- Проведение егэ в 2022 году: что изменится?
- Апелляция
- Даты и правила написания
- Егэ -2022. русский язык. критерии оценивания и баллы.
- Как сдать?
- Критерии оценивания
- Критерии оценивания сочинения на егэ 2022 от фипи
- План сочинения
- Подготовка
- Подробно каждый критерий в формате таблицы.
- Структура егэ по русскому
- Таблица баллов
- Теория
Проведение егэ в 2022 году: что изменится?
Вы, наверное, задаетесь вопросом, что, можно сказать, новое о ЕГЭ по русскому языку в 2022 году? Многомудрый Литрекон выяснил основные поправки, которыми дополнили существующие требования к ЕГЭ. Вот список всех изменений 2022 года.
Рассмотрим основные типичные правила проведения ЕГЭ по русскому языку:
- Выпускник должен приехать в день экзамена за 40 минут до его начала. Безусловно, тех, кто по какой-то причине опоздал, пропустят в аудиторию. При этом школьник не услышит инструкцию от организаторов и уменьшит себе время на выполнение заданий.
- С собой в аудиторию проведения экзамена можно взять только паспорт, воду, чёрную ручку (лучше несколько), а также по необходимости питание.
- Телефон с собой брать категорически запрещено!
- Организаторы проводят каждого выпускника до его места, которое уже заранее определено.
- Школьников рассаживают друг за другом в шахматном порядке.
- Вначале организаторы дают инструкцию выпускникам, а также рассказывают всю полезную информацию об экзамене.
- Затем участники ЕГЭ приступают к заполнению бланков.
- Далее организаторы раздают контрольно-измерительные материалы участникам ЕГЭ.
- Организаторы ЕГЭ отсчитывают время и записывают его на доске с точностью до минут.
- Начинается экзамен. Во время него можно просить у организаторов черновик и дополнительный бланки, однако разговаривать участникам друг с другом строго запрещается.
- Организаторы напоминают о быстротечности времени участникам ЕГЭ за полчаса до окончания.
- Кроме того, выпускники услышат предупреждение и за пять минут до конца экзамена.
- Затем выпускники сдают работу и покидают аудиторию.
Также в 2021 году чиновники разрешили тем, кто не идет в вузы после школы, не сдавать ЕГЭ. Но ГВЭ (упрощенную версию ЕГЭ) сдать все равно придется. Изменения ЕГЭ по русскому в 2022 году не критичны, но они заставляют нас еще тщательнее готовиться и вгрызаться в гранит науки.
Апелляция
Большинство учеников после ЕГЭ по русскому языку смогут спокойно заняться поступлением в вузы. Прошло тяжелое время подготовки. Забыты все дополнительные уроки, беспокойство о предстоящем всероссийском экзамене. Осталось дождаться итогов ЕГЭ и подать документы в подходящий вуз.
Подать апелляцию выпускник может в течение двух рабочих дней после официального получения результата экзамена. Лучше самостоятельно проверить результаты на официальном портале ЕГЭ, а не ждать, пока их сообщит школа. Рассмотреть Вашу жалобу должны в течение 4 дней.Апелляцию нельзя подать, в следующих случаях:
- Если написан краткий ответ на задание.
- Если Вы нарушили правила проведения ЕГЭ.
- Если у Вас неверное оформление работы.
Черновики рассмотрению не подлежат.
Претензию нужно подавать в школу, в которой Вы проходили обучение. Или другое образовательное учреждение. При подаче апелляции заявление нужно написать в двух экземплярах. Один для Вас, другой предназначен для конфликтной комиссии. Далее комиссия устанавливает дату и время проведения апелляции.
Комиссией может быть вынесено два решения:
- Отказать в изменении выставленных балов. Другими словами, проверяющие отклоняют поданную апелляцию.
- Внести изменение в поставленные ранее баллы. Однако в этом случае может быть и обратная сторона справедливости: баллы могут не только поднять, но и отнять, и таких случаев немало.
Поэтому готовиться к апелляции нужно серьезно — основательно изучить все критерии оценки работы.
