Произведения для итогового сочинения — список

Произведения для итогового сочинения - список ЕГЭ

«книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня»

Список литературы для итогового сочинения 2021-2022 сделает более полным подборка аргументов по направлению «Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня».

  1. И.А. Гончаров, «Обломов». Читатель замечает, как литературные произведения помогают Ольге и Андрею работать над собой. Благодаря литературе, герои получают энергию и необходимые знания для воплощения новых целей. А вот сам Обломов совсем не читает и деградирует.
  2. И.С. Тургенев, «Отцы и дети». Здесь показано, как произведения способствуют развитию взаимопонимания и чуткости людей. Так, Николай Кирсанов сумел поддержать своего сына и понять его, так как впитал ценности русского гуманизма. 
  3. А. Грин, «Алые паруса». Читатель замечает, какое сильное воздействие оказала история Эгля на Ассоль. Главная героиня произведения смогла обрести утешение в мечтах и даже воплотить свои грёзы. 
  4. М. Горький, «На дне». Одна из обитательниц ночлежки Настя благодаря литературе смогла забыться и подумать о настоящих чувствах. А ведь это единственное утешение в ее сложной ситуации. 
  5. А.Н. Куприн, «Гранатовый браслет». Благодаря музыкальному искусству Вера смогла понять Желткова и выйти из сложного эмоционального состояния.
  6. Л. Н. Толстой, «Война и мир». Слушая восхитительное пение Наташи Ростовой, Николай сумел воодушевиться и справиться с отчаянием.
  7. А.С. Грибоедов, «Горе от ума». Из-за своего чрезмерного увлечения литературой Софья стала слишком наивной девушкой и выбрала не того мужчину. Молчалин лишь подстроился под модный шаблон французских литераторов.
  8. Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». Благодаря Библии Родион Раскольников смог понять себя и отказаться от своей ничтожной теории.
  9. И.А. Бунин, «Чистый понедельник». Главная героиня очень много читала, что помогло ей определить свое духовное призвание. 
  10. 10.А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Татьяна Ларина любила много читать. Благодаря этому девушка стала разносторонней личностью и приобрела большой опыт жизни, не покидая деревню. 
  11. 11.И.А. Бунин, «Легкое дыхание». Героиня читала взрослые книги из библиотеки своего отца и слишком рано познала мир плотских удовольствий, что сыграло роковую роль в ее судьбе.
  12. 12.И.А. Бунин, «Антоновские яблоки». Главный герой очень любил читать во время отдыха в деревне, потому что это доставляло ему ни с чем не сравнимое удовольствие.
  13. 13.А.И. Куприн, «Тапер». Музыка Листа помогла юному пианисту раскрыть свой талант и очаровать всех присутствующих. Классика не стареет, ведь ее необыкновенные звуки поразили героев, хотя с момента написания мелодии прошло больше ста лет.
  14. 14.А.И. Куприн, «Яма». Песня Ровинской растопила озлобленное сердце Жени и помогла ей облегчить свою душу признанием в преступлениях.
  15. 15.Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо». Народные песни помогают героям тянуть лямку жизни и преодолевать трудности с улыбкой на устах. В музыке они находят утешение.

1-я половина xix в

Период, подаривший литературе целый ряд классиков, произведения которых известны далеко за пределами России. Так, для написания сочинения на ЕГЭ в 2020 году, необходимо обратить внимание на список литературы, в котором представлены стихотворения, поэмы, романы и повести.

Проза

Автор

Произведение

Жанр

В. А. Жуковский

«Светлана»

баллада

А. С. Грибоедов

«Горе от ума»

комедия

А. С. Пушкин

«Капитанская дочка»

роман

А.С. Пушкин

«Евгений Онегин»

роман

А.С. Пушкин

«Медный всадник»

поэма

М. Ю. Лермонтов

«Песня про… купца Калашникова»

поэма

М. Ю. Лермонтов

«Мцыри»

поэма

М. Ю. Лермонтов

«Герой нашего времени»

роман

              Н. В. Гоголь.

