ЕГЭ 2023. Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 25 заданий. Часть 1 содержит 16 заданий с кратким ответом. Часть 2 содержит 9 заданий с развёрнутым ответом. На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа 30 минут (210 минут).
В конце варианта приведены правильные ответы ко всем заданиям. Вы можете свериться с ними и найти у себя ошибки.
- Интересные задания
- Вам будет интересно:
- Поделиться:
- Структура экзамена
- Задание 24
- Алгоритм выполнения
- Баллы и критерии
- Что важно знать
- Примеры
- Пример 1
- Пример 2
- Пример 3
- Распространённые ошибки в задании 24
- 1. Количество пунктов.
- 2. Неправильное название функции или явления.
- 3. Формулировки пунктов плана имеют абстрактно-формальный характер и не отражают тему.
- 4. Ответ на задание 24 не является планом, а по форме представлен в виде таблиц, схем, сплошного текста.
- Задание 25
- Алгоритм выполнения
- Баллы и критерии
- Примеры
- Пример 1
- Пример 2
- Типичные ошибки в задании 25
Интересные задания
1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «девиантное поведение».
1) проступок; 2) алкоголизм; 3) общественный слой; 4) отклонение; 5) социальный статус; 6) преступление.
Найдите два признака, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
2. Выберите верные суждения о деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Деятельность человека всегда носит разрушительный характер не только для окружающего мира, но и для него самого.
2) Через деятельность реализуется свобода человека, так как в ее процессе он осуществляет свой выбор.
3) Основными видами человеческой деятельности являются общение, игра, учение, труд.
4) В процессе деятельности человек познает мир, создает необходимые для собственного существования условия.
5) Цель как элемент структуры человеческой деятельности включает в себя конкретные инструменты для реализации поставленной задачи.
4. Иван поставил перед собой цель поступить в институт на архитектурный факультет. Он занимается в художественной студии, создаёт собственные небольшие работы, участвует в различных выставках. Много внимания Иван уделяет изучению математики, увлекается черчением. Найдите в приведённом списке примеры средств, используемых для достижения поставленной Иваном цели, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) поступление в институт
2) занятия в художественной студии
3) изучение математики
4) получение профессии архитектора
5) опыт создания собственных работ
6) выбор профессии
5. Выберите верные суждения об экономических системах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Экономическая система – это совокупность организационных способов согласования экономической деятельности людей для решения основных вопросов: что, как и для кого производить.
2) Тип любой экономической системы характеризуется, прежде всего, частной формой собственности.
3) В условиях традиционной экономики основные вопросы экономики решаются центральными государственными органами.
4) В смешанной системе основными субъектами экономических отношений являются домохозяйства, фирмы, государство.
5) В командной системе государство отстранено от участия в экономических отношениях.
7. Найдите в приведённом списке примеры труда как фактора производства и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) станки и оборудование
2) разведанные нефтяные месторождения
3) инженерно-технический персонал
4) поле, засеянное пшеницей
5) менеджеры низшего и среднего звеньев
6) трёхэтажное здание
8. Выберите из предложенного списка негативные формальные санкции и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Приказом по заводу директор завода объявил выговор главному инженеру за некачественный ремонт станков.
2) Гражданка М. высказала претензию соседу за курение на лестничной клетке.
3) В ходе выступления оратора публика неоднократно прерывала его речь неодобрительными возгласами.
4) Сотрудник дорожно-постовой службы оштрафовал гражданку П., переходившую дорогу на запрещающий сигнал светофора.
5) Пожарная инспекция наложила взыскания на владельца кафе за несоблюдение требований по пожарной безопасности.
6) Одноклассники объявили бойкот В. за нарушение традиций класса.
10. Выберите из предложенного списка верные суждения о гражданском обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Гражданское общество — ключевой посредник между отдельным человеком и властью.
2) Предпосылками формирования гражданского общества в сфере экономики являются рыночные отношения и частная собственность.
3) Для гражданского общества свойственны вертикальные связи, основанные на отношениях власти — подчинения.
4) Институтами гражданского общества принято считать церковь, органы местного самоуправления, семью, высшие правительственные органы,
независимые СМИ.
5) Развитое гражданское общество может существовать при тоталитарном политическом режиме.
Вам будет интересно:
ЕГЭ по обществознанию 11 класс 2023. Новый тренировочный вариант №4 — №221031 (задания и ответы)
* Олимпиады и конкурсы
* Готовые контрольные работы
* Работы СтатГрад
* Официальные ВПР
Поделиться:
Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2023 году основного государственного экзамена по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
Опубликован на сайте ФИПИ 23.08.2022.
