Подготовка к ЕГЭ

Подготовка к ЕГЭ ЕГЭ

Подтяните знания с репетитором за лето | материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему: | образовательная социальная сеть

1. Эпитет — художественное, образное определение, обычно выраженное прилагательным в переносном значении, которое характеризует предмет, подчеркивает его качества, свойства, создают определенный образ.

Постоянный эпитет — устойчивое определение, используемое в фольклоре.

В художественных текстах встречаются редкие (индивидуально-авторские) эпитеты.

В их основе лежат неожиданные, часто неповторимые смысловые ассоциации.

«Отговорила роща золотая Березовым веселым языком» (С.Есенин); ветер — буйный, бродячий, резвый

(у Баратынского); жемчужный иней; тёмная судьба, веселый ветер, мертвая тишина, седая старина.

Серый волк, красна девица, добрый молодец, тридевятое царство, тридесятое государство

Мармеладное настроение (А. Чехов), картонная любовь (Н. Гоголь), цветастая радость (В. Шукшин), мокрогубый ветер (М. Шолохов), слезливое утро (А. Чехов).

1. Не каждое определение можно назвать эпитетом. Сравните: железная кровать и железный характер, серебряная ложка и серебряный ключ (в значении — родник).

2. Прилагательные голубой, серый, синий в сочетании со словом «небо» не могут быть названы эпитетами; таковыми служат прилагательные свинцовый, стальной, янтарный и т. п.

3. Так же роль эпитета играет наречие гордо в предложении Между тучами и морем гордо реет Буревестник… (М. Г.) или существительное воевода в предложении Мороз-воевода дозором обходит владенья свои (Н.).

2.  Сравнение — образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или явлений. Ярким выразительным средством является сравнительный оборот.

В сравнении обычно выделяются три элемента: 1) то, что сравнивается, — предмет; 2) то, с чем что-то сравнивается, — образ; 3) то, на основании чего одно сравнивается с другим, — признак.

«Девушка черноволосая и нежная, как ночь» (М.Горький). Луна взошла сильно багровая и хмурая, точно больная. (А.Чехов). «Умри, мой стих, как рядовой...» (В.Маяковский). Луна, как фонарь; туман, словно молоко; Глаза, как небо, голубые.  Я жил, как деды, по старинке.  Посмотрит — рублем одарит.    А сама-то величава — Выступает будто пава. Как град посыпалась картечь. (А. Пушкин.)

Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка. (М. Лермонтов) Элементы этого сравнения: 1) предмет — воздух, 2) образ — поцелуй ребенка, 3) признак — свежесть, чистота, нежность.

Сравнения выражаются различными способами: 1) формой творительного падежа: Снежная пыль столбом стоит в воздухе (Горб.); 2) формой сравнительной степени прилагательного или наречия: Ленин и теперь живее всех живых… (М.); 3) оборотами с различными союзами: Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял (Л,); Впрочем, это были скорее карикатуры, чем портреты (Т.); 4) лексически (при помощи слов подобный, похожий и т. п.): Ее любовь к сыну была подобна безумию (М. Г.).

3. Метафора — перенос значения одного понятия или явления на
другой по сходству. Другими словами,
 метафора – это скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений. Союзы  как, как будто, словно отсутствуют, но подразумеваются. Подобно сравнению, метафора может быть простой и развернутой.

Развернутая метафора — метафора, представленная каким-либо текстом (например, стихотворением) или его отрывком: «Парус» Лермонтова, «Телега жизни» Пушкина, «Порог» Тургенева, «Огоньки» Короленко.

Костёр рябины красной (рябина, как костёр); сыплет черёмуха снегом (черёмуха, как снег) (Есенин). Смирились вы, моей весны высокопарные мечтанья (П.) — слово весны метафорически употреблено в значении «юности». Золотая осень, лунный серп, багровый костер заката, крыло самолета. Деревья в зимнем серебре (деревья в снегу, как в зимнем серебре); безмолвен черный лес (безмолвны птицы в черном лесу); ель рукавом мне тропинку завесила (ель ветвью, как рукавом, мне тропинку завесила).

Метафора — одна из наиболее распространенных разновидностей тропов, так как сходство между предметами или явлениями может быть основано на самых различных чертах.

Используется в тексте для усиления выразительности речи, для создания оценки картины жизни, для передачи внутреннего мира героев, точки зрения рассказчика и самого автора. С помощью метафоры создается образ — художественное представление о предмете, явлении.

9. Синекдоха — разновидность метонимии, основанная на перенесении значения одного  слова  на другое  по признаку количественных отношений:  

1.часть вместо целого,

2. целое вместо части,

3. ед.ч. вместо мн.ч.,

4. мн.ч. вместо ед.ч.,

5. родовое название вместо видового,

6. видовое название вместо родового.

