Как решать 12 задание ЕГЭ по русскому языку ⋆ MAXIMUM Блог

Как решать 12 задание ЕГЭ по русскому языку ⋆ MAXIMUM Блог ЕГЭ

.2.1 Основное пра­ви­ло обособления де­е­при­ча­стий и де­е­при­част­ных оборотов.

В от­ли­чие от при­ча­стий и при­част­ных оборотов, оди­ноч­ные деепричастия и де­е­при­част­ные обороты вы­де­ля­ют­ся запятыми всегда, не­за­ви­си­мо от места их расположения.

Случаи, когда деепричастия не выделяются, то есть не обособляются, не влючены в задания ЕГЭ и не входят в объём информации, необходимой для выполнения задания 16.

.2. Обособленные обстоятельства. Основные понятия

Обособленные об­сто­я­тель­ства — это оди­ноч­ные деепричастия и де­е­при­част­ные обороты. Де­е­при­ча­стие — осо­бая форма глагола, от­ве­ча­ет на во­про­сы что делая? и что сделав?, от­но­сит­ся всегда к гла­го­лу и обо­зна­ча­ет добавочное дей­ствие по от­но­ше­нию к основному.

Например, в пред­ло­же­нии Сде­лав боль­шой круг по га­зет­но­му пе­ре­ул­ку в Кис­лов­ке, Левин опять вер­нул­ся в го­сти­ни­цу и, по­ло­жив перед собой часы, сел, ожи­дая две­на­дца­ти. вы­де­лен­ные слова — деепричастия, подчёркнуты как об­сто­я­тель­ства вместе с за­ви­си­мы­ми от них словами, то есть де­е­при­част­ны­ми оборотами (=ДО)

.1 Обособленные определения. Основные понятия.

Обособленные определения — это вы­де­лен­ные по смыс­лу при по­мо­щи ин­то­на­ции и за­пя­тых определения.

Следовательно, необособленные  — не выделенные запятыми и интонацией.

Вы­ра­жа­ют­ся как обособленные, так и не­обособ­лен­ные определения чаще всего* полными фор­ма­ми при­ла­га­тель­ных или причастий. Это согласованные определения, то есть оно со­гла­су­ет­ся в роде, числе и па­де­же со своим глав­ным сло­вом (= ГС). Как обособленные, так и не­обособ­лен­ные определения обозначают при­знак предмета (главного слова).

*Обратите внимание: случаи обособления несогласованных определений, выраженных именами существительными, в данном разделе не рассматриваются, так как задания ЕГЭ не содержат подобных примеров.

Если у опре­де­ле­ния нет зависимых слов, то это одиночное определение.

Если от определения можно задать вопрос к другому слову (словам), то есть при опре­де­ле­нии есть за­ви­си­мые слова, его на­зы­ва­ют распространённым. Самый яркий при­мер распространённого определения— при­част­ный обо­рот (=|ПО|).

Пример 1.Машина(какая?) (ГС) «скорой помощи» , |стоящая поперёк мостовой|, успе­ла при­влечь зевак. Определение к слову «машина» выражено причастием «стоящая»; от него мы задаём вопрос где?  — к «поперёк мостовой». И причастие, и зависимые от него слова включаются в причастный оборот.

Пример 2. Точно так же бы­ва­ют обо­ро­ты при имени прилагательном: На стек­ле (ГС) каком?, |се­реб­ря­ном от инея|, мороз на­ри­со­вал узоры. От при­ла­га­тель­но­го «серебряном» ста­вит­ся во­прос от чего ? к «от инея», следовательно, при­ла­га­тель­ное и за­ви­си­мое слово со­став­ля­ют определительный оборот(=|ОО|).

И причастный, и опре­де­ли­тель­ный обо­рот яв­ля­ют­ся одним чле­ном предложения — определением.

Если опре­де­ле­ний несколько, то они могут быть однородными, если они от­но­сят­ся к од­но­му члену пред­ло­же­ния и между ними есть (или можно вста­вить) союз И или есть запятые;

и неоднородными, если от­но­сят­ся к раз­ным чле­нам пред­ло­же­ния и между ними нет или нель­зя вста­вить союз И или нет запятых.

Приведём при­ме­ры распространённых од­но­род­ных определений, вы­ра­жен­ных при­част­ны­ми оборотами:

Пример 3: Мальчишка, |катавшийся на санках| и |игравший с сестрёнкой|, оказался сыном нашего соседа.

К главному слову мальчишка относятся два распространённых определения, каждый из которых выражен причастным оборотом: «катавшийся» зависимые слова и «игравший» зависимые слова

Схема: ГС (ПО и ПО).

Как видите, между двумя од­но­род­ны­ми ПО за­пя­тая не ставится, по об­ще­му пра­ви­лу упо­треб­ле­ния за­пя­тых при од­но­род­ных членах, соединённых оди­ноч­ным со­ю­зом И.

Пример 4: В сле­ду­ю­щем при­ме­ре распространённые определения не яв­ля­ют­ся однородными, так как от­но­сят­ся к раз­ным чле­нам предложения:

Мальчишка, |катавшийся на санках|,(1) и |играющий со своей дочкой|соседоказались папой и сыном. Катающимся был мальчишка, а играющим — сосед.

Схема: ГС ПО, ИПО ГС. Если вы­бро­сить оба оборота, пред­ло­же­ние не сломается: Маль­чиш­ка и сосед ока­за­лись папой и сыном. За­пя­тая под но­ме­ром 1, таким образом, нужна не для од­но­род­ных определений, а для гра­ни­цы пер­во­го при­част­но­го оборота.

.1.1. БАЗОВОЕ ПРАВИЛО обособ­ле­ния определений

Вернёмся ещё раз к примеру Мальчишка, |катавшийся на санках|, и |играющий со своей дочкой|соседоказались папой и сыном.

Почему после слова «мальчишка» перед ПО (=причастным оборотом) стоит запятая, а перед словом «сосед» нет?

Существует ряд правил, регламентирующих это. Определим самое важное, практически единственное правило, которое нужно знать при выполнении задания 16 при работе с определениями.

Причастный (определительный) обо­рот всегда обособляется, если стоит после глав­но­го слова.

Вот по этой схеме обособление происходит всегда: ГС ПО.

Пример 5: Человек, |не пом­ня­щий прошлого|, ли­ша­ет себя будущего. Обособился причастный оборот, стоящий после главного слова.

Пример 6: Были слыш­ны звуки, |похожие на стоны деревьев|.Схема: ГС ОО.

Обособился определительный обо­рот, стоящий после после глав­но­го слова

Меняем ме­ста­ми ПО и ГС в приведённых предложениях:

Пример 7.|Не пом­ня­щий прошлого| человек ли­ша­ет себя будущего. Обособ­ле­ния нет, так как схема иная: ПО ГС

Пример 8. Были слыш­ны |похожие на стоны деревьев|звуки.Обособления нет. Схема: ОО ГС

Обратите внимание:Нет такого правила: при­част­ный обо­рот вы­де­ля­ет­ся запятыми. Совершенно необходимо соблюдение условий для его выделения.

