В чем субъективность в оценке ЕГЭ? Как это отражается на итоговом результате экзамена по русскому языку

В чем субъективность в оценке ЕГЭ? Как это отражается на итоговом результате экзамена по русскому языку ЕГЭ

Состав лекторов вебинара

В чем субъективность в оценке ЕГЭ? Как это отражается на итоговом результате экзамена по русскому языку

Гармаш Светлана Васильевна

Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, культуры и коррекции речи Таганрогского института имени А.П.Чехова (филиал РГЭУ), автор учебных пособий издательства «Легион».

Отзывы о вебинаре

04 апреля 2023 в 15

Задание 3 ЕГЭ по русскому языку как задание повышенного уровня сложности: алгоритмы подготовки и выполнения

Укажите свой e-mail, чтобы получить напоминание и ссылку для участия в день мероприятия

Будьте всегда в курсе!

Узнавайте о скидках и акциях первым

В чем субъективность в оценке ЕГЭ? Как это отражается на итоговом результате экзамена по русскому языку

Нарушевич Андрей Георгиевич

андидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой русского языка и литературы Таганрогского института имени А. П. Чехова (филиал РГЭУ), ведущий специалист отдела русского языка и литературы издательства «Легион».

26 октября 2022 в 14

Сочинение на ЕГЭ в 2023 году: на что обратить внимание учителям

В чем субъективность в оценке ЕГЭ? Как это отражается на итоговом результате экзамена по русскому языку

Сенина Наталья Аркадьевна

Кандидат филологических наук,  доцент, руководитель отдела русского языка и литературы издательства «Легион».

Как известно, модель ЕГЭ по русскому языку, согласно проектам демоверсии и спецификации на 2023 год, опубликованным ФИПИ 24 августа этого года, претерпела изменения.

Изменения в ЕГЭ по русскому языку на 2023 год

В чем субъективность в оценке ЕГЭ? Как это отражается на итоговом результате экзамена по русскому языку

Методические материалы от сайта ФИПИ для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом ЕГЭ 2023 года.

Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2023 г. по русскому языку подготовлены в соответствии с Тематическим планом работ Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений» на 2022–2023 уч. г.

Пособие предназначено для подготовки экспертов по оцениванию заданий с развёрнутым ответом, которые являются частью контрольных измерительных материалов (КИМ) для сдачи единого государственного экзамена (ЕГЭ) по русскому языку.

Авторы будут благодарны за замечания и предложения по совершенствованию пособия.

Тренировочные варианты ЕГЭ 2023 по русскому языку с ответами

ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ

Приглашаем на семинары Наталии Ягинцевой. На семинарах автор рассказывает о рабочей тетради для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

Работа с тетрадью № 1. Тестовая часть ЕГЭ по русскому языку

Купить первую тетрадь

Работа с тетрадью № 2. Сочинение на ЕГЭ по русскому языку

Купить вторую тетрадь

Если вы посмотрели все записи, и вам этого не хватило, присоединяйтесь к курсу Рабочие тетради Н. Ягинцевой. Методическая поддержка

Чтобы зайти на вебинар или посмотреть запись, нажмите на эту зелёную кнопку.

Количество часов: 8

Преподаватели:
Наталия Ягинцева

Участие

Ь на конце наречий и частиц:

Курсы для школьников

Встречаемся онлайн каждый понедельник с 31 января по 23 мая 2022 года.

На каждом вебинаре разбираем один текст ЕГЭ по русскому языку, рассматриваем образец хорошего сочинения по тексту и критикуем неудачное сочинение (неудачные сочинения будут отбираться из сочинений, присланных на бесплатную проверку, авторство не укажем). На вебинарах разбираем тексты, которые были на реальном ЕГЭ в 2021 году. Для эффективной работы скачивайте и читайте тексты до вебинара!

Мы постараемся сделать так, чтобы все вебинары вели разные преподаватели. Так вы увидите разные подходы к анализу текста, сможете задать вопросы разным экспертам.
Внимание! На вебинарах этого курса мы только анализируем тексты и показываем образцы сочинений. Этого недостаточно для полноценной подготовки к экзамену. Записывайтесь на платные курсы, чтобы эффективно тренироваться и получать рекомендации экспертов.

Мы надеемся, что после каждого вебинара ученики отправят на бесплатную проверку сочинения по разобранному тексту. Бесплатно будет проверено 350 сочинений. Рецензии смогут посмотреть все желающие. Подробнее об условиях проверки читайте в разделе Бесплатная проверка сочинений.

