Подтяните знания с репетитором за лето | Учебно-методический материал по русскому языку (11 класс): | Образовательная социальная сеть

ЕГЭ
Содержание
  1. Основные факты о егэ 2021 по русскому языку
  2. Алгоритм построения комментария
  3. Взаимоотношения человека и животных
  4. Взаимоотношения человека и природы
  5. Внутренний мир, нравственные качества человека
  6. Военное время
  7. Война
  8. Воспитание
  9. Выбор
  10. Дружба
  11. Егэ 2020 по русскому языку: список проблем для подготовки к сочинению | суперсоч
  12. Искусство в жизни человека
  13. Красота и богатство русского языка
  14. Критерии оценивания
  15. Любовь
  16. Отношения в семье, детство
  17. План сочинения
  18. План сочинения егэ-2021 и пример сочинения
  19. Подтяните знания с репетитором за лето | учебно-методический материал по русскому языку (11 класс): | образовательная социальная сеть
  20. Редкие нравственные проблемы
  21. Смысл жизни
  22. Советы педагогов
  23. Социальные проблемы
  24. Структура и особенности ким
  25. Сформулируйте и обоснуйте свое отношение к позиции автора
  26. Цельный алгоритм работы с текстом
  27. Шаг 1. сформулируйте проблему и позицию автора по этой проблеме
  28. Школа, учителя, книги

Основные факты о егэ 2021 по русскому языку

В 2021 году выпускникам предстоит сдавать ЕГЭ по русскому языку в уже хорошо знакомом всем формате – это будет традиционное испытание ГИА-11, включающее в себя тестовую часть и сочинение (без ранее анонсированной устной части).

Основные параметры экзамена по русскому языку будут следующими:

  • длительность испытания – 3 часа 30 минут (210 мин.);
  • количество заданий в КИМе – 27;
  • минимальный балл (для аттестата) – 36 из 100 возможных;
  • максимальный первичный балл – 58 (интерпретируется как 100-бальный в сертификате);
  • использование каких-либо дополнительных материалов запрещено.

Алгоритм построения комментария

  1. Найдите в тексте 2 примера, важных для понимания сформулированной проблемы.
  2. Продумайте, в чем значение этих примеров для раскрытия мысли автора.
  3. Укажите смысловую связь между примерами и проанализируйте её.

Пример-иллюстрация — это значимая для раскрытия поставленной проблемы информация текста, сопровождаемая пояснениями, интерпретациями учащегося.

Пример:Что говорит автор? Что делает герой? 

Пояснение к примеру:Как? Зачем? Почему? С какой целью? Что это означает? 

Должно быть два таких примера в структуре комментария.

Мы берем пример из текста и начинаем его анализировать, и нам нужно правильно на него сослаться. Способов отсылки к примеру довольно много. Это и указание номера предложения, что, к сожалению, не украшает текст. Более убедительный способ отсылки — цитирование, однако здесь нужно уделить особое внимание пунктуации. Используя косвенное цитирование, мы можем сократить, передать мысль автора в целом.

В этом году нам необходимо анализировать, а не просто упомянуть смысловые отношения между примерами. Указать смысловую связь между примерами означает ее назвать: «автор противопоставляет…», «писатель сравнивает…», «публицист объясняет…».

Проанализировать связь между примерами-иллюстрациями означает раскрыть сущность этих смысловых отношений: в чем смысл этого противопоставления, какие качества героев выявляются в сравнении и т.д.

Это очень важно, так как оба этих задания будут отдельно оцениваться экспертами. В случае, если неверно будет указана связь, но правильно проанализирована — ученик потеряет один балл. А вот если она будет указана верно, но неверно проанализирована — уже два балла. В приоритете остается анализ смысловой связи между примерами.

Смысловых связей между примерами-иллюстрациями очень много, основных восемь. Проблема в том, что их великое множество, как и текстов для итоговой аттестации. И назвать любую из них бывает достаточно проблематично.


Кажется, что, когда сочинение вписано в таблицу, все четко и хорошо. Однако, когда ученики вписывают сочинение таким образом, они начинают терять понимание, что пишут связный текст.

Взаимоотношения человека и животных

Почему человек должен заботиться о животных?

Почему бездомные животные вызывают чувство сострадания?

Как люди должны относиться к своим питомцам?

Все ли люди любят животных?

Почему человек так часто жесток по отношению к животным?

Что заставляет человека убивать животных?

Может ли животное быть полезно человеку?

Всегда ли человек разумнее животного?

Взаимоотношения человека и природы

Как деятельность человека влияет на природу?

Как нужно относиться природе?

Почему природа важна для человека?

Должен ли человек беречь природу?

Как природа влияет на человека?

Чем плохо потребительское отношение к природе?

Зависит ли человек от природы?

Почему человек часто не видит в природе прекрасного?

Как природа может вдохновить человека?

Как проявляется разрушающая сила природы?

