1. Безударные гласные, проверяемые ударением
Краткое обозначение в пояснении ПГ
В соответствии с общим правилом написание букв на месте безударных гласных в корнях устанавливается путем проверки словами и формами с тем же корнем, в которых проверяемый гласный находится под ударением, например: леса (лес), лиса (ли́сы), ; холодильник (хо́лод, холо́дный), принести (принёс), выполнять (полный).
Но вот то ли ударения ставить не умеем, то ли запас слов настолько мал, что не удаётся подобрать проверочное слово, то ли не понимаем, где слова родственные, а где нет, но традиционно процент успешного выполнения этого задания низок.
Самая распространённая ошибка состоит в том, что проверочное слово подбирается исходя только из внешнего сходства корней, без учёта значения. Общее значение — вот что важно. Именно поэтому слова лилия и лиловый; бежать и бежевый; кофта и кафтан, ветеран и ветер и многие другие не могут быть проверочными друг для друга
- Безударные гласные корня в словах, близких по звучанию, но разных по значению пишутся по-разному: залезать (в карман) – зализать (раны), отварить (картофель) – отворить (дверь), поласкать (кошку) – полоскать (рот), разредить (всходы) – разрядить (ружье), умалять (значение) – умолять (о пощаде), примерять (ме́ра) костюм – примирять (мир) соседей; развевается (ве́ять) флаг – развивается (разви́тие) промышленность. Слово, стоящее в скобках, помогает понять смысл слова с пропущенной буквой.
- Гласную о в неударяемых корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формами несовершенного вида на –ывать (–ивать), например: опоздать (поздний, хотя опаздывать), раскроить (кройка, хотя раскраивать).
- Если в корне пишется ё, то в безударном положении в однокорневых словах следует писать е: испещрённый (пёстрый), звездопад (звёзды), весенний ( вёсны), гнездиться ( гнёзда)
- Безударные а — о в корнях с неполногласными сочетаниями ра, ла (брадобрей, прекратить, влачить, облако ) нельзя проверять соответствующими полногласными сочетаниями в корне оро, оло (борода, укоротить, волоку, оболочка). Неполногласные сочетания характерны для старославянских корней, и в них всегда пишется а.
- Не стоит слепо проверять иностранные слова друг другом. В некоторых словах иноязычного происхождения с выделяемым только этимологически суффиксом написание безударной гласной нельзя проверять однокоренным словом, если проверяемая и проверочная гласные входят в состав суффиксов различного происхождения, например: абонемент (-емент восходит к французскому суффиксу), хотя абонировать (-ировать восходит к немецкому суффиксу); аккомпанемент, хотя аккомпанировать. Сравните также также аналогичное явление в составе иноязычного корня дезинфицировать, хотя дезинфекция. Сохраняется гласная корня в словах инъекция — инъецировать, проекция —проецировать и некоторых других. Желание проверить слово президент словом президиум также сомнительно, так как эти слова родственны лишь в языке−источнике, а в русском языке НЕТ (или пока нет) ни одного словаря, где бы эти слова трактовались как родственные.
- Недопустимо проверять иноязычные слова сокращёнными словами, возникшими в разговорной речи. Так, слово компьютер нельзя проверить словом комп (нет такого слова в гнезде родственных слов, да и в словарях его нет; нельзя проверить слово интеллигент словом интел (слова «интел» не существует).
- ВНИМАНИЕ! В слове «сомнение» согласно словообразовательному словарю А. Н. Тихонова корень «сомне», поэтому гласная Е в слове является корневой и может быть проверена.
ПРИМЕЧАНИЯ
НАВЕРХ
3.3.Чередование гласных а/о в корне
В зависимости от условий существует несколько типов.
1. Правописание корня зависит от ударения. В тех гласных, которые стоят под ударением, ошибиться невозможно. Поэтому следует запоминать только безударные корни.
Под ударением | Без ударения | Исключения | Похожие корни |
гар/гор | |||
Только а: загАр, огАрок | Только о: загОрелый, угОрел | выгарки, изгарь, пригарь | горе, гора, горячий, горький |
клан/клон | |||
Пишется и а, и о: клАняться и поклОн | Только о: склОнение, наклОнить | нет исключений | клонировать |
твар/твор | |||
Пишется и а, и о: твАрь, твОрчество | Пишется только о: вытвОрять, сотвОрить | утварь | творог |
зар/зор | |||
Пишется и а, и о: зАрево, зОри | Пишется только а: зАря, зАрянка | зоревать * | прозорливый |
плав/плов/плыв | |||
Пишется а и ы: плАвать, плАвание, заплЫв | Пишется а: поплАвок Пишется ы: плывучий, плывун | пловец, пловчиха | расплавленный |
* По мнению филологов портала «Грамота.ру» современное написание заревать, но в школу эта норма еще не дошла: подробности.
