Аргументы для сочинения 9.3 на тему: Равнодушие (ОГЭ по русскому языку) | Литрекон

Аргументы для сочинения 9.3 на тему: Равнодушие (ОГЭ по русскому языку) | Литрекон ЕГЭ

Вступление

Равнодушие людей друг к другу способно уничтожить любые лучшие начинания, привести к непоправимой трагедии. Бесчеловечное отношение уничтожает наше настоящее, следовательно, и будущее. Оно взращивает в человеческой душе холодность, отсутствие чести, самолюбование и эгоизм. А доброта, честность и достоинство теряют былую значимость, постепенно приводя человечество к саморазрушению.

«крокодиловы слёзы», а.п. чехов — равнодушие

Главный герой – хозяин ломбарда Иудин – совершенно безразличен к проблемам людей, приносящих ему вещи в последней надежде получить деньги. С притворной горечью рассуждая о социальной несправедливости, о скупости богатых и унизительном существовании бедняков, на которых высшим слоям общества наплевать, главный герой сам не стремится облегчить нелёгкую участь своих просителей. Ни одну вещь он не оценивает достойно, напротив, максимально снижает цену, говоря: «А то ведь и прогореть недолго».

«крыжовник», а.п. чехов — равнодушие

Николай Иванович Чимша-Гималайский — всю жизнь мечтал об одном – купить поместье и разводить там крыжовник. Ко всему, кроме жизни барином и разведения крыжовника, герой был безучастен. Своей мечте он посвятил все силы, от жадности даже жену в могилу свёл.

Чехов показывает, как жалка жизнь героя, стремится донести до читателя, что равнодушие ко всему, кроме собственного благополучия и спокойствия, губительно для души человека. Чехов словами рассказчика обращается к читателям с призывом не быть равнодушными к проблемам других людей.

Авторская позиция

А.П. Чехов пытается предостеречь читателя от подобных поступков. По его мнению, безжалостность, бесчувственность, равнодушие, бесчеловечность легко могут стать причиной жизненной трагедии тех, кто в определенный момент нуждается в помощи ближайшего окружения.

Аргумент №2

В рассказе К. Паустовского «Телеграмма» рассказана история взаимоотношений матери и дочери, на которых тоже лежит отпечаток равнодушия и безразличия. Много лет пожилая женщина Катерина Ивановна страдала от тяжелой болезни и отправляла телеграммы дочери с просьбой приехать и навестить ее.

Женщина боялась, что может умереть и не увидеть больше дочери. Дочь не придавала значения просьбам матери, была равнодушна к ним. В результате, смогла навестить ее только во время похорон. Бессердечие и невнимательность к родным, любимым может оставить тяжелый след не только на их жизни, но и нас самих заставить сожалеть о том, чего не сделали в свое время.

Аргументы

  • Равнодушие – главная черта характера флегматиков.
  • Равнодушный человек не умеет радоваться чужим победам и сопереживать чужому горю.
  • Равнодушного человека можно назвать эгоистом.
  • Опасность равнодушия заключается в том, что оно может повлиять на чужую судьбу.
  • Равнодушный человек не способен сочувствовать и испытывать сострадание.
  • Равнодушный человек не интересуется чужими проблемами, ему безразлична судьба окружающих.
  • Равнодушие – это отсутствие заинтересованности и безразличное отношение к окружающему миру.
  • Равнодушный человек может оставить без помощи того, кому она жизненно необходима.
  • Равнодушные люди видят только собственный интерес.
  • Равнодушие губит и ожесточает сердца, делает людей инертными.

Примеры из художественной литературы

Н.В. Гоголь «Шинель».

В повести Н.В. Гоголя «Шинель» изображено общество, которому нет дела до такого человека как Акакий Акакиевич Башмачкин. Он работал в государственном департаменте и занимал очень низкую должность, настолько незначительную, что никто его не уважал. В надежде изменить свою жизнь Акакий Акакиевич начал копить деньги на новую шинель.

Ему казалось, что с ней он добьется всеобщего уважения. Ради осуществления мечты главный герой отказал себя буквально во всём, даже перестал зажигать свечи по вечерам. И когда, наконец, его желание осуществилось, на него действительно обратили внимание.

Новость о том, что у Башмачкина новая шинель, моментально облетела весь департамент. Все сбежались посмотреть на неожиданную обновку, а один из чиновников даже пригласил Акакия Акакиевича в гости. Главный герой не мог отказать себе в удовольствии ещё раз блеснуть перед всеми шикарной шинелью, поэтому принял предложение.

На этом вечере он был впервые по-настоящему счастлив. Его замечали, с ним общались на равных, ему улыбались и спрашивали его мнение. Башмачкин даже представить себе не мог, что когда-нибудь дождётся такого дня. Однако счастье длилось не долго, по дороге домой на него напали грабители и отняли выстраданную шинель.

Аргументы к сочинению

Финал рассказа трагичен: подозвав доверчивого пса, отец стреляет ему в ухо. Прочитав это, мы понимаем, что на самом деле отец убил не собаку, точнее не только её. В первую очередь он убил в ребёнке его душу. Таким образом, писатель утверждает, что жестокость взрослого может привести только к ненависти, к утрате веры в сострадание, добро и справедливость.

