Проблема отношения к пленным (По В.П. Астафьеву) :: ЕГЭ-2020 по русскому языку

Проблема отношения к пленным (По В.П. Астафьеву) :: ЕГЭ-2020 по русскому языку ЕГЭ
Содержание
  1. Какую роль играет искусство в жизни человека?   в предоставленном тексте виктор петрович астафьев, выдающийся русский прозаик, призывает задуматься над этой проблемой. размышляя над данным вопросом, автор описывает сцену, в которой главный герой услышал мелодию, сыгранную на скрипке васей-поляком. «скрипач» говорил о том, что человек не является сиротой, если у него есть родина. эта музыка была написана автором во время прощания с отчизной. именно поэтому, в ней прослеживается тоска из-за разлуки с родным краем и любовь к ней. главный герой, тронутый музыкой и историей её создания, испытывает похожие эмоции. именно музыка пробудила в нём чувство благодарности за то, что он имеет и чувство бескрайней любви к родине. кроме этого, в тексте описывается эпизод уже приближающейся к завершению войны, в которой принимал участие главный герой. в одном из домов, он услышал звуки органа, которые пробудили воспоминания о некогда услышанной им музыке огинского. во время страшных и разрушительных военных событий именно мелодия побудила главного героя к мыслям о необходимости завершения войны, «чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами». сравнивая данные примеры, мы можем обнаружить авторскую позицию. виктор петрович считает, что искусство способно пробудить в человеке чувство любви к родине и стремление к мирной жизни. с мнением автора нельзя не согласиться. действительно, описанные примеры позволяют нам говорить о важной роли искусства в жизни человека. на страницах мировой литературы встречаются художественные произведения, в которых раскрывается тема значения искусства в жизни людей. так, в романе-эпопее льва николаевича толстого «война и мир» описан эпизод проигрыша николая ростова и его переживания по этому поводу. он, проиграв большую сумму денег, понимал всю бедственность своего положения. признаться родителям и просить у них средства для закрытия долга, было ужасным и унизительным шагом для героя. николай, считая себя бесчестным и погибшим человеком, думал лишь о том, что ему ничего не остаётся делать, как всадить себе пулю в лоб. но, услышав пение своей младшей сестры, наташи ростовой, герой пришёл к мысли о том, что ни деньги, ни проигрыш не имеют никакого значения, по сравнению с пением, которое пробудило желание жить и чувство настоящего счастья. анализируя всё сказанное выше, мы можем сделать вывод, что искусство играет важную роль в жизни человека, так как оно способно пробудить не только положительные эмоции, но и желание жить.
  2. Алгоритм написания сочинения
  3. Более новые статьи:
  4. Вариант 26 — 4егэ
  5. Виктор астафьев «шел май сорок третьего года». «макаронина» (егэ по русскому)
  6. Понравилось сочинение? а вот еще:
  7. Решу егэ
  8. С каждым годом уходит всё дальше в глубь истории памятный май сорок пятого. всё…
  9. Сочинение егэ 2020. по тексту астафьева о нравственных уроках на войне.
  10. Школьные сочинения по произведениям в.п. астафьева
  11. Январь сорок третьего года (игорь растеряев)

Какую
роль играет искусство в жизни человека?  

в предоставленном тексте виктор петрович астафьев, выдающийся русский прозаик,
призывает задуматься над этой проблемой.
размышляя над данным вопросом, автор описывает сцену, в которой главный герой
услышал мелодию, сыгранную на скрипке васей-поляком. «скрипач» говорил о том,
что человек не является сиротой, если у него есть родина. эта музыка была
написана автором во время прощания с отчизной. именно поэтому, в ней прослеживается
тоска из-за разлуки с родным краем и любовь к ней. главный герой, тронутый
музыкой и историей её создания, испытывает похожие эмоции. именно музыка
пробудила в нём чувство благодарности за то, что он имеет и чувство бескрайней
любви к родине. кроме этого, в тексте описывается эпизод уже приближающейся к
завершению войны, в которой принимал участие главный герой. в одном из домов,
он услышал звуки органа, которые пробудили воспоминания о некогда услышанной им
музыке огинского. во время страшных и разрушительных военных событий именно мелодия
побудила главного героя к мыслям о необходимости завершения войны, «чтобы
потухли эти пожары, чтобы
люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами».
сравнивая данные примеры, мы можем обнаружить авторскую позицию. виктор
петрович считает, что искусство способно пробудить в человеке чувство любви к
родине и стремление к мирной жизни.
с мнением автора нельзя не согласиться. действительно, описанные примеры
позволяют нам говорить о важной роли искусства в жизни человека.
на страницах мировой литературы встречаются художественные произведения, в
которых раскрывается тема значения искусства в жизни людей. так, в
романе-эпопее льва николаевича толстого «война и мир» описан эпизод проигрыша
николая ростова и его переживания по этому поводу. он, проиграв большую сумму
денег, понимал всю бедственность своего положения. признаться родителям и
просить у них средства для закрытия долга, было ужасным и унизительным шагом
для героя. николай, считая себя бесчестным и погибшим человеком, думал лишь о
том, что ему ничего не остаётся делать, как всадить себе пулю в лоб. но,
услышав пение своей младшей сестры, наташи ростовой, герой пришёл к мысли о том,
что ни деньги, ни проигрыш не имеют никакого значения, по сравнению с пением,
которое пробудило желание жить и чувство настоящего счастья.
анализируя всё сказанное выше, мы можем сделать вывод, что искусство играет
важную роль в жизни человека, так как оно способно пробудить не только
положительные эмоции, но и желание жить.

Какую
роль играет искусство в жизни человека?  

