(1)Вот и кончился последний урок последнего дня нашей школьной жизни. (2)Десять школьных лет завершились по знакомой хрипловатой трели звонка. (3)Все мы, растроганные, взволнованные, радостные и о чём-то жалеющие, растерянные и смущённые своим мгновенным превращением из школяров во взрослых людей, слонялись по классам. Читать текст полностью
(1)Вот и кончился последний урок последнего дня нашей школьной жизни. (2)Десять школьных лет завершились по знакомой хрипловатой трели звонка. (3)Все мы, растроганные, взволнованные, радостные и о чём-то жалеющие, растерянные и смущённые своим мгновенным превращением из школяров во взрослых людей, слонялись по классам и коридору, словно страшась выйти из школьных стен в мир, ставший бесконечным.
Полный текст здесь
(По Ю.М. Нагибину*)
* Юрий Маркович Нагибин (1920–1994) – русский советский писатель-прозаик, журналист и сценарист.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.«В тексте Ю.М. Нагибина рассказывается о судьбе поколения, юность которого совпала с войной. Надежды выпускников на счастливое будущее автору помогают передать художественные средства, среди которых троп ‒ (А)_______ («словно страшась выйти из школьных стен в мир, ставший бесконечным» в предложении 3, «будто этот день застал нас врасплох» в предложении 4) и синтаксическое средство ‒ (Б)________ («недоговорено, недожито, не исчерпано» в предложении 4). Грусть и сожаление рассказчика о неосуществлённых возможностях передают тропы: (В)________ («досадной и грустной утраты» в предложении 35, «острое, щемящее беспокойство» в предложении 42) и (Г)________ («слепоту своей юношеской души» в предложении 45)». Список терминов: 1) эпитет 2) сравнение 3) лексический повтор 4) фразеологизм 5) ряд однородных членов предложения 6) анафора 7) антонимы 8) парцелляция 9) метафора
Ответ частично правильный.
Задание состоит в варианте:
Бесплатные вебинары с ответами на все вопросы у нас на канале!
- По тексту Нагибина Вот и кончился последний урок последнего дня нашей школьной жизни. Десять школьных лет завершились по знакомой хрипловатой трели звонка (ЕГЭ по русскому)
- Образец сочинения ЕГЭ по русскому языку по тексту Нагибина о влиянии войны на судьбы людей
- Тексты с ЕГЭ по русскому языку 2021 (3 июня)
- Текст 2. Толстой «В кабинете редактора» (о прессе в военное время)
- Текст 3. Толстой о военной журналистике
- Текст 4. Толстой о насилии и самосовершенствовании
- Текст 5. Толстой о способности мыслить
- Текст 6. Паустовский «Базарный Сызган
- Текст 7. Афонин о детских воспоминаниях
- Текст 8. Батыгина об отзывчивости
- Текст 9. Корчагин о страхе и предательстве
- Текст 10. Гранин. Новый год на фронте
- Текст 11. Яковлев о силе материнской любви
- Текст 12. Казаков об отчем доме
- Текст 13. Нагибин о воспоминаниях юности
- Текст 14. Глушко о горечи утраты
- Текст 15. Шукшин о Родине
- Текст 16. Симонов о командире дивизии
- Текст 17. Толстой о душе
- ПОДЕЛИТЬСЯ
- Тест ЕГЭ 2022 по которому написано сочинение
- Готовое сочинение по тексту
- Пример сочинения
- Текст 2. Скок про великодушие
- Текст 3. Соловейчик о свободе и совести
- Текст 4. Симонов о жизненных ценностях
- Текст 5. Толстой о любви к человеку
- Текст 6. Лотман о культурных ценностях
- Текст 7. Грекова о взрослении
- Текст 8. Кожухова о детстве
- Текст 9. Солоухин о техническом прогрессе
- Текст 10. Солоухин об искусстве
- Текст 11. Абрамов об истинном мужестве
- Текст 13. Толстой о любви к ближнему
По тексту Нагибина Вот и кончился последний урок последнего дня нашей школьной жизни. Десять школьных лет завершились по знакомой хрипловатой трели звонка (ЕГЭ по русскому)
Как война может повлиять на жизнь человека? Именно эта проблема находится в центре внимания Нагибина.
Размышляя над данным вопросом, автор обращает внимание на то, что Женя была очень целеустремленным человеком, но в связи с сложившимися обстоятельствами ей пришлось забыть о собственных желаниях:
На данном примере можно увидеть, что из-за войны немногое из того, чего хотел и к чему стремился человек, может быть осуществлено. Далее Нагибин, чтобы показать, что такие тяжелые обстоятельства несут за собой совершенно непредвиденные события, способные разрушить привычный ход жизни и планы людей, отмечает судьбу Жени после ее предложения встретиться с героем через десять лет: «Летом 1944 года я услышал по радио указ о присвоении майору авиации Румянцевой звания Героя Советского Союза.
Вернувшись с войны, я узнал, что звание Героя было присвоено Жене посмертно». Оба эти примера, дополняющие друг друга, помогают понять, что война – это страшное время, когда все, что окружает человека, становится по-настоящему непредсказуемым.
Автор считает, что война сильно влияет на человеческую жизнь, она может разрушить надежды и мечты людей.
Я согласна с мнением Нагибина и считаю, что война оставляет огромный след в жизни каждого человека, приносит боль и страдания для родных и близких. В подтверждение своей позиции приведу пример из истории. Известно, что в Великой Отечественной войне участвовали как взрослые, так и дети. Одной из таких была Зина Портнова. Работая в столовой, она отравила немецких солдат, а позже, во время пыток, застрелила еще двух, за что была зверски измучена. Посмертно ее наградили высшим званием Героя Советского Союза. На данном примере можно увидеть, что война уносит жизни многих людей, даже детей.
В заключение хочу сказать, что военные действия всегда влекут за собой только смерть и разрушение, горечь и утраты.
Образец сочинения ЕГЭ по русскому языку по тексту Нагибина о влиянии войны на судьбы людей
Нагибин Ю.М. рассказывает историю вчерашних выпускников, юные годы которых пришлись на военное время. Писатель поднимает проблему: «Как война влияет на судьбы людей?»
