Как написать сочинение на ЕГЭ по русскому языку: план, пример, рекомендации учителей | Литрекон

ЕГЭ

Вступление

  • Объем: 2-4 предложения;
  • Цель: Подвести читателя к проблеме, поставленной автором;
  • Суть: Общие фразы, которые ходят вокруг да около темы, которую Вы себе наметили.
  • Баллы: 0-1

Важно! Не пишите ни одного слова, пока не сформулировали проблему, которую будете обсуждать с воображаемым проверяющим. От нее зависит, каким должно быть вступление, и «лишь бы что» вообще не подойдет. Неправильное начало Вас собьет и не даст раскрыть тему.

Что писать (это варианты, все перечисленное писать не нужно):

  1. Авторитетная точка зрения, общеизвестное событие или явление из общественной жизни, историческая справка о предмете беседы;
  2. Сведения об авторе, проблеме или параллель с днем нынешним и его информационной повесткой;

Структура:

  1. Общие слова о том, что Вы хотите обсуждать;
  2. Логическая связка с формулировкой проблемы.

Авторская позиция

  • Объем: 1-2 предложения;
  • Цель: Выразить мнение автора о проблеме;
  • Суть: Вычленить из текста внятную авторскую позицию и презентовать ее в лаконичной формулировке;
  • Баллы: 0-1

Важно! Не пытайтесь приписать автору свою точку зрения, сверяйте написанное с текстом, чтобы не растекаться мыслью по древу, а писать конкретно и точно.

Как определить позицию автора?

  1. Задайте себе вопросы: Как писатель предполагает решить возникшую проблему? Как лично он относится к ней?
  2. Перечитайте текст и ответите себя на этот вопрос, используя цитату и записывая ее в черновик.
  3. Сформулируйте ответ своими словами.

Структура: Автор считаетполагаетвыступает против или за…

Топ-3 ошибки:

  1. Неточность и расплывчатость: непонятно, какой вывод сделал автор по затронутой им проблеме;
  2. Выражена позиция рассказчика, самого ученика, но не автора;
  3. Вместо авторского мнения на бумаге царственно располагается цитата.

Клише:

1) Позиция автора такова:…

2) Автор считает, что…

3) Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…

4) Автор убеждает нас в том, что…

5) В тексте доказывается мысль о том, что…

6) Основная мысль текста заключается в том, что…

7) Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает читателя в том, что…

8) Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу…

9) Позиция автора такова…

10) Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом…

11) Автор призывает нас (к чему)

12) Автор осуждает (кого / что, за что)

14) Отношение автора к поставленной проблеме неоднозначно.

Пример (по тексту Каверина): Позиция автора такова: на самопожертвование во имя отечества человеку помогают решиться два личностных качества – великодушие и любовь к ближнему.

Аргументы

  • Объем: 4-12 предложений;
  • Цель: Доказать свое утверждение;
  • Суть: Привести пример, который иллюстрирует ход Вашей мысли и подкрепляет ее;
  • Баллы: 0-1.

Важно! Берите только те примеры, которые не противоречат основной концепции сочинения. Нужны лишь подтверждающие аргументы.

Как найти литературный аргумент?

  1. Посмотреть на свою позицию и понять, что надо доказывать;
  2. Вспомнить все книги, где есть хоть намек на подобную тему. Если Вам ближе история, то подумайте, какой случай оттуда можно было бы взять. В нашей школьной программе много исторических романов и повестей, и, возможно, Вам будет легче находить в памяти события, запечатленные в литературе;
  3. Выбрать наиболее подходящую книгу и накидать на черновике тезисы раскрытия примера – всю суть, чтобы не было бессмысленного пересказа произведения;

Как сочинить пример из жизни?

  1. Подумайте, какой случай убедительнее всего докажет Вашу правоту;
  2. Сформулируйте на черновике мини-план рассказа: что случилось и как это связано с поставленной проблемой;
  3. Обдумайте детали и расставьте смысловые акценты.

Структура:

  1. Введение (кто и что написалрассказалпоказал)
  2. Основная часть (что, кто, как, зачем и почему сделал);
  3. Вывод (значит, это действительно так, раз происходит в жизни (или книге) так-то и так-то).

Топ-3 ошибки:

  1. Аргументы не подходят к выдвинутой проблеме;
  2. Нет логической связи между примерами;
  3. Нет логического обоснования и связи с тезисом.

Клише:

Примеры из жизни:

1) Как часто приходится сталкиваться с …

2) разве не стали обычными (нормами жизни) такие явления, как…?

3) Кто из нас не наблюдал (не сталкивался; не замечал (за собой); не оказывался свидетелем) того, как…

4) К сожалению, зачастую в наши дни (среди нас; вокруг нас)…

Примеры из литературы:

1) Данная проблема волновала многих великих русских писателей, в частности…

2) Особенно остро эта проблема поставлена в произведении…

3) Злободневность темы, затронутой автором, доказывает и то, что русские писатели в своих произведениях обращались к ней.