Почему нужно жить в гармонии с природой?

В чем проявляется красота природы?

Внутренний мир, нравственные качества человека

О чем может сказать внешность человека?

Всегда ли красивый внешне человек прекрасен внутренне?

В каких ситуациях проявляется характер человека?

Какие внутренние качества человека можно считать правильными?

Каков по-настоящему богатый внутренний мир?

Почему люди совершают безнравственные поступки?

Можно ли чем-то оправдать предательство?

Почему люди встают на путь духовной деградации?

Как проявляется малодушие?

Какого человека можно назвать черствым, бессердечным?

К чему приводит человеческая жестокость?

Почему происходят внутриличностные конфликты?

Может ли нравственный человек изменить своим принципам?

Военное время

Почему в военное время героизм был обычным делом?

На что готовы люди, любящие свою Родину?

Какого человека можно назвать патриотом?

Как проявляется ложный патриотизм?

Имеет ли смысл гуманное отношение к неприятелю?

Почему война — горе для каждой семьи?

Почему мы должны помнить героев войны?

Как человечество хранит память о Великой Отечественной войне?

Война

Проблема войны — самая часто встречающаяся тема в сочинениях ЕГЭ по русскому языку. В сборнике Цыбулько она всплывает то и дело, поэтому необходимо быть готовым к ее рассмотрению на экзамене. Пример такого сочинения представлен здесь. Он написан в строгом соответствии с новыми критериями.

В качестве аргументов для ее раскрытия Вы можете взять ситуации из следующих книг:

  1. «А зори здесь тихие» (Б. Васильев). Каждая героиня повести идет на подвиг и самопожертвование, чтобы защитить родную землю. Война не щадит женщин и детей, в этом выражается вся ее жестокость. Пятеро молодых девушек погибают, чтобы задержать вражеских диверсантов.
  2. «Тихий Дон», (М. Шолохов). Герои романа теряют на гражданской войне все: семьи, вековые устои и традиции, даже национальную самобытность. Казачество становится жертвой кровавой распри советской власти и Белого движения. Главный герой, Григорий Мелехов, ищет правду и справедливость хоть на одной стороне, но находит лишь жестокость, злобу и боль потерь. Простой народ запутывается в политической игре и гибнет за чужие амбиции. Война не решила проблемы России, а отбросила ее на столетие назад и обрекла жителей на голод и разруху.
  3. «Война и мир», (Л. Толстой). В романе поднимается проблема истинного и ложного патриотизма, ведь пока дворянство бросалось громкими лозунгами и демонстративными жестами, но готово было принять французского императора, простой народ и некоторые представители элиты, близкие к нему, боролись за свободу и честь страны, проливая кровь и сжигая имущество, чтобы оно не досталось врагу. Война представлена противоестественным и порочным явлением, которое вредно для всех: и победителей, и проигравших. Андрей Болконский сначала идет строить свою карьеру на кроле брани, но затем осознает ничтожность борьбы и даже своего кумира — Наполеона. В романе побеждают не генералы и императоры, а простые люди, стихия народного гнева.
  4. «Василий Теркин» (А. Твардовский). Герой поэмы — обычный жизнерадостный парень из деревни. Но он показывает феноменальную жизнестойкость, утешает и веселит всей бойцов, довершает подвиги. Ему не нужны награды, главное — защитить страну и вернуться домой, чтобы наладить мирную жизнь. Чего стоит только одна глава «Переправа», где Василий переплывет ледяную реку, стараясь донести важную новость о положении войск. Здесь подробное краткое содержание по главам, где Вы найдете хорошие примеры, раскрывающие проблему войны.
  5. «Сотников» и «Обелиск» (В. Быков). Война — это проверка на прочность, которую проходят не все. В «Сотникове» раскрыта тема верности и предательства родины. Один товарищ пожертвовал собой ради товарищей и своей страны, а другой — сдался и стал прлицаем ради личной выгоды. В «Обелиске» демонстрируется подвиг учителя, который пошел выручать своих учеников, рискуя жизнью. Ребята сами организовали теракт для нацистских захватчиков, что показывает роль детей на войне. Они тоже были ее участниками и жертвами.

Воспитание

Какого человека можно назвать воспитанным?

Будет ли воспитанный человек грубить или хамить?

Почему человек должен быть отзывчивым?

Кто дает человеку воспитание?

Почему важно уважать окружающих?

Должен ли человек быть вежливым?

Выбор

Проблема выбора тоже нередко встречается в текстах для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Каждое такое сочинение осложняется тем, что автор зачастую не говорит прямо о своем выборе. Его позицию определить крайне сложно. Вот любопытный пример раскрытия ответа на данный вопрос.