Одноклассница рассказчика Женя Румянцева была активной и целеустремленной девушкой. Она с шестого класса мечтала стать астрономом, занималась общественной деятельностью. После школы она поступила в институт. Но тут грянула война и порушила все мечты. Женя бросила институт и пошла в летную школу. Этим примером Ю.М. Нагибин подчеркивает, что война перечеркивает все людские планы, калечит их судьбы, отнимает возможность учиться, построить семью, да и просто наслаждаться беззаботностью и весельем юности. Далее писатель рассказывает о том, что на последнем звонке Женя предложила Сереже встретиться через десять лет после окончания школы. Девушка была влюблена в него. Кто знает, а вдруг бы у них сложилась любовь и счастливая семья, если бы не война? Однако, бесчеловечная и жестокая война лишила ребят этой возможности. Сережа узнал из сообщения по радио, что майору авиации Румянцевой было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно. Он пришел на встречу с ландышами, зная, что не встретит Женю. Сережа с тоской вспоминает их полные задора школьные годы, плавание в лодке по пруду и все их несбывшиеся мечты. Автор еще раз доказывает, что война разрушает все на своем пути. Особенно жаль, когда гибнут молодые люди в расцвете лет, которые могли бы жить долго и счастливо.
Позиция Ю.М. Нагибина предельно понятна. Он хочет сказать, что война оказывает огромное влияние на судьбы людей, и всегда негативное, лишая их надежды на прекрасное будущее.
Я разделяю мнение писателя. История Жени и Сережи – одна многих миллионов. Она подтверждает бессмысленность и жестокость войны. Таких молодых людей, полных любви, желаний, грандиозных планов, было много в военное время. Большинство из них погибли, не сумев порадоваться жизни, воплотить в реальность свои мечты.
Моя точка зрения находит подтверждение в повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие». Главные героини Соня, Лиза, Галя, Рита, Женя – зенитчицы. Пятеро девушек с различной судьбой. Им было ради чего жить. У Риты есть маленький сын. Лиза хотела поступить в техникум. У Сони большая и дружная семья, она училась в университете и влюблена в однокурсника. Галя – сирота, которой пришлось бросить учебу в библиотечном техникуме. Жизнь каждой из них внезапно была оборвана беспощадной войной. Девушки погибли героически, защищая Родину.
Таким образом, война – это самое страшное испытание в судьбе человека. Она лишает людей дома, семьи, друзей, любимых, и самое главное – жизни.
Здесь смотрите нашу коллекцию сочинений ЕГЭ
(1)Вот и кончился последний урок последнего дня нашей школьной жизни. (2)Десять школьных лет завершились по знакомой хрипловатой трели звонка. (3)Все мы, растроганные, взволнованные, радостные и о чём-то жалеющие, растерянные и смущённые своим мгновенным превращением из школяров во взрослых людей, слонялись по классам и коридору, словно страшась выйти из школьных стен в мир, ставший бесконечным. (4)И было такое чувство, будто что-то недоговорено, недожито, не исчерпано за прошедшие десять лет, будто этот день застал нас врасплох.
(5)В класс заглянула Женя Румянцева:
‒ Серёжа, можно тебя на минутку? (6)У меня странное предложение! (7)Давай встретимся через десять лет!
(8)Шутливость совсем не была свойственна Жене, и я спросил серьёзно:
‒ Зачем?
‒ (9)Мне интересно, каким ты станешь. (10)Ты ведь очень нравился мне все эти годы.
(16)Однажды мы собирались в выходной день на Химкинское водохранилище покататься на лодках. (17)Но с утра заморосил дождь, и на сборный пункт пришли только мы с Павликом, Нина и Женя Румянцева. (18)Дождь не переставал ни на минуту. (19)Нечего было и думать о Химках.
‒ (20)Давайте покатаемся на пруду, ‒ предложил я и показал на старую, рассохшуюся лодку-плоскодонку. — (21)Будем воображать, что мы в Химках.
‒ (22)Или в Средиземном море, ‒ вставил Павлик.
‒ (23)Или в Индийском океане, ‒ восторженно подхватила Женя.
(24)Мы вычерпали из лодки воду и отправились в «кругосветное» плавание. (25)Женя придумывала маршрут нашего путешествия. (26)Вот мы проходим Босфор, через Суэцкий канал попадаем в Красное море, оттуда в Аравийское и входим в Тихий океан. (27)Женя неутомимо командовала: «Право руля!», «Лево руля!», «Поднять паруса!», «Убрать паруса!» (28)Отыскивала путь по звёздам: наш компас разбился во время бури.
‒ (32)Почему же ты раньше молчала, Женя? ‒ спросил я.
‒ (33)К чему было говорить? (34)Тебе так нравилась Нина!
(35)С ощущением какой-то досадной и грустной утраты я сказал:
‒ Где же и когда мы встретимся?
‒ (36)Через десять лет, двадцать девятого мая, в восемь часов вечера, в среднем пролёте между колонн Большого театра.
(38)Женя училась в Ленинграде. (39)Зимой 1941 года, жадно ловя известия о судьбе моих друзей, я узнал, что Женя в первый же день войны бросила институт и пошла в лётную школу. (40)Летом 1944 года я услышал по радио указ о присвоении майору авиации Румянцевой звания Героя Советского Союза. (41)Вернувшись с войны, я узнал, что звание Героя было присвоено Жене посмертно.
(45)Мне хотелось на миг остановить время, оглянуться на себя, на прожитые годы, вспомнить Женю, лодку, дождик, вспомнить слепоту своей юношеской души, так легко прошедшей мимо того, что могло бы стать судьбой.
(По Ю.М. Нагибину*)
* Нагибин Юрий Маркович (1920–1994) –
русский советский писатель-прозаик, журналист и сценарист.
Реальный текст ЕГЭ по русскому языку 2021. Ю.М. Нагибин о воспоминаниях юности
Вот и кончился последний урок последнего дня нашей школьной жизни! Десять школьных лет завершились по знакомой хрипловатой трели звонка, что возникает внизу, в недрах учительской, и, наливаясь звуком, подымается с некоторым опозданием к нам на шестой этаж, где расположены десятые классы.
Все мы, растроганные, взволнованные, радостные и о чем-то жалеющие, растерянные и смущенные своим мгновенным превращением из школяров во взрослых людей, слонялись по классам и коридору, словно страшась выйти из школьных стен в мир, ставший бесконечным. И было такое чувство, будто что-то недоговорено, недожи- то, не исчерпано за последние десять лет, будто этот день застал нас врасплох.
— Сережа, можно тебя на минутку?
Я вышел в коридор.
— Сережа, я хотела тебе сказать: давай встретимся через десять лет.
