Форма государства. Форма правления. Политический режим

Форма государства. Форма правления. Политический режим ЕГЭ
Содержание
  1. Что такое государство?
  2. Признаки государства
  3. Теории, считающие государство результатом естественного развития общества
  4. Теории, считающие государство результатом насильственного насаждения
  5. Политический режим
  6. Форма правления
  7. III. Форма государственного (административно-территориального) устройства
  8. Унитарное государство
  9. Федерализм
  10. Исключительное ведение федерального центра
  11. Форма государства. Форма правления. Политический режим
  12. Признаки, функции, формы государства
  13. Факторы образования государства
  14. Монархии, их виды
  15. Республика и ее формы
  16. Форма правления в Российской Федерации
  17. Современное государственное устройство. Унитарная государственность
  18. Федерация — сложное государственное устройство. Конфедерация
  19. Признаки правового государства
  20. Типы политической власти
  21. Принципы организации и деятельности государственного аппарата
  22. Особенности политической власти
  23. Способы властвования
  24. Характерные черты
  25. Условия эффективной деятельности элиты
  26. Критерии эффективности деятельности
  27. Функции политической элиты
  28. Функции СМИ
  29. Федеративное устройство России
  30. Принципы федерализма

Что такое государство?

Государство – основной институт политической системы, обладающий высшей публичной властью на определенной территории и монопольно осуществляющий правотворчество в ее пределах.

Признаки государства

Существует огромное количество предположений о том, при каких обстоятельствах возникли первые государства. Все теории происхождения государства в общем можно разделить на 2 большие группы: теории, считающие государство результатом естественного развития человечества, и теории, считающие что государство было порождено насильственным путём.

Теории, считающие государство результатом естественного развития общества

Ирригационная (гидравлическая) теория

Теории, считающие государство результатом насильственного насаждения

Все многообразие существующих государств принято классифицировать по трем основаниям:

Политический режим

Методы, на которые опирается государственная власть; способы приведения в действие политических решений; способ организации политической системы, который отражает отношения власти и общества, уровень политических свобод и характер политической жизни в стране.

Важное отличие тоталитаризма от авторитаризма: в тоталитарном режиме есть некая великая цель, ради которой и создаётся данный режим; в авторитаризме же власть просто ради власти.

Форма правления представляет собой непосредственное политическое устройство страны, т.е. набор политических институтов, их полномочия и взаимосвязь. Политический режим же – это права и обязанности власти и общества по отношению друг к другу. Необходимо показать, что на практике отнюдь не всегда демократический режим является синонимом республиканской формы правления. Так, например, демократические принципы вполне реализованы в монархических Великобритании, Швеции и Дании; в то же время, СССР, несмотря на формально республиканскую форму правления, был далек от воплощения идеалов демократии (как и современный Китай – Китайская Народная Республика).

Форма правления

Способ формирования высших органов государственной власти.

III. Форма государственного (административно-территориального) устройства

Количество уровней государственной власти, а также системы права в стране.

Унитарное государство

Итак, в соответствии с 1 статьей Конституции Россия есть демократическое федеративное государство с республиканской формой правления. Реализацию принципов демократии в РФ мы подробно рассмотрим на следующем занятии.

Федерализм

Федерализм как основа конституционного строя России находит отражение в 3 главе Конституции РФ. Во-первых, в статье 65 перечислены все субъекты, входящие в состав РФ: республики, края, области, 3 города федерального значения, 1 автономная область, автономные округа. Описан порядок вхождения субъектов в состав РФ, изменения границ между субъектами, а также их статуса. Статьи 71 и 72 посвящены распределению полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами.

Исключительное ведение федерального центра

Петр I узаконил самовластный характер абсолютизма, включив в главу III артикулов «Устава воинского» положение о принуждении почитания низшими чинами высших, о принятии монархом самостоятельных решений и наказании за оскорбление его Величества. Какая дополнительная информация свидетельствует о том, что в царской России сложился авторитарный режим? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.

В государстве Z регулярно на альтернативной основе проходят выборы в законодательное собрание. Какие признаки позволят сделать вывод о том, что государство Z — парламентская республика? Запишите цифры, под которыми они указаны.

  • 1,5,6;
  • 1,2,4.

Форма государства. Форма правления. Политический режим

Форма государства состоит из трёх компонентов:

Форма государства. Форма правления. Политический режим

Форма правления — система организации государственной власти и её устройство.