  В сказке-притче А. Сент-Экзюпери «Маленький принц» рассказчик, самолёт которого потерпел аварию в пустыне, знакомится с Маленьким Принцем, который обо всём расспрашивает, всем интересуется. И вот однажды, когда рассказчик был особенно занят ремонтом самолёта, мальчик задал ему очередной вопрос, от которого рассказчик отмахнулся, сказав, что он у него совсем нет времени.

И тогда Маленький Принц заявил ему, что он ведёт себя совсем как взрослый и поведал историю о дельце, с которым он познакомился на одной планете. Этот делец занимался тем, что считал звёзды и записывал цифры в тетрадь. Он постоянно заявлял о себе, что он человек серьезный и ему некогда заниматься глупостями, в том числе и вести беседы о малосущественных вещах.

Но Маленькому Принцу как раз занятие дельца казалось совсем несерьёзным, хотя и забавным. Ведь звёзды не шарф, который можно замотать вокруг шеи и унести с собой, и не роза, которую можно понюхать и тоже взять с собой. Записывать звёзды на бумажку и класть её в банк – странное занятие, по мнению Принца. На эти слова мальчика делец лишь открыл рот и не нашёл что сказать.

Бессердечность и любовь

Тема равнодушия нередко поднимается в произведениях, где на передний план выходит любовная линия. Одно из них — роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Для главного героя этой книги его собственное безразличие стало началом краха. Он оказался глух к любви Татьяны и отверг её чувства, когда она призналась в симпатии.

Похожая тема рассматривается в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Печорин похож на Онегина своим спокойным, равнодушным отношением к жизни, в которой он не видит красок или смысла. Единственной радостью он видит свою возлюбленную Веру.

Но это не приносит ему счастья — персонаж считает себя неспособным на долгосрочные, сильные чувства. Страсти оказывается недостаточно для побуждения к действиям — Печорин считает, что не способен сделать любимую счастливой, и окончательно разочаровывается.

