«Приемы выполнения заданий второй части ЕГЭ по обществознанию, а также решения задач второй части КИМов к ЕГЭ (алгоритм, текст), а также материалы для подготовки к контрольным работам (ГИА) по обществознанию (11 класс) )»

«Приемы выполнения заданий второй части ЕГЭ по обществознанию, а также решения задач второй части КИМов к ЕГЭ (алгоритм, текст), а также материалы для подготовки к контрольным работам (ГИА) по обществознанию (11 класс) )" ЕГЭ

Решение заданий 2 5 части 2 ЕГЭ по обществознанию (алгоритм) Часть 2 КИМов к ЕГЭ по обществознанию рассчитана на более глубокую проверку знаний предмета, чем часть 1 (тестовая). В этой части необходимо не только проявить знания основных понятий и категорий предмета, но и умело применить эти знания. Как же правильно решать подобные задания, чтобы получить максимальное количество баллов? Давайте разберем на конкретном примере. Внимательно читаем задание!

Задание 25. Какой смысл экономисты вкладывают в понятие «потребитель»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о целях потребителя, и второе предложение, содержащее информацию об источниках дохода потребителя. Как видите данное задание состоит из трех частей. Сначала требуется дать определение понятия, а потом составить два предложения. Итак, начнем последовательно решать поставленные перед нами задачи.

1. Какой смысл экономисты вкладывают в понятие «потребитель»? Вспомним определение понятия потребитель. Как Вы понимаете, определения могут быть как весьма подробными и развернутыми, так и краткими. В данном случае вполне можно ограничиться достаточно кратким определением: Потребитель — это человек, имеющий намерения заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных и домашних нужд. Первое задание из трех выполнено!

2. Переходим ко второй части задания. От Вас требуется составить предложение, содержащее информацию о целях потребителя. Составленное Вами предложение не должно быть слишком простым, но и гнаться за искусственным усложнением не следует. Одна из главных целей потребителя – извлечь максимальную пользу от потребления товаров или услуг. Первое предложение составлено! 3. Осталось составить еще одно предложение, содержащее информацию об источниках дохода потребителя. Источников дохода может быть множество, но по заданию совершенно не требуется вспомнить их все. Источники дохода — это и пенсии, и стипендии, и любые социальные выплаты, и заработная плата, и выигрыш в лотерею и т.д. Не нужно стараться показать в данном предложении все, что вы знаете, вполне достаточно литературно грамотно сформулировать высказывание, в котором упоминается только один источник дохода. Одним из основных источников дохода потребителя является заработная плата. Предложение составлено!

Подведем итог! Задание выполнено полностью! Вы дали определение понятия «потребитель» и составили два требуемых предложения. Если задание выполнено полностью и ответы правильные вы получаете 4 первичных балла (при перерасчете на стобалльную шкалу это больше!) Желаем удачи на экзамене!

В ЕГЭ по обществознанию задание 17 относится ко второй части экзамена и всегда проверяет навык работы с текстом. Следует отметить, что текст может встретиться на любую тему из всех блоков, изучаемых в обществознании. Это значит, что для успешного решения задания необходимо ориентироваться в каждом из блоков. Однако, сдающему понадобятся не только знание материала, но и умение анализировать текст, а также выделять главные мысли автора. Ответом на это задание будет являться письменный ответ, оформляемый в дополнительном бланке.

Примечание: в ответе должны быть записаны только те мысли, которые приведены в тексте. Это значит, что в ответе не должно быть личных рассуждений и точек зрений сдающего.

Особенности задания: Данное задание направлено на проверку умений по поиску, систематизации, анализу и обобщению социальной информации. Также при решении задания 17 необходимо обладать навыками по извлечению из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) информации по заданным темам. Задание обладает базовым уровнем сложности – его решают верно 92,7% выпускников по данным 2021 года. При работе с текстом рекомендуется выделять главные мысли.

Алгоритм выполнения задания: Как и любое задание ЕГЭ, задание 17 имеет свой алгоритм решения. Что нужно помнить и делать, когда ученик подходит к этим заданиям:

  1. Внимательно читать текст и определять его тематическую принадлежность. (Это очень важный этап, так как, сосредоточившись на одном теоретическом блоке, сдающему будет проще не допустить ошибку)

  2. Прочитать задание 17 и выделить, сколько элементов должно быть в ответе! То есть, если просят привести два положения из текста и одну цитату автора, то в ответе будет ТРИ элемента. (Это особенно важно учитывать при дальнейшей проверке, так как из-за стресса или невнимательности сдающий может просто не заметить требования вопроса)

  3. Подчеркивать (выделять) в тексте предполагаемый ответ. (Как и первый пункт, это помогает сфокусироваться на чем-то одном, снижая риск ошибки по невнимательности.)

  4. Сформулировать готовый ответ. Здесь можно перефразировать сам вопрос. Это поможет ученику и проверяющему увидеть в ответе стройность, логичность, законченность мысли.

  5. Записать ответ в бланк ответа. Важно помнить, что зачастую нумерация по пунктам значительно облегчает восприятие информации.

Какие бы ни были тому причины, изъяны рынка привели к недостатку инвестиций в человеческий капитал. Поэтому государственное вмешательство можно обосновать как «технической монополией» (поскольку распространение таких капиталовложений наталкивается на административные расходы), так и необходимостью выправить ситуацию на рынке (поскольку рынок в данном случае не выказал гибкости).

17. Чем является профессиональное образование для человеческого капитала? Какова функция профессионального образования? Какие затраты несут люди, получающие специальное образование?

Текст рекомендуется читать несколько раз: первый раз полностью, второй раз, подчеркивая основные мысли, которые требуется найти в задании. Необходимо уделять внимание каждому вопросу, указанному в условии, поскольку только полный, комплексный ответ гарантирует высокий балл за выполнение задания. Следуя алгоритму, составим верный ответ.

