Универсальные клише к сочинению в ЕГЭ по русскому языку

Универсальные клише к сочинению в ЕГЭ по русскому языку ЕГЭ

Что такое клише

Клише — это какие-то стандартные словосочетания, «дежурные фразы». В качестве клише часто используют риторические вопросы.

Для понимания, можно привести такой пример: — Привет. Как ты? Это стандартная фраза для начала разговора. А дальше, когда собеседник ответил, вы можете уже развивать разговор.

Так же в сочинении. Чтобы не изощряться и не думать полчаса, как же начать, можно сразу написать клише, а потом просто дописать собственное мнение.

Для чего нужны клише

От клише масса пользы:

  • сохранение баллов за смысловую цельность;
  • точность и выразительность речи;
  • соблюдение пунктуационных, языковых, речевых и этических норм

А это большое количество баллов.

Так как клише – стандартная фраза, её очень трудно неправильно использовать. Да и их надо просто выучить.

Если к экзамену вы будете знать несколько клише, для вас не будет трудностью составить в голове структуру текста. А потом нужно будет просто на этот скелет накидать своего мнения, мнения автора и так далее.

Какие минусы у клише

Многие не любят клише, так как это мешает творческому процессу, делает тексты слишком похожими, сухими и так далее. Но на ЕГЭ от вас творчества, к сожалению, не требуют.

Проверяющим важно увидеть соответствие критериям, а не вашу разносторонне развитую личность. Так что о творчество на период ЕГЭ лучше забыть. Это может сыграть с вами злую шутку.

Нужно понимать значение каждой используемой вами фразы. Если в первом абзаце вы используете клише «Таким образом, можно подвести итог, что…», это будет категорически неправильно.

Это клише для вывода или для конца аргумента, но никак не для начала. Будьте внимательны.

Какие существуют клише

Клише есть для каждой части сочинения: вступления, доказательства, вывода.

Есть огромное количество клише, рассмотрим некоторые.

Используйте именно то клише, которое подходит к вашей теме и не забывайте его видоизменять: склонять, вставлять новые слова, подгонять под ваш смысл.

Клише для вступления:

  1. Что самое важное в жизни? Кто-то назовёт <варианты>, а я считаю, что <ваше мнение>. Пример: Что самое важное в жизни? Кто-то назовёт учёбу, кто-то деньги или любовь, а я считаю, что самое важное в жизни – это семья.
  2. Каждый сталкивался с <название>. Пример: Каждый сталкивался с хамским поведением окружающих.
  3. Как говорил <имя>: «цитата». И я с этим полностью согласен/категорически не согласен. Как говорил Белинский: «Без любви и ненависти, без симпатии и антипатии человек есть призрак». И я с этим полностью согласен.

К слову, цитирование помогает набрать объём.

Клише для доказательства, как обратиться к источнику доказательства:

  1. Высказываясь по этой теме не могу не вспомнить… Тут можно использовать много всего: название произведения, какой-то случай из вашей жизни, всё что угодно, что будет подтверждать вашу точку зрения. Пример: Высказываясь по этой теме не могу не вспомнить произведение Карамзина «Бедная Лиза».
  2. Тема <название темы> поднимается в <название источника>. Пример: Тема любви поднимается во многих произведениях, в том числе в романе в стихах Пушкина «Евгений Онегин». Совет: старайтесь не использовать жанры, легко можно ошибиться. Если вы не уверены: роман это, поэма или же рассказ, пишите «произведение».
  3. С <название проблемы> мы часто сталкиваемся в обычной жизни, у меня был подобный случай. Пример: С предательством мы часто сталкиваемся в обычной жизни, у меня был случай с этим связанный…

Клише для вывода:

  1. Таким образом, <название проблемы> действительно актуальна, она встречается во многих произведениях, и мы ежедневно сталкиваемся с её проявлениями. Пример: Таким образом, культурная деградация – действительно актуальная сейчас проблема, она поднимается во многих произведениях, и мы ежедневно сталкиваемся с её проявлениями.
  2. Хочется верить, что когда-нибудь <название проблемы> исчезнет, но то, сколько она уже существует, заставляет думать об обратном. Пример: Хочется верить, что проблема отцов и детей исчезнет, но о ней пишут с незапамятных времён, и это заставляет думать об обратном.
  3. Всё вышесказанное заставляет задуматься над <название проблемы>. Возможно, если каждый человек постарается исправить ситуацию, всё изменится в лучшую сторону. Пример: Всё вышесказанное заставляет задуматься над проблемами экологии. Возможно, если каждый человек постарается исправить ситуацию, всё изменится в лучшую сторону.

Речевые клише – хороший способ не потерять баллы по многим пунктам, не беспокоится за композиционную стройность сочинения и меньше тратить времени на придумывание конструкций, соответственно, потратить больше времени на размышления о самой проблеме.

А на ЕГЭ важна каждая минута.

В этом видео вы узнаете, как написать вступление в итоговом сочинении:

Клише по русскому языку для сочинения егэ — 4егэ

Клише к сочинению по русскому языку к заданию С1.

