ЕГЭ по биологии 2018: задание 27

ЕГЭ по биологии 2018: задание 27 ЕГЭ

Какие темы должны быть изучены, чтобы успешно решать задачи 27 линии?

  • Митоз, мейоз, циклы развития растений: водорослей, мхов, папоротников, голосеменных, покрытосеменных.
  • Микроспорогенез и макроспорогенез у голосеменных и покрытосеменных.

Что необходимо повторить и помнить

В период подготовки к экзамену ПОВТОРЯЕМ теорию по конспектам:

КЭС 2.2. Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Сравнительная характеристика клеток.Конспект
КЭС 2.3. Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ, входящих в состав клетки.Конспект
КЭС 2.4. Строение клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки.Конспект
КЭС 2.5. Обмен веществ и превращения энергии. Энергетический обмен и пластический обмен, их взаимосвязь. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез и его значение. Фазы фотосинтеза.Конспект 1,
Конспект 2,
Конспект 3 
КЭС 2.6. Генетическая информация в клетке. Гены, генетический код и его свойства. Матричный характер реакций биосинтеза. Биосинтез белка и нуклеиновых кислотКонспект 1,
Конспект 2
КЭС 2.7. Клетка — генетическая единица живого. Хромосомы, их строение (форма и размеры) и функции. Число хромосом и их видовое постоянство. Соматические и половые клетки. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Митоз — деление соматических клеток. Мейоз. Фазы митоза и мейоза. Развитие половых клеток у растений и животных. Деление клетки — основа роста, развития и размножения организмов. Роль мейоза и митоза.Конспект 1,
Конспект 2,
Конспект 3,
Конспект 4

Что необходимо помнить при решении задач:

  1. Нуклеотиды иРНК комплементарны нуклеотидам ДНК.
  2. В РНК тимин заменяется урацилом.
  3. Нуклеотиды иРНК пишутся подряд, без запятых, поскольку имеется в виду одна молекула.
  4. Антикодоны тРНК пишутся через запятую, так как каждый антикодон принадлежит отдельной молекуле тРНК.
  5. Аминокислоты в белке пишутся через дефис, поскольку имеется в виду, что они уже соединились и образовали первичную структуру белка.
  6. тРНК синтезируется прямо на матрице ДНК по принципу комплементарности и без участия иРНК.
  7. Триплет тРНК является антикодоном.
  8. Чтобы узнать, какую аминокислоту переносит тРНК, необходимо построить кодон иРНК, комплементарный антикодону тРНК.
  9. Количество адениловых (А) нуклеотидов равно количеству тимидиловых (Т), а количество гуаниловых (Г) — количеству цитидиловых (Ц).
  10. Между аденином и тимином две водородные связи, между гуанином и цитозином — три.
  11. Количество ДНК и количество хромосом не одно и то же.
  12. После репликации ДНК число хромосом остаётся прежним, а количество ДНК увеличивается вдвое (каждая хромосома содержит две хроматиды).
  13. Количество ДНК в соматических клетках в два раза больше, чем в половых. В конце интерфазы, то есть после завершения репликации, в соматической клетке количество ДНК удваивается. В течение профазы, метафазы и анафазы количество ДНК по-прежнему превышает обычное в два раза. После завершения деления материнской клетки (после завершения телофазы) образовавшиеся дочерние клетки содержат количество ДНК, характерное для соматической клетки данного организма.
  14. У цветковых растений клетки эндосперма содержат триплоидный набор хромосом, поэтому количество ДНК в них в три раза больше, чем в гаметах.

Дополнительно посмотрите: 30 задач по цитологии с ответами.

Алгоритм выполнения задания № 27

  1. Внимательно прочитайте задачу.
  2. Проанализируйте, о каком цитогенетическом процессе идёт речь.
  3. Выполните необходимые вычисления на черновике.
  4. Запишите развёрнутый ответ с ходом решения и пояснениями.

Важным моментом решения задач этого задания является наличие пояснений выполняемых действий!

Задание 27 (пример выполнения)

Линия 27. Пример № 1.
Последовательность аминокислот во фрагменте молекулы белка следующая: Асп-Мет-Три. Определите возможные триплеты ДНК, которые кодируют этот фрагмент белка. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.