В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:

2.Названа функция: повысить экономическую продуктивность человека.

Формулируя ответ таким образом, сдающий зарабатывает два первичных балла. Обратите внимание на вводное предложение к элементам ответа. Основные фразы взяты из 17 задания, умело перефразированы и представлены в ответе.

Стоит помнить, что задание 17 НЕ ТРЕБУЕТ своих мыслей и точек зрения. От сдающего ждут только ту информацию, которая предложена в тексте.

Примечание: С 2022 в критерии оценивания заданий второй части было введено новое правило которое гласит, что если в развёрнутом ответе наряду с требуемым количеством корректно приведённых элементов ответа / позиций приведены дополнительные (сверх требуемого в условии задания количества) элементы/позиции, содержащие неточности/ ошибки, искажающие смысл ответа, то при оценивании эксперты выставляют 0 баллов за ответ, если таких элементов/позиций два(-е) или более, то за ответ. Если же такой элемент/позиция один(одна), то за ответ выставляется на 1 балл ниже фактического по критериям.

Разбор задания 21-24 части 2 ЕГЭ по обществознанию

Эти задания выполняются по одному тексту.

Разберем на конкретном примере.

Внимательно читаем текст.

Давайте приступим к решению заданий!

21. Что, по мнению автора, является преимуществом экономики перед другими общественными науками? Почему экономику нельзя приравнивать к точным и естественным наукам?                             Когда, по мнению автора, в экономике могут применяться научные методы и анализ?

Одной из основных ошибок сдающих экзамен является попытка быть оригинальными                           и выдумывать собственный ответ. Как итог – невразумительный текст, путаница в основных понятиях и 0 баллов за ответ (а могло быть !) Ответ на задание 21 ВСЕГДА содержится                          в тексте! Нужно просто аккуратно выписать их в бланк ответов.

                                                                                                                                                     — автор считает, что определённое и точное денежное измерение самых устойчивых стимулов                     в хозяйственной жизни (вознаграждение за работу) позволило экономической науке далеко опередить все другие общественные науки.                                                                                                                         — экономическую науку, разумеется, нельзя приравнять к точным и естественным наукам, так                 как    она имеет дело с постоянно меняющимися, очень тонкими свойствами человеческой натуры.    —  Применение научных методов и анализа в экономической науке возникает лишь тогда, когда силу побудительных мотивов человека – а не самих мотивов – становится возможным приблизительно измерить той суммой денег, которую он готов отдать, чтобы получить взамен желаемое удовлетворение, или, наоборот,  той суммой,  которая необходима, чтобы побудить его затратить определённое количество утомительного труда                                                                                         Позволю себе повториться – все эти ответы находятся непосредственно в самом тексте!            Не нужно ничего выдумывать!                                                                                                                      

22. Какую жизненную сферу изучает экономическая наука? (Дайте ответ с опорой на текст.)                       Что, по мнению автора, является самым устойчивым стимулом к ведению хозяйственной деятельности? Какой нематериальный стимул экономической деятельности упомянут в тексте?

И опять! ВСЕ ответы находятся непосредственно в самом тексте!                                                           Не нужно ничего выдумывать!  За правильный ответ

— экономическая наука изучает хозяйственную сферу жизни.                                                                       — самым устойчивым стимулом к ведению хозяйственной деятельности служит желание получить                за неё плату, которая представляет собой материальное вознаграждение за работу.                                – нематериальный стимул экономической деятельности упоминаемый автором – это «благородный дух соревнования»

23. На какие цели, на взгляд автора, может быть израсходовано материальное вознаграждение                   за работу? Назовите любые три цели и для каждой из них приведите пример возможной траты полученных средств.

И СНОВА ищем правильные ответы в самом тексте! Вносим только минимальные изменения!  Цена правильных ответов возрастает до

                                                                                                                                                      — материальное вознаграждение за работу по мнению автора может быть израсходовано на эгоистичные или альтруистические, благородные или низменные цели – все зависит от самого человека.                                                                                                                                                           Вот теперь придется немного подумать самому, но если понимать смысл текста – это не доставит особых проблем!                                                                                                                                — материальные цели – на заработанные деньги человек приобретает необходимые ему продукты питания;                                                                                                                                                               — духовные цели – на заработанные деньги человек может приобретать книги, посещать театры, музеи, выставки;                                                                                                                                                         — идеальные цели – человек может истратить заработанные деньги на благотворительные цели.

24. Используя текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите                       три пояснения значения рационального поведения потребителя для него самого и для общества.                  

Данное задание предполагает наибольшую самостоятельность ответа!                                     Вознаграждение за правильные ответы

                                                                                                                                               — рациональным поведением потребителя становится тогда, когда поведение человека обдуманно,            он высчитывает выгоды и невыгоды какого-либо конкретного действия, прежде чем к нему приступить. Средства всегда ограничены и важно уметь их рационально распределить.                                                 – обладая ограниченными средствами рациональный потребитель старается сделать покупки наилучших товаров по наилучшим ценам, он уделяет особое внимание соотношению цены                          и качества;                                                                                                                                                                  – располагая ограниченными средствами, потребитель должен рассчитывать их разумное расходование – не купить на полученную зарплату самые дорогие продукты, а потом остаться            без средств;                                                                                                                                                             — рациональное поведение потребителя полезно для общества, так как заставляет производителей             в свою очередь стремиться к улучшению качества товаров и удержанию цены на реальном уровне.

Про ЕГЭ:  Эгоизм🌹аргументы из литературы для сочинения, примеры проблемы эгоизма в произведениях литературы

Подведем итог!  Задания 21-24 к тексту имеют чрезвычайную важность!                                                                                                                                                              При грамотно данных ответах на задания к тексту можно получить                          2+2+3+3=10  баллов  (это первичных, а при переводе в стобалльную шкалу                              – это 20 баллов!!!)                                                                                                                 Для сравнения эссе дает 6 первичных баллов, или 12 баллов по стобалльной шкале!

