ЕГЭ по обществознанию 2022: структура и особенности

ЕГЭ по обществознанию 2022: структура и особенности ЕГЭ

Основные изменения в егэ по обществознанию 2022

1. Из части 1 исключены форматные задания № 1, № 2 и № 20 (нумерация заданий по версии 2021 г.)

2. Экзамен заканчивается новым заданием 25 на конкретизацию отдельных аспектов заданной темы (пунктов плана). В том числе применительно к реалиям современного российского общества и государства.

3. Задания 25 (только приведение определения) и 23 из КИМ ЕГЭ 2021 г. сохранены в составном задании к тексту. Теперь это задания 18 и 19 по нумерации 2022.

4. Задание 10 в КИМ 2021 г. преобразовано в задание с развернутым ответом (задание 21 по нумерации 2022 г.)

5. Задание на составление плана развернутого ответа по предложенной теме (задание 28 в КИМ ЕГЭ 2021 г.) включено в составное задание, соединившее в себе составление плана и элементы мини-сочинения (задания 24 и 25 по нумерации 2022 г.)

6. В спецификации в разделе НПА уточнены необходимые для освоения статьи Трудового кодекса  (ст. 20-22) и статьи ФЗ «Об образовании» (ст. 33, 34, 43-45)

7. В часть 2 включено новое задание с развернутым ответом по Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации (задание 23 по нумерации 2022 г.)

Что нужно сделать, чтобы подготовиться к егэ по обществознанию 2022 на высокий балл?

  1. Ознакомьтесь с темами из кодификатора. Составьте список тем, которые вызывают наибольшее количество трудностей. Это поможет готовиться только к нужным темам и не распыляться на лишнюю информацию.
  2. Изучите критерии оценивания части 2, чтобы лучше понимать, что хотят увидеть эксперты.
  3. Напишите пробный экзамен, чтобы определить сильные и слабые места. Обратите внимание на то, какие задания отнимают больше времени — оно на экзамене будет ограничено.
  4. Составьте индивидуальную стратегию написания экзамена. Возможно, вам стоит начать экзамен со второй части — или наоборот с первой.
  5. При подготовке к экзамену не оставляйте наиболее сложные задания на конец. Наоборот — начинайте именно с них!

И еще один важный пункт: отслеживайте свой прогресс. Почаще пишите пробные экзамены, решайте тесты, готовьте планы, учитесь аргументировать. Через месяц учебы сравните свои старые результаты с новыми. Что улучшилось? Что не изменилось? Где еще есть пробелы? Такая работа поможет вам понять, на какие темы и задания стоит обратить внимание непосредственно перед экзаменом.

Однако самому отслеживать свой прогресс не очень просто. Нужна дисциплина и умение критично оценивать собственные ответы. Поэтому на своих занятиях по подготовке к ЕГЭ я провожу срезы и пробные экзамены, анализирую ошибки и обсуждаю их с каждым учеником отдельно. Если у кого-то возникают дополнительные вопросы, мы разбираем их все вместе и учимся на ошибках.

Благодаря такой подготовке мои ученики и сдают ЕГЭ по обществознанию на 80 . Хотите оказаться среди них? Приходите на наши курсы подготовки к ЕГЭ, и я научу вас всему, что знаю!

В чём же причины?

Сам предмет чрезвычайно и даже чрезмерно обширен: экономика и право, политология и социология, философия и культурология, даже немного социальной психологии. При этом круг вопросов, требующих изучения в каждой из этих наук, фактически расширяется с каждым годом, хотя формально кодификатор (список тем на ЕГЭ) не меняется уже много лет.

Содержание КИМов, по моему абсолютному убеждению, крайне и искусственно усложнено. Особенное недовольство учеников вызывают формулировки некоторых заданий, которые даже учителя нередко с трудом понимают.