Все тесты

  • Тест на темуИстория философии древней Греции: школы, яркие представители5 вопросов
  • Тест на темуТайна рождения, правления и смерти царя Миноса5 вопросов
  • Тест на темуАртемида — древнегреческая богиня охоты5 вопросов
  • Тест на темуМифы и интересные факты о богине Бастет5 вопросов
  • Тест на темуРоль и место бога Посейдона в древнегреческой мифологии5 вопросов
  • Тест на темуОписание древнегреческого бога Гермеса5 вопросов
  • Тест на темуПроисхождение и культ бога Юпитера в Древнем Риме5 вопросов
  • Тест на темуКакие соседи были у Римской империи?5 вопросов
  • Тест на темуКраткое описание шумерских городов-государств5 вопросов
  • Тест на темуИстория второй войны Рима с Карфагеном5 вопросов
  • Тест на темуПричины, ход и итоги восстания Спартака5 вопросов
  • Тест на темуПричины распада державы Александра Македонского5 вопросов
  • Тест на темуКак жили древние ацтеки: общество, жертвоприношения, наука5 вопросов
  • Тест на темуОбраз жизни, права и обязанности метеков в Древней Греции5 вопросов
  • Тест на темуИстория древнегреческого циклопа Полифема5 вопросов
  • Тест на темуИстория древней Финикии5 вопросов
  • Тест на темуКультура и искусство Древней Индии5 вопросов
  • Тест на темуКультура и искусство Древнего Египта5 вопросов
  • Тест на темуИстория битвы при Гавгамелах5 вопросов
  • Тест на темуОсобенности спартанского воспитания и обучения5 вопросов
  • Тест на темуКраткий экскурс в викторианскую эпоху5 вопросов
  • Тест на темуКто в разные эпохи правил Англией5 вопросов
  • Тест на темуИстория правления короля Сигизмунда 35 вопросов
  • Тест на темуПричины и ход великого отступления 1915 года5 вопросов
  • Тест на темуСуть и значение Русской Правды — первого свода законов5 вопросов
  • Тест на темуОсновные положения доктрины Монро и итоги ее принятия5 вопросов
  • Тест на темуИстория Смоленского сражения: предыстория, ход и итоги5 вопросов
  • Тест на темуКраткая история государства Могулистан4 вопроса
  • Тест на темуПричины появления и история существования Боспорского царства5 вопросов
  • Тест на темуВосстание против Золотой Орды в Твери в 1327 году5 вопросов
  • Тест на темуЖизнь посадских людей в средневековой Руси5 вопросов
  • Тест на темуПредпосылки и теории образования Древнерусского государства5 вопросов
  • Тест на темуОсновные положения “Правды Ярославичей”5 вопросов
  • Тест на темуКатегории населения в Древней Руси5 вопросов
  • Тест на темуВосстание в Киеве в 1068 году и разгром половцев5 вопросов
  • Тест на темуИстория возникновения английского парламента5 вопросов
  • Тест на темуХод битвы на Косовом поле и ее последствия5 вопросов
  • Тест на темуОписание торгового пути из варяг в греки5 вопросов
  • Тест на темуЧереда монгольских завоеваний: от Чингисхана до Тамерлана5 вопросов
  • Тест на темуИстория Монгольской империи: становление, расцвет и падение5 вопросов
  • Тест на темуОсобенности феодального общества в период Средневековья5 вопросов
  • Тест на темуПричины и итоги гражданской войны в Англии5 вопросов
  • Тест на темуКраткая история династии Гогенцоллернов в Германии5 вопросов
  • Тест на темуКак проходила революция в США и чего удалось добиться?5 вопросов
  • Тест на темуПричины и итоги кубинской революции5 вопросов
  • Тест на темуУсловия и последствия заключения Парижского мира5 вопросов
  • Тест на темуМир культуры эпохи Просвещения: художественная литература, музыка, живопись5 вопросов
  • Тест на темуКраткое описание эпохи раннего Нового времени5 вопросов
  • Тест на темуЗарождение и устройство республики соединенных провинций Нидерландов5 вопросов
  • Тест на темуЧто спровоцировало распад арабского халифата?5 вопросов
Про ЕГЭ:  Поступай как знаешь. Полный гид по бесплатным местам и проходным баллам в вузах Петербурга
  • Тест на темуНазначение осадкомера и нюансы его использования5 вопросов
  • Тест на темуОпределение и характеристики нулевого меридиана5 вопросов
  • Тест на темуПервое кругосветное путешествие Фернана Магеллана5 вопросов
  • Тест на темуСкандинавский полуостров5 вопросов
  • Тест на темуВиды и источники питания рек5 вопросов
  • Тест на темуНазвания и характеристика карликовых планет Солнечной системы5 вопросов
  • Тест на темуОписание покровных ледников: характеристики, расположение5 вопросов
  • Тест на темуКакие есть вулканы в Евразии: названия с описанием5 вопросов
  • Тест на темуОпределение и расчет ресурсообеспеченности стран5 вопросов
  • Тест на темуСписок республик России со столицами5 вопросов
  • Тест на темуХарактеристики населения Урала: численность, плотность, размещение5 вопросов
  • Тест на темуХарактеристики горы Народной: расположение на карте, климат5 вопросов
  • Тест на тему10 самых крупных городов на Урале5 вопросов
  • Тест на темуЖивотные, населяющие Северный Ледовитый океан5 вопросов
  • Тест на темуМаршруты и виды внутреннего водного транспорта России5 вопросов
  • Тест на темуОписание традиционных религий в России5 вопросов
  • Тест на темуКакие животные обитают в Евразии5 вопросов
  • Тест на темуОписание Пиренейского полуострова: рельеф, климат, страны5 вопросов
  • Тест на темуГеографическое описание Японского моря5 вопросов
  • Тест на темуГеографическое описание Южного Ледовитого океана5 вопросов
  • Тест на темуПлемя бушменов: где и как живут кустарниковые люди5 вопросов
  • Тест на темуСамые крупные экологические катастрофы мира5 вопросов
  • Тест на темуОсновные законы, обеспечивающие движение планет Солнечной системы5 вопросов
  • Тест на темуКак происходит процесс образования почвы5 вопросов
  • Тест на темуОбщая географическая характеристика стран Зарубежной Европы5 вопросов
  • Тест на темуОбзор крупных городов Франции5 вопросов
  • Тест на темуОсобенности географического положения Франции5 вопросов
  • Тест на темуСамые большие страны Зарубежной Европы5 вопросов
  • Тест на темуКлиматические условия и природные зоны Египта5 вопросов
  • Тест на темуСостав и характеристики экономически активного населения5 вопросов
  • Тест на темуРасположение и характеристики Татарского пролива5 вопросов
  • Тест на темуЕсть ли в России анклавы и где они находятся?5 вопросов
  • Тест на темуФормы и особенности рельефа Северного Кавказа5 вопросов
  • Тест на темуМногообразие природных ресурсов на Урале5 вопросов
  • Тест на темуГеографическое описание реки Терек5 вопросов
  • Тест на темуМногообразие природных ресурсов на Урале3 вопроса
  • Тест на темуКраткая характеристика островов, принадлежащих России5 вопросов
  • Тест на темуКак и почему рельеф местности влияет на климат?5 вопросов
  • Тест на темуКак и из чего образуются горы?5 вопросов
  • Тест на темуСтраны социалистического лагеря в 21 веке5 вопросов
  • Тест на темуДеление Зарубежной Европы на субрегионы5 вопросов
  • Тест на темуПонятие и расчет миграционного прироста населения5 вопросов
  • Тест на темуХарактеристика арктического климатического пояса5 вопросов
  • Тест на темуСписок стран-архипелагов мира5 вопросов
  • Тест на темуОсобенности климата во Франции5 вопросов
  • Тест на темуТипы и особенности климата Русской равнины5 вопросов

Дополнительные ссылки:

Смотреть в PDF:

Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.

Забота о природе

Проблема взаимоотношений человека и природы стала особенно актуальной с момента вступления в современную индустриальную эру. Рассуждения о ней нередко появлялись в литературе — персонажи и даже целые народы становились жертвой халатного, безразличного отношения к матери-земле. Чтобы предотвратить это, авторы написали несколько занимательных произведений:

  • «Не стреляйте в белых лебедей» Б. Л. Васильева. Эта повесть рассказывает о леснике Егоре Полушкине, который полностью привержен своей работе и ведёт себя как самоотверженный защитник природы. Он храбро борется с браконьерами, пытаясь спасти лес и белых птиц. Его чуткость и инициативу приводят как пример того, почему человечество ещё не истребило всё живое.
  • «Человек, который сажал деревья» Жана Жионо. В рассказе говорится о пастухе, который решил озеленить безжизненный пустырь. На протяжении 40 лет он в одиночку высаживал деревья, превратив пустынную долину в райский уголок. Правительство посчитало это природным явлением и взяло местность под защиту. Со временем её заселили тысячи переселенцев, каждый из которых был обязан новым домом одному пастуху. Произведение не только призывает жителей любить природу, но и показывает, как доброта одного человека может изменить ситуацию к лучшему.
  • «Неизвестный цветок» А. П. Платонова. Главная героиня рассказа — девочка по имени Даша. Она находит цветок, растущий в неблагоприятной среде. Видя, что растение не выживет без помощи, персонаж приводит к нему пионеров. Вместе они удобряют землю, поливают и ухаживают за цветком. Через год читатели видят последствия доброты детей — местность превратилась из пустыря в роскошную поляну. Произведение показывает, что забота об окружающей среде не всегда сопряжена с титаническими усилиями, и каждый маленький шаг человека имеет значение.

