План написания сочинения. ЕГЭ-2022 по русскому языку. | Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (11 класс): | Образовательная социальная сеть

План написания сочинения. ЕГЭ-2022 по русскому языку. | Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (11 класс):  | Образовательная социальная сеть ЕГЭ

Разбор текстов реальных сочинений прошлых лет что актуально для 2022

Про структуру 2022

Бонус — о структуре сочинения в 2022 году — актуально для 2022 года

Вступление

Объем: 2-3 предложения.

Задача: подвести читателя к проблеме.

Во введении также можно порассуждать:

Обосновываем свою позицию

В 2022 году изменилось требование к обоснованию вашей позиции. Вам больше не нужно приводить обязательно 2 аргумента и при этом опираться на читательский опыт, защищая свою точку зрения. Теперь от вас требуется всего лишь обосновать своё согласие или несогласие с автором.

Обоснование — это объяснение вашего отношения. Ответьте на вопрос: почему позиция автора вызвала у вас такое отношение? Почему лично вы, с вашим опытом и взглядами, согласны или не согласны с ним?

Не забудьте, что вы должны высказать свое суждение именно по той проблеме, которую вы обозначили в начале своего сочинения.

В качестве обоснования своего отношения можно использовать  свой жизненный опыт, чье-то авторитетное для вас мнение, статистические или научные данные, исторические факты, примеры из литературы.

Обоснование вашего отношения должно объяснять вашу точку зрения и доказывать ее правомерность.

. Ваша собственная позиция

Задача: объявить свое согласие с мнением автора, сформулировать тезис, который будете доказывать аргументами в следующем абзаце.

Объем: 1-2 предложения.

Формулировка проблемы анализируемого текста (только одной!)

Задача: четко и однозначно сформулировать ту из проблем текста, к которой у вас есть аргументы, назвать автора, сообщить о прочтении текста.

Объем: 2-4 предложения.

К сожалению, не во всех предложенных текстах сразу удается понять, что хочет сказать автор. Есть несколько секретов, которые помогут облегчить задачу. Во-первых, проблема, как правило, сформулирована либо в начале, либо в конце текста. Это зависит от хода мыслей автора: он может сначала привести тезис, затем аргументацию, либо наоборот.

Способы формулирования проблемы: 

Алгоритм написания сочинения на егэ | материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему: | образовательная социальная сеть

Алгоритм написания сочинения-рассуждения (части С) при подготовке к ЕГЭ. 11-й класс

1. Анализ текста начинаем с выявления темы (о чем текст). Для этого выделяем ключевые слова (слова, относящиеся к одной теме, синонимичные слова и выражения).

… –  вот тема, к которой обращается автор текста.

Этот текст (статья) о …

Автор обращается к актуальной теме – теме…

 Этот текст о …

Автор посвящает статью…

2. Определив тему, можно попытаться сформулировать проблему.

Проблема – (от греч.) – задача – вопрос, требующий изучения, разрешения.

Проблема чего, точка зрения на какую-либо проблему, поставить, выдвинуть, рассмотреть, обсудить, изложить, разрешить какую-либо проблему, коснуться какой-либо проблемы, уделить внимание какой-либо проблеме, какая-либо проблема возникает, встает, представляет интерес,  заслуживает внимания.

Проблема формулируется как вопрос, либо сочетанием слова «проблема» с существительным в родительном падеже.

Проблем может быть несколько. Важно увидеть две  и прокомментировать. Важно комментировать не весь текст, а ту (те) проблемы, которые вы заявили вначале.

Какой вопрос выбрать? Важно выбрать тот вопрос, над которым автор размышляет больше всего и по поводу которого отчетливо заявлена авторская позиция.

Про ЕГЭ:  Перевод первичных баллов в тестовые ЕГЭ 2022 по литературе

Перечитайте, как вы обозначили проблему. Если в форме вопроса, то позиция должна звучать как ответ на вопрос. Если по формуле «проблема существительное в родительном падеже», то это существительное должно прозвучать в обозначении авторской позиции.