Взгляните на абзац из текста (задания № 21–24), который попался несчастным выпускникам на досрочном ЕГЭ в этом году:

«Процесс выборов представляет собой средство разрешения спора между субъектами политики, претендующими на доступ к властным ресурсам, в котором коллективным арбитром выступает избирательный корпус (совокупность граждан, обладающих активным избирательным правом).

Вы дочитали? Или бросили на середине? Когда мы начали разбирать этот текст с учениками, то работа превратилась в сплошные мучения и стенания:

— А почему текст такой сложный?

— Здесь столько научных слов!

— Я читаю и ничего не понимаю.

— Вроде каждое слово в отдельности понятно, а вместе вообще неясно.

Это абсурдно сложный наукообразный текст, который не только не интересен ученикам, но и вызывает искреннее возмущение и даже отторжение к предмету.

Почувствовав неладное, я решил поискать источник, и подозрения подтвердились. Оказалось, что это отрывок из диссертации на соискание звания кандидата политических наук. Причём соискатель, защитивший эту диссертацию в МГУ, является специалистом по избирательным вопросам и публикуется почти исключительно в специальных научных журналах, посвященных именно электоральным проблемам.

Теперь задумайтесь: на итоговом экзамене, от результата которого во многом зависит судьба юноши или девушки, дают текст кандидатской диссертации, доверху напичканный научными терминами и непонятный большинству взрослых.

Егэ 2020 обществознание баллы за каждое задание

ЕГЭ 2020 Обществознание.Количество баллов по заданиям.

№ заданияКоличество баллов
11
21
31
42
52
62
72
82
92
101
112
121
132
142
152
162
172
182
192
202
212
222
233
243
254
263
273
284
296
ИТОГО.65

Правильное выполнение заданий 4–9, 11, 13–15, 17–20 оценивается 2 баллами. Эти задания оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания – 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами)

Полное правильное выполнение заданий части 2 оценивается от 2 до 6 баллов. За полное правильное выполнение заданий 21, 22 выставляется по 2 балла; заданий 23, 24, 26, 27 – по 3 балла; заданий 25 и 28 – 4 балла; задания 29 – 6 баллов.

Проверка выполнения заданий части 2 проводится экспертами на основе специально разработанной системы критериев.

Источник

Как запомнить факты быстро и на всю жизнь

В ростовском лицее, где я училась, мы писали пробники три раза в год, так что я примерно понимала свой уровень знаний: могу написать на 90 баллов. Но, конечно, узнав свой результат, я была в шоке и чувствовала настоящий восторг.

Я не предполагала, что получу 100 баллов, но они всегда были моей мечтой — что по истории, что по обществознанию. Все-таки когда готовишься каждый день, хочешь, чтобы старания окупились.

Я всегда была отличницей: старалась хорошо учиться и ходить на все занятия. Готовилась я довольно стандартно, но использовала мнемонику — запоминание с помощью ассоциаций.

Без каких-то картинок в голове мне сложно запоминать материал

А благодаря мнемонике это можно сделать гораздо быстрее, и к тому же на всю жизнь. Это не просто зубрежка, которую забываешь через день.

Я начала готовиться еще в 10-м классе, так что, можно сказать, на подготовку ушло два года. Подготовка поглощала все мое свободное время, неизбежно приходилось чем-то жертвовать — хобби, друзьями. Но это обязательное условие, если хочешь сдать ЕГЭ на высокие баллы. Зимой, перед важными олимпиадами, и перед самим ЕГЭ я вообще с друзьями не виделась.

Про ЕГЭ:  Задание №19 ЕГЭ по математике базового уровня с решением - EzMath

Иногда я чувствовала, что ужасно устала от подготовки. Но в жизни вообще не бывает такого, что всё дается легко и приятно. Всегда нужны старания и монотонный труд. Конечно, никто не говорит, что нужно доводить себя до клиники, — важно понимать, что отдых человеку необходим.

