ЕГЭ по химии: баллы, критерии оценивания, шкала перевода

ЕГЭ по химии: баллы, критерии оценивания, шкала перевода ЕГЭ

Что проверяется на экзамене

Для полноценной и качественной подготовки и получения высоких баллов на ЕГЭ по химии школьнику необходимо четко знать, какие именно темы будут проверяться в ходе испытания. Просто штудировать подряд все школьные учебники за несколько лет – не слишком продуктивное занятие, особенно если учесть, что в разных изданиях по одним и тем же вопросам может быть дан разный объем материала. Химия – сложная наука, и ее изучение должно быть максимально системным.

Помочь в подготовке может кодификатор, который ежегодно разрабатывают эксперты ФИПИ. В этом документе перечислены все элементы содержания, которые могут быть использованы при составлении заданий. Основные разделы и темы из перечня проверяемых на ЕГЭ отражены в таблице.

Кроме основных теоретических знаний, в процессе сдачи экзамена проверяют также и умения старшеклассников:

  • владение основными понятиями и их взаимосвязью, способность использовать их при объяснении явлений и фактов;
  • знание химических теорий и законов;
  • понимание Периодического закона Д.И. Менделеева, роли и значения веществ;
  • умение называть вещества по разным номенклатурам, определять их различные показатели;
  • способность характеризовать элементы по их расположению в таблице Менделеева и основным свойствам;
  • умение объяснять зависимость веществ от их строения и состава, природу химических связей, влияние разных факторов на скорость реакции;
  • навык проведения экспериментов и вычислений по химическим формулам и уравнениям.

Некоторые темы, которые изучались в школе, не были включены в кодификатор, поскольку не являются объектом контроля или не могут быть проверены в ходе ЕГЭ. Отдельные вопросы пропущены, как не находящие развития в учебниках базового и профильного уровня.

Баллы за задания

1 балл —  за 1, 4, 10, 13, 14, 15, 18, 19 задания.

2 балла —  2, 3, 5-9, 12, 16, 17, 20, 21, 22.

3 балла —  11, 23.

4 балла —  24.

11 баллов —  25.

Всего: 55 баллов.

Гвэ по математике

«2»0-6
«3»7-9
«4»10-12
«5»13-14

Гвэ по русскому языку

«2»0-9
«3»10-16
«4»17-23
«5»24-29

Китайский язык

Почему здесь нет других иностранных языков? Английский, французский, немецкий и испанский языки переводятся из тестовых в итоговые по принципу 1:1. То есть 80 первичных баллов равны 80 итоговым баллам ЕГЭ. Минимальный порог этих экзаменов – 22 балла.

Стоит обратить внимание, что некоторые вузы сами повышают минимальные пороги. Например, если вы хотите поступить в ВШЭ, понадобится набрать по русскому и иностранному не меньше 60 баллов, хотя официальные пороги — 36 и 22.

Минимальные баллы для полученияаттестата

Некоторым ученикам ЕГЭ необходимо для поступления в вуз за границей. В этом случае результат ЕГЭ не имеет значения, но важно наличие аттестата. В 2021 году для получения аттестата нужно сдать ЕГЭ по русскому языку, либо ГВЭ по математике и русскому языку.

Для получения аттестата существует следующий минимум:

Русский язык — 24 балла

ГВЭ по математике – оценка «3»

ГВЭ по русскому языку – оценка «3»

Перевод баллов егэ 2020 по химии в оценки

(примерный) Официального перевода баллов ЕГЭ в оценки не существует с 2008 года

Таблица 2

Оценка Баллы 
2 0-35
 36-55
 56-72
 от 73

Связанные страницы:

Перевод первичных баллов в тестовые (в 100-бальную систему). химия. егэ 2020

Таблица 1

Первичный баллТестовый балл
13
26
39
412
514
617
720
823
925
1028
1131
1234
1336
1438
1539
1640
1741
1842
1943
2044
2145
2246
2347
2449
2550
2651
2752
2853
2954
3055
3156
3257
3358
3460
3561
3662
3763
3864
3965
4066
4167
4268
4369
4471
4572
4673
4774
4875
4976
5077
5178
5279
5380
5483
5586
5689
5792
5895
5998
60100

Решу егэ


ПЛАН ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ ЕГЭ ПО ХИМИИ 2022 ГОДА

читать полностью: спецификация.
Про ЕГЭ:  Задания 1-3. Практика ЕГЭ

Работа состоит из 34 заданий: заданий базового уровня сложности 20, повышенного — 8, высокого — 6. Максимальный первичный балл за работу — 56. Общее время выполнения работы — 210 мин.

