Аргументы к итоговому сочинению 2016-2017 года по произведению «Мастер и Маргарита»

Аргументы к итоговому сочинению 2016-2017 года по произведению "Мастер и Маргарита" ЕГЭ

Аргументы к творческой части егэ по русскому языку (по роману м.а. булгакова «мастер и маргарита»)

Аргументы к творческой части ЕГЭ по русскому языку

(по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Немаловажную роль в формировании развернутого высказывания на ЕГЭ по русскому языку играет подбор аргументов. Аргумент – суждение, подтверждение, объяснение, довод, приводимый пишущим в доказательство высказанной мысли, своей точки зрения. Он должен подтвердить важность, жизненность нравственных постулатов (охраняйте природу, любите родину, берегите близких, уважайте старость). В аргументе необходимо соблюдать структуру текста-рассуждения:

  • тезис (утверждение, которое должно быть обосновано);
  • доказательство (объяснения, примеры, раскрывающие суть утверждения);
  • микровывод (итог сказанного).

Известно, что аргументы приводятся не только на основе жизненного, но и читательского опыта. При изучении произведений признанных мастеров слова обращаю внимание учащихся на нравственно-философские проблемы, затронутые в них авторами, на анализ отдельных эпизодов, затем ученики сами подбирают аргументы по волнующим их вопросам, работая с текстом.

Проблемы, поднятые

автором

Аргументы, подготовленные обучающимися

Проблема веры

1. В романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» поднимается проблема веры. По мысли автора, истинная вера – это богатство и защита человека. Ее нет у Берлиоза – героя романа, известного литератора, председателя правления МАССОЛИТа. Он ни во что не верит, отрицает существование и бога, и дьявола, несёт в мир ложные ценности, за что и расплачивается своей головой.

Банк аргументов для сочинения в егэ

ПРОБЛЕМА СТОЙКОСТИ И МУЖЕСТВА РУССКОЙ АРМИИ ВО ВРЕМЯ ВОЕННЫХ ИСПЫТАНИЙ

1. В романе Л.Н. Тостого «Война и мир» Андрей Болконский убеждает своего друга Пьера Безухова в том, что битву выигрывает армия во что бы то ни стало желающая победить противника, а не имеющая лучшую диспозицию. На Бородинском поле каждый русский солдат сражался отчаянно и самоотверженно, зная, что за его спиной находится древняя столица, сердце России, Москва.

2. В повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…» пять молодых девушек, которые выступили против немецких диверсантов, погибли, защищая родину. Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Соня Гурвич и Галя Четвертак могли остаться в живых, но они были уверены в том, что нужно бороться до конца. Зенитчицы проявили отвагу и выдержку, показали себя истинными патриотами.

ПРОБЛЕМА НЕЖНОСТИ

1. примером жертвенной любви служит Джен Эйр, героиня одноименного романа Шарлотты Бронте. Джен с радостью стала глазами и руками самого дорогого для неё человека, когда он ослеп.

2. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» Марья Болконская терпеливо выносит суровость отца. Она с любовью относится к старому князю, несмотря на его непростой характер. Княжна даже не задумывается над тем, что отец зачастую излишне требователен к ней. Любовь Марьи искренняя, чистая, светлая.

ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ЧЕСТИ

1. В романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» для Петра Гринёва важнейшим жизненным принципом была честь. Даже перед угрозой смертной казни Пётр, присягнувший на верность императрице, отказался признать в Пугачёве государя. Герой понимал, что это решение могло стоить ему жизни, но чувство долга взяло верх над страхом. Алексей Швабрин, напротив, совершил предательство и потерял собственное достоинство, когда перешел в стан самозванца.

2. Проблема сохранения чести поднимается в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Два сына главного героя совершенно не похожи. Остап — честный и отважный человек. Он никогда не предавал своих товарищей и погиб, как герой. Андрий — романтическая натура. Ради любви к полячке он предаёт родину. Личные интересы у него на первом плане. Андрий умирает от рук отца, который не смог простить предательства. Таким образом, всегда нужно оставаться честным прежде всего с самим собой.

ПРОБЛЕМА ПРЕДАННОЙ ЛЮБВИ

1. В романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Пётр Гринёв и Маша Миронова любят друг друга. Пётр защищает честь возлюбленной в поединке со Швабриным, который оскорбил девушку. В свою очередь, Маша спасает Гринёва от ссылки, когда «просит милости» у императрицы. Таким образом, в основе отношений Маши и Петра лежит взаимопомощь.

2. Самоотверженная любовь — одна из тем романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Женщина способна принимать интересы и устремления возлюбленного, как свои, помогает ему во всем. Мастер пишет роман — и это становится содержанием жизни Маргариты. Она переписывает набело готовые главы, старается, чтобы мастер был спокоен и счастлив. В этом женщина видит своё предназначение.

ПРОБЛЕМА РАСКАЯНИЯ

1. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» показан долгий путь к раскаянию Родиона Раскольникова. Уверенный в справедливости своей теории «разрешения крови по совести», главный герой презирает себя за собственную слабость и не осознаёт тяжести совершенного преступления. Однако вера в Бога и любовь к Соне Мармеладовой приводят Раскольникова к покаянию.

ПРОБЛЕМА ПОИСКА СМЫСЛА ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

1. В рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» американский миллионер служил «золотому тельцу». Главный герой считал, что смысл жизни заключается в накоплении богатства. Когда Господин умер, то оказалось, что подлинное счастье прошло мимо него.

2. В романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» Наташа Ростова видит смысл жизни в семье, любви к родным и близким. После свадьбы с Пьером Безуховым главная героиня отказывается от светской жизни, полностью посвящает себя семье. Наташа Ростова нашла своё предназначение в этом мире и стала поистине счастливой.

ПРОБЛЕМА ЛИТЕРАТУРНОЙ БЕЗГРАМОТНОСТИ И НИЗКОГО УРОВНЯ ОБРАЗОВАННОСТИ СРЕДИ МОЛОДЁЖИ

1. В «Письмах о добром и прекрасном» Д.С. Лихачёв утверждает, что книга обучает человека лучше любого произведения. Известный учёный восхищается способностью книги воспитывать личность, формировать её внутренний мир. Академик Д.С. Лихачёв приходит к выводу, что именно книги учат мыслить, делают человека интеллигентным.