Но если человек хочет сдать ЕГЭ на 100 баллов, он должен трудиться и работать. И «работа» тут точно такая же, как у родителей, только они зарабатывают деньги. В нашем же случае речь идет о результате. Если постоянно жалеть себя, бояться чего-то и говорить «я не смогу, мне так плохо», всё бросать — ничего и никогда не получится. Неважно, ЕГЭ это или какое-то другое дело. У человека должна быть сила воли.

Количество баллов за каждое задание егэ по обществознанию

Ознакомиться со шкалой перевода первичных баллов во вторичные можно здесь.

Личный опыт: как сдать егэ по обществознанию на 90

Один из
самых популярных экзаменов среди выпускников – обществознание. Так ли просто
сдать ЕГЭ по этому предмету и получить при этом высокий балл? Первокурсники
рассказывают, как они готовились и шли к заветным 90 .

Андрей
Рябов, первокурсник СПбГУ, юридического факультета, 90 баллов

ПОМНИТЕ О СВОЕЙ
МОЛОДОСТИ

Как говорил мой учитель по обществознанию:
«Для того, чтобы сдать ЕГЭ, нужно попасть в стандарт». И это, пожалуй,
абсолютно верное утверждение. Проверяющим не нужны энциклопедические знания,
они требуют лишь четкого ответа на поставленный вопрос. Поэтому не стоит
пускаться в рассуждения о проблемах бытия или писать эссе о «Критике чистого
разума». Все это стоит оставить для олимпиад, где это требуется, и которые дают
бонусы для поступления.

Конечно, для успешной сдачи ЕГЭ нужно
нарабатывать навык решения тестов, без этого никуда. Невозможно сдать экзамен,
не понимая его формата. Но не надо забывать и о базе знаний, которую не
наработаешь всего лишь за год. Надо изучать право, экономику, философию не
только в 11 классе, но и в 10, и даже раньше. А вообще на ЕГЭ не стоит
зацикливаться – это просто этап жизни.

Нельзя посвящать все свое время экзамену,
иначе просто можно сойти с ума. Занимайтесь спортом, находите время для отдыха,
иначе под конец года рискуете обнаружить у себя какое-нибудь хроническое
заболевание. Главное – не бояться ЕГЭ и не нервничать перед ним, лучше вообще
расслабиться и думать чем-то другом.

Конечно, многое зависит от учителя. Мне
повезло с педагогом по обществознанию. Начиная со средней школы она плавно
готовила нас к сдаче этого экзамена. И ее заслуга в том, что у меня такой
высокий результат.

Главное – быть уверенным в себе и не
посвящать всего себя ЕГЭ. Стоит помнить о своей молодости и о том, что она
проходит. Важно чередовать подготовку к ЕГЭ с чем-то другим, например, я играл
в большой теннис. И, конечно же, нужно научиться подстраиваться под формат
экзамена, тогда можно рассчитывать на 90 и успешное поступление в вуз.

Влад Князев,
первокурсник СПбГУ, экономического факультета, 96 баллов

ВЫБЕРИТЕ
ОДНУ ТЕМУ

Экзамен по
обществознанию имеет интересную особенность, которая, с одной стороны,
затрудняет освоение предмета, с другой – позволяет ученикам понимать базовые
процессы, происходящие в важнейших сферах общественной жизни. Эта особенность
заключается в том, что в курсе предмета изучается, как минимум, шесть наук: экономика,
юриспруденция, политология, социология, философия и культурология. Следовательно,
если вы хотите сдать ЕГЭ по «обществу» на хорошие баллы, то 1 сентября –
крайний срок, когда надо начинать заниматься. «К обществознанию за 2 месяца не
подготовишься» — настаивал мой преподаватель, и я не могу не согласиться с
этим. Именно поэтому, чем раньше вы начинаете, тем больше времени вам удастся
поспать в ночь перед экзаменом.

Я советую
сосредоточиться на одной конкретной науке, которую изучают на уроках. Я,
например, занимался олимпиадной экономикой, и этот багаж знаний очень
пригодился мне на ЕГЭ. Особенно актуально это для успешного написания эссе по
одной из выбранных тем.