Рассмотрев аргументы о равнодушии и отзывчивости в отношении природы, можно прийти к выводу, что её стоит оберегать и отстаивать. От блага природы зависит выживание самого человека, поэтому их взаимоотношения должны быть симбиозом.

Из жизни

Примеры из жизни для сочинения 9.3 придут на выручку даже тогда, когда вся литература забудется.

  1. Пример из личного опыта. Я столкнулся с ужасным равнодушием в больнице, когда обратился за помощью. Талон мне выдали в несуществующий кабинет, но ошибку признавать отказались, и мне пришлось ждать в очереди терапевта, который и вовсе не согласился меня принять, хотя я ждал больше часа. К моему самочувствию и здоровью все были безразличны, я чувствовал себя обманутым, ведь пришел за помощью, а получил хамство и равнодушие. Это качество не сопоставимо с ответственными должностями. Его необходимо искоренить, иначе человек вымрет в прямом смысле слова!
  2. Пример из кино. В фильме 2021 года «Вечные» (режиссер Хлоя Чжао) тоже затронута проблема равнодушия. Икарис знал, что Земле суждено погибнуть ради рождения целестиала. Но он был безразличен к людям, хотя и жил с ними бок о бок тысячи лет. Общаясь с ними, завязывая знакомства и связи, он так и не научился их ценить. Ради абсурдного плана руководства он предал и своих друзей, убив прежнего лидера группы. Безразличие Икариса выражается в том, что он содействовал злу, забыв о своей ответственности за планету и ее будущее. Кроме того, он подставил друзей, а значит, и к ним относился без должного уважения.
  3. Пример из СМИ. Недавно я читала статью о том, как в одном из детских лагерей ребенка систематически лишали еды за то, что он не выполнял правила вожатого. Узнав об этом, мать мальчика начала жаловаться, но сотрудники учреждения не увидели в этой жестокости ничего предосудительного. Они были безразличны к страданиям и здоровью ребенка, а его мать еще и обвинили в том, что она не умеет воспитывать детей. Такое отношение к людям недопустимо. Ведь взрослые видели, как мучается мальчик, но никак ему не помогли. Равнодушие привело их к ожесточению и нравственному ослеплению.
  4. Пример из личного опыта. О равнодушии красноречиво говорит история, рассказанная моим дедом. Однажду моему дедушке Александру Сергеевичу стало плохо на улице. Подвело сердце. Он упал и не мог идти дальше. Но никто даже не помог ему, потому что все думали, что он напился. Люди брезгливо отворачивались, хотя человек умирал прямо у них на глазах. Лишь одна женщина заметила, что дедушке реально плохо. Она спасла ему жизнь. Если бы и она прошла мимо, он бы умер. Вот так безразличие убивает людей в прямом смысле слова.
  5. Пример из истории. Как известно, равнодушие приводит к трагическим последствиям, что доказывает пример из истории. М.А. Шолохов, знаменитый советский писатель, был свидетелем голодомора 1933 года, когда люди умирали сотнями из-за недостатка провизии. К этому привели неудачные советские реформы: коллективизация, продразверстка, раскулачивание крестьян и другие репрессивные меры, убившие деревню. Шолохов написал И. Сталину 4 письма, где описал все ужасы продовольственного кризиса. Он, конечно, ответил отписками, ничем не помог людям, которые страдали по вине его неправильной политики. Равнодушие чиновников, которые жили в царских дворцах и ели серебряными ложками, привело к массовой гибели крестьян.

Из литературы

Хорошие аргументы из литературы для сочинения 9.3 — это уже половина успеха.

Когда равнодушие может стать преступлением?

Безразличие всегда рождает несправедливость, злость и жестокость. Но может ли она стать преступной? В праве мы находим подтверждение, что может: есть уголовные статьи за то, что человек при определенных обстоятельствах не помог другому сохранить жизнь и здоровье.

Одним из самых ярких примеров равнодушия, который на самом деле можно приравнять к преступлению, можно назвать историю Лены Бессольцевой из повести советского писателя В. Железникова «Чучело». Обычный байкот перерос в настоящую травлю, с которой девочка героически справлялась на протяжении года.

Но была ли бы травля такой жестокой, если бы не было равнодушных людей? Ведь не каждый из одноклассников Лены был агитатором нападок на неё, большинство всего лишь безразлично следили за всем со стороны, разрешая происходить жестокости, именно они сделали это «преступление» возможным, их вполне стоило бы приписать к соучастникам противоправного деяния.