2. Рэй Брэдбери в романе «451 градус по Фаренгейту» показывает, что произошло с человечеством после того, как были полностью уничтожены все книги. Может показаться, что в подобном обществе не существует социальных проблем. Разгадка кроется в том, что оно просто бездуховно, так как нет литературы, способной заставить людей анализировать, задумываться, принимать решения.

ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

1. В романе И.А. Гончарова «Обломов» Илья Ильич вырос в атмосфере постоянной опеки со стороны родителей и воспитателей. В детстве главный герой был любознательным и активным ребёнком, но чрезмерная забота привела к апатичности и безвольности Обломова во взрослой жизни.

2. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» в семье Ростовых царит дух взаимопонимания, верности, любви. Благодаря этому Наташа, Николай и Петя стали достойными людьми, унаследовали доброту, благородство. Таким образом, условия, созданные Ростовыми, способствовали гармоничному развитию их детей.

ПРОБЛЕМА РОЛИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

1. В повести Б.Л. Васильева «Летят мои кони…» смоленский доктор Янсон трудится не покладая рук. Главный герой в любую погоду спешит на помощь больным. Благодаря своей отзывчивости и профессионализму, доктор Янсон сумел снискать любовь и уважение всех жителей города.

2. В повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант» Пётру Попельскому пришлось преодолеть немало трудностей, чтобы найти своё место в жизни. Несмотря на слепоту, Петрусь стал пианистом, который своей игрой помогал людям стать чище сердцем и добрее душой.

ПРОБЛЕМА СОЛДАТСКОЙ СУДЬБЫ НА ВОЙНЕ

1. Трагически сложилась судьба главных героинь повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…». Пять молодых зенитчиц выступили против немецких диверсантов. Силы были не равны: все девушки погибли. Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Соня Гурвич и Галя Четвертак могли остаться в живых, но они были уверены в том, что нужно бороться до конца. Девушки стали примером стойкости и отваги.

2. В повести В.Быкова «Сотников» рассказывается о двух партизанах, которые попали в плен к немцам во время Великой Отечественной войны. Дальнейшая судьба солдат сложилась по-разному. Так Рыбак предал родину и согласился служить немцам. Сотников же отказался сдаваться и выбрал смерть.

ПРОБЛЕМА ЭГОИЗМА ВЛЮБЛЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

1. В повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» Андрий из-за любви к полячку перешёл в стан врага, предал брата, отца, родину. Юноша, не поколебавшись, решился выйти с оружием против своих вчерашних товарищей. Для Андрия личные интересы стоят на первом месте. Молодой человек погибает от рук отца, который не смог простить предательства и эгоизма младшего сына.

2. Недопустимо, когда любовь становится одержимостью, как у главного героя П.Зюскинда «Парфюмер. История одного убийцы». Жан-Батист Гренуй не способен на высокие чувства. Всё, что представляет для него интерес, это запахи, создание аромата, внушающего людям любовь. Гренуй — пример эгоиста, который для осуществления своей меты идёт на самые тяжкие преступления.

ПРОБЛЕМА ПРЕДАТЕЛЬСТВА

1. В романе В.А. Каверина «Два капитана» Ромашов неоднократно предавал людей, окружавших его. В школе Ромашка подслушивал и доносил заведующему всё, что говорили о нем. Позже Ромашов дошёл до того, что стал собирать сведения, доказывающие вину Николая Антоновича в гибели экспедиции капитана Татаринова. Все действия Ромашки низкие, разрушающие не только его жизнь но и судьбы других людей.

2. Ещё более глубокие последствия влечёт за собой поступок героя повести В.Г. Распутина «Живи и помни». Андрей Гуськов дезертирует и становится предателем. Эта непоправимая ошибка не только обрекает его на одиночество и изгнание из общества, но и является причиной самоубийства жены Настёны.

ПРОБЛЕМА ОБМАНЧИВОСТИ ВНЕШНЕГО ВИДА

1. В романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» Элен Курагина, несмотря на свою блистательную внешность и успех в обществе, не отличается богатым внутренним миром. Её главные приоритеты в жизни — деньги и слава. Таким образом, в романе эта красавица является воплощением зла и духовного падения.

2. В романе Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» Квазимодо — горбун, преодолевший немало трудностей на протяжении жизни. Внешность главного героя совершенно неприглядна, но за ней скрывается благородная и прекрасная душа, способная искренне любить.

ПРОБЛЕМА ПРЕДАТЕЛЬСТВА НА ВОЙНЕ

1. В повести В.Г. Распутина «Живи и помни» Андрей Гуськов дезертирует и становится предателем. В начале войны главный герой честно и мужественно сражался, ходил в разведку, никогда не прятался за спинами товарищей. Однако через некоторое время Гуськов задумался, почему именно он должен воевать. В тот момент эгоизм взял верх, и Андрей совершил непоправимую ошибку, которая обрекла его на одиночество, изгнание из общества и стала причиной самоубийства жены Настёны. Муки совести терзали героя, но он уже был не в силах что-либо изменить.

2. В повести В. Быкова «Сотников» партизан Рыбак предает родину и соглашается служить «великой Германии». Его товарищ Сотников, напротив, является примером стойкости. Несмотря на нестерпимую боль, испытываемую им во время пыток, партизан отказывается говорить правду полицаям. Рыбак осознает низость своего поступка, хочет бежать, но понимает, что дороги назад нет.

ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ ЛЮБВИ К РОДИНЕ НА ТВОРЧЕСТВО

1. Ю.Я. Яковлев в рассказе «Разбуженный соловьями» пишет о трудном мальчике Селюжёнке, которого окружающие не любили. Однажды ночью главный герой услышал трель соловья. Прекрасные звуки поразили ребёнка, пробудили интерес к творчеству. Селюжёнок записался в художественную школу, и с тех пор отношение взрослых к нему изменилось. Автор убеждает читателя, что природа пробуждает в душе человека лучшие качества, помогает раскрыться творческому потенциалу.

