- Основные правила
- Соответствие теме
- Забвению не подлежит
- Привлечение литературного материала
- Я и другие
- Композиция и логика рассуждения
- Качество письменной речи
- Разговор с собой
- Грамотность
- Между прошлым и будущим: портрет моего поколения
- Еще немного о направлениях 2021
- Зона 1 — часовой пояс msk-1 (мск-1) utc 2 (-1 час к москве) — точные темы ис 2020-2021
- Зона 10 — сахалинская область — часовой пояс msk 8 (мск 8) utc 11 ( 8 часа к москве)
- Зона 11 — камчатский край и чукотский автономный округ — часовой пояс msk 9 (мск 9) utc 12 ( 9 часа к москве)
- Зона 2 — москва — часовой пояс msk 0 (мск 0) utc 3 ( 0 час к москве) — точные темы ис 2020-2021
- Зона 3 — самарская область — часовой пояс msk 1 (мск 1) utc 4 ( 1 час к москве) — точные темы ис 2020-2021
- Зона 4 — свердловская область, тюменская область — часовой пояс msk 2 (мск 2) utc 5 ( 2 часа к москве)
- Зона 5 — часовой пояс msk 3 (мск 3) utc 6 ( 3 часа к москве)
- Зона 7 — часовой пояс msk 5 (мск 5) utc 8 ( 5 часа к москве)
- Зона 9 — часовой пояс msk 7 (мск 7) utc 10 ( 7 часа к москве)
- Сочинения к сборнику "36 вариантов егэ-2021"
- Важное примечание про итоговое 2021
- Итоговое сочинение 2020-2021 — темы и готовые сочинения :: сочиняшка.ру
- Итоговое сочинение 2021-2022: критерии
- Направления итогового сочинения 2021-2022 учебного года от фипи
Основные правила
1 декабря 2021 года вам предстоит за 3 часа 55 минут написать развёрнутое, структурное и аргументированное сочинение по одной из выбранных тем.
- ВАЖНО! Объём должен быть не меньше 250 слов (иначе незачёт!)
- Сочинение должно быть написано самостоятельно
- Дополнительные даты итогового сочинения: 2 февраля и 20 апреля 2022
По формату итоговое сочинение 2021 отличается от сочинения ЕГЭ. Каждый из вас получит пять тем: по одной теме для каждого направления, их вы узнаете только за 15 минут до экзамена. Несмотря на то, что пишете сочинение вы только по одной из них, мы рекомендуем готовиться к нескольким направлениям: вдруг тема по вашему любимому направлению окажется сложной?
Подготовка к сочинению проверяет общую эрудицию, развитие речи, глубину мысли и, конечно, грамотность. Это значит, что готовиться исключительно по темам сочинения будет недостаточно для действительно хорошего результата. Вам необходимо погрузиться в систему подготовки по русскому в целом: больше писать тексты на разные темы, общаться с начитанными людьми и прокачивать знание грамматики и культуры речи.
Присоединяйтесь к курсам подготовки в MAXIMUM Education: на годовом курсе ЕГЭ включена подготовка к итоговому сочинению. Обучаясь на полном курсе для 11 класса, вы убиваете 2 зайцев — ЕГЭ и декабрьское сочинение. Не допускайте ошибок большинства выпускников — готовьтесь к экзаменам комплексно.
Соответствие теме
Самое важное — не уходить от темы, соотнести доказательство и вывод с тезисом, не подменять понятия.
Забвению не подлежит
Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом.
Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы.
Привлечение литературного материала
Чтобы получить зачет, нужно привести минимум 1 литературный аргумент — из русской классики, школьной программы или мировой литературы. Можно использовать даже «Гарри Поттера» или «Голодные игры». Главное — написать развернутый аргумент, который подтвердит ваше мнение.
Я и другие
При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми.
Композиция и логика рассуждения
Чтобы получить балл по этому критерию, предлагаем вам использовать классическую структуру сочинения.
5 абзацев:
- вступление (тезис)
- собственное мнение, которое будем доказывать аргументами
- аргумент 1 (доказательство и микровывод)
- аргумент 2 (доказательство или контраргумент)
- вывод (итог рассуждений)
Если сочинение выстроено логично и в нем есть абзацное членение, критерий засчитают.