НАВЕРХ
2. Правописание корня зависит от последующей буквы.
Условие | Примеры | Исключения | Похожие корни |
раст/ращ/рос | |||
Перед СТ | только а: рАсти, подрАстать, рАстение | росто́к, ростово́й, ростовщи́к, вы́рост, подростко́вый, Ростов, Ростислав | |
Перед Щ | только а: вырАщивать, отрАщивать | нет | вращение, превращение |
Перед С | только о: вырОсли, | отрасль | |
Обратите внимание: под ударением перед с (с последующим т и без него) — только о, например: ро́ст, наро́ст, отро́сток, подро́сток, переро́сток; ро́с, заро́с, подро́сший, ро́слый, дикоро́сы. | |||
лаг/лож | |||
Перед Г | всегда а: прилАгать, предлАгать, слАгаемое | нет | |
Перед Ж | всегда о: прилОжение, предлОжение, слОжить | полог | сложноватый, наслаждение |
кас/кос | |||
Перед А | всегда а: касаться, касание | нет | косичка, косой, косить |
Нет А | всегда о: прикОснуться | нет | |
скак/скоч | |||
Перед К | обычно а: прискАкать | раскачаться | |
Перед Ч | обычно о: заскочить | скачок, скачу ( и в формах этого слова: скачете, скачут, в которых гласная в корне стоит под ударением) |
НАВЕРХ
3. Написание гласной буквы в корне зависит от того, какое слово имеет значение.
Пишется А | Пишется О | Исключения | Похожие корни |
равн/ровн | |||
корень со значением «одинаковый, равный, сходный»: подрАвняться, урАвнение | корень со значением «гладкий, ровный, прямой»: подрОвнять, урОвень. | поровну, ровесник, равняться, равнина | |
Распознавать корни -равн-/-ровн- бывает трудно, поскольку их значения часто близки. Исторически они означали одно и то же, но корень -ровн- исконно русский, а -равн- по происхождению старославянский. Наиболее часто употребляемые слова с этими корнями следует просто выучить. | |||
мак/моч | |||
корень со значением «погружать, опускать в жидкость»: макАть в чай, обмАкнуть в краску | корень со значением «впитывать, пропускать жидкость»: вымОкнуть под дождем, промОкнуть салфеткой |
НАВЕРХ
1.3 Приставки ПРЕ и ПРИ
Правописание приставок ПРЕ-/ПРИ- зависит от значения слова.
Приставка ПРИ- имеет значение:
— приближение (приехать);
— присоединение (приклеить);
— близость (приморский — близко от моря);
— неполное действие (приоткрыть);
— действие, доведённое до конца (придумать);
— близкое к приставке ДО- (приписывать);
— усиление действия (приналечь);
— действие в собственных интересах (принарядиться).
Приставка ПРЕ- имеет значение:
— очень (прекрасный — очень красивый);
— близкое к приставке ПЕРЕ- (преодолеть).
В некоторых случаях различение приставок ПРИ-/ПРЕ- определяется контекстом:
прИбывать в город — прЕбывать в городе;
прИдать вид — прЕдать друга;
прИзреть сироту — прЕзирать недруга;
прИдел (в храме) — прЕдел (терпению);
прИёмник (радиоприёмник) — прЕемник (продолжатель начатого дела, традиций);
прИвратник (сторож, при вратах) — прЕвратный (неправильный), но: прИврать (немного соврать)
прИтерпеться (привыкнуть) — прЕтерпевать (пережить);
прИклонить (ветви) — прЕклоняться (перед кем-то);
прИступать (к чему-либо) — прЕступать (через что-либо);
прИтворить (дверь) — прЕтворить (в жизнь);
прИходящий (приходит) — прЕходящий (непостоянный);
прИпереть (дверь) — прЕпираться (спорить);
прИложить (усилие) — непрЕложный, не подлежащий изменению;
прИстанище (приют) — беспрЕстанно (не переставая);
прИткнуться (устроиться без удобств)— камень прЕткновения (помеха, затруднения, =фразеологизм)
прИменьшить (немного)— прЕуменьшить (много, значительно)
Значение, неясное в существительном (прилагательном), можно прояснить предыдущим этапом словообразования:
пристанище — пристать, призвание — призвать, прикладной — прикладывать.
Значения, вносимые в слово приставками пре-, при-, могут быть объяснены словами или словосочетаниями, близкими по смыслу: преобразовать — переделать, перестроить; причалить — пристать, пришвартоваться; прекратить — перестать что—либо делать; пререкаться — перебивать друг друга, переругиваться; превратное (мнение) перевёрнутое; неприемлемый — то, что нельзя принять; неприхотливый — без прихотей; привередливый — человек с большими прихотями, капризами.
Существуют слова (чаще всего заимствованные) с приставками ПРЕ-/ПРИ-, значение которых утрачено и
написание нужно запомнить.