Шутливость совсем не была свойственна Жене, и я спросил серьезно:
— Мне интересно, каким ты станешь. Ты ведь очень нравился мне все эти годы.
Я думал, что Жене Румянцевой неведомы ни эти слова, ни эти чувства. Вся ее жизнь протекала в двух сферах: в напряженной комсомольской работе и в мечтаниях о звездных мирах. Не многие из нас твердо определили свои дальнейший жизненный путь, а Женя с шестого класса знала, что будет астрономом и никем другим.
Однажды мы собрались в выходной день на Химкинское водохранилище — покататься на лодках. Сбор назначили на Чистых прудах, у большой беседки. Но с утра заморосил дождь, и на сборный пункт пришли только мы с Павликом Аршан- ским, Нина Барышева и Женя Румянцева.
— Давайте покатаемся по пруду, и будем воображать, что мы в Химках.
— Или в Индийском океане! — восторженно подхватила Женя. — Или у берегов Гренландии!..
Мы влезли в старую, рассохшуюся плоскодонку, подобрали на берегу две дощечки вместо весел и отправились в кругосветное путешествие. Едва ли кому-нибудь из нас, кроме Жени, это доставляло удовольствие. Пока мы с Павликом вяло шлепали дощечками по воде, Женя придумывала трассу нашего путешествия. Вот мы проходим Босфор, через Суэцкий канал попадаем в Красное море, оттуда в Аравийское, оплываем Филиппины и входим в Тихий океан.
— Почему же ты раньше молчала, Женя? — спросил я.
— К чему было говорить? Тебе так нравилась Нина!
— Где же и когда мы встретимся?
— Через десять лет, двадцать девятого мая, в восемь часов вечера в среднем пролете между колонн Большого театра.
Минули годы. Женя училась в Ленинграде, я ничего не слышал о ней. Зимой 1941 года, жадно ловя известия о судьбе моих друзей, я узнал, что Женя в первый же день войны бросила институт и пошла в летную школу. Летом 1944 года, находясь в госпитале, я услышал по радио указ о присвоении майору авиации Румянцевой звания Героя Советского Союза. Когда я вернулся с войны, то узнал, что звание Героя было присвоено Жене посмертно.
Жизнь шла дальше, порой я вдруг вспоминал о нашем уговоре, а за несколько дней до срока почувствовал такое острое, щемящее беспокойство, будто все прошедшие годы только и готовился к этой встрече. Я купил у цветочницы ландыши и пошел к среднему пролету между колонн Большого театра. Постоял там немного, затем отдал ландыши худенькой сероглазой девушке и поехал домой.
Мне хотелось на миг остановить время и оглянуться на себя, на прожитые годы, дождик, вспомнить слепоту своей юношеской души, так легко прошедшей мимо того, что могло бы стать судьбой.
Примерный круг проблем: 1. Какое значение имеет первая любовь в жизни человека?2. Какую роль играет юность в жизни человека?3. Каковы последствия упущенных возможностей?4. Почему нужно ценить время?
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
(1)Вот и кончился последний урок последнего дня нашей школьной жизни. (2)Десять школьных лет завершились по знакомой хрипловатой трели звонка. (3)Все мы, растроганные, взволнованные, радостные и о чём-то жалеющие, растерянные и смущённые своим мгновенным превращением из школяров во взрослых людей, слонялись по классам и коридору, словно страшась выйти из школьных стен в мир, ставший бесконечным. (4) И было такое чувство, будто что-то недоговорено, недожито, не исчерпано за прошедшие десять лет, будто этот день застал нас врасплох.
(5) В класс заглянула Женя Румянцева:
‒ Серёжа, можно тебя на минутку? (6) У меня странное предложение! (7)Давай встретимся через десять лет!
‒ (20)Давайте покатаемся на пруду, ‒ предложил я и показал на старую, рассохшуюся лодку-плоскодонку. – (21)Будем воображать, что мы в Химках. ‒ (22)Или в Средиземном море, ‒ вставил Павлик.
(24)Мы вычерпали из лодки воду и отправились в «кругосветное» плавание. (25)Женя придумывала маршрут нашего путешествия. (26)Вот мы проходим Босфор, через Суэцкий канал попадаем в Красное море, оттуда в Аравийское и входим в Тихий океан. (27)Женя неутомимо командовала: «Право руля!», «Лево руля!», «Поднять паруса!», «Убрать паруса!» (28)Отыскивала путь по звёздам: наш компас разбился во время бури.
(37)Минули годы. (38)Женя училась в Ленинграде. (39)Зимой 1941 года, жадно ловя известия о судьбе моих друзей, я узнал, что Женя в первый же день войны бросила институт и пошла в лётную школу. (40)Летом 1944 года я услышал по радио указ о присвоении майору авиации Румянцевой звания Героя Советского Союза. (41)Вернувшись с войны, я узнал, что звание Героя было присвоено Жене посмертно.
* Юрий Маркович Нагибин (1920–1994) – русский советский писатель-прозаик, журналист и сценарист.
1) Школьная жизнь Жени Румянцевой была посвящена общественной работе и астрономии.
2) Женя Румянцева предложила однокласснику встретиться через пять лет после окончания школы, потому что он ей очень нравился и ей было интересно, как сложится его жизнь.
3) В память о Жене Румянцевой рассказчик приехал к Большому театру, где после окончания школы они договорились встретиться.
4) Рассказчик вспоминает о лодочной прогулке с друзьями на Химкинском водохранилище в дождливый день.
5) Когда началась война, Женя Румянцева пошла учиться в лётную школу, позже была посмертно удостоена звания Героя Советского Союза.
📜Теория для решения:
Внимательно читаем текст. Анализируем каждое утверждение, устанавливаем его соответствие содержанию текста:
1) Школьная жизнь Жени Румянцевой была посвящена общественной работе и астрономии – это высказывание СООТВЕТСТВУЕТ содержанию текста. Об интересах Жени мы узнаём от рассказчика:
(12)Жизнь её протекала в двух сферах: в напряжённой общественной работе и в мечтаниях о звёздных мирах.