Про ЕГЭ:  Баллы ЕГЭ 2021: таблица по русскому языку

Милосердие к врагу

Особенно яркими считаются примеры отзывчивости в литературе, где она была проявлена к врагу. Сочувствие к недругу показывает крайнюю степень доброты персонажа. Пример такого отношения — героиня романа Т. Кудрявцевой «Детский дом. Лёка». Её семья погибла при осаде блокадного Ленинграда, но когда девочка видит захваченных в плен немцев, она испытывает к ним не ненависть, а жалость.

Лёка видит в неприятелях таких же несчастных, обездоленных и голодных людей, что и в друзьях. Она приносит им еду и зазывает других ребят из детского дома сделать то же самое. Когда девочка выросла, она стала врачом, связав дело всей жизни со своей сострадательной натурой.

Общая оценка качеств

И равнодушие, и отзывчивость — неоднозначные понятия. Они могут как спасти, так и погубить человека. Чёрствость, безразличие к судьбе другого традиционно считаются негативными качествами, но от перспективы отдельного человека они делают жизнь в несправедливом мире веселее и проще.

Опасность бездействия

В литературе нередко рассматривается равнодушие как наивысшая жестокость. Аргументом в пользу этого тезиса можно привести повесть Г. Х. Андерсона «Девочка со спичками». Главная героиня этого произведения выброшена на морозную улицу в канун Нового года.

В конце концов девочка начинает жечь спички, которые должна была продавать, но их огня оказывается недостаточно для того, чтобы согреть замерзающее тело. Наутро её находят в сугробе мёртвой. Но убили несчастную не голод и холод, а всеобщее равнодушие проходящих мимо людей, которые были согласны оставить бедняжку её судьбе.

Определения понятия «равнодушие»

В качестве дополнения мы оставляем здесь определения понятия «равнодушие» для сочинения 9.3 на ОГЭ по русскому языку.

  1. Равнодушие – это ужаснейшее качество личности, которое делает его бесчувственным и эгоистичным. Тот, кто обладает этой чертой характера, не способен бескорыстно помогать людям, заботиться о счастье других. 
  2. Равнодушие – одно из наиболее ужасных качеств личности, проявляющееся в отсутствии сострадания и милосердия. Тот, кто обладает этой чертой характера, не способен помогать окружающим, думать о чувствах других людей, собственное благополучие для него превыше всего. Равнодушный человек обречён на одиночество, никто не сможет по-настоящему полюбить того, кто не способен ответить взаимностью. 
  3. Равнодушие – это отрицательное качество личности, из-за которого человек становится эгоистичным и бездушным. Тот, кто обладает этим качеством, не способен на бескорыстную помощь и поддержку.

Относительность великодушия


Интересный взгляд на отзывчивость отражается в литературном произведении И. С. Тургенева «Два богача». Один из героев — зажиточный человек Ротшильд. Он знаменит тем, что тратит огромные деньги на благотворительность:

  • помогает старикам;
  • жертвует средства больницам;
  • вкладывается в воспитание и обучение детей.

Но показное великодушие служит лишь прикрытием для жажды внимания, которым одержим богач. Он жертвует деньги не для общества, а для себя, имитируя показное человеколюбие для возвышения собственной персоны в глазах других.

Ему противопоставляется семья бедняков, которым едва хватает денег на пропитание и кров. Они, несмотря на своё бедственное положение, принимают под крышу девочку-сироту Катю. Ради её благополучия люди готовы не просто поделиться изобилием, а отдать последнее. Писатель восхищается ими, ставя куда выше Ротшильда.

Произведение даёт понять, что каждый может быть отзывчивым, когда это легко. В суждении о человеке нужно учитывать не только его действия, но и возможности.

Отношения с близкими

Опасность и бесчеловечность равнодушия показана особенно ярко в отношении с самыми близкими людьми персонажа. Примером могут послужить взаимоотношения матери с дочерью в рассказе К. Г. Паустовского «Телеграмма». Героиня произведения Настя не виделась со своей престарелой родственницей уже 3 года, лишь изредка посылая ей письма и деньги. Её мать, Екатерина Петровна, очень скучала по дочери, многократно перечитывая написанные ею несколько строк.

Проблема

Проблема равнодушного отношения к людям становится главной в тексте Антона Павловича Чехова, гениального русского писателя начала 20 века. Она не утратила актуальности по сей день. Все чаще можно встретить людей, которые не видят вокруг никого, кроме себя.

Равнодушие

Равнодушен полковник из рассказа. Блистательный, предупредительный, любящий и заботливый отец для Вареньки, в которую страстно влюблён главный герой произведения – Иван Васильевич, он безжалостен к солдату, подвергнутому страшному наказанию – битью шпицрутенами.

Равнодушие к себе

Среди примеров равнодушия из литературы одним из самых страшных и разрушительных оказывается безразличие к самому себе. Его можно ярко увидеть в романе И. А. Гончарова «Обломов». Герой безразличен к своей жизни, не стремится выражать индивидуальность, не готов бороться за собственное счастье. Это проявляется во всех сферах его жизни:

  • забота о внешнем виде;
  • состояние жилья;
  • финансовые дела;
  • личные отношения и любовь.

Равнодушная сущность Ильи Обломова лишает его не только одобрения и признания окружающих, но и возможности жить полноценной жизнью. Отказавшись даже предпринимать попытку построить яркое будущее с Ольгой, он идёт по простому пути и женится на нелюбимой женщине только из-за удобства и доступности. Несчастная жизнь главного героя соотносится с его безразличным отношением к себе и служит хорошим уроком для читателя.