1) Имеете ли вы в чем-нибудь нужду? — В крыше для моего семейства (Герц.);  «Белеет парус одинокий…».

2) «Его зарыли в шар земной, А был он лишь солдат». Начальство осталось довольно (вместо начальник).

3) Все спит — и человек, и зверь, и птица (Г.); «… и раб судьбу благословил»; «Отсель грозить мы будем шведу…» (П.);

4) Мы все глядим в Наполеоны (П.);

5) Ну что ж, садись, светило (М.);

6) Пуще всего береги копейку (Г.).

12. Аллегория (иносказание)  изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы и образы.

Например, хитрость воплощается в образе лисы, неуклюжесть — медведя, трусость — зайца, жадность — волка, коварство — змеи и т.д.

Часто целые произведения являются аллегориями:   «Анчар»  А. Пушкина,  «Премудрый  пескарь» М. Салтыкова-Щедрина, «Песня о Буревестнике», «Песня о Соколе» М. Горького.

Аллегория часто используется в баснях и сказках, где носителями свойств людей выступают животные, предметы, явления природы.        

1. Риторический вопрос — это вопрос, не требующий ответа, но имеющий особое эмоциональное значение.

Куда ты мчишься, гордый конь,

И где опустишь ты копыта?

(А. Пушкин) Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! (Г.); На кого не действует новизна? (А. Чехов) Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! (И. Тургенев.)

Риторический вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а только для того, чтобы привлечь внимание читателя или слушателя к тому или иному явлению.

3. Риторическое обращение — высказывание, адресованное неодушевлённому предмету, отвлеченному понятию, отсутствующему лицу.

Мечты, мечты! Где ваша сладость?

(А. Пушкин). Цветы, любовь, деревня, праздность, поле! Я предан вам душой (П.); О ты, чьих писем много, много в моем портфеле берегу! (Н.) Знакомые тучи! Как вы живете? (М. Светлов.) Ах! уймись ты, буря!

Риторические обращения служат не столько для называния адресата речи, сколько для того, чтобы выразить отношение к тому или иному объекту, дать его характеристику, усилить выразительность речи.

5. Антитеза — стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления понятий. Как правило, антитеза основывается на употреблении антонимов.

Они сойтись: волна и камень, стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой. (А.С.Пушкин «Евгений Онегин».)

 Со всеми буду я смеяться, а плакать   не хочу ни с кем. (М. Лермонтов.) 

Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, катушка Русь! (Н. Некрасов.)

Антитеза помогает лучше передать, изобразить противоречия, противопоставить явления. Служит способом выражения авторского взгляда на описываемые явления, образы.

9. Рефрен (повтор) — стилистический прием; слово, группа слов, строка или несколько строк, повторяющиеся после каждой строфы стихотворения или куплета песни.

Соловей мой, соловей, / / Голосистый соловей!

Не верь, не верь поэту, дева!

Рано, рано осень …

Разновидности повторов: анафора, эпифора, градация, кольцо, стык (эпонафора).

Чаще используется в стихотворной речи.

15. Лексический повтор — сознательное употребление одного и того же слова с целью усилить значение образа, понятия, явления.

Все примеры рефренов:

Пушкин был страдалец, страдалец в полном смысле этого слова.

Лениво дышит полдень мглистый, лениво катится река. И в тверди пламенной и чистой лениво тают облака. (Ф. Тютчев)

Казалось, всё в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака.

Как правило, с помощью этого приёма в тексте выделяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание читателя.

НЕ ПУТАТЬ С РЕЧЕВОЙ ОШИБКОЙ — неоправданным повтором одного и того же слова и однокоренных слов в одном или  рядом стоящих предложениях.

1. Аллитерация — повторение согласных звуков в слове, фразе.

По небу голубому проехал грохот грома. (С. Маршак.) Звонкий дрожащий упругий звук [р] связывается в нашем сознании со значением активного шума, грома, грохота, раската, торжественного звона.

Нева вздувалась и ревела, котлом клокоча и клубясь. (А. Пушкин.) Повтор слогов с в: ва, ва, ее дает ощущение широты, мощи стихии; сочетаний глухих согласных с сонорным л: тл, кл, кл — передает клокотание воды в разбушевавшейся реке.

Звукопись придает особую выразительность стиху.

Подтяните знания с репетитором за лето | материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9, 10, 11 класс) на тему: | образовательная социальная сеть

грамота, парус, этика, фонарь (из греч.);

вахта, штраф, ландшафт (из нем.);

вуаль, жалюзи, монпансье (из франц.);

матч, скотч, спортсмен (из англ.).

Оцените статью
ЕГЭ Live