Книги для аргументации собственной позиции представлены в нижеследующем перечне:

  1. «Тихий Дон» (М. Шолохов). Григорию Мелехову несколько раз пришлось выбирать между красными и белыми, женой и любовницей, домом и фронтом. Каждый раз его вело сердце, которое подсказывало правильный путь. Если же в решение замешивался расчет, предрассудок или страх, то результат разочаровывал его. Герою подчас было сложно выбирать, потому что по обе стороны он имел привязанности и чувства. 
  2. «Евгений Онегин»(А. Пушкин). Евгений сделал неправильный выбор, не отменив дуэль с Ленским из-за боязни общественного мнения и сплетен Зарецкого. Татьяна же сделала подлинно нравственный выбор, оставшись преданной женой генерала и отвергнув любовь Онегина.
  3. «Преступление и наказание» (Ф. М. Достоевский). Безжалостная нищета ставит многих героев Достоевского перед выбором. Раскольников решает, убить или не убить, проверяя свою теорию, Соня вынуждена выбирать между своей жизнью и участью семьи, Дуня мечется между своим счастьем и благополучием матери и брата.
  4. В качестве примеров Вам могут пригодиться аргументы из этой подборки. 

Дружба

Может ли настоящая дружба когда-нибудь закончиться?

Почему происходят ссоры между друзьями?

Почему дружба не терпит предательства?

Какого человека можно назвать настоящим другом?

Могут ли друзья быть соперниками?

Егэ 2020 по русскому языку: список проблем для подготовки к сочинению | суперсоч

Вступайте в нашу группу, чтобы быть в курсе всех новостей

Все права защищены

Копирование информации с сайта запрещено

На сайте размещены работы как администратора сайта, так и людей, активно принимающих участие в развитии проекта

egelive.ru © 2022-2020

Memory : 10 mb, MySQL: 0,0017 s, 3 request(s), PHP: 0,1091 s, Total time: 0,1108 s, Document from cache.

Искусство в жизни человека

Всегда ли талантливого человека замечают?

Что дает человеку искусство?

Как музыка влияет на человека?

Можно ли через искусство выразить то, что нельзя передать словами?

Что значила для людей музыка в военное время?

Всегда ли гениальные люди живут счастливо?

За что люди любят искусство?

Как искусство помогает человеку?

Красота и богатство русского языка

Что значит для человека родной язык?

Почему нужно беречь русский язык?

К чему приводит безответственное отношение к родному языку?

Как сохранить красоту русского языка?

Почему молодежь пренебрегает правилами русского языка?

В чем состоит богатство русского языка?

Критерии оценивания

Примерное соотношение баллов за выполнение заданий І и ІІ части для ЕГЭ 2021 года будет следующим: 34 балла за тестовую часть и 24 за сочинение.

Первая часть работы оценивается согласно следующей таблице:

Задания Оценивание
1-7, 9-15, 17-25 0 или 1
16 от 0 до 2
26 от 0 до 4
8 от 0 до 5

Для задание №27 ЕГЭ 2021 года по русскому языку ФИПИ разработал 12 критериев, по которым эксперты будут оценивать сочинение.

Важно! Прежде всего, проверяющие подсчитывают количество слов. Если их окажется менее 70, сочинение не подлежит дальнейшей проверке и по всем критериям выставляют 0. Работы объемом 70-150 слов не могут быть оценены на высший балл по критериям №7-12.

Также стоит учесть, что эксперты поставят за 27-е задание «0 баллов», если сочтут, что экзаменуемый не сформулировал (либо сформулировал, но неверно) проблему.

Предлагаем более детально ознакомиться со всеми 12 критериями оценивания сочинения в 2021 году.

Любовь

Проблема любви — многогранная и сложная, ведь в ЕГЭ по русскому языку встречается множество текстов, где описываются нестандартные и непростые чувства. В сочинении важно понять, какие именно чувства находятся в центре внимания автора. Вот весьма показательный пример задания 27, где раскрывается проблема любви.

Книг для описания данной темы найдется великое множество, но нужно выбрать именно ту, что ближе всего именно к Вашему случаю.