Примеры из кино или СМИ:

1) Тема часто дискутируется(обсуждается) в Интернете (на страницах газет и журналов; в телепередачах)…

В статье вы найдёте:

  1. Критерии сочинения ЕГЭ по русскому языку
  2. Шаблон сочинения ЕГЭ по русскому языку
  3. Клише для сочинения ЕГЭ по русскому языку
  4. Темы сочинения ЕГЭ по русскому языку
  5. Где искать примеры для сочинения ЕГЭ по русскому языку?
  6. Примеры сочинения ЕГЭ по русскому языку

Где искать примеры для сочинения егэ по русскому языку?

Раньше ученик должен был использовать примеры из литературных произведений, чтобы обосновать свою позицию. Но в 2022 году правила изменились.

Ты даже можешь выдумать историю из жизни внучатой племянницы соседки — главное, чтобы эта история помогла тебе обосновать свою позицию. Более того, если ты сумеешь ходом своих мыслей аргументировать мнение о проблеме, то пример из других источников можешь вообще не приводить.

Егэ. русский язык. задание 27. за несколько дней до экзамена. вспомним, как писать сочинение (рекомендации пример).

ЕГЭ. За несколько дней до экзамена.

Вспомним, как писать сочинение (рекомендации пример).

Предлагаю, ребята, вместе написать сочинение по тексту. Давайте шаг за шагом вспомним этапы написания, не забывая о критериях, по которым будет оцениваться работа.

ТЕКСТ.

(1)Антонина Андроновна вышла из столовой. (2)Она окинула учительницу неприветливым взглядом и спросила с холодком в голосе:

—(3)В чём дело?

-(4)Здравствуйте, — сказала Елена Петровна, еле сдерживаясь, чтобы не вспылить от обиды за такой приём. — (5)Мне нужно поговорить о вашей дочери.

-(6)0 дочери?.. — Антонина Андроновна обернулась к Тамаре. -(7)Ты что натворила?

-(8)Я бы хотела поговорить, посоветоваться с вами, — сказала Елена Петровна, чувствуя, что на лице у неё проступают красные пятна.

-(9)Ну что ж, войдите! — со вздохом пригласила Антонина Андроновна. -(10)0 чём советоваться-то нам с вами, не знаю… (11)Тамара, иди-ка отсюда…

(12)Антонина Андроновна, жестом пригласив Елену Петровну сесть, уселась первая. (13)Кресло скрипнуло под её тяжестью. (14)Елена Петровна села тоже.

-(15)Ваша дочь плохо учится, — сказала учительница. — (16)Она не делает домашних заданий, не учит уроков…

(17)Антонина Андроновна посмотрела на неё с удивлением:

-(18)А я-то при чём же? (19)Я, что ли, буду за неё уроки учить?

-(20)Но вы можете и должны следить за тем, чтобы она готовила уроки.

(21)Антонина Андроновна отвернулась, махнув рукой:

-(22)Не до того мне. (23)Не до того! (24)Сами управляйтесь.

-(25)А разве вам всё равно, как учится ваша дочь? — спросила Елена Петровна спокойно, хотя в глазах уже горели огоньки. -(26)Поймите меня, прошу вас! (27)Я не жаловаться пришла, а просто посоветоваться…

(28) Помогите мне!

(29)Антонина Андроновна пожала плечами:

-(30)Ну уж, голубушка…

-(31)Меня зовут Елена Петровна.

-(32)Очень хорошо, что вас зовут Елена Петровна. (33)Но уж я вам скажу откровенно, Елена Петровна. (34)Вот, скажем, для примера, портниха шьёт мне платье — и помощи никакой не просит. (35)Вот, скажем, приходит монтёр чинить электричество — и тоже помощи не просит. (36)Да и чудно было бы, если бы они помощи просили, ведь они же за свою работу деньги получают. (37)А почему же вам надо помогать? (38)Вам ведь тоже деньги платят… (39)Моё дело — кормить ребёнка, одевать. (40)А уж учить — это ваше дело. (41)А если моя дочь плохо учится, значит, вы, голубушка… уж вы меня извините… значит, вы учительница так себе… (42)Неважная вы учительница.

(43)Елена Петровна вскочила.

-(44)Ваше (…) меня потрясает! — сказала она дрожащим от гнева голосом. -(45)Может быть, я неважная учительница, но вы очень плохая мать!

(46)Она с пылающим лицом быстрыми шагами вышла из комнаты. (47)Хлопнула входная дверь.

(48)Антонина Андроновна слегка покраснела, глаза её сверкнули. -(49)Ещё чище! (50)3дравствуйте! (51)Теперь уж и мать плохая! (52)Не видали вы плохих-то матерей. (53)Вон по двору детишки бегают: у иного и под носом не промыто, и пуговицы все оборванные… (54)А у моей всё начищено да наглажено. (55)Я берегу девочку, чтобы никакой работы, никакой заботы, не позволяю ей носового платка выстирать! (56)И незачем ей это делать: у нас есть домработница, мы за это ей платим… (57)Ишь ты! (58)Это я-то плохая мать!