.1.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРАВИЛА обособ­ле­ния определений

Нижеприведённые правила можно назвать дополнительными только с точки зрения необходимости для выполнения задания 16. Эти правила входят в школьный курс русского языка, обязательны для изучения, но в заданиях ЕГЭ написания, регламентированные данными правилами, не встречались.

1. Причастный оборот должен обособляться в позиции перед опре­де­ля­е­мым словом, если опре­де­ле­ние имеет зна­че­ние при­чи­ны или уступки.

Пример 9: |Измученная мно­го­днев­ной засухой|, земля жадно уто­ля­ла жажду. (Почему земля утоляла жажду? Потому, что была из­му­че­на засухой.) Схема: ПО ГС.

Пример 10: |Украшенная блестящими шарами|, ёлка то и дело привлекала внимание котёнка. Почему елка привлекала внимание? Потому что была украшена. Схема: ПО ГС.

Пример 11: Выросший в нищете и голоде, Павел враждебно относился к тем, кто был в его понимании богатым. Почему так относился? Потому что вырос в нищете.

Схема: ПО ГС.

Если зна­че­ния причины нет, то обо­рот по об­ще­му пра­ви­лу не выделяется.

|Повешенный на дерево|скворечник в этот же день ока­зал­ся заселенным. (Нет причины, нель­зя утверждать, что его за­се­ли­ли потому, что он ока­зал­ся повешенным. Обособ­ле­ния нет, действует базовое правило.)

2.Обособление про­ис­хо­дит всегда, если опре­де­ле­ние от­но­сит­ся к лич­но­му местоимению.

Схема: ПО (ГС=ЛМ)., где ЛМ личное местоимение.

Пример 12|Увлечённый разговором|, он прислушался.

Пример 13Разгорячённый и взволнованный, он вбе­жал в комнату.

Пример 14Обогащенный новыми понятиями и чувствами, он принялся перечитывать опять свои книги.

Очень часто эти два правила сочетаются в одном предложении:

Пример 15Утомленный ходьбой по болоту, забрел я в сарай и заснул глубоко: с одной стороны есть причина (почему заснул?), с другой — главное слово-личное местоимение.

Вышеперечисленные правила относились к обособлению причастных и определительных оборотов.

Существует ещё один тип обособления, отличающийся от других.

3. Обособляются несколько нераспространённых определений, соединённых со­ю­зом и (или без него, с запятой), стоящие после глав­но­го слова.

Схема: ГС Определение И Определение.

Пример 16 Мартовская ночь, об­лач­ная и туманная, оку­та­ла землю.

Пример 17 Весенний дух, весёлый и беспутный, ходил повсюду.

Обращаем вни­ма­ние на то, что в за­да­ни­ях очень часто встре­ча­ют­ся предложения с двумя−тремя при­част­ны­ми (определительными) оборотами, что услож­ня­ет процесс вы­де­ле­ния их границ. При этом может получиться, что обо­ро­ты либо по­сле­до­ва­тель­но идут друг за другом, либо встра­и­ва­ют­ся один в другой, либо находятся справа и слева от ГС.

Приведём при­ме­ры разбора наи­бо­лее трудных пред­ло­же­ний с обособ­лен­ны­ми и не­обособ­лен­ны­ми опре­де­ле­ни­я­ми

ПРИМЕР 1. Из­да­ли он уви­дел дом, |не­по­хо­жий на дру­гие|, |по­стро­ен­ный каким-то ита­льян­ским ар­хи­тек­то­ром|.

ПРИМЕР 2. Над ещё не улёгшим­ся после не­дав­ней бури бес­край­ним морем воз­вы­ша­лось небо, уни­зан­ное ярко мер­цав­ши­ми звёздами.

.2.2 Особые случаи. По­ста­нов­ка запятых при не­сколь­ких сказуемых или не­сколь­ких оборотах (одиночных деепричастиях).

Сложность за­да­ний состоит за­ча­стую в том, что в пред­ло­же­нии могут быть раз­лич­ные комбинации со­че­та­ний обособленных об­сто­я­тельств и сказуемых. Например, при одном ска­зу­е­мом могут быть два (и более) ДО или оди­ноч­ных деепричастия; могут быть два, три сказуемых, и каж­до­му свой (свои) ДО. Рас­смот­рим эти ва­ри­ан­ты подробнее.

1. В предложении два однородных сказуемых, а деепричастный оборот относится к одному из них.

Пример 1. В кар­ма­не галифе Сер­гей нащупал крош­ки махорки и, осторожно стрях­нув его со­дер­жи­мое в руку, завернул тол­стую неуклюжую цигарку.

В пред­ло­же­нии два од­но­род­ных сказуемых, ДО от­но­сит­ся к ска­зу­е­мо­му «завернул». Де­е­при­част­ный оборот, на­хо­дя­щий­ся после союза И, от­де­ля­ет­ся от него за­пя­той (союзы не вклю­ча­ют­ся в де­е­при­част­ный оборот). Заметим, что ДО легко ис­клю­ча­ет­ся из предложения, если гра­ни­цы оборота вы­де­ле­ны верно, то пред­ло­же­ние не сломается:

2. Если к од­но­му сказуемому от­но­сит­ся несколько ДО, то есть при со­че­та­нии деепричастных оборотов, знаки пре­пи­на­ния между ними рас­став­ля­ют­ся так же, как и при од­но­род­ных членах предложения:

Пример 2. Он пошел, пошатываясь и все под­дер­жи­вая голову ла­до­нью левой руки, а правой тихо дер­гая свой бурый ус.

3. Де­е­при­част­ные обороты, от­но­ся­щи­е­ся к разным глаголам-сказуемым, вы­де­ля­ют­ся по отдельности:

Пример 3. Сергей, постояв еще минуту, мед­лен­но направился к груде угля и, аккуратно под­сте­лив полу шинели, сел на боль­шой кусок антрацита. Ска­зу­е­мых два, к каж­до­му относится свой де­е­при­част­ный оборот.

Если рядом сто­я­щие деепричастные обо­ро­ты относятся к раз­ным глаголам-сказуемым и союз и не вклю­ча­ет­ся в их состав, то каж­дый из них вы­де­ля­ет­ся отдельно:

Пример 4Он стоял, прислонясь к груде ци­би­ков чая, и, бесцельно по­гля­ды­вая вокруг себя, барабанил паль­ца­ми по своей трости, как по флейте.

Задание 12 егэ 2022 русский язык — практика с ответами

Практика для отработки задания №12 ЕГЭ по русскому языку (правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий) с ответами.

Автор: Чичуга Г. А.

→ скачать задания docx

теория по заданию №12

тесты

Примеры заданий:

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) стащ..т (кошка), разоря..т
2) паш..т (пахарь), стел..т (мама)
3) означа..т (приметы), запреща..щие
4) дыш..т, замира..щие
5) тревож..т, очищ..нная

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1. дремл..щий, (они) гон..тся (друг за другом)
2. установл..нный, неуправля..мый
3. (они) шепч..тся, маш..щий (крыльями)
4. (вы) остан..тесь, встрет..вшись
5. насто..нный, леле..мый

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1. уполномоч..нный, слыш..мый
2. опаса..шься, потрат..вший
3. закле..шь, неслыш..мый
4. посе..шь, потрач..нный
5. помож..шь, движ..мый

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) (он) скле..т (вазу), слыш..мая (музыка)
2) занавеш..нное (окно), (они) тащ..т (бревно)
3) леле..мая (мечта), почу..вший (опасность)
4) брызж..щий (искрами), щебеч..т (птицы)
5) выруч..нный (из беды), удерж..нный (налог)

Связанные страницы:

Задание 12 егэ по русскому языку 2022. теория и практика.