Форм правления существует две:

В свою очередь монархии бывают следующих видов:

Абсолютная – это монархия, при которой монарху принадлежат все три ветви власти (законодательная, исполнительная, судебная). Например, таковой была монархия при Петре I.

Дуалистическая – это монархия, при которой монарху принадлежит исполнительная власть, а законодательная находится в руках парламента.

Парламентарная – это монархия, при которой власть монарха формальна, а вся фактическая власть принадлежит правительству, ответственному перед парламентом. Такая монархия сейчас существует в Великобритании.

Конституционная монархия (или ограниченная) существует в виде дуалистической или парламентарной.

Республик тоже существует три вида:

Президентская – республика, при которой президент является не только главной государства, но и главой исполнительной власти (то есть в такой республике отсутствует должность премьер-министра).

Парламентская – республика, при которой у президента номинальные полномочия, а реальная власть принадлежит правительству во главе с премьер-министром, ответственным перед парламентом. Президент в такой республике избирается на заседании парламента.

Смешанная – сочетает черты президентской и парламентской республики. Президент избирается на общенародном голосовании, но не возглавляет правительство (его возглавляет премьер-министр). Правительство при этом несёт ответственность перед парламентом, а президент является главой государства.

Политический режим — это совокупность форм и методов осуществления государственной власти, характеризующих состояние демократических прав и свобод в обществе.

Существует три вида политического режима:

Демократический — политический режим, при котором народ служит источником и носителем политической власти.

Признаки демократического государства:

Авторитарный – это режим, при котором государство контролирует политическую сферу жизни общества, но не ограничивает личные права граждан.

Признаки авторитарного государства:

Тоталитарный —  это политический режим, для которого характерен полный контроль государства над всеми сферами жизни общества, а также над частной жизнью граждан.

Признаки тоталитарного государства:

Признаки, функции, формы государства

Государство — особая организация политической власти, обладающая своими отличительными чертами и признаками. Главным из них является наличие суверенитета, то есть верховенства и независимости государственной власти как внутри страны, так и вне ее — в отношениях с соседними и другими государствами. Неотъемлемыми качествами суверенитета считаются:

Экономический суверенитет означает, что каждое государство имеет свою таможенную службу, свою национальную валюту, систему налогов и сборов, законы, правила и нормы хозяйственной деятельности, свою кредитно-финансовую систему, принципы государственного управления экономикой.

Политический суверенитет предполагает, что государство имеет свою государственную границу, причем пролегает она не только по суше, но и по воде, и в воздухе; обладает своими органами государственной власти и управления, карательными органами, органами правосудия, армией. Каждое государство имеет свои законы о гражданстве или подданстве, свою систему правовых норм.

Можно представить признаки государства и по другому основанию:

Любое государство выполняет по отношению к обществу определенные задачи, функции, объединяет его на основе общих интересов.

Первую группу составляют внутренние функции, которые выполняются государством по регулированию внутренней жизни общества, вторую группу — внешние, выполняющиеся в сфере отношений с другими странами. Перечислим основные функции государства:

Факторы образования государства

При всем обилии теорий и подходов к проблеме происхождения государства и государственной власти, выделить единую универсальную модель, равно подходящую ко всем без исключения странам и регионам мира, невозможно. Одни факторы были важными на Востоке, в долинах великих рек; другие — в гористой, окруженной морем Греции; третьи — на Руси. Если попробовать систематизировать все факторы государствообразования, то получится следующая картина.

