Подтяните знания с репетитором за лето | материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс): | образовательная социальная сеть
ЕГЭ 2022. Типовые экзаменационные варианты. 36 вариантов. Под редакцией И.П. Цыбулько
Вариант 1
Часть 1
Ответами к заданиям 1-26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
(1)Исаак Ньютон был одним из величайших гениев в науке: за свою жизнь он успел сделать то, что, казалось, не под силу одному человеку. (2)…> даже самые замечательные открытия знаменитых учёных никогда не бывали делом рук одного человека: их подготавливали работы талантливых предшественников. (3)Недаром сам Ньютон говорил, что не сделал бы того, что ему удалось сделать, «если бы не стоял на плечах у гигантов», которыми он считал Коперника, Кеплера,Галилея, Декарта.
1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Гениальность учёного определяется количеством научных открытий, совершённых им в течение жизни.
2) Среди своих предшественников Исаак Ньютон особо выделял Коперника, Кеплера, Галилея, Декарта.
3) Научные открытия гениальных учёных бывают подготовлены многолетними трудами талантливых предшественников.
4) Вклад Исаака Ньютона в науку трудно переоценить: за всю жизнь он сделал столько, сколько не под силу одному учёному.
5) Гениальный учёный совершает научные открытия благодаря труду талантливых предшественников.
Ответ:________________________
2. Самостоятельно подберите противительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот союз.
Ответ:________________________
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЖИЗНЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ЖИЗНЬ, -и, ж
1) Совокупность явлений, происходящих в организмах, особая форма существования материи. Возникновение жизни на Земле. Ж. Вселенной. Законы жизни.
2) Физиологическое существование человека, животного, всего живого. Дать ж. кому-н. (родить; высок., также перен.). Ж.растения. Спасши кому-н. ж. Рисковать жизнью.
3) Время существования живого оргнизма от его возникновения до конца, а также в какой-н. его период. Короткая, долгая ж. в начале, в конце жизни.
4) Деятельность общества в тех или иных её проявлениях. Общественная ж. Ж. государства.
5) Реальная действительность, бытие. Провести решение в ж. (осуществиться).
Ответ:________________________
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
осведомИшься / жалюзИ / накренИтся / новостЕй / нОгтя
Ответ:________________________
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреолено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Давно наступили весенние сумерки, тёмные от ДОЖДЕВЫХ туч.
На фронте шли ЖЕСТОКИЕ, незатихающие наступательные бои.
Старые рыбаки говорят, что ЕДИНСТВЕННОЕ средство спастись от капризного ветра — выйти в море.
ДРАМАТИЧНАЯ история мастера, чей талант был растрачен на безделушки,превратилась в плакатное изображение несравненного умельца, подковавшего блоху.
Поднявшись на небольшой холмик, откуда начиналась едва заметная ЛЕСИСТАЯ тропинка, он оглянулся.
Ответ:________________________
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Компании, причастные к инциденту с разливом нефти в Мексиканском заливе, сделали ряд решений по предотвращению подобных случаев в дальнейшем.
Ответ:________________________
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
пять ПИХТ / задача более ЛЕГЧЕ / ИСПЕЧЁМ пирог / в ДВЕ тысячи пятом году
спелых АБРИКОСОВ
Ответ:________________________
8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
A) нарушение связи между подлежащим и сказуемым | 1) Смешиваясь с солёными морскими ветрами, запах цитрусовых создаёт целебно действующую на людей атмосферу. |
Б) ошибка в построении сложного предложения | 2) Наверное, каждого, кто интересуется историей, волнует непростой вопрос, что неужели можно забыть о событиях сформировавших нас как народ, как нацию. |
B) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом | 3) Название самой выскокой горы в мире — Джомолунгма, что значит «Богиня Матерь Мира». |
Г) неправильное построение предложения с причастным оборотом | 4) Всем по окончанию работы необходимо сдать книги в библиотеку. |
Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм | 5) Когда я вскочила в вагон, то испытала радость, доходящую до восторга. |
6) Геологические процессы, формирующие облик и внутреннюю структуру нашей планеты, протекает чрезвычайно медленно и не поддаётся непосредственному наблюдению. | |
7) В глубоком пространстве между небом и морем носились волны, которые одна за другой взбегали на песчаный берег. | |
8) Герой чеховского рассказа рисует большого человека и рядом с ним изобразил маленький дом. | |
9) Улица замковых мастеров ведёт к уютной, мощённой площади серыми плитами. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) разг..вор, возр..стной, п..стреть 2) сл..варный, перс..наж, пол..гать
3) вд..леке, сц..пление, скр..пучий 4) разув..рять, увл..каться, побл..дневший
5) рест..врация, пок..ление, д..йствительный
Ответ:________________________
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) о..бросить, по..тяжки, на..кусанный 2) пр..сечь (нарушение), пр..бывать (в городе), пр..мудрый
3) роз..грыш,пред..стория, без..скусный 4) пр..возносить, пр..следовать, пр..людно
5) не..держанный, и..точать (запахи), бе..ценный
Ответ:________________________
11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) тюл..вый, претерпев..ющий 2) попроб..вать, заведом.. 3) ноч..вка, реш..нный (вопрос)
4) француз..кий, англо-рус..кий 5) стар..нький, заманч..вый
Ответ:________________________
12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) крикн..шь, незыбл..мый 2) прогон..м, выгляд..вший (хорошо)
3) (демонстранты) маш..т (флагами), тащ..щий (в гору) 4) выточ..шь, довер..нный
5) знач..щий (для меня), (санки ещё) послуж..т
Ответ:________________________
13. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Будущих пенсионеров, (НЕ)ОПРЕДЕЛИВШИХСЯ с выбором негосударственного пенсионного фонда, журналист назвал «молчунами».
Мотивы его поступка отнюдь (НЕ)БЛАГОРОДНЫ.
Давно (НЕ)СТРИЖЕННЫЕ волосы мешали, лезли в глаза.
Проект до сих пор (НЕ)СОГЛАСОВАН.
XXI век станет эпохой битвы за (НЕ)ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ природные ресурсы.
Ответ:________________________
14. Определите предложение,в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ всего разговора сестра улыбнулась один раз,(ЗА)ТО её улыбка поразила всех.
И, как известно, (ПО)ЭТОМУ в природе нет ничего, ЧТО(БЫ) не дышало любовью.
Этот (С)ВИДУ тихий и скромный человек (В)ПОСЛЕДСТВИИ проявил себя как настоящий герой.
Я ТО(ЖЕ) опустил руку в ручей, (ПРИ)ЧЁМ вода показалась мне ледяной.
(ОТ)ЧЕГО люди не летают ТАК(ЖЕ), как птицы?
Ответ:________________________
15. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Н.
Семёну были видны только его лата(1)ый рукав, дли(2)ый мясистый нос и большой чуб, выбившийся на волю из густой нечёса(3)ой пута(4)ицы, покрывающей его голову.
Ответ:________________________
16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить — ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Этой зимой было мало снега и трещали жестокие морозы.
2) Заросли кончились и перед нами раскинулись зыбучие пески.
