Подтяните знания с репетитором за лето | Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (9 класс) на тему: | Образовательная социальная сеть

Карточки для подготовки к егэ

Персональный сайт учителя русского языка и литературы Морозовой Н.И.

Сайт для учителей, учеников, родителей

МБОУ «Барабановская средняя общеобразовательная школа», г. Кашира-8

Подтяните знания с репетитором за лето | материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс): | образовательная социальная сеть

                            Индивидуальные карточки по отработке заданий ЕГЭ.

Работу выполнил ( А) ___________________________________________________

1. Задание 16

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) После разорения Григория Фёдоровича и люстры и зеркала и даже стулья в его имении были проданы за долги.

2) Ольга поцеловала дочку и мать и отправилась с чемоданом к автобусу.

3) В семидневный срок вы получите либо разрешение на переустройство жилья либо аргументированный письменный отказ.

4) К вечеру похолодало и пошёл снег.

5) Староста деревни не то снова опаздывал на собрание не то просто забыл о нём.

2. Задание 16 

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.

2) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.

3) М. В. Ломоносовым было намечено разграничение знаменательных и служебных слов и в дальнейшем это разграничение поддерживалось крупнейшими представителями русской науки.

4) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу переписки Гёте с великим русским поэтом А. С. Пушкиным.

5) А. С. Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города.

3. Задание 17 

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Пробравшись (1) через мокрый папоротник и какую-то (2) стелющуюся растительность (3) выбираемся на едва приметную тропинку.

4. Задание 17 

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Несколько лет подряд я проводил летние месяцы вдали от наполненного суетой и грохотом (1) города, в тихой деревушке (2) затерявшейся (3) среди густого соснового леса (4) издававшего крепкий смолистый аромат.

5. Задание 18 

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Поздней осенью или зимой на улицах городов появляются стайки то мелодично щебечущих, то резко кричащих птиц. Вот (1) видимо (2) за этот крик и получили птицы своё имя — свиристели, ведь глагол «свиристеть» (3) как считают лингвисты (4) когда-то означал «резко свистеть, кричать».

6. Задание 18 

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Поэзия в творчестве Ф. Сологуба (1) по мнению критиков (2) играет важную роль и (3) без сомнения (4) наряду с романом «Мелкий бес» составляет наиболее ценную часть творческого наследия автора.

7. Задание 19

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Природа была важной частью той «живой правды жизни» (1) запечатлевать (2) которую (3) поставили своей целью (4) пейзажисты-передвижники.

8. Задание 19 

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

С тех пор каждый раз (1) когда мы где-нибудь сталкиваемся с композитором (2) он без смеха не может вспомнить этот случай (3) невольными свидетелями которого (4) мы стали.

9. Задание 20 

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

К вечеру пошёл дождь (1) и (2) пока мы ехали по просёлку (3) лошади еле переступали (4) будто потеряли последние силы.

10. Задание 20 

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Он сам иногда писал красками пейзажи (1) и в такие моменты ему казалось (2) что у него много вкуса (3) и (4) что (5) если бы он учился (6) из него вышел бы (7) хороший художник.

11. Задание 21 

Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

1) Создавая Сибирь, природа допустила просчёт: большинство её рек она направила с юга на север. 2) В Ледовитый океан впадают великие реки: Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, Лена с Алданом. 3) На долю Средней Азии осталось ничтожно мало воды. 4) А она жизненно необходима: тут горячее солнце. 5) Ошибку исправляют учёные — они заставят многоводные реки течь вспять. 6) В исследовательских институтах создаются проекты комплексного использования великих рек Сибири, решаются проблемы бурных весенних паводков. 7) Но всё же нужно почаще задаваться вопросом: «А есть ли у вас право нарушать естественный природный баланс?»

12. Задание 21 

Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

1) Слово «заря» — одно из прекраснейших слов русского языка. 2) Оно сродни той устоявшейся тишине ночи, когда над зарослями деревенского сада занимается чистая и слабая синева. 3) Заря бывает не только утренняя, но и вечерняя. 4) Мы часто путаем два понятия: закат солнца и вечернюю зарю. 5) Вечерняя заря начинается, когда солнце уже зайдёт за край земли. 6) Тогда она овладевает меркнущим небом, разливая по нему множество чистых красок и медленно переходя в поздние сумерки и в ночь. 7) Кричат в кустах коростели, бьют перепела, гудит выпь, горят первые звёзды, заря еще долго дотлевает над далями и туманами.

Подтяните знания с репетитором за лето | материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему: | образовательная социальная сеть

Проверочная работа № 1. Безударные гласные, проверяемые ударением

Об_ятельный, сопост_вление, л_шиться, разобл_чение, неисс_каемый, погл_щать, бл_госл_влять, просв_титель, преод_леть, препод_ватель, посв_щение, обн_жённый, изв_нить, укр_тить, бл_год_рить, пок_рить, сокр_тить, ок_янный, пок_рать, усм_рить, вознагр_ждение, пренебр_жительно, насл_ждение, ув_дающий, ст_рожилы, ч_столюбивый, огр_ждение, одр_хлеть, осн_щение, состр_дание, ч_стоплотный, оп_здать, невд_леке, д_лина, возр_ждение, раск_лить, раск_лоть, объед_нить, обл_к_титься, упр_стить, уд_вляться, р_скошный, см_риться, обр_мление.

Оценка: _____

Проверочная работа № 2. Безударные гласные, не проверяемые ударением

Абс_лютно, адв_кат, акк_мпанемент, акк_рд_он, акр_бат, алг_ритм, анн_тация, апл_дировать, атм_сфера, б_гровый, б_йдарка, б_кл_жан, б_л_рина, б_лкон, б_ндероль, б_ск_тбол, б_рельеф, б_рометр, б_тальон, б_тискаф, б_хрома, б_ян, б_шмак, б_г_тырь, б_гема, б_йкот, б_лото, б_рдовый, б_рдюр, б_тфорты, б_ярин, бр_шюра, бл_кнот, бл_ндинка, б_лл_тень, б_льярд, б_нокль, б_рюзовый, б_фштекс, больш_нство, в_люта, изв_яние, в_ранда, в_ст_бюль, в_н_грет, в__лончель, в_трина, в_ртуозный, г_б_риты, гр_мадный, г_лерея, г_ллюцинация, г_нтели, г_ндбол, г_рантия, г_строли, г_р_зонт.