Расписание

Количество часов: 32

Преподаватели:
Алла Баландина / Ирина Тараскина / Елизавета Касилова / Ирина Краснова / Елена Дудина / Юлия Красовских / Юлия Фишман / Наталия Ягинцева / Ольга Гапон / Наталья Боброва / Татьяна Ческидова / Оксана Беляева / Александра Котовская /  Алла Чудинова / Марина Волкова

Нет удвоенных согласных в словах:

гримаса, дилер, галерея, коридор, алюминий, пьеса, драма, драматический, галера, фурор, раса, масоны, оперетка, грамотей, директриса, дрожать, количество, карикатура, кристальный, колонка, кавалерия, цимбалы, эмиграция, росомаха, проблема, продюсер, актриса, трос, амуниция, дилижанс, соната, стела, скалодром, комический, такелаж.

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку 2023

Подготовка к тестовой части ЕГЭ по русскому языку — 2023

При подготовке курса приняты во внимание изменения в ЕГЭ по русскому языку 2022/2023 учебного года.

Любой специалист вам скажет, что  при подготовке к ЕГЭ по русскому языку меньше, чем в 50 уроков, не уложиться. Мы предлагаем в четыре раза больше. И это без потери качества.

Наши вебинары ведут не студенты, а опытные преподаватели, в том числе кандидаты наук.

Задания по орфоэпии и диктанты озвучены профессиональными дикторами.

Внимание! Если вам не нужны поддержка в ВК, домашняя работа, участие в вебинарах, чек-листы и зачёты, приобретите

лайт версию этого курса

Работа с преподавателями: 3 живых вебинара в неделю + поддержка в ВК

Все вебинары, которые вы пропустили, будут доступны в записи сразу же после оплаты. 

При желании можно не посещать все занятия, а выбрать лишь самые нужные.

Задания для самостоятельной работы по самым сложным темам

Мини-курсы: записи вебинаров + интерактивные упражнения + папки с материалами

Всего: (55 вебинаров, 125 часов).

Курсы подготовки к сочинению в ЕГЭ по русскому языку

Запись небольшой части вебинара для примера

Что потребуется для занятий по подготовке к ЕГЭ

Мы не считаем, что серьёзно заниматься можно, используя только мобильные устройства. Для прохождения курса вам необходимо оборудовать рабочее место: стол, на котором можно писать в тетради, микрофон для участия в вебинарах, наушники или колонки для прослушивания диктантов и лекций.

Сегодня прошел самый массовый экзамен — ЕГЭ по русскому языку написали более 630 тысяч человек.

В чем субъективность в оценке ЕГЭ? Как это отражается на итоговом результате экзамена по русскому языку

И хотя одни посчитали экзамен сложным, другие были рады увидеть посильный вариант.

Ольга Галанова, г. Северск: «Если забыть о том, что бланки печатаются ровно с 10 утра (а мы в гнетущей тишине сидим и ждём), то экзамен прошёл вполне себе хорошо. Правда, когда нам проводили инструктаж, моя знакомая обернулась ко мне и кивнула головой, чтобы пожелать удачи, на что нам жестко указали, что «уже сейчас» вы не в праве контактировать.

Случилась забавная ситуация: смельчаков много, которые приносят телефоны. Один из таких оказался в моей аудитории: сидя в гробовой тишине, все стали улавливать звук вибрации телефона. Естественно, экзаменаторы сначала проверили свои, а когда поняли, что телефон принёс кто-то из нас, встали и, прислушиваясь, пошли вдоль парт. Я предполагаю, телефон был у мальчика, сидящего в самом конце класса у окна, однако экзаменаторы до него не дошли — вибрация прекратилась, а останавливать экзамен и проверят карманы нельзя. Позже мы случайно встретились с ним в раздевалке, он выглядел испуганным.

Задания были совершенно решаемыми, даже последний текст, по которому надо было написать сочинение, оказался простым рассказом: и два аргумента нашлись, и позиция автора, а свой пример придумать легко! (рассказ был о мужчине, который искал цветы, мимозу, для своей жены вечером 7 марта). Для меня сложным показалось задание с суффиксами, но надеюсь, что я решила его верно.