Про ЕГЭ:  Аргументы на тему "Природа" к сочинению ЕГЭ. Часть 1. Проблемы природы, отношения к природе, животным, борьбы с миром природы, вмешательства в мир природы, красоты природы, влияния природы на характер

2. Любовь к родному краю — главный мотив творчества живописца А.Г. Венецианова. Его кисти принадлежит ряд картин, посвященных жизни простых крестьян. «Жнецы», «Захарка», «Спящий пастушок» — вот мои любимые полотна художника. Быт простых людей, красота природы России побудили А.Г. Венецианова на создание картин, которые уже более двух столетий привлекают внимание зрителей своей свежестью и искренностью.

ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ ДЕТСКИХ ВОСПОМИНАНИЙ НА ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА

1. В романе И.А. Гончарова «Обломов» главный герой считает детство самой счастливой порой. Илья Ильич вырос в атмосфере постоянной опеки со стороны родителей и воспитателей. Чрезмерная забота стала причиной апатичности Обломова во взрослой жизни. Казалось, что любовь к Ольге Ильинской должна была разбудить Илью Ильича. Однако его образ жизни остался неизменным, потому что уклад родной Обломовки навсегда оставил след в судьбе главного героя. Таким образом, детские воспоминания повлияли на жизненный путь Ильи Ильича .

2. В стихотворении «Мой путь» С.А. Есенин признался, что детские годы сыграли важную роль в его творчестве. Когда-то в девять лет вдохновленный природой родного села мальчик написал своё первое произведение. Таким образом, детство предопределило жизненный путь С.А. Есенина.

ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ЖИЗЕННОГО ПУТИ

1. Главная тема романа И.А. Гончарова «Обломов» — судьба мужчины, не сумевшего избрать верный жизненный путь. Писатель особо подчёркивает, что апатичность и неспособность к труду превратили Илью Ильича в праздного человека. Отсутствие силы воли и каких-либо интересов не позволили главному герою стать счастливым и реализовать свои возможности.

2. Из книги М. Мирского «Исцеляющий скальпелем. Академик Н.Н. Бурденко» я узнала, что выдающийся врач сначала учился в духовную семинарию, но вскоре понял, что хочет посвятить себя медицине. Поступив в университет, Н.Н. Бурденко увлёкся анатомией, что в скором времени помогло ему стать известным хирургом.
3. Д.С. Лихачёв в «Письмах о добром и прекрасном» утверждает, что «нужно прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить». Этими словами академик подчёркивает, что судьба непредсказуема, но важно оставаться великодушным, честным и небезразличным человеком.

ПРОБЛЕМА СОБАЧЬЕЙ ПРЕДАННОСТИ

1. В повести Г.Н. Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо» рассказана трагическая судьба шотландского сеттера. Пёс Бим отчаянно пытается найти своего хозяина, у которого случился сердечный приступ. На своём пути собака сталкивается с трудностями. К сожалению, хозяин находит питомца уже после того, как пса убили. Бима с уверенностью можно назвать настоящим другом, преданным хозяину до конца своих дней.

2. В романе Эрика Найта «Лесси» семье Керраклафов приходится отдать свою колли другим людям из-за финансовых трудностей. Лесси тоскует по прежним хозяевам, и это чувство лишь усиливается, когда новый владелец увозит её далеко от родного дома. Колли сбегает и преодолевает множество препятствий. Несмотря на все трудности, собака воссоединяется с прежними хозяевами.

ПРОБЛЕМА МАСТЕРСТВА В ИСКУССТВЕ

1. В повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант» Пётру Попельскому пришлось преодолеть немало трудностей, чтобы найти своё место в жизни. Несмотря на слепоту, Петрусь стал пианистом, который своей игрой помогал людям стать чище сердцем и добрее душой.

2. В рассказе А.И. Куприна «Тапёр» мальчик Юрий Агазаров — музыкант-самоучка. Писатель подчёркивает, что юный пианист удивительно талантлив и трудолюбив. Одаренность мальчика не остаётся незамеченной. Его игра поразила знаменитого пианиста Антона Рубинштейна. Так Юрий стал известен всей России как один из талантливейших композиторов.

ПРОБЛЕМА ЗНАЧИМОСТИ ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА ДЛЯ ПИСАТЕЛЕЙ

1. В романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго» главный герой увлекается поэзией. Юрий Живаго — свидетель революции и гражданской войны. Эти события находят отражение в его стихотворений. Так сама жизнь вдохновляет поэта на создание прекрасных произведений.

2. Тема призвания писателя поднимается в романе Джека Лондона «Мартин Иден». Главный герой — матрос, который на протяжении многих лет занимался тяжелым физическим трудом. Мартин Иден побывал в разных странах, видел жизнь простых людей. Всё это стало главной темой его творчества. Так жизненный опыт позволил стать простому матросу известным писателем.

ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ МУЗЫКИ НА ДУШЕВНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА

1. В повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» Вера Шеина испытывает духовное очищение под звуки сонаты Бетховена. Слушая классическую музыку, героиня успокаивается после пережитых ею испытаний. Волшебные звуки сонаты помогли Вере обрести внутреннее равновесие, найти смысл дальнейшей жизни.

2. В романе И.А. Гончарова «Обломов» Илья Ильич влюбляется в Ольгу Ильинскую, когда слушает её пение. Звуки арии «Casta Diva» пробуждают в его душе чувства, которые он никогда не испытывал. И.А. Гончаров подчёркивает, что давно Обломов не ощущал «такой бодрости, такой силы, которая, казалось, поднялась со дна души, готовая на подвиг».

ПРОБЛЕМА МАТЕРИНСКОЙ ЛЮБВИ

1. В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» описана сцена прощания Петра Гринёва с матерью. Авдотья Васильевна была подавлена, когда узнала, что сыну нужно надолго уезжать на службу. Прощаясь с Петром, женщина не смогла сдержать слёз, потому что для неё не могло быть ничего тяжелее расставания с сыном. Любовь Авдотьи Васильевны искренняя и необъятная.

ПРОБЛЕМА ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА О ВОЙНЕ НА ЧЕЛОВЕКА

1. В повести Льва Кассиля «Великое противостояние» Сима Крупицына каждое утро слушала по радио сводки новостей с фронта. Однажды девушка услышала песню «Священная война». Сима была так взволнована словами этого гимна защиты Отечества, что решила пойти на фронт. Так произведение искусства вдохновило главную героиню на подвиг.