Считаю, что стоит
как можно скорее выбрать направление, которое легче дается, и весь год
накапливать теоретический и фактический материал из различных источников.
Читайте научную литературу, изучайте профильные СМИ, и тогда у вас точно не
будет проблем с грамотной аргументацией своей позиции.

Матвей
Чайка, первокурсник СПбГУ, экономического факультета, 96 баллов

ЗАНИМАЙТЕСЬ
СПОРТОМ

Моя подготовка к экзамену началась с того
момента, как я попал к своему преподавателю по обществознанию. Его методика заставила
меня полюбить этот предмет. Я начал изучать его углубленно. Все наши уроки
проходили в виде лекций с периодическим обращением к «аудитории’». Как только
мы заканчивали какой-то раздел, учитель устраивал прогон по всем темам. Чтобы
удачно сдать такую работу нужно знать абсолютно все конспекты до мелочей, уметь
приводить примеры, аргументировать свою точку зрения, систематизировать и
анализировать информацию, полученную на уроках.

Десятый-одиннадцатый класс учитель давал
нам решать задания из ЕГЭ. Поэтому скажу так: «Решайте как можно больше
вариантов».  

Я никогда не ходил к репетитору и считаю,
что правильно делал. Я на своем примере подтвердил, что работа дома в уютной обстановке
намного эффективнее. Но есть одно но: нужно уметь сосредоточиться, потому что
дома существует множество вещей, которые могут отвлечь.

Советую заниматься спортом или чем-то
другим – это сможет отвлечь. Я часто ходил в зал и, думаю, поэтому я не «сгорел».
В последнем полугодии выпускного класса я повторял все темы, составил для себя
план и не отступал от него. За три месяца до экзамена я начал писать эссе на те
темы, которые мне казались сложными. Главное – понять, чего от тебя хочет
эксперт.

Меньше читайте эссе в интернете! Работайте
над ошибками, не избегайте трудных тем, а, наоборот, делайте их любимыми для
себя. Завысьте планку – это поможет увереннее чувствовать себя на экзамене.

За несколько дней до экзамена не надо нагружать
себя информацией. Повторять необходимо, но в легкой форме. Надо давать голове
отдохнуть. На самом экзамене забудьте обо всем, что происходит вокруг,
окунитесь в работу с головой. Когда придете в кабинет, привыкните, посмотрите
на лица организаторов – они нервничают, наверное, даже больше, мне так
казалось.

Самое главное – определиться, чего хочешь,
и идти вперед.

 В следующий раз вы узнаете, как сдать ЕГЭ по литературе на 90 .

Максимальные баллы за тестовую (первую) и вторую часть

ЧастьМаксимальное количество баллов
Тестовая (1-16 задания)29
Задания с развёрнутым ответом28

Ранее обучающимся предлагалось написать мини-сочинение. Оно могло дать до 6 баллов. Теперь элементы этого задания представлены в плане — Вам поможет наш банк готовых аргументов.

Про ЕГЭ:  Задание 16 136 русский язык егэ

22, 24 и 25 задания дают 4 балла на ЕГЭ по обществознанию. Обязательно посмотрите самые часто встречающиеся варианты сложных планов. Сейчас они представлены на сайте без элементов эссе.

Источник

Непредсказуемость

Есть и ещё одна проблема, делающая ЕГЭ по обществознанию очень тяжёлым. Выпускники должны быть готовы к тому, что им могут встретиться задания, которые они никогда не видели. Вообще. Нигде. Ни в одном сборнике. Даже в сборниках от разработчиков ЕГЭ. Такое, наверное, случается только на экзамене по обществознанию.

Самая нелюбимая «песня» выпускников — это задание № 25, где нужно давать определения. Знать их, конечно, хорошо, но разумно ли спрашивать определения сложных, неоднозначных и далёких от реалий школьной и студенческой жизни терминов, таких как «политический процесс» или «метод научного познания?