Развитие сочувствия

Литература учит читателей, что сострадание и отзывчивость нужно развивать, а от чёрствости стараться избавиться. Яркими примером такого развития в литературе служит герой романа Дж. Бойна «Мальчик в полосатой пижаме» Бруно. Он — сын офицера армии Германии, который случайно знакомится со своим сверстником-евреем Шмуэлем из концлагеря. Постепенно мальчики становятся друзьями.

Бруно носит другу еду, играет с ним, общается, постепенно становясь более добрым и отзывчивым человеком. После этого ни уроки, ни наставления отца, ни пропаганда не могут заставить мальчика взглянуть на мир глазами нацистов. Но история оканчивается печально — перед отъездом он пробирается в концлагерь в попытке помочь Шмуэлю найти свою семью и погибает вместе с ним в газовой камере. Родители опознают своего сына только по одежде.

Такие черты, как отзывчивость и равнодушие, были присущи множеству персонажей художественной литературы. Они оказали огромное влияние на судьбы героев, изменяя их жизнь как в лучшую, так и в худшую сторону. Показывая сострадание и безразличие в своих произведениях, авторы смогли привлечь внимание читателя ко многим проблемам современности: молчаливому согласию толпы, показушной щедрости, относительности жестокости и милосердия, важности сохранения человеческого облика даже в самых жестоких ситуациях.

Своя позиция

Полностью разделяю позицию автора. Нельзя принимать или не замечать человеческого равнодушия по отношению друг к другу. Любое наше бездействие может спровоцировать ухудшение ситуации, а то и вовсе привести к необратимым последствиям, как в случае с героем АП. Чехова.

«судьба человека», шолохов — отзывчивость

Андрей Соколов (главный герой), переживший фашистский плен, потерявший во время войны всю семью, не очерствел. Его сердце ещё готово любить, поэтому он берёт на себя ответственность и берёт на воспитание мальчика-сироту Ванюшу.

Заключение

Душевность и умение сопереживать – главные качества для каждого человека. Их отсутствие приведет к омертвлению общества, неспособности помогать тем, кто нуждается в поддержке. А ведь рано или поздно в сложной ситуации может оказаться любой из нас.

Отзывчивость

Всё увиденное повергает в шок Ивана Васильевича, случайно ставшего свидетелей этой сцены. Его буквально тошнит от ужаса, так как он не понимает, чем может быть вызвано подобное не просто равнодушное, но бесчеловечное отношение к людям. После этого главный герой принимает решение отказаться от какой бы то ни было карьеры, чтобы никогда в жизни никому, даже случайно, не причинить зла. И из слов других героев мы узнаём, что всю жизнь он занимался помощью близким.

Проблема показной отзывчивости

Несмотря на опасность бездушия для общества, оно нередко может стать выгодным и даже оптимальным для отдельного человека. Примером послужит Иудин из рассказа А. П. Чехова «Крокодиловы слёзы». Он — хозяин ломбарда, который делает вид, что озабочен проблемами низшего класса и всегда готов помогать бедным.

Герой проводит много времени, рассуждая о несправедливости мира и несчастной доле бедных. Однако когда дело доходит до того, чтобы войти в положение людей и помочь им, он действует в противоположном направлении, занижая ценность предложенных вещей. Иудин отказывается войти в чужое положение и думает только о том, как бы не прогореть самому. Такое поведение во многом отражает лицемерие людей в реальном мире.

Аргументы из литературы: равнодушие и отзывчивость

В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой — персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности».

Что же такое равнодушие? «Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть», — писал А.П. Чехов. В словаре Д.Н. Ушакова равнодушие определяется как «безучастное, лишённое интереса, пассивное отношение к окружающему».

Равнодушие — это отрицательное нравственное качество личности, которое проявляется в чёрствости, безразличии, холодности, безучастности, невозмутимости в отношениях с окружающими, то же можно сказать и об отношении к действиям и происходящим событиям. М. Горький предупреждал: «Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека».

«Сердце в людях бывает слепое», — говорит герой  одноимённого рассказа А. Платонова Юшка. «Слепое сердце» — самое плохое, что может быть в людях. Понять другого человека, жертвовать собой, совершать добрые дела обладатель такого сердца не может: он не умеет сострадать и сочувствовать.

Согласно словарю Д.Н. Ушакова, отзывчивость — это «сочувственное отношение к другим, желание помочь». Таким образом, можно говорить о том, что отзывчивость  является положительным душевным качеством, проявляющимся в том, что человек бескорыстно помогает нуждающимся в помощи, проявляет душевную щедрость и чуткость, умеет прощать, терпим и великодушен.

Про ЕГЭ:  Задание 13 — Теория ЕГЭ 2022 по русскому языку

В методических рекомендациях ФИПИ к итоговому сочинению указывается на то, что школьники редко обращаются в своих работах к произведениям современной русской литературы последних десятилетий, публицистике и поэтическим текстам.

Готовясь к сочинению по направлению «Отзывчивость и равнодушие», прочитайте  рассказы современных авторов, которые пишут на морально-этические темы: «Диагноз», «Сыновний долг» Л. Курамшиной, «Свиделись» Л.М. Куликовой, «Говори, мама, говори…» Б. Екимова,  «Фокус с монеткой» С.А. Рудакова, «Детский дом. Лёка» Т. Кудрявцевой; вспомните знакомые критические статьи по выбранной вами тематике, запомните строчки из стихотворения Ольги Фокиной, обращённые к выпускникам:

Видя беду, поспешите на выручку
Без промедления, без опоздания!
Будет без пользы отличная выучка,
Если в душе вашей нет сострадания.
О. Фокина. Третьеклассникам

Схожие мысли высказывает Андрей Дементьев в стихотворении «Как важно вовремя успеть»:

Как важно вовремя успеть
Сказать кому-то слово доброе,
Чтоб от волненья сердце дрогнуло! —
Ведь всё порушить может смерть.

