Примеры сочинений ЕГЭ по русскому языку (27 задание) — Год Литературы

Примеры сочинений ЕГЭ по русскому языку (27 задание)  - Год Литературы ЕГЭ
Содержание
  1. Примеры сочинений егэ по русскому языку (27 задание) — год литературы
  2. Сочинение к варианту №18 егэ-2022 по русскому языку
  3. Сочинения егэ по литературе. образцы сочинений «на отлично»
  4. Текст 1. б.л. пастернак о музыке
  5. Текст 1. к.г. паустовский «лефортовские ночи» о войне.
  6. Текст 10. в.а. солоухин об искусстве
  7. Текст 10. д.а. гранин. новый год на фронте
  8. Текст 11. ф.а. абрамов об истинном мужестве
  9. Текст 11. ю.я. яковлев о силе материнской любви
  10. Текст 12. ю.п. казаков об отчем доме
  11. Текст 13. л.н. толстой о любви к ближнему
  12. Текст 13. ю.м. нагибин о воспоминаниях юности
  13. Текст 14. м.в. глушко о горечи утраты
  14. Текст 15. в.м. шукшин о родине
  15. Текст 16. к.м. симонов о командире дивизии
  16. Текст 17. л.н. толстой о душе
  17. Текст 2. а.н. толстой «в кабинете редактора» (о прессе в военное время)
  18. Текст 2. т. скок про великодушие
  19. Текст 3. а.н. толстой о военной журналистике
  20. Текст 3. соловейчик о свободе и совести
  21. Текст 4. к.м. симонов о жизненных ценностях
  22. Текст 4. л.н. толстой о насилии и самосовершенствовании
  23. Текст 5. л.н. толстой о любви к человеку
  24. Текст 5. л.н. толстой о способности мыслить
  25. Текст 6. к.г. паустовский «базарный сызган…»
  26. Текст 6. ю. лотман о культурных ценностях
  27. Текст 7. в.н. афонин о детских воспоминаниях
  28. Текст 7. и. грекова о взрослении
  29. Текст 8. о.к. кожухова о детстве
  30. Текст 9. в.а. солоухин о техническом прогрессе
  31. Текст 9. в.в. корчагин о страхе и предательстве
  32. Текст 8. н.и. батыгина об отзывчивости

Примеры сочинений егэ по русскому языку (27 задание) — год литературы

Ниже – сочинение формата ЕГЭ по русскому языку, написанное одиннадцатиклассником из города Камышин Волгоградской области, а также разбор этого сочинения. Текст, по которому это сочинение было написано, взят из открытых источников. При желании его можно легко найти в интернете по представленным цитатам. Здесь же приводить этот текст нет никакого смысла. Не только потому, что это увеличит объём разбора, но и потому, что в идеале проверяющий должен считать суть и краткое содержание текста из самого сочинения ученика. По договорённости, имя и фамилия учащегося указаны не будут. Авторские орфография и пунктуация сохранены.

Если хотите получить подобный разбор, отправляйте тексты своих сочинений по русскому языку и литературе на почту shipilova@egelive.ru, в теме указывая «Комментарий к сочинению». Подробности здесь.


В тексте Валерия Тимофеева идёт речь о действительно актуальной проблеме: неуважении к простому человеку в масштабах государства. О том, почему вопрос «Кто виноват?» называют исконно русским.

Автор говорит о том, что уровень инфляции не повлияет на жизнь обычной старушки, живущей в ветхом доме. Этим он хочет сказать, что проблемы людей нужно решать напрямую, а не радоваться взлетевшей цене на нефть, думая, что от этого людям станет лучше жить.

Далее, поэт перечисляет насущные проблемы граждан: «Неработающие лифты, перемороженные дома…», чем в очередной раз привлекает внимание к проблеме обычного человека.

Оба примера показывают нам, что потребности отдельно взятого человека не так приоритетны, как хотелось бы, чем придают друг другу убедительности.

Позиция автора ясна – он не остаётся равнодушным к проблемам, указывает на них, прося их решить.