Оценка: _____

Проверочная работа № 3. Безударные гласные, не проверяемые ударением

Д_з_ртир, д_зинфекция, д_кл_мация, д_кл_рация. д_к_рация, д_л_гат, д_ректор, д_версант, д_кт_тура, д_р_жёр, д_ссертация, д_станция, дисц_плина, драм_тург, др_ссировать, еж_вика, ж_лет, ж_раф, ж_кей, ж_нглёр, ж_ри, игн_рировать, иде_логия, ижд_венец, инв_нтарь, инд_катор, инг_ляция, ин_й, инж_нер, инт_ллект, инт_лл_генция, инц_дент, ипп_дром, каб_нет, к_в_лерия, к_вычки, к_зарма, к_лейд_скоп, к_литка, к_муфляж, к_нд_лябр, к_морка, к_нистра, к_п_шон, к_рди_грамма, к_р_катура, к_рн_вал, к_русель, к_стрюля, к_т_строфа, к_т_гория, кашл_ть, кв_л_фикация.

Оценка: _____

Проверочная работа № 4. Безударные гласные, не проверяемые ударением

Кв_танция, к_рамика, к_рпич, клави_тура, к_вырять, к_лготки, к_лено, к_лея, к_ллекция, к_лорит, к_льчуга, к_кос, к_лыбель, к_мбайн, к_миссар, компл_мент, к_мфорт, конф_ренция, к_пыто, к_рчевать, к_ряга, ко_ффициент, кульм_нация, л_б_ринт, л_донь, л_песток, л_ловый, л_шать, ман_кен, ман_пуляция, мар_новать, м_ршрут, меньш_нство, м_льберт, м_нитор, нав_ждение, нас_комое, недюж_нный, нек_зистый, нищ_та, об_яние, об_няние, ок_ймлять, ол_гарх, опп_зиция, опт_мизм, ос_зание, отобр_жать, отр_сль, оф_цер, офиц_ант, п_вильон, п_л_садник, пан_рама.

Оценка: _____

Проверочная работа № 5. Безударные гласные, не проверяемые ударением

Параш_т, п_р_кмахер, п_рфюмерия, п_ссажир, патр_от, п_утина, п_циент, п_рила, персп_ктива, п_сс_мист, пи_нино, подр_жать, предв_рительно, пр_з_дент, преп_рат, пр_смыкающийся, пр_старелый, пр_тензия, прив_легия, пр_оритет, про_кт, проз_бать, пр_образ, проп_ганда, ре_билитировать, реж_ссёр, рест_врация, р_яль, св_репый, симп_тичный, с_рень, ст_пендия, темп_рамент, т_ре, тор_адор, тр_ектория, трен_р, трен_ровка, тр_буна, тр_туар, ун_кальный, ун_чтожить, ур_ган,  ф_льклор, ф_нарь, хамел_он, х_рург, хр_зантема, ц_р_мония, юв_лир, эв_куация, электр_фикация.

Оценка: _____

Проверочная работа № 6. Чередующиеся гласные в корне

Расст_лить, соч_тать, безотл_гательный, вск_чить, уг_реть, пл_вучий, произр_стать, прик_сновение, утв_рь, заг_релый, з_рница, водор_сли, ур_вень, ур_внение, пор_сль, обм_кнуть, пром_кательный, вым_кнуть, отр_сль, вск_чить, ск_чите, откл_нение, несг_раемый, пл_вники, ск_чок, бл_стать, изб_рательный, р_внина, р_сточек, р_стовский, укл_няться, р_вняйтесь, покл_ниться, прик_саться, закл_нать, приж_маться, заж_гать, зан_мательный, прич_тать, переб_рёшь, оп_раясь, напом_нать, обн_маться, прил_гательное, самовозг_раемый, р_стовщичество.

Оценка: _____

Проверочная работа № 7. Буквы ы – и после ц

Ц_стерна, круглолиц_й, ц_клевать, иниц_алы, панц_рь, дикц_я, ц_вилизац_я, ц_лина, ц_новка, ц_ганский, сестриц_н, ц_низм, ц_плёночек, ц_ферблат, пац_ент, на ц_почках, ц_корий, панц_рь, ц_кличный, мотоц_кл, ц_трусовый, компенсац_я, куц_й, электрифиц_рованный, ц_фровой, ц_кнуть, модифиц_рованный, дезинформац_я, ц_тата, ц_рковой, ц_ркуль, ц_клон, возле гостиниц_, умниц_-красавиц_, ц_вилизац_я, ц_ловаться, отц_, ц_анистый, ц_линдрический, ц_тадель, демонстрац_онный, скворц_.

Оценка: _____

Проверочная работа № 8. Гласные после шипящих

Реш_тка, ноч_вка, горяч_, деш_вый, беч_вка, толч_ный, девч_нка, сгущ_нка, прич_ска, галч_нок, руч_нка, сожж_нный, ож_г пальца, холщ_вый, ш_рох, чащ_ба, пч_лка, плащ_м, боч_нок, подж_г дом, трёхгрош_вый, ч_рствый, маж_рный, кош_лка, изж_га, груш_вый, ч_тный, многож_нство, полуш_пот, щ_лочь, молодож_ны, дириж_р, пощ_чина, размеж_вка, печ_нка, подч_ркивать, ж_лудь, ж_рдочка, ч_ртик, ч_лка, перч_ный, ш_колад, Ш_тландия, анч_усы, кипяч_ный, уч_ный, волч_нок, камыш_вый, глянц_вый, пунц_вый, коч_вка, плюш_вый, стаж_р, восхищ_н, плащ_м, моч_ный.

 Оценка: _____

Проверочная работа № 9. Слова с пол- и полу-

(Полу) окружность,  (пол) литровка,  (пол) листа,  (пол) Европы,  (полу) месяц,

(пол) урока,  (пол) арбуза,  (пол) часа,  (полу) часовой,  (пол) шестого,  (пол) мира,

(пол) яблока, (пол) столовой ложки, (полу) ботинки, (пол) ночь, (пол) ночи, (пол) луны,  

(пол) сотни, (пол) нашего года, (пол) острова, (полу) остров, (пол) гранёного стакана, (пол) эскадрона, (полу) драгоценный, (полу) жидкий, (пол) одиннадцатого, (пол) неба,

(пол) миллиона, (пол) минуты, (пол) ананаса, (пол) бутылки, (пол) Москвы, (пол) банана.

Оценка: _____

Проверочная работа № 10. Правописание согласных

Громоз_кий багаж, изморо_ь на крышах, сеется изморо_ь, пристрас_ный взгляд, народ безмол_ствует,  блес_нуть на солнце, я_ственно видеть, ярос_ный порыв, корыс_ные планы, завис_ливый взгляд, словес_ный портрет, компроме_тирующая информация, обить дверь дерма_тином, повис_нуть на брусьях, уча_ствовать в фестивале, сверс_ники и ровес_ники, захолус_ный городишко, искус_ный сапожник, конста_тировать факт, инци_дент исчерпан, полновлас_ный хозяин, угощать я_ствами, тонко почу_ствовать, че_ствовать победителей, гиган_ские расходы, аген_ство недвижимости, целос_ный анализ, президен_ские выборы, иску_твенный водоём, пос_лать письмо, до востребования на главпочтам_т, парус_ный спорт, хулиган_ский поступок, весёлое праз_не_ство, смелый буревес_ник, декаден_ское направление, по_скользнуться, нечёткий по_черк, по_черкнуть пунктиром.

