Определения понятий для сочинения 15.3 (ОГЭ по русскому языку) | Литрекон

Определения понятий для сочинения 15.3 (ОГЭ по русскому языку) | Литрекон ЕГЭ

Пример-иллюстрация, аргумент, обоснование и пояснение

Некоторые ребята допускают ошибки в сочинениях из-за того, что не разобрались с терминологией. Предлагаю разложить по полочкам понятия и выяснить, в чём разница между примером-иллюстрацией, аргументом, обоснованием и пояснением.

Пример-иллюстрация — это связанная с поставленной проблемой информация из исходного текста. При помощи примеров-иллюстраций мы, можно сказать, доказываем, что сформулированная нами проблема действительно поднимается в тексте.

Пояснение(применительно к сочинению ЕГЭ) — это истолкование учащимся значения приведённого примера из исходного текста.

Обоснование — это элемент сочинения, в котором необходимо доказать свою позицию (по поводу точки зрения автора на заявленную в тексте проблему), приведя другие, логически связанные с ней и подтверждающие её суждения.

Наконец, аргумент — это суждение (или совокупность суждений), приводимое в подтверждение истинности другого суждения (концепции, теории).

С 2022/19 учебного года в сочинении ЕГЭ не нужно аргументировать свою позицию — необходимо её обосновать. Для этого можно привлекать любую информацию: примеры из истории, общественной жизни, искусства (в том числе из литературы), из своего жизненного опыта и т.д.

Напомню общий план сочинения ЕГЭ, чтобы вы точно поняли, на какие именно «полочки» нужно поставить названные термины.

1.Формулировка проблемы.

2.Комментарий:

а) пример-иллюстрация №1;

б) пояснение примера-иллюстрации №1;

в) пример-иллюстрация №2;

г) пояснение примера-иллюстрации №2;

д) смысловая связка*.

3. Позиция автора.

4. Позиция пишущего её обоснование.

5. Вывод.

*Части комментария могут быть расположены по-иному. Пример есть в этом видео:

5,975 просмотров всего, 3 просмотров сегодня

Все тесты

  • Тест на темуИстория философии древней Греции: школы, яркие представители5 вопросов
  • Тест на темуТайна рождения, правления и смерти царя Миноса5 вопросов
  • Тест на темуАртемида — древнегреческая богиня охоты5 вопросов
  • Тест на темуМифы и интересные факты о богине Бастет5 вопросов
  • Тест на темуРоль и место бога Посейдона в древнегреческой мифологии5 вопросов
  • Тест на темуОписание древнегреческого бога Гермеса5 вопросов
  • Тест на темуПроисхождение и культ бога Юпитера в Древнем Риме5 вопросов
  • Тест на темуКакие соседи были у Римской империи?5 вопросов
  • Тест на темуКраткое описание шумерских городов-государств5 вопросов
  • Тест на темуИстория второй войны Рима с Карфагеном5 вопросов
  • Тест на темуПричины, ход и итоги восстания Спартака5 вопросов
  • Тест на темуПричины распада державы Александра Македонского5 вопросов
  • Тест на темуКак жили древние ацтеки: общество, жертвоприношения, наука5 вопросов
  • Тест на темуОбраз жизни, права и обязанности метеков в Древней Греции5 вопросов
  • Тест на темуИстория древнегреческого циклопа Полифема5 вопросов
  • Тест на темуИстория древней Финикии5 вопросов
  • Тест на темуКультура и искусство Древней Индии5 вопросов
  • Тест на темуКультура и искусство Древнего Египта5 вопросов
  • Тест на темуИстория битвы при Гавгамелах5 вопросов
  • Тест на темуОсобенности спартанского воспитания и обучения5 вопросов
  • Тест на темуКраткий экскурс в викторианскую эпоху5 вопросов
  • Тест на темуКто в разные эпохи правил Англией5 вопросов
  • Тест на темуИстория правления короля Сигизмунда 35 вопросов
  • Тест на темуПричины и ход великого отступления 1915 года5 вопросов
  • Тест на темуСуть и значение Русской Правды — первого свода законов5 вопросов
  • Тест на темуОсновные положения доктрины Монро и итоги ее принятия5 вопросов
  • Тест на темуИстория Смоленского сражения: предыстория, ход и итоги5 вопросов
  • Тест на темуКраткая история государства Могулистан4 вопроса
  • Тест на темуПричины появления и история существования Боспорского царства5 вопросов
  • Тест на темуВосстание против Золотой Орды в Твери в 1327 году5 вопросов
  • Тест на темуЖизнь посадских людей в средневековой Руси5 вопросов
  • Тест на темуПредпосылки и теории образования Древнерусского государства5 вопросов
  • Тест на темуОсновные положения “Правды Ярославичей”5 вопросов
  • Тест на темуКатегории населения в Древней Руси5 вопросов
  • Тест на темуВосстание в Киеве в 1068 году и разгром половцев5 вопросов
  • Тест на темуИстория возникновения английского парламента5 вопросов
  • Тест на темуХод битвы на Косовом поле и ее последствия5 вопросов
  • Тест на темуОписание торгового пути из варяг в греки5 вопросов
  • Тест на темуЧереда монгольских завоеваний: от Чингисхана до Тамерлана5 вопросов
  • Тест на темуИстория Монгольской империи: становление, расцвет и падение5 вопросов
  • Тест на темуОсобенности феодального общества в период Средневековья5 вопросов
  • Тест на темуПричины и итоги гражданской войны в Англии5 вопросов
  • Тест на темуКраткая история династии Гогенцоллернов в Германии5 вопросов
  • Тест на темуКак проходила революция в США и чего удалось добиться?5 вопросов
  • Тест на темуПричины и итоги кубинской революции5 вопросов
  • Тест на темуУсловия и последствия заключения Парижского мира5 вопросов
  • Тест на темуМир культуры эпохи Просвещения: художественная литература, музыка, живопись5 вопросов
  • Тест на темуКраткое описание эпохи раннего Нового времени5 вопросов
  • Тест на темуЗарождение и устройство республики соединенных провинций Нидерландов5 вопросов
  • Тест на темуЧто спровоцировало распад арабского халифата?5 вопросов
  • Тест на темуНазначение осадкомера и нюансы его использования5 вопросов
  • Тест на темуОпределение и характеристики нулевого меридиана5 вопросов
  • Тест на темуПервое кругосветное путешествие Фернана Магеллана5 вопросов
  • Тест на темуСкандинавский полуостров5 вопросов
  • Тест на темуВиды и источники питания рек5 вопросов
  • Тест на темуНазвания и характеристика карликовых планет Солнечной системы5 вопросов
  • Тест на темуОписание покровных ледников: характеристики, расположение5 вопросов
  • Тест на темуКакие есть вулканы в Евразии: названия с описанием5 вопросов
  • Тест на темуОпределение и расчет ресурсообеспеченности стран5 вопросов
  • Тест на темуСписок республик России со столицами5 вопросов
  • Тест на темуХарактеристики населения Урала: численность, плотность, размещение5 вопросов
  • Тест на темуХарактеристики горы Народной: расположение на карте, климат5 вопросов
  • Тест на тему10 самых крупных городов на Урале5 вопросов
  • Тест на темуЖивотные, населяющие Северный Ледовитый океан5 вопросов
  • Тест на темуМаршруты и виды внутреннего водного транспорта России5 вопросов
  • Тест на темуОписание традиционных религий в России5 вопросов
  • Тест на темуКакие животные обитают в Евразии5 вопросов
  • Тест на темуОписание Пиренейского полуострова: рельеф, климат, страны5 вопросов
  • Тест на темуГеографическое описание Японского моря5 вопросов
  • Тест на темуГеографическое описание Южного Ледовитого океана5 вопросов
  • Тест на темуПлемя бушменов: где и как живут кустарниковые люди5 вопросов
  • Тест на темуСамые крупные экологические катастрофы мира5 вопросов
  • Тест на темуОсновные законы, обеспечивающие движение планет Солнечной системы5 вопросов
  • Тест на темуКак происходит процесс образования почвы5 вопросов
  • Тест на темуОбщая географическая характеристика стран Зарубежной Европы5 вопросов
  • Тест на темуОбзор крупных городов Франции5 вопросов
  • Тест на темуОсобенности географического положения Франции5 вопросов
  • Тест на темуСамые большие страны Зарубежной Европы5 вопросов
  • Тест на темуКлиматические условия и природные зоны Египта5 вопросов
  • Тест на темуСостав и характеристики экономически активного населения5 вопросов
  • Тест на темуРасположение и характеристики Татарского пролива5 вопросов
  • Тест на темуЕсть ли в России анклавы и где они находятся?5 вопросов
  • Тест на темуФормы и особенности рельефа Северного Кавказа5 вопросов
  • Тест на темуМногообразие природных ресурсов на Урале5 вопросов
  • Тест на темуГеографическое описание реки Терек5 вопросов
  • Тест на темуМногообразие природных ресурсов на Урале3 вопроса
  • Тест на темуКраткая характеристика островов, принадлежащих России5 вопросов
  • Тест на темуКак и почему рельеф местности влияет на климат?5 вопросов
  • Тест на темуКак и из чего образуются горы?5 вопросов
  • Тест на темуСтраны социалистического лагеря в 21 веке5 вопросов
  • Тест на темуДеление Зарубежной Европы на субрегионы5 вопросов
  • Тест на темуПонятие и расчет миграционного прироста населения5 вопросов
  • Тест на темуХарактеристика арктического климатического пояса5 вопросов