За задание 21 в ЕГЭ по обществознанию можно получить 3 балла, всего лишь правильно прочитав график, но многие выпускники все равно допускают на нем ошибки. Чтобы с вами такого не случилось, в статье разбираем теорию для этого задания и приводим алгоритм решения. Пользуйтесь!

В этой статье:

Особенности задания 21Равновесная цена, спрос и предложениеКак решать задание по алгоритмуЗадание 21 в ЕГЭ по обществознанию: решение

Задание 21 в ЕГЭ по обществознанию

До ЕГЭ все меньше времени, и 11-классники уже на финишной прямой. Усилить подготовку и написать на максимальный балл поможет «ЕГЭ-гонка» 🏁 На экспресс-марафоне вы повторите ключевые разделы предмета, прорешаете множество заданий и попробуете симуляцию экзамена, а также узнаете все секреты ЕГЭ-2023 от преподавателей, написавших работу в досрочный период. Записывайтесь на марафон и придите первыми в гонке ЕГЭ!

Особенности задания 21

Задание 21 — это задание из второй части ЕГЭ по обществознанию, которое проверяет ваши теоретические знания из блока «Экономика».

Для его решения нужны умения и навыки анализировать экономический график по этим критериям:

  • изменение равновесной цены;
  • изменение спроса и предложения.

Именно поэтому для выполнения задания 21 необходимы отличные знания теории по спросу и предложению, а также сути равновесной цены. 

Максимальный балл за задание — 3.

Равновесная цена, спрос и предложение

В рамках рынка и рыночных отношений механизмы спроса и предложения являются одними из ключевых. Разберемся в них подробнее.

Спрос

Задание 21 в ЕГЭ по обществознанию. График спроса

Начнем со спроса и факторов, которые могут его изменять. Если говорить простым языком, то спрос — это наше желание и возможность приобрести определенный товар или услугу. То есть спрос — это механизм, отражающий поведение потребителей. На экономическом графике спрос обозначается буквой D от английского слова demand.

Спрос (D) — желание и возможность покупателя приобрести определенное количество товаров или услуг по определенной цене в определенный момент времени.

Как определить характер изменения спроса: увеличивается он или уменьшается? Все очень просто:

Теперь давайте определим факторы, влияющие на изменение спроса. Знание этих факторов поможет вам со 100%-й уверенность справиться с заданием 21.

Факторы, влияющие на спрос

Предложение

Задание 21 в ЕГЭ по обществознанию. График предложения

Предложение отображает процессы со стороны продавца или производителя товара, услуги. На экономическом графике спрос обозначается буквой S от английского слова supply.

Предложение (S) — желание и возможность продавца продать определенное количество товаров или услуг по определенной цене в определенный момент времени.

Характер изменений предложения носит такой же характер, как и у спроса:

Для лучшего понимания того, что может повлиять на предложение, зафиксируем основные факторы, которые оказывают влияние на изменения предложения. 

Факторы, влияющие на предложение

Этой таблицей вы можете пользоваться, когда будете тренироваться решать задание 21 ЕГЭ по обществознанию. 

Равновесная цена

Задание 21 в ЕГЭ по обществознанию. График цены

Нам осталось разобраться с понятием равновесной цены или состояния. В задании 21 часто могут попросить провести анализ влияния спроса и предложения на равновесную цену. На рынке и продавцы, и покупатели стремятся добиться договоренностей, которые устроят обе стороны. Когда они приходят к согласию, рынок достигает равновесия. На графике равновесная цена находится на пересечении между кривой спроса и предложения.

Равновесная цена — это цена, при которой потребитель готов приобрести товар или услугу, а производитель готов продать. Достигается полный компромисс между производителем и покупателем.

Давайте зафиксируем, как будет изменяться равновесная цена при изменении спроса и предложения.

Изменение равновесной цены

Например, в 2023 году появится новая модель планшета: она весит меньше предшественников и имеет улучшенный процессор. Значит, и спрос на эту модель возрастет, а это приведет к повышению равновесной цены. 

Мы разобрались, что такое равновесная цена, спрос и предложение. И самое главное — знаем факторы, влияющие на спрос и предложение, и то, как они, в свою очередь, оказывают эффект на равновесную цену. 

Как решать задание по алгоритму

Чтобы гарантировать себе получение максимального балла за задание и сократить время на его выполнение, изучим алгоритм решения задания 21 в ЕГЭ по обществознанию. 

  1. Внимательно ознакомьтесь с условием и зафиксируйте, на каком рынке произошли изменения.
  2. Определите характер изменения спроса или предложения по стрелке: увеличение или снижение.
  3. Опрределите характер изменения равновесной цены. 
  4. Выделите и зафиксируйте фактор, влияющий на спрос или предложение, пояснив характер влиянения фактора.
  5. Запишите ответ в бланк второй части: характер изменения равновесной цены, спроса или предложения.

Задание 21 в ЕГЭ по обществознанию: решение

Используем наш алгоритм при решении реального задания. 

Задание

Задание 21 в ЕГЭ по обществознанию
Задание 21 в ЕГЭ по обществознанию

На графике изображено изменение ситуации на рынке спортивного питания. Кривая спроса переместилась из положения D в положение D1 при неизменном предложении S. На графике P — цена товара; Q — количество товара.

  1. Как изменилась равновесная цена?
  2. Что могло вызвать изменение спроса? Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на спрос. Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.
  3. Как изменятся предложение и равновесная цена на данном рынке, если будет ожидаться рост цен на спортивное питание при прочих равных условиях?