Инструкция по выполнению работы.
Экзаменационная работа включает в себя 24 задания: 16 заданий с кратким ответом и 8 заданий с развёрнутым ответом.
На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа (180 минут).
Ответы к заданиям 2–4, 7–11, 13, 14, 16–18 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа.
Ответом к заданиям 15, 19 является последовательность цифр.
Ответом к заданию 20 является слово (словосочетание).
Ответы запишите в поле ответа в тексте работы без запятых, пробелов и прочих символов, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Задания 1, 5, 6, 12, 21–24 выполняются на бланке ответов № 2.
Для выполнения заданий 21–24 необходимо: выбрать нужную информацию из текста, раскрыть (в том числе на примерах) его отдельные положения; соотнести сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса; применить имеющиеся знания для анализа социальных ситуаций; высказать и обосновать собственное мнение.
Все бланки заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
После завершения работы проверьте, чтобы ответ на каждое задание в бланках ответов № 1 и № 2 был записан под правильным номером.
<!—
Квадрат новый
// <![CDATA[
(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
// ]]>
—>
1.Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании политической сферы общества?
Страта; доход; власть; демократия; собственность.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
2.На уроке школьники изучали семейное законодательство Российской Федерации на примере дела о разводе одной семейной пары. Субъектом данной учебной деятельности является(-ются)
1) семейное законодательство
4) семейная пара
3.Десятиклассница гимназии Виолетта победила на престижном детском конкурсе актёрского мастерства. Она занимается также в детской вокальной студии. На каком уровне образования находится Виолетта?
1) начальном общем
2) основном общем
3) среднем общем
4) среднем профессиональном
4.Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?
А. Наука помогает человеку систематизировать знания об окружающем мире.
Б. Наука стремится к достоверности получаемых результатов.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Какой вид экономической деятельности осуществляют члены семьи? Используя обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте два правила рационального осуществления этой деятельности и кратко поясните каждое из правил. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
6.Совершеннолетнему Роману Р. пришло SMS-сообщение от неизвестного абонента: «Уважаемый клиент! Ваша карта заблокирована, была попытка несанкционированного снятия денег. Для возобновления пользования счётом сообщите по телефону *** данные по Вашей карте: № и PIN-код. В ближайшее время вопрос будет решён. Банк Д.».
В чём состоит опасность данной ситуации для личных финансов Романа Р.? Как ему правильно поступить в данной ситуации?
Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
7.Что из перечисленного относится к факторам (ресурсам) производства?
4) заработная плата
8.В стране Z существует товарное производство и денежное обращение. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика страны Z имеет рыночный характер?
1) Государство устанавливает размер заработной платы работникам.
2) Министерство финансов решает вопрос о том, как использовать полученную прибыль.
3) Несовершеннолетним работникам предоставлены льготные условия труда.
4) Производитель самостоятельно определяет, что и сколько производить.
9.Верны ли следующие суждения об ограниченности ресурсов?
А. Проблема ограниченности ресурсов может быть полностью решена современной наукой.
Б. Ограниченность ресурсов связана с ростом потребностей общества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
10.Какую социальную роль могут исполнять как подростки, так и взрослые люди?
3) ученик средней школы
11.Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?
А. Социальный конфликт всегда приводит к негативным последствиям.
Б. Социальные конфликты различаются по форме и характеру развития.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны.
12.В ходе социологических опросов совершеннолетних жителей страны Z им предложили определить, знание каких отраслей права больше всего нужно человеку (не юристу по специальности). (Можно было дать несколько ответов.) Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены на гистограмме.
ПРИМЕЧАНИЕ: в демоверсии дана другая схема, примерно такая (не копируется).
Сформулируйте по одному выводу:
а) о сходстве и
б) о различии в позициях групп опрошенных.
Выскажите предположение о том, чем объясняются указанные Вами:
Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
13.В стране Z власть принадлежит одной политической партии, которая ограничила права граждан и стремится полностью контролировать их частную жизнь. Несмотря на регулярные выборы в парламент, он формируется только из членов этой партии. В стране господствует одна политическая идеология. На основе приведённых данных можно сделать вывод что Z – государство
14.Верны ли следующие суждения о референдуме?
А. Референдум предполагает всенародное голосование по важному для всего общества и каждого гражданина вопросу.