  1. «Гранатовый браслет» (А. Куприн). Здесь в центре внимания платонические чувства Георгия Желткова к Вере Шеиной. Чиновник всю жизнь писал письма княжне и любил ее, не надеясь на взаимность. Когда ее родственники попросили его прекратить, он покончил с собой и прислал женщине прощальное письмо с просьбой послушать сонату Бетховена, которая раскрыла его возвышенную страсть.
  2. «Олеся» (А. Куприн). Героиня произведения беззаветно любит Ивана, но понимает, что ее чувство обречено. Им не быть вместе из-за сословных преград и общественного мнения. Простая девушка — не пара дворянину. Сам мужчина проявил слабость в любви и не смог удержать Олесю, которая взяла на себя всю тяжесть разлуки.
  3. «Горе от ума» (А. Грибоедов). Софья ошиблась в любви и приблизила к себе лицемерного и эгоистичного мужчину, который любил не ее, а высокое положение Фамусова. Это ненастоящая «книжная» любовь, в которой нет места подлинному знанию человеческой души. Сама героиня предпочла покорного и заискивающего Молчалина гордому и умному Чацкому. Александр тоже ошибся в любви, не найдя в Софье того, что сблизило бы его с женщиной. Он нашел в Москве лишь иллюзии, которые разбились о реальность.
  4. «Бедная Лиза» (Н. Карамзин). Несчастная крестьянка стала жертвой несчастной любви — утопилась, узнав об измене жениха. Несчастная девушка отдала всю себя дворянину, который не сдержал слова и не женился на ней. Он предпочел брак по расчету, но о своем обмане всю жизнь жалел.
  5. «Анна Каренина» (Л. Толстой). Здесь немало любовных линий. Мать безумно любит Вронского, поэтому не может простить Анне самоубийства. Сама Анна страстно влюбилась в Алексея и бросила мужа, но привязанность к сыну, с которым ее разлучили, не давала ей почувствовать душевую гармонию в новой семье. Каренин любил жену, но не умел выразить своего чувства. Левин любил и ревновал Кити, которая не сразу ответила ему взаимностью. Кознышев так и не смог сделать предложения Вареньке. Вот здесь подробное краткое содержание по главам, которое поможет Вам с аргументами.

Отношения в семье, детство

Как семья влияет на формирование личности ребенка?

Есть ли что-то сильнее материнской любви?

Как проявляется забота родителей о своих детях?

Почему родители строги с детьми?

Что влияет на процесс формирования детского мировоззрения?

Всегда ли материнская любовь идет во благо?

Как воспитание отражается на будущем человека?

Должны ли дети бросать своих родителей?

Какая атмосфера должна быть в семье?

Влияют ли отношения в семье на характер ребенка?

Почему родители должны быть честны с детьми?

Почему случаются конфликты «отцов» и «детей»?

Что значат для человека детские воспоминания?

Всегда ли детство можно назвать самой счастливой порой?

План сочинения

Четкая структура сочинения прослеживается уже в самой формулировке задания №27 ЕГЭ 2021 года по русскому языку. Таким образом, работа, претендующая на высокую оценку, обязательно должна содержать 6 структурных блоков:

План сочинения егэ-2021 и пример сочинения

План сочинения ЕГЭ-2021.

Примерный вариант готового сочинения 2021 с комментариями к каждому структурному элементу по тексту Б.Л.Пастернака (исходный текст см. ниже).

Слово «война» в нашем сознании всегда ассоциируется с бедой, общенациональной трагедией. А гражданская война – это вообще нечто противоестественное и противоречащее здравому смыслу. В сознании человека трудно укладываются такие ужасы как братоубийство, сыноубийство и т.п. Именно гражданской войне посвящен данный отрывок из произведения Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго». Автор в тексте ставит проблему бессмысленности гражданской войны. (Вступление и формулировка проблемы. Проблема может быть сформулирована в виде вопроса, например, есть или вообще возможен ли смысл в этом кровопролитии?)

Этот вопрос Пастернак раскрывает через мысли, взгляд на происходящие события своего героя, врача Юрия Андреевича. Военные врачи не имеют права участвовать в боевых действиях, но Юрию Андреевичу пришлось однажды отстреливаться, так как шёл бой. Сочувствие доктора «было на стороне героически гибнувших белогвардейских детей». Он очень жалел их, но ничего поделать не мог, лишь не стрелял в них. После сражения Юрий Андреевич обходит поле боя в надежде найти живых и помочь. Сначала доктор подходит к телефонисту из рядов красноармейцев, но он уже мёртв. Внимание Живаго привлекает ладанка, висевшая на шее убитого. В ладанке была зашита бумажка с извлечениями из девяностого псалма. Текст, считающийся чудодейственным и оберегающим от пуль, был переписан по-русски. (Пример из текста) Из этого примера мы видим, что телефонист – жертва никому не нужной войны. Он простой человек, которому хотелось жить, который верил в чудодейственность молитв и хотел избежать смерти. Но жестокая война не щадит никого. (Пояснение)

От телефониста доктор подошёл к телу убитого белогвардейца. Удивлению врача не было предела, когда он увидел на груди белогвардейца футлярчик, в котором была бумажка всё с тем же девяностым псалмом. «На красивом лице юноши были написаны черты невинности и всё простившего страдания». «Зачем?» — задаёт мысленно вопрос герой текста. (Пример) А ответа нет, потому что нет цели, нет смысла в этой смерти. Этим риторическим вопросом Юрия Андреевича автор подчёркивает бессмысленность и ненужность гражданской войны. Пастернак показывает читателю, что перед лицом смерти все равны. Не важно, за кого они воевали, главное, что люди потеряли самую важную ценность — жизнь. (Пояснение)