Обозначение уровня сложности задания: Б — базовый, П — повышенный, В — высокий.

Проверяемые элементы содержания и виды деятельности

Уровень сложности задания

Максимальный балл за выполнение задания

Примерное время выполнения задания (мин.)

Задание 1. Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырёх периодов: s-, p- и d-элементы.
Электронная конфигурация атома. Основное и возбуждённое состояние атомов.

Б

1

2−3

Задание 2. Закономерности изменения химических свойств элементов и их соединений по периодам и группам.
Общая характеристика металлов IА–IIIА групп в связи с их положением в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов.
Характеристика переходных элементов – меди, цинка, хрома, железа — по их положению в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностям строения их атомов.
Общая характеристика неметаллов IVА–VIIА групп в связи с их положением в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и особенностями строения их атомов

Б

1

2−3

Задание 3. Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов

Б

1

2−3

Задание 4. Ковалентная химическая связь, её разновидности и механизмы образования. Характеристики ковалентной связи (полярность и энергия связи). Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Тип кристаллической решётки. Зависимость свойств веществ от их состава и строения

Б

1

2−3

Задание 5. Классификация неорганических веществ. Номенклатура неорганических веществ (тривиальная и международная)

Б

1

2−3

Задание 6. Характерные химические свойства простых веществ-металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия; переходных металлов: меди, цинка, хрома, железа.
Характерные химические свойства простых веществ-неметаллов: водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния. Характерные химические свойства оксидов: оснóвных, амфотерных, кислотных

Б

2

5−7

Задание 7. Классификация неорганических веществ. Номенклатура неорганических веществ
(тривиальная и международная). Характерные химические свойства неорганических веществ

П

2

5−7

Задание 8. Классификация неорганических веществ. Номенклатура неорганических веществ
(тривиальная и международная); Характерные химические свойства неорганических веществ

П

2

5−7

Задание 9. Взаимосвязь неорганических веществ

Б

1

2−3

Задание 10.Классификация органических веществ. Номенклатура органических веществ (тривиальная и международная)

Б

1

2−3

Задание 11. Теория строения органических соединений: гомология и изомерия (структурная и пространственная). Взаимное влияние атомов в молекулах. Типы связей в молекулах органических веществ. Гибридизация атомных орбиталей углерода. Радикал. Функциональная группа

Б

1

2−3

Задание 12. Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов (бензола и гомологов бензола, стирола).
Основные способы получения углеводородов (в лаборатории)

Б

1

2−3

Задание 13. Характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений: аминов и аминокислот. Важнейшие способы получения аминов и аминокислот. Биологически важные вещества: жиры, углеводы (моносахариды, дисахариды, полисахариды), белки

Б

1

2−3

Задание 14. Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов (бензола и гомологов бензола, стирола). Важнейшие способы получения углеводородов. Ионный (правило В. В. Марковникова) и радикальные механизмы реакций в органической химии

П

2

5−7

Задание 15.Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола, альдегидов, карбоновых кислот, сложных эфиров. Важнейшие способы получения кислородсодержащих органических соединений

П

2

5−7

Задание 16. Взаимосвязь углеводородов, кислородсодержащих и азотсодержащих органических соединений

Б

1

2−3

Задание 17. Классификация химических реакций
в неорганической и органической химии

Б

1

2−3

Задание 18. Скорость реакции, её зависимость от
различных факторов

Б

1

2−3

Задание 19. Реакции окислительно-восстановительные

Б

1

2−3

Задание 20. Электролиз расплавов и растворов (солей, щелочей, кислот)

