Обществознание ЕГЭ

Обществознание ЕГЭ ЕГЭ

Егэ по обществознанию: вся теория и правовые акты. раздел «человек и общество» (анастасия барэлюк)

Раздел «Человек и общество»

Аспекты понятия общество

Общество может обозначать:

— исторический период (например, средневековье),

— население страны (например, россияне),

— или даже (в узком смысле) просто группу людей (например, любители Бродского).

Однако чаще вас будут спрашивать о более широком его понимании, так что приступим.

Аспекты понятия «общество»:

— обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира,

— совокупность форм объединения людей и способов их взаимодействия,

— динамическая (развивающаяся) система.

Если нужно сделать определение общества, мы можем соединить все 3 аспекта в одном предложении. Общество — это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная динамическая система, включающая формы объединения и взаимодействия людей.

Разберем третий аспект понятия «общество» — динамическую систему. Система обозначает, что общество состоит из элементов: сфер (подсистем) общества и социальных институтов. А динамичность показывает, что они развиваются и взаимодействуют, могут появляться новые и отмирать старые.

Сферы (подсистемы) общества

— духовная (включает следующие институты: религия, наука, образование, мораль, искусство),

— социальная (группы людей, отношения между ними, социальное обеспечение: пенсии, пособия, медицина),

— экономическая (производство, инфляция, обмен),

— политическая (монархия, выборы, судопроизводство, юридическая ответственность — все, что связано с властью и правом).

Докажем, что эти сферы взаимодействуют и развиваются.

«Государственная дума рассматривает закон о повышении пенсионного возраста» — взаимодействие политической и социальной сфер.

«В эпоху Средневековья основным социальным институтом была религия, а в современном обществе им является наука» — развитие духовной сферы.

Социальные институты

Социальный институт — это исторически сложившаяся удовлетворяющая общественные потребности форма организации совместной деятельности людей.

Признаки социального института (кстати, признаки — это аспекты определения, т. е. элементы, из которых его можно составить, поэтому, если вы не знаете признаков объекта, можете расчленить определение, а если забыли определение, просто составьте его из признаков, как мы сделали с понятием «общество»):

— историчность (развивается в ходе истории, например, семья ранее была преимущественно патриархальной и многопоколенной, теперь она партнерская и нуклеарная);

— наличие системы социальных ролей (например, в семье есть роли мужа, жены, детей);

— нормативность (содержит свод правил, например, в семье родители должны содержать детей согласно Семейному кодексу РФ);

— символика (супруги носят обручальные кольца);

— учреждения, обеспечивающие работу института (например, ЗАГС регистрирует начало семейной жизни).

Функции социального института:

— регулятивная (вносит упорядоченность и предсказуемость в жизнь людей),

— социализация (влияет на формирование личности человека, его приобщение к правилам поведения в обществе),

— удовлетворение потребностей общества (например, государство удовлетворяет потребность общества в управлении).

У каждого социального института есть как явные, так и неявные (скрытые, латентные) функции (например, основная функция высшего образования — наделение индивида знаниями для профессиональной деятельности, а скрытая — формирование полезных в будущем связей между студентами).

Функции также могут быть как позитивными, так и негативными (дисфункциями).

Примеры социальных институтов: государство, семья, наследование, собственность, президентство, налогообложение, религия, брак, образование, производство, партия, искусство, мораль и т. д. Как видим, социальные институты могут быть из любой сферы общества и практически любыми абстрактными понятиями. Абстрактными, значит, касаться не конкретной семьи, а вообще понятия «семья».

Докажем, что эти институты взаимодействуют и развиваются, ведь мы все еще разбираемся с третьим аспектом понятия «общество» — динамической системой.

«Государство ввело ЕГЭ» — взаимодействие институтов государства и образования.

«Ранее образование было роскошью для большинства населения, сейчас же основное общее образование является обязательным» — развитие института образования.

Таким образом, еще раз вспомним, что общество — динамическая система, состоящая из сфер и институтов, которые взаимодействуют и развиваются, могут появляться новые институты (например, президентство) и отмирать старые (например, индульгенция — плата за прощение грехов).

Сейчас попробуем доказать, что религия — это социальный институт. Для этого нужно будет обратиться к признакам социального института.

Итак, религия удовлетворяет всем признакам социального института:

— она исторична (больше никто не сжигает ведьм, появилась свобода совести),

— создает социальные роли (прихожанин, монах и др.),

— она нормативна (есть заповеди),

— есть символика (кресты, купола, религиозная одежда),

— есть учреждения (церкви, мечети).

Социальные институты упорядочивают общественные отношения, делают их более предсказуемыми.

Общественные отношения

Общественные отношения — связи и социальные взаимодействия, возникающие в социуме между людьми.

Социальное взаимодействие — система взаимообусловленных социальных действий, при которой действие одного субъекта является одновременно причиной и следствием ответных действий других.

Классификации общественных отношений:

— по объекту:

— материальные (производственные, экологические и др.),

— духовные (моральные, религиозные, эстетические, правовые, политические, научные и др.);

— по формализованности:

— формальные (обезличенные, например, порядок действий при приеме на работу),

— неформальные (личные).

Типы обществ

Мы разберем 3 наиболее распространенных подхода к типологии обществ. Рассматривать будем формационный, цивилизационный и стадиальный подходы.

Формационный подход

Суть: все общества должны прийти к наиболее совершенной форме организации — коммунизму. Как это происходит?

Предлагаю изучить лестницу формаций:

5. коммунистическая,

4. капиталистическая,

3. феодальная,

2. рабовладельческая,

1. первобытная.

