- Что объединяет людей в годы войны? — аргумент
- Почему люди изменяют? — аргумент
- «сказание о борисе и глебе»
- «а зори здесь тихие…» б. васильева (1969 г.)
- «белая гвардия» м. а. булгакова (1923 г.)
- «бородино» м. ю. лермонтова (1837 г.)
- «слово о полку игореве» (ок. 1185-1187 гг.)
- «судьба человека» м. а. шолохова (1956 г.)
- А.т. твардовский «василий теркин»
- Афоризмы
- Б.л. васильев «а зори здесь тихие»
- В.в. быков «сотников»
- В.г. распутин «живи и помни»
- В.п. катаев «сын полка»
- Военная лирика константина симонова«ты помнишь, алеша, дороги смоленщины…» (1941 г.)
- Всегда ли ожидания соответствуют реальности? — аргумент
- Как воспитание влияет на человека? — аргумент
- Как страх влияет на человека? — аргумент
- Какие качества раскрывает в человеке любовь? — аргумент
- Катаев в. «сын полка»
- Книга про меня
- Литературные аргументы по роману л.н.толстого «война и мир»
- М. зусак «книжный вор»
- М.а. шолохов «донские рассказы»
- М.а. шолохов «судьба человека»
- М.а. шолохов «тихий дон»
- Народная мудрость
- Отношения автора к проблеме
- Поиск смысла жизни — аргумент
- Проблема
- Синонимы к слову «война»
- Синонимы к слову «мир»
- Человек путешествующий
- Э.м. ремарк «три товарища»
- Эпитеты к слову «война»
- Эпитеты к слову «мир»
Что объединяет людей в годы войны? — аргумент
Проблеме единения людей в годы войны посвящено огромное количество произведений русской литературы. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» люди разных сословий и взглядов сплотились перед лицом общей беды. Единение народа показано писателем на примере множества непохожих индивидуальностей.
Так, семья Ростовых оставляет в Москве все свое имущество и отдает подводы раненым. Купец Феропонтов призывает солдат грабить свою лавку, чтобы врагу ничего не досталось. Пьер Безухов переодевается и остается в Москве, намереваясь убить Наполеона. Капитан Тушин и Тимохин с героизмом исполняют свой долг, несмотря на то что прикрытия нет, а Николай Ростов смело бросается в атаку, преодолевая все страхи.
Толстой ярко описывает русских солдат в боях под Смоленском: патриотические чувства и боевой дух людей перед лицом опасности завораживают. В стремлении победить врага, защитить близких и выжить люди чувствуют свое родство особенно сильно. Объединившись и почувствовав братство, народ смог сплотиться и победить неприятеля.
Почему люди изменяют? — аргумент
Наташа Ростова не смогла остаться верной Андрею Болконскому. Она изменила ему духовно с Анатолем Курагиным, даже хотела сбежать вместе с ним. На измену ее толкнули две причины: отсутствие житейской мудрости, неопытность, а также неуверенность в Андрее и ее будущем с ним.
Уезжая на войну, Андрей не выяснил с ней личные дела, не дал ей уверенности в ее положении. Анатоль Курагин же, воспользовавшись неопытностью девушки, обольстил ее. Ростова, в силу своего возраста, не смогла подумать о последствиях своего выбора, от позора ее спас только случай.
«сказание о борисе и глебе»
Памятник древнерусской литературы, который описывает убийства Глеба и Бориса, сыновей князя Владимира Красно Солнышко. Аргументы:
«а зори здесь тихие…» б. васильева (1969 г.)
В произведении находим:
1) изображение разрушительной силы войны
2) образы женщин на войне
3) идею национального духа
4) тему подвига и стойкости духа
5) проблему исторической памяти
«белая гвардия» м. а. булгакова (1923 г.)
В произведении находим:
1) изображение гражданской войны
2) тему сохранения нравственности в условиях войны
3) тему семейных ценностей
4) тему мужества и благородства
В романе мы видим четкое противопоставление мира Турбиных и пространства гражданской войны. Дом Турбиных отличается гостеприимством и уютом: в нем находит приют комичный Лариосик, неожиданно приехавший из Житомира. От жестокости и ужасов гражданской войны главные герои отделены стенами своего дома.
Благородство души проявляют Николка и Най Турс. Най Турс спасает солдат от переохлаждения, требуя, чтобы им были выданы валенки. Его отзывчивость и ответственный подход к людям восхищают Николку. Николка берет такие уроки благородства себе на вооружение.
В романе юноша совершает настоящий подвиг: он идет на риск, чтобы полковник Най Турс был похоронен по христианским обычаям. (Подробнее о героях — см. учебное пособие «Литература. Русский и литература. 11 класс. Часть 2», А. К. Михальской, с. 69)
Противоположностью главных героев — Елены, Алексея и Николки — становятся Василиса (Лисович), пекущийся только о богатстве и накопительстве, и Тальберг, который предает Елену и сбегает с другой женщиной за границу. Ему чуждо ощущение ответственности по отношению к близким, он обманывает доверие Турбеных.