Список терминов русскому языку

Аллегория — Троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлечённого понятия при помощи конкретного жизненного образа. Например, в баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – в обличии волка, коварство – в виде змеи и т.д.

Аллитерация — Повторение одинаковых согласных звуков или звукосочетаний как стилистический приём. Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (Пушкин).

Анафора — Стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка): Грозой снесенные мосты, Гроба с размытого кладбища. (Пушкин)

Антитеза — Стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путём резкого противопоставления понятий, мыслей, образов. Где стол был яств, там гроб стоит (Державин). Антитеза часто строится на антонимах. Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет (пословица).

Антоним — Слова, имеющие противоположное значение. Основой антонимии является наличие в значении слова качественного признака, который может возрастать или убывать и доходить до противоположного. Поэтому особенно много антонимов среди имён прилагательных, выражающих понятия качества (хороший – плохой), различные ощущения (твёрдый – мягкий, сладкий – горький), объёма, размера, протяжённости (толстый – тонкий, большой – маленький, высокий – низкий)

Архаизм — Устарелые для определённой эпохи, вышедшие из употребления слова и выражения, заменённые другими: вотще (напрасно, тщетно), сей (этот), выя (шея), живот (в значении «жизнь»), сущий (в значении «существующий»), зерцало (зеркало).

Бессоюзная связь — Бессоюзная связь однородных членов простого предложения или предикативных частей сложного предложения; нередко используется как стилистический приём. Швед, русский колет, рубит, режет (Пушкин). Люди знали: где-то, очень далеко от них, идёт война (Ажаев). Волков бояться – в лес не ходить (пословица).

Гипербола — Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т. д. какого-либо предмета, явления. Средствами гиперболы автор усиливает нужное впечатление или подчёркивает, что он прославляет, а что – высмеивает. В художественной речи гипербола часто переплетается с другими средствами – метафорами, олицетворениями, сравнениями и др. В сто сорок солнц закат пылал (Маяковский).

Градация — Стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания (слов, отрезков предложения), при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся (реже уменьшающееся) смысловое или эмоционально-экспрессивное значение, благодаря чему создаётся нарастание (реже ослабление) производимого ими впечатления. Я победил его, разгромил, уничтожил.

Инверсия — Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок, с целью усилить выразительность речи. Инверсия относится к числу стилистических фигур. Опасна охота на медведя, страшен раненый зверь, да смела душа охотника, привычного к опасностям с детства (Коптяева)

Ирония — Троп, состоящий в употреблении слова или выражения, содержащего в себе оценку того, что осмеивается; одна из форм отрицания. Отличительным признаком иронии является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый; чем больше противоречие между ними, тем сильней ирония. В искусстве это проявляется в сатирическом и юмористическом изображении. Отколе, умная, бредёшь ты, голова? (Крылов) (в обращении к ослу).

Историзм — Устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением тех реалий, которые они обозначали. Боярин, дьяк, опричник, урядник, арбалет. Историзмы используются как номинативное средство в научно-исторической литературе, где они служат названиями реалий прошлых эпох, и как изобразительное средство в произведениях художественной литературы, где они способствуют воссозданию колорита той или иной исторической эпохи.

Каламбур — Фигура речи, состоящая в юмористическом использовании многозначности слова или звукового сходства различных слов. Шёл дождь и два студента. Защитник вольности и прав в сем случае совсем не прав (Пушкин).

Литота — Троп, противоположный гиперболе. Литота – это образное выражение, оборот, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета или явления. Литота есть в народных сказках: мальчик с пальчик, мужичок с ноготок. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить (Некрасов).

Метафора — Употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. «Дворянское гнездо» (прямое значение слова гнездо – «жилище птицы», переносное – «человеческое сообщество»), крыло самолёта (ср.: крыло птицы), золотая осень (ср.: золотая цепь). В отличие от двучленного сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только второе, что создаёт компактность и образность употребления слов. Метафора – один из наиболее распространённых тропов, так как сходство между предметами или явлениями может быть основано на самых различных чертах. Нос корабля, ножка стола, заря жизни, льётся речь, стальное перо, стрелка часов, дверная ручка, лист бумаги.

Метонимия — Употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними; разновидность тропа.

Многосоюзие — Стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов, благодаря чему подчёркивается роль каждого из них, создаётся единство перечисления, усиливается выразительность речи. Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность (Короленко)

Неологизм — Слово или оборот речи, созданные для обозначения нового предмета или выражения нового понятия. Астронавт, космодром, лавсан. После того как слово входит в широкое употребление, оно перестаёт быть неологизмом

Оксюморон — Стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое, в результате которого возникает новое смысловое качество. Оксюморон всегда содержит элемент неожиданности. Горькая радость, звонкая тишина, красноречивое молчание, сладкая скорбь, грустная радость.

Олицетворение — Троп, состоящий в том, что неодушевлённому предмету, отвлечённому понятию, живому существу, не наделённому сознанием, приписываются качества или действия, присущие человеку, – дар речи, способность мыслить и чувствовать. Олицетворение – один из древнейших тропов, своим возникновением обязанный анималистическому мировоззрению и всевозможным религиозным верованиям; занимает большое место в мифологии, в фольклоре: олицетворяются явления природы, быта; фантастические и зоологические персонажи былин, сказок, легенд. В современный период чаще всего встречается в языке художественной литературы: больше – в поэзии, в меньшей степени – в прозе. О чём ты воешь, ветр ночной, о чём так сетуешь безумно? (Тютчев).

Омоним — Слова, принадлежащие к одной и той же части речи и одинаково звучащие, но различные по значению. Брак (супружество) – брак (испорченная продукция); ключ (для замка) – ключ (родник).

Параллелизм — Одинаковое синтаксическое построение (одинаковое расположение сходных членов предложения) соседних предложений или отрезков речи. Твой ум глубок, что море. Твой дух высок, что горы (Брюсов).