Отдельная история — это задания № 24. Это почти лотерея: одним повезёт, и там попадётся что-то знакомое и решаемое, другим не повезёт, и там окажется вопрос, содержание которого требует знаний, выходящих за пределы школьного курса. Например, в этом году почти все выпускники завалили задание № 24, где их просили назвать три способа снижения риска инвестиций в ценные бумаги.

Мне как человеку, увлекавшемуся этой темой, в голову сразу пришёл такой ответ: технический анализ, фундаментальный анализ, диверсификация активов, хеджирование рисков, покупка ценных бумаг с гарантированной доходностью. Сколько 17-летних юношей и девушек в стране могут ответить так? Интересно, сколько человек из 100 опрошенных на улице ответили бы на этот вопрос. Один? Возможно, хотя и оптимистично.

Обществознание — бесполезный предмет?

Из уст учителя обществознания, наверное, это звучит дико. Я так, конечно, не считаю, но таково мнение россиян, опрошенных недавно ВЦИОМ. Социологи спрашивали, какой из школьных предметов пригодится детям в будущем. На вершине рейтинга оказались математика и русский язык.

В числе явных аутсайдеров — ИЗО, музыка и (вы уже, наверное, догадываетесь) обществознание — 6%! То есть лишь один из 16–17 опрошенных счёл, что это полезный для жизни предмет. Экономику полезной назвали и вовсе 2%, а правоведение — вообще 1%! Эти цифры удивили и возмутили. Это притом что в России крайне низкий уровень правовой и финансовой грамотности.

Я-то как раз всю жизнь был уверен, что именно обществознание — самый практико-ориентированный и применимый в реальной жизни школьный предмет. Да, всяк кулик своё болото хвалит, но дело в том, что обществознание учит детей, какие у них есть права и как их защищать, учит правильно обращаться с деньгами, кредитами, инвестициями, объясняет, как строить бизнес и как его вести, даёт знания о важнейших законах страны, позволяет понять, как работают банки, биржи, деньги и так далее.

Уверен, что одна из причин — это то самое пугающее и вызывающее неприязнь наукообразие. Настоящее засилье наукообразия, едва ли не культ гиперболизированного научного стиля, который абсолютно не соответствует ни возрастным, ни психологическим особенностям старшеклассников.

Оценка каждого задания экзамена

Информация актуальна на2021-2022 учебный год с учётом серьёзных изменений в структуру экзамена.

Номер заданияКоличество баллов
11
22
32
42
52
62
72
82
91
102
112
121
132
142
152
162
172
182
193
203
213
224
233
244
254
Всего57

Решу егэ

Общее число участников основного периода ЕГЭ в 2021 г. составило около 311,8
тыс. человек, — как и в предыдущие годы, немногим менее половины от общего числа
участников ЕГЭ. Обществознание, наряду с математикой профильного уровня, — наиболее
массовый экзамен, сдаваемый по выбору выпускников, что обусловило крайнюю
неоднородность уровня подготовки контингента участников экзамена. Востребованность
результатов экзамена для поступления на широкий спектр специальностей связана с тем, что
экзамен включает в себя проверку основ социально-философских, экономических,
социологических, политологических и правовых знаний и предусматривает высокие
требования к уровню подготовки выпускников (высокий уровень требований применяется
даже к достижению минимального балла).

Средний тестовый балл в 2021 г. составил 56,37, что сопоставимо с аналогичным
показателем 2020 г. (55,87).

В целом доля участников, не преодолевших минимального балла, в 2021 г.
несущественно уменьшилась в сравнении с 2020 г. и составила 18,05% (в 2020 г. — 19,47%).

Более подробные аналитические и методические материалы ЕГЭ 2021 года доступны по ссылке.

На нашем сайте представлены больше 4000 заданий для подготовки к ЕГЭ по обществознанию в 2022 году. Общий план экзаменационной работы представлен ниже.


ПЛАН ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2022 ГОДА

читать полностью: спецификация.