Автор текста намеренно сравнивает эти два примера, чтобы лучше раскрыть проблему, донести её до читателя. (Указание смысловой связи) Сравнивая двух убитых «противников», Б.Л.Пастернак показывает нам не врагов, а людей одной нации, одной веры, братьев по духу. Очевидно, что гражданская война бесчеловечна и бесцельна. (Пояснение смысловой связи)

Позиция автора предельно ясна. Гражданская война – это бессмысленное уничтожение людей, близких по духу, вере, а зачастую и родных по крови. Геройство этих молодых людей, их жертвы, смерти никому не нужны. (Авторская позиция)

Я полностью согласна с позицией автора. Гражданская война не приемлема в человеческом обществе. Это безумие, которому нет объяснения. Ужасы этой войны представлены в «Донских рассказах» М.Шолохова. Например, в рассказе «Родинка» отец, не узнав в красноармейце своего сына, убивает его. Увидев на ноге мертвого родинку с голубиное яйцо, атаман понял, что совершил, и застрелился. Это яркий пример бесцельного кровопролития, бесчеловечной трагедии в истории нашей Родины. (Собственная позиция обоснование)

Таким образом, данный текст помогает понять, что такое гражданская война, осознать бесчеловечность, бессмысленность кровопролития. Осознание этого важно для общества, будущего поколения. Это тот урок, который нельзя пропустить или забыть. (Заключение)

Исходный текст

(1)По международной конвенции о Красном Кресте военные, врачи и служащие санитарных частей не имеют права вооружённо участвовать в боевых действиях воюющих. (2)Но однажды доктору против воли пришлось нарушить это правило.

(4)Белые шли, наступая. (5)Доктор хорошо их видел, каждого в лицо. (6)Это были мальчики и юноши из невоенных слоёв столичного общества и люди более пожилые, мобилизованные из запаса. (7)Но тон задавали первые, молодёжь, студенты-первокурсники и гимназисты-восьмиклассники, недавно записавшиеся в добровольцы.

(8) Их выразительные, привлекательные физиономии казались близкими, своими.

(9) Служение долгу, как они его понимали, одушевляло их восторженным молодечеством, ненужным, вызывающим. (10)Они шли рассыпным редким строем, выпрямившись во весь рост, превосходя выправкой кадровых гвардейцев, и, бравируя опасностью, не прибегали к перебежке и залеганию на поле, хотя на поляне были неровности, бугорки и кочки, за которыми можно было укрыться. (11)Пули партизан почти поголовно выкашивали их.

(12)Доктор лежал без оружия в траве и наблюдал за ходом боя. (13)Всё его сочувствие было на стороне героически гибнувших белогвардейских детей. (14)Он от души желал им удачи. (15)Это были отпрыски семейств, вероятно, близких ему по духу, его воспитания, его нравственного склада, его понятий.

(16) Однако созерцать и пребывать в бездействии среди кипевшей кругом борьбы не на жизнь, а на смерть было немыслимо и выше человеческих сил. (17)Шёл бой. (18) Надо было отстреливаться.

(19) И когда телефонист рядом с ним в цепи забился в судорогах и потом замер, Юрий Андреевич ползком подтянулся к нему, взял его винтовку и, вернувшись на прежнее место, стал разряжать её выстрел за выстрелом.

(20) Жалость не позволяла ему целиться в молодых людей, которыми он любовался и которым сочувствовал. (21)И, выбирая минуты, когда между ним и его мишенью не становился никто из нападающих, он стал стрелять в цель по обгорелому дереву.

(22) Наконец белое командование, убедившись в бесполезности попытки, отдало приказ отступить.

(23) Фельдшер привёл на опушку двух санитаров с носилками. (24)Доктор велел им заняться ранеными, а сам подошёл к лежавшему без движения телефонисту. (25)Он смутно надеялся, что тот, может быть, ещё дышит и его можно будет вернуть к жизни. (26)Юрий Андреевич расстегнул на груди у него рубашку и стал слушать его сердце. (27)Оно не работало.

(28) На шее у убитого висела ладанка на шнурке. (29)Юрий Андреевич снял её.

(30) В ней оказалась зашитая в тряпицу, истлевшая и стёршаяся по краям сгибов бумажка. (31)Она содержала извлечения из девяностого псалма с теми изменениями и отклонениями, которые вносит народ в молитвы, постепенно удаляющиеся от подлинника. (32)Отрывки церковнославянского текста были переписаны в грамотке по-русски.

(33)В псалме говорится: «Живый в помощи Вышнего». (34)В грамотке это стало заглавием заговора: «Живые помощи». (35)Стих псалма: «Не убоишися… от стрелы летящия во дни» — превратился в слова ободрения: «Не бойся стрелы летящей войны». (36)«С ним есмь в скорби, изму его…» стало в грамотке «Скоро в зиму его».

(37)Текст псалма считался чудодейственным, оберегающим от пуль.