ПРИ | ПРЕ |
приватный примадонна примат примитив привилегия приоритет приукрасить привидение придираться приключение присяга притязание приобретение причудливый приданое пристрастие приспособиться применять привередливый приятель присутствовать | преамбула престиж превалировать (преобладать) превращать презент президент президиум прелюдия премировать премьера пренебрегать преобразовать преодолевать препарат препона препятствие прерогатива претендент претензия прецедент |
НАВЕРХ
Конспект урока по русскому языку «типы орфограмм в корне» 11 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема: Типы орфограмм в корне.
Цель: Создание условий для комплексного применения знаний и умений по орфограммам в корнях слов в условиях подготовки к ЕГЭ.
Высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему урока, сохранять цель и учебные задачи урока. Формировать умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность. Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы.
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
Добывать знания: находить ответы на вопросы, выделять главное. Преобразовывать информацию (составлять алгоритм на основе правила и действовать по нему). Развивать умения строить речевое высказывание в устной речи. Определять тип орфограмм, выбирать способ проверки, подбирать проверочные слова.
Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения. Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Развитие самоорганизации в учебном действии, самопроверке.
Готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;
Оценивание усваиваемого содержания.
Осознание важности усваиваемого материала.
1. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)
Приветствие. Сбор домашней работы. Мотивация на учебный настрой.
2.Постановка учебной задачи и е решение.
Перед вами слова с пропущенными буквами. Необходимо записать их, распределив на три группы (определить самим на какие), вставить пропущенные буквы.
Зал_зать раны, пл_вчиха, г_ризонт, оп_здать на поезд, ижд_венец, пр_зидент, мин_стерство, забл_стел, обм_кнуть.
Безударная гласная в корне слова
В корнях с чередованием
Зализать раны (лИжет)
1) по какому принципу вы их распределили?
2) как назвали таблицу?
3) над чем сегодня мы будем работать? (тема урока и цель)
Взаимопроверка. Отвечают на вопросы.
3. Работа над темой урока.
Вспомним, какие правила по данной теме вы изучали в 5-7 классах.
Формулируют правило к каждому типу орфограмм.
Упражнение 1. Записать слова, вставить букву, сформулировать тип орфограммы и правило. (в процессе выполнения упражнения обращаем внимание на трудные случаи).
Зам_реть от испуга
Зам_рать от страха
Раскр_ить (по меркам) Доп.вопрос: почему не РАСКРАИВАТЬ?
К_мпьютер Доп.вопрос: почему нельзя КОМП?
К_сательная, выск_чка, зап_рать
Упражнение 2. Задание из ЕГЭ. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится:…. Запишите номера ответов.
1. безударная непроверяемая гласная корня.
1) нигилист, приоритет, упражнение
2) финансист, подворотня, уклониться
3) меридиан, апельсин, прикроватный
4) ошеломлённый, подложить, уравнение
5) протереть, листок, подковать
2. непроверяемая безударная гласная корня.
1) уберу, прелестный, подбородок
2) виртуоз, картина, тарелка
3) витраж, заря, угореть
4) предварительный, ностальгия, фломастер
5) вентилятор, свисток, летательный (аппарат)
3. непроверяемая безударная гласная корня.
1) аудиенция, президиум, привет
2) стеллаж, кандидат, калач
3) расстилаться, подгоревший, огорчаться
4) обоняние, одеваюсь, уважение
5) починить, тарелка, положение
4 . проверяемая безударная гласная корня.
1) ослепительный, предназначение, кормить
2) фразеологический, выскочка, артиллерия
3) молчание, соединение, развиваться (благодаря чтению)
4) роскошный, сокращать, долина
5) предположительно, сращение, вереница
5. непроверяемая безударная гласная корня.
1) выбелить (стены), равнина, выточить (на станке)
2) поролон, шоссе, стипендия
3) директива, проспект, табурет
4) делегация, капитан, университет
5) диван, лазурь, ярмарка
6.безударная чередующаяся гласная корня
1) заж_гательный, вспом_нали, раст_рялся
2) прод_раться, притв_рился, приж_мать
3) прик_снулся, зам_рли, уб_речь
4) выч_тание, тр_стинка, з_рницы
5) р_стение, пол_жение, бл_стательный
7. безударная чередующаяся гласная корня
1) хл_потать, зап_реть (на замок), р_сток
2) забл_стел, ск_калка, соб_рать
3) пож_мающий, соч_тание, поч_тать (старших)
4) взр_слеть, г_рнолыжный, оз_рение
5) попл_вок, зад_раться, изл_жить (суть проблемы)
8. безударная проверяемая гласная корня.