«бородино» м. ю. лермонтова (1837 г.)
В произведении находим:
1) тему патриотизма
2) идею народного духа
3) мотив героического подвига
4) образ русского солдата
Историю о воинских подвигах автор вкладывает в уста участника баталий. Старый солдат — выходец из народа. В нем будто сливаются голоса однополчан:
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!
Солдат — человек простой, вместе с тем ему присущи честность, храбрость и благородство души. Солдат не стремится приукрасить события, показать свою значимость, он правдиво, легко и с особым задором повествует о пережитом на войне. Его рассказ лишен скорби и печали от увиденных кровопролитий.
Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
«слово о полку игореве» (ок. 1185-1187 гг.)
В произведении находим:
1) тему патриотизма
2) проблему народного единения
3) мотив героического подвига
4) женский образ
Пафос патриотизма считывается буквально с первых страниц произведения. Сразу мы встречаем Бояна — «старинного соловья», певца, повествующего о подвигах князей и событиях того времени. Боян хвалит правителей за их удаль, храбрость. Однако сам автор «Слова о полку Игореве», личность которого нам не известна, судит о них по поступкам с точки зрения вклада в общечеловеческое благо.
Так, автор иллюстрирует проявление истинного патриотизма, он подмечает не только личные качества князей, но и их ошибки, которые привели Русскую землю к раздробленности. К примеру, князь Игорь, удовлетворив своё тщеславие, идёт на половцев, обрекая своих воинов на гибель или плен.
В «Слове…» формируется идея единения земель, единения народа, который живет в разобщенных княжествах. «Золотое слово» Святослава напоминает о прежних временах, о воинской славе:
А ведь было время — без щитов,
Выхватив ножи из голенища,
Шли они на полчища врагов,
Чтоб отмстить за наши пепелища.
Плач Ярославны обращает женские стенания к природным силам:
Возлелей же князя, господине,
Сохрани на дальней стороне,
Чтоб забыла слезы я отныне,
Чтобы жив вернулся он ко мне!
Ярославна обращается и к ветру, и к Днепру, и к солнцу. Ее голос слышен издалека. Образ Ярославны вбирает в себя всю боль женщины, ждущей мужа с поля брани.
«судьба человека» м. а. шолохова (1956 г.)
В произведении находим:
1) изображение разрушительной силы войны
2) изображение простого солдата
3) идею национального духа
4) тему мужества и благородства
5) идею обретения смысла жизни после потрясений судьбы
Название произведения М. А. Шолохова подчеркивает, что его герой — собирательный образ человека, пережившего войну. Автор написал историю о человеке, заключив в ней историю миллионов. Судьба Андрея Соколова связана с беспощадностью военного бремени (см. учебник «Литература. Углублённый уровень. 11 класс. Часть 2», В. В. Агеносова, с.198).
В довоенное время в его судьбе тоже случались несчастья: Соколову пришлось участвовать в гражданской войне, в 22 года он потерял родителей. Однако он находит свое счастье с девушкой Ириной, женится на ней, заводит семью, видит, как подрастают дети. У семьи появляются планы на светлое будущее… «А тут вот она, война. На второй день повестка из военкомата, а на третий — пожалуйте в эшелон…»
Честный крестьянин становится солдатом. Он принимает удары судьбы, но, в то же время, проявляет стойкость духа. Лагерфюрер Мюллер видит его духовную силу и даже выказывает жест уважения русскому солдату. Андрея Соколова не покидают надежды на лучшее, пока он не получает известие о том, что жена и дочери погибли.
Дом, который Андрей строил, как строил свое счастье, был разрушен фашистским снарядом. Даже День Великой Победы становится траурным для Соколова, потому что в этот день он теряет последнего родного человека — сына Анатолия. Главный герой остается один, он не чувствует своего героизма, торжества освобождения.
Однако смысл жизни обретается Соколовым, когда он встречает Ванюшку, за которым ухаживает как за родным: «Ночью-то погладишь его сонного, то волосенки на вихрах понюхаешь, и сердце отходит, становится мягче, а то ведь оно у меня закаменело от горя…»
А.т. твардовский «василий теркин»
Поэма о Василии Теркине. Это идеализированный образ человека на войне. Аргументы:
Патриотизм. В образе главного героя Твардовский представил весь русский народ в целом, который смог объединиться и победить врага. Василий идет на фронт не только потому, что это его обязанность, но и осознанное желание. То есть он чувствует искреннее желание помочь Родине и народу. Он должен защитить родные земли от фашистского захватчика, даже если придется пожертвовать собственной жизнью.
- Мужество и героизм. Все намерение защитить Родину Василий подтверждает конкретными действиями. Он бесстрашно взрывает самолет врага и переплывает ледяную реку, чтобы доставить указания на другой берег. В своих поступках никакого подвига и героизма Теркин не видит и думает, что любой бы на его месте поступил так. В поэме не описываются ужасающие картины войны, а передается посыл, как должен поступать человек, чтобы спасти свою страну.