Формация — это тип общества, основанный на способе производства. У формации есть своя структура: базис (экономика) и надстройка (все, что надстраивается над экономикой и зависит от нее: политика, социальные отношения, культура).

Таким образом, каждое общество проходит 4 стадии на пути к коммунизму. Эти стадии сменяются путем социальных революций (резких изменений базиса).

Во время первобытной стадии в обществе преобладает присваивающая экономика (собирательство, охота, рыболовство), отсутствует прибавочный продукт (накопления), поэтому общество не делится на классы (зажиточных и бедных, к примеру).

Далее, из-за изменившихся природных условий приходится перейти к производящей экономике (скотоводство, земледелие, ремесло), и здесь уже кто-то более успешен, а кто-то менее. Люди начинают делиться на собственность (рабы) и владельцев собственности (свободные).

Общество развивается до феодального, в котором формируется вассалитет, более сложные сословия (рыцарство, духовенство, дворянство).

Появляется современная модель — капитализм, при которой работники продают работодателям только свое время, что можно выразить как «работа на дядю».

Все эти варианты кажутся несправедливыми сторонникам всеобщего равенства. Наступает коммунизм, при котором гармоничное состояние общества достигается отсутствием частной собственности.

Итак, мы разобрали 5 типов обществ в рамках формационного подхода.

Цивилизационный подход

Суть: все общества разные, их нельзя сравнивать, у каждого общества свой путь.

Проще говоря, где-то подойдет капитализм, а где-то в самый раз будет рабовладельчество. Эти различия зависят от климата, географического положения, исторических событий, размеров государства. Например, маленькая страна вполне может быть демократической, но большая требует тиранического господства, иначе она не будет стабильной.

Мы разберем отличия двух больших цивилизаций для лучшего понимания темы:

— восточные ценности: традиции, монархия, эволюция, религия;

— западные ценности: инновации, республика, революции, наука.

Кстати, Россию по этому подходу отнести ни к Востоку, ни к Западу.

Локальные цивилизации зарождаются, развиваются и умирают, на их месте появляются новые самобытные культуры. Например, сейчас мы можем говорить о Древней Греции как о закончившей свой цикл существования цивилизации.

Стадиальный подход

Суть: есть три типа обществ в зависимости от их развитости.

Доиндустриальное (традиционное, аграрное, чаще всего называют именно традиционным).

Признаки: высокая роль традиций, религии, сословное строение, монархия, сельское хозяйство, отсутствие социальной мобильности, преемственность, ручной труд, борьба с безграмотностью, коллективизм, община.

Индустриальное.

Признаки: развитая промышленность, внедрение научных идей в развитие массового производства, появление конвейера, массовая культура, урбанизация (переезд населения в города), расширение рабочего класса, переход к светскому (нерелигиозному) обществу, растущая социальная мобильность, становление демократии, республики, правового государства.

Постиндустриальное (чаще называют информационным).

Признаки: развивается сфера услуг, компьютеризация, высокая образованность населения, рост среднего класса, глобализация (см. ниже).

Если мы будем рассматривать Россию в рамках этой типологии, то в деревнях можем встретить традиционное общество, в небольших построенных вокруг заводов городах — индустриальное общество, а в мегаполисах — информационное.

Глобализация

Глобализация — взаимовлияние народов и государств, распространяющееся на все сферы общественной жизни.

Например, глобализация в экономике — это появление Макдональдса, мировых брендов одежды. Глобализация в политике — это международные союзы (Евросоюз). Глобализация в культуре — это мировой YouTube, всемирное изучение английского языка, фестивали иностранных короткометражных фильмов и т. д.

Причинами, разумеется, являются: переход к мировому разделению труда в экономике, появление Интернета, курс на международное сотрудничество и толерантность.

Плюсы глобализации: снижаются цены (дешевле производить в Китае), расширяется выбор (взять российский автомобиль или иномарку), возможность развивающимся странам пользоваться технологиями развитых (в африканских деревнях пьют колу), сдерживание возможных политических конфликтов, появление космополитов («я гражданин мира»).

Минусы глобализации: огромная конкуренция для отечественного производства (мало желающих купить Ладу Калину), навязывание западного образа жизни и отмирание национальных культур (никто больше не носит кокошник, не водит хоровод).

Глобализация является одним из проявлений прогресса.

Прогресс

Общество характеризуется незавершенностью развития, альтернативностью (нелинейностью) исторического процесса, возможностью развития и отката назад.

Прогресс — это развитие общества к более лучшим и жизнеспособным формам.

Антонимы прогресса:

регресс — возврат к худшим формам,

стагнация — отсутствие развития.

Прогресс противоречив, так как прогресс в одной сфере может сопровождаться регрессом в другой (например, развитие производства зачастую вредит экологии).

Прогресс может проявляться неравномерно по всему земному шару или присутствовать не во всех сферах общества.

Формы прогресса:

революция (скачкообразное, коренное преобразование, затрагивающее все сферы общества и, как правило, исходящее «снизу» — от народных масс, например, свержение монархии в России),

эволюция (постепенные преобразования, проявляется в виде реформ — усовершенствований в какой-либо сфере, исходящих «сверху» — от власти, к примеру, введение ЕГЭ).

Проявлением прогресса служит модернизация — переход от традиционного общества и индустриальному.

Она может быть:

— органической (идущей из сознания народа, например, Англия постепенно стала капиталистической, это мы можем увидеть в сериале «Аббатство Даунтон»),

— неорганической (резкой, навязанной властью, например, как реформы Петра I со сбриванием бород и введением европейской одежды).

