- И что будет на экзамене?
- Почему егэ до сих пор не отменили
- Можно ли отказаться от сдачи егэ и что за это будет. вы спрашиваете — «мел» отвечает
- Что предлагают изменить в егэ
- В чем преимущество егэ
- Зачем нужен егэ
- Как сдать егэ по русскому в 2022 году
- Когда проходят сами экзамены?
- Куда еще можно поступить с егэ по русскому языку, как выбрать вуз
- Медицинские специальности
- Чем можно заменить егэ
- Как проводить итоговую аттестацию
И что будет на экзамене?
Экзамен обычно начинается в 10 часов и длится 3 часа 55 минут. Это время выбрано неслучайно. Если испытание будет длиться 4 часа и больше, детей необходимо кормить. Это нужно организовать. Кроме того, во время перерыва на еду будет сложно следить, чтобы школьники не пользовались подсказками и шпаргалками.
Впрочем, это касается не всех предметов. Например, экзамен по истории и обществознанию длится всего 3 часа.
Если ребёнок опоздает, его должны пустить. Но закончить работу он обязан вместе со всеми, время ему продлевать не будут.
На входе у участников экзамена проверят паспорта. Хотя, если школьник забыл документ, трагедии в этом нет. Его личность может заверить представитель школы. А все его данные будут в списках организаторов.
Экзаменуемых попросят добровольно сдать всё, что проносить в аудитории нельзя, а именно:
- средства связи;
- фото- и видеотехнику;
- всё, что можно использовать как шпаргалки.
Если этого не сделать, и организаторы обнаружат «запрещёнку», с испытания выгонят без права пересдачи в этом году. Так что лучше отнестись к вопросу серьёзно.
Затем участников распределят по аудиториям согласно спискам и рассадят на конкретные места. Менять их нельзя. В аудиториях организаторы раздадут бланки ЕГЭ и проведут инструктаж.
Разговаривать между собой экзаменуемым нельзя. Переписывать себе вопросы на отдельный листочек, чтобы вынести с собой, — тоже. Возможно, учителя и рады бы закрыть глаза на некоторые нарушения. Но аудитории должны быть оборудованы видеонаблюдением. То есть организаторов самих за несоблюдение правил могут наказать. Поэтому лучше делать всё как положено.
Если ученик справится с работой быстро, он может сдать материалы экзамена и выйти из аудитории, не дожидаясь остальных.
Почему егэ до сих пор не отменили
Профессор департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина замечает: ЕГЭ служит в первую очередь итоговой аттестацией по окончании полной средней школы, и задумывался именно для этого, а не как инструмент поступления в вузы.
— Это наш общедоступный бесплатный уровень образования, который мы гарантируем по Конституции, и после школы нужно иметь и механизм оценки достижения образовательных программ, — сказала она «Известиям». — Мы не можем выдать просто так аттестаты зрелости без каких-либо процедур итоговой аттестации.
Она подчеркивает, что если не будет ЕГЭ, то его сразу же нужно заменить на другой формат, что не так просто.
— Поэтому до тех пор, пока не будет предложено альтернативных механизмов аттестации школьников, я считаю, что это выглядит некоторым образом даже нарушением закона «Об образовании», по которому итоговая аттестация обязательно должна проводиться, — заметила Абанкина.
По ее словам, отмена экзамена для некоторых выпускников в пандемийные годы — это абсолютно экстраординарная ситуация, и нельзя считать, что эта же мера может быть принята и в нынешней стабильной ситуации.
— Тогда нужно ставить вопрос: а каким образом наши обучающиеся, которые не будут сдавать Единый государственный экзамен, будут подтверждать, что образовательная программа выполнена полностью, каким образом будет происходить аттестация учащихся, которые обучались 11 лет в школе, — согласна с ней руководитель Ассоциации учителей литературы и русского языка Людмила Дудова.
Она заметила, что нужно говорить не только про вузы, ведь многие средние специальные учебные заведения также принимают студентов на основании результатов ЕГЭ.
— Чтобы принимать такое решение, нужно обсудить целый ряд вопросов, которые возникают, — говорит она. — В условиях эпидемии, наверное, можно было пойти на такое. Но сейчас это будет очень легковесное решение. Тогда нужно думать о модели другого испытания, чтобы не раздавать аттестаты просто так.
Можно ли отказаться от сдачи егэ и что за это будет. вы спрашиваете — «мел» отвечает
До Единого государственного экзамена остаётся совсем мало времени, выпускники начинают всё сильнее переживать и волноваться. А можно ли вообще не сдавать ЕГЭ? И как отказаться от него? Рассказывает учитель истории и обществознания Людмила Путилова.
Вопрос. Можно ли отказаться от сдачи ЕГЭ?