(59)Но, вдруг сообразив, что её никто не слушает, Антонина Андроновна встала и пошла в столовую обедать.

(по Л.Ф. Воронковой*)

*Любовь Фёдоровна Воронкова (1906-1976) советская писательница, автор многих детских книг и цикла исторических повестей для детей.

Шаг 1.

Внимательно прочитайте текст (можно 2-3 раза), подчеркните в нём ключевые слова, фразы, на которые вы будете опираться при написании сочинения.

Шаг 2.

Подготовительная работа.

Ошибочно поступают ребята, которые, прочитав текст, сразу начинают писать сочинение (чуть ли не на бело).

Нужно сначала продумать ВСЕ части будущего сочинения (для этого и существует черновик.)

Что же нужно написать на черновике?

  • Какова проблема текста, то есть над чем, над какими вопросами размышляет автор текста).

Проблема формулируется в виде повествовательного предложения. Но её легко выразить и в форме вопросов. Поэтому сначала лучше задавать ДВА вопроса, а потом уже формулировать проблему.

Какие именно ДВА вопроса? Это те  вопросы, на которые вы будете отвечать в абзацах, посвящённых ДВУМ аргументам из теста.

  • Чётко продумайте, какие аргументы вы приведёте. Имейте в виду, что ваша задача – анализ ВСЕГО текста, а не какой-то его части. Поэтому в аргументах должен быть отражён ВЕСЬ текст. Запишите на черновике кратко, о чём вы будете писать в каждом из аргументов.

Пояснение.

Часто ребята пропускают очень важные моменты из теста. Вообще не пишут ничего о них. А ведь вам дан именно текст, в нём нет ничего лишнего. Значит, вы чего-то важного не увидели, что-то упустили, а это может привести к поверхностному анализу текста.

 Я обычно говорю своим ученикам, чтобы они мысленно «разделили» текст на две части и в аргументах отражали их. Части могут быть разными по объёму. Но, поверьте, всегда текст «делится» на эти две части. Поэтому вам и предлагают привести ДВА аргумента.

  • Итак, вы определились с двумя аргументами, теперь подумайте, на какой вопрос можно дать ответ по ним. Запишите на черновике эти вопросы.

ВЫВОД. Проблему определи, два вопроса сформулировали, с двумя аргументами определились. И только теперь можно начать писать вступление.

Шаг 3. Пишем сочинение.

Вступление.

  • Самое простое — обозначение проблемы текста.

В тексте советской писательницы, автора книг для детей Л.Ф. Воронковой поднимается проблема воспитания.

13 слов.

Да, вступление простое, лёгкое, самое обычное. Но по нему не видно, ученик продумал ли аргументы для раскрытия проблемы. Ведь проблема воспитания огромная. О чём же пишет автор именно этого текста?

Лучше во вступлении обозначить вопросы по проблеме.

  • Второй вариант вступления.

Какую роль в формировании личности детей играет школа? Каково место родителей в данном процессе? Именно над этими вопросами размышляет советская писательница, автор книг для детей Л.Ф. Воронкова, поднимая проблему воспитания.

30 слов.

  • Наконец, третий вариант вступления, в котором можно написать одно повествовательное предложение, «вводящее» в сочинение.

Воспитание – это сложный, кропотливый процесс формирования личности, обучения ребёнка важнейшим навыкам, необходимым в жизни. Какую роль в данном процессе играет школа и каково в нём место родителей? Именно над этими вопросами размышляет советская писательница, автор книг для детей Л.Ф. Воронкова, поднимая проблему воспитания.

43 слова.

К 1- 1 балл.

Основная часть сочинения.

Даная часть состоит из следующих подпунктов:

  • аргумент 1.
  • аргумент 2.
  • связь двух аргументов.
  • позиция автора.
  • позиция ученика.

АРГУМЕНТЫ.

Рекомендации.

  • Ни в коем случае не пересказывайте текст, а анализируйте его.
  • Обязательно приводите цитаты из текста. Но это должны быть не огромные предложения, а части предложения, а лучше словосочетания или даже какие слова. Помните, что слова из текста нужно брать в кавычки.
  • Задавайте вопросы и отвечайте на них, так вы избежите пересказа текста.
  • В начале первого абзаца обязательно поясните суть ваших рассуждений, для чего вы приводите эти аргументы, какие мысли хотите ими подтвердить.
  • Лучше не используйте личные местоимения, например, мы, нас и т.д. Пишите обобщённо.
  • В конце каждого аргумента напишите микровывод по нему, но избегайте выражений типа: «автор имел в виду», «автор хотел показать». Позицию автора вы изложите в отдельном абзаце.

Помните, что за два аргумента высший балл – 5.

Вернёмся к нашему тексту.

Пример написания аргументов.