2) Женя Румянцева предложила однокласснику встретиться через пять лет после окончания школы, потому что он ей очень нравился и ей было интересно, как сложится его жизнь – это высказывание НЕ СООТВЕТСТВУЕТ содержанию текста. Женя предложила однокласснику встретиться через десять лет:
3) В память о Жене Румянцевой рассказчик приехал к Большому театру, где после окончания школы они договорились встретиться – это высказывание СООТВЕТСТВУЕТ содержанию текста. Рассказчик действительно приехал к Большому театру в память о Жене:
4) Рассказчик вспоминает о лодочной прогулке с друзьями на Химкинском водохранилище в дождливый день – это высказывание НЕ СООТВЕТСТВУЕТ содержанию текста, так как ребята собирались ехать на Химкинском водохранилище, но из-за дождя их поездка не состоялась:
5) Когда началась война, Женя Румянцева пошла учиться в лётную школу, позже была посмертно удостоена звания Героя Советского Союза – это высказывание СООТВЕТСТВУЕТ содержанию текста:
(39)Зимой 1941 года, жадно ловя известия о судьбе моих друзей, я узнал, что Женя в первый же день войны бросила институт и пошла в лётную школу. (40)Летом 1944 года я услышал по радио указ о присвоении майору авиации Румянцевой звания Героя Советского Союза. (41)Вернувшись с войны, я узнал, что звание Героя было присвоено Жене посмертно.
Сделаем вывод, что соответствуют содержанию текста утверждения 1,3,5.Ответ: 135
Тексты с ЕГЭ по русскому языку 2021 (3 июня)
Исходный текст: «Сверкающий дуговыми фонарями, как бы расплавленный от их мелового шипящего света, Брестский вокзал был в то время главным военным вокзалом Москвы. С него отправлялись эшелоны на фронт. По ночам к полутемным перронам крадучись подходили длинные пахнущие йодоформом санитарные поезда и начиналась выгрузка раненых. «
Примерный круг проблем:1. В чем заключается бесчеловечность войны? 2. В чем заключался героизм людей в годы войны?3. Что объединяло людей в годы войны?4. В чем заключался главный ужас войны?5. Как люди проявляли заботу друг о друге в годы войны?6. Как война повлияла на человека?
Пример сочинения по тексту К.Г. Паустовского «Что объединяло людей в годы войны?»
Текст 2. Толстой «В кабинете редактора» (о прессе в военное время)
Исходный текст: В кабинете редактора большой либеральной газеты «Слово народа» шло чрезвычайное редакционное заседание, и так как вчера законом спиртные напитки были запрещены, то к редакционному чаю, сверх обычая, были поданы коньяк и ром»
Примерный круг проблем:1. В чем проявляется истинный патриотизм?/ Что может объединить людей перед лицом опасности?2. Что способно объединить людей с разными взглядами?3. В каких ситуациях особенно важно пойти на компромисс?4. Какую роль играла/должна играть журналистика в военное время?
Текст 3. Толстой о военной журналистике
Исходный текст: «Годы Великой Отечественной войны вызвали к жизни различные формы и методы работы советской журналистики, усиливавшие ее воздействие на массы. Многие редакции и военные журналисты были тесно связаны с бойцами и командирами, с рабочими, колхозниками, вели с ними переписку, привлекали к участию в работе газет и на радио..»
Примерный круг проблем:1. Какую роль играли средства массовой информации в годы войны?2. Как война отразилась на журналистике?3. В чем была особенность публицистики Великой Отечественной войны?4. В чем проявлялось единство фронта и тыла в годы Великой Отечественной войны?
Текст 4. Толстой о насилии и самосовершенствовании
Исходный текст: «Ничто так не мешает улучшению жизни людей, как то, что они хотят улучшить свою жизнь делами насилия. Насилие же людей над людьми более всего отвлекает людей от того одного, что может улучшить их жизнь, а именно от того, чтобы стараться самим становиться лучше. «
Примерный круг проблем:1. Чем опасно насилие?2. Какие люди способны на насилие?3. Что помогает сделать жизнь людей лучше?4. Кто/что может изменить жизнь людей к лучшему?5. Как изменить жизнь людей/устройство общества к лучшему?6. Какова роль самосовершенствования в жизни человека?7. Как общество может избавиться о пороков?8. Почему насилие не способно изменить мир к лучшему?9. В чем причины несчастий людей?
Пример сочинения по тексту Л.Н. Толстого «Как изменить жизнь людей к лучшему?»
Текст 5. Толстой о способности мыслить
Исходный текст: «Нельзя избавиться от грехов, соблазнов и суеверий телесными усилиями. Избавиться можно только усилиями мысли. Только мыслями можно приучить себя быть самоотверженным, смиренным, правдивым. «
Примерный круг проблем:1. Что помогает человеку стать лучше?2. Почему человеку важна способность мыслить?3. Каково значение совести в жизни человека?4. Как человек может познать истину?5. Как человек может избавиться от пороков?6. Что помогает человеку переносить трудности?7. Почему важно самостоятельно мыслить?
Пример сочинения по тексту Л.Н. Толстого «Что помогает человеку стать лучше?»
Текст 6. Паустовский «Базарный Сызган
Исходный текст: «Базарный Сызган. Я запомнил эту станцию из-за одного пустого случая. Мы простояли на запасных путях в Сызгане всю ночь. Была вьюга. «
Примерный круг проблем:1. Почему в тяжелые времена у человека обостряется любовь к родной земле?2. Какую роль играет Родина/дом в жизни человека?3. Как человек должен относиться к Родине?4. Что составляет главное счастье в жизни человека?5. Что означает/включает в себя «чувство родной страны»?6. Как формируется любовь к родному краю?
Пример сочинения по тексту К.Г. Паустовского «Как человек должен относиться к Родине?»
Текст 7. Афонин о детских воспоминаниях
Исходный текст: «Полуденный зной после сыроватой прохлады родительского дома показался даже приятным. Женька окинул взглядом опалённую солнцем безлюдную улицу.»
Примерный круг проблем:1. Какова роль детских воспоминаний в жизни?2. В чем заключается ценность воспоминаний о детстве?3. Чем отличается детское восприятие мира от восприятия мира взрослыми людьми?
Текст 8. Батыгина об отзывчивости
Исходный текст: «На фотографии Иван Михайлович кажется серьезным, даже суровым. Это и понятно — снимок-то сделан для заводской Доски почета. «
Примерный круг проблем:1. В чем заключается сила доброты?2. Какую роль играют забота и поддержка в жизни людей?3. Что помогает человеку пережить горе?/ сохранить силу духа?4. Как проявляется истинная доброта?
Пример сочинения по тексту Н.И. Батыгиной: В чем проявляется доброта человека?