Из демоверсии ЕГЭ по русскому языку ФИПИ

«Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) намаж.шь, накле..вший
2) рассмотр..шь, оконч..вший
3) подремл..шь, определя..мый
4) подпрыгн..шь, невид..мый
5) кол..щийся (предмет), (льды) та..т»

1) Внимательно читаем задание и варианты;

2) Определяем время представленных слов. Это важно, так как от времени зависит выбор правила;

3) Для слов настоящего и будущего времени подбираем инфинитивы, от которых они образованы (не забываем о виде: он должен быть одинаковым у слова и инфинитива, лучше задать вопрос);

4) Определяем спряжение инфинитива. В зависимости от спряжения ставим в окончания и суффиксы У, Ю, Е или А, Я, И. (см. таблицу ниже) 

5) Для глаголов настоящего и будущего времени и действительных причастий настоящего времени есть общее правило — это спряжение (см. таблицы);

6) Если слово прошедшего времени, буква инфинитива сохраняется и в личной форме. (см. таблицы ниже). 


Написание зависит от спряжения глагола.

Чтобы определить спряжение глагола, ставим глагол в неопределенную форму (что делать? что сделать?)

Ко II СПРЯЖЕНИЮ относятся все глаголы на -ИТЬ, КРОМЕ брить, стелить, зиждиться (и всех производных от них)

К   I СПРЯЖЕНИЮ относятся остальные глаголы, КРОМЕ гнать, дышать, держать, зависеть, видеть, слышать и обидеть, а еще терпеть, вертеть, ненавидеть и смотреть (и всех производных от них).

В личных формах глаголы I спряжения имеют в окончаниях буквы У, Ю, Е
В личных формах глаголы II спряжения имеют в окончаниях буквы И, А, Я

!!!Запомните!!!

  • глаголы выздороветь, опостылеть, опротиветь изменяются по I спряжению (выздоровеешь, выздоровеют, опостылеешь, опостылеют, опротивеют).
  • глаголы хотеть и бежать (и все производные от них) разноспрягаемые.

Хотеть в ед.ч. имеют безударные окончания 1 спр. (хочешь, хочет), а в мн.ч. – окончания 2 спр (хотим, хотите, хотят)

Например: бежать – бегу, бежишь, бежит, бежим, бежите, бегут

Правописание суффиксов причастий НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ определяется спряжением.
Сначала находим инфинитив, от которого образовано причастие, далее определяем спряжение.

В причастиях, образованных от глаголов I спряжения, в суффиксах пишем буквы У, Ю, Е

В причастиях, образованных от глаголов II спряжения, в суффиксах пишем буквы И, А, Я

Правописание суффиксов глаголов и причастий прошедшего времени. 

В глаголах прошедшего времени перед суффиксом «Л»  пишется та буква, которая была в неопределенной форме глагола перед -ть
Например: раста..ла

Ставим глагол в неопределенную форму. (Что сделать?) растаять, значит, перед «Л» пишем букву «Я» — растаЯлА

Правописание суффиксов причастий прошедшего времени определяется по инфинитиву глагола, от которого оно образовано.
Перед -вш-, -ш- пишется та же гласная, что и в основе неопределенной формы глагола (читать – читавший, растаять — растаявший)

Если причастие образовано от инфинитива на -АТЬ, -ЯТЬ, то пишем А, Я (потерянный — потерять, засеянный — засеять)

Если причастие образовано от инфинитива на -ИТЬ, -ЕТЬ, то пишем Е  (закрученный — закрутить)

Внимание!

Чтобы не допустить ошибки в написании гласной в страдательных причастиях прошедшего времени, будьте осторожны при определении инфинитива. 

Будьте внимательны при определении инфинитива!

Ковры развешаны во дворе (развешать) – продукты в магазине развешены (развесить)

Обвешанные лентами (обвешать) –  обвешенные продавцом (обвесить)

Замешанные в преступлении (замешать) –  замешенное тесто (замесить)

Расстрелянные партизаны (расстрелять) – подстреленные охотниками (подстрелить)

Пристрелянное ружье (пристрелять) – пристреленный заяц (пристрелить)

Выкачанная из бака вода (выкачать) – выкаченная из подвала бочка (выкатить)

Прошедшее время

Считаем, что первый шаг сделан – время определили.

(он) увид..л

Выш..тый (крестиком)

Се..вший

Скле..нный

Решу егэ

Пра­во­пи­са­ние НЕ и НИ.

По спе­ци­фи­ка­ции в за­да­нии дан­но­го типа про­ве­ря­ет­ся:

−уме­ние от­ли­чать ча­сти­цу НЕ от ча­сти­цы НИ;

−уме­ние от­ли­чать при­став­ку НЕ от при­став­ки НИ;

−уме­ние пи­сать слит­но или раз­дель­но НЕ со всеми ча­стя­ми речи.

В связи с этим об­ра­ща­ем вни­ма­ние на то, что усло­вие за­да­ний в за­ви­си­мо­сти от его целей может су­ще­ствен­но раз­ли­чать­ся. При этом также от­ме­ча­ем, что в ти­по­вых за­да­ни­ях ЕГЭ (ав­то­ры Цы­буль­ко И.П., Львов, Его­ра­е­ва) про­ве­ря­ет­ся лишь уме­ние пи­сать слит­но или раз­дель­но НЕ с раз­ны­ми ча­стя­ми речи, а в за­да­ни­ях дру­гих ав­то­ров, в том числе Се­ни­ной, ММИО (Стат­Град) пред­став­ле­ны и за­да­ния на выбор НЕ или НИ. Ре­дак­ция РЕ­ШУ­ЕГЭ также счи­та­ет не­об­хо­ди­мым рас­ши­рять типы дан­но­го за­да­ния в пре­де­лах спе­ци­фи­ка­ции те­ку­ще­го года.

Также об­ра­ща­ем вни­ма­ние на то, что ряд пра­вил, при по­мо­щи ко­то­рых про­ве­ря­ет­ся на­пи­са­ние, не изу­ча­ет­ся в школь­ном курсе. Такие пра­ви­ла от­ме­че­ны знач­ком *.

12.1 Слит­ное и раз­дель­ное на­пи­са­ние ча­стиц НЕ и НИ.

Ча­сти­ца НЕ пи­шет­ся раз­дель­но:

1) Если есть или под­ра­зу­ме­ва­ет­ся про­ти­во­по­став­ле­ние с име­на­ми, на­ре­чи­я­ми и при­ча­сти­я­ми.

