Историческое сочинение, задание 25 по подготовке к ЕГЭ по истории в 11-м классе.материал для подготовки к егэ (гиа) по истории (11 класс)

Историческое сочинение, задание 25 по подготовке к ЕГЭ по истории в 11-м классе.материал для подготовки к егэ (гиа) по истории (11 класс) ЕГЭ

10 января 2017

Рекомендации по написанию исторического сочинения

Задание №25 в ЕГЭ по истории.

Алгоритм написания исторического сочинения:

Готовясь к выполнению задания №25 необходимо проработать предложенные периоды:

Историческое сочинение, задание 25 по подготовке к ЕГЭ по истории в 11-м классе.материал для подготовки к егэ (гиа) по истории (11 класс)

При проверке сочинения используются критерии из демоверсии:

В случае, когда исторические события (явления, процессы) не указаны или все указанные исторические события (явления, процессы) не относятся к выбранному периоду, ответ оценивается 0 баллов (по каждому из критериев К1–К7 выставляется 0 баллов).

Критерии оценивания. Баллы.

К1 Указание событий (явлений, процессов) 2Правильно указаны два события (явления, процесса) 2Правильно указано одно событие (явление, процесс) 1События (явления, процессы) не указаны или указаны неверно 0

К2 Исторические личности и их роль в данный период истории России 2Правильно указаны две исторические личности, правильно указана роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России 2Правильно указаны одна-две исторические личности, правильно указана роль только одной личности в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России 1Правильно указаны одна-две исторические личности, их роль в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России указана неправильно. ИЛИ Правильно указаны одна-две исторические личности, их роль в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России не указана. ИЛИ Исторические личности указаны неверно. ИЛИ Исторические личности не указаны 0

К3 Причинно-следственные связи 2Правильно указаны две причинно-следственные связи, существовавшие между событиями (явлениями, процессами) 2Правильно указана одна причинно-следственная связь, существовавшая между событиями (явлениями, процессами) 1Причинно-следственные связи указаны неверно. ИЛИ Причинно-следственные связи не указаны 0

К4 Историческая оценка событий 1Дана историческая оценка значимости периода с опорой на исторические факты и (или) мнения историков 1Историческая оценка сформулирована в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков. ИЛИ Историческая оценка не дана 0

К5 Использование исторических терминов, понятий 1При изложении корректно использованы исторические термины, понятия 1При изложении допущено некорректное использование исторических терминов, понятий. ИЛИИсторические термины, понятия не использованы 0

К6 Наличие фактических ошибок 21 или 2 балла по критерию К6 может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено не менее 4 баллов.При оценивании по критерию К6 не засчитываются ошибки, учтённые при выставлении баллов по критериям К1–К5 В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки 2Допущена одна фактическая ошибка 1Допущены две или более фактические ошибки 0

К7 Форма изложения 11 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 4 балловОтвет представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала) 1Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений 0

Максимальный балл — 11

В 2021 г. в ЕГЭ по истории обновлено задание 25 по написанию исторического сочинения, за которое можно получить целых 12 первичных баллов из 56, т.е. более 20% всех баллов. Следовательно, каждому, кто претендует на высокий балл, необходимо научиться писать историческое сочинение.

В варианте ЕГЭ может попасться одна из двух моделей: сочинение по историческому процессу или по исторической личности. Но всегда будет выбор из 3 вариантов (три процесса ИЛИ три исторических личности).

Что же требуется в модели по историческим процессам?

Выпускнику предлагается написать сочинение, в котором необходимо:

Что же требуется в модели по историческим личностям?

Особое внимание стоит упомянуть на конкретизацию деятельности исторических личностей. Под ролью исторической личности следует понимать её конкретные действия, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений). Конкретные действия всегда носят единичный характер и выражаются в непосредственном проявлении личной активности историческим деятелем. Если же выпускник пишет не о конкретных действиях исторического деятеля, а о процессе, который, возможно, проходил под его руководством или участником которого был этот исторический деятель, то это не будет засчитано в качестве верного ответа по критерию К2. Также нужно обязательно указать последствия конкретных действий для хода и/или результата события (явления, процесса).