Маленький совет напоследок от Многомудрого Литрекона: Даже если Вы думаете, что на русском языке собаку съели, все равно готовьтесь к экзамену. Успешная сдача ЕГЭ по русскому языку зависит не столько от приложенных усилий в течение всего учебного года, сколько от знания клише и шаблонов, необходимых для правильного оформления знаний.
Даты и правила написания
Основной день проведения ЕГЭ по русскому языку — это последние дни мая (точная дата пока не уточняется). Это единая дата для всех выпускников, которые планируют обучаться в Российских вузах. Есть еще две резервные даты. Они предусмотрены по нескольким причинам:
- Отсутствие по уважительной причине;
- Работа не закончена вовремя по уважительной причине (стало плохо на экзамене).
Экзамен в 2022 году претерпел серьезные изменения. Работа рассчитана на 210 минут. Допуском к непростому испытанию является «зачет» за итоговое сочинение.
Выпускникам 2021 года важно ознакомиться с особенностями ЕГЭ:
- Проверка знаний, полученных в школе, неизбежна для всех учеников 11 класса. Но в этом году те, кто не собирается поступать в вузы, будут сдавать упрощенную версию ЕГЭ по русскому языку — ГВЭ по русскому языку. Правда, учтите, что с таким сертификатом Вы никуда уже не денетесь: только в армию, роддом или фриланс.
- Экзамен является всероссийским. Формат проведения идентичная для всех.
- В этом году ЕГЭ не сдают досрочно, так как пандемия все еще не дремлет;
- КИМ складывается из 2 частей, они погрузят Вас в 27 заданий.
- Экзамен длится 3,5 незабываемых часа или 210 минут.
- Оценивается работа по-прежнему в баллах, Минимальный порог остался без изменений и составляет 36 баллов. Его успешное преодоление позволяет выпускникам обрести документ об образовании и покой за семейным столом. Если удача отвернется от Вас, и набранные баллы будут меньше 36, то документ об образовании пока останется только в мечтах, как и поступление в вуз. Пересдача возможна только осенью.
- Если Вы неудачно сдали экзамен, не расстраивайтесь. Лотерейные билеты еще найдутся! Есть резервные даты для этих случаев. Дополнительно есть дни пересдачи, они пока уточняются.
Егэ -2022. русский язык. критерии оценивания и баллы.
Материал опубликован на сайте ФИПИ 26.08.2021 г.
№ заданий. | Количество баллов. |
1-7 9-25 | По 1 баллу. |
8 | От 0 до 5 баллов. |
26 | От 0 до 4 баллов. Верным считается ответ, в котором есть все цифры из эталона и отсутствуют другие цифры. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру из списка, экзаменуемый получает по 1 баллу |
27 | 25 балла |
ИТОГО: 57 баллов. |
Часть 2.
Критерии оценивания ответа на задание 27 | Баллы | |
I | Содержание сочинения | |
К1 | Формулировка проблем исходного текста | |
Одна из проблем исходного текста (в той или иной форме в любой из частей сочинения) сформулирована верно. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет | 1 | |
Проблема исходного текста не сформулирована или сформулирована неверно. * Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1–К4 оценивается 0 баллов | 0 | |
К2 | Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста | |
Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций. Указана и проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет. | 6 | |
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к одному из примеров-иллюстраций. Указана и проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет. ИЛИ Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций. Проанализирована, но не указана (или указана неверно) смысловая связь между примерами-иллюстрациями. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет. | 5 | |
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций. Указана, но не проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями. Дано пояснение к 2 приведённым примерам, но не выявлена смысловая связь между ними, ИЛИ Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не указана и не проанализирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет. ИЛИ Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Пояснения к примерами-иллюстрациям не даны. Указана и проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет. ИЛИ Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. Дано пояснение к одному из примеров-иллюстраций. Проанализирована, но не указана (или указана неверно) смысловая связь между примерами-иллюстрациями. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет | 4 | |
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к одному из примеров-иллюстраций. Указана, но не проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет. ИЛИ Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к одному из примеров-иллюстраций. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не указана и не проанализирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет ИЛИ Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Пояснения к примерам-иллюстрациям не даны. Проанализирована, но не указана (или указана неверно) смысловая связь между примерами-иллюстрациями. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет | 3 | |