Ответ. Единый государственный экзамен по русскому языку и математике обязателен для выдачи аттестата в 11-м классе — отказаться от этих предметов не получится. Бояться их не стоит: если ученик занимался русским и математикой в школе, ему по силам набрать минимальный балл и получить аттестат.
Старшеклассник может не сдавать только экзамены по выбору, которые дают возможность поступить в вуз по профильному направлению. Для этого нужно написать заявление на имя директора школы или просто не явиться на экзамен — за это не будет никаких санкций.
Если старшеклассник решил не писать ЕГЭ по профильной математике, отказаться от него в пользу базового экзамена можно было только до 1 февраля — это крайний срок выбора предметов ЕГЭ. После этой даты можно попробовать написать заявление, ссылаясь на уважительные причины. Но гарантий, что выпускнику разрешат писать базовую математику, нет.
Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах во «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ответы будут опубликованы в порядке очереди в рубрике «Вопрос — ответ». Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).
Материал подготовила стажёр Светлана Мезенцева.
Изображение на обложке: Alphavector / shutterstock / fotodom
Что предлагают изменить в егэ
Председатель комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова в интервью «Парламентской газете» рассказала о предложениях разрешить выпускникам школ не сдавать ЕГЭ, если они не собираются поступать в вузы. Она напомнила, что в 2020 и 2021 годах из-за пандемии такие правила уже действовали, и возможностью получить аттестат о среднем образовании без единого госэкзамена воспользовались 10% выпускников. Однако, сказала Казакова, подобную инициативу надо проанализировать.
По ее словам, есть риск, что увеличится количество школьников, которые могли бы сдать экзамен и поступить в вуз, однако решили пойти по легкому пути. Казакова заметила, что отговорить от сдачи ЕГЭ, а значит, и дальнейшего поступления в вуз могут и друзья, и родные, и педагоги, которым не хочется «тянуть» ребенка.
— Мы должны об этом подумать, понимая свою ответственность, — говорит она.
Обсуждение, по ее словам, началось после обращений от северных регионов, где много отдаленных населенных пунктов.
Призывы сократить число экзаменов в формате ЕГЭ, отменить его для каких-то категорий россиян или для всех звучат постоянно, несмотря на то, что этот экзамен уже 15 лет сдают во всех школах. Так, в комитете Госдумы по просвещению лежит законопроект депутатов Зюганова, Смолина и Мельникова с призывом сделать ЕГЭ добровольным, чтобы выпускники сами решали — сдавать его или поступать в вуз по итогам вступительных испытаний самого высшего учебного заведения.
Вузам также предлагается определить круг предметов, по которым они не будут принимать результаты ЕГЭ. Авторы инициативы заявляют, что цели введения ЕГЭ на практике исказились — выпускники действительно смогли поступать в ведущие вузы, но не возвращаются домой, увеличивая проблему оттока интеллектуальной молодежи из провинции.
Также депутаты ссылаются на данные, согласно которым 70% всех абитуриентов готовятся к ЕГЭ при помощи репетиторов, которых не каждый может себе позволить, а это лишь «увеличивает неравенство образовательных возможностей». Не нравится депутатам и сам формат экзамена, который якобы формирует несистемное, фрагментарное, «клиповое» мышление.
Лидер ЛДПР Владимир Жириновский в конце декабря предлагал отменить Единый государственный экзамен на Дальнем Востоке, чтобы стимулировать приток студентов в этот регион — по его мнению, если там прием будет формироваться не на основании ЕГЭ, то и абитуриентов будет больше. С инициативой полной отмены ЕГЭ в январе выступил депутат Госдумы Алексей Журавлев.
Заметим, что инициативу сохранить ЕГЭ только для поступающих в вуз ранее оценил глава Рособрнадзора Анзор Музаев, который заявил, что не видит в этом никаких рисков. Он напомнил, что дети, не планировавшие поступать в вузы, сдавали только экзамены по русскому языку и математике, и «ничего трагичного не произошло» — они получили аттестат, но смогут сдать ЕГЭ в последующие годы, если всё же захотят поступать в вузы.
Между тем, в Рособрнадзоре, отвечая на запрос «Известий», заметили, что для тех выпускников, которые не собираются после 11 класса поступать в вузы, упрощение процедуры прохождения итоговой аттестации «снизит мотивацию к обучению».
В чем преимущество егэ
Депутат Госдумы Лариса Тутова считает, что Единый госэкзамен справился со своей задачей — дать больше возможностей ребятам из разных регионов для поступления в лучшие вузы страны.
