- Подготовка онлайн
- Варианты для решения онлайн с баллами
- Зарегистрированных
- НАШ БЛОГ
- Как успешно сдать ЕГЭ по литературе
- Вопросы абитуриентов о поступлении в вуз
- Поступить на дистанционное без ЕГЭ
- ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
- Скачать и посмотреть все конспекты по разделу ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
- Карточки с терминами по разделу «Человек и общество» к ЕГЭ
- Практикум с большим количеством заданий по разделу «Человек и общество» для подготовки к экзамену (+ ответы)
- Экономика в красочных и информативных конспектах
- Практикум с большим количеством заданий по разделу «Экономика» для подготовки к экзамену (+ ответы)
- Версия для копирования. ЕГЭ. Обществознание. Тест по теме
Подготовка онлайн
Бесплатные тесты ЕГЭ 2023 года по обществознанию онлайн – это ключ к успешной сдаче государственного экзамена!
В конце каждого варианта ЕГЭ по обществознанию 2023 есть правильные ответы и система подсчета набранных баллов, начинай подготовку прямо сейчас!
Варианты для решения онлайн с баллами
Сейчас проходят тесты 0
Зарегистрированных
которые собираешься сдавать и узнай специальности, подходящие именно тебе.
НАШ БЛОГ
Последние статьи из нашего блога!
Как успешно сдать ЕГЭ по литературе
Если вы хотите успешно сдать ЕГЭ по литературе, вам стоит пройти курсы подготовки. Какой результат это даст.
Вопросы абитуриентов о поступлении в вуз
Многие школьники теряются в том ворохе вопросов, которые им нужно решить в 11 классе. Школьные занятия, ЕГЭ, выбор вуза – все это пугает выпускника и часто его путает. Как пройти этот непростой этап с честью? Все тщательно спланировать.
Поступить на дистанционное без ЕГЭ
Навигатор подготовки к ЕГЭ по обществознанию. На этой странице вы найдёте материалы к экзамену, которые будут полезны каждому. Именно они помогут вам сдать экзамен на желаемые баллы!
Мы хотим структурировать всё то, на что вы можете наткнуться, занявшись подготовкой к ЕГЭ. Здесь будет собрано всё-всё самое нужное: авторские лекции и конспекты, шпаргалки, практикумы от экспертов, учебную литературу и статьи, ссылки на лучшие ресурсы для подготовки.
Первое, с чем нужно ознакомиться:
Структура ЕГЭ 2023 по обществознанию предполагает собой теоретические знания и практические навыки по 5 разделам, каждый из которых далее мы рассмотрим подробно.
ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
Весь теоретический материал вы найдёте по следующим ссылкам:
Только посмотрите, какие качественно подготовленные конспекты мы нашли для вас по всем темам раздела:
Скачать и посмотреть все конспекты по разделу ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
Смотреть в PDF:
Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.
В нескольких заданиях экзамена требуется знание терминов по обществознанию. Чтобы быстрее и легче их выучить, предлагаем вам распечатать с помощью двухсторонней печати карточки с терминами.
Карточки с терминами по разделу «Человек и общество» к ЕГЭ
Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле. Также карточки с терминами вы найдёте в Quizlet: https://quizlet.com/_aurxao?x=1jqt&i=46c2rc
Попрактиковаться в решении заданий вам помогут следующие ресурсы:
Практикум с большим количеством заданий по разделу «Человек и общество» для подготовки к экзамену (+ ответы)
Весь теоретический материал вы найдёте по следующим ссылкам:
Экономика в красочных и информативных конспектах
Попрактиковаться в решении заданий вам помогут следующие ресурсы:
Практикум с большим количеством заданий по разделу «Экономика» для подготовки к экзамену (+ ответы)
по
обществознанию с ответами
+
разбор Демоверсии ЕГЭ по обществознанию
Обществознание. 11 класс. Тренировочная работа №1.
19.10.2022 г. Варианты ОБ2210101-102. +
Обществознание. 11 класс. Тренировочная работа №2.
14.11.2022 г. Варианты ОБ2210201-202 с отв. и критер. +
Обществознание. 11 класс. Тренировочная работа №4.
01.02.2023 г. Варианты ОБ2210401-404 +
.
Обществознание. Открытый вариант ФИПИ 28.04.2022г.
.
Обществознание. Разбор Тренировочных работ СтатГрад 2021/2022
.