Про ЕГЭ:  Здравствуйте! Это сочинение по тексту Е. М. Богата.Исходный текст: (1)Что такое творчество? (2)Что такое творческий человек? (3)А это вопрос человеческой судьбы. (4)Самый распространённый ответ: творчество — это рождение чудесной новизны, появление новых великих художественных и материальных ценностей, которые украшают мир. (5)Именно так отвечают и многие философы, и большинство «обыкновенных» людей, нефилософов, задумывающихся над собственной жизнью, над тем, что они могут дать миру. (6)А между тем в этом ответе есть глубочайшее заблуждение. (7)Оно станет понятным, если вообразить трёхмиллиардное человечество разделённым на две неравные части. (8)Небольшую — избранных людей, одарённых божьей искрой, обладающих яркими талантами, которые действительно украшают мир, радуют нас книгами, симфониями, научными открытиями. (9)И большую часть, состоящую из «обыкновенных», «рядовых» людей, которым будто бы и не дано рождать ту самую чудесную новизну, что сопряжена в нашем сознании с самим пониманием творчества. (10)Мои раздумья о том, что такое творчество, творческий человек, начались несколько лет назад с того, что я получил письмо от молодой женщины, чертёжницы. (11)Вот оно. (12)Волнуют меня эти слова: творчество, творческий человек, радость творчества. (13)Я чаете задумываюсь: к кому же они относятся? (14)Ну, разумеется, в первую очередь к поэтам, композиторам, учёным, то есть к людям талантливым. (15)А что если я, бесталанная, самая обыкновенная, умею лишь наслаждаться литературой и искусством, а сама не умею ничего? (16)Но ведь и я часто испытываю большую радость. (17)И не только от книг или событий. (18)Вот сижу в чертёжной, подниму голову, увижу за окном краснеющие клёны — и будто получила подарок. (19)Потом старательно черчу фундамент, и радость постепенно утихает. (20)Однажды подумала: ну, хоть бы ватман из белого стал голубым или оранжевым в ту минуту, когда я дуюсь, ну, хоть бы что-нибудь в мире изменилось». (21)Наивное письмо? (22)Конечно. (23)Его можно назвать наивным. (24)Потому что оно полудетской отвагой неведения вторгается в один из самых сложных «философских миров»: человек — творчество — жизнь. (25)Но это же письмо можно назвать и мудрым, ибо в нём начинает пульсировать то широкое понимание творчества, его разнообразных сфер, которое, по-моему, сегодня особенно актуально. (26)Слова «творческая личность», по существу, тавтология. (27)Если личность — то непременно творческая! (28)Творчество возможно и в самой скромной, самой будничной форме. (29)Это может быть слово, это может быть улыбка, которая несёт кому-то радость. (30)Я думаю, что и домашняя хозяйка, которая сообщила дому какой-то обаятельный уклад, тоже творец. (31)И водитель автобуса, который, видя, что в машине много старых людей, ведёт особенно бережно, — творец. (32)И учитель, который входит в класс с такой глубокой готовностью передать лучшие сокровища души детям, что они это ощущают как бы растворённым воздухе, — творец, несомненно! (33)Людей бездарных — без дара — не бывает. (34)— Не бывает?! — сердито воскликнул один остро мыслящий социолог, которому я изложил эти соображения. (35)— Что ж, если исходить из того, что личностью является каждый человек, вывод ваш, несмотря на известное прекраснодушие, логичен. (36)Но, думается, люди, в разные века их именовали по-разному, которых личностями не назовёшь. (37)Данте называл их ничтожными. (38)Это те, кто «не знает ни славы, ни позора смертных дел». (39)Они не личности, потому что отреклись в малодушии от деятельности. (40)Они не делают зла, но их не хватает на то, чтобы делать добро. (41)Личность рождается одновременно с деятельностью (42)Во имя добра. (43)Или, увы, во имя зла. (44)Бывают личности со знаком плюс, бывают, личности со знаком минус. (45)Но там, где есть плюс и минус, есть и переходная точка — ноль (46)По сегодняшней терминологии — обыватель. (47)— Мне кажется, — возразил я ему, — что, несмотря на логическую стройность схемы с плюсом, минусом и нолём, она, как и любая схема, неадекватна многообразию жизни и сложности человека. (48)Кто может поручиться, что в новых обстоятельствах, в иной ситуации «ничтожный» не обнаружит того самого плюса или минуса, о которых сейчас шла речь? (49)Человек ведь не неизменная, раз и навсегда твёрдо установленная величина (плюс два, или минус три), он меняется в зависимости от окружения, обстоятельств, условий жизни.(50)И не столь уж часто он до конца жизни остаётся нолём, даже если в какой-то из моментов её и вступает как ноль. (51)И вот чтобы ноль стал не минусом, а плюсом, лучше видеть в нём личность. (52)И это отнюдь не означает прекраснодушного отношения к жизни, не влечёт за собой отрицания её конфликтов и противоречий. (По Е.М. Богату*)

Первая группа — экономические факторы, а именно: усложнение хозяйственной жизни, общественное разделение труда, повышение его производительности и возможность в связи с этим для отдельного человека, семьи не только обеспечить всем необходимым себя, но и произвести излишки на обмен, на продажу другим; изменение форм собственности — от первобытной общественной к частной, государственной, храмовой. Это усложнение экономической жизни, безусловно, требует организации, регулирования общественной жизни в целом и ведет к созданию государства.