Б

1

2−3

Задание 21. Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная

Б

1

2−3

Задание 22. Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие.
Смещение равновесия под действием различных факторов

П

2

5−7

Задание 23. Обратимые и необратимые химические
реакции. Химическое равновесие. Расчёты
количества вещества, массы вещества или
объёма газов по известному количеству
вещества, массе или объёму одного из
участвующих в реакции веществ

П

2

5−7

Задание 24. Качественные реакции на неорганические
вещества и ионы. Качественные реакции
органических соединений

П

2

5−7

Задание 25. Правила работы в лаборатории.
Лабораторная посуда и оборудование.
Правила безопасности при работе
с едкими, горючими и токсичными
веществами, средствами бытовой химии.
Научные методы исследования
химических веществ и превращений.
Методы разделения смесей и очистки
веществ.
Понятие о металлургии: общие способы
получения металлов.
Общие научные принципы химического
производства (на примере промышленного
получения аммиака, серной кислоты,
метанола). Химическое загрязнение
окружающей среды и его последствия.
Природные источники углеводородов, их
переработка.
Высокомолекулярные соединения.
Реакции полимеризации
и поликонденсации. Полимеры.
Пластмассы, волокна, каучуки

Б

1

2−3

Задание 26. Расчёты с использованием понятий
«растворимость», «массовая доля вещества
в растворе»

Б

1

3−4

Задание 27. Расчёты теплового эффекта
(по термохимическим уравнениям)

Б

1

3−4

Задание 28. Расчёты массы вещества или объёма газов
по известному количеству вещества, массе
или объёму одного из участвующих
в реакции веществ.
Расчёты массовой или объёмной доли
выхода продукта реакции от теоретически
возможного.
Расчёты массовой доли (массы)
химического соединения в смеси

Б

1

3−4

Задание 29. Реакции окислительно-восстановительные

В

2

10−15

Задание 30. Электролитическая диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты. Реакции ионного обмена.

В

2

10−15

Задание 31. Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических веществ

В

4

10−15

Задание 32. Реакции, подтверждающие взаимосвязь органических соединений

В

5

10−15

Задание 33. Расчёты с использованием понятий «растворимость», «массовая доля вещества в растворе». Расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси), если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества.
Расчеты массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Расчеты массовой доли (массы) химического соединения в смеси

В

4

20−25

Задание 34. Установление молекулярной и структурной формулы вещества

В

3

10—15

ОФИЦИАЛЬНАЯ ШКАЛА 2022 ГОДА

Соответствие между минимальными первичными баллами и минимальными тестовыми баллами 2022 года. Распоряжение о внесении изменений в приложение № 2 к распоряжению Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Перейти.

ПОРОГОВЫЙ БАЛЛ

Для поступления в вузы, подведомственные Министерству науки и высшей школы: 39 тестовых баллов. См. приказ Миннауки.

Для поступления в вузы, подведомственные Министерству просвещения: 36 тестовых баллов. См. приказ Минпроса.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БЛАНКИ

Правила заполнения бланков государственной итоговой аттестации. Скачать бланки в высоком качестве можно по ссылке.

ЕГЭ по химии: баллы, критерии оценивания, шкала переводаЧТО МОЖНО ВЗЯТЬ С СОБОЙ НА ЭКЗАМЕН

На экзамене по химии разрешено применение непрограммируемого калькулятора; периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева, таблицы растворимости солей, кислот и оснований в воде, электрохимического ряда напряжений металлов. Источник.


Наверх

Система оценивания

За каждое задание КИМ выставляются первичные баллы. Школьникам, которые хотят просто пройти испытание с положительным результатом, можно ограничиться отработкой выполнения заданий с кратким ответом, их будет вполне достаточно для получения «тройки». Ученикам с амбициями придется обратить особое внимание на самые трудные задачи, за которые дают больше баллов. Распределение по уровням сложности можно посмотреть в табличке ниже.