В предоставленном тексте Виктор Петрович Астафьев, выдающийся русский прозаик,
призывает задуматься над этой проблемой.
Размышляя над данным вопросом, автор описывает сцену, в которой главный герой
услышал мелодию, сыгранную на скрипке Васей-поляком. «Скрипач» говорил о том,
что человек не является сиротой, если у него есть родина. Эта музыка была
написана автором во время прощания с отчизной. Именно поэтому, в ней прослеживается
тоска из-за разлуки с родным краем и любовь к ней. Главный герой, тронутый
музыкой и историей её создания, испытывает похожие эмоции. Именно музыка
пробудила в нём чувство благодарности за то, что он имеет и чувство бескрайней
любви к родине. Кроме этого, в тексте описывается эпизод уже приближающейся к
завершению войны, в которой принимал участие главный герой. В одном из домов,
он услышал звуки органа, которые пробудили воспоминания о некогда услышанной им
музыке Огинского. Во время страшных и разрушительных военных событий именно мелодия
побудила главного героя к мыслям о необходимости завершения войны, «чтобы
потухли эти пожары, чтобы
люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами».
Сравнивая данные примеры, мы можем обнаружить авторскую позицию. Виктор
Петрович считает, что искусство способно пробудить в человеке чувство любви к
родине и стремление к мирной жизни.
С мнением автора нельзя не согласиться. Действительно, описанные примеры
позволяют нам говорить о важной роли искусства в жизни человека.
На страницах мировой литературы встречаются художественные произведения, в
которых раскрывается тема значения искусства в жизни людей. Так, в
романе-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир» описан эпизод проигрыша
Николая Ростова и его переживания по этому поводу. Он, проиграв большую сумму
денег, понимал всю бедственность своего положения. Признаться родителям и
просить у них средства для закрытия долга, было ужасным и унизительным шагом
для героя. Николай, считая себя бесчестным и погибшим человеком, думал лишь о
том, что ему ничего не остаётся делать, как всадить себе пулю в лоб. Но,
услышав пение своей младшей сестры, Наташи Ростовой, герой пришёл к мысли о том,
что ни деньги, ни проигрыш не имеют никакого значения, по сравнению с пением,
которое пробудило желание жить и чувство настоящего счастья.
Анализируя всё сказанное выше, мы можем сделать вывод, что искусство играет
важную роль в жизни человека, так как оно способно пробудить не только
положительные эмоции, но и желание жить.

(1)На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок. (2)Я первый раз в жизни здесь услышал музыку — скрипку. (3)На ней играл Вася-поляк. (4)О чём мне рассказывала музыка? (5)О чём-то очень большом. (6)На что же это жаловалась она, на кого гневалась? (7)Тревожно и горько мне. (8)Хочется заплакать, оттого что мне жалко самого себя, жалко тех, что спят непробудным сном на кладбище!

(9)Вася, не переставая играть, говорил: «(10)Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. (11)Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он ещё не сирота. (12)Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, — но никогда не проходит и не гаснет тоска по родине. (13)Эту музыку написал мой земляк Огинский. (14)Написал на границе, прощаясь с родиной. (15)Он посылал ей последний привет. (16)Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не может отнять, жива до сих пор».

(17)«Спасибо вам, дяденька», — прошептал я. (18)«За что, мальчик?» — (19)«3а то, что я не сирота». (20)Восторженными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, а также спящий за ним лес. (21)В эти минуты не было для меня зла. (22)Мир был добр и одинок так же, как я. (23)Во мне звучала музыка о неистребимой любви к родине! (24)Енисей, не спящий даже ночью, молчаливое село за моей спиной, кузнечик, из последних сил работающий наперекор осени в крапиве, отливающей металлом, — это была моя родина.

(25)…Прошло много лет. (26)И вот однажды в конце войны я стоял возле пушек в разрушенном польском городе. (27)Кругом пахло гарью, пылью. (28)И вдруг в доме, расположенном через улицу от меня, раздались звуки органа. (29)Эта музыка разбередила воспоминания. (30)Когда-то мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга после того, как я послушал полонез Огинского. (31)Но теперь та же музыка, которую я слушал в детстве, преломилась во мне и закаменела, особенно та её часть, от которой я плакал когда-то. (32)Музыка так же, как и в ту далёкую ночь, хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалостью. (33)Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами. (34)Музыка властвовала над оцепеневшим от горя городом, та самая музыка, которую, как вздох своей земли, хранил в сердце человек, никогда не видавший родины и всю жизнь тосковавший о ней.

(По В. Астафьеву*)

* Виктор Петрович Астафьев (1924—2001), выдающийся русский прозаик. Важнейшие темы творчества — военная и деревенская.

Источник текста: ЕГЭ 2022. Русский язык: тренировочные задания / И.П. Цыбулько, С.И. Львова — М. : Эксмо, 2022. — 136 стр.

Вариант 6.

Какую роль играет искусство в жизни человека?  
В предоставленном тексте Виктор Петрович Астафьев, выдающийся русский прозаик, призывает задуматься над этой проблемой.
Размышляя над данным вопросом, автор описывает сцену, в которой главный герой услышал мелодию, сыгранную на скрипке Васей-поляком. «Скрипач» говорил о том, что человек не является сиротой, если у него есть родина. Эта музыка была написана автором во время прощания с отчизной. Именн

Алгоритм написания сочинения

Сочинение-рассуждение должно состоять из 4 абзацев.