Вторая группа — социальные факторы. Общество в своем развитии подходит к этапу, когда родовые общины сменяются соседскими, и не только племенные, родственные связи соединяют людей — их связывает совместная территория проживания, решение совместных задач. В обществе начинают выделяться жречество, племенные вожди, старейшины. Их власть постепенно приобретает наследственный характер. Разделяются люди и по имущественному признаку — на богатых и бедных. Более активными становятся контакты одних народов с другими — походы, военные экспедиции превращаются в важный фактор государствообразования.

В качестве особой группы факторов можно выделить этнические: тот или иной народ осознает себя в качестве единого целого, понимает необходимость защиты от врагов, рождает «свою» идею, культуру, религию, традиции. Рождает он и свое государство.

Подведем итоги. Все же область морали и религии вряд ли является главной в формировании государственности. Корни ее — в социально-экономической сфере. Сложно организованное общество требует регулирования. Его противоречия нельзя решать старым путем, как в эпоху первобытной общины — на совете рода или совете старейшин. Недостаточно и одних обычаев; теперь требуются особые нормы — законы, обеспеченные силой государства. В свою очередь, само образование государства дает мощный импульс дальнейшему разделению труда, выделению в особую сферу умственного труда, способствует развитию экономики, духовной жизни, всего общества.

Так кратко и в самом общем виде можно представить себе процесс формирования государственности. Действительность же значительно богаче — единой, подходящей для всех модели нет.

К формам государства относятся формы правления (монархии и республики), формы территориально-государственного устройства (унитарное государство, федерация, конфедерация) и политический режим (демократия, тоталитаризм, авторитаризм).

Познакомимся с основными формами государства.

Монархии, их виды

Абсолютная монархия (в России ее называли самодержавием) представляет собой такую форму правления, при которой верховная власть в государстве принадлежит одному лицу, получающему ее по наследству. В руках самодержца сходятся все нити власти. Он устанавливает законы, следит за их проведением в жизнь, судит и милует своих подданных. Его воля и есть источник власти, закона, сам же он стоит над законом. Подобный порядок организации верховной власти был широко распространен в средние века и в России, и на Востоке. В наши дни абсолютных монархий на земле почти не осталось, потому что возросли значение и политическая активность народов, избранных ими органов. Примерами абсолютной монархии сегодня могут служить Саудовская Аравия, Оман, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Катар.

Дуалистическая монархия — интересная и своеобразная форма правления. Чаще всего она складывается в таких условиях, когда старые силы, например помещики-землевладельцы, оказываются вынужденными разделить свою власть с претендующими на нее новыми силами — торгово-промышленными кругами, добиваясь своего рода компромисса с ними.

Монархия по-прежнему отражает интересы сил прошлого, однако создаются и парламенты — выборные представительные органы, которым формально предоставляются законодательные полномочия. Фактически же никакого влияния на формирование правительства и его деятельность эти парламенты не оказывают, поскольку монарх имеет право вето (латинское слово «вето» означает «я запрещаю»), то есть отмены решения парламента, и даже может распустить его, если пожелает.

Примерами подобных монархий в наши дни являются Марокко, Кувейт, Иордания.

Конституционная (парламентарная) монархия — самый распространенный вид монархий в настоящее время. В конституционных монархиях власть монарха уже не безгранична. Ее рамки четко очерчены законами, конституцией. Наиболее характерным примером парламентарной монархии является сегодня Великобритания. Ограничение королевской власти в Англии, ее регламентация законами берет свое начало еще с 1215 года, с момента принятия Великой хартии вольностей при короле Иоанне Безземельном. А после принятия в 1691 году «Билля о правах» — документа, зафиксировавшего достижения Английской буржуазной революции XVII века, в стране установился порядок, при котором «король царствует, но не правит». Законы принимает парламент. Исполнение их возложено на правительство, которое формирует премьер-министр — он же лидер партии, одержавшей победу на парламентских выборах.

Функции монарха во многом номинальны, хотя и по сей день правительство Великобритании называется «правительством Ее Величества» (с 1952 года английской королевой является Елизавета II). Однако британский монарх выполняет важные представительские функции, является символом единства страны, главой Британского содружества наций (бывшей колониальной империи Великобритании). Большинство современных монархий — парламентарные.