Б. Решения, принятые на референдуме, обладают высшей юридической силой и не нуждаются в утверждении органами государственной власти.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
15.Установите соответствие между правами и свободами человека и гражданина и группами прав: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
16.Правовые нормы, в отличие от других социальных норм,
1) поддерживаются силой государства
2) регулируют поведение людей
3) опираются на силу общественного мнения
4) содержат образцы поведения
17. Гражданин К. подарил сыну на день рождения свой автомобиль. Этот пример иллюстрирует прежде всего право гражданина К. как собственника в отношении принадлежащего ему имущества
18.Верны ли следующие суждения о противодействии коррупции в Российской Федерации?
Противодействие коррупции в Российской Федерации осуществляется на основе такого принципа, как
А. признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина.
Б. сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
19.Учитель, раскрывая сущность человека, охарактеризовал черты, которые являются схожими у человека и других живых существ, и черты, которые отличают человека от других живых существ.
Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.
1) приспособление к условиям окружающей среды
2) способность к выдвижению целей и задач деятельности
3) инстинкты и рефлексы
4) сознание и речь
20. Заполните пропуск в таблице.
<!—
Квадрат новый
// <![CDATA[
(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
// ]]>
—>
Прочитайте текст и выполните задания 21–24. Для записи ответов на задания используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные. Перестанешь учиться – не сможешь и учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив.
Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.
И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же, нам и не радоваться?
Учитесь любить учиться! (Д.С. Лихачёв)
21.Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
22.Как автор описывает роль человека в производстве в XXI в.? Какие качества, по его мнению, будут необходимы человеку? (Укажите любые два качества.) Почему, по мнению автора, молодому человеку необходимо учиться с самого раннего возраста? (Используя текст, укажите две причины.)
23.Какие формы отдыха и развлечений автор рекомендует молодёжи? Приведите два примера таких форм; в каждом случае укажите, какие качества развивает данная форма.
24.Автор полагает, что «учиться нужно всегда». Используя текст и обществоведческие знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями) необходимость непрерывного образования на протяжении всей жизни человека.
Не забудьте перенести все ответы в бланки ответов № 1 и № 2 в соответствии с инструкцией по выполнению работы. Проверьте, чтобы каждый ответ был записан рядом с номером соответствующего задания.
Структура экзамена
В 2023 году изменения в КИМ ЕГЭ по обществознанию незначительные. Изменились формулировки в 18 и 25 задании, снижен балл за успешное выполнение №3 с 2 до 1, увеличен максимальный балл в №25 (с 4 до 6 баллов).
Как и в прошлом году, экзаменуемых ждёт 25 заданий разного уровня сложности. В первой части — 16 заданий, во второй — 9.
Задание 24
Это задание на составление плана развёрнутого ответа.
Алгоритм выполнения
- Выявить вопросы (пункты плана), обязательные для раскрытия предложенной темы (не менее трёх).
- Продумать формулировки пунктов плана так, чтобы они соответствовали теме.
- Придерживаться структуры плана. Составить сложный план с детализацией в подпунктах не менее двух пунктов плана, непосредственно раскрывающих тему по существу.
- Исследовать каждый детализированный пункт: может ли он быть раскрыт как минимум в трёх подпунктах или только в двух.
- Посмотреть, «работают» ли пункты и подпункты на раскрытие заданной темы, не являются ли они формулировками абстрактно-формального характера, что не отражает специфики темы.
- Проверить на неточности, ошибки и корректность формулировок.
Баллы и критерии
За задание 24 можно получить максимум 4 первичных балла. По критерию 24.1 «Раскрытие темы по существу» — 3 балла и ещё один по критерию 24.2 «Корректность формулировок пунктов и подпунктов плана». Вот почему так важно проверить содержание ответа на ошибки и недочёты. Однако 1 балл по 24.2 вы получите, только если по 24.1 у вас уже есть 3 балла.
Что важно знать
Стоит помнить, что эксперты в первую очередь будут смотреть на соблюдение следующих условий: в вашем плане есть минимум три пункта, среди них хотя бы два пункта раскрывают тему по существу, и эти пункты должны быть детализированы в подпунктах в количестве не менее трёх, кроме тех случаев, когда в этом пункте может быть только два подпункта. Например, пункт «Методы научного познания» может быть раскрыт в трёх и более подпунктах, а в пункте «Уровни научного познания» будет всего два подпункта: теоретический и эмпирический.