Про ЕГЭ:  Честь и подлость (Николай Ананьченко) / Проза.ру

Оценка: _____

Проверочная работа № 11. Правописание удвоенных согласных

Стекло задребе_жало, со_жённая деревня, громко ви_жать, ру_ский и белорус_, по_сориться, тер_ас_а, гал_ерея, ат_ракцион, режис_ёр, драм_а, пьес_а, кор_идор, грам_отный, грам_атика, гум_анный, привил_егия, кар_икатура, ал_юминий, кристал_, кристал_ический, кристал_ьный, ас_истент проф_ес_ора, дир_ектор, ком_ентарий, кол_ектив, ил_юзия, ак_уратный, оперетт_а, оперет_ка, искус_ный, искус_твенный, колос_альный, директрис_а, строить грим_ас_ы, мировоз_рение, тер_итория, бес_трашный, расцвёл под_орожник, вос_тание, вос_кликнуть, рас_прашивать, рас_чёты подтвердились, рас_читать точно, рас_телить халат, рас_тегнуть пуговицы, бес_трашный.

Оценка: _____

Проверочная работа № 12. Правописание Ъ и Ь

Сверх_естественный, увидиш_ в_явь, под_ячий, птич_им пухом, двух_язычный, с_агитировать, от_утюжить, трёх_этажный, с_язвить, из_ян, с_экономить, мед_институт, спорт_инвентарь, дет_ясли, кинос_ёмка, из_ять, с_обез_янничать, волеиз_явление, пред_убеждение, раз_учиться, сверх_интересный, п_едестал, сверх_изысканный, ад_ютант, с_ёжиться, необ_ятный, д_явольский, суб_ективный, пред_юбилейный, меж_ярусный, помещич_его, без_укоризненный, необ_езженный, неот_емлемый, раз_ярённый, компан_он, ин_екция, контр_атака, без_упречный, комп_ютер, интер_ер.

Оценка: _____

Проверочная работа № 13. Правописание Ь

Восем_сот тысяч_, не объеш_ся, мчиш_ся вскач_, пострич_ся, дремуч_, наотмаш_, замуж_, вскач_, говориш_, вояж_, залеч_, отвлеч_ся, назнач_те, любуеш_ся, пейзаж_, проч_, невтерпёж_, съеш_те, тягуч_, нет стрельбищ_, держиш_ся, отсроч_ка, отсроч_те, несколько крыш_, летуч_, пустош_, ёж_ колюч_, дорогая брош_, выспиш_ся, воз_мёш_, обожжёш_ся, вос_м_ю, вскол_з_, гвоз_дик, гон_щик, картеч_, достич_, пойди порыбач_, дым пожарищ_, чувствуеш_ фальш_, пахуч_, гореч_, рубеж_, испеч_, великая суш_, много туч_, игра не стоит свеч_, не измаж_ся, отреж_те, суп горяч_, сильный смерч_.

Оценка: _____

Проверочная работа № 14. Правописание падежных окончаний существительных

Прогуливаться по галере_, быть на открыти_ выставк_, побывать в соляри_, в голубом сияни_, на сбру_ лошад_, в лунном сиянь_, на лини_ огня, в глубокой транше_, присутствовать при бесед_ участниц_ экспедици_, письмо для Мари_ Ильиничн_, рассказать о Наталь_ Никитичн_, подниматься по лестниц_ башн_, подойти к окраин_ деревн_, встретиться на лекци_ в музе_, все деревья в ине_, бродить по алле_, в современной живопис_ и  поэзи_, о твоей фамили_, в далёком плавани_, отметить в резолюци_, вернуться из гаван_, побывать в плавань_, в полном безмолви_, убирать в конюшн_, добраться до станци_, отдыхать на веранд_ гостиниц_, жить в глухом захолусть_, оказаться на безлюдь_ дорог_, пребывать в раздумь_, в белом кител_, в пламен_ костра, воспоминания о Софь_ Николаевн_, в собор_ Святой Софии_.

Оценка: _____

Проверочная работа № 15. Правописание окончаний прилагательных и причастий

В колюч_м кустарнике, в летн_ю ночь, в зимн_ю пору, волч__ шерстью, на птич__м базаре, исследовать бескрайн_ю площадь, перед гремуч_й змеёй, по помещич__м усадьбам, жгуч_м морозцем, с охотнич__м ножом, хочу горяч__о борща, из извозчич__й кареты, волч__ми и лис__ми тропами, любоваться бушующ_м морем и заходящ_м солнцем, рассказать о строящ_мся стадионе, побеседовать с возвративш_мся полярником, держать трясущ_м_ся руками, у лечащ_го врача, наблюдать за скользящ_ми по волнам яхтами, любоваться открывающ_мся видом, страдать от усиливающ_гося мороза, придержать открывающ__ся дверь, развить кипуч_ю деятельность.

Оценка: _____

Проверочная работа № 16. Правописание приставок на З, С

Во_хождение, ра_чётливый, бе_граничный, во__вание, ра_жечь, бе_форменный, бе_вкусный, бе_шумный, бе_жалостный, ра__тегнуть, ра__ердиться, и_подтишка, и_чезнуть, бе_смысленный, бе_заботный, бе_системный, ра_чертить, и_черпать, и__традаться, ни_вергаться, ра__читать, _жечь, _дешний, бе_срочный, чере_чур, прои_шествие, ра_щелина, бе_ценный, _беречь, и_сякнуть, чере_седельник, ни_ший, ни_падать, ни_кий, ра_сыпать, ра_пустить, и_коренить, бе__трашный, бе_численный.

Оценка: _____

Проверочная работа № 17. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-

Пр_бывать на даче, пр_творить планы в жизнь, пр_ступить закон, беспр_страстный судья, пр_ходящий успех, пр_дать оттенок, пр_одолеть трудности, пр_клоняться перед красотой, пр_кратить спор, необоснованные пр_тензии, пр_небрежительное отношение, пр_чудливые узоры, пр_образовать жизнь, показать без пр_крас, пр_ступить к работе, достойный пр_емник, пр_вередливый человек, пр_тендовать на многое, пр_следовать благородную цель, пр_зидент страны, пр_бывать на отдыхе, пр_даваться воспоминаниям, пр_чудливый орнамент, пр_старелый сосед, пр_градить дорогу, пр_подать урок, камень пр_ткновения, старинное пр_дание, непр_ступная крепость, пр_сечь разговоры, страшное пр_видение, пр_непр_ятное известие, пр_вередливый сын.