Рассмотрим, как оцениваются отдельные задания КИМ с кратким ответом, в зависимости от их трудности:

  • Правильно выполненные упражнения №1–6, 11–15, 19–21, 26–29 приносят участнику 1 балл (верно указано число или последовательность цифр). Ошибочные ответы оценивают в 0 баллов.
  • Упражнения №7–10, 16–18, 22–25 более «дорогие». Если ответ правильный и полный, за него дают 2 балла, при одной погрешности – 1 балл, при двух ошибках или отсутствии ответов – 0 баллов.

Оценивание заданий с развернутым ответом производится предметной комиссией с учетом каждого обязательного элемента ответа. Упражнения №30 и 31 могут принести 2 балла, №35 – 3 балла, №32 и 34 – 4 балла, №33 – 5 баллов. Эксперты рассматривают каждое задание поэлементно, учитывая критерии оценивания ЕГЭ по химии.

Задания первой части проверяются автоматической системой. Если же речь идет о задачах с развернутым ответом, то здесь возможны противоречия между членами экзаменационной комиссии. При наличии существенных расхождений (минимум в 2 балла) между проверяющими специалистами по одному или нескольким заданиям второй части КИМ, независимый эксперт перепроверяет ответ и выносит окончательное решение.

Сколько баллов нужно для поступления в вуз

Для получения школьного аттестата требуется набрать 36 тестовых баллов (этот показатель дадут 13 набранных первичных баллов). Скажем честно, для такой отметки не придется напрягаться слишком сильно. Достаточно вспомнить, что лишь выполнение заданий базового уровня сложности может принести участнику 24 первичных балла.

Еще совсем недавно номинальное количество тестовых баллов, рекомендованное Рособрнадзором для подачи документов в университеты и институты, практически не отличалось от минимально необходимого для получения аттестата. Однако сейчас ситуация изменилась.

Министерство образования и науки РФ для всех своих подведомственных вузов установило повышенные пороговые баллы. Некоторые престижные университеты и раньше проводили более строгий отсев абитуриентов, но теперь это коснулось огромного числа школьников.

В этом утверждении есть немалая доля правды. Действительно, с 36 тестовыми баллами по химии вряд ли удастся поступить даже в провинциальный вуз. В виде исключения стоит назвать лишь целевиков и абитуриентов из числа льготных категорий. А чтобы стать студентом престижного столичного или регионального университета, не хватит и 55-60 баллов.

При поступлении в университет принимают во внимание не только знание профильной дисциплины, а еще двух предметов, определенных вузом. Таким образом, проходной балл формируется из результатов ЕГЭ по трем предметам, следовательно, школьнику необходимо заранее определиться с выбором желаемой специальности и сделать упор на подготовку по всем указанным на сайте вуза дисциплинам.

Кроме того, не следует забывать о том, что большинство университетов дает дополнительные баллы победителям и призерам профильных олимпиад и творческих конкурсов, перспективным спортсменам, волонтерам. Бывают случаи, когда даже 100 баллов по химии оказывается недостаточно, чтобы занять бюджетное место.

По табличке, приведенной ниже, одиннадцатиклассники смогут сориентироваться, какой реальный средний проходной балл в 2020 году был в некоторых столичных и региональных вузах и как он корреллирует с минимальными баллами по химии, достаточными для подачи туда документов.

Конечно же, все мечтают поступить на бюджетное отделение. Для абитуриентов, в семьях которых нет лишних денег, это настоящее спасение. Однако бюджетных мест не так много, и немалая часть из них отведена льготникам и целевикам. На оставшиеся места могут претендовать только лучшие из лучших.

Те, кому баллов на бюджет не хватает, могут претендовать на платные места. Однако и здесь минимальных показателей недостаточно, хотя проходной порог несколько ниже. Например, на специальность «Металлургия» в Санкт-Петербургском горном университете для поступления на бюджет в 2020 году нужно набрать 237 баллов (в среднем 79 баллов за предмет), а на платное отделение – 214 баллов (среднее – 71,3 балла). Как видим, разница не столь уж велика, чтобы расслабляться при подготовке к ЕГЭ.

