ГДЗ Русский язык 3 класс Климанова, Бабушкина — Учебник «Просвещение»

ГДЗ Русский язык 3 класс Климанова, Бабушкина - Учебник «Просвещение» ЕГЭ

Страница 134. повторяем, что знаем

Упражнение 231. Прочитайте и спишите предложения. Определите, к каким частям речи относятся выделенные слова. 

Пиласущ. была острой. Сестра пилагл. чай. Мама стала печьгл. пироги. Бабушка затопила печьсущ.. Снежное покрывалосущ. всё поле покрывалогл.. Солнце селогл. за селосущ.. В лодке появилась течьсущ.. Вода из крана стала течьгл. сильнее. 

Упражнение 232.  Прочитайте начало одной из глав сказки-повести Э. Успенского. Зима в ПростоквашиноВыпишите из первого предложения выделенные слова. Что они обозначают? Можно ли в эту группу включить другие выделенные слова? (да) Запишите их через запятую. Что общего у всех записанных вами слов? На какие вопросы они отвечают?

Метель, снег, ночь, огонёк, почта, почтальон, Печкин, ноги, голова. Слова обозначают предметы, отвечают на вопросы что? или  кто?

Упражнение 233. Рассмотрите фотографии, на которых изображена чудо-выставка.Запишите названия новогодних игрушек, которыми вам хотелось бы украсить свою ёлку. Слова какой части речи вы используете? Составьте и запишите с этими словами несколько предложений.

Шары, колокольчики, сосульки, банты, медведь, лиса — это существительные.

Мы украсили ёлку блестящими шарами, радужными колокольчиками и серебристой мишурой. На еловых ветках мы повязали красные банты.

Упражнение 234. Игра-соревнование «Кто больше?».Продолжите строчки имен существительных. Выиграет та команда, которая назовет больше слов данной части речи.

Явления природы: ураган, дождь, снегопад, метель, град, буря, туман, радуга, оттепель, паводок.
Домашние животные: корова, овца, лошадь, свинья, кролик, собака, кошка, утка, гусь, курица.
Дикие животные: волк, лиса, заяц, медведь, лось, ёж, белка, суслик, лев, жираф, антилопа.
Транспортные средства: автомобиль, поезд, самолет, пароход, автобус, троллейбус, трамвай, катер, яхта.
Бытовая техника: телевизор, компьютер, радио, мясорубка, холодильник, плита, духовка, пылесос, фен, соковыжималка.
Инструменты: отвёртка, дрель, молоток, топор,  пила, клещи, стамеска, гвоздодёр, напильник, плоскогубцы, лобзик.

Объясните, почему слова, называющие животных, явления природы, технические средства, можно объединить в одну группу — имена существительные. (Потому что это предметы, которые отвечают на вопрос кто? или что?)

Упражнение 235. Спишите предложения. На какие особенности имен существительных указывают выделенные слова?

1. Когда-то зелёные дубравы росли по всей России. 2. Писатель И. Соколов-Микитов хорошо знал русскую природу. 3. Кисти художника И. Левитана принадлежит картина «Владимирка».

Имена существительные называют географические объекты, имена и фамилии, названия картин. Это имена собственные, они пишутся с заглавной буквы.

Упражнение 236. Найдите карту нашей Родины. Рассмотрите её. Прочитайте текст, дополнив его собственными именами существительными. Озаглавьте и запишите дополненный текст.

Карта России

Я люблю рассматривать карту своей страны — России . На ней отмечены города Москва, Екатеринбург, Новосибирск, Хабаровск и многие другие. По территории моей страны протекают реки Волга, Обь, Амур и Иртыш. На карту нанесены и озёра — Байкал и Ладожское . Велика и прекрасна моя страна — Россия! Берега нашей страны омывают такие моря, как Баренцево, Охотское.

Упражнение 237. Прочитайте шуточное стихотворение. Сможете ли вы найти в нём ошибки? Запишите текст, верно написав собственные имена существительные.

Я зову собаку Фомку,
А собака лает громко.
Я зову бельчонка Тишку,
А бельчонок целит шишкой
Прямо в лоб мне и кричит:
— Лучше правила учи!

Упражнение 238. Спишите предложения, раскрывая скобки. Какие имена существительные надо писать с прописной буквы? (Имена собственные)

1. Александр Сергеевич Пушкин родился в городе Москве. 2. Мой любимый композитор — Пётр Ильич Чайковский. 3. Летом мы отдыхали на озере Селигер. 4. Люди давно мечтали о полёте на планету Венера.

Упражнение 239. Прочитайте отрывок из стихотворения.

Читаем.

Упражнение 240.  Спишите текст, выбрав из скобок строчную или прописную букву и вставив пропущенные буквы.

Чудесный город Санкт-Петербург был основан Петром Первым в 1703 году. Город стоит на берегу реки Невы. В Петербурге много музеев, театров, много прекрасных проспектов и улиц.

Упражнение 241. Спишите имена существительные. Как они называются? (Имена собственные) Что обозначают? (Фамилии)

Добро)хот)ов, Мил)о(слав)ский, Свет)о(зар)ов, Добр)о(люб)ов, Мир)о(люб)ов.

Упражнение 242. Попробуйте составить русские фамилии с данными корнями.

Любомиров, Добронравов, Златокудрин, Благовидов, Миловидов.

Упражнение 243. … Попробуйте догадаться, какому русскому имени соответствуют данные имена собственные.

Иван.

Стр. 140

Упражнение 244. 

1- неодушевлённые предметы, 2 — одушевлённые.

Упражнение 245. Прочитайте текст.Спишите текст, вставив пропущенные буквы. Найдите в нём и обозначьте одушевлённые (одуш.) и неодушевлённые (неодуш.) имена существительные. Подчеркните главные члены в предложениях второго абзаца.

Ночь перед Рождеством

     Последний день (неодуш.) перед Рождеством (неодуш.) прошёл. Зимняя ясная ночь (неодуш.) наступила. Глянули звёзды (неодуш.). Месяц (неодуш.) велича́во поднялся на небо (неодуш.) посвети́ть добрым людям (одуш.) и всему миру (неодуш.), чтобы всем было ве́село… Было так тихо, что скрип (неодуш.) моро́за (неодуш.) под сапого́м (неодуш.) далеко слышался…
Ни девушки (одуш.), ни парни (одуш.) не показывались ещё под окнами (неодуш.)… Только кузнец (одуш.) спешил к дому (неодуш.) краса́вицы (одуш.) Оксаны (одуш.) и её отца (одуш.).

Н. Гоголь

Упражнение 246. Игра «Волшебные превращения». Замените в каждом слове одну согласную букву так, чтобы получилось неодушевленное имя существительное. Запишите слова парами по образцу: лиса-липа.

Лиса-липа, ворона-ворота, уж-ум, корова-корона, муха-мука, кот-рот, коза-кора, рак-мак, цапля-капля, зверь-дверь.

Упражнение 247. Подберите к неодушевленным именам существительным по одному-два синонима и антонима. Запишите по образцу.