С позицией автора автора тяжело не согласиться, ведь и вправду, человек должен быть приоритетом, от этого выиграют все. Для подтверждения своих слов приведу пример из жизни. С ранних лет нам прививают любовь к спорту, пестря плакатами и лозунгами. Но далеко не в каждом дворе можно найти банальный турник, а беговые дорожки есть только в крупных городах.

В заключение скажу, что при огромном количестве проблем и безразличии со стороны государства, есть выход – помогать друг другу, а в первую очередь тому, кто в этом больше всего нуждается.

208 слов


Комментарий Ивана Родионова (учитель и репетитор с большим стажем, литературный критик, автор видеоуроков по русскому языку в проекте «Год ЕГЭратуры«)

Сначала по структуре. Одна из проблем исходного текста сформулирована верно. Всё в порядке с опорой на текст (есть небольшая цитата), приведены два примера-иллюстрации, указана и проанализирована смысловая часть между ними. Позиция автора по исходной проблеме отмечена правильно, согласие с автором обосновано.

Со смысловой цельностью, речевой связностью и абзацным членением текста проблем в сочинении нет. Словарь учащегося достаточно богат и разнообразен.

Из структурных недостатков сочинения:

Таким образом, на структурной и речевой составляющих сочинения можно потерять 2-3 балла.

Но есть ещё критерии грамотности. И если с орфографией, фактологией и этикой (К7, К11, К12) в сочинении всё в порядке, то с другими критериями дело обстоит несколько хуже:

В сочинении есть несколько грамматических ошибок:

Есть в тексте речевые неточности и просто спорные места:

Кроме того, кое-где есть и классическая проблема сочинений на ЕГЭ по русскому языку – тавтологии. Особенно это заметно на примере того же слова «проблема» (и его производных).

На критериях грамотности можно потерять от трёх до четырёх баллов.

Таким образом, за это сочинение учащийся получил бы от 18 до 20 первичных баллов (из максимальных 25).

Сочинение к варианту №18 егэ-2022 по русскому языку

Как-то Анатолий Бочаров высказал предположение о наступившем периоде усталости нашей военной прозы. Не стану по примеру некоторых специалистов этого рода литературы опровергать видного критика и теоретика советской литературы, немало сделавшего и для осмысления военной прозы: вполне возможно, он прав.

Как и всякое живое дело, военная проза в своём развитии не может избежать определённых спадов.

(1)Как-то Анатолий Бочаров высказал предположение о наступившем периоде усталости нашей военной прозы. (2)Не стану по примеру некоторых специалистов этого рода литературы опровергать видного критика и теоретика советской литературы, немало сделавшего и для осмысления военной прозы: вполне возможно, он прав.

(З)Как и всякое живое дело, военная проза в своём развитии не может избежать определённых спадов. (4)Но вряд ли когда-либо померкнут в её сокровищнице замечательные по мастерству и правдивости произведения, принадлежащие перу Юрия Бондарева, Григория Бакланова, Константина Симонова, Владимира Богомолова, Константина Воробьёва, Юрия Гончарова, Евгения Носова, Сергея Крутилина и других. (б)Написанные, казалось бы, об одном и том же, о человеке на войне, эти произведения несут в себе неиссякаемое разнообразие g£b жанровое, тематическое, стилевое, различие личностно-авторского отношения к войне и её непростым проблемам. (6)Но, разумеется, самое ценное в них — правда пережитого, достоверность подробностей и психологии, неизменность гуманистического отношения к человеку самой трудной судьбы солдату на самой большой и самой кровавой войне.

(7)О войне написано много во всех жанрах литературы, на 77 языках народов нашей страны, разумеется, с различной степенью мастерства, умельства, талантливости. t8) Что до меня как читателя (да, я думаю, и до большинства читателей, воевавших и невоевавпшх), то, может быть, для нас дороже всего в этих книгах не мастерство изложения, не красочность слога, но — правда. (9)3а тысячелетия земной истории о войне на всех языках мира написано много неправды, красивых сказок и прямой лжи. (Ю)Говорить неправду о ней не только безнравственно, но и преступно как по отношению к миллионам её жертв, так и по отношению к будущему. (11)Люди Земли должны знать, от какой опасности они избавились и какой ценой досталось им это избавление. (12 (Что касается читателя, то ему интересно знать всё: от переживаний солдата в передовом окопе до работы крупных штабов и ставки по руководству войсками. (13>Литература многое сделала для раскрытия психологии рядового бойца и младшего офицера переднего края, но по причине отсутствия прежде всего личного опыта у её авторов она оказалась некомпетентной во всём, что касается крупных штабов, объединений, ставки.