Про ЕГЭ:  Готовые сочинения. ЕГЭ-2019. И. П. Цыбулько. 36 вариантов - Разное - Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ

Мои одноклассники говорят, что задания по ударениям было точно такое, как в книге Цыбулько на 30 вариантов, но мне, к счастью или сожалению, ничего такого не попадалось»

В чем субъективность в оценке ЕГЭ? Как это отражается на итоговом результате экзамена по русскому языку

Леман Эфендиева, г. Красноярск: «Сибири достался очень сложный тест, с сочинением я справилась, попался текст Ефимова про Образование был более-менее. Было сложно!»

Дарья Исакова, г. Нижний Тагил: «ЕГЭ — рулетка! Я поняла это, только выйдя с ЕГЭ по русскому. Мне попался ужасный текст Паустовского, скудный на аргументы, и именно с сочинением я просидела до конца, но оно всё равно не выходило так, как я хотела. На выходе мне сказали, что этот текст был отвратительным и все, кто выходил из аудитории и писал по этому тексту сочинение, были грустными»

В чем субъективность в оценке ЕГЭ? Как это отражается на итоговом результате экзамена по русскому языку

Анастасия Алахтаева, г. Абакан: «В аудитории было 14 человек. Особо трудностей никаких не возникало, уже в 10:30 мы спокойно решали задания. Я писала в аудитории с тремя своими одноклассниками, и один из них начал всякие жесты в сторону камеры показывать, на что экзаменатор назвал его имя, отчество и попросил вести себя подобающе.

В целом, тест был лёгкий, сомнения возникли в основном по поводу заданий с текстом: в сочинении довольно прозрачная проблема. Но опять же, когда пишешь сочинение, начинаешь загоняться, мол, а правильно ли я вообще пишу? Все задания идентичны тем, что находятся в сборниках»

В чем субъективность в оценке ЕГЭ? Как это отражается на итоговом результате экзамена по русскому языку

Полина Киселева, г. Санкт-Петербург: «В аудитории было 14 человек. Трудностей не было вообще, из минусов: долго ждать начало. В целом, все задания показались мне не сложными, кроме №21 и еще какого-то. Но в основном вариант хороший попался. Готовьтесь и не бойтесь!»

Софья Огнева, г. Мыски: «Проблемы возникли с бланками — пришлось принтер разбирать, но меня это не сильно напрягло, они примерно 10 минут с этим возились. Я так поняла, бумагу зажевало.

А так с проведением все хорошо, единственное, я переживала что, если долго буду в туалете, мне потом прилетит, а там была очередь из организаторов, и они не собирались меня пропускать. Короче, в итоге я 13 минут там простояла.Никого не удаляли, но мальчик один начал писать на черновике раньше экзамена, ему мягко намекнули, что нельзя.

В чем субъективность в оценке ЕГЭ? Как это отражается на итоговом результате экзамена по русскому языку

ЕГЭ в разгаре, вторым по счету выпускники сдают «основной» русский язык, где появились три углубленных задания. Официально итоги подведут в период 13 июня — 5 июля, однако первые впечатления уже имеются. Эксперты говорят о том, что школа подошла в грани психофизических возможностей детей, и дальше усложнять экзамены некуда.

В школах считают, что, несмотря на обещания не вносить изменений, ЕГЭ-2023 усложнили для гуманитариев. В русском сделали три сложных, почти вузовского уровня вопроса — и это в традиционно «легком» основном экзамене, который 11-классники обычно хорошо сдают. Сложность заданий увеличилась, а вот баллов будут за них давать меньше, 3 вместо 5.

— В прошлом году Рособрнадзор зафиксировал общее падение средних баллов почти по всем предметам, — говорит эксперт в области ЕГЭ. — Поэтому были разговоры, что не надо ничего менять в госэкзамене. Серьезных изменений и правда нет, но даже небольшие перемены влекут последствия.

А если по предметам пробежимся, то увидим, что некие изменения есть почти везде. Химия — усложнили три задания. История — да, время на решение добавили, но притом два задания прибавили плюс и минимальный балл поднялся до 42. Обществознание, литература — есть изменения.

Уже написавшие ЕГЭ выпускники тоже в недоумении от сложности большинства КИМов.

«Трех часов на это мало», «задания были все сложные» — отзывы такого рода на многострадальную географию в Сети. В 2022 году географию выбрали 2% сдающих, в 2023 — 3%.