Шаблоны: автором проблема может быть:

Возможные проблемы:

  • Проблема памяти о своих истоках, о своём детстве (почему, повзрослев, человек ощущает связь с домом своего детства, с миром своего детства?);
  • Проблеме роли детства в жизни человека (почему детство – важнейший этап жизни человека?);
  • Проблема исторической памяти (зачем человеку хранить память о прошлом? Что значит любить свою семью и свою Родину7);
  • Проблеме отчего дома (почему нельзя забывать отчий дом7);
  • Проблема оценки такого периода жизни человека, как детство (действительно ли детство – «золотой» период жизни человека? Какова роль детства в становлении личности?);
  • Проблема нравственной прочности  человека (почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека?);
  • Проблема развития и сохранения русского языка (обогащается или портится русский язык благодаря заимствованиям?);
  • Проблеме влияния человека на природу (какова степень влияния человека на природу и в чём заключаются возможные последствия этого влияния);
  • Проблеме восприятия человеком природы как живой материи (должен ли человек воспринимать природу как нечто живое, заботиться о ней?);
  • Проблеме несправедливости социального устройства общества (естественно ли деление людей на богатых и нищих, правильно ли устроено общество?);
  • Проблеме отчуждённости мира богатых и сытых от мира бедных и голодных (думают ли сытые и богатые о тех, кто  не может позволить себе есть досыта?);
  • Проблема внутреннего противостояния искушению изобилием (могут ли дети из бедной семьи противостоять искушению изобилию и не озлобиться?);
  • Проблеме выбора профессии с учётом личных и общественных интересов (могут ли при выборе профессии совпадать личные и общественные интересы?)
  • Проблема ответственности человека перед самим собой и обществом (может ли человек быть свободным от общества, от других людей?);
  • Проблеме коммерциализации культуры.

3. Комментируем проблему.

Комментарий от простого пересказа отличается тем, в пересказе вы говорите, что делают герои, а в комментарии, что делает автор. Это – самое важное и сложное.

Важно поразмышлять над некоторыми вопросами, связанными с прочитанным текстом; кому адресован текст? Какова степень актуальности текста?  Как автор подходит к решению этой проблемы? К какой категории относится проблема: нравственная, этическая, социальная, экологическая, общественно-политическая, философская, психологическая? Насколько освещена эта проблема в литературе? Кто из авторов касался ее? Как автор подошел к своей задаче? Как автор рассказывает о ситуации, на чем заостряет внимание?

Здесь возможно обратиться к средствам выразительности, если они помогают определить авторскую позицию. Какова точка видения писателя? Может автор показывает это  глазами рассказчика, говорит от имени героя? С каким настроением пишет автор? Что подчеркивает? Что из этого следует? К каким выводам подводит нас?

Шаблоны: Проблема может быть:

Значимость проблемы можно подчеркнуть с помощью слов:

Проблема может заставить читателя:

Почему важно уметь комментировать основную проблему текста?

В комментарии не должно быть:

4. Определяем авторскую позицию (идея текста).

При этом необходимо сказать о том, как автор решает заявленную проблему, как аргументирует свою позицию («за»), какова, в итоге, цель написания текста, Если проблема текста – это вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, как автор на него отвечает. Формулируя проблему в виде вопроса, вы должны знать, как автор на него отвечает. От вас не требуется сформулировать позицию автора вообще, а показать его мнение по выделенной и прокомментированной вами проблеме.

Авторская позиция в публицистическом стиле, скорее всего, будет обозначена прямо, и ее легко можно обнаружить. Лучше не цитировать целиком предложение, в котором отражена авторская позиция, а процитировать частично или пересказать (чтобы не снизили балл).

Про ЕГЭ:  Как оценивается ЕГЭ по математике – критерии и баллы

Если текст художественный, то авторская позиция может быть  прямо не заявлена. Здесь важно обратить внимание, как она заявлена: прямо или косвенно; использование средств выразительности; призывность; оценочность; доступность; простота и т.д.