Про ЕГЭ:  Нравственный выбор человека ⋆ СПАДИЛО

Проявления общественного прогресса:

— прогресс науки и техники,

— рост продолжительности жизни,

— рост уровня жизни,

— развитие демократии,

— степень защищенности прав человека законодательством,

— развитие человеческого разума, уровня образованности,

— совершенствование нравственности людей,

— развитие гуманизма (гуманизм — система построения общества, где высшей ценностью является жизнь человека, а все ресурсы направлены на то, чтобы сделать эту жизнь максимально комфортной и безопасной),

— также одним из основных критериев прогресса является рост человеческой свободы, разберемся с ним подробнее.

Свобода

Свобода — это возможность осуществлять осознанный выбор относительно своих действий.

Таким образом, свобода требует учитывать ответственность за выбор.

Полностью свободным быть нельзя, так как мы ограничены законами природы (необходимостью) и социальными нормами (правилами поведения в обществе). Невозможно просто взлететь в небеса и направиться прямо в МГУ, куда вас возьмут без аттестата и ЕГЭ.

Помним, что свобода человека заканчивается там, где начинается свобода другого.

Вне общества тоже невозможна свобода, так как вне общества мы не сможем познать ответственность за выбор.

Есть интересные взгляды на свободу: волюнтаризм (возможность поступать, как хочется) и фатализм (от судьбы все равно не уйти).

Чем прогрессивнее общество, тем больше у человека пространство его свободного выбора: мы решаем, в какой стране жить, где учиться, быть ли вегетарианцем, в какого бога верить и верить ли вообще, беречь ли природу.

Отношения общества и природы

Давайте вернемся к первому аспекту понятия «общество» — обособившаяся от природы, но тесно с нею связанная часть материального мира.

Таким образом, получаем схему:

Обществознание ЕГЭ

Сразу запомним, что общество не является природой или частью природы.

Общество и природа взаимно влияют друг на друга как положительно (создание заповедников, поставка ресурсов), так и отрицательно (истребление животных, природные катаклизмы).

Общество и природа являются динамическими самодостаточными системами, и отношения между ними с течением времени складываются по-разному:

— традиционное общество: человек природу не понимает, боится, обожествляет,

— индустриальное общество: природа — «бесплатная кладовая» (эксплуатируем природу, берем ресурсы, не заботимся о последствиях),

— информационное общество: осознание экологического кризиса, попытки его сгладить (разработка очистных сооружений, принятие экологического законодательства, введение предмета «экология» в университетах, ограничение потребления природных ресурсов).

Экологическая проблема является одной из глобальных.

Глобальные проблемы человечества

Признаки глобальных проблем:

— касаются каждого,

— угрожают существованию человеческого вида,

— были осознаны во второй половине ХХ века,

— требуют решения с помощью международного сотрудничества.

Смотрите, мы не написали определение, так как вы можете собрать его сами из признаков.

Виды глобальных проблем:

— экологические (озоновые дыры, глобальное потепление, вырубка лесов и др.),

— экономические (продовольственная, энергетическая, Север-Юг — отставание развивающихся стран от развитых и др.),

— социальные (демографическая (перенаселение), уровень образования, охрана здоровья и др.),

— политические (терроризм, ядерное оружие, угроза 3-й мировой войны и др.)

Пути решения глобальных проблем:

— формирование сознания единого человечества,

— сотрудничество в области создания экологичных технологий,

— развитие системы прогнозирования.

Прогнозы:

— пессимистические (глобальные проблемы не решить, вымирание неизбежно),

— оптимистические (глобальные проблемы решаемы).

Глобальные проблемы порождаются человеком, он же и должен найти им решение.

Человек

Теории происхождения человека (теории антропогенеза):

— религиозная (человек создан богом),

— палеовизит (человек послан инопланетянами),

— эволюционная (человек произошел от общего с обезьяной предка в ходе естественного отбора),

— трудовая (человек выделился из животного мира благодаря труду).

Человек — биосоциальное существо, наделенное мышлением и способностью к общественно полезной деятельности, являющееся высшей ступенью развития живых организмов на Земле.

Обратим внимание на эту его «биосоциальность»:

— биологическая часть природы человека (врожденная биопсихическая конструкция, общая для всех людей, но не запрограммированная жестко, сюда относится возраст, темперамент, состояние здоровья и т.п.),

— социальная часть природы человека (его общественно значимые качества, то, что дает человеку жизнь в мире людей, например, мировоззрение, ответственность).

В связи с этим выделают следующие понятия:

Индивид — особь человеческого вида, единичный организм.

Когда я буду говорить о Васе как об индивиде, я упомяну черты его биологического организма: он голубоглазая совершеннолетняя светловолосая здоровая особь.

Личность — человек как активный субъект общественной жизни, обладающий социально значимым качествами.

Таким образом, тут нам интересная социальная природа Васи: он лидер, не боится ответственности, помогает маме ухаживать за младшими детьми и т. д.

Личностями являются не только полезные обществу люди, но и, к примеру, преступники и психически нездоровые люди, если они не потеряли возможность осознавать себя. Такие случаи называют патологическими личностями.

Индивидуальность же обозначает неповторимое своеобразие человека, его особенности, и они могут быть как уровня индивида (фиолетовые глаза), так и уровня личности (милосердие).

Индивидом рождается каждый человек, но личностью можно стать только в процессе социализации.

Социализация

Социализация — это процесс усвоения человеком норм общественной жизни для успешного исполнения социальных ролей.

