ЕГЭ-2019. Русский язык. Задание № 26. Сочинение. Рекомендации. | | Эссе ЕГЭ

ЕГЭ-2019. Русский язык. Задание № 26. Сочинение. Рекомендации. | | Эссе ЕГЭ ЕГЭ

Начинаем и заканчиваем

Важные части вашего сочинения — это первый и последний абзац, вступление и заключение. Как правило, для вступления и заключения достаточно одного-двух предложений.

Писать и вступление, и заключение лучше всего в самом конце, когда основная работа над сочинением завершена.

Во вступлении можно говорить об актуальности проблемы, истории вопроса. Вступление должно вызывать интерес к теме и желание прочитать ваше сочинение.

В заключении вы подводите итоги. Можно написать, как повлиял на вас прочитанный текст, какой опыт вы приобрели, подчеркнуть ещё раз основную мысль, в которой вы хотите убедить читателя. Допускаются призывы к решению проблемы или позитивный взгляд на разрешение проблемы сейчас или в будущем.

Обосновываем свою позицию

В 2022 году изменилось требование к обоснованию вашей позиции. Вам больше не нужно приводить обязательно 2 аргумента и при этом опираться на читательский опыт, защищая свою точку зрения. Теперь от вас требуется всего лишь обосновать своё согласие или несогласие с автором.

Обоснование — это объяснение вашего отношения. Ответьте на вопрос: почему позиция автора вызвала у вас такое отношение? Почему лично вы, с вашим опытом и взглядами, согласны или не согласны с ним?

Не забудьте, что вы должны высказать свое суждение именно по той проблеме, которую вы обозначили в начале своего сочинения.

В качестве обоснования своего отношения можно использовать  свой жизненный опыт, чье-то авторитетное для вас мнение, статистические или научные данные, исторические факты, примеры из литературы.

Обоснование вашего отношения должно объяснять вашу точку зрения и доказывать ее правомерность.

С чего начать?

Внимательно читаем текст.

Сочинение пишется по тексту. Теперь не нужно приводить аргументы из литературы и жизненного опыта. Поэтому начинаете, ребята, с внимательного прочтения текста, подчёркивания в нём основных мыслей, важных слов, фраз, художественных средств, которые использует автор. Вы должны найти в нём тот материал, который будете использовать при анализе.

Пример.

Предлагаю текст для сочинения. Обратите внимание, какие фразы, слова я в нём выделила.

(1)Было мне тогда всего девять лет от роду. (2)Как-то раз в лесу, среди глубокой тишины, ясно и отчётливо почудился мне крик: «Волк бежит!» (3)Я вскрикнул и вне себя от испуга выбежал на поляну, прямо на пашущего землю мужика.(4)Это был Марей – наш крепостной лет пятидесяти, плотный, довольно рослый, с сильною проседью в тёмно-русой бороде. (5)Я немного знал его, но до того почти никогда не случалось мне заговорить с ним. (6)Я в детстве мало общался с крепостными: эти чужие, с грубыми лицами и узловатыми руками мужики казались мне опасными, разбойными людьми. (7)Марей остановил кобылёнку, заслышав мой напуганный голос, и когда я, разбежавшись, уцепился одной рукой за его соху, а другою за его рукав, то он разглядел мой испуг.− (8)Волк бежит! – прокричал я, задыхаясь.(9)Он вскинул голову и невольно огляделся кругом, на мгновенье почти мне поверив.− (10)Что ты, какой волк, померещилось: вишь! (11)Какому тут волку быть! – бормотал он, ободряя меня. (12)Но я весь трясся и ещё крепче уцепился за его зипун и, должно быть, был очень бледен. (13)Он смотрел с беспокойною улыбкою, видимо боясь и тревожась за меня.− (14)Ишь ведь испужался, ай-ай! – качал он головой. – (15)Полно, родный. (16)Ишь, малец, ай!

(17)Он протянул руку и вдруг погладил меня по щеке.

− (18)Полно же, ну, Христос с тобой, окстись.

(19)Но я не крестился: углы моих губ вздрагивали, и, кажется, это особенно его поразило. (20)И тогда Марей протянул свой толстый, с чёрным ногтем, запачканный в земле палец и тихонько дотронулся до вспрыгивающих моих губ.

− (21)Ишь ведь, − улыбнулся он мне какою-то материнскою и длинною улыбкой, − господи, да что это, ишь ведь, ай, ай!

(22)Я понял наконец, что волка нет и что мне крик про волка померещился.

− (23)Ну, я пойду, − сказал я, вопросительно и робко смотря на него.

− (24)Ну и ступай, а я те вослед посмотрю. (25)Уж я тебя волку не дам! − прибавил он, всё так же матерински мне улыбаясь. – (26)Ну, Христос с тобой, − и он перекрестил меня рукой и сам перекрестился.

(27)Пока я шёл, Марей всё стоял со своей кобылёнкой и смотрел мне вслед, каждый раз кивая головой, когда я оглядывался. (28)И даже когда я был далеко и уже не мог разглядеть его лица, чувствовал, что он всё точно так же ласково улыбается.

(29)Всё это разом мне припомнилось сейчас, двадцать лет спустя, здесь, на каторге в Сибири… (30)Эта нежная материнская улыбка крепостного мужика, его неожиданное сочувствие, покачивания головой. (31)Конечно, всякий бы ободрил ребёнка, но в той уединённой встрече случилось как бы что-то совсем другое. (32)И только бог, может быть, видел сверху, каким глубоким и просвещённым человеческим чувством было наполнено сердце грубого, зверски невежественного человека и какая тонкая нежность таилась в нём.

