Реальные тексты егэ 2022
РЕАЛЬНЫЕ ТЕКСТЫ ЕГЭ 2022 (2 день экзамена 31.05)
Текст 1
.
Ю.Я. Яковлев
о героизме
Текст 2
.
В.Крупин
о любви к родине, детстве
Текст 3
.
В.Крупин
о малой родине
Текст 4
.
В.А. Солоухин
. Об искусстве
Текст 5
.
Б. Екимов
. О цветах, красоте
Текст 6
.
М. Горький
. О вреде философии.
Текст 7
.
Ю. Бондарев
. О войне
Текст 8
.
Л. Кассиль.
О мечте
РЕАЛЬНЫЕ ТЕКСТЫ ЕГЭ 2022 (1 день экзамена 30.05)
Текст 2
.
И. Соколов-Микитов.
О детстве, воображении
Текст 3
.
Л.Н. Толстой
. О писательстве
Текст 4
.
В.П. Катаев.
О героизме
Текст 5
.
И.А. Гончаров
. О различных взглядах на жизнь, о переменах.
Текст 6
.
М.А. Шолохов
. О кувшинках
Текст 7
.
Е. Богат
. О творчестве
Текст 8
.
И.А. Ильин
.О красоте
Текст 9
.
Б.Л. Васильев
. О труде и отдыхе
Текст 10
.
В.В. Вересаев
. О времени
Текст 11
.
В. Крупин
. О красоте природы
Текст 12
.
В.И. Белов
. О родине
Текст 13
.
Ф.А. Вигдорова
. О любви матери
РЕАЛЬНЫЕ ТЕКСТЫ ЕГЭ 2021 (1 день экзамена 3.06)
Текст 1.К.Г. Паустовский.
«Лефортовские ночи»
Текст 2
.
А.Н. Толстой
. «В кабинете редактора…»
Текст 3
.
А.Н. Толстой
. О военной журналистике
Текст 4.Л.Н. Толстой
. О насилии, желании сделать людей лучше
Текст 5
.
Л.Н. Толстой.
О способности мыслить
Текст 6
.
К.Г. Паустовский
«Базарный Сызган…»
Текст 7
.
В.Н. Афонин.
О детских воспоминаниях
Текст 8.Н.И. Батыгина.
об отзывчивости
Текст 9
.
В.В. Корчагин
о страхе и предательстве
Текст 10
.
Д.А. Гранин
. Новый год на фронте
Текст 11
.
Ю.Я. Яковлев.
О силе материнской любви
Текст 12
.
Ю.М. Нагибин.
О воспоминаниях юности, первой любви
Текст 13.Ю.П. Казаков
. Об отчем доме
Текст 14
.
М.В. Глушко. О
горечи утраты
Текст 15
.
В.М. Шукшин.
О Родине
Текст 16
.
К.М. Симонов.
О командире дивизии
Текст 17
.
Л.Н. Толстой.
О душе
РЕАЛЬНЫЕ ТЕКСТЫ ЕГЭ 2021 (2 день экзамена 4.06)
Текст 1
.
Б.Л. Пастернак
. О музыке
Текст 2
.
Т. Скок
. О великодушии
Текст 3
.
С.Л. Соловейчик
. О свободе и совести
Текст 4
.
К.М. Симонов
. О жизненных ценностях
Текст 5
.
Л.Н. Толстой
. О любви к человеку
Текст 6
.
Ю.М. Лотман
. О культурных ценностях
Текст 7
.
И. Грекова
. О взрослении
Текст 8
.
О.К. Кожухова
. О детстве
Текст 9
.
В.А. Солоухин.
Об искусстве
Текст 10
.
В.А. Солоухин
. О техническом прогрессе
Текст 11
.
Ф.А. Абрамов.
Об истинном мужестве
Текст 12
.
Л.Н. Толстой
о любви к ближнему
РЕАЛЬНЫЕ ТЕКСТЫ ЕГЭ 2020 (1 день экзамена 6.07)
Текст 1.Паустовский.
О красоте русского языка/ об изменениях в русском языке.
Текст 2.Паустовский.
О музыке/искусстве на войне
Текст 3.Горький.
О вреде философии
Текст 4
.
Паустовский
. «Городок на реке»
Текст 5.Гранин.
О картине
Текст 6.Нагибин.
О матери
Текст 7.Паустовский.
О шедеврах
Текст 8.Богомолов.
О войне/природе/поэзии
Текст 9.Гроссман.
О красноармейцах
Текст 10.Песков.
О Днепре
Текст 11
.
Быков.
Об искусстве
Текст 12
.
Паустовский.
О русском языке
Текст 13
.
Кожухова
о любви к Родине
Текст 14
.
Белов
о таланте
Текст 15
.
Арсеньев
о тайге
Текст 16
.
Паустовский
о воспоминаниях
Текст 17
.
Солоухин
о памятниках
Текст 18
.
Екимов
о литературе/поэзии
Текст 19
.
Лиханов
о моральных ценностях
Текст 20
.
Гранин
о Париже
Текст 21
.
Сагалович
о благодарности
Текст 22
.
Катаев
о войне
Текст 23
.
Олеша
о воспоминаниях
РЕАЛЬНЫЕ ТЕКСТЫ ЕГЭ 2020 (2 день экзамена 7.07)
Текст 1
.
Философов. О
Чехове
Текст 2
.
Конецкий.
Об айсберге
Текст 3
.
Гуминенко.
Миссия писателя
Текст 4
.
Песков.
О природе
Текст 5.Ильин.
О России
Текст 6
.
Москвин.
О войне
Текст 7
.
Крупин.
О Вятке
Текст 8
.
Паустовский
. О силе
Текст 9.Белов.
О народной жизни
Текст 10
.
Сагалович.
о Патриотизме
РЕАЛЬНЫЕ ТЕКСТЫ ЕГЭ 2022
Текст 1
.
Катаев.
Об исторической памяти.