Работа состоит из 25 заданий: базового уровня сложности 13, повышенного — 8, высокого — 4.
Заданий с кратким ответом (Часть 1) — 16, с развернутым ответом (Часть 2) — 9.
Работа рассчитана на 180 минут.

Обозначение уровня сложности задания: Б — базовый, П — повышенный, В — высокий.

Проверяемые элементы содержания и виды деятельности

Уровень сложности задания

Максимальный балл за выполнение задания

Примерное время выполнения задания (мин.)

Задание 1. Сформированность знаний
об обществе как целостной
развивающейся системе в
единстве и взаимодействии
его основных сфер
и институтов (соотнесение
видовых понятий с
родовыми)

Б

1

2

Задание 2. Владение базовым
понятийным аппаратом
социальных наук

П

2

7

Задание 3. Владение базовым
понятийным аппаратом
социальных наук

Б

2

7

Задание 4. Владение умением
применять полученные
знания в повседневной
жизни, прогнозировать
последствия принимаемых
решений

П

2

7

Задание 5. Владение базовым
понятийным аппаратом
социальных наук

П

2

7

Задание 6. Владение базовым
понятийным аппаратом
социальных наук

Б

2

7

Задание 7. Владение умениями
применять полученные
знания в повседневной
жизни, прогнозировать
последствия принимаемых
решений

П

2

7

Задание 8. Владение базовым
понятийным аппаратом
социальных наук

Б

2

5

Задание 9. Сформированность навыков
оценивания социальной
информации, умения поиска
информации в источниках
различного типа (таблица,
диаграмма) для
реконструкции недостающих
звеньев с целью объяснения
и оценки разнообразных
явлений и процессов
общественного развития

Б

1

7

Задание 10. Владение базовым
понятийным аппаратом
социальных наук

П

2

7

Задание 11. Владение умением
применять полученные
знания в повседневной
жизни, прогнозировать
последствия принимаемых
решений

П

2

7

Задание 12. Владение базовым
понятийным аппаратом
социальных наук с научных
позиций. Основы
конституционного строя,
права и свободы человека и
гражданина,
конституционные
обязанности гражданина РФ

Б

1

7

Задание 13. Владение базовым
понятийным аппаратом
социальных наук

Б

2

7

Задание 14. Владение базовым
понятийным аппаратом
социальных наук

П

2

2

Задание 15. Владение базовым
понятийным аппаратом
социальных наук

Б

2

8

Задание 16. Владение умением
применять полученные
знания в повседневной
жизни, прогнозировать
последствия принимаемых
решений

П

2

8

Задание 17. Сформированность навыков
оценивания социальной
информации, умения поиска
информации в источниках
различного типа для
реконструкции недостающих
звеньев с целью объяснения
и оценки разнообразных
явлений и процессов
общественного развития

Б

2

8

Задание 18. Сформированность навыков
оценивания социальной
информации, умения поиска
информации в источниках
различного типа для
реконструкции недостающих
звеньев с целью объяснения
и оценки разнообразных
явлений и процессов
общественного развития

Владение умением выявлять
причинно-следственные,
функциональные,
иерархические и другие
связи социальных объектов
и процессов

Б

2

8

Задание 19. Владение умением выявлять
причинно-следственные,
функциональные,
иерархические и другие
связи социальных объектов
и процессов

Владение умением
применять полученные
знания в повседневной
жизни, прогнозировать
последствия принимаемых
решений

В

3

8

Задание 20. Владение умением выявлять
причинно-следственные,
функциональные,
иерархические и другие
связи социальных объектов
и процессов

Владение умением
применять полученные
знания в повседневной
жизни, прогнозировать
последствия принимаемых
решений

В

3

8

Задание 21. Сформированность навыков
оценивания социальной
информации, умения поиска
информации в источниках
различного типа (график)
для реконструкции
недостающих звеньев
с целью объяснения
и оценки разнообразных
явлений и процессов
общественного развития