Примеры верного раскрытия роли исторической личности:

Разберем выполнение критериев на примерах исторических сочинений

Модель 1 – исторические процессы

Историческое сочинение об одном из исторических деятелей. На примере Александра I. Задание 25. ЕГЭ по истории.

Разбираем новый формат исторического сочинения в ЕГЭ по истории — исторической сочинение об одном из исторических деятелей — и учимся на конкретных примерах выполнять критерии на максимум баллов. Только самая важная информация с привлечением материала из курса истории, без воды и долгих рассуждений.

– Как правильно указать и прописать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), в которых участвовал Александр 1;

– Как выбрать ещё одну историческую личность (и даже две), чья деятельность связана с Александром 1 и любым из указанных событий (явлений, процессов), в которых он участвовал; а также расскажу, как правильно охарактеризовать роли этих личностей в событиях (явлениях, процессах);

– Как правильно прописать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения указанных выше событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни Александра 1;

– Как используя знание исторических фактов, оценить влияние перечисленных событий (явлений, процессов), в которых участвовал Александр 1, на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти.

Фактически, это полный текст исторического сочинения про Александра 1 на максимум баллов 🙂

Готовые сочинения для задания 25 ЕГЭ по истории.

Образцы сочинений по второму периоду. Согласно критериям 2020 года от независимой лабораторией образования Антона Чубукова vk.com/club71258816.

Задание 25 из демоверсии;

Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

1) 1019–1054 гг.; 2) март 1801 г. – май 1812 г.; 3) октябрь 1917 г. – октябрь 1922 г.

В сочинении необходимо:

– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

– назвать две исторические личности, деятельность которых связан с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);

При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).

– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;

– используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.

В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

Рекомендации по написанию исторического сочинения – задание 25

1. Исторические личности и события.

, которая повлияла на ход и результат события в данный период истории.

: личность — Александр Невский, событие – Ледовое побоище.

2. Причинно-следственные связисвязь между историческими событиями, при которой одно событие (причина) влечёт за собой другое (следствие).

Использовать конкретные факты, а не общие фразы!

значения данного периода  о значении данного периода для истории страны, о его влиянии на процессы, характерные для периода.

удар по боярской аристократии способствовал усилению царской власти, но в то же время опричнина стала одним из факторов, вызвавших структурный кризис в Российском государстве, и, в конечном счете, привел к Смуте.

Примерное сочинение, подробно анализированное по 7 критериям.

«1645–1676 гг. — это период правления Алексея Михайловича Романова. Этот царь провел много преобразований практические во всех сферах общественной жизни страны, подготовивших основу для будущих реформ Петра I. Назовем некоторые из них. Была усовершенствована законодательная система страны, принят новый свод законов — Соборное Уложение (1649 г.). В этом документе было закреплено юридическое оформление крепостного права. По нему сыск беглых крестьян стал бессрочным, крестьяне стали навечно собственностью владельца, были ликвидированы урочные лета. Кроме того, в Уложении нашел отражение процесс становления абсолютизма. В него была включена глава, регламентирующая отношение к государю и провозглашающая максимально строгие наказания за малейшие провинности против государя и государства. Таким образом, принятие Соборного Уложения значительно укрепило власть царя, усилило роль дворян, сохраняло и подтверждало значительную роль церкви в государстве».

Про ЕГЭ:  ЕГЭ.Русский язык.Задание № 21. ТЕОРИЯ.

В соответствии с критериями оценивания в этой части эссе дана характеристика первого из требуемых двух событий (явлений, процессов) и подведены итоги развития этого события (явления, процесса) (критерий 1).

В соответствии с критерием 2 необходимо рассказать об исторической личности, связанной с событием (явлением, процессом), описанным ранее, и показать роль этой личности в данном событии.

«В подготовке Соборного Уложения активное участие принимал сам Алексей Михайлович. Царь наблюдал за работой собора, вносил свои коррективы в законодательство.