Обществознание. Тренировочные варианты с ответами № 1-8
(от ЕГЭ 100 баллов)
Обществознание. 11 класс. Тренировочная работа №1.
08.10.2021 г. Варианты ОБ2110101-102 с ответами. +
Вар. 103-104 без ответов.
класс.
Обществознание. Диагностическая работа МЦКО. 6.1.2021г.
Демо.
.
Обществознание. Открытый экзаменационный вариант от ФИПИ.
. Обществознание.
14 тренировочных вариантов с
ответами.
. Обществознание.
Как оценивается выполнение заданий с развернутым ответом.
по
обществознанию с ответами.
ЕГЭ 2020. Обществознание. Два реальных варианта с
отмененного досрочного этапа ЕГЭ от ФИПИ с отв.
ЕГЭ 2020. Обществознание. Тренировочные варианты
№ 1-15 с
ответами.
Сборник заданий с ЕГЭ 2020 по обществознанию.
ЕГЭ 2020. Обществознание. Методические
рекомендации для учащихся от ФИПИ. Сост.
Котова О.А., Лискова Т.Е.
Демоверсия ЕГЭ 2020 по
обществознанию
ЕГЭ 2019. Обществознание. Досрочный вариант ЕГЭ от
ФИПИ.
Сборник заданий с досрочного ЕГЭ 2019 по
обществознанию.
ЕГЭ 2019. Обществознание. Тренировочные варианты
№ 1-17 с
ответами.
Демоверсия ЕГЭ 2019 по
обществознанию
ЕГЭ 2018. Обществознание. Досрочный период. КИМ,
вариант 102.
ЕГЭ 2018. Обществознание. Тренировочные варианты с
ответами:
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
ЕГЭ 2017. Обществознание. Досрочный период. КИМ,
вариант 101.
ЕГЭ 2017. Обществознание. Тренировочные варианты с
ответами:
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
.
11 класс. Обществознание. Тренировочная работа 1.
210 мин. Вар. 10101-10104. 17.09.2015г.
11 класс. Обществознание. Тренировочная работа 2.
235 мин. Вар. 10201-10204. 16.12.2015г., ответы, критерии
11 класс. Обществознание. Диагностическая работа.
Москва, МЦКО. ДЕМО. 28.01.2016г.
11 класс. Обществознание. Тренировочная работа 3.
235 мин. Вар. 10301-10304. 04.02.2016г., ответы, критерии
11 класс. Обществознание. Краевая диагностическая
работа. Краснодар. ДЕМО. 09.02.2016г.
11 класс. Обществознание. Тренировочная работа 4.
235 мин. Вар. 10403-10404. 24.03.2016г.
ЕГЭ-2016. Обществознание. Досрочный экзамен
30.03.2016, реальный вариант № 107.
11 класс. Обществознание. Тренировочная работа 5.
235 мин. Вар. 10501-10502. 11.05.2016г.
ЕГЭ-2016. Обществознание. Тренировочные варианты
1-8, 10-19. 08.2015 — 05.2016, 302стр. (с ответами)
ЕГЭ-2015. Обществознание. Тематическая
диагностическая работа 1. «Человек и общество» 45-90 мин. Вар.
10201-10204. 01.10.2014г., критерии + Демо
ЕГЭ-2015. Обществознание. Тематическая
диагностическая работа 2. «Экономика» 90 мин. Вар. 10303-10304.
29.10.2014г., + Демо
ЕГЭ-2015. Обществознание. Тематическая
диагностическая работа 3. «Социальные отношения» 45-90 мин. Вар.
10501-10504. 28.11.2014г., + Демо
ЕГЭ-2015. Обществознание. Тренировочная работа 1.
210 мин. Вар. 10101-10102. 08.12.2014г., ответы, критерии
ЕГЭ-2015. Обществознание. Тематическая
диагностическая работа 4. «Политика» 90 мин. Вар. 10603-10604.
19.12.2014г., + Демо
ЕГЭ-2015. Обществознание. Тренировочный вариант №
2 (изд. «Просвещение») с ответами
ЕГЭ-2015. Обществознание. Репетиционная работа 1.
235 мин. Вар. 10701-10702. 19.01.2015г., критерии
ЕГЭ-2015. Обществознание. Тренировочная работа 2.