(33)И вот когда здесь, на каторге, я сошёл с нар и огляделся кругом, я вдруг почувствовал, что могу смотреть на этих несчастных каторжников совсем другим взглядом и что вдруг исчезли всякий страх и всякая ненависть в сердце моём. (34)Я пошёл, вглядываясь в встречавшиеся лица. (35)Этот обритый и шельмованный мужик, с клеймами на лице, хмельной, орущий свою рьяную сиплую песню, может быть, такой же Марей. (36)Ведь я же не могу заглянуть в его сердце.

(по Ф.М. Достоевскому*)

*Фёдор Михайлович Достоевский (1821–1881 г.) – русский писатель,

мыслитель.

Итак, текст прочитан, выделены фразы, помогающие его понять.

Отражение позиции автора исходного текста. 1 балл.

Позиция автора – это его ответ на решение проблемы, поднятой в тексте.

Однако он не только высказывает свою точку зрения, а ставит для себя более важную цель – донести это до читателей, взволновать души людей, привлечь их внимание к проблеме, даже призвать к каким-то определённым действиям.

Поэтому лучше, если данная часть сочинения будет строиться по плану:

Пример.

Позиция автора выражена чётко: он считает, что оценивать людей только по их внешнему виду неверно. Нужно уметь разглядеть душу человека, понять его характер, поступки, конкретные действия, «заглянуть…в сердце». Он хочет, чтобы люди осознали это как можно раньше, чтобы видели красоту окружающих людей, не считали их «чужими» только по внешности, которая почему-то не понравилась.

Виды аргументов

Чтобы лучше подбирать примеры, обратимся к теории и выясним, какими они бывают?

Выделяют два вида аргументов: логические аргументы ─ доказательства, обращающиеся к человеческому разуму (научные постулаты, данные статистики,  литературные и жизненные примеры), а также психологические аргументы, вызывающие у читателя те или иные чувства и создающие эмоциональное восприятие человека, события, поступка, о которых идёт речь.

Подбирая аргумент, важно знать критерии его оценивания, чтобы получить максимум. Например, выпускник должен знать, что одни аргументы оцениваются одним баллом, другие ─ двумя. Чтобы получить два балла, нужно привести ссылку на автора и произведение. Причём недостаточно просто назвать произведение и автора, необходимо указать конкретные события или героев.

  Например, трагедию гражданской братоубийственной войны ярко показал Шолохов в своём романе «Тихий Дон» на примере того, как лучшие друзья, Григорий Мелехов и Михаил Кошевой, стали заклятыми врагами. В качестве аргумента, оцениваемого на два балла, можно также использовать, пословицы, поговорки, афоризмы.

Но их употребление также нужно сопровождать своими рассуждениями. Например: «Не всё то золото, что блестит». Внешность человека, первое впечатление о нём могут быть обманчивыми. Также можно использовать цитаты известных людей. В случае использования публицистического источника не забудьте указать название материала, автора и в каком издании он вышел.

Аргументы, в которых экзаменуемый ссылается на свой жизненный опыт, либо на примеры из жизни своих родных или друзей, как правило, получают один балл. С такими аргументами нужно быть осторожнее: в этих примерах легко растечься мыслью по древу и уйти не туда.

Чтобы такого не произошло, постоянно задавайте себе исходный вопрос и отвечайте только на него. Другие темы не затрагивайте и старайтесь точнее говорить о том, о чем уместно сказать. Но и в своей жизни, и в жизни своего окружения можно найти яркие примеры хороших или плохих поступков. Главное ─ грамотно о них рассказать.

Весомее выглядят наблюдения за жизнью страны, общества в целом. Но и здесь лучше опираться на социологические исследования, опросы, сообщения СМИ, а не только на свой субъективный взгляд. Например, можно сказать о том, что во время пандемии значительно расширилось волонтёрское движение, люди стали отзывчивее к чужой беде.

Выбор материала для аргумента

Мы должны доказать, что война одинаково разрушительна для обеих сторон конфликта, что она ужасна и опасна для всех нас. Теперь нам становится ясно, какие примеры могут подтвердить эту точку зрения — только те, где показаны без прикрас губительные последствия войны для всех участников.

  1. Первый аргумент из жизни: можно рассказать о своём прадедушке, который воевал и видел все ужасы боевых действий. Можно упомянуть о том, что ветеран не любил говорить об этом, старался забыть об увиденном, чтобы научиться жить мирной жизнью, чтобы вернуть душе гармонию. Можно описать кровопролитие и кошмар битвы, в которой ему довелось почувствовать. Можно рассказать о его ранениях и травмах. Словом, его опыт на войне должен быть негативным, а микровыводом в этом случае станет заключение: война бесчеловечна и жестока по отношению ко всем людям, в ней нет ничего героического и красивого.
  2. В качестве литературного аргумента можно привести судьбы девушек − зенитчиц из повести Б. Васильева «А зори здесь тихие». Они пошли на фронт добровольцами, не задумываясь, отдали свои жизни за Родину, и, можно сказать, превзошли сами себя. Однако автор далек от идеализации войны. В его повести она разрушает самое дорогое, посягает на святыни: вырывает юных девушек, в большинстве своем еще не ставших матерями, из семей и уничтожает их без жалости и сочувствия. Война вынуждает мужчин убивать женщин, что противоестественно и аморально. Вот Вам и микровывод, который подтверждает разрушительный и антигуманный характер войны.

