- Разбор текстов реальных сочинений прошлых лет что актуально для 2022
- Вступление
- Обосновываем свою позицию
- . Ваша собственная позиция
- Формулировка проблемы анализируемого текста (только одной!)
- Алгоритм написания сочинения на егэ | материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему: | образовательная социальная сеть
- Более подробный видеоурок от а до я про сочинения по русскому в 2022 году
- Выражаем собственное мнение
- Определяем авторскую позицию
- Оформляем мысли грамотно
- Формулируем проблему
- Хотите получать новые статьи во «вконтакте»?
- Читаем задание
- . Заключение (вывод)
Разбор текстов реальных сочинений прошлых лет что актуально для 2022
Про структуру 2022
Бонус — о структуре сочинения в 2022 году — актуально для 2022 года
Вступление
Объем: 2-3 предложения.
Задача: подвести читателя к проблеме.
Во введении также можно порассуждать:
Обосновываем свою позицию
В 2022 году изменилось требование к обоснованию вашей позиции. Вам больше не нужно приводить обязательно 2 аргумента и при этом опираться на читательский опыт, защищая свою точку зрения. Теперь от вас требуется всего лишь обосновать своё согласие или несогласие с автором.
Обоснование — это объяснение вашего отношения. Ответьте на вопрос: почему позиция автора вызвала у вас такое отношение? Почему лично вы, с вашим опытом и взглядами, согласны или не согласны с ним?
Не забудьте, что вы должны высказать свое суждение именно по той проблеме, которую вы обозначили в начале своего сочинения.
В качестве обоснования своего отношения можно использовать свой жизненный опыт, чье-то авторитетное для вас мнение, статистические или научные данные, исторические факты, примеры из литературы.
Обоснование вашего отношения должно объяснять вашу точку зрения и доказывать ее правомерность.
. Ваша собственная позиция
Задача: объявить свое согласие с мнением автора, сформулировать тезис, который будете доказывать аргументами в следующем абзаце.
Объем: 1-2 предложения.
Формулировка проблемы анализируемого текста (только одной!)
Задача: четко и однозначно сформулировать ту из проблем текста, к которой у вас есть аргументы, назвать автора, сообщить о прочтении текста.
Объем: 2-4 предложения.
К сожалению, не во всех предложенных текстах сразу удается понять, что хочет сказать автор. Есть несколько секретов, которые помогут облегчить задачу. Во-первых, проблема, как правило, сформулирована либо в начале, либо в конце текста. Это зависит от хода мыслей автора: он может сначала привести тезис, затем аргументацию, либо наоборот.
Способы формулирования проблемы:
Алгоритм написания сочинения на егэ | материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему: | образовательная социальная сеть
Алгоритм написания сочинения-рассуждения (части С) при подготовке к ЕГЭ. 11-й класс
1. Анализ текста начинаем с выявления темы (о чем текст). Для этого выделяем ключевые слова (слова, относящиеся к одной теме, синонимичные слова и выражения).
… – вот тема, к которой обращается автор текста.
Этот текст (статья) о …
Автор обращается к актуальной теме – теме…
Этот текст о …
Автор посвящает статью…
2. Определив тему, можно попытаться сформулировать проблему.
Проблема – (от греч.) – задача – вопрос, требующий изучения, разрешения.
Проблема чего, точка зрения на какую-либо проблему, поставить, выдвинуть, рассмотреть, обсудить, изложить, разрешить какую-либо проблему, коснуться какой-либо проблемы, уделить внимание какой-либо проблеме, какая-либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания.
Проблема формулируется как вопрос, либо сочетанием слова «проблема» с существительным в родительном падеже.
Проблем может быть несколько. Важно увидеть две и прокомментировать. Важно комментировать не весь текст, а ту (те) проблемы, которые вы заявили вначале.
Какой вопрос выбрать? Важно выбрать тот вопрос, над которым автор размышляет больше всего и по поводу которого отчетливо заявлена авторская позиция.
Перечитайте, как вы обозначили проблему. Если в форме вопроса, то позиция должна звучать как ответ на вопрос. Если по формуле «проблема существительное в родительном падеже», то это существительное должно прозвучать в обозначении авторской позиции.