Республика и ее формы

Республиканская форма правления также прошла долгий исторический путь в своем развитии. Первыми республиками стали греческие полисы — города-государства: Афины, Коринф, Фивы и другие. Долгое время существовала республика и в Риме. Именно римляне ввели в политический словарь само слово «республика» (res — дело, publicos — общественный). Современный мир знает две основные разновидности республик: президентскую и парламентскую.

Президентская республика характеризуется прежде всего соединением в руках президента полномочий главы государства и главы исполнительной власти. Должность премьер-министра в такой республике, как правило, отсутствует. Президентская республика строится по принципам разделения власти на три ее ветви — законодательную, исполнительную и судебную — и их уравновешивания с помощью системы сдержек и противовесов. Смысл этой системы состоит в том, что ни одна из ветвей власти не может взять верх над остальными. Президента страны избирают внепарламентским путем: или всенародным голосованием (как, например, сейчас у нас в стране), или коллегией выборщиков (как, скажем, в США). Это обеспечивает независимость источника власти президента от парламента. Правительство, администрацию формирует сам президент, перед ним же они и отчитываются. Президент получает также право отлагательного вето в отношении парламентских решений: он может вернуть на повторное рассмотрение в высший законодательный орган любой законопроект. Но если парламент вторично, квалифицированным большинством голосов — 2/3 в обеих палатах — проголосует за него, то проект становится законом, обретает юридическую силу, невзирая на мнение президента. Не вправе президент и распустить парламент.

Парламентская республика отличается прежде всего верховенством парламента. Именно перед ним несет ответственность правительство. Формальным признаком парламентской республики является наличие должности премьер-министра (например, в ФРГ он называется канцлером). Формирование правительства осуществляется из числа лидеров партии, располагающей большинством мест в нижней палате парламента. Глава государства — президент выполняет только правительственные функции. В таком государстве более сильным является влияние партий на политику. Однако в парламентской республике зачастую именно правительства начинают исполнять роль первой скрипки в политическом оркестре. Они устанавливают жесткий контроль за деятельностью парламента. Примерами парламентских республик являются такие государства, как Италия, Федеративная Республика Германия, Австрия, Швейцария, Финляндия, Индия, Израиль, Турция. В частности, в Италии президент избирается на совместном заседании обеих палат парламента с участием делегатов от областей. В сфере законодательной власти президент обладает правом созыва парламента на чрезвычайные сессии, правом роспуска парламента или одной из его палат. Однако подобные решения должны быть согласованы с министрами и одобрены ими.

Про ЕГЭ:  Задание 9. Социальные отношения. Выбор из списка. ЕГЭ 2023 по обществознанию

Наконец, есть республики, которые трудно отнести к парламентским или президентским, поскольку они обладают признаками и тех, и других. Эти республики представляют собой смешанную форму правления. Наиболее характерным примером такой республики можно считать V республику (с 1958 года) во Франции. Чисто внешне в ней были сохранены все атрибуты парламентаризма, но реально центр власти сместился в сторону президента. Президент Франции наделялся широкими полномочиями, с 1962 года его стало избирать все население страны, обладающее правом голоса. Правительство формируется президентом и несет ответственность перед ним. Член кабинета министров не может быть одновременно и депутатом парламента, кроме того, должность несовместима со всякой иной государственной службой и профессиональной деятельностью. Фактически руководит правительством президент, а не премьер-министр. Президент Франции может распустить парламент; он может также издавать ордонансы — специальные указы, которые вступают в действие без предварительного согласования с парламентариями.

Форма правления в Российской Федерации

В современной России также установилась смешанная форма правления. С одной стороны, президент избирается путем прямого голосования, является главой государства, главнокомандующим Вооруженными силами страны, обладает правом отлагательного вето. С другой стороны, он не вписан ни в одну из ветвей власти, а как бы стоит над ними. Парламент не только утверждает главу правительства, но и может вынести вотум недоверия правительству. Сильная президентская власть необходима сегодня России для того, чтобы лучше преодолеть стоящие перед страной трудности, кризисные явления. Такой большой и разнообразной по своему укладу стране, как Россия, необходима централизация власти, способность власти принимать оперативные решения. Располагаясь над ветвями власти, президент России обеспечивает организацию их деятельности и осуществляет руководство ими. Важная роль отводится президенту и в законодательном процессе: он выступает инициатором разработки и принятия ряда новых законов. В то же время власть президента в Российской Федерации не безгранична. Его указы не должны противоречить Конституции РФ, законам страны — нормативным актам, обладающим высшей юридической силой. Парламент РФ — Федеральное собрание — может отрешить президента от должности при условии подачи за это решение 2/3 голосов в каждой из палат: Совете Федерации и Государственной думе.