Про ЕГЭ:  Егэ по математике и ЕГЭ 2010, Ященко. Тесты... [смотреть]

(14) Эгот пробел в значительной мере восполняют военные мемуары, принадлежащие перу генералов, крупных военачальников, у которых немало честных и хороших книг.

(15) Но немало также и таких, где фактическая сторона изложения воспринимается с большим сомнением, где, как писал недавно Виктор Астафьев, «проступает явное враньё».

(16) В самом деле, часто трудно добраться до сути через аккуратный штакетник1 округлых стереотипных фраз или задним числом сочинённых подробностей, заимствованных из фронтовой печати тривиальных примеров и бесконечных страниц разговоров.

(17>Да, люди по праву хотят знать о войне полнее, больше, особенно о том, что лежит за пределами их жизненного или военного опыта. (18)Но когда я читаю длинные главы, описывающие в подробностях жесты, выражения, всё те же разговоры генералов, маршалов, исторических лиц, сокровенные раздумья о собственных военных просчётах бывшего наркома обороны, я с недоумением обращаюсь к имени автора на обложке и спрашиваю себя: откуда всё это? (19)Из каких документов, по чьим свидетельствам? (20)Ах, это авторский домысел, стало быть, сочинённость, выдумка, но тогда, извините, тогда мне это неинтересно.

(21)Кому нужна эта художественность, ради которой попирается главное и, может, единственное достоинство этого рода литературы — правда. (22)Тем более что у нас есть и примеры другого рода, замечательные примеры высокого документализма и самой высокой гражданственности. (23)3десь уместно вспомнить творчество, да и всю жизнь незабвенного Сергея Сергеевича Смирнова. (24)Его книги способны стать образцом, примером для подражания последующих поколений писателей-документалистов. (25)Или же «Блокадная книга» Адамовича и Гранина, где всё — факт, жизнь, судьба, уже принадлежащие истории. (26)Трагической странице нашей с вами истории.

(27)Тот же Виктор Астафьев писал недавно: «Думаю, всё лучшее в литературе о войне создано теми, кто воевал на передовой». (28)В общем, это справедливо, хотя я бы не стал утверждать столь категорично, соглашаясь, однако, с той частью его утверждения, что личный опыт войны здесь незаменим. (29)Вся беда литературы второго сорта как раз и заключается в отсутствии определённого личного опыта у одних авторов и в попрании этого опыта теми, у кого он есть, в уходе за его пределы, я бы сказал, за пределы какого бы то ни было опыта в область сочинительства, приблизительности и — неправды. (30)И потому такая литература, с каким бы изяществом она ни была создана, неприемлема по своей сути: она не прибавляет ничего к познанию и осмыслению духа войны, а уводит читателя в область мифов, ортодоксии2 и домыслов. (31)Во всяком другом случае, может быть, об этом и не следовало бы говорить, но прошлая война для нас, как недавно писал Евтушенко, слишком сокровенная тема, прикасаться к которой надобно с ясным сознанием огромной ответственности: под ней море народной крови.

(32)Виктор Астафьев прав: память человеческая избирательна и любит приятное. (33)К старости всё трудное видится в ином свете, нежели в том, что освещал муки, кровь и страдания в годы военной молодости. (34)3адним числом кому не хочется видеть себя героем? (35)Это понятно и извинительно для всякого стареющего человека, но не для литературы. (36)Литература не имеет права на старость и должна всё помнить в подробностях, в первозданности, не упускать ничего.

(По В. В. Быкову)[i][/i]

Любое художественное произведение предполагает соотношение правдоподобия и вымысла. Но если писатель создаёт историческое произведение, посвящённое теме войны, он должен быть очень ответственным и объективным. Бессмысленно описывать войну с парадной стороны, потому что на самом деле это очень страшное явление, жертвами которого становятся ни в чём не повинные люди. В.В. Быков поднимает в тексте проблему правдивого отражения войны в литературных произведениях.