Текст 2.Паустовский.
Об искусстве на войне.
Текст 3.Шолохов.
О профессионализме и поведении на войне.
Текст 4.Платонов.
О войне.
Текст 5.Можаев.
О природе, исторической памяти, жизненных ценностях.
Текст 6.Чехов.
Об искусстве.
Текст 7. Трифонов.
О Родине.
Текст 8.Паустовский.
Об историческом наследии.
Текст 9.Распутин.
О детстве, матери.
Текст 10.Паустовский.
О шедеврах.
Текст 11.Бакланов.
О войне.
Текст 12.Каверин.
О предательстве.
Текст 13.Драгунский.
О сплоченности на войне.
Текст 14.Солоухин.
О любви к Родине.
Текст 15. Алексиевич.
О женщинах на войне.
Текст 16.Астафьев.
О любви, о войне.
Текст 17.Бунин.
О доброте и милосердии.
Текст 18.Чивилихин.
Об уничтожении культурных памятников на войне.
Текст 19.Паустовский.
О творчестве.
Текст 20.Васильев.
О Любви.
Текст 21.Батыгина.
О любви.
РЕАЛЬНЫЕ ТЕКСТЫ ЕГЭ 2022
Текст по Пескову
«Был осенний серенький день в конце листопада.»
Текст по Паустовскому
«У каждого, даже самого серьёзного человека…»
Текст по Каралису
«Я позвонил в дверь своей квартиры…»
Текст по Бондареву
«Иногда я пытаюсь вспомнить первые прикосновения к миру…»
Текст по Курочкину
«Танки пошли, лейтенант!»
Текст по Бакланову
«Каждый раз вот так бегают с вещами, с детишками…»
Текст по Строганову
«Раз в столетие, в самые трудные и отчаянные дни…»
Текст по Симонову
«Вот, — сказал Леонидов, постучав пальцем по газете…»
Текст по Холендро
«Мы остались со старшиной на боковой дороге.»
Текст по Тендрякову
«Все мы пробыли месяц в запасном полку за Волгой.»
Текст по Паустовскому
«На перекрестках лесных дорог, около шалашей, сложенных из сосновых веток…»
Текст по Горькому
«Книги продолжали открывать предо мною новое…»
Текст по Горькому
«Василий Рыбаков, угрюмый парень, силач, любивший молча толкать людей…»
Текст по Кожухову
«С детства не слышала отлетающих журавлей.»
Текст по Бакенщику
«Весь день мне пришлось идти по заросшим луговым дорогам.»
Текст по Быкову
«Вопрос о том, зачем нужна грамотность, обсуждается широко и пристрастно.»
Текст по Быкову
«Главная претензия к пьесе «Горе от ума»…»
Текст по Лескову
«Мой отец и исправник были поражены…»
Текст по Алексину
«Порою, чем дальше уходит дорога жизни…»
Текст по Пришвину
«Когда человек любит, он проникает в суть мира.»
Сборник всех текстов ЕГЭ по русскому языку
Реальные тексты егэ 2022 с проблемами
Реальные тексты ЕГЭ 2022 (30.05.2022 г.)
1. Текст ЕГЭ по Е. Богату о чувствах, молодости души.
(
«Во второй половине XIX века в Петербурге были созданы постоянные Высшие женские курсы, по существу, женский университет…»
)
Проблемы:
1) Какова роль чувств в жизни человека?/ стареют ли чувства?
2) В чем проявляется молодость человеческой души?
2. Текст ЕГЭ по И.С. Соколову-Микитову о детстве, воображении. («Как и когда родилась моя страсть к путешествиям, любовь к природе, к своей земле?»)
Проблемы:
1) Какова роль воображения в жизни человека ?/ в детстве
2) Как ребёнок воспринимает окружающую его действительность?
3) Какова роль чтения в жизни человека? / (Что даёт человеку книга?) Как влияют книги на человека ?/(в детстве)
4) Как рождается любовь к родной земле?/ к путешествиям/к родной природе?
Пример сочинения по тексту И.С. Соколова-Микитова «Какова роль воображения в жизни человека?«
3. Текст ЕГЭ по Л.Н. Толстому о писательстве («В это время я стал писать из тщеславия, корыстолюбия и гордости«)
Проблемы:
4. Текст ЕГЭ по В.П. Катаеву о героизме («Солдаты, расположившиеся вокруг своей пушки, были заняты каждый своим делом«)
Проблемы:
1. Какими качествами обладает настоящий герой? Кого можно считать настоящим героем?
2. Что заставляло бойцов на войне проявлять мужество и героизм?
3. Что дает человеку любовь к Родине?
4. Как война влияет на человека?
5. Какова природа мастерства?
6. Как ребенок воспринимал войну?
Пример сочинения по тексту В.П. Катаева «Кого можно назвать истинным героем?«
5. Текст ЕГЭ. И.А. Гончаров о различных взглядах на жизнь («Скажи, пожалуйста, ты так век думаешь прожить?«)
Проблемы:
1. Как должен жить человек?
Пример сочинения по тексту И.А. Гончарова «Как должен жить человек«
6. Текст ЕГЭ. М.А. Шолохов о кувшинках («Желтые кувшинки плавали в стоячей воде«).
Проблемы:
7. Текст ЕГЭ. Е. Богат о творчестве («Что такое творчество?»)
Проблемы:
1. Какую деятельность можно считать творчеством?
2. Кого можно считать творцом?
3. Когда возникает радость творчества?
4. Все ли люди одарены талантами?
5. При каких условиях формируется и проявляется личность?
Пример сочинения по тексту Е. Богата: «Когда возникает радость творчества?«
8. Текст. И.А. Ильин. О красоте («Мыльный пузырь. Одно мгновение живет этот блаженный шарик… «)
9. Текст. Б.Л. Васильев. О труде и отдыхе («Порой мне с удивительной ясностью вспоминаются вечера моего раннего детства…»)
Проблемы:
1. Как характеризует человека его отношение к отдыху/труду?