Современное государственное устройство. Унитарная государственность

Современный мир знает три основных формы государственного устройства: унитарное государство, вся власть в котором, вся полнота суверенитета сосредоточена в центре; союзное государство — федерация; особый союз государств — конфедерация.

Наиболее распространена в мире унитарная форма (от лат. «унус» — «один»). К таким государствам относятся, например, Франция, Греция, Португалия, Украина, Швеция, Япония. Характерными признаками унитарного государства являются:

Унитарная форма государственного устройства относительно проста и считается наиболее удобной для управления экономикой, другими сферами жизни страны. Но далеко не всегда данная форма может в полной мере отразить интересы, традиции страны, ее народа. Например, в унитарной Испании, представляющей собой, согласно конституции, единое государство, вот уже много лет не сходят со страниц газет материалы о баскском движении за автономию, то есть за обособление своей страны. Дело в том, что, по испанским государственным законам, Страна басков и Каталония имеют только национально-территориальную автономию, то есть местное самоуправление, и суть требований национальных меньшинств заключается в придании их автономии статуса государственной. Но наиболее неподходящей унитарная форма оказывается для крупных многонациональных государств со сложной исторической судьбой.

Федерация — сложное государственное устройство. Конфедерация

Следующей формой государственного устройства является союзное государство — федерация. Каждое из государств, обладающее такой формой устройства, имеет свои особенности. К числу федераций относятся Соединенные Штаты Америки, Канада, Аргентина, Бразилия, Мексика, Федеративная Республика Германия, Австралийский Союз, Индия, Россия.

Федерация — это сложное государство, состоящее из отдельных частей, каждая из которых обладает юридической, отчасти политической и экономической самостоятельностью. Суверенитет в таком государстве распределяется между центром и субъектами федерации (штатами, землями, провинциями, кантонами, областями). Государства-федерации обладают целым рядом специфических признаков.

Прежде всего, территория федерации включает в себя территории субъектов федерации. В некоторых федерациях наряду с государственными образованиями существуют и территории, не являющиеся субъектами федерации, например, в США есть федеральный округ Колумбия, в пределах которого расположена столица США — Вашингтон. В Индии помимо 26 штатов имеются особые территории центрального подчинения. Субъекты федерации не являются полноправными государствами: они не имеют права ни от своего имени, ни тем более от имени всего государства-федерации заключать международные соглашения; чаще всего они не обладают правом одностороннего выхода из союза (правом сецессии). Именно антиконституционный выход южных штатов из состава федерации США привел к тяжелой гражданской войне между Севером и Югом.

Для федеративного государства характерен сильный центр, доминирующий в политической сфере. Так, в США, например, в случае необходимости федеральные власти страны имеют так называемое право интервенции, то есть они могут ввести федеральные войска на территорию любого штата, даже если его власти не просили об этом.

В то же время субъекты федерации наделяются своими учредительными полномочиями. Они могут принимать свои конституции и законы, но при условии, что эти конституции и законы не будут противоречить федеральным, хотя и совсем не обязательно, чтобы конституции субъектов принимались позднее федеральной конституции. Примерами в этом отношении могут служить американские штаты Массачусетс, в котором действует конституция 1780 года, и штат Нью-Гэмпшир, конституция которого была принята в 1783 году, в то время как федеральная конституция США — только в 1787 году.

Субъекты федерации могут иметь свою правовую и судебную системы. Одним из формальных признаков федерации может быть двойное гражданство, когда каждый гражданин является одновременно гражданином федерации и соответствующего государственного образования, например, штата в США или земли ФРГ. Конституции некоторых федеративных государств, как, скажем, Индии, признают только федеральное гражданство.

Для федеративных государств характерна двухпалатная структура парламента. Верхняя палата формируется из представителей субъектов федерации, обычно на основании равного представительства.

Особой формой государственного устройства является конфедерация — добровольное соглашение независимых суверенных государств, имеющих свои гербы, гимны, столицу, конституции, гражданство. Каждое из входящих в конфедерацию государств является членом международных организаций, проводит свою внешнюю политику. Но создаются и общие сферы, например, единая валюта, таможня, внешняя политика и оборона.

