Егэ факультатив | материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) по теме: | образовательная социальная сеть
Факультативный курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»
Программа факультативного курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» предназначена для учащихся 11 класса и рассчитана на 34 часа.
Факультативный курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка в 10-11 классах.
Цели и задачи курса:
Ученики должны
иметь представление
о структуре экзаменационной работы, кодификаторе и спецификации ЕГЭ по русскому языку;
знать
уметь
Программа
Введение
Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ.
Подготовка к заданиям уровней А и В
Орфоэпия. Орфоэпические нормы. (Задание А1)
Лексика и фразеология. Значение слова. Лексические нормы. Точность словоупотребления. Паронимы, синонимы, антонимы. Стилистически окрашенная лексика. Лексика ограниченной сферы употребления. Индивидуально-авторские слова. Тропы. Фразеологические обороты. (Задания А2, А11, А30, В8)
Морфемика и словообразование. Значимые части слова. Основные способы образования слов. Морфемный и словообразовательный анализ слова. (Задание В1)
Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. (Задания А3, А10, В2)
Синтаксис. Словосочетание. Типы подчинительной связи слов в словосочетании. Предложение. Простое, осложнённое, сложное предложение. Синонимия синтаксических конструкций. Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры. (Задания А4, А5, А8, А9, А26, В3, В4, В5, В6, В7, В8)
Орфография. Орфографические нормы. (Задания А12 – А18)
Пунктуация. Пунктуационные нормы. (Задания А19 – А25)
Текст. Понимание текста. Способы сжатия текста. Способы и средства связи предложений в тексте. Стили и типы речи. (Задания А6, А7, А27 – А30)
Подготовка к сочинению уровня С.
Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста. Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий). Выявление и формулировка авторской позиции. Способы аргументации собственного мнения. Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения.
Комплексная подготовка к ЕГЭ
Тренинг в формате ЕГЭ. Идивидуальная коррекция ошибок.
Тематическое планирование
Раздел программы | Тема | К-во часов | Сроки проведения | |||
34 часа | По плану | фактически | ||||
1. Введение | 1. Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ. | 1 | ||||
2. Подготовка к заданиям уровней А и В. | 1. Орфоэпия. Орфоэпические нормы. (Задание А1) | 1 | ||||
2. Лексика. Значение слова. Лексические нормы. Точность словоупотребления. Слова-паронимы. (Задания А2, А11, А30) | 1 | |||||
3. Лексические выразительные средства. Синонимы, антонимы. Стилистически окрашенная лексика. Индивидуально-авторские слова. Лексика ограниченной сферы употребления (Задание А30, В8) | 1 | |||||
4. Лексические выразительные средства. Тропы. (Задание В8) | 1 | |||||
5. Фразеология. (Задания А30, В8) | 1 | |||||
6. Морфемика и словообразование. Значимые части слова. Основные способы образования слов. Морфемный и словообразовательный анализ слова. (Задание В1) | 1 | |||||
7. Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. (Задания А10, В2) | 1 | |||||
8. Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. (Задание А3). | 1 | |||||
9. Синтаксис. Словосочетание. Типы подчинительной связи слов в словосочетании. (Задание В3) | 1 | |||||
10. Синтаксис. Предложение. Простое, осложнённое, сложное предложение. Синонимия синтаксических конструкций. (Задания А8, А9, А26, В4, В5, В6) | 2 | |||||
11. Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. (Задания А4, А5). | 1 | |||||
12. Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры. (Задание В8) | 1 | |||||
13. Орфография. Орфографические нормы. (Задания А12 – А18) | 2 | |||||
14. Пунктуация. Пунктуационные нормы. (Задания А19 – А25) | 2 | |||||
15. Текст. Понимание текста. Способы сжатия текста. (Задания А27 – А28) | 1 | |||||
16. Текст. Способы и средства связи предложений в тексте. (Задания А6, А7, А30) | 1 | |||||
17. Текст. Стили и типы речи. (Задание А29) | 1 | |||||
3. Подготовка к сочинению уровня С. | 1.Тема, проблема, идея текста. Способы формулировки проблемы текста. | 1 | ||||
2. Виды комментария к проблеме (текстуальный и концептуальный комментарий). | 1 | |||||
3. Выявление и формулировка авторской позиции. | 1 | |||||
4. Способы аргументации собственного мнения. | 1 | |||||
5. Композиция сочинения. Речевое оформление композиционных частей сочинения. | 1 | |||||
6. Практикум по написанию сочинения. | 3 | |||||
4. Комплексная подготовка к ЕГЭ. | 1. Тренинг в формате ЕГЭ. Индивидуальная коррекция ошибок. | 5 |
Список рекомендуемой литературы
1. ЕГЭ-2009. Русский язык: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов/ ФИПИ авторы составители: И.П. Цыбулько, В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, А.Ю. Бисеров, Ю.Н. Гостева, В.В. Львов, И.Б. Маслова, Н.В. Соколова – М.: Эксмо, 2022.