2. Как возникает любовь к литературе?
3. Что такое ответственность?
4. Как влияет семья на формирование личности?
5. Как человек должен относиться к искусству?
Пример сочинения по тексту Б.Л. Васильева «Как характеризует человека отношение к отдыху?»
10. Текст. В.В. Вересаев. О времени («Зачем я от времени зависеть буду?»)
Проблемы:
1. Почему люди боятся времени/перемен?
2. Что помогает человеку в тяжелые времена?
Пример сочинения по тексту В.В. Вересаева «Почему человек боится времени?«
11. Текст. В. Крупин. О красоте природы («Но до чего же красива река Лобань!»)
Проблемы:
В чем заключается красота природы?
Как мир природы влияет на душу человека?
Что дает человеку созерцание красоты природы?
Как нужно относиться к природе?
Пример сочинения по тексту В. Крупина «Как мир природы влияет на душу человека«
12. Текст. В.И. Белов. О родине («И вот опять родные места встретили меня сдержанным шёпотом ольшаника»)
Проблемы:
1. Какова роль родины в жизни человека?
2. Почему человек всегда стремится вернуться на малую родину?
Пример сочинения по тексту Белова «Почему человек всегда стремится вернуться на малую Родину?«
13. Текст. Ф.А. Вигдорова. О любви матери («Андрей родился и рос в Калуге«)
Проблемы:
1. Какова роль матери в жизни человека?
2. Как влияет мама на становление личности человека?
Реальные тексты ЕГЭ 2022 (31.05.2022 г.)
1. Текст. Ю.Я. Яковлев о героизме
(«
Когда Корзинкин прибыл в редакцию армейской газеты, он был похож на большого растерянного птенца, который залетел не в свое гнездо
«)
Проблемы:
1. Как война меняет жизнь человека?
2. Что значит истинный героизм?/ Кого можно назвать настоящим героем?
3. Как война раскрывает характер человека?
2. Текст. В. Крупин о любви к родине, детстве
(«
Как же давно я мечтал и надеялся жарким летним днем пойти через Красную гору к плотине на речке Юг. Красная гора — гора детства и юности
«)
Проблемы:
1. В чем заключается ценность детских воспоминаний?
2. Какую роль играет труд/работа в жизни человека?
3. Какое значение для человека имеет родина?
3. Текст. В. Крупин о малой родине
(«
Уже давно меня никуда не тянет, только на родину, в милую Вятку, и в Святую землю
«)
Проблемы:
1. Какое значение имеет родина (малая родина) в жизни человека?/ Какую роль играет родина в жизни человека?
2. Почему человека стремится вернуться на малую родину?/ Почему человек дорожит родиной?
3. Какую роль играют воспоминания детства в жизни человека?
4. Текст. В.А. Солоухин. Об искусстве («До сих пор я не знаю: были у человеческого искусства два пути с самого начала или оно раздвоилось гораздо позже?«)
Проблемы:
1. Каковы истоки искусства?
2. Как природа влияет на душу человека?
3. Что дает человеку постижение прекрасного в природе?
4. Что дает человеку созерцание красоты природы?
5. Что включает в себя понятие произведение искусства?
6. В чем заключается уникальность/ценность произведения искусства?
Пример Сочинение по тексту В.А. Солоухина «Каковы истоки искусства?«
5. Текст. Б. Екимов. О цветах, красоте «Двор мой последние годы всё более полонит пустая трава«
Проблемы:
1. Почему человек чувствует потребность в красоте?
2. Что значит красота в жизни человека?
3. Как проявляются эстетические потребности человека?
Пример Сочинение по тексту Б. Екимова «Какое значение имеет красота в жизни человека?«
6. Текст. М. Горький. О вреде философии («Я давно уж почувствовал необходимость понять — как возник мир, в котором я живу, и каким образом я постигаю его«)
7. Текст. Ю. Бондарев. О войне («Вчера в лесу обстреляли штабную машину»)
8. Текст. Л. Кассиль. О мечте («У каждого человека, как и у всего человечества, есть свой список заветных мечтаний«)
Решу егэ
АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ.
Целью задания является определение средств выразительности, использованных в рецензии путём установления соответствия между пропусками, обозначенными буквами в тексте рецензии, и цифрами с определениями. Записывать соответствия нужно только в том порядке, в каком идут буквы в тексте. Если Вы не знаете, что скрывается под той или иной буквой, необходимо поставить «0» на месте этой цифры. За задание можно получить от 1 до 4 баллов.
При выполнении задания 26 следует помнить, что Вы заполняете места пропусков в рецензии, т.е. восстанавливаете текст, а с ним и смысловую, и грамматическую связь. Поэтому часто дополнительной подсказкой может служить анализ самой рецензии: различные прилагательные в том или ином роде, согласующиеся с пропусками сказуемые и т.д. Облегчит выполнение задания и разделение списка терминов на две группы: первая включает термины на основе значения слова, вторая – строение предложения. Это деление Вы сможете провести, зная, что все средства делят на ДВЕ большие группы: в первую включаются лексические (неспециальные средства) и тропы; во вторую фигуры речи (часть из них называют синтаксическими).
26.1 ТРОП—СЛОВО ИЛИ ВЫРАЖЕНИЕ, УПОТРЕБЛЯЕМОЕ В ПЕРЕНОСНОМ ЗНАЧЕНИИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА И ДОСТИЖЕНИЯ БОЛЬШЕЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ. К тропам относятся такие приемы, как эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, метонимия, иногда к ним относят гиперболы и литоты.
Примечание: В задании, как правило, указано, что это ТРОПЫ.
В рецензии примеры тропов указываются в скобках, как словосочетание.
1.Эпитет (в пер. с греч. — приложение, прибавление) — это образное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении. От простого определения эпитет отличается художественной выразительностью и образностью. В основе эпитета лежит скрытое сравнение.