Размышляя над поставленной проблемой, автор сравнивает два совершенно разных подхода к воспитанию ребёнка, которые в тексте выражают  учитель и мама ученицы. Какова же позиция учительницы Елены Петровны? Педагог переживает за свою ученицу, так как та стала хуже учиться, «не делает домашних заданий, не учит уроков». Она искренне хочет разобраться в причинах, предлагает «посоветоваться» с мамой ученицы, чтобы, возможно, вместе решить проблему. Учительница понимает, что не только школа, но и родители «должны следить» за ребёнком, за его отношением к учёбе.

Какова же реакция мамы девочки на замечания учительницы? А родительница   уверена, что учить детей – это обязанность школы, ведь за это учителя «деньги получают». А если Елена Петровна не может сама научить её ребёнка, то она и учительница «так себе». Удивляет такая позиция, глубокая убеждённость, что задача родителей – только «кормить ребёнка, одевать», что матери «не до того», чтобы следить за уроками дочери. Поражает бестактность и высокомерие матери во время разговора с педагогом (она дважды называет Елену Петровну пренебрежительно «голубушкой»). Процесс воспитания происходит, конечно, не только в школе. Какой может вырасти дочь, если её мама так груба с учительницей, да и с самой дочкой («Тамара, иди-ка отсюда…»). Никаких трудовых навыков не формируется в этой семье («никакой работы, никакой заботы, не позволяю ей носового платка выстирать!») А зачем? Ведь есть же домработница, которой платят деньги.

211 слов.

За два аргумента можно получить максимум- 5 баллов.

Связь аргументов.

Важно!

В данной части сочинения НЕ НУЖНО раскрывать вторично (пусть другими словами) суть аргументов. Необходимо охарактеризовать, не их содержание, а «форму».

Пример.

Оба данных примера помогают автору ярче раскрыть проблему, показать, насколько же разными могут быть подходы воспитания детей учителей и родителей и как важно единство во взгляде на данную проблему.

29 слов.

Пояснение.

Обратите внимание, что здесь на раскрыта суть этих разных подходов к воспитанию (ведь об этом было уже казано в аргументах, будет сделан вывод в позиции автора). Объяснена только роль данных аргументов в раскрытии проблемы (как бы внешняя их «форма» изложения).

За данную часть сочинения высший балл – 1.

Позиция автора.

Необходимо написать о том, КАКОВО  понимание автором сути проблемы, её решения. Конечно, не всегда открыто это бывает высказано (тем более, например, в художественном тексте). Но позиция бывает понятна по содержанию текста, по особенности изложения материала.

Можно начать с клише (ничего в этом страшного нет, тем более, что на экзамене мало времени, да и волнение мешает ребятам. Так что пусть используют эти клише – то есть своеобразные «заготовки» начала).

Пример.

Позицию автора легко понять. Он считает, что и школа, и семья в равной степени ответственны за процесс воспитания и обучения детей, что не нужно перекладывать эту обязанность только на одну из сторон.

32 слова.

За данную часть сочинения высший балл – 1.

Позиция автора сочинения.

Пояснение.

В данной части сочинения необходимо высказать своё согласие или несогласие с позицией автора, то есть не то, как ученик понимает данную проблему, а именно согласен он или нет с тем, что считает автор текста, как тот видит данную проблему.

Свою позицию необходимо доказать. Это могут быть общие размышления по проблеме, а могут быть примеры, например, из литературы.

Внимание! В требованиях к сочинению нет обязательного условия наличия конкретного примера из литературы. НО ученику легче доказать свою позицию на примере из неё.

Помните, что вы пишите сочинение по русскому языку, а не по литературе. Не нужно давать характеристики героев, тем более описывать их жизненный путь! В двух-трёх предложениях на примере героя подтвердите свою точку зрения.

Пример.

Нельзя не согласиться с точкой зрения автора. Действительно, помогать формированию лучших нравственных качеств детей, воспитывать правильное отношение к учёбе необходимо и учителям, и родителям, так как на них лежит ответственность за это. Вспомним, как относились к обучению Ильи Обломова в семье (роман И.А. Гончарова «Обломов»). При любом удобном случае ребёнка оставляли дома, считали, что нужен лишь документ для будущего продвижения по службе их сына. А о том, что знаний при таком отношении ребёнок не получит, мать не задумывалась. В итоге – ленивый, не желающий трудиться Обломов. В семье было упущено важное в воспитании ребёнка — формирование в нём трудолюбия (ведь учёба – это серьёзный труд).

104 слова.

За данную часть сочинения высший балл – 1.

Заключение.

В последней части сочинения необходимо снова вспомнить автора, проблему (так как ученики работают именно над текстом данного автора, а не по проблеме вообще).

Важно!

В заключении НЕ НУЖНО снова кратко описывать суть проблемы. Это было сделано в сочинении и уже не раз!

Надо ответит на вопросы: ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ, как решать данную проблему, о чём нужно помнить, о чём задуматься.