2. Единый государственный экзамен. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы составители: В.И. Капинос, И.П. Цыбулько– М.: Интеллект-Центр, 2022.
3. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2022. Русский язык/ ФИПИ авторы составители: А.Ю. Бисеров, Н.В. Соколова – М.: Астрель, 2022.
4. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык для старших классов. – М.: Вербум, 2009;
5. Пахнова Т.М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку: 9-11 кл.- М.: Вербум-М, 2003.
разработала
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Великодворская СОШ»
Попова Екатерина Александровна
2022 г.
Раздел I. Пояснительная записка
Предлагаемая программа факультативного курса составлена в соответствии с программой по русскому языку для 10 – 11 классов средней школы под редакцией Н.Г. Гольцовой, 2022 г. к учебнику «Русский язык 10-11 классы (Авторы Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина, 2008 г.) и поурочным планированием уроков подготовки к экзамену Е.А. Влодавской, «рекомендованным ИСМО Российской Академии Образования для подготовки выпускников всех типов образовательных учреждений РФ к сдаче экзаменов в форме ЕГЭ».
Поскольку ЕГЭ по русскому языку значительно отличается от привычных форм аттестации в старших классах (сочинения и изложения), а традиционная система уроков в 10 классе не ориентирована (или частично ориентирована) на подготовку к ЕГЭ, целью данной программы является стремление помочь десятиклассникам организовать обучение русскому языку так, чтобы совместить традиционные темы на уроках русского языка и тот материал, который должен быть отработан с учащимися при подготовке к ЕГЭ на занятиях курса.
Планирование составлено на 34 учебных часа.
Основные направления работы на занятиях курса «Подготовка к ЕГЭ»
Важнейшим направлением в работе учителя русского языка на занятиях курса является углубление знаний по русскому языку с целью подготовки к ЕГЭ. Не менее важное значение имеет направление в развитии речи учащихся – закрепление умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме, способности видеть и понимать позицию автора, в формулировке проблем исходного текста, аргументации экзаменуемым собственного мнения по проблеме.
Формы и методы обучения
Большое значение для формирования у школьников самостоятельности в учебном труде имеет приобщение их к работе со справочной литературой. С её помощью учащиеся готовят сообщения по различным темам курса. Обычно успешно проходит работа в группах, например, при изучении тем: «Основные виды подчинения в словосочетании», «Пунктуация в простом осложнённом предложении», «Фонетический и грамматический принцип русской орфографии» и т. д. Необходимо использовать такие формы занятий, как семинары, собеседования, практикумы, консультации, которые требуют более активного самостоятельного изучения материала. Одной из важных форм образовательной деятельности, стимулирующей инициативность учащихся, является дискуссия – обмен мнениями в группе ради формирования мнения каждым участником или поиска истины.