Афоризмы
- «Можно брать города и выигрывать сражения, но нельзя покорить целый народ». Выдающийся ирландский драматург Бернард Шоу говорил о том, что никакая война не способна сломить народный дух, можно выиграть сражение, но нельзя покорить нацию.
- «Мы стремимся к миру, потому что знаем: мир – это тот климат, в котором может существовать свобода». Дуайт Дэвид Эйзенхауэр был не только государственным деятелем, но и генералом армии, поэтом не понаслышке знал обо всех ужасах войны. Он считал, что только в мире человек может быть истинно свободным, война обрекает людей на страдания и подчинение чужой воле.
- «Не проливать ничьей крови, обеспечить покой всему миру и мир своему веку – вот высшая доблесть». Римский философ Луций Анней Сенека призывал человечество жить в мире, трактуя это тем, что наивысшая ценность заключается в сохранении спокойной жизни для каждого человека.
- «Нет более тяжкого преступления, чем ненужная война». Немецкий писатель Лион Фейхтвангер приравнивал войну к самому тяжкому преступлению, совершённому против всего человечества.
- «Скромный мир лучше пышных побед». Немецкий писатель Лион Фейхтвангер считал, что любой мир лучше войны, даже той, которая ведётся ради высоких целей. Ни одна победа не может сравниться с сохранением человеческих жизней.
- «Чуть больше любви, чуть меньше сражений – и мир будет в порядке». Известная американская актриса, драматург и сценарист Мэй Уэст говорила о том, что людям необходимо быть немного добрее, тогда мир станет лучше.
- «Мир настолько благодетелен, что само это слово ласкает слух». Великий древнеримский оратор и философ Цицерон говорил о том, что даже слово «мир» способно принести человеку покой и умиротворение. Он призывал человечество отказаться от войн, которые противоестественны самой людской натуре.
- «Мир – наивысшее благо, какого люди желают в этой жизни». Мигель де Сервантес был ярым сторонником мира, поэтому считал это наивысшим человеческим благом, к которому стремится каждый.
- «Мир – добродетель цивилизации, война – её преступление». Французский писатель Виктор Мари Гюго считал мир – главным достижением развития цивилизации, а война – это преступление против человечества, умышленное уничтожение целых народов и государств.
- «Насильно навязываемые перемирия всегда носят временный характер и не умиротворяют людей». Французский философ и социолог Эмиль Дюркгейм всю свою жизнь посвятил изучению науки об обществе, поэтому хорошо знал его устройство. Желание мира, по его мнению, должно исходить от чистого сердца, иначе это всё не долговременно. Мнимое перемирие не успокаивает людей, а только заставляет их смириться.
Б.л. васильев «а зори здесь тихие»
Повесть рассказывает о чувствах и состоянии людей, которые невольно оказались вовлечены в военные действия. Аргументы для сочинения ЕГЭ:
В.в. быков «сотников»
Василь Владимирович — белорусский писатель, который прошел через Великую Отечественную войну. Аргументы к сочинению ЕГЭ:
Нравственный выбор. Сотников и Рыбак служат в одном полку. Их посылают в деревню, где они сталкиваются с фашистами. Рыбак не бросает раненого товарища в трудную минуту. Ситуация меняется после ареста. Перед бойцами стал выбор: спасти свои жизни и стать полицаем или же умереть во имя Отчизны.
Сотников понимает, что не сможет предать своих товарищей по оружию и отказывается сотрудничать. Рыбак, который отчаянно хочет жить, решает схитрить. Он планировал вступить в сговор с врагом и при первой же возможности сбежать. Однако он попадает в ловушку, с чего и начинается его нравственное падение.
В.г. распутин «живи и помни»
В повести затрагивается проблема дезертирства. Примеры аргументов:
- Предательство. Война поставила Андрея Гуськова перед сложным выбором. Между защитой страны и спасением своей жизни он выбирает второе. Пока в его деревне женщины, старики и дети надрываются на полях, главный герой вынужден ото всех скрываться. Гуськовым движет страх. Он не хочет умирать и думает только о собственном спасении. Во всем герой винит только войну. Распутин откровенно описывает внутренний мир человека, который осознанно пошел на дезертирство.
- Последствия предательства. В преступление Гуськов втягивает свою жену Настену. Ей приходится скрывать от всех, что ее муж вернулся и теперь прячется. Женщина беременна, а вся деревня считает, что она гуляет, пока Андрей воюет. Женщина не выдерживает давления и совершает суицид. Война закончилась, а Гуськов будет жить и помнить о предательстве Родины и о том, что он подтолкнул на страшный шаг своего любимого человека. Это последствия его выбора.
В.п. катаев «сын полка»
Повесть рассказывает, как сказывается на детях война. Аргументы ЕГЭ:
Военная лирика константина симонова«ты помнишь, алеша, дороги смоленщины…» (1941 г.)