Про ЕГЭ:  Нравственный выбор человека ⋆ СПАДИЛО

Парцелляция — Такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы. С девушкой он вскоре поссорился. И вот из-за чего (Гл. Успенский)

Плеоназм — Многословие, выражение, содержащее близкие или идентичные по смыслу и потому логически излишние слова (если только это не связано со стилистическим заданием, например в градации, построенной на синонимах). Каждая минута времени (минута всегда связана с понятием времени); в апреле месяце (в слове апрель уже заключено понятие месяца)

Риторический вопрос — Предложение, содержащее утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответа. На кого не действует новизна? (Чехов).

Риторическое обращение — Стилистическая фигура, состоящая в том, что высказывание адресуется неодушевлённому предмету, отвлечённому понятию, лицу отсутствующему, тем самым усиливается выразительность речи.Мечты, мечты! Где ваша сладость? (Пушкин).

Синекдоха — Один из тропов, вид метонимии, состоящий в перенесении значения с одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения.

Синоним — Слова близкие или тождественные по своему значению, выражающие одно и то же понятие, но различающиеся или оттенками значения, или стилистической окраской, или и тем и другим. Синонимы, как правило, принадлежат к одной и той же части речи и выступают как взаимозаменяемые элементы высказывания. Неприятный, противный, отвратительный, мерзостный, омерзительный.

Сравнение — Троп, состоящий в уподоблении одного предмета другому на основании общего у них признака.

Тавтология — 1. Тождесловие, повторение сказанного другими словами, не вносящее ничего нового. Авторские слова – это слова автора. 2. Повторение в предложении однокоренных слов. В борьбе за свои права рабочие объединились воедино. 3. Неоправданная избыточность выражения. Более лучшее положение (в форме лучшее уже заключено значение сравнительной степени). Самые высочайшие вершины (в форме высочайшие уже заключено значение превосходной степени).

Троп — Оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нашему сознанию близкими в каком-либо отношении. Наиболее распространённые виды тропов: аллегория, гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, олицетворение, перифраза, сравнение, эпитет

Умолчание — Оборот речи, заключающийся в том, что автор не до конца выражает мысль, предоставляя читателю (или слушателю) самому догадаться, что именно осталось невысказанным. Но слушай: если я должна тебе… кинжалом я владею, я близ Кавказа рождена (Пушкин).

Фигура речи — Оборот речи, синтаксическое построение, используемые для усиления выразительности высказывания. Наиболее распространённые фигуры речи: анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия, многосоюзие, параллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение, умолчание, эллипсис, эпифора

Фразеологизм — Лексически неделимое, устойчивое в своём составе и структуре, целостное по значению словосочетание, воспроизводимое в виде готовой речевой единицы. Бить баклуши, ничтоже сумняшеся, остаться с носом, попасть впросак, зарыть талант в землю, ломиться в открытую дверь, плыть по течению, семь пятниц на неделе, закадычный друг, одержать победу, тоска берёт, играть роль, иметь значение и др.

Эвфемизм — Слово или выражение, служащее в определённых условиях для замены таких обозначений, которые представляются говорящему нежелательными, не вполне вежливыми, слишком резкими и грубыми. Эвфемизмы такого рода основаны на синонимии, например: Она в интересном положении вместо она беременна; не сочиняйте вместо не врите; задерживается вместо опаздывает

Экспрессия — Выразительно-изобразительные качества речи, сообщаемые ей лексическими, словообразовательными и грамматическими средствами (экспрессивной лексикой, особыми аффиксами, тропами, фигурами).

Эпитет — Художественное, образное определение, вид тропа. Весёлый ветер, мёртвая тишина, седая старина, чёрная тоска. При расширительном толковании эпитетом называют не только прилагательное, определяющее существительное, но и существительное-приложение, а также наречие, метафорически определяющее глагол. Мороз-воевода, бродяга-ветер, старик-океан; гордо реет Буревестник (Горький)

Эпифора — Стилистическая фигура, противоположная анафоре, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т. д.). Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Гоголь).

Теория по теме «Анализ средств выразительности»

Средства речевой выразительности — это речевые обороты, основной функцией которых является придание языку красоты и выразительности, многогранности и эмоциональности.

Выделяются фонетические (звуковые), лексические (связанные со словом), синтаксические (связанные со словосочетанием и предложением) средства.

Фонетические средства выразительности

1. Аллитерация — повторение в тексте созвучных или одинаковых согласных звуков.

Например: Город грабил, грёб, грабастал.

2. Ассонанс — повторение гласных. Например:

Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела…(Б.Пастернак)

3. Звукоподражание — Воспроизведение природного звучания, имитация звука. Например:

Как носят капли вести о езде,

И всю-то ночь всё цокают да едут,

Стуча подковой об одном гвозде

То тут, то там, то в тот подъезд, то в этот.

Лексические средства выразительности (тропы)

1. Эпитет — Образное определение, характеризующее свойство, качество, понятие, явление

Например: золотая роща, весёлый ветер

2. Сравнение — Сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак.

Например: И берёзы стоят, как большие свечки.

3. Метафора — переносное значение слова, основанное на сходстве.

Например: Ситец неба голубой.

4. Олицетворение — перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы.

Например: Спит черёмуха в белой накидке.

5. Метонимия — замена одного слова другим на основе смежности двух понятий.

Например: Я три тарелки съел.

6. Синекдоха — замена множественного числа единственным, yпотре6ление целого вместо части (и наоборот).

Например: Швед, русский колет, рубит, режет…

7. Аллегория — иносказание; изображение конкретного понятия в художественных образах (в сказках, баснях, пословицах, былинах).

Например: Лиса – аллегория хитрости, заяц — трусости

8. Гипербола — преувеличение.

Например: Двести лет тебя не видел.

9. Литота — преуменьшение.

Например: Подожди 5 секунд.

10. Перифраза — пересказ, описательный оборот, содержащий оценку.

Например: Царь зверей (лев).

11. Каламбур — игра слов, юмористическое использование многозначности слов или омонимии.

Например:

Сев в такси, спросила ТАКСА:

«За проезд какая ТАКСА?»

А водитель: «Денег с ТАКС

Не берем совсем. Вот ТАК-С!»

12. Оксюморон — сочетание противоположных по значению слов.

Например: звонкая тишина, горячий снег

13. Фразеологизмы — устойчивые сочетания слов.

Например: зарыть талант в землю.

14. Ирония — тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому.

Например: Ты всё пела? Это дело: так поди же, попляши.

Синтаксические средства выразительности (стилистические фигуры)

1. Инверсия — нарушение прямого порядка слов

Например: Тебя мы ждали долго.

2. Эллипсис — пропуск какого-либо члена предложения, чаще сказуемого.

Например: Мы села – в пепел, грады – в прах, В мечи – серпы и плуги.

3. Умолчание — прерванное высказывание, дающее возможность домысливать, размышлять.

Например: Я страдал… Я хотел ответа… Не дождался… Уехал…

4. Вопросительное предложение — синтаксическая организация речи, которая создаёт манеру беседы.

Например: Как заработать миллион?

5. Риторический вопрос — вопрос, в котором содержится утверждение.

Например: Кто ж не сможет его догнать?

6. Риторическое обращение — выделение важных смысловых позиций.

Например: О Море! Как же я скучал!

7. Синтаксический параллелизм — сходное, параллельное построение фраз, строк.

Например: Уметь просить прощения — показатель силы. Уметь прощать — показатель благородства.

8. Градация — расположение синонимов по степени нарастания или ослабления признака.

Например: Тишина накрывала, наваливалась, поглощала.

9. Антитеза — стилистическая фигура контраста, сопоставление, противопоставление противоположных понятий.

Например: Волос длинный — ум короткий.

10. Анафора — единоначатие.

Например:

Берегите друг друга,

Добротой согревайте.

Берегите друг друга,

Обижать не давайте.

11. Эпифора — повтор конечных слов.

Например:

Лес не тот!

Куст не тот!

Дрозд не тот!

12. Парцелляция — разделение предложения на части.