Программа учитывает специфику КИМов, даёт комментарии ко всем заданиям демонстрационной версии. При этом рассматриваются наиболее сложные случаи в орфографии и пунктуации, незнание которых приводит к наибольшему количеству ошибок. Итоговая контрольная работа данного курса потребует от учащихся умения работать с текстом с позиций определения темы, идеи и проблемы. Общая направленность экзамена заключается в проверке следующих умений и навыков:
Актуальным становится умение создавать текст-рассуждение, выявлять проблему текста, позицию автора, собственное отношение к проблеме и приводить аргументы.
В программах основной школы по русскому языку на отработку этих навыков отведено минимальное количество времени, а некоторые темы и термины не включены в программу средней школы.
Основной целью данного курса является подготовка учащихся к успешной сдаче экзамена (в форме ЕГЭ) и преодоление трудностей в изучении русского языка.
Задачи факультативного курса:
Главные принципы, на которых строится курс, — научность, системность, доступность. Это позволит школьникам лучше подготовиться к экзаменам.
Информационный материал сочетается с такими формами работы, которые позволят учащимся повысить уровень ЗУН, необходимых для успешной сдачи экзаменов.
На занятиях используются:
В результате изучения курса учащиеся должны:
-систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания;
-уметь писать сочинения-рассуждения на заданные темы.
Знать: нормы литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические) и др.
Применяя полученные знания, учащиеся должны уметь:
-соблюдать языковые нормы в устных и письменных высказываниях;
-находить и исправлять речевые ошибки в работах разного вида (тестах, сочинениях).
Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
-дать понятие о нормах языка;
-рассмотреть основные типы лексических, грамматических ошибок;
-познакомить с орфоэпическими правилами и составить списки слов, в которых ударение или строго фиксированное, или вариантное;
-познакомить с тестовыми заданиями и сочинениями, которые доказывают необходимость обращения к теме курса.
В ходе подготовки к итоговой аттестации рекомендуется продумать систему упражнений, нацеленных на предварительную проверку и последующую корректировку следующих умений учащихся:
- умение понимать на слух содержание звучащих художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
- умение понимать основную мысль прослушанного текста;
- умение понимать отношение автора к поставленной в прослушанном тексте проблеме;
- умение подробно излагать содержание прослушанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
- умение интерпретировать информацию звучащего текста;
- умение точно и полно понимать содержание прочитанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;
- умение понимать главную мысль прочитанного текста;
- умение понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме;
- умение понимать основную мысль, объединяющую прочитанный и прослушанный тексты;
- умение комментировать отношение авторов к поставленной в прослушанном и прочитанном тексте проблеме;
- умение интерпретировать информацию прочитанного текста;
- умение определять стиль и функционально-смысловой тип речи прочитанного текста;
- умение определять средства связи предложений в тексте;
- умение проводить звукобуквенный анализ слова;
- умение определять лексическое значение слова и фразеологического оборота;
- умение проводить морфемно-словообразовательный анализ слова;
- умение определять основные способы образования слов;
- умение определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам;
- умение определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам;
- умение находить грамматическую основу предложения и определять языковые средства её выражения;
- умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
- умение создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи;
- умение выражать собственное мнение по проблеме, затронутой в прослушанном и прочитанном текстах, аргументировать его с привлечением информации, извлечённой из них, а также знаний, жизненного или читательского опыта;
- умение последовательно излагать собственные мысли;
- умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;
- умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;
- умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.
Оценка знаний, умений и навыков. Работа строится по рейтинговой системе: выполняя задание, учащиеся получают определенное количество баллов, которое сравнивается с максимально возможным.
В процессе подготовки к итоговой аттестации необходимо уделить внимание обязательному обобщению и повторению следующих тем:
Раздел II. Учебно-тематический план
Раздел III. Содержание программы курса
МОДУЛЬ I.
Культура речи.
Хорошая речь: правильность, точность, ясность, выразительность, красота, уместность.
Нормы литературного языка как основное понятие культуры речи.
Нормы ударения и произношения, лексические, грамматические: морфологические и синтаксические.
Нормы ударения и произношения.
Основные нормы литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, согласных, сочетаний согласных.