1) осл_пительный, предн_значение, к_рмить
2) фр_зеологический, выск_чка, арт_ллерия
3) м_лчание, соед_нение, разв_ваться (благодаря чтению)
4) р_скошный, сокр_щать, д_лина
5) предпол_жительно, ср_щение, в_реница
9.безударная непроверяемая гласная корня.
1) кардинальный, ламинировать, обоняние
2) периодический, горизонт, ветеринар
3) перила, сериал, покарать
4) формализм, сокращение, возражать
5) эмалированный, укрощать, иждивенец
10. безударная проверяемая гласная корня.
1) представлять, предназначение, угасать
2) предохранить,фантазия, вырасти
3) приглашать, декорация, сиреневый
4) (спуск) с горы, арифметический, упрощать
5) преподавать, оснащение, стилист
1) Потеплело (тЁплый) – Подбираем однокоренные слова или меняем форму слова.
2) — тип орфограммы зависит от значения.
Примирять друзей (мИр) -ПГ
Замерять рост (мЕрка) — ПГ
Замереть от испуга (мер//мирА) — чередование
Замирать от страха — чередование
3) С.в. глагола нельзя проверять несовершенным видом на –ива(ыва).
Раскроить по меркам (крОйка), но НЕ раскраивать!
4) Непроверяемые гласные в корне нужно запоминать. Иноязычные слова нельзя проверять их сокращенным вариантом.
Компьютер (нельзя КОМП), убедить, подражание (запоминаем)
5) Чередующие гласные в корне нужно знать.
Касательная (кас//кос от суффикса А), выскочка (скак//скоч от буквы), запирать (пер//пир от суффикса А).
1. нигилист — НГ, приоритет — НГ, упражнение − НГ
2. финансист — ПГ, подворотня (вОрот) — ПГ, уклониться − ЧГ
3. меридиан — НГ, апельсин — НГ, прикроватный − НГ
4. ошеломлённый — НГ, подложить — ЧГ, уравнение − ЧГ
5. протереть — ЧГ, листок (лИст) — ПГ, подковать (подкОва) − ПГ
1. уберу — ЧГ, прелестный (прЕлесть) — ПГ, подбородок (бОроды, борОдка) − ПГ
2. виртуоз — НГ, картина — НГ, тарелка − НГ
3. витраж — НГ, заря — ЧГ, угореть − ЧГ
4. предварительный — НГ, ностальгия — НГ, фломастер − НГ
5. вентилятор — НГ, свисток (свИст) — ПГ, летательный (полЁт) (аппарат) − ПГ
1. аудиенция — НГ, президиум — НГ, привет − НГ
2. стеллаж — НГ, кандидат — НГ, калач − НГ
3. расстИлаться — ЧГ, подгоревший — ЧГ, огорчаться (гОрько) − ПГ
4. обоняние — НГ, одеваюсь (одЕжда) — ПГ и НГ, уважение (увАжить) − ПГ
5. почИнить — ПГ, тарелка — НГ, положение − ЧГ
1. ослепительный (слЕпнуть), предназначение (предназнАчен), кормить (кОрм) — ПГ
2. фразеологический — НГ и ПГ, выскочка — ЧГ, артиллерия − НГ
3. молчание (мОлча) — ПГ, соединение — ПГ (едИнство) и НГ, развиваться (развИтие) — ПГ
4. роскошный (рОскошь), сокращать (крАтко), долина (дОл) — ПГ
5. предположительно, сращение — ЧГ, вереница − НГ
1. выбелить (стены) (побЕлка) — ПГ, равнина — ЧГ, выточить (тОчит) (на станке) − ПГ
2. поролон, шоссе, стипендия — НГ
3. директива, проспект, табурет — НГ
5. диван, лазурь, ярмарка — НГ
1) зажигательный — ЧГ, вспоминали — ПГ (по́мнить) и ЧГ, растерялся — ПГ
2) продираться, притворился, прижимать — ЧГ
3) прикоснулся — ЧГ, замерли — ЧГ, уберечь — ПГ (бе́режно)
4) вычитание — ЧГ, тростинка — ПГ (тро́сть), зарницы — ЧГ
5) растение, положение, блистательный — ЧГ
1) хлопотать — ПГ: хло́поты, хлопо́чет, запереть (на замок) — ЧГ, росток — ЧГ (исключение из правила)
2) заблестел, скакалка, собирать — ЧГ
3) пожимающий, сочетание, почитать (старших) — ЧГ
4) взрослеть — ЧГ, горнолыжный — ПГ: го́ры, озарение — ЧГ
5) поплавок, задираться, изложить (суть проблемы) — ЧГ
1. ослепительный (слЕпнуть), предназначение (предназнАчен), кормить (кОрм) — ПГ
2. фразеологический — НГ и ПГ, выскочка — ЧГ, артиллерия − НГ
3. молчание (мОлча) — ПГ, соединение — ПГ (едИнство) и НГ, развиваться (развИтие) — ПГ
4. роскошный (рОскошь), сокращать (крАтко), долина (дОл) — ПГ
5. предположительно, сращение — ЧГ, вереница − НГ
1) кардинальный, ламинировать, обоняние — НГ
3) перила — НГ, сериал — ПГ (сЕрия, серИйный), покарать — ПГ
4) формализм — ПГ, сокращение — ПГ, возражать — НГ
5) эмалированный — ПГ и НГ, укрощать — ПГ, иждивенец — НГ
. периодический (Е – непроверяемая гласная; И – проверяемая перИод)
Отметить такую особенность.