  1. Вступление. Тезис, который необходимо доказать. Объяснить, как вы понимаете смысл финала текста. Клише для вступления: Смысл последних строк подчеркивает…Я считаю, что идея текста заключается в том, что… Писатель предлагает читателю задуматься над…
  2. 1-й аргумент пример. Второй абзац следует начать с приведения первого аргумента в поддержку своей точки зрения, а также первого примера из текста, прокомментированного вами. При аргументации используйте вводные слова. Клише для основной части: Убедиться в правильности этого утверждения можно, обратившись к предложению… В нём автор говорит о…
  3. 2-й аргумент пример. Третий абзац необходимо начать с приведения второго аргумента в поддержку своей точки зрения, а также второго примера из текста, прокомментированного вами. Включаем вводные слова! Мне кажется, герой способен доказать свою правоту. Не случайно автор подчеркивает, что…
  4. Заключение. Вывод должен содержать ответ на вопрос, который можно задать к цитате. Клише для заключения: Таким образом, можно прийти к выводу ,что… Следовательно, … Именно эти строки помогают понять отношение автора к герою.

Лайфхак! Помните, что понять смысл указанных строк вам поможет задание №2.

Более новые статьи:

  • ЕГЭ по русскому. Проблема сохранения человечности, чувства собственного достоинства — .
  • ЕГЭ по русскому языку. Проблема взаимоотношения поколений — .
  • ЕГЭ по русскому. Проблема великодушия, доброты, уважения к людям. Образец сочинения — .
  • ЕГЭ по русскому. Проблема судьбы, выбора жизненного пути. Образец сочинения — .
  • ЕГЭ по русскому. Проблема взаимоотношения поколений, влияние взрослых на формирование личности подростка — .
  • Сочинение ЕГЭ. Проблема сохранения правильной литературной речи, чуткости к слову, борьбы со сквернословием — .

Вариант 26 — 4егэ

На окраине села, возле издолблённой осколками, пробитой снарядами колхозной клуни , крытой соломой, толпился народ. У широко распахнутого входа в клуню нервно перебирали ногами тонконогие кавалерийские лошади, запряжённые в крестьянские дровни. И откуда-то с небес или из-под земли звучала музыка, торжественная, жуткая, чужая.

Сочинение

Кажется, что во время войны между противниками может быть только ненависть и вражда. Так ли это? В тексте Виктора Петровича Астафьева говорится о проявлении человечности по отношении к погибшему врагу, этим самым автор поставил проблему благородного поведения в годы войны.

Писатель рассказал об одном эпизоде военной жизни: командующий армией посетил место недавнего боя, в результате которого был захвачен немецкий командный пункт. Увидев погибшего немецкого офицера, наш командующий дал приказ: «Схоронить генерала, павшего на поле боя, со всеми почестями…». И в этом нет «игры в благородство», здесь глубокое внутренне чувство. Какое?

Чтобы узнать об этом, нужно обратить внимание на другое отношение к погибшему немцу: «Его собакам бы скормить за то, что людей стравил. За то, что Бога забыл». Кажется, что такое мнение справедливо: немец пришёл на нашу землю, убивал наших граждан. За что же его хоронить с почестями? На это наш командующий отвечает: «Какой тут Бог? Если здесь не сохранил, нигде больше не сыщешь». О чём это? Может быть, о том, что благородство выражается в духовно-нравственном состоянии души, когда любовь к ближнему распространяется даже на врага.

Виктор Петрович Астафьев свою позицию открыто не заявляет, он стремится на примере поступка нашего командующего показать, что даже во время войны можно проявлять благородство и человечность по отношению к врагу. И это не «показуха», а порядочность.

Конечно же, я разделяю мнение автора, потому что проявить уважение к человеку можно и во время войны, и даже если он противник. Об этом пишет, например, Михаил Шолохов в рассказе «Судьба человека». Когда Андрей Соколов оказался в плену, его вызвал комендант лагеря для военнопленных к себе. Это означало верную смерть. Так оно и было бы, если бы Соколов не проявил мужество, отказавшись выпить за победу немецкого оружия. Мало того, выпил за свою близкую кончину, а закусывать не стал. Голодному пленному было трудно отказаться от еды, но ему было важно продемонстрировать своё достоинство и гордость, что не превратили они русского человеку в скотину, сколько ни старались. Комендант оценил мужество русского солдата: дал ему целую буханку хлеба и кусок сала. Андрей Соколов всё это отнёс в барак, один ни кусочка не съел. Мы видим, что немец проявил уважение к человеку, который этого заслужил. Значит, такое возможно во время войны.

Во всякие времена между людьми бывает уважение и признание, и дело тут не в том, что война или не война. Главное – это внутренняя порядочность человека, а если она есть, то он будет проявлять благородство и человечность в любых обстоятельствах.

Виктор астафьев «шел май сорок третьего года». «макаронина» (егэ по русскому)

Голод на войне, наверно, испытывает каждый боец. Но каждый ли способен поделиться последним, что у него есть?

Автор данного текста поднимает проблему проявления человечности и благородства в трудных жизненных ситуациях.

Герой-рассказчик отмечает, что он, благодаря своей сдержанности, смог уберечь себя от недостойного поступка. А наиболее ярким примером достойного поведения является престарелый боец, поступивший по справедливости и честности, который отдал большую часть макаронины напарнику без чувства жадности.

Виктор Астафьев,

автор текста, через описание переживаний героя-рассказчика выражает свою позицию, с которой нельзя не согласиться.

Автор считает, что нужно поступать так же достойно, как это сделал престарелый боец, быть примером для многих, в том числе и для молодых.

По моему личному мнению, умение сохранять человечность и достоинство в трудных жизненных ситуациях очень похвально не только для бойца, солдата, но и для человека любого.

Мысленно обращаясь к русской классической литературе, найдем примеры, соответствующие поднятой автором проблеме. Так, в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» мы видим, как благородно

себя проявляет семейство Ростовых, предоставляя для временного проживания раненным солдатам свое имение, заботясь о них. Они терпят неудобства, но прекрасно осознают, что ради благого дела можно перенести все трудности. В целом, их поступок можно оценить как благородный, достойный уважения.