3) Не смывается эта краска ни водой ни мыльным раствором ни керосином.
4) Кусок дерева или камень или металл будили его воображение и служили материалом для поделок.
5) Девушку охватила если не досада то явное неудовольствие собой.
Ответ:________________________
17. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Юркнув между машинами (1) разведчики очутились в кювете (2) и (3) вынырнув оттуда (4) быстрым шагом стали углубляться в лес.
Ответ:________________________
18. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Пройдите (1) вы (2) гости (3) по улице старой,
По новым домам, по колхозным амбарам.
По скотным дворам, по усадьбе пройдёте,
Наверно (4) вы (5) песню тогда нам споёте.
(А. Т. Твардовский)
Ответ:________________________
19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятые.
Организаторы торжественного мероприятия подтвердили (1) что в заключение (2) был дан весёлый концерт (3) в продолжение (4) которого (5) в зале не смолкал (6) смех.
Ответ:________________________
20. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Ганин вышел на берег (1) и (2) когда увидел у пристани синего турка на огромной груде апельсинов (3) ощутил пронзительно и ясно (4) как далеко от него тёплая громада родины.
Ответ:________________________
21. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений
(1)Среди трёх тысяч озёр Южного Урала одно из самых живописных — озеро Тургояк. (2)Про него уральцы говорят: «Тургояк — младший брат Байкала». (3)И не случайно: вода Тургояка по чистоте и прозрачности близка байкальской, а голубизной напоминает небесный аквамарин. (4)Прозрачность воды позволяет видеть дно, растения, рыб на глубине до 18 метров! (5)Размеры озера тоже сравнимы с величиной «старшего брата»: при протяжённости 12,5 км и ширине 11 км площадь составляет 2638 га. (6)Близ озера раскинулся национальный парк «Таганай» — уникальнейший природный комплекс Южного Урала, включающий несколько горных массивов: Таганай, Юрма, Ицыл. (7)Эти места за дивную красоту называют русской Швейцарией, сравнивая со знаменитыми европейскими Альпами. (8)Мрачные ущелья и горные кручи породили легенды о тайнах Таганая, которые и ныне передают старожилы. (9)Многие истории были когда-то мифами: о загадочном народе, проживавшем здесь, повествует древнеславянская и финно-угорская мифология.
Ответ:________________________
Прочитайте текст и выполните задания 22—27.
(1)Накануне вечером комиссар вызвал Корнева и Тумика в свою каюту и заговорил об этой батарее, дальнобойной, которая обстреливала передний край и глубину и которая всем давно надоела.
—(2)Мы несём от неё немалые потери,— сказал он, — и, кроме того, она мешает одной задуманной операции. (3)Нужно эту батарею уничтожить.
(4)Потом он спросил, что они думают о самопожертвовании, потому что иначе её нельзя уничтожить. (5)Он спросил не сразу, а начал с подвига двадцати восьми панфиловцев, которые отдали за Отчизну свои молодые жизни. (6)Теперь этот вопрос стоит перед ними — Корневым и Тумиком — как лучшими разведчиками, награждёнными орденами и медалями.
(7)Тумик первый сказал, что согласен. (8)Корнев тоже согласился, и решено было высадиться на берег в девять часов утра. (9)По ночам немцы пускали ракеты, хотя стоял декабрь и днём было так же темно, как и ночью.
(10)Времени вдруг оказалось много, и можно было полежать и подумать, тем более что это, наверно, уже в последний раз, а больше, пожалуй, не придётся.
(11)Тумик воевал уже полтора года и дважды был ранен. (12)Он участвовал в захвате знаменитой сопки «Колпак», когда восемьдесят моряков семь часов держались против двух батальонов, и боезапас кончился, и моряки стали отбиваться камнями. (13)Как вчера, он видел перед собой маленький дом, крыльцо с провалившейся ступенькой и отца в саду — коротко стриженного, седого, с худым носом и ещё такого стройного, ловкого, когда он быстро шёл навстречу гостям, опираясь на трость, в своей кубанке набекрень и со своими тремя орденами.
(14)Когда началась война, он прислал Тумику письмо: «Воюй и за себя, и за меня».
(15)Тут Тумик вспомнил всю свою жизнь, самое главное, самое интересное в жизни. (16)Отец — это был родной дом, детство и школа, девушка Шура — это была любовь, а Миша Рубин — друг, который всегда говорил, что, может быть, и есть на свете любовь, но верно то, что на свете есть настоящая дружба навеки. (17)Они были с ним всю войну — отец, та девушка и Миша — и были теперь, когда он лежал на своей койке под иллюминатором и слышно было, как волна, плеща, набегает на борт. (18)Это была его Отчизна!
(19)И вдруг всё стало так ясно для него, что он даже присел на койке, обхватив руками колени.
—(20)Недаром же я жил на земле, — сказал он себе.
(21)Он видел, как при свете огарка Корнев пишет письмо, и ему хотелось сказать Корневу, что нет для них смерти и что для них пришла эта торжественная, последняя ночь, когда замер весь свет и только под лёгким ветром волна, плеща, набегает на борт. (22)Но он ничего не сказал. (23)У Корнева были жена и маленький сын. (24)Он писал им, и кто знает, о чём он думал сейчас, хмуря крупные чёрные брови.
(25)Утром они с первого взгляда поняли,что нельзя заложить тол и уйти: батарея работала, и кругом было слишком много народу. (26)Можно было только сделать, как сказал комиссар: подорвать её и самим подорваться. (27)И это было легко: неподалёку от батареи штабелями лежали снаряды.
(28)Они стали тянуть жребий, потому что достаточно было подорваться одному, а другой мог вернуться к своим. (29)Они условились: вернётся тот, кто вытащит целую спичку. (30)И Тумик взял в обе руки две целые спички и сказал шёпотом:
— Ну, Корнев, тащи.
(31)У Корнева были жена и маленький сын…
(32)Они обнялись, поцеловались. (33)На прощание Тумик отдал Корневу свою фотографию, где был снят с автоматом, лёжа, прицеливаясь, — ребята говорили, что вышел отлично. (34)И Корнев ушёл. (35)Он был метрах в сорока от батареи, когда раздался взрыв и пламя метнулось до самого неба, осветив пустынный край — снег и тёмные ущелья между скал, диких скал Отчизны… (По В. А. Каверину*)
* Вениамин Александрович Каверин (1902-1989) — русский советский писатель, драматург и сценарист, автор приключенческого романа «Два капитана».
22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Во время захвата сопки «Колпак» моряки, в числе которых был и Тумик, отбивались от немцев камнями.
2) Комиссар, наградив Корнева и Тумика орденами за защиту Отечества, дал им приказ разработать операцию по уничтожению немецкого батальона.
3) За полтора года службы на флоте Тумик часто вспоминал не только своих родных и друзей, но и подвиг двадцати восьми панфиловцев.
4) Декабрьской ночью, перед тем как выполнить задание по уничтожению немецкой дальнобойной батареи,Корнев писал письмо жене и сыну.