210 мин. Вар. 10401-10404. 19.02.2015г., ответы, критерии
ЕГЭ-2015. Обществознание. Проверочная работа. ФЦТ.
130 мин. Вар. 1-2.
ЕГЭ-2015. Обществознание. Тематическая
диагностическая работа 5. «Право» 45-90 мин. Вар. 10801-10804.
18.03.2015г., критерии + Демо
ЕГЭ-2015. Обществознание. Диагностическая работа.
210 мин. Вар. 10901-10904. 19.03.2015г., критерии
ЕГЭ-2015. Обществознание. Экзаменационная работа.
Санкт-Петербург. Вар. 1-2. 19.03.2015г., с ответами
11 класс. Обществознание. Краевая диагностическая
работа. (и 12 кл. ВСОШ) Краснодар. Вар. 1-4. 19.03.2015г., с ответами
ЕГЭ-2015. Обществознание. Репетиционная работа 2.
235 мин. Вар. 11001-11002. 30.04.2015г., критерии
ЕГЭ-2015. Обществознание. Досрочный экзамен,
реальный вариант.
ЕГЭ-2014. Обществознание. Тренировочная работа № 1
(вар.101-104) 10.10.2013г. (с ответами)
ЕГЭ-2014. Обществознание. Тематические
диагностические работы — Социология, Политика (вар. 401-404, 501-504)
05.12.2013г. (с ответами)
ЕГЭ-2014. Обществознание. Диагностическая работа №
1 (вар. 601-604) 23.12.2013г. (с ответами)
ЕГЭ-2014. Обществознание. Тренировочная работа
(вар. 701-702) 30.01.2014г. (с ответами)
ЕГЭ-2014. Обществознание. Тематическая
диагностическая работа — Политика (вар. 801-804) 07.02.2014г. (с
ответами)
ЕГЭ-2014. Обществознание. Тематическая
диагностическая работа — Право (вар. 903-904) 11.03.2014г.
ЕГЭ-2014. Обществознание. Тренировочная работа
(вар. 901-904) 05.05.2014г. (ответы 903-904)
ЕГЭ-2014. Обществознание. Досрочный этап. 4
варианта КИМ (с сайта ФЦТ)
ЕГЭ-2013. Обществознание. Вариант досрочного ЕГЭ.
29.04.2013г.
ЕГЭ-2013. Обществознание. 18 вариантов КИМ (с
сайта ФЦТ)
11 класс. Обществознание. Краевая диагностическая
работа. Краснодар (Вар.1-6) октябрь 2011г.
11 класс. Обществознание. Краевая диагностическая
работа. Краснодар (Вар.1-6) апрель 2012г.(с ответами и критериями)
ЕГЭ-2012. Обществознание. Пробный вариант. Москва.
06.04.2012г (jpeg)
ЕГЭ-2012. Обществознание. Пробный вариант №2.
апрель 2012г (jpeg)
ЕГЭ-2011. Обществознание. Пробный вариант № 53 от
Федерального Центра Тестирования. 22.04.2011г. (формат
)
ЕГЭ-2011. Обществознание. Вариант досрочного ЕГЭ.
27.04.2011г. (формат )
ЕГЭ-2011. Обществознание. Реальные фото с экзамена
10.06.2011 ( 35 jpeg; 5,2 Мб)
ЕГЭ-2010. Обществознание. Диагностическая работа №
2 (вар.1-2) 17.12.2009г. (ответы только к С)
ЕГЭ-2010. Обществознание. Тренировочная работа № 1
(вар.1-2) ноябрь 2009г.
ЕГЭ-2010. Обществознание. Тренировочная работа № 2
(вар.1-2) декабрь 2009г.
ЕГЭ-2010. Обществознание. Тренировочная работа № 4
(вар.1-2) 2009г. (ответы только к С)
ЕГЭ-2010. Обществознание. Тренировочная работа № 5
(вар.1-2) 2010г. (с ответами)
ЕГЭ-2010. Обществознание. Тренировочная работа № 6
(вар.1-2) 2010г.
ЕГЭ-2010. Обществознание. Пробный вариант от
10.04.2010г., Ленинградская областьформат
ЕГЭ-2010. Обществознание. Экзамен 15.06.2010.
Варианты 133-152.
ЕГЭ-2010. Обществознание. Вариант № 149
ЕГЭ-2010. Обществознание. Вариант реального ЕГЭ.