Автор отмечает, что войне посвящено огромное количество художественных текстов, но самым ценным в них является не стиль писателя и не красота его слога, а стремление к достоверному изображению событий. Лгать о войне – это безнравственный поступок, преступление по отношению к её жертвам и будущему поколению. Молодые люди должны знать правду о произошедшем, чтобы не допустить повторения тех же событий здесь и сейчас. По мнению В.В. Быкова, «аккуратный штакетник округлых стереотипных фраз» сбивает читателя с толку и мешает воспринимать содержание книги. Если речь идёт о военной литературе, то внимание должно уделяться прежде всего «фактической стороне изложения».

В.В. Быков подчёркивает, что единственным достоинством произведений о войне является правда. Для этого писателю очень важно иметь личный опыт, чтобы не допустить искажения реальных событий. Нельзя забывать, что Великая Отечественная война – это «сокровенная тема», под которой – «море народной крови». Именно поэтому изящество стиля не имеет большого значения, оно только мешает читателю понять и осмыслить истинный дух войны. Литература должна сохранять и передавать жизненный опыт, воспроизводить события прошлых лет в мельчайших подробностях, вот почему она «не имеет права на старость».

Оба аргумента взаимосвязаны и дополняют друг друга. Они доказывают мысль автора о том, что писатели должны подходить к изображению военных событий с огромной ответственностью, не позволяя себе что-либо приукрашивать.

Итогом размышлений В.В. Быкова становится такая позиция: в литературных произведениях о войне нужно говорить только правду, избегая домыслов и лжи.

Нельзя не согласиться с точкой зрения писателя. Действительно, очень важно, чтобы автор был предельно правдив в описании войны, потому что «сочинительство» и ложь в данном случае неуместны. Так, в 1940-1950 годы появилась «лейтенантская проза», основная задача которой заключалась в достоверном описании войны. Повествование всегда велось от первого лица, так как главные герои таких произведений были автобиографическими. Например, повесть В. Некрасова «В окопах Сталинграда» стала своеобразным дневником участника войны. Здесь нет «псевдоромантики», все события показаны такими, какими они были на самом деле.

В заключение хочется сказать, что ценность художественных текстов о войне заключается в способности передавать истину. Именно поэтому выдающиеся произведения на эту тему должны быть примером высокого документализма.

Сочинения егэ по литературе. образцы сочинений «на отлично»

Во многих произведениях отечественной литературы отображено столкновение невежества и просвещённости. Например, в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Александр Андреевич Чацкий, представитель новой жизни, сталкивается с фамусовским обществом, в котором люди слепо подражают французской культуре, а также против образования и просвещения .

Павел Афанасьевич Фамусов – один из главных представителей фамусовского общества.

Текст 1. б.л. пастернак о музыке

: «Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней — Скрябина. Музыкально лепетать я стал незадолго до первого с ним знакомства…»

Примерный круг проблем:1. Как найти свое призвание?2. Может ли человек реализовать себя в профессии, если у него нет природных способностей?3. Почему важно быть честным с самим собой?4. Почему бывает сложно найти свое призвание?5. Как преодолеть сомнения, когда принимаешь судьбоносные решения?

Пример сочинения ЕГЭ 2021 по реальному тексту Б.Л. Пастернака: Что позволяет человеку реализовать свой потенциал и добиться больших высот в профессии?  

Текст 1. к.г. паустовский «лефортовские ночи» о войне.

: «Сверкающий дуговыми фонарями, как бы расплавленный от их мелового шипящего света, Брестский вокзал был в то время главным военным вокзалом Москвы. С него отправлялись эшелоны на фронт. По ночам к полутемным перронам крадучись подходили длинные пахнущие йодоформом санитарные поезда и начиналась выгрузка раненых…»

Про ЕГЭ:  Пример реального эссе по обществознанию ЕГЭ 2019 на тему "Личность" Э. Ильенков

Примерный круг проблем:1. В чем заключается бесчеловечность войны? 2. В чем заключался героизм людей в годы войны?3. Что объединяло людей в годы войны?4. В чем заключался главный ужас войны?5. Как люди проявляли заботу друг о друге в годы войны?6. Как война повлияла на человека?