Сле­ду­ет раз­ли­чать пря­мое про­ти­во­по­став­ле­ние, при ко­то­ром один из двух при­зна­ков, на­зван­ных при­ла­га­тель­ны­ми, от­ри­ца­ет­ся, а вто­рой—утвер­жда­ет­ся, и про­ти­во­по­став­ле­ние с усту­пи­тель­ным от­тен­ком зна­че­ния, при ко­то­ром оба при­зна­ка, на­зван­ные при­ла­га­тель­ны­ми, при­пи­сы­ва­ют­ся пред­ме­ту, т. е. име­ет­ся про­ти­во­по­став­ле­ние, но без от­ри­ца­ния.

Ср: Озеро не глу­бо­кое, а мел­кое (от­ри­ца­ет­ся при­знак ‘глу­бо­кое’ и утвер­жда­ет­ся при­знак ‘мел­кое’ ).—Озеро не­глу­бо­кое, но ши­ро­кое (утвер­жда­ют­ся оба при­зна­ка : ‘и мел­кое, и ши­ро­кое’; ‘хотя мел­кое , но ши­ро­ко е’) .

1) Это не сча­стье, а горе. Река не мел­кая (глу­бо­кая). Ты мне не друг. Шли не быст­ро, а мед­лен­но. Не смол­ка­ю­щий, а на­рас­та­ю­щий гул.
2) *С при­ла­га­тель­ны­ми, на­ре­чи­я­ми на -о и при­ча­сти­я­ми, сло­ва­ми на -мый, если про­ти­во­по­став­ле­ние под­ра­зу­ме­ва­ет­ся и от­ри­ца­ние уси­ли­ва­ет­ся сло­ва­ми:

а) вовсе не, от­нюдь не, да­ле­ко не, ни­чуть не, ни­ма­ло не;

б) от­ри­ца­тель­ны­ми ме­сто­имен­ны­ми сло­ва­ми: ни­сколь­ко не, никак не, ни­ко­го не, ни­ко­му не, никем не, ни­ко­гда не, ни­ку­да не, ни­ка­кой не, ни­че­го не, ни­че­му не, ничем не и т. п.

Для удоб­ства по­яс­не­ний на­зы­ва­ем их о т р и ц а т е л ь н ы м и уси­ли­те­ля­ми.

а) Это вовсе не прав­да; Этот слу­чай вовсе не уни­ка­лен; Это от­нюдь не оче­вид­но; Она да­ле­ко не храб­рая; Че­ло­век он ни­чуть не глу­пый; Рас­ска­зы­вать об этом ни­чуть не ве­се­ло; Ни­ма­ло не смущён; Она вовсе не об­ра­зо­ван­нее мужа;

б)Слу­чай никак не под­хо­дя­щий; Ни­ку­да не год­ный про­ект; Ни­ка­кой он мне не при­я­тель; ни­сколь­ко не за­вист­ли­вый, ни­ко­му не нуж­ный, ни в коем слу­чае не бес­по­лез­ный, ни на что не год­ный, ни к чему не спо­со­бен, ничем не ин­те­рес­ный; Он ни­сколь­ко не кра­си­вее своей сест­ры;

3) *С крат­ки­ми при­ла­га­тель­ны­ми, ко­то­рые не упо­треб­ля­ют­ся в пол­ной форме.3) не рад, не дол­жен, не прав, не виден, не на­ме­рен, не рас­по­ло­жен, не готов, не обя­зан, не нужен, не со­гла­сен.
4) С пол­ны­ми при­ча­сти­я­ми при на­ли­чии за­ви­си­мых слов (кроме слов уси­ли­те­лей сте­пе­ни, спи­сок смот­ри­те) или про­ти­во­по­став­ле­ния (по об­ще­му пра­ви­лу)4) Вид­не­лись ещё не убран­ные поля ржи. Не сме­ю­щий­ся, а пла­чу­щий ребёнок.
4) *С от­гла­голь­ны­ми при­ла­га­тель­ны­ми, об­ра­зо­ван­ны­ми от пе­ре­ход­ных гла­го­лов не­со­вер­шен­но­го вида с по­мо­щью суф­фик­сов -ем-, -им- толь­ко при на­ли­чии за­ви­си­мо­го слова в тво­ри­тель­ном па­де­же.4) Не лю­би­мый мною пред­мет пред­сто­я­ло сда­вать в этом году.

Этот слу­чай тре­бу­ет до­пол­ни­тель­ных по­яс­не­ний. Сле­ду­ет раз­ли­чать на­пи­са­ние не со сло­ва­ми на -мый, об­ра­зо­ван­ны­ми от пе­ре­ход­ных гла­го­лов не­со­вер­шен­но­го вида: такие слова могут быть как стра­да­тель­ны­ми при­ча­сти­я­ми на­сто­я­ще­го вре­ме­ни, так и при­ла­га­тель­ны­ми (в пер­вом слу­чае на­пи­са­ние с не раз­дель­ное, во вто­ром – слит­ное). При­ча­сти­я­ми они яв­ля­ют­ся, если при них в ка­че­стве по­яс­ни­тель­но­го слова упо­треб­ля­ет­ся тво­ри­тель­ный падеж дей­ству­ю­ще­го лица, реже тво­ри­тель­ный ору­дия (так на­зы­ва­е­мый ин­стру­мен­таль­ный); при на­ли­чии дру­гих по­яс­ни­тель­ных слов они ста­но­вят­ся при­ла­га­тель­ны­ми (те­ря­ют зна­че­ние стра­да­тель­но­сти и зна­че­ние вре­ме­ни и при­об­ре­та­ют ка­че­ствен­ное зна­че­ние). Ср.: не лю­би­мый ма­те­рью ре­бе­нок – не­лю­би­мые в дет­стве игры (во вто­ром слу­чае слово не­лю­би­мый ука­зы­ва­ет на по­сто­ян­ный при­знак, обо­зна­ча­ет при­мер­но то же, что «не­при­ят­ный», «не­же­ла­тель­ный»); дви­же­ние, не тор­мо­зи­мое воз­ду­хом – не­ви­ди­мая с Земли сто­ро­на Луны.

К при­ла­га­тель­ным этого типа от­но­сят­ся: не­ви­ди­мый, не­вме­ня­е­мый, невос-пла­ме­ня­е­мый, не­га­си­мый, не­дви­жи­мый, не­де­ли­мый, не­за­бы­ва­е­мый, не-зри­мый, не­из­ме­ня­е­мый, не­лю­би­мый, не­мыс­ли­мый, не­об­ла­га­е­мый, неот-чуж­да­е­мый, не­пе­ре­во­ди­мый, не­пе­ре­да­ва­е­мый, не­по­зна­ва­е­мый, не­про­ве­ря­е­мый, не­спря­га­е­мый, не­тер­пи­мый и др. Ср. их на­пи­са­ние при на­ли­чии по­яс­ни­тель­ных слов: не­де­ли­мое на три число, не­за­бы­ва­е­мые для нас встре­чи, сквозь не­зри­мые миру слезы, не­мыс­ли­мые в не­дав­нем про­шлом ре­кор­ды, не­пе­ре­да­ва­е­мые про­сты­ми сло­ва­ми чув­ства, не­про­ве­ря­е­мые с дав­них пор счета, не­про­хо­ди­мая в ве­сен­нюю пору грязь, не­скло­ня­е­мые в рус­ском языке су­ще­стви­тель­ные, не­тер­пи­мое в нашем об­ще­стве по­ве­де­ние и т.д.