«Ревизор»

комедия

Н. В. Гоголь.

«Шинель»

повесть

Н. В. Гоголь.

«Мертвые души»

поэма

Поэзия

1-я половина xx века

Начало 20 века – это период, подаривший множество великолепных стихов, а также романы, поэмы, повести и рассказы, на страницах которых можно найти много полезного для аргументации в сочинениях ЕГЭ.

Проза

Автор

Произведение

Жанр

И. А. Бунин

«Господин из Сан-Франциско»

рассказ

И. А. Бунин

«Чистый понедельник»

рассказ

М. Горький

«Старуха Изергиль»

рассказ

М. Горький

«На дне»

пьеса

А. А. Блок

«Двенадцать»

поэма

В. В. Маяковский

«Облако в штанах»

поэма

А. А. Ахматова

«Реквием»

поэма

М. А. Шолохов

«Тихий Дон»

роман

М. А. Шолохов

«Судьба человека»

рассказ

М. А. Булгаков

«Белая гвардия»

(допускается выбор)

роман

М. А. Булгаков

«Мастер и Маргарита»

(допускается выбор)

роман

А. Т. Твардовский

«Василий Теркин»

поэма

Б. Л. Пастернак

«Доктор Живаго»

роман

А. И. Солженицын

«Матренин двор»

рассказ

А. И. Солженицын

«Один день Ивана Денисовича»

повесть

А. П. Платонов

Одно произведение

(по выбору экзаменуемого)

Поэзия

Автор

Произведение

А. А. Блок

«Незнакомка»

«Россия»

«Русь»

«О, я хочу безумно жить…»

«Вхожу я в темные храмы…»

«Ночь, улица, фонарь, аптека…»

«В ресторане»

«Фабрика»

«На железной дороге»

«Река раскинулась. Течет, грустит лениво…»

«О доблестях, о подвигах, о славе…»

В. В. Маяковский

«А вы могли бы?»

«Скрипка и немножко нервно»

«Письмо Татьяне Яковлевой»

«Хорошее отношение к лошадям»

«Юбилейное»

«Нате!»

«Послушайте!»

«Прозаседавшиеся»

«Лиличка!»

«Дешевая распродажа»

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром

Маяковским летом на даче»

С. А. Есенин

«Гой ты, Русь, моя родная!..

«Не жалею, не зову, не плачу…»

«Я иду долиной. На затылке кепи…»

«Письмо матери»

«Запели тесаные дроги…»

«Не бродить, не мять в кустах багряных…»

«Шаганэ ты моя, Шаганэ…»

«О красном вечере задумалась дорога…»

«Низкий дом с голубыми ставнями…»

«Спит ковыль. Равнина дорогая…»

«Мы теперь уходим понемногу…»

«Русь Советская»

«Пушкину»

«Русь»

М. И. Цветаева

«Моим стихам, написанным так рано…»

«Семь холмов – как семь колоколов!..»

«Кто создан из камня, кто создан из глины…»

«Книги в красном переплете»

«Тоска по родине! Давно…»

«Стихи к Блоку»

«Бабушке»

О. Э. Мандельштам

«Notre Dame»

«За гремучую доблесть грядущих веков…»

«Бессонница. Гомер. Тугие паруса…»

«Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»

А. А. Ахматова

«Песня последней встречи»

«Мне ни к чему одические рати…»

«Заплаканная осень, как вдова…»

«Сжала руки под темной вуалью…»

«Перед весной бывают дни такие…»

«Вся суть в одном-единственном завете…»

«Мне голос был. Он звал утешно…»

«Не с теми я, кто бросил землю…»

«Стихи о Петербурге»

«Приморский сонет»

«Родная земля»

«Мужество»

А. Т. Твардовский

«Памяти матери»

«Я знаю, никакой моей вины…»

Б. Л. Пастернак

«Февраль. Достать чернил и плакать!..»