Понравилось сочинение? а вот еще:

  • Проблема влияния знания поэзии, живописи, архитектуры, скульптуры и музыки на творчество прозаика (По К.Г. Паустовскому)
  • Проблема причин несчастья (По Л.Н. Толстому)
  • Проблема ценности детских воспоминаний (По Д.А. Гранину)
  • Проблема непонимания во взаимоотношениях людей (По А.П. Чехову)
  • Решу егэ

    АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ.

    Целью задания является определение средств выразительности, использованных в рецензии путём установления соответствия между пропусками, обозначенными буквами в тексте рецензии, и цифрами с определениями. Записывать соответствия нужно только в том порядке, в каком идут буквы в тексте. Если Вы не знаете, что скрывается под той или иной буквой, необходимо поставить «0» на месте этой цифры. За задание можно получить от 1 до 4 баллов.

    При выполнении задания 26 следует помнить, что Вы заполняете места пропусков в рецензии, т.е. восстанавливаете текст, а с ним и смысловую, и грамматическую связь. Поэтому часто дополнительной подсказкой может служить анализ самой рецензии: различные прилагательные в том или ином роде, согласующиеся с пропусками сказуемые и т.д. Облегчит выполнение задания и разделение списка терминов на две группы: первая включает термины на основе значения слова, вторая – строение предложения. Это деление Вы сможете провести, зная, что все средства делят на ДВЕ большие группы: в первую включаются лексические (неспециальные средства) и тропы; во вторую фигуры речи (часть из них называют синтаксическими).

    26.1 ТРОП—СЛОВО ИЛИ ВЫРАЖЕНИЕ, УПОТРЕБЛЯЕМОЕ В ПЕРЕНОСНОМ ЗНАЧЕНИИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА И ДОСТИЖЕНИЯ БОЛЬШЕЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ. К тропам относятся такие приемы, как эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, метонимия, иногда к ним относят гиперболы и литоты.

    Примечание: В задании, как правило, указано, что это ТРОПЫ.

    В рецензии примеры тропов указываются в скобках, как словосочетание.

    1.Эпитет (в пер. с греч. — приложение, прибавление) — это образное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении. От простого определения эпитет отличается художественной выразительностью и образностью. В основе эпитета лежит скрытое сравнение.

    К эпитетам относятся все «красочные» определения, которые чаще всего выражаются прилагательными:

    грустно-сиротеющая земля (Ф.И.Тютчев), седой туман, лимонный свет, немой покой (И. А. Бунин).

    Эпитеты могут также выражаться:

    существительными, выступающими в качестве приложений или сказуемых, дающих образную характеристику предмета: волшебница-зима; мать — сыра земля; Поэт — это лира, а не только няня своей души (М. Горький);

    наречиями, выступающими в роли обстоятельств: На севере диком стоит одиноко…(М. Ю. Лермонтов); Листья были напряженно вытянуты по ветру (К. Г. Паустовский);

    деепричастиями: волны несутся гремя и сверкая;

    местоимениями, выражающими превосходную степень того или иного состояния человеческой души:

    Ведь были схватки боевые, Да, говорят, еще какие! (М. Ю. Лермонтов);

    причастиями и причастными оборотами: Соловьи словословьем грохочущим оглашают лесные пределы (Б. Л. Пастернак); Допускаю также появление… борзописцев, которые не могут доказать, где они вчера ночевали, и у которых нет других слов на языке, кроме слов, не помнящих родства (М. Е. Салтыков-Щедрин).

    2. Сравнение — это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим. В отличие от метафоры сравнение всегда двучленно: в нем называются оба сопоставляемых предмета (явления, признака, действия).

    Горят аулы, нет у них защиты.

    Врагом сыны отечества разбиты,

    И зарево, как вечный метеор,

    Играя в облаках, пугает взор. (М. Ю. Лермонтов)

    Сравнения выражаются различными способами:

    — формой творительного падежа существительных:

    Соловьем залетным Юность пролетела,

    Волной в непогоду Радость отшумела (А. В. Кольцов)

    — формой сравнительной степени прилагательного или наречия: Эти глаза зеленее моря и кипарисов наших темнее (А. Ахматова);

    — сравнительными оборотами с союзами как, словно, будто, как будто и др.:

    Как хищный зверь, в смиренную обитель

    Врывается штыками победитель… (М. Ю. Лермонтов);

    — при помощи слов подобный, похожий, это:

    На глаза осторожной кошки

    Похожи твои глаза (А. Ахматова);

    — при помощи сравнительных придаточных предложений:

    Закружилась листва золотая

    В розоватой воде на пруду,

    Точно бабочек легкая стая

    С замираньем летит на звезду

    .(С. А. Есенин)

    3.Метафора (в пер. с греч. — перенос) — это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку. В отличие от сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только второе, что создает компактность и образность употребления слова. В основу метафоры может быть положено сходство предметов по форме, цвету, объему, назначению, ощущениям и т. п.: водопад звезд, лавина писем, стена огня, бездна горя, жемчужина поэзии, искра любви и др.

    Все метафоры делятся на две группы:

    1) общеязыковые («стертые»): золотые руки, буря в стакане воды, горы своротить, струны души, любовь угасла;

    2) художественные (индивидуально-авторские, поэтические):

    И меркнет звезд алмазный трепет

    В безбольном холоде зари (М. Волошин);

    Пустых небес прозрачное стекло (A. Ахматова);

    И очи синие, бездонные

    Цветут

    на дальнем берегу. (А. А. Блок)

    Метафора бывает не только одиночной: она может развиваться в тексте, образуя целые цепочки образных выражений, в во многих случаях — охватывать, как бы пронизывать весь текст. Это развернутая, сложная метафора, цельный художественный образ.