Аргумент может быть и не таким прямолинейным. Если Вы можете анализировать произведение глубже, видеть не очевидные параллели и выводы, то лучше взять мало известное произведение и выделиться нестандартным подходом, вот пример:

Еще один литературный пример можно найти в повести В. Распутина «Живи и помни». Борьба изнуряет и духовно опускает личность, развращая ее попранием законов морали. Так, Андрей Гуськов устал от войны и просто ушел с передовой, бросив товарищей и подвергнув семью опасности. Почему? Он не был плохим изначально, он несколько лет упорно и честно сражался за Родину. Но война, в конце концов, сломала его характер. голод, холод, унижение, постоянные потери, снижение ценности жизни в глазах большинства — все эти факторы поспособствовали нравственному разложению героя. Он стал дезертиром и обрёк на гибель свою жену и ещё не родившегося ребёнка. Таковы разрушительные и фатальные последствия войны для отдельного человека. 

В данном случае наши примеры отвечают на поставленный вопрос: война ужасна и опасна для всех участников конфликта, потому что в ней гибнут случайные люди и в больших количествах, чего никак не оправдывает даже победный результат. На войне разрушаются привычные нормы морали и этики, поэтому человечество не должно повторять своих ошибок и вновь затевать вооруженные столкновения.

Выражаем собственное мнение

Вам нужно согласиться или не согласиться с позицией автора, которую вы определили ранее. Вы можете частично разделять позицию автора, а в чем-то быть с ним не согласны. Но в любом случае вы должны проявить уважение к чужой точке зрения и обязательно обосновать свое согласие или несогласие.

Как написать сочинение (егэ, русский язык)

1 пункт из таблички = 1 абзац или больше. Однако введение и формулировку проблемы можно объединить в 1 абзац.

I. Введение.
С чего можно начать сочинение

:

Цитата из исходного текста (или другого источника)

, связанная с рассматриваемой проблемой.

Прочитав текст Дмитрия Сергеевича Лихачёва, я невольно вспомнил знаменитую фразу Сократа: «Заговори, чтоб я тебя увидел», поскольку в центре внимания автора проблема речи как отражения личности человека.
«Можно ли представить современный мир, лишённый печатного знака?» – пишет Юрий Бондарев, приглашая своих читателей к размышлению над проблемой значения книги в жизни человека и общества.

Риторический вопрос

(вопрос, не требующий ответа).

Зачем нужны войны? Почему человечество не может извлечь уроки прошлого?

Проблемный вопрос

.

Может ли компьютер заменить книгу?

Типичная ситуация

(аналогичная изображённой в тексте).

Часто бывает так, что…

Общие сведения об обсуждаемой проблеме

.

Развитие человеческой цивилизации уже давно перешагнуло тот рубеж, за которым осталось гармоничное сосуществование природы и человека. Сегодня, когда загрязняются вода и воздух, пересыхают реки, исчезают леса, гибнут животные, люди с тревогой смотрят в будущее и всё чаще задумываются о трагических последствиях своей деятельности. Текст В. Пескова также посвящён проблеме экологии…

Ссылка на авторитетное мнение

по вопросу, близкому к обсуждаемой проблеме.

Психологи утверждают, что зависимость от телевидения – это настоящая болезнь многих членов современного общества. Действительно, каждому из нас трудно представить свою жизнь без телевизора. Какую же роль играет телевидение в жизни человека? Что приносит телевизор в наш дом – благо или зло? Над этой проблемой задумывается В. Солоухин.

Создание определённого эмоционального настроя

.

Впечатления детства – одни из самых дорогих и значимых воспоминаний в человеческой жизни. Места, с которыми связано становление личности, навсегда остаются в памяти, и мы не однажды мысленно возвращаемся в этот мир, расцвеченный яркими красками. Какую же роль играет в жизни человека память о родном доме, о родине? Над этой проблемой размышляет автор данного текста.

Обращение к фактам биографии автора, его взглядам, убеждениям

.

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв, литературовед и общественный деятель, в своих выступлениях и публицистических произведениях всегда заявлял, что духовная и материальная культура – это высшая ценность жизни. В приведённом тексте затрагивается проблема, выдвинутая именно Д. С. Лихачёвым, – проблема экологии культуры.

Не начинайте сочинение со следующих выражений:
• В этом тексте говорится…
• Автор данного текста обратился к проблеме…
• Этот текст посвящён…
• В статье Л. Долининой рассказывается…
• В своём тексте автор…
• Проблема … – основной вопрос, который поднимается в тексте.

В любом случае вступление не должно быть очень объёмным (2-3 предложения), должно быть органично связано с содержанием основной части по смыслу и стилистически. Важно помнить, что основная цель вступления – подвести к формулировке проблемы.