Таким образом, проблема воспитания, затронутая Л.Ф. Воронковой, не может не волновать людей. Почти каждый в жизни задаёт себе вопрос:  должна воспитывать и учить детей  школа или семья. Лишь осознание равной ответственности и учителей и родителей в данном процессе принесёт ощутимые результаты, поможет детям стать настоящими людьми.

47 слов.

Объединим все части сочинения.

Воспитание – это сложный, кропотливый процесс формирования личности, обучения ребёнка важнейшим навыкам, необходимым в жизни. Какую роль в данном процессе играет школа и каково в нём место родителей? Именно над этими вопросами размышляет советская писательница, автор книг для детей Л.Ф. Воронкова, поднимая проблему воспитания.

Размышляя над поставленной проблемой, автор сравнивает два совершенно разных подхода к воспитанию ребёнка, которые в тексте выражают  учитель и мама ученицы. Какова же позиция учительницы Елены Петровны? Педагог переживает за свою ученицу, так как та стала хуже учиться, «не делает домашних заданий, не учит уроков». Она искренне хочет разобраться в причинах, предлагает «посоветоваться» с мамой ученицы, чтобы, возможно, вместе решить проблему. Учительница понимает, что не только школа, но и родители «должны следить» за ребёнком, за его отношением к учёбе.

Какова же реакция мамы девочки на замечания учительницы? А родительница уверена, что учить детей – это обязанность школы, ведь за это учителя «деньги получают». А если Елена Петровна не может сама научить её ребёнка, то она и учительница «так себе». Удивляет такая позиция, глубокая убеждённость, что задача родителей – только «кормить ребёнка, одевать», что матери «не до того», чтобы следить за уроками дочери. Поражает бестактность и высокомерие матери во время разговора с педагогом (она дважды называет Елену Петровну пренебрежительно «голубушкой»). Процесс воспитания происходит, конечно, не только в школе. Какой может вырасти дочь, если её мама так груба с учительницей, да и с самой дочкой («Тамара, иди-ка отсюда…»). Никаких трудовых навыков не формируется в этой семье («никакой работы, никакой заботы, не позволяю ей носового платка выстирать!») А зачем? Ведь есть же домработница, которой платят деньги.

Оба данных примера помогают автору ярче раскрыть проблему, показать, насколько же разными могут быть подходы воспитания детей учителей и родителей и как важно единство во взгляде на данную проблему.

Позицию автора легко понять. Он считает, что и школа, и семья в равной степени ответственны за процесс воспитания и обучения детей, что не нужно перекладывать эту обязанность только на одну из сторон.

Нельзя не согласиться с точкой зрения автора. Действительно, помогать формированию лучших нравственных качеств детей, воспитывать правильное отношение к учёбе необходимо и учителям, и родителям, так как на них лежит ответственность за это. Вспомним, как  относились к обучению Ильи Обломова в семье (роман И.А. Гончарова «Обломов»). При любом удобном случае ребёнка оставляли  дома, считали, что нужен лишь документ для будущего продвижения по службе их сына. А о том, что знаний при таком отношении ребёнок не получит, мать не задумывалась. В итоге – ленивый, не желающий трудиться Обломов. В семье было упущено важное в воспитании ребёнка — формирование в нём трудолюбия (ведь учёба – это серьёзный труд).

Таким образом, проблема воспитания, затронутая Л.Ф. Воронковой не может не волновать людей. Почти каждый в жизни задаёт себе вопрос: должна воспитывать и учить детей школа или семья. Лишь осознание равной ответственности и учителей и родителей в данном процессе принесёт ощутимые результаты, поможет детям стать настоящими людьми.

464 слова.

Пояснение.

По критериям, в сочинении должно быть не менее 150 слов. Понятно, что это тот МИНИМУМ, при котором сочинении будет оцениваться проверяющими.

Но мы же понимаем, что на высокий балл изложить материал в 150 слов очень сложно. Поэтому рекомендуемый объём – 250-350 слов.

В предложенном мною варианте слов больше. Я хотела ПОДРОБНО показать вам, ребята, каждую часть сочинения.

Предлагаю сокращённый вариант.

В тексте советской писательницы, автора книг для детей Л.Ф. Воронковой поднимается проблема воспитания.

Размышляя над поставленной проблемой, автор сравнивает два совершенно разных подхода к воспитанию ребёнка. Очевидна позиция учительницы Елены Петровны. Педагог переживает за свою ученицу, так как та стала хуже учиться, «не делает домашних заданий, не учит уроков». Она искренне хочет разобраться в причинах, предлагает «посоветоваться» с мамой ученицы, понимая, что не только школа, но и родители «должны следить» его отношением ребёнка к учёбе.