(38)От телефониста Юрий Андреевич перешёл на поляну к телу убитого молодого белогвардейца. (39)На красивом лице юноши были написаны черты невинности и всё простившего страдания. (40)«Зачем?» — подумал доктор.

(41) Он расстегнул шинель убитого и широко раскинул её полы.

(42) Сквозь пройму рубашки вывалились вон и свесились на цепочке наружу крестик, медальон и ещё какой-то плоский золотой футлярчик. (43)Футлярчик был полураскрыт. (44)Из него вывалилась сложенная бумажка. (45)Доктор развернул её и глазам своим не поверил. (46)Это был тот же девяностый псалом, но в печатном виде и во всей своей славянской подлинности.

(По Б. Л. Пастернаку*)

* Борис Леонидович Пастернак (1890-1960) — русский поэт, писатель, переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе за роман «Доктор Живаго».

Подтяните знания с репетитором за лето | учебно-методический материал по русскому языку (11 класс): | образовательная социальная сеть

Примерные формулировки проблем

текстов ЕГЭ по русскому языку

Проблема овладения тайнами языка (отражение языка в природных явлениях; можно ли постичь природу с помощью языка).

Проблема взаимоотношения человека и природы (человек разрушает дом, в

котором живёт; человечество – «болезнь» планеты).

Проблема духовной слепоты человека (жизнедеятельность человека, его

поведение – реальная угроза нашей планете).

Проблема охраны природы (то, что создано природой, — величайшее чудо).

Проблема ответственности человека перед будущими поколениями (нельзя

по-варварски относиться к природе).

Проблема воздействия писательского слова на читателя (писатель должен

хорошо знать то, о чём пишет).

Проблема изменения языка (язык не может не изменяться, но это должно происходить постепенно и вести к совершенствованию, а не к деградации; в современном русском языке происходят слишком быстрые и, главное, чаще ненужные изменения; Язык отражает состояние общества, поэтому все негативные явления в языке можно изменить, только изменив ситуацию в обществе).

Проблема порчи и оскудения русского языка (состояние нашего современного языка вызывает тревогу).

Проблема засорения русского языка ненормативной лексикой (язык надо

оберегать от засорения ненормативной лексики: жаргонизмы, вульгаризмы и т.д.).

Проблема развития и сохранения русского языка («слепое» использование

заимствований приводит к искажению алфавита, разрушению слов, утрате культурных традиций).

Проблема сохранения чистоты нашей речи (прививать бережное отношение к

языку).

Проблема ответственности и уважительного отношения к языку и

собеседнику (бережное отношение к языку означает и уважительное отношение к собеседнику; каждый человек несёт ответственность за то, как он говорит и пишет на родном языке).

Проблема связи языка с историей культуры, с историей страны.

Проблема преподавания родного языка (наш язык должен быть таким же

красивым и богатым, как наша жизнь; задача учителя – научить родному языку).

Проблема отсутствия идеологии.

Проблема исторической памяти (русский народ способен на великие подвиги).

Проблема исторической памяти (как сохранить память о защитниках Вов,

погибших во время Вов).

Проблема исторической памяти (исторические документы не могут показать,

как война отразилась в судьбах людей, их сознании, душе, а без этого непонятен весь трагизм и драматизм войны).

Проблема солдатской судьбы (В судьбе солдата и трагизм, и величие: защищая родину, он может остаться неизвестным, но его подвиг стереть, забыть нельзя).

Проблема мужества и стойкости солдата на войне (мужество и стойкость

проявлялись в силе духа людей).

Проблема духовности (необходимо ли современному человеку это понятие; что значит «жить духовной жизнью» в современную нам эпоху).

Проблема духовности в искусстве (искусство должно быть духовным, и тогда человек сможет найти в нём собеседника, а также источник высоких стремлений).

Проблема нравственного возрождения человека (любовь даёт человеку новую жизнь).

Проблема искупления греха (чтобы искупить грех, человек должен нравственно очиститься, пройдя через страдание).

Проблема доброты (что значит быть добрым человеком).

Проблема культурного человека (какие качества образуют понятие «культурный человек»).

Проблема верности принципам.

Проблема нравственного выбора.

Проблема нравственной прочности человека (почему именно в обыденных

житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека: например, как ведут себя люди в очереди, в транспорте и т.д.).

Проблема совести (что такое совесть).

Проблема чинопочитания и угодливости (пренебрежение к людям более

низкого достатка и служебного положения).

Проблема истинной дружбы

Проблема дружбы и насмешки (совмещать умение дружить и видеть

недостатки друга, не высмеивать!).

Проблема чувства собственного достоинства (совместимы ли чувство

собственного достоинства и самоуничижение).

Проблема свободы (и тот, кто унижается, и тот, кто унижает, одинаково

несвободны).

Проблема чести (понятие чести – это умение защищать свои жизненные

ценности, ценности своей семьи, своих близких, чистую совесть, честность,

достоинство, благородство, невозможность лгать, клеветать, подличать).