В чем субъективность в оценке ЕГЭ? Как это отражается на итоговом результате экзамена по русскому языку

На ЕГЭ по литературе, судя по отзывам, многих удивили вопросы по поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Все почему-то думали, что по Некрасову редко спрашивают, к нему особо не готовились. Как и к Горькому, «На дне», к анализу этого произведения в разрезе «добра и сочувствия». Многочисленные паблики выпускников штормит от эмоций по поводу литературы. Пока одни радуются, что получили для анализа «легкие» тексты Анатолия Алексина и Николая Рубцова, другие плачутся: неправильно указали паронимы и  запятые при деепричастных оборотах. Но про литературу заранее известно, что предмет сложный, поэтому и выбрали его всего 9% выпускников.

Химия — еще один «замороченный» экзамен, на который мало кто решается. В этом году его дерзнули выбрать 13% выпускников. Для поступления этот предмет нужен не только самим химикам, но и биологам, в том числе на престижные биотехнологии. А еще химия нужна авиа- и ракетным конструкторам, различным технологам на производстве, аграриям, корабелам, ландшафтным дизайнерам и даже кое-где на IT.

— Все было без сюрпризов, — делится после ЕГЭ по химии Юлия из Москвы, которая планирует поступать в медицинский. — Кому-то меньше моего повезло: одноклассник написал, что не смог вспомнить длинную ОВР (окислительно-восстановительная реакция — Авт.) Девочка одна в коридоре сказала, что формулу вывела, но не поняла потом, что дальше с ней делать, они с репетитором так далеко не забиралась. Еще одна плакала и говорила, что в задании была ошибка в формуле. Не знаю, как с апелляцией, но на резервный день она сразу хотела записаться, пересдавать будет.

С дополнительными предметами сложнее. Если вы отсидели время до конца и работу написали, надо сразу подать апелляцию. На нарушение порядка проведения экзамена, на порядок организации, на человеческий фактор. Но редко кто из подростков в состоянии стресса это делает, и в итоге пролетают с экзаменом до следующего года.

К сожалению, стресс, связанный с подготовкой и проведением «госов», выдерживают не все. В Москве 9-классник попытался успокоиться перед ОГЭ и съел несколько таблеток успокоительного. Хорошо, что его быстро госпитализировали, увезли прямо с экзамена в отделение токсикологии. Выпускника спасли, парень признался, что проглотил 6 таблеток, «чтобы не нервничать». Лекарство ему выписал невролог.

Опубликован в газете «Московский комсомолец» №29039 от 30 мая 2023

Заголовок в газете:
ЕГЭ: простые сверхсложности

Есть ли место субъективности в оценке ЕГЭ? На примере проверки сочинений по русскому

Расспросили эксперта ЕГЭ, как проверяют сочинения. Заодно обсудили, есть ли от них польза или они загоняют школьников в рамки шаблонного мышления.

В чем субъективность в оценке ЕГЭ? Как это отражается на итоговом результате экзамена по русскому языку

Журналист. Пишет о современных образовательных онлайн-проектах, медицине и благотворительности. Любит историю и теорию кино, фотографию и американскую классическую литературу.

Учитель русского языка и литературы г. Химки (Московская область), эксперт ЕГЭ по русскому языку

— Как вы попали в проверяющую комиссию — по своему желанию, или это такое предложение, от которого обычно «нельзя отказаться»?

— Я уже очень давно проверяю ОГЭ, с самого начала его появления, а вот в комиссию по проверке ЕГЭ решила пойти только два года назад. Туда попадают по личному желанию — я пошла совершенно осознанно. Заявка на отбор в эксперты подаётся в начале учебного года (через завуча своей школы). Чтобы стать экспертом ЕГЭ, учителю нужна определённая экспертная квалификационная категория — первая или высшая. Учитывают педагогический стаж и работу в выпускных классах. Потом надо пройти обучение (в январе-марте) и сдать итоговый экзамен.

Про ЕГЭ:  Что нужно сдавать на дизайнера. | Университет СИНЕРГИЯ

Кстати, экспертов ЕГЭ не так уж много, в отличие от экспертов ОГЭ (в ОГЭ бывает и так, что все учителя школы сидят на проверке экзамена). Связано это с тем, что одиннадцатиклассников меньше, чем девятиклассников, соответственно — экзаменационных работ тоже меньше. К тому же ЕГЭ — это более серьёзная подготовка и оценивание, потому что на кону поступление в вуз, конкуренция.

— Если учитель хочет стать экспертом ЕГЭ, он соответствующее обучение проходит единоразово или каждый год заново?