5) Когда Корнев тянул жребий, он не догадывался о том, что Тумик держал в руках две целые спички.
Ответ:________________________
23. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 1-3 представлено описание.
2) Предложение 10 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 8.
3) Предложение 13 содержит описание.
4) В предложениях 26? 27 представлено рассуждение.
5) В предложениях 32-34 представлено повествование.
Ответ:________________________
24. Из предложений 11-13 выпишите слово со значением «расширяющаяся кверху барашковая шапка с плоским матерчатым или кожаным верхом».
Ответ:________________________
25. Среди предложений 4-10 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи союза и однокоренных слов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Ответ:________________________
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые шермины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на место пропусков (A, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
26. «Описывая события Великой Отечественной войны, В. А. Каверин стремится передать мысли н чувства героев, готовящихся выполнить ответственное задание. В этом ему помогают троп — (А)___ («торжественная, последняя ночь» в предложении 21), приём — (Б)___(предложения 23 и 31), а также синтаксические средства: (В)___(в предложении 10), (Г)___(предложение 18)».
Список терминов:
1) олицетворение
2) вводные слова
3) риторический вопрос
4) лексический повтор
5) сравнение
6) эпитет
7) парцелляция
8) обращения
9) восклицательное предложение
Ответ:
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов №1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Убедитесь в том, что каждый ответ записан в строке с номером соответствующего задания.
Часть 2
Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите свое отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Примерный круг проблем. и. п. цыбулько 36 вариантов. 2022 — разное — подготовка к егэ и огэ
Примерный круг проблем к текстам сборника ЕГЭ по русскому языку 2022 года. Под руководством И. П. Цыбулько. 36 типовых экзаменационных вариантов.
Вариант 1 | |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема готовности к самопожертвованию в годы войны. (Что движет людьми, готовыми пожертвовать собственной жизнью?) | 1. Люди готовы пожертвовать собственной жизнью ради защиты родных людей, ради защиты Отечества. |
2. Проблема проявления патриотизма. (В чём проявлялся патриотизм в годы войны?) | 2. Патриотизм в годы войны проявлялся в том, что люди самоотверженно защищали свою Отчизну. |
3. Проблема поведения людей в годы войны. (Какие поступки люди совершали в годы войны?) | 3. В годы войны люди, движимые любовью к Родине, совершали героические поступки. |
4. Проблема роли воспоминаний в годы войны. (Какова роль воспоминаний в годы войны?) | 4. Воспоминания о детстве, о родных и близких людях поддерживают человека в суровые военные годы, придают ему сил. |
5. Проблема нравственного выбора человека. (Чем руководствуется человек, совершая нравственный выбор?) | 5. Совершая нравственный выбор, человек думает прежде всего об окружающих его людях. |
Вариант 2 | |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема проявления самоотверженности. (В чём проявляется самоотверженность?) | 1. Самоотверженность проявляется в готовности спасти людей, рискуя жизнью, собственным благополучием. |
2. Проблема преданности людям. (В чём проявляется преданность людям?) | 2. Преданность близким людям проявляется в готовности помогать им в трудных ситуациях, ограждать их от неприятностей, рисковать ради них жизнью, следовать за ними всюду. |
3. Проблема поведения в непредвиденной ситуации. (Как должен себя вести человек в экстремальной ситуации) | 3. В непредвиденной ситуации необходимо проявлять смекалку и думать прежде всего о спасении близких людей. |
4. Проблема силы доброты. (В чём заключается сила доброты по отношению к окружающим людям?) | 4. Сила доброты заключается в том, что сердце даже самого злого человека, к которому отнеслись с любовью, с вниманием, способно оттаять. Доброта пробуждает в человеке желание совершать благородные дела. |
Вариант 3 | |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема понимания сущности гражданской войны. (Что такое гражданская война?) | 1. Гражданская война — война братоубийственная. Ничто не может оправдать взаимного уничтожения людей одной нации, одного вероисповедания, молодых, полных сил. |
2. Проблема нравственного выбора человека на войне (Что побуждает человека сделать выбор в условиях войны?) | 2. Война — это противоестественное состояние, поэтому порой она вынуждает человека делать противоестественный выбор, например заставляет доктора взять в руки оружие вопреки запрету международной конвенции о Красном Кресте. |
3. Проблема врачебного долга в условиях войны. ( В чём заключается врачебный долг в условиях войны?) | 3. Врач не должен принимать участие в военных действиях. Его долг — спасать раненых независимо от того, на какой из противоборствующих сторон они воевали. |
Вариант 4 | |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема влияния учителя на формирование личности ученика, его интересов и увлечений. (Как учитель может влиять на формирование личности ученика, его интересов и увлечений?) | 1. Любовь учителя к предмету, его увлечённость и стремление заинтересовать детей, разбудить их воображение помогает в формировании личности ученика, его интересов и увлечений. |
2. Проблема роли воображения в жизни человека. (Какую роль в жизни человека играет воображение?) | 2. Способность к воображению отличает человека от животных. Воображение раздвигает границы мира и сознания, создаёт искусство, «сообщает жизни то свойство, что мы называем поэзией». |
3. Проблема роли доброты в достижении цели. (Какую роль играет доброта в достижении цели?) | 3. По мысли автора, которую он вкладывает в уста учителя географии Черпунова, добротой можно добиться всего. |
4. Проблема отношений учителя и ученика. (Какими могут быть отношения учителя и ученика?) | 4. Общность интересов может породить дружеские, неформальные отношения между учителем и учеником. |
Вариант 5 | |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема самоотверженной родительской любви. (На что способны родители ради спасения своего ребёнка?) | 1. Ради спасения своего ребёнка мать готова пожертвовать даже собственной жизнью. |
2. Проблема проявления сострадания. (В какие моменты человек испытывает страдание?) | 2. Человек испытывает сострадание, когда видит пример великодушия и готовности к самопожертвованию, когда он сам уже пережил тяжкие испытания |
3. Проблема отношения человека к животным. (Как человек должен относиться к животным?) | 3. Человек должен понимать, что животные способны испытывать те же чувства, что и люди, поэтому нельзя, например, отнимать оленёнка у его матери, которая готова ради детёныша пожертвовать своей жизнью. |
4. Проблема выбора средств для достижения цели. (Можно ли оправдать убийство живого существа благородной целью?) | 4. Даже самой благородной целью нельзя оправдать убийство живого существа. |
Вариант 6 | |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема раскаяния. (Можно ли считать раскаяние искуплением вины?) | 1. Человек, искренне раскаявшийся в совершённом преступлении, искупает свою вину. |
2. Проблема милосердия по отношению к преступникам. (Заслуживают ли преступники сострадания?) | 2. Преступник, раскаявшийся в содеянном, заслуживает прощения. |
