Задание №9 ЕГЭ-2022 по русскому языку

Задание №9 ЕГЭ-2022 по русскому языку ЕГЭ

1. Без­удар­ные глас­ные, про­ве­ря­е­мые уда­ре­ни­ем

Крат­кое обо­зна­че­ние в по­яс­не­нии ПГ

В со­от­вет­ствии с общим пра­ви­лом на­пи­са­ние букв на месте без­удар­ных глас­ных в кор­нях уста­нав­ли­ва­ет­ся путем про­вер­ки сло­ва­ми и фор­ма­ми с тем же кор­нем, в ко­то­рых про­ве­ря­е­мый глас­ный на­хо­дит­ся под уда­ре­ни­ем, на­при­мер: леса (лес), лиса (ли́сы), ; холодиль­ник (хо́лод, холо́дный), принести (принёс), выполнять (полный).

Но вот то ли уда­ре­ния ста­вить не умеем, то ли запас слов на­столь­ко мал, что не удаётся по­до­брать про­ве­роч­ное слово, то ли не по­ни­ма­ем, где слова род­ствен­ные, а где нет, но тра­ди­ци­он­но про­цент успеш­но­го вы­пол­не­ния этого за­да­ния низок.

Самая рас­про­странённая ошиб­ка со­сто­ит в том, что про­ве­роч­ное слово под­би­ра­ет­ся ис­хо­дя толь­ко из внеш­не­го сход­ства кор­ней, без учёта зна­че­ния. Общее зна­че­ние — вот что важно. Имен­но по­это­му слова лилия и ли­ло­вый; бе­жать и бе­же­вый; кофта и каф­тан, ве­те­ран и ветер и мно­гие дру­гие не могут быть про­ве­роч­ны­ми друг для друга

    ПРИ­МЕ­ЧА­НИЯ

  1. Без­удар­ные глас­ные корня в сло­вах, близ­ких по зву­ча­нию, но раз­ных по зна­че­нию пи­шут­ся по-раз­но­му: залезать (в кар­ман) – зализать (раны), отварить (кар­то­фель) – отворить (дверь), поласкать (кошку) – полоскать (рот), разредить (всхо­ды) – разрядить (ружье), умалять (зна­че­ние) – умолять (о по­ща­де), примерятье́ра) ко­стюм – примирятьир) со­се­дей; развева­ет­сяе́ять) флаг – развива­ет­ся (разви́тие) про­мыш­лен­ность. Слово, сто­я­щее в скоб­ках, по­мо­га­ет по­нять смысл слова с про­пу­щен­ной бук­вой.
  2. Глас­ную о в не­уда­ря­е­мых кор­нях гла­го­лов со­вер­шен­но­го вида нель­зя про­ве­рять фор­ма­ми не­со­вер­шен­но­го вида на –ывать (–ивать), на­при­мер: опоздать (поздний, хотя опаздывать), раскроить (кройка, хотя раскраивать).
  3. Если в корне пи­шет­ся ё, то в без­удар­ном по­ло­же­нии в од­но­кор­не­вых сло­вах сле­ду­ет пи­сать е: ис­пещрённый (пёстрый), звез­до­пад (звёзды), ве­сен­ний ( вёсны), гнез­дить­ся ( гнёзда)
  4. Без­удар­ные а — о в кор­нях с не­пол­но­глас­ны­ми со­че­та­ни­я­ми ра, ла (бра­до­брей, пре­кра­тить, вла­чить, об­ла­ко ) нель­зя про­ве­рять со­от­вет­ству­ю­щи­ми пол­но­глас­ны­ми со­че­та­ни­я­ми в корне оро, оло (бо­ро­да, уко­ро­тить, во­ло­ку, обо­лоч­ка). Не­пол­но­глас­ные со­че­та­ния ха­рак­тер­ны для ста­ро­сла­вян­ских кор­ней, и в них все­гда пи­шет­ся а.
  5. Не стоит слепо про­ве­рять ино­стран­ные слова друг дру­гом. В не­ко­то­рых сло­вах ино­языч­но­го про­ис­хож­де­ния с вы­де­ля­е­мым толь­ко эти­мо­ло­ги­че­ски суф­фик­сом на­пи­са­ние без­удар­ной глас­ной нель­зя про­ве­рять од­но­ко­рен­ным сло­вом, если про­ве­ря­е­мая и про­ве­роч­ная глас­ные вхо­дят в со­став суф­фик­сов раз­лич­но­го про­ис­хож­де­ния, на­при­мер: або­не­мент (-емент вос­хо­дит к фран­цуз­ско­му суф­фик­су), хотя або­ни­ро­вать (-иро­вать вос­хо­дит к не­мец­ко­му суф­фик­су); ак­ком­па­не­мент, хотя ак­ком­па­ни­ро­вать. Срав­ни­те также также ана­ло­гич­ное яв­ле­ние в со­ста­ве ино­языч­но­го корня дез­инфициро­вать, хотя дез­инфекция. Со­хра­ня­ет­ся глас­ная корня в сло­вах инъ­ек­ция — инъ­е­ци­ро­вать, про­ек­ция —про­еци­ро­вать и не­ко­то­рых дру­гих. Же­ла­ние про­ве­рить слово пре­зи­дент сло­вом пре­зи­ди­ум также со­мни­тель­но, так как эти слова род­ствен­ны лишь в языке−ис­точ­ни­ке, а в рус­ском языке НЕТ (или пока нет) ни од­но­го сло­ва­ря, где бы эти слова трак­то­ва­лись как род­ствен­ные.
  6. Не­до­пу­сти­мо про­ве­рять ино­языч­ные слова со­кращёнными сло­ва­ми, воз­ник­ши­ми в раз­го­вор­ной речи. Так, слово ком­пью­тер нель­зя про­ве­рить сло­вом комп (нет та­ко­го слова в гнез­де род­ствен­ных слов, да и в сло­ва­рях его нет; нель­зя про­ве­рить слово ин­тел­ли­гент сло­вом интел (слова «интел» не су­ще­ству­ет).
  7. ВНИ­МА­НИЕ! В слове «со­мне­ние» со­глас­но сло­во­об­ра­зо­ва­тель­но­му сло­ва­рю А. Н. Ти­хо­но­ва ко­рень «сомне», по­это­му глас­ная Е в слове яв­ля­ет­ся кор­не­вой и может быть про­ве­ре­на.