В стихотворении находим:
1) образ Родины
2) поэтизацию русской деревни, образа простого народа
3) тему единства народа
Образ Родины Константин Симонов воплощает через мотив дороги. По бесконечно длинной дороге, проходящей через деревни, идут солдаты, изнуренные «злыми дождями». Деревенские жители с отзывчивостью относятся к участи солдат, они подают им кринки, шепчут благословения. Это подбадривает русского бойца за свободу Отечества. В этом пути лирический герой видит всю Россию:
Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась…
В деревне заключена естественность жизни, естественность чувства, потому что, проходя мимо деревенской местности, герой чувствует единение, связь с предками и целыми поколениями. Это будит национальный дух солдата, он осознает, ради чего ему суждено идти по этой дороге.
Ты знаешь, наверное, все-таки Родина —
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти проселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.
Такая ощутимая поддержка меняет настроение бойца. Он обращается к Алеше — своему собрату-солдату — с рассуждениями о том, что именно война заставляет ощутить этот русский дух. Он слышит его повсюду. Голос русского духа исходит и от людей и от природы: пажитей, лесов. Чувствуя такую связь, герой признается, что горд отдать жизнь за свою Родину:
Я все-таки горд был за самую милую,
За горькую землю, где я родился,
За то, что на ней умереть мне завещано,
Что русская мать нас на свет родила…
Всегда ли ожидания соответствуют реальности? — аргумент
Наши представления порой разрушаются при столкновении с суровой действительностью.В подтверждение своих слов хочу привести роман Льва Николаевича Толстого “Война и мир”. Андрей Болконский, отправляясь сражаться с Наполеоном в Европу, представлял себе войну местом средоточия доблести, героизма, храбрости, красоты.
Однако при первом боевом столкновении с французами Болконский видит “непарадную” сторону войны. Войска пытаются переправиться через мост под градом снарядов, кругом царит хаос, бегут солдаты, кричат раненные. Представления Болконского о войне полностью меняются, он понимает, что война лишена красоты и романтики, она преисполнена жестокости и крови.
Как воспитание влияет на человека? — аргумент
На примере семьи Ростовых Толстой описывает свой идеал семейного бытия, добрых отношений между членами семьи. Ростовы живут «жизнью сердца», не требуя друг от друга особого ума, легко и непринужденно относясь к жизненным неурядицам. Им свойственно истинно русское стремление к широте и размаху (напр.
организация Ростовым-старшим приема москвичей в честь Багратиона). Всем членам семьи Ростовых свойственны живость и непосредственность (именины Наташи, поведение Николая на войне, святки). Переломным моментом в жизни семьи становится отъезд из Москвы, решение отдать подводы, предназначенные для вывоза имущества, под раненых, что означает фактическое разорение. Старик Ростов умирает с чувством вины за разорение детей, но с чувством выполненного патриотического долга.
Члены семьи связаны только внешними отношениями. У князя Василия нет отеческого чувства к детям, все Курагины разобщены. И в самостоятельной жизни дети князя Василия обречены на одиночество: у Элен и Пьера нет семьи, несмотря на официальный брак; Анатоль, будучи женатым на польке, вступает в новые связи, ищет богатую жену.
Подлинное лицо князя Василия проявляется в период «дележа» наследства Кирилы Безухова, от которого он ни при каких обстоятельствах не намерен отказаться. Он фактически продает свою дочь, выдавая ее за Пьера. Животное, безнравственное начало, заложенное в Анатоле Курагине, особенно ярко проявляется, когда отец привозит его в дом Болконских, чтобы сосватать за него княжну Марью (эпизод с мадемуазель Бурьен). Анатоль на редкость ординарен и неумен, что, впрочем, не заставляет его отказываться от своих претензий.
Все сочинения
Как страх влияет на человека? — аргумент
В романе-эпопее «Война и мир» можно найти множество примеров поведения человека на войне. Так, офицер Жерков проявляет себя как человек, не готовый жертвовать собой ради победы. Во время Шенграбенского сражения он проявляет трусость, которая приводит к гибели множества солдат.
По приказу Багратиона он должен отправиться на левый фланг с очень важным посланием — приказом отступать. Однако Жерков трусит и не передает послание. В это время на левый фланг нападают французы, и начальство не знает, что делать, ведь они не получали никаких приказов.
Начинается хаос: пехота убегает в лес, а гусары идут в атаку. Из-за действий Жеркова погибает огромное количество солдат. Во время этого сражения получает ранение юный Николай Ростов, он вместе с гусарами смело бросается в атаку, пока другие солдаты находятся в смятении.
В отличие от Жеркова он не струсил, за что и был произведен в офицеры. На примере одного эпизода в произведении мы можем увидеть последствия храбрости и трусости на войне. Страх парализует одних и заставляет действовать других. Ни бегство, ни борьба не гарантируют спасение жизни, однако мужественное поведение не только сохраняет честь, но и придает сил в бою, что увеличивает шансы выжить.