ПРОБЛЕМА ЛЖЕНАУКИ

1. В романе В.Д. Дудинцева «Белые одежды» профессор Рядно глубоко убежден в правоте биологического учения, одобренного партией. Ради личной выгоды академик разворачивает борьбу против учёных-генетиков. Рядно яро отстаивает лженаучные взгляды и идёт на самые бесчестные поступки, чтобы добиться славы. Фанатизм академика приводит к гибели талантливых учёных, прекращению важных исследований.

2. Г.Н. Троепольский в повести «Кандидат наук» выступает против тех, кто отстаивает ложные взгляды и идеи. Писатель убежден, что такие учёные тормозят развитие науки, а следовательно, общества в целом. В повести Г.Н. Троепольский делает акцент на необходимость борьбы с лжеучёными.

ПРОБЛЕМА ПОЗДНЕГО РАСКАЯНИЯ

1. В повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» Самсон Вырин остался один после того, как его дочь сбежала с ротмистром Минским. Старик не терял надежды найти Дуню, но все попытки оставались безуспешными. От тоски и безысходности смотритель умер. Лишь через несколько лет Дуня приехала на могилу отца. Девушка почувствовала себя виноватой в смерти смотрителя, но раскаяние пришло слишком поздно.

2. В рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма» Настя оставила свою мать и уехала в Петербург, чтобы построить карьеру. Катерина Петровна предчувствовала скорую смерть и не раз просила дочь навестить её. Однако Настя осталась равнодушной к судьбе матери и не успела приехать на её похороны. Девушка раскаялась лишь на могиле Катерины Петровны. Так К.Г. Паустовский утверждает, что нужно быть внимательными к своим близким.

ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ

1. В.Г. Распутин в очерке «Вечное поле» пишет о своих впечатлениях от поездки на место Куликовской битвы. Писатель отмечает, что прошло более шести сот лет и за это время многое изменилось. Однако память об этом сражении до сих пор живёт благодаря обелискам, воздвигнутым в честь предков, отстоявших Русь.

2. В повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…» пять девушек пали, сражаясь за родину. Через много лет их боевой товарищ Федот Васков и сын Риты Осяниной Альберт вернулись на место гибели зенитчиц, чтобы установить могильную плиту и увековечить их подвиг.

ПРОБЛЕМА ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ОДАРЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

1. В повести Б.Л. Васильева «Летят мои кони…» смоленский доктор Янсон является примером бескорыстия, совмещенного с высоким профессионализмом. Талантливейший врач каждый день в любую погоду спешил на помощь больным, не требуя ничего взамен. За эти качества доктор снискал любовь и уважение всех жителей города.

2. В трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» рассказана история жизни двух композиторов. Сальери пишет музыку, для того чтобы прославиться, а Моцарт бескорыстно служит искусству. Из-за зависти Сальери отравил гения. Несмотря на смерть Моцарта, его произведения живут и волнуют сердца людей.

ПРОБЛЕМА РАЗРУШИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ВОЙНЫ

1. В рассказе А. Солженицына «Матренин двор» изображена жизнь русской деревни после войны, которая привела не только к экономическому упадку, но и к утрате нравственности. Жители деревни потеряли часть своего хозяйства, стали чёрствыми и бессердечными. Таким образом, война приводит к непоправимым последствиям.

2. В рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» показан жизненный путь солдата Андрея Соколова. Его дом был разрушен врагом, а семья погибла во время бомбардировки. Так М.А. Шолохов подчёркивает, что война лишает людей самого ценного, что у них есть.

ПРОБЛЕМА ПРОТИВОРЕЧИВОСТИ ВНУТРЕННЕГО МИРА ЧЕЛОВЕКА

1. В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров отличается умом, трудолюбием, целеустремленностью, но в то же время студент зачастую бывает резок и груб. Базаров осуждает людей, поддающихся чувствам, но убеждается в неправильности своих взглядов, когда влюбляется в Одинцову. Так И.С. Тургенев показал, что людям свойственна противоречивость.

2. В романе И.А. Гончарова «Обломов» Илья Ильич обладает как отрицательными, так и положительными чертами характера. С одной стороны, главный герой апатичен и несамостоятелен. Обломову не интересна реальная жизнь, она вызывает у него скуку и усталость. С другой стороны, Илья Ильич отличается искренностью, душевностью, умением понять проблемы другого человека. В этом заключается неоднозначность характера Обломова.

ПРОБЛЕМА СПРАВЕДЛИВОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛЮДЯМ

1. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Порфирий Петрович расследует дело об убийстве старухи-процентщицы. Следователь – тонкий знаток человеческой психологии. Он понимает мотивы преступления Родиона Раскольникова и отчасти сочувствует ему. Порфирий Петрович даёт молодому человеку шанс явиться с повинной. Это впоследствии послужит смягчающим обстоятельством в деле Раскольникова.

2. А.П. Чехов в рассказе «Хамелеон» знакомит нас с историей о споре, вспыхнувшем из-за укуса собаки. Полицейский надзиратель Очумелов пытается решить, заслуживает ли она наказания. Вердикт Очумелова зависит лишь от того, принадлежит ли собака генералу или нет. Надзиратель не ищет справедливости. Его главная цель – выслужиться перед генералом.


ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ

1. В повести В.П. Астафьева «Царь-рыба» Игнатьич на протяжении многих лет занимался браконьерством. Однажды рыбаку на крючок попался гигантский осётр. Игнатьич понимал, что одному ему не под силу справиться с рыбой, но жадность не позволила позвать брата и механика на помощь. Вскоре за бортом оказался сам рыбак, опутанный своими сетями и крючками. Игнатьич понимал, что может погибнуть. В.П. Астафьев пишет: «Реки царь и всей природы царь — на одной ловушке». Так автор подчёркивает неразрывную связь человека и природы.

2. В повести А.И. Куприна «Олеся» главная героиня живёт в гармонии с природой. Девушка чувствует себя неотъемлемой частью окружающего мира, умеет видеть его красоту. А.И. Куприн особо подчёркивает, что любовь к природе помогала Олесе сохранить душу неиспорченной, искренней и прекрасной.