Текст 9. Корчагин о страхе и предательстве
Исходный текст: «Утро следующего дня было холодным и пасмурным. Услышав голос Андрея Ивановича, Наташа, как всегда, попыталась встать с постели, но едва она приподнялась, как голова ее закружилась, и она снова неловко опустилась на землю. «
Примерный круг проблем:1. Как проявляется внутренний конфликт?2. Как проявляется любовь человека к ближнему?3. Какова роль нравственных ориентиров в жизни человека?4. Чем опасна трусость?5. Почему люди проявляют эгоизм?6. Что толкает человека на предательство?7. Как страх влияет на поступки человека?8. В какие моменты жизни особенно важно сохранять силу духа?
Текст 10. Гранин. Новый год на фронте
Исходный текст: Спустя двадцать пять лет я держал в руках письмо фронтового друга Волкова, написанное девушке по имени Женя.«. Встречали мы Новый год 1-го января в той самой деревеньке, из которой я писал Вам первое свое письмо. «
Примерный круг проблем:1. Какие чувства испытывает человек на войне?2. Есть на войне место радости?3. Какие воспоминания важны для человека?4. В чем люди черпали силы в годы Великой Отечественной войны?
Текст 11. Яковлев о силе материнской любви
Исходный текст: «У нас с сыном глаза серые, с едва заметными крапинками. В ясный летний день от травы и листьев крапинки становятся заметнее и глаза зеленеют. «
Примерный круг проблем:1. В чем проявляется материнский подвиг?2. В чем заключается сила материнской любви?2. Какова роль нравственных ориентиров в жизни человека?3. Что такое честь?4. В чем заключается истинная смелость?5. В чем заключается нравственный выбор?6. Чем руководствуется человек, делая нравственный выбор
Текст 12. Казаков об отчем доме
Исходный текст: «Горько это, сынок, горько, когда нету у тебя отчего дома! – Вот, знаешь, ехали мы в один прекрасный день на пароходе с приятелем по чудесной реке Оке. «
Примерный круг проблем:1. Какую роль играет Родина в жизни человека?2. Какое значение имеет отчий дом в жизни человека?
Текст 13. Нагибин о воспоминаниях юности
Исходный текст: «Вот и кончился последний урок последнего дня нашей школьной жизни! Десять школьных лет завершились по знакомой хрипловатой трели звонка. «
Примерный круг проблем:1. Какое значение имеет первая любовь в жизни человека?2. Какую роль играет юность в жизни человека?3. Каковы последствия упущенных возможностей?4. Почему нужно ценить время?
Текст 14. Глушко о горечи утраты
Исходный текст: «С работы в этот раз Нина возвращалась поздно. Дверь почему-то оказалась открытой, в темной комнате было холодно, плита не топилась; за столом, кинув на клеенку руки, сидела Евгения Ивановна в ватнике и платке, смотрела на холодную плиту. «
1. Как война повлияла на жизни людей?2. Какую роль играла поддержка в годы Великой Отечественной войны?3. Оправдана ли ложь во спасение?4. В чем заключается ужас войны?5. Для чего нужна спасительная ложь?
Пример сочинения по тексту М.В. Глушко «Для чего нужна утешительная ложь?»
Текст 15. Шукшин о Родине
Исходный текст: «Родина. Я живу с чувством, что когда-нибудь я вернусь на родину навсегда».
Примерный круг проблем:1. Какое значение имеет Родина в жизни человека?2. Почему человек всегда стремится вернуться на Родину?3. Как характеризует человека его отношение к Родине?4. Как человек должен относиться к Родине?5. Что значит быть истинным патриотом?6. Когда человек осознает любовь к Родине?
Пример сочинения по тексту В.М. Шукшина: «Как проявляется любовь к Родине?»
Текст 16. Симонов о командире дивизии
Исходный текст: «Ни одна работа на свете не поглощает человека так целиком, как работа войны. И вдруг, когда он сегодня в первый раз, еще не вслух, а про себя, прочел шестинедельные итоги боев, он ощутил весь тот истинный масштаб событий, который обычно скрадывался повседневными заботами. «
Примерный круг проблем:1. Что помогало людям преодолеть тяготы войны?2. Какая ответственность лежала на плечах командиров к годы Великой Отечественной войны?3. Какова цена ошибки на войне?4. Почему нужно помнить о событиях Великой Отечественной войны?5. Как военные действия влияли на душевное состояние людей?6. В каких ситуациях человек с особой силой ощущает ценность жизни?7. Какова была роль лидера в годы войны?
Текст 17. Толстой о душе
Исходный текст: «Кто ты? – Человек. – Какой человек? Чем отличаешься от других? – Я таких-то родителей сын, дочь, я старый, я молодой, я богатый, я бедный»
Примерный круг проблем:1. Что объединяет людей?/ Что есть общего у всех людей?2. Что важнее душа или тело?/Как соотносятся душа и тело?3. Что представляет собой духовная часть человека?/ Какую роль она играет в жизни человека?4. Что такое совесть?5. Какую роль играет совесть в жизни человека? /Для чего человеку нужна совесть?
‒ Серёжа, можно тебя на минутку? (6)У меня странное предложение! (7)Давай встретимся через десять лет!
(11)Я думал, что Жене Румянцевой неведомы ни эти слова, ни эти чувства. (12)Жизнь её протекала в двух сферах: в напряжённой общественной работе и в мечтаниях о звёздных мирах. (13)Немногие из нас твёрдо определили свой дальнейший жизненный путь, а Женя с шестого класса знала, что будет астрономом и никем другим. (14)Между нами никогда не было дружеской близости. (15)В поисках разгадки я мысленно пробегал прошлое, но ничего не нашёл в нём, кроме одной встречи на Чистых прудах.
‒ (22)Или в Средиземном море, ‒ вставил Павлик.‒ (23)Или в Индийском океане, ‒ восторженно подхватила Женя.(24)Мы вычерпали из лодки воду и отправились в «кругосветное» плавание. (25)Женя придумывала маршрут нашего путешествия. (26)Вот мы проходим Босфор, через Суэцкий канал попадаем в Красное море, оттуда в Аравийское и входим в Тихий океан. (27)Женя неутомимо командовала: «Право руля!», «Лево руля!», «Поднять паруса!», «Убрать паруса!» (28)Отыскивала путь по звёздам: наш компас разбился во время бури.
(29)Больше Женя не бывала с нами. (30)Мы не раз приглашали её на наши сборища, но она отказывалась. (31)А что если в тот единственный раз она пришла из-за меня и из-за меня отступилась, сказав себе с гордой честностью: не вышло.