Оценка: _____

Проверочная работа № 18. Правописание безударных личных окончаний глаголов

Посе_шь морковь, повисн_м на канате, увязн_шь в болоте, услыш_шь покаяние, выраст_шь росточек, выраст_шь на полсантиметра, раздел_м пополам, ослепн_шь на солнце, задремл_шь ненароком, хлопоч_шь по хозяйству, выгон_шь на улицу, обид_шься на замечание, вычерт_шь схему, высп_шься от души, закле_шь щель, птицы щебеч_т, раздел_шь пополам, полощ_шь бельё, ветер колыш_т камыш, мама постел_т постель, возненавид_м друг друга, погас_шь костёр, хорошо дыш_тся, дачники ищ_т грибы, ребята тащ_т канат, солдаты стро_тся, пушки грохоч_т, се_тся мелкий дождь, пусть они потеш_тся, дождик брызж_т, утром чуть забрезж_тся, как они хохоч_т, она ничего не хоч_т, ты меня тревож_шь, напрасно плач_шь, вместе поплач_м, маш_шь крыльями, ре_т снежинки, бор_шься с волнами, та_т снег, отпил_шь чурочку.

Оценка: _____

Проверочная работа № 19. Правописание –тся, -ться в глаголах

Дождь усилит_ся, легко дышит_ся, надо увидет_ся, не позволяй ленит_ся, стелет_ся позёмка, плещут_ся волны, не за что сердит_ся, мне не спит_ся, он скоро возвратит_ся, раздаёт_ся голос, клубят_ся тучи, любоват_ся пейзажем, не надо здесь рыт_ся, лицо склоняет_ся ко мне, он всего добьёт_ся, она садит_ся у окна, тянет_ся нить, некому поклонит_ся, надо проснут_ся рано, никто не поклонит_ся, они рано проснут_ся, это мне снит_ся, хочет_ся прокатит_ся на велосипеде, все удивляют_ся, не надо удивлят_ся, готов удивит_ся, дом строит_ся, ещё не начал строит_ся, некому за меня заступит_ся, никто за меня не заступит_ся, мне кажет_ся, всё может показат_ся, надо набрат_ся смелости и во всём признат_ся, не хочу признават_ся, всё-таки он признает_ся, он учит_ся хорошо, надо хорошо учит_ся, он моет_ся ежедневно, пора мыт_ся.

Оценка: _____

Проверочная работа № 20. Правописание глаголов прошедшего времени

Увид_л, обид_л, посе_л, возненавид_л, раста_л, зала_л, леле_л, почу_л, раска_лся, наде_лся, изма_лся, зате_л, услыш_л, выздоров_л, завис_л, удосто_лся, разве_лся, отправ_лся, встрет_лся, утеш_лся, раскле_лся, расстро_лся, осмел_лся.

Оценка: _____

Проверочная работа № 21. Правописание суффиксов глаголов

Команд_вать, ноч_вать, подкрад_ваться, вылавл_вать, преодол_вать, обрад_вать, сдавл_вать, затм_вать, проповед_вать, усва_вать, покач_вать, рассматр_вать, завид_вать, выгляд_вать, накапл_вать, стрях_вать, корч_вать, рассчит_вать, воспит_вать, загад_вать, расхвал_вать, раскле_вать, расспраш_вать, погляд_вать, повяз_вать, проветр_вать, доклад_вать, бесед_вать, совет_ваться, посме_ваться, осва_вать, иронизир_вать, реставрир_вать, сосредоточ_ваться, узакон_вать, ориентир_ваться, заклад_вать, опазд_вать, закл_вать, припляс_вать, запис_вать, ощип_вать, расхвал_вать, гор_вать.

Оценка: _____

Проверочная работа № 22. Правописание суффиксов причастий

Леч_щий, вид_щий, кле_щий, жал_щий, бре_щийся, колыш_щийся, кол_щий, бор_щийся, мел_щий, маш_щий, гон_щийся, завис_щий, стел_щийся, дыш_щий, черт_щий, дремл_щий, маяч_щий, пен_щийся, скач_щий, плещ_щийся, знач_щий, хлопоч_щий, стро_щийся, ненавид_щий, пряч_щийся, трепещ_щий, готов_щийся, ла_щий, брызж_щийся, клокоч_щий, реж_щий, та_щий, алч_щий, терп_щий, се_щий; скал_щийся, вид_мый, слыш_мый, независ_мый, несклоня_мый.

Оценка: _____

Проверочная работа № 23. Правописание суффиксов причастий

Выкач_нная из бака нефть, выкач_нная из подвала бочка, выслуш_нные замечания, высуш_нные грибы, замеш_нный в преступлении, занавеш_нное окно, замеш_нное тесто, застро_нный участок, насто_нный чай, намасл_нный блин, навеш_нное бельё, навеш_нная дверь, развеш_нный товар, подвеш_нные флажки, подстрел_нная утка, пристрел_нное ружьё, расстрел_нный враг, увеш_нная орденами грудь, удосто_нный награды ветеран, прострел_нная грудь, напрасно зате_нное дело, вымен_нный значок, усе_нная ягодами поляна, вывал_нный в песке, вывал_нный из мешка, потер_нная книга, окле_нные обоями стены.

Оценка: _____

Проверочная работа № 24. Правописание суффиксов причастий

Дистиллирова__ая вода, линова__ая тетрадь, избалова__ое дитя, остриже__ые волосы, кова__ый меч, купле__ый сувенир, вскипячё__ое молоко, негашё__ая известь, пута__ые ответы, кипячё__ая вода, нетопле__ое помещение, незва__ый гость, груже__ый песком, домотка__ая скатерть, жаре__ый в топлё__ом масле гусь, кова__ый на все ноги, немощё__ые дороги, неваре_ые овощи, сваре__ый вкрутую, печё__ый в золе, писа__ая красавица, глаже_ое-переглаже__ое бельё, посажё__ый отец, наречё__ый брат, назва__ый брат, назва__ый Иваном, посаже__ый на престол, богатое прида__ое, накрахмале__ое бельё, некрахмале__ый пододеяльник, ране__ый в голову, весь изране__ый, тяжелоране__ый, балова__ые ребятишки, неезже__ые пути, лата__ый полушубок, беше_ые скачки, рва__ая кофта, пуга__ый воробей, посеребрё__ые ложки, гранё__ый стакан, золочё__ая брошка, кова__ый сапог, испуга__ый взгляд.