Произношение некоторых грамматических форм.
Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств.
Нормы ударения в современном русском языке. Причины отклонения от произносительных норм.
Исторические изменения в произношении и ударении. Допустимые варианты произношения и ударения.
Лексические нормы. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы
Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ
Выразительность русской речи. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Средства выразительности. Тестовые задания
Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения.
Лексическая сочетаемость. Смешение паронимов. Жаргонизмы. Речевая избыточность и речевая недостаточность.
Грамматические нормы.
Нормы в морфологии и орфографии. Нормативное употребление форм имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений, числительных.
Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов
Синтаксические нормы. Словосочетание. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.
Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения
Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении
Правильное построение предложений.
Правильное построение предложений с обособленными членами. Знаки препинания в сложносочинённом предложении
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Синтаксический анализ сложного предложения
Сложные бессоюзные предложения. Сложные предложения с разными видами связи
МОДУЛЬ II.
Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования. Композиция, логическая, грамматическая структура текста.
Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.
Адекватное понимание письменной речи в различных сферах и ситуациях общения
Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста. Извлечение информации из различных источников
Сочинение-рассуждение. Структура сочинения-рассуждения. Алгоритм написания сочинения – рассуждения
Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.
Композиция сочинения-рассуждения: тезис – аргументы – вывод. Средства межфразовой связи. Написание сочинения-рассуждения.
Раздел IV. Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Часы | Содержание занятия |
1 | МОДУЛЬ 1 1 | Знакомство с содержанием курса «Подготовка к ЕГЭ». Структура ЕГЭ. Орфография. Пунктуация. Синтаксис. Культура речи. Что такое хорошая речь? Какие нормы языка существуют? Нормы ударения и произношения. Трудности современного русского произношения и ударения. |
2 | 1 | Фонетика. Орфоэпия. Типология заданий. Современные орфоэпические нормы. Лексика. Фразеология. Типология заданий. Основные лексические категории и единицы. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы . Лексические нормы. Тестовая работа. |
3 | 1 | Морфология и культура речи. Типология заданий. Морфологические нормы русского языка. Трудные случаи морфологического разбора. Морфологические упражнения и тесты. |
4 | 1 | Трудности современной русской фразеологии. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ. Тестовая работа. |
5 | 1 | Выразительность русской речи. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Средства выразительности. |
6 | 1 | Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Тестовая работа. |
7 | 1 | Орфография и пунктуация. Правописание корней. Правописание приставок. Трудности современной русской орфографии. |
8 | 1 | Правописание суффиксов. Трудности современной русской орфографии. Тестовая работа. |
9 | 1 | Правописание окончаний и приставок. Трудности орфографии. |
10 | 1 | Комплексное повторение орфографии. Тестовая работа. |
11 | 1 | Морфемика. Словообразование. Типология заданий. Трудные случаи морфемного и словообразовательного разбора. Морфемные и словообразовательные упражнения и тестовые задания. |
12 | 1 | Синтаксис и культура речи. Трудные случаи синтаксического анализа словосочетания и предложения. Синтаксические нормы русского языка. Словосочетание. Трудности грамматического управления в современном русском языке |
13 | 1 | Предложение. Грамматическая основа предложения. Грамматические нормы. Тестовая работа. |
14 | 1 | Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Тестовая работа. |
15 | 1 | Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Тестовая работа. |
16 | 1 | Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Тестовая работа. |
17 | 1 | Синтаксический анализ сложного предложения. Тестовая работа. |