Как важно вовремя успеть
Похлопотать или поздравить,
Плечо надёжное подставить!
И знать, что будет так и впредь.

Но забываем мы подчас
Исполнить чью-то просьбу вовремя,
Не замечая, что обида кровная
Незримо отчуждает нас.

И запоздалая вина
Потом терзает души.
Всего-то надо — научиться слушать
Того, чья жизнь обнажена.

Приведём некоторые примеры, которые помогут выпускнику при подготовке к итоговому сочинению по направлению «Равнодушие и отзывчивость» и сочинению с похожей проблематикой при выполнении заданий 15.3 ОГЭ и 26 ЕГЭ по русскому языку.

Проблема

Позиция автора

Примеры-аргументы из художественной литературы

Проблема человеческого равнодушия к судьбе другого человека.  Всегда ли мы искренни и бескорыстны в проявлении своего интереса к окружающим? Не скрывается ли за формальным вниманием равнодушие и безразличие?

К сожалению, сегодня легче быть равнодушным, чем отзывчивым, поэтому часто за красивыми фразами кроется формализм, а не искреннее желание помочь ближнему.

Рассказ Александра Павловича Чехова «Слезы крокодила»

Герой рассказа Поликарп  Семенович Иудин говорит: «А ведь как легко можно было бы помочь людскому горю: стоило бы только пальцем шевельнуть». Но за этими сострадательными словами кроется глухое равнодушие к  горю людей, оказавшихся в тяжёлых обстоятельствах. Отзывчивость, неравнодушие доказываются поступками, а не словами. Поликарп  Семенович, переживающий о несправедливости мироздания, на деле оказывается человеком равнодушным и чёрствым, он не хочет войти в положение тех людей, которых нужда заставила прийти в городской ломбард, хозяином которого он является.  Для него личная прибыль важнее. В погоне за наживой Иудин забывает о своих высоких рассуждениях, не готов пойти на уступки беднякам, чтобы оказать им материальную поддержку. В то же время  за его словами «Где же, в самом деле, люди, где их сердца? Бедняки гибнут, а богачам и дела нет…» кроется формализм и безразличие к окружающим, и слёзы его неискренни, как и все его размышления.

Проблема равнодушного отношения. (Всегда ли люди относятся к чужой беде, горю неравнодушно?)

Нередко к чужому горю люди относятся равнодушно, с высокомерием, не думая о том, что сами могут оказаться в сложной ситуации и нуждаться в помощи.

А.И. Куприн «Сказка»

Писатель осуждает людей, равнодушных к чужой беде, рассказывая о семье, которая не может заснуть глубокой зимней ночью. Крик о помощи, раздающийся в ночи, не трогает их сердец, они остаются глухи к призывам о помощи, домочадцы предпочитают не вмешиваться в ситуацию, сомневаясь в том, человек ли взывает о помощи, ссылаются на то, что ружьё не исправно, забывая при этом о том, что сами могут оказаться в такой ситуации. Старик, не довольный тем, что домочадцы мешают спать, злобно говорит: «Что вы тут бормочете? Спать не даёте никому. Какой такой человек в лесу? Кто в эту погоду по лесам ходит? Все дома сидят. И вы сидите тихо и благодарите Бога, что заборы у нас высокие, запоры на воротах крепкие и во дворе злые собаки…». В этих фразах явно слышен эгоизм героя. Мать, стараясь переключить внимание проснувшегося ребёнка, встревоженного криками о помощи, рассказывает ему сказку о гордых, сильных  людях, которые живут за высоким забором и уважают только себя. Думается, повзрослев, этот ребёнок станет таким же чёрствым, бездушным, безучастным человеком, не способным прийти на помощь, не желающим рисковать своим благополучием ради спасения других людей.

Помощь нужно оказывать вовремя, когда она нужна человеку.

Ирина Курамшина «Сыновний долг»

Рэна, героиня рассказа Ирины Курамшиной «Сыновний долг» – женщина легкомысленная,  прожившая жизнь в своё удовольствие, привыкшая к СПА-процедурам, походам в спортивные клубы и салоны красоты, серьёзно больна. Ей требуется операция по пересадке почки, но очередь на операцию подойдёт только через год. Её сын Максим 10 лет провёл в интернате, откуда мать порой ленилась забирать его по выходным домой, выдумывая различные уважительные причины. Взаимопонимания с выросшим сыном у «Попрыгуньи-стрекозы», как назвал Рэну сын, нет. Он, не забыв детские обиды, ведёт себя с матерью отстранённо и равнодушно. Но узнав о её болезни, Максим готов стать донором для своей непутёвой, как называет себя Рэна, матери. Рэна потрясена этим известием, понимая, что «решение, принятое сыном, – слишком большая жертва, принимать которую она не должна».  Максим ведёт себя великодушно и благородно. Он говорит всхлипывающей матери: «Ничего сверхъестественного я и не делаю. Это мой долг. Понимаешь?». Любовь Максима к матери оказалась сильнее детских обид.