Как понять, какие пункты плана позволят раскрыть тему по существу? При проверке у экспертов будут критерии оценивания с образцовым планом, в котором будут выделены те самые пункты, позволяющие раскрыть тему по существу. Теперь ясно, что вам надо попасть пунктами из плана в два пункта из критериев проверяющих. Например, в демоверсии 2023 года в плане «Политические партии» пунктами, раскрывающими содержание темы, были: «Особенности политических партий как общественных организаций», «Функции политических партий», «Классификация политических партий».
Ваши формулировки необязательно должны дословно совпадать с теми, что есть в образце у экспертов, но должны отражать особенности рассматриваемого явления, понятия, процесса. Поскольку не всегда можно угадать «идеальные» пункты из критериев, постарайтесь написать максимум пунктов, относящихся к данной теме.
Обратите внимание, что первый пункт-характеристика ключевого понятия темы не раскрывает тему по существу, а необходим как элемент сложного плана в случаях, когда вместе с этим пунктом насчитывается всего три пункта, например «Понятие политической партии».
<<Лидген для статьи>>
Примеры
Разберём несколько примеров по теме «Политические партии».
Пример 1
1. Понятие политической партии.
2. Особенности политических партий как общественных организаций:
а) наличие программы;
б) наличие устава;
в) наличие организационной структуры и др.
3. Функции политических партий в демократическом обществе:
а) представительство интересов большинства социальных групп;
б) политическая социализация;
в) участие в выборах (электоральная функция) и др.
4. Классификации политических партий:
а) по идеологическому признаку (либеральные, консервативные, социалистические и др.);
б) по организационному признаку (массовые, кадровые);
в) по отношению к проводимой политике (правящие, оппозиционные);
г) по отношению к закону (легальные, нелегальные).
5. Типы партийных систем:
а) однопартийная система;
б) двухпартийная система;
в) многопартийная система.
6. Политические партии в современной России.
В первом примере по критерию 24.1 выставлено 3 балла:
- в плане не менее трёх пунктов;
- не менее двух пунктов, раскрывающих тему по существу (2, 3, 4);
- обязательные пункты детализированы в не менее трёх подпунктах.
По критерию 24.2 добавляем один балл, так как по 24.1 выставлено 3 балла и план корректный, не содержит ошибок и неточностей.
Итого за задание — 4 первичных балла.
Пример 2
1. Понятие политической партии.
2. Функции политических партий:
а) политическая социализация;
б) политическая мобилизация;
в) электоральная и др.
3. Виды политических партий.
4. Политические партии в России:
а) «Единая Россия»;
г) «Новые люди» и др.
Во втором примере по критерию 24.1 выставлено 2 балла:
- в плане не менее трёх пунктов;
- не менее двух пунктов, раскрывающих тему по существу (2, 3);
- только один обязательный пункт детализирован в подпунктах. Обязательный пункт «Виды политических партий» есть, но не раскрыт.
По критерию 24.2 выставлено 0 баллов, так как по 24.1 заработано 2 балла.
Итого за задание — 2 первичных балла.
Пример 3
1. Признаки политических партий:
а) наличие программы;
б) наличие устава;
в) наличие организационной структуры и др.
2. Функции политических партий в демократическом обществе:
а) представительство интересов большинства социальных групп;
б) политическая социализация;
в) участие в выборах (электоральная функция) и др.
В третьем примере по критерию 24.1 выставлено 0 баллов, так как план содержит менее трёх пунктов и не является сложным.
По критерию 24.2 тоже 0 баллов, так как по 24.1 выставлено 0 баллов.
Итого за задание — 0 первичных баллов.
Распространённые ошибки в задании 24
1. Количество пунктов.
Если в плане несколько пунктов с видами или классификациями и их можно объединить, то эксперт засчитает их за один пункт.
1. Классификации политических партий:
а) по идеологическому признаку (либеральные, консервативные, социалистические и др.);
б) по организационному признаку (массовые, кадровые);
в) по отношению к проводимой политике (правящие и оппозиционные);
г) по отношению к закону (легальные и нелегальные).
1. Классификация политических партий по идеологическому признаку:
2. Классификация политических партий по организационному признаку:
3. Классификация политических партий по отношению к проводимой политике:
4. Классификация политических партий по отношению к закону:
В обоих случаях пункты будут засчитаны как один.
2. Неправильное название функции или явления.
Если забыли или не уверены, то лучше записать словосочетание, раскрывающее смысл: например, вместо «регулятивная функция» запишите «регулирование общественных отношений».
3. Формулировки пунктов плана имеют абстрактно-формальный характер и не отражают тему.
Такие ответы представляют обобщённую модель без содержания. Продемонстрируем это на примерах В и Г.