Государство – политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом и обязательной для исполнения всеми гражданами волей.

Государство – главный институт политической системы.

Основные признаки государства:

1) территориальная организация власти (институты гражданства, государственные границы);

2) публичный характер власти (несовпадение государства и общества, аппарат управления);

3) суверенный характер власти (верховенство внутри страны и независимость во внешних отношениях);

4) принудительный характер власти («монополия на законное насилие»);

5) исключительное право на взимание налогов и сборов и выпуск (эмиссию) денег;

6) обязательность членства в государстве;

7) представительство общества как целого, защита общих интересов и общего блага;

8) наличие государственной символики (герб, флаг, гимн).

Основные теории происхождения государства: теологическая, классовая, патриархальная, договорная (естественно-правовая), теория насилия.

Государственный аппарат (механизм) – система государственных органов и учреждений, при помощи которых осуществляются государственная власть и государственное управление. Его структура определяется функциями государства.

Объект авторского права ООО «Литрес»

Политический режим – совокупность средств, методов и приёмов осуществления власти и достижения политических целей.

Про ЕГЭ:  Когда будет ЕГЭ в 2020 году: полное расписание - sib.fm

Всеобщие институты демократии — это организационные формы, с помощью которых реализуются демократические принципы. К ним относят: выборность высших органов государства; ответственность выборных органов перед избирателями или их уполномоченными (депутатами); сменяемость состава выборных государственных органов по истечении срока их полномочий.

Гражданское общество – это относительно самостоятельная от государства и самоорганизующаяся система социальных, экономических и политических отношений, включающая в себя различные формы объединений людей с целью удовлетворения собственных материальных и духовных потребностей.
Назначение гражданского общества состоит в достижении оптимального и гармонического сочетания частных и общественных интересов.
Условия существования гражданского общества:
– верховенство закона;
– частная собственность как экономическая основа гражданского общества;
– создание условий для самодеятельности граждан в различных сферах общественной жизни;
– деятельность политических организаций во благо всех членов общества в рамках закона;
– доступность и многообразие образования;
– наличие сильной «четвёртой власти» – независимых СМИ.

Правовое государство – демократическое государство, в котором соблюдается принцип верховенства права, права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью.

Признаки правового государства

1. Верховенство закона – закону подчиняются не только граждане и их объединения, но и само государство. Закон – нормативно-правовой акт, изданный высшим представительным органом государственной власти и обладающий высшей юридической силой.
2. Полная гарантированность и незыблемость прав и свобод граждан, установление и реализация принципа взаимной ответственности личности и государства.
3. Организация и функционирование государственной власти на основе принципа разделения властей, действие системы сдержек и противовесов, препятствующих утверждению авторитаризма.
4. Независимая судебная власть.
5. Ответственность власти перед населением и её подчинение интересам общества.
6. Наличие развитого гражданского общества и местного самоуправления.

Типы политической власти

1. Государственная (публичная, суверенная, на определённой территории) осуществляется государством в форме формальных законов, указов и пр. с санкциями за их неисполнение.
2. Общественная (партийная, профсоюзная, средств массовой информации) – осуществляется организациями преимущественно через неформальное влияние на общественное мнение.
– По функциям: законодательная, исполнительная, судебная.
– По способам взаимодействия субъекта и объекта (по режиму правления): демократическая, авторитарная, тоталитарная.
– По типам социального господства: традиционная, легальная, харизматическая.
Государство – политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом и обязательной для исполнения всеми гражданами волей.
Государство – главный институт политической системы.
Государственный аппарат (механизм) – система государственных органов и учреждений, при помощи которых осуществляются государственная власть и государственное управление. Его структура определяется функциями государства.

Принципы организации и деятельности государственного аппарата

– принцип представительства;
– принцип разделения властей;
– принцип демократизма;
– принцип законности;
– принцип гласности;
– принцип профессионализма и компетентности;
– принцип федерализма.

Политическая власть – это совокупность механизмов, средств и способов, определяющих воздействие политических субъектов, в первую очередь, государства, на поведение политических объектов (социальных общностей, больших групп людей) с целью управления, координации, согласования и подчинения интересов всех членов общества определённой политической воле.