Оценка: _____

Проверочная работа № 25. Правописание суффиксов прилагательных

Багря__ый, бесчисле__ый, ветре__ый, глиня__ый, дискуссио__ый, журавли__ый, карти__ый, стари__ый, кожа__ый, моното__ый, недюжи__ый, оловя__ый, серебря__ый, песча__ый, безветре__ый, стекля__ый, деревя_ый, пламе__ой, подли__ый, полотня__ый, пря__ый, рдя__ый, румя__ый, сви__ой, урага__ый, ю__ый, конопля__ый, гуси__ый, еди__ый, дикови__ый, пря__ый, каме__ый, пусты__ый, моното__ый, маши__ый, масля__ый, исти__ый, искре__ий, сви__ой, кова__ый, жёва__ый, клёва__ый.

Оценка: _____

Проверочная работа № 26. 

Правописание суффиксов прилагательных и существительных

Француз__ий, матро__кий, немец__кий, черке__кий, доверч_вый, расчётл_вый, засушл_вый, яблон_вый, никел_вый, огн_вой, отрасл_вой, веснушч_тый, рассыпч_тый, талантл_вый, молодц_ватый, рыж_ватый; меньш_нство, больш_нство, бел_зна, студенч_ство, досто_нство, множ_ство, нищ_та, крив_зна, болт_вня, выш_на, перевоз_ик, рассказ_ик, заказ_ик, извоз_ик, письм_цо, кресл_це, виш_нка, стёкл_шко, вороб_шек, горош_нка, ореш_к, ящ_ч_к, горош_к, кирпич_к, врем_чко, свеж_сть.

Оценка: _____

Проверочная работа № 27. Правописание предлогов

(В)следстви_  снегопада, (в)отличи_ от большинства, (в)течени_ пяти лет, иметь (в)виду, вышел (на)встречу гостям, пойти (на)встречу выпускников, (во)время дождя, прибыть (во)время, отсутствовать (в)виду болезни, плыть (в)виду берега, договориться (на)счёт работы, (в)продолжени_ месяца, объяснить (в)последствии, (в)связи с болезнью, медальон (в)виде сердечка, узор (в)роде снежинки, (в)след (за)тем наступило потепление, (не)взирая на ливень, (не)смотря на сопротивление, (из)под скамейки, (ис)(под)тишка.

Оценка: _____

Проверочная работа № 28. Правописание сложных слов

(Авиа)салон, (био)фабрика, электр_фикация, земл_трясение, (стоп)кран, (киловатт)час, мать(и)мачеха, (вице)адмирал, (экс)чемпион, (северо)запад, (норд)ост, Ростов(на)Дону, пар_ходство, каш_вар, ча_питие, сорок_ножка, растении_водство, гряз_лечебница. (вагоно)ремонтный, (горно)лыжный, (научно)популярный, (общественно)политический, (общественно)полезный, (чугунно)литейный, (выше)перечисленный, (ниже)подписавшийся, (изжелт_)зелёный, (иссин_)чёрный, (пепельно)седой, (рекламно)издательский, (русско)(немецко)французский, (сельско)хозяйственный, (сердечно)сосудистый, (жизненно)важный, (исконно)русский, (юго)западный, (обще)славянский, (древне)русский, (кают)кампания, (вечно)зелёный.

Оценка: _____

Проверочная работа № 29. Слитное и раздельное написание НЕ

(Не)был, (не)мог, (не)рад, (не)готов, (не)способен, (не)выспаться, (не)доспать, (не)досчитал до ста, (не)досчитаться членов экипажа, (не)глубокая речка; (не)глубокая, но рыбная речка; река (не)глубока, (не)думая, (не)спеша, (не)доумевать, (не)скончаемый, (не)востребованный товар, (не)востребованный покупателями, взлететь (не)высоко, кругом (не)уютно, (не)отправленные письма, письма (не)отправлены, (не)кому и (не)(за)чем отправлять, (не)(от)куда ждать, (не)(с)кем поделиться, (не)сусветный, он (не)лучше, (не)случайно, (не)видимый в микроскоп, (не)видимый простым глазом.

Оценка: _____

Проверочная работа № 30. Правописание НЕ и НИ

(Н_)чуть (н_)изменился, (н_)кем заменить, (н_)кто (н_)какой тревоги (н_)ощущал, (н_)(у)кого просить (н_)буду, (н_)(во)что (н_)верю, (н_)мог (н_)услышать, (н_)мало воды утекло, куда (н_)кинешь взод, (н_)поймал (н_)рыбки, где только (н_)побывал!, (н_)раз опаздывал, (н_)разу (н_)опаздывал, сколько (н_)крути, (н_)(с)того (н_)(с)сего обиделся, (н_)где (н_)огонька, (н_)кто другой (н_)сможет; (н_)кто иной, как директор; (н_)жив (н_)мёртв, (во)(что)(бы)(то)(н_)стало, как (н_)(в)(чём)(н_)бывало, (н_)(с)того (н_)(с)сего.

Про ЕГЭ:  ЕГЭ-2017 по русскому языку. Подсчитываем баллы — Я ПОСТУПЛЮ УЧИТЬСЯ

Оценка: _____

Итоговая контрольно-диагностическая работа по орфографии

Где (то) я слышал, как (будто) в час синих сумерек р.ждаются ангелы и ум…рают грешники. Ум…рают стиснув зубы без стона что (бы) (не) потр.вожить св.им ш…потом п.чальную тиш…ну.

Стихает ут…млё(н,нн)ая земля становится безветре(н,нн)о пер.стают раскач…ваться и скр…петь обн…жё(н,нн)ые оси(н,нн)ики. Резче отр…жаются в стекля(н,нн)ом воздухе ш…ренги  пёстрых б.рёзовых ств…лов.

В такое синее предв.черье с…дел я пр…валившись плеч…м к кос…ку на пороге охотнич…й избушки, заблудивш…йся в еловой чащ…бе, смотрел на тайгу, ра(с,сс)лабле(н,нн)о впитывая в себя тиш…ну.

Мокрую спину парило от печи гудящей еловыми п…леньями, а лицо к…рёжило калё(н,нн)ым воздухом. Синие сумерки с к…лдовской  бе(с,з)шумностью наплывали из таёжных зар…слей. Они затопляли лес поляны. И вот всё вокруг оказалось погружё(н,нн)ым в бе(с,з)крайнее н.чное море.