3. Проблема выбора между законом и человеческим отношением. (Как поступить в ситуации выбора между юридическим законом и нравственным чувством?) | 3. Выбор между законом и человеческим отношением крайне сложный и мучительный. Нравственное чувство (в данном случае желание простить) иногда подсказывает более правильное решение, чем юридическая норма. |
4. Проблема столкновения идеала с реальной жизнью. (Что испытывает человек, когда его идеальные представления сталкиваются с реальной жизнью?) | 4. Жизненные потрясения, трудности заставляют человека обратить внимание на истинные ценности. Человек, переживший беды, начинает по-настоящему ценить свою жизнь. |
Вариант 7 | |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема национальной гордости. (Что составляет нашу национальную гордость?) | 1. Нашу национальную гордость составляют величайшие мирные победы в истории человечества, среди которых полёт Юрия Гагарина в космос. |
2. Проблема определения значения первого полёта человека в космос. (Каково значение первого полёта человека в космос?) | 2. Первый полёт человека в космос стал отсчётом нового времени, моментом возникновения новой эры в жизни человечества. |
3. Проблема смены эпох в жизни человечества. (Что становится вехой между старой и новой эпохами в истории человечества?) | 3. Смену эпох определяют великие события, среди которых первый полёт человека в космос. |
4. Проблема определения особенностей национального характера. (В чём состоят особенности национального характера русского народа?) | 4. Национальному характеру русского народа свойственна сдержанная вера в своих людей, в гений русского народа и еще больше — в гений человечества. |
5. Проблема бессмертия великих человеческих свершений. (Как долго живёт память о великих человеческих свершениях?) | 5. Память о великих человеческих свершениях бессмертна. Так, «полёт Гагарина будет волновать людей, пока будет существовать наша Земля». |
6. Проблема счастья поколения ныне живущих людей. (Что определяет счастье поколения?) | 6. Счастье поколения состоит в возможности жить в эпоху великих свершений, так или иначе чувствуя свою причастность к ним. |
7. Проблема определения предмета гордости мыслящего человечества. (Что составляет предмет гордости мыслящего человечества?) | 7. Предмет гордости всего мыслящего человечества составляют достижения людей мира во всех областях науки, техники и искусства. |
Вариант 8 | |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема силы любви. (Какова сила любви?) | 1. Любовь способна творить чудеса: она придаёт людям силы, вселяет в них желание жить. исцеляет их. |
2. Проблема проявления заботы о людях. Почему так важно проявлять заботу о людях, поддерживать их?) | 2. Внимательное отношение к людям пробуждает у них интерес к жизни. У человека, окружённого заботой, становится легче на сердце. |
3. Проблема лжи во спасение. (Чем может быть продиктована ложь окружающим людям?) | 3. Человек может лгать окружающим людям, движимый желанием спасти их, помочь им. |
4. Проблема внешней и внутренней красоты. (Как соотносятся представления о внешней и внутренней красоте человека?) | 4 Внешне некрасивый человек может обладать внутренней красотой, широкой душой. |
Вариант 9 | |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема любви к своей профессии. (В чём проявляется любовь к профессии? Является ли любовь к профессии залогом успешной деятельности?) | 1. Человек, занимающийся любимым делом, по-настоящему счастлив. Труд вызывает у него радость и желание творчества. |
2. Проблема роли науки в жизни людей. Какую роль играет наука в жизни людей?) | 2. Наука — самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека. Она всегда была и будет высшим проявлением любви, и только ею одною человек победит природу и себя. |
3. Проблема профессиональной исчерпанности. (Как должен поступить человек, если профессиональная деятельность становится для него обузой?) | 3. Если человек устал от своей профессии, перестал получать удовольствие от своего труда, то честнее и мудрее в такой ситуации уступить своё место тому, кто моложе, сильнее, кто хочет и может работать в полную силу. |
Вариант 10 | |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема силы воздействия художественного творчества на человека. (В чём проявляется сила воздействия художественных полотен на людей?) | 1. Картины художников, таких как И. И. Левитан, проникают в сердце человека и открывают ему красоту природы, заставляя видеть её через призму художественного гения творца. |
2. Проблема понимания творчества художника. (Как проникнуть в тайны полотен художника?) | 2. Творчество художника, такого как И. И. Левитан, лучше всего помогает понять соприкосновение с тем, что составляет душу его живописи: с пейзажами средней полосы России, её природой, людьми. |
3. Проблема приобщения к творчеству художника. (Как приобщиться к творчеству художника?) | 3. Встречи с творчеством художника могут произойти не только в Третьяковской галерее. Так, понимание того, что составляет главную прелесть художественного творчества И. И. Левитана, происходит во время пребывания в средней полосе России, где не покидает ощущение, что «Левитан был только что здесь», ведь только он мог показать всё великолепие этих уголков природы. |
4. Проблема проявления благодарности художнику. (За что мы благодарны художнику?) | 4. Мы благодарны художнику, такому как И. И. Левитан, за то, что он учит нас видеть красоту в самом обыкновенном, открывает для нас невыразимую прелесть русской природы, одаривает нас счастьем любования родиной и ощущения слияния с ней душой. |
5. Проблема обретения любви к Родине. (Как любовь к Родине проникает в сердце человека?) | 5. Любовь к Родине проникает в сердце человека через любование красотой родной природы, через слияние с ней, а ещё — через творчество художника, открывающего людям эту красоту и осознание в самих себе любви к России. |
6. Проблема отношения к красоте родной природы. (Кому открывается красота родной природы?) | 6. Красота родной природы открывается каждому, кто способен воспринять её сердцем. |
Вариант 11 | |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема переживания детьми военных событий, их посильного участия в войне. (Как дети переживали военные события? В чём заключалось их участие в борьбе с врагом?) | 1. В годы войны дети чувствовали, что не могут оставаться в стороне от происходящих событий, ощущали жажду дела, шли на любые уловки, лишь бы помочь стране в борьбе с врагом на фронте или в тылу. |
2. Проблема двойственного отношения взрослых к участию детей в военных событиях. (Как относились взрослые к участию детей в военных событиях?) | 2. С одной стороны, взрослые понимала, что детям на войне не место, что дети не осознают, насколько безжалостна война к людям, особенно к молодым и неопытным. С другой — восхищались стремлением детей защищать страну, их подвигами в грозное время, которыми они, повзрослев, будут гордиться. |
Вариант 12 | |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема выбора жизненного пути. (Насколько свободен молодой человек при выборе своего жизненного пути?) | 1. Молодому человеку дано право самому выбирать свой жизненный путь, взрослы лишь дают советы. |