Виды социализации:

— Первичная. Она характеризует детство и юность, осуществляется непосредственным окружением (кто с человеком общается напрямую: семья, друзья, соседи). В это время будущая личность обучается здороваться, защищать младших братьев, не реветь, если не выдают желаемую игрушку, расплачиваться деньгами в магазинах. Таким образом, эта социализация несет универсальный (базовый) характер.

— Вторичная. Продолжается всю жизнь (личность формируется и изменяется, развивается всю жизнь) и характеризует усвоение специальных знаний в интересных человеку областях (религия, профессия и т. д.) Она осуществляется опосредованным окружением, например, авторами статей в интернете, писателями, певцами, политиками и теми, с кем отношения у человека абсолютно формальные, не близкие (начальник, полицейский, почтальон).

Агенты (каналы) социализации — это люди и социальные институты, оказывающие влияние на формирование личности.

Человек выступает одновременно и объектом, и субъектом социализации. Например, преподаватель рассказывает ученику о социализации, а ученик предлагает интересные примеры.

Десоциализация — выход человека из общественных отношений (например, сидящий перед телевизором одинокий пенсионер).

Ресоциализация — усвоение новых социальных норм вместо прежних (например, вы воспитывались в США, но переехали жить к родственникам мусульманам в Марокко — стиль одежды придется изменить).

Социальная адаптация — это процесс приспособления человека к меняющейся социальной среде с помощью различных социальных средств.

Виды социальной адаптации:

— пассивное восприятие ценностей общества,

— активное воздействие на социальную среду, ее изменение.

Активное воздействие на среду обитания отличает человека от животного.

Потребности

Потребность — переживание человеком нужды в чем-либо.

Потребность направлена на какой-то предмет, например, на тортик.

Обществознание ЕГЭ

Это было деление пирамиды потребностей на 5 отсеков. В ЕГЭ возможно деление ее на 3 отсека (биологические, социальные, духовные) и на 2 (первичные (биологические) и вторичные (остальные)).

Пирамида показывает иерархию потребностей, таким образом, мы удовлетворяем сначала первичные, а затем уже вторичные. Однако человек отличается от животных тем, что он может «переворачивать» пирамиду, к примеру, отказываться от еды и питья из-за длительного религиозного обряда.

Потребности могут быть разумными (полезными обществу и человеку) и ложными (наркотики, курение).

От потребностей напрямую зависят интересы.

Интересы

Интерес — это отношение человека к объекту его потребности (Петя интересуется тяжелой музыкой).

Интересы направляются не напрямую на потребность Васи стать управленцем, а на условия, в которых он может себя проявить, поэтому Вася интересуется политикой.

Интересы зависят от условий социализации человека, положения его в обществе, социальных ценностей (жизненных идеалов и целей, которых, по мнению большинства, в данном обществе следует достигнуть), мотивов (побуждающих к деятельности процессов) и предпочтений (признания преимущества перед чем-либо другим).

Классификации интересов:

— по носителю: индивидуальные, групповые, общественные;

— по сфере: экономические, социальные, политические, духовые;

— по активности: активные (создаем, например, занимаемся творчеством), пассивные (потребляем, например, занимаемся чтением);

— по длительности: устойчивые, неустойчивые;

— по масштабу: широкие, узкие.

Если интерес соединяется с волей, он становится склонностью. Интерес к музыке может перерасти в склонность, если человек проявляет волевые усилия в музыкальных занятиях.

Для таких усилий необходимо мышление.

Мышление

Мышление — процесс отражения внешнего мира в уме человека.

Признаки мышления:

— осуществляется с помощью языка (вы ведь думаете на русском языке, правда?),

— в основе имеет как биологическую природу человека (возможности мозга), так и социальную (мы мыслим, используя знания, полученные в обществе),

— имеет личностный характер, субъективно,

— оперирует обобщенными (абстрактными) категориями (например, любовь, животное, социальный институт),

— возникает на основе проблемной (требующей обдумывания) практической деятельности.

Формы мышления:

— образное (зрительное преставление ситуации, например, с помощью картины),

— знаковое (s=v*t, где у каждого знака свое значение),

— понятийное (словами).

Этапы мышления:

— появление потребности решить задачу (как бы мне утолить жажду?),

— выбор способа решения (можно попить из речки, но до нее ехать 3 часа, а можно купить в магазине, но нужно будет потратить 30 рублей),

— решение (куплю, так и быть),

— достижение нового знания (буду носить с собой 30 рублей на всякий случай).

Основные методы мышления:

— Сравнение — установление сходств и различий (Петя выше Маши);

— Анализ — деление целого на части (Письмо можно проверить на орфографию, грамматику, стилистику);

— Синтез — соединение частей в целое (руль, колеса, окно и все остальное соединяем в автомобиль);

— Абстракция — отвлечение от несущественных сторон (жидкости обладают текучестью);

— Индукция — умозаключение от частного к общему (этот кот красивый, этот тоже красивый, оба кота красивые);

— Дедукция — умозаключение от общего к частному (все ученики А. О. Барэлюк круто сдают ЕГЭ, значит и ты сдашь);

— Классификация — деление понятия по некоторым критериям (Людей можно разделить по цвету волос, религиозным предпочтениям, возрасту и т.д.);

— Конкретизация — выделение частного из общего (есть металлы, а есть никель);

— Обобщение — расширение частного до общего (есть никель, а есть металлы).

Мышление формирует человеческое сознание.

Сознание

Сознание — это способность мыслить, рассуждать и определять свое отношение к действительности.