Содержание верного ответа (правильный ответ должен содержать следующие позиции):

  • 1) аминокислота Асп кодируется ГАУ или ГАЦ, следовательно, по принципу комплементарности на ДНК её кодирует триплет ЦТА или ЦТГ;
  • 2) аминокислота Мет кодируется триплетом АУГ, следовательно, на ДНК её кодирует триплет ТАЦ;
  • 3) аминокислота Три кодируется триплетом УГГ, следовательно, на ДНК её кодирует триплет АЦЦ.
  • добавьте свои пояснения!

Задание №27 егэ по биологии ⋆ спадило

Антикодоны тРНК поступают к рибосомам в следующей последовательности нуклеотидов УЦГ, ЦГА, ААУ, ЦЦЦ. Определите последовательность нуклеотидов на иРНК, последовательность нуклеотидов на ДНК, кодирующих определенный белок и последовательность аминокислот во фрагменте молекулы синтезируемого белка, используя таблицу генетического кода:https://bio-ege.sdamgia.ru/get_file?id=25056
Про ЕГЭ:  ЕГЭ по русскому языку 2014, 30 вариантов типовых тестовых заданий, Львов В.В., Гостева Ю.Н., Васильевых И.П., Пучкова Л.И., Егораева Г.Т.

Нам дана тРНК, она ориентирована от 5′ к 3′ концу.

Для удобства, на черновике, выписываем цепь тРНК из условия, чтобы не потерять какой-нибудь нуклеотид:

тРНК 5’УЦГ3′, 5’ЦГА3′, 5’ААУ3′, 5’ЦЦЦ3′

Теперь выписываем тРНК, ориентируя антикодоны не в направлении 5′ к 3′ концу, а наоборот. тРНК 3’ГЦУ5′, 3’АГЦ5′, 3’УАА5′, 3’ЦЦЦ5′

Примечание: когда записываем тРНК, то указываем 5′ и 3′ концы, ставим запятые между тРНК.

Картинки по запросу трнк

Теперь строим цепь иРНК, указываем 5′ и 3′ концы. тРНК ориентирована от 3′ к 5′ , поэтому, учитывая принцип антипараллельности, иРНК ориентирована наоборот, от 5′ и 3′:

Напоминаю, какие же есть пары у РНК: А комплементарна У, Г комплементарна Ц.

иРНК 5′ — ЦГА — УЦГ — АУУ — ГГГ — 3′

Теперь по принципу комплементарности строим цепь ДНК по иРНК, это будет транскрибируемая цепь ДНК. Над ней необходимо будет построить смысловую цепь ДНК. Опять же, не забываем про антипараллельность.

Напоминаю пары в ДНК: А комплементарна Т, Ц комплементарна Г

3′ — ГЦТ — АГЦ — ТАА — ЦЦЦ — 5′ — это наша транскрибируемая цепь. Строим по ней смысловую цепь: 5′ — ЦГА — ТЦГ — АТТ — ГГГ — 3′

Теперь определим последовательность получившихся аминокислот в иРНК. Для этого воспользуемся таблицей генетического кода, которая прилагается в задании.

Как пользоваться таблицей? .

Рассмотрим пример: последовательность аминокислоты: АГЦ

  1. Находим первое основание в первом столбце таблицы – А.
  2. Находим второе основание среди колонок 2-4. Наше основание – Г. Ему соответствует 4 столбец таблицы.
  3. Находим последнее, третье основание. У нас это Ц. В последнем столбике ищем в первой строке букву Ц. Теперь ищем пересечение с нужным столбиков, указывающим на второе основание.
  4. Получаем аминокислоту «сер»

C:UsersКсеньяDesktopБезымянный.png

Определим наши аминокислоты:

ЦГА — «Арг»

УЦГ – «Сер»

АУУ– «Иле»

ГГГ – «Гли»

Итоговая последовательность: Арг-Сер-Иле-Гли


Ответ: см. решение

Как вести подготовку?