Какие качества раскрывает в человеке любовь? — аргумент
Как и другие героини Толстого, Марья свои лучшие качества раскрывает, переживая любовь. Через общение с Николаем Марья преображается несмотря на внешнюю некрасивость, неоднократно подчеркиваемую Толстым, становится прекрасной. От сравнения с Соней Марья только выигрывает.
Катаев в. «сын полка»
- Война – бесчеловечная и страшная. Здесь люди становятся невероятно жестокими. Они теряют близких. Взрослые стараются всячески обезопасить детей от всех этих ужасов. Ваня Солнцев потерял всю семью. Он бродит по лесу, чтобы пробраться к своим через линию фронта. Там его и находят разведчики. Ваня счастлив. Ему удалось выжить, несмотря ни на что, и пробраться к своим. Капитану Енакиеву хорошо понятно, что в армии детям не место. Он принимает решение отправить Ваню в приемник для детей. Но Ваня убегает и всеми силами стремится вернуться обратно. В конце концов, это ему удается. Капитану приходится смириться. Он видит, что мальчику очень хочется приносить ощутимую пользу. Он рвется в бой. Ваня очень хочет помогать. По собственной инициативе он отправляется в разведку. Рисует карту местности прямо в букваре, но его ловят немцы. Мальчику удается сбежать. Капитана Енакиева восхищает стремление ребенка встать на защиту страны. Но он очень за него переживает. Командир хочет спасти Ваню и поручает ему отнести важное послание. Все погибают. В письме, переданном Ваней, прощание командира с батареей, а также просьба позаботиться о мальчике.
Книга про меня
Музыку называют лучшим лекарством от душевной боли. Так, например, герой романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» Николай Ростов был близок к самоубийству, после того как проиграл в карты крупную сумму. Находясь в тяжёлом состоянии после неприятного разговора с отцом, герой слышит игру и пение своей сестры.
В этот момент Николай Ростов забывает о своих трудностях и неудачах, музыка исцеляет его боль и помогает по-другому взглянуть на мир. Герой понимает, что жизнь в сущности своей прекрасна, а человека делают счастливым не материальные ценности. Услышав пение Наташи, Николай осознаёт, какими мелочными были все его переживания, и почувствовал в себе силы двигаться дальше.
Литературные аргументы по роману л.н.толстого «война и мир»
Литературные аргументы по знаменитому роману Л.Н.Толстого помогут учащимся при написании сочинения на ЕГЭ по русскому языку
В помощь учителю
русского языка и литературы
Литературные аргументы
по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»
Проблема | Пример для аргумента |
Историческая память | Память о войне 1812 года, работа Л.Н. Толстогод романом, достоверность описываемых событий |
Любовь к Родине | Любимые герои Толстого не говорят высоких слов о любви к родине, они во имя её совершают поступки: Наташа Ростова, не раздумывая, уговаривает отца отдать подводы раненным под Бородино, Князь Андрей Болконский получает смертельное ранение на Бородинском поле. Но подлинный патриотизм, по мнению Толстого, в простых русских людях, солдатах, которые без рисовки, без высоких фраз выполняют свой долг, в минуту смертельной опасности отдавая жизнь за Родину. Люди разных сословий ,разных званий, разных национальностей сплотились в борьбе против общего врага, а с такой могучей силой никто не может сладить. Толстой даже пишет, что под Бородиным французская армия потерпела нравственное поражение — наше войско выиграло это сражение благодаря духу и патриотизму. Примером истинного патриотизма служит Пьер Безухов, который на собственные деньги снаряжает ополчение в тысячу человек, сам участвует в Бородинском сражении, остается в Москве, чтобы убить Наполеона. Эпизоды Бородинского сражения, оставление жителями Смоленска, партизанская война |
Ответственность человека за жизнь окружающих | Кутузов, стремящийся к сохранению русской армии в войне 1805-1806 гг, совет в Филях. Образы Кутузова, Наполеона, Александра I. Человек, осознающий ответственность перед родиной, людьми, умеющий в нужный момент понять их, истинно велик. Таков Кутузов, таковы простые люди в романе, которые без высоких фраз выполняют свой долг |
Отцы и дети | Взаимоотношения в семье Болконских: дети не всегда понимают отца, но за строгостью скрывается огромная любовь и беспокойство за них. Атмосфера семьи Ростовых: открытость, доверительные отношения Наташи с матерью |
Воспитание человека | Воспитание в семье Болконских: гордость, честь, понимание жизни Воспитание в семье Ростовых: доброта, искренность, открытость Воспитание в семье Курагиных: приспособленчество, стремление к богатству, эгоизм |
Самопожертвование | Отказ Сони от Николая ради благополучия семьи Ростовых, Соня в эпилоге |
Сострадание, чуткость, милосердие | Наташа, ухаживающая за раненым князем Андреем Попав в плен, Пьер Безухов встретил там простого солдата Платона Каратаева. Платон, несмотря на свои страдания, любовно жил со всеми: с французами, с товарищами. Именно он своим милосердием помог Пьеру обрести веру и научил его ценить жизнь. |