‒ (33)К чему было говорить? (34)Тебе так нравилась Нина!(35)С ощущением какой-то досадной и грустной утраты я сказал:‒ Где же и когда мы встретимся?‒ (36)Через десять лет, двадцать девятого мая, в восемь часов вечера, в среднем пролёте между колонн Большого театра.(37)Минули годы. (38)Женя училась в Ленинграде. (39)Зимой 1941 года, жадно ловя известия о судьбе моих друзей, я узнал, что Женя в первый же день войны бросила институт и пошла в лётную школу. (40)Летом 1944 года я услышал по радио указ о присвоении майору авиации Румянцевой звания Героя Советского Союза. (41)Вернувшись с войны, я узнал, что звание Героя было присвоено Жене посмертно.
(42)Жизнь шла дальше, порой я вдруг вспоминал о нашем уговоре, а за несколько дней до срока почувствовал такое острое, щемящее беспокойство, будто все прошедшие годы только и готовился к этой встрече. (43)Я поехал к Большому театру, купил у цветочницы ландыши и пошёл к среднему пролёту между колонн Большого театра. (44)Я постоял там немного, затем отдал ландыши какой-то худенькой сероглазой девушке и поехал домой.
ПОДЕЛИТЬСЯ
Хорошее готовое сочинение для новой демоверсии ЕГЭ 2022 по русскому языку от ФИПИ. Представленный текст использовался на реальном ЕГЭ 2021 года.
Тест ЕГЭ 2022 по которому написано сочинение
(5) В класс заглянула Женя Румянцева: ‒ Серёжа, можно тебя на минутку? (6) У меня странное предложение! (7)Давай встретимся через десять лет! (8)Шутливость совсем не была свойственна Жене, и я спросил серьёзно: ‒ Зачем? ‒ (9)Мне интересно, каким ты станешь. (10)Ты ведь очень нравился мне все эти годы.
(16)Однажды мы собирались в выходной день на Химкинское водохранилище покататься на лодках. (17)Но с утра заморосил дождь, и на сборный пункт пришли только мы с Павликом, Нина и Женя Румянцева. (18)Дождь не переставал ни на минуту. (19)Нечего было и думать о Химках. ‒ (20)Давайте покатаемся на пруду, ‒ предложил я и показал на старую, рассохшуюся лодку-плоскодонку. – (21)Будем воображать, что мы в Химках. ‒ (22)Или в Средиземном море, ‒ вставил Павлик. ‒ (23)Или в Индийском океане, ‒ восторженно подхватила Женя.
‒ (33)К чему было говорить? (34)Тебе так нравилась Нина! (35)С ощущением какой-то досадной и грустной утраты я сказал: ‒ Где же и когда мы встретимся? ‒ (36)Через десять лет, двадцать девятого мая, в восемь часов вечера, в среднем пролёте между колонн Большого театра.
Готовое сочинение по тексту
Какие чувства испытывает человек перед началом нового этапа жизни? Безмятежные детские годы заканчиваются, и приходится принимать решения, от которых зависит твоё будущее. Вчерашний школьник сегодня сталкивается с серьёзными испытаниями, становится более ответственным, набирается жизненного опыта. Однако почти всегда сложно и страшно вступать на этот новый, неизведанный путь. Писатель Ю.М. Нагибин поднимает в тексте проблему взросления и размышляет о том, какие эмоции переполняют выпускника в момент прощания со школой.
В свой последний школьный день человек испытывает самые противоречивые чувства. Безусловно, это радостное волнение и ожидание чего-то особенного Мир за стенами школы кажется бесконечным и полным разнообразных возможностей. Однако выпускнику одновременно тревожно, ведь никто не знает, какая жизнь ждёт его впереди. Так, рассказчику кажется, что за прошедшие десять лет «будто что-то недоговорено, недожито, не исчерпано». Он узнаёт о том, что долгие годы нравился однокласснице Жене Румянцевой. Рассказчик понимает, что упустил драгоценное время, чувствует досаду и сожаление. Взросление всегда вызывает лёгкое чувство грусти, ведь прошлое необратимо и юность уже не вернуть.
Вступая во взрослую жизнь, выпускники всё-таки ощущают тесную связь с тем местом, где им было хорошо вместе со своими друзьями. Именно поэтому рассказчик не может забыть об уговоре с Женей. Он уже знал о смерти этой бесстрашной девушки, которая стала майором авиации, но всё-таки пришёл на встречу через десять лет в назначенное время и место. Рассказчик чувствовал «острое, щемящее беспокойство», и в этот момент ему захотелось остановить время и исправить ошибку юности. Он вспоминает последний школьный день и сожалеет об упущенном счастье. Оба аргумента дополняют друг друга: сначала люди мечтают как можно быстрее повзрослеть, а затем больше всего на свете желают вернуть прошедшие годы.
Итогом размышлений писателя становится такая позиция: момент неминуемого взросления всегда застаёт человека врасплох. С одной стороны, хочется поскорее вступить в мир новых возможностей, а с другой – очень тяжело расставаться с прежней жизнью.
Нельзя не согласиться с мнением Ю.М. Нагибина. Действительно, с возрастом люди часто грезят о прошлом и мечтают изменить некоторые события, повлиявшие на их настоящее. Так, например, главный герой повести Л.Н. Толстого «Детство» Николенька Иртеньев раскаивается во многих совершённых им поступках и чувствует муки совести. Однако именно эти ошибки, сделанные в юности, закалили его характер и повлияли на его мировоззрение.
Таким образом, в какой-то момент человек действительно боится взрослеть, ему кажется, что слишком много возможностей упущено и много времени потрачено впустую. Но между тем каждый из нас меняется, становясь зрелой личностью, и это было бы невозможно без легкомысленных поступков и ошибок.
Новые демоверсии ЕГЭ 2022 по всем предметам от ФИПИ с ответами
Тренировочные варианты ЕГЭ по русскому языку задания с ответами
Пример сочинения
«Почему важно не держать свои чувства в тайне от тех, кто нам симпатичен?» -это один из важных вопросов, над которым меня заставил задуматься Ю. М. Нагибин.