Большую роль в работе собора и в составлении законодательства сыграл воспитатель, «дядька» царя, глава правительства, приближенный к царю боярин Б.И. Морозов. Несмотря на то что после Соляного бунта 1648 г. он был отстранен от официального участия в управлении государством, он негласно продолжал играть огромную роль при дворе Алексея Михайловича и в том числе руководил подготовкой Соборного Уложения».

В сочинении необходимо упомянуть не менее двух событий (явлений, процессов), поэтому рассмотрим еще одно событие.

«Данный исторический период также вошел в историю под названием «раскол Русской православной церкви». Начало раскола датируют 1654 годом, когда патриарх Никон начал реформирование церкви. Никон стремился к унификации церковных обрядов, книг, праздников и т.д. Но далеко не все верующие были готовы воспринять новые правила, и возникло так называемое старообрядчество, или раскольничество. Суть его выражалась в несогласии с новыми церковными порядками и стремлении придерживаться старых, дореформенных обрядов.

Несмотря на раскол, церковные реформы привели к унификации Русской православной церкви, укреплению власти и роли церкви в стране. Однако нельзя забывать, что еще одним следствием реформ стало разъединение верующих, сохранившееся на многие века».

В соответствии с критерием 2 необходимо написать об исторической личности, связанной и со вторым событием (явлением, процессом), описанным ранее, и показать роль этой личности в данном событии, поэтому обязательно следует рассказать о церковных деятелях, участвовавших в подготовке и проведении реформ.

«Центральными фигурами в период церковного раскола были патриарх Никон и протопоп Аввакум. Оба являлись видными духовными деятелями России, оба были вхожи в ближний круг Алексея Михайловича, оба пользовались огромным авторитетом среди верующих. Однако Аввакум не принял стремления Никона взять за образец при унификации книг и обрядов византийские книги и обряды, а выступал за то, что на Руси были и свои, славянские христианские корни, которые и следовало брать за образец в реформе. Аввакум личным примером продемонстрировал верность своим принципам, отстаивал приверженность старине, положил начало раскольническому движению.

Никон же сначала зарекомендовал себя как активный реформатор, сторонник нового, союза церкви и государства. Но в дальнейшем его стремление поставить церковную власть выше светской привело к тому, что Алексей Михайлович прекратил его поддерживать и даже активно высказывался за отставку Никона с патриаршего престола, что и произошло в 1667 г. После чего Никон был отправлен в северную ссылку, где и провел остаток своих дней».

В соответствии с требованиями критерия 3 следует установить причинно-следственные связи между событиями.

«Между указанными событиями, несомненно, существуют причинно-следственные связи. Оба события — и принятие Соборного Уложения, и церковная реформа — были продиктованы общими причинами: обострением социальных противоречий в стране, заинтересованностью населения в создании четких и ясных законов, необходимостью укрепления авторитета светской и церковной власти.

Следствием этих событий стало укрепление центральной власти, усиление влияния церкви в государстве, укрепление авторитета России в целом».

В соответствии с критерием 4 следует дать историческую оценку периода с опорой на факты и мнения историков.

«Алексей Михайлович правил в течение продолжительного периода — 31 год. За время его правления было проведено множество реформ практически во всех сферах общественной жизни. Но его правление нельзя оценить однозначно.

С одной стороны, значительный шаг вперед был сделан в развитии экономики. В стране стали быстрее развиваться элементы капиталистических отношений, стали чаще привлекаться иностранные специалисты, изменилась налоговая система, проводилась политика протекционизма. Соборное Уложение стало на многие десятилетия основным законодательством страны. Были достигнуты значительные успехи во внешней политике: подписаны мирные договоры со многими странами (например, Кардисский мир 1661 г. со Швецией, Андрусовское перемирие с Польшей 1667 г.), в 1654 г. произошло воссоединение России и Украины, значительно расширены территории России на Востоке (исследования Восточной Сибири русскими первопроходцами и торговыми людьми).