2. Проблема понимания родителями счастья ребёнка. (В чём родители видят «лучшую долю» для ребёнка?) | 2. Некоторые родители, такие как отец героини текста «лучшей долей» для своего ребенка считают работу, на которой не придётся ходить «вечно в грязи, вечно с мокрыми, красными руками, вечно в сапогах с налипшей глиной». Родителям хочется, чтобы ребёнок вырос красивым, образованным, уважаемым всеми человеком. |
3. Проблема непонимания между представителями разных поколений. (Почему родители не понимают своих детей? К чему приводит непонимание, возникающее между родителями и детьми?) | Родители, заботясь о будущем своих детей, не всегда слышат их мнение и разделяют их интересы. Взрослым кажется, что они лучше знают, каким должно быть будущее их детей. Подобное непонимание провоцирует конфликты в семье. |
4. Проблема двуличия людей. (В чём проявляется двуличие людей?) | 4. Двуличие человека проявляется в том. что он говорит людям не то, что думает на самом деле. Неискренность человека отталкивает людей от него. |
Вариант 13 | |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема благодарности близким людям, чувства долга перед ними. (Что заставляет человека чувствовать благодарность по отношению к близким людям, ощущать себя в долгу перед ними?) | 1. Близкие люди поддерживают нас в трудные минуты, протягивают нам руку помощи, и человек испытывает в ответ чувство благодарности, которое воспринимается им как священный долг. Быть истинно благодарным человеком очень трудно. |
2. Проблема выражения благодарности. (Всегда ли мы своевременно благодарим людей? Почему так важно своевременно выражать благодарность?) | 2. Человек, даже будучи в душе благодарным кому-то, не всегда выражает благодарность близким людям, своевременно благодарит их, о чём сожалеет всю оставшуюся жизнь. |
3. Проблема проявления неуважения, неблагодарности. (Почему человек проявляет неуважение, неблагодарность по отношению к другим? Допустимо ли проявлять неуважение к людям?) | 3. Человек порой не умеет или даже не хочет выразить благодарность людям, заслужившим ее. Подобное неуважение к заслугам людей ничем не может быть оправдано. |
4. Проблема значимости поддержки близких людей. (Почему возможность поддержать близких людей так значима для человека?) | 4. Умение поддержать близкого человека, позаботиться о нем, помочь ему хоть чем-нибудь, дает человеку возможность выжить, выстоять даже в самых сложных жизненных ситуациях, преодолеть любые трудности. |
Вариант 14 | |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема проявления человечности на войне, проявления сострадания, милосердия по отношению к пленному врагу. (Кто способен проявить сострадание, милосердие по отношению к пленному врагу?) | 1. Тот, у кого чистая совесть и кто осознаёт ценность человеческой жизни, способен пощадить пленного врага, проявить к нему сострадание, милосердие даже в суровые годы войны. |
2. Проблема нравственного выбора. (Чем должен руководствоваться человек, перед которым стоит трудный нравственный выбор?) | 2. Каким бы трудным ни был нравственный выбор, стоящий перед человеком, нужно руководствоваться совестью, быть честным перед самим собой. |
Вариант 15 | |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема проявления героизма. (В чём состоял подвиг советских солдат в годы войны?) | 1. Подвиг советских солдат состоял в том, что | они героически, самоотверженно противостояли | врагу, не сдавались, даже несмотря на ранение, | на отсутствие подкрепления. |
2. Проблема проявления патриотизма. (В чём проявлялся патриотизм в годы войны?) | 2. Патриотизм в годы войны проявлялся в том, что люди ценою собственных жизней защищали свою Отчизну, дорогих и близких им людей. |
3. Проблема поведения людей в годы войны. (На что способен человек в минуты опасности?) | 3. В минуты опасности человек, испытывающий любовь к Родине, способен преодолеть физическую боль, способен действовать вопреки обстоятельствам. |
4. Проблема роли поэзии в годы войны. (Какую роль в годы войны играла поэзия?) | 4. Поэзия поддерживала людей в годы войны, придавала им сил. |
Вариант 16 | |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема невнимательного отношения детей к своим родителям. (Допустимо ли невнимательное отношение детей к своим родителям? В чём оно проявляется?) | 1. То, что дети стесняются своих матерей и проявляют эгоизм в общении с ними, недопустимо. Невнимательное отношение людей к собственным родителям не находит понимания у окружающих. |
2. Проблема проявления родительской любви. (Насколько сильна родительская любовь к детям?) | 2. Родительская любовь к детям безгранична: родители тонко чувствуют и понимают своих детей, видят только лучшие их качества. Верней и преданней родительского сердца нет ничего на свете. |
3. Проблема прекращения отношений между людьми. (Почему люди прекращают общаться друг с другом?) | 3. Причиной прекращения отношений между людьми могут стать разные взгляды на то, как нужно относиться к собственным родителям. |
Вариант 17 | |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема проявления самоотверженности (В чем проявляется человеческая самоотверженность?) | 1. Самоотверженность проявляется в способности оставаться верным своим убеждениям чувствам, несмотря ни на что, в готовности руководствоваться высокими устремлениями на пути к своей цели, в реализованном желании отдавать свои силы благому делу, помогать людям и защищать Отечество. |
2. Проблема проявления силы женской любви. (В чем проявляется сила женской любви ?) | 2. Сила женской любви проявляется в том, что ради любимого человека женщина способна преодолеть любые испытания. Люди восхищаются тем, насколько сильно способна любить женщина. |
3. Проблема недопонимания в отношениях людей.(Возможно ли преодолеть недопонимание, возникающее в отношениях людей?) | 4. Недопонимание во взаимоотношениях людей можно преодолеть, если не терять доверия к людям и оставаться верным своим внутренним устремлениям, действовать, как велит сердце. |
4. Проблема источников жизненных сил. (Что помогает человеку выжить в самых трудных обстоятельствах?) | 4. В самых жестоких обстоятельствах человеку помогает выжить сохранение доверия к людям, любовь к ним и стремление им помочь, облегчить их страдания. Сильным жизненным стимулом является ощущение своей причастности общему святому делу защиты Отечества. |
5. Проблема сохранения силы духа, воли к победе на войне. (Что помогало воинам сохранять на фронте силу духа и уверенность в победе?) | 6. Воины берегли в душе память о любимых, и это помогало им выстоять в годы суровых испытаний, вселяло в них силы для отчаянного противостояния врагу. Они передавали из уст в уста рассказ о силе любви девушки-северянки, а когда её любимый погиб в бою с врагом, в священном и праведном гневе снесли вражескую оборону. |
7. Проблема бесчеловечности войны. (В чём проявляется бесчеловечность войны?) | 7. Бесчеловечность войны проявляется в том, что она встаёт на пути самых сильных чувств, разлучая людей, разрушая человеческие судьбы. |
Вариант 18 | |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема судьбы русских деревень. (Какова судьба русских деревень.) | 1. Судьба русских деревень печальна: люди покидают деревенские избы «из-за жизненных ли обстоятельств, по зову ли детей или в силу всё сметающей на пути урбанизации». |
2. Проблема отношения к родному Дому. (Как люди должны относиться к родному Дому?) | 2. Даже покидая родной дом, человек должен проявлять уважение к месту, где родился и вырос; У настоящего хозяина, хранящего память о’предках, дом обихоженный. |
3. Проблема памяти о своем прошлом. (Нужно ли помнить свое прошлое?) | 3. Человек должен чтить своё прошлое, не забывать своих корней. |