Какова же реакция мамы девочки на замечания учительницы? А родительница уверена, что учить детей – это обязанность школы, ведь за это учителя «деньги получают». А если Елена Петровна не может сама научить её ребёнка, то она и учительница «так себе». Удивляет такая позиция, убеждённость, что задача родителей – только «кормить ребёнка, одевать». Поражает бестактность и высокомерие матери во время разговора с педагогом (она дважды называет Елену Петровну пренебрежительно «голубушкой»). Процесс воспитания происходит не только в школе. Какой может вырасти дочь, если её мама так груба с учительницей, да и с самой дочкой («Тамара, иди-ка отсюда…»). Никаких трудовых навыков не формируется в этой семье («никакой работы, никакой заботы, не позволяю ей носового платка выстирать!»)

Оба данных примера помогают автору ярче раскрыть проблему, показать, насколько же разными могут быть подходы воспитания детей учителей и родителей и как важно единство во взгляде на данную проблему.

Позицию автора легко понять. Он считает, что и школа, и семья в равной степени ответственны за процесс воспитания и обучения детей, что не нужно перекладывать эту обязанность только на одну из сторон.

Нельзя не согласиться с точкой зрения автора. Действительно, помогать формированию лучших нравственных качеств детей, правильного отношения к учёбе необходимо и учителям, и родителям. Вспомним, как в семье относились к обучению Ильи Обломова (роман И.А. Гончарова «Обломов»). При любом удобном случае ребёнка оставляли дома, считали, что нужен лишь документ для будущего продвижения по службе их сына. В итоге – ленивый, не желающий трудиться Обломов. В семье было упущено важное в воспитании ребёнка — формирование в нём трудолюбия (ведь учёба – это серьёзный труд).

Таким образом, проблема воспитания, затронутая Л.Ф. Воронковой не может не волновать людей. Осознание равной ответственности и учителей и родителей в процессе воспитания принесёт ощутимые результаты, поможет детям стать настоящими людьми.

356 слов.

P.S.

Сочинение – это процесс творческий. Я предложила вам, ребята, свой вариант его написания. Ваши педагоги, конечно, предлагают свои. Важно, чтобы работа соответствовала критериям написания.

Очень важно не допустить ошибок в сочинении. О наиболее типичных ошибках и способах их устранения – в следующей статье.

Мельникова Вера Александровна.

Клише для сочинения егэ по русскому языку

Клише использовать необязательно, но, чтобы тебе было проще написать сочинение, мы попросили Олесю Косовскую поделиться макетом, с помощью которого ты без труда справишься с заданием:

  • Позиция автора. «Имя Фамилия считает, что …./ Хотя позиция автора не выражена напрямую, она прослеживается в словах и поступках героя, который… (тут всегда не меньше 2 предложений)».
  • Собственная позиция. «Я разделяю позицию автора. Действительно, тут мы пишем своё мнение. Тут мы его подтверждаем рассуждением или конкретным примером».
  • Заключение. «В заключение хочется подчеркнуть, что… (тут всегда не меньше 2 предложений)».

Критерии сочинения егэ по русскому языку

Максимальный результат за сочинение ЕГЭ по русскому языку — 25 первичных баллов. 

При проверке эксперты оценивают сочинение по 12 критериям. Первые 4 критерия связаны с содержанием сочинения, критерии 5-6 касаются речевого оформления, а критерии 8-12 — это проверка грамотности. 

А теперь — по порядку о каждом из критериев:

  • Критерий 1 ( формулировка проблемы) — оценивается в 1 первичный балл. Если проблема поставлена неверно, а балл по этому критерию равен нулю, то по всем критериям, связанным с содержанием текста, ставится 0 баллов. Таким образом, если за критерий 1 вы получили 0 баллов, то автоматом теряете 9 баллов.
  • Критерий 3 и 4 — позиция автора и позиция ученика. Эти критерии дают по 1 баллу. 
  • Критерий 5 — проверка логики. Здесь оценивается смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Максимально за это можно получить 2 балла.
  • Критерий 6 — точность и выразительность речи. За этот критерий можно заработать 2 балла при условии, что в сочинении совсем нет речевых ошибок или есть одна негрубая.
  • Критерий 7 и 8 — орфография и пунктуация. За них можно получить по 3 балла, если в тексте допущено не более одной негрубой орфографической и пунктуационной ошибки.
  • Критерий 9 — грамматика. 2 балла при условии, что в сочинении нет ни одной грамматической ошибки.
  • Критерий 10 — речь. При отсутствии речевых ошибок вы получите 2 балла за этот критерий. 
  • Критерий 11 — этика. За него дают 1 балл, который можно легко потерять, если в качестве аргументации привести условную книгу «Mein Kampf» Гитлера или написать заключение в формате категоричного призыва.
  • Критерий 12— факты. За это тоже дают 1 балл. Потерять его можно, если неправильно истолковать текст: например, посчитать положительного героя отрицательным или перепутать героев в аргументации. 

Думаешь, что набрать максимум баллов по всем 12 критериям — это что-то нереальное? А вот и нет! Написать сочинение по русскому языку намного проще, чем эссе по истории. Для этого есть готовая структура, шаблоны и клише. Давай разбираться, что нужно знать, чтобы написать блестящее сочинение!