Пример сочинения по тексту К.Г. Паустовского «Что объединяло людей в годы войны?»

Текст 10. в.а. солоухин об искусстве

: «До сих пор я не знаю: были у человеческого искусства два пути с самого начала или оно раздвоилось гораздо позже?Красота окружающего мира: цветка и полёта ласточки, туманного озера и звезды, восходящего солнца и пчелиного сота, дремучего дерева и женского лица – вся красота окружающего мира постепенно аккумулировалась в душе человека…»

Примерный круг проблем:

1. Каковы истоки искусства?2. Как природа влияет на душу человека?3. Что дает человеку постижение прекрасного в природе?4. Что дает человеку созерцание красоты природы?5. Что включает в себя понятие произведение искусства?6. В чем заключается уникальность/ценность произведения искусства?

Пример Сочинение по тексту В.А. Солоухина «Каковы истоки искусства?»

Текст 10. д.а. гранин. новый год на фронте

Спустя двадцать пять лет я держал в руках письмо фронтового друга Волкова, написанное девушке по имени Женя.
«…Встречали мы Новый год 1-го января в той самой деревеньке, из которой я писал Вам первое свое письмо…»

Примерный круг проблем:1. Какие чувства испытывает человек на войне?2. Есть на войне место радости?3. Какие воспоминания важны для человека?4. В чем люди черпали силы в годы Великой Отечественной войны?

Текст 11. ф.а. абрамов об истинном мужестве

: «Лида, бухгалтер, попала в беду: пять месяцев без работы! Выгнали за то, что отказалась подписать фальшивые документы на списание уцененных товаров…»

Примерный круг проблем:1. В чем заключается истинное мужество?2. Как связаны смелость и нравственные качества человека?3. Что влияет на нравственный выбор человека?4. Чем должен руководствоваться человек, делая нравственный выбор?5.

Какие качества должны быть главными в человеке?6. В чем опасность карьеризма?7. Чему нужно обучить человека в первую очередь? 8. Почему люди оказывают несостоятельными в жизни?9. Почему люди потворствуют несправедливости?10. Как жажда власти влияет на поведение человека?

Пример сочинения по тексту Ф.А. Абрамова: Какие качества должны быть воспитаны в человеке?

Текст 11. ю.я. яковлев о силе материнской любви

: «У нас с сыном глаза серые, с едва заметными крапинками. В ясный летний день от травы и листьев крапинки становятся заметнее и глаза зеленеют…»

Примерный круг проблем:1. В чем проявляется материнский подвиг?2. В чем заключается сила материнской любви?2. Какова роль нравственных ориентиров в жизни человека?3. Что такое честь?4. В чем заключается истинная смелость?5. В чем заключается нравственный выбор?6. Чем руководствуется человек, делая нравственный выбор

Пример сочинения по тексту Ю.Я. Яковлева: «В чем заключается сила материнской любви?»

Текст 12. ю.п. казаков об отчем доме

«Горько это, сынок, горько, когда нету у тебя отчего дома! – Вот, знаешь, ехали мы в один прекрасный день на пароходе с приятелем по чудесной реке Оке…»

Примерный круг проблем:1. Какую роль играет Родина в жизни человека?2. Какое значение имеет отчий дом в жизни человека?

Пример сочинения по тексту Ю.П. Казакова «Почему отчий дом имеет большое значение в жизни человека?»

Текст 13. л.н. толстой о любви к ближнему

: «Заставить себя любить других нельзя. Можно только откинуть то, что мешает любви. А мешает любви любовь к своему животному я»

Примерный круг проблем:

1. Чем опасна чрезмерная любовь к себе?2. В чем заключается радость самоотречения?3. В чем заключается истинная доброта?4. В чем проявляется истинное бескорыстие?5. Чем опасен эгоизм?6. Почему важно воспитывать в себе умение делиться?7. Что представляет собой истинная любовь к людям?

Текст 13. ю.м. нагибин о воспоминаниях юности

«Вот и кончился последний урок последнего дня нашей школьной жизни! Десять школьных лет завершились по знакомой хрипловатой трели звонка…»

Примерный круг проблем:1. Какое значение имеет первая любовь в жизни человека?2. Какую роль играет юность в жизни человека?3. Каковы последствия упущенных возможностей?4. Почему нужно ценить время? 