«Никого не будет в доме…»

«Любить иных – тяжелый крест…»

«Определение поэзии»

«Во всем мне хочется дойти…»

«Про эти стихи»

«Зимняя ночь»

«Июль»

«Гамлет»

«Сосны»

«Снег идет»

«Иней»

2-я половина xix в

Во второй половине XIX века были написаны самые известные романы, изучаемые в школьной программе «Отцы и дети» (И.С. Тургенев) и «Война и мир» (Л.Н. Толстой). Помимо этих произведений в список литературы ФИПИ для сдачи ЕГЭ 2020 попали стихи, сказки, поэмы, драма и даже мемуары.

Проза

Автор

Произведение

Жанр

А. Н. Островский

«Гроза»

драма

И. С. Тургенев

«Отцы и дети»

роман

И. А. Гончаров

«Обломов»

роман

Н. А. Некрасов

«Кому на Руси жить хорошо»

поэма

М. Е. Салтыков-Щедрин

«Повесть о том, как один мужик

двух генералов прокормил»

сказка

М. Е. Салтыков-Щедрин

«Дикий помещик»

сказка

М. Е. Салтыков-Щедрин

«Премудрый пискарь»

сказка

М. Е. Салтыков-Щедрин

«История одного города»

роман

Л. Н. Толстой

«Война и мир»

роман

Ф. М. Достоевский

«Преступление и наказание»

роман

Н. С. Лесков

Одно произведение (по выбору экзаменуемого)

Поэзия

Автор

Произведение

Ф. И. Тютчев

«Полдень»

«Silentium!»

«Есть в осени первоначальной…»

«Не то, что мните вы, природа…»

«Певучесть есть в морских волнах…»

«Я встретил вас – и все былое…»

«С поляны коршун поднялся…»

«Природа – сфинкс. И тем она верней…»

«О, как убийственно мы любим…»

«Нам не дано предугадать…»

«Умом Россию не понять…»

А. А. Фет

«Заря прощается с землею…»

«Учись у них – у дуба, у березы…»

«Одним толчком согнать ладью живую…»

«Это утро, радость эта…»

«Шепот, робкое дыханье…»

«Еще майская ночь»

«Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…»

«Вечер»

Н. А. Некрасов

«Я не люблю иронии твоей…»

«Тройка»

«Железная дорога»

«Вчерашний день, часу в шестом…»

«В дороге»

«Поэт и Гражданин»

«Мы с тобой бестолковые люди…»

«О Муза! я у двери гроба…»

«Элегия»

Литература

Н. М. Карамзин «Бедная Лиза» (краткое) – Лиза отдалась своей любви, доверилась Эрасту, а он поступил бесчестно и трусливо. В этом примере поднимаются проблемы совести, чести, богатства и бедности внутреннего мира.

А. С. Грибоедов «Горе от ума» (краткое) – Чацкий не пошел против совести, не стал приспособленцем, остался честным человеком в обществе, которое было против него. У него хватило силы для того, чтобы отстаивать свои взгляды. У него есть богатый внутренний мир и индивидуальность.

А. С. Пушкин «Евгений Онегин» (краткое) – Онегин не мог найти смысл жизни, чувствовал себя лишним в обществе, потому что не смог выйти за рамки своего эгоизма.

А. С. Пушкин «Капитанская дочка» (краткое) – Гринев ставил честь превыше всего, что помогло ему остаться честным человеком в сложное время. В этом примере поднимаются темы совести и важности нравственных ценностей.

А. С. Пушкин «Выстрел» (краткое) – Сильвио всю жизнь потратил на ненависть и приготовления к тому самому решающему выстрелу. И только тогда, когда случай представился, он понял, что был неправ. Это пример ложного жизненного пути.                                                                                             

М. Ю. Лермонтов «Мцыри» (краткое) – Мцыри нашел гармонию в свободе, он был счастлив краткий миг за всю прошлую жизнь. Он нашел себя в непобедимом стремлении к свободе.

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (краткое) – Печорина нельзя назвать человеком без недостатков, он нарушал нормы чести и морали, однако он все равно привлекателен, так как честен с собой, в отличие от фальшивого общества. 

И. А. Гончаров «Обломов» (краткое) – Обломов  -добрый, честный и милосердный  человек, однако его добрые качества не могут быть никуда приложены из-за инертности и пассивности героя.