Дальний Восток (1)формат
ЕГЭ-2010. Обществознание. Вариант реального ЕГЭ.
Дальний Восток (2) формат ) (с ответами)
ЕГЭ-2009. Обществознание. Тренировочная работа № 1
(вар.1-2)
ЕГЭ-2009. Обществознание. Тренировочная работа № 2
(вар.1-2)
ЕГЭ-2009. Обществознание. Тренировочная работа № 3
(вар.1-2)
ЕГЭ-2009. Обществознание. Тренировочная работа № 4
(вар.1-2)
ЕГЭ-2009. Обществознание. Экзамен 11.06.2009.
Варианты 101-110.
ЕГЭ-2008. Обществознание. Экзамен. Варианты 1-4.
ЕГЭ-2008. Обществознание. Экзамен. Вар. 8 и вар.
352
ТЕСТ ЕГЭ — 2015 ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Тест предлагается в качестве тренировочного варианта для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. По форме и содержанию тест полностью соответствует официальной демоверсии 2015 года. При решении тренировочных вариантов, рекомендуется создать обстановку реального экзамена, где Вы лишены возможности получить подсказку и имеете ограничение по времени. В целях самопроверки есть возможность сверить свой ответ с правильным.
1. В чём выражается взаимосвязь глобальных проблем?
1) парламент страны внёс поправки в закон об охране природы
2) расширение пахотных земель в ряде стран Африки ведёт к массовой вырубке лесов
3) снижение рождаемости в ряде развитых стран ведёт к сокращению трудовых ресурсов
4) нестабильность в мире побуждает правительство увеличивать расходы на вооружение
2. Наталья часто посещает выставки и художественные галереи. Искусство дает возможность глубже понимать себя и мир. Особенность искусства как средства познания состоит в том, что оно
1) опирается на формы чувственного познания
2) нацелено на постижение истины
3) использует художественные образы
4) во всех своих формах доступно для понимания
3. Верны ли следующие суждения о религии?
А. Религия появилась вместе с государством.
Б. Религия является неотъемлемой частью культуры.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
4. Василий учится в школе и помимо учебы увлекается рисованием, шахматами, спортивными играми. Иными словами, поле его деятельности широко. Какие компоненты входят в структуру деятельности? Выберите из приведённого списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.
5. Равновесная цена в рыночной экономике — это цена совпадения
1) денежной и товарной массы
2) спроса и предложения
3) производства и сбыта
4) производства и потребления
6. Что такое дивиденд?
1) доход владельца акций
2) процент по вкладу в банке
3) доход от сдачи в аренду недвижимости
4) ставка ипотечного кредита
7. На графике отражена ситуация на рынке импортной обуви: линия предложения S переместилась в новое положение S1 (P — цена товара, Q — количество товара.
Это перемещение может быть связано прежде всего с (со)
1) обострением конкуренции между производителями
2) установкой нового оборудования на обувных фабриках
3) созданием филиалов крупных предприятий в ряде регионов
4) повышением ввозных пошлин
8. Верны ли следующие суждения об экономической культуре личности?
А. Экономическая культура личности предполагает связь сознания и практической деятельности.
Б. Экономические знания выступают важным компонентом экономической культуры личности.
9. Владелец парикмахерской уплатил проценты по кредиту, взятому в банке. Какие дополнительные постоянные издержки ему приходится нести в краткосрочном периоде? Выберите из приведенного ниже списка постоянные издержки и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) арендные платежи
2) затраты на покупку фенов
3) зарплата парикмахерам
4) коммунальные платежи
5) расходы на приобретение средств по уходу за волосами
6) уплата страховых взносов
10. Что из перечисленного служит показателем социальной мобильности?
1) расширение социальных контактов
2) смена места жительства
3) пополнение семьи
4) переход в новую страту
11. Верны ли следующие суждения о социальной роли?
А. Роль выступает образцом поведения, которому должна следовать личность, занимающая соответствующее положение.
Б. Требования, вытекающие из социальной роли, целиком подчиняют себе поведение человека.
12. В ходе социологического опроса его участникам предлагалось ответить на вопрос: «Что Вас более всего привлекает в работе?» Отдельные результаты опроса приведены в таблице (в%; участники опроса могли выбирать несколько ответов).
Какие выводы можно сделать на основе данных таблицы? Выберите нужные позиции из приведённого списка и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Приоритеты в оценке привлекательности работы за период между опросами не изменились.