  1. Покажите учащимся схемы и алгоритмы: как у растений образуются споры и гаметы, как у животных — гаметы и соматические клетки. Полезно просить учеников смоделировать самостоятельно схемы митоза и мейоза: это позволяет понять, почему гаплоидные клетки, образовавшиеся при мейозе, позже становятся диплоидными.
  2. Включите зрительную память. Полезно запоминать иллюстрации базовых схем эволюции жизненного цикла различных растений — например, цикл чередования поколений у водорослей, папоротников, мохообразных. Неожиданно, но вопросы, связанные с жизненным циклом сосны, почему-то часто вызывают затруднения. Сама по себе тема не сложна: достаточно знать о микроспорангиях и мегаспорангиях, что образуются они мейозом. Необходимо понимать, что шишка сама по себе диплоидна: для педагога это очевидно, а для ученика — не всегда.
  3. Обратите внимание на нюансы формулировок.При описании некоторых вопросов нужно вносить уточнения: в жизненном цикле бурых водорослей наблюдается чередование гаплоидного гаметофита и диплоидного спорафита с преобладанием последнего (так мы избавимся от возможных придирок). Нюанс в теме жизненного цикла папоротников: объясняя, из чего и каким образом образуются споры, можно ответить по-разному. Один вариант — из клеток спорагона, а другой, более удобный, — из материнских клеток спор. Оба ответа удовлетворительны.

Какие темы встречаются в 27 номере?

Всего в 27 номере может встретится 3 сюжета задач:

  1. Задача на биосинтез белка
  2. Задача на хромосомный набор клетки и его изменения во время деления клетки
  3. Задача на изменения хромосомного набора в процессе жизненного цикла растений

В каждом из сюжетов есть по несколько вариаций задач, давайте разберем их и посмотрим примеры.

Решу егэ

Пояснение.

Митоз – непрямое деление клетки (сначала делится ядро (кариокинез), а затем цитоплазма (цитокинез)). В результате митоза из диплоидной материнской клетки образуется две диплоидные дочерние клетки, содержащих индентичный материнской хромосомный набор.

Фазы митоза:

1) профаза: спирализация хромосом, расхождение центриолей к полюсам клетки и образование веретена деления, исчезновение ядрышка, исчезновение ядерной оболочки, диплоидный набор двухроматидных хромосом (2n4c);

2) метафаза: нити веретена прикрепляются к центромерам хромосом, хромосомы выстраиваются в плоскости экватора (мефатазная пластинка, или материнская звезда), диплоидный набор двухроматидных хромосом (2n4c);

3) анафаза: центромеры делятся надвое, нити веретена деления растягивают хроматиды (однохроматидные хромосомы) к полюсам клетки, тетраплоидный набор однохроматидных хромосом (4n4c);

4) телофаза: образование ядерной оболочки вокруг хромосом, образование ядрышек в ядрах, деспирализация хромосом, разрушение веретена деления, в каждой дочерней клетке – диплоидный набор однохроматидных хромосом (2n2c).

Мейоз

– процесс деления клеток, в результате которого происходит уменьшение (редукция) числа хромосом. Мейоз состоит из двух последовательных делений – редукционного (профаза I, метафаза I, анафаза I, телофаза I), приводящего к уменьшению хромосомного набора в два раза, и равного эквационного равного (профаза II, метафаза II, анафаза II, телофаза II). В результате мейоза из диплоидной материнской клетки образуется четыре гаплоидных дочерних клетки.

Фазы мейоза:

1) профаза I: спирализация хромосом, растворение ядерной оболочки, исчезновение ядрышек, расхождение центриолей к полючам клетки и формирование веретена деления, конъюгация (соединение) гомологичных хромосом с образованием бивалентов, кроссинговер (обмен генами между гомологичными хромосома), в клетке – диплоидный набор двухроматидных хромосом (2n4c);

2) метафаза I: гомологичные хромосомы попарно выстраиваются над и под экваториальной плоскостью клетки, нити веретена деления соединяются с центромерами хромосом, в клетке – диплоидный набор двухроматидных хромосом (2n4c);

3) анафаза I: разделение и расхождение гомологичных хромосом к противоположным полюсам, в клетке – диплоидный набор двухроматидных хромосом (2n4c);

4) телофаза I: образование ядер (ядерных оболочек), деспирализация хромосом, разрушение веретена деления, деление цитоплазмы, в каждой дочерней клетке – одинарный набор двухроматидных хромосом (n2c);