НА­ВЕРХ

3.3.Че­ре­до­ва­ние глас­ных а/о в корне

В за­ви­си­мо­сти от усло­вий су­ще­ству­ет не­сколь­ко типов.

1. Пра­во­пи­са­ние корня за­ви­сит от уда­ре­ния. В тех глас­ных, ко­то­рые стоят под уда­ре­ни­ем, оши­бить­ся не­воз­мож­но. По­это­му сле­ду­ет за­по­ми­нать толь­ко без­удар­ные корни.

Под уда­ре­ни­емБез уда­ре­нияИс­клю­че­нияПо­хо­жие корни
гар/гор
Толь­ко а: загАр, огА­рокТоль­ко о: за­гО­ре­лый, угО­релвыгарки, изгарь, пригарьгоре, гора, го­ря­чий, горь­кий
клан/клон
Пи­шет­ся и а, и о: клА­нять­ся и по­клОнТоль­ко о: склО­не­ние, на­клО­нитьнет ис­клю­че­нийкло­ни­ро­вать
твар/твор
Пи­шет­ся и а, и о: твАрь, твОр­че­ствоПи­шет­ся толь­ко о: вы­твО­рять, со­твО­ритьутварьтво­рог
зар/зор
Пи­шет­ся и а, и о: зА­ре­во, зОриПи­шет­ся толь­ко а: зАря, зА­рян­казо­ре­вать *про­зор­ли­вый
плав/плов/плыв
Пи­шет­ся а и ы: плА­вать, плА­ва­ние, за­плЫв

Пи­шет­ся а: по­плА­вок

Пи­шет­ся ы: плы­ву­чий, плы­вун

пло­вец, плов­чи­ха

рас­плав­лен­ный
 

* По мне­нию фи­ло­ло­гов пор­та­ла «Гра­мо­та.ру» со­вре­мен­ное на­пи­са­ние за­ре­вать, но в школу эта норма еще не дошла: по­дроб­но­сти.

НА­ВЕРХ

2. Пра­во­пи­са­ние корня за­ви­сит от по­сле­ду­ю­щей буквы.

Усло­виеПри­ме­рыИс­клю­че­нияПо­хо­жие корни
раст/ращ/рос
Перед СТтоль­ко а: рАсти, под­рАс­тать, рАс­те­ниеросто́к, ро­сто­во́й, ро­стов­щи́к, вы́рост,

под­рост­ко́вый, Ро­стов, Ро­сти­слав

 
Перед Щтоль­ко а: вы­рА­щи­вать, от­рА­щи­ватьнетвра­ще­ние, пре­вра­ще­ние
Перед Столь­ко о: вы­рОс­ли,от­расль 
Об­ра­ти­те вни­ма­ние: под уда­ре­ни­ем перед с (с по­сле­ду­ю­щим т и без него) — толь­ко о, на­при­мер: ро́ст, наро́ст, отро́сток, подро́сток, пе­ре­ро́сток; ро́с, заро́с, подро́сший, ро́слый, ди­ко­ро́сы.
лаг/лож
Перед Гвсе­гда а: при­лА­гать, пред­лА­гать, слА­га­е­моенет 
Перед Жвсе­гда о: при­лО­же­ние, пред­лО­же­ние, слО­житьпологслож­но­ва­тый, на­сла­жде­ние
кас/кос
Перед Авсе­гда а: ка­сать­ся, ка­са­ниенетко­сич­ка, косой, ко­сить
Нет Авсе­гда о: при­кОс­нуть­сянет 
скак/скоч
Перед Кобыч­но а: при­скА­кать рас­ка­чать­ся
Перед Чобыч­но о: за­ско­читьска­чок, скачу ( и в фор­мах этого слова: ска­че­те, ска­чут, в ко­то­рых глас­ная в корне стоит под уда­ре­ни­ем) 

НА­ВЕРХ

3. На­пи­са­ние глас­ной буквы в корне за­ви­сит от того, какое слово имеет зна­че­ние.

Пи­шет­ся АПи­шет­ся ОИс­клю­че­нияПо­хо­жие корни
равн/ровн
ко­рень со зна­че­ни­ем «оди­на­ко­вый, рав­ный, сход­ный»: под­рАв­нять­ся, урАв­не­ниеко­рень со зна­че­ни­ем «глад­кий, ров­ный, пря­мой»: под­рОв­нять, урО­вень.по­ров­ну, ро­вес­ник, рав­нять­ся, рав­ни­на 
Рас­по­зна­вать корни -равн-/-ровн- бы­ва­ет труд­но, по­сколь­ку их зна­че­ния часто близ­ки. Ис­то­ри­че­ски они озна­ча­ли одно и то же, но ко­рень -ровн- ис­кон­но рус­ский, а -равн- по про­ис­хож­де­нию ста­ро­сла­вян­ский. Наи­бо­лее часто упо­треб­ля­е­мые слова с этими кор­ня­ми сле­ду­ет про­сто вы­учить.
мак/моч
ко­рень со зна­че­ни­ем «по­гру­жать, опус­кать в жид­кость»: ма­кАть в чай, об­мАк­нуть в крас­куко­рень со зна­че­ни­ем «впи­ты­вать, про­пус­кать жид­кость»: вы­мОк­нуть под до­ждем, про­мОк­нуть сал­фет­кой  

НА­ВЕРХ

1.3 При­став­ки ПРЕ и ПРИ

Пра­во­пи­са­ние при­ста­вок ПРЕ-/ПРИ- за­ви­сит от зна­че­ния слова.