Шаблоны: автором проблема может быть:
Возможные проблемы:
- Проблема памяти о своих истоках, о своём детстве (почему, повзрослев, человек ощущает связь с домом своего детства, с миром своего детства?);
- Проблеме роли детства в жизни человека (почему детство – важнейший этап жизни человека?);
- Проблема исторической памяти (зачем человеку хранить память о прошлом? Что значит любить свою семью и свою Родину7);
- Проблеме отчего дома (почему нельзя забывать отчий дом7);
- Проблема оценки такого периода жизни человека, как детство (действительно ли детство – «золотой» период жизни человека? Какова роль детства в становлении личности?);
- Проблема нравственной прочности человека (почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека?);
- Проблема развития и сохранения русского языка (обогащается или портится русский язык благодаря заимствованиям?);
- Проблеме влияния человека на природу (какова степень влияния человека на природу и в чём заключаются возможные последствия этого влияния);
- Проблеме восприятия человеком природы как живой материи (должен ли человек воспринимать природу как нечто живое, заботиться о ней?);
- Проблеме несправедливости социального устройства общества (естественно ли деление людей на богатых и нищих, правильно ли устроено общество?);
- Проблеме отчуждённости мира богатых и сытых от мира бедных и голодных (думают ли сытые и богатые о тех, кто не может позволить себе есть досыта?);
- Проблема внутреннего противостояния искушению изобилием (могут ли дети из бедной семьи противостоять искушению изобилию и не озлобиться?);
- Проблеме выбора профессии с учётом личных и общественных интересов (могут ли при выборе профессии совпадать личные и общественные интересы?)
- Проблема ответственности человека перед самим собой и обществом (может ли человек быть свободным от общества, от других людей?);
- Проблеме коммерциализации культуры.
3. Комментируем проблему.
Комментарий от простого пересказа отличается тем, в пересказе вы говорите, что делают герои, а в комментарии, что делает автор. Это – самое важное и сложное.
Важно поразмышлять над некоторыми вопросами, связанными с прочитанным текстом; кому адресован текст? Какова степень актуальности текста? Как автор подходит к решению этой проблемы? К какой категории относится проблема: нравственная, этическая, социальная, экологическая, общественно-политическая, философская, психологическая? Насколько освещена эта проблема в литературе? Кто из авторов касался ее? Как автор подошел к своей задаче? Как автор рассказывает о ситуации, на чем заостряет внимание?
Здесь возможно обратиться к средствам выразительности, если они помогают определить авторскую позицию. Какова точка видения писателя? Может автор показывает это глазами рассказчика, говорит от имени героя? С каким настроением пишет автор? Что подчеркивает? Что из этого следует? К каким выводам подводит нас?
Шаблоны: Проблема может быть:
Значимость проблемы можно подчеркнуть с помощью слов:
Проблема может заставить читателя:
Почему важно уметь комментировать основную проблему текста?
В комментарии не должно быть:
4. Определяем авторскую позицию (идея текста).
При этом необходимо сказать о том, как автор решает заявленную проблему, как аргументирует свою позицию («за»), какова, в итоге, цель написания текста, Если проблема текста – это вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, как автор на него отвечает. Формулируя проблему в виде вопроса, вы должны знать, как автор на него отвечает. От вас не требуется сформулировать позицию автора вообще, а показать его мнение по выделенной и прокомментированной вами проблеме.
Авторская позиция в публицистическом стиле, скорее всего, будет обозначена прямо, и ее легко можно обнаружить. Лучше не цитировать целиком предложение, в котором отражена авторская позиция, а процитировать частично или пересказать (чтобы не снизили балл).
Если текст художественный, то авторская позиция может быть прямо не заявлена. Здесь важно обратить внимание, как она заявлена: прямо или косвенно; использование средств выразительности; призывность; оценочность; доступность; простота и т.д.
Автор может | |
|
Автор стремится реализовать цели:
Клише:
- Автор считает, что… Автор утверждает, что…
- Автор убеждён, что…, и подобная уверенность имеет свои основания.
- Автору важно убедить читателя в том, что…
- Бесспорно мнение автора о том, что…
- Автор подводит читателя к мысли о том, что…
- Автор стремиться донести до читателя мысль о том, что…
- Решая проблему, автор приходит к выводу: …
- … – в этих словах, по – моему, отражена основная проблема текста.
- … – это высказывание точно отражает мысль автора.
- Позиция автора очевидна:…
5. Выражение собственного отношения к данной проблеме.
Доказывая, приводим 2 аргумента, обращаясь к примерам из читательского или жизненного опыта. Собственное мнение должно быть высказано корректно. Ваши аргументы не должны повторять то, что прозвучало в исходном тексте.
Покопайтесь в памяти, вспомните, что читали об этом, какие литературные ассоциации у вас вызывает. Очень важно, чтобы ваши аргументы подтверждали, доказывали вашу точку зрения, а не были просто иллюстрацией на ту же тему. Поэтому при каждом аргументе формулируйте, что вы доказываете приведенным примером.
Важно доказать, почему вы так думаете. Я (не) согласен с автором, потому что …, и считаю…
Здесь идет строгое сочинение-рассуждение:
Каждый аргумент начинать с нового абзаца.
Приводить примеры, ссылаясь на примеры из художественной литературы, авторитетных людей или из своей жизни и жизни окружающих.