— Безусловное преимущество ЕГЭ — это хороший инструмент для борьбы с коррупцией в системе образования, — рассказала она «Известиям». — Он укрепляет развитие единого образовательного пространства. ЕГЭ в последние два-три года кардинально отличается от первых вариантов, и я глубоко убеждена, что его централизованная сдача позволяет если не исключить, то минимизировать ошибки в итоговой аттестации выпускников и получить полноценную картину уровня образовательной подготовки будущих абитуриентов.
Она подчеркнула, что отменять ЕГЭ в пользу какой-либо другой системы никто не собирается, но есть планы по его совершенствованию, в частности, в пользу постепенного уменьшения тестовой части в пользу письменной.
Управляющий партнер, директор по бизнес-развитию Skyeng и Skysmart Александр Ларьяновский замечает, что ЕГЭ полностью оправдал себя как инструмент борьбы с коррупцией при поступлении в вуз.
— Но, безусловно, как и любая система, он должен развиваться и модифицироваться, — говорит он. — В частности, перегибы на «натаскивание на ответы» нужно устранять. И, безусловно, необходимо помнить, что сдача экзамена и реальные знания между собой не обязательно связаны. И ключевая проблема системы образования, это не тесты, а отставание школьной программы от реальной жизни.
Леонид Перлов замечает, что ЕГЭ не был тем инструментом, который хорошо проверили перед использованием, однако теперь он стал основой среднего образования.
— ЕГЭ — это инструмент, а любой инструмент хорош, если он хорошо сделан и правильно использован, — говорит Перлов. — Весь образовательный процесс силком затачивали под ЕГЭ в течение 15 лет. Сегодня, хорошо это или плохо, но школа заточена именно под это.
Лытарь также замечает, что сейчас весь период обучения в школе направлен на сдачу экзаменов.
— Но так быть не должно: ученик должен получать знания для их применения в жизни, а не для того чтобы сдать ЕГЭ, — подчеркивает он. — Сейчас на школьников идет колоссальное давление со стороны родителей и педагогов, детям внушают, что вся их дальнейшая жизнь будет зависеть от экзаменов. Мне кажется, нужно как-то более спокойнее к этому относиться.
Зачем нужен егэ
Наша редакция изучила, как сдавали экзамены раньше и почему сейчас поступить в вуз легче.
Как проходили первые выпускные экзамены в Российской империи
Выпускные экзамены в Советской России
Экзамены в Российской Федерации по закону 1992 года
Единый государственный экзамен для выпускников XXI века
Что изменилось с введением ЕГЭ
Выводы
Первые экзамены в российских гимназиях появились в 1837 году. Вузы не справлялись с потоком абитуриентов, и Министерство народного просвещения приняло «Правила испытания для желающих поступить в университеты». Экзамены принимала комиссия, которая выставляла отметки по пятибалльной системе.
В этой системе оценивания «единица» и «двойка» имели смысл. Например, «кол» ставили выпускнику, который «многого из пройденного предмета не понимает, отвечает сбивчиво, пересказывает лишь вытверженное наизусть, притом со многими ошибками и неясно».
В 1840 году шесть университетов Российской империи принимали устные экзамены:
Число выпускников росло, и в 1872 году были приняты новые правила вступительных испытаний. Экзаменационная комиссия состояла из директора гимназии, инспектора, учителей и представителей округа. Испытания были платными и проверяли, имеют ли абитуриенты «достаточную степень умственного развития и зрелости, чтобы с пользою и успехом посвятить себя дальнейшему научному образованию». С 72-го года выпускники гимназий сдавали:
Комиссии гимназий разрабатывали задания экзаменов и отправляли в округ. Окружная комиссия выбирала лучшие задания по каждой дисциплине и отправляла обратно. В день экзамена конверты вскрывали в присутствии учеников и экзаменаторов.
Письменный экзамен во всех гимназиях округа начинался в один день в 10 часов утра. Опоздавшие не допускались. Все ученики рассаживались в просторном зале по одному за столом. Допускалось принести с собой таблицу логарифмов. Предоставлялись письменные принадлежности и проштампованная бумага.
За каждыми десятью гимназистами следил один наблюдатель. Замеченных за списыванием выгоняли. Пересдать можно было лишь через год. При повторном нарушении правил выпускник навсегда лишался права проходить вступительные испытания в России.
Письменные испытания длились неделю, после чего прошедшие их выпускники сдавали устные экзамены.
Уже в то время проверяющие говорили о проблемах оценивания работ. Каждый экзаменатор полагался на субъективные впечатления, не было единых оснований оценки. Например, в устном ответе по истории испытуемый должен был продемонстрировать «ясное представление хода всеобщей истории, в особенности же ясное и точное знание истории греков, римлян и отечественной». Также члены комиссий понимали, что ученики пишут и отвечают устно в состоянии тревоги, что влияет на качество их ответов.