Качество письменной речи
Если всё настолько плохо, что речевые ошибки затрудняют понимание смысла, ставят «незачёт», если мысль ясна — «зачёт».
Разговор с собой
Названное направление побуждает к размышлению о том, что значит «быть самим собой». Данная тематика связана с вопросами, которые человек задает сам себе, об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя.
Темы позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах собственной личности, о ценности и уникальности своего внутреннего мира, о необходимости самопознания и самосовершенствования. Раскрывая тему, можно обратиться к художественной, психологической, философской литературе, мемуарам, дневникам и публицистике.
Грамотность
«Незачёт» поставят, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных. Помните, что на сочинении можно пользоваться орфографическим словарём! Этот поможет вам свести орфографические ошибки к минимуму.
Между прошлым и будущим: портрет моего поколения
Темы сочинений данного направления приглашают к размышлению о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира.
Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире. О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики.
Еще немного о направлениях 2021
Смотреть в PDF:
Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.
Зона 1 — часовой пояс msk-1 (мск-1) utc 2 (-1 час к москве) — точные темы ис 2020-2021
- 105. Согласны ли Вы с утверждением А.И. Герцена: «Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное»?
- 212. Что мешает доверию между людьми?
- 307. Кому в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить эпоху перемен?
- 401. Почему люди обманывают себя?
- 502. Какие черты ваших сверстников Вы считаете типичными?
Зона 10 — сахалинская область — часовой пояс msk 8 (мск 8) utc 11 ( 8 часа к москве)
- 111. Какую книгу я считаю величайшим достижением культуры?
- 208. Как Вы понимаете утверждение А.Н. Радищева: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом»?
- 310. Почему вечные ценности нужны быстро меняющемуся современному миру?
- 402. Трудно ли всегда оставаться самим собой?
- 505. Что для Вас является жизненным успехом?
Зона 11 — камчатский край и чукотский автономный округ — часовой пояс msk 9 (мск 9) utc 12 ( 9 часа к москве)
- 108. Почему события Великой Отечественной войны нельзя забывать?
- 213. Какие поступки по отношению к другим свидетельствуют о духовной зрелости человека?
- 301. Что должно оставаться неизменным в любое время?
- 410. Помогает ли разговор с собой понять других людей?
- 512. С какими вызовами сталкивается современная молодёжь?
Зона 2 — москва — часовой пояс msk 0 (мск 0) utc 3 ( 0 час к москве) — точные темы ис 2020-2021
- 101. Какого человека можно по праву назвать героем?
- 207. Согласны ли Вы с утверждением М. Горького: «человека создаёт его сопротивление окружающей среде»?
- 308. Как в эпоху перемен раскрываются нравственные качества людей?
- 412. Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?
- 511. Какие черты моего поколения я считаю положительными?
Зона 3 — самарская область — часовой пояс msk 1 (мск 1) utc 4 ( 1 час к москве) — точные темы ис 2020-2021
- 102. Какими деяниями предков мы вправе гордиться?
- 210. Может ли отдельная личность изменить общество?
- 309. Согласны ли Вы с утверждением китайского философа Конфуция: «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен»?
- 405. Что значит быть совестливым человеком?
- 503. Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
Зона 4 — свердловская область, тюменская область — часовой пояс msk 2 (мск 2) utc 5 ( 2 часа к москве)
- 112. Какие деяния заслуживают благодарной памяти потомков?
- 201. Как найти своё место в обществе?
- 304. Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
- 413. Какие вопросы чаще всего задаёт человек самому себе?
- 506. Что связывает сегодняшних людей с предыдущим поколением?
Зона 5 — часовой пояс msk 3 (мск 3) utc 6 ( 3 часа к москве)
- 104. Только ли добрые дела не подлежат забвению?
- 206. Что труднее: подчиняться или подчинять?
- 303. Какие жизненные принципы и правила Вы бы постарались сохранить неизменными при любых обстоятельствах?
- 409. Чему мешают и чему помогают сомнения?
- 510. Кого можно считать героем нашего времени?
Зона 7 — часовой пояс msk 5 (мск 5) utc 8 ( 5 часа к москве)
- 106. Какое произведение литературы, по Вашему мнению, будут помнить в XXII веке и почему?
- 204. В чём польза и опасность компромисса?
- 302. Всегда ли необходимо идти «в ногу со временем»?