    4. Олицетворение — это разновидность метафоры, основанная на переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия. Чаще всего олицетворения используются при описании природы:

    Катясь чрез сонные долины, Туманы сонные легли, И только топот лошадиный, Звуча, теряется вдали. Погас, бледнея, день осенний, Свернув душистые листы, Вкушают сон без сновидений Полузавядшие цветы. (М. Ю. Лермонтов)

    5. Метонимия (в пер. с греч. — переименование) — это перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности. Смежность может быть проявлением связи:

    — между содержанием и содержащим: Я три тарелки съел (И. А. Крылов);

    — между автором и произведением: Бранил Гомера, Феокрита, Зато читал Адама Смита (А. С. Пушкин);

    — между действием и орудием действия: Их села и нивы за буйный набег Обрек он мечам и пожарам (А. С. Пушкин);

    — между предметом и материалом, из которого сделан предмет: …не то на серебре, — на золоте едал (А. С. Грибоедов);

    — между местом и людьми, находящимися в этом месте: Город шумел, трещали флаги, мокрые розы сыпались из мисок цветочниц… (Ю. К. Олеша)

    6. Синекдоха (в пер. с греч. — соотнесение) — это разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. Чаще всего перенос происходит:

    — с меньшего на большее: К нему и птица не летит, И тигр нейдет… (А. С. Пушкин);

    — с части на целое: Борода, что ты все молчишь? (А. П. Чехов)

    7. Перифраз, или перифраза (в пер. с греч. — описательное выражение), — это оборот, который употребляется вместо какого-либо слова или словосочетания. Например, Петербург в стихах

    А. С.Пушкина — «Петра творенье», «Полнощных стран краса и диво», «град Петров»; А. А. Блок в стихах М. И. Цветаевой — «рыцарь без укоризны», «голубоглазый снеговой певец», «снежный лебедь», «вседержитель моей души».

    8.Гипербола (в пер. с греч. — преувеличение) — это образное выражение, содержащее непомерное преувеличение какого-либо признака предмета, явления, действия: Редкая птица долетит до середины Днепра (Н. В. Гоголь)

    И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры… можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров! (Н.В. Гоголь).

    9. Литота (в пер. с греч. — малость, умеренность) — это образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо признака предмета, явления, действия: Какие крохотные коровки! Есть, право, менее булавочной головки. (И. А. Крылов)

    И шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведет под уздцы мужичок В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах… а сам с ноготок! (Н.А. Некрасов)

    10. Ирония (в пер. с греч. — притворство) — это употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому. Ирония представляет собой вид иносказания, при котором за внешне положительной оценкой скрывается насмешка: Отколе, умная, бредешь ты, голова? (И. А. Крылов)

    26.2 «НЕСПЕЦИАЛЬНЫЕ» ЛЕКСИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

    Примечание: В заданиях иногда указано, что это лексическое средство. Обычно в рецензии задания 24 пример лексического средства дается в скобках либо одним словом, либо словосочетанием, в котором одно из слов выделено курсивом. Обратите внимание: именно эти средства чаще всего необходимо найти в задании 22!

    11. Синонимы, т. е. слова одной части речи, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению и отличающиеся друг от друга или оттенками значения, или стилистической окраской (смелый —отважный, бежать — мчаться,глаза (нейтр.) — очи (поэт.)), обладают большой выразительной силой.

    Синонимы могут быть контекстными.

    12. Антонимы, т. е. слова одной и той же части речи, противоположные по значению (истина — ложь, добро — зло, отвратительно — замечательно), также обладают большими выразительными возможностями.

    Антонимы могут быть контекстными, т. е становится антонимами только в данном контексте.

    Ложь бывает доброй или злой,

    Сердобольной или беспощадной,

    Ложь бывает ловкой и нескладной,

    Осмотрительной и безоглядной,

    Упоительной и безотрадной

    .

    13. Фразеологизмы как средства языковой выразительности

    Фразеологизмы (фразеологические выражения, идиомы), т. е. воспроизводимые в готовом виде словосочетания и предложения, в которых целостное значение доминирует над значениями составляющих их компонентов и не является простой суммой таких значений (попасть впросак, быть на седьмом небе, яблоко раздора), обладают большими выразительными возможностями. Выразительность фразеологизмов определяется:

    1) их яркой образностью, в том числе мифологической (кот наплакал, как белка в колесе, нить Ариадны, дамоклов меч, ахиллесова пята);

    2) отнесенностью многих из них: а) к разряду высоких (глас вопиющего в пустыне, кануть в Лету) или сниженных (разговорных, просторечных: как рыба в воде, ни сном ни духом, водить за нос, намылить шею, развесить уши); б) к разряду языковых средств с положительной эмоционально-экспрессивной окраской (хранить как зеницу ока — торж.) или с отрицательной эмоционально-экспрессивной окраской (безцаря в голове — неодобр., мелкая сошка — пренебрежит., грош цена — презр.).