Текст 14. м.в. глушко о горечи утраты

: «С работы в этот раз Нина возвращалась поздно. Дверь почему-то оказалась открытой, в темной комнате было холодно, плита не топилась; за столом, кинув на клеенку руки, сидела Евгения Ивановна в ватнике и платке, смотрела на холодную плиту…»

Примерный круг проблем:

1. Как война повлияла на жизни людей?2. Какую роль играла поддержка в годы Великой Отечественной войны?3. Оправдана ли ложь во спасение?4. В чем заключается ужас войны?5. Для чего нужна спасительная ложь?

Пример сочинения по тексту М.В. Глушко «Для чего нужна утешительная ложь?»

Текст 15. в.м. шукшин о родине

: «Родина… Я живу с чувством, что когда-нибудь я вернусь на родину навсегда». 

Примерный круг проблем:1. Какое значение имеет Родина в жизни человека?2. Почему человек всегда стремится вернуться на Родину?3. Как характеризует человека его отношение к Родине?4. Как человек должен относиться к Родине?5. Что значит быть истинным патриотом?6. Когда человек осознает любовь к Родине? 

Пример сочинения по тексту В.М. Шукшина: «Как проявляется любовь к Родине?»

Текст 16. к.м. симонов о командире дивизии

: «Ни одна работа на свете не поглощает человека так целиком, как работа войны. И вдруг, когда он сегодня в первый раз, еще не вслух, а про себя, прочел шестинедельные итоги боев, он ощутил весь тот истинный масштаб событий, который обычно скрадывался повседневными заботами…»

Примерный круг проблем:1. Что помогало людям преодолеть тяготы войны?2. Какая ответственность лежала на плечах командиров к годы Великой Отечественной войны?3. Какова цена ошибки на войне?4. Почему нужно помнить о событиях Великой Отечественной войны?5.

Пример сочинения по тексту К.М. Симонова «Какая ответственность лежала на плечах командиров к годы Великой Отечественной войны?»

Текст 17. л.н. толстой о душе

: »

Кто ты? – Человек. – Какой человек? Чем отличаешься от других? – Я таких-то родителей сын, дочь, я старый, я молодой, я богатый, я бедный»

Примерный круг проблем:1. Что объединяет людей?/ Что есть общего у всех людей?2. Что важнее душа или тело?/Как соотносятся душа и тело?3. Что представляет собой духовная часть человека?/ Какую роль она играет в жизни человека?4. Что такое совесть?5. Какую роль играет совесть в жизни человека? /Для чего человеку нужна совесть?

Текст 2. а.н. толстой «в кабинете редактора» (о прессе в военное время)

: В кабинете редактора большой либеральной газеты «Слово народа» шло чрезвычайное редакционное заседание, и так как вчера законом спиртные напитки были запрещены, то к редакционному чаю, сверх обычая, были поданы коньяк и ром»

Примерный круг проблем:1. В чем проявляется истинный патриотизм?/ Что может объединить людей перед лицом опасности?2. Что способно объединить людей с разными взглядами?3. В каких ситуациях особенно важно пойти на компромисс?4. Какую роль играла/должна играть журналистика в военное время?

Текст 2. т. скок про великодушие

: «В литературе есть ярчайший пример героя, который совершил нравственное восхождение от тщеславия и эгоизма к всепрощению и великодушию. Это князь Андрей Болконский из романа Л. Толстого «Война и мир»…»

Примерный круг проблем:1. Что такое великодушие?/В чем проявляется великодушие?2. Как проявляется величие духа?3. Что значит быть истинно смелым?4. Как стать великодушным?

Текст 3. а.н. толстой о военной журналистике

«Годы Великой Отечественной войны вызвали к жизни различные формы и методы работы советской журналистики, усиливавшие ее воздействие на массы. Многие редакции и военные журналисты были тесно связаны с бойцами и командирами, с рабочими, колхозниками, вели с ними переписку, привлекали к участию в работе газет и на радио..»

