал».

1: О своём отношении к музыке В.П. Астафьев написал в очерке «Постскриптум».

2: О своём отношении к музыке В.П. Астафьев написал в

Название, заключенное в кавычки, данное с родовым словом (повесть, роман, картина, опера, отель) является несогласованным приложением и должно стоять в именительном падеже. Если родового слова нет, то название в кавычках начинает изменяться.

В кинофильме «Война и мир» С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.В «Войне и мире» С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.

В кинофильме «Войне и мире» С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.

Потренируемся! 1 ) В картине (п

1) В картине (п.п.) «Спящий пастушок» (и.п.) Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы. +2) В «Спящем пастушке» (п.п.) Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы. +3) В картине (п.п.) «Спящем пастушке» (п.п.) Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы. —

Сравним три предложения:

Потренируемся! Найдите предложения с ошибкой

Найдите предложения с ошибкой:

1. В апрельском номере журнала «Юности» были опубликованы стихи молодого талантливого поэта.2. Впер­вые «Хо­ван­щи­ну» я слу­шал вме­сте с ро­ди­те­ля­ми.3. Проблемы экономики и бизнеса были в центре внимания ведущего телепередачи «Деловой Москвы».4. В картине Левитана «Дождь» передана вся прелесть дождливых сумерек 5. Уголок старой Москвы воссоздан В.Д. Поленовым в пейзаже в «Московском дворике».6. Журнал «Природа» мы выписываем не­сколько лет.7. Немало критических статей посвящено «Горю от ума».

Предложения с причастным оборотом

2. Предложения с причастным оборотом.

Причастие с определяемым словом должно быть согласовано в роде, числе и падеже. Определяемое слово не должно входить в причастный оборот. Не должно быть замены действительного причастия на страдательное.

Предложения с причастным оборотом. Проверьте окончания прилагательных и причастий, задав вопрос.

Мы гордимся нашими футболистами (Т.П.), победившими (Т.П.) английскую команду.Футболистами (какими?)

Мы гордимся нашими футболистами (Т.П.), победивших (Р.П.) английскую команду

Предложения с причастным оборотом. Определяемое слово не должно входить в причастный оборот.

Оладьи, приготовленные мамой, были необыкновенно вкусны.

Приготовленные оладьи мамой были необыкновенно вкусны.

Предложения с причастным оборотом. Не должно быть замены страдательного причастия на действительное.

Задание, выполняемое нами, не вызывает особых затруднений.

Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений.

Алгоритм выполнения 1. Определяем причастие по суффиксам (-ущ-/-ющ-, -ащ-/-ящ-, -вш-/-ш-, -ом-/-ем-/ -им-, -енн-/-нн-, -т-)

1. Определяем причастие по суффиксам (-ущ-/-ющ-, -ащ-/-ящ-, -вш-/-ш-, -ом-/-ем-/ -им-, -енн-/-нн-, -т-).2. Находим определяемое слово, задаем вопрос к причастию, выясняем, нарушено ли согласование или нет.3. Если согласование не нарушено, то находим границы причастного оборота, выясняем, есть ли разрыв или нет.4. Если разрыва нет, то определяем залог. Выясняем, есть ли ошибка или нет.

Тренируемся! 1. В «Василии Тёркине» автор восхищается подвигом русского солдата, сохраняющим верность долгу и отчизне

1. В «Василии Тёркине» автор восхищается подвигом русского солдата, сохраняющим верность долгу и отчизне.2. Проскользнувший человек мимо меня быстро скрылся за углом, так что я даже не успел разглядеть его как следует.3. В повести «Капитанская дочка» имеется ряд эпизодов, указывающие не только на жестокость борющихся сторон, но и на их способность к милосердию и великодушию.4. Образ поэта-пророка, создан­ные Пушкиным, определял и его собственную жизнь.5. Один из фактов биографии А.П. Чехова, ставшие недавно известными, — строительство им на свои средства пяти сельских школ.6. Многие критические замечания были внесены в энциклопедию, подготовленной к переизданию.7. В поросших лугах буйной растительностью водилось множество птиц. 8. На столе стояли предназначенные для гостей столовые приборы.9. Созданный роман молодым автором вызывал оживленные споры.10. Издалека были видны плывущие бревна по воде.

Проверяем! 1. В «Василии Тёркине» автор восхищается подвигом русского солдата, сохраняющ его верность долгу и отчизне

1. В «Василии Тёркине» автор восхищается подвигом русского солдата, сохраняющего верность долгу и отчизне.2. Проскользнувший мимо меня человек быстро скрылся за углом, так что я даже не успел разглядеть его как следует.3. В повести «Капитанская дочка» имеется ряд эпизодов, указывающих не только на жестокость обеих борющихся сторон, но и на их способность к милосердию и великодушию.4. Образ (какой?) поэта-пророка, созданнЫЙ Пушкиным, определял и его собственную жизнь.5. Один из фактов биографии А.П. Чехова, ставший недавно известными, — строительство им на свои средства пяти сельских школ.6. Многие критические замечания были внесены в энциклопедию, подготовленную к переизданию.7. В лугах, поросших буйной растительностью, водилось множество птиц.8. На столе стояли столовые приборы, предназначенные для гостей.9. Роман, созданный молодым автором, вызывал оживленные споры.10. Издалека были видны бревна, плывущие по воде.

Предложения с деепричастным оборотом

3. Предложения с деепричастным оборотом.