Печаль — грусть, тоска; веселье, потеха. Успех — удача; неудача. Гнев — ярость, злость: спокойствие. Радость — развлечение, потеха; грусть, тоска. Мир — дружба; вражда. Работа — дело, труд, занятие; безделье. Смех — хохот; слёзы.

Упражнение 248. Прочитайте слова. Как можно все их назвать и охарактеризовать? Как ещё можно охарактеризовать эти существительные: собственные или нарицательные, одушевлённые или неодушевлённые? Выпишите слова по группам: 1) житель определённого города; 2) профессия; 3) спортсмен.

1) Москвич, владивостокец, владимирец, новгородец, тверич, минчанин.

2) Писатель, шахтёр,  художник,  портной, инженер, врач.

3) Хоккеист, боксёр, бегун, теннисист, баскетболист, шахматист.

Упражнение 249. Прочитайте отрывок из рассказа детского писателя. Озаглавьте каждый абзац. У вас получился план. Перескажите текст по составленному вами плану. (Лесной котёнок)Выпишите из текста по три одушевлённых и неодушевлённых имени существительных. Поставьте к ним вопросы кто? что?

План:

  1. Встреча
  2. Игры котёнка
  3. Укус шмеля
  4. Рысь
  5. Бегство
  6. Воспоминания о рысёнке

Кто? Котёнок, шмель, рысь. Что? Соломинка, ромашка, трава.

Упражнение 250. Прочитайте стихотворные строки. Спишите две первые строки.

Поёт зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает…

Упражнение 251. Попробуйте описать зимний лес, используя приём олицетворения. Какие неодушевлённые предметы в твоём рассказе приобретают свойства живых существ?

Зимний лес дышит волшебством. Деревья нарядились в пушистые белые шубки. Высокие ели кланяются под тяжестью снега. Обо всём позаботилась зима, укрыла лес тёплым одеялом. Только стройные белые берёзки растеряли весь снежок с тонких ветвей и мерзнут на ветру.

Стр. 8

Списываем стихотворение. Поэт чаще всего использует прилагательные, чтобы показать красоту осени, точнее описать её.

8. Отгадайте загадки. Спишите загадки, объясните правила написания выделенных орфограмм.

Списываем загадки. ЧК пишется без мягкого знака. РУК — проверочное слово РУКИ. НОГ — проверочное слово НОГИ.

9. … Составьте текст об осени…

Вот и наступила осень. Лес переливается лиловыми, золотыми и багряными красками. Под деревьями еще можно найти грибы. В моховых болотах много клюквы. Красива и щедра золотая осень!

10. 

1)  — Я забил мяч прямо в ворота!- Нет, ты попал в штангу!- Ты не умеешь играть в футбол! Убирайся с ворот!

2)  — Я могу проводить тебя до дома?- Да.- Давай я понесу твой портфель.

11.

Собеседники — люди, которые беседую друг с другом, прислушиваются друг к другу, не перебивают и умеют договориться.

Мы говорим (как?) спокойно, терпеливо, внимательно.
Мы (что делаем?) ищем в собеседнике что-то доброе, терпеливо объясняем, стараемся понять друг друга.

12.

Спор — обида, ссора, крик, злость. Диалог — согласие, улыбка, уважение, терпение, понимание, доброе слово.

13. …Допишите стертые слова.

Диалог пытается вести взрослый, а дети спорят. Автор использует восклицательные предложения.

Записываем пословицы.

14. Составьте и запишите небольшой текст о своем друге (подруге). …

У меня есть друг. Его зовут Максим. Мы вместе любим гулять и придумывать разные игры. Максим всегда вежлив, внимательно слушает меня и не перебивает. Он всегда терпеливо объясняет мне свою мысль. Мы с ним никогда не обижаем друг друга.

15.

Последнее предложение содержит главную мысль.

Не ссорьтесь с друзьями!

16. 

1. Мне хотелось бы, чтобы друзья и родители любили меня, сочувствовали мне, прощали ошибки, были верны своему слову, были внимательны ко мне, вели себя вежливо и достойно.

2. Мне не хотелось бы, чтобы друзья и родители делали мне замечания, ругали меня, обращались со мной грубо, обманывали меня.

17.

Списываем.

Страница 103. гдз 7 гуру к теме приставка

175. Прочитайте начало текста. Дополните последнее предложение своими словами.Найдите в последнем предложении родственные слова. Чем они различаются? Как называется эта часть слова? (Приставка)

Канарейка вылетела из клетки, перелетела на окно и улетела. 

Выделяем приставки: вы-, пере-, у-.

176. Кто автор этих стихотворных строк? Какие слова в них имеют общую часть. Как она называется? (приставка)Выпишите слова с одинаковыми приставками. Докажите, что все они имеют общий оттенок значения приближение к чему-либо. Какая часть слова придаёт это значение словам? (Приставка при-) Вспомните и запишите свои примеры слов с приставкой при- со значением присоединения.

Прибегу, прилечу, приплыву.   Выделяем приставку при-.

Прилепить, приклеить, прицепить, приварить, прижать, приковать.

177. Спишите текст. На месте пропусков запишите приставку за-, чтобы показать, что действие началось.

Туристы поставили палатку. Принесли сухие ветки. Вскоре заполыхал костёр, зашумел чайник, забурлила в котелке вода.

Выделим приставки за-.

178. Образуйте от данных слов однокоренные слова с приставками, которые указывали бы на начало, удаление, приближение и конец движения.

Начало движения — поплыл, полетел, пополз, побежал.
Удаление — отплыл, отлетел, отполз, отбежал.
Приближение — подплыл, подлетел, подполз, подбежал.
Конец движения — приплыл, прилетел, приполз, прибежал.

Выделяем приставки по-, от-, под-, при-.

179. Подберите к каждому слову однокоренное слово с противоположным значением по образцу. Какие приставки для этого надо использовать?

Вход, приход, вышел, пришёл, въехал, отъехал.

180.  Соедините глагол с существительным, образуйте словосочетания и запишите их.

Надел пальто — одел ребёнка. Взошёл на гору — вошёл в класс. Забрался в огород — взобрался на дерево. Сошёл по лестнице — вышел из автобуса.

Выделите приставки (на — о, взо — во, за — взо, со — вы).

181.  Образуйте и запишите новые слова с данными приставками. Какую букву надо поставить между корнем и приставкой? (ъ)Придумайте и запишите с любыми из данных слов два-три предложения.

Поехал, отъехал, объехал, подъехал. Поел, съел, объел, подъел. Пояснить, объяснить, разъяснить. Соединить, объединить, разъединить.

Выделяем приставки (то, что до твердого знака).

Сёма съел двадцать пельменей. Грузовик объехал дом и подъехал к воротам. Общение помогает объединить людей.

182. Прочитайте словосочетания. Где вместо пропусков вы поставите твердый знак (ъ), а где — мягкий знак (ь)? Объясните свой выбор.  (Твердый знак ставим после приставок, мягкий — в остальных частях слова и между ними.)

Крутой подъём, звонкие ручьи, интересное объявление, осенние листья, сухие сучья, скорый отъезд, понятно объяснить.

Подчеркиваем приставки перед ъ.

183. Запишите словосочетания. Предварительно объясните, какую букву надо вставить.