«Положение об единой трудовой школе Российской Социалистической Федеративной Советской Республики» 1918 года отменяло все прежние экзамены. В вузы снова принимали без вступительных испытаний. Абитуриентов было мало, поэтому желающих принимали в университеты до осени 1944 года.
По новым правилам середины XX века к экзамену не допускались «двоечники». Состав комиссии был похож на дореволюционный: директор школы, сотрудник областного отдела народного образования и учителя. Перечень экзаменов включал:
Случались ситуации, когда учителя подсказывали выпускникам или исправляли ошибки школьников синей пастой во время проверки. Завысить или занизить оценку во время устного ответа было ещё проще, ведь ни возможностей, ни требований аудиозаписи ответов тогда не существовало.
К экзаменам допускались даже те, кто имел годовой «неуд» по одному из предметов. В случае провала разрешалось прийти на пересдачу.
После распада СССР российские выпускники 9 классов обязательно сдавали четыре предмета: русский язык, математику и ещё два по собственному выбору. Окончившие 11 класс должны были сдать русский и алгебру письменно, а также минимум три экзамена по курсам школьной программы, кроме физкультуры. При этом выпускники школ, гимназий и лицеев с углублённым изучением предметов обязаны были сдавать экзамены по профильным дисциплинам.
Девятиклассники писали обязательные экзамены в течение 4 часов, в 11 классе на математику отводилось 6 часов, на русский — 5.
Помимо выпускных экзаменов в школе старшеклассникам приходилось сдавать вступительные экзамены в вуз. После «перестройки» 1991 года стали появляться негосударственные вузы, их число росло, и каждый институт, университет или академия проводили собственные вступительные испытания. Некоторые школы сотрудничали с вузами, и выпускные экзамены учеников засчитывались в качестве вступительных, но это было редкостью.
Для подготовки к собственным испытаниям вузы предлагали обучающие курсы для школьников. Часто преимущественное право на зачисление отдавалось окончившим эти курсы. Университетские преподаватели подрабатывали репетиторами, натаскивая школьников на экзамены своего вуза. Нечестные сотрудники университетов умудрялись заранее раздобыть экзаменационные билеты и продать абитуриентам.
Если выпускник планировал подавать документы в разные вузы, ему приходилось готовиться сдавать несколько экзаменов по одному предмету. Например, помимо школьной выпускной математики, ещё одну для поступления в педагогический вуз, и математику в другом формате — в технологический. В результате школьники испытывали чрезмерную интеллектуальную нагрузку в 10-11 классе, а родители часто отдавали последние деньги на подготовительные курсы и репетиторов.
Чтобы навести порядок в системе приёма в вузы, избавить школьников от избыточных экзаменов, уравнять возможности выпускников из разных регионов и снизить уровень коррупции в сфере образования, российское правительство решило ввести единый экзамен. На протяжении несколько лет ЕГЭ проходил в режиме эксперимента в нескольких регионах страны. С 2009 года он стал обязательным в качестве выпускного и вступительного экзамена в России.
Благодаря критике родителей, учителей и представителей вузов содержание и процедура проведения ЕГЭ неоднократно менялись. Сегодня в число предметов для сдачи ЕГЭ входят обязательные русский язык и математика (базового или профильного уровня), а также:
К экзамену допускаются старшеклассники, успешно сдавшие сочинение по русскому языку, не имеющие академических задолженностей и «двоек» по итогам года.
За ходом ЕГЭ следят наблюдатели, процесс проведения транслируется в интернете. Тестовая часть работ проверяется компьютером — влияние субъективной оценки человека исключено. Развёрнутые ответы эксперты проверяют и оценивают по известным критериям, а работы получают в обезличенном виде.
ЕГЭ позволил существенно изменить ситуацию, связанную выпускными и вступительными испытаниями. Хотя для многих старшеклассников экзамены — это стресс, отдача от вложенных сил стала выше. Раньше выпускники готовились сдавать и школьные, и вузовские экзамены. Например, помимо выпускной работы по математике приходилось сдавать отдельные экзамены в каждый вуз, куда абитуриент подавал документы. Сейчас можно сдать ЕГЭ по предмету и отправить результаты в пять вузов.
До ЕГЭ нужно было лично проходить вступительные испытания в каждом вузе, а теперь можно отправить документы и копии сертификатов ЕГЭ почтой или через интернет. Подготовиться и сдать экзамены в ведущие вузы страны тоже можно в своём регионе, а не на курсах при вузе. Благодаря этому выпускники из регионов стали чаще подавать документы в столичные вузы: количество иногородних студентов в университетах Москвы и Санкт-Петербурга увеличилось в три раза.
Единый государственный экзамен повлиял на содержание и процедуру испытаний вступительных испытаний, при этом у ЕГЭ есть и недостатки. Поскольку основная часть заданий ЕГЭ письменные, школьники не стремятся развивать навыки устной речи. Учителя отмечают, что речь выпускников стала более скудной, менее логичной и грамотной.