Человек и власть | Наполеон: наслаждение , упоение властью. Гибель улан при переправе через Неман, равнодушие к людям Александр Первый: солдаты-пушечное мясо для удовлетворения амбиций (Шенграбен, Аустерлиц), неспособность принятия стратегически важных решений |
Воздействие искусства на человека | Пение Наташи, влияние на окружающих (влюбленность Денисова), танец Наташи у дядюшки |
Роль личности в истории | Осмысление автором личности Кутузова. Одна из центральных проблем романа – роль личности в истории. Эта проблема раскрывается в образах Кутузова и Наполеона. Писатель считает, что нет величия там, где нет добра и простоты. По мнению Толстого, влиять на ход истории может личность, интересы которой совпадают с интересами народа. Кутузов понимал настроения, желания масс, поэтому был велик. Наполеон думает лишь о своём величии, потому обречен на поражение. Толстой доказывает, что именно народ – творец истории. Миллионные массы простых людей, а не герои и полководцы бессознательно движут общество вперед,создают великое и героическое, творят историю. |
Человек и природа | Небо Аустерлица Старый дуб Лунная ночь в Отрадном Андрей и Пьер на пароме |
Черствое и бездушное отношение к людям | Бездушие офицеров Жеркова, Несвицкого к солдатам, стремление выслужиться |
Честь и бесчестие | Поступки князя Андрея, Пьера( желание защитить честь Наташи после истории с Анатолем), стремление кн.Андрея к честной службе Поступки Элен |
Русский язык | В высшем обществе предпочтение отдают французскому языку, коверкание русских слов с французскими |
Преданность животных человеку | Собака Каратаева, следовавшая за ним в плену |
Взаимоотношения личности и коллектива | Салон Анны Павловны Шерер- «приличьем стянутые маски», неприязнь кн. Андрея к высшему свету, Петя Ростов в партизанском отряде, его умение влиться в коллектив |
Чинопочитание | Стремление Анны Михайловны Друбецкой добыть сыну чин любой ценой, Борис, стремящийся сделать карьеру. Окружение Александра Первого Василий Курагин( мнение о Кутузове, когда тот был в опале и когда назначен главнокомандующим) |
Нравственный выбор | Князь Андрей при Аустерлице Подчинение воле старого князя Болконского. Выбор Наташи между Андреем и Анатолем, ошибка. |
Роль детства в становлении человека | Истоки характера формируются в детстве, в семье (см. воспитание человека) |
Душевная глубина человека | Андрею Болконскому пришлось много пережить, многое переосмыслить, прежде чем он смог простить своего врага, умирающего Анатоля Курагина, интригана и предателя, к которому он до этого испытывал лишь ненависть. Этот пример иллюстрирует способность благородного человека достигнуть подлинной духовной высоты. Размышления кн. Андрея о жизни, понимание мира, людей после испытанных ужасов плена Пьером, переживания Наташи, Сони, Марьи |
Нравственная деградация, низость | Для Анны Михайловны Друбецкой и ее сына главная цель в жизни — устройство своего материального благополучия. И ради этого Анна Михайловна не гнушается ни унизительного попрошайничества, ни применением грубой силы (сцена с мозаиковым портфелем). Долохов, отомстивший Николаю (проигрыш 40000 рублей) за любовь Сони, Анатоль по отношению к Наташе. Элен, ее нравственная деградация, стремление выйти замуж при нерасторгнутом браке. |
Родительская любовь | Помощь графа Ростова Николаю (возврат долга), переживания старого князя Болконского перед смертью о судьбе Марьи, его любовь к детям. Поддержка Ростовыми Наташи в трудные минуты (история с Анатолем, смерть кн. Андрея) |
Героизм | Солдаты на Бородинском поле, батарея Тушина, подвиг князя Андрея |
Поиск смысла жизни | Путь Пьера, вступление в тайное общество, честная жизнь князя Андрея, его размышления перед смертью |
Маленький человек | Сконфуженный, униженный Тушин перед начальством боится оправданий, чтобы не подвести вышестоящее начальство. |
М. зусак «книжный вор»
Действие разворачивается в нацистской Германии. Примеры аргументов для сочинения ЕГЭ:
М.а. шолохов «донские рассказы»
Сборник, куда вошли 8 рассказов, посвященных теме Гражданской войны.Аргументы для сочинения:
Люди меняются, если есть ради кого. Центральным героем в рассказе «Шибалково семя» является Яков Шибалко, человек-боец, который всегда находится в гуще сражения. Он ежедневно наблюдает за убийствами и зверствами солдат и не видит ничего плохого в этом, ведь страна целиком охвачена войной. Убивать противников стало для него делом обыденным. Будучи одиноким человеком, Яков меняется, когда у него рождается сын. Сослуживцы посоветовали ему убить младенца, ударив «головой об колесо», а тот не смог. Неожиданно Шибалко предстает перед читателями в совершенно ином свете – оказывает он еще способен сострадать и чувствовать. Ему не безразлична судьба сына и Яков становится любящим отцом.