II. Формулировка проблемы.
Слово «проблема» (или «вопрос») обязательно должно прозвучать в тексте. Причем не надо путать проблему с авторской позицией к этой проблеме. Проблема формулируется либо как вопрос, либо сочетанием слова «проблема» с существительным в родительном падеже (например, проблема одиночества). Надо быть внимательными при выявлении проблемы текста. Неправильно выделенная проблема ставит под удар содержание всего сочинения!
Определяя проблему, Вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация — это иллюстрация, частный случай, рассматриваемый автором. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.
Если Вы считаете, что Вы уловили проблему, но не знаете, единственная ли она в тексте, то не рискуйте. Просто напишите:
● В тексте поднимается много проблем, одна из которых – проблема…;
● Автор заставляет задуматься над множеством проблем, одна из которых – проблема…

Очень выигрышно проблему обозначить с помощью риторического вопроса, например:
Что такое настоящая дружба? Каких друзей можно назвать настоящими? Над этими вопросами размышляет NN (ФИО автора) в своём очерке (рассказе, тексте и т. п.).

Можно использовать следующие речевые клише:
• Автор поднимает проблему…
• Автор затрагивает важную проблему…
• Автора текста размышляет над проблемой…
• В тексте поднимается проблема…
• Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что…
• Текст Д. С. Лихачёва заставил меня задуматься над проблемой…
• Волнующую всех нас проблему… поднимает писатель Д. Гранин.
• Я думаю, что проблема, поставленная автором, – это…
• Проблема… не может не волновать современного человека. Задумался над ней и В. Тендряков.
• Проблема, обозначенная таким-то автором, заключается в следующем:…
• Что такое…? (В чём заключается…? Какую роль в жизни человека играет…?) Эту важную проблему поднимает автор.
• Почему люди любят? Приносит ли любовь людям счастье? Над этими сложными вопросами рассуждает автор/писатель.

Проблема, рассматриваемая автором, может быть:
• Актуальной
• Общественно значимой
• Глубокой
• Философской
• Политической
• Нравственной
• Злободневной
• Животрепещущей
• Насущной
• Острой
• Важной
• Серьезной
• Спорной
• Наболевшей и т.п.

Примеры формулировки проблем:
1.Роль (чего-то или кого-то) в жизни человека.
2.Проблема влияния (чего-то или кого-то) на человека.
3.Проблема предназначения (чего-то или кого-то).
4.Проблема (чего-то или кого-то) в нашей стране.
5.Проблема вытеснения (чего-то) (чем-то).
6.Проблема взаимоотношений поколений («отцов и детей»).
7.Проблема памяти (о ком-то или о чём-либо).
8.Проблема нравственного выбора.
9.Проблема гуманного отношения к людям, нуждающимся в помощи.
10.Проблема человеческой отзывчивости, взаимопомощи.
11.Проблема нравственного долга.
12.Проблема защиты и сохранения природы.
13.Проблема сохранения и развития русского языка.
14.Проблема чинопочитания и угодливости.
15.Проблема семейных (родственных) отношений.
16.Проблема исторической памяти.
17.Проблема коммерциализации культуры.

III. Комментарий к проблеме.
С 2022 года при комментировании проблемы необходимо обязательно привести 2 примера-иллюстрации из текста, дать пояснение этим двум примерам, а также выявить смысловую связь между примерами.

КОММЕНТАРИЙ

Начать комментарий следует с

общих слов

(без конкретики), размышляя над следующими вопросами:

• насколько

актуально

то, о чём пишет автор, и почему;

кому и в каких ситуациях

приходится сталкиваться с подобной проблемой;

• какие

точки зрения

существуют по этому вопросу.

Клише:
• Несомненна актуальность поднятой автором проблемы, потому что…
• Проблема, затронутая автором текста, без сомнения, сложна и серьёзна, так как…
• Острота и значимость данной проблемы не вызывают сомнения, ведь…
• Актуальность поставленной автором текста проблемы подтверждается тем, что, несмотря на многочисленные попытки решить её, она до сих пор волнует писателей, публицистов и, конечно, нас – читателей…
• Поднятая нравственная проблема актуальна, злободневна, так как…
• Тема, поднятая автором, не потеряла своей актуальности и в наши дни, ведь…
• … – тема рассуждений автора текста. Её актуальность очевидна, ведь и сегодня…
• Вопрос о …
{обозначаем проблему иными словами, нежели это было в предыдущем абзаце} никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас.{Объясняем почему}
• Проблема, выдвинутая (поднятая, обозначенная и т. д.){указываем автора}, особенно актуальна (злободневна, важна, существенна) в наши дни, потому что …
• Повествователь рассуждает над поднятым им вопросом не отстранённо, чувствуется его заинтересованность в том, о чём он пишет.
{Ссылаясь на текст, объясняем, в чём это проявляется}.
• Рассуждая над проблемой …,{указываем автора}обращается …{указываем, на каком материале автор рассматривает проблему: может быть, это воспоминания, диалоги, художественное повествование, взволнованный монолог, цитирование мыслей великих людей, рассуждение, описание картин природы и т. п.}.
• «Размышляя над актуальной во все времена (актуальной особенно в наше время, злободневной, философской, глубокой, главной, общественно значимой, вечной, важной, общечеловеческой) проблеме, автор обращается к фактам из своей жизни (рассказывает историю, использует примеры из классической литературы, приводит высказывания такого-то и пр.)