Решение

  1. По условию мы видим, что изменения произошли на рынке спортивного питания.
  2. Произошло изменение спроса: он увеличился, так как стрелка направлена вправо. 
  3. Равновесная цена выросла из-за увеличение спроса.
  4. Увеличение спроса на рынке спортивного питания может быть связано с появлением моды на здоровый образ жизни. 
  5. Предложение и равновесная цена увеличатся из-за ожидания роста цен на спортивное питание. 
  6. Зафиксируем ответ в бланке второй части:
  1. Равновесная цена выросла.
  2. Изменение спроса мог вызвать рост или появление моды на здоровый образ жизни, который подразумевает спортивный и активный образ жизни.
  3. Предложение и равновесная цена увеличатся из-за ожидания роста цен на спортивное питание.

`


Лайфхаки экзамена

ЕГЭ по обществознанию — один из самых популярных экзаменов, но статистика говорит, что его сдают не очень хорошо. Средний балл по обществознанию в 2022 году — всего лишь 59,9, ведь многие выпускники не учитывают специфику экзамена. В этой статье мы обсудим структуру и особенности ЕГЭ по обществознанию 2023. В конце вас ждут советы для успешной подготовки!

В этой статье:

Особенности экзаменаОсновные изменения в ЕГЭ по обществознанию 2023Часть 1Часть 2Советы по подготовке к ЕГЭ по обществознанию 2023

егэ по обществознанию 2023
ЕГЭ по обществознанию 2023: структура и особенности

До ЕГЭ все меньше времени, и 11-классники уже на финишной прямой. Усилить подготовку и написать на максимальный балл поможет «ЕГЭ-гонка» 🏁 На экспресс-марафоне вы повторите ключевые разделы предмета, прорешаете множество заданий и попробуете симуляцию экзамена, а также узнаете все секреты ЕГЭ-2023 от преподавателей, написавших работу в досрочный период. Записывайтесь на марафон и придите первыми в гонке ЕГЭ!

Особенности экзамена

Как мы уже сказали ранее, ЕГЭ по обществознанию является одним из самых популярных для сдачи экзаменов среди выпускников. В 2022 году ЕГЭ по обществознанию сдавало более 330 тыс. человек. Однако многие не учитывают специфику и сложности экзамена. Давайте вместе рассмотрим его основные особенности.

Экзамен по обществознанию длится 210 минут (3 часа 30 минут) и включает в себя 25 заданий, которые проверяют знание пяти тематических блоков:

  • Человек и Общество
  • Экономика
  • Социальные отношения
  • Политика
  • Право

Всего за весь экзамен можно получить максимум 58 первичных баллов. Ты, наверное, спросишь, что за первичные баллы и почему только 58. Здесь мы остановимся немного подробнее. 

Первичные баллы переводятся в знакомую для нас оценку по стобалльной системе так, что каждому количеству первичных баллов соответствует конкретная оценка по стобалльной шкале. Например, 53 первичных балла — это 81 балл из 100 возможных.

Раз мы начали говорить про цифры, то пороговый балл по обществознанию — 42 балла. Это один из самых высоких порогов среди всех предметов.

Основные изменения в ЕГЭ по обществознанию 2023

В 2023 году в ЕГЭ по обществознанию не были внесены существенные изменения. Ключевые изменения коснулись лишь разбалловки за некоторые задания, а также внесены уточняющие формулировки для задания Части 2. 

1. Были внесены изменения в формулировке задания №18:

«Приемы выполнения заданий второй части ЕГЭ по обществознанию, а также решения задач второй части КИМов к ЕГЭ (алгоритм, текст), а также материалы для подготовки к контрольным работам (ГИА) по обществознанию (11 класс) )"
Вот как выглядела формулировка задания 18 в демоверсии 2022 года
ЕГЭ по обществознанию 2023
В демоверсии ЕГЭ по обществознанию 2023 задание 18 теперь выглядит так

2. В задании 25 была скорректирована формулировка задания в сторону детализации. Также, если в 2022 году это задание оценивалось максимум в 4 балла, то с 2023 года максимальный балл увеличили до 6.

3. В части 1 за задание 3 был снижен максимальный балл: с 2 баллов до 1.

4. Увеличен максимальный первичный балл, который можно получить за весь экзамен: с 57 до 58 баллов.

Часть 1

Первая часть ЕГЭ по обществознанию 2023 состоит из 16 заданий. Всего за эту часть можно набрать 28 первичных баллов (48% от максимального первичного балла).

В данной части вы можете встретить следующие форматы заданий:

  • задания на выбор и запись нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов (№ 1-5, 7, 8-12, 14,16);
  • задание на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах (№ 6, 13 и 15).

По темам задания распределяются так:

егэ по обществознанию 2023
Задания по темам, ЕГЭ по обществознанию 2023, демоверсия

Обратите внимание: задание № 1 не привязано ни к какому тематическому блоку. Это значит, что в первом задании может попасться вопрос на любую тему из существующих в ЕГЭ по обществознанию.

Часть 2

Перейдем к самому объемному разделу экзамена — части 2. Она включает в себя 9 заданий с развернутым ответом. Всего за вторую часть можно набрать 30 первичных баллов. Самое важное, что нужно запомнить — эти задания проверяют эксперты, а они опираются на четко заданные критерии. Каждое задание во второй части — это коробка с подарком, которую нужно правильно оформить и украсить. Если вы не помните критерии, можно потерять много баллов, несмотря на хорошие знания.