Например: Зашёл человек. В кожаной куртке. Грязный. Улыбнулся.

Теория по теме «Грамматические нормы (морфологические нормы)»

Морфологические нормы – это правила образования грамматических форм слов разных частей речи.

Морфологические нормы имен существительных

1. Несклоняемые имена существительные, которые обозначает неодушевленные предметы, относится к среднему роду: купе, попурри, бикини.

Исключения: бигуди, галифе (мн.ч.), жалюзи, киви, виски, бренди, кофе (м. и ср.р.), мокко, пенальти, евро (м.р.).

2. Род имен существительных, обозначающих лиц, определяют исходя из пола, к которому они относятся: прекрасная мадам, серьезный месье, хитрая фрау и т.п.

3. Род географических названий, названий органов печати определяется по родовому слову: Капри – остров (м.р.), Юнгфрау – гора (ж.р.), Монако – княжество (ср.р.), Боржоми – город (м.р.); «Таймс» — газета (ж.р.).

4. Аббревиатуры обычно относят к тому роду, которому принадлежит опорное слово в них: НАТО – альянс (м.р.), СНГ – содружество (ср.р.); МГУ – университет (м.р.).

5. Некоторые имена существительные мужского рода в именительном падеже множественного числа вместо окончания -ы(-и) могут иметь ударное окончание -а (-я):

1) односложные имена существительные: бок – бока, лес – леса, глаз — глаза, дом – дома, глаз – глаза, век – века, шелк – шелка, корм – корма, борт – борта и т.д.;

2) двусложные имена существительные, у которых в форме единственного числа именительного падежа ударение на первом слоге: буфер – буфера, берег – берега, жемчуг – жемчуга и т. д.

6. Род сложносоставных существительных определяется по слову, которое выражает более широкое значение существительного: бабочка-адмирал, телефон-автомат,диван-кровать.

А если оба понятия равноценны, род определяется по первому слову: кресло-кровать, кафе-ресторан.

Морфологические нормы имен прилагательных

1. Нельзя соединенять в одну конструкцию простую и сложную формы сравнительной степени имени прилагательного: более хорошее сочинение/ это сочинение лучше (не это сочинение более лучше)

2. Нельзя смешивать простую и сложную форму превосходной степени имени прилагательного: самый мудрый старец/мудрейший старец (не самый мудрейший старец)

Морфологические нормы местоимений

1. Ошибкой является образование формы притяжательного местоимения ихний вместо их: их сын.

2. После предлогов у личных местоимений он, она, они в косвенных падежах появляется буква н: к нему, от нее.

Морфологические нормы имен числительных

1. При склонении составных порядковых числительных изменяется их последняя часть, которая при склонении получает формы, совпадающие с формой полных прилагательных: первый, первого, первому и т.д. Остальная часть составного порядкового существительного остается неизменной при всех типах склонений, и какие-либо её изменения считаются морфологической ошибкой: в две тысячи втором году.

2. Каждая часть и каждое слово, из которого состоит составное и сложное количественное числительное, склоняется по отдельности: увиделся с двадцатью четырьмя одноклассниками.

3. Случаи, когда правильно употреблять собирательные числительные:

с существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое братьев, трое мужчин, четверо парней.

с существительными дети, люди: двое детей, четверо людей.

с существительными, обозначающими детёнышей животных: трое щенков, семеро козлят.

с существительными, имеющими форму только мн. ч.: пятеро суток.

с существительными, обозначающими парные или составные предметы: двое очков, двое лыж.

с местоимениями: нас двоих, их пятерых.

4. Числительное обе употребляется только с существительными ж.р.: обе девушки, обе книги. С существительными м. р. и ср. р. употребляется форма оба: оба брата, оба слона.

Морфологические нормы глаголов

1. У глаголов победить, убедить, переубедить, разубедить, очутиться, ощутить, затмить, дерзить, пылесосить и некоторых других нет формы 1 лица ед. ч.

2. Образование возвратных форм: встретились, хотелось, поздоровалась (после гласных употребляется -сь), извините (нет возвратной формы).

3. Образование форм повелительного наклонения: поезжай, помаши, разъезжайтесь, положи, купи, ляг.

4. Образование форм прошедшего времени: окреп, просох, намок (не окрепнул, просохнул, намокнул).

Морфологические нормы причастий

1. Образование причастий: полощущий, машущий, хотящий (не полоскающий, махаюший, хочущий);

2. Причастия настоящего времени не образуются от глаголов совершенного вида.

Морфологические нормы деепричастий

1. Деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива при помощи суффикса –в: разливать – разлив, сохранить – сохранив, поредеть – поредев.

Есть глаголы совершенного вида, от которых деепричастия могут образовываться с помощью суффикса –а/-я или –ши,-вши: зайти – зайдя, глядеть – глядя, прислонять – прислонившись.

2. Деепричастия несовершенного вида образуются от основы инфинитива при помощи суффиксов –а/-я: думать – думая, гулять — гуляя, летать — летая.

Морфологические нормы наречий

1. Образование наречий: оттуда, отрываться, внутрь, вряд ли смогу, разделим пополам.

2. Образование сравнительной степени наречий: плохо — хуже, красиво — красивее, хорошо — лучше, тяжело — тяжелее.

Теория по теме «Грамматические нормы (синтаксические нормы)»

Рассмотрим основные виды нарушений синтаксических норм.

1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Употребление некоторых предлогов требует особого внимания. Важно знать, что после следующих предлогов существительные могут стоять только в дательном падеже:

Согласно

Благодаря

Вопреки

Подобно

Наперекор Кому?

Чему? правилу

Вам

непогоде

ракете

мнению

А эти предлоги сочетаются только с существительными в Родительном падеже:

в меру

в течение

в продолжение

в силу

в заключение

в виде

по причине

наподобие Чего? возможностей

года

четверти

обстоятельств

лекции

чертежа

поездки

креста

2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Подлежащее и сказуемое должны согласовываться друг с другом в роде и числе.

Сложные случаи

1) Согласование сказуемого со словами: ряд, большинство, меньшинство, множество, несколько, часть. Сказуемое должно стоять в единственном числе:

если при данных словах нет зависимых слов.

Например: Меньшинство проголосовало за правящую партию.

при неодушевлённых подлежащих.

Например: Часть больниц закрыла свои двери для пациентов.

Если не подчеркивается активность действующих лиц.

Например: Большинство слушателей отсутствовало.

Сказуемое должно стоять в множественном числе, если подчеркивается активность действующих лиц.

Например: Несколько старшеклассников не справились с заданием.

2) Подлежащее и сказуемое всегда стоят в единственном числе в следующих случаях:

Если подлежащее имеет только единственное число (листва, молодёжь, человечество)

Например: Народ выбрал своего правителя.

Если подлежащее имеет в своём составе слова много, мало, немного.

Например: Ночью на небе зажглось много звезд.

Если подлежащим является местоимение кто и слова, образованные от него: никто, кое-кто и д.т.

Например: Кто постоянно опаздывает, не бережет время других.

3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Приложение – это определение, которое выражено именем существительным. Несогласованное приложение — это какое-то название, заключенное в кавычки.

Если перед несогласованным приложением есть нарицательное существительное, то изменяется только оно, а приложение остается в именительном падеже:

Например: О нем написали в газете «Ведомости».

Про ЕГЭ:  Егораева Г.Т. ЕГЭ 2017. Русский язык. Типовые тестовые задания | Подготовка к ГИО, ЕГЭ, КИМ, ОГЭ. Русский язык. | Глубинная психология: учения и методики

Если перед несогласованным приложением нет нарицательного существительного, то изменяется само приложение:

Например: В «Ведомостях» написали заметку о нем.

4. Ошибка в построении предложения с однородными членами

Для определения этого нарушения стоит запомнить следующие правила:

1. Нельзя употреблять в качестве однородных членов одновременно и полное, и краткое прилагательное.