ПРОБЛЕМА РОЛИ МУЗЫКИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Про ЕГЭ:  Подтяните знания с репетитором за лето | Тренажёр по русскому языку (10 класс) на тему: | Образовательная социальная сеть

1. В романе И.А. Гончарова «Обломов» музыка играет важную роль. Илья Ильич влюбляется в Ольгу Ильинскую, когда слушает её пение. Звуки арии «Casta Diva» пробуждают в его сердце чувства, которые он никогда не испытывал. И.А Гончаров особо подчёркивает, что давно Обломов не ощущал «такой бодрости, такой силы, которая, казалось, вся поднялась со дна души, готовая на подвиг». Таким образом, музыка способна пробудить в человеке искренние и сильные чувства.

2. В романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» песни сопровождают казаков на протяжении всей жизни. Они поют в военных походах, в поле, на свадьбах. Казаки вкладывают в пение всю душу. В песнях раскрывается их удаль, любовь к Дону, степям.

ПРОБЛЕМА ВЫТЕСНЕНИЯ КНИГ ТЕЛЕВИДЕНИЕМ

1. В романе Р. Брэдбери «451о по Фаренгейту» изображено общество, которое опирается на массовую культуру. В этом мире люди, умеющие критически мыслить, оказываются вне закона, а книги, заставляющие задумываться о жизни, уничтожаются. Литературу вытеснило телевидение, которое стало главным развлечением для людей. Они бездуховны, их мысли подчинены стандартам. Р. Брэдбери убеждает читателей, что уничтожение книг неминуемо ведёт к деградации общества.

2. В книге «Письма о добром и прекрасном» Д.С Лихачев задумывается над вопросом: почему телевидение вытесняет литературу. Академик считает, что это происходит потому, что телевизор отвлекает от забот, заставляет, не торопясь, посмотреть какую-нибудь передачу. Д.С. Лихачев видит в этом угрозу для человека, потому что телевизор «диктует – как смотреть и что смотреть», делает людей безвольными. По мнению филолога, только книга способна сделать человека духовно богатым и образованным.


ПРОБЛЕМА РУССКОЙ ДЕРЕВНИ

1. В рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор» изображена жизнь русской деревни после войны. Люди не только обеднели, но и стали чёрствыми, бездуховными. Только Матрёна сохранила чувство жалости к другим и всегда приходила на помощь нуждающимся. Трагическая смерть главной героини – это начало гибели нравственных устоев русской деревни.

2. В повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой» изображена судьба жителей острова, который должны затопить. Старикам тяжело прощаться с родной землёй, где они провели всю свою жизнь, где похоронены их предки. Финал повести трагичен. Вместе с деревней исчезают её обычаи и традиции, которые на протяжении столетий передавались из поколения в поколение и формировали неповторимый характер жителей Матёры.

ПРОБЛЕМА ОТНОШЕНИЯ К ПОЭТАМ И ИХ ТВОРЧЕСТВУ

1. А.С. Пушкин в стихотворении «Поэт и толпа» называет «чернью тупой» ту часть российского общества, которая не понимала цель и смысла творчества. По мнению толпы, стихотворения отвечать интересам общества. Однако А.С. Пушкин считает, что поэт перестанет быть творцом, если подчинится воле толпы. Таким образом, главной целью поэта является не всенародное признание, а стремление сделать мир прекраснее.

2. В.В. Маяковский в поэме «Во весь голос» видит предназначение поэта в служении народу. Поэзия – это идеологическое оружие, способное вдохновить людей, побудить к великим свершениям. Таким образом, В.В. Маяковский считает, что следует отказаться от личной творческой свободы ради общей великой цели.

ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ УЧИТЕЛЯ НА УЧЕНИКОВ

1. В рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского» классный руководитель Лидия Михайловна – символ человеческой отзывчивости. Учительница помогла сельскому мальчику, который учился далеко от дома и жил впроголодь. Лидии Михайловне пришлось пойти против общепринятых правил, чтобы выручить ученика. Дополнительно занимаясь с мальчиком, учительница преподала ему не только уроки французского, но и уроки доброты и сочувствия.

2. В сказке-притче Антуана де Сент_Экзюпери «Маленький принц» старый Лис стал для главного героя учителем, рассказывающим о любви, дружбе, ответственности, верности. Он открыл принцу главную тайну мироздания: «главное глазами не увидишь – зорко только сердце». Так Лис преподал мальчику важный жизненный урок.

ПРОБЛЕМА ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ-СИРОТАМ

1. В рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов потерял семью во время войны, но это не сделало главного героя бессердечным. Всю оставшуюся любовь главный герой отдал беспризорному мальчику Ванюшке, заменив ему отца. Так М.А. Шолохов убеждает читателя, что, несмотря на жизненные трудности, нужно не терять способность сочувствовать сиротам.

2. В повести Г. Белых и Л. Пантелеева «Республика ШКИД» изображена жизнь учащихся школы социально-трудового воспитания для беспризорников и малолетних преступников. Следует отметить, что не все учащиеся смогли стать порядочными людьми, но большинство сумели найти себя и пошло по правильному пути. Авторы повести утверждают, что государство должно с вниманием относиться к детям-сиротам, создавать для них специальные учреждения, чтобы искоренить преступность.

ПРОБЛЕМА РОЛИ ЖЕНЩИНЫ В ВОВ

1. В повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…» пять молодых девушек-зенитчиц погибли, сражаясь за Родину. Главные героини не побоялись выступить против немецких диверсантов. Б.Л. Васильев мастерски изображает контраст между женственностью и жестокостью войны. Писатель убеждает читателя, что женщины наравне с мужчинами способны на боевые подвиги и героические поступки.

2. В повести В.А. Закруткина «Матерь человеческая» показана судьба женщины во время войны. Главная героиня Мария потеряла всю семью: мужа и ребёнка. Несмотря на то, что женщина осталась совсем одна, её сердце не очерствело. Мария выходила семь ленинградских сирот, заменила им мать. Повесть В.А. Закруткина стала гимном русской женщине, пережившей множество лишений и бед во время войны, но сохранившей доброту, сочувствие, желание помогать другим людям.

ПРОБЛЕМА ИЗМЕНЕНИЙ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

1. А. Кнышев в статье «О великий и могучий новый русский язык!» с иронией пишет о любителях заимствований. По мнению А. Кнышева, речь политиков и журналистов зачастую становится нелепой, когда она перегружена иностранными словами. Телеведущий уверен, что чрезмерное использование заимствований засоряет русский язык.