Снежные хлопья, новое платье, красивый вьюнок, верные друзья, оленьи рога, кошачья походка, птичьи гнёзда, необъятные просторы.

Подчеркиваем орфограмму разделительный мягкий знак и твёрдый знак.

Про ЕГЭ:  Экспресс-подготовка к ЕГЭ по обществознанию. Политикаметодическая разработка по обществознанию (11 класс) по теме

Широки и необъятны просторы нашей Родины.

И вот тут для желающих докопаться до истины опять дилемма. В словах необъятные, необъятны, согласно словарю Тихонова (1996 год)  приставка не-, корень -объя-; а по Кузнецову и Ефремову (1986 год) две приставки  не- объ-, корень: -я-. И по первому наше правило из учебника для третьего класса о том, что ъ всегда после приставок, терпит крах.

184. Спишите слова, вставляя пропущенные буквы.

Соловьи, копьё, перья, крылья, стулья, статья, скамья, объезд, съёжиться, семья, ручьи, съедобный, объяснить, прольётся.

Подчеркиваем орфограмму разделительный мягкий знак и твердый знак. Выделяем приставки в словах с твердым знаком.

185. Напишите по памяти строки из стихотворения. Подчеркните слова с разделительным мягким знаком (ь).

Любо в лесу мне бежать,
Слушать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!

А. Майков

186. Спишите предложения, раскрывая скобки. Перед каждым существительным с предлогом запишите вопрос. Выделите приставки.

И опять возможность подискутировать. Слово нашла.  С одной стороны, исторически это слово образовано от шла и нашла (набрела) на находку, то есть приставка на-, корень -ш-. Но с другой стороны, исторический корень поменял своё значение и в современности есть 2 значения слова: нашла что-то и нашла на что-то.

И современный словарь Тихонова выделяет  их в разные слова и корни у них разные. В частности, в слове нашла (щенка) по Тихонову корень наш-. Но, как мы уже поняли, Климанова, Бабушкина и иже с ними руководствуются древними принципами словообразования, и посему ваш учитель, скорее всего, так же посчитает правильным выделить в  слове нашла приставку на-.

187. Составьте из беспорядочно перечисленных слов предложения, запишите их. Приставки выделите.

188. Прочитайте стихотворные строки Н.Цыганова. Запишите их, раскрыв скобки.

А речка извивается,
По травушке скользит,
То в ямке потеряется,
То снова заблестит.

Выделяем приставки: из- (извивается), по- (потеряется), за- (заблестит).

189.  Прочитайте песенку Колобка, запишите её по памяти. Предлоги подчеркните.

Я Колобок, Колобок!
По амбару метён,
По сусекам скребён,
На сметане мешён
В печку сажён,
На окошке стужён…

190. Прочитайте предложения и вспомните правила, указывающие на часть речи, с которой выделенные в скобках слова пишутся отдельно, а с какой — вместе.

И снова не могу себе отказать в критике авторов учебника. Читали ли они сами то, что написали? Что за, как минимум, некорректная формулировка задания? Задним умом понимаешь, что, видимо, нужно просто раскрыть скобки и правильно написать предлоги и приставки.

 1. К нам в_окно луна глядит, малым деткам спать велит. (А.Блок.)
2. С_криком в_воздухе кружится стая галок и ворон. (Н.Некрасов.)
3. Однажды с студёную зимнюю пору я из_лесу вышел. (Н.Некрасов.)
4. Рыбаки в_шалаше пробудилися, сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут. (И.Никитин.)
5. Мой сад с каждым днём увядает, помят он, поломан и пуст. (А.Майков.)

Выделяем приставки в словах вышел (вы-), пробудилися (про-), помят, поломан (по-).

Страница 113. окончание

200. Прочитайте стихотворные строки. Вспомните, кто их автор. (Пушкин)Определите, чем различаются выделенные слова. (Окончанием) Разные ли предметы они называют? (Одинаковые) Вносит ли окончание новый оттенок в значение слова или нет? (Нет)

201. Прочитайте текст, слова в котором «потеряли» свои окончания. Легко ли читать такой текст? (Нет)Запишите, вставив пропущенные окончания.

Зачем космонавту скафандр

     Можно ли космонавту находиться на борту космического корабля или выходить в открытый космос в обычной одежде? Нельзя! И вот почему. В скафандре есть запас воздуха. Это может спасти космонавта во время аварии. Скафандр может быть «грелкой», если в корабле холодно. Он может дать прохладу в жару. В скафандре есть радио. Поэтому космонавт может разговаривать с товарищем, выходя в открытый космос.
История полёта человека в космос невелика. Она началась с полёта Юрия Гагарина. Он первым поднялся в космос на одноместном корабле «Восток». А первым в открытый космос вышел советский космонавт Алексей Леонов.

Выделяем пропущенные окончания. В слове история окончание -я. В остальных то, что было пропущено.

202. Сравните группу слов. Выделите окончания слов, изменяя их по вопросам: кого? чего? кому? чему? Основу слова подчеркните.Какие части слова вы еще можете выделить в основе? Обозначьте их условными знаками.

И опять подвох. Вот к чему тут слово осоветь? Чтобы ребенок окончательно запутался, есть тут окончание или нет? В школе выделяют -ть как окончание, и многие учителя, не углубляясь в тему, и сейчас так делают. К сведению, в слове осоветь на самом деле нулевое окончание и 2 суффикса: -е- и -ть.

Статья на эту тему: ТЬ, ТИ, ЧЬ — суффикс или окончание >>

 203. Прочитайте строки из стихотворения И.Никитина. Спишите, выделите в словах окончания.

204. Допишите к данным окончаниям основу слова. Изменяемую часть слова (окончание) выделите.

По домам, по болотам, по голубям, по полям, по зверям.
С домами, с болотами, с голубями, с полями, со зверями.

Обязательно выделяем окончания — ам, ям, ами, ями.

 205. Спишите группы слов и разберите их по составу.

206. Распределите слова по схемам. Дополните каждую группу двумя-тремя своими примерами слов с тем же составом.

1. Перелески, записка, пригородный. Подножка, придорожный, подарки.
2. Дружба, мамочка, домики. Зайчики, собачка, кошечка.
3. Записи, засуха, выходы. Входы, подруга, заслуги.
4. Тетради, реки, сёстры. Кроты, кусты, мосты.

Разберите слова по составу в соответствии со схемой в ряду.

 Составьте и запишите с этими словами три-четыре предложения, подчеркните в них главные члены.

Дома маму ждалазаписка от сына.
На берегу реки стояли маленькие домики.
Засуха в прошлом году погубила всю зелень.
Ученикдостал из портфеля свои тетради.

Страница 117. гдз 7 гуру к уроку как образуются слова

207. Определите, какая часть слова помогает образовать слова в каждой строчке. Выделите суффиксы. Какой оттенок значения они придают словам?

Переписываем слова из учебника.

ГДЗ Русский язык 3 класс Климанова, Бабушкина - Учебник «Просвещение»

1 строка. Суффикс -ель- (выделяем его в словах) указывает на того, кто что-то делает.
2 строка. Суффикс -ик- (выделяем его уголочком) придает словам значение уменьшительности.
3 строка. Приставка у-  придает значение удаления от чего-либо. 