5) профаза II: спирализация хромосом, разрушение ядерной оболочки, расхождение центриолей к полюсам клетки и образование веретена деления, в клетке – одинарный набор двухроматидных хромосом (n2c);

6) метафаза II: хромосомы располагаются в экваториальной плоскости клетки, нити веретена деления соединяются с центромерами хромосом, в клетке – одинарный набор двухроматидных хромосом (n2c);

7) анафаза II: деление хромосом в местах центромеры на две хроматиды, расхождение сестринских хроматид к противоположным полюсам клетки, в клетке – диплоидный набор однохроматидных хромосом (2n2c);

8) телофаза II: образование ядер (ядерных оболочек), деспирализация хромосом, исчезновение веретена деления, деление цитоплазмы, в каждой дочерней клетке – одинарный набор однохроматидных хромосом (nc).

(А) происходит в два этапа — мейоз;

(Б) после деления образуются диплоидные клетки — митоз;

(В) образовавшиеся клетки имеют набор хромосом и ДНК 2n2с — митоз;

(Г) сопровождается конъюгацией хромосом — мейоз;

(Д) образовавшиеся клетки имеют набор хромосом и ДНК nс — мейоз;

(Е) происходит кроссинговер — мейоз.

Ответ: 211222.

§

По­яс­не­ние.

Мейоз – про­цесс де­ле­ния кле­ток, в ре­зуль­та­те ко­то­ро­го про­ис­хо­дит умень­ше­ние (ре­дук­ция) числа хро­мо­сом. Мейоз со­сто­ит из двух по­сле­до­ва­тель­ных де­ле­ний – ре­дук­ци­он­но­го де­ле­ния (про­фа­за I, ме­та­фа­за I, ана­фа­за I, те­ло­фа­за I), при­во­дя­ще­го к умень­ше­нию хро­мо­сом­но­го на­бо­ра в два раза, и рав­но­го эк­ва­ци­он­но­го рав­но­го (про­фа­за II, ме­та­фа­за II, ана­фа­за II, те­ло­фа­за II). В ре­зуль­та­те мей­о­за из ди­пло­ид­ной ма­те­рин­ской клет­ки об­ра­зу­ет­ся че­ты­ре га­п­ло­ид­ных до­чер­них клет­ки.

Пер­вое де­ле­ние мей­о­за (ре­дук­ци­он­ное):

про­фа­за I: спи­ра­ли­за­ция хро­мо­сом, рас­тво­ре­ние ядер­ной обо­лоч­ки, ис­чез­но­ве­ние яд­ры­шек, рас­хож­де­ние цен­три­о­лей к по­лю­чам клет­ки и фор­ми­ро­ва­ние ве­ре­те­на де­ле­ния, конъ­юга­ция (со­еди­не­ние) го­мо­ло­гич­ных хро­мо­сом с об­ра­зо­ва­ни­ем би­ва­лен­тов, крос­син­го­вер (обмен ге­на­ми между го­мо­ло­гич­ны­ми хро­мо­со­ма), в клет­ке – ди­пло­ид­ный набор дву­х­ро­ма­тид­ных хро­мо­сом (2n4c);

ме­та­фа­за I: го­мо­ло­гич­ные хро­мо­со­мы по­пар­но вы­стра­и­ва­ют­ся над и под эк­ва­то­ри­аль­ной плос­ко­стью клет­ки, нити ве­ре­те­на де­ле­ния со­еди­ня­ют­ся с цен­тро­ме­ра­ми хро­мо­сом, в клет­ке – ди­пло­ид­ный набор дву­х­ро­ма­тид­ных хро­мо­сом (2n4c);

ана­фа­за I: раз­де­ле­ние и рас­хож­де­ние го­мо­ло­гич­ных хро­мо­сом к про­ти­во­по­лож­ным по­лю­сам, в клет­ке – ди­пло­ид­ный набор дву­х­ро­ма­тид­ных хро­мо­сом (2n4c);

те­ло­фа­за I: об­ра­зо­ва­ние ядер (ядер­ных обо­ло­чек), дес­пи­ра­ли­за­ция хро­мо­сом, раз­ру­ше­ние ве­ре­те­на де­ле­ния, де­ле­ние ци­то­плаз­мы, в каж­дой до­чер­ней клет­ке – оди­нар­ный набор дву­х­ро­ма­тид­ных хро­мо­сом (n2c);