Про ЕГЭ:  Подтяните знания с репетитором за лето | Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по английскому языку: | Образовательная социальная сеть

Примерный круг проблем:1. Какую роль играли средства массовой информации в годы войны?2. Как война отразилась на журналистике?3. В чем была особенность публицистики Великой Отечественной войны?4. В чем проявлялось единство фронта и тыла в годы Великой Отечественной войны?

Пример сочинения по тексту А.Н. Толстого «Какую роль играли средства массовой информации в годы Великой Отечественной войны?»

Текст 3. соловейчик о свободе и совести

: «Чтобы ответить на этот вопрос, написаны сотни книг, и это объяснимо: свобода – понятие бесконечное. Оно принадлежит к высшим понятиям человека и потому принципиально не может иметь точного определения…»

Примерный круг проблем1. Чем отличается внутренняя свобода от внешней?2. Что значит быть свободным человеком?3. Что должно быть главной целью воспитания?4. Что такое внутренняя свобода?5. Как связаны совесть и свобода?6. Что такое совесть?7. Каким должен быть учитель?

Пример сочинения ЕГЭ 2021 по реальному тексту С.Л. Соловейчика: «Кого можно назвать свободным человеком?»

Текст 4. к.м. симонов о жизненных ценностях

: «Таня вышла из госпиталя, еще не зная, что делать: до девятнадцати оставалось больше часа. И вдруг с испугом вспомнила, что оставила там, на Сретенке, бумажку с телефоном Артемьева….»

Примерный круг проблем:1. Как война раскрывает качества человека?2. Какими должны быть жизненные цели человека?3. Почему важно отстаивать свои жизненные принципы?4. Чем опасна алчность?5. Как страх влияет на поступки человека?6. Что важнее: материальное и духовное?7. Чем опасно стремление к наживе?8. Чем опасна подмена жизненных ценностей?

Текст 4. л.н. толстой о насилии и самосовершенствовании

«Ничто так не мешает улучшению жизни людей, как то, что они хотят улучшить свою жизнь делами насилия. Насилие же людей над людьми более всего отвлекает людей от того одного, что может улучшить их жизнь, а именно от того, чтобы стараться самим становиться лучше…»

Примерный круг проблем:1. Чем опасно насилие?2. Какие люди способны на насилие?3. Что помогает сделать жизнь людей лучше?4. Кто/что может изменить жизнь людей к лучшему?5. Как изменить жизнь людей/устройство общества к лучшему?6.

Пример сочинения по тексту Л.Н. Толстого «Как изменить жизнь людей к лучшему?»

Текст 5. л.н. толстой о любви к человеку

: «Для того, чтобы общение с людьми не было страданием для тебя и для них, не вступай в общение с людьми, если не чувствуешь любви к ним»

Примерный круг проблем:1. Какое значение имеет любовь в жизни человека?2. Как нужно общаться с людьми?3. Какие принципами нужно руководствоваться в жизни?4. Как полюбить человека?

Пример сочинения ЕГЭ 2021 по реальному тексту Л.Н. Толстого: Как нужно относиться к окружающим?

Текст 5. л.н. толстой о способности мыслить

: «Нельзя избавиться от грехов, соблазнов и суеверий телесными усилиями. Избавиться можно только усилиями мысли. Только мыслями можно приучить себя быть самоотверженным, смиренным, правдивым….»

Примерный круг проблем:1. Что помогает человеку стать лучше?2. Почему человеку важна способность мыслить?3. Каково значение совести в жизни человека?4. Как человек может познать истину?5. Как человек может избавиться от пороков?6. Что помогает человеку переносить трудности?7. Почему важно самостоятельно мыслить?

Пример сочинения по тексту Л.Н. Толстого «Что помогает человеку стать лучше?»

Текст 6. к.г. паустовский «базарный сызган…»

: «Базарный Сызган. Я запомнил эту станцию из-за одного пустого случая. Мы простояли на запасных путях в Сызгане всю ночь. Была вьюга…»

Примерный круг проблем:1. Почему в тяжелые времена у человека обостряется любовь к родной земле?2. Какую роль играет Родина/дом в жизни человека?3. Как человек должен относиться к Родине?4. Что составляет главное счастье в жизни человека?5. Что означает/включает в себя «чувство родной страны»?6. Как формируется любовь к родному краю?