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Пояснения к примерам-иллюстрациям не даны. Указана, но не проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет. ИЛИ Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Пояснений к примерам-иллюстрациям нет. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не указана и не проанализирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет ИЛИ Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведён 1 пример-иллюстрация из прочитанного текста, важный для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к примеру-иллюстрации. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не указана и не проанализирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет | 2 | |
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведён 1 пример-иллюстрация из прочитанного текста, важный для понимания сформулированной проблемы. Пояснений к примеру-иллюстрации нет. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не указана и не проанализирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет | 1 | |
Проблема прокомментирована без опоры на исходный текст. ИЛИ Примеры-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания сформулированной проблемы, не приведены. ИЛИ В комментарии допущены фактические ошибки (одна и более), связанные с пониманием исходного текста. ИЛИ Прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема. ИЛИ Вместо комментария дан простой пересказ текста. ИЛИ Вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста | 0 | |
К 3 | Отражение позиции автора исходного текста | |
Позиция автора (рассказчика) по прокомментированной проблеме исходного текста сформулирована верно. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет | 1 | |
Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно, или позиция автора исходного текста не сформулирована. | 0 | |
К 4 | Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста. | |
Отношение (согласие или несогласие с автором текста) к позиции автора исходного текста сформулировано и обосновано | 1 | |
Отношение (согласие или несогласие с автором текста) к позиции автора исходного текста не сформулировано и не обосновано. ИЛИ Формулировка и обоснование отношения (согласие или несогласие с автором текста) к позиции автора исходного текста не соответствуют сформулированной проблеме. ИЛИ мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например, «Я согласен/не согласен с автором») | 0 | |
II | Речевое оформление сочинения | |
К5 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | |
Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. В работе нет нарушений абзацного членения текста. Логические ошибки отсутствуют | 2 | |
Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения. В работе нет нарушений абзацного членения текста. Допущена 1 логическая ошибка. ИЛИ Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения. Имеется 1 нарушение абзацного членения текста. Логических ошибок нет ИЛИ Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения. Имеется 1 нарушение абзацного членения текста. Допущена 1 логическая ошибка. | 1 | |
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Нарушений абзацного членения нет. Допущено 2 и более логических ошибки. ИЛИ В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Имеется 2 и более случая нарушения абзацного членения текста. Логических ошибок нет. ИЛИ В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Имеется 2 и более случая нарушения абзацного членения текста. Допущено 2 и более логических ошибки | 0 | |
К 6 | Точность и выразительность речи | |
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи. * Высший балл по этому критерию экзаменуемый получает только в случае, если высший балл получен по критерию К10 | 2 | |
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, Но прослеживается однообразие грамматического строя речи ИЛИ работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи, но есть нарушения точности выражения мысли | 1 | |
Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи | 0 | |
III | Грамотность | |
К 7 | Соблюдение орфографических норм | |
Орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка) | 3 | |
Допущены одна-две ошибки | 2 | |
Допущено три-четыре ошибки | 1 | |
Допущено пять и более ошибок | 0 | |
К 8 | Соблюдение пунктуационных норм | |
Пунктуационных ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка) | 3 | |
Допущено одна–три ошибки | 2 | |
Допущено четыре-пять ошибок | 1 | |
Допущено шесть и более ошибок | 0 | |
К 9 | Соблюдение грамматических норм | |
Грамматических ошибок нет | 2 | |
Допущено одна-две ошибки | 1 | |
Допущено три и более ошибок | 0 | |
К10 | Соблюдение речевых норм | |
Допущено не более одной речевой ошибки | 2 | |
Допущено две-три ошибки | 1 | |
Допущено четыре и более ошибок | 0 | |
К11 | Соблюдение этических норм | 1 |
Этические ошибки в работе отсутствуют | 0 | |
Допущены этические ошибки (одна и более) | ||
К12 | Соблюдение фактологической точности в фоновом материале | |
Фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют | 1 | |
Допущены фактические ошибки (одна и более) в фоновом материале | 0 | |
Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1–К12) | 25 |
При оценке грамотности (К7–К10) следует учитывать объём сочинения . Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом в 150–300 слов.
Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным.
При оценке сочинения объёмом от 70 до 150 слов число допустимых ошибок четырёх видов (К7–К10) уменьшается.