Трудно ли быть отзывчивым?

И.С. Тургенев «Два богача»

В этом коротком стихотворении в прозе И.С.Тургенев рассказывает о богатом человеке по имени Ротшильд, который тратит «целые тысячи» на благотворительность: помогает больным, старикам («на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых»), о его благих деяниях наслышаны многие, главное для Ротшильда – быть в центре внимания; и семье бедняков, которые сами еле-еле сводят концы с концами, но, несмотря на это, проявляют участие в судьбе девочки-сироты, берут в свою семью Катьку, хотя понимают, что теперь даже соль станет для них роскошью. Они готовы терпеть лишения, делиться последним ради благополучия племянницы. В заключение стихотворения писатель восклицает: «Далеко Ротшильду до этого мужика!»

«Разве милосердие не должно проявляться с особенной силой там, где особенно глубоко падение?» (В. Гюго)

Милосердие к врагу – высшая форма проявления этого качества.

1. Л.Н. Толстой «Война и мир» (эпизод «Петя Ростов в партизанском отряде»

Петя Ростов, наивно-восторженный, чуткий, отзывчивый шестнадцатилетний юноша, проявляет сочувствие к пленному мальчику-барабанщику. «Нам-то отлично, а ему каково? Куда его дели? Покормили его? Не обидели ли?» Смущаясь, боясь, что его сочтут маленьким, он спрашивает Денисова, нельзя ли позвать пленного, чтобы накормить. Петя успокаивает мальчика: «Не бойтесь, вам ничего не сделают». Подбадривая, ласково пожимает руку Весеннего. Петю мучают сомнения, не стыдно ли будет дать денег барабанщику.

2. Т. Кудрявцева «Детский дом. Лёка»

Лёка – девочка из блокадного Ленинграда, в осаждённом городе погибли её близкие, но, несмотря на это, Лёка не испытывает ненависти к пленным немцам. Она не держит на них зла, считает, что «жалеть –  не стыдно», ведь перед ней голодные, несчастные люди, поэтому Лёка подкармливает бывших врагов, вслед за ней и другие воспитанники детского дома подкрадывались к забору, чтобы накормить пленных.

Повзрослев, Лёка стала врачом, «… она не только прекрасно оперировала, но и умела выхаживать больных. Ольга Ивановна обладала способностью – жалеть так, что это было ничуть не обидно».

  • Приступая к подготовке к итоговому сочинению, внимательно познакомьтесь с комментариями, которые даются к каждому направлению на сайте ФИПИ.
  • При написании работы важно не увлечься пересказом текста, используемого в качестве аргумента, необходимо помнить о том, что примеры должны соответствовать вашим тезисам и выбранной вами теме сочинения.
  • Пересказывая фрагмент из произведения, не забывайте комментировать его: давать оценку событиям, о которых вы рассказываете; обращаясь к рассказу о поступках героев, используйте характеристику литературного героя, не забывая при этом высказывать и ваше отношение к нему.
  • Помните о том, что проблематика произведений, выбранных вами в качестве примеров-аргументов, должна быть созвучна теме вашего сочинения, так как при оценке сочинения «в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений».
  • Чтобы избежать фактических ошибок, в качестве аргументов, иллюстрирующих ваше понимание проблемы,  используйте только те произведения, содержание которых хорошо знаете.

Источники

  1. А.И. Куприн. Собрание сочинений в 9 томах. Том 7. М.: Худ. литература, 1973. С. 270 – 271.
  2. Итоговое выпускное сочинение: 2022/2022 г./ Л.Н. Черкасова, Е.В. Попова. – Москва: Эксмо, 2022. (В помощь старшекласснику. Все типы сочинений).
  3. И.С. Тургенев. Собрание сочинений в 5 томах. Том 3. – М.: «Русская книга», 1994.
  4. Л.Н. Толстой. Собрание сочинений в двенадцати томах. Том 6.– Москва. Издательство «Правда», 1987. С. 148 – 149.
  5. О. Фокина. Избранное. Том 1. – Вологда: Полиграфист,  2003.
  6. А. Дементьев. https://rustih.ru/andrej-dementev-kak-vazhno-vovremya-uspet/
  7. А.П. Чехов. Слёзы крокодила. http://az.lib.ru/c/chehow_aleksandr_pawlowich/text_0060.shtml
  8. Т. Кудрявцева. Детский дом. Лёка. http://kostyor.ru/archives/5-08/nouvel.php
  9. И. Курамшина. Сыновний долг. http://www.proza.ru/2007/07/17-202
  10. Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению. http://fipi.ru/sites/default/files/document/itog_soch/metod_rek_podg_itog_soch_ok.pdf


«над пропастью во ржи», д.д. селинджер — отзывчивость

История шестнадцатилетнего Холдена Колфилда. Его главная проблема состоит в том, что он отказывается признавать равнодушие мира взрослых, которых волнует лишь материальная стабильность и собственное благополучие. Лицемерие, обман, абсолютная безучастность ко всему, что не касается лично их, – таким представляется подростку мир взрослых.

Отсюда и его постоянный конфликт с родителями и учителями. Герой ищет в мире любовь, искренность, добро, но видит это только в детях. Причём в детях маленьких, именно поэтому его заветное желание – ловить детей, чтобы они не свалились в пропасть. «Над пропастью во ржи» – это метафора равнодушного мира взрослых.

Оцените статью
ЕГЭ Live