Б

3

8

Задание 22. Владение умением
применять полученные
знания в повседневной
жизни, прогнозировать
последствия принимаемых
решений

Б

4

8

Задание 23. Сформированность навыков
оценивания социальной
информации, умения поиска
информации в источниках
различного типа для
реконструкции недостающих
звеньев с целью объяснения
и оценки разнообразных
явлений и процессов
общественного развития

Владение умением выявлять
причинно-следственные,
функциональные,
иерархические и другие
связи социальных объектов
и процессов

Владение умением
применять полученные
знания в повседневной
жизни, прогнозировать
последствия принимаемых
решений

Б

3

8

Задание 24. Владение умением
применять полученные
знания в повседневной
жизни, прогнозировать
последствия принимаемых
решений.
Владение умением выявлять
причинно-следственные,
функциональные,
иерархические и другие
связи социальных объектов
и процессов

В

4

8

Задание 25. Владение умением выявлять
причинно-следственные,
функциональные,
иерархические и другие
связи социальных объектов
и процессов

Владение умением
применять полученные
знания в повседневной
жизни, прогнозировать
последствия принимаемых
решений

В

4

8

ОФИЦИАЛЬНАЯ ШКАЛА 2022 ГОДА

Соответствие между минимальными первичными баллами и минимальными тестовыми баллами 2022 года. Распоряжение о внесении изменений в приложение № 2 к распоряжению Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Перейти.

ПОРОГОВЫЙ БАЛЛ

Для поступления в вузы, подведомственные Министерству науки и высшей школы: 45 тестовых баллов. См. приказ Миннауки.

Для поступления в вузы, подведомственные Министерству просвещения: 42 тестовых баллов. См. приказ Минпроса.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БЛАНКИ

Правила заполнения бланков государственной итоговой аттестации. Скачать бланки в высоком качестве можно по ссылке.

ЕГЭ по обществознанию 2022: структура и особенностиЧТО МОЖНО ВЗЯТЬ С СОБОЙ НА ЭКЗАМЕН

На данном экзамене применение дополнительного оснащения и материалов не предусмотрено.

Авторы заданий для подготовки к ЕГЭ:
М. Ю. Брандт,
О. В. Кишенкова,
Г. Э. Королева,
Е. С. Королькова,
О. А. Котова,
А. Ю. Лазебникова,
Т. Е. Лискова,
Е. Л. Рутковская,
и др.; материалы сайта http://ege.yandex.ru.


Наверх

Советы по подготовке

ЕГЭ по обществознанию 2022 не такой простой, каким он может показаться на первый взгляд. Но и пугаться не стоит. Если грамотно распланировать изучение теории, прорешать все форматы и познакомиться с критериями, результат на экзамене обязательно будет высоким. А я хочу поделиться парой советов, которые обычно даю ученикам.

Субъективность

Обществознание, если можно так выразиться, слишком гуманитарный предмет. Здесь слишком много разных мнений, подходов и концепций. Это явно прослеживается при оценке работ экспертами. Во время апелляций нередки случаи, когда три эксперта, сидящие в метре друг от друга, дают три совершенно разных ответа на один и тот же вопрос, смотря на одну и ту же ситуацию с совершенно противоположных сторон.

У меня нет статистики, но рискну предположить, что больше всего апелляций подают именно по обществознанию.

Ту же субъективность можно увидеть и в критериях. Камнем преткновения для тысяч выпускников в нашем регионе в этом году стал план (задание № 28) на тему «Человек на рынке труда». Некоторые написали план из десяти пунктов, рассказали о видах рынков и безработицы, способах борьбы с ней, участниках рынка труда, указали, что на этом рынке есть спрос и предложение, а в итоге получили ноль. Почему?