    14. Стилистически окрашенная лексика

    Для усиления выразительности в тексте могут использоваться все разряды стилистически окрашенной лексики:

    1) эмоционально-экспрессивная (оценочная) лексика, в том числе:

    а) слова с положительной эмоционально-экспрессивной оценкой: торжественные, возвышенные (в том числе старославянизмы): вдохновение, грядущий, отечество, чаяния, сокровенный, незыблемый; возвышенно-поэтические: безмятежный, лучезарный, чары, лазурный; одобрительные: благородный, выдающийся, изумительный, отважный; ласкательные: солнышко, голубчик, доченька

    б) слова с отрицательной эмоционально-экспрессивной оценкой: неодобрительные: домысел, препираться, околесица; пренебрежительные: выскочка, деляга; презрительные: балбес, зубрила, писанина; бранные/

    2) функционально-стилистически окрашенная лексика, в том числе:

    а) книжная: научная (термины: аллитерация, косинус, интерференция); официально-деловая: нижеподписавшиеся, докладная; публицистическая: репортаж, интервью; художественно-поэтическая: лазурный, очи, ланиты

    б) разговорная (обиходно-бытовая): папа, мальчонка, хвастунишка, здоровущий

    15. Лексика ограниченного употребления

    Для усиления выразительности в тексте могут использоваться также все разряды лексики ограниченного употребления, в том числе:

    — лексика диалектная (слова, которые употребляются жителями какой-либо местности: кочет — петух, векша — белка);

    — лексика просторечная (слова с ярко выраженной сниженной стилистической окраской: фамильярной, грубой, пренебрежительной,бранной, находящиеся на границе или за пределами литературной нормы: голодранец, забулдыга, затрещина, трепач);

    — лексика профессиональная (слова, которые употребляются в профессиональной речи и не входят в систему общелитературного языка: камбуз — в речи моряков, утка — в речи журналистов, окно — в речи преподавателей);

    — лексика жаргонная (слова, свойственные жаргонам — молодежному: тусовка, навороты, крутой; компьютерному: мозги — память компьютера, клава — клавиатура; солдатскому: дембель, черпак, духи; жаргону преступников: братва, малина);

    — лексика устаревшая (историзмы — слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением обозначаемых ими предметов или явлений: боярин, опричнина, конка; архаизмы — устаревшие слова, называющие предметы и понятия, для которых в языке появились новые наименования: чело — лоб, ветрило — парус); — лексика новая (неологизмы — слова, недавно вошедшие в язык и не потерявшие еще своей новизны: блог, слоган, тинейджер).

    26.3 ФИГУРАМИ (РИТОРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ, СТИЛИСТИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ, ФИГУРАМИ РЕЧИ) НАЗЫВАЮТСЯ СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ, основанные на особых сочетаниях слов, выходящих за рамки обычного практического употребления, и имеющие целью усиление выразительности и изобразительности текста. К основным фигурам речи относятся: риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, повтор, синтаксический параллелизм, многосоюзие, бессоюзие, эллипсис, инверсия, парцелляция, антитеза, градация, оксюморон. В отличие от лексических средств— это уровень предложения или нескольких предложений.

    Примечание: В заданиях нет чёткого формата определения, указывающего на эти средства: их называют и синтаксическими средствами, и приёмом, и просто средством выразительности, и фигурой. В задании 24 на фигуру речи указывает номер предложения, данный в скобках.

    16.Риторический вопрос — это фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение. Риторический вопрос не требует ответа, он используется, чтобы усилить эмоциональность, выразительность речи, привлечь внимание читателя к тому или иному явлению:

    Зачем он руку дал клеветникам ничтожным, Зачем поверил он словам и ласкам ложным, Он, с юных лет постигнувший людей?.. (M. Ю. Лермонтов);

    17.Риторическое восклицание — это фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение. Риторические восклицания усиливают в сообщении выражение тех или иных чувств; они обычно отличаются не только особой эмоциональностью, но и торжественностью и приподнятостью:

    То было в утро наших лет — О счастие! о слезы! О лес! о жизнь! о солнца свет! О свежий дух березы. (А. К. Толстой);

    Увы! пред властию чужой Склонилась гордая страна. (М. Ю. Лермонтов)

    18.Риторическое обращение — это стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи. Оно служит не столько для называния адресата речи, сколько для выражения отношения к тому, о чем говорится в тексте. Риторические обращения могут создавать торжественность и патетичность речи, выражать радость, сожаление и другие оттенки настроения и эмоционального состояния:

    Друзья мои! Прекрасен наш союз. Он, как душа, неудержим и вечен (А. С. Пушкин);

    О, глубокая ночь! О, холодная осень! Немая! (К. Д. Бальмонт)

    19.Повтор (позиционно-лексический повтор, лексический повтор) — это стилистическая фигура, состоящая в повторении какого-либо члена предложения (слова), части предложения или целого предложения, нескольких предложений, строфы с целью привлечь к ним особое внимание.

    Разновидностями повтора являются анафора, эпифора и подхват.

    Анафора (в пер. с греч. — восхождение, подъем), или единоначатие, — это повторение слова или группы слов в начале строк, строф или предложений:

    Лениво дышит полдень мглистый,

    Лениво катится река.

    И в тверди пламенной и чистой

    Лениво тают облака (Ф. И. Тютчев);

    Эпифора (в пер. с греч. — добавка, конечное предложение периода) — это повторение слов или группы слов в конце строк, строф или предложений:

    Хоть не вечен человек,

    То, что вечно, — человечно.

    Что такое день иль век

    Перед тем, что бесконечно?

    Хоть не вечен человек,

    То, что вечно, — человечно (А. А. Фет);

    Досталась им буханка светлого хлеба — радость!

    Сегодня фильм хороший в клубе — радость!

    Двухтомник Паустовского в книжный магазин привезли— радость! (А. И. Солженицын)

    Подхват — это повтор какого-либо отрезка речи (предложения, стихотворной строки) в начале следующего за ним соответствующего отрезка речи:

    Повалился он на холодный снег,

    На холодный снег

    , будто сосенка,

    Будто сосенка во сыром бору (М. Ю. Лермонтов);

    20. Параллелизм (синтаксический параллелизм) (в пер. с греч. — идущий рядом) — тождественное или сходное построение смежных частей текста: рядом стоящих предложений, стихотворных строк, строф, которые, соотносясь, создают единый образ:

    Гляжу на будущность с боязнью,

    Гляжу на прошлое с тоской.