5) С гла­го­ла­ми, де­е­при­ча­сти­я­ми, крат­ки­ми при­ча­сти­я­ми, с чис­ли­тель­ны­ми, со­ю­за­ми, ча­сти­ца­ми, пред­ло­га­ми:5) не был, не мог, не узнав­ши, не ве­ле­но, не убран, не один, не пять, не то … не то, не толь­ко, не над нами.
6) *С на­ре­чи­я­ми и сло­ва­ми ка­те­го­рии со­сто­я­ния

а) в срав­ни­тель­ной сте­пе­ни

б) в роли ска­зу­е­мо­го без­лич­но­го ска­зу­е­мо­го

6) дви­гал­ся не гром­че, го­во­рил не быст­рее

мне не надо, ей не нужно

7) в от­ри­ца­тель­ных ме­сто­име­ни­ях с пред­ло­гом с уда­ре­ни­ем7) не с кем, не в чем, не о ком
7) в от­ри­ца­тель­ных ме­сто­име­ни­ях с пред­ло­гом без уда­ре­ния7) ни с кем, ни в чём, ни о ком

12.2 Слит­ное на­пи­са­ние НЕ и НИ.

Ча­сти­ца не пи­шет­ся слит­но:

1) Если слово без НЕ не упо­треб­ля­ет­ся.а) Су­ще­стви­тель­ные: не­бы­ли­ца, не­ва­ляш­ка, не­ве­же­ство, не­веж­да, не­взго­да, не­ви­даль, не­ви­дим­ка, не­воль­ник, не­го­дяй, не­до­тро­га, недуг, не­за­буд­ка, не­на­висть, не­на­стье, не­по­лад­ки, не­по­се­да, не­ря­ха, не­смышлёныш, не­удач­ник, не­христь;

б) при­ла­га­тель­ные и на­ре­чия, об­ра­зо­ван­ные от них: не­бреж­ный, не­взрач­ный, не­воз­вра­ти­мый, не­вре­ди­мый, не­из­беж­ный, не­из­мен­ный, не­ле­пый, не­об­хо­ди­мый, не­по­бе­ди­мый, не­пре­стан­ный, не­раз­луч­ный, не­ска­зан­ный, не­скон­ча­е­мый, не­смол­ка­е­мый, не­со­мнен­ный, не­срав­нен­ный, не­су­раз­ный, не­счаст­ный, не­ук­лю­жий, не­стер­пи­мый, не­по­ко­ле­би­мый, не­пре­ре­ка­е­мый, не­укро­ти­мый; не­бреж­но, не­ле­по, не­об­хо­ди­мо, не­со­мнен­но;

в) гла­го­лы: не­взви­деть, не­взлю­бить, не­го­до­вать, не­до­мо­гать, не­сдоб­ро­вать, не­на­ви­деть, не­здо­ро­вить­ся, не­мо­жет­ся, не­до­уме­вать, нейдёт, неймётся;

г) на­ре­чия и дру­гие не­из­ме­ня­е­мые слова: нев­мо­го­ту, нев­мочь, нев­терпёж, не­вдомёк, не­взна­чай, нев­про­во­рот, нель­зя, не­на­ро­ком, не­ужто,не­хо­тя; не­смот­ря на, не­взи­рая на (пред­ло­ги)

2) *НЕ яв­ля­ет­ся ча­стью при­став­ки НЕДО, ко­то­рая придаёт гла­го­лам зна­че­ние не­пол­но­ты , не­до­ста­точ­но­сти по срав­не­нию с какой-ни­будь нор­мой». Это же пра­ви­ла ра­бо­та­ет и в при­ча­сти­ях, об­ра­зо­ван­ных от гла­го­лов с при­став­кой НЕДО. При­став­ка НЕДО- часто бы­ва­ет ан­то­ни­мич­на при­став­ке ПЕРЕ-: не­до­со­лить — пе­ре­со­лить, не­до­вы­пол­нить- пе­ре­вы­пол­нить, не­до­лить — пе­ре­лить, не­до­дать- пе­ре­дать.2) Ребёнку очень НЕ­ДО­ста­ва­ло за­бо­ты ро­ди­те­лей. Во время войны дети НЕ­ДО­еда­ли и НЕ­ДО­сы­па­ли. Рож­де­ствен­ский слиш­ком верил в свои силы, счи­тая себя ге­ни­аль­ным, но НЕ­ДО­оце­нил спо­соб­но­стей сво­е­го про­тив­ни­ка.
3) С су­ще­стви­тель­ны­ми, при­ла­га­тель­ны­ми, на­ре­чи­я­ми на -о, -е, когда об­ра­зу­ет­ся новое слово, новое по­ня­тие, часто с от­ри­ца­тель­ным ка­че­ством.3) не­сча­стье (беда), нелёгкий (труд­ный), нелёгок, не­кра­сив, не­да­ле­ко (близ­ко), не­по­да­ле­ку
4) *В со­че­та­нии с при­ла­га­тель­ны­ми и на­ре­чи­я­ми слова, обо­зна­ча­ю­щих сте­пень ка­че­ства: очень, край­не, весь­ма, чрез­вы­чай­но, явно, до­воль­но (до­воль­но-таки), до­ста­точ­но, во­пи­ю­ще, ис­клю­чи­тель­но, в выс­шей сте­пе­ни не ока­зы­ва­ют вли­я­ния на слит­ное или раз­дель­ное на­пи­са­ние, по­это­му НЕ пи­шет­ся слит­но.

Для удоб­ства по­яс­не­ний на­зы­ва­ем их у с и л и т е л я м и сте­пе­ни.

4) Весь­ма не­при­ят­ное про­ис­ше­ствие. Была при­ду­ма­на со­всем не­ин­те­рес­ная игра. Он го­во­рил до­воль­но-таки не­по­нят­но.
5) С пол­ны­ми при­ча­сти­я­ми при от­сут­ствии за­ви­си­мых слов или *когда за­ви­си­мы­ми сло­ва­ми яв­ля­ют­ся уси­ли­те­ли сте­пе­ни5) Мы шли по не­освещённым ули­цам го­род­ка. При­нял со­всем не­об­ду­ман­ное ре­ше­ние.
6) *В от­гла­голь­ных при­ла­га­тель­ных, об­ра­зо­ван­ных от не­пе­ре­ход­ных гла­го­лов или пе­ре­ход­ных гла­го­лов со­вер­шен­но­го вида с по­мо­щью суф­фик­сов -ем-, -им-. Это не при­ча­стия, так как при­ча­стия с суф­фик­са­ми -ем, -им долж­ны быть толь­ко не­со­вер­шен­но­го вида, они же на­сто­я­ще­го вре­ме­ни.6) не­увя­да­е­мый, не­ис­ся­ка­е­мый, не­при­ми­ри­мый, не­пре­одо­ли­мый, не­укро­ти­мый, не­ис­чер­па­е­мый, не­со­кру­ши­мый.
7) в от­ри­ца­тель­ных и не­опре­делённых ме­сто­име­ни­ях и на­ре­чи­ях в за­ви­си­мо­сти от уда­ре­ния, Е или И, но слит­но.7) нЕ­ко­го-ни­ко­гО, нЕ­че­го-ни­че­гО, нЕкем-никЕм, нЕчем-ничЕм, нЕгде-нигдЕ, нЕ­от­ку­да-нИ­от­ку­да, нЕ­за­чем-ни­за­чЕм, не­ко­гда-ни­ко­гдА.