Н. С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда» (краткое) – повесть о том, что никакая любовь не может оправдать нарушение норм морали.

Л. Н. Толстой «Война и мир» (краткое) – нарушение морали, чести и нравственности чаще всего описывались автором в дворянском высшем свете, где люди безнравственны (Элен и Анатоль Курагины, их отец). Ростовы, Болконские, несмотря на принадлежность к светскому обществу, – люди честные, эти семьи автор считает гармоничными, ведь в них на первом месте стоит любовь.

Н. Островский «Как закалялась сталь» – Павел Корчагин ради своих идей преодолевал себя, работал на благо дела, даже будучи слепым. Герой – образец несгибаемости и мужества. 

М. Шолохов «Тихий Дон» (краткое) – Григорий Мелехов искал правды в политике, но так и не мог найти, так как среди красных и среди белых были страшные злоупотребления властью и преступления. Он запутался в жизни, потому что поздно понял, в чем заключается наивысшие ценности.

Подборка аргументов поможет Вам разнообразить список произведений для итогового сочинения 2021.

Для успешной сдачи итогового сочинения, как Вы видите, достаточно прочитать одно крупное произведение (например, «Войну и мир»), а также 5-10 небольших (например, рассказы А. П. Чехова и несколько современных произведений). Однако мы все же рекомендуем читать больше, а эта подборка поможет Вам понять, в каком направлении двигаться. 

Список литературы для сдачи егэ

К сожалению, даже в 2021 году разработчики ЕГЭ не сочли нужным конкретизировать список стихотворений, которые могут повстречаться в КИМе. Да, есть базовый минимум от каждого представленного автора, но в пояснении есть любопытная оговорка, до которой выпускники часто просто не доходят (уж очень сложно после Пушкина и Достоевского опускаться до канцелярского и обыденного):

При отборе лирических стихотворений в КИМ могут быть включены не только стихотворения, названные в кодификаторе, но и другие стихотворения отечественной поэзии. 

Имейте в виду: важно не только изучить стихотворения из кодификатора, но и подобрать несколько стихотворений из репертуара автора по известным тематическим направлениям: любовь, природа, философия, гражданская лирика (о патриотизме), военная лирика (если есть).

Следующая оговорочка по Фрейду: темы сочинений на ЕГЭ по литературе могут быть по тем произведениям, которых в списке нет. Конечно, из четырех тем найдется та заветная (и не одна), которая будет по книгам, перечисленным в кодификаторе. Однако формулировка может Вам не подойти.

Кстати, обратите внимание на позиции в списке, где указаны лишь одни авторы, без произведений. Впечатляет, правда? Получается, нужно рассматривать чуть ли не весь репертуар этих писателей. Например, в бланке может попасться любая книга А. Платонова или Н. Лескова.

Леди Макбет может превратиться в Тупейного художника, а Песчаная учительница — в машиниста. Вот тебе и танго на двух стульях! Прекрасный мир выпускника еще никогда не был столь яростным. Так что если есть свободная минутка, хотя бы послушайте известные произведения этих авторов.

Но поливать ЕГЭ шоколадной глазурью септика можно до бесконечности. Возможно, мы даже перегоним Толстого и литературное наследие из 90 томов. Однако эти культурные достижения не помогут нам набрать очки в игре под названием «среднее образование». Итак, возле каждого наименования сакрального знания или названия книги есть код, который помогает его идентифицировать.

Ссылки в этом списке ведут на анализ произведения, в котором Многомудрый Литрекон разобрал для Вас каждый элемент содержания, проверяемый на ЕГЭ. Также он подготовил подробные (как раз для ЕГЭ!) краткие содержания по главам. Их Вы можете найти с помощью поиска на сайте. Если чего-то еще нет, а нужно прямо сейчас, напишите в комментариях — добавим! Приятного просвещения!