2) Условия работы большинством опрошенных ценятся выше, чем её возможности для творческого и профессионального роста.
3) За прошедший между опросами период менее всего выросло число тех, кто заинтересован в хорошем коллективе.
4) Опрос показал тенденцию к снижению значения творческого потенциала работы.
5) За период между опросами больше всего выросло число тех, кто ценит достойный заработок.
13. Согласно Конституции РФ государственный бюджет разрабатывает
1) Президент РФ
2) Государственная Дума РФ
3) Правительство РФ
4) Совет Федерации РФ
14. Вновь созданная партия разделяет идеи рыночной экономики при активной роли государства, которое должно всесторонне поддерживать людей труда, слабо защищённые социальные группы. Её главные политические принципы — равенство и социальная справедливость. Данная партия придерживается идеологии
15. Верны ли следующие суждения о политическом поведении?
А. Инновационные формы политического поведения закрепляют уже сложившиеся образцы.
Б. Наиболее массовыми формами политического поведения являются выборы и референдумы.
16. В государстве Z существует частичный запрет на деятельность оппозиции. Какая дополнительная информация свидетельствует о том, что в государстве установился авторитарный политический режим?
1) власть носит публичный характер
2) сложилась система правоохранительных органов
3) все стороны жизни подчинены единой идеологии
4) большое влияние имеет церковь как общественный институт
5) для удержания власти используются силовые структуры
6) контроль над экономикой полностью централизован
17. Какие данные вносятся в трудовую книжку?
1) о наградах и поощрениях
2) о дисциплинарных взысканиях
3) об изменении семейного положения
4) о размере зарплаты
18. Кооператив «Спектр» предъявил иск акционерному обществу о возмещении убытков в связи с нарушением сроков поставки комплектующих деталей. Полученные результаты не удовлетворили руководство кооператива, и оно потребовало возврата перечисленных учреждению средств. Этот спор может быть рассмотрен судом
3) общей юрисдикции
19. Верны ли следующие суждения о правоотношениях?
А. Правоотношения неразрывно связаны с юридическими нормами.
Б. Правоотношения помимо отношений между людьми регулируют отношения человека и животного.
20. Найдите в приведённом ниже списке правовые способы обеспечения исполнения обязательств. Запишите цифры, под которыми они указаны.
4) угроза разорением
21. Согласно Конституции РФ в совместном ведении РФ и субъектов Федерации находятся
1) федеративное устройство и территория РФ
2) установление правовых основ единого рынка
3) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями
4) общие вопросы воспитания, образования
5) оборона и безопасность
6) уголовное законодательство
22. Запишите слово, пропущенное в таблице.
23. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) статусный набор; 2) личный статус; 3) основной статус; 4) социальный статус; 5) статусная иерархия.
24. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к социальному контролю.
1) санкция; 2) социальная ценность; 3) суверенитет; 4) требование морали; 5) потребность личности; 6) правовая норма.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
25. Установите соответствие между видами рынков труда и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
26. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) На рубеже первого тысячелетия нашей эры появляется христианство. (Б) Шесть веков спустя в Аравии, среди арабских племен, рождается ислам. (В) Религиозное миросозерцание подразумевает веру человека в нечто сверхъестественное, не поддающееся объяснению с помощью имеющихся способов познания мира. (Г) Религиозные вероучения духовно обогатили человечество, способствовали созданию могучих государств. (Д) Трудно согласиться с мнением, что мировые религии есть нечто отжившее, устаревающее.
Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
27. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков.
«Форма государства, независимо от того, как она выражается, всегда имеет непосредственную связь с государственной ________ (А). Формы правления различаются в зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом или же она принадлежит коллективному _________ (Б). В первом случае мы имеем монархию, во втором ________ (В). Парламентская монархия отличается тем, что _________ (Г) монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. Законодательная власть принадлежит ________ (Д), исполнительная — _________ (Е). Парламентские монархии в научной литературе зачастую именуют конституционными монархиями».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
6) выборный орган
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
Для записи ответов на задания этой части (28 — 36) используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания (28, 29 и т.д.), а затем на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Прочитайте текст и выполните задания 28 — 31.