При­став­ка ПРИ- имеет зна­че­ние:

— при­бли­же­ние (при­е­хать);

— при­со­еди­не­ние (при­кле­ить);

— бли­зость (при­мор­ский — близ­ко от моря);

— не­пол­ное дей­ствие (при­от­крыть);

— дей­ствие, доведённое до конца (при­ду­мать);

— близ­кое к при­став­ке ДО- (при­пи­сы­вать);

— уси­ле­ние дей­ствия (при­на­лечь);

— дей­ствие в соб­ствен­ных ин­те­ре­сах (при­на­ря­дить­ся).

При­став­ка ПРЕ- имеет зна­че­ние:

— очень (пре­крас­ный — очень кра­си­вый);

— близ­кое к при­став­ке ПЕРЕ- (пре­одо­леть).

В не­ко­то­рых слу­ча­ях раз­ли­че­ние при­ста­вок ПРИ-/ПРЕ- опре­де­ля­ет­ся кон­тек­стом:

прИ­бы­вать в город — прЕ­бы­вать в го­ро­де;

прИ­дать вид — прЕ­дать друга;

прИ­з­реть си­ро­ту — прЕ­зи­рать не­дру­га;

прИ­дел (в храме) — прЕ­дел (тер­пе­нию);

прИёмник (ра­дио­приёмник) — прЕ­ем­ник (про­дол­жа­тель на­ча­то­го дела, тра­ди­ций);

прИ­врат­ник (сто­рож, при вра­тах) — прЕ­врат­ный (не­пра­виль­ный), но: прИ­врать (не­мно­го со­врать)

прИ­тер­петь­ся (при­вык­нуть) — прЕ­тер­пе­вать (пе­ре­жить);

прИ­к­ло­нить (ветви) — прЕ­кло­нять­ся (перед кем-то);

прИ­сту­пать (к чему-либо) — прЕ­сту­пать (через что-либо);

прИ­тво­рить (дверь) — прЕ­тво­рить (в жизнь);

прИ­хо­дя­щий (при­хо­дит) — прЕ­хо­дя­щий (не­по­сто­ян­ный);

прИ­пе­реть (дверь) — прЕ­пи­рать­ся (спо­рить);

прИ­ло­жить (уси­лие) — не­прЕ­лож­ный, не под­ле­жа­щий из­ме­не­нию;

прИ­ста­ни­ще (приют) — бес­прЕ­стан­но (не пе­ре­ста­вая);

прИ­ткнуть­ся (устро­ить­ся без удобств)— ка­мень прЕ­ткно­ве­ния (по­ме­ха, за­труд­не­ния, =фра­зео­ло­гизм)

прИ­мень­шить (не­мно­го)— прЕ­умень­шить (много, зна­чи­тель­но)

Зна­че­ние, не­яс­ное в су­ще­стви­тель­ном (при­ла­га­тель­ном), можно про­яс­нить преды­ду­щим эта­пом сло­во­об­ра­зо­ва­ния:

при­ста­ни­ще — при­стать, при­зва­ние — при­звать, при­клад­ной — при­кла­ды­вать.

Зна­че­ния, вно­си­мые в слово при­став­ка­ми пре-, при-, могут быть объ­яс­не­ны сло­ва­ми или сло­во­со­че­та­ни­я­ми, близ­ки­ми по смыс­лу: пре­об­ра­зо­вать — пе­ре­де­лать, пе­ре­стро­ить; при­ча­лить — при­стать, при­швар­то­вать­ся; пре­кра­тить — пе­ре­стать что—либо де­лать; пре­ре­кать­ся — пе­ре­би­вать друг друга, пе­ре­ру­ги­вать­ся; пре­врат­ное (мне­ние) перевёрну­тое; не­при­ем­ле­мый — то, что нель­зя при­нять; не­при­хот­ли­вый — без при­хо­тей; при­ве­ред­ли­вый — че­ло­век с боль­ши­ми при­хо­тя­ми, ка­при­за­ми.

Су­ще­ству­ют слова (чаще всего за­им­ство­ван­ные) с при­став­ка­ми ПРЕ-/ПРИ-, зна­че­ние ко­то­рых утра­че­но и

на­пи­са­ние нужно за­пом­нить.

ПРИПРЕ
при­ват­ный

при­ма­дон­на

при­мат

при­ми­тив

при­ви­ле­гия

при­о­ри­тет

при­укра­сить

при­ви­де­ние

при­ди­рать­ся

при­клю­че­ние

при­ся­га

при­тя­за­ние

при­об­ре­те­ние

при­чуд­ли­вый

при­да­ное

при­стра­стие

при­спо­со­бить­ся

при­ме­нять

при­ве­ред­ли­вый

при­я­тель

при­сут­ство­вать

пре­ам­бу­ла

пре­стиж

пре­ва­ли­ро­вать (пре­об­ла­дать)

пре­вра­щать

пре­зент

пре­зи­дент

пре­зи­ди­ум

пре­лю­дия

пре­ми­ро­вать

пре­мье­ра

пре­не­бре­гать

пре­об­ра­зо­вать

пре­одо­ле­вать

пре­па­рат

пре­по­на

пре­пят­ствие

пре­ро­га­ти­ва

пре­тен­дент

пре­тен­зия

пре­це­дент

НА­ВЕРХ

Конспект урока по русскому языку «типы орфограмм в корне» 11 класс

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема: Типы орфограмм в корне.