В предложенном для анализа тексте рассказчик делится своими воспоминаниями о последнем разговоре со своей одноклассницей – Женей Румянцевой: неожиданно девушка призналась, что всегда была неравнодушна к нему (предложение 10). Несколько лет она тщательно скрывала свои чувства под вуалью занятости, думая, что ему нравится другая, поэтому юноша ничего не подозревал (предложения 11-12, 32-34) . Важно отметить: эта новость принесла Сереже «ощущение какой-то досадной и грустной утраты», а это значит, что где-то в глубине души Женя была интересна ему, просто он этого не осознал раньше. И даже спустя десять лет, а это немало, рассказчик думал о том, что эта девушка могла стать его судьбой (предложение 45).
Таким образом, сопоставляя поведение Жени и реакцию Сережи, Ю. М. Нагибин как бы намекает читателям, что жизнь этих двоих могла бы сложиться иначе, если бы правда открылась раньше. Они могли бы быть немного счастливее, хотя бы до наступления войны, но девушка предпочла молчать, сделав поверхностные выводы, а юноша не отличался от остальных людей умением читать мысли. Позиция автора ясна: не стоить скрывать свои чувства от тех, кто нам нравится. Да, решившись признаться, люди рискуют быть отвергнутыми, но промолчав, они рискуют упустить из своей жизни что-то важное.
Я полностью согласна с автором. Мы никогда не знаем, что нас ждет завтра. В любой момент можно лишиться возможности видеть человека, который так дорог, а значит лишиться и возможности признаться. Не придется ли потом жалеть об этом всю жизнь?
В заключение мне хочется сказать, что отсутствие взаимности – не страшно, страшно, когда два человека, чьи чувства взаимны, не знают об этом, потому что молчат, поэтому важно иногда давать волю своим чувствам.
Сочинение ЕГЭ 2021 на 25 баллов по тексту Ю.М. Нагибина о влиянии войны. «Вот и кончился последний урок последнего дня нашей школьной жизни! Десять школьных лет завершились по знакомой хрипловатой трели звонка. «.
Автор текста – Ю.М. Нагибин поднимает проблему влияния войны на судьбы людей.
Размышляя над проблемой, автор приводит в пример ситуацию, произошедшую с рассказчиком Сережей. Женя Румянцева, его одноклассница, с самого детства определила свой жизненный путь: «Женя с шестого класса знала, что будет астрономом, и никем другим». Но наступила война, и девушка была вынуждена бросить институт и пойти учиться в летную школу. Этим примером автор показывает, что страшная и кровавая война забирает у людей их мечты, калечит судьбы, отнимает беззаботные юношеские годы.
Продолжая свои рассуждения, автор приводит аналогичный пример. Сережа и Женя договорились встретиться через десять лет после окончания школы, но война отняла у них эту возможность: Женя Румянцева погибла, получив звание Героя Советского Союза посмертно, а рассказчик, придя на место их несостоявшейся встречи, с тоской вспоминал моменты, проведенные со своей бывшей одноклассницей, и «слепоту своей юношеской души». Этот пример убедительно доказывает, как бесповоротно война меняет судьбы людей, оставляя их с сожалениями и несбывшимися надеждами.
Используя прием аналогии, автор подчеркивает актуальность проблемы и показывает, что война способна навсегда изменить судьбу человека, отнять у него юность, счастье, мечты.
Авторская позиция ясна. Ю.М. Нагибин считает, что влияние войны на человеческие судьбы велико, ведь она способна разлучить людей, сделать невозможным их счастье, разрушить мечты, оставить лишь воспоминания души, «так легко прошедшей мимо того, что могло быть стать судьбой».
Я полностью согласна с мнением автора. Война – одно из самых страшных событий, которое может случиться в истории человечества. Она меняет привычный образ жизни людей, их судьбы, рушит планы, надежды и мечты. Многие в военные годы теряют дом, семью, друзей. Обращусь к произведению художественной литературы, чтобы подтвердить свою точку зрения. Рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека» наиболее точно показывает влияние войны на человеческие судьбы. Андрей Соколов – главный герой – потерял всю свою семью в это страшное время. В дом, где находилась его жена с детьми, попала бомба, а сын погиб на фронте, не дожив до победы всего несколько дней. Многие солдаты потеряли свои семьи на войне и возвращались в пустые дома, а это, пожалуй, самое страшное событие для любого человека.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что война бесповоротно меняет судьбы людей, отнимая надежды, мечты, разрушая целый семьи.
Как война влияет на судьбу человека? Такова проблема, над которой заставляет задуматься текст Юрия Марковича Нагибина.
Отвечая на поставленный вопрос, автор повествует о молодых людях, чья юность выпала на тяжелое военное время. Юрий Нагибин заостряет наше внимание на судьбе героини, Жени Румянцевой. Девушка бросает институт, отказываясь от собственной мечты стать астрономом, и идет в летную школу, чтобы защищать Отечество. За свою отвагу она получает звание Героя Советского Союза, но, как оказывается, уже посмертно. Этот пример показывает, как война разрушает жизнь человека, заставляя его отказаться от своей мечты и целей.
В дополнение к этому отрывку, автор показывает переживания главного героя, который, несмотря на смерть девушки, вспоминал об их уговоре увидеться спустя десять лет. К назначенному сроку он отправился на место встречи в память о Жене. Рассказчик сожалел, что не сблизился с девушкой, пока та была еще жива. Данный пример демонстрирует, как война меняет ход человеческой жизни, обрывает связи между людьми.
Автор убежден в том, что война разрушает жизнь человека, отнимая самое ценное: близких, мечты, стремления. Она уничтожает все, оставляя после себя лишь сожаления.
Я согласна с мнением автора. Действительно, война влияет на судьбу человека ужаснейшим способом, разделяя семьи, души, сердца людей. Например, во времена Гражданской войны в России, даже некогда родные люди сражались друг с другом, разрывая всю близость между собой, все родственные связи и разрушая судьбы целых семей.
Таким образом, война катастрофически влияет на судьбу человека, уничтожая все людские ценности и принося лишь боль.
Примерный круг проблем:1. Как найти свое призвание?2. Может ли человек реализовать себя в профессии, если у него нет природных способностей?3. Почему важно быть честным с самим собой?4. Почему бывает сложно найти свое призвание?5. Как преодолеть сомнения, когда принимаешь судьбоносные решения?
Текст 2. Скок про великодушие
Исходный текст: «В литературе есть ярчайший пример героя, который совершил нравственное восхождение от тщеславия и эгоизма к всепрощению и великодушию. Это князь Андрей Болконский из романа Л. Толстого «Война и мир». «
Примерный круг проблем:1. Что такое великодушие?/В чем проявляется великодушие?2. Как проявляется величие духа?3. Что значит быть истинно смелым?4. Как стать великодушным?