18 | 1 | Сложные бессоюзные предложения. Тестовая работа. |
19 | 1 | Сложные предложения с разными видами связи. |
20 | 1 | Комплексное повторение пунктуации. Тестовая работа. |
21 | 1 | Комплексное повторение пунктуации. Тестовая работа. |
22 | 1 | Решение заданий ЕГЭ (части А и В). |
23 | 1 | Решение заданий ЕГЭ (части А и В). |
24 | МОДУЛЬ 2 1 | Написание сочинения. Основные требования к сочинению. Выявление проблемы текста. Что такое комментарий. Трудности выявления авторской позиции. Способы аргументации в сочинении. Заключение. (Часть С) Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования. Композиция, логическая, грамматическая структура текста. |
25 | 1 | Сочинение-рассуждение. План сочинения. Структура, композиция сочинения-рассуждения: тезис – аргументы – вывод. Средства межфразовой связи. |
26 | 1 | Как начать сочинение-рассуждение. Речевые клише, используемые во вступлении сочинения. Роль вступления. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи. |
27 | 1 | Формулировка основной проблемы исходного текста. Виды проблем. Как прокомментировать проблему. Виды комментария. Клише. |
28 | 1 | Формулировка авторской позиции. Выражение собственной позиции. |
29 | 1 | Аргументация собственной позиции. Клише при изложении аргументов. |
30 | 1 | Алгоритм написания сочинения – рассуждения (часть С). Речевые клише для подготовки к написанию сочинения. |
31 | 1 | Критерии оценки сочинения. Фактологическая точность в фоновом материале. Этические нормы. |
32 | 1 | Написание сочинения части С ЕГЭ. |
33-34 | 2 | Итоговая контрольная работа в форме ЕГЭ |
Раздел V. Учебно-методическое обеспечение
Литература для учителя
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразоват. учреждений: базовый уровень, М.: Просвещение, 2009.
Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах, издание 44-е, М.: Просвещение, 2004.
Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы, М.: Просвещение, 1989, 1992.
Влодавская Е.А. ЕГЭ 2005. Русский язык. Поурочное планирование. Тематическое планирование уроков подготовки к экзамену, М.: Экзамен, 2005.
Головин Б.Н. Основы культуры речи, М.: Просвещение, 1988.
Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык 10-11 классы; Книга для учителя. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка, М.: Просвещение, 1989.
Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации, М.: Просвещение, 1987.
Добротина И.Г. Русский язык. Поурочные разработки. 10 класс (по учебнику Власенкова А.И., Рыбченковой Л.М.): пособие для учителей общеобразоват. учреждений, М.: Просвещение, 2009.
Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение части 3 (С). Учебно-методическое пособие, М.: Экзамен, 2006.
Иконников С.Н. Стилистика в курсе русского языка, М.: Просвещение, 1979.
Капинос В.И. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык. Контрольные измерительные материалы 2004-2005, М.: Просвещение, 2005.
Кузнецова Т.В. Комплексный анализ текста на уроках русского языка /дидактический материал/ (региональный компонент), 9 класс, Архангельск, АО ИППК РО, 2001.
Кузнецова Т.В. Комплексный анализ текста на уроках русского языка /дидактический материал/ (региональный компонент), 10-11 класс, Архангельск, АО ИППК РО, 2003.
Мамона Т.Н. и др. ЕГЭ. Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ: учебно-методическое пособие, М.: Экзамен, 2009.
Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку для поступающих в вузы, М.: Оникс, Мир и образование, 2022.
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Сочинения и экзамены на отлично. Стилистика и культура речи, М.: Махаон, 2022.
Селезнева Л.Б. Укрощаем орфограмму: Алгоритмизированное обучение, Волгоград, Ниж.-Волж. кн. изд., 1993.
Соловьёва Н.Н. Карточки для дифференцированного контроля знаний по русскому языку. 10-11 класс, М.: Материк Альфа, 2022.
Сычёва В.П. Тесты по русскому языку: 10-11 классы: в 2 частях, М.: Экзамен, 2022.
Ткаченко Н.Г. 300 диктантов для поступающих в ВУЗы, М.: Рольф, 1997.
Тропкина Л.А. Русский язык. 11 класс: Поурочные планы (по учебнику Власенкова А.И., Рыбченковой Л.М. «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы»), Волгоград, Учитель, 2004.
Цыбулько И.П. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык. Контрольные измерительные материалы 2022-2022, М.: Просвещение, 2006.
Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение, М.: Просвещение, 2009.