Но, с другой стороны, именно при Алексее Михайловиче произошло окончательное оформление крепостного права (1649 г.), значительно увеличилось налоговое бремя на население страны. Произошли многие социальные выступления протеста (например, Соляной бунт 1648 г., Медный бунт 1662 г., первая крестьянская война под руководством Степана Разина 1670–1671 гг. и др.).

Сама фигура Алексея Михайловича также неоднозначно оценивается отечественными и зарубежными историками как прошлого так и современности.

Образ царя Алексея Михайловича в историографии довольно противоречив. Кроме того, оценка личности Алексея Михайловича часто становится попыткой оправдать приписанное ему прозвище «тишайший». Эта характеристика довольно быстро стала чуть ли не единственной неоспоримой оценкой личных качеств правителя.

В исследовании С.М. Соловьева «История с древнейших времен» почти три тома посвящено правлению царя, но личность самого правителя автор не считал судьбоносной для русской истории. Если говорить о том, как сам Соловьев оценивает Алексея Михайловича, то царь, с его точки зрения, отличался «добротою» и «мягкостию», как и его отец — Михаил Федорович.

Более подробную характеристику царю дает В.О. Ключевский: «Я готов в нем видеть лучшего человека Древней Руси, по крайней мере, не знаю другого древнерусского человека, который производил бы более приятное впечатление, — но только не на троне». Этот «лучший» человек, по мнению Ключевского, был пассивным и неустойчивым, мало способным «что-либо отстаивать или проводить», «легко терял самообладание и давал излишний простор языку и рукам».

С точки зрения С.Ф. Платонова, Алексей Михайлович «был прекрасный и благородный, но слишком мягкий и нерешительный человек».

Современный историк Игорь Андреев употребляет в своем исследовании этот эпитет почти на каждой странице и по нескольку раз. «Несомненно, героическая трагедия — не его жанр. Тишайший, он и есть Тишайший», — утверждает он на первых страницах монографии, посвященной царю. Этот эпитет оказался способным вытеснить даже имя царя и встать на его место. Известен исторический роман о царе В. Бахревского под названием «Тишайший», роман В.Я. Светлова «При дворе Тишайшего императора».

В целом, эпоха Алексея Михайловича — это период укрепления абсолютизма, создание предпосылок для реформ Петра Первого».

В завершение нашего краткого обзора особенностей работы над новым заданием 25  хочу порекомендовать краткий , пользуясь которым легче выстроить для себя некоторую последовательность действий.

• ___ (нужный период) — это период правления ___. Этот царь (князь, правитель) провел многие преобразования ___. Назову наиболее важные из них.

• Событие (явление, процесс) № 1 + итог.

• Историческая личность, связанная с этим событием (явлением, процессом), и ее роль.

• Событие (явление, процесс) № 2 + итог.

• Рассмотрим, какие существуют причинно-следственные связи между данными событиями (явлениями, процессами) в период правления ___. Оба события — ___ и ___ — были продиктованы общими причинами: ___.

• Результатами этих событий (то есть их следствием) стали ___, ___, ___.

Про ЕГЭ:  Тема любви в романе Шолохова «Тихий Дон»

• ___ правил в течение продолжительного времени — ___ лет. Его правление нельзя оценить однозначно.

• С одной стороны, ___.

• Но, с другой стороны, ___.

• Сама фигура ___ также неоднозначно оценивается отечественными и зарубежными историками как прошлого так и современности. Образ ___ в историографии довольно противоречив.

• Эпоха правления ___ в целом стала периодом ___.

Методы и приемы написания исторического сочинения

Историческое сочинение — это сумма всех знаний по истории России с 6-го по 11-й класс. результат знаний по истории России с древнейших времен до конца XX века. итог работы учителя с учениками по обучению и усвоению знаний по истории России задание повышенной сложности, даже олимпиадного уровня, когда от ученика требуют максимальных знаний, и он должен превратиться в юного историка.