Пример с ошибкой: Закат был прекрасен и таинственный.

Пример без ошибки: Закат был прекрасный и таинственный. (или: Закат был прекрасен и таинственен.)

2. Нельзя смешивать родо-видовые понятия в ряду однородных членов:

Пример с ошибкой: В парке я увидел цветы, ромашки, васильки.

Пример без ошибки: В парке я увидел ромашки, васильки.

3. Недопустимо употребление в качестве однородных членов слов, логически

несовместимых (если это не средство для достижения комического эффекта).

Пример с ошибкой: Я надела маску равнодушия и пальто.

Пример без ошибки: Я надела маску равнодушия. (или: Я надела пальто.)

4. Необходимо правильно употреблять двойные союзы: не заменять отдельные слова в них другими словами, употреблять только непосредственно перед однородными членом:

Пример с ошибкой: Ее как видели в парках, так и на оживленных улицах.

Пример без ошибки: Ее видели как в парках, так и на оживленных улицах.

5. Нельзя использовать один предлог для однородных членов, если какой-то из них имеет другой предлог:

Пример с ошибкой: Играть можно было повсюду: на поле, траве, лесу.

Пример без ошибки: Играть можно было повсюду: на поле, на траве, в лесу.

6. Однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово:

Пример с ошибкой: Мы обсуждали новые статьи о современных проблемах: культура, здоровье, политика.

Пример без ошибки: Мы обсуждали новые статьи о современных проблемах: о культуре, здоровье, политике.

7. Неверно, если однородные члены — существительное и инфинитив.

Пример с ошибкой: Она предпочитает здоровое питание и заниматься спортом.

Пример без ошибки: Она предпочитает здоровое питание и занятия спортом.

5. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Вспомним, что деепричастие обозначает добавочное действие. Основное же действие в предложении выражено сказуемым.

В связи с этим, оба этих действия (действие, которое выражено деепричастным оборотом и действие, которое выражено сказуемым) должны относиться к подлежащему.

Например: Я, увидев ее, отвернулся.(я увидел и я отвернулся)

Если предложение односоставное определённо-личное, то подлежащее можно восстановить.

Например: Гуляем по пляжу, наслаждаясь морским воздухом. (мы гуляем и мы наслаждаемся)

Если предложение односоставное безличное, то в нем должен быть инфинитив и слова: можно, надо, нужно, необходимо, следует, хочется, рекомендуется, требуется, нельзя.

Например: Совершая звонок, необходимо представиться.

6. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

1) Причастный оборот должен быть согласован с определяемся словом.

Пример с ошибкой: Студетам, желающие сдать экзамен досрочно, необходимо зайти в деканат.

Пример без ошибки: Студетам, желающим сдать экзамен досрочно, необходимо зайти в деканат.

Как проверить себя? Задайте вопрос от определеяемого слова к причастному обороту и узнаете правильное окончание.

Например: Студентам — каким?- желающим.

2) Определяемое слово может занимать всего две позиции относительно причастно оборота: либо до него, либо после.

Пример с ошибкой: Остановившаяся машина у тротуара сверкала фарами.

Пример без ошибки: Машина, остановившаяся у тротуара, сверкала фарами.

7. Неправильное построение предложения с косвенной речью

Косвенная речь — это способ передачи чужой речи в виде сложноподчинённого предложения.

Нарушением является употребление местоимений 1 и 2 лица. В предложениях с косвенной речью следует употреблять только местоимения 3 лица.

Пример с ошибкой: Сергей сказал, что я не буду участвовать.

Пример без ошибки: Сергей сказал, что он не будет участвовать.

8. Нарушение порядка слов в простом предложении

Порядок слов в предложении основан на принципе синтаксического, смыслового и стилистического сочетания. Если этот принцип в предложении нарушен, то имеет место грамматическая ошибка.

Рассмотрим на примерах.

еория по теме «Группы слов по происхождению и употреблению»

1. Общеупотребительная лексика

В состав общеупотребительной лексики входят слова, постоянно использующиеся в речи и известные всем носителям языка. Эти слова, выражая главные жизненные понятия, являются важнейшей частью языка, представляют собой его ядро. Большая часть общеупотребительной лексики стилистически нейтральна.

Например: вода, земля, лес, хлеб, работать, кушать, голова и т.д.

2. Необщеупотребительная лексика.

Это слова ограниченного употребления, которые используются определенными людьми в рамках различных профессий, видов деятельности или географических территорий.

В состав необщеупотребительной лексики входят диалектизмы, жарнонизмы и профессионализмы и термины (специальная лексика).

Диалектная лексика

Диалектную лексику составляют слова, характерные для речи людей, живущих на одной местности. Как правило, такая лексика употребляется в устной форме и представляет собой разговорно-бытовую речь жителей сельской местности.

Например: вядро (ведро), кочет (петух), жамки (пряники).

Жаргонизмы

Жаргонизмы — это слова, которые используются в речи определенными социальными группами людей. Жаргонная лексика имеет узкую сферу употребления: ее используют в основном при общении ср «своими», с людьми одного социального круга.

Известны, например, молодежный, военный, студенческий, уголовный и другие жаргоны.

Например: комп (компьютер) лаба (лабораторная работа), шпора (шпаргалка).

Профессионализмы и термины (специальная лексика)

Профессиональная лексика употребляется в определенных сферах деятельности, профессиях, областях науки. В состав такой лексики входят слова или словосочетания, которые называют специальные понятия какой-либо сферы науки, искусства или производства, не ставшие общеупотребительными. В толковых словарях термины и профессионализмы имеют помету «специальное». Каждая сфера знаний оперирует своими профессионализмами и терминами. Между ними, кстати, есть различия.

Термины — это специальные названия характерных для определенной сферы предметов, явлений понятий.

Например: скальпель — у хирургов, автономия воли — у юристов, филировка — у парикмахеров.

Профессионализмы — это слова, скорее характерные для речи людей, занимающихся определенным видом деятельности.

Например: баранка (руль) — у шоферов, концовка (графическое украшение в конце книги) — у полиграфистов.

Теория по теме «Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения»

Не являются членами предложения и грамматически не связаны с другими членами предложения:

1. Обращения

Например: Эй! Вернись!

Обращение — это слово или сочетание слов, называющее того, к кому или к чему обращаются с речью.

Обращения и все зависящие от него слова выделяются запятыми.

Например: Милый друг, приезжай скорее домой. Я буду скучать по тебе, Москва!

2. Междометия

Междометие — особая часть речи, не входящая ни в самостоятельные, ни в служебные части речи, которая выражает различные чувства, побуждения, но не называет их.

Например: а, о, э, ах, ох, эх, ого, увы, увы и ах, то-то же, вот тебе на, вот тебе раз, ну, эй.

Междометия выделяются запятыми.

Например: Увы, каникулы быстро закончились.

Междометия, которые произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак (как в начале, так и в середине предложения).

3. Утвердительные, отрицательные и вопросительно-восклицательные слова.

Да и нет — это слова, выражающие утверждение и отрицание. В предложении они выделяются запятой.

Например: Нет, это не мой багаж. Да, я хочу увидеть сестру.

Если слова да и нет предполагают восклицательную интонацию, то тогда они выделяются восклицательным знаком.

Например: Нет! Ты никуда не поедешь!.

4. Вводные слова и конструкции.

Вводные слова и конструкции — это слова и конструкции, не имеющие грамматической связи с членами предложения. Кроме того, сами они не являются членами предложения. Значения вводных слов и конструкрукций различны: выражение эмоций, оценки, источник сообщения, последовательность изложения и т.д.

Например: Мы, правда, очень устали.

Трудности, как правило, возникают в обнаружении этих слов и конструкций. Важно не перепутать их с омонимичными им членами предложения.