Деепричастие обозначает дополнительное действие, которое совершает подлежащее. Деепричастие в предложении можно заменить однородным сказуемым.(Улыбаясь, он шел по улице. – Он шел по улице и улыбался).

Предложения с деепричастным оборотом. Деепричастный оборот не употребляется, если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам.

Когда я подъезжал к городу, начался сильный ветер.

Подъезжая к городу, начался сильный ветер. (ветер не может подъезжать к городу)

Предложения с деепричастным оборотом. Деепричастный оборот не употребляется в безличном предложении, если в нём сказуемое выражено не инфинитивом.

Когда я приехал в Москву, мне стало грустно.

Приехав в Москву, мне стало грустно.

Предложения с деепричастным оборотом. Деепричастный оборот не употребляется, если сказуемое выражено кратким страдательным причастием.

Когда я сдал экзамены, меня приняли в вуз.

Сдав экзамены, я был принят в вуз (кем-то принят).

Алгоритм выполнения 1. Определяем деепричастие (суффиксы -а, -я, -в,-вши-; отвечают на вопросы что делая?

1. Определяем деепричастие (суффиксы -а, -я, -в,-вши-; отвечают на вопросы что делая? Что сделав?)2. Как правило, в начале предложения, перед подлежащим или сказуемым.3. Находим подлежащее, выясняем один предмет выполняет действия или разные.4. Если разные предметы выполняют действия или предложение безличное с личными местоимениями в косвенных падежах, то это предложение с ошибкой.

Тренируемся! Используя примеры, мной овладели сомнения

Используя примеры, мной овладели сомнения.2. Расположившись на земляной насыпи, у зрителей был прекрасный обзор всего поля.3. Заглянув на урок, директору представилась интересная картина.4. Приводя примеры истинной любви, многие учащиеся обращались к «Гранатовому браслету». +5. Создавая метеорологический прогноз, учёными обрабатывается большой статистический материал.6. Перед Иваном Грозным, взяв в 1552 году столицу Казанского ханства, встала задача расположить к себе новых подданных.

Связь между подлежащим и сказуемым

4. Связь между подлежащим и сказуемым

Чтобы найти ошибку, нужно уметь определять подлежащее и сказуемое в предложении, а также знать основные правила:

Про ЕГЭ:  Разбор типовых заданий ЕГЭ по математике базового уровня | Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по геометрии (9, 10, 11 класс): | Образовательная социальная сеть

Связь между подлежащим и сказуемым. Сказуемое должно быть согласовано с подлежащим

Все, (кто интересуется театром), знают имя Алексея Бахрушина

Все, (кто интересуется театром), знает имя Алексея Бахрушина

Связь между подлежащим и сказуемым. Род сложносокращённых слов определяется по ключевому слову: ООН – Организация Объединённых Наций (организация – главное слово в ж. р.)

ООН объявила о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту.

ООН объявил о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту.

Связь между подлежащим и сказуемым. Сказуемое согласуется с первым (главным) словом сложного существительного.

Связь между подлежащим и сказуемым. Местоимения «кто, никто, кое-кто» употребляются с глаголом в единственном числе и мужском роде.

Все, кто пришел на спектакль, были в восторге.

Все, кто пришели на спектакль, были в восторге.

Связь между подлежащим и сказуемым. Если числительное является подлежащим и оканчивается на  «один», то сказуемое должно быть в единственном числе.

К нам приехал двадцать один студент.

К нам приехали двадцать один студент.

Связь между подлежащим и сказуемым. Если подлежащее имеет в своем составе слова  «много, немного, мало», то сказуемое должно быть в единственном числе.

Много веков прошло с тех пор.

Много веков прошли с тех пор.

Связь между подлежащим и сказуемым. В каком числе должно быть сказуемое, если подлежащее содержит слова большинство, меньшинство, несколько, ряд?

В единственном числе, если при данных словах нет зависимых словБольшинство одобряет политику президента.На заседании присутствовало меньшинство.В единственном числе, если речь идет о неодушевленных предметахБольшинство поправок не вызывает возражений.Меньшинство школ перешло на новую систему.Во множественном числе во всех остальных случаях.Ряд министров выступили за продолжение реформы. (Подлежащее — одушевленное существительное).

Алгоритм выполнения 1. Находим предложения с конструкциями

1. Находим предложения с конструкциями. Выясняем, есть ли в них ошибки.2. Если нет, находим несклоняемые существительные.3. Если нет, находим все остальное, точнее, обращаем внимание на то, чем выражено подлежащее, определяем число.4. Находим предложение с нужной ошибкой.

Тренируемся! Кто, как не сама природа, научила будущего скульптора пристальнее вглядываться в формы предметов?

Кто, как не сама природа, научила будущего скульптора пристальнее вглядываться в формы предметов? Те из учеников, кто невнимательно выполнил домашнее задание, вряд ли справится с контрольной работой.3. Все, кто слушал выступление профессора, в очередной раз был удивлён яркостью, оригинальностью и глубиной его речи.4. Те, кто служит делу просвещения, снаряжает молодых в долгий путь по жизни, развивает их ум и способности,благословляет на творческий поиск. 5. Кто, как не классики литературы, должны быть авторитетом в плане владения русским языком?6. Те, кто не знали слова песни, молча от­крывали рот.7. Всех, кто разбираются в технике, приглашают принять участие в технической олимпиаде.

Проверяем! Кто, как не сама природа, научил будущего скульптора пристальнее вглядываться в формы предметов?