Частые затруднения учащихся при выполнении задания № 25 Не до конца понимают что, им обязательно нужно выполнить это задание (11б) При выполнении задания обращаются к интернет ресурсам и переписывают готовые сочинения, отсутствие собственного мнения Отсутствие у большинства желания уметь написать историческое сочинение Не понимают смысл вопроса К3: причинно-следственные связи, если ученик не понимает смысл этих слов, то невозможно написать сочинение. Не могут дать историческую оценку событиям К4 ( или мнения историков) Не могут корректно использовать исторические термины или вовсе их забывают

По результатам сдачи ЕГЭ по истории 2016 года выяснилось: большая часть выпускников не смогли выполнить задание № 25 (сложно, не знают как выполнять) во время ЕГЭ им не хватило времени написать историческое сочинение (последнее задание и времени больше нет, поэтому стоит ли использовать черновик) з а весь учебный год в 11-м классе не возможно подготовиться к ЕГЭ по истории (объем материала, другие предметы)

Что делать ? нужно нацелить учащихся на успех во всем работать со схемами, шаблонами, примерами, терминами строго контролировать умения учащихся при написании исторического сочинения вести индивидуальные дневники тесная работа с родителями

Роль и помощь родителей Родители должны знать структуру ЕГЭ по истории, если их ребенок выбрал этот предмет Особенно им нужно знать что такое историческое сочинение и ее критерии оценивания должны знать уровень подготовки своего ребенка к ЕГЭ по истории на всех этапах, особенно по написанию сочинения (чтобы избежать обвинения учителя, в том что не достаточно обучили).

Принципы формирования периодов Первый до 1688 года Второй с 1689 по 1914 Третий – ХХ век ПЕРИОДЫ В ПЕРИОДАХ: Периоды в периодах выделяются таким образом: он должен быть целостным и получить оценку в историографии

Например, периоды в годы ВОВ Июнь 1941 по ноябрь 1942 (начало войны) Ноябрь 1942 – по конец 1943 (коренной перелом в ходе ВОВ) 1944-1945 (заключительный этап ВОВ)

К1 – два события 1801-1812 Тильзитский мир Создание Гос. совета (Уже получили 2 балла) ______________________________________ Если дописали + Создан Союз Благоденствия = ОШИБКА (другой период), но отнимать балл от ваших двух баллов не будут. Просто не добавят балл по критерию К6

ПРИМЕР ОШИБКИ «Сталин выдвинул проект автономизации, но был вынужден принять проект Ленина» (не указано, что событие – образование СССР)

К3 – причинно-следственные связи «Поражение России в Крымской войне привело к запрету держать флот в Черном море». Эксперты принимают связи не только между событиями, но и между предпосылками. «Влияние идей эпохи Просвещения привело к восстанию на Сенатской площади»

ОШИБКА Нельзя выходить за пределы периода Период 1812-1825 «Восстание на Сенатской площади привело к изданию Чугунного устава»

К4 – оценка выбранного периода Выходим за рамки периода!!!!!!!!!! Нужно сделать обобщающий вывод для истории страны, увидеть перспективу! Нужно дать оценку всего периода, а не отдельного события!

Нельзя давать общую оценку («это был трудный период») СПОСОБЫ ОПОРА НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ, СУЖДЕНИЯ ОПОРА НА МНЕНИЯ ИСТОРИКОВ «ОПРИЧНИНА ВЫЗВАЛА КРИЗИС, КОТОРЫЙ ПРИВЕЛ СТРАНУ К СМУТЕ» МОЖНО ПИСАТЬ МНЕНИЕ ИСТОРИКОВ БЕЗ ИМЕНИ, ЕСЛИ ЦИТАТА ПРИСУТСТВУЕТ В ИСТОРИОГРАФИИ (монголо-татарское иго отбросило Русь в развитии, привело к отставанию от стран З. Европы)

К5 – использование терминологии — Не являются терминами собственные названия («Русская правда»). Определение давать не обязательно (если форма сочинения – связная речь)