Вариант 19 | |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема осознания человеком своей реализации в жизни, соотношения его желаний и возможностей. (Понимает ли человек, удалось ему реализовать себя в жизни или нет? Как соотносятся его желания и реализованные возможности?) | 1. Человеку не всегда удается осознать удалось ли ему реализовать себя, понять, как соотносятся его желания и реализованные возможности. Человек больше, чем его жизнь: он не только тот, кем стал в жизни, но и тот, кем себя воображает, кем хотел бы стать. |
2. Проблема понимания природы гениальности и самого гения. (Какова природа гениальности? Чем отличаются гении от обычных людей?) | 2. Природу гениальности объяснить трудно: выдающийся человек может появиться в самой заурядной семье. Гению удаётся реализовать себя максимально полно. |
Вариант 20 | |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема нравственной оценки факта войны. (Способно ли человеческое сознание принять сам факт войны?) | 1. Человеческому сознанию сложно понять, зачем нужна война, ведь она жестока, бессмысленна, противоестественна по самой своей природе. |
2. Проблема влияния войны на человека. (Как влияют военные события и связанные с ними человеческие трагедии на душевное состояние людей?) | 2. Война калечит судьбы людей, приносит в семьи горе, боль, страдание. |
3. Проблема роли семьи, родного дома в жизни человека. (Какую роль играет семья, родной дом в жизни человека?) | 3. Человек, оказавшись в родном доме, где ему знаком каждый предмет, в кругу любящих его родственников, испытывает радость, чувствует себя спокойным, счастливым. |
4. Проблема отношения человека к жизненным потрясениям, трудностям. (Какое влияние жизненные потрясения, трудности оказывают на человека?) | 4. Жизненные потрясения, трудности заставляют человека обратить внимание на истинные ценности. Человек, переживший беды, начинает по-настоящему ценить свою жизнь. |
Вариант 21 | |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема взаимосвязи поколений, отношений между взрослыми и детьми. (На чём основываются отношения между представителями разных поколений?) | 1. Отношения между представителями разных поколений строятся на любви, дружбе, взаимопонимании. Взрослые стремятся поддержать представителей младшего поколения, дать им наставления. Дети пробуждают у представителей старшего поколения воспоминания об их собственном детстве. |
2. Проблема роли детских воспоминаний. (Какова роль детских воспоминаний в жизни человека?) | 2. Воспоминания о своём детстве служат для человека источником радости, придают ему сил. |
3. Проблема взросления, приобретения жизненного опыта. (На кого должен ориентироваться человек, когда он взрослеет, приобретает жизненный опыт?) | 3. Взрослея, человек должен прислушиваться к правильным словам окружающих людей, но поступать должен так, как считает нужным, принимая самостоятельные решения. Только преодолевая трудности, человек приобретет жизненный опыт. |
4. Проблема одиночества людей в старости. (Как переживают люди старость? Что испытывают старые люди?) | 4. В старости люди испытывают чувство одиночества, стремятся окружить себя тем, что вызывает у них теплые воспоминания. |
5. Проблема роли книг в жизни человека. (Какую роль играют книги в нашей жизни?) | 5. Книги становятся другом для человека, любящего читать. С помощью книг ребенок познает мир, у взрослого человека книги вызывают воспоминания о его прошлом. |
Вариант 22 | |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема отношения к обывателям, к пошлости. (Как относиться к обывателям, к пошлости?) | 1. Люди, которые «кичатся» своим положением в обществе, в повседневной жизни зачастую оказываются обывателями, то есть людьми, живущими мелкими личными интересами. Обыватели вызывают у окружающих людей недоверчивое, презрительное отношение к себе. |
2. Проблема истинной и ложной порядочности, проблема хамства. (Допустимо ли хамство при общении?) | 2. Люди, уважаемые и обществе и считающие себя образованными и интеллигентными, не всегда ведут себя в быту благородно и порядочно. Люди не должны вести себя по-хамски по отношению к другим, не должны смотреть на всех «сверху вниз». |
3. Проблема умения постоять за себя, не уронить собственное достоинство, столкнувшись с пошлостью и хамством. (Как нужно вести себя по отношению к пошлости и хамству?) | 3. Необходимо всеми силами противостоять пошлости и хамству, уметь постоять за себя и дать отпор невоспитанным людям, даже если хамство проявляют высокопоставленные лица, уважаемые в обществе люди. |
Вариант 23 | |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема ценности детства. (В чем заключается ценность детства?) | 1. Детство это главная пора в жизни: человек предназначен для детства, рожден для него. Это самостоятельное царство, отдельная страна, независимая от взрослого будущего. |
2. Проблема восприятия окружающего мира ребенком. (Как дети воспринимают окружающий мир?) | 2. Ребенок воспринимает окружающий мир по-особому: ему кажется, что весь мир устроен для него и этим он привлекателен. Ребёнок испытывает внутреннюю и внешнюю свободу, он не обременён никакими обязанностями, чувством долга: нет ни любви, ни славы, ни путешествий — только жизнь, чистое ощущение восторга перед своим существованием под этим небом. |
3. Проблема ценности детских воспоминаний в жизни человека. (В чём проявляется ценность воспоминаний о детстве?) | 3. Детские воспоминания самые яркие и незабываемые. С возрастом вспоминается более всего детство, начисто забывается все плохое, остаётся только прелесть детской жизни |
4. Проблема восприятия детства как счастливой поры. (Является ли детство самой счастливой порой в жизни человека?) | 4. Детство — самая счастливая пора в жизни человека, она наполнена радостью, ощущением восторга |
Вариант 24 | |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема определения роли Родины в жизни человека. (Какую роль играет в жизни человека Родина? Что такое Родина?) | 1. Родина важна для человека своим историческим прошлым, созданным многими поколениями. Родина — это основа жизни каждого человека, его родное гнездо, это обладающий своим местом на земле народ с его языком, культурой. |
2. Проблема ответственности людей за судьбу своей Родины. (Почему люди должны нести ответственность за судьбу своей Родины? Как изменяется отношение к Родине в годы бедствий?) | 2. На каждом из нас лежит ответственность за судьбу Родины, за сохранение наследия нашего народа, создаваемого веками. В годы бедствий люди начинают больше ценить Родину, осознавать свою ответственность за её судьбу, объединяются ради её спасения. |
3. Проблема влияния России на мировую культуру. (Какое влияние Россия оказала на развитие мировой культуры?) | 3. Русское искусство и наука оказали большое влияние на развитие мировой культуры. |
Вариант 25 | |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема роли поэзии в жизни человека, силы её воздействия. (Какую роль поэзия играет в жизни человека, какое воздействие оказывает на него?) | 1. Творчество таких поэтов, как А. С. Пушкин, обращено непосредственно к сердцу человека и способно открыть перед ним неведомый светлый мир. |
2. Проблема осознания А. С. Пушкина как первого народного поэта. (Кого можно считать народным поэтом?) | 2. Народный поэт тот, чьи произведения и чья личность близки и понятны каждому человеку. И первым народным поэтом можно считать А. С. Пушкина, чьи произведения просты и искренни. |