Нельзя не согласить с автором в том, что…
С автором можно поспорить …
Автор прав в том, что…
Однако его мысль о … вызывает сомнение
С автором трудно (не) согласиться
Позиция автора близка (понятна ) мне
Я (не) разделяю точку зрения автора
Я разделяю негодование (неприятие, восторг) автора и думаю…
Мне приходит на ум история, услышанная (прочитанная, которая произошла со мной)
Мое мнение подтверждает и такой факт…
Шаблоны:
- С удовольствием прочитал…
- Нельзя остаться равнодушным…
- К сожалению…
- Следует отметить, что бесспорность авторской позиции не вызывает сомнений…
- Автор убедительно доказывает, что…
- Автор, по – моему, не совсем прав, утверждая, что…
- Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю, что…
- На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях.
- Я считаю, что не совсем справедливо автор говорит о том, что…
- Автор справедливо отмечает, что…
- Авторские оценки справедливы и точны. Действительно, …
- Авторская позиция по данному вопросу совпадает с моей точкой зрения.
Аргументы должны быть точными.
Аргументы должны быть развёрнутыми и убедительными.
Аргументы должны доказывать вашу точку зрения.
Как можно ввести аргументы в изложение собственной позиции?
С помощью словосочетаний:
С помощью вводных слов и словосочетаний:
С помощью союзов и придаточной части:
6. Как заканчивать сочинение?
7. Как начать сочинение?
Алгоритм написания сочинения-рассуждения
- Вступление.
- Проблемы, над которыми размышляет автор.
- Комментарий.
- Выявление позиции автора.
- Собственное мнение (согласие или несогласие с позицией автора).
- Первый аргумент.
- Второй аргумент.
- Вывод (заключение).
Советы:
Более подробный видеоурок от а до я про сочинения по русскому в 2022 году
Дополнительно:
Рассмотрим подробнее каждый пункт
Выражаем собственное мнение
Вам нужно согласиться или не согласиться с позицией автора, которую вы определили ранее. Вы можете частично разделять позицию автора, а в чем-то быть с ним не согласны. Но в любом случае вы должны проявить уважение к чужой точке зрения и обязательно обосновать свое согласие или несогласие.
Определяем авторскую позицию
Нужно понять, как автор относится к проблеме и как он сам отвечает на вопросы, которые ставит в тексте. Чтобы быть уверенными в том, что вы правильно определили позицию автора, напишите, как вы её вычленили, что помогло вам понять отношение автора к проблеме.
Авторская позиция бывает не всегда очевидна, особенно в художественных текстах. В таком случае можно написать: «Автор не доносит прямо свою позицию, оставляя читателю простор для размышлений» или «Из текста видно, что автор симпатизирует герою, хотя это не прописано».
Оформляем мысли грамотно
Сочинение — это публицистический жанр. Ваш текст должен быть написан в соответствии с требованиями к этому жанру.
В сочинении не должно быть:
- разговорной лексики, слэнга;
- большого количества англицизмов и неологизмов;
- грубых и нецензурных слов;
- научных терминов и оборотов;
- канцеляризмов;
- излишней высокопарности;
- устаревших слов и выражений.
Необходимо писать грамотно, литературным языком, используя нейтральную лексику.
Формулируем проблему
Перед формулировкой проблемы определите тему текста: о чем он? о чём размышляет или рассказывает автор? Проблема же — это те вопросы по теме, которые автор ставит перед собой и перед читателем.
В тексте чаще всего несколько проблем. Лучше выбрать ту, которая более очевидна, бросается в глаза. Если вы подойдете к заданию излишне оригинально и опишете проблему, которая, может, и присутствует в тексте, но которой нет в списке ответов у экзаменатора, вам могут снять все баллы по первым 4 критериям (8 баллов!).
Чтобы сформулировать проблему, можно представить ее в виде формулы, где X — это тема, которую мы определили. Тогда проблема — это:
- Что такое Х?
- Что не так с Х?
- Какова роль Х в нашей жизни?
- Х (или отсутствие X) — это плохо, трагично.
Например, тема текста — материнская любовь. Мы можем:А) порассуждать о том, что такое материнская любовь и зачем она нужна;Б) поговорить о недостатке материнской любви в современном мире;В) высказаться о роли материнской любви в жизни человека;Г) указать на серьёзные последствия нехватки любви для человека или общества.
Хотите получать новые статьи во «вконтакте»?
142215
Читаем задание
В формулировке задания уже содержатся подсказки, которыми вы можете воспользоваться. Например, чётко обозначена структура эссе:
. Заключение (вывод)
Большое заключение это большой минус, который говорит о том, что Вы не можете кратко изложить свои мысли. Вступление и заключение не должны быть более 25% всей работы. Т.е. примерно 2-3 предложения.
Лучше всего закончить аналогично вступлению: подвести итог о том, какое впечатление произвело на тебя это сочинение, заставило ли тебя задуматься о твоих взглядах на мир? Затем общий вывод: какую роль сыграло в литературе данное произведение, реакция на него мира или страны (если это глобальная проблема). Как вариант: во вступлении мы задаем вопросы, а в третьей даем ответы.
В заключительной части работы читающий (проверяющий) должен увидеть:
- завершенность работы;
- связь заключения с текстом, с его проблематикой.