Цель: Создание условий для комплексного применения знаний и умений по орфограммам в корнях слов в условиях подготовки к ЕГЭ.

Высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему урока, сохранять цель и учебные задачи урока. Формировать умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность. Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

Добывать знания: находить ответы на вопросы, выделять главное. Преобразовывать информацию (составлять алгоритм на основе правила и действовать по нему). Развивать умения строить речевое высказывание в устной речи. Определять тип орфограмм, выбирать способ проверки, подбирать проверочные слова.

Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения. Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Развитие самоорганизации в учебном действии, самопроверке.

Готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

Оценивание усваиваемого содержания.

Осознание важности усваиваемого материала.

1. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

Приветствие. Сбор домашней работы. Мотивация на учебный настрой.

2.Постановка учебной задачи и е решение.

Перед вами слова с пропущенными буквами. Необходимо записать их, распределив на три группы (определить самим на какие), вставить пропущенные буквы.

Зал_зать раны, пл_вчиха, г_ризонт, оп_здать на поезд, ижд_венец, пр_зидент, мин_стерство, забл_стел, обм_кнуть.

Безударная гласная в корне слова

В корнях с чередованием

Зализать раны (лИжет)

1) по какому принципу вы их распределили?

2) как назвали таблицу?

3) над чем сегодня мы будем работать? (тема урока и цель)

Взаимопроверка. Отвечают на вопросы.

3. Работа над темой урока.

Вспомним, какие правила по данной теме вы изучали в 5-7 классах.

Формулируют правило к каждому типу орфограмм.

Упражнение 1. Записать слова, вставить букву, сформулировать тип орфограммы и правило. (в процессе выполнения упражнения обращаем внимание на трудные случаи).

Зам_реть от испуга

Зам_рать от страха

Раскр_ить (по меркам) Доп.вопрос: почему не РАСКРАИВАТЬ?

К_мпьютер Доп.вопрос: почему нельзя КОМП?

К_сательная, выск_чка, зап_рать

Упражнение 2. Задание из ЕГЭ. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится:…. Запишите номера ответов.

1. безударная непроверяемая гласная корня.

1) нигилист, приоритет, упражнение

2) финансист, подворотня, уклониться

3) меридиан, апельсин, прикроватный

4) ошеломлённый, подложить, уравнение

5) протереть, листок, подковать

2. непроверяемая безударная гласная корня.

1) уберу, прелестный, подбородок

2) виртуоз, картина, тарелка

3) витраж, заря, угореть

4) предварительный, ностальгия, фломастер

5) вентилятор, свисток, летательный (аппарат)

3. непроверяемая безударная гласная корня.

1) аудиенция, президиум, привет

2) стеллаж, кандидат, калач

3) расстилаться, подгоревший, огорчаться

4) обоняние, одеваюсь, уважение

5) починить, тарелка, положение

4 . проверяемая безударная гласная корня.

1) ослепительный, предназначение, кормить

2) фразеологический, выскочка, артиллерия

3) молчание, соединение, развиваться (благодаря чтению)

4) роскошный, сокращать, долина

5) предположительно, сращение, вереница

5. непроверяемая безударная гласная корня.

1) выбелить (стены), равнина, выточить (на станке)

2) поролон, шоссе, стипендия

3) директива, проспект, табурет

4) делегация, капитан, университет

5) диван, лазурь, ярмарка

6.безударная чередующаяся гласная корня

1) заж_гательный, вспом_нали, раст_рялся

2) прод_раться, притв_рился, приж_мать

3) прик_снулся, зам_рли, уб_речь

4) выч_тание, тр_стинка, з_рницы

5) р_стение, пол_жение, бл_стательный

7. безударная чередующаяся гласная корня

1) хл_потать, зап_реть (на замок), р_сток

2) забл_стел, ск_калка, соб_рать

3) пож_мающий, соч_тание, поч_тать (старших)

4) взр_слеть, г_рнолыжный, оз_рение

5) попл_вок, зад_раться, изл_жить (суть проблемы)

8. безударная проверяемая гласная корня.

1) осл_пительный, предн_значение, к_рмить

2) фр_зеологический, выск_чка, арт_ллерия

3) м_лчание, соед_нение, разв_ваться (благодаря чтению)

4) р_скошный, сокр_щать, д_лина

5) предпол_жительно, ср_щение, в_реница

9.безударная непроверяемая гласная корня.

1) кардинальный, ламинировать, обоняние

2) периодический, горизонт, ветеринар

3) перила, сериал, покарать

4) формализм, сокращение, возражать

5) эмалированный, укрощать, иждивенец

10. безударная проверяемая гласная корня.

1) представлять, предназначение, угасать

2) предохранить,фантазия, вырасти

3) приглашать, декорация, сиреневый

4) (спуск) с горы, арифметический, упрощать

5) преподавать, оснащение, стилист

1) Потеплело (тЁплый) – Подбираем однокоренные слова или меняем форму слова.

2) — тип орфограммы зависит от значения.

Примирять друзей (мИр) -ПГ

Замерять рост (мЕрка) — ПГ

Замереть от испуга (мер//мирА) — чередование

Замирать от страха — чередование

3) С.в. глагола нельзя проверять несовершенным видом на –ива(ыва).

Раскроить по меркам (крОйка), но НЕ раскраивать!

4) Непроверяемые гласные в корне нужно запоминать. Иноязычные слова нельзя проверять их сокращенным вариантом.

Компьютер (нельзя КОМП), убедить, подражание (запоминаем)

5) Чередующие гласные в корне нужно знать.