Кто, как не сама природа, научил будущего скульптора пристальнее вглядываться в формы предметов? Те из учеников, кто невнимательно выполнил домашнее задание, вряд ли справятся с контрольной работой.3. Все, кто слушал выступление профессора, в очередной раз были удивлёны яркостью, оригинальностью и глубиной его речи.4. Те, кто служит делу просвещения, снаряжают молодых в долгий путь по жизни, развивают их ум и способности, благословляют на творческий поиск. 5. Кто, как не классики литературы, должен быть авторитетом в плане владения русским языком?6. Те, кто не знал слова песни, молча от­крывали рот.7. Всех, кто разбирается в технике, приглашают принять участие в технической олимпиаде.

Предложения с косвенной речью.

Предложения с косвенной речью.  Косвенная речь – это переделанная прямая речь в сложноподчиненное предложение без кавычек.При переводе прямой речи в косвенную местоимения и глаголы в форме 1 лица следует заменить местоимениями и глаголами 3 лица.

Автор утверждает, что он это знает, а не просто предполагает.

Автор утверждает, что я это знаю, а не просто предполагаю (смешение прямой и косвенной речи).

Предложения с косвенной речью.  При переводе прямой речи в косвенную местоимения и глаголы в форме 1 лица следует заменить местоимениями и глаголами 3 лица.

А.С. Пушкин писал, что «чувства добрые я лирой пробуждал».

Предложения с однородными членами

Предложения с однородными членами.  Каждый из однородных членов должен быть грамматически соотнесён с общим словом.

Раскольников  придумал (кого? что? В.п.) свою теорию и восхищается (кем? чем? Т.п.) ею.

Раскольников придумал и восхищается своей теорией. (глаголы сочетаются с существительными в разных падежах)

Алгоритм выполнения 1. Находим предложение с косвенной речью

1. Находим предложение с косвенной речью. Выясняем, какое лицо употребляется.2 Выясняем, был ли вопрос в прямой речи.3. Находим ошибку. Указываем номер предложения.

Тренируемся! 1. Отец рассказывал, что мы и через 20 лет после окончания института каждый год ездим на встречу выпускников

1. Отец рассказывал, что мы и через 20 лет после окончания института каждый год ездим на встречу выпускников.2. Клара спросила, что нельзя ли молока у вас купить?3. Я с удивлением спросил, где же крепость.4. Я не заметил, находится ли он в комнате.5. Алёхин, входя в гостиную, воскликнул, что он очень рад всех нас видеть.6. Благодаря зрителей за искренний интерес, ведущий объявил, что «вас ждёт новая встреча с новым героем».7. Отец, позвонивший вчера поздно вечером, сообщил, что заболел, и сказал, что «я остаюсь дома».

Проверяем! Отец рассказывал, что и через двадцать лет после окончания института каждый год ездит на встречу выпускников

Отец рассказывал, что и через двадцать лет после окончания института каждый год ездит на встречу выпускников. Клара спросила, нельзя ли молока у вас купить?3. Я с удивлением спросил, что где же крепость.4. Я не заметил, что находится ли он в комнате.5. Алёхин, входя в гостиную, воскликнул, что я очень рад всех нас видеть.6. Благодаря зрителей за интересные вопросы и искренний интерес, ведущий объявил, что их ждёт новая встреча с новым героем.7. Отец, позвонивший вчера поздно вечером, сообщил, что заболел, и сказал, что ОН остаЁТСЯ дома.

Тренинг Задание 8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены

Задание 8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

Презентация «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Задание 8. Синтаксические нормы»

Задание 8 в ЕГЭ по русскому языку оценивают в целых три первичных балла. Это значит, что оно может серьёзно повлиять на итоговый результат. Рассказываем, в чём суть задания и какие знания помогут получить максимальное количество баллов.

Русский язык, задание 8. Карточка

Суть задания 8 в ЕГЭ по русскому языку 2023

В задании 8 ЕГЭ по русскому языку даны два столбца. В первом столбце под буквами перечислены грамматические ошибки, во втором под номерами — предложения. Некоторые предложений составлены верно, а некоторые — с ошибками. Нужно найти неверно составленные предложения и определить, в чём ошибка. Потом соотнести ошибку из первого столбца с предложением из второго и вписать номера предложения в поля под буквами.

За задание 8 можно получить целых три первичных балла. Если указать неправильные номера предложений один или два раза — задание оценят в два балла, если допустить 3-4 ошибки — за задание дадут один балл. А если указать больше номеров, чем дано полей, поставят ноль баллов. Даже если часть номеров указана верно.

В тестовой части ЕГЭ по русскому языку всего два задания, за которые можно получить больше одного первичного балла. Про второе рассказали здесь.

Чтобы получить максимум баллов за задание 8, нужно уметь находить грамматические ошибки при построении предложений. Собрали подборку таких ошибок и разобрали их на примерах.

Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Причастный оборот — это часть предложения, которая определяет какое-то слово в нём. В самом причастном обороте есть причастие и зависимые от него слова.

Если неправильно употребить причастный оборот, нарушаются правила грамматики и искажается смысл предложения.

Одна из частых ошибок — причастный оборот не согласован с определяемым словом, например:

❌ Это стучат окна, открытых ветром.

✅ Это стучат окна, открытые ветром.

Как найти ошибку:

Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

Деепричастный оборот — это часть предложения, которая связана с глаголом и добавляет к нему действие. Деепричастный оборот состоит из деепричастия и зависимых от него слов.