- Бессмысленность и жестокость Гражданской войны. По мнению Шолохова, данный вид войны самый опасный из всех, так как против друг другу воюют люди, которые говорят на одном языке. Противостояние красного казачества против белого привело к страшным преступлениям. Только из-за того, что их взгляды отличаются, вырезали целые деревни, брат «шел» против брата, а отцы убивали собственных детей. Люди уподоблялись кровожадным животным, думая, что, убив другого, они становятся ближе к победе. Но в братоубийственной войне проиграли обе стороны. Гражданская война стала трагедией в истории русского народа.
М.а. шолохов «судьба человека»
Рассказ о человеке, которому пришлось пройти не через одну войну. Аргументы к сочинению ЕГЭ:
М.а. шолохов «тихий дон»
В романе описываются события Первой мировой (с 1914 по 1917 г.) и Гражданской войн (с 1917 по 1922 г.).Примеры аргументов к сочинению ЕГЭ:
Народная мудрость
- «Дружно за мир стоять – войне не бывать». Смысл данной пословицы заключается в том, что война никогда не начнётся там, где высоко ценится мир. Дружба способна на многое.
- «Свет победит тьму, а мир – войну». Наши мудрые предки были уверены в том, что мир всегда победит войну, подобно свету, который всегда рассеивает тьму.
- «Цветам нужно солнце, а людям – мир». В этой пословице говорится о том, что мир жизненно необходим людям, так же как и цветам солнце.
- «Мир строит, война разрушает». В данной пословице заложена непреложная истина: война только разрушает всё, что было построено в мире тяжким трудом.
- «Кому мир не дорог, тот нам и ворог». Данной пословицей наши предки выразили своё отношение к тем, кто не ценит мир.
- «Худой мир лучше ссоры». Смысл этой пословицы заключается в том, что любой мир лучше ссор, жизнь в согласии всегда ценится выше раздоров.
- «Соломенный мир лучше железной драки». В данной пословице идёт речь о том, что даже шаткий мир лучше сильной драки.
- «Если народ един, он непобедим». Наши предки были уверенны в том, что единство и сплочённость народа делает его непобедимым. Никакой враг не страшен тем, кто дружно стоит на защите своей Родины.
- «Тучам солнце не закрыть, войне мир не победить». В этой пословице говорится о том, что войны всегда заканчиваются, и наступает долгожданный мир. Войны, как и тучи – временное явление.
- «Мир народу – жизнь будет краше год от года». Наши предки говорили о том, что для лучшей жизни народу необходим мир. Война рушит человеческие судьбы.
Отношения автора к проблеме
Война – это огромное потрясение для любого государства. Это большие потери, убытки в масштабном и личном плане. Молодому поколению трудно прочувствовать все ужасы и лишения, пережитые нашими предками во время войны. Тяжело представить героизм и мужество простых людей: юношей, женщин, детей, стариков.
Поиск смысла жизни — аргумент
Андрей и Пьер совсем не похожи по типу личности (их различие заметно в первой же сцене романа – на светском приеме у Анны Павловны Шерер), но их объединяет и делает близкими общее свойство – необходимость понимания жизни и своего места в ней. Для Болконского, презирающего свет с его ничтожностью и извращенным нравственным миром («Эта жизнь не по мне», – скажет он в разговоре с Пьером), это выражено в стремлении воздействовать на ход событий личным деянием, подвигом.
Для Пьера, перед которым после дуэли его собственная жизнь, как и жизнь всеобщая – современная и историческая, предстает в беспорядке и разрушении, как «завалившееся» здание, возможностью благоустройства становится идея самосовершенствования. Но умозрительные идеи («наполеоновская» у Болконского, масонская у Пьера) не способны справиться с жизненным беспорядком, бессмысленной и неподвластной человеку стихией.
Эти этапы закончатся крушением – разочарованием в масонстве для Пьера, Аустерлицкой катастрофой для князя Андрея. Их путь к истине становится движением к другим людям, и обретается человеческое единение не путем мысли, а путем интуитивного познания и опытом жизни с людьми. В 1812 г.
князь Болконский будет не адъютантом главнокомандующего, но пойдет служить «в рядах», где для него станет понятным зависимость исхода событий от того «общего духа», который есть в нем, Кутузове, Тимохине и в последнем солдате. Для Пьера главными уроками жизни станет понимание «простоты и правды», которые он увидит в солдатах при Бородине, а потом видение той истинности общей народной жизни, которую он почувствует в Каратаева.
Проблема
Значение мира и войны в жизни человека.
Синонимы к слову «война»
Борьба, битва, бой, сражение, междоусобица, кровопролитие, вражда, противостояние, схватка, обстрел, раздор, вторжение, побоище, противоборство, нашествие, столкновение, бомбардировка, блокада, осада, военный конфликт, военные действия, боевые действия.