К эпитетам относятся все «красочные» определения, которые чаще всего выражаются прилагательными:
грустно-сиротеющая земля (Ф.И.Тютчев), седой туман, лимонный свет, немой покой (И. А. Бунин).
Эпитеты могут также выражаться:
—существительными, выступающими в качестве приложений или сказуемых, дающих образную характеристику предмета: волшебница-зима; мать — сыра земля; Поэт — это лира, а не только няня своей души (М. Горький);
—наречиями, выступающими в роли обстоятельств: На севере диком стоит одиноко…(М. Ю. Лермонтов); Листья были напряженно вытянуты по ветру (К. Г. Паустовский);
—деепричастиями: волны несутся гремя и сверкая;
—местоимениями, выражающими превосходную степень того или иного состояния человеческой души:
Ведь были схватки боевые, Да, говорят, еще какие! (М. Ю. Лермонтов);
—причастиями и причастными оборотами: Соловьи словословьем грохочущим оглашают лесные пределы (Б. Л. Пастернак); Допускаю также появление… борзописцев, которые не могут доказать, где они вчера ночевали, и у которых нет других слов на языке, кроме слов, не помнящих родства (М. Е. Салтыков-Щедрин).
2. Сравнение — это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим. В отличие от метафоры сравнение всегда двучленно: в нем называются оба сопоставляемых предмета (явления, признака, действия).
Горят аулы, нет у них защиты.
Врагом сыны отечества разбиты,
И зарево, как вечный метеор,
Играя в облаках, пугает взор. (М. Ю. Лермонтов)
Сравнения выражаются различными способами:
— формой творительного падежа существительных:
Соловьем залетным Юность пролетела,
Волной в непогоду Радость отшумела (А. В. Кольцов)
— формой сравнительной степени прилагательного или наречия: Эти глаза зеленее моря и кипарисов наших темнее (А. Ахматова);
— сравнительными оборотами с союзами как, словно, будто, как будто и др.:
Как хищный зверь, в смиренную обитель
Врывается штыками победитель… (М. Ю. Лермонтов);
— при помощи слов подобный, похожий, это:
На глаза осторожной кошки
Похожи твои глаза (А. Ахматова);
— при помощи сравнительных придаточных предложений:
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Точно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду
.(С. А. Есенин)
3.Метафора (в пер. с греч. — перенос) — это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку. В отличие от сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только второе, что создает компактность и образность употребления слова. В основу метафоры может быть положено сходство предметов по форме, цвету, объему, назначению, ощущениям и т. п.: водопад звезд, лавина писем, стена огня, бездна горя, жемчужина поэзии, искра любви и др.
Все метафоры делятся на две группы:
1) общеязыковые («стертые»): золотые руки, буря в стакане воды, горы своротить, струны души, любовь угасла;
2) художественные (индивидуально-авторские, поэтические):
И меркнет звезд алмазный трепет
В безбольном холоде зари (М. Волошин);
Пустых небес прозрачное стекло (A. Ахматова);
И очи синие, бездонные
Цветут
на дальнем берегу. (А. А. Блок)
Метафора бывает не только одиночной: она может развиваться в тексте, образуя целые цепочки образных выражений, в во многих случаях — охватывать, как бы пронизывать весь текст. Это развернутая, сложная метафора, цельный художественный образ.
4. Олицетворение — это разновидность метафоры, основанная на переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия. Чаще всего олицетворения используются при описании природы:
Катясь чрез сонные долины, Туманы сонные легли, И только топот лошадиный, Звуча, теряется вдали. Погас, бледнея, день осенний, Свернув душистые листы, Вкушают сон без сновидений Полузавядшие цветы. (М. Ю. Лермонтов)
5. Метонимия (в пер. с греч. — переименование) — это перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности. Смежность может быть проявлением связи:
— между содержанием и содержащим: Я три тарелки съел (И. А. Крылов);
— между автором и произведением: Бранил Гомера, Феокрита, Зато читал Адама Смита (А. С. Пушкин);
— между действием и орудием действия: Их села и нивы за буйный набег Обрек он мечам и пожарам (А. С. Пушкин);
— между предметом и материалом, из которого сделан предмет: …не то на серебре, — на золоте едал (А. С. Грибоедов);
— между местом и людьми, находящимися в этом месте: Город шумел, трещали флаги, мокрые розы сыпались из мисок цветочниц… (Ю. К. Олеша)
6. Синекдоха (в пер. с греч. — соотнесение) — это разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. Чаще всего перенос происходит:
— с меньшего на большее: К нему и птица не летит, И тигр нейдет… (А. С. Пушкин);
— с части на целое: Борода, что ты все молчишь? (А. П. Чехов)
7. Перифраз, или перифраза (в пер. с греч. — описательное выражение), — это оборот, который употребляется вместо какого-либо слова или словосочетания. Например, Петербург в стихах
А. С.Пушкина — «Петра творенье», «Полнощных стран краса и диво», «град Петров»; А. А. Блок в стихах М. И. Цветаевой — «рыцарь без укоризны», «голубоглазый снеговой певец», «снежный лебедь», «вседержитель моей души».
8.Гипербола (в пер. с греч. — преувеличение) — это образное выражение, содержащее непомерное преувеличение какого-либо признака предмета, явления, действия: Редкая птица долетит до середины Днепра (Н. В. Гоголь)
И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры… можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров! (Н.В. Гоголь).
9. Литота (в пер. с греч. — малость, умеренность) — это образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо признака предмета, явления, действия: Какие крохотные коровки! Есть, право, менее булавочной головки. (И. А. Крылов)
И шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведет под уздцы мужичок В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах… а сам с ноготок! (Н.А. Некрасов)
10. Ирония (в пер. с греч. — притворство) — это употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому. Ирония представляет собой вид иносказания, при котором за внешне положительной оценкой скрывается насмешка: Отколе, умная, бредешь ты, голова? (И. А. Крылов)
26.2 «НЕСПЕЦИАЛЬНЫЕ» ЛЕКСИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
Примечание: В заданиях иногда указано, что это лексическое средство. Обычно в рецензии задания 24 пример лексического средства дается в скобках либо одним словом, либо словосочетанием, в котором одно из слов выделено курсивом. Обратите внимание: именно эти средства чаще всего необходимо найти в задании 22!