Глагол и деепричастный оборот должны относиться к одному лицу, которое совершило/совершает/совершит действие (субъекту действия), например:

❌ Готовясь к экзамену, ему стало тревожно.

✅ Готовясь к экзамену, он переживал.

Русский язык, задание 8. Карточка

Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Это распространенная ошибка в русском языке. Выбор неправильной формы может исказить смысл предложения и сделать его непонятным.

Вот пример неправильного употребления падежной формы с предлогом «‎по»:

Русский язык, задание 8. Карточка

Ошибка в построении сложного предложения

Такие ошибки нарушают логику повествования и делают высказывание непонятным. Найти их бывает сложно, потому что у них много видов, например, несоответствие времени между частями предложения:

❌ Она закончит читать и идёт спать.

✅ Она пойдёт спать, когда закончит читать.

Чтобы находить проблемы в построении сложного предложения, важно следить за логической целостностью высказывания и проверять, что все части предложения согласованы по времени и связаны друг с другом.

Неправильное употребление имени числительного

Такая ошибка в предложениях часто возникает из-за несоблюдения правил согласования существительных с числительными, например:

1. Несогласованность с существительными в роде: «‎5 коты» вместо «‎5 котов».

2. Неправильный падеж существительного с дробным числительным: «‎более 15,5 миллионов» вместо «‎более 15,5 миллиона».

3. Неправильное склонение сложных количественных числительных: «‎трёхстам» вместо «‎трёмстам».

Чтобы избежать этих ошибок, нужно внимательно следить за согласованием числительных с существительными в роде, числе и других грамматических формах.

​Неправильное построение предложения с косвенной речью

Неправильное построение предложений с косвенной речью может привести к непониманию его смысла. Частые ошибки: использование неправильных временных форм, несоответствие между глаголом косвенной речи и глаголом прямой речи, несоответствие между подлежащим и именем существительным в косвенной речи. Например:

Русский язык, задание 8. Карточка

Чтобы избежать таких ошибок или быстро уметь находить их в заданиях на ЕГЭ, нужно следить, чтобы прямая и косвенная речь не смешивались. А ещё следить за временными формами и соответствием между глаголами прямой и косвенной речи.

Ошибка в построении предложения с однородными членами

Ошибки в построении предложений с однородными членами могут быть из-за неверного порядка слов или неправильного употребления союзов, например:

Русский язык, задание 8. Карточка

Приложение — это название чего-либо. Такое приложение в тексте обычно стоит в кавычках. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением — это ситуации, когда приложение употреблено в неправильной форме, например:

❌ Это продаётся в магазине «‎Хозяюшке».

✅ Это продаётся в «‎Хозяюшке».

✅ Это продаётся в магазине «‎Хозяюшка».

Запомни: если в предложении у приложения есть существительное, тогда склоняется существительное, а приложение — нет. Если существительное пропущено, тогда склоняется приложение. И то, и другое склонять не надо.

Про ЕГЭ:  Ответы. В тест вписаны следующие вопросы

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Другими словами, это несогласованность временной или видовой формы глагола. Звучит сложно, поэтому рассмотрим на примерах.

Глаголы бывают двух видов: совершенного (что сделать?) и несовершенного (что делать?). Если глаголы в предложении разных видов, то это несогласованность видовой формы.

Русский язык, задание 8. Карточка

Несогласованность временной формы — это употребление глаголов в разных временах, из-за которого нарушается логика или искажается смысл.

Русский язык, задание 8. Карточка

Чтобы найти эту ошибку в задании 8 ЕГЭ по русскому языку, нужно сравнить формы и времена глаголов в предложении и соотнести их с описываемыми действиями.

ЕГЭ по русскому языку — обязательный экзамен. От него зависит получение школьного аттестат. Если есть трудности в самостоятельной подготовке — записывайся в «‎СОТКУ»‎! У нас можно готовиться сразу ко всем пердметам по подписке. Подробности и запись на бесплатный вводный урок здесь.

1. Нарушение в построении предложения с несогласованным
приложением
2. Неправильное употребление падежной формы
существительного с предлогом
3. Ошибка в построении предложения с деепричастным
оборотом
4. Нарушение видовременной соотнесённости глагольных
форм
5. Нарушение в построении предложения с причастным
оборотом
6. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
7. Нарушение в построении предложения с однородными
членами
8. Неправильное построение предложения с косвенной речью
9. Ошибка в употреблении имени числительного
10. Ошибка в построении сложного предложения

Название, заключенное в кавычки, данное с родовым словом
(повесть, роман, картина, опера, отель) является несогласованным
приложением и должно стоять в именительном падеже.
Если родового слова нет, то название в кавычках начинает изменяться.

Сравним три предложения

1) В картине (п.п.) «Спящий пастушок» (и.п.)
Венецианову удалось передать всю прелесть
неяркой русской природы.
2) В «Спящем пастушке» (п.п.) Венецианову
удалось передать всю прелесть неяркой русской
природы.
3) В картине (п.п.) «Спящем пастушке» (п.п.)
Венецианову удалось передать всю прелесть
неяркой русской природы.
+
+
__

«Юность» были
1. В апрельском номере журнала «Юности»
опубликованы стихи молодого талантливого поэта.
2. Впер­вые «Хо­ван­щи­ну» я слу­шал вме­сте с ро­ди­те­ля­ми.
3. Проблемы экономики и бизнеса были в центре внимания
«ДеловаяМосквы».
Москва»
ведущего телепередачи «Деловой
4. В картине Левитана «Дождь» передана вся прелесть
дождливых сумерек
5. Уголок старой Москвы воссоздан В.Д. Поленовым в
«Московский дворике».
дворик»
пейзаже в «Московском
6. Журнал «Природа» мы выписываем не­сколько лет.
7. Немало критических статей посвящено «Горю от ума»
статьЕ в газете мы узнали о возобновлении
8. Благодаря статьи
туристского теплоходного маршрута к «Северным
островам».

