Задание 1 ЕГЭ 2022 по русскому языку — теория

Задание 1 ЕГЭ 2022 по русскому языку - теория ЕГЭ

Что входит в подготовку к испытанию

Подготовиться к ЕГЭ можно самостоятельно, закрепляя языковые нормы и грамотно применяя их на практике. Ведь теория – всего половина дела. Соответственно, даже блестящая прикладная грамотность не обойдется без владения теоретической базой. Лексика русского языка настолько богата и обширна, что в какой-то момент незнание правил приведет к неправильному употреблению слов на письме. Не всегда получается угадать правильный ответ.

Опытные преподаватели советуют начинать с теории. Знания в области каждого раздела призваны закреплять и проверять тренировочные задания. Повторяя каждое правило, уделите отдельное внимание исключениям, после чего уже займитесь практическим выполнением заданий.

Важные советы

  • Не бойтесь огромного числа норм в русском. Если разобраться, то каждому ученику, независимо от уровня знаний, большинство из них известны и понятны. А использование на практике доведено до автоматизма. Чаще всего достаточно лишь освежить их в памяти.
  • Учитывайте, что самостоятельная подготовка таит в себе риски, что объясняется пробелами в полученных знаниях и недостаточным охватом теории. Нет ни единого правила в языке, которым можно пренебречь.
  • Дословному запоминанию формулировок стоит предпочесть вдумчивый поиск сути. Важно изучать примеры к каждому правилу и пытаться находить закономерности.
  • Нельзя недооценивать закрепление практикой. Однотипные упражнения могут утомлять, но именно такие тренировки станут залогом выработки автоматических навыков.
  • Готовиться к экзаменационному испытанию нужно задолго до него. С начала выпускного учебного года занимайтесь теорией, постепенно переходя к работе на бумаге. Как только возникают малейшие трудности, не ленитесь вновь и вновь возвращаться к соответствующему правилу.

Пусть ЕГЭ по русскому языку сопровождается успехами!

Задание 1 егэ 2022 по русскому языку — теория

Теория к новому заданию 1 ЕГЭ 2022 по русскому языку. 

В 2021/2022 учебном году внесены изменения в КИМ по русскому языку. Коснулись эти изменения и задания 1. Предлагаем материалы для подготовки к экзамену от учителей русского языка.

скачать теорию (автор: Суязова Ирина Анатольевна)

скачать теорию (автор: Крючкова Галина Анатольевна)

варианты задания №1 (практика)

АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТИПА РЕЧИ

Чтобы правильно определить тип речи, ответьте на вопросы:

1) автор ставит перед собой задачу статистически (зафиксированный момент) изобразить действительность? (КАКОЙ ПРЕДМЕТ?) Описание: перечислены признаки увиденной персонажем картины;

2) Автор ставит перед собой задачу динамически (в движении) отразить действительность? (ЧТО ДЕЛАЕТ ПРЕДМЕТ?) Повествование: последовательно описаны действия и состояния персонажей;

3) Автор ставит перед собой задачу отразить причинно-следственные связи явлений действительности (ПОЧЕМУ это происходит?) Рассуждение: даны размышления персонажа

Формулировка задания 1 ЕГЭ 2022 по русскому языку из демоверсии:

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте используются термины (экология, агроэкология, гидроэкология и др.), тематическая группа слов, отражающая проблематику текста (культура, природа, ценности, памятники, исторический этап, литературный язык, нация, память, духовный мир и др.).

2) Использование метафор (…между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти; ключ к пониманию духовного мира); антонимов (свой-чужой), сравнения (Как всякое живое на Земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка.) способствует эмоциональности, выразительности изложения, помогает передать авторскую оценку описываемым явлениям.

3) Текст содержит грамматические особенности, характерные для письменной речи: отглагольные существительные (взаимодействие, вклад, утраты, различие, достижения и др.), конструкции с существительными в родительном падеже (между экологией природы и экологией культуры, свидетельством уровня духовного развития народа, к пониманию духовного мира и др.).

4) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых – ряды однородных членов предложения, инверсия, вводные слова.

5) Текст относится к научному стилю речи, так как основные цели автора – сообщить информацию, имеющую практическое значение, дать чёткие инструкции.

Исходный текст:

Экология – это наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. Эти взаимоотношения изучают самые разные науки: биология и химия, астрономия и космология, математика и философия. <…> они вносят свой вклад в экологию, которая сегодня разделилась на ряд самостоятельных дисциплин: общую экологию, агроэкологию, гидроэкологию, экологию человека и т.д.

Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология. Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть большое различие. Утраты в природе до известных пределов восстановимы. Иное дело – ценности культурные и нравственные. Они или восстанавливаются с большим трудом, или вовсе исчезают, как, скажем, разрушенные памятники, сгоревшие книги, рукописи…

Если культура – это совокупность достижений общества в области науки, просвещения, искусства, то закрепляются эти достижения, как правило, в языке, в Слове. Возникнув на определённом историческом этапе, литературный язык сам по себе служит свидетельством уровня духовного развития народа, общества. Как всякое живое на Земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка. Ведь язык – это и основа национальной памяти, и ключ к пониманию духовного мира, своего и чужого.

(По Л.И. Скворцову)

Связанные страницы:

К чему нужно быть готовым перед егэ?