12.3. Ча­сти­цы НЕ и НИ от­ли­ча­ют­ся по зна­че­нию:

Для пра­виль­но­го вы­бо­ра ча­стиц НЕ и НИ сле­ду­ет учи­ты­вать их смыс­ло­вые раз­ли­чия. От­ра­зим их в таб­ли­цах.

Ос­нов­ные слу­чаи упо­треб­ле­ния от­ри­ца­тель­ных ча­стиц

Ча­сти­ца НЕ ис­поль­зу­ет­сяЧа­сти­ца НИ ис­поль­зу­ет­ся
1) для вы­ра­же­ния от­ри­ца­ния:

Писем и те­ле­грамм не было.

Брат не похож на об­ман­щи­ка.

Не луна, не звез­ды ин­те­ре­су­ют меня, а толь­ко ме­тео­ри­ты.

1) для уси­ле­ния от­ри­ца­ния, вы­ра­жен­но­го ча­сти­цей НЕ

Ни писем, ни те­ле­грамм не было.

Брат не похож ни на об­ман­щи­ка, ни на шут­ни­ка.

Меня не ин­те­ре­су­ют ни звёзды, ни луна.

2) для вы­ра­же­ния утвер­жде­ния с от­тен­ком дол­жен­ство­ва­ния (двой­ное от­ри­ца­ние):

Он не мог не по­зво­нить.

Мы не могли не за­ме­тить.

2) для вы­ра­же­ния ко­ли­че­ствен­но­го от­ри­ца­ния:

На небе ни об­лач­ка.

Во рту ни ро­син­ки.

3) для вы­ра­же­ния не­воз­мож­но­сти в без­лич­ных пред­ло­же­ни­ях:

Не до­гнать тебе бе­ше­ной трой­ки!

Не бы­вать войне-по­жа­ру!

3) для эмо­ци­о­наль­но­го вы­ра­же­ния за­пре­та, при­ка­за, дол­жен­ство­ва­ния:

Ни шагу назад!

Ни звука! Ни дня без строч­ки!

4) при вы­ра­же­нии не­уве­рен­но­сти, опа­се­ния или вос­хи­ще­ния:

Не гость ли ты мой?

Как бы мороз не уда­рил!

Ну чем не герой!

4) для вы­ра­же­ния не­опре­делённо­сти:

Он ни стар, ни молод, ни толст, ни тонок (ср.: Он не то стар, не то молод).

Во фра­зео­ло­гиз­мах: Ни то ни сё, ни рыба ни мясо.

5) в во­про­си­тель­но-вос­кли­ца­тель­ных пред­ло­же­ни­ях при вы­ра­же­нии под­черк­ну­то­го утвер­жде­ния:

Кто не про­кли­нал стан­ци­он­ных смот­ри­те­лей, кто с ними не бра­нил­ся!

(А. Пуш­кин)

Разве не прав­да, что мы по­ум­не­ли?

С Вашим со­сто­я­ни­ем как не же­нить­ся? (Л. Тол­стой)

5) в при­да­точ­ных пред­ло­же­ни­ях с обобщённо-уси­ли­тель­ным зна­че­ни­ем (с со­юз­ны­ми сло­ва­ми: кто бы ни.. , что бы ни .. , где бы ни .. и т.д.).

Чем бы дитя ни те­ши­лось, лишь бы не пла­ка­ло.

Когда его ни спро­си, за сло­вом в кар­ман не по­ле­зет.

Слож­ные слу­чаи раз­гра­ни­че­ния НИ и НЕ

1.В при­да­точ­ных пред­ло­же­ни­ях. Срав­ни­те:
НЕ вы­ра­жа­ет от­ри­ца­ние:

Когда брат не при­хо­дил, все чув­ство­ва­ли скуку.

Не бы­ва­ет войн, где сол­да­ты не по­ги­ба­ют.

НИ вы­ра­жа­ет утвер­жде­ние с от­тен­ком обоб­щен­но­сти:

Когда бы брат ни при­хо­дил, он все­гда вно­сил ожив­ле­ние и ра­дость.

Где бы сол­да­ты ни по­гиб­ли, их сле­ду­ет пом­нить и чтить.

2. В обо­ро­тах не один и ни один; не раз и ни разу. Срав­ни­те:
Не вы­ра­жа­ет от­ри­ца­ние:

Не один из нас (т.е. мно­гие) был готов к вос­хож­де­нию.

Не раз (т.е. много раз) при­хо­ди­лось мне встре­чать­ся с диким зве­рем.

Ни вы­ра­жа­ет уси­ле­ние от­ри­ца­ния:

Ни один из нас (т.е. никто) не был к вос­хож­де­нию.

Ни од­но­го раза (т.е. ни­ко­гда) не при­хо­ди­лось мне встре­чать­ся с диким зве­рем.

3. В ме­сто­имен­ных обо­ро­тах. Срав­ни­те:
Вы­де­ли­тель­ные обо­ро­ты с НЕ со­дер­жат зна­че­ние скры­то­го про­ти­во­по­став­ле­ния и упо­треб­ля­ют­ся в утвер­ди­тель­ных пред­ло­же­ни­ях (ср.: не кто иной, а .. )

Не кто иной, как дятел, глухо сту­чал в лесу.

Перед нами было не что иное, как древ­няя пе­ще­ра.

Эти обо­ро­ты упо­треб­ля­ют­ся в от­ри­ца­тель­ных пред­ло­же­ни­ях и слу­жат для уси­ле­ния от­ри­ца­ния: никто … не; ничто … не:

Никто иной не вывел бы нас на вер­ную тропу.

Ничто иное, кроме му­зы­ки, меня не увле­ка­ло так силь­но.

За­пом­ни­те!

Со­став­ные уси­ли­тель­ные обо­ро­ты с ча­сти­цей ни:

во что бы то ни cталo, как бы то ни было, где бы то ни было, куда бы то ни было, как ни в чём не бы­ва­ло и др.

Раз­ли­ча­ет­ся на­пи­са­ние не с от­гла­голь­ны­ми при­ла­га­тель­ны­ми на -мый и с при­ча­сти­я­ми на -мый; при на­ли­чии по­яс­ни­тель­ных слов пер­вые пи­шут­ся слит­но (как и оты­мен­ные при­ла­га­тель­ные), вто­рые — раз­дель­но, на­при­мер:

а) не­оби­та­е­мый с дав­них пор ост­ров, не­рас­тво­ри­мые в воде кри­стал­лы, не­раз­ли­чи­мые в тем­но­те фи­гу­ры людей;

б) не по­се­ща­е­мые охот­ни­ка­ми за­по­вед­ни­ки, не чи­та­е­мые не­спе­ци­а­ли­ста­ми жур­на­лы, не лю­би­мый ма­те­рью ре­бе­нок.