    .. (М. Ю. Лермонтов);

    Я был вам звенящей струной,

    Я был вам цветущей весной,

    Но вы не хотели цветов,

    И вы не расслышали слов? (К. Д. Бальмонт)

    Часто с использованием антитезы: Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? (М. Лермонтов); Не страна – для бизнеса, а бизнес – для страны (из газеты).

    21. Инверсия (в пер. с греч. — перестановка, переворачивание) — это изменение обычного порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости какого-либо элемента текста (слова, предложения), придания фразе особой стилистической окрашенности: торжественного, высокого звучания или, наоборот, разговорной, несколько сниженной характеристики. Инверсированными в русском языке считаются следующие сочетания:

    — согласованное определение стоит после определяемого слова: Сижу за решеткой в темнице сырой (М. Ю. Лермонтов); Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая (И. С. Тургенев);

    — дополнения и обстоятельства, выраженные существительными, стоят перед словом, к которому относятся: Часов однообразный бой (однообразный бой часов);

    22.Парцелляция (в пер. с франц. — частица) — стилистический прием, заключающийся в расчленении единой синтаксической структуры предложения на несколько интонационно-смысловых единиц — фраз. На месте расчленения предложения могут использоваться точка, восклицательный и вопросительный знаки, многоточие. Утром, ярким, как лубок. Страшным. Долгим. Ратным. Был разбит стрелковый полк. Наш. В бою неравном (Р. Рождественский); Почему никто не возмущается? Образование и здравоохранение! Важнейшие сферы жизни общества! Не упомянуты в этом документе вообще (Из газет); Нужно, чтобы государство помнило главное: его граждане — не физические лица. А люди. (Из газет)

    23.Бессоюзие и многосоюзие — синтаксические фигуры, основанные на намеренном пропуске, или, наоборот, сознательном повторении союзов. В первом случае, при опущении союзов, речь становится сжатой, компактной, динамичной. Изображаемые действия и события здесь быстро, мгновенно развертываются, сменяют друг друга:

    Швед, русский — колет, рубит, режет.

    Бой барабанный, клики, скрежет.

    Гром пушек, топот, ржанье, стон,

    И смерть и ад со всех сторон. (А.С. Пушкин)

    В случае многосоюзия речь, напротив, замедляется, паузы и повторяющийся союз выделяют слова, экспрессивно подчеркивая их смысловую значимость:

    Зато и внук,и правнук, и праправнук

    Растут во мне, пока я сам расту… (П.Г. Антокольский)

    24.Период – длинное, многочленное предложение или сильно распространённое простое предложение, которое отличается законченностью, единством темы и интонационным распадением на две части. В первой части синтаксический повтор однотипных придаточных (или членов предложения)идёт с нарастающим повышением интонации, затем – разделяющая значительная пауза, и во второй части, где дается вывод, тон голоса заметно понижается. Такое интонационное оформление образует своего рода круг:

    Когда бы жизнь домашним кругом я ограничить захотел,/Когда мне быть отцом, супругом приятный жребий повелел,/ Когда б семейственной картиной пленился я хоть миг единый, — то, верно б, кроме вас одной невесты не искал иной. (А.С. Пушкин)

    25.Антитеза, или противопоставление (в пер. с греч. — противоположение) — это оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия, положения, образы. Для создания антитезы обычно используются антонимы — общеязыковые и контекстуальные:

    Ты богат, я очень беден, Ты — прозаик, я — поэт (А. С. Пушкин);

    Вчера еще в глаза глядел,

    А ныне — все косится в сторону,

    Вчера еще до птиц сидел,

    Все жаворонки нынче — вороны!

    Я глупая, а ты умен,

    Живой, а я остолбенелая.

    О вопль женщин всех времен:

    «Мой милый, что тебе я сделала?» (М. И. Цветаева)

    26.Градация (в пер. с лат. — постепенное повышение, усиление) — прием, состоящий в последовательном расположении слов, выражений, тропов (эпитетов, метафор, сравнений) в порядке усиления (возрастания) или ослабления (убывания) признака. Возрастающая градация обычно используется для усиления образности, эмоциональной выразительности и воздействующей силы текста:

    Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла (А. А. Блок);

    Светились, горели, сияли огромные голубые глаза. (В. А. Солоухин)

    Нисходящая градация используется реже и служит обычно для усиления смыслового содержания текста и создания образности:

    Принес он смертную смолу

    Да ветвь с увядшими листами

    . (А. С. Пушкин)

    27.Оксюморон (в пер. с греч. — остроумно-глупое) — это стилистическая фигура, в которой соединяются обычно несовместимые понятия, как правило, противоречащие друг другу (горькая радость, звонкая тишина и т. п.); при этом получается новый смысл, а речь приобретает особую выразительность: С того часу начались для Ильи сладостные мученья, светло опаляющие душу (И. С. Шмелев);

    Есть тоска веселая в алостях зари (С. А. Есенин);

    Но красоты их безобразной Я скоро таинство постиг. (М. Ю. Лермонтов)

    28.Аллегория – иносказание, передача отвлеченного понятия через конкретный образ: Должны победить лисы и волки (хитрость, злоба, жадность).

    29.Умолчание – намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается о невысказанном: Но я хотел… Быть может, Вы…

    Кроме вышеперечисленных синтаксических средств выразительности в тестах встречаются и следующие:

    восклицательные предложения;

    диалог, скрытый диалог;

    вопросно-ответная форма изложения такая форма изложения, при которой чередуются вопросы и ответы на вопросы;

    ряды однородных членов;

    цитирование;

    вводные слова и конструкции

    Неполные предложения – предложения, в которых пропущен какой-либо член, необходимый для полноты строения и значения. Отсутствующие члены предложения могут быть восстановлены и контекста.