2. Неправильное употребление падежной
формы существительного с предлогом
Употребление падежной формы имени
существительного при производных
предлогах
Благодаря
Согласно
Вопреки
Наперекор
Подобно
Наперерез
Навстречу
Дательный падеж (Кому? Чему?)
Благодаря своим знаниям мы достигли успеха.
Благодаря своих знаний мы достигли успеха.
Обязанности сотрудников распределены согласно договора.

Неправильное употребление падежной формы имени существительного с производными предлогами

Ввиду
Вследствие
В случае
При условии
При помощи
Родительный падеж (Кого? Чего?)
Мы задержались в пути вследствие
непредвиденных обстоятельств.
Мы задержались в пути вследствие
непредвиденным обстоятельствам.

Сочетания с предлогом ПО (в значении «после
чего-либо»), требуют
вопросов ПРЕДЛОЖНОГО пад.
по приезду
по окончанию
по завершению
по прибытию
по возвращению
по истечению
По приезде
По окончании
По завершении
По прибытии
По возвращении
По истечении

БЛАГОДАРЯ
ВОПРЕКИ
СОГЛАСНО
ПОДОБНО
чему?
ПО
= после чего-либо
непогоде
ожиданиям
приказу
облаку
ВВИДУ чего? предстоящего
мероприятия
+ предложный падеж
(в чём?)
по приезде
по прибытии
вздыхать, горевать,
ПО +
грустить, плакать,
скучать, тосковать
+ дательный падеж
(кому? чему?)
Тосковать
по жене

Скучать по вас
(местоимения в
предложном
падеже)

1. Находим производный предлог, определяем
падеж слова, к которому относится этот предлог.
2. Если падеж не соответствует, то это
предложение с ошибкой.
3. Если ошибок с производными предлогами нет,
то находим сочетание с ПО, определяем
падеж, смотрим на окончание, если в окончании
–ю(-у), то это предложение с ошибкой.

1. Бла­го­да­ря по­вы­ше­ния уров­ня сер­ви­са в фир­мен­ных
ма­га­зи­нах стало боль­ше по­ку­па­те­лей.
2.Зим­няя сес­сия сту­ден­тов про­хо­ди­ла со­глас­но рас­пи­
са­ния.
3. А.П. Чехов в письме из Ялты описывает о
путешествии в ботанический сад.
4. Вопреки правил пунктуации, журналисты часто
употреб­ляют тире вместо двоеточия.
5.Благодаря понимания со стороны родителей и
друзей мне удалось преодолеть трудности.
6. Вследствие сильным дождям вода в реке всё
прибывала.
7. На уроках русского языка недостаточное внимание
уделяется на изучение норм литературного языка.
8.По окончании школы я планирую поступить в ВУЗ.

9. Согласно правил вводные слова выделяются на
письме запятыми.
10. В выходные и праздничные дни поезда будут
следовать согласно расписания.
11. Вопреки прогнозов аналитиков, в этом году
авиакомпании удалось сохранить объём перевозок.
12. Сразу по приезду в город мы отправились к морю.
13. Согласно указания директора на предприятии
началась замена старых пропусков на новые.
14. Не все участники похода добрались до места
встречи ввиду сложностью маршрута
15. По истечении срока контракта мы вернулись домой.
16. По приезду в город Чичиков познакомился с
городскими чиновниками.
17. Билеты будут продаваться по прибытию поезда.

Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом

1. Деепричастие обозначает добавочное действие при
основном, его можно заменить глаголом. А это значит, что
относится к одному подлежащему, что и сказуемое.
Гуляя в парке, я потерял перчатки. Я гулял, я потерял
2. Допускается использование в безличном предложении при
инфинитиве: Возвращаясь домой , нужно зайти в булочную.
Нельзя употреблять:
А) в безличном, с личными местоимениями
в косвенных падежах (мне, у меня, со мной, у вас и т.д.)
Изучая арифметику, мне стало интересно.

Глагол-сказуемое и деепричастие не должны
обозначать действия разных предметов и лиц.
ПРАВИЛЬНО:
ПРАВИЛЬНО:
Занимаясь определённым
делом, оно начинает
Когда
мы
занимаемся
определенным
делом, оно
хорошо
получаться.
Занявшись
определенным
делом, мы добились
начинает
успеха. получаться
ПРАВИЛЬНО:
ПРАВИЛЬНО:
Встретившись
на вокзале,
слезыслёзы
самисами
показались на
Когда
мы
встретились
на
вокзале,
Встретившись
на вокзале, мы заплакали.
глазах
.
показались из глаз.

1. Определяем деепричастие (суффиксы -а, -я, -в,
-вши-; отвечают на вопросы что делая? Что
сделав?)
2. Как правило, в начале предложения, перед
подлежащим или сказуемым.
3. Находим подлежащее, выясняем один предмет выполняет
действия или разные.
4. Если разные предметы выполняют действия
или предложение безличное с личными
местоимениями в косвенных падежах, то это
предложение с ошибкой.