К при­ла­га­тель­ным на -мый от­но­сят­ся слова, об­ра­зо­ван­ные от не­пе­ре­ход­ных гла­го­лов (на­при­мер: не­за­ви­си­мый, не­про­мо­ка­е­мый, не­сго­ра­е­мый) или от гла­го­лов со­вер­шен­но­го вида (на­при­мер: не­ис­пра­ви­мый, не­осу­ще­стви­мый, не­раз­ру­ши­мый). На эти слова рас­про­стра­ня­ют­ся общие пра­ви­ла на­пи­са­ния не с при­ла­га­тель­ны­ми, т. е. они пи­шут­ся слит­но и при на­ли­чии по­яс­ни­тель­ных слов (при­ме­ры см. выше), а также в крат­кой форме (на­при­мер: ост­ров не­оби­та­ем, бо­лезнь не­из­ле­чи­ма, эти стра­ны эко­но­ми­че­ски не­за­ви­си­мы). Од­на­ко оста­ет­ся в силе пра­ви­ло раз­дель­но­го на­пи­са­ния при­ла­га­тель­ных с не, если в ка­че­стве по­яс­ни­тель­ных слов вы­сту­па­ют ме­сто­име­ния и на­ре­чия, на­чи­на­ю­щи­е­ся с ни, или со­че­та­ния да­ле­ко не, вовсе не, от­нюдь не (см. выше, п. 6, при­меч. 1. под­пункт 2), на­при­мер: ни с чем не срав­ни­мое впе­чат­ле­ние, ни от кого не за­ви­си­мые стра­ны, от­нюдь не рас­тво­ри­мые кри­стал­лы; это яв­ле­ние ни из жизни, ни из ис­кус­ства не устра­ни­мо. Ис­клю­че­ние со­став­ля­ют слова, ко­то­рые без не не упо­треб­ля­ют­ся, на­при­мер: никем не­по­бе­ди­мая армия, ни для кого не­по­сти­жи­мый слу­чай, ни при каких усло­ви­ях не­по­вто­ри­мый экс­пе­ри­мент.

При­ме­ча­ние.

Сле­ду­ет раз­ли­чать на­пи­са­ние не со сло­ва­ми на -мый, об­ра­зо­ван­ны­ми от пе­ре­ход­ных гла­го­лов не­со­вер­шен­но­го вида: такие слова могут быть как стра­да­тель­ны­ми при­ча­сти­я­ми на­сто­я­ще­го вре­ме­ни, так и при­ла­га­тель­ны­ми (в пер­вом слу­чае на­пи­са­ние с не раз­дель­ное, во вто­ром — слит­ное). При­ча­сти­я­ми они яв­ля­ют­ся, если при них в ка­че­стве по­яс­ни­тель­но­го слова упо­треб­ля­ет­ся тво­ри­тель­ный падеж дей­ству­ю­ще­го лица, реже тво­ри­тель­ный ору­дия (так на­зы­ва­е­мый ин­стру­мен­таль­ный); при на­ли­чии дру­гих по­яс­ни­тель­ных слов они ста­но­вят­ся при­ла­га­тель­ны­ми (те­ря­ют зна­че­ние стра­да­тель­но­сти и зна­че­ние вре­ме­ни и при­об­ре­та­ют ка­че­ствен­ное зна­че­ние). Ср.: не лю­би­мый ма­те­рью ре­бе­нок — не­лю­би­мые в дет­стве игры (во вто­ром слу­чае слово не­лю­би­мый ука­зы­ва­ет на по­сто­ян­ный при­знак, обо­зна­ча­ет при-мерно то же, что «не­при­ят­ный», «не­же­ла­тель­ный»); дви­же­ние, не тор­мо­зи­мое воз­ду­хом — не­ви­ди­мая с Земли сто­ро­на Луны.

К при­ла­га­тель­ным этого типа от­но­сят­ся: не­ви­ди­мый, не­вме­ня­е­мый, не­вос­пла­ме­ня­е­мый, не­га­си­мый, не­дви­жи­мый, не­де­ли­мый, не­за­бы­ва­е­мый, не-зри­мый, не­из­ме­ня­е­мый, не­лю­би­мый, не­мыс­ли­мый, не­об­ла­га­е­мый, не­от­чуж­да­е­мый, не­пе­ре­во­ди­мый, не­пе­ре­да­ва­е­мый, не­по­зна­ва­е­мый, не­про­ве­ря­е­мый, не­спря­га­е­мый, не­тер­пи­мый и др. Ср. их на­пи­са­ние при на­ли­чии по­яс­ни­тель­ных слов: не­де­ли­мое на три число, не­за­бы­ва­е­мые для нас встре­чи, сквозь не­зри­мые миру слезы, не­мыс­ли­мые в не­дав­нем про­шлом ре­кор­ды, не­пе­ре­да­ва­е­мые про­сты­ми сло­ва­ми чув­ства, не­про­ве­ря­е­мые с дав­них пор счета, не­про­хо­ди­мая в ве­сен­нюю пору грязь, не­скло­ня­е­мые в рус­ском языке су­ще­стви­тель­ные, не­тер­пи­мое в нашем об­ще­стве по­ве­де­ние и т. д.

Тренажёр. задание №12 егэ-2022

Правописание гласных в безударных окончаниях глаголов и суффиксов причастий. 20 заданий.

12.docx
Теория.

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

I.
1) скруч…нный, неотъемл….мый
2) расстро…шься, увид…в
3) потерп…шь, постел….шь
4) обла…нный, взлеле…ть
5) подгон…шь, замуч…нный

II.
1) дыш…щий, брызж….щий
2) увольня…мый, закле…нный
3) почу…в, терп….щий
4) потеря…шь, посе…нный
5) та…щий, (они) побре…т.

III.
1) вытащ…шь, вид…мый
2) накач…нный (мяч), застрел…нный
3) провер…нный, увид….вший
4) (они) посе…т, ка…щийся (грешник)
5) плач…шь, независ…мый

IV.
1) стро…щий (дом), (дети)верт…тся
2) налепл…нный, задремл…шь
3) скош…нный, пове….т (ветерок)
4) вид…щий, исследу…мая
5) обтека…мый, потрач…нный

V.
1) хлопоч…щий, стел….щийся
2) сдерж…нный, отгоня…мый
3) расстро…шься, отпущ….нный
4) истязу…мый, застила…т
5) нарису…шь,(собака) обла…т.

VI.
1) клокоч…щий, ре….щий (флаг)
2) пригрева…мый, обижа…шь
3) вычита…мое, сгорбл…нный
4) движ…мый, наруш…вший
5) помет…шь, постро…в

VII.
1) дремл…щий, отталкива….щий
2) слыш…щий, невид…мый
3) уступ…шь, недвиж….мый
4) колыш…щийся, зависа…т
5) (они) вылож…т (на прилакок), дыш…щий

VIII.
1) увид…нный, гоня….шься
2) завис…щий, ненавид…т
3) чита…шь, раска…вшийся
4) немину…мый, дремл…шь
5) но…щая (боль), встрет…шься

IX.
1) обнаруж…нный, заменя….мый
2) полож…шь, выгреж…нный
3) расстро…шься, отпущ….нный
4) поссор…вшиеся, догон…шь
5) раска…вшись, кле…щий.