Вто­рое де­ле­ние мей­о­за (эк­ва­ци­он­ное):

про­фа­за II: спи­ра­ли­за­ция хро­мо­сом, раз­ру­ше­ние ядер­ной обо­лоч­ки, рас­хож­де­ние цен­три­о­лей к по­лю­сам клет­ки и об­ра­зо­ва­ние ве­ре­те­на де­ле­ния, в клет­ке – оди­нар­ный набор дву­х­ро­ма­тид­ных хро­мо­сом (n2c);

ме­та­фа­за II: хро­мо­со­мы рас­по­ла­га­ют­ся в эк­ва­то­ри­аль­ной плос­ко­сти клет­ки, нити ве­ре­те­на де­ле­ния со­еди­ня­ют­ся с цен­тро­ме­ра­ми хро­мо­сом, в клет­ке – оди­нар­ный набор дву­х­ро­ма­тид­ных хро­мо­сом (n2c);

ана­фа­за II: де­ле­ние хро­мо­сом в ме­стах цен­тро­ме­ры на две хро­ма­ти­ды, рас­хож­де­ние сест­рин­ских хро­ма­тид к про­ти­во­по­лож­ным по­лю­сам клет­ки, в клет­ке – ди­пло­ид­ный набор од­но­хро­ма­тид­ных хро­мо­сом (2n2c);

те­ло­фа­за II: об­ра­зо­ва­ние ядер (ядер­ных обо­ло­чек), дес­пи­ра­ли­за­ция хро­мо­сом, ис­чез­но­ве­ние ве­ре­те­на де­ле­ния, де­ле­ние ци­то­плаз­мы, в каж­дой до­чер­ней клет­ке – оди­нар­ный набор од­но­хро­ма­тид­ных хро­мо­сом (nc).

(1) об­ра­зо­ва­ние двух га­п­ло­ид­ных ядер — пер­вое де­ле­ние мей­о­за (те­ло­фа­за I);

(2) рас­хож­де­ние од­но­хро­ма­тид­ных хро­мо­сом к про­ти­во­по­лож­ным по­лю­сам клет­ки — вы­па­да­ет, так как от­но­сит­ся ко вто­ро­му де­ле­нию мей­о­за (ана­фа­за II);

(3) об­ра­зо­ва­ние четырёх кле­ток с на­бо­ром nc — вы­па­да­ет, так как от­но­сит­ся ко вто­ро­му де­ле­нию мей­о­за (те­ло­фа­за II);

(4) обмен участ­ка­ми го­мо­ло­гич­ных хро­мо­сом — пер­вое де­ле­ние мей­о­за (про­фа­за I);

(5) спи­ра­ли­за­ция хро­мо­сом — пер­вое де­ле­ние мей­о­за (про­фа­за I).

Ответ: 23.

§

По­яс­не­ние.

Митоз – не­пря­мое де­ле­ние клет­ки (сна­ча­ла де­лит­ся ядро (ка­рио­ки­нез), а затем ци­то­плаз­ма (ци­то­ки­нез)). В ре­зуль­та­те ми­то­за из ди­пло­ид­ной ма­те­рин­ской клет­ки об­ра­зу­ет­ся две ди­пло­ид­ные до­чер­ние клет­ки, со­дер­жа­щих ин­ден­тич­ный ма­те­рин­ской хро­мо­сом­ный набор.

Фазы ми­то­за:

1) про­фа­за: спи­ра­ли­за­ция хро­мо­сом, рас­хож­де­ние цен­три­о­лей к по­лю­сам клет­ки и об­ра­зо­ва­ние ве­ре­те­на де­ле­ния, ис­чез­но­ве­ние яд­рыш­ка, ис­чез­но­ве­ние ядер­ной обо­лоч­ки, ди­пло­ид­ный набор дву­х­ро­ма­тид­ных хро­мо­сом (2n4c);

2) ме­та­фа­за: нити ве­ре­те­на при­креп­ля­ют­ся к цен­тро­ме­рам хро­мо­сом, хро­мо­со­мы вы­стра­и­ва­ют­ся в плос­ко­сти эк­ва­то­ра (ме­фа­таз­ная пла­стин­ка, или ма­те­рин­ская звез­да), ди­пло­ид­ный набор дву­х­ро­ма­тид­ных хро­мо­сом (2n4c);