3. Проблема ощущения лирической силы места, связанного с именем поэта. (Почему всё в Михайловском проникнуто необыкновенной лирической силой?) | 3. Тайна необыкновенной лирической силы Михайловского заключается в том, что все в этих местах напоминает о личности великого поэта, все озарено светом его поэзии. |
4. Проблема сохранения традиций и памятных мест. (Почему сохраняются традиции празднования в Михайловском дня рождения А. С. Пушкина? Что даёт сохранение заповедника людям?) | 4. Традиции празднования дня рождения А. С. Пушкина в Михайловском сохраняются, потому что люди гордятся своим великим земляком и свято берегут всё, что связано с памятью поэта. Благодаря этому все люди получают возможность приехать в Михайловское и прикоснуться к тому, что составляет славу России, а это очень важно для каждого, кто считает Россию своей Родиной. |
Вариант 26 | |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема отношения людей к судьбе родного языка. (Как люди относятся к судьбе родного языка?) | 1. На смену философии бездействия, провозглашавшей бессилие людей в борьбе с языковой стихией, должно прийти понимание, что в наших силах воздействовать на стихию своего языка, бороться за чистоту родного языка. |
2. Проблема повышения культуры речи. (Какие существуют способы повышения культуры речи?) | 2. К сверхмощным рычагам просвещения относятся библиотеки, учебные заведения, средства массовой информации, «идеально согласованные между собой во всех своих задачах и действиях». |
3. Проблема ответственности за судьбу родного языка. (На ком лежит ответственность за судьбу родного языка?) | 3. Ответственность за судьбу родного языка лежит не только на обществе в целом, но и на каждом человеке в отдельности: «чтобы повысить качество своего языка, нужно повысить качество своего сердца, своего интеллекта». |
Вариант 27 | |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема отношения к родителям. (Как дети относятся к своим родителям? Как воспринимают их?) | 1. Дети преувеличивают возможности собственных родителей, воображая их всесильными рыцарями, в то время как они обыкновенные люди. Однако, увидев своих родителей глазами сверстников, дети иногда начинают стыдиться их. хотя должны за них заступаться. |
2. Проблема проявления родительской любви. В чём проявляется родительская любовь?) | 2. Родительская любовь проявляется в заботе о детях, в создании атмосферы домашнего уюта, в которой ребёнок чувствует себя счастливым. |
3. Проблема роли детских воспоминаний. (Какова роль детских воспоминании?) | 3. Многие события, произошедшие в детстве, врезаются в память человека и впоследствии воспринимаются им как предвестие собственной судьбы. |
4. Проблема проявления детьми трусости. (Почему дети проявляют трусость?) | 4. Причин, по которым дети проявляют трусость, может быть несколько: многие боятся потерять дружбу сверстников, боятся показаться в их глазах смешными. |
5. Проблема ощущения вины перед родителями. (Что рождает в человеке чувство вины перед родителями?) | 5. Чувство вины перед родителями в человеке рождает проявленная им в детстве трусость, неспособность защитить их, «восстановить святое уважение». |
Вариант 28 | |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема определения роли природы в жизни человека. (Какую роль в жизни человека играет природа?) | 1. Природа играет большую роль в жизни человека: помогает ему отдохнуть от суеты, почувствовать единение с миром, обрести духовную гармонию, лучше понять мир и своё место в нём. |
2. Проблема влияния природы на духовный мир человека. (Влияет ли природа на духовный мир человека?) | 2. Природа влияет на духовный мир человека: даёт ему ощущение спокойствия, внутренней гармонии, мудрости, приятия мира и себя. |
3. Проблема умения замечать красоту в простом и обыденном. (Что даёт человеку умение замечать красоту в простом и обыденном?) | 3. Умение замечать красоту в самом простом и обыденном, воспринимать мир как чудо дает человеку возможность почувствовать единение с природой, гармонию с миром и с собой. |
Вариант 29 | |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема пошлости. (Как может проявляться пошлость в нашей жизни?) | 1. В произведениях А. П. Чехова пошлость «многолика». Порой она может проявляться в честолюбии героев, в их желании покрасоваться не своими заслугами. |
2. Проблема честолюбия маленького человека. (В чём проявляется честолюбие маленького человека?) | 2. Мелкий служащий всеми силами стремится придать значимости своему существованию, не брезгуя пойти и на обман. |
3. Проблема обмана при общении. (Допустим ли обман при общении? Как обман может повлиять на отношения между людьми?) | 3. Человека, обманывающего других, рано или поздно разоблачат. |
4. Проблема ложных ценностей. (Являются ли внешние атрибуты показателем истинной значимости человека?) | 4. Внешние атрибуты не являются мерилом истинной человеческой значимости. |
5. Проблема оценки человека но первому впечатлению. (Можно ли судить о человеке по первому впечатлению?) | 5. Оценивать человека по первому впечатлению нельзя: за внешностью благородного человека, вызывающего всеобщее уважение, может скрываться обманщик. |
Вариант 30 | |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема отношения к выдающимся личностям, к кумирам. (Как люди относятся к выдающимся личностям, к своим кумирам?) | 1. Люди ценят выдающихся личностей, своих кумиров, оказывают им внимание, преклоняются перед их талантом, выражают им свою благодарность, глядят на них как на чудо, гордятся тем, что выдающиеся люди являются их современниками и соотечественниками. |
2. Проблема силы таланта. (В чём заключается сила таланта?) | 2. Сила таланта заключается во власти творческого гения, таинственной власти, заставляющей людей «и плакать, и радоваться, и умиляться». |
3. Проблема несоответствия наших представлений о человеке действительности. (Всегда ли наши представления о человеке соответствуют реальности?) | 3. Наши представления о человеке могут не соответствовать действительности: рассказчик, ожидавший встретить маститого старца Л. Н. Толстого, «увидел среднего роста старика, осторожного и точного в движениях». |
4. Проблема трудности жизни талантливых людей. (Легко ли быть талантливым человеком?) | 4. Талантливым людям жить непросто: им приходится нести на себе груз таланта и всё время находиться в центре внимания. |
5. Проблема соотношения внешнего облика человека и его внутреннего мира. (Всегда ли внешность человека отражает его внутренний мир?) | 5. Не всегда внешность человека отражает его внутренний мир: внешне беспомощный человек может обладать огромной внутренней силой, которую не всегда можно сразу уловить. |
6 Проблема роли личности писателя в нашей культуре. (Какова роль личности Л. Н. Толстого в нашей культуре? Что отличало личность Л. Н. Толстого?) | 6. Л. Н. Толстой был очень наблюдательным, выдержанным, учтивым человеком, был «истинным царём», вызывавшим уважение у окружающих его людей, был признанным мастером слова, создавшим яркие художественные образы. Его вклад в русскую литературу трудно переоценить. |
Вариант 31 | |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема воспитания любви к поэзии. (Как воспитать любовь к поэзии?) | 1. Воспитать любовь к поэзии можно «красотой чтения, подчёркиванием ритмической, образной силы строк». |