2 балла по этим критериям ставится в следующих случаях:
К7 – орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка);
К8 – пунктуационных ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка).
1 балл по этим критериям ставится в следующих случаях:
К7 – допущено не более двух ошибок;
К8 – допущено одна–три ошибки;
К9 – грамматических ошибок нет;
К10 – допущено не более одной речевой ошибки.
Высший балл по критериям К7–К12 за работу объёмом от 70 до 150 слов не ставится.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то
такая работа по всем аспектам проверки (К1−К12) оценивается 0 баллов.
Если в работе, представляющей собой переписанный или пересказанный исходный текст, содержатся фрагменты текста экзаменуемого, то при проверке учитывается только то количество слов, которое принадлежит экзаменуемому.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Вернутьсяк списку тестов по русскому языку ЕГЭ
Как сдать?
Здесь Многомудрый Литрекон приводит несколько советов по подготовке к ЕГЭ по русскому языку.
- Для выполнения тестовой части ЕГЭ выпускникам 2022 года стоит вспомнить теоретическую часть материала. Для этого не отказывайтесь от электронных версией учебников. Вам помогут и специализированные сборники для подготовки к (лучше всего новые, так как несколько заданий изменилось).
- Можно попрактиковаться, выполняя тестовые задания по русскому языку, их можно найти на официальном сайте ФИПИ. А также тренироваться можно на прошлогодних заданиях ЕГЭ. Они там же.
- Больше читайте. Уровень грамотности у читающего человека повышается автоматически. Вы запомните правописание слов и расстановку знаков препинания, не прилагая особых усилий.
- Добавляйтесь в профильные группы в социальных сетях. Там есть много полезной инфографики, которая облегчит подготовку. Да и рабочая атмосфера в ленте — хорошая мотивация для занятий.
- Не покупайте ответы и шпаргалки! Реальных сливов нет уже несколько лет, зато есть сотни мошенников, которые продают воздушные замки. Лучше рассчитывайте на себя и берегите деньги для более важных целей.
Теперь Вы поняли, что подготовка должна быть всесторонней и длительной. Так что же нужно сделать, чтобы сдать ЕГЭ по русскому 2022 100 баллов?
Многомудрый Литрекон подвел для Вас итоги и кратко описал самые эффективные лайфхаки:
- Выучить правила. Для этого можно сделать домашние стен-газеты и развесить их в самых обитаемых местах. Так Вы автоматически запомните все, что нужно, и без усилий.
- Научиться их применять. Попробуйте общаться в соц.сетях грамотно и просите друзей и родственников поправлять ошибки. Создайте челлендж: пишите большие посты на странице и просите людей, чтобы они подмечали ошибки и недочеты. Это будет отличной мотивацией для саморазвития. В наше время принципиально безграмотно пишут только те, кто в иные времена мог бы рассчитывать лишь на статус крепостного крестьянина. Так что грамотность необходима для приобретения авторитетности в обществе.
- Тренироваться на практических заданиях. Этого добра очень много в интернете и бесплатно, поэтому тратиться на особые сборники не нужно.
- Регулярно писать сочинения. Пишите по штуке в день, они совсем не большие. Используйте нашу краткую инструкцию и шаблоны-клише.
- Заглядывать в гости к Литрекону, если что-то непонятно.
Критерии оценивания
Вы спросите, как же оценивают ЕГЭ по русскому языку? За сочинение можно получить максимум 25 баллов. Есть 12 критериев, по которым будут оценивать написанный текст. Они разделены на три основных блока.
Сочинение проверяют 2 эксперта.
Критерии оценивания сочинения на егэ 2022 от фипи
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций. Указана, но не проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет.
ИЛИ
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций. Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не указана и не проанализирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет.
ИЛИ
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Пояснения к примерамиллюстрациям не даны. Указана и проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет.
ИЛИ
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. Дано пояснение к одному из примеров-иллюстраций. Проанализирована, но не указана (или указана неверно) смысловая связь между примерами-иллюстрациями. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет
План сочинения
План сочинения на ЕГЭ по русскому языку, пример и описание каждого элемента этой работы Вы найдете в гайде от учителя «Как написать сочинение на ЕГЭ по русскому языку». Универсальный алгоритм написания сочинения ЕГЭ по русскому языку выглядит так.