После этого я взял план на эту тему из специального сборника с планами, а также нашёл вариант ответа на «Решу.ЕГЭ» и убедился, что ни тот, ни другой максимального балла не получил бы…

Для одной статьи проблем слишком много.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Только факты

Самый высокий проходной балл по обществознанию — 42 балла. Больше всего выпускников, не преодолевших минимальный порог, тоже по обществознанию. В некоторых регионах не сдал каждый третий и даже каждый второй. Если по другим предметам средние результаты по стране увеличиваются (по профильной математике, например, за год прирост составил 6 баллов, по информатике — 4, а по истории — 2,5 балла), то по обществознанию результаты даже немного снизились.

Среди всех предметов только по биологии и физике средний балл немного ниже, чем по обществознанию. Доля высокобалльников по обществознанию — всего 7,8%. Меньше (7,1%) только по профильной математике. Для сравнения: по русскому тех, кто набрал 80 баллов и выше, — 23,5%.

Часть 1

Первая часть ЕГЭ по обществознанию 2022 состоит из 16 заданий. Всего за эту часть можно набрать 29 первичных баллов (51 % от максимального первичного балла).

В данной части вы можете встретить следующие форматы заданий:

  • задания на выбор и запись нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов (№ 1-5, 7, 8-12, 14,16);
  • задание на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах (№ 6, 13 и 15).

По темам задания распределяются так:

Задания по темам, ЕГЭ по обществознанию 2022, демоверсия

Обратите внимание: задание № 1 не привязано ни к какому тематическому блоку. Это значит, что в первом задании может попасться вопрос на любую тему из существующих в ЕГЭ по обществознанию.

Здесь нужно быть очень внимательным: часто баллы теряют ученики, которые не знают особенности решения заданий — ко многим нужен особый подход. В одной статье рассказать обо всех форматах невозможно, но мы подробно разбираем их на онлайн-курсах MAXIMUM Education по подготовке к ЕГЭ. Записывайтесь, чтобы разобраться со всеми непонятными темами и сдать экзамен на высокий балл!

Часть 2

Перейдем к самому объемному разделу экзамена — части 2. Она включает в себя 9 заданий с развернутым ответом. Всего за вторую часть можно набрать 49 первичных баллов. Самое важное, что нужно запомнить — эти задания проверяют эксперты, а они опираются на четко заданные критерии.

  • 17. Задание к тексту. Нужно привести прямые цитаты из текста при ответе на вопрос (2 балла)
  • 18. Составление определения (2 балла)
  • 19. Написание примеров (3 балла)
  • 20. Формулирование и аргументация оценочных, прогностических и иных суждений, связанных с проблематикой текста (3 балла)
  • 21. Анализ экономического графика: график изменения спроса и предложения, равновесная цена (3 балла)
  • 22. Решение задания-задачи (4 балла)
  • 23. Задание по Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации (3 балла)
  • 24. Составление плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса (4 балла)
  • 25. Рассуждение с привлечением актуальных реалий (4 балла)

Для каждого задания второй части нужен свой подход, чтобы получить максимальные баллы. Но есть принципы, которые пригодятся для любого из этих заданий! Вот 5 правил, как записывать развернутые ответы в ЕГЭ по обществознанию 2022.

  1. Излагайте мысли структурированно, используйте нумерацию и проблемы между смысловыми частями.
  2. Не зачеркивайте, так как это «загрязняет» работу. Лучше набросать ответ на черновике, а потом перенести его в чистовик.
  3. Используйте вводные предложения перед ответом, чтобы «ввести» эксперта в курс дела.
  4. Делайте предложения лаконичными, следите, чтобы они относились к сути вопроса. Если рассуждения будут непонятными, эксперт может не разобраться в них и поставить низкий балл.
  5. Не забывайте о том, что часть 2 проверяют люди. Постарайтесь создать благоприятное впечатление — чем приятнее будет читать вашу работу, тем больше шансов, что эксперты найдут всю информацию и высоко оценят ответ.
Про ЕГЭ:  Медицинские ⚠️ колледжи Москвы и России после 9 и 11 класса
Оцените статью
ЕГЭ Live