Свойства сознания:

— активность (человек перерабатывает информацию),

— творческое начало (человек создает новые, ранее не существовавшие идеи),

Про ЕГЭ:  17545 — Демонстрационный вариант ЕГЭ (профильного уровня) по математике от ФИПИ 2020 года

— субъективность (сознание всегда нагружено обстоятельствами личной жизни субъекта),

— избирательность (человек сам выбирает, чем заполнять свое сознание).

Компоненты сознания:

— потребности (осознание нужды в чем-либо),

— интересы (отношение к объекту потребности),

— воля (сознательное стремление к осуществлению чего-то),

— память (это отражение того, что ранее воспринималось человеком).

Самосознание — это определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения.

В результате развития самосознания у человека складывается Я-концепция, являющая собой совокупность всех его представлений о различных сторонах своей личности и организма.

Самосознание формируется в результате самореализации (раскрытия потенциала личности), самопознания (изучения личностью собственных психических и физических особенностей), социального поведения (действий человека среди людей и относительно людей). Самопознание начинается в младенчестве (самоузнавание) и продолжается всю жизнь.

Очень важным элементом самопознания является самооценка (она включает собственное мнение о себе и оценки других людей). Повысить самооценку можно, либо добившись успеха в чем-то, либо снизив уровень притязаний.

Сознание может быть не только личностным, но и общественным. Дело в том, что многие идеи, взгляды, убеждения людей обладают значительной устойчивостью и сохраняются в сознании даже тогда, когда уже не существует объективных условий, на базе которых они возникли. Например, долгое время после отмены крепостного права крестьянство с трудом привыкало к новым экономическим и социальным реалиям.

Можно также говорить об усредненном массовом сознании, сознании толпы — шаблонном сознании рядовых граждан развитого индустриального общества, которое формируется под воздействием средств массовой информации.

Сознанию противопоставляется бессознательное — совокупность психических процессов и явлений, в отношении которых отсутствует контроль сознания. Примерами бессознательного являются сны, влечения, интуиция.

Итак, сознание формируется в процессе деятельности.

Деятельность

Деятельность — осознанная активность человека, направленная на преобразование природы, общества и самого себя.

Обратим внимание на то, что деятельность бывает только у человека, так как только он обладает сознанием и навыком целеполагания.

Деятельность обладает продуктивным социальным характером (создает полезные для общества продукты).

Структура деятельности:

— субъект (тот, кто делает),

— объект (на кого или на что деятельность направлена),

цель (осознанный образ результата),

— мотив (Мотивацией деятельности могут служить ценности, идеалы, потребности),

— средства (с помощью чего),

— действия (процесс),

— результат (что получилось).

Мама мыла раму. Мама — субъект, рама — объект, цель — чистая рама и т. д.

Виды деятельности

Обществознание ЕГЭ

Еще одна классификация видов деятельности:

труд направлен на достижение полезного практического результата, требует квалификации, дисциплины, характеризуется производительностью (сделать табуретку),

игра направлена не на результат, а на процесс, характеризуется использованием воображения (я буду мамой, а ты дочкой),

учение — получение знаний, навыков и их развитие (выучить определение социального института),

общение — обмен информацией и чувствами между субъектами (нужно как минимум 2 субъекта, даже если кто-то из них не совсем реальный, например, герой книги или собака).

Общение отличается от коммуникации тем, что при нем информация уточняется, изменяется, строится диалог, важен каждый субъект. В коммуникации же идет просто передача информации, ну вот как я передаю вам сейчас.

Общение может быть:

— деловым и личным,

— межличностным и межгрупповым,

— вербальным (словами) и невербальным (не словами, а например, обнимашками),

— непосредственным и опосредованным (вы записали сборник песен в подарок другу),

— кооперацией (настройкой союза) и конкуренцией.

В обществе постоянно изобретаются новые способы общения, например, WhatsApp.

Виды деятельности могут дополнять друг друга, например, вы можете, клея обои (труд), учиться делать это хорошо (учение).

В различные стадии жизненного цикла человека может преобладать определенная деятельность: в детстве — игра, потом учение, далее труд.

Ну и еще классификации видов деятельности:

— по субъекту (индивидуальная, коллективная),

— по законности (легальная, нелегальная),

— по прогрессивности (прогрессивная, реакционная),

— по сфере (социальная, экономическая, политическая, духовная),

— по результату (созидательная, разрушительная),

— по новаторству (творческая, репродуктивная).

Для успешной деятельности требуются способности.

Культура

Смыслы понятия «культура»:

— все, что не является природой (например, апельсин на дереве — это природа, сок из апельсина на фотке инстаграме — культура), часто культуру называют «второй природой»,

— развитое состояние человека или общества (Петя культурный, воспитанный, а Вася нет),

— совокупность всех результатов материальной и духовной деятельности человечества.

Виды культуры:

— материальная — результат материальной (практической) деятельности, удовлетворяет материальные потребности (стол, топор),

— духовная — результат духовной деятельности (картина, научная теория, символ). Предметы духовной культуры чаще всего имеют материальную (овеществленную) форму, но все равно остаются предметами духовной культуры.

Еще одна классификация видов культуры:

— Массовая.

Легкая, понятная, доступная, демократичная, появляется в индустриальном обществе, способствует психологической разрядке, ориентируется на запросы среднего человека, нацелена на получение прибыли, стимулирует спрос на товары и услуги.

У нее есть существенные минусы: она создает искусственные потребности (заставляет нас купить какой-нибудь модный кофейный скраб или айфон), не стимулирует развития духовной сферы, снижает общую планку культурной жизни для человека.

Примеры массовой культуры: модные сериалы, ТВ шоу, журналы о звездах и т. д.