И вот назревает вопрос, зачем выделять суффиксы в последней группе слов, если там словообразующим элементом выступает приставка? Но если нужно, выделяем суффиксы а, ы, е.         ТЬ и ТИ в школьной программе считается окончанием.Но на самом деле, в современной трактовке,  там по 2 суффикса в слове:  убежать, уехать, ускакать — суффиксы  а, ть; уплыть — ы, ть; улететь — е, ть; уползти — ти.

 208. Как образовались новые слова? (С помощью приставок) Спишите их, выделите те части слова, с помощью которых образованы слова каждой группы.

209. Найдите суффикс в старинных словах, обозначающих профессии людей.

Суффикс -арь. Слово рыбарь сейчас не употребляется, а говорится рыбак, суффикс -ак.

210. Попробуйте образовать современные слова с суффиксом -арь. Встречаются ли такие слова в нашей речи? (Нет) А какие суффиксы используются сегодня?

Суффиксы -ёр, -ель, -чик, -щик, -ист.  Лётчик, компьютерщик, атомщик, журналист, баянист.

211.  Образуйте новые слова с одним из суффиксов -чик, -щик, -ист от данных корней.

Лётчик, компьютерщик, танкист, юрист, артист, переплётчик.

Выделяем суффиксы чик, щик, ист.

212. Попробуйте догадаться, как образовались приведённые ниже слова. Спишите их, выделяя корни.

213. Образуйте сложные слова и запишите их. Выделите в словах корни, подчеркните соединительные гласные.

214. Выпишите только сложные слова. Выделите в них корни, подчеркните соединительные гласные.

215. Образуйте группу родственных слов с одним из корней по выбору: -лет-, -зим-, -брос-, -крас-.

Летать, полёт, лётчик, летательный, летучий, полетел, прилетел, улетел, подлетел, слетел.

Зима, зимушка, зимний, зимовать, зимовье, перезимовал, озимые, зимник.

Бросок, бросить, подбросить, забросить, сбросить, выбросить, бросовый.

Красивый, красота, прекрасный, красотка, украсить.

Выделите корни.

216. Прочитайте весёлое стихотворение. Найдите необычные слова, которые придумал поэт. Как он их образовал? (Это сложные слова, у них несколько корней). Запишите ответы на вопросы, опираясь на смысл необычных слов в стихотворении.

Зазавтракомчитальное, напапуобижальное, кричальнопогремучее, покомнатепрыгучее.

Что делал папа за завтраком? Папа за завтраком читал.

Что делала мама? Мама обижалась на папу.

Что делал брат? Брат кричал и гремел погремушкой.

Страница 122. части речи

217. Прочитайте строки из сказки А.Пушкина.Попробуйте разделить все слова текста на группы. По каким признакам вы это сделаете? Что такое части речи? Спишите текст, обозначьте орфограммы.

Остров на_море лежит,
Град на_острове стои́т
С_златогла́выми церквя́ми,
С_терема́ми и сада́ми… 

Подберите к словам с безударными гласными и парной согласной проверочные слова.

218. Прочитайте и запишите по памяти стихотворение О.Высотской. Какие еще слова можно отнести к указанным в стихотворении частям речи?

Школа, существительное, глагол, прилагательное, день. Просыпается, пришёл. Весёлый, новый, школьный.

219. …Прочитайте фразы из басен И.Крылова. Распределите все слова по частям речи, используя вопросы.

1. Волксущ. изпр. лесусущ. впр.  деревнюсущ. забежалгл.. 2. Попрыгуньясущ. Стрекозасущ. летосущ. красноеприл. пропелагл.. 3. Голоднаяприл. кумасущ. Лисасущ. залезлагл. впр. садсущ..

220. Прочитайте сова из трех столбиков. Определите, к какой части речи относятся слова каждого столбика. На какой вопрос они отвечают? (1 — что? существительные. 2 — какой? прилагательные. 3 — Что сделать? глаголы.)Догадайтесь, какие слова надо вставить вместо пропусков. Запишите слова по группам в таком порядке: имена существительные, имена прилагательные, глаголы.

Сущ.           Прил.            Гл.
что?            какой?          что сделать?
снежок       снежный        заснежить
дружба       дружный       подружиться
лёд             ледяной        заледенеть
чистота       чистый          очистить
смелость     смелый          осмелиться
краска        красочный      покрасить

221. Прочитайте текст. Слова каких частей речи используются в каждом предложении? (сущ, глаголы, предлоги) Ко всем и словам можно поставить вопрос? (нет, к предлогу нельзя)Спишите текст, выбрав заглавие к нему… Обозначьте кратко части речи: сущ., глаг., прил. Есть ли предлоги в тексте? (да) Как их нужно писать с другими словами? (раздельно)

Зимнийприл. лессущ.

     В_зимнемприл. туманесущ. встаётглаг. холодноеприл., тусклоеприл. солнцесущ.. Зимняяприл. стужасущ. околдовалаглаг. лессущ.. Спятглаг. под_снегомсущ. кустысущ.. От_морозасущ. потрескиваютглаг. деревьясущ.. Их ветвисущ. согнулисьглаг. под_тяжестьюсущ. снегасущ..
Однако жизньсущ. в_лесусущ. продолжаетсяглаг.. На_снегусущ. видныглаг. следысущ. животныхсущ. и птицсущ..

222. Спишите строки из стихотворения С.Есенина. Определите, к каким частям речи относятся слова стихотворения.

Улыбнулисьглагол (что сделали?) сонныеприл. (какие?) берёзкисущ. (что?).

Растрепалиглаг. (что сделали?) шёлковыеприл. (какие?) косысущ. (что?).

Шелестятглаг. (что делают?) зелёныеприл. (какие?) серёжкисущ. (что?),

И горятглаг. (что делают?) серебряныеприл. (какие?) росысущ. (что?).

223. Прочитайте текст, устно озаглавьте его. Найдите орфограммы в выделенной части текста.Запишите ответы на вопросы. Куда садовник поставил клетку с попугаем? Что сделал попугай? Что принялся делать новый хозяин сада? Как попугай ел яблоко?

Садовник поставил клетку с попугаем под высокую яблоню. Попугай вылетел из клетки, взобрался на верхушку дерева и издал устрашающий крик. Новый хозяин сада поудобнее устроился на ветке и принялся завтракать. Он срывал яблоко своим мощным клювом, брал его в лапку и выгрызал с одной стороны мякоть.

224. Прочитайте необычно произведение «Пуськи бятые». Попробуйте определить хоть одну часть речи в тексте, где нет ни одного знакомого вам слова. Эти слова придумала Л.Петрушевская.Попробуйте, используя вопросы, дописать строки:

Имя сущ. (кто?) Калуша, бутявка, калушата, напушка, пуськи.

Глагол (что делала?) Сяпала, увазила, (что делает?) волит, (что сделали?) присяпали, стрямкали, вычурили, (что сделала?) вздребезднулась, усяпала.

Про ЕГЭ:  Задание 2. ЕГЭ 2023 по физике

Имя прилаг. (какая? какие?) Некузявая, бятые.