1) представлять — ПГ (предстАвить), предназначение — ПГ (предназнАчен), угасать — ПГ (гАснуть);
2) предохранить — ПГ (охрАна), фантазия — НГ, вырасти — ЧГ;
3) приглашать — НГ, декорация — ПГ (декОр) и НГ, сиреневый — НГ
4) (спуск) с горы — ПГ (гОрка), арифметический — ПГ (арифмЕтика), упрощать — ПГ (прОсто);
5) преподавать — ПГ (преподАть), оснащение — ПГ (снАсть), стилист — ПГ (стИль).
4. Подведение итогов.
1) три типа безударной гласной в корне. На ЕГЭ важно уметь их различать!
2) в одном слове в корне может быть сразу два типа данной орфограммы: сомневаться (сомнЕния) − ПГ и НГ, нагромождение (громОздкий) − ПГ и НГ
5. Домашнее задание.
1) повторить орфограммы в приставках (индивидуально)
2) выполнить работу на сайте
Желающие готовят теорию по теме.
Упражнение 1. Записать слова, вставить букву, сформулировать тип орфограммы и правило. (в процессе выполнения упражнения обращаем внимание на трудные случаи).
Зам_реть от испуга
Зам_рать от страха
Раскр_ить (по меркам) Доп.вопрос: почему не РАСКРАИВАТЬ?
К_мпьютер Доп.вопрос: почему нельзя КОМП?
К_сательная, выск_чка, зап_рать
Упражнение 2. Задание из ЕГЭ. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится:…. Запишите номера ответов.
1. безударная непроверяемая гласная корня.
1) нигилист, приоритет, упражнение
2) финансист, подворотня, уклониться
3) меридиан, апельсин, прикроватный
4) ошеломлённый, подложить, уравнение
5) протереть, листок, подковать
2. непроверяемая безударная гласная корня.
1) уберу, прелестный, подбородок
2) виртуоз, картина, тарелка
3) витраж, заря, угореть
4) предварительный, ностальгия, фломастер
5) вентилятор, свисток, летательный (аппарат)
3. непроверяемая безударная гласная корня.
1) аудиенция, президиум, привет
2) стеллаж, кандидат, калач
3) расстилаться, подгоревший, огорчаться
4) обоняние, одеваюсь, уважение
5) починить, тарелка, положение
4 . проверяемая безударная гласная корня.
1) ослепительный, предназначение, кормить
2) фразеологический, выскочка, артиллерия
3) молчание, соединение, развиваться (благодаря чтению)
4) роскошный, сокращать, долина
5) предположительно, сращение, вереница
5. непроверяемая безударная гласная корня.
1) выбелить (стены), равнина, выточить (на станке)
2) поролон, шоссе, стипендия
3) директива, проспект, табурет
4) делегация, капитан, университет
5) диван, лазурь, ярмарка
6.безударная чередующаяся гласная корня
1) заж_гательный, вспом_нали, раст_рялся
2) прод_раться, притв_рился, приж_мать
3) прик_снулся, зам_рли, уб_речь
4) выч_тание, тр_стинка, з_рницы
5) р_стение, пол_жение, бл_стательный
7. безударная чередующаяся гласная корня
1) хл_потать, зап_реть (на замок), р_сток
2) забл_стел, ск_калка, соб_рать
3) пож_мающий, соч_тание, поч_тать (старших)
4) взр_слеть, г_рнолыжный, оз_рение
5) попл_вок, зад_раться, изл_жить (суть проблемы)
8. безударная проверяемая гласная корня.
1) осл_пительный, предн_значение, к_рмить
2) фр_зеологический, выск_чка, арт_ллерия
3) м_лчание, соед_нение, разв_ваться (благодаря чтению)
4) р_скошный, сокр_щать, д_лина
5) предпол_жительно, ср_щение, в_реница
9.безударная непроверяемая гласная корня.
1) кардинальный, ламинировать, обоняние
2) периодический, горизонт, ветеринар
3) перила, сериал, покарать
4) формализм, сокращение, возражать
5) эмалированный, укрощать, иждивенец
10. безударная проверяемая гласная корня.
1) представлять, предназначение, угасать
2) предохранить,фантазия, вырасти
3) приглашать, декорация, сиреневый
4) (спуск) с горы, арифметический, упрощать
5) преподавать, оснащение, стилист
Домашняя работа № 1.