11. Синонимы, т. е. слова одной части речи, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению и отличающиеся друг от друга или оттенками значения, или стилистической окраской (смелый —отважный, бежать — мчаться,глаза (нейтр.) — очи (поэт.)), обладают большой выразительной силой.
Синонимы могут быть контекстными.
12. Антонимы, т. е. слова одной и той же части речи, противоположные по значению (истина — ложь, добро — зло, отвратительно — замечательно), также обладают большими выразительными возможностями.
Антонимы могут быть контекстными, т. е становится антонимами только в данном контексте.
Ложь бывает доброй или злой,
Сердобольной или беспощадной,
Ложь бывает ловкой и нескладной,
Осмотрительной и безоглядной,
Упоительной и безотрадной
.
13. Фразеологизмы как средства языковой выразительности
Фразеологизмы (фразеологические выражения, идиомы), т. е. воспроизводимые в готовом виде словосочетания и предложения, в которых целостное значение доминирует над значениями составляющих их компонентов и не является простой суммой таких значений (попасть впросак, быть на седьмом небе, яблоко раздора), обладают большими выразительными возможностями. Выразительность фразеологизмов определяется:
1) их яркой образностью, в том числе мифологической (кот наплакал, как белка в колесе, нить Ариадны, дамоклов меч, ахиллесова пята);
2) отнесенностью многих из них: а) к разряду высоких (глас вопиющего в пустыне, кануть в Лету) или сниженных (разговорных, просторечных: как рыба в воде, ни сном ни духом, водить за нос, намылить шею, развесить уши); б) к разряду языковых средств с положительной эмоционально-экспрессивной окраской (хранить как зеницу ока — торж.) или с отрицательной эмоционально-экспрессивной окраской (безцаря в голове — неодобр., мелкая сошка — пренебрежит., грош цена — презр.).
14. Стилистически окрашенная лексика
Для усиления выразительности в тексте могут использоваться все разряды стилистически окрашенной лексики:
1) эмоционально-экспрессивная (оценочная) лексика, в том числе:
а) слова с положительной эмоционально-экспрессивной оценкой: торжественные, возвышенные (в том числе старославянизмы): вдохновение, грядущий, отечество, чаяния, сокровенный, незыблемый; возвышенно-поэтические: безмятежный, лучезарный, чары, лазурный; одобрительные: благородный, выдающийся, изумительный, отважный; ласкательные: солнышко, голубчик, доченька
б) слова с отрицательной эмоционально-экспрессивной оценкой: неодобрительные: домысел, препираться, околесица; пренебрежительные: выскочка, деляга; презрительные: балбес, зубрила, писанина; бранные/
2) функционально-стилистически окрашенная лексика, в том числе:
а) книжная: научная (термины: аллитерация, косинус, интерференция); официально-деловая: нижеподписавшиеся, докладная; публицистическая: репортаж, интервью; художественно-поэтическая: лазурный, очи, ланиты
б) разговорная (обиходно-бытовая): папа, мальчонка, хвастунишка, здоровущий
15. Лексика ограниченного употребления
Для усиления выразительности в тексте могут использоваться также все разряды лексики ограниченного употребления, в том числе:
— лексика диалектная (слова, которые употребляются жителями какой-либо местности: кочет — петух, векша — белка);
— лексика просторечная (слова с ярко выраженной сниженной стилистической окраской: фамильярной, грубой, пренебрежительной,бранной, находящиеся на границе или за пределами литературной нормы: голодранец, забулдыга, затрещина, трепач);
— лексика профессиональная (слова, которые употребляются в профессиональной речи и не входят в систему общелитературного языка: камбуз — в речи моряков, утка — в речи журналистов, окно — в речи преподавателей);
— лексика жаргонная (слова, свойственные жаргонам — молодежному: тусовка, навороты, крутой; компьютерному: мозги — память компьютера, клава — клавиатура; солдатскому: дембель, черпак, духи; жаргону преступников: братва, малина);
— лексика устаревшая (историзмы — слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением обозначаемых ими предметов или явлений: боярин, опричнина, конка; архаизмы — устаревшие слова, называющие предметы и понятия, для которых в языке появились новые наименования: чело — лоб, ветрило — парус); — лексика новая (неологизмы — слова, недавно вошедшие в язык и не потерявшие еще своей новизны: блог, слоган, тинейджер).
26.3 ФИГУРАМИ (РИТОРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ, СТИЛИСТИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ, ФИГУРАМИ РЕЧИ) НАЗЫВАЮТСЯ СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ, основанные на особых сочетаниях слов, выходящих за рамки обычного практического употребления, и имеющие целью усиление выразительности и изобразительности текста. К основным фигурам речи относятся: риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, повтор, синтаксический параллелизм, многосоюзие, бессоюзие, эллипсис, инверсия, парцелляция, антитеза, градация, оксюморон. В отличие от лексических средств— это уровень предложения или нескольких предложений.
Примечание: В заданиях нет чёткого формата определения, указывающего на эти средства: их называют и синтаксическими средствами, и приёмом, и просто средством выразительности, и фигурой. В задании 24 на фигуру речи указывает номер предложения, данный в скобках.