3) ана­фа­за: цен­тро­ме­ры де­лят­ся на­двое, нити ве­ре­те­на де­ле­ния рас­тя­ги­ва­ют хро­ма­ти­ды (од­но­хро­ма­тид­ные хро­мо­со­мы) к по­лю­сам клет­ки, тет­рап­ло­ид­ный набор од­но­хро­ма­тид­ных хро­мо­сом (4n4c);

4) те­ло­фа­за: об­ра­зо­ва­ние ядер­ной обо­лоч­ки во­круг хро­мо­сом, об­ра­зо­ва­ние яд­ры­шек в ядрах, дес­пи­ра­ли­за­ция хро­мо­сом, раз­ру­ше­ние ве­ре­те­на де­ле­ния, в каж­дой до­чер­ней клет­ке – ди­пло­ид­ный набор од­но­хро­ма­тид­ных хро­мо­сом (2n2c).

Мейоз

– про­цесс де­ле­ния кле­ток, в ре­зуль­та­те ко­то­ро­го про­ис­хо­дит умень­ше­ние (ре­дук­ция) числа хро­мо­сом. Мейоз со­сто­ит из двух по­сле­до­ва­тель­ных де­ле­ний – ре­дук­ци­он­но­го (про­фа­за I, ме­та­фа­за I, ана­фа­за I, те­ло­фа­за I), при­во­дя­ще­го к умень­ше­нию хро­мо­сом­но­го на­бо­ра в два раза, и рав­но­го эк­ва­ци­он­но­го рав­но­го (про­фа­за II, ме­та­фа­за II, ана­фа­за II, те­ло­фа­за II). В ре­зуль­та­те мей­о­за из ди­пло­ид­ной ма­те­рин­ской клет­ки об­ра­зу­ет­ся че­ты­ре га­п­ло­ид­ных до­чер­них клет­ки.

Фазы мей­о­за:

1) про­фа­за I: спи­ра­ли­за­ция хро­мо­сом, рас­тво­ре­ние ядер­ной обо­лоч­ки, ис­чез­но­ве­ние яд­ры­шек, рас­хож­де­ние цен­три­о­лей к по­лю­чам клет­ки и фор­ми­ро­ва­ние ве­ре­те­на де­ле­ния, конъ­юга­ция (со­еди­не­ние) го­мо­ло­гич­ных хро­мо­сом с об­ра­зо­ва­ни­ем би­ва­лен­тов, крос­син­го­вер (обмен ге­на­ми между го­мо­ло­гич­ны­ми хро­мо­со­ма), в клет­ке – ди­пло­ид­ный набор дву­х­ро­ма­тид­ных хро­мо­сом (2n4c);

2) ме­та­фа­за I: го­мо­ло­гич­ные хро­мо­со­мы по­пар­но вы­стра­и­ва­ют­ся над и под эк­ва­то­ри­аль­ной плос­ко­стью клет­ки, нити ве­ре­те­на де­ле­ния со­еди­ня­ют­ся с цен­тро­ме­ра­ми хро­мо­сом, в клет­ке – ди­пло­ид­ный набор дву­х­ро­ма­тид­ных хро­мо­сом (2n4c);

3) ана­фа­за I: раз­де­ле­ние и рас­хож­де­ние го­мо­ло­гич­ных хро­мо­сом к про­ти­во­по­лож­ным по­лю­сам, в клет­ке – ди­пло­ид­ный набор дву­х­ро­ма­тид­ных хро­мо­сом (2n4c);

4) те­ло­фа­за I: об­ра­зо­ва­ние ядер (ядер­ных обо­ло­чек), дес­пи­ра­ли­за­ция хро­мо­сом, раз­ру­ше­ние ве­ре­те­на де­ле­ния, де­ле­ние ци­то­плаз­мы, в каж­дой до­чер­ней клет­ке – оди­нар­ный набор дву­х­ро­ма­тид­ных хро­мо­сом (n2c);