Касательная (кас//кос от суффикса А), выскочка (скак//скоч от буквы), запирать (пер//пир от суффикса А).

1. нигилист — НГ, приоритет — НГ, упражнение − НГ

2. финансист — ПГ, подворотня (вОрот) — ПГ, уклониться − ЧГ

3. меридиан — НГ, апельсин — НГ, прикроватный − НГ

4. ошеломлённый — НГ, подложить — ЧГ, уравнение − ЧГ

5. протереть — ЧГ, листок (лИст) — ПГ, подковать (подкОва) − ПГ

1. уберу — ЧГ, прелестный (прЕлесть) — ПГ, подбородок (бОроды, борОдка) − ПГ

2. виртуоз — НГ, картина — НГ, тарелка − НГ

3. витраж — НГ, заря — ЧГ, угореть − ЧГ

4. предварительный — НГ, ностальгия — НГ, фломастер − НГ

5. вентилятор — НГ, свисток (свИст) — ПГ, летательный (полЁт) (аппарат) − ПГ

1. аудиенция — НГ, президиум — НГ, привет − НГ

2. стеллаж — НГ, кандидат — НГ, калач − НГ

3. расстИлаться — ЧГ, подгоревший — ЧГ, огорчаться (гОрько) − ПГ

4. обоняние — НГ, одеваюсь (одЕжда) — ПГ и НГ, уважение (увАжить) − ПГ

5. почИнить — ПГ, тарелка — НГ, положение − ЧГ

1. ослепительный (слЕпнуть), предназначение (предназнАчен), кормить (кОрм) — ПГ

2. фразеологический — НГ и ПГ, выскочка — ЧГ, артиллерия − НГ

3. молчание (мОлча) — ПГ, соединение — ПГ (едИнство) и НГ, развиваться (развИтие) — ПГ

4. роскошный (рОскошь), сокращать (крАтко), долина (дОл) — ПГ

5. предположительно, сращение — ЧГ, вереница − НГ

1. выбелить (стены) (побЕлка) — ПГ, равнина — ЧГ, выточить (тОчит) (на станке) − ПГ

2. поролон, шоссе, стипендия — НГ

3. директива, проспект, табурет — НГ

5. диван, лазурь, ярмарка — НГ

1) зажигательный — ЧГ, вспоминали — ПГ (по́мнить) и ЧГ, растерялся — ПГ

2) продираться, притворился, прижимать — ЧГ

3) прикоснулся — ЧГ, замерли — ЧГ, уберечь — ПГ (бе́режно)

4) вычитание — ЧГ, тростинка — ПГ (тро́сть), зарницы — ЧГ

5) растение, положение, блистательный — ЧГ

1) хлопотать — ПГ: хло́поты, хлопо́чет, запереть (на замок) — ЧГ, росток — ЧГ (исключение из правила)

2) заблестел, скакалка, собирать — ЧГ

3) пожимающий, сочетание, почитать (старших) — ЧГ

4) взрослеть — ЧГ, горнолыжный — ПГ: го́ры, озарение — ЧГ

5) поплавок, задираться, изложить (суть проблемы) — ЧГ

1. ослепительный (слЕпнуть), предназначение (предназнАчен), кормить (кОрм) — ПГ

2. фразеологический — НГ и ПГ, выскочка — ЧГ, артиллерия − НГ

3. молчание (мОлча) — ПГ, соединение — ПГ (едИнство) и НГ, развиваться (развИтие) — ПГ

4. роскошный (рОскошь), сокращать (крАтко), долина (дОл) — ПГ

5. предположительно, сращение — ЧГ, вереница − НГ

1) кардинальный, ламинировать, обоняние — НГ

3) перила — НГ, сериал — ПГ (сЕрия, серИйный), покарать — ПГ

4) формализм — ПГ, сокращение — ПГ, возражать — НГ

5) эмалированный — ПГ и НГ, укрощать — ПГ, иждивенец — НГ

. периодический (Е – непроверяемая гласная; И – проверяемая перИод)

Отметить такую особенность.

1) представлять — ПГ (предстАвить), предназначение — ПГ (предназнАчен), угасать — ПГ (гАснуть);

2) предохранить — ПГ (охрАна), фантазия — НГ, вырасти — ЧГ;

3) приглашать — НГ, декорация — ПГ (декОр) и НГ, сиреневый — НГ

4) (спуск) с горы — ПГ (гОрка), арифметический — ПГ (арифмЕтика), упрощать — ПГ (прОсто);

5) преподавать — ПГ (преподАть), оснащение — ПГ (снАсть), стилист — ПГ (стИль).

4. Подведение итогов.

1) три типа безударной гласной в корне. На ЕГЭ важно уметь их различать!

2) в одном слове в корне может быть сразу два типа данной орфограммы: сомневаться (сомнЕния) − ПГ и НГ, нагромождение (громОздкий) − ПГ и НГ

5. Домашнее задание.

1) повторить орфограммы в приставках (индивидуально)

2) выполнить работу на сайте

Желающие готовят теорию по теме.

Упражнение 1. Записать слова, вставить букву, сформулировать тип орфограммы и правило. (в процессе выполнения упражнения обращаем внимание на трудные случаи).

Зам_реть от испуга

Зам_рать от страха

Раскр_ить (по меркам) Доп.вопрос: почему не РАСКРАИВАТЬ?

К_мпьютер Доп.вопрос: почему нельзя КОМП?

К_сательная, выск_чка, зап_рать

Упражнение 2. Задание из ЕГЭ. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится:…. Запишите номера ответов.

1. безударная непроверяемая гласная корня.