Автор может

  • Посвящать свою статью
  • Решать заявленную проблему
  • Эмоционально воздействовать на читателя
  • Делать читателя своим союзником
  • Образно воссоздавать картину происходящего
  • Выделять ключевые проблемы(мысли, слова, мотивы)
  • Образно представлять суть проблемы, которая его волнует
  • Усиливать положительное или отрицательное отношение к чему-либо
  • Передать глубину проблем (чувств, идеи, раздумий, обобщений, размышлений)
  • Раскрывать сущность поставленных проблеем
  • Точно формулировать (выражать)мысль
  • Заставить читателя задуматься над проблемой (темой, идеей)
  • Показать злободневность рассматриваемой им проблемы (темы)
  • Формировать положительное или отрицательное отношение к поднятой проблеме
  • Пытаться найти причины негативных (позитивных) явлений
  • Подчёркивать остроту поставленной проблемы
  • Видеть глубину и актуальность проблемы
  • Обращаться к традициям русской жизни, литературы….
  • Выражать мнение большинства
  • Пытаться понять, почему
  • Использовать ряд убедительных аргументов
  • Побуждать искать истину
  • Стараться объяснить, почему
  • Поднять в статье проблему, которая кажется наиболее актуальной
  • Заставить сделать переоценку отношений..

Автор стремится реализовать цели:

Клише:

  • Автор считает, что… Автор утверждает, что…
  • Автор убеждён, что…, и подобная уверенность имеет свои основания.
  • Автору важно убедить читателя в том, что…
  • Бесспорно мнение автора о том, что…
  • Автор подводит читателя к мысли о том, что…
  • Автор стремиться донести до читателя мысль о том, что…
  • Решая проблему, автор приходит к выводу: …
  • … – в этих словах, по – моему, отражена основная проблема текста.
  • … – это высказывание точно отражает мысль автора.
  • Позиция автора очевидна:…

5. Выражение собственного отношения к данной проблеме.

Доказывая, приводим 2 аргумента, обращаясь к примерам из читательского или жизненного  опыта. Собственное мнение должно быть высказано корректно. Ваши аргументы не должны повторять то, что прозвучало в исходном тексте.

Покопайтесь в памяти, вспомните, что читали об этом, какие литературные  ассоциации у вас вызывает. Очень важно, чтобы ваши аргументы подтверждали, доказывали вашу точку зрения, а не были просто иллюстрацией на ту же тему. Поэтому при каждом аргументе формулируйте, что вы доказываете приведенным примером.

Важно доказать, почему вы так думаете. Я (не) согласен с автором, потому что …, и считаю…

Здесь идет строгое сочинение-рассуждение:

Каждый аргумент начинать с нового абзаца.

Приводить примеры, ссылаясь на  примеры из художественной литературы, авторитетных людей или из своей жизни и жизни окружающих.

Нельзя не согласить с автором в том, что…

С автором можно поспорить …

Автор прав в том, что…

Однако его мысль о … вызывает сомнение

С автором трудно (не) согласиться

Позиция автора близка (понятна ) мне

Я (не) разделяю точку зрения автора

Я разделяю негодование (неприятие, восторг) автора и думаю…

Мне приходит на ум история, услышанная (прочитанная, которая произошла со мной)

Мое мнение подтверждает  и такой факт…

Шаблоны: 

  • С удовольствием прочитал…
  • Нельзя остаться равнодушным…
  • К сожалению…
  • Следует отметить, что бесспорность авторской позиции не вызывает сомнений…
  • Автор убедительно доказывает, что…
  • Автор, по – моему, не совсем прав, утверждая, что…
  • Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю, что…
  • На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях.
  • Я считаю, что не совсем справедливо автор говорит о том, что…
  • Автор справедливо отмечает, что…
  • Авторские оценки справедливы и точны. Действительно, …
  • Авторская позиция по данному вопросу совпадает с моей точкой зрения.

Аргументы должны быть точными.

Аргументы должны быть развёрнутыми и убедительными.

Аргументы должны доказывать вашу точку зрения.

Про ЕГЭ:  Пишем своё отношение к позиции автора. Читай подробности в статье

Как можно ввести аргументы в изложение собственной позиции?

С помощью словосочетаний:

С помощью вводных слов и словосочетаний:

С помощью союзов и придаточной части:

6. Как заканчивать сочинение?