  • 17. Задание к тексту. Нужно привести прямые цитаты из текста при ответе на вопрос (2 балла)
  • 18. Составление определения (2 балла)
  • 19. Написание примеров (3 балла)
  • 20. Формулирование и аргументация оценочных, прогностических и иных суждений, связанных с проблематикой текста (3 балла)
  • 21. Анализ экономического графика: график изменения спроса и предложения, равновесная цена (3 балла)
  • 22. Решение задания-задачи (4 балла)
  • 23. Задание по Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации (3 балла)
  • 24. Составление плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса (4 балла)
  • 25. Рассуждение с привлечением актуальных реалий (6 баллов)

Для каждого задания второй части нужен свой подход, чтобы получить максимальные баллы. Но есть принципы, которые пригодятся для любого из этих заданий! Вот 5 правил, как записывать развернутые ответы в ЕГЭ по обществознанию 2023.

  1. Излагайте мысли структурированно, используйте нумерацию и проблемы между смысловыми частями.
  2. Не зачеркивайте, так как это «загрязняет» работу. Лучше набросать ответ на черновике, а потом перенести его в чистовик.
  3. Используйте вводные предложения перед ответом, чтобы «ввести» эксперта в курс дела.
  4. Делайте предложения лаконичными, следите, чтобы они относились к сути вопроса. Если рассуждения будут непонятными, эксперт может не разобраться в них и поставить низкий балл.
  5. Не забывайте о том, что часть 2 проверяют люди. Постарайтесь создать благоприятное впечатление — чем приятнее будет читать вашу работу, тем больше шансов, что эксперты найдут всю информацию и высоко оценят ответ.

Советы по подготовке к ЕГЭ по обществознанию 2023

ЕГЭ по обществознанию 2023 не такой простой, каким он может показаться на первый взгляд. Но и пугаться не стоит. Если грамотно распланировать изучение теории, прорешать все форматы и познакомиться с критериями, результат на экзамене обязательно будет высоким. А я хочу поделиться парой советов, которые обычно даю ученикам.

Что нужно сделать, чтобы подготовиться к ЕГЭ по обществознанию 2023 на высокий балл?

  1. Ознакомьтесь с темами из кодификатора. Составьте список тем, которые вызывают наибольшее количество трудностей. Это поможет готовиться только к нужным темам и не распыляться на лишнюю информацию.
  2. Изучите критерии оценивания части 2, чтобы лучше понимать, что хотят увидеть эксперты.
  3. Напишите пробный экзамен, чтобы определить сильные и слабые места. Обратите внимание на то, какие задания отнимают больше времени — оно на экзамене будет ограничено.
  4. Составьте индивидуальную стратегию написания экзамена. Возможно, вам стоит начать экзамен со второй части — или наоборот с первой.
  5. При подготовке к экзамену не оставляйте наиболее сложные задания на конец. Наоборот — начинайте именно с них!

`


Лайфхаки экзамена


<!—

window.yaContextCb.push(()=>{
Ya.Context.AdvManager.render({
renderTo: ‘yandex_rtb_R-A-135984-12’,
blockId: ‘R-A-135984-12’
})
})—>



<!—

window.yaContextCb.push(()=>{
Ya.Context.AdvManager.render({
renderTo: ‘yandex_rtb_R-A-135984-13’,
blockId: ‘R-A-135984-13’
})
})—>

28.11.2022

Необходимые материалы для успешного выполнения задания №25 ЕГЭ 2023 по обществознанию — примеры выполнения, которые покажут вам, как его делать, и критерии, по которым оно оценивается.

С 2022 года из ЕГЭ по обществознанию было исключено задание, предполагающее написание эссе. Вместо него появилось составное задание 24-25, которое проверяет умение подготавливать доклад по определённой теме. Задание 24 (план) рассматривается как основа написания доклада по заданной теме. А вопросы и требования задания 25 конкретизируют отдельные аспекты заданной темы, в том числе применительно к реалиям современного российского общества и государства. 

Про ЕГЭ:  Текст ЕГЭ А.И. Герцена о личности

Задание №25 из ЕГЭ 2023 по обществознанию 

Данное задание предполагает обоснование или объяснение теоретического положения или социального явления, мнения, а также иллюстрацию примерами определённого аспекта, так или иначе связанного с темой, по которой выпускник пишет план.

Формулировка задания (из демоверсии ЕГЭ 2023):

Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.

1) Обоснуйте необходимость политического многообразия, многопартийности в демократическом обществе. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи.)

2) Какие политические партии действуют в Российской Федерации? (Назовите любые три партии.)

3) Для каждой из указанных в пункте 2 партий приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию любой функции политической партии в жизни российского общества и государства. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различные функции.)

План выполнения задания 25: 

Все требования к ответу прописаны в условии задания, поэтому для успешного выполнения необходимо им следовать. 

Баллы и критерии задания 25

Максимальный балл, который можно получить за правильное выполнение задания, 6 баллов. Оценивается оно по трём критериям:

  1. Обоснование: Приведено корректное обоснование с опорой на обществоведческие знания в нескольких распространённых предложениях, которое не содержит ошибок, неточностей и раскрывает причинно-следственные и(или) функциональные связи соответствующих объектов/процессов. (максимум — 2 балла)
  2. Ответ на вопрос: Дан правильный ответ на вопрос: указано необходимое количество требуемых объектов при отсутствии неверных позиций. (максимум — 1 балл)
  3. Примеры: В соответствии с требованиями конкретного задания правильно приведены три примера при отсутствии дополнительных (сверх требуемых трёх) примеров, содержащих неточности/ошибки. (максимум — 3 балла)

Примеры заданий 25 + ответы к ним в ЕГЭ 2023

Пример №1: Обоснуйте значимость религии в жизни современного российского общества. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.) Какие религии относят к традиционным религиям России? Назовите любые три традиционные религии (в том числе могут быть названы различные течения одной религии.) Для каждой из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию любой функции религии в жизни человека и общества. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различные функции религии в жизни человека и общества.)

Ответ к примеру №1

1) Обоснование значимости религии: Россия – многонациональное и многоконфессиональное государство. Значимость религии в жизни российского общества состоит в сохранении исторических традиций, культуры и преемственности поколений.