В массовую культуру входит экранная (все, что мы видим на экранах телевизора, компьютера, телефона).

— Элитарная.

Сложная, требует специальных знаний, предпочитается знатоками, целью является самовыражение профессионального автора, со временем иногда переходит в массовую (Бах, Достоевский, Босх).

— Народная.

Создается анонимными авторами (никто не знает, кто придумал кимоно или кокошник), появляется в традиционном обществе, цель — сохранить образец культуры, передаваемый от предков. Кроме всяких древностей сюда относятся анекдоты, легенды.

Эти виды культуры могут взаимодействовать в одном произведении, например, мультики про богатырей — массовая и народная.

Формы культуры:

Субкультура — часть общей культуры, настроенная на определенную группу, создающая круг ее ценностей. Она включает знания, набор социальных ролей, потребности, стиль жизни. Например, качку полагается вести здоровый образ жизни, часто есть и фотографироваться.

Контркультура — оппозиция по отношению к доминирующей культуре (панки, анархисты).

Функции культуры:

— социализация (формирует личность),

— познавательная (дает возможность узнавать что-то новое),

— производственная (является средством и результатом производственного труда),

— коммуникативная (передает опыт от одних людей другим через общение),

— историческая (сохраняет память об исторических событиях, личностях, традициях).

Культура всегда представляет собой симбиоз традиции и новаторства, через которое она развивается. Культура может обновляться за счет новых открытий и за счет диалога культур (социокультурного процесса взаимодействия, становления и развития общечеловеческой культуры).

Проявлением духовной культуры является искусство.

Искусство

Искусство — это социальный институт, занимающийся усвоением и созданием эстетических ценностей, восприятием мира через чувства и образы.

Искусство является субъективным, так как воспринимается каждым человеком по-разному и требует включения воображения.

Эстетика — это наука об искусстве.

Виды искусства:

— пространственные (изображены на пространстве, например, живопись, архитектура),

— временные (композиция разворачивается во времени, например, музыка),

— зрелищные (занимают и пространство, и время, например, театр, кино).

Функции искусства:

— социализация (воспитывает личность),

— эстетическая (формирует вкусы человека),

— гедонистическая (доставляет удовольствие),

— компенсаторная (является утешением),

— познавательная (дает возможность узнавать что-то новое),

— ценностная (содержание конкретных произведений ориентирует людей в существующей системе социальных норм и ценностей),

— общественно-преобразующая (может вдохновлять людей на политические действия).

В произведениях искусства автор через чувства и образы передает свои моральные убеждения.

Мораль

Мораль — социальный институт, регулирующий действительность с точки зрения добра и зла.

Категории морали (понятия, с которыми она работает): добро, зло, справедливость, долг, честь, совесть (внутренний моральный регулятор человека).

Этика — наука о морали (не путать с этикетом — правилами того, в какой руке вилку держать).

Изначально регуляция поведения людей существовала в форме табу — системы запретов в общине традиционного строя (не ешь клевер, а то тебя обезглавит дух ветра). Сейчас эти нормы поделились на:

— нормы морали (добровольные, устные, несистемные), которые оцениваются общественным мнением и совестью, дают простор для толкования, регулируют отношения, подконтрольные и неподконтрольные государству,

— нормы права (обязательные, поддерживаются государственным принуждением, зафиксированные письменно, конкретные и системные, защищают только отношения, подконтрольные государству).

Сравни: держи слово (мораль) и убийство, т. е. умышленное лишение жизни другого человека, наказывается лишением свободы от 6 до 15 лет (право).

Функции морали:

— оценочная (помогает понять, хорошо или плохо поступил человек),

— регулятивная (дает ориентиры правильного поведения),

— контролирующая (аморальное поведение корректируется санкциями),

— ценностная (дает понимание того, что в жизни более ценно: доброе имя или сиюминутное аморальное удовольствие),

— интегрирующая (объединяет людей со схожими моральными принципами).

Моральными ценностями являются патриотизм (любовь к Родине, своему народу), гражданственность (осознание себя как полноправного гражданина, обладающего совокупностью прав и обязанностей), гуманизм (признание человека высшей ценностью, отказ от насилия), трудолюбие, милосердие и др.

Золотое правило морали: не делай другому того, чего не желаешь себе.

Нравственность — практическое следование моральным нормам в повседневной жизни. Нравственная культура характеризует процесс усвоения членами общества устойчивых моральных норм, принципов, идеалов и превращения их в убеждения, регулирующие практическую деятельность.

Нормы морали часто закрепляются в религиозных текстах.

Религия

Религия — социальный институт, связанный с верой в сверхъестественное.

Религиозным объединением в РФ признается добровольное объединение в целях совместного исповедания и распространения веры. Запрещаются деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.

Теология — наука о религии.

Структура религии:

вера — принятие религиозных постулатов без доказательств,

— практика — молитвы, обряды (венчание, отпевание и т. д.),

— символика (крест, бинди),

— религиозное мировоззрение (целостная картина мира и места человека в нем),

— объекты поклонения (святые места, иконы, церкви),

— религиозные нормы (крестить детей, соблюдать пост, носить хиджаб).

Виды религии:

1. ранние формы (в традиционном обществе):

— тотемизм — поклонение общины своему мифическому предку (растению или животному, например, корове),

— анимизм — вера в существование душ отдельно от тел (привидения, духи),

— фетишизм — вера в сверхъестественные свойства предметов (талисман, лечебная икона);

Про ЕГЭ:  Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Основные этапы и сражения Великой Отечественной войны, подготовка к ЕГЭ; задания А, В, С - теория и практика по истории.