Пример сочинения ЕГЭ по русскому языку 2021 года по демоверсии ФИПИ находится тут.
Другие примеры по текстам прошлого года и из сборника Цыбулько Вы можете найти у Многомудрого Литрекона, используя поиск по сайту. Если чего-то нет нигде, но очень хочется, можете написать ему на почту или в вк группе. Он напишет!
Ваше сочинение не должно быть полностью пересказанным текстом. А также размышления ученика должны соответствовать предложенной проблеме. Если нарушить эти два условия, можно получить ноль за сочинение.
Самый главный совет всех педагогов — это как можно больше практики. Для получения высокого балла на ЕГЭ по русскому языку в 2022 году не стоит надеяться только на просмотр заданий. Поверхностное ознакомление с примерами идеального сочинения не сильно поможет выпускнику получить максимальный балл. Главная Ваша задача — научиться писать сочинения, выделять главное из предложенного текста.
Передовые педагоги всегда дают полезные советы для успешного написания сочинения на ЕГЭ по русскому языку:
- Сначала выполните задания No24—26, что поможет лучше понять предложенный текст.
- Выпишите в черновик все зафиксированные проблемы и выберите ту, которую легче всего комментировать. Все популярные проблемы в сочинениях кратко описаны в этой работе.
- Эксперты рекомендуют оставить 70 минут для написания сочинения. Чтобы уложиться в этот срок, нужно освоить алгоритм написания сочинения на ЕГЭ как свои пять пальцев. Поэтому практика, и еще раз практика.
- Объем текста должен быть 200—250 слов, но не более 400: чем дольше Вы затягиваете, тем больше шансов допустить лишние ошибки. Минимизируйте в тексте содержание «стоп-слов» (неправильных оборотов, излишних обобщений, ошибочного применения местоимений и др.). Помните: если не знаете, как писать слово или фразу, замените их тем, в чем Вы точно уверены.
- Написать сочинение на ЕГЭ по русскому языку правильно помогают клише и шаблоны. Нужно больше формализма и зауми, чтобы покорить сердца проверяющих и преуспеть в этом деле не хуже песен Стаса Михайлова!
Подготовка
Многомудрый Литрекон подготовил Вам рекомендации, чтобы получить высокий балл при сдаче ЕГЭ по русскому языку 2022. Есть несколько основных направлений подготовки, которые нужно проработать, чтобы на экзамене не было мучительно больно за впустую потраченное время.
Подробно каждый критерий в формате таблицы.
Если у вас остались вопросы — пишите в комментариях.
Структура егэ по русскому
ЕГЭ по русскому языку традиционно состоит из двух частей.
- Первые 26 заданий с кратким ответом, которые рассматривают все области школьной программы: орфография, пунктуация, языковые нормы, работа с текстом базового и повышенного уровня сложности. Заданий базового уровня сложности 24, повышенного — 3.
- Вторая часть — это сочинение-рассуждение, оно показывает умение ученика делать выводы на основе исходного текста.
Более детально специфика заданий ЕГЭ по русскому языку обозначена в таблице баллов:
Проверяемые элементы содержания и виды деятельности | Уровень сложности задания | Максимальный балл за выполнение задания |
Задание 1. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров | Б | 1 |
Задание 2. Средства связи предложений в тексте. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения | Б | 1 |
Задание 3. Лексическое значение слова | Б | 1 |
Задание 4. Орфоэпические нормы (постановка ударения) | Б | 1 |
Задание 5. Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости) | Б | 1 |
Задание 6. Лексические нормы | Б | 1 |
Задание 7. Морфологические нормы (образование форм слова) | Б | 1 |
Задание 8. Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления | Б | 5 |
Задание 9. Правописание корней | Б | 1 |
Задание 10. Правописание приставок | Б | 1 |
Задание 11. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-) | Б | 1 |
Задание 12. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий | Б | 1 |
Задание 13. Правописание НЕ и НИ | Б | 1 |
Задание 14. Слитное, дефисное, раздельное написание слов | Б | 1 |
Задание 15. Правописание -Н- и -ННв различных частях речи | Б | 1 |
Задание 16. Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами). Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами | Б | 2 |
Задание 17. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями) | Б | 1 |
Задание 18. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения | Б | 1 |
Задание 19. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении | Б | 1 |
Задание 20. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи | Б | 1 |
Задание 21. Пунктуационный анализ | Б | 1 |
Задание 22. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста | Б | 1 |
Задание 23. Функционально-смысловые типы речи | Б | 1 |
Задание 24. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению | Б | 1 |
Задание 25. Средства связи предложений в тексте | П | 1 |
Задание 26. Речь. Языковые средства выразительности | П | 4 |
Задание 27. Сочинение. Информационная обработка текста. Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации | П | 25 |
Подробный разбор каждого задания с примером выполнения Вы найдете здесь.