Итак, как обнаружить вводные слова и конструкции:

они не зависят от членов предложения (т.е. к ним нельзя задать вопрос);

от них не зависят члены предложения (т.е. от них нельзя задать вопрос);

их можно исключить из предложения без потери смысла и изменения структуры предложения.

Обратите внимание на примеры.

Сравните:

1) К счастью, мне удалось найти правильный путь.

(к счастью — вводное слово, выделяется запятой)

Мы идем к счастью. (к счастью — дополнение: идем (к чему?) к счастью)

2) Может быть, он станет победителем. (может быть — вводная конструкция, выделяется запятой)

Он может быть победителем.

Примеры вводных слов и предложений

Вводные слова и предложения, выражающие эмоции, чувства, оценку

К счастью, к радости, к несчастью, к огорчению, к досаде, к сожалению, к стыду, к удивлению, к изумлению, на счастье, на радость, на удивление, по счастью и т.д.

Вводные слова и предложения, выражающие степень достоверности, возможности, уверенности

Без сомнения, несомненно, безусловно, разумеется, бесспорно, конечно, видимо, по-видимому, наверное, вероятно, по всей вероятности, кажется, может быть, может, можно полагать, (я) думаю, (я) считаю и т.д.

Вводные слова и предложения, выражающие источник сообщения По сообщению …, по мнению…, в соответствии с …, говорят, сообщают, передают, по-моему, по моему мнению, на мой взгляд, помнится и т.д.

Вводные слова и предложения, выражающие последовательность изложения, связность речи

Следовательно, итак, таким образом, значит, наконец, стало быть, далее, кстати, впрочем, между прочим, в общем, в общих чертах, в частности, кроме того, наоборот, например, к примеру, во-первых, во-вторых, с одной стороны, с другой стороны и т.д.

Вводные слова и предложения, выражающие приёмы формулирования, способы выражения мысли

Словом, одним словом, другими словами, иными словами, точнее, короче, коротко говоря, откровенно говоря, прямо говоря, мягко выражаясь, если можно так сказать, если можно так выразиться, с вашего позволения, точнее сказать, так сказать, как говорится и т.д.

Вводные слова и предложения, направленные на активизацию внимания собеседника

Понимаешь (-ете), видишь (-ите), пойми(-те), поверь (-те), послушай (-те), согласись(-тесь), представь (-те) себе, знаешь (-ете) ли, подчеркиваю, между нами говоря и т.д.

Вводные слова и предложения, выражающие меру того, о чём говорится

Самое большее, самое необычное, самое удивительное, по крайней мере и т.д.

Вводные слова и предложения, выражающие обычность, типичность того, о чём говорится

Бывает, бывало, случается, случалось, по обычаю, в крайнем случае и т.д.

Обратите внимание! Слова, не являющиеся вводными и не выделяющиеся запятыми:

Вдруг, будто, как будто, буквально, вдобавок, вряд ли, почти, едва ли, якобы, даже, именно, ведь, непременно, вот, всё-таки, вроде, обязательно, исключительно, по решению, по предложению, по постановлению, в довершение, в конечном счёте и т.д.

Теория по теме «Знаки препинания в простом осложненном предложении»

Знаки препинания при однородных членах

Однородные члены предложения — это слова,которые являются одним и тем же членом предложения, зависят от одного и того же слова и отвечают на один и тот же вопрос.

Однородные члены в предложении разделяются запятой, если:

1) между однородными членами нет союзов

Например: Наш путь лежит через Воронеж, Рязань, Пензу.

2) между однородными членами есть повторяющиеся союзы: и…и, или…или, не то…не то и т.д.

Например: Мы собрали и одежду, и книги, и посуду.

3) Запятая ставится перед второй частью двойного союза как…, так; не только…, но и; не столько…, сколько; насколько…, настолько; хотя и…, но; если не…, то; не только не…, а; не то чтобы…, а и др.

Например: Перед нами появились не только мужественные воины, но и прекрасные амазонки.

Запятая между однородными членами не ставится в следущих случаях:

1) между однородными членами есть одиночные союзы и, или, да (в значении и) Например: Надень пальто или куртку.

2) однородные члены представляют собой фразеологический оборот с повторяющимися союзами.

Например: и день и ночь, и смех и грех, и там и сям, ни то ни се, и так и сяк и т. д.

Однородные и неоднородные определения.

Однородные определения, выраженные прилагательными и причастиями и стоящие перед определяемым словом, отделяются друг от друга запятой, неоднородные – не отделяются.

Например: Бестужев снял с её руки зелёную вязаную перчатку.

Знаки препинания при однородных членах с обобщающим словом

Обобщающие слова – слова, имеющие общее значение для всех однородных. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то между ними ставится двоеточие.

Например: Снег лежал всюду: на крышах, на скамейках, на траве.

Если обобщающее слово стоит после ряда ожнородных членов, то между ними ставится тире

Например: В театре, в цирке, в кино — везде мне было скучно.

Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, но дальше предложение продолжается, то после ряда однородных ставим тире.

Например: Во всех мировых столицах: Лондоне, Париже, Риме — есть свои достопримечательности.

Теория по теме «Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи»

Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи (сложных синтаксических конструкциях) ставятся на общих основаниях, то есть учитывается вид союзов, смысловые отношения между частями предложения, порядок их расположения.

Например: Писатели, которых мы называем вечными или просто хорошими и которые пьянят нас, имеют, как мне кажется, один общий и весьма важный признак: они куда-то идут и вас зовут туда же, и вы чувствуете не умом, а всем существом, что у них, видимо, есть какая-то цель, как у тени отца Гамлета, которая приходила и тревожила воображение.

Запятая на стыке союзов

Запятая на стыке двух союзов или союзных слов часто вызывает затруднения.

Запятая между союзами ставится, если дальше нет второй части союза: то, но, так, однако. Если вторая часть союза есть, то запятая не ставится.

Например: Он рассказал, что если долго смотреть на небо, то можно увидеть что-то интересное. Я была восхищена этой картиной, и, хотя она стоила больших денег, я очень скоро принесла ее домой.

Запятая между частями сложносочиненного предложения не ставится, если:

союз и стоит между частями, которые имеют общую придаточную часть

Например: Было уже поздно и на улицах царила тишина, когда я закончил работать.

союз и соединяет однородные придаточные предложения

Например: Мы решили, что сейчас не лучшее время для поездок и что лучше остаться дома.

Теория по теме «Знаки препинания в сложноподчиненном предложении»

Сложноподчиненное предложение — это сложное предложение, имеющее в своем составе главную и придаточную(-ые) части.

Придаточная часть в сложноподчиненном предложении выделяется запятыми.

Придаточная часть может располагаться перед главной.

(Когда …), [ … ].

Например: Когда наступит лето, мы отправимся на море.

Про ЕГЭ:  Задание 12 ЕГЭ по математике профильного уровня 2023: теория и практика

Придаточная часть может располагаться после главной.

[ … ], (когда …).

Например: Все очень быстро ушли, когда закончился концерт.

Придаточная часть может располагаться в середине главной.

[ … , (когда …), … ].

Например: Весной, когда растает снег, появятся первые цветы.

Подчинительные союзы

В придаточных частях сложноподчиненного предложения используются союзы и союзные слова: будто, где, даром что, если (если… то), ибо, зачем, как будто, как только, как, какой, когда, который, кто, куда, лишь, лишь только, нежели, откуда, отчего, пока, поскольку, почему, словно, так как, так что, только что, точно, хотя, чей, чем, что, чтобы и др.

Бывают случаи, когда запятая между частями сложноподчиненного предложения не ставится:

если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит сочинительный союз и или частица не.

Например: Мне понравилась комната и когда ее изменили.

Идти к врачу надо не когда ты уже заболел.

Типы подчинения придаточных

Если в сложноподчиненом предложении несоколько придаточных, то имеет место тип подчинения этих придаточных.