Я смотрел на х.лодный с…луэт озера  затянутого оловя(н,нн)ым льдом. Пучки осоки  ещё (не) задавле(н,нн)ые снегом, торчали (во)круг него. Смотрел и (в) общем (то) пон.мал ст…рожилов ближней деревн… утверждающих, что в.дяные облюбовали это место для себя.

Подтяните знания с репетитором за лето | тест по русскому языку (11 класс): | образовательная социальная сеть

1. Задание 8

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

В) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом

Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Д) ошибка в построении сложного предложения

1) Сравнивая слова «рад» и «отрада», надо учитывать, что исторически они происходят от разных корней.

2) Сразу по приезде приехавшие родственники к нам в гости поселились на даче.

3) Те, кто увлекается творчеством Булгакова, знают, что о романе «Мастере и Маргарите» написаны сотни критических статей.

4) Иней ОДЕЛ все деревья в серебристые наряды, и всё вокруг заискрилось и заиграло на зимнем солнце, создавая ощущение праздника.

5) В обширном арсенале средств современной медицины железо остаётся неизменным компонентом при лечении малокровия как средство, которое улучшает состав крови.

6) Изучая растения средней полосы, обратите внимание на их отличие от растений других зон.

7) Благодаря нашего проводника поход оказался очень интересным.

8) Записывая формулу, должна быть повторена утверждённая комбинация знаков.

9) Я не заметил, что успел ли Сергей выйти до возвращения Николая Петровича.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

2. Задание 8 

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) неправильный выбор предложно-падежной формы существительного.

Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Г) неправильное построение предложения с причастным оборотом

Д) нарушение в построении предложения с однородными членами

1) Рассматривая антикварные вещи, понимаешь, как много ценного они хранят.

2) Мотив безумия в романе «Мастер и Маргарита» тесно связан с мотивом беззвучия.

3) Исследуя нравственные изъяны современного общества, В. Пьецух в своих произведениях часто обращается к классическим сюжетам и классическим героям, отмечая, что «фабульная основа – категория бессмертная».

4) М. Веллер пишет: «Шукшин не судит героев, а понимает их, и это даёт двойственный взгляд о предмете рассказа».

5) Платонов в повести «Котлован» не только ведёт спор с философией Нового времени на уровне содержания, но и на уровне формы.

6) Долгое время вопрос о датировке поэмы Есенина «Чёрном человеке» оставался дискуссионным.

7) В мировой литературе есть огромное количество произведений, посвящённым женщине.

8) Приятно смотреть со стороны, когда по морю плывёт корабль, окрылённый белыми парусами, словно лебедь.

9) Закончив все сборы, по громкой связи было объявлено о том, что на первом этаже корпуса №1 состоится общая заключительная встреча.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

3. Задание 8 

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) ошибка в построении сложноподчинённого предложения

Б) ошибка в построении предложения с однородными членами

B) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

1) Добиться высоких целей можно благодаря таких качеств человека, как целеустремлённость, трудолюбие и упорство.

2) Когда я закончил читать эту книгу, то я понял то, что у автора глубокий смысл.

3) Лётчик действовал согласно инструкциям, полученным от главного диспетчера аэропорта.

4) Грамоты не только получили призёры, но и активные участники среди зрителей.

5) Водитель маршрутного такси сказал вновь вошедшим пассажирам оплатить проезд.

6) Перед Иваном Грозным, взяв в 1552 году столицу Казанского ханства, встала задача расположить к себе новых подданных.

7) Когда находишься в пути, всегда вспоминаешь дом.

8) Все ученики, пришедшие на факультативное занятие, разобрались в сложной теме.

9) В программе «Клубе кинопутешественников» рассказывают о необыкновенно интересных людях.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

4. Задание 8 

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. 

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении предложения с однородными членами

Б) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм

В) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

1) Сосновый, пронизанный солнцем бор вызывал тихое умиление в душе уставшего фельдшера, до того воевавшего на знойном степном пыльном юге.

2) Макар Игнатьевич, будучи человеком добрым, желающим всем помочь, не только помогал нуждающимся хлебом, но и одеждой, лекарствами.

3) Его успехам способствовало многое: раскованная манера поведения, прекрасная внешность, несколько спортивных разрядов в прошлом, уверенность в свои силы.

4) Едва Олеся, закончив все приготовления на кухне, входит в комнату, как тут же, схватив что-то нужное, выбежит в столовую.

5) При нём был документ, удостоверявший личность защитника родины, сорок пять рублей денежного довольствия и предписание, дававшее право рядовому Алексею Михайловичу Холмогорову на плацкартный билет в любой конец широкой, необъятной страны.

6) У каждого из нас, ребятишек, несущих завтрак, работает на лугу отец или брат, и каждый из нас хотят, чтобы именно у его отца был самый широкий, самый чистый прокос.

7) Он одевается во всё чистое, хрустящее и бодрящее, ощущает в тщательно вымытом гостиничном номере застывший запах утюга и терпкость можжевельника, который держат в гардеробе от моли.

8) Толпа, окружив группу танцующих мальчишек, сначала молча наблюдала за происходящим, а потом начала улюлюкать, кричать.

9) Оглянувшись на мой голос, собака повернулась, постояла немного и побежала дальше по освещённой улице фонарями.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

5. Задание 9 

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) хлопотать, запереть (на замок), росток

2) заблестел, скакалка, собирать

3) пожимающий, сочетание, почитать (старших)

4) взрослеть, горнолыжный, озарение

5) поплавок, задираться, изложить (суть проблемы)

6. Задание 9

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) выскочка, блистательный, замирать

2) период, уберечь, замечательный

3) расплавлять (металл), зоологический, примирить (врагов)

4) пóнятый (текст), выгорать, озарение

5) душераздирающий, (по) касательной, сложение (основ)

7. Задание 9 

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) аристократ, министерство, дивизион

2) озаряться, просмотреть, морячок

3) выскочка, деревья, выстелить

4) приоритет, горизонт, стратегия

5) расстилается, прикасаться, умиротворение

8. Задание 9 

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) убирать (листья), прозорливый, озарять (всё вокруг)

2) уронить (тарелку), ростовщический, притереться

3) напоминание, перескочить, плавучий

4) застелить, проникать (в дом), косатка (в океанариуме)

5) возгорание, коснуться (рукой), положение

9. Задание 10 

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) не..хваченный (переписью), р..зместить, п..дметать;

2) раз..ёмный, под..ём, об..ект;

3) не..жатый, бе..дорожье, бе..заботно;

4) под..скать, сверх..нтересный, вз..мать;

5) пр..обретатель, пр..чудливый, пр..ходящий (домой).