- 407. Как нужно относиться к своим ошибкам и промахам?
- 513. Что мне хотелось бы изменить в жизни современного поколения?
Зона 9 — часовой пояс msk 7 (мск 7) utc 10 ( 7 часа к москве)
- 103. В чём Вы видите ценность традиций для человека и общества в целом?
- 205. Как Вы относитесь к такой жизненной позиции: «для меня не существует авторитетов»?
- 313. Какие вызовы несёт в себе эпоха перемен?
- 408. Можно ли требовать от других того, на что не способен сам?
- 509. Каково отношение современного человека к природе?
Сочинения к сборнику "36 вариантов егэ-2021"
Важное примечание про итоговое 2021
Сами темы сочинений становятся известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) может быть «зачет» или «незачет». К сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допускают только выпускников, получивших «зачет».
Сочинение оценивается по двум требованиям (объем и самостоятельность) и пяти критериям («Соответствие теме»; «Аргументация. Привлечение литературного материала»; «Композиция и логика рассуждения»; «Качество письменной речи»; «Грамотность»).
Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный результат по двум требованиям и трем критериям («зачет» по критериям № 1 и № 2 — в обязательном порядке, а также «зачет» по одному из других критериев).
Итоговое сочинение 2020-2021 — темы и готовые сочинения :: сочиняшка.ру
В 2020-2021 учебном году официально были утверждены пять направления итоговых сочинений по русскому языку. Для написания итогового сочинения Вам будут предложены следующие направления.
1. «Забвению не подлежит»
Данное направление посвящено размышлениям о значимых исторических событиях, деятелях, явлениях, которые оказали значительное влияние на развитие человеческой цивилизации.
Сочиняшка.Ру подготовил для Вас примерный список тем и готовых сочинений, а также аргументы по направлению «Забвению не подлежит».
2. «Я и другие»
При написании сочинения из данного направления учащемуся будет предложено высказать свои мысли относительно форм человеческих взаимоотношений, сомоопределении человека в обществе.
Сочиняшка.Ру подготовил для Вас примерный список тем и готовых сочинений, а также аргументы по направлению «Я и другие».
3. «Время перемен»
При написании сочинения из данного направления учащемуся будет необходимо поразмыслить о процессах, которые происходят вокруг него, о причинах и следствиях таких изменений.
Сочиняшка.Ру подготовил для Вас примерный список тем и готовых сочинений, а также аргументы по направлению «Время перемен».
4. «Разговор с собой»
При написании сочинения из данного направления учащемуся будет предложено высказать свои мысли относительно понятия «что значит быть самим собой».
Сочиняшка.Ру подготовил для Вас примерный список тем и готовых сочинений, а также аргументы по направлению «Разговор с собой».
5. «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»
При написании сочинения из данного направления учащемуся будет необходимо высказать свои мысли относительно влияния современного поколения на формирование будущего мира.
Сочиняшка.Ру подготовил для Вас примерный список тем и готовых сочинений, а также аргументы по направлению «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения».
6. Общие темы
В этом направлении представлены сочинения, темы которых будут актуальны всегда.
Сочиняшка.Ру подготовил для Вас примерный список тем и готовых сочинений по направлению «Общие темы».
Итоговое сочинение 2021-2022: критерии
Всего есть пять критериев, по каждому можно получить или «зачет» (1), или незачет (0). Первые два критерия — главные: если не получить по ним «зачет», за сочинение его тоже не поставят. Для того, чтобы получить «зачет» за сочинение в целом, нужно выполнить два первых критерия хотя бы один из остальных.
Направления итогового сочинения 2021-2022 учебного года от фипи
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).
2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).
3. Преступление и наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).
5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).
В 2021 году будет отмечаться 200-летие со дня рождения Н.А. Некрасова (10 декабря) и Ф.М. Достоевского (11 ноября), с произведениями которых связаны направления тем сочинения в этом году.
Сами темы выпускники традиционно узнают уже перед началом сочинения.
Итоговое сочинение проводится в первую среду декабря.
→ Критерии оценивания итогового сочинения.
→ Все темы прошедшего ИС 1 декабря.
Комментарий ФИПИ к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2020/21 учебного года
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.
Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.
Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.
Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.
Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.
3. Преступление и наказание — вечная тема.
Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.
Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.
Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.
В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.
Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.
Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.
Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.
При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.