— Каждый год заново — с учётом всех поправок и нововведений в ЕГЭ. Есть очные и дистанционные занятия, и там нам дают много самостоятельных и проверочных работ, по которым оценивают, насколько мы готовы к проверке. Каждый раз в конце обучения проводится итоговая аттестация, и по её результатам принимается решение, может ли учитель стать экспертом ЕГЭ на этот год.

— Почему вы стали заниматься проверкой ЕГЭ — что вас мотивирует? Это же дополнительная нагрузка.

— Долгое время я готовила детей к экзамену, просто читая все необходимые материалы, и этого было достаточно, чтобы быть в теме. Но требования к сочинению начали усложнять, поэтому в первую очередь я записалась на проверку потому, что мне захотелось понять, как изнутри выглядит этот процесс, какие детали необходимо знать проверяющему. Без этого взгляда изнутри было не всегда понятно, чему нужно учить детей.

Во-вторых, мне это просто интересно. Для практикующего учителя это возможность посмотреть, что получается на выходе не только у своих, но и у других выпускников, какой уровень интеллекта, рассуждений, насколько сильнее или, наоборот, слабее получился выпуск. Какой-то год кажется выпуском сплошных интеллектуалов, а в какой-то видишь сплошь провальные сочинения.

— Доплачивают ли за эту нагрузку педагогам? И даёт ли эта работа ещё какие-то преимущества?

— За саму проверку платят по количеству проверенных работ. Время учёбы на курсах не оплачивается. В школе эта моя занятость никак не учитывается, это моё личное дело. Но есть такой плюс: на курсах по подготовке к проверке ЕГЭ нам выдают удостоверения о повышении квалификации, то есть для аттестации учителей это важно.

— Как устроен процесс проверки технически и организационно?

— На следующий день после проведения ЕГЭ все проверяющие съезжаются в пункт проверки. Его локация меняется каждый год в зависимости от вместимости здания. И дальше в течение 3–7 дней там идёт проверка работ. Самое малое время проверки — три дня, а чаще всего она длится пять дней. Это может занять неделю, если возникают какие-то спорные моменты и, соответственно, к проверке работ приходится подключать третьего специалиста (в норме одну экзаменационную работу смотрят два эксперта).

Проверяющие сидят в аудиториях — по одному человеку за партой. В прошлом году, в условиях пандемии количество человек в классе было значительно меньше, чем раньше, и мы сидели в масках (вообще все санитарные нормы соблюдались от и до).

— Для проверяющих обстановка в пункте проверки стрессовая или нет? Надо ли экспертам, как детям во время ЕГЭ, сдавать телефоны и другие личные вещи? Можно ли спокойно выйти из аудитории в любой момент или только в обед, строго по расписанию?

— Я бы не сказала, что обстановка стрессовая. Мы проверяем работы под камерами, но это не вызывает особого дискомфорта. Мы не сдаём телефоны, но убираем их в сумки, которые во время нашей работы лежат в отдельном шкафу. У нас с собой — вода, чёрные гелевые ручки, карандаши и ластики (мы проверяем не оригиналы, а распечатанные сканы работ, чтобы в них можно было отмечать какие-то ошибки). Если нужно выйти перекусить, позвонить или просто пройтись — всё это можно, но говорить с другими проверяющими мы не имеем права. И, конечно, выносить проверяемую работу из аудитории нельзя: если я выхожу, она должна остаться на моём рабочем столе.

Насчёт обеденного перерыва каждый решает для себя сам. Все приезжают из разных мест, и кто-то (если человек встал, например, в пять утра) проголодается уже через час после начала проверки, а кто-то до её конца может потерпеть без обеда. Так что все работают в своём темпе, это удобно.

— Вы сказали, что получаете экзаменационные работы для проверки в виде бумажной сканированной копии. Это копия всего заполненного бланка ЕГЭ, включая Ф. И. О. выпускника и тестовые задания, которые проверяет компьютер, или только часть с сочинением?

— Мы получаем копии только сочинений, тестовую часть не видим. Персональных данных выпускника мы тоже не знаем — на каждой работе стоит индивидуальный код, по нему она и идентифицируется.

А ещё на каждой работе заранее указаны Ф. И. О. эксперта, который будет её проверять (выбор делается случайным образом). Если какой-то эксперт не смог приехать на проверку (заболел), то его работы перепечатывают с фамилией другого эксперта. Нельзя просто взять и проверить какую-то работу за другого педагога — нужна точность, кто какую работу оценивал. Так что эксперты лично отвечают за качество проверки. Плюс это важно для учёта в целях оплаты.