10. Задание 10 

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) з..подозрить, нед..выполнить, п..молчать

2) пр..морский, пр..выкнуть, без пр..крас

3) и..быточный, во..хождение, ни..вергнуть

4) по..бросить, о..пилить, о..крыть

5) пр..мудрый, пр..красный, пр..возмочь

11. Задание 10 

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) о..жать, на..треснутый, o..дача;

2) от..скать, пост..ндустриальный, об..ск;

3) и..колесить, ра..ценки, ра..следование;

4) пр..вратить, пр..града, пр..вратности;

5) неот..емлемый, обез..яна, в..елся.

12. Задание 10 

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пр..обретение, пр..подал (урок), пр..рвать (собеседника)

2) по..кормка, о..бивать (мяч), (кран) по..текает

3) пр..родители, поз..брошенный, р..ссыпанный

4) сверх..бдительный, раз..езд, под..язычный

5) обе..кровленный, бе..компромиссный, ра..сердиться

13. Задание 11 

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) усидч..вый, переменч..вый

2) отстёг..вавший, глянц..вый

3) щегол..ватый, находч..вый

4) прислуш..ваться, гор..вать

5) заносч..вый, отапл..ваемый

14. Задание 11 

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) неразборч..вый, гел..вый

2) высме..вающий, ступенч..тый

3) скле..вающий, выколач..вают

4) завистл..вый, больш..нство

5) окольц..вать, торг..вать

15. Задание 11 

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) влюбч..вый, заботл..вый

2) подмиг..вавший, исслед..вать

3) удоста..вавший, мал..вать

4) рул..вой, глянц..витая

5) отча..ться, воробуш..к

16. Задание 11 

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

Про ЕГЭ:  Не сдали ЕГЭ: 12 советов для тех, кто «чуть-чуть» не дотянул

1) фасол..вый, дожд..вой

2) высме..вать, мороз..ц

3) насмешл..вый, платоч..к

4) сонл..вый, молодц..ватый

5) удва..вать, болот..стый

17. Задание 12 

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) уполномоч..нный, слыш..мый

2) опаса..шься, потрат..вший

3) закле..шь, неслыш..мый

4) посе..шь, потрач..нный

5) помож..шь, дви́ж..мый

18. Задание 12 

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) сил..щийся, (они) стара..тся

2) беспоко..тся (ребята), та..щий (снег)

3) руб..щий, смотр..т (родители)

4) леч..щий, молч..щий

5) чита..мый, движ..мый

19. Задание 12 

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) сия..шь, закле..вший

2) щур..щийся (от солнца), (друзья) увид..тся

3) налад..шь, скле..нный

4) представ..шься, независ..мый

5) онеме..шь, ожида..мый

20. Задание 12 

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) (стена) завеш..нная (картинами), выкач..нная (вода)

2) дремл..т (они), глад..т

3) засыпл..т (они), пол..щий (огород)

4) помн..щий, выслуш..нное

5) клокоч..щий, увеш..нная (орденами)

21. Задание 26 

Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Философ Иван Ильин настраивает читателя на совместные раздумья. Этому способствует такое синтаксическое средство, как (А)_____ (например, предложения 19—20). Торжественное звучание тексту придаёт (Б)_____ («Отечество», «обличить», «священный», «высвобождает»). В то же время автор использует приём (В)_____ (предложения 2—4, 28—29) — и лексическое средство выразительности — (Г)_____ («смотреть в глаза», «дело плохо»), свойственные разговорной речи».

Список терминов:

1) эпитеты

2) метафоры

3) метонимия

4) фразеологизмы

5) книжная лексика

6) лексический повтор

7) восклицательные предложения

8) парцелляция

9) вопросно-ответная форма изложения

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

(1)Будни. (2)Они сплошная беспробудность. (3)Тягучая скука. (4)Непрестанный шум, время от времени прерываемый очередною неудачею. (5)О, плохое настроение! (6)А понедельник — это прообраз будней.

(7)Да, тогда дело с жизнью обстоит плохо! (8)Но нельзя перекладывать вину за это на «жизнь». (9)У тебя не хватает искусства жить; было бы глупо ожидать, что жизнь устроит тебе торжественный приём. (10)Так что твори сам и преображайся, иначе будни одолеют тебя. (11)А в жизни нет большего стыда, чем быть побеждённым — и не великаном, не могущественными врагами, не болезнью, а серою повседневностью существования. (12)Итак — искусство жизни! (13)Прежде всего: спокойно и мужественно смотреть в глаза врагу! (14)Нам никогда не избавиться от будней. (15)Они будут всегда. (16)Они составляют материю нашей жизни. (17)И если праздник служит лишь тому, чтобы, подобно молнии, осветить серость будней и обличить повседневность, то он нам вреден и мы недостойны его. (18)Только тот заслужил радость праздника, кто полюбил свои будни. (19)Как этого добиться?

(20)Этого можно достичь, отыскав священный смысл в своей будничной работе, погрузив его в глубину сердца и осветив и воспламенив повседневность лучом его света. (21)Это первое требование, даже первооснова искусства жизни. (22)Что есть ты во Вселенной? (23)Каковы твои деяния перед Отечеством?

(24)Ты ещё этого не уяснил? (25)Ты ещё этого не знаешь? (26)Как же ты живёшь? (27)Бессмысленно, слепо, тупо и бессловесно? (28)Тогда легко постичь «сплошную беспробудность» твоих будней. (29)И скуку, и плохое настроение, и всё им сопутствующее.

(30)Нельзя слепо воспринимать ежедневный труд как лишённую смысла работу по принуждению, как галерную пытку, как муку от зарплаты до зарплаты. (31)Надо одуматься. (32)Надо понять серьёзный смысл своей профессии и заботиться о ней во имя её высокого смысла. (33)Надо серьёзно отнестись к самому себе, а значит, и к собственной профессии, и к собственным будням. (34)Будни остаются, но их необходимо преобразить изнутри. (35)Они должны наполниться смыслом, ожить, стать многоцветными; а не оставаться «сплошной беспробудностью».

(36)Бессмысленно — это безрадостно. (37)Человек создан так, что не может жить безрадостно. (38)Тот, кто кажется живущим без радости, непременно выдумал себе замену радости. (39)Радость должна, однако, вырастать из повседневного труда, пусть даже только в том смысле, что трудишься всё лучше и лучше, повышаешь качество своего труда, перемещаясь тем самым вверх по ступеням совершенствования.

(40)Если же ты нашёл высокий смысл твоего труда и радость в его качестве, сможешь ли ты и после этого говорить о «сплошной беспробудности»? (41)Жизнь станет для тебя тогда светящейся нитью. (42)И взлёт в твоей жизни обеспечен. (43)Ведь радость высвобождает творческие силы, творческие силы создают качество, а качество труда вызывает радость от труда.