225. Прочитайте текст. Объясните, слов какой части речи больше всего потребовалось для обозначения игрушек, их свойств и действий. (сущ., прил, глаг.)Выпишите выделенные слова. Подчеркните и объясните орфограммы в выделенных словах.

Праздниксл.слово, медведисл.слово, машинкисл.слово, мячи́ — мяч, пирамидкисл.слово— пирамида, шары́ — шар, дудки — дудочка, больши́е — бо́льше, зелёные — зе́лень, взмахну́ла — взма́х, начали, ката́ться — ка́тит, стучать, кричать, рычать, смея́ться — смех.

226. Рассмотрите рисунок. Составьте по нему рассказ, озаглавьте его. Можте использовать словосочетания для выбора. Запишите получившийся текст. Обозначьте части речи.

В классе появились новые компьютеры. Все ученики заняли свои места. Молодой учитель вошёл в класс. Он будет учить ребят работать на компьютере. Мальчики выполняют интересные задания. Маша уже все сделала и ждет новое задание.

Страница 130. проверь себя

1. Допишите предложения. Приведите и запишите примеры слов каждой части речи.

Имена существительные отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет. Кошка, класс, окно.

Имена прилагательные отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? и обозначают признак предмета. Жёлтый, гладкая, острые.

Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? и обозначают действие. Идти, закипеть, бежать.

2. Распределите слова на три группы…1) имена существительные;2) имена прилагательные; 3) глаголы.

1) Золото, школьник, школа, бег, рассказ, молодость, футболист, пловец.

2) Золотой, школьный, беговой, прибрежный, молодой, плавательный.

3) Позолотить, прибежать, рассказать, молодеть, плавать.

3. Определите, к каким частям речи относятся слова в каждой группе. Составьте по образцу и запишите предложения, взяв по одному слову из каждой группы.

Наступила долгожданная весна. Растаяли длинные сосульки. Вернулись перелётные птицы. Засверкало яркое солнце. Распустились душистые цветы.

Упражнение 227. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Над выделенными словами укажите, к какой части речи они относятся.

Владимир Иванович Даль жилгл. давно́, в старыеприл. времена́. Даль был моряко́м, потом врачомсущ., он писалгл. повести, рассказысущ. и сказки. Но главнымприл. деломсущ. его жизни было изучение русского языка и составле́ние словаря́.

Упражнение 228. Найдите в стихотворении предложения с перечислением.

Запишите ответ на один из вопросов. Найдите в вашем ответе однородные члены предложения. Какими членами предложения они являются — главными или второстепенными? Что увидел мальчик ранним утром вдали? Что он увидел поздним вечером?

Что увидел мальчик ранним утром вдали? Мальчик увидел вдали голубую страну, голубых людей, голубых лошадей, голубых-голубых индюков.
Что он увидел поздним вечером? Он увидел вдали золотую страну, золотых людей, золотых лошадей, золотых-золотых индюков.

Это второстепенные члены предложения.

Упражнение 229. Прочитайте стихотворные строки. Найдите вопросительное  (1-е) и восклицательные (2 и 3-е) предложения. Где есть однородные члены предложения? (в 1-м и 3-м)

Это чья же теплота,Чья такая добротаЗаставляет улыбатьсяЗайца, курицу, кота?Идёт ВеснаПо городу!Весна Мартовна Подснежникова,Весна Апрелевна Скворечникова,Весна Маевна Черешникова!

Кого заставляет улыбаться Весна? Ответ запишите. Спишите последнее восклицательное предложение. Где здесь имена, отчества и фамилии? Какая орфограмма присутствует в этих словах?

Весна заставляет улыбаться зайца, курицу, кота.
Весна Мартовна Подснежникова,
Весна Апрелевна Скворечникова,
Весна Маевна Черешникова!

Имя: Весна. Отчества: Мартовна, Апрелевна, Маевна. Фамилии: Подснежникова, Скворечникова, Черешникова.

Имена собственные пишутся с большой буквы.

Упражнение 230. Прочитайте строки из стихотворения о Москве…Выпишите из стихотворения слова, которые находит поэт для описания старинной Москвы.Образец. Москва — город (какой?) … .Запишите первое четверостишие по памяти, однородные члены предложения подчеркните.

Москва — город (какой?) чудный, древний, срединный, сердечный.

Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады и деревни,
И палаты и дворцы!

Страница 150. проверь себя

1. Имя существительное — часть речи, которая отвечает на вопрос кто? или что? и обозначает предмет.

2. Одушевлённые: скворец, моряк, лесник, школьник, учитель, журналист, зимовщики, историк, сказочник.

Неодушевлённые: зима, сказка, море, журнал, скворечник, лес, история, школа, учение.

3. Летом я гостил в деревне Лаптево у бабушки Нины. Каждое утро мы бегали на речку Ик. С нами всегда был щенок Тузик. Мои друзья Коля и Вася научили меня хорошо плавать.

4. Карандаш[и], алле[и], бассейн[ы], растени[я], пассажир[ы], рассказчик[и], воробь[и], город[а], берёз[ы], ветр[ы], геро[и], год[ы], подснежник[и].

5. 1. Изменяются по числам: пруд, стрелки, сапоги, волк, тетрадки, портфель, ложки, дверь, комнаты.

2. Не изменяются по числам: каникулы, дрожжи, хло́поты, черни́ла, щи, ворота.

Озерасущ. Россиисущ.

В Россиисущ. множество озерсущ.. Озеросущ. может быть большим или маленьким, глубоким или мелким. Но все озерасущ. Россиисущ. прекрасны. Человексущ. должен стремиться увидеть волшебные уголкисущ. своей странысущ..

Общениесущ. с природойсущ. позволяет очистить сердцесущ., освежить взглядсущ..Со многими озерамисущ. связаны интереснейшие легендысущ.. Например, в Нижегородской областисущ. есть озеросущ.

Светлоярсущ.. Существует преданиесущ., что на днесущ. его покоится невидимый градсущ. Китежсущ..Мы должны беречь и сохранять красотусущ. природысущ..

 Позволю себе еще небольшую ремарку в конце ГДЗ. Большая часть учебника — морфемный разбор, то есть выделение окончания, основы, корня, суффикса. Но в этой области нашего языка русоведы по сей день так и не пришли к единому мнению, какими принципами руководствоваться при делении слов на морфемы.

А значит, разбор многих слов может вызвать как минимум дискуссии. У разных авторов морфемный разбор одних и тех же слов отличается, причем, порой, очень разительно. Морфемный разбор даже исключен из ЕГЭ в старших классах, поскольку не возможно определить единственно правильное решение.

С моей точки зрения, не корректно давать в начальной школе в заданиях слова с разными возможными вариантами разбора. Но уж раз они есть в учебнике, учитель должен быть осведомлен о ситуации, чтобы не перечеркивать правильные варианты учеников, настаивая на своем (тоже, возможно, правильном) варианте. 

Есть среди родителей лингвисты? Что скажете?

Страница 32. ответы к теме звуки и буквы

37.

В русском языке 6  гласных звуков. Согласные звуки, которые имеют пару по звонкости-глухости: б-п, г-к, в-ф, д-т, ж-ш, з-с . По твердости-мягкости имеют пару: б, п, г, к, в,ф,л,м,н,р,х,з,с,д,т.