1. Анализ любого текста начинаем с определения темы текста, и для этого выделяем ключевые слова (слова, относящиеся к одной теме, синонимичные слова и словосочетания).

Учащимся бывает трудно обозначить тему, поэтому предлагаем им клише, которые помогут это сделать:
…- вот тема, к которой обращается автор текста.
Эта статья о …
Автор обращается к актуальной теме – теме…
Этот текст о…

2. Определив тему, формулируем проблему текста (проблема текста — вопрос, над которым задумывается автор). Проблема предложенного текста может быть сформулирована так: почему в общественном сознании укореняются абсурдные интерпретации слов великих людей?

Клише, которые помогут сформулировать проблему:
… ? Над этим вопросом задумывается автор текста.
Автора интересует вопрос: …
… ? Над этой проблемой предлагает поразмышлять автор текста.

3. Комментируем проблему. Комментируя проблему, мы, во-первых, отмечаем либо ее новизну и злободневность, либо относим проблему к разряду “вечных” (Что есть добро, а что — зло? Что такое любовь? Что можно считать прекрасным? и т. д. ) Если автор текста задумывается над “вечной” проблемой, можно вспомнить, как до него в литературе решалась эта проблема, и отметить приверженность традиции или оригинальность автора.

Если проблема нова, можно порассуждать о причинах, побудивших автора задуматься над ней.
Во-вторых, комментируя проблему, мы должны выявить авторское отношение к ней.

4. Определяем авторскую позицию, идею текста. Выявляя авторскую позицию, мы должны сказать о том, как автор решает заявленную проблему (проблемы), какие аргументы в защиту своей позиции он приводит, какова цель написания этого текста и с помощью каких языковых средств автор достигает убедительности.

Сформулировать идею текста помогут такие клише:
Автор подводит читателя к мысли о том, что…
Идея текста такова:
…- вот главная мысль текста.
Решая проблему, автор приходит к такому выводу:
Цель автора текста — убедить читателя в том…

Как начинать сочинение?

“Любовь… О ней написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, о ней говорят и неискушенные подростки, и умудренные опытом люди… Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст N. тоже посвящен любви. ”

В начале сочинения можно рассказать о своих чувствах, мыслях, ассоциациях, которые вызвало первое прочтение текста.

Клише, которые помогут начать сочинение:
Когда читаешь этот текст, представляешь себе (думаешь, чувствуешь, испытываешь, понимаешь и т. д. )…
Наверное, каждый из нас когда-то (задумывался, размышлял, наблюдал, чувствовал)… Прочитав текст, я снова (представил, вспомнил, подумал и т. д. )

Как заканчивать сочинение?

Сочинение- рассуждение заканчиваем выражением собственного отношения к авторской позиции. Доказывая собственное мнение, мы должны привести не менее трех аргументов (приводя доказательства, можно обращаться к своему жизненному и читательскому опыту). Выражая собственную позицию, соблюдаем корректность: например, в случае несогласия с автором не следует писать “автор не прав”, лучше употребить выражение “с автором трудно согласиться”.
Приведем клише, с помощью которых можно сформулировать собственную позицию:
Нельзя не согласиться с автором в том, что…
С автором можно поспорить:
Автор прав в том, что… однако его мысль о…вызывает сомнение

Сочинение пишется по определенному плану:

1. Введение
2. Постановка проблемы
3. Комментарий к проблеме
4. Позиция автора
5. Ваша позиция
6. Литературный аргумент
7. Любой другой аргумент
8. Заключение

Идеально, если в Вашем сочинении будет 8 абзацев.

Другие материалы смотрите в разделе русский язык.

Речевые клише для сочинения егэ | материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс): | образовательная социальная сеть

Примеры-иллюстрации:

Проблема раскрывается автором на примере…

Автор обращается к собственному опыту и вспоминает…

Автор обращает внимание автора на…

Не случайно автор изображает (кого, что?)…

Поступок героя свидетельствует о том, что…

В качестве примера автор рассматривает…

Особого внимания заслуживает высказывание…

Автор неслучайно приводит слова (кого)…

В центре внимания автора случай…

Герой говорит: «цитата»

Особого внимания заслуживает такая художественная деталь, как…

Пояснение к примерам:

Автор рассуждает о том, что…

Писатель убеждает читателя в том, что…

Этот пример показывает, что…

Этот пример убедительно доказывает, что…

Эти события помогают понять…

Эти слова содержат глубокий смысл, который можно обозначить как…

Автор отмечает, описывает, подчеркивает, останавливается на…, опирается на мнение…, сопоставляет, подтверждает свои мысли…

Писатель хочет сказать, что…

Эти события автор описывает для того, чтобы…

Слова героя позволяют понять…

Связка между примерами

Для сравнения автор обращается к …

Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять…

Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что…

Несмотря  очевидную правоту героя, автор думает иначе…

Объясняя причину поступка героя, автор приводит…

Противопоставляя эти примеры (героев)…

Сравнивая эти примеры (точки зрения, героев), мы можем увидеть…

Оцените статью
ЕГЭ Live