2. В. Астафьев в рассказе «Людочка» связывает изменения в языке с падением уровня культуры человека. Речь Артёмки-мыло, Стрекача и их приятелей засорена уголовным жаргоном, что отражает неблагополучие общества, его деградацию.

ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

1. В.В. Маяковский в стихотворении «Кем быть? поднимает проблему выбора профессии. Лирический герой задумывается, как найти верный жизненный путь и род деятельности. В.В. Маяковский приходит к выводу, что все профессии хороши и одинаково нужны людям.

2. В рассказе Е. Гришковца «Дарвин» главный герой после окончания школы выбирает дело, которым хочет заниматься всю жизнь. Он осознаёт «ненужность происходящего» и отказывается учиться в институт культуры, когда смотрит спектакль, сыгранный студентами. В юноше живёт твёрдая уверенность в том, что профессия должна быть полезной, приносить удовольствие.

Борьба добра и зла

Все мы привыкли разделять зло и добро как две силы, управляющие человеком. В религии есть Бог, который выступает на стороне добра и Дьявол, или Сатана, который считается символом зла. Булгаков привлекает в своем произведении и того и другого. Но вот понятия «зло» и «добро» автор видит несколько иначе.

Он пытается донести до читателя, что эти силы уравновешивают друг друга, а быть добрым или злым решает только сам человек. Воланд и его свита, казалось бы, несут зло, представляя собой Дьявола и его отряд. Но в романе они скорее являются воплощением справедливости, лишь наказывая людей за их проступки, предоставляя им выбор, а не склоняя на свою сторону. Бог представлен в романе в виде персонажа по имени Иешуа. Он является воплощением Иисуса.

Мастер в своем романе описывает его как обычного человека с философскими идеями и нестандартным взглядом на жизнь. Он принимает всех людей и утверждает, что злых не существует – существуют обиженные. В качестве судьи выступает Понтий Пилат. Ему предстоит сделать сложный выбор между правдой и карьерой.

Бородинское сражение в романе «Война и мир» сочинение-рассуждение

Вариант 2

С самого детства взрослые твердят, что классика плохим вещам не научит, что её нужно читать, необходимо все время анализировать. Действительно ли это на самом деле?

Возьмём на рассмотрение роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».

Перед глазами читателя раскрывается целые миры, в каждом из которых есть свои действующие персонажи.

Проблема взаимоотношений

Первый мир — это мир людей, в котором господствует обыденность и серость. Вокруг все алчны и лицемерны. Зачем писатель преподносит читателям подобный мир? Чтобы все те, кто решил прочесть его творение, задумались над глобальной проблемой. Проблемой взаимоотношения людей и проблемой привязанности индивидуумов к материальным ценностям. Разве это не требует внимания? Классика дает не лучший урок? Что ж, если так, двинемся дальше…

В этом мире среди этой серости есть двое возлюбленных, чья любовь прекрасна и блаженна, но так недоступна… Такой любовью уже никто не любит, таким взглядом уже никто не смотрит, такой страстью уже никто не обладает… Считает Булгаков. И здесь на первый план выходит проблема любви.

Несправедливость

Второй мир, который рисует Булгаков, — это мир Воланда и его свиты. Здесь он, сатана, его подданные — кот Бегемот, демон Азазелло и Коровин, стараются бороться с несправедливостью. Они посланы на эту землю, чтобы восторжествовала справедливость и порядок.

И главная проблема, что явно бросается в глаза, — это проблема несправедливости этого бренного мира. Как с ней бороться, если не будет этой торжествующей силы, никто не знает… И для этого писатели и создают свои произведения. Чтобы все читающие задавались вопросами.