Мое мнение

  • Объем: 1-3 предложения;
  • Цель: Выразить свою позицию к точке зрения автора;
  • Суть: Согласиться или не согласиться с автором и обосновать свое мнение;
  • Баллы: оценивается вместе с обоснованием.

Важно! Проще согласиться, чем спорить.

Структура:

  1. Я согласенне согласен с тем, что написал автор…
  2. Логическая связка с аргументом.

Пример (по тексту Каверина): Я солидарен с автором и считаю, что самопожертвование во благо отчизны – следствие полного нравственного созревания, результатом которого является формирование христианской любви к ближнему и великодушия. Это основа любого подвига, как показывает практика.

Подготовка к егэ по русскому языку — примеры сочинений

Сочинение-рассуждение по тексту Астафьева В.

«Музыка — это искусство, которое действует прямо на сердце слушателя», — сказал кто-то из великих. Магическая сила музыки может заставить человека мечтать, вспоминать прошлое, задуматься о себе и пересмотреть свою жизнь, исправить ошибки и действовать, как подскажет сердце, музыка может, наоборот, привести в отчаяние, вызвать отрицательные эмоции…

Дата публикации: 2022-06-02 20:00

§

§

Сочинение-рассуждение по тексту Чехова А.П.

Передо мной текст А.П. Чехова, в котором, на мой взгляд, писатель размышляет над вопросом о разном понимании счастья.
Проблема, обозначенная писателем, стара как мир. Она не потеряет своей актуальности, потому что каждый человек понимает счастье по-своему. Для кого-то счастье — это богатство, слава, успешная карьера, стремление к подвигу, удовлетворение каких-то личных интересов и амбиций. Для других счастье – это уважение, любовь, взаимопонимание в семье, надёжные друзья. А.П. Чехов в своём рассказе противопоставляет двух героев – восьмидесятилетнего старика и молодого парня Саньку.

Дата публикации: 2022-05-04 20:44

Постановка проблемы

  • Объем: 1-2 предложения;
  • Цель: определить главную тему сочинения;
  • Суть: Формулировка тезиса, от которого отталкиваются дальнейшие рассуждения;
  • Баллы: 0-1.

Важно! Выбирайте только одну проблему из текста и сожмите ее до одной кристально ясной фразы, которая Вам понятна. Не берите ту тему, к которой не сможете подобрать аргументы. Помните разницу между темой и проблемой: тема – это только ответ на вопрос, о чем текст, а в основе проблемы всегда лежит конфликт, спорный вопрос, словом, неоднозначная и «острая» ситуация.

Как определить проблему?

Примеры сочинений егэ по русскому языку

Примеры сочинений по русскому языку.
Образцы сочинений ЕГЭ для 11 класса по реальным текстам, досрочным текстам, текстам демоверсии ЕГЭ 2021-2022

КАК ПРАВИЛЬНО НАПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ ЕГЭ 2022? (ВСЕ о сочинении)

Сочинения выпускников на 25 баллов. (ЕГЭ 2021)

На какие подвиги способна материнская любовь? (по тексту Ю.Я. Яковлева )
Проблема противоречивости технического прогресса (по тексту В.А. Солоухина )
Важно ли человеку чувствовать свою страну? (по тексту К.Г. Паустовского)
Проблема бессмертия культуры (по тексту Ю.М. Лотмана)
Какому принципу в общении с людьми мы должны следовать, чтобы не приносить вреда ни им, ни самому себе? (по тексту Л.Н. Толстого)
Как человек должен относиться к Родине? (по тексту К.Г. Паустовского)
Меняется ли со временем взгляд человека на привычные ему вещи? (по тексту И. Грековой)
Как война меняет судьбы целого поколения? (по тексту Ю.М. Нагибина )
Есть ли на войне место чувствам? (по тексту Д.А. Гранина )
Должен ли человек побороть трусость ради справедливости? (по тексту Ф. Абрамова)
Нужно ли давать человеку надежду в сложной жизненной ситуации? (по тексту М.В. Глушко)
Как нужно вести себя по отношению к другим людям? (по тексту В.В. Корчагина)
Почему нельзя общаться с людьми, не чувствуя любви к ним?? (по тексту Л.Н. Толстого)
В чем заключается сила человеческой мысли? (по тексту Л.Н. Толстого)
Почему современному человеку не хватает времени? (по тексту В.А. Солоухина)

Примеры сочинений с реального экзамена

Сочинение по тексту Паустовского о шедеврах
Сочинение по тексту Каверина о мужестве
Сочинение по тексту Паустовского о восприятии мира
Сочинение по тексту Шолохова о профессионализме
Сочинение по тексту Паустовского об историческом наследии