1. Используя примеры, мной овладели сомнения
2. Расположившись на земляной насыпи, у зрителей был
прекрасный обзор всего поля.
3. Заглянув на урок, директору представилась интересная
картина.
4. Благодаря обучения в медицинском институте Устименко
стал работать сельским врачом.
5. Приводя примеры истинной любви, многие учащиеся
+
обращались к «Гранатовому браслету».
6. Создавая метеорологический прогноз, учёными
обрабатывается большой статистический материал.
7. Используя языковые средства выразительности, текст
выглядит более убедительным.
8. Взяв в 1552 году столицу Казанского ханства, Иван
Грозный старался привлечь на свою сторону новых
подданных.

Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

Сказуемые должны быть одного вида и одного времени.
1.В простом предложении
сов. вид
несов. в
зашел
Петр Иванович приехал на работу и заходил
в кабинет.
пр. в
наст. в
пересказывали его
Дети внимательно слушали текст и пересказывают
содержание.
2. В сложном предложении.
Когда наступает
наступит лето, мы поедем отдыхать на юг.
В жизни случается
случалось разное, но и были чудеса.

1. Он проталкивался к двери и кашляет от морозного
воздуха.
2. Мы — его ученики — шли на урок, чтобы послушать его,
чтобы прикасаться к новому и неизведанному, чтобы
поделиться тем, что нас волнует.
3. Спортсмены, приехавшие на чемпионат, надеялись на
победу и верят в неё.
4. Неожиданно для всех Рита позвонила и сообщила, что
обе девочки уже дома.
5. Нам, к всеобщей радости, оплатили сверхурочную
работу и отпустят отдыхать.
6. Ф.М. Достоевский считал воз­можным счастье не
только «в насла­ждениях любви, а и в высшей
гар­монии духа» и восхищается поступ­ком Татьяны, не
построившей свое­го личного счастья на несчастье
другого.

1. Согласование причастия в числе, роде и падеже
с определяемым словом. Ошибка – неверное
согласование (неправильное окончание)
каких?
Мы видим ребят, гулявшими в парке.
Мы видим ребят (каких?), гулявших в парке.

2. Ошибка в разрыве причастного оборота.
Мы видим играющих детей с машинками.
Мы видим играющих с машинками детей.
3. Ошибка в неверном употреблении залога
причастия (страдательное или действительное)
Мы видим впереди быстро построившееся здание.
(Здание само построиться не может)
Мы видим впереди быстро построенное здание.

1. Определяем причастие по суффиксам (-ущ-/-ющ-,
-ащ-/-ящ-, -вш-/-ш-, -ом-/-ем-/-им-, -енн-/-нн-, -т-).
2. Находим определяемое слово, задаем вопрос
к причастию, выясняем, нарушено ли
согласование или нет.
3. Если согласование не нарушено, то находим
границы причастного оборота, выясняем, есть ли
разрыв или нет.
4. Если разрыва нет, то определяем залог.
Выясняем, есть ли ошибка или нет.

1. В «Василии Тёркине» автор восхищается подвигом русского солдата,
сохраняющим верность долгу и отчизне.
2. Проскользнувший человек мимо меня быстро скрылся за углом, так
что я даже не успел разглядеть его как следует.
3. В повести «Капитанская дочка» имеется ряд эпизодов, указывающие
не только на жестокость борющихся сторон, но и на их способность к
милосердию и великодушию.
4. Образ поэта-пророка, создан­ные Пушкиным, определял и его
собственную жизнь.
5. Один из фактов биографии А.П. Чехова, ставшие недавно
известными, — строительство им на свои средства пяти сельских школ.
6. Многие критические замечания были внесены в энциклопедию,
подготовленной к переизданию.
7. В поросших лугах буйной растительностью водилось множество
птиц.
8. На столе стояли предназначенные для гостей столовые приборы.
9. Созданный роман молодым автором вызывал оживленные споры.
10. Издалека были видны плывущие бревна по воде.

Подлежащее и сказуемое должны быть согласованы.

Все, кто пришли в театр, были в восторге.
Все, кто пришёл в театр, был в восторге.
Все, кто пришёл в театр, были в восторге.

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

2. Употребление несклоняемых
существительных (нарушение рода)
А) названия животных: какаду, пони, шимпанзе,
кенгуру – м.р.
Б) названия продуктов, растений: кольраби,
брокколи – ж.р, салями – ж.р., сулугуни – м.р.
В) географические названия: Баку, Сочи – м.р.,
Миссисипи, Миссури – ж.р.
На дереве сидел шимпанзе.
Пони катала
катал в парке детей.

3. Употребление аббревиатур (нарушение рода)
МГИМО сообщило
сообщил о результатах.
МГИМО — Московский государственный институт
международных отношений (м.р.)
МГУ сообщил о сроках дополнительного вступительного
испытания.
МГУ – Московский государственный университет (м.р.)
МЧС направило
направил отряд спасателей в неблагоприятный район.
МЧС – Министерство чрезвычайных ситуаций (ср.р.)
ГИБДД сообщила
сообщил о статистике аварий на дорогах.
ГИБДД – Государственная инспекция безопасности
дорожного движения (ж.р.)
МИД предупредило
предупредил консульство соседних стран.
МИД – Министерство иностранных дел (ср.р.)