Требования к уровню подготовки выпускников

КИМ ФИПИ разрабатываются с опорой на конкретные требования к уровню подготовки экзаменующихся. Таким образом, чтобы успешно справиться с экзаменом по литературе, выпускнику необходимо:

1. Знать/понимать:

1.1. образную природу словесного искусства;

1.2. содержание изученных литературных произведений;

1.3. основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв., этапы их творческой эволюции;

1.4. историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;

1.5. основные закономерности историко-литературного процесса, сведения об отдельных периодах его развития, черты литературных направлений и течений;

1.6. основные теоретико-литературные понятия.

2. Уметь:

2.1. воспроизводить содержание литературного произведения;

2.2. анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура; тематика; проблематика; нравственный пафос; система образов; особенности композиции, художественных времени и пространства; изобразительно-выразительные средства языка; художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

2.3. соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;

2.4. раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;

2.5. соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;

2.6. определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;

2.7. сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;

2.8. выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;

2.9. аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

2.10. писать сочинения на литературные темы.

3. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

3.1. для создания связного текста на предложенную тему с учетом норм русского литературного языка;

3.2. участия в диалоге или дискуссии.

Литература к направлению итогового сочинения человек путешествующий: дорога в жизни человека

  • А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
  • А.С. Грибоедов «Горе от ума»
  • А.С. Пушкин «Станционный смотритель», «Капитанская дочка», «Метель»
  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Мцыри»
  • Н.В. Гоголь «Мертвые души», «Ревизор»
  • Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», «Железная дорога»
  • А.П. Чехов «Остров Сахалин»
  • Л.Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина»
  • Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»
  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
  • М. Горький «Фома Гордеев», «На дне», трилогия «Детство. В людях. Мои университеты», «Старуха Изергиль»
  • И.А. Гончаров «Обломов», «Паллада»
  • И.С. Тургенев «Записки охотника»
  • Н.С. Лесков «Левша», «Очарованный странник»
  • И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Солнечный удар»
  • Н.М. Карамзин «Письма русского путешественника»
  • М.А. Шолохов «Тихий дон», «Судьба человека»
  • М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
  • А.Т. Твардовский «Василий Тёркин»
  • В.Г. Короленко «Слепой музыкант»
  • Ч.Т. Айтматов «Плаха», «И дольше века длится день»
  • В.А. Обручев «Земля Санникова»
  • В.К. Арсеньев «Дерсу Узала»
  • И. Ильф и Е. Петров «Двенадцать стульев», «Одноэтажная Америка»
  • Д.С. Лихачев «Путями добра», «Письма о добром и прекрасном»: «Путешествуйте» (письмо 29)
  • М.М. Пришвин «Путешествие»
  • А.П. Платонов «Жена машиниста»
  • В.А. Каверин «Два капитана»
  • К. Булычёв цикл «Приключения Алисы»
  • А. Грин «Алые паруса»
  • Н.Н. Миклухо-Маклай «Путешествия»
  • Гомер «Одиссея», «Илиада»
  • А. Данте «Божественная комедия»
  • Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»
  • Д. Дефо «Робинзон Крузо»
  • Дж. Керуак «В дороге»
  • О. Генри «Дороги, которые мы выбираем»
  • Дж. Толкин трилогия «Властелин колец»
  • А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
  • К. Льюис серия книг «Хроники Нарнии»
  • Л. Кэролл «Алиса в стране чудес»
  • Ж. Верн «Вокруг света за 80 дней», «Дети капитана Гранта», «Путешествие к центру земли»
  • Ф. Купер «Следопыт», «На суше и на море»
  • Дж. Даррелл  (любое произведение, например, «Моя семья и другие животные»)
  • Дж. Лондон «Мартин Иден», «Морской волк», «Дорога», «Сердца трёх» и многие другие.
  • Дж. Барри серия «Питер Пэн»
  • Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»
  • М. Сервантес «Дон Кихот»
  • У. Теккерей «Ярмарка тщеславия»
  • Ч. Диккенс «Рождественская песнь», «Большие надежды»
  • У. Грум «Форрест Гамп»
  • Д. Митчелл «Облачный атлас»
  • Р. Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»
Оцените статью
ЕГЭ Live