Из всего сказанного выше следует сделать вывод, что старшекласснику нужно упорно трудиться для получения максимального балла ЕГЭ по химии, если он хочет связать свою дальнейшую жизнь с этой сферой деятельности. Однако было бы ошибкой забывать о других предметах, необходимых для поступления в вуз. Чаще всего это математика и русский язык, хотя возможны и другие варианты.

Структура ким

Узнать обо всех условиях сдачи ЕГЭ по химии школьник может из спецификации, которая размещается на официальном портале ФИПИ (Федерального института педагогических измерений). Материалы на сайте регулярно обновляются, поэтому необходимо использовать только актуальную версию. Так, летом выкладывают проект спецификации на следующий год, а в октябре-ноябре официально утвержденный документ.

Исходя из проекта спецификации ЕГЭ по химии на 2021 год, можно увидеть, что экзаменационная работа будет состоять из 35 заданий, разделенных на две части:

  • В первой – 29 заданий, предполагающих краткий ответ. Это может быть число или же последовательность из 2–4 цифр. Упражнения направлены на выбор, например, двух из 5 вариантов ответов или же на установление соответствия.
  • Вторая часть содержит 6 задач с развернутым ответом, содержащим от 2 до 5 элементов.

Эти же части четко определяют и уровень сложности заданий. В первой размещены упражнения базового и повышенного уровня, а во второй – только самые сложные. Вопросы базового уровня направлены на проверку уровня знаний учеников по 42 из 56 элементов содержания основных разделов школьного курса химии, причем каждое из заданий касается лишь одного из элементов содержания.

Для выполнения заданий высокого уровня сложности второй части КИМ одиннадцатикласснику нужно знать два и больше элементов содержания из различных разделов предмета, уметь устанавливать причинно-следственные связи, логично выстраивать и аргументировать свой ответ.

Если говорить о разделах дисциплины, к которым относятся задания ЕГЭ, то большая часть их них касается органических веществ (9), химических реакций (8), неорганических веществ (7), расчетов по уравнениям и химическим формулам (5). Меньше вопросов посвящено теоретическим основам и методам познания в химии.

Шкала перевода баллов егэ и золотая медаль

С 2022 года результаты ЕГЭ влияют на получение золотой медали. Теперь необходимо не только иметь оценку «5» по всем предметам школьной программы, но и сдать ЕГЭ по русскому языку не менее, чем на 70 баллов, или ГВЭ по русскому языку и математике на оценку «5».

Шкала перевода баллов егэ по всем предметам

Каждый предмет экзамена имеет свою шкалу.
Рассмотрим соотношение первичных и вторичных баллов по каждому предмету ЕГЭ.

В приведенных ниже таблицах оранжевым цветом указан минимальный порог ЕГЭ для поступления в вуз.

Пояснение к переводу баллов егэ из тестовых в итоговые

Допустим, на ЕГЭ по русскому языку можно получить максимально 58 первичных баллов. Следовательно, это соответствует вторичным 100 баллам. Чтобы достичь минимального порога, необходимо решить тестовые задания, которые дадут вам в сумме 9 первичных баллов (или 22 вторичных).

Шкала перевода баллов ЕГЭ корректируется каждый год. Актуальная информация доступна на сайте ФИПИ. Если вы сдаете досрочный ЕГЭ, обратите внимание на нашу инструкцию!

Чтобы не переживать из-за минимального порога, готовься к ЕГЭ сразу на высокие баллы. В этом помогут онлайн-курсы MAXIMUM. Мы помогли сдать ЕГЭ на 80 140 тысячам ребят по всей России, поможем и тебе!

Про ЕГЭ:  Приказ Министерства просвещения РФ и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 17 ноября 2021 г. N 834/1479 “Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения единого государственного экзамена по каждому учебному предмету, требований к использованию средств обучения и воспитания при его проведении в 2022 году”
Оцените статью
ЕГЭ Live