Про ЕГЭ:  Какие предметы нужно сдавать для поступления на юриста

4. Нарушение согласования в числе (подлежащее
выражено существительным, сказуемое – глаголом)
Аудитория долго и громко смеялись.
5. Если есть уточняющие члены предложения при
подлежащем.
Вся семья, а особенно младшие дети, ждали
наступления Нового года.
6. Сочетания числительного и существительного.
К нам подошли сорок один человек.
Выступило на концерте двадцать три актера.
Уже прошли сто лет со дня рождения поэта.
Большинство предметов стояли на полу.
Большинство учеников сдало сочинения на проверку.

1. Находим предложения с конструкциями.
Выясняем, есть ли в них ошибки.
2. Если нет, находим несклоняемые
существительные.
3. Если нет, находим все остальное, точнее,
обращаем внимание на то, чем выражено
подлежащее, определяем число.
4. Находим предложение с нужной ошибкой.

1. Кто, как не сама природа, научила будущего скульптора
пристальнее вглядываться в формы предметов?
2. Те из учеников, кто невнимательно выполнил домашнее
задание, вряд ли справится с контрольной работой.
3. Все, кто слушал выступление профессора, в очередной раз был
удивлён яркостью, оригинальностью и глубиной его речи.
4. Те, кто служит делу просвещения, снаряжает молодых в
долгий путь по жизни, развивает их ум и способности,
благословляет на творческий поиск.
5. Кто, как не классики литературы, должны быть авторитетом в
плане владения русским языком?
6. Те, кто не знали слова песни, молча от­крывали рот.
7. Всех, кто разбираются в технике, приглашают принять участие
в технической олимпиаде.
8. Те, кто увлекается творчеством Булгакова, знают, что о романе
«Мастере и Маргарите» написаны сотни критических статей.
9. Все, кто изучал труды Г.О.Винокура, знают о его
исследованиях в области лингвопоэтики.

Нарушение в построении предложения с однородными членами

3. Нельзя ставить общее дополнение при
однородных сказуемых, требующих разного
управления .
Что?
чем?
Бизнесмен организовал и руководит предприятиями.
4. Нельзя связывать в качестве однородных членов
слова, выраженные разными частями речи.
Я люблю рисовать и живопись.
Катя стройна и очень красивая.

5. Однородными не могут быть разные члены
предложения, то есть определение или дополнение и
придаточная часть сложного предложения.
Малыш, гулявший в парке и который упал, плачет.
Нам сообщили о росте цен на нефть и что скоро
товары подорожают.
4. Однородными могут быть слова из одной логической
группы.
У автомобиля новые диски и отличные скоростные
показатели.
6. Однородные при обобщающем слове должны быть
такого же падежа, что и оно. Мама нарвала разных
цветов: лютики, ромашки, васильки.

1. Находим предложения с составными союзами,
выясняем, нет ли ошибок в их употреблении.
2. Находим 2 глагола, связанных союзом И с
общим дополнением.
3. Если нет, находим однородные, выраженные
разными частями речи или являющиеся разными
членами предложения. Проверяем.
4. Указываем номер предложения с
ошибкой.

1. Болельщики «Зенита» любили и гордились своей
командой, не один раз выигрывавшей сложнейшие матчи.
2. Провожающие шли с сумками и печальными лицами.
3. В шкафу стоят книги, на полках лежат не только газеты, но
также и стеклянная посуда
4. Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах.
5. Плохо выраженная мысль — это леность не только речевых
усилий, а также леность мысли.
6. Нам, к всеобщей радости, оплатили сверхурочную работу и
отпустят отдыхать.
7. Он надеялся опубликовать и познакомить читателей со
своей повестью до начала следующего года.
8. Новый законопроект взволновал и активно обсуждался в
широких кругах общественности.
9. Жизнь крестьян изображена в произведениях русских
классиков: Гоголь, Тургенев, Толстой.

Косвенная речь – это переделанная прямая речь в
сложноподчиненное предложение без кавычек.
1. В косвенной речи 1, 2 лица заменяются на 3 лицо.
Петр сказал, что он
я задержится
задержусь дома.
2. Использование кавычек
Петр сказал, что «я он
задержусь
дома».
задержится
дома
3. Если в прямой речи была вопросительная реплика,
то в предложении используется союз ЛИ.
Анна спросила, что пойдут они в кино.
Анна спросила, пойдут ли они в кино.

1. Находим предложение с косвенной речью.
Выясняем, какое лицо употребляется.
2 Выясняем, был ли вопрос в прямой речи.
3. Находим ошибку. Указываем номер
предлодения.

1. Отец рассказывал, что мы и через 20 лет после окончания
института каждый год ездим на встречу выпускников.
2. Клара спросила, что нельзя ли молока у вас купить?
3. Немного задумавшись, Витя сказал, что я приду к тебе.
4. Я с удивлением спросил, что где же крепость.
5. Я не заметил, что находится ли он в комнате.
6. Как сказал А.П.Чехов: «В человеке должно быть все
прекрасно»
7. Алёхин, входя в гостиную, воскликнул, что я очень рад всех
нас видеть.
8. Водитель маршрутного такси сказал вновь вошедшим
пассажирам, что оплатите проезд.
9. Благодаря зрителей за искренний интерес, ведущий
объявил, что «вас ждёт новая встреча с новым героем».
10. Отец, позвонивший вчера поздно вечером, сообщил,
что заболел, и сказал, что «я остаюсь дома».

Ошибка в употреблении имени числительного

1. Употребление числительных полтора, полторы,
полтораста.
Во всех падежах, кроме И., В. – полутора,
полутораста.
В полутора х километрах от нас находилась деревня.
2. Числительные ОБА, ОБЕ
С обоими подругами мы зашли в кафе.
3. Собирательные числительные
Трое книг лежало на полке.
Двадцать двое суток добирались до берега.