1) нигилист, приоритет, упражнение

2) финансист, подворотня, уклониться

3) меридиан, апельсин, прикроватный

4) ошеломлённый, подложить, уравнение

5) протереть, листок, подковать

2. непроверяемая безударная гласная корня.

1) уберу, прелестный, подбородок

2) виртуоз, картина, тарелка

3) витраж, заря, угореть

4) предварительный, ностальгия, фломастер

5) вентилятор, свисток, летательный (аппарат)

3. непроверяемая безударная гласная корня.

1) аудиенция, президиум, привет

2) стеллаж, кандидат, калач

3) расстилаться, подгоревший, огорчаться

4) обоняние, одеваюсь, уважение

5) починить, тарелка, положение

4 . проверяемая безударная гласная корня.

1) ослепительный, предназначение, кормить

2) фразеологический, выскочка, артиллерия

3) молчание, соединение, развиваться (благодаря чтению)

4) роскошный, сокращать, долина

5) предположительно, сращение, вереница

5. непроверяемая безударная гласная корня.

1) выбелить (стены), равнина, выточить (на станке)

2) поролон, шоссе, стипендия

3) директива, проспект, табурет

4) делегация, капитан, университет

5) диван, лазурь, ярмарка

6.безударная чередующаяся гласная корня

1) заж_гательный, вспом_нали, раст_рялся

2) прод_раться, притв_рился, приж_мать

3) прик_снулся, зам_рли, уб_речь

4) выч_тание, тр_стинка, з_рницы

5) р_стение, пол_жение, бл_стательный

7. безударная чередующаяся гласная корня

1) хл_потать, зап_реть (на замок), р_сток

2) забл_стел, ск_калка, соб_рать

3) пож_мающий, соч_тание, поч_тать (старших)

4) взр_слеть, г_рнолыжный, оз_рение

5) попл_вок, зад_раться, изл_жить (суть проблемы)

8. безударная проверяемая гласная корня.

1) осл_пительный, предн_значение, к_рмить

2) фр_зеологический, выск_чка, арт_ллерия

3) м_лчание, соед_нение, разв_ваться (благодаря чтению)

4) р_скошный, сокр_щать, д_лина

5) предпол_жительно, ср_щение, в_реница

9.безударная непроверяемая гласная корня.

1) кардинальный, ламинировать, обоняние

2) периодический, горизонт, ветеринар

3) перила, сериал, покарать

4) формализм, сокращение, возражать

5) эмалированный, укрощать, иждивенец

10. безударная проверяемая гласная корня.

1) представлять, предназначение, угасать

2) предохранить,фантазия, вырасти

3) приглашать, декорация, сиреневый

4) (спуск) с горы, арифметический, упрощать

5) преподавать, оснащение, стилист

Домашняя работа № 1.

Инструкция: выполнить задания в формате ЕГЭ.

1. Вставить пропущенные буквы, выбрать варианты, в которых во всех словах содержится безударная проверяемая гласная корня.

1) выж_гший, просв_щение, прик_снулся.

2) подл_котник, обр_мление, ол_цетворение.

3) оз_рять, г_ризонтальный, ст_лить.

4) р_систый, ук_рототить (рукава), предст_вление.

5) всп_минали, б_снописец, сд_ржать.

2. Вставить пропущенные буквы, выбрать варианты, в которых во всех словах содержится безударная непроверяемая гласная корня.

1) распол_жение, ог_рчение, ф_рмализм.

2) кр_ветка, с_реневый, ярм_чный.

3) б_тонный, в_доросли, неприк_саемый.

4) б_хрома, ар_матный, к_нспиратор.

5) ре_лизм, л_нгвистический, г_ревать.

3. Вставить пропущенные буквы, выбрать варианты, в которых во всех словах содержится безударная чередующаяся гласная корня.

1) р_весник, обд_рёт, нач_нать.

2) Р_стов, скл_нение, попл_вок.

3) к_сичка, распл_вленный, пл_вчиха.

4) пот_рять, тв_рог, м_ровоззрение.

5) вым_кнуть, выг_рки, соч_тание.

4. Выбрать варианты, в которых во всех словах содержится безударная проверяемая гласная корня.

1) стилизовать, сплошной, энциклопедист.

2) должник, сковорода, молчание.

3) дезориентировать, горячий, мираж.

4) дистанционный, обижать, ослепительный.

5) сложноватый, осознавать, развиваться.

5. Составьте свой вариант задания пояснения к нему.

1. Вставить пропущенные буквы, выбрать варианты, в которых во всех словах содержится безударная проверяемая гласная корня.

1) выжегший, просвещение, прикоснулся.

2) подлокотник (локоть), обрамление (рамка), олицетворение (лицо).

3) озарять, горизонтальный, стелить.

4) росистый (росы), укорототить (рукава) (коротко), представление (представить).

5) вспоминали (вспомнит), баснописец (басня), сдержать (держит).

2. Вставить пропущенные буквы, выбрать варианты, в которых во всех словах содержится безударная непроверяемая гласная корня.

1) расположение, огорчение, формализм.

2) креветка, сиреневый, ярмачный.

3) бетонный, водоросли, неприкасаемый.

4) бахрома, ароматный, конспиратор.

5) реализм, лингвистический, горевать.

3. Вставить пропущенные буквы, выбрать варианты, в которых во всех словах содержится безударная чередующаяся гласная корня.

1) ровесник, обдерёт, начинать.

2) Ростов, склонение, поплавок.

3) косичка, расплавленный, пловчиха.

4) потерять, творог, мировоззрение.

5) вымокнуть, выгарки, сочетание.

4. Выбрать варианты, в которых во всех словах содержится безударная проверяемая гласная корня.

1) стилизовать, сплошной, энциклопедист.

2) должник, сковорода, молчание.