7. Как начать сочинение?

Алгоритм написания сочинения-рассуждения 

  1. Вступление.
  2. Проблемы, над которыми размышляет автор.
  3. Комментарий.
  4. Выявление позиции автора.
  5. Собственное мнение (согласие или несогласие с позицией автора).
  6. Первый аргумент.
  7. Второй аргумент.
  8. Вывод (заключение).

Советы:

Более подробный видеоурок от а до я про сочинения по русскому в 2022 году

Дополнительно:

Рассмотрим подробнее каждый пункт

Выражаем собственное мнение

Вам нужно согласиться или не согласиться с позицией автора, которую вы определили ранее. Вы можете частично разделять позицию автора, а в чем-то быть с ним не согласны. Но в любом случае вы должны проявить уважение к чужой точке зрения и обязательно обосновать свое согласие или несогласие.

Определяем авторскую позицию

Нужно понять, как автор относится к проблеме и как он сам отвечает на вопросы, которые ставит в тексте. Чтобы быть уверенными в том, что вы правильно определили позицию автора, напишите, как вы её вычленили, что помогло вам понять отношение автора к проблеме.

Авторская позиция бывает не всегда очевидна, особенно в художественных текстах. В таком случае можно написать: «Автор не доносит прямо свою позицию, оставляя читателю простор для размышлений» или «Из текста видно, что автор симпатизирует герою, хотя это не прописано».

Оформляем мысли грамотно

Сочинение — это публицистический жанр. Ваш текст должен быть написан в соответствии с требованиями к этому жанру.

В сочинении не должно быть:

  • разговорной лексики, слэнга;
  • большого количества англицизмов и неологизмов;
  • грубых и нецензурных слов;
  • научных терминов и оборотов;
  • канцеляризмов;
  • излишней высокопарности;
  • устаревших слов и выражений.

Необходимо писать грамотно, литературным языком, используя нейтральную лексику.

Формулируем проблему

Перед формулировкой проблемы определите тему текста: о чем он? о чём размышляет или рассказывает автор? Проблема же — это те вопросы по теме, которые автор ставит перед собой и перед читателем.

В тексте чаще всего несколько проблем. Лучше выбрать ту, которая более очевидна, бросается в глаза. Если вы подойдете к заданию излишне оригинально и опишете проблему, которая, может, и присутствует в тексте, но которой нет в списке ответов у экзаменатора, вам могут снять все баллы по первым 4 критериям (8 баллов!).

Чтобы сформулировать проблему, можно представить ее в виде формулы, где X — это тема, которую мы определили. Тогда проблема — это:

  • Что такое Х?
  • Что не так с Х?
  • Какова роль Х в нашей жизни?
  • Х (или отсутствие X) — это плохо, трагично.

Например, тема текста — материнская любовь. Мы можем:А) порассуждать о том, что такое материнская любовь и зачем она нужна;Б) поговорить о недостатке материнской любви в современном мире;В) высказаться о роли материнской любви в жизни человека;Г) указать на серьёзные последствия нехватки любви для человека или общества.

Хотите получать новые статьи во «вконтакте»?

142215

Читаем задание

В формулировке задания уже содержатся подсказки, которыми вы можете воспользоваться. Например, чётко обозначена структура эссе:

. Заключение (вывод)

Большое заключение это большой минус, который говорит о том, что Вы не можете кратко изложить свои мысли. Вступление и заключение не должны быть более 25% всей работы. Т.е. примерно 2-3 предложения.

Лучше всего закончить аналогично вступлению: подвести итог о том, какое впечатление произвело на тебя это сочинение, заставило ли тебя задуматься о твоих взглядах на мир? Затем общий вывод: какую роль сыграло в литературе данное произведение, реакция на него мира или страны (если это глобальная проблема). Как вариант: во вступлении мы задаем вопросы, а в третьей даем ответы.

В заключительной части работы читающий (проверяющий) должен увидеть:

  1. завершенность работы;
  2. связь заключения с текстом, с его проблематикой.
Оцените статью
ЕГЭ Live