Другая проблема стандартизированного экзамена — он не охватывает полностью школьный курс по предмету. В результате некоторые школьники вместо того, чтобы изучать биологию или, например, историю, тренируются решать задания ЕГЭ.
- В школе экзамен нужен, чтобы проверить качество подготовки выпускников. В вузе экзамен позволяет провести конкурсный отбор среди абитуриентов. ЕГЭ решает обе эти задачи сразу.
- И в царской России, и в Советском Союзе, и после «перестройки» выпускники сдавали экзамены. Отметки выставляли по пятибалльной системе, критерии были размытыми, сами проверяющие признавали, что оценивание субъективно.
- До введения ЕГЭ в российских вузах процветала коррупция: можно было поступить за деньги или вообще не попасть в вуз, если денег нет.
- Школьники из регионов имели меньше шансов стать студентами столичных вузов, ведь каждый вуз проводил собственный экзамен и готовили к нему тоже при вузе. ЕГЭ уравнивает возможности российских выпускников.
- Критики отмечают, что в ЕГЭ мало устных ответов, а сам экзамен не охватывает всю школьную программу.
- Система экзаменов постоянно меняется, одни вопросы убирают, другие добавляют. Возможно, в ЕГЭ по некоторым предметам через несколько лет будет больше устных заданий.
Как сдать егэ по русскому в 2022 году
1. Не стоит откладывать подготовку к экзамену. Чем раньше начнёте, тем больше шансов получить желаемый результат.
2. Важно чётко представлять, что именно ждёт вас на экзамене: структуру экзаменационной работы, содержание и формулировки заданий. Лучший способ разобраться в структуре — решать пробные варианты. Так вы узнаете свой уровень подготовки на данный момент и определите, какие задания наиболее трудны именно для вас.
3. Необходимо обратить внимание на то, что перспективная модель измерительных материалов включает три новых тестовых задания. Так, для выполнения задания 2 нужно вспомнить стили речи: научный, публицистический, официально-деловой, художественный, а для задания 22 — способы развития мысли во фрагменте текста: указание на следствие или причину, от частного к общему, детализация, сопоставление.
4. Для отработки каждого тестового задания нужно не только повторить теорию, но и вооружиться надёжным алгоритмом его решения.
— Если мы можем подобрать проверочные слова — формы данного слова или родственные слова, в которых гласная в корне оказывается под ударением: например, ребёнок развива́ется (разви́тие), — то перед нами корень с проверяемой гласной.
— Если мы не можем подобрать проверочные слова, — как, например, в словах аттестат, стипендия, — то перед нами слово с непроверяемой гласной корня. Написание таких слов проверяем по словарю и запоминаем.
— Важно помнить о словах с чередующимися гласными корня. В них мы применяем особые правила написания корней с чередующимися гласными, а сами эти корни запоминаем: например, загора́ть — зага́р, выросли — растение. Помните об омонимичных корнях.
— Выберите варианты ответов в соответствии с заданием.
— Ловушка! В корне слова может быть несколько безударных гласных, если хотя бы одна подходит данным в задании критериям, это слово включаем в вариант ответа.
5. При подготовке стоит уделить особое внимание самым «ценным» заданиям. Так, за выполнение задания 26 (27) можно получить 4 первичных балла, а за задание 8 (10) — 5 первичных баллов. В этом задании, как правило, бывает 10 видов грамматических ошибок, перечисленных ниже.
Предлоги благодаря, согласно, вопреки, подобно, наперекор, наперерез употребляются с дательным падежом. Помните, что временно́е значение, то есть после завершения чего-либо, выражается с помощью предлога по и существительного в форме предложного падежа, например: по предъявлении паспорта, по уходе врача.
Это происходит тогда, когда сказуемое не согласуется с подлежащим в числе или роде. Обратите внимание на подлежащие, выраженные сложносокращёнными и несклоняемыми словами, а также словосочетаниями. При выявлении нарушения связи между подлежащим и сказуемым помните, что они могут быть разделены придаточной частью или обособленными членами предложения, например приложением, что, как правило, и приводит к ошибке.
Причастный оборот — это причастие с зависимыми словами. Помните, что причастие согласуется с определяемым, или главным, словом в роде, числе и падеже, определяемое слово не должно входить в причастный оборот, также не должно быть замены действительного причастия на страдательное.
Деепричастный оборот — это деепричастие с зависимыми словами. Деепричастие обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом, следовательно, выполнять дополнительное действие должен тот же субъект, который выполняет основное.
Если в предложении есть название какого-либо произведения, журнала или фильма, то перед нами несогласованное приложение. В том случае, когда назван жанр (роман, рассказ, пьеса), издание (журнал, альманах, газета), название в кавычках должно быть в форме именительного падежа.
Нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм происходит, когда в простом предложении или одной из частей сложного употребляются глаголы разных видов либо разных временных форм.
При переводе прямой речи в косвенную местоимения и глаголы в форме 1-го и 2-го лица должны быть заменены местоимениями и глаголами 3-го лица.
Ошибки в построении предложения с однородными членами возникают при:
— замене частей двойных союзов;
— нарушении порядка слов при их использовании;
— употреблении в качестве однородных глаголов с разным управлением / управляющих разными падежами / требующих разных падежных форм;
— смешении родо-видовых понятий в ряду однородных членов.
Всегда нужно анализировать предложения с союзами и, как…, так и, не только…, но и. При этом части составных союзов должны стоять непосредственно при однородных членах. Кроме того, нужно помнить, что однородными должны быть однотипные конструкции.
Возникает в случае неверного присоединения придаточной части, которое создаёт неоднозначность восприятия смысла предложения. Возможно также избыточное употребление указательного местоимения то или союза что.
Чаще всего связаны с использованием собирательных числительных с существительными женского рода, что недопустимо.
6. Необходимо регулярно писать сочинения, понимая формат ЕГЭ и зная критерии оценки. За сочинение можно получить до 25 первичных баллов. Самая «ценная» содержательная часть сочинения — комментарий: он максимально оценивается в 6 первичных баллов, если соответствует требованиям:
Для простого запоминания правил и успешного выполнения некоторых заданий в ЕГЭ-2022 можно использовать лайфхаки. Перечислим несколько из них.
Склонение сложных количественных числительных
Рассказ о 400 днях экспедиции
400 = 4 100
Четырёх ?
Нота!
О четырёх нотах — о четырёхстах днях
Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. Задание с низким процентом выполнения
При выполнении задания 22
Исключения из правил
Для того чтобы выучить исключения из правил, которые встречаются в каждом тесте, слова с правильным ударением, например сверли́т, зави́дно, трудные случаи образования форм слов, например бдительные сторожа, пара джинсов, — используйте методику изучения иностранного языка: повесьте список слов к определённому правилу на видных местах — в ванной, на кухне, у компьютера. Через несколько дней замените их на слова по другой теме.
⌛ Тайминг и черновик. Просмотрите задания и убедитесь, что все они вам хорошо знакомы. Это успокоит и даст понимание, что ничего страшного нет, ведь вы решали подобные задания.
Старайтесь выполнить тестовую часть на черновике за первые полчаса. Решайте задания по порядку, не мечитесь от одного к другому. За первые 10 минут прорешайте пять-шесть заданий, потом вернитесь к первым трём и перепроверьте себя. После этого беритесь за задание 7. В начале экзамена волнение ощущается наиболее сильно, так что не бойтесь потратить время на проверку первых заданий.
В черновике коротко отмечайте, почему вы выбрали именно этот вариант и пришли именно к такому ответу. При проверке это поможет понять, был ли правильным ход ваших мыслей, когда вы решали это задание.
🗓️ Чередование действий. Решение тестовой части → написание сочинения на черновике → проверка ответов в тестовых заданиях и занесение их в бланк → редактирование сочинения и переписывание его на чистовик.
✍️ Чистовик. Начинайте переписывать сочинение на чистовик не позднее, чем за полчаса до окончания экзамена, даже если не дописали, например, вывод. Черновик не проверяется, поэтому лучше сдать незавершённое сочинение в бланке, чем получить ноль баллов за полный текст, который вы не успели переписать.
🤓 Внимательность. ЕГЭ — это не сложный экзамен, больше баллов набирает не везунчик, а самый внимательный. Когда вы приступаете к заданию, сформулируйте его тему. Если это проверка на знания безударных проверяемых гласных в корне, то варианты с чередующимися гласными — -рос-/-раст-, -клан-/-клон- — нужно исключать.
Поймите, что от вас требуется указать в ответе: выписать слово или номер предложения, в котором оно встречается. Подчеркните в формулировке задания то, что вы должны найти. До 30% баллов теряется из-за того, что задание было прочитано невнимательно и ответ был дан не на тот вопрос.
Изображение на обложке: Алена Молчанова / Dribbble
Когда проходят сами экзамены?
Обычно ЕГЭ сдают с конца мая до начала июля. В 2022 году расписание такое:
- 26 мая — география, литература, химия;
- 30 и 31 мая — русский язык;
- 2 июня — ЕГЭ по математике профильного уровня;
- 3 июня — ЕГЭ по математике базового уровня;
- 6 июня — история, физика;
- 9 июня — обществознание;
- 14 июня — иностранные языки (за исключением раздела «Говорение»), биология;
- 16 и 17 июня — иностранные языки, раздел «Говорение»;
- 20 и 21 июня — информатика и информационно‑коммуникационные технологии.