Проблема подвига (подвиги совершали во все времена; подвиг можно

совершить в любой обстановке и при любых занятиях; победа над собой, над своей ленью, ограниченностью и пороками – это тоже подвиг).

Проблема сохранения лучших качеств души в драматических обстоятельствах  (что помогает человеку сохранить цельность своей души, остаться человеком в самых сложных обстоятельствах: верность призванию, любовь к людям, великие классические произведения).

Проблема сложности человеческой жизни (можно ли прожить жизнь без

ошибок; чем дольше живёт человек, тем больше он совершает ошибок, это

неизбежно).

Проблема воспитания культуры (воспитание культуры удерживает людей от

безнравственных поступков, избавляет от пороков).

Проблема ответственности человека за свои поступки (человек ответствен за

всё происходящее с ним, за все последствия своих поступков).

Проблема наследственности и воспитания (наследственность определяет лишь задатки, склонности человека, но только сам человек может развить то, что дано природой).

Проблема роли детства в жизни человека (детство – «сердцевина»

человеческой жизни, где проявляется суть человека).

Проблема изучения иностранных языков (зачем люди изучают иностранные

языки; что даёт знание большого количества языков).

Проблема способностей человека (почему одни люди в состоянии изучить 2-3 языка (а то и более) иностранных языка, а другим и один оказывается не под силу; изучение иностранных языков является средством приобщения к ценностям других народов, познания их культуры).

Проблема роли матери в жизни человека (какое место занимает мать;

меняется ли это место в течение жизни человека).

Проблема материнской любви и нашего отношения к матерям (жертвенность

материнского чувства естественна; очень часто мы бываем невнимательны к матерям; мы должны попросить прощение у своих матерей при их жизни, а не после их смерти).

Проблема материнства (в чём суть материнства).

Проблема патриотизма (что такое истинный патриотизм).

Проблема утраты патриотического сознания в современном обществе

(почему родители молодых людей не хотят, чтобы их сыновья служили в армии; почему призывники изыскивают способы «откосить» от воинской службы; в чём причина утраты патриотического сознания в российском обществе).

Проблема роли книги в истории человечества/ в жизни человека.

Проблема роли чтения в жизни человека (что значит уметь читать; в чём смысл чтения).

Проблема подвижничества русских писателей (книги о добре и зле

создавались писателями, чья жизнь является примером служения людям).

Проблема отношения к книгам: все ли книги надо читать и перечитывать.

Проблема приобщения людей к чтению.

Редкие нравственные проблемы

Основные проблемы на ЕГЭ по русскому языку Многомудрый Литрекон уже разобрал. Остались частные случаи, которые не так часто встречаются в текстах. Их он перечислит в списке с примерами и книгами для аргументации. Если Вас особенно интересует что-то из этого перечня — пишите в комментариях, и Литрекон дополнит подборку.

  • Проблема честолюбия. Вот пример. Примеры можно взять из книг: «Шинель», «Ревизор», «Мертвые души» Гоголя, «Сказка о рыбаке и рыбке» Пушкина, «Война и мир» Толстого.
  • Проблема счастья. Работаем над примером. Источники для аргументации: «Три сестры», «Дядя Ваня», «Крыжовник» Чехова, «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова, «Анна Каренина» Толстого.
  • Проблема взаимоотношений человека и общества. Пример по ссылке. Аргументы можно взять из произведений: «Герой нашего времени», «Мцыри» Лермонтова, «Евгений Онегин» Пушкина, «Шинель» Гоголя, «Старуха Изергиль» Горького.
  • Проблема недоверия. Пример здесь. Книги, где затронута данная тема, тоже найдутся: «Чучело» Железникова, «Мертвые души» Гоголя, «Тихий Дон» Шолохова, «Олеся» Куприна, «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова. 
  • Проблема героизма. Над примером работем. Аргументы легко найти в книгах: «Сотников», «Обелиск» Быкова, «Война и мир» Толстого, «Судьба человека» Шолохова, «Капитанская дочка» Пушкина.
  • Проблема равнодушия. Вот пример. Аргументы отыщутся тут: «Ионыч», «Тоска» Чехова, «Анна Каренина» Толстого, «Герой нашего времени» Лермонтова, «Горе от ума» Грибоедова.
  • Проблема пошлости. Над образцом идет работа. А вот и нужные книги: «Анна на шее», «Три сестры», «Орден» Чехова, «Ревизор», «Мертвые души» Гоголя.
  • Проблема лицемерия. Вот пример. Необходимые произведения для аргументации здесь: «Война и мир», «После бала» Толстого, «Мастер и Маргарита» Булгакова, «Толстый и тонкий», «Хамелеон» Чехова.

Смысл жизни

Проблема смысла жизни — философский вопрос, на который нам сложно ответить безапелляционно. Поэтому в сочинении на ЕГЭ по русскому языку важно конкретно и четко раскрыть ее, не впадая в крайности. Вот характерный пример эссе.