Можно написать комментарий по следующему шаблону:
Проблема, выдвинутая (поднятая, обозначенная и т. д.) NN{укажите автора}, особенно актуальна (злободневна, важна, существенна) в наши дни, потому что …{если это нравственная проблема, то укажите, что вопросы нравственности важны сегодня и всегда, так как понятия «совесть», «честь», «достоинство», т. е. те нравственные категории, о которых рассуждает автор, помогают человеку оставаться человеком, делают его добрее, чище. Если проблема философская, т. е. речь идёт о добре и зле, правде и лжи, жизни и смерти, отметьте, что над такой проблемой человечество задумывается с давних пор. Если проблема экологическая, отметьте её злободневность в наши дни, когда люди загрязняют планету, когда речь идёт о глобальном потеплении, об изменении климата всей планеты}. Повествователь рассуждает над поднятым им вопросом не отстранённо, чувствуется его заинтересованность в том, о чём он пишет. Его отношение к важному вопросу бытия ощущается во взволнованной, эмоциональной манере письма{приведите примеры}, в стремлении сделать читателя своим единомышленником. Рассуждая над{повторите проблему}, NN обращается{укажите, на каком материале автор рассматривает проблему: может быть, это воспоминания, диалоги, художественное повествование, взволнованный монолог, цитирование мыслей великих людей, рассуждение, описание картин природы и т. п.}.

ПРИМЕРЫ-ИЛЛЮСТРАЦИИ
Далее следует рассмотреть конкретные примеры из текста (не меньше двух). Примеры-иллюстрации доказывают, что затронутая проблема действительно существует. Именно с их помощью раскрывается проблема. Нужно ответить на вопросы:
• на каком материале автор раскрывает данную проблему? («автор раскрывает проблему на примере…»)
• на что автор обращает особое внимание? («автор обращает особое внимание на..», «автор неслучайно…»).

Нужно передать содержание приведённых в тексте примеров, но помните, что пишете Вы не изложение, а сочинение, поэтому постарайтесь передать идеи автора своими словами; можете использовать отдельные цитаты, но не увлекайтесь ими. Почувствуйте то, как автор пытается подвести нас к пониманию своей главной мысли (к авторской позиции).

Важно следующее:
● если мы пишем, что делают герои – это пересказ, который НЕ допустим в комментарии.
● если мы пишем, что думает автор – это уже комментарий.

Существует три способа приведения примеров-иллюстраций:
1) Прямая речь(Автор утверждает: «…»). Крайне не рекомендуются делать цитаты большими. Также следует помнить о знаках препинания.
2) Косвенная речь(Автор утверждает, что…). В этом случае риск совершить ошибку минимальный.
3) Ссылка на предложения(В предложениях 5-7 автор утверждает, что…). В этом случае есть риск совершить фактическую ошибку (а это минус ПЯТЬ баллов), неверно указав номера предложений (пропустив предложение / написав лишнее предложение).

Клише:
• Автор раскрывает предложенную проблему на примере…
• Рассуждая о данной проблеме, автор приводит в пример…
• Для раскрытия данной проблемы автор…
• Понять важность проблемы помогает случай, произошедший…
• Автор обращается к собственному жизненному опыту и вспоминает…
• Автор текста приводит в пример ситуацию, когда…
• Автор неслучайно приводит слова…
• Автор разделяет мнение…
• Симпатии автора на стороне…
• Автор осуждает…
• Автор также обращается к…
• Похожую ситуацию автор описывает…
• В противовес этому примеру автор рассказывает о…

ПОЯСНЕНИЯ К ПРИМЕРАМ
Пояснение – это объяснение того, почему этот пример иллюстрирует проблему. Ответьте на вопросы:
зачем вообще автор даёт этот пример;
• как данный пример иллюстрирует сформулированную проблему;
• какова роль этого примера в тексте;
как оценить поступки, слова и действия героев (хорошо это или плохо).

Клише:
• Этот пример иллюстрирует заявленную проблему, так как…
• Этим примером автор показывает своё отношение к…
• Этот пример показывает, что…
• Этим примером автор хочет сказать, что…
• Эти слова убедительно доказывают, что…
• Автор описывает эти события, чтобы…
• Я думаю, этим примером автор хотел показать…
• Мысли (слова) героя позволяют увидеть…
• Поступок героя показывает, что…
• Автор неслучайно обращает наше внимание на…
• Я думаю, описанная ситуация заслуживает особого внимания, потому что…

СВЯЗЬ МЕЖДУ ПРИМЕРАМИ
Связь может быть обозначена либо МЕЖДУ примерами, либо ПОСЛЕ всех примеров.

Клише (связки ПОСЛЕ примеров):
• Сравнивая этих героев (примеры, ситуации, точки зрения), мы видим, что…
• Автор сопоставляет…
• Сопоставляя различные точки зрения на…, автор подчёркивает…
• Для раскрытия проблемы автор изображает двух героев, каждый из которых по-своему понимает…
• Размышляя над проблемой, писатель противопоставляет двух героев, каждый из которых воплощает в себе разное отношение к жизни.
<…>
• Противопоставляя эти примеры (этих героев), автор показывает…
• Автор противопоставляет приведённые примеры, чтобы показать…
• Автор не соглашается с, казалось бы, очевидными доводами и приводит свои доводы в пользу…
• Несмотря на то что все убеждены в правильности…, герой (автор) думает иначе.
• Оба приведённых примера, дополняя друг друга, позволяют увидеть…

Клише (связки МЕЖДУ примерами):
• Почему же герой так поступает? Ответ на этот вопрос мы находим далее.
• Что стало причиной этих событий (поступков героя)? Об этом автор пишет далее.