    В том числе эллипсис, то есть пропуск сказуемого.

    Эти понятия рассматриваются в школьном курсе синтаксиса. Именно поэтому, наверное, эти средств выразительности чаще всего в рецензии называют синтаксическими.

    С каждым годом уходит всё дальше в глубь истории памятный май сорок пятого. всё…

    С каждым годом уходит всё дальше в глубь истории памятный май сорок пятого. Всё меньше остаётся на земле нашей тех, кто вынес на своих плечах тяготы войны — как на фронте, так и в тылу, тех, кто видел войну в оккупации, в блокаде, в концлагерях. Миллионы наших соотечественников ясно сознавали, принимая жестокие удары врага, что судьбы Родины и человечества несравненно дороже собственной жизни.

    Все — от мала до велика — воевали и работали на пределе человеческих сил, показывая примеры благородства и подлинного патриотизма. Вот почему Великая Отечественная война навсегда останется героической вехой в истории нашей страны. И для нас, потомков наших отцов и дедов, День Победы — самый священный праздник «со слезами на глазах».

    «Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю», — писал Фёдор Абрамов. Именно народность была самой яркой чертой минувшей войны. Величие победы нашего народа состоит в том, что он освободил от нацистов не только свою Родину, но и Европу.

    (По материалам Интернета)

    Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения — не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

    Сочинение егэ 2020. по тексту астафьева о нравственных уроках на войне.

    Сочинение ЕГЭ 2020

    Шёл май сорок третьего года…

    В данном тексте автор поднимает проблему нравственных уроков на войне.

    Астафьев рассказывает о простом, казалось бы, случае. На двух бойцов, пожилого и молодого, — один котелок с горячей едой в перерыве между боями. В тексте говорится о том, как боялся рассказчик, молодой солдат, что ему достанется меньше еды, как переживал, что у напарника ложка больше, чем у него, как страдал, что ему не достанется макаронина.

    Но, читая текст, мы видим, что пожилой солдат ест не больше, чем другой, что он хорошо понимает чувства молодого напарника, который «затрясся внутри от бессилия и гнева», потому что был уверен, что меньшая часть достанется ему, когда солдат разделил макаронину на две части.

    В тексте говорится об одном из простых случаев на фронте, но писатель называет его самым справедливым, самым нравственным уроком для рассказчика.

    Позиция автора такова: он хочет сказать, что очень важно, чтобы человек делал правильные выводы из уроков, которые преподаёт ему жизнь.

    С этим нельзя не согласиться. Нравственности мы учимся всегда, а в годы испытаний она проявляется в людях особенно ярко. Как поведёт себя человек в трудной ситуации, зависит от того, каков он сам, какие качества в нём преобладают: справедливость или подлость, смелость или трусость, мудрость или глупость.

    Я думаю, что в жизни мы многому учимся. Важно только, чтобы нравственные уроки делали нас чище, лучше, добрее.

    Сочинение ЕГЭ 2020

    Школьные сочинения по произведениям в.п. астафьева

    Прозаик, эссеист, драматург. Специализировался на военной тематике, а точнее о сложностях выживания детей и взрослых в военные и первые послевоенные годы. Награжден в СССР орденами и медалями за отвагу и трудовые достижения, за заслуги перед Отечеством, за вклад в развитие литературы и искусства.
    Его произведения, благодаря искренности, открытости, реалистичности и юмору автора, были очень популярны и переведены на многие языки.

    Январь сорок третьего года (игорь растеряев)

    Январь сорок третьего года. Бомбёжка. Метель. Сталинград. Несутся в Германию письма Замёрзших немецких солдат. Читают в далёких квартирах: «Пришлите кальсонов и гетр. Мы прошагали полмира, Но здесь не пройти километр. Мы загнанные, как волки. Едва стоим на ногах.

    На Тракторном, Красном, у Волги Нас бьют в подвалах, цехах. Они сумасшедшие просто! Такого нету нигде! Стреляешь — а он, как апостол, В атаку идёт по воде. Приказ их подобен бреду, И это страшный приказ. За Волгой земли для них нету, Но нету её и для нас.

    Мы помним, как с бравурным пением Втоптали Европу в грязь, Как жгли города и селения — По ходу, с брони, веселясь… Как ползали все, будто стадо… И вот наказал нас за то Обычный солдат Сталинграда, Расстрелянный в решето». Пе́кло, раки, пиво. Волгоград.

    Двадцать первый век — на поле боя До сих пор защитники стоят В виде гордых каменных героев. Часто думаю я почему-то, Приходя на Мамаев Курган, Очень скоро настанет минута, И последний придёт ветеран. И эпоха в руке у него В одноразовом мятом стаканчике Завершится.

    И встретят его Сослуживцы — седые мальчики. Они все его выйдут встречать На своём небесном параде И дыры в груди — как клеймо, как печать: «Я был в Сталинграде!», «Я был в Сталинграде!» Вместе с ними — лёгкий, словно пух, — Полетит он, сверху наблюдая.

    Не святой, а просто русский дух Над Курганом имени Мамая, Как внизу идёт земной парад, Как цветы к подножьям возлагают, Про Мать — Родину всё верно говорят, Только одного не понимая: То, что меч огромный нужен ей Не за тем, чтоб где-то люди ужаснулись, А держать повыше от людей — Чтобы никогда не дотянулись.

    Про ЕГЭ:  Образец написания сочинения на ЕГЭ по русскому языку 2021 года | Литрекон
    Оцените статью
    ЕГЭ Live