Инструкция: выполнить задания в формате ЕГЭ.
1. Вставить пропущенные буквы, выбрать варианты, в которых во всех словах содержится безударная проверяемая гласная корня.
1) выж_гший, просв_щение, прик_снулся.
2) подл_котник, обр_мление, ол_цетворение.
3) оз_рять, г_ризонтальный, ст_лить.
4) р_систый, ук_рототить (рукава), предст_вление.
5) всп_минали, б_снописец, сд_ржать.
2. Вставить пропущенные буквы, выбрать варианты, в которых во всех словах содержится безударная непроверяемая гласная корня.
1) распол_жение, ог_рчение, ф_рмализм.
2) кр_ветка, с_реневый, ярм_чный.
3) б_тонный, в_доросли, неприк_саемый.
4) б_хрома, ар_матный, к_нспиратор.
5) ре_лизм, л_нгвистический, г_ревать.
3. Вставить пропущенные буквы, выбрать варианты, в которых во всех словах содержится безударная чередующаяся гласная корня.
1) р_весник, обд_рёт, нач_нать.
2) Р_стов, скл_нение, попл_вок.
3) к_сичка, распл_вленный, пл_вчиха.
4) пот_рять, тв_рог, м_ровоззрение.
5) вым_кнуть, выг_рки, соч_тание.
4. Выбрать варианты, в которых во всех словах содержится безударная проверяемая гласная корня.
1) стилизовать, сплошной, энциклопедист.
2) должник, сковорода, молчание.
3) дезориентировать, горячий, мираж.
4) дистанционный, обижать, ослепительный.
5) сложноватый, осознавать, развиваться.
5. Составьте свой вариант задания пояснения к нему.
1. Вставить пропущенные буквы, выбрать варианты, в которых во всех словах содержится безударная проверяемая гласная корня.
1) выжегший, просвещение, прикоснулся.
2) подлокотник (локоть), обрамление (рамка), олицетворение (лицо).
3) озарять, горизонтальный, стелить.
4) росистый (росы), укорототить (рукава) (коротко), представление (представить).
5) вспоминали (вспомнит), баснописец (басня), сдержать (держит).
2. Вставить пропущенные буквы, выбрать варианты, в которых во всех словах содержится безударная непроверяемая гласная корня.
1) расположение, огорчение, формализм.
2) креветка, сиреневый, ярмачный.
3) бетонный, водоросли, неприкасаемый.
4) бахрома, ароматный, конспиратор.
5) реализм, лингвистический, горевать.
3. Вставить пропущенные буквы, выбрать варианты, в которых во всех словах содержится безударная чередующаяся гласная корня.
1) ровесник, обдерёт, начинать.
2) Ростов, склонение, поплавок.
3) косичка, расплавленный, пловчиха.
4) потерять, творог, мировоззрение.
5) вымокнуть, выгарки, сочетание.
4. Выбрать варианты, в которых во всех словах содержится безударная проверяемая гласная корня.
1) стилизовать, сплошной, энциклопедист.
2) должник, сковорода, молчание.
3) дезориентировать, горячий, мираж.
4) дистанционный, обижать, ослепительный.
5) сложноватый, осознавать, развиваться.
Предварительный просмотр:
Проверочная работа для 10-11 класса ( подготовка к ЕГЭ)
Вариант 1 (ЕГЭ 2021 задания 9-13)
1. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) увековечить, исполнитель, прославлять
2) возрастной, невразумительно, творец
3) оснащение, озаряться, располагающийся
4) формализм, убедить, подражание
5) преподаватель, разгадать, примерять (вещи)
2. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) зажимать, отварить (овощи), примирение (сторон)
2) косички, озарение, горевать
3) опираться, заросли, прикоснуться
4) изложить, несгораемый, понимание
5) перила, замереть, стилистический
3. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) уберу, прелестный, подбородок
2) виртуоз, картина, тарелка
3) витраж, заря, угореть
4) предв а рительный, ностальгия, фломастер
5) в е нтилятор, свисток, летательный (аппарат)
4. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) не..глядный, з..головок, з..гляденье;
2) во..горание, в..драгивать, ра..витие;
3) меж..гровой, по..грать, сверх..зысканный;
4) пр..обрел, пр..образователь, пр..оритет;
5) суб..ективный, оп..янение, в..юн.
5. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пр..глушить, пр..дставить, пр..творить (дверь);
2) и..гнать, не..гораемый, и..менить;
3) пред..нвестиционный, под..тожить, за..скрить;
4) непр..будный, в..скликнуть, в..ткнуть;
5) на..треснутый, по..крадываться, по..расти.
6. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) сверх.. нициативный, вз..мать, трёх..мпульсный;
2) и..коверкать, бе..жизненный, чере..чур;
3) меж..языковой, п..еса, двух..этажный;
4) пр..образовать, пр..слушиваться, пр..клеить;
5) д..красна, не..тснятый (кадр), п..драмник.
7. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) фланел..вый, красн..ватый
2) овлад..вая, крупитч..тый
3) хитр..нький, восьм..ричный
4) затм..вающий, со..вый
5) удва..вавший, податл..вый
8. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) овлад..вающий, бо..вой
2) циркони..вый, черкеш..нка
3) выстра..вая, огляд..ваться
4) быстр..нько, опазд..вать
5) алюмини..вый, топол..ный
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) накле..вший, предъяв..т (прокурор)
2) рассмотр..шь, вынужда..шь
3) задремл..шь, задрапиру..шь
4) завис..мый, нянч..щая
5) произнос..шь, рокоч..т (мотор)
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) преобразу..мый, (боец) служ..т
2) дремл..шь, леч..шь
3) перекин..шь, вычита..мые
4) сломл..нный, (он)разыгрыва..т
5) (страны) гранич..т, шепч..щий (на ухо)
11. Укажите варианты ответов, в которых во всех одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) стро..тся (школа), засмотр..шься
2) дыш..щий, щекоч..щий
3) вышл..т, приход..тся (братом)
4) леч..щий, зна..щий
5) труд..тся (рабочие), высто..вшая (армия)
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Дымились еще (не)очищенные от снега скаты крыш.
(Не)даром Пушкин награждает свою героиню прекрасным характером.
Поэт прославляет любовь, (не)позволяющую человеку пасть духом.
Он никому (не)давал покоя.
Во всех дворах шумели детские голоса, (не)смолкавшие ни на минуту.
13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Вскоре показались еще (не)ухоженные сады городской окраины.
Ни разу мальчик (не)видел такого зрелища.
За давно (не)крашенным забором оказался приезжий зверинец.
В «Мёртвых душах» весь город обсуждал чичиковских мужиков, которых уже (не)было на свете.
Общество, (не)навидящее личность, само обрекает себя на гибель.
14. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Глубина идеи в романе (не)разрывно сочетается с художественностью.
(Не)каждый может точно сформулировать свою мысль.
Князя Андрея раздражал холодный, (не)пропускающий в душу взгляд Сперанского.
Коль нет цветов среди зимы, так и грустить о них (не)надо.
Ребенок как ни в чем (не)бывало заснул неодолимым сном.
Вариант 2 ЕГЭ 2021 задания 9-13
- Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) запирать, растение, прилагательное
2) спираль, застелить, комфорт
3) бережок, формат, затвердеть
4) предварительный, придорожный, замечать
5) творительный, зарница, пловец
2. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) авиакомпания, импровизация, балагур
2) озариться, простираться, горит
3) оппонент, дискуссия, ватрушка
4) строжайший, приземлённый, посветил (в темноте)
5) сложившийся, тотальный, умалять (значение)
3. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) регламент, морской, бензин
2) горение, постелить, беседа
3) наслаждение, лесник, полоскать (бельё)
4) логичный, пировать, скрепите (листы)
5) истощение, батарея, соприкасаться
4. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пр..большой, пр..бор, пр..имущество;
2) п..верженный, с..зреть, об..шлось;
3) с..узить, ин..екция, пред..юбилейный;
4) и..бежавший, во..звать, ра..гуляться;
5) по..чинительный, по..тверждение, пре..шествовать.
5. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) ра..шифровать, ра..твориться, ра..чётливый;
2) пр..изошло, д..ход, п..дстраховаться;
3) без..дейный, об..гранный, небез..нтересный;
4) пр..открыть, пр..чалить, пр..стольный (град);
5) неот..емлемый, коп..ё, необ..ятный.
6. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пр..горок, пр..тихнуть, пр..норовиться;
2) бе..конечный, ра..кроить, ра..чёт
3) зав..южить, об..ект, под..строй;
4) п..дбежать, пор..скрутить, д..лепить;
5) без..сходный, двух..гольный, под..скать.
7. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) застр..вать, милост..вый
2) белорус..кий, рус..кий
3) гуттаперч..вый, обеззуб..л (к старости)
4) издавн. засветл..
5) форел..вый, син..ватый
8.Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) размаз..вать, завед..вать
2) выкорч..вать, обманч..вый
3) кормил..ца, наста..вая
4) эмал..вый, имень..це
5) справ.. (от дома), половинч..тый
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) закручива..мый, (Земля) верт..тся
2) завис..мый, (птичка) вылет..т
3) задерж..шься, опериру..мый
4) выгор..шь, раскруч..нный
5) предвид..шь, (печка) топ..тся
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) постро..шь, (можно) наде..ться
2) задерж..вшийся, раду..щийся
3) раскле..шь, намет..ть (план)
4) пропол..шь, упроща..шь
5) (он) расстел..т, заправ..шь
11. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) (они) мел..т (зерно), ссор..щийся,
2) не успоко..тся (активисты), (она) доеда..т
3) чист..щий, поража..щий
4) наве..т (ветер), посвяща..тся (стихотворение)
5) дорогосто..щая, подвод..щая
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Комната была (не)освещена, поэтому трудно было различать лица сидящих напротив людей.