Текст 3. Соловейчик о свободе и совести
Исходный текст: «Чтобы ответить на этот вопрос, написаны сотни книг, и это объяснимо: свобода – понятие бесконечное. Оно принадлежит к высшим понятиям человека и потому принципиально не может иметь точного определения. «
Примерный круг проблем1. Чем отличается внутренняя свобода от внешней?2. Что значит быть свободным человеком?3. Что должно быть главной целью воспитания?4. Что такое внутренняя свобода?5. Как связаны совесть и свобода?6. Что такое совесть?7. Каким должен быть учитель?
Пример сочинения ЕГЭ 2021 по реальному тексту С.Л. Соловейчика: «Кого можно назвать свободным человеком?»
Текст 4. Симонов о жизненных ценностях
Исходный текст: «Таня вышла из госпиталя, еще не зная, что делать: до девятнадцати оставалось больше часа. И вдруг с испугом вспомнила, что оставила там, на Сретенке, бумажку с телефоном Артемьева. «
Примерный круг проблем:1. Как война раскрывает качества человека?2. Какими должны быть жизненные цели человека?3. Почему важно отстаивать свои жизненные принципы?4. Чем опасна алчность?5. Как страх влияет на поступки человека?6. Что важнее: материальное и духовное?7. Чем опасно стремление к наживе?8. Чем опасна подмена жизненных ценностей?
Текст 5. Толстой о любви к человеку
Исходный текст: «Для того, чтобы общение с людьми не было страданием для тебя и для них, не вступай в общение с людьми, если не чувствуешь любви к ним»
Примерный круг проблем:1. Какое значение имеет любовь в жизни человека?2. Как нужно общаться с людьми?3. Какие принципами нужно руководствоваться в жизни?4. Как полюбить человека?
Пример сочинения ЕГЭ 2021 по реальному тексту Л.Н. Толстого: Как нужно относиться к окружающим?
Текст 6. Лотман о культурных ценностях
Исходный текст: «Что такое настоящие культурные ценности? Великие культурные ценности – это отнюдь не некий многоуважаемый шкаф из «Вишнёвого сада». Не скопление книг на полке, которые редко берут в руки».
Примерный круг проблем:1. Что такое настоящие культурные ценности? 2. Какие произведения искусства можно отнести к подлинной культуре?3. Какую роль играет культура в жизни человека?4. Есть ли незаменимые люди в культуре?
Пример сочинения ЕГЭ 2021 по реальному тексту Ю.М. Лотмана: «Что такое культурные ценности?»
Текст 7. Грекова о взрослении
Исходный текст: «Ну, что ж? В общем, дома не существовало. Были какие-то обрывки, клочья. Циля, Роза и дедушка — в одном месте, комната и воспоминания — в другом»
Примерный круг проблем:1. Какое значение имеет школа в жизни человека?2. Какую роль играет школа в становлении личности?3. Какие изменения происходят в жизни человека, когда он взрослеет?4. Какое значение имеет дружба в жизни человека?
Текст 8. Кожухова о детстве
Исходный текст: «Нет, наверно, еще не пришла пора ворошить пережитое. К тому же ведь существуют и другие, куда более важные темы, неотложные и трудные. Но уже начинают уходить из жизни мои близкие, дорогие мне люди, и каждый такой уход, как черта, как итог, заставляет задуматься. «
1. Какую роль играют воспоминания детства в жизни человека?2. В чем заключается ценность детских воспоминаний?3. Как детство влияет на формирование личности ребенка?4. В чем проявляется родительская любовь?5. Каким должно быть отношение ребенка к родителям?6. Какое влияние на формирование человека оказывают впечатления, которые он получил в детстве?7. Когда человек осознает любовь к Родине?8. Что дает человеку постижение прекрасного в природе?9. Какую роль играют родители в жизни человека?
Пример сочинения ЕГЭ 2021 по реальному тексту О.К. Кожуховой: «В чем ценность воспоминаний о детстве?»
Текст 9. Солоухин о техническом прогрессе
Исходный текст: «Видно, уж прошло то время, когда в письмах содержались целые философские трактаты. Да и то сказать, ну ладно, если бы заехал куда-нибудь подальше, ну ладно, если бы заехал на год, на два, а то и всего-то – пятнадцать дней. «
Примерный круг проблем:1. Какое влияние оказывает технический прогресс на жизнь человека?/на жизнь общества2. Экономил ли развитие технологий человеку время?3. Сделала ли техника человека могущественней?
Текст 10. Солоухин об искусстве
Исходный текст: «До сих пор я не знаю: были у человеческого искусства два пути с самого начала или оно раздвоилось гораздо позже?Красота окружающего мира: цветка и полёта ласточки, туманного озера и звезды, восходящего солнца и пчелиного сота, дремучего дерева и женского лица – вся красота окружающего мира постепенно аккумулировалась в душе человека. «
1. Каковы истоки искусства?2. Как природа влияет на душу человека?3. Что дает человеку постижение прекрасного в природе?4. Что дает человеку созерцание красоты природы?5. Что включает в себя понятие произведение искусства?6. В чем заключается уникальность/ценность произведения искусства?
Пример Сочинение по тексту В.А. Солоухина «Каковы истоки искусства?»
Текст 11. Абрамов об истинном мужестве
Исходный текст: «Лида, бухгалтер, попала в беду: пять месяцев без работы! Выгнали за то, что отказалась подписать фальшивые документы на списание уцененных товаров. «
Примерный круг проблем:1. В чем заключается истинное мужество?2. Как связаны смелость и нравственные качества человека?3. Что влияет на нравственный выбор человека?4. Чем должен руководствоваться человек, делая нравственный выбор?5. Какие качества должны быть главными в человеке?6. В чем опасность карьеризма?7. Чему нужно обучить человека в первую очередь? 8. Почему люди оказывают несостоятельными в жизни?9. Почему люди потворствуют несправедливости?10. Как жажда власти влияет на поведение человека?
Текст 13. Толстой о любви к ближнему
Исходный текст: «Заставить себя любить других нельзя. Можно только откинуть то, что мешает любви. А мешает любви любовь к своему животному я»
1. Чем опасна чрезмерная любовь к себе?2. В чем заключается радость самоотречения?3. В чем заключается истинная доброта?4. В чем проявляется истинное бескорыстие?5. Чем опасен эгоизм?6. Почему важно воспитывать в себе умение делиться?7. Что представляет собой истинная любовь к людям?