Есть ещё резервные дни, о которых уже упоминалось ранее. Если школьник пропустил экзамен по уважительной причине или на один день выпало ЕГЭ по двум нужным ему предметам, он может пройти испытание в такие даты:
- 23 июня — русский язык;
- 24 июня — география, литература, иностранные языки (раздел «Говорение»);
- 27 июня — ЕГЭ по математике базового и профильного уровня;
- 28 июня — иностранные языки (за исключением раздела «Говорение»), биология, информатика;
- 29 июня — обществознание, химия;
- 30 июня — история, физика;
- 2 июля — все учебные предметы.
Куда еще можно поступить с егэ по русскому языку, как выбрать вуз
При выборе специальности обязательно прислушайтесь к себе. Вспомните о том, какие предметы вам нравятся больше всего – это очень важно, ведь в выбранной сфере вам необходимо будет работать на протяжении долгих лет. Например, если вы хорошо знаете иностранные языки, то сможете стать лингвистом или военным переводчиком (эта специальность уже открыта для девушек).
Хорошими помощниками в вопросе поиска достойной специальности станут школьная или профессиональная профориентация, психологические тесты, тематическая литература, дни открытых дверей в высших учебных учреждениях. Обязательно обратите внимание на ряд советов, касающихся вступительной кампании:
- Начинайте подготовку за 1–1,5 года. Посещайте курсы при вузе, принимайте участие в различных олимпиадах и научных конкурсах, лауреаты и победители которых имеют льготы при поступлении.
- Уточните наличие/отсутствие общежития, стоимость проживания – актуально для ребят, которые планируют учиться в другом городе.
- Изучите проходные баллы предыдущих лет. Если вы нашли специальность и учебное учреждение, но не проходите по баллам, то рассмотрите менее престижные вузы с аналогичным направлением подготовки. В них конкурс может быть ниже.
- Рассмотире варианты формы обучения. Если студенту необходимо совмещать обучение с работой, то он может выбрать, дистанционную или заочную форму (недоступны для медицинских специальностей). Кроме того, на очно-заочных и заочных отделениях проходные баллы всегда ниже и конкурсы меньше.
Мы рассказали о том, как и в какой вуз поступить с ЕГЭ по русскому языку. Надеемся, что мы помогли вам определить вектор дальнейших действий!
Медицинские специальности
Рассказывая о том, куда поступить с русским языком, стоит упомянуть о медицинских специальностях, пользующихся огромной популярностью у российских абитуриентов. В такие вузы зачисляют ребят, которые успешно сдали ЕГЭ по дополнительным дисциплинам (на выбор вуза, не все четыре предмета, обычно нужны биология и физика):
- химия;
- биология;
- физика;
- математика (профиль).
Речь идет о следующих направлениях подготовки:
- «Фармация» (код: 33.05.01);
- «Стоматология» (код: 31.05.03);
- «Лечебное дело» (код: 31.05.01);
- «Педиатрия» (код: 31.05.02).
Можно выбрать новые специальности, связанные с медицинской биофизикой, кибернетикой, биохимией. Выпускники занимаются молекулярными исследованиями, специализируются на клинической медицине, вирусологии и других актуальных вопросах. Подготовку можно пройти в МГМСУ им. А. И. Евдокимова, Сеченовском университете, Московском Политехе, РУДН и других не только медицинских вузах.
С пакетом ЕГЭ по русскому и биологии / физике / химии / математике можно выбрать направления «Биология» (код: 06.03.01) или «Химия» (код: 04.03.01). Выпускники разных профилей этих специальностей могут заниматься научно-исследовательской деятельностью, преподаванием в учебных заведениях.
Чем можно заменить егэ
С инициативой отменить ЕГЭ для тех, кто не поступает в вузы, согласна, в частности, председатель Ассоциации родительских комитетов и сообществ Ольга Леткова.
— И школе тянуть абсолютно всех ребят на то, чтобы они поступали в вуз, и им самим участвовать в таком марафоне нет никакого смысла, — сказала она «Известиям». — Полностью освободить от экзаменов, наверное, не совсем правильно — нужно какую-то другую форму сдачи экзаменов предусмотреть, может быть, начать возвращение к традиционным формам проверки знаний либо сдавать минимальный набор, русский язык и математику.
Леткова считает, что нужно сделать систему, которая была бы удобной и педагогам, и ученикам. Поступление в вуз, считает она, всё же должно быть самостоятельным шагом. В то же время тем, кто откажется сдавать ЕГЭ, если им это позволят, нужно обеспечить возможность реализовать право на высшее образование, говорит она.