Проблема власти

Все тесты

  • Тест на темуИстория философии древней Греции: школы, яркие представители5 вопросов
  • Тест на темуТайна рождения, правления и смерти царя Миноса5 вопросов
  • Тест на темуАртемида — древнегреческая богиня охоты5 вопросов
  • Тест на темуМифы и интересные факты о богине Бастет5 вопросов
  • Тест на темуРоль и место бога Посейдона в древнегреческой мифологии5 вопросов
  • Тест на темуОписание древнегреческого бога Гермеса5 вопросов
  • Тест на темуПроисхождение и культ бога Юпитера в Древнем Риме5 вопросов
  • Тест на темуКакие соседи были у Римской империи?5 вопросов
  • Тест на темуКраткое описание шумерских городов-государств5 вопросов
  • Тест на темуИстория второй войны Рима с Карфагеном5 вопросов
  • Тест на темуПричины, ход и итоги восстания Спартака5 вопросов
  • Тест на темуПричины распада державы Александра Македонского5 вопросов
  • Тест на темуКак жили древние ацтеки: общество, жертвоприношения, наука5 вопросов
  • Тест на темуОбраз жизни, права и обязанности метеков в Древней Греции5 вопросов
  • Тест на темуИстория древнегреческого циклопа Полифема5 вопросов
  • Тест на темуИстория древней Финикии5 вопросов
  • Тест на темуКультура и искусство Древней Индии5 вопросов
  • Тест на темуКультура и искусство Древнего Египта5 вопросов
  • Тест на темуИстория битвы при Гавгамелах5 вопросов
  • Тест на темуОсобенности спартанского воспитания и обучения5 вопросов
  • Тест на темуКраткий экскурс в викторианскую эпоху5 вопросов
  • Тест на темуКто в разные эпохи правил Англией5 вопросов
  • Тест на темуИстория правления короля Сигизмунда 35 вопросов
  • Тест на темуПричины и ход великого отступления 1915 года5 вопросов
  • Тест на темуСуть и значение Русской Правды — первого свода законов5 вопросов
  • Тест на темуОсновные положения доктрины Монро и итоги ее принятия5 вопросов
  • Тест на темуИстория Смоленского сражения: предыстория, ход и итоги5 вопросов
  • Тест на темуКраткая история государства Могулистан4 вопроса
  • Тест на темуПричины появления и история существования Боспорского царства5 вопросов
  • Тест на темуВосстание против Золотой Орды в Твери в 1327 году5 вопросов
  • Тест на темуЖизнь посадских людей в средневековой Руси5 вопросов
  • Тест на темуПредпосылки и теории образования Древнерусского государства5 вопросов
  • Тест на темуОсновные положения “Правды Ярославичей”5 вопросов
  • Тест на темуКатегории населения в Древней Руси5 вопросов
  • Тест на темуВосстание в Киеве в 1068 году и разгром половцев5 вопросов
  • Тест на темуИстория возникновения английского парламента5 вопросов
  • Тест на темуХод битвы на Косовом поле и ее последствия5 вопросов
  • Тест на темуОписание торгового пути из варяг в греки5 вопросов
  • Тест на темуЧереда монгольских завоеваний: от Чингисхана до Тамерлана5 вопросов
  • Тест на темуИстория Монгольской империи: становление, расцвет и падение5 вопросов
  • Тест на темуОсобенности феодального общества в период Средневековья5 вопросов
  • Тест на темуПричины и итоги гражданской войны в Англии5 вопросов
  • Тест на темуКраткая история династии Гогенцоллернов в Германии5 вопросов
  • Тест на темуКак проходила революция в США и чего удалось добиться?5 вопросов
  • Тест на темуПричины и итоги кубинской революции5 вопросов
  • Тест на темуУсловия и последствия заключения Парижского мира5 вопросов
  • Тест на темуМир культуры эпохи Просвещения: художественная литература, музыка, живопись5 вопросов
  • Тест на темуКраткое описание эпохи раннего Нового времени5 вопросов
  • Тест на темуЗарождение и устройство республики соединенных провинций Нидерландов5 вопросов
  • Тест на темуЧто спровоцировало распад арабского халифата?5 вопросов
Про ЕГЭ:  ЕГЭ 2020, Русский язык, 50 вариантов, Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ЕГЭ, Васильевых И.П., Гостева Ю.Н., Дощинский Р.А., Смирнова М.С.
  • Тест на темуНазначение осадкомера и нюансы его использования5 вопросов
  • Тест на темуОпределение и характеристики нулевого меридиана5 вопросов
  • Тест на темуПервое кругосветное путешествие Фернана Магеллана5 вопросов
  • Тест на темуСкандинавский полуостров5 вопросов
  • Тест на темуВиды и источники питания рек5 вопросов
  • Тест на темуНазвания и характеристика карликовых планет Солнечной системы5 вопросов
  • Тест на темуОписание покровных ледников: характеристики, расположение5 вопросов
  • Тест на темуКакие есть вулканы в Евразии: названия с описанием5 вопросов
  • Тест на темуОпределение и расчет ресурсообеспеченности стран5 вопросов
  • Тест на темуСписок республик России со столицами5 вопросов
  • Тест на темуХарактеристики населения Урала: численность, плотность, размещение5 вопросов
  • Тест на темуХарактеристики горы Народной: расположение на карте, климат5 вопросов
  • Тест на тему10 самых крупных городов на Урале5 вопросов
  • Тест на темуЖивотные, населяющие Северный Ледовитый океан5 вопросов
  • Тест на темуМаршруты и виды внутреннего водного транспорта России5 вопросов
  • Тест на темуОписание традиционных религий в России5 вопросов
  • Тест на темуКакие животные обитают в Евразии5 вопросов
  • Тест на темуОписание Пиренейского полуострова: рельеф, климат, страны5 вопросов
  • Тест на темуГеографическое описание Японского моря5 вопросов
  • Тест на темуГеографическое описание Южного Ледовитого океана5 вопросов
  • Тест на темуПлемя бушменов: где и как живут кустарниковые люди5 вопросов
  • Тест на темуСамые крупные экологические катастрофы мира5 вопросов
  • Тест на темуОсновные законы, обеспечивающие движение планет Солнечной системы5 вопросов
  • Тест на темуКак происходит процесс образования почвы5 вопросов
  • Тест на темуОбщая географическая характеристика стран Зарубежной Европы5 вопросов
  • Тест на темуОбзор крупных городов Франции5 вопросов
  • Тест на темуОсобенности географического положения Франции5 вопросов
  • Тест на темуСамые большие страны Зарубежной Европы5 вопросов
  • Тест на темуКлиматические условия и природные зоны Египта5 вопросов
  • Тест на темуСостав и характеристики экономически активного населения5 вопросов
  • Тест на темуРасположение и характеристики Татарского пролива5 вопросов
  • Тест на темуЕсть ли в России анклавы и где они находятся?5 вопросов
  • Тест на темуФормы и особенности рельефа Северного Кавказа5 вопросов
  • Тест на темуМногообразие природных ресурсов на Урале5 вопросов
  • Тест на темуГеографическое описание реки Терек5 вопросов
  • Тест на темуМногообразие природных ресурсов на Урале3 вопроса
  • Тест на темуКраткая характеристика островов, принадлежащих России5 вопросов
  • Тест на темуКак и почему рельеф местности влияет на климат?5 вопросов
  • Тест на темуКак и из чего образуются горы?5 вопросов
  • Тест на темуСтраны социалистического лагеря в 21 веке5 вопросов
  • Тест на темуДеление Зарубежной Европы на субрегионы5 вопросов
  • Тест на темуПонятие и расчет миграционного прироста населения5 вопросов
  • Тест на темуХарактеристика арктического климатического пояса5 вопросов

Выбор героев

Роман Михаила Булгакова поднимает немало сложных тем, которые были и будут актуальны практически во все времена. Проблематика «Мастера и Маргариты» показана кратко в таблице:

Проблема Какие персонажи участвуют
Выбор Понтий Пилат, Мастер, Маргарита и многие другие
Нравственность Понтий Пилат, Иуда из Кириафа
Творчество Мастер, Иван Бездомный, писатели МАССОЛИТа.
Одиночество Мастер, Понтий Пилат
Любовь Мастер, Маргарита

Первая проблема, встречающаяся в романе — это проблема выбора. Каждый персонаж, живущий в Москве или в историческом произведении Мастера, стоит перед выбором. У каждого он свой. Даже эпизодические герои все время решают быть или не быть, брать или не брать.