ФИПИ даёт следующую табличку для выявления смысловой связи. Её можно использовать, если Вы хотите обозначить связь МЕЖДУ примерами.

P.S.

Между

примерами можно написать вопрос из

второго

столбика, а

начать второй пример

– используя клише из

третьего

столбика.

IV. Авторская точка зрения.
Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, раздумывая над проблемой.
Если проблема текста формулируется в виде вопроса, то позиция автора — это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Для того чтобы выявить позицию автора, постарайтесь ответить на следующие вопросы:
• Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?
• Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?

Авторская позиция может быть явной, когда в тексте даётся прямая оценка описанных фактов, событий, звучит призыв к читателю. Но нередко бывает, что позиция автора прямо не выражена. Тогда её выявление требует умения видеть скрытый смысл, понимать иронию, раскрывать сложные метафоры и т.д.
Еще одна сложность состоит в разграничении позиции автора и героя-рассказчика. Заметим, что если герой совершает дурные поступки или высказывает мысли, противоречащие общепризнанным нормам морали, то автор, скорее всего, не одобряет такого героя и его отношение к жизни.

Варианты написания авторской точки зрения, если повествование ведётся от 1-го лица:
• Автор считает, что…
• Позиция автора такова:…
• Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…
• Автор убеждает нас в том, что…
• Основная мысль текста заключается в том, что…
• Автор доказывает, что…
• Позиция автора заключается в том, что…
• По мнению автора, … (С позиции автора, …; С точки зрения автора, …)
• В тексте доказывается мысль о том, что…
• Авторскую позицию лучше всего, на мой взгляд, характеризуют слова: «…»
• Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно чётко. Она заключается в следующем:
{если текст публицистический, то авторская позиция – это ответ на поставленный самим автором вопрос. Тогда можно процитировать ту часть текста, в которой, по Вашему мнению, ясно определяется авторская позиция}.

Варианты написания авторской точки зрения, если повествование не ведётся от 1-го лица:
• Хотя точка зрения автора не выражена явно, логика текста убеждает нас в том, что…
• Хотя точка зрения автора не выражена явно, эмоциональная окраска текста убеждает нас в том, что…
• Автор не выражает свою точку зрения явно, но мы понимаем, что…
• Мне довольно трудно выявить авторскую точку зрения, так как текст художественный, NN не даёт готового решения вопроса о том, что … Он заставляет читателя самостоятельно сделать вывод, найти решения проблемы. И всё-таки, наблюдая за тем, как автор относится к своим героям, какими изобразительно-выразительными средствами он рисует картину действительности
{если Вы пишете об этих средствах, обязательно назовите, обратитесь к рецензии, к заданию №26, но только если уверены в правильности решения}, я позволю себе предположить, что авторская позиция заключается в следующем:…

Комментируя авторскую позицию, можно воспользоваться и такими оборотами:
Автор:
• посвящает свою статью;
• эмоционально воздействует на читателя;
• делает читателя своим союзником;
• образно воссоздаёт картину происходящего (изображаемого);
• раскрывает сущность поставленных проблем;
• точно формулирует мысль;
• заставляет читателя задуматься над проблемой;
• показывает злободневность рассматриваемой им проблемы;
• пытается найти причины негативных (позитивных) явлений;
• убеждает читателя в правоте своей позиции;
• пытается найти в читателе единомышленника;
• ставит ряд нравственных вопросов, требующих немедленного разрешения;
• пишет интересно и ново о старых проблемах;
• говорит с тревогой о наболевших проблемах;
• открыто заявляет о своей гражданской позиции по отношению к …

Также можно использовать следующие речевые клише:

Определяем авторскую позицию

Нужно понять, как автор относится к проблеме и как он сам отвечает на вопросы, которые ставит в тексте. Чтобы быть уверенными в том, что вы правильно определили позицию автора, напишите, как вы её вычленили, что помогло вам понять отношение автора к проблеме.

Авторская позиция бывает не всегда очевидна, особенно в художественных текстах. В таком случае можно написать: «Автор не доносит прямо свою позицию, оставляя читателю простор для размышлений» или «Из текста видно, что автор симпатизирует герою, хотя это не прописано».

Оформление аргумента и правильная подача

Новый абзац — это новая мысль, так или иначе связанная с предыдущей, поэтому необходимо продумать грамотные логические переходы от одной мысли к другой. Вы можете использовать следующие слова и словосочетания для выражения связи между абзацами:

  1. вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и др. (последовательность развития мысли);
  2. однако, между тем, в то время как, тем не менее (отношения противоречия, противопоставления);
  3. следовательно, поэтому, благодаря этому, вследствие этого, кроме того, к тому же (причинно-следственные отношения);
  4. обратимся к…, вспомним также, остановимся на…, перейдём к…,необходимо остановиться на…, необходимо рассмотреть…(переход от одной мысли к другой);
  5. итак, таким образом, значит, в заключение хочу отметить, всё сказанное позволяет сделать вывод, подводя итог, следует сказать… (итог, вывод).

Оформляем мысли грамотно

Сочинение — это публицистический жанр. Ваш текст должен быть написан в соответствии с требованиями к этому жанру.

В сочинении не должно быть:

  • разговорной лексики, слэнга;
  • большого количества англицизмов и неологизмов;
  • грубых и нецензурных слов;
  • научных терминов и оборотов;
  • канцеляризмов;
  • излишней высокопарности;
  • устаревших слов и выражений.