3) дезориентировать, горячий, мираж.

4) дистанционный, обижать, ослепительный.

5) сложноватый, осознавать, развиваться.

Предварительный просмотр:

Проверочная работа для 10-11 класса ( подготовка к ЕГЭ)

Вариант 1 (ЕГЭ 2021 задания 9-13)

1. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) увековечить, исполнитель, прославлять

2) возрастной, невразумительно, творец

3) оснащение, озаряться, располагающийся

4) формализм, убедить, подражание

5) преподаватель, разгадать, примерять (вещи)

2. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) зажимать, отварить (овощи), примирение (сторон)

2) косички, озарение, горевать

3) опираться, заросли, прикоснуться

4) изложить, несгораемый, понимание

5) перила, замереть, стилистический

3. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) уберу, прелестный, подбородок

2) виртуоз, картина, тарелка

3) витраж, заря, угореть

4) предв а рительный, ностальгия, фломастер

5) в е нтилятор, свисток, летательный (аппарат)

4. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) не..глядный, з..головок, з..гляденье;

2) во..горание, в..драгивать, ра..витие;

3) меж..гровой, по..грать, сверх..зысканный;

4) пр..обрел, пр..образователь, пр..оритет;

5) суб..ективный, оп..янение, в..юн.

5. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пр..глушить, пр..дставить, пр..творить (дверь);

2) и..гнать, не..гораемый, и..менить;

3) пред..нвестиционный, под..тожить, за..скрить;

4) непр..будный, в..скликнуть, в..ткнуть;

5) на..треснутый, по..крадываться, по..расти.

6. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) сверх.. нициативный, вз..мать, трёх..мпульсный;

2) и..коверкать, бе..жизненный, чере..чур;

3) меж..языковой, п..еса, двух..этажный;

4) пр..образовать, пр..слушиваться, пр..клеить;

5) д..красна, не..тснятый (кадр), п..драмник.

7. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) фланел..вый, красн..ватый

2) овлад..вая, крупитч..тый

3) хитр..нький, восьм..ричный

4) затм..вающий, со..вый

5) удва..вавший, податл..вый

8. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) овлад..вающий, бо..вой

2) циркони..вый, черкеш..нка

3) выстра..вая, огляд..ваться

4) быстр..нько, опазд..вать

5) алюмини..вый, топол..ный

9. Укажите варианты ответов, в которых во всех одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) накле..вший, предъяв..т (прокурор)

2) рассмотр..шь, вынужда..шь

3) задремл..шь, задрапиру..шь

4) завис..мый, нянч..щая

5) произнос..шь, рокоч..т (мотор)

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) преобразу..мый, (боец) служ..т

2) дремл..шь, леч..шь

3) перекин..шь, вычита..мые

4) сломл..нный, (он)разыгрыва..т

5) (страны) гранич..т, шепч..щий (на ухо)

11. Укажите варианты ответов, в которых во всех одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) стро..тся (школа), засмотр..шься

2) дыш..щий, щекоч..щий

3) вышл..т, приход..тся (братом)

4) леч..щий, зна..щий

5) труд..тся (рабочие), высто..вшая (армия)

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Дымились еще (не)очищенные от снега скаты крыш.

(Не)даром Пушкин награждает свою героиню прекрасным характером.

Поэт прославляет любовь, (не)позволяющую человеку пасть духом.

Он никому (не)давал покоя.

Во всех дворах шумели детские голоса, (не)смолкавшие ни на минуту.

13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Вскоре показались еще (не)ухоженные сады городской окраины.

Ни разу мальчик (не)видел такого зрелища.

За давно (не)крашенным забором оказался приезжий зверинец.

В «Мёртвых душах» весь город обсуждал чичиковских мужиков, которых уже (не)было на свете.

Общество, (не)навидящее личность, само обрекает себя на гибель.

14. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Глубина идеи в романе (не)разрывно сочетается с художественностью.

(Не)каждый может точно сформулировать свою мысль.

Князя Андрея раздражал холодный, (не)пропускающий в душу взгляд Сперанского.

Коль нет цветов среди зимы, так и грустить о них (не)надо.

Ребенок как ни в чем (не)бывало заснул неодолимым сном.

Вариант 2 ЕГЭ 2021 задания 9-13

  1. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) запирать, растение, прилагательное

2) спираль, застелить, комфорт

3) бережок, формат, затвердеть

4) предварительный, придорожный, замечать

5) творительный, зарница, пловец

2. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) авиакомпания, импровизация, балагур

2) озариться, простираться, горит

3) оппонент, дискуссия, ватрушка

4) строжайший, приземлённый, посветил (в темноте)

5) сложившийся, тотальный, умалять (значение)

3. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) регламент, морской, бензин

2) горение, постелить, беседа

3) наслаждение, лесник, полоскать (бельё)

4) логичный, пировать, скрепите (листы)

5) истощение, батарея, соприкасаться

4. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пр..большой, пр..бор, пр..имущество;

2) п..верженный, с..зреть, об..шлось;

3) с..узить, ин..екция, пред..юбилейный;

4) и..бежавший, во..звать, ра..гуляться;

5) по..чинительный, по..тверждение, пре..шествовать.

5. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) ра..шифровать, ра..твориться, ра..чётливый;

2) пр..изошло, д..ход, п..дстраховаться;

3) без..дейный, об..гранный, небез..нтересный;

4) пр..открыть, пр..чалить, пр..стольный (град);

5) неот..емлемый, коп..ё, необ..ятный.

6. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пр..горок, пр..тихнуть, пр..норовиться;

2) бе..конечный, ра..кроить, ра..чёт

3) зав..южить, об..ект, под..строй;

4) п..дбежать, пор..скрутить, д..лепить;

5) без..сходный, двух..гольный, под..скать.

7. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) застр..вать, милост..вый

2) белорус..кий, рус..кий

3) гуттаперч..вый, обеззуб..л (к старости)

4) издавн. засветл..

5) форел..вый, син..ватый

8.Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) размаз..вать, завед..вать

2) выкорч..вать, обманч..вый

3) кормил..ца, наста..вая

4) эмал..вый, имень..це

5) справ.. (от дома), половинч..тый

9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) закручива..мый, (Земля) верт..тся

2) завис..мый, (птичка) вылет..т

3) задерж..шься, опериру..мый

4) выгор..шь, раскруч..нный

5) предвид..шь, (печка) топ..тся

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) постро..шь, (можно) наде..ться

2) задерж..вшийся, раду..щийся

3) раскле..шь, намет..ть (план)

4) пропол..шь, упроща..шь

5) (он) расстел..т, заправ..шь

11. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) (они) мел..т (зерно), ссор..щийся,

2) не успоко..тся (активисты), (она) доеда..т

3) чист..щий, поража..щий

4) наве..т (ветер), посвяща..тся (стихотворение)

5) дорогосто..щая, подвод..щая

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Комната была (не)освещена, поэтому трудно было различать лица сидящих напротив людей.

Но говорят, вы (не)людим: в глуши, в деревне всё вам скучно.

Они еще (не)успокоены.

(Не)доверие, а беспокойство вызывал этот человек.

(Не)избалованная жизнью, крестьянка стойко перенесла и это горе.

13 . Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

То, что он говорил, была ложь, ни на чем (не)основанная.

Эти места почти (не)исследованы.

Эта повесть ещё (не)написана автором, но сюжет её уже многим известен.

Давно (не)кошенная трава заполонила сад.

Нам (не)откуда было позвонить в город.

14. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Его положение (не)лучше нашего.

Мы идем по (не)скошенной траве.

Я (не)должен с ним объясняться.

Она (не)избалована жизнью.

(Не)прочитанная, а только что купленная книга отвлекла его внимание от неинтересной работы.

Вариант 3 ЕГЭ 2021 задания 9-13

1.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) эксперимент, преподавать, бечёвка

2) опираясь, вырасти, наклониться

3) росток, угасать, бидон

4) соберёшь, безотлагательный, озарило

5) измерять, диагональ, велосипед

2. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) ослепительный, предназначение, кормить

2) фразеологический, выскочка, артиллерия

3) молчание, соединение, развиваться (благодаря чтению)

4) роскошный, сокращать, долина

5) предположительно, сращение, вереница

3. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) трещать, мираж, предположение

2) приоритет, палисадник, вестибюль

3) галерея, фантазия, винегрет

4) запереть, представлять, обижать (словом)

5) спиртовой (раствор), замереть, гардероб

4. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пр..общил, пр..льстил, пр..вратник

2) и..сяк, бе..престанно, во..ходящий

3) н..ладил, пр..дедушка, р..ссыпал

4) под..тожил, пред..нфарктный, из..мать

5) с..язвил, подош..ю, суб..ект

5 . Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) бе..предел, ра..бег, в..дохнуть

2) пр..чудливо, пр..зрел (бездомного), пр..карманить

3) опр..кинул (ведро), пр..язык, поз..вчера

4) с..змала (любил петь), об..ск, пред..юльский

5) трёх..ярусный, под..ячий, разоб..ю

6. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пр..способь (для работы), пр..крыл, непр..хотливый

2) в..езд (во двор), б..ют (по щеке), помест..е

3) сверх..нтеллигентный, по..скать, вз..мать

4) опр..кинуть, пр..родина, под..брать

5) ра..шифруй, бе..человечно, не..жатый

7. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) забывч..вость, сух..нький

2) расстег..вавшийся, молодц..ватая

3) миндал..вый, завар..ваю

4) откле..вшись, одар..вать

5) успока..ваться, напраш..вается

8. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) неразборч..вый, гел..вый

2) высме..вающий, ступенч..тый

3) скле..вающий, выколач..вают

4) завистл..вый, больш..нство

5) окольц..вать, торг..вать

9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) (они) стел..т (скатерть), ове..нный

2) вер..вший, вылет..шь

3) мел..щий (кофе), (огородники) пол..т (грядки)

4) выздоров..вший (юноша), высп..шься

5) скач..щий (конь), (они) дыш..т

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) трепещ..м (от страха), колебл..мые (ветром)

2) понош..нное (платье), завис..мый

3) потер..нный (багаж), (флаги) ре..т

4) взлеле..вший, занима..щаяся (заря)

5) выгор..шь, расстро..вшись

11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) предвид..вший, незыбл..мый

2) пыш..щий (здоровьем), (они) вылож..т

3) противореч..щий, выслуш..вший

4) обездвиж..нный, натерп..шься

5) щебеч..щий, (они) клокоч..т

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Все оперативные документы, (не)исключая и боевые журналы, уничтожены.

Матросы относились к пассажирам с (не)обыкновенным радушием.

Наши кони (не)были измучены.

Андрей Андреевич был человек простой, ничего (не)понимающий в чистокровных лошадях.

(Не)достаёт рукой до дна реки.

13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Время-корабль, никогда (не)бросающий паруса.

Он был любому гостю (не)рад.

Новая статья о творчестве этого кинорежиссёра пока (не)напечатана.

Он бежал (не)быстро, а медленно.

Слово, (не)склоняемое в русском языке.

14. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

План был (не)выполнен.

Лесник (не)доумевал по поводу внезапного исчезновения палаточного лагеря.

В полном одиночестве он простоял с минуту, (не)решаясь двинуться дальше.

Оцените статью
ЕГЭ Live