Но говорят, вы (не)людим: в глуши, в деревне всё вам скучно.
Они еще (не)успокоены.
(Не)доверие, а беспокойство вызывал этот человек.
(Не)избалованная жизнью, крестьянка стойко перенесла и это горе.
13 . Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
То, что он говорил, была ложь, ни на чем (не)основанная.
Эти места почти (не)исследованы.
Эта повесть ещё (не)написана автором, но сюжет её уже многим известен.
Давно (не)кошенная трава заполонила сад.
Нам (не)откуда было позвонить в город.
14. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Его положение (не)лучше нашего.
Мы идем по (не)скошенной траве.
Я (не)должен с ним объясняться.
Она (не)избалована жизнью.
(Не)прочитанная, а только что купленная книга отвлекла его внимание от неинтересной работы.
Вариант 3 ЕГЭ 2021 задания 9-13
1.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) эксперимент, преподавать, бечёвка
2) опираясь, вырасти, наклониться
3) росток, угасать, бидон
4) соберёшь, безотлагательный, озарило
5) измерять, диагональ, велосипед
2. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) ослепительный, предназначение, кормить
2) фразеологический, выскочка, артиллерия
3) молчание, соединение, развиваться (благодаря чтению)
4) роскошный, сокращать, долина
5) предположительно, сращение, вереница
3. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) трещать, мираж, предположение
2) приоритет, палисадник, вестибюль
3) галерея, фантазия, винегрет
4) запереть, представлять, обижать (словом)
5) спиртовой (раствор), замереть, гардероб
4. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пр..общил, пр..льстил, пр..вратник
2) и..сяк, бе..престанно, во..ходящий
3) н..ладил, пр..дедушка, р..ссыпал
4) под..тожил, пред..нфарктный, из..мать
5) с..язвил, подош..ю, суб..ект
5 . Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) бе..предел, ра..бег, в..дохнуть
2) пр..чудливо, пр..зрел (бездомного), пр..карманить
3) опр..кинул (ведро), пр..язык, поз..вчера
4) с..змала (любил петь), об..ск, пред..юльский
5) трёх..ярусный, под..ячий, разоб..ю
6. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пр..способь (для работы), пр..крыл, непр..хотливый
2) в..езд (во двор), б..ют (по щеке), помест..е
3) сверх..нтеллигентный, по..скать, вз..мать
4) опр..кинуть, пр..родина, под..брать
5) ра..шифруй, бе..человечно, не..жатый
7. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) забывч..вость, сух..нький
2) расстег..вавшийся, молодц..ватая
3) миндал..вый, завар..ваю
4) откле..вшись, одар..вать
5) успока..ваться, напраш..вается
8. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) неразборч..вый, гел..вый
2) высме..вающий, ступенч..тый
3) скле..вающий, выколач..вают
4) завистл..вый, больш..нство
5) окольц..вать, торг..вать
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) (они) стел..т (скатерть), ове..нный
2) вер..вший, вылет..шь
3) мел..щий (кофе), (огородники) пол..т (грядки)
4) выздоров..вший (юноша), высп..шься
5) скач..щий (конь), (они) дыш..т
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) трепещ..м (от страха), колебл..мые (ветром)
2) понош..нное (платье), завис..мый
3) потер..нный (багаж), (флаги) ре..т
4) взлеле..вший, занима..щаяся (заря)
5) выгор..шь, расстро..вшись
11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) предвид..вший, незыбл..мый
2) пыш..щий (здоровьем), (они) вылож..т
3) противореч..щий, выслуш..вший
4) обездвиж..нный, натерп..шься
5) щебеч..щий, (они) клокоч..т
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Все оперативные документы, (не)исключая и боевые журналы, уничтожены.
Матросы относились к пассажирам с (не)обыкновенным радушием.
Наши кони (не)были измучены.
Андрей Андреевич был человек простой, ничего (не)понимающий в чистокровных лошадях.
(Не)достаёт рукой до дна реки.
13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Время-корабль, никогда (не)бросающий паруса.
Он был любому гостю (не)рад.
Новая статья о творчестве этого кинорежиссёра пока (не)напечатана.
Он бежал (не)быстро, а медленно.
Слово, (не)склоняемое в русском языке.
14. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
План был (не)выполнен.
Лесник (не)доумевал по поводу внезапного исчезновения палаточного лагеря.
В полном одиночестве он простоял с минуту, (не)решаясь двинуться дальше.