Пример сочинения по тексту К.Г. Паустовского «Как человек должен относиться к Родине?»

Текст 6. ю. лотман о культурных ценностях

: «Что такое настоящие культурные ценности? Великие культурные ценности – это отнюдь не некий многоуважаемый шкаф из «Вишнёвого сада». Не скопление книг на полке, которые редко берут в руки».

Примерный круг проблем:1. Что такое настоящие культурные ценности? 2. Какие произведения искусства можно отнести к подлинной культуре?3. Какую роль играет культура в жизни человека?4. Есть ли незаменимые люди в культуре?

Пример сочинения ЕГЭ 2021 по реальному тексту Ю.М. Лотмана: «Что такое культурные ценности?»

Текст 7. в.н. афонин о детских воспоминаниях

: «Полуденный зной после сыроватой прохлады родительского дома показался даже приятным. Женька окинул взглядом опалённую солнцем безлюдную улицу.»

Примерный круг проблем:1. Какова роль детских воспоминаний в жизни?2. В чем заключается ценность воспоминаний о детстве?3. Чем отличается детское восприятие мира от восприятия мира взрослыми людьми? 

Пример сочинения по тексту В.Н. Афонина: «Какова роль воспоминаний о детстве?» 

Текст 7. и. грекова о взрослении

: «Ну, что ж? В общем, дома не существовало. Были какие-то обрывки, клочья. Циля, Роза и дедушка — в одном месте, комната и воспоминания — в другом»

Примерный круг проблем:1. Какое значение имеет школа в жизни человека?2. Какую роль играет школа в становлении личности?3. Какие изменения происходят в жизни человека, когда он взрослеет?4. Какое значение имеет дружба в жизни человека?

Текст 8. о.к. кожухова о детстве

: «Нет, наверно, еще не пришла пора ворошить пережитое. К тому же ведь существуют и другие, куда более важные темы, неотложные и трудные. Но уже начинают уходить из жизни мои близкие, дорогие мне люди, и каждый такой уход, как черта, как итог, заставляет задуматься…»

Примерный круг проблем:

1. Какую роль играют воспоминания детства в жизни человека?2. В чем заключается ценность детских воспоминаний?3. Как детство влияет на формирование личности ребенка?4. В чем проявляется родительская любовь?5. Каким должно быть отношение ребенка к родителям?6.

Пример сочинения ЕГЭ 2021 по реальному тексту О.К. Кожуховой: «В чем ценность воспоминаний о детстве?»

Текст 9. в.а. солоухин о техническом прогрессе

: «Видно, уж прошло то время, когда в письмах содержались целые философские трактаты. Да и то сказать, ну ладно, если бы заехал куда-нибудь подальше, ну ладно, если бы заехал на год, на два, а то и всего-то – пятнадцать дней…»

Примерный круг проблем:1. Какое влияние оказывает технический прогресс на жизнь человека?/на жизнь общества2. Экономил ли развитие технологий человеку время?3. Сделала ли техника человека могущественней?

Текст 9. в.в. корчагин о страхе и предательстве

: «Утро следующего дня было холодным и пасмурным. Услышав голос Андрея Ивановича, Наташа, как всегда, попыталась встать с постели, но едва она приподнялась, как голова ее закружилась, и она снова неловко опустилась на землю…»

Примерный круг проблем:1. Как проявляется внутренний конфликт?2. Как проявляется любовь человека к ближнему?3. Какова роль нравственных ориентиров в жизни человека?4. Чем опасна трусость?5. Почему люди проявляют эгоизм?6.

Пример сочинения по тексту В.В. Корчагина: «Как трудности раскрывают характер человека?»

Текст 8. н.и. батыгина об отзывчивости

: «На фотографии Иван Михайлович кажется серьезным, даже суровым. Это и понятно — снимок-то сделан для заводской Доски почета…»

Примерный круг проблем:1. В чем заключается сила доброты?2. Какую роль играют забота и поддержка в жизни людей?3. Что помогает человеку пережить горе?/ сохранить силу духа?4. Как проявляется истинная доброта?

Пример сочинения по тексту Н.И. Батыгиной: В чем проявляется доброта человека?

Оцените статью
ЕГЭ Live