Заместитель директора по академическим вопросам школы «Летово» Наталия Любомирская также положительно относится к этой идее.
— Такие ребята могли бы просто сдать государственный выпускной экзамен вместо ЕГЭ, — сказала она «Известиям». — Для поступления в вузы этого экзамена, конечно, было бы недостаточно. При этом ЕГЭ справляется с функциями и итоговой аттестации, и отбора абитуриентов, но возможность отказа от него в случае, если нет необходимости поступать в вуз, могла бы облегчить жизнь некоторым выпускникам.
Учитель высшей категории, почетный работник общего образования России Леонид Перлов замечает, что не считает ЕГЭ настолько универсальным инструментом, чтобы использовать его одновременно и для аттестации, и для поступления в вузы.
— Он не может быть использован одинаково успешно и для того, и для другого, — пояснил он «Известиям». — Можно оставить ЕГЭ либо для итоговой школьной аттестации, либо использовать его только для поступления в вузы, но тогда нужно придумать другой инструмент для итоговой аттестации.
Член Совета по науке и образованию Молодежного парламента при Госдуме Арсений Лытарь говорит, что к этому вопросу нужно подходить осторожно.
— Я считаю, что единственный экзамен, который должен быть сохранен для тех выпускников, которые не планируют поступать в вузы — ЕГЭ по русскому языку, — говорит он. — Каждый гражданин страны должен уметь грамотно пользоваться своим родным языком. И я не думаю, что в случае отмены экзаменов для таких учащихся, университеты испытают острую нехватку абитуриентов.
Лытарь заметил, что абсолютное большинство тех, кто решил не сдавать ЕГЭ в 2020–2021 годах, и так не набрали бы необходимых для поступления баллов. Более того, в возможности не сдавать ЕГЭ сразу он видит возможность для выпускника спокойно подготовиться к его сдаче в следующем году, если всё же хочется поступить в вуз.
Как проводить итоговую аттестацию
Ирина Абанкина замечает, что ЕГЭ нельзя отменять без наличия альтернативы, но и альтернативу искать обязательно нужно.
— Результаты ЕГЭ носят только предметный характер, но важно не только освоение программы по предметам, все сейчас говорят о важности для выпускников школ и компетентностных результатов, — сказала она. — Речь идет об освоении так называемых ключевых компетенций.
По ее словам, ЕГЭ — это только одно из направлений оценки выпускника, чего в современном мире недостаточно.
Также Абанкина выступает за то, чтобы развивать возможности для перевода сдачи экзаменов в электронный формат, где самое важное — чтобы была уверенность в том, что ребенок сам решает задачи.
Людмила Дудова замечает, что изменения в итоговой аттестации постоянно появляются, но никакой другой модели пока не появилось, что могло бы заменить ЕГЭ. Речь идет лишь о его совершенствовании.
— Во-первых, в этом году совсем не мелкие правки в ЕГЭ внесены по целому ряду предметов, а довольно серьезные изменения, — рассказала Дудова. — Несколько изменились подходы к формулировке заданий, требования к выполнению этих заданий. Проверяются не только фактические знания, но и то, как выпускник может ими владеть на практике. Это тоже не вчера возникло, материалы оттачивались не один год.
Она замечает, что речь должна идти скорее о том, чтобы и дальше расширять возможности вузов по введению дополнительных испытаний для абитуриентов.
В Рособрнадзоре заявили «Известиям», что внимательно прислушиваются ко всем мнениям относительно ЕГЭ, стараясь учитывать их при изменении существующей модели экзамена и формировании перспективных направлений развития процедур проведения итоговой аттестации.
— Экзамен совершенствуется, но мы всегда очень аккуратно подходим к изменениям, — заявили в ведомстве. — Результат экзамена действует четыре года, очень важно сохранять преемственность и не допускать резких перекосов.
Отмечается, что сейчас в экзамене большинство заданий — это задания с развернутым ответом, где выпускник может продемонстрировать в том числе навыки, важные для него в будущем.
— В 2022 году ЕГЭ будет проводиться с использованием новой структуры КИМ, разработанной на основе современных ФГОС: включены новые модели заданий на применение предметных знаний, — отметили в Рособрнадзоре. — Постепенно в экзамен вводятся задания, которые выполняются на компьютере.
При этом существующий формат ЕГЭ отменять не планируется, подчеркнули в ведомстве — его будут только совершенствовать, так как этот формат «наиболее объективно оценивает соответствие полученных в школе предметных знаний требованиям ФГОС и дает равные возможности всем абитуриентам».
Рособрнадзор также сообщил, что разрабатывает модель, при которой роль портфолио школьников с их учебными и внеучебными достижениями будет усилена при поступлении в вузы. Концепция этого портфолио пока находится в разработке.