38.

10 гласных букв и 21 согласная. Буквы ь, ъ не обозначают звуков.

39.

Различаются согласные звуки по твердости-мягкости. Мягкость согласному придает соответствующая гласная буква, стоящая после него.

40. Одинаковое ли количество звуков и букв в данных словах? Земля, праздник, ящерица, тюльпан, понедельник, честный, вьюнок.

Не во всех.

п [п] — согласный, глухой парный, твердый, парныйр [р] — согласный, звонкий непарный, твердый, парныйа [`а] — гласный, ударныйз [з’] — согласный, звонкий парный, мягкий парныйдн [н’] — согласный, звонкий непарный, мягкий парныйи [и] — гласный, безударныйк [к] — согласный,  глухой парный, твердый, парный8 букв, 7 звуков

я [й] — согласный,  звонкий непарный, мягкий непарный[`а] — гласный, ударныйщ [ш:’] — согласный, глухой непарный, мягкий непарныйе [и] — гласный, безударныйр [р’] — согласный, звонкий непарный, мягкий парныйи [и] — гласный, безударныйц [ц] — согласный, глухой непарный, твердый, непарныйа [а] — гласный, безударный7 букв, 8 звуков

т [т’] — согласный, глухой парный, мягкий парныйю [у] — гласный, безударныйл [л’] — согласный, звонкий непарный, мягкий парныйь -п [п] — согласный, глухой парный, твердый парныйа [`а] — гласный, ударныйн [н] — согласный,  звонкий непарный, твердый парный7 букв, 6 звуков

п [п] — согласный, глухой парный, твердый парныйо [а] — гласный, безударныйн [н’] — согласный, звонкий непарный, мягкий парныйе [и] — гласный, безударныйд [д’] — согласный, звонкий парный, мягкий парныйе [`э] — гласный, ударныйл [л’] — согласный, звонкий непарный, мягкий парныйь -н [н’] — согласный, звонкий непарный, мягкий парныйи [и] — гласный, безударныйк [к] — согласный, глухой парный, твердый парный11 букв, 10 звуков

ч [ч’] — согласный, глухой непарный, мягкий непарныйе [`э] — гласный, ударныйс [с] — согласный, глухой парный, твердый парныйтн [н] — согласный, звонкий непарный, твердый парныйы [ы] — гласный, безударныйй [й] — согласный, звонкий непарный, мягкий, непарный7 букв, 6 звуков

в [в’] — согласный, звонкий парный, мягкий парныйь -ю [й] — согласный, звонкий непарный, мягкий, непарный[у] — гласный, безударныйн [н] — согласный, звонкий непарный, твердый парныйо [`о] — гласный, ударныйк [к] — согласный, глухой парный, твердый парный6 букв, 6 звуков

41. Сделайте звуко-буквенный анализ приведённых ниже слов.Ярмарка, люлька, цирк, калач, линия.

ярмарка [й’а́рмарка] 3 слогая [й’] — согласный, непарный мягкий, непарный звонкий [а́] — гласный, ударныйр [р] — согласный, парный твёрдый, непарный звонкий м [м] — согласный, парный твёрдый, непарный звонкий а [а] — гласный, безударныйр [р] — согласный, парный твёрдый, непарный звонкий к [к] — согласный, парный твердый, парный глухойа [а] — гласный, безударный7 букв, 8 звуков

люлька [л’у́л’ка] 2 слогал [л’] — согласный, парный мягкий, непарный звонкийю [у́] — гласный, ударныйл [л’] — согласный, парный мягкий, непарный звонкийь [—]к [к] — согласный, парный твердый, парный глухойа [а] — гласный, безударный6 букв, 5 звуков

цирк [цы́рк] 1 слогц [ц] — согласный, непарный твёрдый, непарный глухойи [ы́] — гласный, ударныйр [р] — согласный, парный твердый, непарный звонкийк [к] — согласный, парный твердый, парный глухой4 буквы, 4 звука

калач [кала́ч’] 2 слогак [к] — согласный, парный твердый, парный глухойа [а] — гласный, безударныйл [л] — согласный, парный твёрдый, непарный звонкийа [а́] — гласный, ударныйч [ч’] — согласный, непарный мягкий, непарный глухой5 букв, 5 звуков

линия [л’ин’ий’а] 3 слогал [л’] — согласный, парный мягкий, непарный звонкийи [и́] — гласный, ударныйн [н’] — согласный, парный мягкий, непарный звонкийи [и] — гласный, безударныйя [й’] — согласный, непарный мягкий, непарный звонкий   [а] — гласный, безударный5 букв, 6 звуков

42.

 Ветер, вагон, грамм, пенал.

43. Запишите предложения. Выделенные слова разделите на слоги. 

Летом Валя и Ира жили в д..ревне у тёти Нины. Когда наступил июль, к ним приехали двоюродные сестры Мила и Марина. Девочки весело провели школьные каникулы. 

Определите, какими буквами передана на письме мягкость согласных звуков.

Летом Валя и И-ра жили в деревне у тёти Нины. Когда на-сту-пил июль, к ним при-е-ха-ли дво-ю-род-ны-е сестры Мила и Марина. Де-воч-ки весело провели школь-ны-е каникулы.

В учебнике русского языка Климанова и Бабушкина делят на слоги по «старым» правилам. Повторить деление на слоги и узнать «новые» правила вы можете, посмотрев статью здесь >>

Мягкость согласных передана буквами е, я, и, ю, ь.

44. Прочитайте высказывание К. Паустовского о звучании русской речи. Спишите его слова, объясните правописание выделенных букв.

Слова то шелестя́т (ше́лест), как трава́ (тра́вы), то бормочут, как родники́ (ро́дина), то пересвистываются, как птицы, то позванивают (приставка по-), как первый лёд (льды).

45. Запишите стихотворение по памяти. Какие орфограммы встретились в тексте?

Уже трава желтеет в поле,
Листья подают сухие;
Скоро птички-щебетуньи
Улетят в края чужие!

Трава-травы, желтеет-жёлтый, птички, щебетуньи-щебет, улетят-полёт, края-край.

Страница 35. гдз по теме учебника слог. ударение

46. Прочитайте слова и запишите их, разделив на слоги…

Сколько гласных, столько и слогов.

Ре-чень-ка, бе-рё-зонь-ка, ше-я, кап-кан, мед-ведь, гон-щик, о-бед, чет-верг, че-ло-век, ко-рабль, кор-зи-на, о-гонь, ком-на-та, кар-ти-на.

47. Назовите возможные варианты переноса слов. Запишите их.

груп-па, вос-кресенье, воскре-сенье, объяв-ление, объявле-ние, акку-ратный, аккурат-ный, ово-щи, пас-сажир, пасса-жир, язык, учи-тель, обед, вкус, ар-буз, вок-зал, указ.

48. Спишите, разделив слова в загадках на слоги. Не забудьте про отгадки!

К нам при-е-ха-ли с бах-чи по-ло-са-ты-е мя-чи. Ар-бу-зы.
Си-не-е пла-тье, жёл-тая под-клад-ка, а всё вмес-те слад-ко. Сли-ва.