Синонимы к слову «мир»
Покой, спокойствие, благополучие, мироздание, умиротворённость, умиротворение, свет, гармоничность, жизнь, успокоение, объединение, дружба, любовь, товарищество, преданность, Земля, Вселенная, безмятежность, приоритет, незлобие, добро, доброта, союз, согласие, процветание, обстановка, тишина, лад, мироздание, мирные отношения.
Человек путешествующий
Любимые герои Л.Н. Толстого проходят путь духовных исканий. Например, Пьер Безухов в романе-эпопее «Война и мир» идёт тернистой дорогой к счастью. Вначале он проводит время в компании легкомысленных молодых людей и предаётся развлечениям, женится на весьма посредственной Элен Курагиной, которую интересуют только материальные ценности.
В какой-то момент герой понимает, что выбрал неправильное направление и, продолжая поиски себя и своего места в жизни, оказывается в тайном обществе масонов. Пьеру даже кажется, что он способен на преступление: собирается убить Наполеона, чтобы освободить Отечество от главного врага.
Однако и выполнение этой миссии не смогло бы сделать героя счастливым. Попав в плен, Безухов чувствует, что именно здесь начинается его духовное перерождение. Любовь и внутренняя свобода выходят на первый план в его системе ценностей, и в итоге Пьер Безухов обретает счастье и душевное равновесие рядом с Наташей Ростовой.
Э.м. ремарк «три товарища»
Роман описывает события послевоенного времени, когда люди пытаются оправиться от страшных событий и жить дальше. Аргументы к сочинению ЕГЭ:
Проблема «Потерянного поколения». Наступил долгожданный мир. Три товарища, Готтфрид, Отто и Роберт, смогли выжить и вернуться домой. Однако чувство безысходности и боли, которое появилось с началом войны никуда не делось. Перед глазами все также стояли ужасающие и жестокие события, свидетелями и участниками которых им довелось стать. У них нет настоящего, будущее потеряно, есть только военное прошлое – именно поэтому их окрестили потерянным поколением. Свое спасение три товарища видят в дружбе и выпивке.
- Равнодушие к жизни. Люди привыкли, что на войне их жизни могут в любой момент оборваться. Чтобы с этим справиться, они стали равнодушными ко всему. Равнодушие сохранилось и в мирное время. После увиденного к прежней жизни практически невозможно вернуться. Война глубоко проникает в сознание и меняет мировоззрение. Роберт делает попытку жить — он начинает отношения с Патрицией, но счастье влюбленных длится недолго. Жизнь Патриции уносит туберкулез и в этот момент Роберт чувствует только одно — равнодушие.
Эпитеты к слову «война»
Народная, великая, освободительная, отечественная, мировая, ответная, долгая, нескончаемая, священная, праведная, справедливая, большая, праведная, длительная, всемирная, глобальная, невиданная, победоносная, выигранная, удачная, успешная, скрытая, гражданская, локальная, междоусобная, партизанская, наступательная, революционная, оборонительная, манёвренная, затяжная, афганская, тридцатилетняя, тотальная, крупномасштабная, межпланетная, национальная, национально-освободительная, ядерная, минувшая, грядущая, беспрерывная, всенародная, информационная, непримиримая, осадная, многолетняя, крестьянская, неизбежная, повстанческая, негласная, продолжительная.
Жестокая, агрессивная, ужасная, безрассудная, мучительная, губительная, бессмысленная, безумная, грязная, братоубийственная, несправедливая, захватническая, безрезультатная, бесплодная, проигранная, беспощадная, бесчеловечная, изнурительная, жестокая, зловещая, кровавая, испепеляющая, нещадная, кровопролитная, разорительная, яростная, холодная, ожесточённая, страшная, суровая, тяжёлая, жадная, слепая, истребительная, разрушительная, ожесточённая, злосчастная, проклятая.
Эпитеты к слову «мир»
Долгожданный, таинственный, суетный, цивилизованный, окружающий, долговременный, кратковременный, выдуманный, неизведанный, победный, придуманный, несовершенный, изменчивый, упорядоченный, реальный, органический, послевоенный, зримый, внешний, воображаемый, современный, необъятный, видимый, противоречивый, нерушимый, компромиссный, сказочный, объективный, обыденный, хрупкий, привычный, непривычный, удивительный, дивный, прочный, несовершенный, многократный, существующий, вымышленный, глобальный, блаженный, благодатный, бескровный, справедливый, всеобщий, добрый, желанный, святой, светлый, священный.
Бренный, мнимый, иллюзорный, обманчивый, поддельный, враждебный, несправедливый, жуткий, страшный, болезненный, выстраданный, обречённый, унизительный, неспокойный, неприветливый, лживый, пугающий, падший, ненадёжный, жестокий, опустошённый, кровавый, выгодный, вооруженный, выгодный, корыстный, постыдный, унизительный, убийственный.