Некоторые считают, что поскольку мышление — сложный процесс, его изучение выходит за пределы наших технических возможностей и нашего понимания. Такой аргумент есть немного правда и немного ложь. Трудно не признать, что многие особенности нашего мышления остаются тайной, но верно и то, что достижения психологии дали нам замечательный арсенал методов и моделей, способных приоткрыть некоторые факты, относящиеся к мышлению. Мышление участвует в решении задач и формировании понятий.
Формирование понятий (или усвоение понятия) относится к умению выяснять свойства, присущие некоторому классу объектов или идей. Понятие можно определить как совокупность определенных существенных признаков и правил, связывающих эти признаки. Признаки означают некоторые характеристики объектов, относящихся и к другим объектам. Подвижность, например, это признак автомобиля, но подвижностью обладают и другие объекты — поезда, птицы. Человек определяет, насколько существенен данный признак для этого объекта на основе определенных критериев. Признаки можно различать как на количественной, так и на качественной основе. Так, подвижность — это качественная черта, которую можно измерить количественно. К примеру, автомобиль данной марки обладает этим признаком в большей степени, чем автомобили других марок.
Формирование понятий — одна из самых важных познавательных функций человека. В большинстве наук в период их становления формирование понятий играет решающую роль в организации данных. Расположение элементов в химии, разработка филогенетической классификации в биологии, классификация видов памяти в биологии — все это примеры формирования понятий, способствующих лучшему пониманию предмета.
Если мы представим себе мириады различных объектов и событий, с которыми встречаемся в повседневной жизни, то задача приобретения понятий может оказаться слишком сложной, и все же эта поразительная задача выполняется относительно легко. Вполне может быть, что постижение мира возможно только через развитие познавательных структур, которые связывают кажущиеся рассеянными объекты и события в единое понятие. Таким образом, изучение формирования понятий не изолировано от основного потока повседневной жизни, но находится прямо в центре её.
Термины «мысль» и «мышление» означают общий процесс рассмотрения в уме какого-либо вопроса; логика — это наука о мышлении, изучающая его законы. Два человека могут думать об одном и том же, но их выводы, полученные посредством мышления, могут отличаться; одно будет «логичным», другое — «нелогичным».
28. В чём, на взгляд автора, проявляется роль формирования понятий в науке и других способах постижения мира? Приведите два положения, раскрывающих эту роль.
29. Как связаны мышление и логика? Почему выводы размышлений при наличии одного предмета рассмотрения или одной темы могут отличаться у разных людей?
30. Автор отмечает, что понятие определяется через совокупность существенных признаков. Опираясь на обществоведческие знания, укажите один существенный признак любых трёх понятий, относящихся к различным сферам общества.
31. Существует точка зрения, согласно которой абстрактные умозаключения не способны приводить к правильным выводам без включения непосредственного наблюдения, чувственных данных. Приведите два аргумента в поддержку этой позиции и один аргумент — против.
32. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная роль»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о ролевой системе, и второе предложение, содержащее информацию о ролевом конфликте.
Ответ и критерии оценивания (часть 1)
Ответ и критерии оценивания (часть 2)
Ответ и критерии оценивания (часть 3)
33. В рыночной экономике с определённой периодичностью наблюдаются спады и подъёмы производства и деловой активности. Дайте три пояснения причин циклического развития экономики в условиях рынка. Конкретизируйте любую из этих причин.
34. Коммерческое предприятие «Сигма» занимается разработкой и распространением программного обеспечения для компьютеров. Получаемая от реализации продукции прибыль распределяется в соответствии с размером вносимого каждым членом коллектива пая и долей его трудового участия. Какова организационно-правовая форма этого предприятия? Укажите два признака, по которым вы это установили. Назовите ещё один дополнительный признак этой организационно-правовой формы, не указанный в условии задачи.
35. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Политическое сознание». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Ответ и критерии оценивания (часть 4)
Ответ и критерии оценивания (часть 5)
Выполняя задание 36, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (36.1 — 36.5).
36. Выберите ОДНО из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).
При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)
Критерии оценивания ответа на задание 36 (часть 1)
Критерии оценивания ответа на задание 36 (часть 2)
Версия для копирования. ЕГЭ. Обществознание. Тест по теме
последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответов в тексте
работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от
номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без
пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ
пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке
Характеристика форм духовной культуры
Мораль, искусство, образование, духовная сфера, наука, религия
обозначают функции религии.