16.Риторический вопрос — это фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение. Риторический вопрос не требует ответа, он используется, чтобы усилить эмоциональность, выразительность речи, привлечь внимание читателя к тому или иному явлению:
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным, Зачем поверил он словам и ласкам ложным, Он, с юных лет постигнувший людей?.. (M. Ю. Лермонтов);
17.Риторическое восклицание — это фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение. Риторические восклицания усиливают в сообщении выражение тех или иных чувств; они обычно отличаются не только особой эмоциональностью, но и торжественностью и приподнятостью:
То было в утро наших лет — О счастие! о слезы! О лес! о жизнь! о солнца свет! О свежий дух березы. (А. К. Толстой);
Увы! пред властию чужой Склонилась гордая страна. (М. Ю. Лермонтов)
18.Риторическое обращение — это стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи. Оно служит не столько для называния адресата речи, сколько для выражения отношения к тому, о чем говорится в тексте. Риторические обращения могут создавать торжественность и патетичность речи, выражать радость, сожаление и другие оттенки настроения и эмоционального состояния:
Друзья мои! Прекрасен наш союз. Он, как душа, неудержим и вечен (А. С. Пушкин);
О, глубокая ночь! О, холодная осень! Немая! (К. Д. Бальмонт)
19.Повтор (позиционно-лексический повтор, лексический повтор) — это стилистическая фигура, состоящая в повторении какого-либо члена предложения (слова), части предложения или целого предложения, нескольких предложений, строфы с целью привлечь к ним особое внимание.
Разновидностями повтора являются анафора, эпифора и подхват.
Анафора (в пер. с греч. — восхождение, подъем), или единоначатие, — это повторение слова или группы слов в начале строк, строф или предложений:
Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река.
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака (Ф. И. Тютчев);
Эпифора (в пер. с греч. — добавка, конечное предложение периода) — это повторение слов или группы слов в конце строк, строф или предложений:
Хоть не вечен человек,
То, что вечно, — человечно.
Что такое день иль век
Перед тем, что бесконечно?
Хоть не вечен человек,
То, что вечно, — человечно (А. А. Фет);
Досталась им буханка светлого хлеба — радость!
Сегодня фильм хороший в клубе — радость!
Двухтомник Паустовского в книжный магазин привезли— радость! (А. И. Солженицын)
Подхват — это повтор какого-либо отрезка речи (предложения, стихотворной строки) в начале следующего за ним соответствующего отрезка речи:
Повалился он на холодный снег,
На холодный снег
, будто сосенка,
Будто сосенка во сыром бору (М. Ю. Лермонтов);
20. Параллелизм (синтаксический параллелизм) (в пер. с греч. — идущий рядом) — тождественное или сходное построение смежных частей текста: рядом стоящих предложений, стихотворных строк, строф, которые, соотносясь, создают единый образ:
Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской.
.. (М. Ю. Лермонтов);
Я был вам звенящей струной,
Я был вам цветущей весной,
Но вы не хотели цветов,
И вы не расслышали слов? (К. Д. Бальмонт)
Часто с использованием антитезы: Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? (М. Лермонтов); Не страна – для бизнеса, а бизнес – для страны (из газеты).
21. Инверсия (в пер. с греч. — перестановка, переворачивание) — это изменение обычного порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости какого-либо элемента текста (слова, предложения), придания фразе особой стилистической окрашенности: торжественного, высокого звучания или, наоборот, разговорной, несколько сниженной характеристики. Инверсированными в русском языке считаются следующие сочетания:
— согласованное определение стоит после определяемого слова: Сижу за решеткой в темнице сырой (М. Ю. Лермонтов); Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая (И. С. Тургенев);
— дополнения и обстоятельства, выраженные существительными, стоят перед словом, к которому относятся: Часов однообразный бой (однообразный бой часов);
22.Парцелляция (в пер. с франц. — частица) — стилистический прием, заключающийся в расчленении единой синтаксической структуры предложения на несколько интонационно-смысловых единиц — фраз. На месте расчленения предложения могут использоваться точка, восклицательный и вопросительный знаки, многоточие. Утром, ярким, как лубок. Страшным. Долгим. Ратным. Был разбит стрелковый полк. Наш. В бою неравном (Р. Рождественский); Почему никто не возмущается? Образование и здравоохранение! Важнейшие сферы жизни общества! Не упомянуты в этом документе вообще (Из газет); Нужно, чтобы государство помнило главное: его граждане — не физические лица. А люди. (Из газет)
23.Бессоюзие и многосоюзие — синтаксические фигуры, основанные на намеренном пропуске, или, наоборот, сознательном повторении союзов. В первом случае, при опущении союзов, речь становится сжатой, компактной, динамичной. Изображаемые действия и события здесь быстро, мгновенно развертываются, сменяют друг друга:
Швед, русский — колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет.
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон. (А.С. Пушкин)
В случае многосоюзия речь, напротив, замедляется, паузы и повторяющийся союз выделяют слова, экспрессивно подчеркивая их смысловую значимость:
Зато и внук,и правнук, и праправнук
Растут во мне, пока я сам расту… (П.Г. Антокольский)
24.Период – длинное, многочленное предложение или сильно распространённое простое предложение, которое отличается законченностью, единством темы и интонационным распадением на две части. В первой части синтаксический повтор однотипных придаточных (или членов предложения)идёт с нарастающим повышением интонации, затем – разделяющая значительная пауза, и во второй части, где дается вывод, тон голоса заметно понижается. Такое интонационное оформление образует своего рода круг:
Когда бы жизнь домашним кругом я ограничить захотел,/Когда мне быть отцом, супругом приятный жребий повелел,/ Когда б семейственной картиной пленился я хоть миг единый, — то, верно б, кроме вас одной невесты не искал иной. (А.С. Пушкин)
25.Антитеза, или противопоставление (в пер. с греч. — противоположение) — это оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия, положения, образы. Для создания антитезы обычно используются антонимы — общеязыковые и контекстуальные:
Ты богат, я очень беден, Ты — прозаик, я — поэт (А. С. Пушкин);
Вчера еще в глаза глядел,
А ныне — все косится в сторону,
Вчера еще до птиц сидел,
Все жаворонки нынче — вороны!
Я глупая, а ты умен,
Живой, а я остолбенелая.