X.
1) топч…шься, незыбл….мый
2) полож…нный, отгоня…мый
3) проверя…тся, вид…мый
4) услыш…нный, корм…т (они)
5) смоч…в, увековеч…нный.

XI.
1) безмолвств…т, прикаса…щийся (к тайне)
2) не ссор….тся, движ…щиеся (тени)
3) колыш…щиеся, ма…тся (без дела)
4) (огни) маяч…т (на горизонте), пен…щиеся
5) но…щая (боль), выдел…м (основное).

XII.
1) ре…щий (флаг), (они)раска…тся
2) колебл…мые (паруса),накле…м (обои)
3) муч…мые (сомнениями), задерж…мся
4) движ…мый (ревностью), поищ..м (щенка)
5) дрессиру…щие (зверей),жал…т (больно).

XIII.
1) та…щий (снег), (травы) стел…тся
2) верт…тся, скоропорт..щиеся (продукты)
3) езд…щий (на лошади),(гвозди) держ…тся
4) (он чисто) бре…тся, леле…щий (мечту)
5) смоч…нные, вымет…те (мусор).

XIV.
1) хохоч…щий (клоун), (они) тащ…т
2) полощ…щая (бельё), (слова много) знач…т
3) каж…щийся (успех),(охотники) ищ…т
4) рокоч…щий (шум), мурлыч…т (кошки)
5) мел…шь (муку), несмолка…мый (гул).

XV.
1) гас…те (свет), движ…мый (местью)
2) ищ…щий (истину), чита…мый (всеми)
3) слыш…мый (издалека), кле…шь (книгу)
4) спрят…нный, (туристы) слож…т
5) (друзья) выруч…т, меч…щийся (зверёк).

XVI.
1) езд…щий (верхом), (они) обид…т
2) пар…тся (в сауне), кочу…щее (племя)
3) неопису…мая (радость), (всё) терп…вший
4) гре…тся (на солнце), каса…щийся (боком)
5) обид…вший (соседа), (он) бре…тся

XVII.
1) пряч…щийся (в углу), (ножницы) реж…т
2) суш…тся (вещи), спуск…вшийся (вниз)
3) пряч…те (одежду), переч…щий (старшим)
4) слож…нные (вещи), (капли) точ…т
5) управля…мый (снаряд), постел…нный.

XVIII.
1) (самбисты) бор…тся, вид…мый (в темноте)
2) к вид…мому (лесу),(ополченцы) стро…тся
3) гон…мый (всеми), (вода) точ…т
4) крас…вший (забор), (печка) топ…тся
5) плач…щий (малыш), полощ…т (бельё).

XIX.
1) сия…т (от радости), ла…вший (щенок)
2) ищ…щий (истину), (из дома отец) гонит
3) трепещ…т (листья), плещ…щиеся (ребята)
4) немину…мая (гибель), (машины) рокоч…т
5) неопису…мая (радость), не завяж…шь.

XX.
1) выполн…нные (обязательства), дыш…те
2) отвоёв…нное (место), слыш…т (все)
3) переклеива…мые (обои), пове..т (свежестью)
4) развал…нная (крепость),(траншею) ро…т
5) выгор..вший (на солнце),(он ключ) потеря…т

Ответы

1) 14
2) 235
3) 134
4) 1235
5) 45
6) 2345
7) 135
8) 124
9) 145
10) 12
11) 34
12) 13
13) 125
14) 345
15) 134
16) 135
17) 125
18) 345
19) 35
20) 235

Шаг 1

Определяем время. 12 задание состоит из глаголов и причастий, а значит, мы можем определить время. Дальше мы пойдём по двум разным дорогам.

НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

Кол..т (дрова) – настоящее время

(она) смотр..т – настоящее время

Жал..щие (пчёлы) – настоящее время

Хочешь подготовиться к ЕГЭ на все 100? Составь стратегию подготовки! Но как это сделать? Наши эксперты бесплатно составят ее для тебя! В стратегию входит план подготовки к ЕГЭ, исходя из твоей ситуации, а также подбор подходящего тебе вуза и направления. Записывайся прямо сейчас!

Шаг 2

Определили время, определили исходный глагол – инфинитив.

Кол..т (дрова) – настоящее время от глагола колоть

(она) смотр..т – настоящее время от глагола смотреть

Жал..щие (пчёлы) – настоящее время от глагола жалить

Шаг 3

Теперь определяем спряжение.

Важно! Почти все слова в 12 задании будут иметь безударное окончание, поэтому спряжение можно определить по правилу: инфинитив на -ИТЬ – 2ое спряжение, инфинитив НЕ на -ИТЬ – первое.

Важно! Помни про исключения!

Ко второму же спряженьюОтнесем мы без сомненьяВсе глаголы, что на -ить,Исключая брить, стелить.А еще: смотреть, обидеть,слышать, видеть, ненавидеть,гнать, дышать, держать, терпеть,И зависеть, и вертеть.Вы запомните, друзья,Их на Е спрягать нельзя.

Кол..т (дрова) – настоящее время от глагола колоть — не на -ИТЬ – первое спряжение

(она) смотр..т – настоящее время от глагола смотреть – не на -ИТЬ, но исключение – второе спряжение

Жал..щие (пчёлы) – настоящее время от глагола жалить – на -ИТЬ – второе спряжение

Шаг 4

Самый романтичный шаг!

Правило «целую, милая!»

Если глагол 1 спр., мы вставляем буквы е, у, ю (как в слове «целую»)

Если глагол 2 спр., мы вставляем буквы и, а, я (как в слове «милая»)

Кол..т (дрова) – настоящее время от глагола колоть — не на -ИТЬ – первое спряжение – целую — КОЛЕТ

(она) смотр..т – настоящее время от глагола смотреть – не на -ИТЬ, но исключение – второе спряжение – милая — СМОТРИТ

Жал..щие (пчёлы) – настоящее время от глагола жалить – на -ИТЬ – второе спряжение – милая – ЖАЛЯЩИЕ

Вот и всё! Мы научились вставлять буквы в глаголах и причастиях настоящего времени.

А что по прошедшему?

Подведем итоги

Итого: определяем время. Если настоящее, идём по пути «инфинитив – спряжение – буква».

Если прошедшее – просто вставляем в слово букву из инфинитива!

Теперь вы точно попадёте в те 40% счастливчиков, кто получает балл за 12 задание ЕГЭ по русскому языку.

Желаем вам высоких баллов на ЕГЭ!

Не знаешь, как подготовиться к ЕГЭ на 80 ? Приходи на бесплатную консультацию «Как выбрать вуз?» Эксперты помогут тебе подобрать вуз и направление, а также составить стратегию подготовки к ЕГЭ, чтобы поступить в выбранный вуз на бюджет. Записывайся прямо сейчас!

Оцените статью
ЕГЭ Live