1)мировоззренческая; 2) производственная); 3)культурно-транслирующая; 4)воспитательная; 5)санирующая); 6)регулирующая
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
2) распространены по всему миру;
3) распространение среди людей одной национальности;
4) независимость от национальности;
5) большое количество верующих.
5.Установите соответствие между отличительными признаки морали и права: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите цифрами.
1)Достижение состояния нирваны.
2)Хадж в Мекку, к святым местам.
3)Ежедневная 5-тикратная молитва с 7 лет.
4) Соблюдение поста в Рамазан.
5) Священная книга Типитака.
«_________(А), как способ образного отражения действительности, играет важную роль в _________(Б) жизни общества. Одной из важнейших его _________(В)является воспитание нравственности, обогащение души человека. Кроме того, оно способно доставить радость, удовольствие человеку, выполняя тем самым _________(Г) функцию. Для современном обществе характерна _________(Д), то есть сочетание различных форм и методов отражения действительности, что придаёт неповторимость и своеобразие произведениям авторов. Различные _________(Е), появившиеся в 20-21 веках, значительно разнообразили и обогатил эту сферу общественной жизни.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.
Для записи ответов на задания этой части (21–29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (21, 22 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Прочитайте текст и выполните задания 21–24.
Еще одно новшество, принесенное в реальность Всемирной Паутиной — это стирание границ между государствами. Благодаря Интернету человечество становится действительно единым, а появление электронных денег и электронных же способов их заработка и траты, вообще задает много вопросов о грядущем мироустройстве. Люди общаются без границ, совершают покупки, рассчитываются, договариваются, и весь этот процесс происходит практически бесконтрольно.
Все больше пользователей ценят Интернет за возможности организации досуга. Любители антикварной книги и старого кино, вышивки бисером или редкой породы кошек теперь собираются в общества по интересам с неведомой доселе легкостью. И это делает их жизнь богаче и разнообразнее, ведь что может быть приятнее для увлеченного человека, чем получить совет специалиста или обсудить с ним последние новинки?
Также Интернет становится все более обычным способом создания своей личной жизни. Убеждение, что таким образом знакомятся только маргиналы, уже давно потеряло свою актуальность. В условиях тотального дефицита времени, многие используют эту возможность найти свою половинку, поскольку, как это уже было отмечено выше, Интернет не знает ни пространств, ни границ.
Конечно, такая экспансия не может не вызывать беспокойства, тем более, что виртуальный мир не безопасен и таит в себе множество опасностей. Уход из реальности не делает человека счастливым, и рано или поздно кончается крахом. Однако, любой инструмент, появившийся у человечества, всегда требует разумного и умеренного подхода, будь то атомная энергия или виртуальная реальность.
( По материалам статей из Интернета).
21. Почему автор назвал вторжение Интернета в жизнь общества «ошеломляющим»?
22. Назовите три преимущества Интернета, которые называет автор. Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё одно, не указанное в тексте.
23. Какие функции СМИ названы в тексте? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите пример того, как на практике осуществляется одна из данных функций.
24. Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения высказанной в тексте мысли о том, что «такая экспансия не может не вызывать беспокойства, тем более, что виртуальный мир не безопасен и таит в себе множество опасностей».
25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мировые религии»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о том какие религии являются мировыми, и одно предложение, раскрывающее особенности одной из мировых религий.
26. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три функции религии в обществе.
«Нравственные правила походят на знаки, которые указывают путь на поприще жизни и показывают подводные камни»,-П. Буаст, французский философ.
Какая сфера общественной жизни отражена в этом высказывании?
Какую функцию морали подметил автор высказывания?
Используя обществоведческие знания, укажите ещё три функции морали современного общества.
28. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Искусство как один из способов познания действительности». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1–29.5).
При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух
«Чтобы захватить страну, достаточно подчинить себе связь.»
(Роберт Хайнлайн (1907-1988) Американский писатель – фантаст.)
«Все виды искусств служат величайшему из искусств — искусству жить на земле.»
( Бертольд Брехт (1898-1956). Немецкий драматург, поэт.)
«Ценность религии определяется качеством морали, в ней заложенной».
(Мишель Уэльбек ( род. в 1956) Французский писатель, поэт.)
Примечание: примерные сочинения по заданию 29.1. даны на сайте
Тест подготовила: Мельникова Вера Александровна
Вернутьсяк списку тестов по обществознанию ЕГЭ