1. Однородное подчинение

Придаточные части зависят от одной главной части, от одного слова в этой части и отвечают на ожин и тот же вопрос.

[ … ], (что …) и (что …).

Например: Мы решили, что сейчас не лучшее время для поездки и что лучше остаться дома.

Примечание: если между однородными придаточными частями есть одиночный союз и, то запятая не будет ставится (как и при однородных членах).

2. Последовательное подчинение

Каждая последующая часть зависит от предыдущей, части связаны принципом «паравозика»

[ … ], (что …), (когда …).

Например: Он сказал, что вернется, когда наступит вечер.

3. Параллельное подчинение

Придаточные части зависят от одной главной части, но от разных слов в этой части или отвечают на разные вопросы.

[ … , (где …), … ], (который …) Например: В том городе, где я жил, есть дом, который я очень любил.

Теория по теме «Знаки препинания при обособленных членах предложения (обобщение)»

1. Обособленные определения

Обособленные определения в предложении могут быть выражены:

1) причастным оборотом;

Например: В дальнем краю парка, заросшего высокой травой и кустрником, находилась аллея.

2) одиночными причастиями или прилагательными.

Например: Небо, хмурое и неприветливое, накрывало город.

3) прилагательным с зависимыми словами

Например: На столе я увидел книгу, похожую на древнюю энциклопедию.

2. Обособленные приложения

Обособленные приложения синтаксически являются определениями.

Обособленные приложения в предложении могут быть выражены:

1) именами существительными;

Например: Мы, школьники, устали от экзаменов.

2) именами существительными с зависимыми словами;

Например: Петр Иванович, добрый наш друг, оказал нам помощь.

3. Обособленные обстоятельства

Обособленные обстоятельства в предложении могут быть выражены:

1) одиночными деепричастиями;

Например: Танцуя и кружась, она смотрела на меня.

2) деепричастным оборотом;

Например: Проехав несколько километров, я увидел на обочине путника.

4. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения

1) Уточняющие члены предложения

Уточняющие члены предложения сужают понятие, уточняют его. Как правило они представлены обстоятельствами места, времени, образа действия, степени, меры.

Например: В лесу, за дорогой, есть ромашковая поляна.

2) Пояснительные члены предложения

Пояснительные члены предложения называют по-другому те понятия, к которым относятся, представляют собой еще одно название этих понятий.

Часто пояснительные члены сопровождаются союзами: то есть, именно, а именно, или в значении «то есть» Например: Бегемот, или гиппопотам, вызывает интерес ученых.

3) Присоединительные члены предложения

Присоединительные члены предложения передают добавочную информацию. Такие члены обычно вводятся словами и сочетаниями слов: даже, в особенности, особенно, главным образом, в том числе, в частности, например, и притом, и потому, да и, да и только, да и вообще, и, тоже, и тоже, причем и др.

Например: В людях есть много благородства, особенно в женщинах.

5. Сравнительные обороты

Сравнительные обороты, начинающиеся сравнительными союзами будто, словно, точно, чем, нежели, как будто, подобно, что, равно как и и др., выделяются запятыми Например: Он, как вихрь, залетел в комна

Теория по теме «Информационная обработка текстов различных стилей и жанров»

Информационная обработка текста, в первую очередь, связана с определением смысла текста и определением главной информации, которая в нем содержится.

Тексты могут быть различны по содержанию. Многие содержат не только основную, но и дополнительную информацию и даже скрытую. Понять текст — это значит увидеть логику его построения, определить связи между частями текста, проанализировать содержание и суметь выделить главную информацию.

Главная иформация:

содержит центральную, главную мысль текста и не содержит переферейные;

точно передает основную мысль исходного текста;

не содержит фактических ошибок;

не содержит перечислений, дополнительной детализированной информации.

Теория по теме «Лексические нормы»

Паронимы — это однокоренные слова, близкие по звучанию и значению, но имеющие различия в звучании, значении, сочетаемости с другими словами, то есть в лексической сочетаемости.

Лексическими нормами русского языка называются правила употребления слов и словосочетаний в точном соответствии с их значениями. Нарушение лексических норм приводит к тому, что высказывания становятся двусмысленными, а также к серьезным речевым ошибкам. Соблюдение лексических норм русского языка предполагает умение выбрать нужное слово из ряда близких или тождественных по содержанию, т. е. слов-синонимов, а также способность различать слова-паронимы.

Паронимы бывают приставочными, суффиксальными и различающиеся конечными буквами.

Приставочные паронимы.

Примеры:

1) Заплатить за что-то. Заплатить за ужин.

Оплатить что-то. Оплатить поездку.

2) Одеть кого-либо. Одеть ребенка.

Надеть на себя. Надеть туфли.

3) Обсудить — разобрать, обдумать, высказаться по какому-либо поводу. Обсудить вопрос повышения заработной платы.

Осудить — выразить неодобрение или вынести обвинительный приговор, обвинить. Осудить поступок героя.

4) Нетерпимый — лишённый терпимости. Нетерпимый к окружающим.

Нестерпимый — превышающий терпение, с трудом переносимый. Нестерпимая боль.

Суффиксальные паронимы.

Тут важно знать, что большую часть пар суффиксальных паронимов составляют однокоренные прилагательные и причастия.

Поэтому стоит запомнить, что суффиксы -ущ-/ -ющ-, -ащ-/-ящ- являются суффиксами причастия и обозначают производителя действия.

Примеры:

Красочный — отличающийся яркими красками. Красочный пейзаж.

Красящий — служащий для окрашивания, содержащий в себе краску. Красящее вещество.

Паронимы, различающиеся конечными буквами.

Примеры:

База – основание, основа, опорный пункт, склад. Военная база.

Базис – Совокупность исторически определенных производственных отношений, образующих экономическую структуру общества и определяющих характер надстройки.

Невежа – грубый, невоспитанный человек.

Невежда – малообразованный человек, человек, несведущий в какой-либо области знания.

Адресат – тот, кому адресовано почтовое отправление.

Адресант – тот, кто посылает почтовое отправление.

Значение и особенности употребления паронимов можно посмотреть в толковом словаре или в словаре паронимов.

Список часто встречающихся в речи паронимов:

Абонемент – абонент Артистическии – артистичныи Бедныи – бедственныи Безответныи – безответственныи Болотистыи – болотныи

Благодарныи – благодарственныи Благотворительныи – благотворныи Вдох – вздох

Вековои – вечныи

Великии – величественныи

Восполнить – дополнить – заполнить – наполнить – переполнить – пополнить

Враждебныи – вражескии

Выбирая – избирая

Выгода – выгодность

Выдача – отдача – передача – раздача

Выплата – оплата – плата – уплата

Выплатить – заплатить – оплатить – отплатить – уплатить Вырастить – нарастить – отрастить

Выращивание – наращивание – отращивание

Высокии – высотныи

Гарантииныи – гарантированныи

Гармоническии – гармоничныи

Глинистыи – глиняныи

Годичныи – годовалыи – годовои

Гордость – гордыня

Гуманизм – гуманность

Гуманистическии – гуманитарныи – гуманныи

Двоичныи – двоинои – двоиственныи – двоякии – сдвоенныи – удвоенныи

Деиственныи – деиствительныи – деиствующии

Деловитыи – деловои – дельныи – деляческии

Демократичныи – демократическии

Диктант – диктат

Дипломант – дипломат – дипломатическии – дипломатичныи Длинныи – длительныи

Добротныи – добрыи

Доверительныи – доверчивыи

Дождевои – дождливыи

Драматическии – драматичныи

Дружескии – дружественныи – дружныи

Единичныи – единственныи

Желанныи – желательныи

Жестокии – жёсткии

Жизненныи – житеискии

Жилищныи – жилои

Загородить – огородить – оградить – отгородить – перегородить Занизить – понизить – снизить