Таблица баллов
Оценивание ЕГЭ по русскому языку происходит с помощью баллов. Выполнив все 27 заданий из КИМа ЕГЭ 2021, выпускник получает максимальное количество баллов – 58. В прошлом году было 59. Скоро мы добавим новую таблицу перевода баллов, когда она появится в официальных источниках.
Если их перевести в соответствии с таблицей, разработанной ФИПИ, то они превратятся в 100 тестовых баллов. За выполнение отдельных заданий первой части в 2022 году предусмотрены также максимально возможные баллы:
- Задания с 1 по 7, с 9 по 15, и с 17 по 25 принесут выпускнику максимально по 1 б.
- Задание номер 16 максимально оценивается в 2 б.
- Задание номер 26 максимально оценивается в 4 б.
- Задание номер 6 принесет максимально 5 б.
Итого выпускник за первую часть заданий может получить 34 балла.
Оценивается ЕГЭ по Русскому языку определённым количеством первичных баллов. Считается итоговая сумма. Далее идет перевод баллов ЕГЭ по русскому языку с помощью специальной таблицы. Тестовым баллам соответствует отметка по пятибалльной шкале:
- 1.5 баллов — более 72 тестовых;
- 2.4 балла — от 58 до 71 тестовых;
- 3.3 балла — от 36 до 57 тестовых;
- 4.2 балла — менее 35 тестовых.
Перед Вами таблица перевода баллов на ЕГЭ по русскому языку 2021 года.
Первичный балл | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 |
Тестовый балл | 55 | 56 | 57 | 59 | 60 | 61 | 62 | 64 | 65 | 66 | 67 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 76 | 78 | 80 | 82 | 84 | 86 | 88 | 90 | 93 | 95 | 97 | 99 | 100 |
Первичный балл | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Тестовый балл | 0 | 3 | 5 | 8 | 10 | 12 | 15 | 17 | 20 | 22 | 24 | 26 | 28 | 30 | 32 | 34 | 36 | 38 | 39 | 40 | 41 | 43 | 44 | 45 | 46 | 48 | 49 | 50 | 51 | 53 | 54 |
Кстати, в этом году у всех есть возможность добавить себе баллов к ЕГЭ с помощью вот этих способов.
Теория
Вся теория, которая понадобится для получения ста баллов на ЕГЭ, размещена в кодификаторе. Для успешного выполнения заданий на ЕГЭ по русскому языку по русскому языку нужно повторить теоретические знания по таким вопросам:
- Ударения и паронимы. ФИПИ подготовили сборник, где собраны только те слова, которые будут на ЕГЭ. Это касается и паронимов. Ваша задача запомнить эти слова.
- Лексические нормы. Изучите лексические нормы, чтобы видеть некорректные формулировки.
- Морфологические нормы. Внимательно изучите правила, чтобы не было сложностей в образовании формы слов.
- Синтаксические нормы. Главное — разберитесь, что такое синтаксические ошибки и какие подсказки помогут обнаружить их.
- Орфография. Необходимо четко понимать, что такое чередующиеся корни и какие они бывают, разбираться в группах приставок, выучить все правила для правописания суффиксов. А также нужно вспомнить про спряжение, глаголы-исключения, правило написания двух НН. Нужно уметь отличать отглагольное прилагательное от причастия.
- Пунктуация. Стоит вспомнить правила постановки запятых, двоеточий и тире в предложениях.
- Типы речи. Нужно понимать классификацию типов речи и иметь навыки анализа текста.
- Языковые средства выразительности. Повторите языковые средства выразительности.