Даты писать не обязательно! (в критериях о них ничего не сказано) Можно указывать роль личностей в любых событиях конкретного периода и + к этому обязательно в тех событиях, которые заявлены. Можно указывать причинно-следственные связи разных событий Можно взять за основу сочинения любую сферу (например, культуру)

Технология написания исторического сочинения

(задание №25 ЕГЭ по истории)

Акимова Наталья Андреевна, учитель истории

и обществознания МОУ «СОШ №1» г. Валуйки

Для выявления, сохранения и развития разносторонних талантов обучающихся в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Валуйки Белгородской области создаются необходимые условия. Одним из основных направлений деятельности школы является обеспечение социальной самоидентификации каждого ребенка посредством личностно значимой деятельности.  Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (далее ФГОС ООО), среднего общего образования (далее ФГОС СОО), новым требованиям Историко-культурного стандарта, предъявляемым к учащимся средней школы, относятся: готовность и способность к познавательной деятельности; овладение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности; овладение действиями постановки и разрешения проблем, выдвижения гипотез и их обоснования; самостоятельный поиск методов решения творческих и практических задач; овладение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами; овладение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов. Все это можно в полной мере отразить в результатах ЕГЭ по истории и обществознанию. Хотелось остановиться на ЕГЭ по истории, в частности на задании №25 (написание исторического сочинения по указанному периоду).

Важнейшей целью в своей работе главным считаю формирование интереса к  предмету. Практика показывает, что при достаточно интенсивной подготовке учащегося к экзамену, при наличии у него заинтересованности в максимально успешной сдаче ГИА, а позднее ЕГЭ, результат не будет высоким, если у ребёнка отсутствует интерес к предмету. Основная подготовка  учащихся к Государственной итоговой аттестации начинается с 5-го класса.  Очень важным  этапом  такой подготовки работу по подбору заданий к уроку, чтобы наиболее полно  учесть особенности  мотивации и психолого-возрастные особенности учащихся. Правильный подбор упражнений для занятий позволяет детям активно участвовать во всем, что происходит на занятии; не узнавать о чужих открытиях, а открывать новое самим (занимать активную исследовательскую позицию); осознавать результаты занятий для группы и для самого себя. Важное условие эффективности образовательного процесса – включенность всех сфер личности ребенка и поддержание интереса и активности в течение всего занятия.

В 10-11 классах задания для учащихся усложняются. В своей работе использую следующие формы и приемы организации проектной деятельности:

При этом формируются такие компоненты исследовательской компетентности, как: умение работать с монографией, научно-справочной  и художественной литературой; мыслительные операции, анализ, синтез, выделение главного; анализ источника, выявление скрытых фактов, умений делать выводы.

В качестве примера можно привести урок истории в 11 классе. Тема: «Россия в годы революции и гражданской войны» (урок-обобщение). В ходе урока идет работа по созданию проекта в виде исторического сочинения (задание повышенного уровня сложности-№25 ЕГЭ по истории) (Приложение 1).        В ходе урока заполняется таблица-клише, по которой можно будет написать сочинение.

Информационный лист для написания исторического сочинения.

Тема урока: ____________________________________

Критерии оценивания: макс.-10 баллов

«5»-9-10      «4»-6-8      «3»- 4-5      «2»-0-3

Данная форма урока  позволяет систематизировать материал, по которому можно успешно написать историческое сочинение.

: повторительно- обобщающий презентация, рабочие листы,  тесты, ноутбуки, учебник Загладин Н.В. История России 20 век. М.:  «Русское слово»

В ближайшей перспективе нас с вами ожидает итоговая аттестация в форме ЕГЭ, поэтому и сегодня на уроке мы продолжим подготовку к ней.

Про ЕГЭ:  Споры по обществознанию 2023 спорная ситуация » ЕГЭ. Теория и практика права

Сегодня мы с вами остановимся на 25 задании (историческое сочинение), тема которого это период, который мы изучил. Напомните, какой?

(Россия в 1917-1922 гг). Вспомните, какие ключевые события произошли в этот период.

Давайте сформулируем тему урока.

Таким образом, тема сегодняшнего урока:  «Россия в период революций и гражданской войны».