Экзамен потребует ориентации в огромном пласте информации, полученной за все годы. Знания, которые пригодятся, касаются таких тем:

  • Правописание приставки, корня, суффикса и окончания.
  • Пунктуация простого и сложного предложений, выделение слов при помощи знаков препинания.
  • Нормы грамматики, морфологии, орфоэпии и синтаксиса.
  • Понятия синонимов, омонимов и антонимов.
  • Слитное, раздельное правописание слов, дефис.
  • Частицы «не», «ни», употребление на письме.
  • Лексические нормы и текстовый анализ.
  • Инфообработка и работа с текстами разных стилей.

Общая схема стилистического анализа текста:

  1. Определяем стиль и жанр текста;
  2. Определяем основную тему и идею текста. Следует помнить, что тема (предмет сообщения) – это то, о чем говорится в тексте; она может быть представлена в заголовке, тематическом предложении (предложениях, абзаце), ключевых словах; Идея текста (его основная мысль) – то, что говорится о предмете сообщения (теме).
  3. Определяем сферу коммуникации (для научного стиля – наука, для официально-делового стиля – административно-правовые отношения, для газетно-публицистического стиля – политико-идеологические, общественные отношения, т. е. массовая коммуникация, для разговорного стиля – повседневные, бытовые отношения), обозначаем ситуацию, на которую текст ориентирован, выясняем, кто автор текста и его адресат.
  4. Выделяем основные функции и цели текста (общение, сообщение, воздействие и др.);
  5. Определяем форму речи (письменная, устная), тип речи (описание, повествование, рассуждение и их возможное сочетание), вид речи (монолог, диалог, полилог);
  6. Выделяем стилевые черты, особенности, присущие тексту. Например, для текстов научного стиля – логичность, последовательность повествования и др.
  7. Определяем стилистические языковые средства: лексико-фразеологические, морфологические и синтаксические и др.
  8. Определяем индивидуально-авторские стилистические особенности текста.

Разговорный стиль

Разговорный стиль – это неофициальная речь в условиях непосредственного общения, заранее неподготовленная, диалогическая, устная.Устная речь – неподготовленная диалогическая речь в условиях свободного общения ее участников.

Сфера использования: бытовая и деловая сфера общения.Цели и функции: общение, обмен впечатлениями, информацией.Форма речи: разговорный стиль находит свое выражение как в письменной форме (реплики персонажей в пьесах, записи в дневниках, тексты писем на обиходные темы), так и в устной (чаще в устной).

Вид речи: преимущественно диалог.Тип речи: может быть представлен любым типом речи (повествованием, рассуждением, описанием).Стилевые черты: непринужденность, неофициальность; неподготовленность речи, фамильярность; конкретность; непоследовательность, адресность речи, прерывистость; эмоционально-оценочная информативность; аффективность; личностный характер; идиоматичность, использование мимики и жестов, приоритет содержания над формой, стремление к экономии речевых средств.Жанры: диалог, личные письма, записки, разговор, телефонный разговор, беседа, спор, дневник.

Теория по заданиям к егэ по русскому 2022

В ЕГЭ 2022 года знания по орфографии проверяются в семи заданиях: с 9 по 15.
За каждое задание можно получить по одному первичному баллу.

Помимо теста, правописание оценивается и в сочинении в соответствии с критерием К7.
Если в сочинении больше 150 слов, и оно не содержит орфографических ошибок, то по К7 эссе будет оценено в 3 первичных балла.
Получается, что за знания правописания всего можно получить 10 первичных баллов, что составляет 17% от оценки за всю работу.

Что именно требуется знать для ЕГЭ? Какую теорию по орфографии стоит выучить?
Для успешного решения 9 задания нужно уметь определять тип орфограммы в корне
(безударную проверяемую, безударную непроверяемую, чередующуюся гласную).
В ответ необходимо выписать номера рядов, в которых все слова содержат нужную орфограмму.
Слова указаны без пропусков, то есть решение требует знаний теории, угадать решение не получится.
10 задание проверяет знания о правописании приставок (неизменяемых приставок, приставок на З и С, ПРЕ и ПРИ),
Ы/И после приставок, разделительных Ь и Ъ. В демоверсии ЕГЭ 2022 года в 10 задании упоминаются неизменяемые иноязычные приставки, так что имеет смысл
выучить самые распространённые заимствованные приставки и разобраться с их значениями.
В 11 задании требуется заполнить пропуски в суффиксах разных частей речи, то есть стоит изучить теорию правописания суффиксов существительных, глаголов, прилагательных и наречий.
Для решения 12 задания нужно знать правила написания личных окончаний глаголов и суффиксов причастий (как действительных, так и страдательных). Также важно усвоить понятия спряжения и повелительного наклонения глаголов.
В 13 проверяются знания слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи. Помимо правил, стоит изучить и особенности того, как пишутся НЕ(ДО), НЕ(БЕЗ), (ни/не)кто иной.
Для 14 задания требуется знать всю теорию слитного, раздельного и дефисного написания слов разных частей речи. Особое внимание стоит уделить правописанию наречий, предлогов и союзов, так как именно эти части речи чаще всего встречаются в примерах из открытого банка ФИПИ.
Для 15 необходимо изучить правила написания Н и НН в прилагательных, причастиях, их полных и кратких формах, а также в существительных и наречиях.
Изучение теории по орфографии ЕГЭ – большой труд. Двигайтесь постепенно, внимательно читайте правила и объяснения к ним, закрепляйте теорию практическими упражнениями, и ваша работа будет вознаграждена высоким баллом ЕГЭ.

Оцените статью
ЕГЭ Live