1. Политические партии:
а) структура партии;
б) признаки партии;
2. Значение политических партий:
а) для общества;
б) самой партии;
3. Функции политической партии в обществе:
а) в экономике;
в) социальной сфере;
г) духовной сфере.
2. Основная часть:
а) роль в мире;
б) роль в России;
в) роль в жизни общества.
4. Ответ на задание 24 не является планом, а по форме представлен в виде таблиц, схем, сплошного текста.
Такому ответу выпускника, согласно критериям, выставляется 0 баллов как не соответствующему требованию задания (ответ Д).
Понятие политической партии. Особенности политических партий как общественных организаций: наличие программы и устава, организационной структуры и др. Функции политических партий в демократическом обществе: представительство интересов большинства социальных групп, политическая социализация, участие в выборах и др. Классификации политических партий: по идеологии (либеральные, консервативные, социалистические и др.); по организационному признаку (массовые и кадровые), по отношению к проводимой политике (правящие, оппозиционные).
Задание 25
Данное задание предполагает обоснование или объяснение теоретического положения или социального явления, мнения, а также иллюстрацию примерами определённого аспекта, так или иначе связанного с темой, по которой выпускник пишет план.
Алгоритм выполнения
- Проанализировать теоретическое положение из текста задания.
- Аргументированно сформулировать обоснование в нескольких распространённых предложениях.
- Ответить на второй вопрос. Эксперт засчитает его только при корректном указании названий трёх элементов.
- Привести примеры в соответствии с заданием.
Все требования к ответу уже прописаны в условии, поэтому выпускнику просто необходимо им следовать. Правила для оформления ответа не предусмотрены, поэтому он может быть записан в свободной форме.
Баллы и критерии
Задание 25 оценивается по трём критериям. Первый критерий связан с обоснованием теоретического положения: за корректное обоснование в нескольких предложениях может быть начислено 2 балла.
Второй критерий связан с ответом на вопрос: если указано необходимое количество требуемых объектов при отсутствии неверных позиций, будет начислен 1 балл.
Ещё 3 балла можно получить по третьему критерию: для этого нужно привести три примера по теме при отсутствии дополнительных (сверх требуемых трёх) примеров, содержащих неточности/ошибки.
Всего за успешное выполнение задания можно получить 6 баллов.
Примеры
Разберём примеры ответов на задание 25 из демоверсии 2023 года.
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
1) Обоснуйте необходимость политического многообразия, многопартийности в демократическом обществе. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи.)
2) Какие политические партии действуют в Российской Федерации? (Назовите любые три партии.)
3) Для каждой из указанных в пункте 2 партий приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию любой функции политической партии в жизни российского общества и государства. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различные функции.)
Пример 1
- Необходимость заключается в том, что в демократии надо обеспечить политическое многообразие и многопартийность.
- Партии в РФ: «Единая Россия», КПРФ и «Новые люди».
- Партия «Новые люди» выдвинула своих кандидатов на выборах в Государственную думу в 2021 году (электоральная функция).
Ответ оценён 2 баллами из 6 возможных:
- К1 — 0 баллов: обоснование не засчитано, так как нет аргументации;
- К2 — 1 балл: есть ответ на второй вопрос: перечислены политические партии в РФ;
- К3 — 1 балл: приведён только один пример.
Пример 2
В демократическом обществе важнейшими элементами являются народовластие и идеологический плюрализм. Поэтому так важно, чтобы различные интересы социальных групп были представлены через партии, общественные организации и законодательный орган (парламент).
В РФ существует множество партий: лейбористская партия России, «Новые люди», КПРФ и др.
Выдвигает своих кандидатов (электоральная функция).
Поддержка пенсионеров (функция представительства интересов большинства социальных групп).
КПРФ разработала новую политическую программу по соблюдению прав человека (идеологическая).
Ответ оценён 2 баллами из 6 возможных:
- К1 — 1 балл: обоснование засчитано;
- К2 — 0 баллов: второй вопрос не засчитан, так как в России нет лейбористской партии;
- К3 — 1 балл: корректно приведён только один пример, первые два примера — словосочетания, не могут быть засчитаны.
Типичные ошибки в задании 25
- Отдельные слова и словосочетания. Засчитываются только обоснование и развёрнутые примеры, сформулированные как распространённые предложения.
- Дополнительные элементы ответа, содержащие неточности и ошибки, искажающие смысл ответа — при оценивании проверяющий должен снизить за это балл.
- Однотипные примеры засчитываются как один, тем самым будет снижен балл за задание.