2. национальные (выделяют конкретную нацию, являются основой ее религиозной жизни): иудаизм, индуизм, синтоизм, конфуцианство, англиканство и т. д.;

3. мировые (последователи по всем миру, космополитизм, надэтнический характер, проповедуется эгалитарность — равенство всех людей независимо от происхождения):

— буддизм (самая древняя из мировых), имя бога отсутствует, но можно «пробудиться» и стать Буддой, главная книга называется Типитака,

— христианство, имя бога — Бог, книга — Библия, христианство разделяется на ветви: католицизм, православие, протестантизм,

— ислам (самая молодая), имя бога — Аллах, книга — Коран.

Функции религии:

— регулятивная (дает правила жизни в обществе, побуждает к усвоению позитивных нравственных ценностей, достойному поведению),

— контролирующая (могли и на костре сжечь в случае чего),

— интегративная (объединяет верующих),

— дезинтегративная (может и разделять людей, провоцировать войны),

— коммуникативная (передает информацию, является средством общения верующих),

— легитимирующая (узаконивает в общественном сознании правителей — представителей Бога),

— компенсаторная (придает смысл происходящему с человеком, снимает социальное и душевное напряжение),

— мировоззренческая (дает целостную картину мира и места человека в нем).

Атеизм — отрицание существование бога.

Монотеизм — вера в одного бога (например, как в христианстве).

Политеизм — вера в множество богов (как в Древней Греции).

Свобода совести — право человека исповедовать любую религию или быть атеистом.

Секуляризация — снижение роли религии в жизни общества.

Религия всегда создает мировоззрение.

Мировоззрение

Мировоззрение — система ценностей, принципов и знаний, связанных с миром и местом человека в нем.

Носителями мировоззрения могут быть: люди, социальные группы, общества в различные эпохи, общество в целом.

Мировоззрение формируется в результате социализации, поэтому формируется как стихийно, так и осознанно.

Мировоззрение всегда исторично (зависит от уровня развитости общества) и различается во всевозможных обществах (мусульмане смотрят на мир не так, как атеисты).

Структура мировоззрения:

— знания (совокупность результатов познавательной деятельности),

— принципы (основополагающие утверждения),

— убеждения (твердые взгляды на что-либо),

— идеалы (совершенные воплощения чего-либо).

Уровни мировоззрения:

— мироощущение (чувства, настроения человека),

— мировосприятие (образ мира),

— миропонимание (рациональные объяснения явлений).

Классификации мировоззрения:

— по главному понятию: природоцентричное (главное — беречь природу), антропоцентричное (главное — человек), теоцентричное (бог), социоцентричное (главное — благо общества), наукоцентричное (главное — научный прогресс),

— по развитости: житейское, мифологическое (человек, природа и боги не противопоставлены друг другу, а существуют вместе в одной реальности), религиозное, научное,

— по оптимистичности: оптимистическое, пессимистическое,

— по отношению к прогрессу: прогрессивное, реакционное (реагирует на прогресс),

— по желанию преобразований: революционное, консервативное (оставим все, как есть).

Функции мировоззрения:

— социализация (воспитывает личность),

— коммуникативная (формирует связи между людьми),

— ценностная (создает систему ценностей).

На формирование мировоззрения оказывает огромное влияние образование.

Образование

Образование — социальный институт, связанный с передачей знаний и навыков от поколения к поколению.

Уровни образования:

дошкольное (детский сад);

общее (в школе):

— начальное общее (1—4),

— основное общее (5—9) является обязательным,

— среднее общее (10—11);

профессиональное:

— среднее профессиональное (колледж),

— высшее профессиональное (вуз).

Кроме этих уровней существует дополнительное образование (кружки, музыкальная школа).

Порядок приема на обучение в организации среднего и высшего профессионального образования:

— Прием осуществляется по заявлениям лиц, имеющих основное общее или среднее общее образование (для высшего образования нужно иметь среднее)

— Образовательная организация объявляет прием на обучение только при наличии лицензии

— Образовательная организация обязана ознакомить поступающего и (или) его родителей (законных представителей) со своим уставом и др. документами

— Приемная комиссия на сайте и информационном стенде до начала приема документов размещает необходимую для приема информацию (вступительные испытания, условия и др.)

— поступающий предоставляет документ, удостоверяющий личность, документ об образовании, фотографии и др., на каждого поступающего заводится личное дело

— образовательные организации могут проводить вступительные испытания, обеспечивающие конкурсную основу

Порядок организации платных образовательных услуг:

— Организации, осуществляющие образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований, вправе осуществлять за счет средств физических и (или) юридических лиц платные образовательные услуги, не предусмотренные установленным государственным или муниципальным заданием, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях

— Порядок оплаты образовательных услуг устанавливаются локальным нормативным актом и доводится до сведения заказчика и обучающегося до заключения договора

— При обнаружении недостатка платных образовательных услуг, в том числе оказания их не в полном объеме, заказчик вправе потребовать их безвозмездного оказания, уменьшения стоимости или возмещения расходов по устранению недостатков.

— По инициативе исполнителя договор может быть расторгнут в одностороннем порядке при отчислении как меры дисциплинарного взыскания, невыполнении обучающимся учебного плана, установлении нарушения порядка приема, просрочке оплаты.

Система образования включает в себя: образовательные учреждения, органы управления (Министерство образования), образовательные стандарты (ФГОС).

В РФ поддерживаются различные формы образования и самообразования: экстернат, семейное образование и т. д.