2. Проблема значения книги в жизни человека. (Почему нужно любить книги?) | 2. Книги воспитывают людей. « Человек, не любящий книгу, несчастен, хотя и не всегда задумывается об этом. Жизнь его может быть наполнена интереснейшими событиями, но он будет лишён не менее важного — сопереживания прочитанному и осмысления его». |
3. Проблема восприятия красоты художественного слова. (Как научиться воспринимать красоту художественного слова?) | 3. «Подлинное прочтение художественного слова (в поэзии и в прозе) подразумевает не бегло почерпнутую информацию, а наслаждение словом, впитывание его всеми нервными клетками, умение чувствовать это слово кожей». |
4. Проблема благодарности тем, кто воспитывает в человеке любовь к поэзии. (Нужно ли благодарить тех, кто воспитывает в человеке любовь к поэзии?) | 4. Тех, кто воспитывает в человеке любовь к поэзии, необходимо благодарить, ведь работа с поэтическим словом — это кропотливый труд, требующий самоотдачи. Если человека воспитывать в любви к поэзии, из «преданного читателя поэзии» может вырасти профессиональный поэт. |
5. Проблема взаимоотношений поэтов и читателей. (Как взаимодействуют поэт и читатели?) | 5. Поэт воспитывает своей поэзией читателей, а добрые, но взыскательные читатели, в свою очередь, становятся «тайными соавторами» стихов поэта. |
6. Проблема определения качеств настоящего поэта. (Какими качествами должен обладать настоящий поэт?) | 6. Чтобы стать поэтом, нужно иметь совесть, обладать умом, проявлять смелость, любить свои и чужие стихи, хорошо писать стихи, любить свой народ. |
Вариант 32 | |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема влияния музыки на людей. (Какое воздействие музыка оказывает на людей?) | 1. Музыка способна пробудить в человеке очень сильные эмоции, вызнать у него слёзы. |
2. Проблема восприятия музыки людьми. (Как люди воспринимают музыку?) | 2. Слушая музыку, человек с особой остротой начинает испытывать различные чувства. |
3. Проблема отношения человека к своей родине. (Как человек относится к своей Родине?) | 3. Родина для человека сродни отцу и матери, любовь к пей настолько сильна, что, покидая Родину, человек испытывает бесконечную тоску по ней. |
Вариант 33 | |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема влияния музыки на людей. (Какое воздействие музыка оказывает на людей?) | 1. Музыка способна вызвать в человеке чувство печали и восторга, перевернуть его душу. |
2. Проблема восприятия музыки людьми. (Как люди воспринимают музыку?) | 2. В разном возрасте и в различных ситуациях люди воспринимают музыку по-разному. Слушая музыку, человек начинает с особой остротой ощущать то, что его тревожит или, наоборот, радует. |
3. Проблема влияния войны на мировосприятие и характер человека. (Как война меняет мировосприятие и характер человека?) | 3. Под влиянием войны человек меняется внутренне, меняются его взгляды и характер, часто происходит переоценка ценностей. Война обостряет чувства человека, заставляет осознавать причастность происходящему вокруг, переживать ужасы войны не отстранённо, а глубоко лично. |
Вариант 34 | |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема сохранения исторической памяти. (Почему важно сохранять историческую память?) | 1. Важно сохранять историческую память, поскольку память человека ограничена в своих возможностях и наша история постепенно забывается: Великая Отечественная война у ходит все дальше в невозвратное прошлое, редеют ряды ветеранов, участников тон войны. И долг каждого, кто пережил величайшую из войн и кому есть что рассказать людям, сделать это в любой доступной для него форме. |
2. Проблема роли литературы, искусства в сохранении исторической памяти. (Какую роль играют литература, искусство в сохранении исторической памяти?) | 2. Роль литературы, искусства в сохранении исторической памяти огромна: те, кто связан с литературой, искусством, должны запечатлеть как можно больше ярких индивидуальных и коллективных свидетельств о нашем прошлом в виде рассказанных по радио и телевидению историй, написанных очерков, статей. |
3. Проблема подвига людей в годы войны. (В чем заключается подвиг людей в годы войны?) | 3. Беспримерный подвиг людей в годы Великой Отечественной войны заключается в том, что они и на фронте, и в тылу ценой собственных жизней боролись с фашизмом, защищая от него свою страну, заботясь о жизни будущих поколений. |
Вариант 35 | |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема постижения тайны творчества. (Как постичь тайну творчества художника. В чем состоит тайна И. И. Левитана?) | 1. Очень трудно до конца постичь тайну обращенного к сердцам людей творчества художника. Тайна И. И. Левитана состоит в том, что он показал нам самим всю силу нашей любви к своей родной стране. |
2. Проблема природы гениальности художника. (В чём заключается гениальность художника?) | 2. Гениальность художника заключается в том, что он способен передать в полотнах свои чувства. До И. И. Левитана никому не удавалось высказать в полной мере любовь к родной стране, помочь людям выразить эту любовь и понять ее в самих себе. |
3. Проблема воздействия живописи на людей. (В чём состоит сила воздействия живописных полотен на зрителей?) | 3. Живопись оказывает сильное эстетическое воздействие на зрителей. Открывающаяся на полотнах И. И. Левитана простая и в то же время величественная красота Средней России облагораживает людей и приобщает их к этой красоте, рождает в их сердцах любовь к Родине и гордость за нее. |
4. Проблема приобщения к красоте родной страны. (Как происходит приобщение к красоте родной страны?) | 4. Приобщение к красоте родной страны происходит через любовь к её природе, через восприятие картин. И. И. Левитан своими полотнами открыл нам необыкновенную красоту самых простых российских пейзажей. |
5. Проблема влияния красоты природы на человека. (Как красота природы влияет на человека?) | 5. Необыкновенная красота природы пробуждает в человеке любовь к родной стране. Достаточно увидеть хотя бы однажды российские пейзажи, чтобы «сердце надолго, навек, навсегда покорилось этой стране с её светлой и чистой, как родниковая вода, красотой ». |
6. Проблема проявления любви к Родине. (В чём проявляется истинная любовь к Родине?) | 6. Истинная любовь к Родине проявляется в готовности отдать ей все душевные силы. |
7. Проблема осознания России своей второй Родиной. (Почему миллионы людей считают Россию своей второй Родиной?) | 7. Миллионы людей полюбили Россию и считают ее своей второй Родиной, потому что «с глубочайшей властью России над человеком бороться нельзя». |
Вариант 36 | |
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема отношения к учёбе, к науке. (Как нужно относиться к учёбе, к науке?) | 1. Те кто занимается учёбой, наукой, должны проявлять интерес к занятиям, быть более самостоятельными, ответственными, творчески подходить к написанию научных работ. |
2. Проблема выбора профессии, своего жизненного пути. (Почему важно, чтобы человек самостоятельно, ответственно подходил к выбору своей профессии, своего жизненного пути?) | 2. Человек должен самостоятельно, очень ответственно подходить к выбору своей профессии, своего жизненного пути, чтобы не заниматься всю оставшуюся жизнь делом, которое не любит. |
3. Проблема отношения к проявлению невежества и лени. (Как люди относятся к проявлению невежества и лени?) | 3. К невеждам и лентяям отношение окружающих людей нетерпимое: человек невежественный и ленивый не располагает к себе, не вызывает ни у кого доверия. |
Комментарии
Всего комментариев:
0