О вопль женщин всех времен:
«Мой милый, что тебе я сделала?» (М. И. Цветаева)
26.Градация (в пер. с лат. — постепенное повышение, усиление) — прием, состоящий в последовательном расположении слов, выражений, тропов (эпитетов, метафор, сравнений) в порядке усиления (возрастания) или ослабления (убывания) признака. Возрастающая градация обычно используется для усиления образности, эмоциональной выразительности и воздействующей силы текста:
Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла (А. А. Блок);
Светились, горели, сияли огромные голубые глаза. (В. А. Солоухин)
Нисходящая градация используется реже и служит обычно для усиления смыслового содержания текста и создания образности:
Принес он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами
. (А. С. Пушкин)
27.Оксюморон (в пер. с греч. — остроумно-глупое) — это стилистическая фигура, в которой соединяются обычно несовместимые понятия, как правило, противоречащие друг другу (горькая радость, звонкая тишина и т. п.); при этом получается новый смысл, а речь приобретает особую выразительность: С того часу начались для Ильи сладостные мученья, светло опаляющие душу (И. С. Шмелев);
Есть тоска веселая в алостях зари (С. А. Есенин);
Но красоты их безобразной Я скоро таинство постиг. (М. Ю. Лермонтов)
28.Аллегория – иносказание, передача отвлеченного понятия через конкретный образ: Должны победить лисы и волки (хитрость, злоба, жадность).
29.Умолчание – намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается о невысказанном: Но я хотел… Быть может, Вы…
Кроме вышеперечисленных синтаксических средств выразительности в тестах встречаются и следующие:
—восклицательные предложения;
— диалог, скрытый диалог;
—вопросно-ответная форма изложения такая форма изложения, при которой чередуются вопросы и ответы на вопросы;
—ряды однородных членов;
—цитирование;
—вводные слова и конструкции
—Неполные предложения – предложения, в которых пропущен какой-либо член, необходимый для полноты строения и значения. Отсутствующие члены предложения могут быть восстановлены и контекста.
В том числе эллипсис, то есть пропуск сказуемого.
Эти понятия рассматриваются в школьном курсе синтаксиса. Именно поэтому, наверное, эти средств выразительности чаще всего в рецензии называют синтаксическими.
Тексты егэ 2022 для написания сочинения
1. Ананьев А.А. Хотя лейтенанта Володина тошнило
2. Астафьев В. В купе поезда, куда я вошёл с опозданием
3. Бакланов. Г.Я. Весь в пару, надвинулся к перрону поезд.
4. Батыгина Н. И. Прокопия Ивановича привезли в больницу глубокой ночью
5. Бек А.А. Вы не раз, вероятно, читали и слышали о массовом героизме в Красной Армии
6. Быков Д. Л Главная претензия к пьесе Грибоедова «Горе от ума»
7. Васильев Б. Л. От нашего класса у меня остались воспоминания и одна фотография
8. Васильев Б. Л. Человек создан на столетия, если судить по огромной, ни с чем не сравнимой трате сил.
9. Веллер М. Надо быть храбрым, верным данному слову
10. Вигдорова Ф.А. Я знала замечательную писательницу
11. Владимиров А.П. Вечером молодой пастух Гришка Ефимов
12. Гаршин В.М. Художник Рябинин, самый способный ученик Художественной академии
13. Гонцов И. Почему-то многие современные эстрадные «звёзды»
14. Гранин Д.А. Дождь застиг Лосева на Кузнецком мосту.
15. Гранин Д.А. Многие считают понятие чести устарелым, несовременным
16. Грин А. Слепой лежал тихо, сложив на груди руки и улыбаясь
17. Гроссман В.С. Солдаты лежали за деревьями, в кустах, в высокой траве
18. Долина Н. Г. Любовь – трудная душевная работа, её не каждый осилит
19. Екимов Б.П. В Москве уже осень, а в Коктебеле бархатный сезон.
20. Екимов Б. П. Дискуссии о состоянии русского языка ведутся ещё со времён могучих витий…
21. Иванов В. Любите ли вы литературу так, как люблю её я?
22. Измайлов П. «Отправь голову в отпуск!»
23. Искандер Ф. Может быть, самая трогательная и самая глубокая черта детства
24. Каверин В.А. С перебитой ногой я лежал у окна санитарного поезда
25. Казаков Ю. В тo лето я жил в маленьком северном городе.
26. Качалков С.С. Сергей Николаевич Плетёнкин вернулся домой, как обычно
27. Колесов В.В. Имя собственное «принадлежит себе»
28. Косицкий Г.И. и Дьяконова И.Н. Осенью около дома, построенного в лесу
29. Косолапов И. Бескорыстным и верным другом назвал книгу
30. Костомаров В. Все знают, что часовая стрелка на циферблате движется
31. Крюков М.С. «Я лучше, я умнее всех».
32. Курочкин В. А Танки пошли, лейтенант! – крикнул Щербак.
33. Лакшин В. В современном обществе целый океан проблем.
34. Леонов Л.М. С глазами, полными слёз, Иван глядел в снег
35. Лидин В.Г. Немцы были изгнаны из Умани, и на улицах города
36. Лиханов А.А. То, чего нам так не хватает…
37. Маслов И. Нынешние подростки, рождённые в начале девяностых годов
38. Мозговой Недавно прочитал в интервью городского чиновника
39. Морозов А. Друг, ты чей?
40. Можаев. Б.А. В солнечный день я приехал в старинный посёлок Гусь-Железный
41. Олеша Ю.К. Когда я начал учиться в гимназии, мне было лет одиннадцать
42. Орлов Д. К. Толстой вошёл в мою жизнь, не представившись.
43. Паустовский К.Г. Ещё в юности я вычитал у какого-то древнего мудреца изречение
44. Паустовский К.Г. Когда при Берге произносили слово «Родина», он усмехался.
45. Паустовский. К.Г. Осень в этом году стояла вся напролёт сухая и тёплая
46. Песков В.М. Был осенний серенький день в конце листопада.