Необходимо писать грамотно, литературным языком, используя нейтральную лексику.

Примеры и шаблоны собственого мнения для сочинения егэ по русскому языку

Примеры оформления собственного мнения (смотрим только на содержание, критерии 9, 10 не рассматриваем). Собственное мнение появилось в сочинении ЕГЭ по русскому языку с 2022 года.

САМИ ПРИМЕРЫ:

Моя позиция по данной проблеме полностью совпадает с авторской. Если с человеком его детство, окружающий мир воспринимается в ярких красках. Именно детство дарит человеку незабываемое ощущение радости от самых простых, на первый взгляд, вещей. Хорошим примером может послужить история жизни главного героя романа И.А. Гончарова «Обломов» Ильи Ильича Обломова, который с особенным трепетом относился к своим детским воспоминаниям. Герой романа дорожил пережитым в детстве, как самым прекрасным в жизни. Именно такая позиция помогла Обломову сохранить доброту души уже в зрелом возрасте.

Я согласен с автором! Художественное произведение не обязательно должно быть поучительным, навязывать мораль. Оно должно передавать течение жизни во всём его своеобразии: богатстве впечатлений,  открытии вокруг, пусть даже в мелочах. Наверное, ради этого и пишутся книги.

Примеры автора можно легко дополнить ссылками на других классиков и известных художников. Выбор их случаен, но в этой случайности есть и свои преимущества. Толстой, Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Флобер, Ибсен, Блок, Андрей Белый, Есенин – люди различных эпох, среды, темперамента. Однако в признаниях их героев и их собственных есть общее. Увидеть мир, прекрасный сам по себе, так, чтобы почувствовать «природы жаркие объятья», мир во всей его свежести и непосредственности, увидеть небо, как увидел его однажды Болконский, — очень трудно, этому надо учиться.

А учит этому искусство, которое «не боится» открывать великое в простых вещах. Именно об этом пишет Паустовский.

Моя позиция по данной проблеме полностью совпадает с авторской. Художественное произведение не обязательно должно быть поучительным, навязывать мораль. Оно должно передавать «течение жизни», а выводы сделает читатель сам. Ведь мало кому будет интересно читать сборник сухих правил поведения, нравственных правил. И уж совсем мало людей будут следовать им в жизни. Наоборот, жизненная ситуация, описываемая в романе или повести, переживается острее, осмысливается читателем, соотносится с его жизненным опытом. И выводы делаются сознательно.

Я согласна с позицией автора и тоже считаю, что главные уроки человечности мы получаем в детстве, потому что только в детстве мы всё переживаем остро и трепетно, а, значит, и выводы делаем основательно, на всю жизнь.

Рекомендации.

Требования к написанию сочинения и критерии оценивания его в 2022 году значительно изменились. Предлагаю рекомендации по написанию сочинения в свете данных изменений.

Самые распространённые ошибки

Чтобы оценить качество своих аргументов, проверьте, нет ли в сочинении этих ошибок:

Структура идеального эссе

Чтобы Вам было легче сформулировать четкие и понятные аргументы, важно сохранить в сочинении логическую структуру. Лучше всего строить её следующим образом: 

  1. тезис (утверждение) который нужно подтвердить или опровергнуть;
  2. логический переход;
  3. аргумент и так называемый микровывод. 

Рассмотрим пример:

  • Тезис: высказывание Чехова: «В человеке всё должно быть прекрасно: и мысли, и душа, и чувства, и одежда». 
  • Логический переход: действительно, внешне красивый и приятный в общении человек не всегда также красив внутренне, духовно, и этот диссонанс всегда порождает разочарование. Люди не могут обойтись лишь красивой одеждой и миловидной внешностью, ведь от них всегда будут ожидать большего, и если этого не будет, то они лишь временно получат признание общества, и вскоре все от них отвернутся. 
  • Аргумент: вспоминаются русские пословицы «Не всё то золото, что блестит» и «По одёжке встречают, по уму провожают». В русском народе было принято акцентировать внимание на несоответствие внутреннего мира и внешнего облика. Этот диссонанс всегда порождал негативное впечатление, которое портило мнение о людях. Значит, для полного социального одобрения необходимо развиваться всесторонне.
  • Также можно вспомнить о героях романов Пушкина и Лермонтова, Онегине и Печорине. Они были привлекательными людьми,  умели расположить к себе собеседника, очаровывать женщин, но их мысли и души были полны неприязнью и презрением к окружающим, поэтому они приносили несчастья всем, с кем встречались на жизненном пути. Они так и не обрели счастья и признания в обществе, потому что лишь разочаровывали тех, кто в них верил. Микровывод: и народные мудрости, и литературные классики учат нас тому, что человек должен быть прекрасен во всех своих проявлениях, иначе одна его уязвимость сведет на нет все положительные стороны, и он не реализует свой потенциал в полной мере.

Формулируем проблему

Перед формулировкой проблемы определите тему текста: о чем он? о чём размышляет или рассказывает автор? Проблема же — это те вопросы по теме, которые автор ставит перед собой и перед читателем.

В тексте чаще всего несколько проблем. Лучше выбрать ту, которая более очевидна, бросается в глаза. Если вы подойдете к заданию излишне оригинально и опишете проблему, которая, может, и присутствует в тексте, но которой нет в списке ответов у экзаменатора, вам могут снять все баллы по первым 4 критериям (8 баллов!).