49. Спишите слова, разделив их на слоги…

По-ми-дор, кар-то-фель, ка-пус-та, мор-ковь — это о-во-щи.
Со-ро-ка, во-ро-на, во-ро-бей — это пти-цы.
Трам-вай, трол-лей-бус, ав-то-бус — это транс-порт.

50. Прочитайте стихотворные строки. Сравните их по звучанию. Где больше слов с открытыми слогами (2), а где — с закрытыми (1)?

Стук, Бряк, Скрип колёс, Через речку Шёл обоз. Л. Квитко

Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потоплённые луга. А. Пушкин

Спишите строки из стихотворения А. Пушкина. Подчеркните слова с открытыми слогами. Произнесите их и докажите, что они создают впечатление свободного и радостного движения.  Найдите в тексте слова, написание которых следует проверять.

Гонимы вешними лучами
С окрестных гор ужеснега 
Сбежали мутными ручьями 
На потоплённые луга.

Про ЕГЭ:  Все темы для сочинения егэ и Аргументы к сочинением по произведения А. С, Пушкина

51. Что вы знаете об ударении и ударном слоге? Спишите предложения, расставьте знаки ударения.

1. Мама сварила мне вкусные рожки́.
2. У нашего козлика есть маленькие ро́жки.

Придумайте одно-два предложения со словами замок — замок.

На холме стоял прекрасный каменный замок. Его дверь была заперта на замок.

Благодаря чему различаются по значению выделенные пары слов? (Благодаря ударению.

52. Спишите текст К. Паустовского. Поставьте в словах ударения. Есть ли в тексте родственные слова? Какое слово может для них стать проверочным?

Ты роди́лся в Росси́и. Здесь тво́я жизнь. То́лько здесь твоё не́бо родно́е, дере́вья родны́е, родна́я трава. Ро́дина начина́ется с де́тства.

Родился, родное, родные, родная — Ро́дина.

53. Запишите считалку по памяти. …И. Токмакова

Обратите внимание на созвучия слов в каждой  строке. Где стоит ударение? Что этим достигается? (одинаковый ритм строк)

Скачет всадник на коне, 
На буланом скакуне, 
Королю везёт поклон, 
Передаст и выйдет вон. 

б4. Прочитайте текст и озаглавьте его. Объясните, почему возникло непонимание.

Как Алёша принимал лекарства

Алёша заболел. Нужно лекарство принять. Взял он бутылочку с лекарством, а там написано: «Инструкция. Микстура от кашля. Принимать три раза в день по одной столовой ложке. После приёма пищи». Выпил Алёша ложку лекарства и стал громко пищать. На писк прибежала испуганная мама.

Попробуйте составить инструкцию по приёму витаминов, используя вопросы: Какая от витаминов польза? (Витамины помогают организму бороться с болезнями)Как их принимать? (Принимать витамины нужно так, как написано в инструкции)

Страница 92. предложения с однородными членами

152. Прочитайте. Найдите главные члены в каждом предложении. Сравните их. Что необычного вы заметили?

1. Каждое утро синичкиприлетают к нашей кормушке. 2. Каждое утро синички, воробьи и снегириприлетают к нашей кормушке. 3. Каждое утро синичкиприлетают к нашей кормушке, клюют семена и весело щебечут.

— В предложении бывают однородные члены — слова, которые относятся к одному и тому же члену предложения и отвечают на один и тот же вопрос. Однородными членами могут быть: подлежащие, сказуемые, второстепенные члены.

153. Составьте и запишите предложения с однородными членами. Главные члены предложения подчеркните. Пришла (какая?) осень (тёплая, сухая, золотая). (Какая?) трава пожелтела (зелёная, яркая, свежая). Цветы завяли (где?) (на лугах, в саду, в цветниках).

Пришла тёплая, сухая, золотая осень. Зелёная, яркая, свежая травапожелтелаЦветызавяли на лугах, в саду, в цветниках.

154. Вставьте вместо пропусков подходящие по смыслу слова. Запишите полученные предложения, подчеркните в них главные члены.

Берёзыосинырадовали нас своей нарядной листвой. Жёлтые, красные листья медленно кружились в воздухе и ложились на землю. Детиродители гуляли по аллеям парка и любовались очарованием осенней природы.

— Однородные члены предложения соединяются союзом и. Если союза нет, то между однородными членами ставится запятая.

Деревья, кусты и дорожки были покрыты снегом. Ребята бегали, играли в снежки и лепили снеговика.

155. Спишите предложения. Подчеркните однородные члены предложения, расставьте запятые при перечислении.

1. Скворцы, жаворонки, журавли, гуси улетают от нас осенью. 2. В городе на зиму остаются синицы, воробьи, галки и вороны. 3. Зашумела, разгулялась в поле непогода. (Из песни.) 4. Я царство моё убираю в алмазы, жемчуг, серебро. (Н. Некрасов.)

156. Замените несколько предложений в каждой строчке одним предложением с однородными членами, запишите эти предложения, верно расставьте знаки препинания.

1. К кормушке прилетели воробьи. К кормушке прилетели синички. К кормушке прилетели голуби. 2. Малыши играли на детской площадке. Малыши весело смеялись. 3. Во время экскурсии мы побывали в музее. Во время экскурсии мы побывали в храме. Во время экскурсии мы побывали в картинной галерее.

 1. К кормушке прилетели воробьи, синички, голуби. 
2. Малыши играли на детской площадке, весело смеялись. 
3. Во время экскурсии мы побывали в музее, храме, картинной галерее.

Страница 95. ответы по теме корень

158. Прочитайте скороговорку сначала медленно, а потом быстро.

Сшит колпак не по-колпаковски, надо колпак переколпаковать да перевыколпаковать.

Найдите слова, в которых есть общая часть. Как она называется? (корень) Выпишите родственные слова, обозначьте в них корень. Есть ли что-то общее в значении найденных вами однокоренных слов?

Колпак), не по-(колпак)овски, пере(колпак)овать, перевы(колпак)овать. Выделяем корень КОЛПАК.

159. Выпишите по группам родственные слова, выделите корень, буквы безударных гласных подчеркните.

Чудо, диво, удивить, зелень, чудный, дивный, чудить, зеленеть, зелёный, тигр, зимний, гн..здо, стр..ла, т..гриный, гн..здиться, стрелы, т..грица, з..мующий, гнёзда, стр..лять, з..мовать.

Чудо, чудный, чудить.

Диво, удивить, дивный.

Зелень, зеленеть, зелёный.

Зимний, зимующий, зимовать.

Тигр, тигриный, тигрица

Гнездо, гнездиться, гнёзда,

Стрела, стрелы, стрелять,

160. Прочитайте текст.

Однажды где-то в заснеженных северных краях Ветер сильно продрог. Он сел на большого снеговика во дворе дома и решил, что зима ему уже надоела. Ветер полетел на юг и пригнал тучу, чтобы тёплый ливень смыл с земли снежное покрывало. Но Мороз-морозило дохнул на тучу холодом.

Перескажите текст по плану из вопросов.