В общем, каждый эксперт получает свою стопку сочинений, а к ним — оценочный лист, в который надо вписать баллы.

— Сколько работ вы обычно проверяете за один день?

— Первоначально для каждого эксперта печатают примерно по 20–30 работ. Дальше, если у эксперта есть силы и желание проверить ещё несколько, ему могут распечатать дополнительные работы. Я могу проверить 40–60 работ в день. Скорость проверки у каждого своя, соответственно, кто-то освобождается часа за три, а кому-то надо больше времени.

— Нет ощущения, что к середине или ближе к концу процесса глаз замыливается?

— Вы упомянули, что каждую работу проверяют сразу два эксперта — а как они это делают: совместно или независимо друг от друга?

— Независимо друг от друга. Каждый эксперт проверяет автономно. Они даже не знают, кто ещё проверяет эту же работу. Это нужно для того, чтобы дать максимально объективную оценку. Сочинение — личностное самовыражение выпускника, но и личное мнение эксперта играет роль. Кому-то работа покажется пустой, а кому-то гениальной. Если эксперты сходятся во мнении — хорошо, а если возникает разногласие, то важно, насколько отличаются баллы, которые они поставили (расхождения в оценках выявляет компьютер). Разница не должна превышать восемь. Если расхождение получилось больше, чем на восемь баллов, то привлекают третьего эксперта, который заново проверяет работу и смотрит, чьё оценивание более корректно. В зачёт тогда ставят баллы третьего эксперта.

— Если порой случаются такие серьёзные расхождения в оценке, не означает ли это, что кто-то подходит к оцениванию слишком строго? Условно говоря, с установкой: «Максимальных баллов за сочинение заслуживают только Пушкин и Толстой».

— Вообще, по-моему, эксперты настроены не завалить, а, наоборот, поставить баллы по максимуму. Ведь все понимают, что от этого зависит судьба ребёнка, его поступление в вуз. Всё-таки это дети, которые волнуются и переживают, испытывают большой стресс во время экзамена. Мне кажется, все стараются быть снисходительными.

К тому же критерии оценки таковы, что эксперт просто проверяет работу на предмет наличия или отсутствия в ней того, что должно быть по конкретному критерию. За большинство полагается всего один-два балла, и эксперту сразу видно, есть в сочинении нужное (за что полагается поставить этот балл) или нет.

Есть с максимальным количеством баллов — шесть. Но и по нему оценивание имеет чёткий алгоритм, как и за что ставить или не ставить эти баллы. Хотя с этим критерием порой действительно возникают затруднения, и алгоритм стоило бы доработать.

— А если расхождение между оценками двух экспертов оказалось меньше восьми баллов, то считается среднее арифметическое?

— Нет, тогда при сравнении двух оценок экспертов ставятся наивысшие баллы по каждому критерию, и потом они суммируются. Например, один эксперт оценил по  на один балл, а другой поставил ноль баллов — значит, по этому критерию сочинение получит один балл.

— Как вы поступаете, если сомневаетесь в оценке по какому-то критерию?

— Я для себя поняла и усвоила простое правило: если сомневаюсь, поставить один или два балла, то я поставлю два балла. Потому что если сомневаешься, значит, для этого есть причина (когда сомнений нет, всё и так очевидно). Я от многих экспертов слышала про такое же отношение и решила тоже им руководствоваться. Сомневаюсь я нечасто — всё же мы много тренируемся в период обучения, поэтому в процессе проверки чётко видим, есть в сочинении то, что нужно для баллов по конкретному критерию оценивания, или нет.

— Но если возникает всё-таки серьёзное сомнение по поводу оценивания конкретной работы по тому или иному критерию, у вас есть право с кем-то посоветоваться? Вы сказали, что эксперты не могут общаться между собой.

Про ЕГЭ:  Когда можно узнать результаты ЕГЭ — 2016 по русскому языку и математике

— В каждом помещении, где проходит проверка, есть ответственный человек — старший эксперт, к которому можно обратиться в таком случае. Если и он не сможет помочь — он вызовет «ещё более старшего» эксперта.

— Я считаю, что критерии оценки вполне объективны, и выпускникам, когда они готовятся, обязательно надо их прочитать и изучить. Плюс риск субъективности как раз и снижается двойной проверкой.