Книги для раскрытия этой проблемы знакомы каждому из Вас:

Советы педагогов

Самый главный совет всех репетиторов – это как можно больше практики. Для получения высокого балла на ЕГЭ по русскому языку в 2021 году не достаточно посмотреть разбор заданий или прочитать пример идеального сочинения. Главная задача – научиться писать сочинения, анализируя предложенную тему и быстро подбирая к ней иллюстрации из знакомых литературных произведений.

Среди наиболее полезных советов передовых педагогов можно выделить такие:

  1. Подробно проработайте универсальные произведения, в которых поднимается широкий круг актуальных проблем.
  2. Сначала выполните задания №24-26, что поможет лучше понять предложенный текст.
  3. Стремитесь научиться писать сочинение за 70 минут (именно столько эксперты рекомендуют выделить на экзамене).
  4. Стремитесь к объему в диапазоне 200-250 слов (но не более 300).
  5. Старайтесь избегать в тексте «стоп-слов» (неправильных оборотов, излишних обобщений, ошибочного применения местоимений и др.)

Предлагаем начать проработку литературы с произведений, представленных в списке.

Если ознакомиться со всеми позициями списке вы уже не успеваете, ограничьтесь универсальными, подробнее о которых рассказывается в данном видео-уроке.

Социальные проблемы

Как нужно относиться к бедным?

Почему следует помогать бездомным?

Всегда ли можно доверять власти?

Как проявляется проблема чинопочитания?

Почему богатые могут управлять судьбами бедных?

Почему процветает преступность?

Можно ли чем-то оправдать воровство?

Что может сделать человека пьяницей?

Всегда ли бедные виноваты в своем материальном положении?

Структура и особенности ким

Каких-либо кардинальных изменений в КИМах ЕГЭ 2021 года по русскому языку не предвидится. Масштабная реформа системы контроля качества знаний завершена и перспективные модели ЕГЭ, предложенные ФИПИ для 2021 года, в полной мере отвечают ФГОС.

В экзаменационной работе выпускнику будет предложено выполнить 27 заданий (26 тестовых и сочинение):

Блоки

Кол-во заданий Особенность
І часть 26 (с 1 по 16) Краткий ответ
ІІ часть 1 (задание №27)

Сочинение

Ответом на задания І части могут выступать буква или последовательность букв, слово или словосочетание, цифра или число. Ответы на задания №1-26 следует занести в Бланк ответов №1. Эта часть работы подлежит оцифровке и автоматизированной проверке.

В задании №27 выпускникам будет предложено написать сочинение объемом от 150 слов, раскрыв определенную проблему.

Важно! Круг проблем, которые могут быть затронуты в 27 задании ЕГЭ по русскому языку 2021 года, заранее не оглашается.

Тем не менее, существует определенный перечень наиболее актуальных на данный момент проблем, которые могут встретиться на экзамене в высокой степенью вероятности. Более того, из года в год темы не повторяются, а это значит, что вероятность встретить в новом КИМе проблемы из билетов 2020 и 2022 годов крайне низкая, хотя и не стоит их категорически вычеркивать из списка.

Сформулируйте и обоснуйте свое отношение к позиции автора

  1. Согласны ли вы с автором?
  2. Почему?

Обосновать какое-либо суждение означает привести другие, логически связанные с ним и подтверждающие его суждения. Если ученик не сформулировал позицию, то он получит 0 баллов и по К3, и по К4. Обоснование может быть произведено с опорой на художественное или научное произведение, либо на основе наблюдения над жизнью или с опорой на собственный опыт.

Цельный алгоритм работы с текстом

Шаг 1. Читая исходный текст, определите, над каким вопросом размышляет автор и как он на этот вопрос отвечает. Так вы найдёте проблему и сформулируете авторскую позицию.

Шаг 1. сформулируйте проблему и позицию автора по этой проблеме

Самый продуктивный способ — это выделение с самого начала проблемы и позиции автора. Проблема — это вопрос, над которым размышляет автор, а позиция — его ответ на данный вопрос. Работая над текстом, задайте себе следующий вопрос: «при чем здесь я?», «что хотел сказать мне автор?», «чему я могу научиться?», «какие выводы могу сделать?».

Школа, учителя, книги

Почему человеку важно получить хорошее образование?

Как школа участвует в формировании личности ребенка?

Чем важны школьные уроки?

Почему нужно помнить своих учителей?

Каждого ли учителя можно назвать хорошим?

Каким должен быть настоящий учитель?

Почему человек должен стремиться к знаниям?

Чем плохо нежелание учиться?

Какие последствия имеет работа некомпетентного педагога?

Почему человек должен читать книги?

Как книги влияют на мировоззрение человека?

Какое место в жизни человека должно занимать чтение?

Оцените статью
ЕГЭ Live