Любовь в романе

Мастер был одинок и знакомых почти не имел. Однажды, выиграв по облигации большие деньги, он снял подвальные комнаты в небольшом доме, приобрел книги и начал творить. Позже произошел случай «гораздо более восхитительный», чем выигрыш — писатель встретил женщину, красивую, с одиночеством в глазах, и его жизнь стала полной.

Женщина была хорошо обеспечена и совершенно благополучна по мнению окружающего общества. Булгаков восклицал: «Боги, боги мой! Что же нужно было этой женщине». Но в душе она была одинока и несчастлива — любви в ее жизни не было. Смысл пришел в жизнь Маргариты вместе с писателем.

Любовь сделала героев другими людьми. Они поняли, что сама судьба свела их и созданы они друг для друга. Любовь поразила их мгновенно, как «молния, как поражает финский нож». Новая возлюбленная стала вдохновлять Мастера писать великий роман. Маргарита приняла его интересы как свои, обрела счастье, став «тайной женой». Они начали жить, будто до этого любви не было.

На их долю выпало немало испытаний, но ни расставание, ни безвестность о судьбе не погасили любовь. Наоборот, трудности сподвигли их на отчаянную борьбу. Отстаивая любовь, Маргарита пережила угрызения совести перед мужем, который не был виноват в том, что она встретила писателя. Она пошла на сделку с дьяволом и была королевой на балу.

Несколько интересных сочинений

  • Толстой Л. Н.
  • Герои произведения Сказка о мертвой царевне сочинение
    Главная героиня сказки Пушкина родилась в царской семье, но росла без материнской заботы. От того, что баловать девочку было некому, в царевне воплотились самые лучшие человеческие качества.
  • Сочинение по поэме Василий Теркин 8 класс
    Александр Твардовский написал поэму «Василий Теркин» в 1941 году в марте. Поэма посвящена вечно теме, которая всегда остается актуальной. Это тема – война. И имеется в виду даже не только война на поле боя, но и война
  • Лирические отступления в романе Евгений Онегин Пушкина
    Лирические отступления – этот сознательный отход автора от темы повествования. Для чего они нужны? С помощью них Пушкин хочет показать сюжеты прошлого в настоящем, своё авторское отношение к ним
  • Критика о повести Метель Пушкина (отзывы)
    Произведение представляет собой новеллу, входящую в состав нескольких повестей, опубликованных писателем в виде сборника под названием «Повести Белкина».

Проблема нравственности

Нравственная сторона дел, слов и выбора в произведении подчеркивается как основа существования. В работе Мастера, с точки зрения нравственности, главные фигуры — это Понтий Пилат и Иуда из Кириафа. Молодой симпатичный человек одержим женщинами и деньгами.

За сделки с совестью платить приходится всем. За безнравственный выбор кто-то лишается ума, кто-то покоя, а кто-то и вовсе жизни. Рядовые москвичи тоже совершают ошибки: Бенгальский много пустословит, Андрей Фокич — скупой, Алоизий Могарыч — доносчик и подлец. Все эти люди понесли наказание.

Разум и чувства.

Герои: Мастер, Маргарита

Литературный пример: Любовь между Мастером и Маргаритой вспыхнула, как только они увидели друг друга: «Так поражает молния! Так поражает финский нож!». Героиня любит мастера всем своим сердцем, вдыхает жизнь в его квартирку. Свою внутреннюю силу и энергию она отдает роману своего возлюбленного.

Герои очень разные. Мастер спокоен, задумчив. Маргарита же сильная и резкая. Мастер воплощает в себе раздумье, мысль, Маргарита – действие. Они настолько близки духовно, что просто не могут существовать раздельно. Будучи безумно одинокими до своей встречи, герои обретают понимание, поддержку, искренность и тепло.

Сочинение 3

В принципе, проблемы в этом романе становятся задачами, которые решаются героями. Ничего удивительного, ведь герои тут и Иешуа, и Воланд… Не нужно пояснять, кого они собой представляют.

Конечно, некоторые проблемы-задачи вечны. Например, те, которые в человеческой природе. Вечный квартирный вопрос! И тот с юмором решен разменом одной квартиры на другую. Вечно люди жадничают, ленятся, трусят в основной своей массе, но и доброта остаётся в их сердце.

Это показано и в эпизоде с Фридой. Недостатки людей проявляются не только в московской современной части романа, но и в древней. Ведь Пилат по большому счету испугался, что подумают, хотя точно понимал, что Иешуа – могущественный святой. Как Воланд испытывал москвичей, так и Иешуа испытал Пилата.

В общем, встаёт проблема человеческой натуры – её слабости, а иногда даже подлости, но при этом её доброты. Чаще проявляются отрицательные качества, ведь жизнь похожа на то самое варьете, много суеты и соблазнов. Но тем более ценно, что люди готовы пожертвовать своим интересами ради других.

Даже Мастер, которого интересуют только его роман и Маргарита, не безразличен к суете жизни. Ему ведь обидно, что его книгу не принимают, что критики пишут гадкие статьи. Мог бы сказать, что он выше всего этого, что его роман гениально правдив – и точка.

В эпоху Иешуа те же проблемы, только скорости не такие высокие. Там тоже сплетни, пиры, деньги, статус, отношения… Но ещё одна проблема романа, это соотношение Добра и Зла. То есть эти две силы – сторона одной медали? Когда Воланд говорит с апостолом, тот явно относится к нему, как к кому-то ужасному, неприятному.

Значит, основная проблема романа – соотношение добра и зла в мире и в самом человеке, а уж от этого идёт миллион других мелких частных проблем. У меня получилось так.

Творческие трудности

Творческие проблемы в романе описаны на примере трех образов. Самая низшая форма, в которой главенствуют бездарность и бюрократия — это Дом литераторов, возглавляемый Берлиозом. Здесь в жизнь воплощена некрасовская формула: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».

Ивану Бездомному удалось прозреть и рассмотреть творчество под другим углом, конечно, не без помощи нечистой силы. Познакомившись с Мастером, он сумел прикоснуться к истинным ценностям, но работать по заказу он уже не сможет.


Наконец, Мастер — высшее проявление творческого начала. Труд становится смыслом его жизни, ни деньги, ни слава, ни положение не интересуют его. Он понимает, что роман наоборот разрушит его жизнь, ведь он не вписывается в рамки правил МАССОЛИТа.

Оцените статью
ЕГЭ Live