Какие цели перед собой поставим?

Вспомните основные критерии исторического сочинения:

Чтобы  у нас все удачно получилось, необходимо вспомнить материал. Будем работать поэтапно. Каждый этап соответствует названным критериям. Вы разделены на группы. В каждой группе  выберите одного, который будет писать сочинение, используя  информацию, которую мы вспомним на уроке. Остальные будут ему помогать. За правильные ответы получите жетон. И в конце урока проверим вашу активность.

1 и 4  критерии: характеристика этого периода. Ваша задача, по плану рассказать о каждом  событии.

Вспомним основные даты в каждом событии. Меняем событие в группах. Необходимо написать на доске 3 даты, которые относятся к названным событиям.

— Посмотрите на доску.  По нескольким критериям мы уже прошли. Чтобы закрепить, несколько минут на написание сочинения.

-Продолжаем работу. Следующий критерий – исторические личности.

Поиграем в игру «Своя игра». Открываем 2 категории: портрет, личности.

Я попрошу в роли жюри выступить наших гостей. Ваша задача – посчитать количество баллов. У кого больше, та команда и получает жетон.

Подведем итог этого этапа следующим образом: выберите портреты тех деятелей, которые относятся к вашему событию. И продолжаем писать сочинение.

-Молодцы! Хорошо поработали. Я надеюсь, что минимум 4 балла каждая из групп наберет, поэтому еще поработаем по дополнительным критериям (Презентация исследовательского  проекта учащимися по указанному периоду)

Знание исторических терминов.

Оценка исторического периода

— У вас было опережающее задание: Найти информацию об оценке историками этого периода. Давайте сейчас послушаем.

(слушаем представителей от каждой группы по событиям)

Подведем итог проделанной работы. Посмотрите на нашу доску. У нас получился хороший опорный конспект для написания сочинения и не только. Давайте зачитаем, что у нас получилось.

Выставление оценок. Д/З:  Доработать и оформить сочинение.

Историческое сочинение — общие сведения

Историческое сочинение – 25-е задание ЕГЭ по истории, успешное выполнение которого принесет 12 баллов. Учащимся на выбор предоставляется три периода из основных этапов отечественной истории: IX-XVII вв; конец XVII-начало XX вв.; 1914-1991 гг.

Как правило, исторический период охватывает годы нахождения у власти одного конкретного правителя (1019-1054 гг. – княжение Ярослава Мудрого), но может быть частью определенной эпохи (март 1801 г. – май 1812 г. – правление Александр I до начала Отечественной войны), либо являться периодом военного конфликта (1917-1922 гг. – Гражданская война).

Задание творческое, что предполагает глубокое знание предмета, умение четко излагать свою мысль, приводить аргументы и раскрывать причинно-следственные связи.

Структура исторического сочинения

Во вступительной части нужно дать общую характеристику выбранного периода, перечислить основные события и назвать выдающиеся личности. При этом рекомендуется использовать следующие клише:

В основной части нужно подробно описать рассматриваемый период и привести обоснованные аргументы, доказывающие утверждения из вступления. Аргументы должны опираться на точные факты, причинно-следственные связи и высказывания историков. Уместно употреблять такие клише:

В заключительной части нужно подвести итоги, дать характеристику всему периоду и проследить его влияние на отечественную историю. Желательно привлечь дополнительные факты и суждения авторитетных историков. Возможные клише:

Основные требования к историческому сочинению

Экзаменуемые должны правильно определить:

– два-три ключевых события (явления, процесса) периода;

– две-три выдающиеся личности, их деятельность и роль;

– причинно-следственные связи между возникновением событий и их результатами.

Должна быть дана оценка влияния периода на последующую русскую историю с привлечением дополнительных фактов и (или) мнений известных историков.

В сочинении должны использоваться исторические термины и понятия. Не допускается наличие фактических ошибок.