Функции образования (его общественная значимость и личностный смысл):

— социализация (воспитывает личность),

— воспитательная (формирует навыки поведения),

— интегративная (объединяет людей),

— экономическая (дает профессию, с которой человек выходит в экономику),

— канал социальной мобильности (помогает подняться в своем статусе),

— обучение основам наук,

— культурная (вводит в мир культурных ценностей).

Тенденции в современном образовании, обеспечивающие получение эффективных в условиях информационного общества навыков:

— гуманизация — индивидуальный подход, ученик как равный субъект в образовании, внимание к личности, ее нравственности и здоровью (поставили пандусы для инвалидов у школы),

— гуманитаризация — большее количество гуманитарных предметов (у физиков добавили 2 часа философии в неделю),

— компьютеризация (электронный журнал),

— интернационализация — схожесть систем образования в разных странах (система бакалавр-магистр),

— рост продолжительности (я училась 10 лет, а вы уже 11),

— непрерывность (после школы вуз, после вуза повышение квалификации всю жизнь),

— демократизация — доступность образования всем слоям общества (а не только аристократам, к примеру),

— профилизация (возможность обучения по различным учебным планам и программам, обеспечивающим специализацию).

В ходе образования человек занимается познавательной деятельностью.

Познание

Познание — процесс получения знаний, навыков и их развития.

У познания, как и у любой деятельности, есть субъект, объект, средства, цель, мотив, результат (достижение знания).

Гносеология — наука о познании.

Виды познания (они же — виды знаний):

• мифологическое (мир не подразделяется на божественный и людской: они как бы существуют вместе, познание осуществляется с помощью поучительных историй),

• религиозное (осуществляется с помощью священных книг, не требует доказательств),

• социальное (это знание об обществе, следовательно, оно не может быть до конца объективным, так как субъект и объект познания совпадают, да и объект постоянно развивается; социальное познание может быть как обыденным, так и научным),

• обыденное (ребенок учится пользоваться телефоном),

• народная мудрость, «здравый смысл» (например, «Куй железо, пока горячо»),

• художественное (осуществляется с помощью искусства, например, Белинский писал, что «Евгений Онегин» — это энциклопедия русской жизни),

• научное (смотри в теме «Наука»).

Существует два уровня познания в зависимости от того, откуда мы берем знания: из чувственного опыта или из рационального мышления.

Обществознание ЕГЭ

Любой вид и уровень познания приводит к какому-то знанию. Но желательно нам получить не просто знание, а истинное знание, не так ли?

Истина

Истина знание, соответствующее действительности.

Признаки (критерии) истины:

— Проверяется на практике — основной критерий. Практика — это деятельность людей, преобразующая реальную действительность. Может быть в форме материального производства (сделать табуретку), социального преобразования (реформы и эксперимента). Практика не только критерий истины, но и цель познания (мы же хотим знание применить).

— Объективность (независимость от мнения других людей, даже ученого сообщества).

— Конкретность (нельзя назвать метафоричное и абстрактное высказывание истинным).

— Логичность (соответствие законам мышления).

— Доказуемость (возможность убедиться в истинности утверждения).

Виды истины:

абсолютная — исчерпывающее, неопровержимое, неуточнимое знание, является скорее целью познания, чем чем-то, реально достижимым,

относительная — знание, соответствующее определенным условиям или определенному уровню развития науки (например, раньше считалось, что атом неделим).

Таким образом, относительные истины сменяют друг друга на пути к абсолютной. Иногда эти изменения настолько фундаментальны, что их называют научными революциями. Научная революция — это радикальное изменение содержания системы научного познания.

По отношению к достижимости истины философы делятся на агностиков (знания невозможно достичь), скептиков (сомнения в достоверности) и гносеологических оптимистов (истинное знание достижимо).

Наиболее эффективно постигает истину научное познание.

Наука

Наука — социальный институт, занимающийся выработкой и систематизацией новых объективных знаний.

Паранаука — околонаучное знание (загадочные, непонятные, недоказанные положения, например, «Человек рождается со сферическим биополем»). Будем отличать ее от лженауки, сознательно вводящей познающего субъекта в заблуждение.

Функции науки:

— познавательная (сообщает новые сведения о мире),

— мировоззренческая (создает научную картину мира),

— прогностическая (дает возможность предвидеть будущее),

— социальная (помогает людям),

— производственная (выступает двигателем производственного прогресса).

В настоящее время осознана социальная ответственность науки за свои открытия и их последствия ввиду противоречивости научного прогресса.

Классификации наук:

— по объекту: точные (о цифрах: математика), естественные (о природе: физика, биология), социально-гуманитарные (об обществе и человеке),

— по применимости: фундаментальные (философия), прикладные (инженерия).

Признаки научного знания:

— проверка на практике (возможность использовать в реальном мире),

— объективность (не зависит от мнения),

— логичность (соответствует законам мышления),

— доказуемость (есть возможность убедиться в истинности),

— готовность к рациональной критике и перепроверке,

— развитый понятийный аппарат (термины) и методология (методы: эксперименты, классификации и др.),

— обобщенность знаний (использование абстрактных понятий, например, «параллелограмм»),

— универсальность (предметом может стать любое явление действительности),

— системность (непротиворечивость),

— воспроизводимость результата в одних и тех же условиях (выведение закономерностей — устойчивых взаимосвязей между предметами реального мира).

Научное познание осуществляется на двух уровнях

Обществознание ЕГЭ

Теоретическое познание пользуется результатами эмпирического, это позволяет теориям быть объективными и доказуемыми.

Оцените статью
ЕГЭ Live