Чтобы сформулировать проблему, можно представить ее в виде формулы, где X — это тема, которую мы определили. Тогда проблема — это:

  • Что такое Х?
  • Что не так с Х?
  • Какова роль Х в нашей жизни?
  • Х (или отсутствие X) — это плохо, трагично.

Например, тема текста — материнская любовь. Мы можем:А) порассуждать о том, что такое материнская любовь и зачем она нужна;Б) поговорить о недостатке материнской любви в современном мире;В) высказаться о роли материнской любви в жизни человека;Г) указать на серьёзные последствия нехватки любви для человека или общества.

Хотите получать новые статьи во «вконтакте»?

142172

Читаем задание

В формулировке задания уже содержатся подсказки, которыми вы можете воспользоваться. Например, чётко обозначена структура эссе:

Заключение.

Необходимо подвести итог, отметить важность проблемы, если возможно, предложить своё видение решения проблемы.

Пример.

Таким образом, Ф.М. Достоевский поднял одну из актуальных проблем любого времени – проблему оценивания человека, умения видеть лучшее в каждом, не отворачиваться только потому, что внешне человек может вызывать отрицательные эмоции. Вспомним известную пословицу: «Встречают по одёжке, а провожают по уму». Доброта, милосердие, внимательность, сострадание и многие другие качества личности всегда найдут отклик в сердцах людей. И неважно, красив человек или нет. Душа, внутренний мир, открытое сердце – вот что привлекает нас в людях.

Таковы рекомендации по содержанию сочинения.

Однако много баллов на ЕГЭ можно заработать и по другим критериям.

Каковы эти критерии, как не допустить ошибок и заработать больше баллов – об этом речь пойдёт в следующей статье. Следите за публикациями на сайте.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Как писать аргументы в итоговом сочинении 2022-2020

1) Избегайте общих формулировок. Если в произведении говорится о мести, это не значит, что данное произведение подойдет к любой теме направления.

2) Аргумент должен подтверждать тезис, а тезис будет ответом на вопрос (Пр.Что такое месть? – тезис: Месть– это разрушающая сила.) или расшифровкой понятия («Музыка — универсальный язык мира.» -Тезис: музыка  — это вид искусства, понятный всем).

3) Кол-во аргументов. Можно использовать 1 аргумент, но в этом случае необходимо дать комплексный анализ произведения в рамках темы. Не следует перегружать сочинение литературными аргументами ни для набора слов, ни для получения хорошей оценки. Как правило, это ведет только к плачевным последствиям. 

4) Качество аргумента. 

  • Используйте для подтверждения тезиса только то произведение, которое вы читали, чтобы не допустить фактических ошибок.
  • Не пересказывайте произведение. Необходим анализ и ваши рассуждения. Каждый аргумент должен действительно подтверждать ваш тезис, поэтому необходимо делать микровыводы в соответствии с темой.

1) ЧАСТИЧНЫЙ ПЕРЕСКАЗ (только с учетом нижеизложенных требований)

  • Использовать частичный пересказ содержания литературного произведения. (использовать только те ключевые сюжетные моменты, которые необходимы для раскрытия темы);
  • Помимо опоры на сюжет важно включать важные для раскрытия темы описания – портреты, пейзажи и  другие важные смысловые детали;
  • Комментировать сведения о героях и событиях в русле той проблемы, которая обозначена в теме сочинения.

2) ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ.

  • нужно выбрать такого персонажа, жизнь и поступки которого связаны с формулировкой темы, а также хорошо знать подробности жизни и судьбы героя, детали его портрета, речи, связанных с ним пейзажей и интерьеров, понимать авторское отношение к персонажу, видеть динамику развития его образа, изменения в его характере и поступках);

План анализа литературного героя здесь  

3) АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМАТИКИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ 

 (литературный материал можно привлечь  в форме размышлений о проблемах художественного произведения, связанных с формулировкой темы)

  • важно подобрать для аргументации такое произведение, где можно выделить проблемы, созвучные теме. Нужно вначале сформулировать главную проблему, т.е. выделить главный вопрос, ответом на который станет текст сочинения, а затем обозначить более частные вопросы и соотнести их с проблемами, поставленными в произведении);

4) ОБРАЩЕНИЕ К СИСТЕМЕ ОБРАЗОВ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

  • из системы образов должны быть выбраны главные или второстепенные герои, характеризуя которых, выпускник сможет обосновать свою позицию, размышления о них нужно строить в контексте темы сочинения;
  • пересказ фрагментов, связанных с поступками героев, обязательно должен сопровождаться оценками и комментариями в русле темы);

5) СОПОСТАВЛЕНИЕ ГЕРОЕВ И ФРАГМЕНТОВ РАЗНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

  • в итоговом сочинении достаточно обратиться всего к одному произведению, но при желании можно сопоставить эпизоды или персонажей разных произведений
  • не следует выбирать такие книги, в которых героев и события трудно сопоставить по сходству или различию в ракурсе темы;
  • нельзя только упоминать героев или эпизоды, не демонстрируя знания текста и не аргументируя выдвинутых тезисов; 
  • размышления о героях и событиях разных произведений не должны вестись изолированно, нужно обязательно найти основания для их сопоставления) 

Аргументы к итоговому сочинению

Оцените статью
ЕГЭ Live