К тому же общая оценка складывается из суммы критериев. Даже если ученик неправильно понял проблему темы сочинения, запутался в ней — ему поставят ноль баллов по первым четырём критериям, но он может набрать баллы по критериям, касающимся , , , если он напишет идеальный текст. У одной из моих учениц-отличниц была такая ситуация.

— Окей, допустим, выпускник правильно понял проблематику темы сочинения и написал выразительным литературным языком хороший текст без единой ошибки, но привёл в пример ситуацию из классики, которую он трактует совершенно нестандартно. Как вариант — оправдывает мотивы убийства старухи-процентщицы Раскольниковым и поддерживает его в этом. Это его личное мнение как-то скажется на оценке?

— Есть личный взгляд ученика, но есть и общие нормы морали, и при оценке сочинения тоже используется соответствующий критерий — соблюдение этических норм. Если в работе нет этических ошибок, она получает по этому критерию один балл, если есть — ноль баллов. То есть из-за этической ошибки выпускник может потерять балл.

Ещё в работе может прослеживаться проблема с логикой, если этот литературный пример с выводами идёт вразрез с тем, что ребёнок написал в тексте до этого. Из-за логических ошибок тоже можно .

— Вам, как учителю, абсолютно всё сейчас нравится в критериях оценивания, или что-то всё-таки, на ваш взгляд, стоило бы поменять?

— На мой взгляд, второй критерий оценивания — тот, где теперь шесть баллов максимум, всё-таки зря усложнили. Теперь и у детей, и у проверяющих возникают сложности. Чтобы получить максимальный балл, нужно много всего сделать, и не для всех эти требования прозрачны. Например, ребёнок нашёл примеры, объяснил, почему привёл именно их, указал связь с проблематикой сочинения, а эксперт её не разглядел. Сложно потом понять: связи действительно не было или эксперт её не заметил.

И ещё жаль, что за  (аргументы к проблеме) теперь дают один балл вместо трёх. Раньше выпускники должны были вспомнить несколько литературных произведений и привести два примера, чтобы получить максимум по этому критерию, и только в крайнем случае прибегать к личному опыту. Сейчас достаточно просто обосновать своё мнение — не важно, на личном опыте или на литературном примере, — и если это сделано, то балл по этому критерию засчитывается. Получается, теперь пропал стимул повторять какие-то литературные произведения, ведь можно получить этот балл за пример из своего опыта. Мне сочинения по старым критериям нравились чуть больше.

— Частый упрёк в адрес сочинения в составе ЕГЭ — что это просто набор штампов, которые детям нужно заучить, чтобы набрать нужные баллы. Никакого творчества и развития индивидуальности. Как вы считаете, «натаскивание» детей на написание сочинений в формате ЕГЭ даёт им какой-то полезный навык?

— Даёт. Такой тип сочинения, как в ЕГЭ, учит выстраивать ход своих рассуждений. Это важно, потому что многие любят писать красиво, образно, но строят текст хаотично, перескакивая с одного на другое. А навык сочинения учит структурировать текст логично, не отступать от основной мысли, следовать ей.

Да, многие противники ЕГЭ упрекают его в штампах и натаскивании. Но ведь любое обучение — это натаскивание, разве нет? Заучивание формул и решение задач — тоже натаскивание. Так почему бы не «натаскать» учеников на полезное умение системно и стройно излагать свои мысли, не растекаясь мыслью по древу?

Сочинение — это не набор штампов. Конечно, ученик может выбрать для себя типичные фразы, которые помогут ему выстраивать рассуждение. Что в этом плохого? Это же экзамен, к нему можно и нужно готовиться. Заучил полезные выражения, которые можно использовать, — помог себе быстрее выстроить стройный текст на экзамене. Всё остальное в сочинении — рассуждения, поиски проблемы, аргументов — творческая работа.

В конце концов, вся наша жизнь состоит из штампов и заготовленных фраз. Мы каждый день желаем друг другу доброго утра, дня, вечера, приятного аппетита и так далее — одними и теми же фразами. Поэтому я в запоминании типичных формулировок ничего плохо не вижу.

— Ещё некоторые считают, что раньше (до ЕГЭ) школьники писали гораздо лучше и осмысленнее. Вы с этим согласны?

— Нет, я так не думаю. Как я уже сказала, экзаменационное сочинение — это определённый жанр, который учит стройно и логично выражать свои мысли, это сочинение-рассуждение. Раньше дети не писали таких работ.