2) Три традиционные религии России: христианство; ислам; буддизм.

3) Примеры, иллюстрирующие реализацию функций религии в жизни человека и общества: а) Христианство. Николай является христианином, посещает церковь и соблюдает заповеди христианства, религиозные нормы направляют поведение Николая, способствуют самоконтролю. (регулирующая функция религии); б) Ислам. Люди, исповедующие ислам, верят в единого бога – Аллаха, Коран подробно рассказывает о создании этого мира, таким образом, религия формирует взгляд верующих мусульман на мир и на место человека в нем. (мировоззренческая функция религии); в) Буддизм. Буддистам их вера и религиозные практики помогают пережить трудности, потери. Буддизм предполагает медитацию, во время которой человек расслабляется, она помогает вернуть душевное равновесие. (компенсаторная (терапевтическая) функция религии).

Видеоразбор примера №1:

Пример №2: Обоснуйте важность навыков самоконтроля для формирования личности. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.) Какими способами (методами) можно развивать самоконтроль? (Назовите любые три способа/метода.) Для каждого из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему его влияние на личность. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

Ответ к примеру №2

1) Обоснование важности самоконтроля для формирования личности: Самоконтроль важен для формирования личности, так как помогает человеку приобрести социально значимые качества: ответственность, целеустремленность, умение общаться с другими людьми. Благодаря самоконтролю человек может сохранять спокойствие в конфликтных ситуациях, тайм-менеджмента, планируя режим дня;

самоконтроль помогает достигать поставленной цели, успешно учиться, осваивать выбранную профессию и т.д.

2) Способы (методами) развития самоконтроля: а) Самоконтроль можно развивать, осваивая и формируя навыки; б) Совершенствуя навык рефлексии (то есть способность человека сознательно обращать внимание на свои мысли, эмоции и поведение, оценивать принятые решения и перспективы); в) В некоторых случаях для развития самоконтроля человеку будет полезна работа с психологом, посещение психологических тренингов и чтение книг по саморазвитию.

3) Примеры, иллюстрирующие влияние самоконтроля на личность: а) Самоконтроль можно развивать, осваивая и формируя навыки тайм-менеджмента, планируя режим дня. Иван учится в 11 классе и готовится к ЕГЭ. Для успешной подготовки к экзаменам он решил развивать самоконтроль. Каждый день он составляет список дел и занятий, также он ввел для себя правило ложиться спать не позже 11 вечера, не засиживаться в интернете. Иван стремится выполнять свой план, он подводит итоги дня каждый вечер, отмечает выполненные дела, это позволяет ему успешно справляться с учебой и становиться более ответственным и пунктуальным. б) Навык рефлексии. Анна, размышляя над своими эмоциями, поведением в различных ситуациях, учится видеть свои достижения и ошибки, осознает свои слабые и сильные стороны и благодаря этому может корректировать свое поведение, это позволяет ей успешно разрешать конфликтные ситуации на работе и в семье, сохранять самообладание в трудных ситуациях. в) Работа с психологом, посещение психологических тренингов. Николай – вспыльчивый человек, в некоторых ситуациях ему трудно контролировать свои эмоции, он становится агрессивным, это мешает ему строить близкие отношения с людьми. Николай обратился к психологу, который помог ему разобраться в его проблеме и развить способность контролировать свои эмоции. Теперь Николай лучше владеет навыками самоконтроля, умеет контролировать свой гнев и это помогает ему строить дружеские и доверительные отношения с людьми.

Видеоразбор примера №2:

Пример №3: Обоснуйте значение демократического политического процесса для развития современного общества. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространенных предложениях.) Какие политические процессы типичны для демократического общества? (Назовите любые три политических процесса.) Проиллюстрируйте каждый из них на примере Российской Федерации. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто и содержать указание на результат политического процесса.)

Ответ к примеру №3

1) Обоснование значения демократического политического процесса: Демократический политический процесс в современном обществе делает возможным реализацию политических целей и интересов для индивидов, политических институтов и социальных групп; создает условия для формирования, функционирования и изменения политической системы страны; помогает принятию и воплощению в жизнь политических решений.

2) Политические процессы: а) Обсуждение и принятие законов парламентом; б) Проведение альтернативных выборов; в) Обсуждение политических проектов в свободных СМИ.

3) Примеры, иллюстрирующие политические процессы в РФ: а) Обсуждение и принятие законов парламентом. Депутаты Государственной Думы подготовили и приняли поправки в Гражданский кодекс; б) Проведение альтернативных выборов. На выборах Президента России было зарегистрировано восемь кандидатов; в) Обсуждение политических проектов в свободных СМИ. В конце 2021 года рядом российских газет, интернет-порталов и телеканалов критически обсуждался законопроект о введении QR-кодов на транспорте.

Ещё больше разборов заданий 25 из ЕГЭ 2023 по обществознанию вы найдёте в pdf-файле ниже:

Смотреть в PDF:

Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.


Разбор заданий 21-27 части 2 ЕГЭ по обществознанию

Задания 21-24 выполняются по одному тексту.

Разберем на конкретном примере.

Внимательно читаем текст.

Давайте приступим к решению заданий!

21. Что, по мнению автора, является преимуществом экономики перед другими общественными науками? Почему экономику нельзя приравнивать к точным и естественным наукам?                             Когда, по мнению автора, в экономике могут применяться научные методы и анализ?

Одной из основных ошибок сдающих экзамен является попытка быть оригинальными                           и выдумывать собственный ответ. Как итог – невразумительный текст, путаница в основных понятиях и 0 баллов за ответ (а могло быть !) Ответ на задание 21 ВСЕГДА содержится                          в тексте! Нужно просто аккуратно выписать их в бланк ответов.