Заплатить – оплатить

Зачинатель – зачинщик

Звериныи – зверскии

Звуковои – звучныи

Зрительныи – зрительскии

Изобретательныи – изобретательскии

Информативныи – информационныи – информация – информированность

Ироническии – ироничныи

Искусныи – искусственныи

Исполнительныи – исполнительскии

Исходныи – исходящии

Каменистыи – каменныи

Комфортабельныи – комфортныи

Конныи – конскии

Коренастыи – кореннои – корневои

Костныи – костянои

Красочныи – красящии – крашеныи

Лакированныи – лаковыи

Ледовыи – ледянои

Лесистыи – леснои

Личностныи – личныи

Микроскопическии – микроскопичныи

Мороженыи – морозильныи – морозныи

Надеть – одеть

Наличие – наличность

Напоминание – упоминание

Невежа – невежда

Нестерпимыи – нетерпеливыи – нетерпимыи

Неудачныи – неудачливыи

Обвинённыи – обвинительныи

Обрывок – отрывок

Обхватить – охватить

Ограничить – отграничить – разграничить

Оклик – отклик

Органическии – органичныи

Отборныи – отборочныи

Отклонение – уклонение

Отклоняться – уклоняться

Отличать(-ся) – различать(-ся)

Отличие – различие

Памятливыи – памятныи

Перетерпеть – претерпеть

Покупательныи – покупательскии – покупнои Популистскии – популярныи

Почтенныи – почтительныи

Практическии – практичныи

Предоставить – представить

Представительныи – представительскии

Признанныи – признательныи

Продуктивныи – продуктовыи

Производительныи – производственныи – производительность Просветительскии – просвещённыи

Публицистическии – публицистичныи Пугливыи – пуганыи

Раздражение – раздражительность Ритмическии – ритмичныи Романтическии – романтичныи Скрытныи – скрытыи

Словарныи – словесныи

Сопротивление – сопротивляемость Соседнии – соседскии

Сравнимыи – сравнительныи

Сценическии – сценичныи

Техническии – техничныи

Удачливыи – удачныи

Униженныи – унизительныи

Фактическии – фактичныи

Хищническии – хищныи

Царскии – царственныи – царствующии Целыи – цельныи – целостныи Экономическии – экономичныи – экономныи Эстетическии – эстетичныи

Этическии – этичныи

Эффективныи – эффектныи . Эффективность – эффектность

Теория по теме «Лексическое значение слова»

Лексическое значение слова — это закрепленная в сознании говорящих соотнесенность слова, или звукового комплекса, с определенным явлением действительности, то есть то, что собственно обозначает слово.

Лексическое значение отражает представление о предмете, признаке, действии или явлении. Слово может иметь одно или несколько значений. Значения могут быть прямыми и переносными.

Однозначные слова — слова, имеющие одно лексическое значение.

Например: троллейбус, Владивосток, фломастер.

Многозначные слова — слова, имеющие несколько лексических значений. Большинство русских слов многозначны. Значение таких слов определяется по контексту (законченный отрывок письменной или устной речи, общий смысл которого позволяет уточнить значение входящих в него отдельных слов, предложений).

Многозначное слово, взятое изолированно, вне контекста, воспринимается в своем основном значении, в котором чаще всего и функционирует в речи.

Например:

Тихий

1. Медленный. Тихий ход.

2. Негромкий. Тихий голос.

3. Спокойный. Тихий ребенок.

Земля

1. Планета. Земля движется вокруг Солнца.

2. Суша. Моряки увидели землю.

3. Почва. Землю необходмо удобрять.

4. Территория. На русской земле прошло много сражений.

Прямое значение слова — это то значение, которое точно указывает на предмет, действие или признак.

Например: золотое кольцо — слово «золотое» употреблено в прямом значении («сделанное из золота»)

Переносное значение слова — значение, которое возникает в результате не прямой соотнесенности с предметом, а через перенос прямого значения на другой предмет на основании сходства или ассоциаций.

Например: золотые волосы — слово «золотые» употреблено в прямом значении («имеющие оттенок желтого цвета, цвета золота»)

Теория по теме «Лексическое значение слова (часть Б)»

Лексическое значение слова — это закрепленная в сознании говорящих соотнесенность слова, или звукового комплекса, с определенным явлением действительности, то есть то, что собственно обозначает слово.

Лексическое значение отражает представление о предмете, признаке, действии или явлении. Слово может иметь одно или несколько значений. Значения могут быть прямыми и переносными.

Однозначные слова — слова, имеющие одно лексическое значение.

Например: троллейбус, Владивосток, фломастер.

Многозначные слова — слова, имеющие несколько лексических значений. Большинство русских слов многозначны. Значение таких слов определяется по контексту (законченный отрывок письменной или устной речи, общий смысл которого позволяет уточнить значение входящих в него отдельных слов, предложений).

Многозначное слово, взятое изолированно, вне контекста, воспринимается в своем основном значении, в котором чаще всего и функционирует в речи.

Например:

Тихий

1. Медленный. Тихий ход.

2. Негромкий. Тихий голос.

3. Спокойный. Тихий ребенок.

Земля

1. Планета. Земля движется вокруг Солнца.

2. Суша. Моряки увидели землю.

3. Почва. Землю необходмо удобрять.

4. Территория. На русской земле прошло много сражений.

Прямое значение слова — это то значение, которое точно указывает на предмет, действие или признак.

Например: золотое кольцо — слово «золотое» употреблено в прямом значении («сделанное из золота»)

Переносное значение слова — значение, которое возникает в результате не прямой соотнесенности с предметом, а через перенос прямого значения на другой предмет на основании сходства или ассоциаций.

Например: золотые волосы — слово «золотые» употреблено в прямом значении («имеющие оттенок желтого цвета, цвета золота»)

Теория по теме «Орфоэпические нормы»

Орфоэпическая норма — это единственно возможный или предпочитаемый вариант правильного произношения слова.

Чтобы не нарушать эту норму, следует просто чаще заглядывать в орфоэпический словарь. Но есть и несколько правил, которыми можно пользоваться.

Имена существительные

В формах именительного падежа множественного числа ударение падает на окончание -а окончание -ы является безударным.

Например: аэропОрты, тОрты, лИфты, бАнты, крАны, лЕкторы, шАрфы.

В формах родительного падежа множественного числа окончание -ов чаще всего является безударным, а окончание -ей – ударным. Например: бухгАлтеров, кОнусов, лЕкторов, тОртов, мЕстностей, должностЕй, новостЕй

НО: мЕстностей, сУдей

В существительных иностранного происхождения ударение, как правило, падает на последний слог. Например: агЕнт, алфавИт, дефИс, диспансЕр, докумЕнт, жалюзИ, каталОг, некролОг, квартАл, партЕр, апострОф, процЕнт, цемЕнт, экспЕрт, фетИш

НО: фОрзац, факсИмиле

Часто в производных словах сохраняется ударение от производящих слов.

Например: вероисповЕдание – исповЕдаться, договорЕнность, договОр – договорИться намЕрение – мЕра, обеспЕчение – обеспЕчить, аристокрАтия – аристокрАт, знАмение – знАмя, металлУргия – металлУрг

аэропОрты, неподвижное ударение на 4-м слоге

бАнты, неподвижное ударение на 1-м слоге

бОроду, В. п., только в этой форме ед. ч. ударение на 1-м слоге

бухгАлтеров, Р. п. мн. ч., неподвижное ударение на 2-м слоге

вероисповЕдание, от: веру исповЕдать

граждАнство

дефИс, из немецкого языка, где ударение на 2-м слоге

диспансЕр, слово пришло из английского языка через посредство французского языка, где ударение всегда на последнем слоге

договорЁнность

докумЕнт

досУг

жалюзИ, из фр


Date: 2022-11-13; view: 7879; Нарушение авторских прав

Оцените статью
ЕГЭ Live