До ЕГЭ было сочинение по литературе, когда школьники писали строго по определённым художественным произведениям. Я бы не сказала, что те сочинения всегда были стройно написаны. Ладно ещё — введение и заключение, но что творилось в основной части! Мысли у многих скакали как лошадки. Поэтому раньше после школы многие не умели писать эссе, речи для выступлений — словом, тексты, в которых надо логично выстраивать мысли. Этому просто не учили.

— Встречались ли в вашей практике проверки очень творческие, интересные сочинения с яркими мыслями?

— Да, такие работы бывают, читаешь и думаешь: «Какой талантливый ребёнок!». Если дети действительно творческие, начитанные, интересно мыслят, то в сочинении это всё прослеживается.

— А откровенно слабые работы часто бывают?

— Всё же в 11 классе дети в большинстве своём целеустремлённые, потому что хотят поступать в вузы. Так что совсем слабых сочинений бывает мало. В прошлом году, к примеру, у меня не было ни одной нулевой работы.

— Какие ошибки в сочинениях встречаются чаще всего?

— Нелогичность и неструктурированность текста. В задании ЕГЭ всегда прописан чёткий план для сочинения, но некоторые выпускники его игнорируют, отступают от него — и вот результат. Ещё бывает, что ребёнок нечётко определил тематическую проблему и начинает скакать с одного на другое. Например, ему надо написать о том, каким должен быть настоящий друг, а он пишет про дружбу вообще, в целом.

— Были работы, которые вам запомнились вообще навсегда?

— Нет, с таким количеством работ очень сложно что-то запомнить надолго. Когда читаешь, думаешь: «Ну, это-то я точно запомню на всю жизнь, так смешно!» или «Так здорово!», но через год видишь новые «шедевры» и старые уже забываешь.

В чем субъективность в оценке ЕГЭ? Как это отражается на итоговом результате экзамена по русскому языку

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO

Бесплатно

Возврат к списку

Не предусмотрен

Здесь преподаватели русского языка, логопеды, психологи, учёные делятся с коллегами и с родителями учеников своим опытом. На наших вебинарах вы узнаете о самых эффективных методах обучения. Поймёте, какие оригинальные упражнения, направленные на повышение грамотности, можно выполнять с детьми в школе и дома.

Некоторые отзывы выпускников 2019 года

Дарья Полищук

Хочу выразить огромную благодарность сайту «Могу писать» за помощь в подготовке школьников к ЕГЭ по русскому языку. Посещала все мини-курсы, бесплатные вебинары, а также курс Андрея Нарушевича. Две ученицы получили по 91 баллу (за сочинения 21 и 23 балла).

Спасибо всем преподавателям этого прекрасного сайта! К ЕГЭ готовила впервые, поэтому безмерно счастлива! 

Ждем новых вебинаров!

Алиса Брюква

Огромное спасибо за вашу работу!

Благодаря вашему сайту и проверке сочинений написала ЕГЭ по русскому на 96 баллов.

Наталья Лаврентьева

Большое спасибо всем сотрудникам группы»Могу писать» за великолепный материал! Так приятно учиться на таком качественном материале со множеством примеров,визуальной поддержкой правил и богатыми упражнениями для отработки! Неформальный подбор заданий и заинтересованность сотрудников группы»Могу писать» -это прочная опора при подготовке к экзаменам и поддержка семьи!Душевных сил всем вам!

Эмилия Ершова

Спасибо большое всему коллективу сайта «Могу писать «!! Сдавала в этом году досрочный ЕГЭ как выпускник прошлых лет , не было репетитора и наставника, но был сайт «Могу писать» , из которого я не выходила с сентября по март . Здесь есть все , чтобы успешно подготовиться к экзамену самостоятельно : вебинары по сочинению, теория, бесплатный разбор текстов с настоящими профессионалами. Благодаря Вам я сдала ЕГЭ по русскому языку на 100 баллов !! Спасибо!

Добавить отзыв можно в форме ниже. Не забудьте авторизоваться.

В чем субъективность в оценке ЕГЭ? Как это отражается на итоговом результате экзамена по русскому языку

В чем субъективность в оценке ЕГЭ? Как это отражается на итоговом результате экзамена по русскому языку

После покупки курса

Мы постоянно пополняем существующие курсы и создаём новые. Следите за изменениями по новостям сайта.

Оцените статью
ЕГЭ Live