Алгоритм написания исторического сочинения

В первую очередь рекомендуется составить в черновике небольшую таблицу:

Историческое сочинение, задание 25 по подготовке к ЕГЭ по истории в 11-м классе.материал для подготовки к егэ (гиа) по истории (11 класс)

Отдельно следует записать исторические термины и понятия, связанные с этим периодом.

Во введении нужно указать, чем вызван выбор начальной и конечной даты. Затем в нескольких предложениях описать этот период, его характерные особенности и главные события.

При написании основной части большую помощь окажет составленная таблица. Каждое событие нужно проанализировать и более подробно описать его причины и последствия, деятельность и роль конкретных личностей.

В заключительной части нужно оценить влияние периода на дальнейшую историю России. Для этого потребуется вспомнить, как дальше развивалась страна, и что по этому поводу писали историки.

Закончив работу в черновике, нужно тщательно проверить сочинение на наличие фактических ошибок (если дата события вызывает сомнения, лучше ее не писать); обратить внимание на связность текста и соответствие основным требованиям (не менее двух событий, личностей и т. д.).

После внесения необходимых исправлений и дополнений сочинение можно переписать на чистовик.

Пример исторического сочинения. Историческое сочинение 862-945.

862-945 гг. – начальный период в истории России, связанный с правлением первых русский князей: Рюрика, Олега и Игоря. В эти годы произошло объединение Северной и Южной Руси с центром в Киеве, начался процесс расширения границ Киевского государства и установления тесных контактов с другими странами (прежде всего, с Византией).

Основная часть. Аргументация.

В 862 г. произошло легендарное призвание варягов. Северо-западные славянские племена пригласили на княжение в Новгород Рюрика. «Повесть временных лет» объясняет это тем, что в славянских землях не было порядка. Примерно в это же время в Киеве утвердились варяги Аскольд и Дир. Таким образом, сложилось два крупных восточнославянских объединения.

После смерти Рюрика в Новгороде стал править его родственник Олег. Он был опекуном при малолетнем наследнике – князе Игоре.

В 882 г. Олег выступил в поход на южные земли, подчинив по пути племя кривичей. Олег захватил Киев, тем самым объединив Северную и Восточную Русь. Это событие считается образованием Древнерусского государства.

Олег вел активную завоевательную политику, расширяя территорию Киевской Руси. Он одержал победу над хазарами; подчинил Киеву большинство восточнославянских племен; взял под контроль торговый путь «из варяг в греки».

В 907 г. Олег совершил удачный военный поход на Константинополь, в результате чего был заключен выгодный торговый договор с Византией. Это соглашение было подтверждено в 911 г. Новый договор расширил права русских купцов в столице Византийской империи.

В 912 г., после смерти Олега, в Киеве стал править Игорь. В первые годы его правления восстали древляне. Игорь подавил восстание и обложил Древлянскую землю данью.

На протяжении всего княжения Игорь воевал с кочевыми племенами печенегов, постоянно совершавшими набеги на Русь. Также он продолжал расширять территорию Киевской Руси, подчинив племена уличей и тиверцев.

В 941 г. Игорь организовал новый поход на Константинополь, закончившийся неудачно. Византийцы сожгли почти весь русский флот с помощью «греческого огня». Спустя три года киевский князь собрал огромное войско и вновь двинулся на столицу Византии. Греки запросили мира, заплатив богатый выкуп. Результатом этого похода стал очередной русско-византийский торговый договор (944 г.).

В эпоху первых русских князей не был четко определен порядок сбора налогов. Он совершался путем «полюдья»: князь с дружиной объезжал покоренные племена и собирал плату на месте.

В 945 г. Игорь попытался дважды собрать дань с древлян. Они в ответ взбунтовались и жестко расправились с князем и его дружиной.

Период 862-945 гг. имеет огромное значение в истории России. Большинство историков положительно оценивают деятельность первых русских князей, направленную на формирование единого государства, защиту его границ и торговых интересов.

На дальнейшую русскую историю больше всего повлияло установление прочных экономических и культурных связей с Византией. Прямым последствием стало принятие на Руси христианства по греческому образцу.

Оцените статью
ЕГЭ Live