                                                                                                                                                     — автор считает, что определённое и точное денежное измерение самых устойчивых стимулов                     в хозяйственной жизни (вознаграждение за работу) позволило экономической науке далеко опередить все другие общественные науки.                                                                                                                         — экономическую науку, разумеется, нельзя приравнять к точным и естественным наукам, так                 как    она имеет дело с постоянно меняющимися, очень тонкими свойствами человеческой натуры.    —  Применение научных методов и анализа в экономической науке возникает лишь тогда, когда силу побудительных мотивов человека – а не самих мотивов – становится возможным приблизительно измерить той суммой денег, которую он готов отдать, чтобы получить взамен желаемое удовлетворение, или, наоборот,  той суммой,  которая необходима, чтобы побудить его затратить определённое количество утомительного труда                                                                                         Позволю себе повториться – все эти ответы находятся непосредственно в самом тексте!            Не нужно ничего выдумывать!                                                                                                                      

22. Какую жизненную сферу изучает экономическая наука? (Дайте ответ с опорой на текст.)                       Что, по мнению автора, является самым устойчивым стимулом к ведению хозяйственной деятельности? Какой нематериальный стимул экономической деятельности упомянут в тексте?

И опять! ВСЕ ответы находятся непосредственно в самом тексте!                                                           Не нужно ничего выдумывать!  За правильный ответ

— экономическая наука изучает хозяйственную сферу жизни.                                                                       — самым устойчивым стимулом к ведению хозяйственной деятельности служит желание получить                за неё плату, которая представляет собой материальное вознаграждение за работу.                                – нематериальный стимул экономической деятельности упоминаемый автором – это «благородный дух соревнования»

23. На какие цели, на взгляд автора, может быть израсходовано материальное вознаграждение                   за работу? Назовите любые три цели и для каждой из них приведите пример возможной траты полученных средств.

И СНОВА ищем правильные ответы в самом тексте! Вносим только минимальные изменения!  Цена правильных ответов возрастает до

                                                                                                                                                      — материальное вознаграждение за работу по мнению автора может быть израсходовано на эгоистичные или альтруистические, благородные или низменные цели – все зависит от самого человека.                                                                                                                                                           Вот теперь придется немного подумать самому, но если понимать смысл текста – это не доставит особых проблем!                                                                                                                                — материальные цели – на заработанные деньги человек приобретает необходимые ему продукты питания;                                                                                                                                                               — духовные цели – на заработанные деньги человек может приобретать книги, посещать театры, музеи, выставки;                                                                                                                                                         — идеальные цели – человек может истратить заработанные деньги на благотворительные цели.

24. Используя текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите                       три пояснения значения рационального поведения потребителя для него самого и для общества.                  

Данное задание предполагает наибольшую самостоятельность ответа!                                     Вознаграждение за правильные ответы

                                                                                                                                               — рациональным поведением потребителя становится тогда, когда поведение человека обдуманно,            он высчитывает выгоды и невыгоды какого-либо конкретного действия, прежде чем к нему приступить. Средства всегда ограничены и важно уметь их рационально распределить.                                                 – обладая ограниченными средствами рациональный потребитель старается сделать покупки наилучших товаров по наилучшим ценам, он уделяет особое внимание соотношению цены                          и качества;                                                                                                                                                                  – располагая ограниченными средствами, потребитель должен рассчитывать их разумное расходование – не купить на полученную зарплату самые дорогие продукты, а потом остаться            без средств;                                                                                                                                                             — рациональное поведение потребителя полезно для общества, так как заставляет производителей             в свою очередь стремиться к улучшению качества товаров и удержанию цены на реальном уровне.

Про ЕГЭ:  Егэ отменят в 2023 году? О каком реформировании ЕГЭ идет речь на самом деле

Подведем итог!  Задания 21-24 к тексту имеют чрезвычайную важность!                                                                                                                                                              При грамотно данных ответах на задания к тексту можно получить                          2+2+3+3=10  баллов  (это первичных, а при переводе в стобалльную шкалу                              – может дать до 20 баллов!!!)                                                                                                                 Для сравнения эссе дает 6 первичных баллов, или максимально 12 баллов                             по стобалльной шкале!

Решение задания 25 части 2 ЕГЭ по обществознанию (алгоритм)

Часть 2 КИМов к ЕГЭ по обществознанию рассчитана на более глубокую проверку знаний предмета, чем часть 1 (тестовая). В этой части необходимо не только проявить знания основных понятий и категорий предмета, но и умело применить эти знания. Как же правильно решать подобные задания, чтобы получить максимальное количество баллов? Давайте разберем на конкретном примере. Внимательно читаем задание!

Какой смысл экономисты вкладывают в понятие «потребитель»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о целях потребителя, и второе предложение, содержащее информацию об источниках дохода потребителя.

Как видите данное задание состоит из трех частей. Сначала требуется дать определение понятия, а потом составить два предложения, Итак, начнем последовательно решать поставленные перед нами задачи.                                                                                                                        Какой смысл экономисты вкладывают в понятие «потребитель»?                                                                                                                   Вспомним определение понятия потребитель. Как Вы понимаете, определения могут быть как весьма подробными и развернутыми, так и краткими. В данном случае вполне можно ограничиться достаточно кратким определением:                                                                                                           — это человек, имеющий намерения заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных и домашних нужд.                                                                                                                                     Первое задание из трех выполнено!

  Переходим ко второй части задания. Требуется составить предложение, содержащее информацию о целях потребителя. Составленное Вами предложение не должно быть слишком простым, но и гнаться за искусственным усложнением не следует.                                                                                                Одна из главных  – извлечь максимальную пользу от потребления товаров или                                                                                                                                                                     Первое предложение составлено!    