Примеры сочинений с досрочного ЕГЭ 2022

Сочинение по тексту Толстого о трех родах любви

Сочинения по демоверсии ЕГЭ 2022

Сочинение по тексту Лескова (пример 1)
Сочинение по тексту Лескова (пример 2)
Сочинение по тексту Лескова (пример 3)

Примеры сочинений по разным текстам

Сочинение по тексту Гранина о милосердии
Сочинение по тексту Паустовского о влиянии учителя
Сочинение по тексту Каверина о войне, ее влиянии на жизнь человека
Сочинение по тексту Чарской о самоотверженности
Сочинение по тексту Мамина-Сибиряка о материнском подвиге
Сочинение по тексту Паустовского о Левитане


Примеры сочинения егэ по русскому языку

Чтобы ты чётко понимал, каким должно быть сочинение ЕГЭ по русскому языку, мы попросили экспертов продемонстрировать примеры хороших работ. Вот что нам показала Олеся Косовская, преподаватель по русскому языку.

Сочинение на максимальный балл:

Сочинение на средний балл:

Посмотрите, как эксперты оценили это сочинение:

В 2020 году по сочинению можно было набрать максимум 24 балла

Если ты сомневаешься в своих силах и думаешь,что от самостоятельной подготовки не будет толка, запишись на курсы. На них ты изучишь теорию, закрепишь полученные знания на практике, будешь прорешивать пробники и учиться писать сочинение.

Чтобы получить результат, важно выбрать хорошую школу и опытного преподавателя. Это не тот случай, когда сапожник может быть без сапог, поэтому нужно убедиться в его квалификации.

Тебе может подойти это обучение:

  1. Лучшие Занятия ЕГЭ Онлайн от 400 Рублей
  2. 10 Лучших Курсов Подготовки к ЕГЭ в Москве
  3. Онлайн-Курсы Подготовки к ЕГЭ по Истории от 400 Рублей
  4. Лучшие Онлайн-Курсы Подготовки к ЕГЭ по Базовой и Профильной Математике
  5. Курсы Подготовки к ЕГЭ по Биологии от 500 Рублей

Темы сочинения егэ по русскому языку

Тематика и стилистика исходных текстов на ЕГЭ может быть абсолютно разная. И всё-таки есть темы, которые повторяются из года в год. Вот они:

  • О войне;
  • О природе;
  • О смысле жизни;
  • О любви к родине;
  • Об искусстве;
  • О преемственности поколений;
  • О характеристиках личности (например, проявление милосердия, доброта, одиночество).

Читай также:

  1. Как Подготовиться к ЕГЭ? 6 Эффективных Советов, Как Подготовиться к ЕГЭ Самостоятельно и Сдать Его на 80 Баллов
  2. Как Заработать Студенту? 11 Актуальных Идей, Как Найти Подработку и Без Особых Знаний Заработать Студенту от 10 000 Рублей
  3. Чем Заняться Дома? 20 Интересных Занятий Для Тех, Кто Не Знает, Что Делать Дома
  4. Йога Для Начинающих в Домашних Условиях: 12 Пошаговых Инструкций по Выполнению Простых Асан

Поделись в комментариях, какие способы ты используешь для подготовки к ЕГЭ?Сделай репост статьи, чтобы её не потерять.

Шаблон сочинения егэ по русскому языку

Чтобы написать хорошее сочинение, нужно чётко понимать его структуру. Не переживай, это несложно! Чтобы не запутаться, лови готовый шаблон!

А теперь пройдёмся по структуре более подробно:

Заключение

  • Объем: 2-4 предложения;
  • Цель: Придать работе логическую завершенность;
  • Суть: Написать общие фразы о проблеме, переиначить вступление;
  • Баллы: 0-1.

Важно! Не нужно растягивать финал, за это снижают оценку. Всего вступлению и заключению отводится 25% от всего объема текста. Также нужно следить за тем, чтобы концовка логически совпадала с началом и темой сочинения.

Что писать? (это варианты развития мысли, все писать не обязательно)

  1. Впечатление о тексте: заставило задуматься, вдохновило порассуждать, помогло сформировать четкую нравственную позицию по данному вопросу;
  2. Оценка важности поднятой проблемы и ее резонанс в мире или стране;
  3. Повторение вывода, сделанного в рамках рассуждения на поставленную тему;

Структура (примерная):

  1. Благодарность автору за то, что Вам дан шанс подумать об этой проблеме и сформулировать свое отношение к ней;
  2. Вклад автора в решение или популяризацию выбранной проблемы;
  3. Красивый вывод в виде мудрого изречения по теме, где будет выражена главная мысль автора;
  4. Определение глубины и силы воззвания автора.

Пример (по тексту Каверина): Я благодарен автору за то, что он заставил меня задуматься о столь важной морально-этической проблеме. Знаменитому советскому писателю, В. Каверину удалось привить моему поколению необходимые нравственные ценности, чтимые нашими предками. Читая его книги, я осознаю, что мое предназначение тоже заключается в самоотверженном служении людям и своей родине.

Оцените статью
ЕГЭ Live