47. Песков В. Кустарник и мелколесье. Жутковатая предвечерняя тишина
48. Покровский С.М Прутский поход Петра Первого, предпринятый в 1711 году
49. Прилепин З.Н. Тогда у нас ещё был только один ребёнок – старший сын.
50. Пьецух В.А Принято считать, что литература человечества началась с древнего шумерского эпоса
51. Савинов Р.С. В детстве я зачитывался книжками про индейцев
52. Серков И. Недавно прочитал в журнале статью своего коллеги пример сочинения
53. Сикирич Е. Пустой тратой времени являются попытки оценить
54. Симонов К.М. Это было утром. Командир батальона Кошелев
55. Смольников И. Волжская ГЭС, Чебоксарская ГЭС
56. Соболев А.Н. В наше время чтение художественной литературы, по сути, привилегия
57. Соловейчик С.Л. Однажды я ехал в электричке.
58. Сологуб. Вечером опять сошлись у Старкиных.
59. Солоухин В.А. Есть на нашей реке такие глухие и укромные места…
60. Солоухин. Каждый день перепрыскивали дожди.
61. Солоухин. Мы говорим иногда о других людях: «Ограниченный человек».
62. Солоухин. Памятников архитектуры в Москве уничтожено более четырёхсот сочинение ЕГЭ
63. Солоухин. С детства, со школьной скамьи человек привыкает к сочетанию слов «любовь к родине»
64. Строганов. М.С. Судьбу поколения не случайно сравнивают с белым листом
65. Сухомлинский В.А. Во внешней человеческой красоте воплощены
66. Тендряков В.Ф. Мы – остатки воевавших за Доном частей, докатившихся до Сталинграда…
67. Толстой Л. Н. Софья Ивановна была одной из тех редких немолодых женщин
68. Толстой Л.Н. Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства!
69. Трифонов Ю.В. Над письменным столом висит фотография отца: он без шапки…
70. Тэффи. Н.А. Нежность – самый кроткий, робкий, божественный лик любви.
71. Утенков Д.М. Дети видят мир не так, как взрослые
72. Харченко В. Наукой заниматься трудно.
73. Худяков М. Он нёс меня на себе восемь километров пример сочинения
74. Шагинян М. Есть такая пословица, знакомая из русской классики
75. Яковлев Ю.Я. Дети никогда не запоминают мать молодой, красивой
76. Андреев Ю.А мне было около двенадцати лет когда я ослеп от голода
77. Углов Ф.Г к Оле все в клинике привязались бывало зайду в палату
78. А. М. Моторова Юрий Владимирович Мазурок являл собой пример хорошего
79. Д.Н. Мамину-Сибиряку в радужной перспективе детских воспоминаний
80. Шолохова М.А капитан Сумсков бегло оглядел построившихся красноармейцев
81. В.Ф. Тендрякову мы – остатки воевавших за Доном частей, докатившихся до Сталинграда
82. Токарева в редакцию пришло письмо от рабочего Нечаева…
83. Д.А Гранина борьба с фашизмом была, может быть, первой в истории человечества
84. Е.В Гришковец над вымыслом слезами обольюсь — вот самое простое
85. Паустовский зенитный пулемётчик Тихон Рябцов был родом из-под Пскова
86. В. С. Гроссману в эту ночь генерал Паулюс отдал приказ о наступлении
87.Текст В.В. Набокова обыватель – явление всемирное
88. Поздравляю тебя дорогой Александр сочинение ЕГЭ с проблемой
89. Мы всегда умели ненавидеть врага и ненавидя сочинение ЕГЭ с проблемой
90.Глубокая зимняя ночь метель сочинение ЕГЭ с проблемой по тексту Куприна
91.Сочинение крайний участок по Пролетарской улице с проблемой
92. Сочинение мой дядя Пётр Демьяныч как-то собираясь в гимназию
93. Сочинение ЕГЭ 2022 Николай Евграфович алмазов едва дождался
94. Сочинение ЕГЭ на задворках нашего села стояло на сваях длинное
95. Сочинение ЕГЭ мы ехали берегом лены на юг а зима догоняла нас с севера
96. В суровые военные годы во время бомбёжки сочинение ЕГЭ
97. Воспалённое состояние Поли, а главное, её сбивчивая Леонов
98. В. И. Амлинскому все мы любили «классного», хотя нельзя сказать
99. Л. M. Леонова в те отдалённые прежние времена приблизительно
100. Л.И. Лиходеева чистая детская наивность
101. Ф. Д. Кривин у самого берега лежали два камня
102. Сочинение ЕГЭ по тексту когда Скоков пришёл к полному А.С. Грин
103. Я считал, что знаю что такое блокада готовые сочинения по тексту Д. А. Гранина
104. Конец лета и начало осени 1952 года вспоминал готовые сочинения по тексту Ч.Т. Айтматова
105. Бабка Ганя была одинокая единственный её внук готовые сочинения по тексту К. Г. Паустовскому
106. Что делать человеку который вдруг обнаружил в себе готовые сочинения по тексту Е. В. Гришковца
107. Люди устроены так что в будущем их интересует готовые сочинения по тексту Д.А. Гранина
108. 3емля космическое тело, а мы космонавты готовые сочинения по тексту В.А Солоухина
109. Эти трое были живые смешливые острые готовые сочинения по тексту Д.А Гранина
110. Немецкие миномёты били по всей равнине готовые сочинения по тексту Л. Кассиля
111. Мне в Борисоглебский переулок сообщила я готовые сочинения по тексту Е.А Кореневой
112. Иногда к дяде Коле приходил в гости сочинение по тексту К. Г. Паустовского
113. Утро следующего дня было холодным и пасмурным сочинение по тексту Корчагина
114. Сочинение ЕГЭ не знаю кто из великих сказал по тексту М. Худякову
115. Сочинение ЕГЭ чаще всего человек ищет свою мечту по Мизерову