1. Находим предложение с числительным.
2. Выясняем, есть ли ошибка в употреблении.
3. Указываем номер предложения.

1. Двое крайних окон на первом этаже закрыты
изнутри газетными листами.
2. Нам было поручено подготовить презентацию к
первому апрелю.
3. Трое подростков, среди которых были двое
девушек, о чём-то шумно спорили на крыльце
«Дома торговли».
4. Для выполнения поставленной цели нам дали
двадцать двое суток.
5. Дом находился в полутора часах езды, и мы,
посовещавшись, решили выезжать немедленно.
6. Двое пар ботинок, стоящих у стены в прихожей,
указывали на то, что кто-то уже опередил нас

1. Находим сложное (сложноподчиненное
предложение).
2. Выясняем, есть ли неверное употребление
союзов, союзных слов, указательных слов.
3. Указываем номер предложения с ошибкой

1. Есть люди, которые всегда считают то, что
виноваты не они, а другие.
2. Я начал изучать новые языки, хотя даже не был
уверен в том, что пригодится ли мне это когда-нибудь.
3. Я показал гостям автограф писателя, который мне
очень дорог.
4. Водитель маршрутного такси сказал вновь
вошедшим пассажирам, что оплатите проезд.
5. В выступлении приводились данные, которые,
кажется, что где-то частично уже звучали.
6. Немного задумавшись, Витя сказал, что я приду к
тебе.
7. Я с удивлением спросил, что где же крепость.
8. Я знаю, что придёт время, что когда по морям будут
плавать пароходы из стекла.

Ошибка в построении сложного предложения – ошибка, которую часто требуется определить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса.

Сложные предложения бывают 3 видов: сложносочиненные (состоят из равноправных частей), сложноподчиненные (состоят из главной и придаточных частей) и сложные предложения с разными видами связей. Чаще всего требуется найти ошибку в построении сложного предложения, реже – в построении сложноподчиненного предложения.

Чтобы найти ошибку в предложении, нужно знать основные правила:

Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Ошибка в построении сложного предложения», и исправим их.

Когда тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.

Предложение является сложным, состоящим из 2 частей: «бой закончился», «выстрелы были слышны». Первая часть начинается с подчинительного союза «когда», и между двумя частями сложного предложения находится сочинительный союз «но». Из-за избыточности союзных средств сложно определить, равноправны ли части предложения. Поэтому нужно убрать один из союзов.

Верный вариант 1:

Когда тяжёлый бой уже закончился, кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.

Верный вариант 2:

Матрёна была тем праведником, без которой, по пословице, не стоит село.

Предложение является сложноподчиненным, в нем есть главная («Матрёна была праведником») и придаточная («без которой не стоит село») части. Придаточная часть начинается с союзного слова «которой». Оно женского рода, значит относится к слову «Матрёна». Однако если задать вопрос от главной части к придаточной (Матрена была каким праведником?), можно сделать вывод, что союзное слово должно быть мужского рода, так как оно относится к слову «праведником».

Матрёна была тем праведником, без которого, по пословице, не стоит село.

Размышляя над темой «маленького человека» в русской литературе, понимаешь, что до чего был гениален А.С. Пушкин, создавший яркий образ Самсона Вырина в повести «Станционный смотритель».

Предложение является сложноподчиненным, в нем есть главная («понимаешь») и придаточная («до чего был гениален А.С. Пушкин») части. Придаточная часть начинается с союза «что» и «до чего». Если задать вопрос от главной части к придаточной (Понимаешь что? До чего был гениален А.С. Пушкин), становится понятно, что союз «что» является лишним и его нужно убрать из предложения.

Размышляя над темой «маленького человека» в русской литературе, понимаешь, до чего был гениален А.С. Пушкин, создавший яркий образ Самсона Вырина в повести «Станционный смотритель».

Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи.

Предложение является сложноподчиненным, в нем есть главная («Мама всегда меня ругает») и придаточная («что я разбрасываю свои вещи») части. Придаточная часть начинается с союза «что». Если задать вопрос от главной части к придаточной (Мама меня ругает почему? Потому что я разбрасываю свои вещи), становится понятно, что союз «что» нужно заменить на составной союз «потому что».

Мама всегда меня ругает, потому что я разбрасываю свои вещи.

Текст принадлежит перу Д.С. Лихачёва, в котором поднимается проблема сохранения культурного наследия.

Предложение является сложноподчиненным, в нем есть главная («Текст принадлежит перу Д.С. Лихачёва») и придаточная («в котором поднимается проблема сохранения культурного наследия») части. Придаточная часть начинается с союзного слова «в котором». Оно мужского рода, значит относится к слову «Д.С. Лихачёва». Получается, что в Д.С. Лихачеве поднимается проблема сохранения культурного наследия, но придаточное предложение по смыслу относится к слову «текст». Значит придаточное предложение нужно поставить после слова «текст», чтобы не терялся смысл.

Текст, в котором поднимается проблема сохранения культурного наследия, принадлежит перу Д.С. Лихачёва.

Другие виды ошибок можно изучить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса. Больше разобранных примеров по 7 заданию можно найти в разделе Как решать задание 7 ЕГЭ по русскому языку.

Неправильное построение сложного предложения.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Вернутьсяк списку тестов по русскому языку ЕГЭ

Оцените статью
ЕГЭ Live