1. Почему Ветру надоела зима? 2. Для чего Ветер пригнал с юга тучу? 3. Почему дождинки в туче превратились в снежинки?

Выпишите из текста однокоренные слова к слову снег, выделите в них корень.

Снег), за(снеж)енных, снег)овика, снеж)ное, снеж)инки.

161. Выделите корень в каждой из четырёх групп однокоренных слов, чередующиеся согласные подчеркните.

Друг) — друж)ок — друж)ить (г — ж).
Тих)ий — тих)о — тиш)ина (х — ш).
Медвед)ь — медвеж)ий — медвеж)онок (д — ж).
Дыш)ать — дых)ание — дыш)ит (ш — х).

162. Спишите группы слов, убрав по одному лишнему слову. Выделите корень.

Вода — водитель — водяной — водичка. Соль — солить — солёный — солома. Сторож — сторожить — сторожевой — сторона.

Вод)а  — вод)яной — вод)ичка. Корень ВОД
Соль) — сол)ить — сол)ёный.  Корень СОЛ
Сторож) — сторож)ить — сторож)евой. Корень СТОРОЖ

163. Прочитайте сказку. Назовите имя героя сказки. (Уч)

Жил-был один корень. Звали его Уч. Очень любил этот корень всех учить, поучать. Любил корень Уч и тех, кто учится, и тех, кто учит. И книжки учебные тоже любил. Однажды к нему в гости вместе с родственниками прокрались и неродственные, «чужие» слова.

Какие слова оказались лишними? Выпишите из выделенных слов только однокоренные слова. Обозначьте корень. Какое общее значение имеют все выписанные вами слова?

Уч)ёба, уч)ебник, уч)итель, об(уч)ение, уч)еник, уч)илище.
Выделяем корень УЧ.

164. Прочитайте начало сказки Дж. Родари. Выпишите имена членов луковой семьи, выделите корень.

Чиполлино был сыном Чиполлоне. И было у него семь братьев: Чиполлетто, Чиполлотто, Чиполлоча, Чиполлуча и так далее — самые подходящие имена для честной луковой семьи.

Выделяем корень ЧИПОЛЛ.

Имена честной луковой семьи: Чиполлино, Чиполлоне, Чиполлетто, Чиполлотто, Чиполлоча, Чиполлуча.

Попробуйте назвать героев по-русски, образовав имена с корнем лук.

Продолжите:

Лук, Лучок, Луковица, Луковичка, Луковка.

165. Вставьте пропущенные буквы, подобрав однокоренные проверочные слова. Предложения спишите.

Лучи солнца освещали (свет) луг, речку и берёзовую рощу. На деревьях (дерево), траве (травушка) и кустах засверкала (посверкивая) роса (росы). Проснулся ветерок (ветер) и стал ласково шелестеть (шелест) в листве (листья) берёз и клёнов.

166. Прочитайте стихи В. Берестова. Какое слово обыгрывает поэт? Как называют мальчишек, которые дерутся?

Петушки

Петушки распетушились, Но подраться не решились. Если очень петушиться, Можно пёрышек лишиться. Если пёрышек лишиться, Нечем будет петушиться.

Выпишите из стихотворения однокоренные слова, обозначьте корень.

Петушки, распетушились, петушиться. Выделяем дугой корень ПЕТУШ

167. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Спишите последнее предложение. Выпишите из текста все однокоренные слова, поставьте ударение, выделите корень.

Заголовок: Родина.
Душу переполняет любовь и нежность к своей родной земле, к Родине.
Ро́дина, родили́сь, роди́тели, родно́м, родни́к, родны́е, родно́й, Ро́дине.

Выделяем в словах корень РОД.

Есть 1 замечание. В «Морфемно-орфографическом словаре русского языка» А. Н. Тихонова (М., 1996) в слове родник корнем считается все слово родник. Слова род, родить, Родина, родник связаны лишь этимологически. Существительное родник исторически образовалось от родный ‘рождающий’.

Родник мыслился как источник, рождающий реку. То есть это не однокоренные слова, а родственные. Видимо, авторы учебника этим словарем не пользовались и у них предполагается, что родник входит в цепочку однокоренных слов. Большинство учителей так же выделяют в слове родник корень род  и считают за ошибку выделение корня родник.

На самом деле это не правильно. В слове родник в современном понимании корень родник, но если выделить корень род, это опять же не ошибка, потому что единого мнения у русоведов на этот счет нет и некоторые старые словари корнем считают род. Попытайтесь объяснить этот нюанс своему ребенку. Хорошо бы и учителю кто объяснил, ну да ладно.

168. Прочитайте рифмованные строки и запишите их по памяти. (Записываем) Слова первой строки разберите по образцу.

Страна́ — стра́ны, земля́ — зе́мли, стрела́ — стре́лы, волна́ — во́лны.

169. Запишите по памяти строки из стихотворения А.Пушкина. (Записываем)Определите, все ли безударные гласные в выделенных словах можно проверить ударением. (Нет)

Встаёт — встать, рабо́т — не проверить, своей — свой, волчихою — волк, голо́дной — го́лод, доро́гу — не проверить.

170. Подумайте, правильно ли записаны выделенные слова. Подберите к выделенным словам однокоренные проверочные слова. Исправьте ошибки.

1. Все спустились с горы, а Митя всё слизал.    2. Андрей полоскал свою собаку.  3. Кот Барсик слезал всю сметану в чашке. 4. Татьяна поласкала бельё в реке.   5. Учитель премирил поссорившихся одноклассников.   6. Сестра долго примиряла новое платье.

171. Прочитайте. Какие буквы согласных звуков пропущены в корне слова? Как их проверить? Запишите словосочетания.

172. Хотели бы вы поехать на море во время каникул? Рассмотрите рисунок. Прочитайте словосочетания. Определите, какие буквы пропущены в корнях слов. Составьте рассказ по рисунку, используя данные словосочетания.

Песчаный пляж (пляжа) был полон детворы. Ребята купались в реке. Ваня замёрз (замерзать) от долгого купания и вышел на берег. У берега стояла лодка (лодочка). Ваня с папой будут кататься на этой лодочке вечером.

Выделяем корни: -пляж-, -мерз-, -лод-.

173. Прочитайте предложения.Какое правило надо знать, чтобы вставить пропущенные буквы? (Написание непроизносимых согласных) Во всех ли словах на месте пропуска надо вставлять букву? (нет)

     1. Росинка дрожала на тонком листке; речонка дышала, шурша в тростнике (тростинка). (К.Бальмонт.) 2. Мороз и солнце (солнышко); день чудесный (чудеса)! (А.Пушкин.) 3. Здравствуйте (здравие), русская молодка, раскрасавица-душа, белоснежная лебёдка, здравствуй (здравие), матушка-зима! (П.Вяземский.)

174. Рассмотрите рисунок. Какая часть слова стала корнем? (Общая) Как пишутся все корни? (одинаково)Нарисуйте «дерево» для любой группы слов. Корни подчеркните.

Коткотёнок, кота, коту, котика.    
Другдруга, другу, подруга, подруге, друзья, дружба. 
Грибгрибы, грибной, грибами, грибочек. 

Или выделяем корни дугой.

Оцените статью
ЕГЭ Live