Особенности политической власти

1) легальность использования силы;
2) верховенство, обязательность решений власти для общества;
3) суверенность – независимость от других внутренних и внешних сил;
4) публичность, т.е. всеобщность (обращение ко всем гражданам), и безличность (обращение от имени всего общества в форме закона);
5) многообразие ресурсов (принудительных, экономических, информационных и других).

Способы властвования

– побуждение объекта к определённым, угодным власти действиям;
– блокирование нежелательных для руководства видов поведения.
Политика – сфера общественных отношений, которая связана с деятельностью людей по осуществлению общих интересов, основным из которых является власть.

Политическая элита – относительно небольшая социальная группа, концентрирующая в своих руках значительный объём политической власти, обеспечивающая интеграцию, субординацию и отражение в политических установках интересов различных слоёв общества и создающая механизм воплощения политических замыслов.

Характерные черты

– небольшая, но достаточно самостоятельная социальная группа;
– высокий социальный статус;
– значительный объём государственной и информационной власти;
– непосредственное участие в осуществлении власти;
– организаторские способности и талант.

Условия эффективной деятельности элиты

– широкая гласность (свобода слова, наличие независимых средств массовой информации);
– политический плюрализм (свободная конкуренция, соперничество политических элит);
– разделение властей (равновесие, компромисс, баланс интересов различных социальных сил);
– открытость элит для социальной мобильности (установления сроков пребывания у власти выборных и назначаемых лиц);
– строгое соблюдение законности, демократических процедур политического процесса.

Критерии эффективности деятельности

– достигнутый уровень прогресса и благосостояния своего народа;
– политическая стабильность общества;
– национальная безопасность;
– оптимальное соотношение между гражданским обществом и государством.

Функции политической элиты

– изучение и анализ интересов различных социальных групп;
субординация этих интересов;
– отражение интересов в политических установках;
– выработка политической идеологии (программ, доктрин, конституции, законов);
– создание механизма воплощения политических идей: кадры для аппарата управления; обновление политической системы; выдвижение политических лидеров.
Политическая партия – это организованная группа единомышленников, выражающая интересы определённых социальных слоёв и стремящаяся к завоеванию государственной власти или участию в её осуществлении.
Партия является звеном связи государства и граждан, действующим на всех этапах политического процесса.

Средства массовой информации – совокупность всех каналов передачи информации: печать; радио; телевидение; кинематограф; Интернет.
Характеристики: оперативность, динамичность, универсальность, образность.
СМИ влияют на чувства, социальные установки, ценностные ориентации, что проявляется в в поведении масс. СМИ – «четвёртая власть».
СМИ – основной агент производства и распространения массовой культуры, формируют вкусы и общественное мнение.

Функции СМИ

– коммуникативная;
– непосредственно организаторская;
– идеологическая (социально-ориентирующая);
– контрольная (через СМИ гражданское общество осуществляет контроль за деятельностью государства);
– культурно-образовательная;
– рекламно-справочная;
– рекреативная.
Избирательная система – политический институт, обеспечивающий формирование выборных органов государственной власти.
Компоненты избирательной системы:
1) избирательное право – комплекс правовых норм о порядке выборов. В узком смысле слова – политическое право граждан избирать (активное) и быть избранными (пассивное избирательное право);
2) избирательный процесс (избирательная процедура) – комплекс действий в процессе выборов:
– подготовительная стадия (назначение даты выборов, регистрация и учёт избирателей);
– выдвижение и регистрация кандидатов;
– предвыборная агитация и финансирование выборов;
– голосование и подведение итогов выборов;

Федеративное устройство России

Российская Федерация, согласно статье 5 Конституции 1993 года, состоит из равноправных субъектов Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Федерации между собой равноправны. В настоящее время таких субъектов Федерации 85.
Российскую Федерацию составляют республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа, являющиеся субъектами Федерации.

Принципы федерализма

– государственная целостность;
– единство системы государственной власти;
– разграничение предметов ведения полномочий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти её субъектов;
– равноправие и самоопределение народов Российской Федерации;
– принцип единого и равного гражданства Российской Федерации независимо от оснований его приобретения;
– установление русского языка как единого государственного языка на всей территории Российской Федерации. Свои государственные языки могут устанавливать и республики.
Субъекты РФ не обладают правом выхода из её состава, но статус субъекта Федерации по согласованию с общефедеральными органами власти и на основании специального конституционного закона может быть изменён.

Оцените статью
ЕГЭ Live