3.  Осталось составить еще одно предложение. содержащее информацию об источниках дохода потребителя.  Источников дохода может быть множество, но по заданию совершенно не требуется вспомнить их все. Это и пенсии, и стипендии, и любые социальные выплаты, и заработная плата, и выигрыш в лотерею и т.д. Не нужно стараться показать в данном предложении все, что вы знаете, вполне достаточно литературно грамотно сформулировать высказывание, в котором упоминается только один источник дохода.                                                                                           Одним из основных  потребителя является заработная плата.                  

Задание выполнено полностью! Все ответы даны! Если задание выполнено полностью и ответы правильные вы получаете 4 первичных балла (при перерасчете на стобалльную шкалу это больше!)

Решение задания 26 части 2 ЕГЭ по обществознанию (алгоритм)

Часть 2 КИМов к ЕГЭ по обществознанию рассчитана на более глубокую проверку знаний предмета, чем часть 1 (тестовая). В этой части необходимо не только проявить знания основных понятий и категорий предмета, но и умело применить эти знания. Как же правильно решать подобные задания, чтобы получить максимальное количество баллов? Давайте разберем на конкретном примере. Внимательно читаем задание!

Назовите любые три юридических основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя и проиллюстрируйте примером каждое из них. (В каждом случае сначала укажите основание, затем приведите соответствующий пример. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

Как видите в данном задании необходимо дать правильные ответы на три поставленных вопроса. Начнем выполнять задание. Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации (ТК РФ) расторжение трудового договора может происходить как по инициативе работника, так и по инициативы работодателя. В данном случае мы должны вспомнить только юридические основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя, т.е. не зависящие от желания работника! Оснований для расторжения договора несколько и нам необходимо вспомнить хотя бы три из них. Обратите внимание на правильность оформления ваших ответов! Сначала указываем основание, затем приводим соответствующий пример!                                                                             Ваши ответы оптимально оформить в следующим образом:

Юридические основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя: (хотя нет непосредственного требования написать это, но данное «вступление» к вашему ответу улучшит общее впечатление проверяющего и, возможно, повлияет на баллы, которые будут выставлены)

1. Ликвидация организации. – В связи с закрытием ЗАО «Звездочка» ее работники были уволены.

2. Несоответствие работника занимаемой должности. — Преподаватель экономики А.Петров не прошел обязательную аттестацию и был уволен за несоответствие занимаемой должности.

3. Прогул (отсутствие на рабочем месте более 4-х часов подряд без уважительной причине).                            — А.Петров опоздал на работу на 5 часов из-за сломанного будильника и был уволен за прогул

Приведены три основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя и приведены соответствующие примеры. Задание выполнено полностью! Если задание выполнено полностью и ответы правильные вы получаете 3 первичных балла (при перерасчете на стобалльную шкалу это больше!)

Решение заданий 27 части 2 ЕГЭ по обществознанию (алгоритм)

Часть 2 КИМов к ЕГЭ по обществознанию рассчитана на более глубокую проверку знаний предмета, чем часть 1 (тестовая). В этой части необходимо не только проявить знания основных понятий и категорий предмета, но и умело применить эти знания. Как же правильно решать подобные задания, чтобы получить максимальное количество баллов? Давайте разберем на конкретном примере. Внимательно читаем задание!

Ирина после окончания вуза устроилась на работу менеджером по продажам. Однако по прошествии трёх лет решила найти работу по специальности и уволилась до того, как нашла новое место работы. Какое экономическое явление иллюстрирует данная ситуация?                                                                Укажите вид явления, который отражён в данном примере.                                                                Используя обществоведческие знания, назовите три любых других вида данного явления.

Как видите в данном задании необходимо дать правильные ответы на три поставленных вопроса. Начнем выполнять задание. Можно, конечно начать и с конца – это не запрещается, но это может негативно сказаться на впечатлении проверяющего вашу работу эксперта.                              Итак, начнем последовательно отвечать на поставленные вопросы. Мы видим, что в данном примере говорится о безработице. Ответ не должен состоять только из одного слова «безработица»! Ответ должен быть развернутым! В своем ответе старайтесь держаться ближе к тексту – так у вас будет меньше шансов «намудрить» с ответом! Пример ответа:

— «Данная ситуация иллюстрирует явление безработицы»

Перейдем ко второму вопросу задания. Опять нужно не забывать, что ответ должен быть развернутым! Пример ответа:

— «В данном примере говорится о

Осталось ответить на последний вопрос и полностью выполнить задание 27! Не забываем о развернутости ответов и литературной грамотности их составления! Предмет обществознание называет четыре вида безработицы. Один уже упомянут в примере, и мы назвали его во втором ответе! Вспоминаем еще три и развернуто записываем ответ. Пример ответа:

— «Кроме уже названной нами фрикционной, существуют еще сезонная, структурная и циклическая безработица

Задание выполнено полностью! Все ответы даны! Если задание выполнено полностью и ответы правильные вы получаете 3 первичных балла (при перерасчете на стобалльную шкалу это больше!)

Подведем итог!  Задания 21-27 второй части КИМов ЕГЭ по обществознанию могут принести вам значительное число баллов!                                                                                                                                                              При грамотно данных ответах на задания можно получить суммарно                           20  баллов  (это первичных, а при переводе в стобалльную шкалу                                              – это даст от 30 до 40 баллов!!!)                                                                                                                

                                                          На сайте также размещены:

Ответы на задания по Обществознанию  банка ФИПИ  к ЕГЭ и ОГЭ (все тестовые задания!),                      перечень всех возможных тем эссе по обществознанию (задание 29) из банка заданий ФИПИ;

Ответы на задания по Истории банка ФИПИ                       к ЕГЭ и ОГЭ (все тестовые задания!);

  • Карты по истории России;
  • Карты по зарубежной истории;
  • и многое другое.
Оцените статью
ЕГЭ Live