5) про­фа­за II: спи­ра­ли­за­ция хро­мо­сом, раз­ру­ше­ние ядер­ной обо­лоч­ки, рас­хож­де­ние цен­три­о­лей к по­лю­сам клет­ки и об­ра­зо­ва­ние ве­ре­те­на де­ле­ния, в клет­ке – оди­нар­ный набор дву­х­ро­ма­тид­ных хро­мо­сом (n2c);

6) ме­та­фа­за II: хро­мо­со­мы рас­по­ла­га­ют­ся в эк­ва­то­ри­аль­ной плос­ко­сти клет­ки, нити ве­ре­те­на де­ле­ния со­еди­ня­ют­ся с цен­тро­ме­ра­ми хро­мо­сом, в клет­ке – оди­нар­ный набор дву­х­ро­ма­тид­ных хро­мо­сом (n2c);

7) ана­фа­за II: де­ле­ние хро­мо­сом в ме­стах цен­тро­ме­ры на две хро­ма­ти­ды, рас­хож­де­ние сест­рин­ских хро­ма­тид к про­ти­во­по­лож­ным по­лю­сам клет­ки, в клет­ке – ди­пло­ид­ный набор од­но­хро­ма­тид­ных хро­мо­сом (2n2c);

8) те­ло­фа­за II: об­ра­зо­ва­ние ядер (ядер­ных обо­ло­чек), дес­пи­ра­ли­за­ция хро­мо­сом, ис­чез­но­ве­ние ве­ре­те­на де­ле­ния, де­ле­ние ци­то­плаз­мы, в каж­дой до­чер­ней клет­ке – оди­нар­ный набор од­но­хро­ма­тид­ных хро­мо­сом (nc).

(А) про­ис­хо­дит в два этапа — мейоз;

(Б) после де­ле­ния об­ра­зу­ют­ся ди­пло­ид­ные клет­ки — митоз;

(В) об­ра­зо­вав­ши­е­ся клет­ки имеют набор хро­мо­сом и ДНК 2n2с — митоз;

(Г) со­про­вож­да­ет­ся конъ­юга­ци­ей хро­мо­сом — мейоз;

(Д) об­ра­зо­вав­ши­е­ся клет­ки имеют набор хро­мо­сом и ДНК nс — мейоз;

(Е) про­ис­хо­дит крос­син­го­вер — мейоз.

Ответ: 211222.

Тренировочные задания с ответами

Выполните самостоятельно примеры Биология ЕГЭ Задание 27 и сверьте свой ответ с правильным (спрятан в спойлере).

Пример № 2.
Определите хромосомный набор (n) и число молекул ДНК (с) в клетке животного в профазе мейоза I и профазе мейоза II. Объясните результаты в каждом случае.

Пример № 3.
В соматических клетках подсолнечника содержится 34 хромосомы. Какое число хромосом и молекул ДНК содержится в ядре при гаметогенезе перед началом мейоза I и мейоза II? Объясните, как образуется такое число хромосом и молекул ДНК.

Пример № 4.
 Определите, во сколько раз молекула белка лизоцима легче, чем молекулярная масса участка гена, кодирующего его. Лизоцим состоит из 130 аминокислотных остатков. Средняя молекулярная масса одного аминокислотного остатка — 110 а. е. м. Средняя молекулярная масса одного нуклеотида — 345 а. е. м.

Пример № 5.
 Все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на котором синтезируется участок центральной петли т-РНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов: АТАГЦТЦЦТЦГГАЦТ. Установите нуклеотидную последовательность участка т-РНК, который синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить эта т-РНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет соответствует антикодону и-PHК. Ответ поясните. Для решения задачи используйте таблицу генетического кода.

Содержание верного ответа (правильный ответ должен содержать следующие позиции):

Пример № 6.
В биосинтезе полипептида участвовали молекулы т-РНК с антикодонами: ААУ, ГГЦ, ГЦГ, УАА, ГЦА. Определите нуклеотидную последовательность участка каждой цепи молекулы ДНК, который несёт информацию о синтезируемом полипептиде, и число нуклеотидов, содержащих аденин (А), гуанин (Г), тимин (Т) и цитозин (Ц) в двух цепях молекулы ДНК на этом участке. Ответ поясните.

Памятка по решению задания №27. биология

Оцените статью
ЕГЭ Live