Цыбулько И.П. и др. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2022: Русский язык, М.: АСТ: Астрель, 2022 .
Литература для учащихся
Учебники:
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразоват. учреждений: базовый уровень, М.: Просвещение, 2009.
Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах, издание 44-е, М.: Просвещение, 2004.
Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы, М.: Просвещение, 1989, 1992.
Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации, М., Просвещение, 1987.
Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение части 3 (С). Учебно-методическое пособие, М.: Экзамен, 2006.
Мамона Т.Н. и др. ЕГЭ. Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ: учебно-методическое пособие, М.: Экзамен, 2009.
Капинос В.И. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык. Контрольные измерительные материалы 2004-2005, М.: Просвещение, 2005.
Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку для поступающих в вузы, М.: Оникс, Мир и образование, 2006.
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Сочинения и экзамены на отлично. Стилистика и культура речи, М.: Махаон, 2005.
Цыбулько И.П. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык. Контрольные измерительные материалы 2009-2022, М.: Просвещение, 2022.
Цыбулько И.П. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык. Контрольные измерительные материалы 2006-2007, М.: Просвещение, 2007.
Цыбулько И.П. и др. ЕГЭ 2008. Русский язык. Тренировочные задания, М.: Эксмо, 2008.
Цыбулько И.П., Львова С.И. ЕГЭ 2008. Русский язык. Репетитор, М.: Эксмо, 2008 .
Цыбулько И.П. и др. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2022: Русский язык, М.: АСТ: Астрель, 2009 .
Различные виды лингвистических словарей.
Словари
Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб., 2022.
Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб. 2009.
Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2001.
Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2001.
Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2005.
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.
Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2002.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992.
Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. – М., 2008.
Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М., 2005.
Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. – М., 2007.
Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. – М., 2009.
Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2009.
Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост. В.В. Бурцева. – М., 2006.
Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н. Новый школьный орфографический словарь русского языка. Грамматические формы слов. Орфограммы. Правила и примеры / Под ред. Л.Д. Чесноковой. – М., 2009.
Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. – М., 2005.
Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2006.
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2008.
Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2009.
Дополнительная литература
Воителева Т.М. Работа над речевыми ошибками // Русская словесность. – 2003 — №2.- С.47-50.
Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.
Давайте говорить правильно!: Трудности грамматического управления в современном русском языке: Краткий словарь-справочник. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: AKADEMIA, 2004. – 176 с.
Давайте говорить правильно!: Трудности современного русского произношения и ударения: Краткий словарь-справочник/ Л.А.Вербицкая и др. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: AKADEMIA, 2005. – 160 с.
Давайте говорить правильно!: Трудности современной русской фразеологии: Краткий словарь-справочник. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: AKADEMIA, 2004. – 288 с.
Единый государственный экзамен. Русский язык. Варианты контрольных измерительных материалов /Авторы Капинос В.И., Гостева Ю.А., Львов В.В. и др. – М.: Центр тестирования Минобразования России, 2022. – 96с.
Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка – М.: Просвещение, 1989. – 383с.
Ильин М.И. Критерии и нормы оценки по русскому языку в 5-11 классах русской и нерусской школы (в таблицах, схемах, с иллюстративным материалом): Пособие для учителя – Йошкар-Ола, 2001. – 51с.
Кохтев Н.И. Риторика. — М.: Просвещение, 1996. – 207с.
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М.: Азбуковник, 2009. – 944с.
Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы – М.: Русский язык, 1983. – 704с.
Пучкова Л.И., Гостева Ю.Н., Соколова Н.В. ЕГЭ 2022. Русский язык. Типовые тестовые задания. 2005 –М.: «Экзамен», 2005. – 112с.
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Сочинения и экзамены на отлично. Стилистика и культура речи. – М.: Махаон, 2005. – 256с.
Тимофеев Б.Н. Правильно ли мы говорим? – Лениздат, 1963. – 332с.
Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык. – М.: Аванта , 2001. – 704с.
Язовицкий Е.В. Говорите правильно – Москва – Ленинград: Просвещение, 1964. – 272с.