(44)Посмотри: так твои будни попадают в добрый круг духовного здоровья. (45)И теперь для тебя нет больше тягучих будней.

(по И.А. Ильину*)

Иван Александрович Ильин (1883—1954) — русский философ, писатель и публицист.

Источник текста: МИОО: Тренировочная работа по русскому языку 16.04.2022 вариант РУ10802.

22. Задание 26 

Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

Рассказ Валентина Катаева «Флаг», опубликованный в марте 1942 г., повествует о героической защите маленького гранитного островка, со всех сторон осаждённого врагом. С помощью такого синтаксического приёма, как (А)_____ (предложения 50, 51), автор показывает, насколько неравны были силы защитников и нападающих, а (Б)_____ (предложения 8−14) подчёркивает достоверность описываемых событий. Особую выразительность произведению придают лексические средства выразительности: (В)_____ («горсточка храбрецов» в предложении 1, «солнце … подшутило» в предложении 29) и (Г)_____ («красный», «малиновый», «пунцовый, «алый» в предложениях 59−60).

Список терминов:

1) вопросно-ответная форма изложения

2) синонимы

3) метафора

4) литота

5) риторический вопрос

6) ряды однородных членов

7) цитирование

8) парцелляция

9) восклицательные выражения

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

(1)Больше месяца горсточка храбрецов защищала осаждённый форт от беспрерывных атак с моря и воздуха. (2)Боеприпасов и продовольствия становилось всё меньше. (3)И вот наступила страшная минута. (4)Снарядов больше нет. (5)Запас продовольствия на одни сутки.

(6)В тот день немецкий истребитель сбросил вымпел с ультиматумом.

(7)Командир отвинтил крышку с алюминиевого цилиндра, вытащил бумагу, свёрнутую трубкой, и прочитал: (8)«Вы окружены со всех сторон. (9)Предлагаю вам капитулировать. (10)Условия капитуляции: весь гарнизон форта без оружия идёт на площадь возле кирхи. (11)Ровно в шесть часов по среднеевропейскому времени на вершине кирхи должен быть выставлен белый флаг. (12)За это я обещаю вам подарить жизнь. (13)В противном случае – смерть. (14)Командир немецкого десанта контр-адмирал фон Эвершарп».

(15)Всю ночь гарнизон форта шил флаг. (16)Незадолго до рассвета флаг размером по крайней мере в шесть простынь был готов. (17)Моряки в последний раз побрились, надели чистые рубахи и один за другим, с автоматами на шее и карманами, набитыми патронами, стали выходить по трапу наверх.

(18)Фон Эвершарп стоял на боевой рубке. (19)Над силуэтом рыбачьего посёлка подымался узкий треугольник кирхи с чёрным прямым крестом, врезанным в пасмурное небо. (20)Большой флаг развевался на шпиле. (21)В утренних сумерках он был совсем тёмный, почти чёрный.

(22)Фон Эвершарп отдал приказ, и флотилия десантных шлюпок и торпедных катеров направилась к острову. (23)Остров вырастал, приближался. (24)Теперь уже простым глазом можно было рассмотреть кучку моряков, стоявших на площади возле кирхи. (25)В этот миг показалось малиновое солнце. (26)Оно повисло между небом и водой, верхним краем уйдя в длинную дымчатую тучу, а нижним касаясь зубчатого моря.

(27)Угрюмый свет озарил остров. (28)Флаг на кирхе стал красным, как раскалённое железо.

(29)–Чёрт возьми, это красиво, – сказал фон Эвершарп, – солнце хорошо подшутило над русскими. (30)Оно выкрасило белый флаг в красный цвет, но сейчас мы опять заставим его побледнеть.

(31)Десантные шлюпки выбросились на берег. (32)Немцы __________бежали к форту. (33)И вдруг подземный взрыв чудовищной силы потряс остров.

(34)Скалы наползали одна на другую, раскалывались. (35)Их корёжило, поднимало на поверхность из глубины, из недр острова, и с поверхности спихивало в открывшиеся провалы.

(36)–Они взрывают батареи! – крикнул фон Эвершарп. – (37)Они нарушили условия капитуляции! (38)Мерзавцы!

(39)В эту минуту солнце медленно вошло в тучу. (40)Красный свет, мрачно озарявший остров и море, померк. (41)Всё вокруг стало монотонного гранитного цвета. (42)Всё, кроме флага на кирхе. (43)Фон Эвершарп подумал, что он сходит с ума: вопреки всем законам физики, громадный флаг на кирхе продолжал оставаться красным. (44)На сером фоне пейзажа его цвет стал ещё интенсивней. (45)Тогда фон Эвершарп понял всё: флаг никогда не был белым, он всегда был красным. (46)Он не мог быть иным.

(47)Фон Эвершарп забыл, с кем он воюет. (48)Это не был оптический обман. (49)Не солнце обмануло фон Эвершарпа – он обманул сам себя.

(50)Фон Эвершарп отдал новое приказание – эскадрильи бомбардировщиков, штурмовиков, истребителей поднялись в воздух. (51)Торпедные катера, эсминцы и десантные шлюпки со всех сторон ринулись на остров. (52)И посреди этого бушующего ада, окопавшись под контрфорсами кирхи, тридцать советских моряков выставили свои автоматы и пулемёты на все четыре стороны света. (53)Никто из них в этот страшный последний час не думал о жизни. (54)Вопрос о жизни был решён. (55)Они знали, что умрут, но, умирая, они хотели уничтожить как можно больше врагов.

(56)В этом состояла боевая задача, и они выполнили её до конца.

(57)Осыпаемые осколками кирпича и штукатурки, выбитыми разрывными пулями из стен кирхи, с лицами, чёрными от копоти, залитыми потом и кровью, затыкая раны ватой, вырванной из подкладки бушлатов, тридцать советских моряков падали один за другим, продолжая стрелять до последнего вздоха. (58)Над ними развевался громадный красный флаг, сшитый большими матросскими иголками и суровыми матросскими нитками из кусков самой разнообразной красной материи, из всего, что нашлось подходящего в матросских сундучках. (59)Он был сшит из заветных шёлковых платочков, из красных косынок, шерстяных малиновых шарфов, розовых кисетов, из пунцовых одеял, маек. (60)Алый коленкоровый переплёт первого тома «Истории гражданской войны» был также вшит в эту огненную мозаику.

(61)На головокружительной высоте, среди движущихся туч, он развевался, струился, горел, как будто незримый великан-знаменосец стремительно нёс его сквозь дым сражения вперёд, к победе.

(по В. П. Катаеву*)

*Валентин Петрович Катаев (1897–1986) – русский советский писатель, драматург, поэт.

Оцените статью
ЕГЭ Live